Я самая красивая

Твои условные обозначения необычных природных явлений. Метеорологические знаки

Твои условные обозначения необычных природных явлений. Метеорологические знаки

Почему необходимо вести дневник?

Школьникам необходимо вести дневник наблюдений за погодой. Тема «погода» выделяется как одна из основных на уроке окружающий мир. Наблюдение и фиксирование температуры воздуха, направление ветра, атмосферного давления, осадков – самое лучшее практическое задание по данной теме.

Зачем нужно вести дневник наблюдений?

Ведение дневника наблюдений - прекрасное проектное задание для учащегося. Оно развивает многочисленные навыки и умения. Ребенок учится ориентироваться во времени, формируется внимание и наблюдательность. Систематическое заполнение дневника развивает аккуратность и ответственность. Для школьника ведение дневника наблюдений погоды помогает заметить повторяемость процессов в природе, дает ощущение стабильности в окружающем мире. Кроме того, ведение дневника погоды – это просто интересно. Заполняя дневник в течение года, полученные результаты можно проанализировать, построить соответствующую диаграмму. По ней будет видно, как изменялась погода, в каком направлении, преимущественно, дует ветер в нашей местности. По этим данным можно будет впоследствии предсказывать погоду. А это уже начальная работа метеорологических исследований.

Как подготовить дневник?

Для «Дневника наблюдений» заводится тетрадь в клетку, подписывается, надевается обложка. Тетрадную страницу нужно расчертить на шесть равных столбиков, которым даются следующие названия «Дата», «Температура воздуха», «Облачность», «Ветер», «Атмосферное давление», «Осадки», «Явления». Тогда измеряемые данные будут записываться в отдельную ячейку. Если данных нет (например, отсутствует осадки), то в ячейке следует ставить прочерк.

Какие действия должен проделать ребенок, если он в этот день начинает вести дневник наблюдений для школьников за погодой?

1. Посмотреть на термометр и записать его показания в дневник. Это температура воздуха в градусах по шкале Цельсия. Следует учитывать, что термометр должен находиться в тени. Прибор, помещенный на освещенное солнцем место, будет давать неверные показания.

2. Посмотреть в окно и выяснить наличие облачности на улице – ясно, облачно или пасмурно. Нарисовать в ячейке соответствующий рисунок или написать словом.

3. Отметить в дневнике наличие осадков. Если осадков нет, поставить прочерк.

4. Записать направление ветра.

Какие условные знаки использовать в дневнике?

Условные знаки являются общепринятыми в школьном обучении географии и природоведении. Направление ветра указывать буквой, например, для северного ветра в соответствующую графу записывать С, для южного – Ю. Температуру воздуха указывать со знаком, например, +17 0 С или – 17 0 С.

Условные знаки в дневнике наблюдений

Ясно Снег Метель
облачно Иней È Радуга
Пасмурно Туман Град
Дождь Гроза

Все записи в «Дневнике наблюдений за погодой» должны выполняться аккуратно, ровно, чётко, по линейке. Возможно использование цветных карандашей и цветных ручек, в том числе и гелиевых. Сама таблица может быть начерчена карандашом. Допускается использование шаблона таблицы в печатном варианте или готового дневника наблюдений. Приветствуется оформление свободного пространства вокруг таблицы рисунками, фотографиями, картинками, соответствующими времени года, изображениями животных и растений, явлений природы.

Нормы оценок

«Отлично» - все записи в «Дневнике наблюдений за погодой» выполнены аккуратно, ровно, чётко, по линейке. Погода отмечалась ежедневно, нет расхождений с реальными данными погоды, подведен итог за месяц.

«Хорошо» - все записи в «Дневнике наблюдений за погодой» выполнены достаточно аккуратно, ровно, чётко, по линейке; нет явных расхождений с реальными данными погоды. Допускаются отдельные пропуски (1-2 дня) в заполнении погоды. Или: - все записи в «Дневнике наблюдений за погодой» выполнены достаточно аккуратно, ровно, чётко, по линейке. Погода отмечалась ежедневно, но не подведен итог за месяц.

«Удовлетворительно» - «Дневник наблюдений за погодой» ведётся с нарушениями правил, имеются грубые фактические ошибки в описании погоды, погода отмечалась не ежедневно, не подведён итог за месяц. Работа выполнена неопрятно.

«Неудовлетворительно» - «Дневник наблюдений» практически не ведется; отсутствует погода более чем за 7 дней месяца; имеются грубые фактические ошибки в описании погоды; работа выполнена неаккуратно, ручкой с фиолетовой или синей пастой, таблица начерчена без линейки; итог месяца не подведён; тетрадь имеет неряшливый вид.


Месяц______________________год___________________

Число Облачность Температура Ветер Осадки Явления
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

Итоги наблюдений за месяц

Определение направления ветра производится по флюгеру. Наблюдатель встает около мачты под флюгером, в течение двухминут наблюдает за средним положением флюгера и определяет ту сторону горизонта, откуда дует ветер. За направление ветра принимают одно из основных 16 направлений, к которому ближе среднее положение флюгера.

Таблица 1. Условные знаки для обозначения атмосферных явлений

Наблюдение за облачностью проводят перед снятием показаний с приборов в метеорологической будке. Облачность оценивают по следующим критериям: безоблачно — чистое небо, незначительная облачность — примерно 25 % неба покрыто облаками; средняя облачность — около половины неба занято облаками; облачно с просветами — 75 % неба покрыто облаками; сплошная облачность — все небо затянуто облаками.

Атмосферные явления (осадки, туман, роса и т. п.) отмечаются в журнале, если они имели место за полчаса до или после срока наблюдений или продолжались в момент наблюдения.

Температура воздуха измеряется точно в часы наблюдения. При работе со срочным термометром следует придерживаться правил:

  • независимо от цены деления шкалы термометра отсчеты производятся с точностью до 0,1 °С;
  • в ртутных термометрах отсчитывается крайнее верхнее положение вершины мениска, а в спиртовых — положение низшей точки вогнутой поверхности мениска;
  • вначале отсчитываются десятые доли, а затем уже целые градусы;
  • ввиду большой чувствительности термометра отсчеты нужно производить как можно быстрее, стараясь не дышать на термометр;
  • если показания термометра выходят за пределы шкалы, то записывается предельное показание по шкале, перед которым ставится знак > (больше) или < (меньше);
  • глаз наблюдателя при отсчете должен находиться на одном уровне с концом столбика жидкости термометра.

Влажность воздуха определяется психрометром или волосяным гигрометром. Психрометр Августа — основной прибор для определения относительной влажности воздуха. Им можно пользоваться при температуре не ниже -10 °С. Он состоит из двух термометров. Один из них обмотан влажной материей. По разнице температур двух термометров с помощью психрометрических таблиц определяют относительную влажность воздуха. Показания гигрометра записываются в целых делениях шкалы. После отсчета надо немного отвести стрелку влево, к меньшим делениям шкалы и проверить, возвращается ли она в первоначальное положение.

Наблюдения за осадками. Количество выпавших осадков измеряется один раз в сутки. За несколько минут до срока наблюдения снимают ведро осадкомера и закрывают его крышкой, а на его место ставят пустое ведро. Осадки выливают в измерительный стакан и высчитывают в целых делениях. При наличии в ведре осадков в виде снега или града измерение производится после того, как они растают при комнатной температуре. Для получения окончательного результата в миллиметрах водного слоя измеренное количество делят на 10 и записывают полученное значение в журнал.

Измерение производят по барометру-анероиду. В момент снятия показаний он должен находиться в горизонтальном положении. Для получения более точного результата следует слегка постучать пальцем по стеклу анероида, после чего записать положение конца стрелки с точностью до 0,1 мм рт. ст. При отсчете конец стрелки должен находиться в центре зрения глаза наблюдателя. Барометрическая тенденция есть разность между только что измеренным давлением и предыдущим значением. Она может быть положительной (давление растет) или отрицательной (давление падает).

Обработка информации, собранной за период наблюдения:

  • Рассчитываются среднесуточные значения температур, атмосферного давления и влажности воздуха.
  • Строятся графики хода среднесуточных температур, давления и влажности воздуха.
  • Построенные графики анализируются. Выделяются периоды роста, падения и устойчивости основных метеорологических характеристик. Особое внимание нужно уделить атмосферным явлениям, облачности, которая им соответствовала.
  • На основании анализа выделяются типы погоды с характерными температурами, давлением и влажностью, а также облачностью и атмосферными явлениями. Типы погоды с краткой характеристикой записываются в выводе.

Каждый день происходят перемены в погодных условиях. Малыши, начиная с детского сада, учатся характеризовать, описывать и узнавать явления природы. В каждой группе, начиная с младшего возраста, на стенах висит календарь природы, где дети ежедневно отмечают явления, которые происходят за окном. Это делается с помощью условных знаков погоды, нарисованных на плакате.

В каждой возрастной группе идет увеличение количества символов, так как знания детей расширяются. Они узнают многие новые явления погоды. В статье рассмотрим все известные символы и их разнообразие, как приучают детей определять погоду, направление ветра, измерять температуру и различать виды облачности.

Календарь погоды в младшей группе детского сада

Малыши еще не знакомы со всеми тонкостями явлений природы, они различают только несколько основных определений погоды. Когда на небе светит яркое солнце и нет туч, то день считается солнечным, и ребенок стрелку поворачивает острием на нарисованное солнышко. Когда на улице дождь, стрелка поворачивается на изображение тучки с каплями.

Если погода пасмурная, солнце спряталось за тучи, то стрелка поворачивается на рисунок, на котором облако наполовину перекрыло солнце. Зимой, когда сыплет снег, ребенок указывает на изображение тучки со снежинками. Условные знаки погоды для малышей больше похожи на картинки. Так дети сразу видят, что они должны выбрать.

Определение погоды в средней группе

На данном календаре погоды имеется уже больше символов, но они все еще представлены картинками. Добавляются такие погодные явления, как гроза, радуга. Дети уже знают, что не каждый дождь сопровождается громом и молнией. Есть еще картинка осадков с радугой. Ребята знакомятся с таким явлением во время летнего дождя, когда солнце освещает капли, находящиеся в воздухе. Радугу можно видеть и во время полива цветов воспитателем или рядом с фонтаном.

Также есть еще один из новых условных знаков погоды - это ветер. Сначала дети учатся понимать его присутствие. Для этого используется флюгер, ленточки, ветрячки, да и просто кусочки бумаги. Можно из окна групповой комнаты рассмотреть листву на деревьях. Если на улице есть ветер, то листики шевелятся, а когда его нет - остаются неподвижными.

Условные знаки явлений погоды у старших дошкольников

По такому календарю природы видно, насколько больше явлений погоды уже знают дошкольники. Эту схему также можно использовать и в начальных классах школы. Дети учатся отличать спокойную погоду от слабого или сильного порывистого, шквального ветра.

Также ребята уже могут понять, насколько изменилась температура воздуха. Отмечается разная - жаркая, теплая, прохладная или совсем холодная. На таблице условных знаков погоды различается такая температурная шкала изображением людей разных цветов. Если жарко, то человек - оранжевый, тепло - желтый. А вот замерзшие люди нарисованы холодными оттенками. В прохладную погоду - голубой, в морозные дни - синий.

Уроки окружающего мира

Условные знаки погоды в школе изучаются уже по общепринятой в мире системе обозначений. Это уже не картинки, а символы, о значении которых не всегда можно догадаться по внешнему виду. Указывается направление ветра стрелкой, обращенной в какую-то сторону света. Дети должны уметь различать и правильно показывать все четыре основные стороны света, а также промежуточные, например, северо-восточный или юго-западный ветер. Определяется направление флюгером.

Также в таком календаре отмечается и температура воздуха, которую смотрят по градуснику за окном школы. Иногда дети ведут календарь погоды целый месяц, заполняя в рабочей тетради пустые клеточки, в которых вписываются только обозначения условными знаками.

Чтобы правильно заполнять таблицу, знаки нужно выучить наизусть. Изучение некоторых не представляет труда. Например, снег обозначается снежинкой, роса похожа на капельку на траве, гололед - это скользкая дорога, поэтому нарисована волнистая линия.

Как отмечается сила ветра, тоже несложно запомнить. Штиль - просто стрелка, а с усилением его сил, увеличивается и количество черточек на ней.

При изучении знаков важно придумывать для ребенка какие-то сравнения, аналогии. Так будет проще все запомнить. Дети должны понимать ценность таких наблюдений. Применяются такие сборы информации и в метеосводках, полезны они для сельского хозяйства и сравнения погоды в данный день в разные годы. Учеными изучаются изменения погодных условий на планете, знания помогают вовремя посадить семена в почву, чтобы они не промерзли и дали здоровые побеги.

Некоторые явления, тесно связанные с погодой, не поддаются точному измерению; однако указание их может дать иногда важную черту для характеристики и предсказания погоды. Для таких явлений в метеорологических журналах и печатных таблицах наблюдений довольствуются обыкновенно простыми отметками посредством условных знаков, предложенных Венским метеорологическим конгрессом и с тех пор вошедших во всеобщее употребление. Здесь приводится перечень этих условных знаков:

Цифра 1 после условного знака ставится, когда явление происходило во время первого (7 часов утра) наблюдения, цифра 2 - если оно замечено во время второго (1 часа дня), цифра 3 - для 9 часов вечера; буквой a (сокращение слов ante meridiem) обозначают промежуток времени между 7 часами утра и 1 часом дня, буквой p (сокр. post meridiem) - время между 1 часом дня и 9 часами вечера, буквою n (сокр. nocte) - время между 9 часами вечера и 7 часами утра. Показатель после условного знака указывает интенсивность наблюдаемого явления: 0 - слабое, 2 - явление в очень интенсивной форме, отсутствие показателя - явление умеренной силы. Так, например, отметка ≡ 2 n1a,≡°p,S p3 должна быть прочитана: весьма густой туман ночью, в 7 часов утра и до полудня, слабый туман после полудня, снег умеренной силы после полудня и в 9 часов вечера.

Подробности см. "Инструкция, данная Императорской академией наук в руководство метеорологическим станциям II разряда".

  • - измерение или качественная оценка метеорологии, элементов, отражающих условия погоды. Результаты М. и. служат основой для составления прогнозов погоды, гидрологич...

    Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

  • - метеорологи́ческие наблюде́ния измерение и качественная оценка характеристик состояния атмосферы, производимые на метеорологических станциях и постах...

    Москва (энциклопедия)

  • - Визуальные наблюдения за погодой и уровнем Невы проводились уже с первых лет существования Петербурга по указанию Петра I адмиралом К. И. Крюйсом...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - символы воинских частей, официальные отличительные знаки, установленные высшими органами власти РФ. Пограничная служба РФ имеет пограничный флаг, знамена региональных управлений, групп пограничных войск,...

    Пограничный словарь

  • - метеорологи́ческие прибо́ры устройства, используемые для измерения и регистрации числовых значений метеорологических элементов...

    Географическая энциклопедия

  • - общедоступные, т. е. несекретные, большею частью цифровые шифры, которыми для сокращения телеграмм и радиограмм с метеорологическими, ледовыми и пр. данными пользуются при...

    Морской словарь

  • - "... - результаты метеорологических наблюдений на станциях государственной сети наблюдений и автоматических измерений, осуществляемых на железнодорожных станциях, узлах и перегонах.....

    Официальная терминология

  • - Некоторые явления, тесно связанные с погодой, не поддаются точному измерению; однако указание их может дать иногда важную черту для характеристики и предсказания погоды...
  • - разделяются на две большие группы; к первой относятся издания, в которых печатаются наблюдения, ко второй - научные обработки этих наблюдений...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Изолинии и Погода, Предсказание погоды...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Объект этих наблюдений - погода - явление настолько сложное, что для изучения его приходится расчленять на те элементы, из которых погода слагается, и наблюдать каждый из этих так называемых М. элементов отдельно,...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - имеют целью способствовать успехам метеорологии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - периодические научные издания, освещающие вопросы метеорологии, климатологии и гидрологии...
  • - международные, организации, создаваемые для международного сотрудничества в области метеорологии. Основные М. о. - Всемирная метеорологическая организация...

    Большая Советская энциклопедия

  • - условные знаки, которыми обозначают различные метеорологические явления...
  • - карты, на которых проведены изотеры, изотермы и изохимены и вообще линии, соединяющие местности с одинаковыми средними данными, касающимися метеорологических явлений...

    Словарь иностранных слов русского языка

"Метеорологические знаки" в книгах

Метеорологические и космические эксперименты

автора

Метеорологические и космические эксперименты Для изучения верхних слоев земной атмосферы периодически проводятся пуски метеорологических ракет, предназначенных для выбросов специальных веществ на высоте 150–500 км. (иногда в несколько этапов). Образующееся

Метеорологические баллоны

Из книги Русский Бермудский треугольник автора Субботин Николай Валерьевич

Метеорологические баллоны Территория нашей страны покрыта сетью из двухсот аэрологических станций (по данным на 1991 год), откуда три или четыре раза в день запускаются метеорологические радиозонды. Помимо аэрологических, имеется еще более 10 тысяч метеорологических

Метеорологические условия

Из книги Огород. Работа на участке в вопросах и ответах автора Осипова Г. С.

Метеорологические условия 602. Что такое агрометеорологические условия?Агрометеорологические условия - сочетание метеорологических условий в определенные периоды времени. Агрометеоусловия различаются в пределах одной области, района, даже небольшой территории. При

Метеорологические станции

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Метеорологические станции 1750 год. М. В. Ломоносов создаёт первую в мире метеорологическую станцию с самопишущими приборами.1860-е годы. По образцу М. В. Ломоносова создают астрономические и метеорологические станции в Архангельске, Коле, Якутске и др., подав Европе и миру

7.1. Метеорологические приспособления

Из книги автора

7.1. Метеорологические приспособления Для определения погоды можно использовать высушенный ковыль. Он чутко реагирует на все изменения в атмосфере, при ясной погоде его метелка скручивается в спираль, а при увеличении влажности воздуха распрямляется.При необходимости

Термометры метеорологические

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТЕ) автора БСЭ

Метеорологические журналы

БСЭ

Метеорологические организации

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЕ) автора БСЭ

Метеорологические приборы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЕ) автора БСЭ

Метеорологические съезды

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЕ) автора БСЭ

Метеорологические элементы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЕ) автора БСЭ

Метеорологические прогнозы

автора Померанец Ким

Метеорологические прогнозы Повторим: без циклонов и грозовых фронтов, без резких колебаний атмосферного давления, без штормовых ветров и существенных изменений погоды наводнений не бывает.Точно так же невозможен прогноз наводнения без метеорологического

Метеорологические элементы

Из книги Несчастья невских берегов. Из истории петербургских наводнений автора Померанец Ким

Метеорологические элементы Неустойчивая погода, грозящая опасностями, напротив, сразу же привлекает внимание к текущим сообщениям о метеорологических характеристиках. Сами специалисты-метеорологи именуют эти характеристики «метеорологическими элементами».Основные

Метеорологические факторы

Из книги Гипертония [Новейшие рекомендации. Методы лечения. Советы специалистов] автора Нестерова Дарья Владимировна

Метеорологические факторы У людей, которых называют метеозависимыми, при определенных погодных условиях наблюдается ухудшение самочувствия. Особенно сильна восприимчивость к колебаниям температуры воздуха или атмосферного давления у тех, кто периодически испытывает

3.3.4 Метеорологические спутники

Из книги Военные аспекты советской космонавтики автора Тарасенко Максим

3.3.4 Метеорологические спутники Метеорологическая обстановка влияет не только на мирную, но и на военную деятельность. Не говоря уже о необходимости учета погодных условий при планировании учебной или боевой деятельности вооруженных сил, наличие или отсутствие

Погода — это то, что интересует каждого человека на земле. Причем совершенно неважно, где он проживает, в теплых странах или, наоборот, в странах с холодным климатом. От погоды зависит то, как пройдет будущей день. Именно поэтому люди давно изучают природные явления и стараются понять условные знаки погоды.

Что такое погода

Итак, что же такое погода? Если говорить языком науки, то это состояние атмосферы в конкретном месте в конкретное время. Главные показатели, по которым измеряется погода, - это влажность воздуха и его температура, также очень важны показатели атмосферного давления и солнечной радиации.

В отличие от климата, погода очень изменчива. Климат имеет более устойчивые показатели, так как он измеряется продолжительное время. Погода же может меняться и в течение дня. Именно поэтому у разных народов есть столько поговорок о погоде.

Прогноз погоды

Сегодня определение погоды чрезвычайно важно, от этого зависит работа многих сфер деятельности человека. Без точного прогноза сейчас не работает ни авиационный, ни водный транспорт. Также прогноз погоды необходим городским службам для того, чтобы знать, к чему готовиться. Например, если выпадет много снега, то нужно подготовить технику, которая будет расчищать улицы.

Современные методы прогноза погоды в основном ориентируются на показатели технических приборов, начиная с простейших барометров и заканчивая спутниками. Конечно, техника сделала прогноз более точным, это существенно упростило многие вещи. Сегодня человеку, чтобы узнать, какая будет погода в течение дня, нужно только зайти в интернет или прослушать программу новостей в радиоэфире. Однако еще совсем недавно люди жили без технических новинок и знали, как определить условные знаки погоды. Наблюдая за природными явлениями, за солнцем, за луной, за поведением животных, они точно знали, какая погода ждет их в ближайшее время. Умение разбирать условные знаки природы, погоды было жизненно необходимо. От этого зависела сама жизнь человека. Ведь, например, если выбрать плохой день для посева, можно остаться без урожая. Знания об условных знаках погоды передавались из поколения в поколение и таким образом дошли до нас.

Условные знаки погоды

Знаки, которые могут указать на то, какая будет погода сегодня, знает большинство сельских жителей. Например, если летом в ночное время образуется туман, который распадается с восходом солнца, то это означает, что день будет теплым и сухим. Золотистая заря при восходе тоже указывает на теплый день. Еще один важный знак — это сила ветра. В вопросе о том, какие есть условные знаки погоды, играет очень большую роль.

Сильный ветер чаще всего означает, что погода будет резко меняться. Он может принести облака и дождевые тучи. Признаком ненастной погоды может быть не только сильный ветер, но и цвет солнечных лучей. Если они ярко-красные, то погода будет плохой, с ветром и осадками.

Умение читать знаки погоды и определять, каким будет будущий день, очень важно. Ведь в жизни каждого человека может произойти случай, когда он останется один в далеком от цивилизации месте. И навык определения погоды может, в том числе, спасти ему жизнь.