Уход за ногами

Есть ли у китая своя нефть. Развитие нефтегазовой отрасли китайской народной республики. Старый добрый Ближний Восток

Есть ли у китая своя нефть. Развитие нефтегазовой отрасли китайской народной республики. Старый добрый Ближний Восток

МОСКВА, 4 окт — ПРАЙМ, Анна Подлинова . Торговый конфликт с США вынудил Китай отказаться от покупки американской нефти. По словам президента China Merchants Energy Shipping (CMES) Се Чуньлиня, китайские импортеры прекратили закупку сырья в сентябре.

Поставки нефти из США в Китай составляют всего 2% из общего объема импорта, поэтому КНР легко сможет найти замену американскому сырью, говорят опрошенные агентством "Прайм" аналитики. К тому же, последние несколько месяцев Китай наращивал нефтяные запасы и планомерно снижал импорт из США.

Новым поставщиком для Китая может стать Иран. Не исключено, что он предложит китайским потребителям скидки в обмен на большое количество импорта. В целом, ни США, ни Китай сильно не пострадают от такой меры, однако она ставит под удар глобальные товарные рынки.

НЕЗАМЕНИМЫХ НЕТ

Китаю не составит больших проблем заместить импорт нефти из США поставками из других стран, к тому же КНР в последние годы наращивает запасы нефти, говорит эксперт Центра энергетики Московской школы управления "Сколково" Екатерина Грушевенко. "Доля поставок нефти в Китай из США невелика — около 2%. Поэтому больших проблем заместить этот объем за счет того же Ирана будет несложно. Не стоит забывать и о запасах нефти, которые Китай в последние годы наращивает", — отмечает она.

По ее словам, ситуация не спровоцирует дефицита на рынке, однако временно может осложнить работу НПЗ, которые полагались на эту нефть.

Новак: РФ продолжит программу "нефть в обмен на товары" с Ираном, несмотря на санкции США

Возможно, китайские импортеры сейчас максимально переориентируются на иранскую нефть, соглашается старший аналитик по нефти и газу "Уралсиба" Алексей Кокин. "Трудно сказать, какую роль в этом сыграл риск введения Китаем импортных пошлин на нефть из США и были ли прямые указания властей отказаться от американского импорта. Так или иначе, Китай, видимо, станет основным покупателем иранской нефти с ноября, поскольку все другие импортеры - Япония, Корея, Индия, крупные европейские компании - с большой вероятностью прекратят все закупки", — рассуждает он.

Не исключено, что Иран предложит китайским компаниям скидки в обмен на максимально возможные объемы импорта нефти и конденсата, полагает Кокин, добавляя, что в такой ситуации китайские импортеры вполне могут отказаться от поставок из США. В то же время американская нефть может уйти на рынки, куда иранская нефть перестанет поставляться, говорит аналитик.

Экспорт нефти из США в КНР действительно небольшой и составляет около 9,7 миллиона баррелей в месяц, утверждает замдиректора аналитического департамента "Альпари" Анна Кокорева.

"Для Поднебесной не составит труда заместить эти объемы, да и в структуре экспорта США поставки в Китай занимают лишь шестую часть", — отмечает она.

Объемы поставок нефти в КНР из Штатов снижались несколько месяцев подряд. "Для самых бдительных сообщение о прекращении поставок не стало неожиданностью", — считает она.

По словам главного аналитика "БКС Премьер" Антона Покатовича, экспортные позиции США на мировом рынке все еще сравнительно слабы, несмотря на активный рост производства и экспорта в течение 2017-2018 годов. Экспорт сырой нефти США в Китай по итогам июля составлял порядка 380 тысяч баррелей в сутки, или 18,3% от общего объема американских экспортных поставок нефтяного сырья. В то же время в составе нефтяного импорта Поднебесной на долю США приходится всего 3%.

"Данные объемы поставок для Китая смогут возместить страны-участники ОПЕК+, РФ в данном случае получит очередной шанс еще сильнее укрепить свои экспортные позиции в азиатском регионе", — не исключает он. В свою очередь, американское нефтяное предложение может найти покупателей среди стран, которые откажутся от иранской нефти под угрозой американских санкций.

КТО КОГО

Китайские импортеры беспокоились, что потенциальное повышение таможенных пошлин в отношении нефти из США может привести к росту издержек импорта нефти, говорит заместитель главы постоянного комитета исследовательского центра России и Средней Азии при Китайском нефтяном университете (Пекин) Лю Цянь "Поэтому в июне этого года начали постепенно сокращать импорт американской нефти", — сказал он.

Новак: Россия не достигла пика добычи нефти, способна нарастить ее

По его словам, прекращение закупок американской нефти не создаст проблем для Китая, он может компенсировать это за счет увеличения поставок из России, Ирана и других стран. В этом году Россия почти вдвое увеличила по сравнению с прошлым годом поставки нефти в Китай по трубопроводу, напомнил он.

Негативным является сам факт дальнейшего обострения отношений между двумя странами, который отражается на товарных рынках, говорит Кокорева.

"Чем ответит Пекин на действия Вашингтона, пока не известно, нет уверенности, что КНР вообще будет предпринимать какие-либо действия", — рассуждает она.

Данная ситуация оказывает более негативное влияние на США, чем на Китай, полагает Покатович. "Планомерное сведение на нет торговых отношений между двумя державами в рамках конфликта торговых интересов рано или поздно должно было затронуть и нефтяные поставки", — считает он. По его оценке, действия США в данном случае в очередной раз носят характер жесткого торгового давления.

Торговая война между Китаем и США началась после того, как 6 июля этого года в силу вступили взаимные повышенные таможенные пошлины между государствами. США ввели пошлину в 25% на импорт 818 наименований товаров из Китая общим объемом поставок в 34 миллиарда долларов в год. В качестве контрмеры Китай в тот же день ввел пошлину в 25% на импорт равнозначного объема американских товаров.

В конце сентября вступили в силу новые пошлины США в размере 10% на товары из Китая объемом импорта в 200 миллиардов долларов в год. Китай в ответ ввел пошлины в размере 10% и 5% на американский импорт объемом 60 миллиардов долларов. При этом нефть не подпадает под эти пошлины.

Активная деятельность по всему миру китайских нефтяных компаний уже давно вызывает опаску у западного мира. В России к этой экспансии также относятся неоднозначно - на почве старинного страха перед «желтой угрозой» Китай подозревают чуть ли не в желании достичь мирового господства. Между тем, такая энергичность китайцев имеет совершенно простое объяснение. Дело в том, что у них почти нет своей собственной нефти.

Следующая остановка - Россия

В настоящее время Китай потребляет 12,4 млн. баррелей нефти в день в то время как еще в 2009 году эта цифра была на уровне 8 млн. барр./день. По прогнозам спрос на нефть будет расти еще довольно долго (хотя, может быть, и не так бурно). Этому будут способствовать продолжение экономического роста, расширение среднего класса и увеличение количества автомобилей в Китае.

В тоже время Китай не может обеспечить себя собственной нефтью - сейчас там добывается всего 3,8 млн. баррелей в день, да и то этот показатель в последнее время падает. В 2016 году из-за истощения основных месторождений производство нефти упало на 7%, в 2017 году ожидается примерно такое же падение. При этом запасы нефти в Китае относительно небольшие - около 25 млрд. баррелей, что покрывает примерно 5–6 лет потребления.

Таким образом, в настоящее время Китай вынужден импортировать 8–9 млн. баррелей в день - около 70% всей потребляемой в стране нефти. Импорт растет каждый год из-за постоянно растущего спроса и падающей собственной добычи, и китайцам приходится без отдыха постоянно разыскивать новые источники нефти.

Китай стремится не просто закупать нефть, но по возможности входить в долгосрочные отношения с нефтедобывающими странами. В идеале китайцы предпочли бы добывать нефть непосредственно - покупая лицензии, получая концессии или входя в доли проектов - но не везде получается этого добиться, так как к ним во многих местах относятся с опаской и до месторождений стараются не допускать.

Старый добрый Ближний Восток

До недавнего времени Китай импортировал нефть в основном из Ближнего Востока - на этот регион приходилось более 50% внешних поставок. Сейчас, с появлением других источников, доля ближневосточных стран в общем импорте Китая сократилась, но абсолютные объемы продолжают расти.

Китай в настоящее время закупает примерно 1 миллион баррелей в день у Саудовской Аравии, 700–800 тыс. у Омана, 700–800 тыс. баррелей в Ираке (импорт из этой страны растет особенно сильно) и 600–700 тыс. в Иране.

Китайцы также сами добывают нефть в этом регионе, но не так активно, как им бы хотелось. Самые прочные позиции они заняли в Ираке, воспользовавшись тем, что этот регион только недавно открылся для иностранных компаний, и конкуренция с международными нефтяными компаниями была не очень сильна из-за разного рода вооруженных столкновений и терактов.

Китайская CNPC на долевой основе добывает нефть на месторождении Румайла, а также выступает в качестве оператора на некоторых других месторождениях. Другая китайская государственная компания, CNOOC, работает в качестве оператора в районе Майсан. Sinopec добывает нефть в Курдистане, а PetroChina (подразделение CNPC) вошла в проект Западная Курна-1, выкупив долю в 25% у ExxonMobil (кстати, от покупки этой доли отказался Лукойл по соображениям безопасности).

В соседнем Иране Китай разрабатывает два относительно небольших месторождения - Ядарван и Северный Азадеган, которые сейчас совместно производят, по некоторым оценкам, около 150–200 тыс. баррелей в день.

В феврале 2017 года китайцы приобрели 12% в Abu Dhabi National Oil Company (ADNOC) - крупнейшей концессии эмирата, заплатив за это 2,7 млрд долларов. Китайская доля будет соответствовать добыче примерно 200 тыс. баррелей в день.

Китайцы не участвуют в добыче нефти в Саудовской Аравии, но у них есть большая заинтересованность в том, чтобы там закрепиться. Как известно, саудовцы планируют продать 5% своей национальной компании Aramco иностранным инвесторам. Когда размещение акций через биржи забуксовало - инвесторы посчитали, что оценка компании в 2,6 триллиона долларов, на которой настаивают саудовцы, является завышенной - появились упорные слухи о том, что этот пакет акций предложил выкупить Китай.

Кроме того, Китай уже давно тесно сотрудничает с Саудовской Аравией в «даунстриме» - страны совместно владеют несколькими НПЗ, расположенными как на территории Саудовской Аравии, так и в Китае.

Африка

Одним из крупнейших поставщиков нефти Китая является Ангола, поставляющая в среднем 0,9–1 млн. барр./день.

В собственную добычу в Анголе Китайская государственная компания Sinopec инвестировала около 10 млрд. долларов, однако здесь их постигла неудача - планировалось добывать около 1 млн. баррелей в день, но реальная добыча не превысила 150–200 тыс. Оценка резервов месторождений оказалась завышенной, проекты убыточными, и в 2015 году президента Sinopec посадили в тюрьму за коррупцию.

В Судане Китай обосновался после ухода оттуда западных компаний из-за американских санкций. Китайские компании приобрели там мажоритарный пакет в ряде месторождений и занимаются непосредственно добычей. Однако уровень производства нефти в Судане скромный - в среднем поставки в Китай составляют 100–200 тыс. барр./день.

Китайцы вложились в добычу и в Южном Судане (после его отделения от общего Судана), но из-за непрекращающихся вооруженных столкновений и нападений на нефтяников производство нефти там практически сошло на нет.

В Нигерии в настоящее время китайцы закупают не так много нефти, но на эту нефтедобывающую страну у них очень большие планы. В 2016 между странами был подписан меморандум о понимании, согласно которому китайские компании согласились вложить 80 млрд. долларов в разные проекты по добыче, переработке и развитию инфраструктуры.

Кроме того, Китай еще ранее приобрел долю в нескольких проектах по добыче нефти в Нигерии. Дело осложняют повстанцы, орудующие в районе дельты реки Нигер, которые то и дело разрушают инфраструктуру иностранных компаний и убивают их персонал.

Новые поставщики

Как нетрудно догадаться, нефть из упомянутых источников поставляется в Китай морем при помощи танкеров. Китайцы видят в этом определенный риск. В случае гипотетического конфликта с США все нефтяные грузы из Ближнего Востока и Африки могут быть легко перехвачены американским военно-морским флотом - например, в районе Молуккского пролива. Для снижения этого риска китайцы принимают сейчас определенные меры.

Во-первых, Китай развивает мощный порт Гвадар на берегу Аравийского моря в исторически дружественном Пакистане. Нефть и другие грузы будут туда выгружаться с морского транспорта, а потом направляться безопасным сухопутным путем в Китай через пакистано-китайскую границу.

Во-вторых, китайцы приняли решение увеличить закупки нефти у своих непосредственных соседей.

Китай энергично действует в Казахстане, вложившись в капитал крупнейших местных нефтяных компаний и приобретя в 2013 году долю в 8,33% в гигантском нефтяном месторождении Кашаган. Был построен нефтепровод из Казахстана в Китай. Однако в силу ряда причин импорт нефти из этой страны остается до сих пор на относительно низком уровне и составляет сейчас около 0,2 млн. баррелей в день.

Прорыв произошел в другом месте - за последние несколько лет в ряд основных поставщиков Китая выбилась Россия. Катализатором этого процесса послужило охлаждение отношений РФ с Западом, в результате чего русские начали лихорадочно изыскивать дополнительные источники валюты. Важным вкладом в повышение энергобезопасности Китая стало строительство нефтепровода Ангарск-Дацинь пропускной способностью 15 млн. тонн в год (примерно 0,3 млн. баррелей в день). В ближайшее время будет завершено строительство новой нитки нефтепровода с такой же пропускной способностью.

Таким образом, крупнейшие поставщики нефти Китая в настоящее время таковы:

Китай является в настоящее время самым главным игроком на мировом рынке нефти. Хотя Соединенные штаты пока еще остаются крупнейшим потребителем в мире, наличие собственных солидных природных запасов делает их относительно независимыми от мировой торговли. У китайцев такого преимущества нет, и они вынуждены скупать нефть и доли в добыче по всему миру, не гнушаясь никакими, в том числе самыми рискованными проектами.

Закабаление предоплатой

Сильно зависящий от импорта нефти Китай стремится выстраивать долгосрочные отношения с производителями нефти для обеспечения собственной энергетической безопасности. Китайцы более всего предпочитают вкладываться непосредственно в добычу, но нефтедобывающие страны не часто предоставляют им такую возможность, относясь к ним с некоторой опаской.

Однако у Китая есть и другие средства для того, что бы крепко привязать к себе поставщиков. Излюбленным методом для обеспечения долгосрочных поставок нефти стали сделки типа «займы за нефть».

Схема довольно проста. Китайский Банк Развития предоставляет нефтедобывающим государствам (или их государственным компаниям) крупные суммы в долг в долларах США. Долг, на который начисляются проценты, должен погашаться поставками нефти на протяжении ряда лет. Цена, по которой поставляемая нефть учитывается для погашения долга, рассчитывается по формуле, в большинстве случаев привязанной к рыночной цене нефти - часто с дисконтом. ­­­­

Хотя такие сделки китайцы заключали давно, масштаб их особенно возрос после кризиса 2009 года, когда в результате мирового финансового кризиса многие поставщики энергоресурсов испытывали нужду в деньгах. Это позволило Китаю обеспечить долгосрочные поставки нефти из стран Латинской Америки и России, и в настоящее время поставки в погашение этих долгов занимают солидную часть общего импорта нефти в Китай.

Обычно такие сделки заключались во время каких-то кризисных ситуаций в нефтедобывающих странах, когда они сильно нуждались в деньгах, которые не могли привлечь каким-то другим образом. Дисциплинированные арабы, не говоря уже о «западниках», такие соглашения с китайцами не заключали.

Однако резкое падение цен на нефть в 2014 году продемонстрировало фундаментальный риск таких соглашений.

В то время, когда поставщики нефти получали такие займы, они им казались почти что «бесплатными деньгами». Однако когда цены на нефть упали, и поставщики стали испытывать большие финансовые трудности, график поставок нефти часто нарушался.

Во многих случаях поставщики были вынуждены резко увеличивать отгрузки нефти, направляемой на погашение долгов китайцам - в ущерб другим поставкам. В результате этого они не только теряли доходы в рещультате падения цен на нефть, но и были вынуждены снижать объем продаж нефти на рынке за «живые деньги» - сильно теряя в выручке. Последующее отсутствие денег на капвложения, бурение и оплату поставщикам становилось причиной падения добычи нефти и дальнейшего снижения выручки. Как результат - поставщики уже не могли выбраться из этого штопора.

В некоторых случаях это было на руку китайцам, которые, выдавая новые займы для погашения старых долгов и контрактуя все большие объемы нефти, увеличивали себе гарантированные источники поставок - при этом практически закабаляя своих должников.

Венесуэла в 2007–2010 годах получила от Китая по такой схеме нескольким траншами $28,6 млрд., которые были использованы правительством для разных инфраструктурных и социальных проектов. По условиям соглашения китайцы должны были получать примерно 0,5 млн. баррелей в день в оплату долга.

Однако когда в 2014 году цены на нефть упали, и в Венесуэле наступил экономический кризис, сроки поставок стали срываться. Для того чтобы помочь государственной компании PDVSA справиться с поставками, Китай выдал Венесуэле еще 5 млрд. долларов в 2015 году. Однако это не помогло переломить ход событий, и дальше речь уже пошла о реструктуризации задолженности.

В настоящее время Венесуэла вынуждена отправлять Китаю бесплатно в счет погашения долга в среднем около четверти всей добываемой в день нефти.

Китайцы выдавали и другие кредиты Венесуэле, и общая задолженность страны перед ними оценивается сейчас примерно в 50 млрд. долларов.

Интересно, что китайцы, опасаясь за сохранность своих капиталов после возможной смены власти в Венесуэле, ведут переговоры также и с оппозиционными силами в стране - для того, чтобы избежать признания этих долгов недействительными в случае их прихода к власти. Это еще раз доказывает, что Китай ведет свою деятельность на сугубо деловой основе, с единственной целью обеспечить себя источниками нефти, избегая разговоров о «дружбе», «осях» и прочем.

Кстати, после того, как китайцы решили воздержаться от нового кредитования Венесуэлы, за дело взялись русские. Роснефть перечислила венесуэльцам 6 млрд. долларов, которые аналогичным образом должны погашаться поставками нефти.

Бразилия получила от Китая первый «заем за нефть» в 10 млрд. долларов в 2009 году сроком на 10 лет. За это бразильцы должны были поставлять китайцам около 200 тыс. баррелей в день. В 2016 году, когда Бразилия начала испытывать серьезные финансовые проблемы, китайцы поддержали их, предложив новый заем на 16 млрд. долларов.

Обретя значительное влияние на бразильцев, китайцы смогли войти в несколько проектов по добыче нефти на территории Бразилии - частично напрямую, частично путем выкупа у других международных компаний.

Китай выдал 1 млрд. долларов Эквадору в 2010 году. Когда страна стала испытывать экономические трудности Китай выделил им еще 2 млрд. и забрал себе доли в некоторых нефтяных проектах.

Анголе Китай перечислил по схеме «заем за нефть» 1 млрд. долларов в 2004 году и 2 млрд. в 2007. В 2014 году было предоставлено еще 2 млрд. долларов государственной нефтяной компании Sonangol.

Ангола очень сильно пострадала от падения цен на нефть и запросила реструктуризацию долга. По некоторым данным, Китай выделил стране еще 7 млрд. долларов в 2015-2016 году на поддержку нефтяной индустрии. Точная информация обо всех кредитах Китая Анголе остается тайной, но, по некоторым оценкам, сейчас страна должна китайцам 25 млрд. долларов.

Возврат ангольских долгов Китаю будет проблематичен. Но зато Китай хорошо укрепился в этой стране. Ангола практически превратилась в бензоколонку Китая - из 1,6 млн. баррелей нефти в день, добываемых там, 1,1 млн. направляются прямо в Китай, причем значительная часть этих поставок не оплачивается, а идет в зачет старых долгов и процентов по ним.

Казахстан получил от Китая в 2009 заем в размере 10 млрд. долларов. Условия возврата займа неизвестны, в том числе непонятно, будет ли он погашаться именно поставками нефти.

Наиболее успешным для китайцев сотрудничество по этой схеме получилось с Россией . Первая сделка такого рода была совершена с Роснефтью в 2005 году: Китай выделил российской компании заем в 6 миллиардов долларов, который надо было погашать в течение 6 лет поставками нефти в размере 0,18 млн. барр./день. Цена, по которой поступающая нефть зачитывалась к погашению долга, была привязана к нефти сорта Брент минус дисконт в 3 доллара за баррель.

Сделка была заключена из-за того, что Роснефть срочно нуждалась в деньгах для выкупа акций компании Юганскнефтегаз - бывшей «дочки» Юкоса.

В 2009 году Роснефть получила от Китая еще один заем в 25 миллиардов долларов, который бы погашался поставками еще 0,3 млн. баррелей нефти в день. Сделка для китайцев была очень выгодной - они не только получали гарантированные поставки нефти, но и инфраструктуру для доставки нефти из России. Деньги россияне потратили на китайцев же - на них был построен трубопровод Тайшет-Сковородино, по котороому нефть доставлялась в Китай. Нужно снять шляпу перед талантом китайских переговорщиков.

В 2013 году Россия получил новый заем от Китая, больше предыдущих, в размере 35 миллиарда долларов. Деньги были потрачены на разные мероприятия - рефинансирование части банковских кредитов, полученных на приобретение ТНК-ВР, приобретение разных компаний (российских и иностранных), наконец, на предоставление займов венесуэльской PDVSA на сумму 6 млрд. долларов - по той же самой схеме «займы на нефть», по которой китайцы финансировали саму Роснефть.

На конец 2-го квартала у Роснефти еще оставалось около 12 млрд. долларов от этих китайских денег. Как стало известно, недавно Роснефть вместе с международной трейдинговой компанией Trafigura приобрела миноритарный пакет в индийской нефтеперерабатывающей компании ESSAR за 12,9 млрд. долларов. Условия оплаты за приобретение этой доли неизвестны, но несомненно, что и на эту сделку пойдет часть денег от займа.

Полностью условия этих китайских займов не раскрываются, неизвестно так же, какие именно поставки идут в зачет долга и по какой цене. За первые полгода 2017 года, согласно отчетности Роснефти, зачет предоплаты составил 3,81 млрд. долларов. Если предположить, что поставки учитывались по цене примерно в 50 долларов за баррель, то в среднем в Китай на погашение задолженности поставлялось 400-420 тыс. баррелей в день.

Кроме того, Китаю открывается доступ и к месторождениям России - шаг, на который в других странах идут неохотно. Китайцам уже предлагали несколько проектов, но они не торопились заключать соглашения и долго торговались с целью снизить цену. В конце концов, Роснефть продала им 20% в добывающей компании «Верхнечонскнефтегаз». Судя по всему, это только начало экспансии китайцев в российском «апстриме».

Экспансия Китая во всем мире будет только продолжаться. Надо понимать, что китайцы не гангстеры и не революционеры, а расчетливые коммерсанты. Если иметь голову на плечах, то сотрудничество ними может стать в высшей степени выгодным, как это показывает пример стран Ближнего Востока. Но если загонять себя в долги, разбазаривать полученные займы, плохо управлять своей нефтяной индустрией - в общем, вести себя недисциплинированно, то может настать момент, когда китайцы все приберут в свои руки - как это показывает пример Анголы и некоторых других неудачливых стран.

Руслан Халиуллин

15:34 — REGNUM Падение нефтепроизводства в Китае продолжается. Согласно данным Государственного статистического управления КНР за май 2017 года, добыча черного золота упала здесь до минимума за последние шесть лет.

Отмечается, что добыча нефти в Китае сократилась на 3,7% в мае этого года по сравнению с тем же периодом 2016 года. Таким образом, нефтепроизводство уменьшилось на 3,83 млн баррелей в сутки и составило 16,26 млн тонн. Последний раз такой низкий показатель был зафиксирован в 2011 году. По мнению аналитика SCI International Гао Цзяня , сокращение нефтепроизводства в Китае обусловлено в настоящее время тем, что на самых крупных месторождениях страны стали с самого начала года сокращать добычу.

«Темпы падения добычи будут ослаблены в этом году из-за высоких цен на нефть», — считает Цзяня.

Небольшая стабилизация мирового нефтяного рынка привела к тому, что цена на черное золото не выходит за рамки $48−55 за баррель. Это, в свою очередь, способствует увеличению инвестиций в нефтяную отрасль. В результате чего падение добычи китайской нефти немного замедлилось.

С добычей собственного природного газа в Китае похожая история. В мае этот показатель упал до 12 млрд кубометров, если сравнивать объемы добычи газа с апрелем 2017 года. Это самый низкий уровень с октября прошлого года. Однако если сравнивать добычу газа в КНР в мае 2017 года с аналогичным периодом прошлого года, то этот показатель, напротив, вырос на 10,5%.

Напомним, что последние 15 лет добыча нефти в Китае стабильно росла, в 2015 году эта страна стала пятым по величине производителем черного золота в мире, однако в течение первых восьми месяцев 2016 года объем его добычи снизился на 5,7%. Крупные китайские госкомпании все больше стали снижать свои объемы добычи и сворачивать работы на дорогостоящих месторождениях после того, как мировые цены на нефть упали в 2016 году до минимальных отметок с 2003 года.

ИА REGNUM ранее передавало, по итогам 2015 года добыча нефти в КНР достигла 4,3 млн баррелей в сутки. По мнению экспертов, это производства энергоносителя, после чего китайская нефтяная отрасль вошла в фазу долгосрочно снижения. В результате чего Пекину пришлось наращивать импорт нефти, чтобы обеспечить растущий внутренний спрос на углеводородное сырье, притом, что еще несколько лет назад Китай хотел максимально сократить свою зависимость от импортной нефти и поэтому поддерживал субсидиями свою нефтяную отрасль. Эта ситуация с Китаем, как ожидали многие аналитики рынка, должна была способствовать повышению цен на нефть на мировом рынке.

В июле 2016 года производство черного золота в КНР сократилось на восемь процентов, достигнув отметки в 3,95 млн баррелей в день, что является минимальным показателем за последние пять лет. В августе среднесуточная добыча нефти упала до минимума с декабря 2009 года, составив 3,89 млн баррелей в день. Это произошло сразу по нескольким причинам. Во-первых, потому, что старые месторождения больше не могут увеличивать добычу, а новые крупные месторождения пока не открыли. Во-вторых, многие китайские нефтяники были вынуждены закрыть свои низкорентабельные скважины, чтобы оптимизировать производство. Так, по данным опубликованной отчетности за первое полугодие 2016 года, чистая прибыль Sinopec значительно снизилась, PetroChina показала минимальную прибыль, а СNOOC получила убыток.

Однако эксперты еще летом 2016 года обращали внимание на то, что Китай, когда падают цены на нефть, наращивает импорт энергоносителя. Зато, когда цены повышаются, то собственная добыча в стране активизируется, поэтому стабилизация рынка может способствовать тому, что Китай в скором времени вновь выбьется в лидеры по нефтепроизводству.

Ремонт нефтяной скважины в провинции Шаньдун
Вообще считается, что в Китае нефти нет, в смысле многие считают, что ее вовсе нет, но она там все-таки есть.

Например, после великого отца всех народов, уж при великом кормчем всех народов Китай даже экспортировал нефть в Японию (прикинь, да!), а вырученные средства направлял на освободительную борьбу угнетенных классов Африки и прочей Латинской Америки, а главное - братской Албании против своих многочисленных угнетателей. Во времена «Большого скачка» и около«Культурной Революции» во многочисленные китайские массы даже лозунг брошен был: учиться у Дацина. Именно Дацин был центром китайской нефтедобычи. Но Великому Кормчему пришлось разочароваться еще при жизни – нефть в Дацине кончилась едва ли не при его жизни.
Теперь в Китае нефть добывается не в меньших количествах, но потребностей даже своих такая добыча не покрывает, вот и работают китайские компании по всему третьему миру – от бестолковой, но гордой России до почти толковых и не менее гордых Вьетнама и Ирана. Ну да об этом я тебе еще напишу не раз, а пока расскажу тебе о небольшом городке нефтедобытчиков в районе Фусин провинции Ляонин.
Не то чтобы у нас, в России, я объездил все города и веси, но кое-где бывал и в городках нефтедобытчиков бывать приходилось, а тут раз, и обалдел. Опять же в Китае я много городов видел всяких разных, а все равно раз!.. и обалдел!
Обычно небольшие китайские города грязненькие и непрезентабельные, особенно на Севере, и тем паче на Северо-Востоке, а тут еду, дорога становится шире и ровней, цветов на обочине просто море, автозаправки как-то богаче выглядят. А главное – дорога, та, что от трассы в город ведет не грязная и разбитая, а совершено чистая, подметенная, политая, да еще и фонари по краям не обычные стоят, а со всякими завитушками и цветными плафончиками.
Я-то причину раньше раскусил, но по простоте своей душевной думал, что в этом смысле Китай от нас никак отличаться не может. Ан нет, отличается. Дело в том, что вокруг городка этого раскинулись обширные кукурузные поля, и не было бы в этом ничего необычного, если бы прямо посреди этой кукурузы не торчали там и сям большие, качающие «мочу динозавров» насосы. Опять же на въезде в город заметно было целое поле из огромных баков нефтехранилища с желто-красным цветком на своих боках.
Дальше эта причина стала еще явственней – рядом с мэрией городка стояло настолько же богатое здание все с той же желто-красной эмблемой Petro China.
То что Пекин в своем центре очень чист и привлекателен, это понятно, что прекрасны Далянь, Циндао, Вэйхай и Бэйхай, тоже ясно, но чтобы какой-то паршивый городишко в ста пятидесяти километрах от Шэньяна выглядел лучше самого Шэньяна – это уже нечто. Сразу видно, что китайское правительство много денег тратит на гелогоразведку – я видел парочку экспедиционных буровых и множество вспомогательных автомобилей и все они были некитайского производства – то есть для таких серьезных дел их брали сразу в сборе, и автомобиль и то, для чего все это нужно сразу. Но что особенно отрадно правительство Китая, а компания Petro China имеет наполовину государственный пакет так заботится о тех, кто нефть, эту кровь экономики для страны добывает. Пятиэтажные домики здесь стоят явно не оттого, что нет денег на высотные строения, просто городок небольшой и пока растить ввысь ему не обязательно. А какие широкие у него улицы, а какой в короде китнотеатр и дворец культуры! Но самое примечательное – небольшой ландшафтный парк. Пока папы и мамы добывают черное золото дедушки с бабушками выгуливают в нем детишек или удят рыбу прямо в искусственном пруду.
Китайские полицейские и без того приветливы, а здесь они просто лучатся благожелательностью.
Знаешь, это конечно показуха, только вот кому они чего показывают? Только тем крестьянам, что в городок сей продукцию свою привозят. Ну и нашим нефтяникам, что в этот городок наезжают опытом делиться. Только вот ездят сюда начальники, а они и без этого живут шоколадно. И вот ведь что радует, когда кончится нефть в окурге не погибнет городок в районе Фусин. Вон Дацин – в нем нефть кончилась почти, а они ничего, обитают и не просто так, концы с концами им сводить без надобности. Северный сосед, эРэФа наша бестолковая аккурат в Дацин нефтепровод тянет, а тут еще клон президента Медведьев приехал и говорит, что еще больше мы им и нефти и газа поставим. Ну, чем не хорошо?
Нет, что не говори, а мне нравится, что рядом со мною живут умные люди.


А вот здесь экология не страдает - и нефть и кукуруза!



Вообще американских грузовиков в Китае днем с огнем, а тут...


Мэрия и офис Petro China


Чистота и тишина на улицах поражает


Завтрак закончен и никого лишнего!



Нечто вроде дворца культуры "Нефтянник"



А это кусочек горпарка



Здесь не только УТИ МиГ-15 на постаменте, но и детская "железка"



Все крестьянство уже за городом, в нем им с живностью делать нечего

Экспорт американской нефти в Китай полностью остановлен. Об этом сообщил глава логистической компании China Merchants Energy Shipping (CMES) Се Чуньлинь.

«Мы один из перевозчиков нефти из США в Китай. До торгового конфликта это был хороший бизнес, но теперь он полностью остановлен», — цитирует Чуньлиня агентство Reuters.

В Поднебесную американские производители «черного золота» продавали порядка 20% всего объема экспорта, таковы данные Управления энергетической информации США. В прошлом году поставки Штатов в Китай превысили объем экспорта в Великобританию и Нидерланды. При этом для Пекина Вашингтон не является основным привозчиком: в энергобалансе Поднебесной на долю американской нефти приходится только 3%.

Как уход американского сырья с китайского рынка повлияет на стоимость «черного золота»?

Отвечает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский:

«В ближайшее время цены на нефть могут снизиться, но вскоре опять пойдут вверх. Подобные громкие события всегда ударяют по рынку, но нефть — особый случай: спрос на нее стабильно растет, будут найдены другие каналы поставок и новые источники роста. Кроме того, в этом году Китай активно наращивал стратегические запасы нефти, чтобы избежать возможного дефицита. Это тоже играет свою роль.

Скорее всего, в данной ситуации в проигрыше будут США. Дело в том, что Китай занимает второе место после Канады в числе импортеров американской нефти. Китай может достаточно легко перейти на другого поставщика, тем более что американская нефть занимает всего лишь несколько процентов от общего объема импорта, а вот Штаты теряют растущий китайский рынок и крупнейшего импортера. Подсчитать ущерб в целом достаточно сложно, поскольку торговая война наносит удары и по КНР, и по США, снижает их ВВП. Нужно понимать, что Китай тоже не будет молчать в ответ на подобные действия. Он не только найдет других поставщиков, но и может совершить асимметричный ответ, например, избавиться от госдолга США на крупную сумму.

Китай может обратиться к нескольким поставщикам: Западной Африке, а также Ирану, России и другим членам ОПЕК. Кроме того, недавно было обнаружено гигантское месторождение на территории Китая, что может заметно снизить в ближайшем будущем его зависимость от импортной нефти, поскольку Китай стремится наращивать собственную добычу для укрепления энергетической безопасности страны».

В чем суть торгового конфликта между США и Китаем?

Обострение китайско-американских отношений произошло после того, как в июле Вашингтон ввел пошлины на китайский импорт. Китай в долгу не остался и ввел ответные пошлины на американские товары.

Американские ввозные пошлины (10%) вступили в силу в конце сентября, распространяются они на китайскую продукцию, оборот которой оценивается в 200 миллиардов долларов в год. Ответные меры Поднебесной распространяются на 5200 единиц товаров из Штатов объемом 60 миллиардов долларов.

«Таможенная комиссия Госсовета КНР приняла решение о введении повышенных пошлин размером 10% и 5% на импорт 5207 наименований американских товаров объемом около 60 млрд долларов», — говорится в заявлении Министерства финансов Китая.

Кроме того, по данным Минфина США, китайские власти сократили объем вложений в американский госдолг на 7,7 миллиарда долларов. В июне вложения Поднебесной в государственные облигации Штатов составляли 1,178 триллиона долларов, а в июле — уже 1,171 триллиона долларов. Но Китай по-прежнему остается крупнейшим держателем американских долговых обязательств.

Кстати, президент США Дональд Трамп пообещал, что введет дополнительные пошлины на товары из Китая на сумму в 267 миллиардов долларов, если Пекин ответит на действия Вашингтона.