Уход за волосами

Древние Греки. Эллины. Как жили в древней Греции: главные традиции, обычаи и обряды

Древние Греки. Эллины. Как жили в древней Греции: главные традиции, обычаи и обряды

Как в быт древних греков вплеталась забота о красоте и здоровье? В древности придавали большое значение внешней гармонии и красоте человека, любовались ей и знали в ней толк. Хорошо выглядеть хотели и мужчины, и, конечно же, древние гречанки.

Бесконечная погоня в поисках эликсира идеальной красоты и молодости знакома каждой женщине. До появления косметики представительницы прекрасного пола изобрели множество эффективных способов ухода за собой.

Секреты красоты древних греков

Женщины Древней Греции гордились своей внешностью и знали секреты, которые спустя века доступны любой современной красавице.

Водным процедурам гречанки уделяли особое внимание. Каждый день начинался с ванны и добавления масел в воду, что успокаивало и благоприятно сказывалось на коже. и мёд активно использовались для увлажнения тела, кожи лица и поддержания хорошего состояния волос.

В древности длина волос говорила не только о предпочтениях человека, но и о его социальной принадлежности: короткие стрижки носили только рабы. Древние гречанки предпочитали, чтобы их длинные волосы имели золотой оттенок, что достигалось с помощью уксуса, а для блеска использовался воск.

Уже в древности женщины знали, что мужчин привлекают волосы, которые оставляют ароматный шлейф, и гречанки нашли выход. Они собирали травы, цветы и специи, а затем делали отвар с добавлением оливкового масла.

Однако от моды не отставали и мужчины: так, например, в 6-м веке до н.э. в моде были мужские прически с длинными локонами. Позже, после , локоны стали носить более короткие. И вообще, в древних Афинах длинная ухоженная шевелюра считалась признаком аристократизма. Ликург утверждал, что длинные волосы делают красивого мужчину ещё более красивым, а некрасивого — ещё более непривлекательным.

Древние парикмахеры занимали важное место в обществе — они болтали со всеми клиентами и были в курсе всего, что происходит вокруг. Говорят, что когда македонский царь Архелай пришел к парикмахеру и тот спросил, как его постричь, Архелай ответил: «Без лишних разговоров». 🙂

Многие музеи Греции демонстрируют небольшие сосуды, предназначавшиеся для хранения мазей и самодельных кремов. Эти средства имели разное предназначение: избавляли от сыпи, ожогов, травм или просто успокаивали кожу.

Смеси лекарственных порошков готовили из сока алоэ, корицы и мёда. Всё это не только наносили на кожу, но и принимали внутрь после купания. Если кожа нуждалась в очищении, помогало следующее средство: столовая ложка густых сливок смешивалась с чайной ложкой морской соли, смесь наносилась на кожу лица и смывалась после массирования.

Гиппократ хоть и не был женщиной, но радовал своими открытиями не только древних, но и современных дам. В его трактатах о медицине отдельные труды были посвящены косметологии. И по сей день многие благодарны врачу за описание удивительных свойств глины. Белая глина помогает избавиться от прыщей, усиливает кровообращение и укрепляет волосы. Синяя глина уменьшает глубину морщин, очищает кожу, помогает в борьбе с аллергией, обладает противовоспалительными свойствами.

“А как ухаживать за веками и нежной кожей под глазами?” – этот вопрос действительно волнует женщин. У древних гречанок был действенный способ. Зону вокруг глаз они смазывали тёплым оливковым маслом и массировали, а через полчаса смывали. Ежедневное повторение этой процедуры позволяло разгладить морщины.

Для поддержания идеального состояния кожи тела гречанки тоже создали особенное средство. На 400 г лепестков роз брали 500 г оливкового масла, настаивали эту смесь в течение недели, процеживали и добавляли несколько ложек в ванну. Этот рецепт гарантированно позволял придать коже эластичность и мягкость.

Во все времена люди одинаково стремились к идеалу, но добивались желаемого разными способами. Античные красавицы обладали красотой и знали множество рецептов достижения этой красоты, поэтому современные женщины не имеют основания не доверять им.

Древнегреческое слово ψιμυθίασις означало «макияж», и происходило от слова «румяна». Древние гречанки активно применяли краски для лица. Вот что пишет один древний писательпо имени Исхомахос:

«Я заметил, что моя жена прихорошилась: намазала лицо свинцовыми белилами, чтобы оно казалось белее, чем на самом деле, нарумянила щеки, чтобы они казались розовее, чем на самом деле, и одела сандалии на каблуках, чтобы казаться выше, чем есть на самом деле…»

Вот так, дорогие мужчины иронизировали по поводу наших попыток приукраситься ещё несколько тысяч лет назад! 🙂

О быте древних греков мы ещё поговорим, все-таки он значительно отличался от современного. Возможно, стоит что-то взять у древних полезного!

Елена Метелева

А чем же питались древние греки? Что стояло на их столах? Чего они избегали и что потребляли в изобилии?

Выясняется, что на греческих столах соседствовали хлеб, мясо, трава, маслины, лепешки, сладости и фрукты. Из бобовых древние греки предпочитали фасоль, нутовый горох (печеный, по преимуществу), чечевицу, горох, которые они потребляли в виде пюре. Пюре из лущеного гороха объедался Геракл, в сопровождении, разумеется, быка на вертеле, о чем нам сообщил Аристофан в своих «Лягушках».
Но самую прозрачную картину древнегреческого питания мы находим у Афинея из египетского Навкратиса, древнегреческого биолога, диетолога, гастронома и ритора, жившего в конце II-начале III века, в его книге «Дипнософисты» («Пирующие софисты»). Так, в одном из фрагментов Афиней, между прочим, говорит, что «душу услаждает вид свежего хлеба из тонкой муки, нежных осьминогов, сосисок, вареных листьев мангольда, лущеного гороха и чеснока, скумбрии, гороха, меда, сыра, фаршированных кишок, грецких орехов, пшенки, печеных лангуст и кальмаров, вареной кефали, вареных каракатиц, вареного угря...винограда, инжира, яблок гранатов, орегана, груш, маслин, яблочных пирогов, лука-порея, яиц, мидий, устриц, тунцов, сезама, уток лебедей, куропаток, пелеканов, белого сладкого вина...»
В списке более сотни наименований, но самое главное на столе место занимает оливковое масло, которое употреблялось и в палестрах. Самые знаменитые масла производились в Аттике, на островах Самос и Икария, причем, древние греки жали масло из незрелых маслин, и именно его употребляли в салаты. Для приготовления сладостей они использовали миндальное масло и масло грецкого ореха.

Заметьте: все вареное, печеное, пюре – и ничего жареного!

Ни один стол не обходился без молока и сыра, хотя горожане и считали эти продукты деликатесными. Атлеты употребляли в пищу мягкие сыры, ну а чеснок и репчатый лук в сыром виде сопровождали все, без исключения, блюда. Поэтому нет ничего удивительного, что женщины скрывались от мужчин в гинеконите, и можно только вообразить, какой густой дух стоял в палестре.
Любимым блюдом древних были также улитки, которые потреблялись приблизительно так, как их сегодня лущат на Крите: вареными, в томатном соусе, с ароматическими травами.
Умели готовить древние греки и мелкую дичь, которую не только пекли на углях, но и консервировали их мясо в масле, на всякий случай, «если неожиданно нагрянут гости», причем, ароматизировали ее всякими дикими травами.
Бедные древние греки (а были и такие), те, которые от зависти засудили Сократа, питались супами. Кстати, часто на бедняцком столе стоял чан с ухой, которой богатые древние греки пренебрегали. Салаты – бедные и богатые афиняне – заправляли оливковым маслом, винным уксусом и медом. Так что все разговоры о примате французской кухни – сущее передергивание исторической правды!
Любимым супом Геракла – а ведь он тоже тяжело прожил свою жизнь, так как природа, наградив его неуемной силой, мозгов ему дала с кулачок – была гороховая похлебка.
Похоже на то, что мясом в Греции баловались только олимпийские боги, в крайнем случае – еще и жрецы, так как, несмотря на обильные жертвы богам, мясо в Древней Греции считалось дорогим спортом. Дешевле других была свинина, но свиные мозги предпочитали не есть, так как это запрещали философы.

Бедные и богатые афиняне питали большую слабость к морепродуктам. Кстати, пока Саронический залив был чист как слеза, и пока современные афиняне тоже питались его морепродуктами, они мало болели, а о сердечных заболеваниях и холестерине – и слыхом не слыхивали. В Античной Греции большим спросом пользовалась также вяленая рыба Черного моря и Гелеспонта.
Возьмите себе на заметку: мудрые древние греки питались больше рыбой, чем мясом. По утрам они имели привычку пить козье молоко, некий чай из меда, растворенного в теплой воде, а также кикеон – напиток, возможно, из ячменя и мяты. Вам он кажется противным? Ну а чем лучше мюзли?

(с использованием материала сайта 24grammata)

Насчёт различий внешности древних и нынешних греков популярен следующий стереотип:

греки якобы раньше были все светлые, с правильными чертами лица. Так вообще в древнегреческих поэмах сказано. А то что сейчас они совсем другие - последствия турецкого завоевания.

"Недавние генетические исследования греческих популяций обеспечили свидетельство статистически существенной непрерывности между древними и современными греками".(Википедия).

Насчёт мифа о светловолосых очень неплохо объясняется на греческом форуме:

Спасибо пользовательнице Olga R.:

"Греки никогда не были "однородным" этносом. С древнейших времен они делились на две племенных группы: ионийцев (ахейцев) и дорийцев (внутри этих групп были и подгруппы, но это не имеет отношение к предмету нашего разговора). Эти племена отличались друг от друга не только культурой. но и внешностью. Ионийцы были низкорослыми, черноволосыми и смуглыми, а дорийцы -- высокими, светловолосыми и светлокожими. Ионийцы и дорийцы враждовали между собой, и полностью обе племенных группы смешались только в византийские времена. Хотя слово "полностью" здесь не совсем уместно: в географически изолированных областях -- например, на некоторых островах -- до сих пор можно найти относительно чистый ионический или дорический тип.

Греки Причерноморья (понти-ромеи, азовские румеи, урумы и т.д.), как и остальные греки, тоже очень неоднородны: среди них встречаются как чистые ионийцы и дорийцы, так и смешанный тип (Черноморье заселялось на протяжении многих веков, выходцами из разных областей Греции). Поэтому некоторые греки Украины вполне могут отличаться от некоторых греков Греции -- но, конечно, не все и не от всех. Например, если Вы поедете на Крит, то найдете там сколько угодно "белых и кудрявых" греков (большинство критян сохранило дорический тип внешности)."

"- Тогда откуда появился и закрепился такой "классический" греческий образ?

Благодаря" западноевропейским художникам 17-19 веков. Они изображали древних греков похожими на себя, любимых -- то есть на немцев, голландцев и других западноевропейцев. Отсюда и "стереотип" (отнюдь не основанный на исторических данных.

"Беловолосые блондины тоже, конечно, называются "ξανθοι" (а как их еще назвать?) Но если вы услышите или прочтете это слово по отношению у греку, то означает оно именно волосы светло-каштанового цвета."

"Гомер описывает Одиссея как типичного ионийца: смуглого и черноволосого."

"...Дело в том, что внешность древнегреческих богов была как бы символом их сущности -- то есть зависела не от того, как выглядели почитатели этих богов, а от "свойств" самих богов. Так, золотые волосы Аполлона -- это символ Солнца. "Серые" глаза Афины -- на самом деле не серые, а "совиные": A8hna glaukwphs (толкование этого слова как "серые" появилось потому, что древнегреческое слово glaux -- "сова" -- переводчики нового времени перепутали со словом glaukos -- "серый" или "голубой"). Сова была символом и одним из воплощений богини Афины; многие ученые считают, что изначально Афина была богиней смерти и почиталась в образе совы (типичный неолитический образ смерти и погребения). Кстати, существуют изображения Афины с головой совы."

А что ж такое? Откуда взялись скульптуры с "греческими профилями"(т.е., с отсутствием переносицы)? Откуда взялись описания золотоволосых? Допустим даже, что упоминались именно блондины. Ну так богам-то можно всё! Они должны отличаться от простых смертных по определению. Отсутствие переносицы как бы намекало на таковое происхождение. Наоборот, с выдающимися надбровиями изображали негодяев, простолюдинов. Это вопрос символов. Греческое искусство не было реалистичным во всём.

Т.н.м, если посмотреть на бюсты филососфов, и представить их в естественной окраске. А ещё проще - заценить картинки повседневной жизни, где изображены простые колхозники - на краснофигурной вазописи. Или даже как бы боги, но в одежде простых смертных:

Классический средиземноморский тип! Курчавые смуглые волосы. А профиль, вначале стилизованный под канон, в дальнейшем всё больше становится реалистичным.

Так же примерно выглядят итальянцы, которые никогда турецкой оккупации не знали. У них другая тема: самые ранние римляне выглядели как тепершние северные французы. А потом уж примешалась кровь рабов с Ближнего Востока. Что ж, возможно. Но это не лишает их классификации среди "истинных арийцев":

Тем более, что южные итальянцы (т.е., жители Неаполя и Сицилии) во многом - потомки греческих колонистов.

Так выглядели жители этих областей в античное время:

А главное, внимательно вглядитесь в эти лица. Они могут быть смуглыми, кареглазыми. Но общее происхождение, так или иначе, чувствуется. Вот вам, например, Деспина Ванди:

А вот - греческий колхозник из фильма "День, когда всплыла вся рыба" Чем не древнегреческий бюст философа?):

да, сколько не смотрел на всякие греческие мозаики, вазы, фрески - все курчавые.

Почему ахейцы и дорийцы враждовали? Как это выражалось? Древняя Греция, это ведь по сути куча полисов, городов-государств, враждовавших и сотрудничающих, население в них было однородно и состояло из какого то одного типа или нет?

Почему именно светловолосость - крутой признак (насколько я знаю, большинство богов были именно светловолосы), а большие надбровные дуги - нет?

Ответить

Сорри, что не ответил сразу. Предпраздничные хлопоты-с)

На самом деле, тут обычная история, когда нация формируется, в течение времени, постепенно из разных этносов, близкородственных, а иногда и не очень. Также естественна раздробленность единой цивилизации на разных этапах. Ахейцы во II тысячелетии до н.э создали Микенскую цивилизацию. Борьба с Критом, где злой Минотавр, и война с Троей - это из той эпохи. Дорийцы же, хоть и говорили на похожем языке, долгое время обитали западнее, и по сравнению с ахейцами, чуть ли не по деревьям лазали.

Настала "Катастрофа бронзового века". Из-за сложных условий дорийцы вторглись в пределы упомянутой державы. Части ахейцев пришлось эвакуироваться, где они влились в состав "народов моря", пиратствовавших в Средиземноморье.

Поначалу это выглядело чуть ли ни как вторжение варваров в звериных шкурах. Но в течение греческих "Тёмных веков" завоеватели усвоили некоторые достижения покорённых, смешались с ними, и, вкупе со своей поступательной энергией, и достижениями наступающей железной эпохи, дали в итоге жизнь тому, что в нашем понимании и является классической Древней Грецией.

Всего в формировании древнегреческого этноса сыграли роль четыре ветви: ахейцы, дорицы, ионийцы, и эолийцы.

На местах какая-то память сохранялась. Жители Афин помнили, что раньше у них была великая цивилизация, и что они, в основном, потомки ахейцев. Спартанцы являлись дорийцами в наиболее чистом виде. Ионийцы же в итоге оказались на востоке - в Малой Азии, и на прилегающих островах. Там весьма существенными, видимо, оказались связи с уже имевшимся местным населением. Из-за смешения с которым, ионийцы, надо полагать, и приобрели характерную южную внешность.

Разумеется, на местах были отличия. Даже в наше время, у нас, например, выделяют северных и южных русских. Существуют разные говоры. В Греции и по сей день, в зависимости от региона, превалирует или дорийский, или ионийский тип. По записям одного известного в сети знающего мужика, известного просто как Грек (он даже снимался в одной из программ "Званого ужина"), коренное население страны сейчас, в большинстве, европейского типа, а вот репатрианты из стран СНГ - как правило ионийцы.

Прокомментировать

Древние греки возводили красоту здорового тела в культ. В эпоху процветания этого государства считалось, что грубый физический труд портит фигуру, так как от однотипной нагрузки мускулатура развивается диспропорционально. Одежда была призвана подчёркивать стройность тела. Главным способом выигрышно обрисовывать силуэт служили искусно уложенные складки материи. Этому процессу богатые люди уделяли довольно много времени.

Первоначально ткани делались из шерсти овец, затем изо льна. Впоследствии из стран Востока начали привозить хлопок. Он стоил очень дорого, и одежда из него была по карману лишь очень состоятельным господам.

О том, что представлял собой гардероб древних греков, мы можем судить лишь по сохранившимся памятникам зодчества, по рисункам на посуде и стенах домов, а также из литературного наследия.

Фибулы

Фибула - это брошь, или заколка. Она была неотъемлемым аксессуаром одежды древних греков. Ею скрепляли полотнища платья, так как ткани сшивать было не принято - они свободно перекидывались через одно или оба плеча и фиксировались фибулами.

Фибулы изготавливались из металла и украшались камнями, жемчугом, перламутром. На них делали узоры зернью, чеканкой или литьём. Размер фибул варьировался от одного сантиметра - для скрепления полотнищ тонкого ионического хитона, до десятисантиметрового диска - для скрепления и украшения мужского наряда из тяжёлой ткани.

По виду фибулы судили о положении человека в обществе и о его материальных возможностях.

Пояса

Пояса носили все греки, за исключением танцовщиц, которым он мешал красиво двигаться и сковывал движения.

Эллины придавали большое значение виду и качеству материала, из которого делался пояс. Он мог быть кожаным с различными застёжками или завязками, матерчатым или сплетённым из металлических колец.

Пояс должен был соответствовать цвету одежды и демонстрировать статус своего владельца. Часто вокруг талии завязывали не один, а несколько поясов.

Ткани для одежды

Для одежды использовалась лишь самая лучшая шерсть - ткани получались лёгкими и прекрасно драпировались. В шерстяной одежде из тонкой и мягкой ткани летом не жарко, к тому же она не сшивается по бокам и даёт возможность ветру охлаждать тело. Повседневная женская одежда изготавливалась из тонкого льна.

Традиционные рисунки

В качестве украшения по одной стороне ткани могли делать вышивку гладью или крестом, а также наносить печатный узор из тонких золотых пластинок. Самыми традиционными узорами были пальметта - стилизованное изображение листьев пальмы, жимолости или цветка аканта, керикион - жезл Гермеса, розетка - круг из распустившегося цветка, меандр - непрерывная ломаная линия, состоящая из расположенных под прямым углом друг к другу отрезков, критская волна, бусы и плетёнка.

На платье такой рисунок располагался сбоку или по верхней, отворачивающейся части. Подол, как правило, не украшался - горизонтальная линия внизу уменьшает рост и искажает пропорции. Вертикальное же расположение рисунка делает рост выше, а полоса на уровне плеч или груди визуально расширяет эту часть тела.

Цвет

Цвет платья в культуре Древней Греции имел особенно важное значение. Одежду окрашивали пигментами растительного и животного происхождения. Самой престижной считалась одежда белого цвета, потому что осветление шерсти и льна было процессом длительным и трудоёмким.

В торжественных случаях богатые мужчины наряжались в пурпурные одеяния. Этот пигмент добывали из раковин моллюсков-наутилусов. Более дешёвый аналог этого цвета получался из цветов марены, сафлора или некоторых лишайников.

Тёмно-зелёный, чёрный и серый цвета означали траур. Рабы также носили одежду невыразительных оттенков.

Женский костюм Древней Греции отличался яркими оттенками жёлтого, красного и синего цветов. Зелёный, но только светлого оттенка, также был приемлемым для повседневного ношения.

Хитон

В наше время под хитоном иногда понимают любое свободное платье прямого силуэта с вертикальными складками на плечах. Это лишь подобие настоящего греческого хитона, который был универсальным одеянием для греков обоих полов и всех сословий. В переводе с греческого слово «хитон» означает «одежда».

В зависимости от назначения хитона различались требования к его длине, ширине и драпированию складок. Постепенно первоначальный, примитивный, хитон усложнялся, в результате на его основе появились другие виды одежды с новыми названиями.

Воины носили короткие, до бёдер, хитоны, а священнослужители, чиновники и актёры трагического жанра - длинные.

Женщины делали себе хитоны средней, наиболее выигрышной для фигуры, длины. Ширина полотнища зависела от толщины кошелька его владелицы и от качества ткани. Самые тонкие полотнища достигали двухметровой ширины. Это давало возможность создавать очень красивые драпировки на плечах, груди и талии.

Для придания фигуре скульптурности, в углы и по краям хитона вшивали маленькие грузики (монеты или плоские камни). Они создавали дополнительные вертикальные линии. Таким способом можно было подчеркнуть выпуклости отдельных частей тела и скрыть недостатки фигуры.

Хитон представляет собой прямоугольный отрез ткани, который на плечах скалывается фибулами, а на талии перевязывается поясом.

Шов делался только по низу хитона - не подвёрнутый подол был признаком траура, а также обличал принадлежность к низшему сословию.

Дорийский хитон

Дорийский хитон - одежда первого периода античности и прародитель всех последующих модификаций. Он долгое время оставался единственной одеждой женщин Спарты. Этот вид короткого хитона представляет собой отрез ткани, размером 2 м на 1,8 м.

Дорийский хитон представляет собой единое полотнище ткани, сложенное пополам. Сгиб приходится на левый бок, а кромки ткани - на правый и, соответственно, на низ и на верх. Фибулами скрепляются точки на плечах на расстоянии, примерно, 30-50 см друг от друга - чтобы на груди образовался небольшой каскад из материи, но ткань не спадала с плеч. Свободные части ткани свисают под руками по бокам. На талии завязывается пояс.

Иногда верхний край ткани отворачивался на несколько десятков сантиметров - тогда получалось подобие кофточки, пелерины или свободного воротника, типа хомут.

Ионийский хитон

Ионийский хитон также был в числе предметов женского гардероба. Он появился позднее дорийского.

Ионическое платье состояло из двух полотнищ ткани. Их ширина минимально составляла две длины руки до запястья и ширину плеч. Длина зависела от роста женщины. Ионийский хитон был ниже колен. Его носили с поясом, делая большой напуск. Также верхний край, сантиметров на 50-70, иногда отгибался. В любом случае, длина отреза на два полотнища такого хитона должна быть около 4 метров, а ширина - около 2 м.

Полотнища хитона от плеч до локтей скреплялись фибулами. В эти заколки ткань собиралась складками - получались красивые драпировки, особенно, если ткань достаточно тонкая. На талии повязывался пояс, украшенный золотыми нитями и кистями.

Пеплос, хлайна и диплакс

Пеплос - одежда греческих женщин. Его надевали поверх хитона. Длина пеплоса незначительно больше длины хитона. Ткань более грубая и имеет кайму по бокам и верхнему краю, цвет более насыщенный и глубокий. Назначение пеплоса не только в том, чтобы защищать от непогоды - его использовали в качестве подстилки для отдыха, клали на дно повозки, использовали как штору или балдахин. В некоторых преданиях пеплос богинь крепили к мачтам кораблей в качестве парусов.

Хлайна - укороченный пеплос. Она представляет собой равносторонний прямоугольник и позволяет увидеть нижний хитон. Драпировалась хлайна по подобию дорийского хитона, но носилась без пояса.

В холодное время года женщины закутывались в диплакс - большой шерстяной платок. Им покрывали голову наподобие капюшона.

Гиматий

Костюм Древней Греции невозможно представить без гиматия. Это мужской плащ, надеваемый поверх хитона. Гиматий никогда не скрепляли фибулами, а укладывали глубокими складками на плечах. Это делали специально обученные рабы. Гиматий предполагал скупые движения и слабую жестикуляцию. Распавшиеся во время беседы складки свидетельствовали о плохом воспитании говорящего и были признаком дурного тона. Чтобы гиматий крепче держался на плечах, по его краю пришивали небольшие свинцовые колечки.

Гиматий - обязательная принадлежность представителей высшего сословия, поэтому внешнему виду данного предмета гардероба придавали очень большое значение. Ткани брали только самые дорогие и тяжёлые, окрашивали натуральным пурпуром, кайму отделывали широкой полосой золотой вышивки.

Ширина гиматия - 1,7 м, а длина - 4 м. Один длинный край иногда делали закруглённым.

Хламида

Хламида, или хламис - мужской плащ. В отличие от гиматия, он довольно короток и предназначался для молодых мужчин не старше 20 лет. Хламис - неотъемлемая часть одежды воинов. Его использовали и как накидку, и как подстилку для сна во время привалов.

По форме хламис напоминает овал или прямоугольник со срезанными углами. Его накидывали на плечи и застёгивали крупной фибулой на груди. В другом случае - пропускали под мышкой левой руки и застёгивали на правом плече, оставляя правую руку свободной.

Повсеместно хламис стали носить после того, как хитон перешёл в разряд нижнего платья.

Экзомис

В качестве повседневной домашней одежды древние греки использовали короткие накидки, типа хитона, которые назывались экзомисами. Воины и свободные граждане носили экзомисы с несколькими складками, идущими от плеча, и фиксирующимися фибулами.

В экзомисе было неприлично появляться на людях, так как эта одежда считалась принадлежностью гардероба бедноты и надевалась для работы, а культура Древней Греции была такова, что простой физический труд, направленный на осуществление утилитарных нужд, был презираемым.

Крестьяне, ремесленники и рабы делали экзомис из овечьих шкур или тканей грубой фактуры. Обе руки в нём оставались свободными, что давало простор для движений. Его часто носили в качестве набедренной повязки.

Обувь

Греческая обувь отличалась большим разнообразием. Разновидностей одной только женской обуви учёные насчитали 94 типа. И это притом что обувь древние жители Пиренеев носили только вне дома.

Самыми распространёнными были сандалии-карбатины. Они представляли собой кусок толстой воловьей кожи, вырезанный по форме ступни, и имеющий по всему периметру небольшие отверстия для шнурков, которыми карбатины прочно привязывались к ногам.

Знаменитые высокие греческие сандалии, котурны, первоначально были обувью знати, а потом перешли в число театральных аксессуаров. Их высокая пробковая или деревянная подошва делала актёров более заметными для зрителей из дальних рядов.

На античных вазах можно увидеть богов в сандалиях с подошвой из толстой кожи, имеющих по периметру ступни небольшие бортики. Это эндромиды. Они были очень удобными, так как кроились по форме ступни. Пальцы в них были открытыми. Шнуровка доходила почти до колен и украшалась подвесками.

Крепиды - также делались из кожи, но шнуровались ниже, чем эндромиды.

Помимо кожаной обуви, греки носили мягкие сапоги из войлока. Они предназначались для холодного времени года.

Богатые женщины носили низкие туфли, напоминающие современные мокасины.

Головные уборы

В Древней Греции внешнему виду придавали очень большое значение. Различные венки из листьев лавра, оливы, мирта, сосновых веток, плюща, сельдерея и цветов имели символическое значение и надевались в торжественных случаях.

Головные уборы греки носили редко, а рабам они были вообще не положены.

Ремесленники носили войлочные колпаки - пилосы, крестьяне, кожаные - кюне, а купцы выделялись низкими шляпами с круглыми или квадратными полями - петасами. Бог Гермес, покровитель торговли, нередко изображается в петасе, завязанном тесёмками под подбородком.

Женщины меньше, чем мужчины нуждались в головных уборах, так как большую часть времени проводили дома, однако, отправляясь в путешествие, они надевали петас. В случае необходимости выйти на улицу в жаркое время дня, они защищали голову и лицо соломенными шляпами с широкими полями - фолиями. В остальное время голову защищали краем пеплоса или тонким шарфом - калиптрой.

Украшения

Если об одежде древних греков мы можем судить лишь по изображениям и описаниям, то ювелирные украшения и аксессуары сохранились очень хорошо. В музеях античного искусства, в частности, в одном из залов Государственного Эрмитажа, представлены коллекции, найденные при раскопках греческих поселений.

Жители Эллады любили украшать себя браслетами, кольцами, ожерельями, серьгами и венками. Их делали из золота, серебра, жемчуга и полудрагоценных камней.

В Спарте к аксессуарам относились более утилитарно. В этой области Греции мужчинам было запрещено украшать себя чем-либо, кроме воинских доспехов.

Наследие античности до сих пор вдохновляет художников для создания новых коллекций одежды и обуви. Греческий костюм, узоры, силуэты и аксессуары не перестают удивлять красотой и изяществом. Большое уважение вызывает мастерство древних выполнять очень тонкую работу, будучи весьма ограниченными в технических средствах.

О Богах и мифах древней Греции мы слышали на уроках истории и культурологии, читали в учебной, исторической и художественной литературе, а также видели десятки мультфильмов и фильмов о богах и героях Эллады. Греческая культура и религия неотрывны от античной цивилизации, поэтому нельзя сказать точно, оказало ли влияние становление одной из величайших цивилизаций древности на развитие ее же религии, или наоборот, и мировоззрения древних греков послужили причиной того, что этот народ сумел создать передовую цивилизацию древнего мира. Религия древней Греции была одной из сложнейших религиозных систем античности, так как она включала в себя веру в безличных божеств, человекоподобных божеств, полубожеств, демонических сущностей, героев, а также ряд культов и традиций, связанных с поклонением богам и героям.

Особенности религии древних греков

Древние греки считали верховным божеством, вопреки распространенному мнению, совсем не Зевса, а абсолют (космос). Согласно их верованию, абсолют - это разумная, всеобъемлющая и всесильная сверхсущность, которая создала и землю, и людей, и породила божеств. Несмотря на такую веру, культов, посвященных абсолюту, у древних греков практически не было, так как они считали, что нужно славить отдельных божеств, которые олицетворяют и воплощают идеи абсолюта на земле.

Двумя основными характеристиками, описывающими и отличающими религию древней Греции от верований других народов древности принято считать политеизм и антропоморфизм. Политеизм или многобожье - это вера в существование множества богов, и в веровании древних греков политеизм просматривается наиболее четко, так как эллины считали, что практически каждая природная стихия и каждое социальное явление имеет своего бога или богиню. Вторая характеристика религии древних греков, антропоморфизм или очеловечивание богов, выражалась в том, что греки приписывали своим богам человеческие качества и привычки. Боги древних греков жили на горе Олимпе, совместно работали и наблюдали за людьми, а также иногда ссорились и воевали между собой.

Еще одна особенность верования древних греков заключалась в вере в постоянное взаимодействие людей с богами. По мнению жителей Эллады, богам не только было не чуждо все человеческое, но и они сами часто спускались на землю с Олимпа и даже вступали в связь с людьми. Результатами такой связи были герои - полубоги-полулюди, дети божества и человека, не бессмертны, но обладающие большой силой. Одним из самых известных героев в греческой религии был Геракл, сын бога Зевса и земной женщины Алкемины.

В отличии от , которые обожествляли своих правителей и считали жрецов высшей кастой, греки не относились к служителям культа с особым пиететом. Большинство ритуалов и религиозных обрядов проводились отдельно в каждой семье или общине главами семей или уважаемыми в обществе людьми, а оракулы (так греки называли своих жрецов), служащие при храмах, были ответственны за проведение лишь наиболее масштабных ритуалов, требующих подготовки и особых знаний. Однако нельзя сказать, что оракулы считались в греческом обществе выше других людей - несмотря на некоторую обособленность их жизни и приписываемую им способность общаться с богами, закон и право греческого общества одинаково распространялись и на мирян, и на служителей культа.

Божества древних греков

Древние греки считали, что первые доги были созданы абсолютом вместе с созданием неба и земли, и этими богами были Уран и Гея - бог неба и богиня земли соответственно. Уран и Гея стали родителями Кроноса, первого верховного бога и тирана, который женился на своей сестре Рее и стал отцом других божеств. Однако, как утверждает греческая мифология, Кронос очень боялся, что его дети отберут у него власть на Олимпе, поэтому пожирал собственных детей. Тогда богиня Рея, желая защитить новорожденного Зевса, скрыла младенца от отца в пещере, а вместо ребенка скормила Кроносу камень. Когда Зевс вырос, он победил отца, освободил из его чрева сестер и братьев и сам стал править на Олимпе. Зевс, его жена Гера, их дети, а также братья, сестры и племянники Зевса составляли пантеон богов древних греков.

Всех божеств, в которых верили жители античной Эллады, можно разделить на три основных группы: небесные (боги, живущие на Олимпе), подземные (боги, живущие в и других подземных сферах) и земные (боги, покровительствующие людям и проводящие большую часть времени на земле). Наиболее почитаемыми в древней Греции были следующие божества:

1. Зевс - бог грома и молний, правитель Олимпа;

2. Гера - богиня семьи и брака, жена Зевса;

3. Аполлон - бог Солнца и искусства;

4. Афродита - богиня красоты и любви;

5. Афина - богиня мудрости и справедливости, также считалась покровительницей воюющих за правое дело;

6. Артемида - богиня охоты;

7. Гестия - богиня домашнего очага;

8. Посейдон - бог моря;

9. Деметра - богиня плодородия и земледелия;

11. Аид - бог подземного царства, куда после смерти попадают души людей;

12. Арес - бог войны;

13. Гефест - бог огня и покровитель ремесленников;

14. Фемида - богиня правосудия;

15. Дионис - бог виноделия и музыкального искусства.

Помимо богов, древние греки также веровали в существование так называемых "демонов" - бессмертных сущностей, служащих тому или иному божеству и обладающих определенной сверхъестественной силой. К таким сущностям жители Эллады относили селен, нимф, сатиров, океанид и др.

Культы древних греков

В религии древних греков много внимания уделялось различным культам, связанным с почитанием божеств и попытками приблизится к Ярким примеров культов, связанных с прославлением божеств, были религиозные праздники, которые с размахом праздновали все жители античной Эллады. Особо пышно отмечался праздник «Великие Панафинеи» в честь Афины, который включал в себя жертвоприношения в Акрополе, построенном специально для этой цели. Подобные праздники греки устраивали и в честь других богов, причем ряд из них включал мистерии - проводимые оракулами ритуалы, на которые не допускались миряне. Также древние греки много внимания уделяли культу предков, который заключался в почитании и приношении жертвоприношений умерших.

Так как древние греки наделяли богов человеческими качества и считали их идеальными созданиями, наделенными бессмертием, сверхъестественной силой, мудростью и красотой, закономерно, что простые люди пытались приблизиться к божественному идеалу. Культ тела в древней Греции и был результатом таких попыток, ведь люди считали красоту и здоровье физического тела признаком одухотворенности, гармонии и благоволения к человеку высших сил. Проявлением культа тела в древней Греции были ряд традиций, связанных с воспитанием детей, а также отношение греков к красивым людям. Греки не стеснялись своего тела, они восхищались спортсменами, обладающими атлетическим телосложением, и не стеснялись обнажаться перед другими людьми в общественных купальнях.

Культ тела в древней Греции способствовал становлению идеала красоты в сознании греков. Красивыми считались люди, имеющие правильные и симметрические черты лица, подтянутую атлетическую фигуру, золотистые волосы и светлые глаза, а эталоном женской красоты была статуя Афродиты. Так как в моде была светлая кожа, большие глаза и яркие пухлые губы, богатые гречанки и греки не жалели денег на косметические средства для отбеливания кожи, румяна и помады, которые изготавливались из природных компонентов. Благодаря культу тела, обязывающему заниматься физической культурой и следить за своим телом, древние греки в сравнении с другими народами отличались более крепким здоровьем и большей продолжительностью жизни.