Уход за лицом: сухая кожа

Размышляем о сказке — «Спящая царевна

 Размышляем о сказке — «Спящая царевна
  1. Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?
  2. Кто из героев особенно понравился вам? Кто из них вызвал другие чувства?
  3. Какая сказка - «Спящая царевна» Жуковского или «Сказка о мёртвой царевне...» Пушкина ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чем?
  1. Что в описании проводов царя и ожидания его царицей создаёт особенно грустное настроение?
  2. Как вы понимаете строчки: «Тяжелёшенько вздохнула, Восхищенья не снесла И к обедне умерла...»?
  3. Похожа ли новая, «другая» царица на первую и что вы можете сказать о ней? Прочитайте пушкинские строчки, рассказывающие о новой царице.
  4. Понравилась ли вам царевна? Как объяснить, что стихотворные строчки о ней начинаются со слова «но»: «Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась - и расцвела»? Кому противопоставляет её автор?
  5. Чего добивалась царица от зеркальца и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба, гневная царица, злая царица, злая мачеха! Какое из этих слов выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?
  6. Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях? Как богатыри относятся к царевне и почему?
  7. Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.
  8. Прочитайте сцену (эпизод) разговора царевны с Чернавкой. Как вы понимаете этот эпизод?
  9. Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница настроения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы?

И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!

Будьте внимательны к слову

Выберите слова и выражения, которые встречались вам (или могли встретиться) в народных сказках, и те, которые могли быть, по вашему мнению, только в авторской сказке: простился, в путь-дорогу снарядился, ждёт-пождёт милого друга, глядючи, с белой зори до ночи, белёшенька земля, желанный, воротился издалеча, тяжелёшенько, восхищенья не снесла, неутешен, правду молвить, приветливо, свойство зеркальце имело, нраву кроткого такого, сыскался, перемолвился, трезвонить, трубит, величать, красная девица, что-де в гости к ним зашла, спознали, отрекался, потешить, прекословить, перечить, аль товар не по купцам, поникли головою, в горести душевной, сотворив обряд печальный, вдруг погасла, жертвой злобе, с мольбой погнался, трубит уже молва...

Литература и другие виды искусства

  1. Знакомы ли вы с иллюстрациями к этой пушкинской сказке Т. Мавриной, Е. Пашкова, художников Палеха? Какие из иллюстраций этих художников, по вашему мнению, точнее отражают внешний и внутренний облик героев?
  2. Какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны? Чем они вам интересны?
  3. Какая музыкальная мелодия, по вашему мнению, - грустная или весёлая, быстрая или медленная, резкая, чёткая или плавная - могла бы сопровождать стихотворные строки, посвященные первой царице, царевне, богатырям и Елисею, царице-мачехе?
  4. Какие фильмы, телефильмы, диафильмы на тему этой сказки вам известны? Какие события, эпизоды вы положили бы в основу фильма, если бы вам понадобилось подготовить спектакль или фильм по этой сказке?

Проверьте себя

Одна из сказок А. С. Пушкина заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». Назовите эту сказку.

Познакомимся со стихотворением поэта ХХ века Игоря Северянина «Что шепчет парк … ».

Прочтем его.

ЧТО ШЕПЧЕТ ПАРК
О каждом новом свежем пне,

Тоскую я душой смертельно,
И так трагично-больно мне.
Редеет парк, редеет глушь.
Редеют еловые кущи …
Он был когда-то леса гуще,
И в зеркалах осенних луж
Он отражался исполином …
Но вот пришли на двух ногах
Животные — и по долинам
Топор разнёс свой гулкий взмах.
Я слышу, как, внимая гуду
Убийственного топора,
Парк шепчет: «Вскоре Я не буду …
Но я ведь жил — была пора … »

Анализ стихотворения.

— Как вы думаете, о чём это стихотворение? Какие мысли и чувства оно вызвало у вас? (Стихотворение о бездумном уничтожении природы и о необходимости бережного отношения к ней.)

— Какой художественный приём использовал поэт в названии стихотворения? Какую роль играет этот приём? (Поэт часто использует олицетворения, благодаря которым природа оживает, словно говорит человеческим языком: «топор разнёс … свой взмах», «парк шепчет»

— О чём же шепчет парк? Почему Северянин употребил глагол «шепчет», а не другое слово, например «говорит» или «просит», «плачет»? (Шепчет — значит просит о помощи, пар к ослаб, у него больше нет сил громко шелестеть, шуметь, гудеть.)

— Какой приём использовал поэт, чтобы показать, что парк обессилел? Как достигается эффект шёпота? (Поэт использовал аллитерацию. При помощи повторяющихся глухих и шипящих согласных «с», «ж», «щ», «ш», «ц» создаётся эффект шёпота, как будто мы слышим глубокий вздох:

О каждом новом свежем пне,
О ветви, сломанной бесцельно,
Тоскую я душой смертельно,
И так трагично-больно мне …
Он был когда- то леса гуще,
И в зеркалах осенних луж
Он отражался исполином …

— На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение и почему? (Стихотворение, хотя оно и маленькое, состоит из трёх смысловых частей. Первая часть похожа на вступление. В ней говорится о переживаниях лирического героя. Во второй части мы
читаем о том, каким был раньше парк:

Он был когда- то леса гуще,
И в зеркалах осенних луж
Он отражался исполином …

А третья часть рисует мрачное будущее леса.

— Что за приём находим здесь? И как вы понимаете значение слова «исполин»? (Слово «исполин» — синоним слова «великан». Это сравнение, это можно подтвердить с помощью союза «как исполин», «как великан». Когда-то парк был могучим, сильным, ничто ему не было страшно.)

— А каким он стал теперь? (Поэт пишет: «Редеет парк, редеет глушь, / Редеют ёловые кущи … » Парк постепенно умирает, исчезает.)

— Почему поэт использовал в стихотворении сочетание ёловые кущи? Как вы его понимаете? (Когда-то ели росли густо — дружно. Теперь же люди равнодушно вырубают ёлки.)

— Почему поэт переставил ударение на первый слог? (Скорее всего, он не захотел нарушить ритм стиха.)

— Как вы понимаете строчки:

Но вот пришли на двух ногах
Животные — и по долинам
Топор разнёс свой гулкий взмах?

(Так поэт называет людей, потому что разумный человек не может так бездумно уничтожать лес. Значит, человек уподобляется
дикому животному. Таким образом автор подчёркивает жестокость человека.)

— О чём говорят эпитеты? Назовите их.
(Эпитет «убийственный» подчёркивает, что в руках человека топор превратился в орудие убийства парка. Для дерева топор — это палач, убийца.)

— Немало в стихотворении и олицетворений. Наверное, не случайно? Докажите.
(Это такие олицетворения, как «топор разнёс-, «парк шепчет», «но Я ведь жил». Топор наносит парку страшную, смертельную рану. Это страшное орудие в руках равнодушного человека, после его ударов ничего живого не остаётся. А лес — это живой организм: он рождается, растёт, живёт, радует нас шелестом листьев, пением птиц, цветением трав. Олицетворения помогают поэту изобразить парк живым существом, который так же чувствует боль и страдает, как и человек.)

— Метафора «в зеркалах осенних луж» вызывает у вас какие- то ассоциации?
(Наверное, когда-то парк любовался собой, глядя на своё отражение на воде, и тихо радовался.)
— Какое чувство испытывает лирический герой, когда слышит шелест листьев, деревьев? (Он тоскует «душой смертельно».
Слова «трагично-больно мне» говорят о том, что для него гибель деревьев — настоящая беда. И скорее всего оттого, что помочь им он не может, не может один человек защитить природу.)

— Автору удаётся передать тоску при помощи гиперболы «и так трагично-больно мне».
Кроме изобразительных средств, особую роль играет здесь многоточие. Как вы думаете, с какой целью поэт часто употребляет многоточие? (Он словно хочет продолжить перечисление: погибают не только «ёповые кущи», но и другие деревья, целый лес. Второе многоточие
обрывает рассказ-воспоминание о прошлой красоте парка, который был похож на лес. Последнее многоточие передаёт отчаяние и читается как крик о помощи.)

— О чём, на ваш взгляд, думал поэт, когда создавал это стихотворение? Какие мысли его тревожили? (Конечно, он прежде всего думал о сохранении природы. Из стихотворения видно, что Игорь Северянин очень любил природу и переживал из-за уничтожения городского парка.)

— Как бы вы охарактеризовали варваров, «которые губят парк? Можем ли мы говорить, судя по этому стихотворению, о любви человека к природе? (Нет, эти люди не любят природу, поэт даже не называет их людьми. Это «животные на двух ногах». Это очень жестокие, бездушные, бессердечные, беспощадные существа. Если бы они любили природу, не вырубали бы безжалостно парк, а они уничтожают живую природу, значит, не любят и Родину. И не только Родину, но, по убеждению Ф.М. Достоевского, не любят и человека, значит, не уважают себя, ведь человек — часть при роды. Никто не давал права человеку уничтожать природу, вырубать леса, осушать болота.)

16. Как вы понимаете две последние строчки "Признания"? Какое слово, на ваш взгляд, употреблено иронично (в противоположном значении), почему? Подразумевается библейская легенда о блуднице - грешнице, побиваемой камнями и защищенной Иисусом Христом. Важнейшее значение в этих строчках имеет слово "человек" - Державин подчеркивает именно человеческие достоинства и недостатки своего лирического героя, он не безгрешен именно потому, что человек. Ироническое звучание приобретает слово "мудрец": человек, бросающий камень на гроб жившего "по уму и сердцу человечьему", превращается в глупца, ничего не смыслящего в жизни."На птичку" 17. Считаете ли вы, что стихотворение Державина "На птичку" связано с идеей бережного отношения к природе? Стихотворение представляет собой развернутую аллегорию. Аллегория - конкретное изображение предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль. В данном случае речь идет, вероятно, не столько о конкретной птичке, сколько о свободе личности вообще и личности творческой в особенности.18. Назовите "четвертое словосочетание" в ряду: "река времен", "пропасть забвенья", "звуки лиры и трубы". В чем особенность этих словосочетаний? "Жерло вечности". Все это метафоры. Время предстает как река, забвенье как пропасть, поэзия как звуки лиры и трубы, вечность - как всепожирающая пасть.19. Прокомментируйте приведенные ниже строки, назовите их автора. Объясните смысл выделенных фраз. "Осел останется ослом, Хотя осыпь его звездами ; Где должно действовать умом, Он только хлопает ушами. О! Тщетно счастия рука , Против естественного чина , Безумца рядит к господина Или в шумиху дурака. Ответ. Фрагмент взят из стихотворения Г. Р. Державина "Вельможа". "Осыпь звездами" - награди, "счастия рука" - удача, "против естественного чина" - несмотря на истинную цену человека; безумец - человека без "разума", неумный; "шумиха" - сусальное золото, дорогие одежды. Смысл этих строк близок к смыслу стихотворения Хераскова "Знатная порода", но разворачивает ситуацию как бы с другой стороны: истинная цена человека не может скрыться ни за каким удачным его "превращением". От прямой дидактики Державин делает шаг к осмеянию. Отсюда - басенное "осел останется ослом".20. Заполните, пожалуйста, пропуски (вместо букв в первой части и цифр в остальных) в предлагаемом очерке жизни и творчества Г. Р. Державина. 1) В 1795 году Державину исполнилось 52 года. В это время "во след" Горацию он пишет стихотворение (А).... Родился Державин...(Б)........................... В (В)... лет был вызван в Петербург, в Преображенский полк. Потом станет одним из восьми секретарей Екатерины Второй, а в 1762 году принимает участие в перевороте, возведшем ее на престол. Начиная с 80-х годов занимал должности...(Г)..................................................., при Александре Первом был...(Д)....................... . 2) Державин был "государственным" и на службе, и в стихах. Приведите соответствующую цитату из стихотворений Державина. (1) Дерзость и "державность" Державина - черты, перешедшие из склада личности в стихи. Закончите цитату, укажите источник : (2) "... первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, ................................................" Державин получил наименование "певца Фелицы" не случайно. "Фелица" написана в........ году, это самое известное произведение Державина. "Фелица" пишется в ответ на сказку Екатерины Второй "О царевиче Хлоре". Царевич Хлор в этой сказке находился в плену и, чтобы вырваться оттуда, ему надо было найти Розу без шипов - Добродетель. Выручила его ордынская царица, которая дала ему в подмогу своего сына по имени Рассудок. Мораль сказки была в том, что (3) ..........Об этом - торжественное начало державинской оды "Фелица": (4) Далее Державин дает "урок царю", говорит о том, каким он должен быть: (5) ......................Человек 18 века в качестве главной антитезы видел страсти и рассудок. Страсти - темная сила. Человек, слепо отдавшийся страстям, неблагороден, заботится только о личном благе. Благородство - это умение посвятить себя общему делу, общему благу. Об этом - строки: (6) .................................................. В "Оде на рождение в севере порфирородного отрока", посвященной рождению Александра Первого, который родился на следующий день после солнцестояния, один из гениев (духов человека, представителей его индивидуальной души на небе) говорит: "Будь страстей своих владетель". Прокомментируйте эту строчку.(7) Фелица - счастливая. Что такое счастье - еще один важный вопрос. Счастливая Фелица противопоставлена в стихотворении вельможе (мурзе): (8) .......................................................... Рядом с традиционно высоким образом царицы появляется собирательный образ мурзы, и справедливая царица блещет на фоне разврата: (9) ....................................................................... Однако ода Державина "Фелица" - предвестница конца блестящей оды. Державин уже смешивает высокое и низкое: (10) ...................................................................... Державин гордился впоследствии, говоря о "Фелице", что он первый заговорил "забавным русским слогом", его ода - первое художественное воплощение русского быта. Докажите это на примере отрывков из оды "Фелица". (11) Меняется и соотношение между поэтом и царем. Закончите цитату : (12) "Цари! - Я мнил, вы боги властны, Никто над вами не судья, .............................................. .............................................. Стихотворение "Вельможе" (1794 г.) дает право Державину называться "бичом вельмож". Державин утверждает, что человек должен быть оценен не по рождению, а по делам: (13) .................. Как каждый писатель 18 века, Державин стремится прежде всего поучать, воспитывать: (14) ............................................ Державин - поэт-мыслитель, поэт-философ. Одна из важнейших тем его творчества - тема смерти. Вся философская поэзия Державина носит меланхолический оттенок. Таковы его стихотворения "На смерть князя Мещерского" и "Водопад". В бое часов слышится Державину (15) ..........................., он говорит о бренности всего земного, о том, что жизнь - обманчивая фата-моргана (приведите цитаты к уже высказанным идеям, прокомментируйте самостоятельно наиболее, на ваш взгляд, значимые строчки из указанных стихотворений). (16) Воскресить Державина способно только поэтическое творчество: (17) ................................................................... В конце 18-начале 19 века все сильнее выражен у Державина переворот к частной жизни. Державин удаляется от двора, поселяется в новгородском имении и пишет стихотворение послание "Евгению. Жизнь Званская". Державина-придворного поэта сменяет Державин-барин, домовитый хозяин. Державин любит свой дом любовью истинного язычника. Он равно доволен и семейственным своим благополучием, и обилием стола. Одна из его важнейших идей - войти в поэзию не в "парадном мундире", а появиться в стихах "по-домашнему": (18) ................................................... "Бог" (1784 год) - философская ода Державина. Огромную роль в ней играют антитезы: (19) .......................................... В его поэтической картине мира противоположное способно соединиться: (20) ............................................................... Человек есть настолько человек, насколько есть в нем божественное, вечное: (21) ................................................... Одна из характерных черт поэтики Державина - соединение высокого и низкого. Примеры тому можно найти, например, в стихотворении "Снигирь", посвященном (22) ........................: ...(23) ........................................................................... Вне световых обозначений, без игры красок немыслимо для Державина ни одно душевное волнение, ни один духовный образ: (24) ............................................................................. Удивительна звукопись Державина. Какой звук отсутствует в стихотворении "Соловей во сне"? Чем, на ваш взгляд, это можно объяснить? (25) Додержавинская лирика сплошь условна. И внешний мир, и собственные чувства изображены в "идеальном", несколько отвлеченном чистейшем и простейшем виде. Державин первый начал изображать мир таким, каким он представляется художнику. В этом смысле он был первым лириком России. Он был первым поэтом русским, сумевшим, а главное, захотевшим выразить свою личность такой, какая она была. Сравните портрет Державина (в вашем учебнике) и портрет Державина в колпаке и халате. Почему на смену парадному портрету приходит подобное изображение придворного поэта? (26) В русской литературе Державин останется вечно как первый поэт, положивший начало развитию основного "пушкинского" периода русской поэзии. Пушкинский ямб впервые прозвучал у Державина: (27) ................................................................... Имя Державина звучит в пушкинских произведениях: (28) ... ........................................................................................ Ответы: В 1795 году Державину исполнилось 52 года. В это время "во след" Горацию он пишет стихотворение "Памятник" Родился Державин под Казанью в 1743 году. В 20 лет был вызван в Петербург, в Преображенский полк. Потом станет одним из восьми секретарей Екатерины Второй, а в 1762 году принимает участие в перевороте, возведшем ее на престол. Начиная с 80-х годов занимал должности губернатора, личного секретаря Екатерины, сенатора, при Александре Первом был министром юстиции .

Например, отрывок из стихотворения "Вельможа":

"Хочу достоинствы я чтить, Которые собою сами Умели титлы заслужить Похвальными себе делами; Кого ни знатный род, ни сан, Ни счастие не украшали, Но кои доблестью снискали Себе почтенье от граждан".

- "В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить" ("Памятник") "Фелица" написана в 1782 году.

Вооружившись рассудком, можно достичь добродетели.

"Богоподобная царевна

Киргиз-Кайсацкия орды! Которой мудрость несравненна Открыла верные следы Царевичу младому Хлору Взойти на ту высоку гору, Где роза без шипов растет, Где добродетель обитает: Она мой дух и ум пленяет, Подай найти ее совет".- строфы 3,4,13-21.

- "Фелицы слава - слава бога,

Который брани усмирил; Который сира и убога Покрыл, одел и накормил..."(7) - Страсти - темная сила. Человек, слепо отдавшийся страстям, неблагодарен, заботится только о личном благе. Это особенно опасно, если от этого человека (царя) зависит жизнь и счастье других людей - граждан его государства. (8), (9) - строфы с 5 по 11. (10) - Например, "Блаженство смертным проливаешь" и "скачу к портному по кафтан"; "где все мне роскошь представляет, к утехам мысли уловляет" и "играя в дураки с женой" или "лечу на резвом скакуне" - "имея шапку набекрене". (11) - строфы 5 - 10 (описание жизни мурзы). (12) - "Но вы, как я подобно, страстны, И так же смертны, как и я". (14) - "Вельможу должно составлять Ум здравый, сердце просвещенно; Собой пример он должен дать". (15) - "глас смерти". (16) - "вся наша жизнь не что иное, как лишь мечтание пустое" ("Водопад"), "Глагол времен! Металла звон! Твой страшный глас меня смущает; Зовет меня, зовет твой стон, Зовет - и к гробу приближает.." ("На смерть князя Мещерского") (17) - "Воспой же бессмертие, лира! Восстану, восстану и я..." ("Ласточка"). (18) - стихотворное послание "Евгению. Жизнь Званская". (19) - "Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь, я раб, я червь, я бог!" (20) - "Ты цепь существ в себе вмещаешь, Его содержишь и живишь; Конец с началом сопрягаешь И смертию живот даришь". (21) - "Я средоточие живущих, Черта начальна божества.." (22) - А. В. Суворову (23) - "Кто перед ратью будет, пылая, Ездить на кляче, есть сухари; В стуже и зное меч закаляя, Спать на соломе, бдеть до зари..." (24) - "Не сожигай меня, Пламида, Ты тихим голубым огнем Очей своих.." (25) - отсутствует звук "р", это объясняется особенностями художественного мира стихотворения - нежностью, певучестью соловьиной песни. (26) - Державин был одним из первых русских поэтов, сумевшим, а, главное, захотевшим выразить свою личность такой, какой она была. (27) - "Как храм ареопаг Палладе Нептуна презря, посвятил, Притек к афинской лев ограде И ревом городу грозил..."Иван Андреевич Крылов