Мода и стиль

Что такое гололед и гололедица? Как управлять автомобилем в гололедицу

Что такое гололед и гололедица? Как управлять автомобилем в гололедицу
В профессиональной речи синоптиков слова «гололедица» и «гололед» строго различаются.
Сравните фразу в сводках погоды: "Ночью и днем слабый гололед, на дорогах гололедица".
Гололедица - это только лед на дорогах, который образуется после оттепели или дождя при внезапном похолодании.
Гололед - слой плотного льда, нарастающего на предметах при выпадении переохлажденного дождя или мороси, при тумане и перемещении низких слоистых облаков при отрицательной температуре воздуха у поверхности Земли, близкой к 0°С.
Гололед значительно более редкое и опасное явление, особенно для энергетиков и автомобилистов, так как трудно предсказывается, обычно быстро и интенсивно развивается.
Чаще всего гололед возникает при резком потеплении, когда теплый воздух проходит над сильно выхоложенной поверхностью.
Скорость замерзания капель зависит от их размеров и температуры воздуха. От этого в свою очередь зависит и внешний вид гололеда – прозрачный или матовый.
Аморфная структура гололеда объясняется тем, что процесс замерзания переохлажденной воды несколько задерживается выделяющейся при этом скрытой теплотой замерзания. Вследствие этого капли, прежде чем замерзнуть, успевают растечься по предмету, образуя сплошной покров льда.
Толщина гололедных отложений порой может достигать многих сантиметров. Под тяжестью образовавшегося льда ломаются ветви деревьев, обрываются провода ЛЭП. Иногда под тяжестью льда разрушаются и стальные опоры ЛЭП.
Поэтому такое явление приравнивается к природному бедствию.
Гололедные явления большой интенсивности особенно часто отмечаются в холодное время года в южной половине Европейской территории России.
Ледяной дождь часто сопровождает знаменитую новороссийскую бору (сильный северо-восточный ветер).
Гололед покрывает не только горизонтальные, но и вертикальные поверхности - цокольные части строений, деревья. Особенно подвержены обмерзанию обдуваемые ветром объекты - мосты и их опоры, эстакады, столбы.

Образование гололеда может происходить также на внешних поверхностях самолетов, пролетающих в толще переохлажденных водяных облаков. Такое явление называется обледенением. Особенно опасно обледенение, возникающее в слоисто-дождевых облаках на атмосферных фронтах, которые занимают огромные пространства, как по горизонтали, так и по вертикали. Гололед может возникать и при пролете воздушного судна под облаками в условиях переохлажденного дождя.

Обледенение самолетов может значительно ухудшать их аэродинамические характеристики и привести к возникновению тяжелых авиационных происшествий.

Гололед значительно опаснее гололедицы и с точки зрения управляемости и устойчивости автомобиля на дороге. Коэффициент сцепления смачиваемой водой поверхности значительно ниже, чем при отсутствии осадков в виде дождя. Это заметно отражается на выборе скорости движения. При гололеде максимальная безопасная скорость движения на трассе находится в пределах 30-40 км/час, а при гололедице – 60 – 70 км/час. Более того, в гололедицу у водителя остается шанс найти на проезжей части поверхность, на которой перед наступившим морозом не было воды или которую другие машины еще не отполировали до блеска, чтобы колесам его машины было за что зацепиться.

В гололед же замерзающий дождь покрывает всю поверхность дороги независимо от того, сколько колес по ней уже проехало.
Гололедица превращает города в большой каток. Поскользнуться и упасть можно на каждом шагу.
При падении чаще страдают руки – лучевые кости от локтя до кисти. Падая, человек инстинктивно выставляет вперед руку и всем весом своего тела обрушивается на нее. При неловком падении на бок может пострадать предплечье.
Ноги ломаются, как правило, в области голени. У женщин этому нередко способствует обувь на высоком каблуке. Пожилые люди чаще, чем молодые, ломают позвоночник, шейку бедра. Перелом бедренной кости – особенно тяжкая травма. Даже небольшой удар может вызвать перелом этой хрупкой, тонкой косточки. В 95% процентах случаев – это удел женщин.
Необходимо помнить, что чем быстрее будет оказана медицинская помощь, тем меньше осложнений можно ожидать после травмы.
Всегда помните об осторожности. Выбирайте более безопасный путь, идите там, где меньше льда, где дорожки посыпаны песком, где есть освещение.
Если обойти лед невозможно, передвигайтесь на полусогнутых ногах, старайтесь не отрывать их от земли.
Это поможет вам преодолеть опасный участок без падений. Не стоит догонять отходящий общественный транспорт.
Опасности гололеда и гололедицы:
дороги превращаются в ледяной каток;
увеличивается число обращений за медицинской помощью с ушибами, вывихами, переломами;
парализуется уличное движение, на улицах и площадях образуются пробки из автомашин;
движение на трассах блокируется тяжелыми транзитными грузовиками и малоопытными автолюбителями;
обрываются провода, повреждаются опоры, антенны служебных и жилых домов, металлические конструкции;
затрудняется работа автотранспорта, аэропортов;
корка намерзшего льда может вызвать обрыв проводов линий связи и линий электропередачи;
создается угроза перегрузки мачт, башен, кровли;
ограничивается применение воздушного транспорта;
скалывание льда с машин вызывает их порчу;
намерзание осадков в течение зимы приводит к оседанию и протеканию кровли;
ломаются ветви деревьев, нередко деревья вырываются с корнями;
образование ледяной корки на поверхности почвы и кустарниках при круглогодичном выпасе скота мешает добыче корма животными;
при поедании трав, покрытых льдом, у животных появляются простудные заболевания;
гололед (ледяная корка) мешает передвижению животных - они скользят, падают и нередко повреждают ноги;
снег сдувается с гладкой поверхности льда, а поэтому зимой над ледяной поверхностью стоят низкие температуры, которые вызывают гибель озимых культур.
Как действовать во время гололеда (гололедицы).
Если в прогнозе погоды дается сообщение о гололеде или гололедице, примите меры для снижения вероятности получения травмы.
Выходить на улицу следует в обуви на низком каблуке и с нескользящей подошвой. Используйте противоскользящие приспособления промышленного производства или, в крайнем случае, на подошву наклейте поролон, лейкопластырь или изоляционную ленту, можно натереть подошвы песком (наждачной бумагой).
Передвигайтесь осторожно, не торопясь, наступая на всю подошву. При этом ноги должны быть слегка расслаблены, руки свободны.
Пожилым людям рекомендуется использовать трость с резиновым наконечником или специальную палку с заостренными шипами. Если вы поскользнулись, присядьте, чтобы снизить высоту падения. В момент падения постарайтесь сгруппироваться, и, перекатившись, смягчить удар о землю.

Зимние проявления природы горожан нынче затрагивают постольку, поскольку мешают им добраться на работу или домой. Исходя из этого, многие путаются в чисто метеорологических терминах. Вряд ли кто-нибудь из жителей мегаполисов сможет ответить на вопрос о том, чем отличается гололед от гололедицы. А между тем понимание различия этих терминов поможет людям после прослушивания (или прочтения) прогноза погоды лучше подготовиться к тому, что ждет их зимой на улице.

Отличительные признаки гололеда

Начнем с того, что метеорологи связывают его с атмосферными осадками, такими как дождь, град и снег. Хотя, конечно, именно в окончательном варианте гололед с неба не «поступает». Он является неприятным сопровождением других тумана, мороси или дождя - когда температура за окном ноль или чуть ниже (до минус трех). Однако работают стереотипы: большинство людей в ответ на вопрос о том, чем отличается гололед от гололедицы, скажут, что гололед - это на земле, и от него падают, а гололедица - это все остальное. Что в корне неверно. Прежде всего, гололеду сопутствует обледенение веток кустов и деревьев, проводов и выступающих частей строений. Но самое главное - он длится только тогда, когда наличествуют вызвавшие его осадки (туман, к примеру), и ледяная корочка, образованная гололедом, очень тонка. Хотя, если подходящая погода держится долго, намерзание может быть значительным; тогда обрываются линии электропередачи и ломаются антенны, ветки и деревья.

Положительные стороны гололеда

Конечно, это природное явление сопровождается неприятными последствиями для людей и их имущества (коммуникаций, зеленых насаждений и т. д.). Но есть и приятный признак того, чем отличается гололед от гололедицы. Как уже говорилось, он длится ровно столько, сколько выпадают осадки. Если они быстро завершились - нарастание наледи прекращается, а тонкий слой образованного льда быстро тает. Еще одним достоинством гололеда является то, что в чистом виде он встречается крайне редко. Все же должно совпасть много условий: зима и не снег, а дождь или туман, температура - не ниже трех градусов мороза. Так что встреча с последствиями именно этого проявления стихии случается нечасто.

Гололедица - что же это такое?

Поскольку людей больше интересует состояние тротуаров и шоссе, на предметы, поднятые над землей, внимания они обращают мало. Разве что за сосульками следят бдительно: их падение может серьезно навредить здоровью, а то и прервать жизнь. В принципе, оба явления проявляются почти одинаково. Основное, чем отличается гололед от гололедицы - последняя наращивает ледяную корку на утрамбованном снегу чаще всего после дождя или оттепели, когда грянуло похолодание. Большая часть воды в этом процессе скапливается на земле, в связи с чем антенны, ветки и прочее меньше обременяются весом. Так что можно указать на весомое отличие гололеда от гололедицы, принципиальное для горожан: во втором случае больше страдают передвигающиеся по земле и меньше - насаждения и коммуникации.

Коварность гололедицы

Если первое упомянутое явление природы имеет некоторые преимущества, то гололедица - сплошные недостатки. Хуже всего то, что для ее наступления осадки не обязательны. Любой город сам по себе испаряет воду. Мало того, прорывы труб - не редкость для нашей местности. Вот тут-то и начинаешь осознавать, как важны причины, по которым образуются гололед и гололедица - разница просто поражает. Первому явлению, как бы то ни было, нужны осадки. А гололедица сразу воспользуется подвернувшейся возможностью, и оттого что рядом просто неплотно прикрыт люк теплоснабжения, неподалеку появляется незапланированный каток.

Мало того, образованный гололедицей слой держится предельно долго - он же не зависит от выпадения осадков. Самый распространенный вариант - лед накрывается выпавшим снегом. На втором месте - очередная оттепель (или весна). И в случае нечаянного потепления остается только надеяться на то, что корка успеет растаять до следующего похолодания.

Как с этим бороться

Поскольку и гололедица, и гололед проявляются приблизительно одинаково, методы борьбы с ними тоже не очень отличны друг от друга, и связаны, в основном, с преодолением скользкости прохожих и проезжих поверхностей города. Основными способами остаются песок, щебенка, мелкий строительный мусор, крошка из гранита и соль. Нельзя сказать, что это очень действенные методы. Прежде всего, соль разъедает материал, из которого сделана обувь. Дольше всего держатся резиновые боты и сапоги, но в них по холоду долго не проходишь. Остальные материалы часто не выдерживают и месяца. Не слишком хорош и песок: он зачастую при подтаивании просто тонет в получившейся каше и мало способствует сопротивлению при скольжении.

Современные реагенты используются в некоторых (особенно крупных) городах, но их эффективность и безопасность еще остаются под вопросом.

А борьба с намерзанием надземных ледообразований до сих пор ограничивается тем, что сосульки с переменным успехом сбиваются уставшими дворниками. Все же люди приучены больше смотреть под ноги, чем на то, что свисает сверху.

Необычные американские методы

И гололедица, и гололед в последние годы реально обеспокоили американцев. И недостаток опробованных методов борьбы с ними весьма развили у жителей далекого континента фантазию и изобретательность. Так, в Висконсине трассы поливаются сырным рассолом - отходами от производства сыра. Запах вкусный, но навязчивый, и преследует путешественника на расстоянии многих километров. Но колеса не скользят, и аромат становится второстепенным.

Пенсильвания и Нью-Йорк тоже «солят» дороги, однако добавляют в соль сок свеклы (там производят сахар). И запах сыра отсутствует, и обувь куда меньше портится.

Гололед или гололедица - не так важно, главное - не падать, и чтобы машину не заносило!

В данном материале мы рассмотрим в чем же разница между гололедом и гололедицей и как не стать жертвой плохой погоды.

Похолодало, температура воздуха опустилась ниже нуля и по прогнозу погоды стали передавать гололед. Или гололедицу. Многие из нас даже не догадываются, что это совершенно разные понятия. Нет, у них есть и одна общая черта – это образования льда. Но вот разные значения самих слов и происхождения природных явлений. Поэтому, разберем данную тему более детально.

Что такое гололед и гололедица: правильные понятия, методы борьбы

Нам, не профессиональным синоптикам, и в голову не придет, что между этими двумя словами есть какие-либо различия. Лед, скользко и нужно идти аккуратно – вот что интересует простого смертного. Кстати, еще в школьной программе нам рассказывают о правилах безопасности во время гололеда. Или гололедицы. Чтобы не было такой путаницы, вернемся непосредственно к нашим терминам.

Что такое гололед?

  • Если говорить совсем вкратце, то гололед – это явление природы.
  • Гололед (кстати, синоним данного слова – ожеледица) – это атмосферные осадки, которые образуют плотную стекловидную корку (лед).
  • Лед может быть гладким или, наоборот, бугристым. Кстати, осадки могут быть не только в виде дождя, но и с крупинками снега.
  • Если говорить о месте, то такая красивая, но опасная корка может образоваться везде! На любой поверхности, температура которой 0°C и дальше по шкале со значком минус. Под категорию попадают:
    • деревья
    • растения
    • машины
    • бордюры
    • и прочие предметы
    • даже на домах и на наших стеклах может появиться лед
    • но самое опасное место – это провода
    • кстати, на поверхности земли корка тоже образовывается
  • Конечно, при — 25 °C гололеда быть не может, уже будет просто снег. Поэтому, уточним, до какой шкалы может опуститься температура воздуха. Обычно, такое явление наблюдается от 0 и до – 10 °C.

Интересно! Иногда такое бывает даже при – 15 °C. Но это крайне редко случается, поскольку толчком для этого должен послужить резкий перепад температуры. То есть, с сильного мороза до нулевого значения. В данной ситуации воздух немного прогрелся (его температура колеблется от — 3°C до + 0,5 °C), а вот остальные поверхности еще сохранили в себе тот большой минус.

  • Толщина слоя гололеда небольшая, как правило, от нескольких миллиметров до 1 см. Но встречаются случаи, когда слой образовавшейся корки достигал пределов в несколько сантиметров. Особенно, опасно, когда есть еще и ветер. Тогда он создает сопротивление и, например, на проводах может образоваться целая гирлянда «корон» из гололеда.
    • Зато без ветра слой корки получается хоть и тоньше, но прочнее. Так что, как говориться, с какой стороны смотреть на проблему.
  • Кстати, лед будет покрывать предметы до тех пор, пока не прекратятся осадки. Но они должны быть охлажденными, то есть температура должна иметь низкие пределы. Как правило, это не длиться долго. При температуре воздуха, приближенной к нулю, предметы согреваются, а значит и коркой перестают покрываться. В основном такое состояние сохраняется около часа или нескольких часов (но не более 12).
    • Но бывают исключение, что гололед образовывается и по несколько суток (вплоть до 6 дней), увеличивая тем самым слой льда. Причиной этому может послужить морось или туман.
  • А вот сохраниться такое стеклянное покрытие может сравнительно долго – до нескольких дней. Опять же, если температура не будет слишком высокой.
  • Гололед – это редкое явление природы (хотя много зависит от климата). Но если сравнивать его с сестрой (гололедицей), то первый вариант куда реже встречается. Даже есть поговорка, что о гололеде не вспоминают более 300 дней, но зато те несколько дней, что он бывает, запоминают надолго.

ВАЖНО: При устойчивых низких температурах гололед бывает крайне редко.

Но такая красивая, изысканная и, на первый взгляд, безобидная корка может нанести существенный вред. В первую очередь, нужно выделить такие проблемы:

  • образовывается ледяная корка на автомобилях, что просто их блокирует;
  • гололед становится причиной многих автомобильных аварий;
  • приводит к травмам людей;
  • приводит к массовому падению веток или даже целых деревьев;
  • наиболее опасная и ущербная сторона – это обрыв проводов.

Интересные факты! Гололед больше нарастает в тех местах, которые расположенные поперечно его движению. То есть, если фронт движется с запада, то толще корка будет на проводах, расположение которых в меридиональном направлении. Если же движение воздушных масс происходит наоборот (имеют меридиональные потоки), тогда отложений будет больше по широте. Кстати, разница немаленькая. Иногда отличие может быть примерно в 3-4 раза.

  • А еще! На проводах, которые под напряжением, слой корки всегда больше (примерно, на 30%). А вот обесточенные провода не так сильно покрываются.
    • Сами повреждения наносит не лет, а его испарение. Точнее, его медленное таяние.
    • Особенно опасными такие наросты считаются для проводов, ведь они создают дополнительный лишний вес, который утяжеляет провода и приводит к их разрыву.
    • А теперь добавим еще и ветровую нагрузку. Особенно, если скорость ветра будет более 10 м/с. Тогда может произойти не только аварии на электропроводах, но даже пострадают опоры и столбы.
    • Кстати, наибольшие беды происходят там, где сильные морозы часто чередуются с оттепелями. Именно поэтому синоптики в основном передают гололед из южных и северо-западных областей.

ВАЖНО: Гололед наносит большой экономический ущерб.

А теперь вспомним, как часто говорят синоптики: «ночью и днем слабый гололед, а на дорогах гололедица». Мы даже не всегда ее понимает или слышим до конца. Дело в том, что эти два явления случаются чаще всего одновременно. Ведь, по сути, условия у них похожи.

Так что же тогда гололедица?

Сразу оговоримся, что это не синоним от слова гололед.

  • Более того, гололедица – это не явление природы, а ее состояние.
  • Если говорить доступным языком, то это замерзшая вода после оттепели.
    • Да, это тот самый лед на дорогах, крышах домов и прочих горизонтальных поверхностей. На тех, где была вода (после таянья снега) или влага (например, после дождя), температура воздуха скакнула по шкале градусника вниз и получилась гололедица.
  • Лед также может иметь гладкую поверхность или быть бугристым.
  • Гололедицу еще называют «скользкая дорога». Она часто бывает в начале и конце зимы (но случается и в средине, в зависимости от климата проживания). Для него главное требование – это колебания температуры около нуля. Поднялась выше – растаял снег, опустилась – замерзла талая вода.
  • Толщина может быть разной. На это также влияет частота смены погоды. Гололедица может несколько раз замерзать, создавая каждый раз дополнительный слой льда.
  • Корка, как правило, тает очень долго. Несколько дней или даже недель, а то и сохраняется аж до весны. Дело в том, что на гололедицу часто выпадает новый снег. А это делает ее еще более опасной. Ведь так даже не видно, куда становиться, в любой момент можно поскользнуться на льду.
    • Он может заново растаять днем, а вечером и утром снова замерзнуть. В общем, долгое и периодическое состояние.


Вред от гололедицы тоже немал:

  • она номер один по автомобильным авариям (в зимний период)
  • а сколько травм и ушибов может получить человек при падении
  • кстати, наиболее опасные места – это голова (что может привести до сотрясения мозга) или, как ее называют, пятая точка. Во втором случае опасны удары копчиком, что могут привести к параличу
  • но наибольший ущерб гололедица может нанести сельскому хозяйству. Ведь плотная и продолжительная корка приведет к выпреванию озимых посевов
  • а это тоже немалый удар по экономике страны

Для борьбы с гололедицей:

  1. Самым распространенным и давним способом является техническая соль. Но она негативно влияет на износ обуви (существенно ее сокращает), вызывает коррозию автомобилей, негативно отражается на растительном мире, да и, в целом, не лучшим образом влияет на окружающую среду.
  2. Поэтому, в ней стараются не прибегать или хоты бы смешивать с песком. Ну как смешивать, добавляют до 10 % соли в 90 % песка. Так вреда будет меньше, и ходить по скользкому тротуару получиться. Вот только, например, в шумной городской суматохе этот реагент вместе со снегом и талым льдом превращаются в грязную кашу. Но это все же лучше, чем плюхаться попой на землю. И, как говориться, «в любом производстве есть свои издержки».
    • Кстати, над этим способом тоже задумываются. Ведь потом весной требуется много сил и средств для устранения песка.
  3. После 2000 года стали усердно проводит эксперименты для получения удачного реагента, который бы наносил минимум вреда человечеству и окружающей среде. Такие эксперименты проходят до сих пор. А пока наиболее удачным вариантом считается химические противогололедные реагенты. Они бывают:
    • в твердом
    • и в жидком состоянии
  4. Химические реагенты тоже имеют ряд своих недостатков:
    • Например, модифицированный хлористый калий оставляет масленые следы на дороге. Чем увеличивает длину тормозного пути автомобиля. Плюс негативное влияние на наши озеленения
    • Также, он имеет всего лишь срок действия в 3 часа. А еще, у некоторых людей на данные реагенты может быть аллергия
    • От магния также было решено отказаться, поскольку он проявил способность скапливаться в почве и подземных водах
    • Ну а хлорсодержащие вещества, естественно, приводят к обесцвечиванию
    • В общем, для борьбы с гололедицей еще работают над реагентами

Гололед и гололедица — в чем разница, отличие?

Мы указали в предыдущем пункте, какое значение каждого из слов. Поэтому картина дает понять, что это два разных (но немного схожих) явлений. Мы затронули сторону их отличий, поэтому остается их лишь подытожить.

  • Гололед имеет чаще плотную корку, которая покрывает всю дорогу. Гололедица же имеет тоньше слой (хотя бывают случаи, что она превращается после нескольких замерзаний в толстую кору) и не всегда охватывает всю поверхность.
  • Также, нельзя не отметить, что гололед покрывает все поверхности, как вертикальные, так и горизонтальные. Гололедица же будет только на горизонтальных плоскостях и в тех местах, где замерзла талая вода.
  • Гололед опасен на дорогах тем, что часто покрывает всю поверхность автомобиля, в том числе и стекла. А это ухудшает видимость. И проезд возможен лишь на небольшой скорости – до 40 км/ч. Подвох гололедицы же в том, что определенный участок дороги можешь спокойно ехать со скоростью 60 км/ч, а случайная замерзлая лужа может стать причиной заноса.


  • Гололед затрудняет движение и пешеходов, ведь ходить по ледяной корке уж очень неудобно. Но вот гололедица в этом вопросе более коварна, ты можешь спокойно шагать по тротуару, а случайно наступить в неподходящее место и заработать травму. Особенно следует быть осторожными, когда после гололедицы выпал снег. Тогда визуально тяжело рассмотреть, куда нужно шагать.
  • Гололед наиболее опасен для проводов. Он может стать причиной не только их разрыва, но и нанести существенный вред электричеству и экономике страны. А в критических ситуациях может и вовсе лишить часть населения или отдаленные села электричества. Более того, ремонтные работы проводить не только неудобно, но и опасно. Гололедица к проводам не имеет никакого отношения. Разве что в случае автомобильной аварии, когда были задеты столбы с электричеством.
  • Но зато для урожая гололедица хуже. Она может спровоцировать повреждение таких культур, как пшеница, рожь или ячмень (озимые их формы). Что станет причиной плохого урожая, малой продуктивности и скачком цен на продукты.
  • Ну и стоит выделить, что гололед редко долго держится на поверхности. Как правило, после прекращения дождя он проходит. Конечно, это зависит и от климатических условий, в некоторых местах гололед может сохраняться от 4 до 6 дней и иметь корку толщиной в несколько сантиметров. Гололедица же сохраняется очень долго (минимум неделю).

Правила безопасности или как подготовиться к гололеду и гололедице?

В этом пункте есть также и отличия и схожие моменты.

  • Первое и важное правило относится к женской части населения. В зимнюю погоду, а тем более в период гололеда или гололедицы, нужно отказаться от каблуков.
  • Зимнюю обувь следует выбирать, соответствуя всем требованиям:
    • подошва не должна быть абсолютно гладкой. Должен быть каблук высотой в 3-4 см
    • обязательно должно быть наличие четких рельефов на подошве
    • кстати, рисунок должен чередовать крупные и мелкие узоры
    • подошва должна быть толстой, но не на высокой платформе
    • носок обуви должен быть широким и закругленным


  • Обувь должна иметь обрезиненную подошву или хоты быть со специальной резиновой профилактикой (небольшая прокладка крепиться на саму подошву). Небольшие рекомендации:
    • на некоторое время можно приклеить небольшой кусочек войлока к подошве
    • или заменить его поролоном
    • а для экстренных ситуаций подойдет даже медицинский пластырь, но он очень быстро выйдет из строя
  • Теперь поговорим о походке. При гололеде или гололедице нужно не обычным способом шагать, а имитировать передвижение на лыжах. Или постарайтесь ходить, как пингвин.
  • Если же от падения спастись не удалось, тогда постарайтесь сжаться в клубочек. Шею втянуть, руки согнуть и постараться защитить голову. Да, для этого нужно уметь быстро группироваться. И еще один нюанс – падать лучше набок. В таком случае могут быть травмы или ушибы, но хотя бы избежите перелома, сотрясения или еще худших последствий.

ВАЖНО: Руки нельзя держать в карманах. Так увеличивается шанс травмироваться.

  • Для водителей лишь есть одно указание – будьте осторожными и внимательными. Не старайтесь ехать на максимальной скорости. Не забываем, что при гололеде или гололедице очень тяжело затормозить. А при большой скорости или при резких движениях машину и вовсе может занести в сторону.

Отличие в мерах безопасности в том, что:

  • пешеходу нужно внимательно смотреть под ноги и по сторонам. Оголенные и оборванные провода плюс вода могут нанести свой вред.
  • не стойте под деревьями. Кстати, машины тоже при гололеде лучше не ставить. Целее будет автомобиль.
  • и еще, не забываем и о сосульках домах, деревья или даже проводах. Они в любой момент могут упасть вам на голову или автомобиль.
  • с гололедицей в этом плане проще и безопасней.

Как правильно говорить: гололед или гололедица?

Мы уже разжевали тему, что гололед и гололедица – это разные термины. Они не синонимы друг друга и, тем более, не являются сокращенной частью чего-то. Поэтому, в профессиональной речи или среди синоптиков каждое из этих слов называться по-своему.

  • То есть, гололед он и есть гололед, а гололедица так и называется гололедицей
  • Стоит лишь повториться, что гололедицей называют ледяную корку лишь на дороге, которая бывает после оттепели и резких заморозков
  • Гололед же бывает на всех видах поверхности, как результат дождя в морозную погоду
  • Поэтому, не путайте эти понятия, будьте грамотными личностями и называйте вещи своими именами

А в заключение хотелось бы добавить, что гололед и гололедица одинаково опасны для человеческой жизни и здоровья, а также становятся первыми причинами автомобильных аварий в зимний период. Поэтому, будьте внимательными и берегите себя!

Видео: 7 правил поведения в гололед

Что такое гололёд.

Гололёд, (синоним - ожеледь) - класс осадков в виде слоя либо комочков льда, образующихся на поверхности земли и на предметах (проводах, ветвях деревьев и т. п.) при намерзании переохлаждённых капель дождя, мороси либо тумана при температуре от 0 до -3 °C. Толщина гололёда обычно маленькая и в неких случаях может достигать нескольких см и вызывать обламывание веток, падения деревьев, обрывы проводов, смерть посевов и т. п.

Гололёд, в отличие от гололеди, появляется только при выпадении переохлаждённого дождя при отрицательной температуре воздуха.

Гололёд - редчайшее явление природы по сопоставлению с гололедью - скользкой дорогой. Нарастание гололёда длится столько, сколько продолжаются переохлаждённые осадки (обычно немного часов, а время от времени при мороси и тумане - немного суток). Сохранение отложившегося гололёда может длиться немного суток.

Что такое гололедь.

Гололедь - слой льда (ледяная корка) на поверхности земли и других предметах, образующийся обычно зимой либо осенью после оттепели либо дождя во время похолодания, также вследствие замерзания влажного снега, капель дождя либо мороси. В отличие от гололёда (который является видом осадков), гололёдица может иметь различное происхождение - не только лишь из атмосферной воды, однако также из воды, покрывающей землю либо поступающей на поверхность земли из других источников.

Сохранение образовавшейся гололеди может длиться много дней попорядку, пока она не будет покрыта сверху свежевыпавшим снежным покровом либо не растает целиком в итоге насыщенного увеличения температуры воздуха и земли.

Метеорологи отметили немного увлекательных параметров образования гололеда. К примеру, такое: на проводах, находящихся под напряжением, величина отложившегося льда практически на 30% больше, чем на проводах обесточенных. Либо такое: гололедные отложения усиленно нарастают в направлении, поперечном движению воздушных масс. В том случае фронт движется с запада, то отложения толще на проводах, расположенных в меридиональном направлении. И напротив, при меридионально направленных потоках воздуха отложения толще на проводах, расположенных по широте. И разница большая, время от времени втрое. Там, где наблюдались самые большие отложения, плотность их оказывалась малой.

В том случае пристально разглядеть кристаллический нарост, есть возможность увидеть, что поверхность его умопомрачительно узкая и хрупкая, кристаллы на наружных краях более пористы и рыхлы. Однако каким же образом легкий, роскошный, безопасный с виду ледяной налет оказывается подобным разрушительным? Дело в том, что изящество его очень относительно.

Особо небезопасные наледи способны достигать 80-100 мм в ширину. Такое препятствие оказывает суровое сопротивление ветру. А те отложения гололеда, которые в поперечнике гораздо меньше (40-50 мм), плотнее, жестче и тяжелее. Шикарные ледяные короны вокруг проводов поперечником до 70-80 мм делают дополнительную весовую нагрузку от 150 до 200 г на метр. Выявлены и рекордные характеристики: на Валдае изморозные отложения достигали 424 г на метр провода. Как следует, на просвет меж столбами (50 м) приходилось более 20 кг дополнительного веса.

Практика указывает, что больший вред наносит не столько толщина гололедных отложений, сколько ветры, когда их скорость более 10-12 м/с. При таковой двойной нагрузке - весовой и ветровой - отдельно велика опасность разрыва проводов, падения столбов и опор. Трагические условия в большинстве случаев следует ждать там, где оттепели чередуются с волнами холода. Потому и информация о гололеде обычно приходит с юга и из северо-западных областей страны.

Гололед и гололедь частo вoзникают oднoвpеменнo, потому что им тpебуются пpимеpнo oдинакoвые пoгoдные услoвия (стандаpтная фpаза метеoпpoгнoза: "гoлoлед, на дopoгах гoлoледица").

Источники:

  • Систематизация атмосферных явлений
  • Википедия: Гололед
  • Википедия: Гололедь
  • О погодных явлениях
  • "Наука и жизнь" о погоде
  • Итак, за окном зима и все покрыто снегом. Однако главной опасностью на дороге является не снег, а гололедица. Это природное явление может стать проблемой даже для опытного водителя. Данная статья научит вас справляться с ним.

    Шаги

      Гололедица очень похожа на обычный лед. Она представляет собой тонкую корку льда, которая осталась после замерзания дождевой воды или растаявшего и потом снова замерзшего снега, воды или льда. Такой вид льда формируется без образования воздушных пузырьков, что делает его почти невидимым и позволяет сливаться с почти любой поверхностью. Эта особенность и делает поверхности дорог, тротуаров и перекрестков особо опасными в гололедицу.

      Знайте, где стоит ожидать гололедицу. Обычно она формируется при температуре воздуха, примерно ноль градусов Цельсия. На зимнем шоссе он может также возникнуть из-за тепла шин, которые на большой скорости плавят снег и тот сразу же застывает. Обращайте внимание на погодные условия и дорожные сводки.

      Знайте, когда стоит ожидать гололедицу. Гололедица чаще всего образуется ранним утром и вечером. В дневные часы дорожное полотно обычно теплее и менее подвержено образованию льда. Однако помните, что «менее подвержено» не значит, что лед там не образуется. Всегда будьте настороже.

      • Следите за знаками, указывающими на гололедицу. Если машина, идущая впереди вас, неожиданно и странно повела себя, то вполне возможно, что гололедица была тому причиной.
    1. Иногда гололедицу можно увидеть невооруженным глазом. Поскольку она полностью прозрачна, увидеть ее можно лишь при особых световых условиях. Почти всегда она выглядит как гладкий и блестящий участок дороги. Если раньше вы ехали по полностью черному асфальту, а сейчас впереди появилось блестящее пятно, то, возможно, это и есть гололедица. Не волнуйтесь и следуйте дальнейшим инструкциям.

      • Этот способ не подойдет для ночного вождения, но вполне может помочь при дневном свете.
      • Если вам не понятно, что означает «блестящий», то представьте себе свежеокрашенный и отполированный кузов вашей машины - это выглядит именно так.
      • Вы не всегда сможете увидеть гололедицу на дороге, но пытаться это сделать - это не бесполезное занятие. Оно поможет вам оставаться внимательным за рулем. Главное - следите не только за поверхностью дороги, но и за всей дорожной ситуацией.
    2. Практикуйтесь в вождении по скользким поверхностям. Если есть возможность, то потренируйтесь в вождении по льду в безопасных условиях. Вам понадобится просторная и пустая стоянка, где есть обледеневшие места. Потренируйтесь в езде и торможении на льду, научитесь чувствовать поведение своей машины. Если у вас есть ABS, то почувствуйте, как машина тормозит на льду с ней. Такая практика может быть не только полезной, но и веселой!

      Как вести себя на льду. Если вы попали на лед, то важнее всего сохранить спокойствие. Главное правило при попадании на лед - делать как можно меньше движений и позволить машине самой преодолеть это место. Не тормозите и держите руль прямо. Если чувствуете, что зад машины начало заносить вправо или влево, то мягко поверните руль в сторону заноса. Если повернуть руль в противоположную сторону, то вас может занести и развернуть.

      Затормозите, не нажимая на педаль тормоза. Уберите ногу с педали тормоза, и не меняйте положение руля. Таким образом вы сможете лучше контролировать машину и избежать лишних повреждений.

      • Не жмите на тормоз. В противном случае вас, скорее всего, занесет. Смысл в том, чтобы просто проехать участок с гололедицей, не теряя управления. Обычно он не длиннее 6 метров.
    3. Если можете, переключитесь на пониженную передачу. Это позволит вам снизить скорость и лучше контролировать автомобиль.

      Найдите место, где сцепление с дорогой будет лучше. Хотя гололедица и невидима, но вы можете найти место, где ее точно не будет. Попробуйте выехать на снег, песок и т.д.

      Если вас занесло, не паникуйте. Гололедица обычно идет участками, и довольно скоро машина опять найдет сцепление с дорогой. Как можно меньше пользуйтесь педалью тормоза. Но, если придется, следуйте следующим советам:

      Если вы съезжаете с дороги, направьте машину так, чтобы избежать больших повреждений. Идеальным будет выехать на пустое поле или въехать в мягкий сугроб. Конечно, у вас может не быть большого выбора, но попытаться стоит.

      После преодоления гололедицы сохраняйте спокойствие и не паникуйте, худшее позади. Если вам нужно продолжать ехать, двигайтесь очень медленно. Предупредите других водителей о своей низкой скорости, включив "аварийку" или мигая фарами.

    4. Съедьте с дороги. В таких условиях продолжение движения может быть опасно. Остановитесь в придорожном кафе и выпейте чего-нибудь горячего. Это поможет вам успокоиться и продумать дальнейшие действия.

      • Очень редко гололед приводит к массовым ДТП. Если вы попали именно в такую ситуацию, то вам нужно быстро выбрать: остаться в машине (где вы в относительной безопасности) или покинуть ее (вы сможете избежать дальнейших столкновений, но будете вынуждены находиться на холоде и рискуете попасть под другую машину, которую занесло на льду). Оцените свои силы, погоду и расстояние до населенного пункта. Сделайте выбор исходя из этого.
    5. Предотвратите будущие встречи с гололедицей. Есть несколько способов свести до минимума неожиданные встречи со льдом на дороге. Знание, как вести себя на льду, остается первостепенным, но есть и другие:

      • Если у вас установлена ABS, вы должны знать, на что похоже ее действие. По тому, как она пришла в действие, вы сможете распознать возможность заноса.
      • Если погода располагает к появлению гололедицы, лучше остаться дома и не использовать автомобиль.
      • При зимнем вождении всегда избегайте резких движений. Попытки быстро повернуть, набрать или сбросить скорость могут привести к потере сцепления с дорогой. Представьте, что между вашей ступней и педалью находится воображаемое яйцо. Нажимайте на педаль так, как будто боитесь его раздавить. Очень скоро вы заметите, что стали водить более аккуратно.
      • Не отвлекайтесь на мобильный телефон и радио. Концентрируйтесь только на дороге.
      • Гололедица может доставить немало проблем пешеходам и велосипедистам. Всегда учитывайте, что они могут поскользнуться и попасть под ваши колеса.
      • Смените резину на зимнюю, прежде чем температура упадет ниже нуля. Это особенно важно для загородных поездок, где температура ниже, а дороги совсем незнакомы.

      Предупреждения

      • Никогда не используйте круиз-контроль в снежную погоду.
      • Внедорожники, грузовики и фургоны имеют высокий центр тяжести и от этого очень нестабильны. Занос на оледеневшей дороге может легко привести к их опрокидыванию.
      • Не важно, какой у вас привод или резина, если нет сцепления с дорогой. Соблюдайте осторожность за рулем всегда.
      • Если вы не уверенны, в какую сторону нужно повернуть руль во время заноса, то: «Если вы видите, что перед машины разворачивает вправо или влево, то мягко поверните руль в противоположную сторону» означает то же, что и «Если вы чувствуете, что зад машины заносит, то мягко поверните руль в сторону заноса».