Уход за лицом: полезные советы

Региональные, национальные и наднациональные общественных организаций: роль и значение на рынках труда. Наднациональный Организация Объединенных Наций

Региональные, национальные и наднациональные общественных организаций: роль и значение на рынках труда. Наднациональный Организация Объединенных Наций

Международные организации, выполняющие отдельные наднациональные функции. Обладают исключительной компетенцией по ряду вопросов и ограничивают функции государств-членов в решении такого рода вопросов. Имеют право обязывать своих членов подчиняться ее решениям без их согласия, если решение принято большинством голосов. ВТО, Всемирный Банк и МВФ относятся к международным организациям ограниченного наднационального типа.

Особенности наднациональных организаций

· Право на вмешательство в вопросы, относящиеся к внутренней компетенции государства согласно его конституции

· В целях регулирования этих вопросов полномочия на создание правил, обязательных для государств-членов и механизмов контроля и принуждения к соблюдению этих правил государствами-членами

· Право обязывать и управомочивать физических и юридических лиц государств-членов

· Возложение широких полномочий по созданию правил и контролю за их соблюдением на непредставительные органы, ᴛ.ᴇ. международных служащих

· Европейский Союз – пример международной организации наднационального типа

· Главные органы ЕС: Европейский совет, Европейский парламент, Совет министров ЕС, Европейская комиссия, Европейский суд

Региональные интеграционные объединœения. По данным Всемирного Банка в мире насчитывается более 100 региональных группировок и инициатив.

Интеграционные объединœения характеризуются:

· Территориальной близостью

· Схожестью экономического и социального развития

· Наличием общих культурно-исторических традиций, типов обществ, общих политических целœей и задач.

Сущность происходящего в международной организации процесса состоит в выявлении интересов членов, их согласовании, выработке на этой основе общей позиции и воли, определœении соответствующих задач, а также методов и средств их решения. Основные фазы деятельности организации состоят в обсуждении, принятии решения и контроле за его исполнением. Отсюда вытекают три базовых вида функций международной организации : регулирующие, контрольные, оперативные.

Регулирующая функция является сегодня наиболее важной. Она состоит в принятии решений, определяющих цели, принципы, правила поведения государств-членов. Такого рода решения обладают лишь морально-политической обязательной силой, тем не менее их воздействие на межгосударственные отношения и на международное право нельзя недооценивать: любому государству трудно противостоять решению международной организации.

Резолюции организаций непосредственно не создают международно-правовых норм, но оказывают серьезное влияние как на правотворческий, так и на правоприменительный процесс. Многие принципы и нормы международного права были первоначально сформулированы в резолюциях. Им принадлежит важная функция актуализации международных проблем путем их подтверждения и конкретизации применительно к реальностям международной жизни: применяя нормы к конкретным ситуациям, организации раскрывают их содержание.

Контрольные функции состоят в осуществлении контроля за соответствием поведения государств нормам международного права, а также резолюциям. В этих целях организации вправе собирать и анализировать соответствующую информацию, обсуждать ее и выражать свое мнение в резолюциях. Во многих случаях государства обязаны регулярно представлять доклады о выполнении ими норм и актов организации в соответствующей области.

Оперативные функции международных организаций заключаются в достижении целœей собственными средствами организации. В подавляющем большинстве случаев организация воздействует на реальность через суверенные государства-члены. Вместе с тем постепенно растет роль и непосредственной деятельности. Организации оказывают экономическую, научно-техническую и другую помощь, предоставляют консультационные услуги.

Международные организации можно классифицировать по ряду критериев.

1. Учитывая зависимость откруга членов различают организации всœеобщие или ограниченного состава.

Всеобщие или универсальные международные экономические организации потенциально рассчитаны на участие всœех государств, хотя даже сегодня в ООН некоторые страны по разным причинам не принимают участие.

К таким организациям относятся организации системы ООН – сама ООН и связанные с нею соглашениями специализированные учреждения.

Организации ограниченного состава бывают региональными, ᴛ.ᴇ. открытыми только для государств определœенного географического района, к примеру, Содружество Независимых Государств, Организация африканского единства, Лига арабских государств, Организация американских государств, Совет Европы.

В других случаях возможность членства определяется иными критериями. В Организации экономического сотрудничества и развития принимают участие только промышленно развитые страны. Членами Организации стран - экспортеров нефти являются страны, для которых основным источником доходов является экспорт нефти.

2. Учитывая зависимость отхарактера компетенции организации делятся на обладающие общей и специальной компетенцией . В первом случае компетенция не ограничена какой-либо одной сферой сотрудничества. Примером служит ООН, которая может рассматривать практически любую международную проблему. Исключение составляют конкретные вопросы, отнесенные к компетенции ее специализированных учреждений. Столь широкая компетенция не может не сказываться на полномочиях универсальных организаций, которые не вправе принимать обязательные решения, а потому ограничиваются обсуждением и принятием рекомендаций. Во имя обеспечения мира исключение сделано лишь для Совета Безопасности ООН, который в определœенных случаях может принимать юридически обязательные решения.

3. По соотношению объема компетенции, передаваемой государствами международной организации, различают:

¾ межправительственные организации, выполняющие координационные функции , в которых перераспределœенная компетенция остается совместной для государства и организации;

¾ международные организации, выполняющие отдельные наднациональные функции , обладающие исключительной компетенцией по ряду вопросов и ограничивающие функции государств-членов в их решении. Примером может служить обязательность выполнения решений МВФ и Мирового банка в валютно-кредитной сфере для стран-участниц;

¾ наднациональные организации , созданные для формирования правил, обязательных для государств-членов, и механизмов контроля и принуждения участников к соблюдению этих правил. Подобными функциями наделœены наднациональные органы Европейского Союза: Европейский совет, Европейский парламент и др.

4. По организационному признаку международные экономические организации подразделяются на:

¾ международные экономические организации системы ООН;

¾ международные экономические организации, не входящие в систему ООН;

¾ региональные экономические организации.

5. В зависимости от сферы международного регулирования международные организации классифицируются как:

¾ международные экономические организации, регулирующие экономическое и промышленное сотрудничество и отрасли мировой экономики (ПРООН, Организация Объединœенных Наций по промышленному развитию - ЮНИДО, Всемирная организация по туризму, Международная морская организация и др.);

¾ международные экономические организации, регулирующие мировую торговлю (Всемирная торговая организация, Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД, международные организации стран-производителœей и экспортеров продовольственных и сырьевых товаров);

¾ международные валютно-кредитные и финансовые организации (Международный валютный фонд, институты Мирового банка);

¾ международные и региональные организации, регулирующие предпринимательскую деятельность (Комиссия ООН по ТИК и др.);

¾ международные неправительственные организации и объединœения, содействующие развитию мирохозяйственных связей (международные союзы предпринимателœей, торговые палаты, отраслевые ассоциации и федерации).

Членами международных организаций являются только суверенные государства , а не их органы, несмотря на то, что такие организации зачастую именуют межправительственными. Не бывают членами международной организации части государства. Все члены равноправно принимают участие в работе органов организации и несут ответственность за ее деятельность. Οʜᴎ делают взносы в бюджет организации, в том числе и в неравных долях. К примеру, в финансировании ООН на долю США приходится 25% всœех расходов, Японии - 19,9%, Германии - 9,8%, Франции - 6,5%, Италии - 5,4%, Великобритании - 5,1%, Испании - 2,6%. На долю остальных стран приходится 25,7%. Аналогичная ситуация и в формировании заемного капитала в МВФ. На практике это нередко приводит к навязыванию своей воли экономически более развитыми членами организации менее развитым.

После второй мировой войны колониальные страны не отвечали требованиям, предъявляемым к членам международных организаций, не были заинтересованы в деятельности организаций. Для решения проблемы было использовано ассоциированное членство . От полного членства оно отличается отсутствием права участвовать в голосовании и быть избранным в исполнительные органы. В наше время ассоциированное членство используется в тех случаях, когда полное членство по тем или иным причинам временно или постоянно невозможно. Так, многие страны Центральной и Восточной Европы прошли через этап ассоциированного членства в Совете Европы.

В международных организациях существует также статус наблюдателя . Он предоставляется государствам-нечленам или государствам-членам, которые не вошли в состав органа организации. Швейцария была представлена наблюдателями на многих сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Большинство членов ООН направляют своих наблюдателœей на заседания Совета Безопасности. Статус наблюдателя был предоставлен ООН ряду национально-освободительных движений. Нередко специализированные учреждения и региональные организации направляют своих наблюдателœей в органы ООН. Οʜᴎ обладают правом присутствовать на базовых заседаниях и получать документы.

Зачастую неправительственным организациям предоставляется консультативный статус , который близок статусу наблюдателя. Такая практика типична для Экономического и Социального Совета ООН. Членство прекращается с ликвидацией организации или самого государства-члена. Членство не переходит в порядке правопреемства. Россия заняла место СССР не как правопреемник, а как государство-продолжатель СССР.

Международные организации, выполняющие отдельные наднациональные функции. Обладают исключительной компетенцией по ряду вопросов и ограничивают функции государств-членов в решении такого рода вопросов. Имеют право обязывать своих членов подчиняться ее решениям без их согласия, если решение принято большинством голосов. ВТО, Всемирный Банк и МВФ относятся к международным организациям ограниченного наднационального типа.

Особенности наднациональных организаций

· Право на вмешательство в вопросы, относящиеся к внутренней компетенции государства согласно его конституции

· В целях регулирования этих вопросов полномочия на создание правил, обязательных для государств-членов и механизмов контроля и принуждения к соблюдению этих правил государствами-членами

· Право обязывать и управомочивать физических и юридических лиц государств-членов

· Возложение широких полномочий по созданию правил и контролю за их соблюдением на непредставительные органы, т.е. международных служащих

· Европейский Союз – пример международной организации наднационального типа

· Главные органы ЕС: Европейский совет, Европейский парламент, Совет министров ЕС, Европейская комиссия, Европейский суд

Региональные интеграционные объединения. По данным Всемирного Банка в мире насчитывается более 100 региональных группировок и инициатив.

Интеграционные объединения характеризуются:

· Территориальной близостью

· Схожестью экономического и социального развития

· Наличием общих культурно-исторических традиций, типов обществ, общих политических целей и задач.

Сущность происходящего в международной организации процесса состоит в выявлении интересов членов, их согласовании, выработке на этой основе общей позиции и воли, определении соответствующих задач, а также методов и средств их решения. Основные фазы деятельности организации состоят в обсуждении, принятии решения и контроле за его исполнением. Отсюда вытекают три основных вида функций международной организации : регулирующие, контрольные, оперативные.

Регулирующая функция является сегодня наиболее важной. Она состоит в принятии решений, определяющих цели, принципы, правила поведения государств-членов. Такого рода решения обладают лишь морально-политической обязательной силой, тем не менее их воздействие на межгосударственные отношения и на международное право нельзя недооценивать: любому государству трудно противостоять решению международной организации.

Резолюции организаций непосредственно не создают международно-правовых норм, но оказывают серьезное влияние как на правотворческий, так и на правоприменительный процесс. Многие принципы и нормы международного права были первоначально сформулированы в резолюциях. Им принадлежит важная функция актуализации международных проблем путем их подтверждения и конкретизации применительно к реальностям международной жизни: применяя нормы к конкретным ситуациям, организации раскрывают их содержание.



Контрольные функции состоят в осуществлении контроля за соответствием поведения государств нормам международного права, а также резолюциям. В этих целях организации вправе собирать и анализировать соответствующую информацию, обсуждать ее и выражать свое мнение в резолюциях. Во многих случаях государства обязаны регулярно представлять доклады о выполнении ими норм и актов организации в соответствующей области.

Оперативные функции международных организаций заключаются в достижении целей собственными средствами организации. В подавляющем большинстве случаев организация воздействует на реальность через суверенные государства-члены. Вместе с тем постепенно растет роль и непосредственной деятельности. Организации оказывают экономическую, научно-техническую и другую помощь, предоставляют консультационные услуги.

Международные организации можно классифицировать по ряду критериев.

1. В зависимости от круга членов различают организации всеобщие или ограниченного состава.

Всеобщие или универсальные международные экономические организации потенциально рассчитаны на участие всех государств, хотя даже сегодня в ООН некоторые страны по разным причинам не участвуют.

К таким организациям относятся организации системы ООН – сама ООН и связанные с нею соглашениями специализированные учреждения.

Организации ограниченного состава могут быть региональными, т.е. открытыми только для государств определенного географического района, например, Содружество Независимых Государств, Организация африканского единства, Лига арабских государств, Организация американских государств, Совет Европы.

В других случаях возможность членства определяется иными критериями. В Организации экономического сотрудничества и развития участвуют только промышленно развитые страны. Членами Организации стран - экспортеров нефти являются страны, для которых основным источником доходов является экспорт нефти.

2. В зависимости от характера компетенции организации делятся на обладающие общей и специальной компетенцией . В первом случае компетенция не ограничена какой-либо одной сферой сотрудничества. Примером служит ООН, которая может рассматривать практически любую международную проблему. Исключение составляют конкретные вопросы, отнесенные к компетенции ее специализированных учреждений. Столь широкая компетенция не может не сказываться на полномочиях универсальных организаций, которые не вправе принимать обязательные решения, а потому ограничиваются обсуждением и принятием рекомендаций. Во имя обеспечения мира исключение сделано лишь для Совета Безопасности ООН, который в определенных случаях может принимать юридически обязательные решения.

3. По соотношению объема компетенции, передаваемой государствами международной организации, различают:

¾ межправительственные организации, выполняющие координационные функции , в которых перераспределенная компетенция остается совместной для государства и организации;

¾ международные организации, выполняющие отдельные наднациональные функции , обладающие исключительной компетенцией по ряду вопросов и ограничивающие функции государств-членов в их решении. Примером может служить обязательность выполнения решений МВФ и Мирового банка в валютно-кредитной сфере для стран-участниц;

¾ наднациональные организации , созданные для формирования правил, обязательных для государств-членов, и механизмов контроля и принуждения участников к соблюдению этих правил. Подобными функциями наделены наднациональные органы Европейского Союза: Европейский совет, Европейский парламент и др.

4. По организационному признаку международные экономические организации подразделяются на:

¾ международные экономические организации системы ООН;

¾ международные экономические организации, не входящие в систему ООН;

¾ региональные экономические организации.

5. В зависимости от сферы международного регулирования международные организации классифицируются как:

¾ международные экономические организации, регулирующие экономическое и промышленное сотрудничество и отрасли мировой экономики (ПРООН, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию - ЮНИДО, Всемирная организация по туризму, Международная морская организация и др.);

¾ международные экономические организации, регулирующие мировую торговлю (Всемирная торговая организация, Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД, международные организации стран-производителей и экспортеров продовольственных и сырьевых товаров);

¾ международные валютно-кредитные и финансовые организации (Международный валютный фонд, институты Мирового банка);

¾ международные и региональные организации, регулирующие предпринимательскую деятельность (Комиссия ООН по ТИК и др.);

¾ международные неправительственные организации и объединения, содействующие развитию мирохозяйственных связей (международные союзы предпринимателей, торговые палаты, отраслевые ассоциации и федерации).

Членами международных организаций являются только суверенные государства , а не их органы, несмотря на то, что такие организации зачастую именуют межправительственными. Не могут быть членами международной организации части государства. Все члены равноправно участвуют в работе органов организации и несут ответственность за ее деятельность. Они делают взносы в бюджет организации, в том числе и в неравных долях. Например, в финансировании ООН на долю США приходится 25% всех расходов, Японии - 19,9%, Германии - 9,8%, Франции - 6,5%, Италии - 5,4%, Великобритании - 5,1%, Испании - 2,6%. На долю остальных стран приходится 25,7%. Аналогичная ситуация и в формировании заемного капитала в МВФ. На практике это нередко приводит к навязыванию своей воли экономически более развитыми членами организации менее развитым.

После второй мировой войны колониальные страны не отвечали требованиям, предъявляемым к членам международных организаций, не были заинтересованы в деятельности организаций. Для решения проблемы было использовано ассоциированное членство . От полного членства оно отличается отсутствием права участвовать в голосовании и быть избранным в исполнительные органы. В наше время ассоциированное членство используется в тех случаях, когда полное членство по тем или иным причинам временно или постоянно невозможно. Так, многие страны Центральной и Восточной Европы прошли через этап ассоциированного членства в Совете Европы.

В международных организациях существует также статус наблюдателя . Он предоставляется государствам-нечленам или государствам-членам, которые не вошли в состав органа организации. Швейцария была представлена наблюдателями на многих сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Большинство членов ООН направляют своих наблюдателей на заседания Совета Безопасности. Статус наблюдателя был предоставлен ООН ряду национально-освободительных движений. Нередко специализированные учреждения и региональные организации направляют своих наблюдателей в органы ООН. Они обладают правом присутствовать на основных заседаниях и получать документы.

Зачастую неправительственным организациям предоставляется консультативный статус , который близок статусу наблюдателя. Такая практика типична для Экономического и Социального Совета ООН. Членство прекращается с ликвидацией организации или самого государства-члена. Членство не переходит в порядке правопреемства. Россия заняла место СССР не как правопреемник, а как государство-продолжатель СССР.

Международные организации, выполняющие отдельные наднациональные функции, обладают исключительной компетенцией по ряду вопросов и ограничивают функции государств-членов в решении такого рода вопросов; имеют право обязывать своих членов подчиняться ее решениям без их согласия и против их согласия, если решение принято большинством голосов.

Всемирная торговая организация, Всемирный банк и Международный валютный фонд относятся к международным организациям ограниченного наднационального типа.

Более подробно остановимся на каждой международной экономической организации наднационального типа.

Международная торговля товарами и услугами регулируется несколькими международными организациями, важнейшей из которых является Всемирная торговая организация.

ВТО - это международная организация, сформированная в результате Уругвайского раунда переговоров 1 января 1995 г.

Соглашение о создании ВТО содержит 29 правовых документов и 25 министерских деклараций, которые определяют права и обязанности государств в рамках многосторонней торговой системы. По состоянию на начало 2011 г. в ВТО состояло 153 государства.

Основные принципы Всемирной торговой организации:

1. Торговля без дискриминации на основе режима наиболее благоприятствуемой нации и национального режима.

2. Либерализация международной торговли путем проведения многосторонних переговоров по снижению таможенных тарифов.

3. Применение мер, ограничивающих импорт, только на основе правил ВТО.

4. Предсказуемость торговой политики и содействие конкуренции.

Основными целями ВТО являются:

1. Улучшение уровня жизни населения стран-членов.

2. Обеспечение полной занятости граждан страны.

3. Обеспечение роста реальных доходов населения и спроса.

4. Расширение производства и торговли товарами и услугами.

5. Развитие и защита окружающей среды.

6. Предоставление особых условий для экономик развивающихся стран.

Основные функции Всемирной торговой организации:

а) внедряет и администрирует подписанные соглашения;

б) выступает форумом для переговоров;

в) решает возникающие споры между государствами-членами;

г) осуществляет обзоры торговой политики различных стран-членов;

д) согласовывает вопросы в формировании глобальной экономической политики.

Структура Всемирной торговой организации:

· Конференция является высшим органом (собирается 1 раз в два года).

· Генеральный совет руководит деятельностью организации между конференциями.

В своем составе Генеральный совет имеет: орган по урегулированию споров и орган по обзору торговой политики.

В состав структуры ВТО входят Советы: по торговле товарами, по торговле услугами, по защите прав интеллектуальной собственности.

В последнее время широко обсуждается тема вступления России во Всемирную торговую организацию. По прогнозам Минэкономразвития, это должно произойти в 2012 г. Отдельные руководители страны такой поворот событий трактуют как исключительную удачу. С одной стороны, появляется возможность продвижения отечественной продукции на международных рынках. Но с другой стороны, тяжелое машиностроение и в целом отечественная промышленность могут оказаться неконкурентоспособными не только за рубежом, но и на внутреннем рынке.

Вопрос о вхождении России в ВТО муссируется более 18 лет, но, ни в одном Федеральном законе нет упоминания о возможности вступления страны в эту организацию.

Однако в октябре 2010 г. президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама констатировали успешное окончание российско-американских переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию.

Следовательно, все внешние препятствия на пути России в ВТО устранены - США были предпоследней страной, с которой Россия до сих пор не могла достичь соглашения в ходе двусторонних переговоров. Правда, есть и Грузия, которая на вступление России в ВТО так и не согласилась. Но после успешного завершения переговоров России и США она осталась в гордом одиночестве. Члены ВТО заранее подстраховались: после войны 2008 г. Грузия была выведена из рабочей группы по присоединению России, и теперь в одностороннем порядке она блокировать вступление России в ВТО не может. Комиссия ВТО должна подготовить специальный доклад о присоединяющейся стране.

Доклад должен быть одобрен членами ВТО - большинством в 2/3 голосов. Именно этот документ официально установит список мер, которые должна принять Россия, чтобы соответствовать требованиям ВТО, а также переходные периоды для устранения каждого из несоответствующих параметров. Согласно уставу ВТО, эти периоды могут составлять от года до семи лет.

Исходя из требований, вступление в ВТО напрямую коснется населения России. Это объясняется рядом обстоятельств:

первое обстоятельство , это отразится на стоимости коммунальных услуг. В настоящее время внутренние тарифы на газ и электроэнергию не сильно (не более чем на 7-10%) отличаются от внешних тарифов. Российские потребители в этом случае не должны получать преференций по отношению к внешним тарифам.



Если строго следовать требованиям ВТО, тарифы для граждан Российской Федерации должны составлять не менее 90% экспортных цен. Действующие тарифы на газ для населения нужно повысить на 211%, а на электроэнергию - на 96%.

Второе обстоятельство , исходя из вышеозначенного необходимо повысить заработную плату россиян до европейского уровня (минимальная - €950, средняя - €1800). Но этого делать нельзя, так как тогда еще больше станет ее отрыв от производительности труда, которая сейчас в России в 2,5 раза меньше, чем в Евросоюзе.

Остается постепенно и одновременно повышать и тарифы, и зарплаты, и производительность. Для смягчения социального шока выторговать у ВТО максимальный срок перехода на "правильные" тарифы - семь лет. С учетом российской инфляции тарифы на газ должны будут расти на 38% в год. К 20%-му ежегодному повышению тарифов граждане России привыкли, а ВТО “постарается” приучит их и к 38%-му. Есть слабая надежда, что Россия сумеет выторговать эксклюзивные условия. Если для России сроки будут увеличены, то рост тарифов для населения будет более умеренным - близким к нынешнему состоянию.

На наш взгляд, присоединение к ВТО не должно приносить населению России неприятности, что связано с рядом обстоятельств:

первое обстоятельство , в стране очень дорогиебанковские кредиты.В период глобального финансового кризиса (2008 -2009 гг.) стоимость потребительских кредитов в США в среднем выросла вдвое, с 2,5 до 5% годовых. В России - с 18 до 35%.

Конечно, в России инфляция выше. Но на стоимость кредитных ресурсов в большой степени влияют особенности национальной банковской системы. Вступление России в ВТО эти особенности по идее должно устранить. По логике ВТО иностранные потребители кредитов не должны иметь преимуществ перед российскими потребителями;

второе обстоятельство , введение в России западных стандартов страхования позволит серьезно оздоровить отечественный рынок. Речь может идти, к примеру, о массированном внедрении такого весьма дешевого и потому популярного в промышленно развитых странах продукта, как страхование жизни (сегодня в России этот вид страхования развит крайне слабо).

третье обстоятельство , несомненным плюсом для населения страны станет снижение , а может и отмена импортных пошлин на многочисленные группы товаров.

Очевидно, это означает удешевление розницы. Особая история здесь, конечно, автомобили-иномарки. Снижение цен на них, само собой, порадует потребителя, но для работников отечественной автомобильной промышленности станет шоком, что возможно приведет к социальной напряженности в стране.

четвертое обстоятельство , не менее важен вопрос дотаций в сельское хозяйство. Согласованные требования ВТО оставляют за Россией право дотировать своего производителя на $9 млрд. в год. Это почти вдвое больше существующих дотаций: даже в нынешнюю засуху они суммарно не превысили $4,7 млрд.

Таким образом, ВТО не является панацей от всех бед, но и не яд. Скорее всего, это горькое лекарство, заставляющее производителей каждой страны быть эффективными и конкурентоспособными на мировом уровне. Населению придется работать интенсивнее. Открываются новые возможности потребления, повышается качество жизни. В итоге выигрывают все. Правда, нельзя сказать, что непременно быстро.

Структурой, регулирующей мировые денежно-кредитные отношений, является Мировой банк (Всемирный банк). Глава Всемирного банка - Роберт Целлик.

Структурно Мировой банк представляет собой группу финансовых институтов, имеющих одно стратегическое направление деятельности, но несколько различных по тактическим задачам. Прежде всего, это:

· Международный банк реконструкции и развития (МБРР), являющийся основой Всемирного банка.

· Международная ассоциация развития (МАР), занимающаяся проблемами развития беднейших стран.

· Международная финансовая корпорация (МФК) способствует переливу капитала частных инвесторов из промышленно развитых стран в развивающиеся страны.

· Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

· Многостороннее агентство по гарантии инвестиций (МАГИ).

В декабре 1945 г. 29 государств ратифицировали соглашение о вступление в организацию. Практическая деятельность Всемирного банка началась 25 июня 1946 г.

Основные цели Всемирного банка:

· реконструкция и развитие экономик стран-членов;

· способствование развитию международной торговли;

· стимулирование привлечения в экономику стран-членов иностранного капитала (стремление привлекать частный капитал);

· предоставление странам-членам займов в целях развития, в тех случаях, когда невозможно получить частные инвестиции на приемлемых условиях для страны.

Кредитная деятельность Всемирного банка достаточно масштабна и имеет целью стимулировать развитие частного бизнеса. При этом каждый из входящих во Всемирный банк кредитных институтов имеет некоторую специфику проведения собственных операций. До принятия решения о кредитовании собирается вся информация о заемщике путем обследования национальной экономики страны группой экспертов Всемирного банка. Данная миссия вырабатывает рекомендации национальному правительству, затрагивающие, как правило, не только экономическую, но и социальную, политическую стороны жизни общества.

Кредитование осуществляется лишь в случае согласия правительства страны-заемщика принять данные рекомендации к внедрению. Если рекомендации отвергнуты, данное государство не только не получит кредит Всемирного банка, но рискует получить отказ также от МВФ и основных стран-доноров. Это объясняется тем, что Всемирный банк председательствует в целом ряде международных кредитных союзов.

Основу Всемирного банка составляет Международный банк реконструкции и развития, включающий 184 государства-члена. Структурно МБРР состоит:

· из Совета управляющих (по одному представителю от каждой страны);

· из Исполнительного совета (или директорат) - 24 директора. Главная задача - решение вопросов о выдаче кредитов.

Пять стран, представленные в Исполнительном совете (Великобритания, Германия, США, Франция, Япония) имеют самую большую квоту, остальные государства представляют избираемый директорат. Голоса распределяются: 250 базовых голосов плюс один голос за каждый 100 тысяч долларов. Для примера, у США – 17,0% голосов, России - 1,8% голосов.

· Президента Банка – высшая должность (представитель США).

Уставной фонд МБРР существенно меньше, чем у МВФ, так как опирается на собственные средства (15% - Банка плюс 85% - заемные средства, получаемые путем выпуска облигаций).

Общая сумма кредитов, выданных МБРР за 65- летнюю историю своей деятельности, превышает 250 млрд. долл., при этом более трети приходилось на 90-е гг. ХХ в.

МБРР по всем своим кредитам требует государственных гарантий. Сроки предоставления кредита – долгосрочные (от 8 до 30 лет), кредит может быть предоставлен и на срок 10-30 лет, и 15-30 лет.

Процентная ставка не фиксирована, то есть меняется в зависимости от проекта, срока, вида (ставка ниже, чем у других). Маржа относительно небольшая, как правило, 1% годовых. Общая сумма кредитов, предоставляемых МБРР в год составляет 6-8 млрд. долл.

Общий объем финансирования Российской Федерации от МБРР составил около 10 млрд. долл. (два нефтяных, один газовый кредит; электроэнергетика; система пенсионного обеспечения; автодороги). 1/10 часть дорог (в км.) построена или реставрирована за счет денег МБРР. В 90-е гг. ХХ века в России МБРР финансировал 50 проектов. Планировался проект по финансированию жилья в нашей стране (примерно 4 млрд. долл.), но в итоге банк выделил мизерную сумму.

Третьим элементом международных организаций, ограниченного наднационального типа является Международный валютный фонд.

Одним и главных организаторов международных денежных потоков выступает Международный валютный фонд. Данный институт создан с целью урегулирования валютно-финансовых и валютно-кредитных взаимоотношений, складывающихся между государствами-членами данного фонда.

Как отмечалось ранее, учреждение МВФ состоялось на конференции ООН (1-22 июля 1944 г.). Тогда представители 44 государств, в том числе и СССР, приняли Устав фонда, который вступил в силу 27 декабря 1945 г. Практическую деятельность МВФ начал в мае 1946 г. в Вашингтоне, опираясь на участие 39 стран. Соглашение об образовании Международного валютного фонда СССР не ратифицировал вследствие начавшейся «холодной войны» между Востоком и Западом. В течение 50-60-х гг. ХХ века аналогично поступили Польша, Куба, Чехословакия.

Отказ от социалистического строительства и распад советского блока в 80-е гг. ХХ века привел к существенному расширению состава участников фонда, общее число которых на 1 июля 1994 г. достигло 178, на 1 января 2005 г. составляло 184, а на 1 января 2011 г. – 185 стран. Россия вступила в МВФ 1 июня 1992 г. Куба и Северная Корея до настоящего времени не являются членами МВФ.

Основные задачи Международного валютного фонда:

1. Достижение стабильного функционирования валютной системы.

2. Стабилизация национальных валютных систем стран-членов.

3. Стабилизация курсов валют стран-членов.

4. Не допущение обесценения национальных денежных единиц.

5. Иметь положительный платежный баланс в торговле стран-членов между собой.

Главная задача МВФ – предоставление займов странам-членам в иностранной валюте для устранения дефицита их платежных балансов.

Структура Международного валютного фонда была сформирована в июле 1944 г. Законодательным органом является Совет управляющих, который проводит свои заседания один раз в год. Каждая страна представляет управляющего и его заместителя. Как правило, это министры финансов или руководители Центральных банков.

В основные функции Совета управляющих входит:

· прием новых членов;

· определение бюджета и принятие финансового отчета;

· распределение прибыли;

· избирание исполнительного совета.

Исполнительным органом является исполнительный совет (директорат) – постоянно действующий орган в составе 24 человек. Директор-распределитель (с 2004 г. Родриго де Рато представитель Испании).

Каждое государство выплачивает около 25% своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75% - в национальной валюте.

Размер предоставляемой помощи зависит от взноса государства в уставной капитал МВФ. При вступлении в Фонд государства платят определенную сумму средств, именуемую взносом по квоте. МВФ самостоятельно определяет размер взноса по квоте на основе анализа богатства государств и их экономических показателей. Размер квот пересматривается один раз в пять лет. По состоянию на 2009 г., исходя из размеров квот, голоса между странами-членами в руководящих органах распределялись: 17,5% голосов – США; 6,13% голосов – Япония, Германия - 5,99%; Великобритания – 4,95%, Франция- 4,95%; Италия – 4,18% Саудовская Аравия -3,22%; Россия -2,74% голосов.

Для сравнения отметим, что 34 государства ОЭСР имеют в совокупности 60,35% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84% количества членов Фонда, приходится лишь 39,75%. Доля стран-участниц Евросоюза – 30,3%.

Очередной пересмотр квот планируется ускорить и завершить в первой половине 2011 г. Предполагают, что эта мера приведет к увеличению представительства динамичных стран с формирующимся рынком и стран, с низким доходами.

В исполнительный совет включаются назначаемые члены: Великобритания, Германия, США, Франция, Япония. Индивидуально-избираемые: Китай, Россия, Саудовская Аравия, а 16 членов избираются на два года по квотам регионов.

В настоящее время объем мировой торговли составляет примерно 7,5 трлн. долл., а МВФ выдает кредитов всего около 2% в год.

К основным причинам в изменении при выдаче кредитов Международным валютным фондом в конце ХХ века следует отнести: 70-е гг. – нефтяной кризис, 80-е гг. – кризис задолжностей, 90-е гг. – появление переходных экономик.

Процентная ставка пересматривается еженедельно (примерно около 3% годовых).

До 1996 г. полученный от МВФ кредит в Россию не попадал, так как правительство инвестировало его в более доходные формы (например, облигации). На кредит, выделяемый Международным валютным фондом, нельзя было увеличивать численность силовых структур (армия, милиция, Федеральная служба безопасности); выплачивать пенсии и заработную плату.

Серьезные потрясения, с которыми пришлось столкнуться мировой экономике в 2008-2009 гг. привели к значительному увеличению потребностей в финансировании МВФ. Для того чтобы фонд имел достаточно ресурсов для удовлетворения этих потребностей, Группа G-20 в апреле 2009 г. утвердила решение о троекратном увеличении объема ресурсов, имеющихся в распоряжении МВФ, по сравнению с их докризисным уровнем, составляющим примерно 250 млрд. долл. США.

Международный валютный фонд создавался как организация, определяющая принципы и правила функционирования международной финансовой системы. Эта функция остается определяющей в деятельности Фонда и сегодня. Разработка стабилизационных экономических программ для большинства государств мира позволили МВФ превратиться в своеобразный интеллектуальный экономический центр мирового масштаба.

Критика МВФ после неспособности эффективно преодолеть кризис 1997-1998 гг. и предвидеть мировой финансовый кризис 2008-2009 гг., была связана главным образом с четырьмя проблемами:

первая проблема , при составлении программ реформ не учитывались национальные особенности;

вторая проблема, предлагаемые стабилизационные программы были рассчитаны на быстрый конечный результат (шоковая терапия);

третья проблема , неспособность предвидеть развитие кризисных явлений как на уровне регионов (Азия и Россия), так и в глобальном масштабе;

четвертая проблема , чрезмерная политизированность программ Фонда и использование его в интересах определенных стран.

Однако прошедшие годы показали, что, несмотря на серьезную критику в адрес МВФ, Фонд смог относительно успешно решить целый ряд важных задач. Назовем некоторые из них:

· к середине 90-х годов ХХ века удалось снизить уровень инфляции по сравнению с 1970 - 1980 гг.;

· под влиянием МВФ во многих стран произошло значительное улучшение платежного баланса;

· в конце 80-х гг. ХХ в. Фонд сыграл важную роль в разрешении кризиса международной задолжности, осуществив списание, снижение долгового бремени развивающихся стран мира;

· странам с переходной экономикой оказана помощь в строительстве рыночных отношений;

· Фонд правильно отреагировал на критику и предпринял серьезные меры по реформированию практически всех сторон своей работы.

Подводя итог отметим, что наднациональным организациям присущи особенности. Назовем их: первая, они имеют право на вмешательство в вопросы, относящиеся к внутренней компетенции государства, согласно его Конституции; вторая, в целях регулирования этих вопросов они имеют полномочия на создание: правил, обязательных для государств-членов; механизмов контроля и принуждения к соблюдению этих правил государствами-членами; обязывать и управомочивать физических и юридических лиц государств-членов; возлагать широкие полномочия по созданию правил и аудиту за их соблюдением на непредставительные органы, то есть международных служащих.

В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.

Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Начиная с создания в 1815 году Центральной комиссии навигации по Рейну международные организации наделяются собственной компетенцией и полномочиями. Новым этапом в их развитии явилось учреждение первых международных универсальных организаций -- Всемирного телеграфного союза (1865 г.) и Всемирного почтового союза (1874 г.), которые имели постоянную структуру.

Международная организация - учрежденная международным договором организация, призванная на постоянной основе координировать действия государств-членов в соответствии с предоставленными ей полномочиями.

Аналогичные определения встречаются в международно-правовых актах См: Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях международного сотрудничества, 1980 г. // СМД. Вып. XXXVIII. С. 179. Организации носят самые разные наименования: организация, фонд, банк, союз (Всемирный почтовый союз), агентство, центр. Известно, что ООН на других языках именуется "Объединенные Нации". Все это не влияет на статус организаций.

Для классификации международных организаций могут быть применены различные критерии. По характеру членства они делятся на межгосударственные и неправительственные.

По кругу участников международные межгосударственные организации подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств мира (ООН, ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства, Организация американских государств).

Межгосударственные организации подразделяются также на организации общей и специальной компетенции. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ).

Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например, Всемирный почтовый союз, Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т. д.

Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и наднациональные или, точнее, надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций, целью которых является организация межгосударственного сотрудничества и решения которых адресуются государствам-членам. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Их решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-членов. Некоторые элементы надгосударственности в таком понимании присущи Европейскому Союзу (ЕС).

С точки зрения порядка вступления в них организации подразделяются на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием в члены производится с согласия первоначальных учредителей).

Термин «международные организации» употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным (межправительственным), и к неправительственным организациям. Однако их юридическая природа различна.

Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета государств-членов. С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация -- это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета. Такие организации являются субъектами международного права.

Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц (например, Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста, Всемирная федерация научных работников и др.).

Всем этим определяется международная правосубъектность организации, воля которой не обязательно совпадает с волей каждого из ее членов.

Международные организации являются органом сотрудничества государств, они не носят надгосударственного характера. Международный суд ООН не раз подчеркивал, что в природе международных организаций нет ничего такого, что позволило бы рассматривать их как нечто подобное сверхгосударству. Организация обладает лишь той компетенцией, которой ее наделили государства. См.: ICJ. Reports. 1980. P. 89, 103.

Вместе с тем сегодня существуют и наднациональные, надгосударственные организации. Таким организациям государствами передано осуществление некоторых суверенных полномочий. По определенным вопросам они могут принимать решения, непосредственно обязывающие физические и юридические лица. Более того, такие решения могут приниматься большинством голосов. Эти организации имеют механизм принудительного осуществления своих решений.Наднациональными полномочиями обладает Европейский союз. При этом наднациональные полномочия ограничены определенными областями. Распространение этих полномочий на все сферы жизни государств означало бы преобразование наднациональной организации в федеративное государство. Некоторыми чертами наднациональной организации обладают специализированные организации, хотя в общем таковыми не являются. Довольно жестко обеспечивают соблюдение своих норм такие организации, как Международный союз электросвязи (МСЭ) или Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Нарушение правил, выработанных этими организациями, практически означает невозможность ведения соответствующей деятельности в международном масштабе.

Учредительный акт организации является международным договором. В силу этого к нему применяется право международных договоров. Вместе с тем устав - это договор особого рода. Согласно Венским конвенциям о праве договоров 1969 г. и 1986 г. их положения применяются к договору, являющемуся учредительным актом организации, без ущерба для любых соответствующих правил данной организации. Под правилами организации понимается не только сам устав, но и принятые в соответствии с ним решения и резолюции, а также установившаяся практика организации.Специфика устава как договора относится прежде всего к порядку участия и прекращению участия.

Совершенно особое положение в международном праве занимает Устав ООН, который рассматривается как своеобразная конституция мирового сообщества. Согласно Уставу в случае противоречия ему других обязательств государств-членов преимущественную силу имеют обязательства по Уставу ООН.

Рост потребности в повышении уровня управляемости международной системой определяет расширение полномочий организаций, которые в основном определены уставами. Пересмотр уставов - дело сложное. В качестве выхода используется реальное развитие их содержания. В этих целях прибегают к двум основным средствам: подразумеваемым полномочиям и динамичному толкованию уставов.

Подразумеваемые полномочия (implied powers) - дополнительные полномочия организации, которые прямо ее уставом не предусмотрены, но необходимы для достижения поставленных им целей.Международные договоры ссылаются на такие полномочия. Они нашли подтверждение и в актах Международного суда.

В Консультативном заключении по запросу ВОЗ о законности применения государством ядерного оружия в вооруженном конфликте (1996 г.) Суд, опираясь на предшествующую международную судебную практику, определил: "Потребности международной жизни могут сделать необходимым, чтобы организации во имя достижения своих целей обладали дополнительными полномочиями, которые прямо не предусмотрены в основных актах, регулирующих их деятельность. Общепринято, что международные организации могут осуществлять такие полномочия, известные как "подразумеваемые" полномочия".

Динамичное толкование означает такое толкование устава, которое развивает его содержание в соответствии с потребностями организации в эффективном осуществлении своих функций. Шведский профессор О. Бринг пишет: "В течение последних лет мы наблюдаем, как Устав Организации Объединенных Наций толкуется гибко и динамично с тем, чтобы соответствовать остро ощущаемым потребностям мирового сообщества". International Law as a Language for International Relations // UN. 1996. P. 503.

Сегодня ООН совсем не та организация, какой она была в первые годы своего существования. Перемены происходят без формального изменения устава в результате практики, признаваемой государствами-членами. Складывающиеся таким путем обычные нормы стали важной частью права каждой организации.

Конкретный пример: Резолюцией 955 (1994 г.) Совет Безопасности ООН учредил Международный уголовный суд для Руанды, ссылаясь на гл. VII Устава "Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии". Но в этой главе нет и намека на возможность учреждения подобного органа. Глава V предусматривает возможность учреждения вспомогательных органов, однако к ним нельзя отнести орган с такими полномочиями, как у уголовного суда. Несмотря на все это, поддержка государствами решения Совета Безопасности или молчаливое признание его придают ему правомерный характер. В этом видится весьма важный путь развития права международных организаций.

Наднациональные организации, созданные для формирования правил, обязательных для госу­дарств-членов, и механизмов контроля и принуж­дения участников к соблюдению этих правил. Подобными функциями наделены наднациональ­ные органы Европейского Союза: Европейский совет, Европейский парламент и др.

4. В зависимости

от сферы международного ре­гулирования международные организации классифи­цируются как:

Международные экономические организации, ре­гулирующие экономическое и промышленное со­трудничество и отрасли мировой экономики;

Международные экономические организации, ре­гулирующие мировую торговлю;

Международные валютно-кредитные и финансо­вые организации (Международный валютный фонд, институты Мирового банка и др.);

Международные и региональные организации, регулирующие предпринимательскую деятель­ность (Межамериканская инвестиционная корпорация -

МАИК, Северный инвестиционный банк - СИБ и др.);

Международные неправительственные организа­ции и объединения, содействующие развитию ми­рохозяйственных связей (Парижский клуб).

Рыбалкин В.Е. делит международные организации по характеру членства - на межгосударственные и неправительственные. При этом отмечая, что для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета; государств-членов (например, МВФ). С учетом этих признаков он констатирует, что международная межправительственная организация – это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющие постоянные органы и действующие в общих интересах государств – членов при уважении их суверенитета.

Главным признаком неправительственных международных организаций выделяется то, что, они созданы не на основе межгосударственного договора, членами которых могут быть объединения производителей, компании, фирмы, научные общества и другие организации .

Этот же источник с точки зрения порядка вступления в них организации подразделяет на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием с согласия учредителей).

Независимо от типа международные финансовые организации в современных международных отношениях играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.

Сущность происходящего в международной органи­зации процесса состоит в выявлении интересов членов, их согласовании, выработке на этой основе общей по­зиции и воли, определении соответствующих задач, а также методов и средств их решения. Основные фазы деятельности организации состоят в обсуждении, при­нятии решения и контроле за его исполнением. Отсю­да вытекают три основных вида функций междуна­родной организации:

регулирующие, контрольные, оперативные.

Под функциями следует понимать внешние проявления процессов ее деятельности по выполнению возложенных на нее задач. При этом организация вправе осуществлять свои функции только в пределах закрепленной за ней компетенции.

Регулирующая функция является сегодня наибо­лее важной. Она состоит в принятии решений, опре­деляющих цели, принципы, правила поведения госу­дарств-членов. Такого рода решения обладают лишь морально-политической обязательной силой, тем не менее, их воздействие на межгосударственные отноше­ния и на международное право нельзя недооценивать: любому государству трудно противостоять решению международной организации.

Резолюции организаций непосредственно не созда­ют международно-правовых норм, но оказывают серь­езное влияние, как на правотворческий, так и на правоприменительный процесс. Многие принципы и нор­мы международного права были первоначально сформулированы в резолюциях. Им принадлежит важ­ная функция актуализации международных проблем путем их подтверждения и конкретизации примени­тельно к реальностям международной жизни: при­меняя нормы к конкретным ситуациям, организации раскрывают их содержание.

Контрольные функции состоят в осуществлении контроля за соответствием поведения государств нормам международного права, а также резолюциям. В этих целях организации вправе собирать и анализировать соответствующую информацию, обсуждать ее и выра­жать свое мнение в резолюциях. Во многих случаях государства обязаны регулярно представлять доклады о выполнении ими норм и актов организации в соответ­ствующей области.