Уход за волосами

Воздушные змеи. Инструкция по запуску воздушных змеев. Руководство пользователя. Как мы запускаем воздушных змеев осенью и не простываем

Воздушные змеи. Инструкция по запуску воздушных змеев. Руководство пользователя. Как мы запускаем воздушных змеев осенью и не простываем

Это полная инструкция по воздушным змеям (Кайтам). Она включает в себя разделы по базовой технике пилотирования, поправки на ветер, вступительные маневры, совершенствование воздушных змеев и т.д.

Любители Кайта называют ее «Библией»

Примечание:

Законам физики подвластны все воздушные змеи (кайты) без исключения. В зависимости от силы ветра, массы и дизайна воздушного змея меняется его поведение, но опять таки не противореча законам физики. Данный мануал и автор, его написавший, не несет никакой ответственности и не дает гарантий, касательно использованию воздушных змеев, как согласно правилам пилотирования, так и вне каких либо правил. Этот мануал не рассказывает вам, как сделать воздушный змей или о кайт истории, мы лишь хотели бы передать азы пилотирования и немножко приподнять завесу над этими хрупкими, но грациозными созданиями – воздушными змеями (кайтами).

Глава 1 - Всё о ветре и местности

Характеристики ветра

Большинство людей не тратят много времени на определение ветра, да и вообще думая о ветре. Моряки, летчики или другие чья профессия связана с ветром станут исключением, потому что для обычных людей средний ветер мало влияет на их повседневную жизнь и, как правило, они не замечают какие то незначительные изменения.

Воздушные змеи (кайты) бывают разные. Сама по себе связь кайт - ветер представляет собой систему, в которой ветер это двигатель, нет двигателя – нет полета.

Опытные летчики, и те, кто непосредственно связан с ветром, имеют привычку смотреть за ветром практически постоянно, даже когда не летают. Они смотрят на флаги, деревья, круги на воде и другие признаки движения воздуха в пространстве.

Осознание ветра – это то, что превращает из любителя ветра в опытного летчика. Поэтому вне зависимости от того какой у вас уровень подготовки, хотим вас предостеречь, ветер ни в чем не виноват! Многие стали думать, что ветер должен их слушать и делать то, что они скажут, но мы вас разочаруем, всё в точности наоборот, это вы должны «слушать» ветер, предугадывать его поведение, потому что ветер сам по себе, и он вправе делать то, что ему заблагорассудится. Если вы научитесь справляться с энергией ветра и будете направлять его в нужное русло, то вы станете одним из лучших воздушных покорителей.

Так что начинайте наблюдать за ветром, станьте одним из тех задумчивых наблюдателей, которые всегда замечают малейшее изменение ветра.

Ветер имеет две характеристики: Плавность (гладкость) и Сила!

Поговорим в первую очередь про ПЛАВНОСТЬ (ГЛАДКОСТЬ)

Найти гладкий ветер для полетов так же важно как найти гладкую дорогу для комфортной езды. К сожалению, нет такого понятия как «устойчивый бриз», точно так же как и нет совершенно идеальных дорог без ухабов и ямок. Хоть вам и кажется что ветер зачастую устойчивый и ровный, и что это всего лишь масса воздуха перемещающаяся с одного места на другое, то тут еще есть куча нюансов. На ветер влияет множество факторов, как например трение с землей, которая замедляет его движение, так же такие препятствия как деревья, здания и холмы создают не мало преград для ветра, в том числе и изменение температуры, которая так же сильно влияет на ветровой режим.

Давайте рассмотрим ветер на картинках, направление стрелки будет указывать о направлении ветра, а длинна стрелки о его скорости.

Если бы земля была совершенно плоской, то ветер выглядел бы следующим образом:


Трение воздуха с поверхностью земли заставляет воздух вблизи грунта двигаться медленней, чем в верхних слоях, даже если ветер довольно сильный.


Вы даже можете это проверить на себе, в ветреный день можете просто принять горизонтально положение по отношению к земле и почувствуете, на сколько сильно изменилась сила ветра. Другими словами, чем ближе ветер к земле тем он сильнее замедляется, это явление создает так называемый пограничный слой - область от уровня земли, до уровня в котором ветер уже не подвержен воздействию трения. Всё что выше пограничного слоя называется свободный поток или набегающий.

Вот что следует знать о пограничном слое, его толщина варьируются. И, как правило, воздушный змей лучше всего держать в свободных слоях, так как пограничные слои менее устойчивые.

Пограничный слой – это тот слой, который мы не можем изменить, но мы можем с ним научиться работать. Но есть такое понятие как Турбулентность, и это определенно плохая новость.

Турбулентность порождает всё, что попадается на пути ветра, будь то камень, дерево, здание или любое другое препятствие, даже ваш воздушный змей (кайт) порождает некоторую турбулентность. Турбулентность с подветренной стороны от препятствия называется его аэродинамической тенью. Все тени ветра постепенно исчезают, в зависимости от отдаления от препятствия, но это происходит не сразу.

К примеру тень от обычного дерева простирается на несколько сотен метров, в то время как большое здание может оставить тень длинной полтора километра.

Трудность полета в турбулентных условиях заключается в том, что вы будете испытывать внезапное и непредсказуемое изменение направление и силы ветра. В зависимости от тяжести турбулентности справиться с ней будет или легко или в крайнем случае не возможно.


СИЛА является другой важной характеристикой ветра

Определяя ветер и говоря о силе ветра, давайте сразу определим среднее значение силы ветра, и зачастую эта цифра равна 5м/с. В тот или иной момент времени сила ветра, другими словами его скорость будет меняться.

Наверное для лучшего понимания силы ветра вам следует посмотреть на таблицу «Beaufort» Бофорта. Ее разработал Адмирал сэр Фрэнсис Бофорт в 1806 году в качестве стандартного руководства для описывания силы ветра на парусных судах. Таблица была нами доработана и слегка подогнана под воздушные змеи, чтобы вам было понятнее.

Таблица Бофорта:



Выбираем место для полета.

Есть две основные вещи, которые следует учитывать при выборе места для полета, это рельеф местности и безопасность территории запуска.

Местность – как мы уже знаем полет в турбулентность является нелегким занятием. И возникает турбулентность в связи с препятствиями, но не только теми которые находятся на земле, но и могут быть вызваны неровностями формы земли. Давайте рассмотрим как воздух протекает по холму:


На наветренной (лицевой) стороне холма поток воздуха сжимается и ускоряется. Эта часть холма хороша для пилотирования, а такая идеальная форма холма может даже помочь сгладить турбулентность, которая будет образовываться на обратной стороне холма. Как вы уже поняли, с обратной стороны холма ветер и его поток заметно будет отличаться от потока перед холмом. Ветер протекая над холмом образует турбулентность, которая может вирироваться от умеренной до тяжелой, в зависимости силы ветра формы холма.

Если небольшой наклон положительно влияет на полетные характеристики, то вы, наверное, решите что крутой склон будет хорошим местом, но так ли это в действительности? давайте разбираться…


Резкий разрыв у подножья утеса заставляет ветер попадать в некий тупик, образовывая зону турбулентности. А разрыв в верхней части на примере обратной стороны холма также образовывает зону турбулентности. То есть, как вы уже поняли, скалы не лучше место для запуска воздушного змея.

Идеальным местом для полетов будет огромная широкая площадка, в идеале без различных деревьев и преград. Самым лучшим советом для вас будет не запускать воздушный змей с подветренной стороны от деревьев, зданий или геологических формаций, и избегать зоны турбулентных теней.


Безопасность

Мы будем много говорить о безопасности, вы часто будете слышать об этом от ваших друзей, владельцев кайт магазинов и других специализированных организаций по воздушным змеям, и всё потому, что воздушный змей в небе хоть и управляем но не предсказуем, как и не предсказуем ветер. Вы можете травмировать окружающих, травмироваться сами, повредить оборудование. Даже в умеренный ветер скорость воздушного змея может быть около 100 км/ч, и я думаю вы понимаете что нет ничего приятного в том что с такой скоростью на вас обрушится что то с неба. Еще большую опасность представляют натянутые стропы, так что не стоит пренебрегать советами по технике безопасности.

Вот еще один из самых основных советов безопасности, к которому вы обязательно должны прислушаться - держитесь подальше от линий электро передач! Все кто говорят что кайты не проводят электричество, это ложь, а если кайт мокрый и вы запускаете его в грозу, то это еще большая опасность!



Самый главный совет - это следите за окружающими. Самый распространенный пример: прекрасный день, идеальный ветер, есть только ты и твой воздушный змей, но вскоре твой кайт привлекает людей, слышны ахи охи вздохи, зрителей становится всё больше)


Некоторых детей привлекает ваш воздушный змей и они бегают преследуя его, вам это льстит, вы стараетесь показать какой нибудь трюк, кайт выписывает мыслимые и немыслимые пируэты, вам кажется что всё просто идеально, но это не так, вы в беде! Потому что независимо насколько ты хорош, на сколько ты подготовлен, есть правила и их следует соблюдать! Ветер не предсказуемая штука, и если ваша ситуация схожа с этой, то советуем в первую очередь рассказать об опасности для детей их родителям, скажите им что самое лучшее и безопасное место это за спиной пилотируемого.


В общем чем лучше вы подойдете к выбору места запуска воздушного змея, тем меньше вероятность, что что то пойдет не так. Площадка для запуска должна быть хорошо просматриваемая и желательно чем больше тем лучше. Будьте осторожны, имейте здравый смысл и с вами и с вашим воздушным змеем всё будет хорошо!

Глава 2 - Первый полет

Большинство людей которые катаются на велосипедах научились ехать на нем не сразу, было множество падений, синяков и разочарований, но они не сдавались и снова и снова садились на седло совершая новые попытки. Не стоит об этом забывать и при обучении пилотированию воздушным змеем. Если у вас сразу не получилось пробуйте еще, не стоит сдаваться после первых двух-трех неудач. Если вы никогда не запускали воздушного змея, и по близости нет никого кто бы смог вас научить, не расстраивайтесь, мы постараемся вам помочь, вот несколько советов для этого:

1) Почти каждый воздушный змей, который вы можете купить продается с инструкцией, поэтому обязательно изучите ее всю. Если ее нет, можете обратиться в магазин где вы ее приобрели, вам помогут. Инструкция обычно содержит полезную информацию как о воздушном змее в целом, так и о запуске.

2) Надеюсь вы прочитали предыдущую главу, и имеете представление о выборе места запуска. Вы должны определить для себя одно или пару мест идеально подходящих для запуска.

3) Проверьте скорость (силу) ветра. Для вашего первого запуска идеальным ветром будет 8 м/с, больше тоже хорошо но уже не так просто.

4) Если есть возможность, возьмите с собой помощника, его наличие облегчит запуск в разы. Так же возьмите с собой обрезок дюбеля, или что то по типу отвертки, это будет вашим грунт-якорем, про него мы поговорим позже.


Сборка воздушного змея (кайта)

При сборке просто следует указаниям производителя, обычно в инструкции все подробно описано. У воздушных змеев есть отличия, но в общих чертах они все похожи. Почти все они выполнены из прозрачных виниловых трубок и распорок, которые грубо говоря и являются каркасом вашего воздушного змея. Собирая кайт убедитесь что все трубки встали в распорках крепко и до конца, потому что плохо закрепленный каркас может попросту развалиться в небе, или при малейшем падении воздушный змей придется собирать заново.

В качестве совета, можете положить небольшой рулончик изоленты в портфель, если какие то лонжероны постоянно выскакивают, то можете закрепить их таким способом.

После того как ваш каркас собран, внимательно осмотрите стропы. Для идеального запуска все стропы
должны быть отдельно друг от друга и не перекручены с самим каркасом воздушного змея. Залог хорошего запуска это внимательная подготовка.Если на концах строп еще нет петелек, то обязательно изучите как их делать, есть особая инструкция по прикреплению строп к воздушным змеям. Обычно силовые стропы крепят напрямую к оснастке вертлюга, который помогает уменьшая закручивание строп.

Так же частой ошибкой при первом запуске бывает неверно взятый не в ту руку дескриптор, это в том случае если планка состоит из двух отдельных ручек. Со стороны это выглядит забавно, вы хотите от кайта правый поворот, тянете за правую ручку а он летит влево))Так что обязательно убедитесь что взяли нужную ручку в нужную руку, обычно правая обозначается каким нибудь красным элементом, если на ваших ручках этого нет можете сами раскрасить их.

ВАЖНО: При покупке воздушного змея, измерьте его трубки и все остальные части, это нужно в том случае, если ваш воздушный змей сломается и одна из частей потеряется вы сможете ее найти, купить и заменить.

Разложите стропы прямо с наветренной стороны, длинна обычно варьируется от 30 до 45 метров. Стропы короче этой длинны уменьшают время ответа воздушного змея на ваше управление, и кайт двигается слишком быстро, что не очень хорошо для первых запусков и обучения.


Запуск

Итак, вы взяли ручки управления воздушным змеем, красную в правую руку как вы уже знаете. Попросите вашего помощника взять кайт, пускай он его держит за основание или центр распорок. Должно образоваться натяжение строп между вами и вашим помощником. С точки зрения вашего помощника это должно выглядеть примерно так:


Предпусковой контроль:

1) Проверьте ту область где предположительно будет летать ваш воздушный змей, желательно на наличие там людей или других опасностей.

2) Оглянитесь назад, там должно быть много места для маневров и ваших передвижений.

3) Убедитесь что все стропы имеют одинаковое натяжение.

4) Убедитесь, что в небе нет других воздушных змеев, с которыми вы могли бы столкнуться в небе.

Ну вот вроде вы уже научились запускать воздушный змей (кайт) , он парит в небе, вы в восторге, но остается еще такой момент, что делать если у вас нет помощника, или он попросту не может в данный момент вам помочь, сидеть дома и ждать? Нет! Определенно нужно учиться запускать воздушный змей самостоятельно!

Самостоятельный запуск
Самостоятельный запуск требует большей подготовки и терпения, и отличается между собой способом запуска в зависимости от модели воздушного кайта, мы разберем запуск на таких моделях как Дельта и Бриллиант. Их имеется большое количество форм и размеров.



1) Разложите стропы прямо с наветренной стороны, положите ручки так чтобы правая (красная) была по правую руку. Помните про грунт-якорь? Вот теперь он нам понадобится, вам следует закрепить ваши ручки для управления в грунте в виде якоря. Воткните якорь в землю под углом в сторону от кайта, а ручки со стропами расположите как бы поверх якоря.

2) Возьмитесь за сам воздушный змей и идя как бы спиной назад натяните стропы, следите чтобы якорь не вырвало из грунта. Запуская воздушный змей по типу Дельта, расположить его нужно так, чтобы он был к земле основой и наклонен немного назад. А алмазный змей должен стоять на боковой стойке, с одной стороны нос уткнуть в землю, а другой направить вверх.


3) Теперь возвращаемся к якорю, берем ручки управления воздушным змеем и еще раз проверяем натяжку строп, но делать это нужно слегка, так как если вы сильно их потяните на себя, то кайт начнет преждевременно пытаться взлететь, или попросту завалится на землю.

4) Не забывайте о правилах предпускового контроля.

5) Дальнейшие движения для того чтобы совершить отрыв воздушного змея (кайта) от земли нужно делать таким образом: отходим пару тройку шагов назад:


Есть еще такая полезная техника запуска воздушного змея по типу Дельта:

Если вы запускаете кайт на пляже где много песка, и ваш якорь не может быть надежно закреплен, делайте следующее. Разложите воздушный змей плашмя на его "спину" то есть внешнюю часть, и насыпьте на нижние края песка, особенно на углы. Потом возвращаетесь к ручкам управления и осторожно тяните за них. Кайт должен начинать привставать и наполняться ветром, песок будет медленно но верно осыпаться освобождая кайт и поднимая его в небо.

Итак, вы научились запускать воздушный змей, можете теперь оттачивать свое мастерство. Но вот что хотелось бы еще сказать, и предостеречь. Если вы решили не на долго отойти от воздушного змея и понадеялись на якорь, то это может вам "выйти боком". Нельзя, запомните, НЕЛЬЗЯ оставлять готовый к запуску воздушный змей без присмотра!


Отдельно хочется рассказать про самостоятельный запуск воздушных змеев по типу Парафоил.

Парафоил (англ. parafoil) - мягкое тканевое оболочковое крыло, надувающееся через воздухозаборники набегающим потоком воздуха. Подъёмная сила создаётся благодаря обтеканию профиля крыла встречным потоком воздуха. Этим термином часто называют бескаркасный тип кайта. Парафойл состоит из верхней и нижней оболочек, нервюр, стабилизаторов. Нервюры задают профиль крыла и делят крыло на секции.

Особенностью такого воздушного змея (кайта) является то, что он будет летать только если воздухозаборники наполняются ветром. Случаются случаи, когда в них попадает песок или другой мусор и кайт перестает летать как прежде, приходится его сажать и прочищать секции.

Для запуска воздушного змея с помощью помощника не требуется особого труда, ваш помощник должен встать сзади воздушного змея, взяться с двух сторон за купол и воздухозаборники расположить по ветру так чтобы они при первом подбрасывании наполнились воздухом, а вы в свою очередь должны будете просто натянуть стропы и кайт взмоет в небо.

Техника самостоятельного запуска без помощи не чуть не сложнее. Для этого вам необходимо расположить воздушный змей внешней стороной к земле, воздухозаборниками от ветра, присыпать его немного песком, но только ту часть которая закрыта от попадания песка и другого мусора. Потом отойти к ручкам управления (планке), сделать пару шагов назад, натянуть стропы. При этом натяжении строп передний край кайта, который в данный момент не присыпан песком и обладает открытыми секциями для забора воздуха начинает приподниматься и наполняться воздухом. Еще пару движений, шаг два назад и воздушный змей расправив все секции и наполнив их воздухом отправляется прямиком в небо.

Запуск в более сильный ветер одному в принципе возможен, но есть вероятность, что пока вы будете идти к ручкам управления кайт наполнится воздухом и самопроизвольно начнет взлетать, а уж если вы не позаботились о грунт-якоре то ваш воздушный змей может натворить много бед.

Глава 3 - Основы пилотирования

Рулевое управление

Вы уже можете поднять воздушный змей (кайт) в небо, но у вас возникают трудности с управлением, мы вам постараемся помочь в этом:

Вот собственно и вся история с управлением) Какой бы маневр вы не хотели совершить и какой бы он не был сложности, есть базовые понятия по пилотированию, и заключаются они в поворотах направо и налево. Но тем не менее давайте остановимся по подробней на каждом из движений.

При движении прямо кайт не должен обязательно перемещаться вертикально вверх, понятие воздушный змей летит прямо означает что он двигается по прямой линии в небе. Ниже на рисунке представлены варианты движения прямо:


Существует большое различие воздушных змеев по типам, моделям и конструкциям, и соответственно какие то лучше летают прямо, какие то лучше в различных трюках, более юркие или же менее управляемые - всё зависит от типа змея, но так же и от конструкции, потому что к примеру одна дельта может выполнять некоторые маневры лучше чем другая. Лучшее что вы можете сделать в этом случае, это поэкспериментировать с различными типами и марками змеев.

Когда вы тянете правую ручку на себя воздушный змей соответственно реагирует тем что начинает поворачивать направо, но не обязательно что он полетит именно в правую часть неба, это зависит всё же от правильности ваших движений и от того что вам нужно от кайта. Достаточно просто задать направление змею и он легко к примеру переместиться с левого в правый край ветрового окна.

В каждой из этих картинок ниже воздушный змей (кайт) поворачивает направо (левые повороты работают по такому же принципу):


Сколько бы вы не сделали кайтлупов, ваш воздушный змей всегда останется в небе и будет управляем. Для того чтобы размотать стропы, которые перекрутились во время кайтлупов достаточно направить кайт в другую сторону.

Позиции тела

Правильная позиция для пилотирования, это та которая позволит вам получать удовольствие от управления и одновременно отдыхать. Нет ничего сложного, просто встаньте прямо, руки по бокам согнуты в локтях, локти прижаты к телу, ну или близко к телу, взгляд устремлен в небо на воздушный змей. Движения плавные и целенаправленные, то есть или влево или вправо, не надо ничего придумывать и пытаться тянуть за стропы как то особенно сильно или в сторону.

Запомните:
Все лишние движения лишь тратят вашу энергию и не более
Держа руки сверху над головой кайт не полетит выше
Сжимая крепче ручки управления контроль за воздушным змеем не улучшится
Движение бёдрами не изменит положение кайта
Держа руки дальше друг от друга вы только усложните управление

Сосредоточьтесь на полете, следите за кайтом и одновременно продумывайте его траекторию, старайтесь управляя воздушным змеем перемещать его по небу так как вам этого хочется. Какие то специальные дополнительные или порой излишние движения только привлекут внимание других лиц но не добавят вашему полету ничего положительного.

Не забывайте улыбаться))) Запуск воздушного змея должен быть веселым занятием;)

Первые маневры

Давайте вернемся в тот момент когда вы только научились запускать воздушный змей, и вам конечно же хочется выполнить какой ни будь маневр, или даже просто осмысленный элемент пилотирования. Давайте попробуем вам помочь в этом:

При запуске воздушный змей устремляется вверх:

Ваши ручки управления размещены на одинаковом уровне, кайт может отклоняться влево или вправо. Если кайт поворачивает в одну сторону, то добавьте немного натяжения на противоположную стропу, чтобы выровнять направление кайта.

Если кайт поворачивает влево, тянуть немного вправо.

Если он поворачивает направо, потяните немного влево.

При достижении определенной высоты потяните за правую ручку и направьте воздушный змей направо, при этом не перестарайтесь. Движение должно быть плавным, не допускайте того, чтобы змей совершил кайтлуп (петлю).


После этого, когда кайт пролетел примерно 1/4 петли, тяните за левую ручку управления, таким образом чтобы кайт сделал левый поворот гораздо выше траектории первого правого поворота. Затем ведите воздушный змей прямо, не переусердствуйте с левым поворотом во избежание петли.


Затем снова НАПРАВО, и ПРЯМО


Поздравляем!! Вы только что сделали горизонтальную восьмерку. Теперь сделайте это снова!

Самый лучший способ освоить пилотирование воздушным змеем (кайтом) это снова и снова пробовать что то новое и оттачивать маневры которые уже выучили. Со временем вы поймете, что в пилотировании главное утонченность и точность, что деликатность куда лучше чем грубая сила.

Примечание: Никогда не бросайте ручки управления когда воздушный змей находится в небе, это может привести к печальным последствиям. Некоторые модели змеев могут после этого планировать на дальние расстояния, а "болтающиеся" за ним ручки управления имею прямую опасность всем кто находится на земле, без контроля человека они могут быть опасны!

Посадка

Существует три вида посадки воздушного змея, но мы конкретно остановимся на первых двух: случайная, нормальная и то что мы называем "Орел приземлился", третий способ является самым сложным и требует отдельных навыков.

Случайная (аварийная) посадка, по своей сути не является способом посадки воздушного змея, так как в большинстве случаев кайт падает на землю из за неумения его правильно приземлить, ну или просто банально не желания сделать это аккуратно. Единственный минус данного способа кроме эстетики пилотирования, это то что вы можете легко повредить воздушный змей. Сломав к примеру один из лонжеронов не так трудно его отремонтировать, но кому хочется этим заниматься вместо того чтобы запускать воздушный змей. Обычная реакция человека, который по той или иной причине не удержал кайт в небе и наблюдает его неконтролируемое падение, это вцепиться покрепче в ручки и натянуть их на себя, делая при этом шаг ли два назад.


Так делают 90% всех начинающих, и это правда. Но так делать не нужно, как вы уже поняли, так как натягивая стропы и потянув их на себя вы только придадите ускорение кайту и он рухнет на землю с большей силой, чем если бы вы ничего не делали. Весь смысл в том, что весь полет зависит от того как напряжены стропы, нет напряжения нет и полета. Если вы отпускаете воздушный змей, то он практически останавливается в воздухе, а потом планирует на землю как обычный листок. Всё что от вас требуется, это попытаться уменьшить натяжение, если есть возможность то можно быстро побежать по направлению к куполу. Это самый надежный и безопасный способ сохранить воздушный змей при аварийной посадке.

Нормальная (рекомендуемая) посадка, это запланированная посадка воздушного змея в точку куда вы бы хотели его приземлить. При этом используется тот факт, что воздушный змей теряет скорость и тягу опускаясь в край ветрового окна, будь это правый или левый край, без разницы.

Выполняя приземление вам нужно вести кайт под небольшим углом к краю ветрового окна, почувствовав что тяга стала меньше, и когда до земли остались считанные метры, вам нужно сделать лёгкий левый поворот, это позволит вывести ваш воздушный змей параллельно земле. После чего возможно полное ослабление строп, или еще одно движение рукой, но только уже вправо и воздушный змей очень нежно сам по себе приземлится на землю. Поздравляем, посадка прошла успешно..

С практикой вы поймете, что можно сесть где угодно и куда угодно, куда вы запланировали.

Упаковка кайта, сборка

Когда вы закончите полет, потратьте несколько минут, чтобы упаковать ваш кайт правильно. Для этого убедитесь что стропы лежат параллельно друг другу и не перепутаны между собой, в следующий раз, когда вы захотите запустить змей у вас не будет уходить время на распутывание строп. Следом отсоедините стропы от воздушного змея (кайта) и аккуратно смотайте их, затем если в конструкции есть трубки и другие каркасные части, их следует разобрать и уложить аккуратно в специальный чехол, который кстати должен идти в комплекте с воздушным змеем. Следом за ними уложите в чехол и сам кайт и стропы. Еще такой совет, если есть время можете проверить стропы не вытянулись ли они, потому что после долгих полетов были случаи когда они растягивались и становились разной длины.

Ремонт

Случаи, когда воздушный змей ломается к сожалению неизбежны. Будь то это обычный прокол купола, или сломанные части конструкции, без специальных ремонтных запчастей ремонт не выполнить. Самый лучший и пожалуй часто используемый материал для ремонта купола это - (ripstop) рипстоп из нейлона, тот же самый материал из которого выполнен ваш воздушный змей. Приобрести его можно в специализированных магазинах по продаже воздушных змеев. Обычного плана прокол ремонтируется прямо на месте в считанные минуты, и вы снова можете запускать кайт в небо. Ремонт лонжеронов без специальных запчастей практически не возможен, а при использовании их на месте починить кайт не всегда быстро, но выполнимо.

Если вам кажется что сами вы не можете отремонтировать воздушный змей, или просто боитесь сделать что то не так, то всегда можете обратиться в специализированные магазины, которые по совместительству чаще всего являются кайт - клубами, там вам обязательно помогут!

Глава 4 - Изучение условий и режимов полета

Так какие же условия необходимы для полета воздушного змея? В первую очередь конечно сила и плотность ветра, его скорость, модель воздушного змея и его конфигурации. Наверно не нужно объяснять, что при слабом ветре воздушные змеи не летают, не хватает мощности. В этом разделе мы будем изучать реакцию воздушного змея на условия ветра и способы влияния на реакцию змея. А так же что следует предпринять если условия будут не соответствовать норме.

Когда вы управляете воздушным змеем, ваш кайт как правило с подветренной стороны. Как вы знаете в небе он перемещается по большому пространству, и в зависимости от направления ветра и района (части) неба в которой он находится меняется и его поведение.

Центральная линия -это воображаемая вертикальная линия прямо по ветру.

Центр ветра - это зона, в которой воздушный змей (кайт) имеет хорошую скорость и маневренность. Первые маневры как правило делают в центральной части ветра. Размер этой области не фиксирован, а изменяется в зависимости от силы и скорости ветра, погодных условий и конструкции змея.

Край ветрового окна - это воображаемая линия от центральной линии к земле, распространяющаяся направо или налево от нее. Воздушный змей находящийся в крае ветрового окна имеет минимальную тягу, соответственно он менее маневренный.

Между центром и краем кайт будет летать нормально, но медленнее чем в центре. Стоит помнить, что зона ветра увеличивается пропорционально силе ветра, в сильный ветер зона будет распространяться на 120 градусов, а в слабый угол уменьшается до 45.

Глава 5 - Продвинутое пилотирование

Изучив предыдущие главы вы уже умеете запускать и сажать воздушный змей, научились выполнять некоторые маневры, а так же контролировать полет. В общем узнали всё самое необходимое, что нужно для приятного время препровождения с воздушным змеем. Но что делать если на этом не хочется останавливаться, и для вас трюки с воздушным змеем это что то большее чем просто ежедневное развлечение. В этом случае предлагаем продолжить изучение продвинутых навыков:


Управление полетом

Как вы наверно поняли, существуют два способа пилотирования: это игровая форма и практикующая.

Когда вы пилотируете воздушным змеем в игровой форме, ваше пилотирование ограничено какими то простыми трюками и вы не стремитесь чему то новому, ваша основная задача расслабиться, получать удовольствие и дарить улыбку окружающим. Данная манера пилотирования позволяет отвлечься от мыслей которые вас беспокоят, предполагает расслабленность и внутреннее спокойствие.

Практикующая форма существенно отличается от игровой, так как имеет целенаправленность и высокую степень концентрации. Человек который хочет прогрессировать в навыках пилотирования нацелен на конкретные задачи, изучение конкретных маневров и поведения кайта. Естественно нет причин отделять одно от другого как совершенно далекие от друг друга вещи, одно другому не мешает так сказать. Вы легко можете какое то время играть а какое то время практиковать новые навыки.

Горизонтальный полет

Горизонтальный полет выполняется вдоль линии горизонта, слева направо или справа налево, по прямой линии. Сделать это не так то просто ка на первый взгляд.


Вероятнее всего вам не удастся выполнить эти маневры "чисто", так как для их чистого выполнения необходима не только тренировка но и умение сосредоточиться и держать постоянный контроль. Вам необходимо научиться концентрировать свое внимание на руках и передавать кайту команды в точности такие, какие вам хочется видеть в его движении. Вы будете чувствовать увеличение или уменьшение напряженности строп в зависимости от того в какой части неба ваш воздушный змей. Лучшим упражнением для контроля змея не придумаешь, попробуйте пройти змейку, как представлено на рисунке выше сверху вниз, дойдя до самой нижней границы, которая может быть в метре от земли.

Прямой полёт

Далее в качестве следующего упражнения попробуйте мысленно "нарисовать" в небе прямые линии в любых направлениях, не обязательно вдоль линии горизонта. Используйте всё те же навыки концентрации и полного овладения воздушным змеем и у вас всё будет получаться, потому что кроме полного контроля от вас ничего не требуется. Как вы поняли, выполнить тот или иной трюк или маневр, запланированный ранее куда сложнее выписывать какие то обыкновенные маневры в произвольном порядке.

Управление "дроссельной заслонкой"

Это понятие включает в себя увеличение мощности или уменьшение за счет одновременного натяжения или ослабления обоих строп. Контроль такого плана является высоким уровнем подготовки. Помните, усиление мощности рулем и газом это две разные вещи: рулевое означает изменение мощности относительно напряжения одной из строп по отношению к другой, а "дроссельное" подразумевает напряжение на обе стропы одновременно. Однако чаще всего вы будете использовать эти оба стиля одновременно.

Вертикальная восьмерка

Выполняется практически так же как и горизонтальная восьмерка, за исключением одного, в верхних слоях воздуха воздушный змей двигается медленней. Для выполнения этого трюка на высшем уровне вам нужно будет проводить через центр восьмерки линии более плавные.

Китайцы издавна верят, что парящий в небе воздушный змей уносит все болезни, невзгоды и тревоги. К тому же запуск змея - это всегда зрелищное и довольно простое занятие. Главное - правильно подобрать место и учесть некоторые нюансы.

Какой же ребенок не мечтает управлять ярким воздушным змеем? Что может быть сильнее того восторга, с которым дети наблюдают за парящей в небе игрушкой? «Папуля, а давай змея смастерим!» - говорит любимое чадо. А отец в ответ озабоченно чешет макушку, поскольку сборка воздушного змея и его запуск кажутся чем-то особенно сложным. Но все совсем не так.

Теоретический минимум

Перед тем как запускать воздушного змея, нужно ознакомиться с основными понятиями:

Леер - это нить, с помощью которой осуществляется управление летающей игрушкой;

Уздечка - это прочные нитки, сплетенные вместе, благодаря которым воздушный змей крепится к лееру;

Несущая площадь - размер проекции змея на горизонтальную поверхность;

Несущая способность - это подъемная сила одной единицы несущей площади;

Центр давления - центр несущей площади.

Как заставить игрушку летать?

Как делать воздушного змея, чтобы он парил? Для этого его поверхность должна быть не плоской, а выгибаться вверх под напором воздушного потока. Именно поэтому при изготовлении змея не рекомендуется слишком туго натягивать материал (бумагу, клеенку, ткань). Порой достаточно закрепить одни лишь уголки. Центр тяжести должен быть смещен к хвосту, в противном случае долгого парения не добиться.

Передняя кромка воздушного змея должна быть тщательно проклеена или укреплена, чтобы избежать завихрений. Тем, кто еще не знает, как запускать воздушного змея, лучше отдать предпочтение летающим макетам, которые имеют длинный хвост - он придает правильную балансировку всей конструкции.

Еще один важный элемент - это уздечка, которая должна состоять из двух нитей. Но таким змеем довольно сложно управлять, поэтому новичкам лучше использовать тройную уздечку.

Домашняя мастерская - этапы изготовления

1. Чтобы собрать самый простой тип воздушного змея, необходимо взять две тонкие сосновые, бамбуковые или пластиковые рейки длиной 30 и 50 см. От конца более длинной планки отмеряем 15 см и крепим под прямым углом маленькую реечку при помощи прочных ниток. Таким образом получается крестовина для летающей игрушки.

2. На концах планок нужно сделать круглые насечки, в которые протягивается тонкая прочная нить. Должен получиться четырехугольный каркас.

3. Затем нужно взять тонкую бумагу или клеенку и обтянуть имеющуюся заготовку. Для этого полученный каркас кладут на лист приготовленного материала и обводят карандашом или маркером, добавляя небольшое расстояние на припуски для крепления.

4. Выкройка вырезается, после чего каркас хорошенько смазывается клеем и прикрепляется к материалу. Можно разукрасить воздушного змея фломастерами, нарисовав на нем мультяшных героев (что порадует ваших детей), либо изобразить на нем стройные ножки любимой женщины (что порадует вас).

5. Теперь можно приступать к креплению уздечки. Для этого берется катушка с леской, которая присоединяется к левому углу заготовки. Затем ее нужно протянуть к носу змея, а оттуда - к правому углу, чтобы определить длину уздечки. Отрезаем нить и прикрепляем кончик к правому углу змея (получается длинная нить от одного края к другому). Теперь снова берем катушку, закрепляем леску в носовой части конструкции, отмеряем расстояние до левого угла змея, добавляем еще десять сантиметров, отрезаем и привязываем к середине первой нити.

6. Хвост змея можно сделать из тонкого шнура или прочной капроновой нити, отмерив 3,5-4 метра. Хвост можно украсить бумажными бантиками.

7. Запуск воздушного змея невозможен без поводка-леера. Для этого к уздечке приматывается длинная прочная нить, на конце которой можно привязать небольшую палочку для удобства управления.

Плоские летающие конструкции

Такие воздушные змеи наиболее простые и известные. Каркас изготавливается из сосны или любой другой легкой древесины. Обшивка делается из пленки или бумаги. Бумага не обеспечивает устойчивость конструкции, поэтому она должна быть прочной (микалентная, папиросная или рисовая). Если используется пленка, то она должна плохо тянуться, но при этом хорошо приклеиваться к каркасу (лучше всего купить акрил).

Как выглядит змей-монах?

Свое название такой летающий макет получил благодаря своей схожести с капюшоном монашеской рясы. Такой змей отлично отцентрирован, поэтому для его запуска вполне достаточно двухповодковой уздечки. Хвост используется как балансир, он должен быть легким и тонким. Материал для такого змея лучше выбирать плотный, поскольку под порывами ветра он слишком легко сминается и падает.

Лучковая летающая конструкция

Это одна из разновидностей плоского змея. Каркас строится из пары реек, что обеспечивает легкость. При этом передняя рейка придает жесткость всей конструкции, но появляется большая чувствительность к ветру. Новичкам не всегда под силу с первого раза освоить запуск этого типа воздушного змея.

Коробчатая конструкция

Такой вид самодельного змея выглядит довольно солидно, но выполняется достаточно просто. Ему не нужен хвост. Более того, такие змеи могут поднимать небольшие грузы, благодаря чему в них можно поместить маленькую цифровую камеру, предварительно включив ее на видеозапись или серийную съемку. Таким образом можно получить совершенно уникальные кадры с высоты птичьего полета. Но коробчатая конструкция хорошо держится в воздухе лишь при сильном ветре.

Как запускать воздушного змея: выбираем место

Чтобы процессу полета ничего не мешало, следует выбирать открытые площадки без каких-либо преград. Деревья, киоски, строения, расположенные поблизости, мешают прямому прохождению воздушных потоков и создают ненужные завихрения. Отлично подойдет морское побережье с его бризом (если, конечно, не приходится при этом перепрыгивать через тела отдыхающих). Лучше держаться подальше от автомобильных дорог, аэродромов и линий электропередач.

Как запустить воздушного змея (инструкция)

Сперва необходимо определить направление ветра, просто обслюнявив палец. Теперь воздушный змей торжественно вручается другу (подруге, ребенку, жене). Нужно встать напротив своего помощника, который должен держать змея над головой, перпендикулярно земле. Ветер должен дуть вам в спину, катушка с леером должна быть у вас в руках.

Итак, как запускать воздушного змея? Для начала нужно не спеша отойти от друга на расстояние около 20 метров, при этом разматывая поводок. Дав команду: «Отпускай!», резко потянуть леер на себя. При хорошей силе ветра змей сам воспарит в воздухе, и останется лишь восторженно наблюдать за его полетом. В противном случае придется еще слегка побегать по полю, пока конструкция не поймает воздушный поток.

Как правильно запускать воздушного змея при разной силе ветра? Если он летит только тогда, когда управляющий им человек бежит, значит, ветер слишком слабый. При довольно сильных воздушных потоках летающая конструкция с легкостью парит в воздухе, и не нужно прилагать каких-либо дополнительных усилий. Оптимальная скорость ветра для запуска бумажного макета должна составлять 3-6 м/с.

Если натяжение нити-поводка слишком сильное, то ее следует немного размотать. Если ветер стихает, то змея подтягивают к себе. Чтобы вернуть конструкцию на землю, необходимо постепенно смотать леер и с чувством выполненного долга отправиться домой.

Сделать что-нибудь самому и проверить, как это работает, безусловно, интересно. Вот почему люди запускают кораблики, бумажные самолетики или другие поделки. Это отличное времяпровождение с ребенком на улице. Как запускать воздушного змея, чтобы он взлетал высоко, и как правильно управлять им?

Со стороны все выглядит просто - люди запускают сложные фигуры в воздух и могут сами задавать им высоту, скорость перемещения. Как добиться этого? И почему змеи летают, не имея больших крыльев или иных приспособлений кроме хвоста?


Со стороны кажется удивительным полет змея. Особенно когда он плавно поднимается сам и долго держится, увлекаемый неведомыми силами. Человек регулирует скорость, высоту кайта, перемещаясь и дергая за линь.

Если вникнуть глубже, то можно понять, что на него сразу при запуске будут действовать 4 природные силы:

  • подъемная и движущая сила (ветер);
  • сопротивление;
  • сила тяжести.

Взаимодействие сил обеспечивает полет. Сопротивление возникает при определенных условиях. Это случается, когда воздух противодействует любому движущемуся телу. Проверить активность силы несложно - раскройте ладонь и подвигайте ею из стороны в сторону. Вы ощутите слабое сопротивление.

Теперь возьмите картон и начните обмахиваться им, как веером. Разница заметна сразу - воздух словно тормозит движение. Оператор использует данную силу.

Запуск воздушного змея он начинает так: кладет змея на землю, берет линь и натягивает его, быстро двигаясь против ветра. Кайт взлетит. Здесь важно подобрать угол, так как это отразится на общей скорости взлета. Если на улице ветерок, то сверху змея образуется зона разряжения, что придает движению уверенность. Летательный аппарат использует зону вакуума и начинает парить, словно раскрытый парус.

Получается, что главными условиями быстрого взлета и последующего полета кайта является угол атаки, он же - угол необходимой подъемной силы. Если змей встанет вертикально, то станет больше природное сопротивление воздуха, а заодно увеличится подъемная сила. При горизонтальном положении она быстро убывает.

Характеристика ветра для полетов

Не зря так назван - его полет в первую очередь зависит от наличия и силы ветра. В штиль даже грамотно сконструированная модель останется неподвижной. Единственное, что способно имитировать ветер - физические усилия, но тогда оператору придется бегать постоянно.

Сила

Прежде всего перед запуском следует проверить погоду: ветки деревьев, листья и трава движутся, поднятые флаги шевелятся, на воде видна небольшая рябь? Отлично, погода подходящая. Важно найти «золотую середину» активности воздушных потоков. Сильные порывы способны сломать или унести кайт прочь.

Направление

Вот змей взлетел и парит. Лучшее положение - спиной к ветру, лицом к кайту. Определить направление потоков воздуха несложно. Куда гнется трава, указывают кончики флагов, летят пакеты? Можно подставить лицо порывам ветра, почувствовать, как он касается щек.

Подсказчиками послужат те друзья, которые успели запустить кайты.

Как выбрать место для запуска

Чтобы правильно запустить воздушного змея, сначала следует выбрать подходящее место. Бывает запуск сложный - змей едва поднялся, крутится постоянно, натягивает леску. Устойчивость он обретет позднее, когда наберет определенную высоту. Или взлетел легко, а потом «зарыскал», став неуправляемым.

Удобнее запускать змеев с небольшой возвышенности - холма, насыпи, площадки. Нужно выбрать ровное, не заставленное посторонними предметами место. После запуска внимание будет сосредоточено на парящем вверху змее, поэтому важно заранее обеспечить себе свободу перемещения. Будет обидно при беге вдруг споткнуться.

Таким образом, идеальное место для осуществления запуска:

  • ровное, без мусора и препятствий;
  • на холме, небольшой насыпи;
  • рядом нет домов, турников, деревьев, дороги, аэропорта.

Запуск воздушного змея: пошаговая инструкция

Чтобы наслаждаться свободным полетом, надо правильно запустить воздушного змея. Учесть погоду, силу ветра, выбрать место, вычислить угол идеального запуска.

Первым делом с помощью подручных средств определите текущее направление ветра. Помните, он активнее на высоте.

Запуск змея - в одиночку, вдвоем

Усиленный ветер. Достаточно выпустить змея, разжав руки, предварительно расположившись спиной к порывам. Нос кайта перед запуском направить вверх, придерживая леер рядом, у основания. Отпустив, потихоньку раскручивать нить, увеличивая высоту.

Запуск вдвоем. Помощник придерживает змея, направляя его нос верх. Вы же, отмотав от катушки 20 метров нити, отойдите назад. Скомандуйте помощнику, чтобы он разжал руки и одновременно подбросил змея. Смотрите, как отпущенный кайт стремительно взлетает, увлекаемый порывами ветра. Настройку полета осуществляйте через натяжение и длину нити.

Слабый ветер. Кажется, что внизу ветра совершенно нет, но верхушки у деревьев активно качаются. Значит, он достаточно силен, только на высоте. Тогда важно помочь змею на нее подняться.

Запуск в одиночку. Заняв позицию спиной к порывам ветра, поставьте змея вниз на землю ровно перпендикулярно, «лицом» к себе. Раскручивая веревку, неспешно отходите, стараясь удерживать его в заданной ранее позиции.

Отойдя шагов на 8-10, резко натяните отмотанную веревку и бегите, пока змей постепенно не поднимется, достигнув области активного ветра. Ощутив, как он поймал потоки воздуха, остановитесь. Теперь можно регулировать парение змея.

Запуск вдвоем. Змея придерживает помощник. Этот способ отлично подходит при семейном запуске, когда родителям помогают дети. Держите высоко, выравнивая его строго перпендикулярно порывам ветра. Ребенок в это время отходит, разматывая веревку.

Когда отмотает 2-3 метра, попросите его бежать. Сами вовремя разожмите руки, давая змею возможность взлететь. Все, теперь помогайте малышу регулировать полет кайта. Будьте помощником, подсказывая ребенку нюансы управления. Так он быстрее сможет научиться запускать змея.

Управление полетом

В основном все зависит от фактической силы ветра:

  1. Ветер стих, змей падает - быстрее натяните веревку, опустив руку или отступив назад. Смотрите, чтобы нить оставалась натянутой всегда.
  2. Усилился - наоборот, размотайте веревку, заодно чуть ослабляя натяжение и приближаясь к парящему змею. Главная задача - улавливать моменты изменения ветра и вовремя регулировать натяжение нити. Чтобы змей стремительно вырывался вперед - ослабляйте, если снижается - натягивайте.
  3. Полет неустойчивый - сначала парит, потом вдруг начинает падать. Наблюдая за хаотичными движениями нужно уловить динамику. Помните, направление полета всегда зависит от положения носа кайта.

Позиция тела

По видеороликам запуска заметно, что человек всегда располагает змея впереди себя. Так удобнее отслеживать полет, контролировать силу натяжения и длину веревки. Периодически нужно двигаться - бежать или перемещать руки. Все зависит от силы и направления ветра.

Стартовая позиция - спиной к нему, обеспечивая себе свободу возможных перемещений.

Первые маневры

Сложнее запускать, когда ветер слабый либо, наоборот, сильный. Если порывы невозможно определить, они постоянно меняются и змей рыскает, пытаясь вырвать леску, то лучше переждать. Регулировать полет в подобных условиях крайне сложно и даже опасно.

Ветра нет, запуск осложнится. Придется заменить стихию физическими усилиями, постоянно бегать, чтобы змей оставался на заданной ранее высоте. Проще, когда ветер есть наверху. Тогда достаточно поднять кайт, позднее стихия сама подхватит его.

Всегда смотрите, куда направлен нос, это определяет маршрут полета. Вниз - змей упадет, вверх - поднимется.

Если змей падает

Положение спасут следующие маневры - ослабьте изначальное натяжение веревки, предоставив ветру самостоятельно выправить полет. Можете аккуратно корректировать направление носа. Дождитесь, когда он поднимется вверх и верните веревке первоначальное натяжение. Регулируйте ее длину, следуя напору ветра.

Падение неизбежно? Ослабьте веревку, пускай змей потихоньку опустится сам.

Посадка

Нагулялись, пора сажать змея. Здесь необходим правильный подход, особенно когда держится сильный ветер. Многие считают, что достаточно намотать нить и он сам прилетит. Такой подход опасен для поделки. Сильные потоки воздуха способны порвать нить или навредить змею.

Лучше обеспечить кайту безопасную посадку. Сажайте его поперек ветра. Сначала займите со змеем позицию 90 градусов по ветру. Теперь медленно подходите к парящему летательному аппарату, одновременно укорачивая нить. Смотрите, чтобы она оставалась натянутой и достаточно податливой.

Дует сильно? Стоит переместиться, поискать зону, где он ослаблен и там осуществить посадку. Перемещайтесь, по возможности сокращая длину натянутой нити. Сильный ветер обычно дует порывами в одну, определенную сторону. Там имеются места затишья. Важно отыскать такую безопасную зону и посадить кайт.

Техника безопасности

Хотя запуск змея и считается безобидным занятием, но существует ряд предосторожностей, о которых следует помнить.

Чтобы не простыть, теперь мы используем верхнюю одежду из мембранной ткани. Обычно это куртка и штаны, иногда комбинезон. На голое тело (не на майку!) одеваем комплект термобелья, оно сохраняет тепло за счёт отталкивания от тела влаги. Ведь при активном времяпровождении в обычной осенней куртке, шерстяном свитере дети потеют, отсюда и беда - их влажное тело обдувает холодный ветер и ребёнок заболевает.

Чем сильнее кутаешь детей, тем хуже. Получается замкнутый круг и родители выбирают вариант остаться дома, а не гулять. Мембранная ткань защищает от ветра, она не продувается, но дышит. При не очень комфортной температуре воздуха на улице, сверху термобелья можно одеть кофту из флиса или просто взять её с собой, пока вы не прочувствовали, как работает правило «комплект термобелья + мембранная верхняя одежда».

Необходимо следить за тем, чтобы тело ребёнка было сухим. Это можно сделать, запустив руку через горловину к спине и ощупав её на предмет влажности. Качественное термобельё справляется с обеспечением сухости отлично. Мы покупали его в «Спортмастере» и «Чемпионе», так как опасаемся подделок и не экономим на качестве. Если учесть изложенные рекомендации, то ребёнок останется сухим, а значит, не замёрзнет.

Прогулки в любую погоду помогают укрепить наш иммунитет. А чтобы не отвлекаться на неприятный ветер, нужно не только правильно одеться, но и заняться приятным делом. Тогда вы даже и не вспомните о дискомфорте.

Воздушные змеи и кайты для детей

Без дождя не вырастут грибы, а без ветра не полетит воздушный змей. Ветряные осенние деньки - удачное время для запуска. Это занятие также способствует повышенной двигательной активности ребёнка. Нужно бегать, чтобы скорость змея была достаточной и он не упал на землю.

Всё настолько просто, что не возникает вопросов как собрать и запускать воздушного змея. С этим справится даже ребёнок. Есть ещё польза - дети приобретают новые навыки. Например, когда мы учили их как привязать воздушного змея и объясняли конструкцию, они научись по-новому завязывать узлы.

Дети настолько полюбили это занятие, что мы пошли дальше - купили им пилотажный кайт. В их глазах он выглядит как парашют, только поменьше. Главное, что не оторвёт ребёнка от земли, а значит - безопасный. Управление кайтом дети освоили во время первой прогулки и теперь только совершенствуют результат.

Бывают тяговые кайты. К ним цепляешься с помощью специальной конструкции - трапеции. Кайт зимой сопровождает нас в лыжных прогулках по полям, а летом - по морским волнам на борде. Наш папа как раз увлекается этими видами спорта. И дети тоже потихоньку отрабатывают навыки пилотирования таким необычным воздушным змеем.

Младший сын, Дим Димыч, четырёх лет, уже перешёл на пилотирование тяговым кайтом. Для безопасности мы дали ему самого маленького представителя из этой линейки - змея площадью 3,5 квадратных метра. Диапазон скоростей ветра при этом должен быть 3-5 метров в секунду.

Первым делом проверяем скорость кайта без участия ребёнка. Если управление даётся без особых усилий и отсутствуют мощные неподконтрольные порывы - отдаём змея сыну.

Для определения скорости ветра пользуемся шкалой Бофорта

Как выбрать кайт

У большинства кайтов длина строп достигает 25 метров. Для старших детей, им 11 и 12 лет, это уже по силам - они справляются с управлением. Свободно соизмеряют расстояние до кустарников или деревьев и длину строп.

А вот Дим Димычу такая длина мешает уловить смысл, какой ручкой сейчас потянуть кайт, чтобы он полетел в нужную сторону. Поэтому специально для него мы отстёгиваем такие длинные стропы и устанавливаем укороченные длиной 3-4 метра. Для этой цели подойдёт обычная верёвка диаметром 2-3 мм. С укороченными стропами кайт теряет свою избыточную тягу, быстро и легко реагирует на движения рук ребёнка.

Летающий змей приносит много радости, когда порыв ветра тянет ребёнка то в одну сторону, то в другую и малыш бежит за красивым «парашютом». А если он сам поднимает, рулит, роняет, иногда специально на папу или маму это «большое чудо» - в его глазах непередаваемое счастье.

В такие моменты мы все забываем, что осень и начало зимы - унылое время года. У природы нет плохой погоды, есть неадаптированная одежда и незнание, чем заняться.

Надеюсь, что наша идея, как проводить ветреные осенние дни кому-то придётся по душе. И такая терминология, как «часто болеющий ребёнок» реже будет напоминать о себе. Лично мы теперь стараемся не упускать возможностей и выбираемся в любой день. Главное, чтобы рядом был стадион, парк или поле - любая территория, над которой есть свободное от проводов и ветвей деревьев воздушное пространство.

На видео - как мы запускаем кайт.

Фото, видео и текст - Юлёна Терехова

Запуск воздушного змея - простое и приятное занятие. Для этого не нужно читать много строк с физическими схемами и формулами - просто найдите ветер и потяните за леер.


Нет ничего проще, чем запустить воздушного змея. Мастерство, приобретаемое с опытом, требуется только в случаях, когда ветер слаб или неровен. Чтобы ваш змей полетел, необходимо всего две вещи – хорошее место для запуска и хороший ветер.

Место



Правильно выбранное место – ключевой фактор успешного запуска. Любые объекты на пути ветра – холмы, дома, деревья — создают для него преграду, делают его скорость и направление неусточивым (турбулентным). В подобных условиях запускать змея тяжело или вообще опасно. Поэтому идеальное место для запуска – берег моря с ветром, дующим с воды. Выбирая место убедитесь, что вокруг него нет препятствий для ветра, проводов, а само место несильно заполнено людьми. Площадки размером 40х40 метров вполне достаточно.

Ветер


Сила ветра

Чудес не бывает: без ветра подавляющее большинство воздушных змеев летать не может, если только вы не чемпион мира по бегу. Поэтому перед тем, как решить запускать своего змея, убедитесь, что ветра достаточно. Трава под ногами заметно шевелится, как и тонкие ветки деревьев (если шевелятся только листья – ветра не достаточно), флаги полощатся, рябь на воде. По всем этим признакам можно оценить, что погода подходит для запуска. Когда ветер слишком сильный, возникает опасность сломать воздушного змея, так что если вам некомфортно, когда ветер дует в лицо, то скорее всего запускать не стоит.

Направление ветра

Так как змей летает против ветра, то и лучшего результата при запуске можно добиться встав к ветру спиной и расположив змея перед собой. Определить направление ветра можно с помощью всё тех же помощников – травы, веток, флагов, дыма, лент ограждения, но проще всего с помощью собственного лица. Наше лицо достаточно чувствительное, чтобы подставляя его ветру точно определить, откуда он дует, чувствуя его на щеках. Так же ваши друзья, уже запустившие своих змеев, прекрасно подсказывают, куда дует ветер.

Техника запуска


Обычный запуск

(сила ветра любая, техника требует 2 людей, любой змей)
Эта техника везде описана и всем хорошо известна. Ваш друг берёт змея в руки, а вы разматываете около 20 метров леера по направлению к ветру. После этого вы становитесь спиной к ветру и лицом к змею, слегка натягиваете леер. По вашей команде друг отпускает змея, а вы тем временем в зависимости от силы ветра остаётесь на месте, и змей сам поднимается наверх, или, если ветра у земли недостаточно, делаете несколько шагов или даже бежите назад, пока не почувствуете, что змей поймал ветер и рвётся дальше ввысь.

Запуск с рук

(нормальный или сильный ветер, один человек, змей с короткой уздечкой или без уздечки)
Если ваш правильно сконструирован, то он легко взлетит из ваших рук без посторонней помощи. Вы держите за леер прямо около змея, ориентируете его носом вверх, слегка тянете на себя, отрывая его от земли, и змей уже висит у вас над головой. Теперь нужно просто разматывать леер.

Запуск «Подтянуть-отпустить»

(слабый или неровный ветер, маленькое пространство для запуска, 1-2 человека)
Эта техника поможет вам сэкономить много сил и сберечь пространство для запуска. Вам не нужно будет далеко бежать, пытаясь поднять своего воздушного змея повыше в надежде, что там ветер сильнее и ровнее. Вы начинаете так же как в одном из двух предыдущих случаев – с рук или с размотанным насколько это возможно леером и змеем в руках друга. Вы, отступая назад и не разматывая леер (это важный момент), запускаете змея на максимальную при этой длине леера высоту, затем отпускаете леер, давая вашему змею возможность спустится почти до самой земли и при этом размотать леер (также можно отходить назад, тем самым увеличивая длину размотанного леера). У самой земли вы опять фиксируете леер и продолжаете отступать, снова поднимая змея на максимально допустимую при этой длине высоту. Выполнив этот манёвр несколько раз, вы, наконец, достигнете той высоты, на которой ветра будет достаточно для того, чтобы змей стал сам подниматься в небо без вашей помощи.

Безопасность

Запуск змея – одна из самых безопасных игр, но при некоторых условиях. Никогда не запускайте змея вблизи линий электропередач или в грозу – вы рискуете получить удар током. Никогда не запускайте воздушных змеев вблизи аэропортов – ради спокойствия диспетчерских служб или чтобы ваш змей не попал в двигатель садящегося или взлетающего самолёта. Никогда не запускайте змея над скоплением людей, автомобильной или железной дорогой – змеи всё-таки иногда падают и могут сами или своим леером нанести порой достаточно серьёзную травму или просто вызвать законное недовольство. Полезно, а в случае с большим змеем просто необходимо, надевать кожаные перчатки, запуская змея, чтобы не повредить леером собственные руки.