Правила макияжа

Гиперзвуковое оружие. Зенитный ракетный комплекс Albatros-Aspide Ракетный комплекс альбатрос

Гиперзвуковое оружие. Зенитный ракетный комплекс Albatros-Aspide Ракетный комплекс альбатрос

Разработка ракетного комплекса "Альбатрос" была начата по постановлению правительства № 173-45 от 9 февраля 1987 года в НПО машиностроения под руководством Герберта Ефремова. Комплекс должен был стать ассиметричным ответом СССР на разработку в США программы СОИ. Опытные лётные испытания были проведены в 1991-1992 годах. Этим постановлением предписывалась разработка боевого ракетного комплекса «Альбатрос», способного преодолевать перспективную многоэшелонированную систему ПРО США, о создании которой было объявлено администрацией президента Рейгана. Предусматривалось три варианта базирования этого комплекса: подвижный грунтовый, стационарный шахтный и перебазируемый шахтный ...



Трехступенчатая твердотопливная ракета «Альбатрос» должна была оснащаться планирующим крылатым блоком (ПКБ) с ядерным зарядом, способным подлетать к целям на достаточно низкой высоте и совершать манёвры в районе цели. Все элементы ракеты, а также пусковой установки должны были обладать повышенной защищенностью от ядерных взрывов и лазерного оружия, чтобы обеспечить нанесение гарантированного ответного удара при любом противодействии вероятного противника.

Разработка комплекса «Альбатрос» была поручена НПО (конструктор Г. А. Ефремов) с выходом на пусковые испытания в 1991 году. В постановлении отмечалась особая государственная важность выполнения этой разработки, так как правительство и военные круги СССР были серьезно озабочены проблемой преодоления американской ПРО и искали пути ее гарантированного решения. Однако при этом вызывал удивление тот факт, что создание такого сложного комплекса было поручено организации, практически не имеющей опыта разработки твердотопливных ракет и подвижных ракетных комплексов. К тому же разработка планирующего крылатого блока, совершающего межконтинентальный полет в атмосфере с большой скоростью, по сути дела, был качественно новой задачей, не соответствующей имеющемуся у НПО Машиностроения опыту.

Идея создания ракеты «Альбатрос» вышла из поисков создания боевого блока, способного совершать маневр уклонения от противоракеты. Именно такой ББ назывался «Альбатрос» еще в конце 1970-х годов. Боевой блок, несущий ядерный заряд, должен был засекать старт противоракеты противника и уклоняться от неё путём совершения специального комплексного маневра. Сочетания элементов такого маневра могли быть разными, что обеспечивало бы непредсказуемость направления движения блока для противоракеты противника и невозможность заранее проложитьть его курс выхода на цель. Потом эта идея переросла в проект МБР «Альбатрос». Соответственно изменились и требования. Планирующий ББ с ЯЗ должна была доставлять к цели не баллистическая ракета, а низколетящая ракета. Изюминкой «Альбатроса» была траектория выведения с углом входа всего в несколько градусов, для формирования которой РН практически не выходила за высоту 250-300 км. Сам пуск можно было зафиксировать, но спрогнозировать траекторию и выдать целеуказание на перехват-нет. Полет ПКБ проходил на границе атмосферы за счет кинетической энергии так, что аэродинамические силы были достаточны для полета и маневра, а плазмообразование не препятствовало визированию. То есть ПКБ не мог фиксироваться на фоне космоса. Маневрирование по курсу не позволяло прогнозировать точку встречи с противоракетой, а гиперзвуковая маршевая скорость не позволяла поражать ПКБ по догоняющей траектории.

Разработанный в конце 1987 г. эскизный проект РК «Альбатрос» вызвал неудовлетворение Заказчика, поскольку выполнение ряда заложенных в ЭП технических решений представлялось достаточно проблематичным. Тем не менее, работы по реализации проекта продолжались весь следующий год. Однако в начале 1989 г. стало совершенно ясно, что создание этого РК как по техническим показателям, так и по срокам его выполнения находятся под угрозой срыва. К тому же имели уже место сильные внешнеполитические факторы.

9 сентября 1989 года в развитие постановления правительства от 9 февраля 1987 года вышло Решение ВПК № 323, которым предписывалось создание вместо РК «Альбатрос» двух новых РК: подвижного грунтового и стационарного шахтного на базе универсальной для обоих комплексов трехступенчатой твердотопливной ракеты, разработанной Московским институтом теплотехники (МИТ) для подвижного грунтового комплекса «Тополь-2». Тема получила название «Универсал», а ракета-индекс РТ-2ПМ2 (8Ж65). Разработка подвижного грунтового РК с ракетой РТ-2ПМ2 поручалась МИТу, а стационарного шахтного-КБ «Южное». Впоследствии, этот ракетный комплекс получил название «Тополь-М».

Есть достаточные основания утверждать, что лётные испытания с ПКБ проводились в 1991-1992 годах, хотя тогда уже отказались от создания данного проекта.

5:07 / 30.04.16
РВСН: ракетный комплекс РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (15П165 – шахтный и 15П155 - мобильный) c ракетами 15Ж65 – для шахтного базирования и 15Ж55 - для мобильного базирования

РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (Индекс УРВ РВСН — 15П165 (шахтный) и 15П155 (подвижный), по договору СНВ — РС-12М2, по классификации НАТО — SS-27 Sickle B, в переводе — Серп) — российский ракетный комплекс стратегического назначения c МБР 15Ж65 (15Ж55 — ПГРК), разработанный в конце 1980-х — начале 1990-х годов на базе комплекса РТ-2ПМ «Тополь».

АПУ ПГРК 15П155 «Тополь-М» / Фото: bastion-karpenko.ru


Ракета 15Ж65 (15Ж55) трёхступенчатая, твердотопливная. Предельная дальность — 11 000 км. Несёт один термоядерный боевой блок мощностью 550 кт.

В шахтном варианте базирования принята на вооружение в 2000 году. В последующем десятилетии «Тополь-М» должна была стать основой вооружения Ракетных войск стратегического назначения.

В 2011 году МО РФ отказалось от дальнейших закупок ракетных комплексов «Тополь-М» в пользу дальнейшего развёртывания МБР РС-24 «Ярс» с РГЧ ИН, хотя постановку на боевое дежурство шахтных пусковых установок «Тополь-М» последнего, шестого полка 60-й ракетной дивизии планировалось закончить в 2012 году.

Модернизированный ракетный комплекс "Тополь-М" - первый ракетный комплекс, созданный только российскими предприятиями, составляет ядро всей группировки Ракетных войск стратегического назначения.

Именно на него возлагаются большие надежды в сохранении и поддержании ядерного потенциала на необходимом уровне для гарантированного сохранения безопасности страны. Ракетный комплекс является уникальным и примерно в 1,5 раза превосходит комплекс предыдущего поколения по боеготовности, маневренности и живучести (в мобильном варианте), эффективности поражения различных объектов, в том числе и в условиях развертывания противоракетной обороны. Энергетические возможности новой ракеты позволяют увеличить забрасываемый вес, значительно снизить высоту активного участка траектории, повысить эффективность преодоления перспективных средств противоракетной обороны.


АПУ ПГРК 15П155 «Тополь-М» преодолевает брод / Фото: bastion-karpenko.ru

Комплекс "Тополь-М" вобрал имеющийся отечественный научно-технический задел и достижения отечественного ракетостроения. Специалисты утверждают: все, что относится к процессу его разработки, испытаний, к его тактико-техническим характеристикам, определяется словом "впервые". Впервые создается полностью унифицированная ракета для высокозащищенного шахтного и для мобильного грунтового базирования.

Впервые внедрена новая система экспериментальной отработки, при которой в процессе наземных и летных испытаний применены высоконормативные режимы работы систем и агрегатов ракетного комплекса. Это позволило резко сократить традиционный объем испытаний, снизить затраты, не потеряв при этом в надежности.

Тополь-М" является результатом дальнейшей модификации комплекса "Тополь" и оснащён более совершенной ракетой РС-2ПМ2 (15Ж65 - для ШПУ и 15Ж55 - для ПГРК).

От «Универсала» к «Тополю-М»

В первой половине восьмидесятых годов США приступили к разработке перспективной эшелонированной системы ПРО с элементами космического базирования. С другой стороны, к началу девяностых годов истекал предельный срок эксплуатации сотен жидкостных моноблочных МБР стационарного базирования УР-100К. В связи с этим возникла необходимость в разработке новой моноблочной МБР с повышенными возможностями преодоления перспективной системы ПРО.

Соответствующие работы велись в рамках темы “Тополь-М” в МИТ в направлении модернизации подвижного комплекса “Тополь” с сохранением общей компоновочной схемы ранее созданной МБР. Одновременно в КБЮ под наименованием “Днепр” для замены УР-100К велась разработка новой ракеты стационарного комплекса преемственной по ряду конструктивных РТ-23, но с меньшей стартовой массой.

На ранней стадии работ КБЮ был самостоятельно разработаны проектные материалы по варианту ракеты с применением на второй ступени прямоточного воздушно-реактивного двигателя, за счет чего предполагалось снизить стартовую массу ракеты до 20т. Вариант с прямоточным двигателем не получил дальнейшего развития в связи с крайней сложностью отработки такого двигателя и его неработоспособности в условиях прохождения ракеты через пылегрунтовые образования ядерного взрыва.

Но времена изменились и новое руководство Советского Союза не было склонно воспроизводить практику брежневского времени, когда одновременно разрабатывались, а затем и принимались на вооружение несколько новых боевых систем аналогичного назначения, включая и межконтинентальные ракеты.

С учетом наметившейся тенденции к ограничению финансирования оборонных программ осенью 1988 года руководством МИТ и КБЮ было признано целесообразным объединить усилия их коллективов на создании единой перспективной МБР, универсальной по типам базирования. () Поэтому сотрудничество МИТ и КБ «Южное» стало объективно необходимым условием выживания этих двух организаций, тем более, что режимом наибольшего благоприятствования в государственныхx органах руководства военно-промышленным комплексом стала пользоваться третья ракетная «фирма» — реутовское «НПО Машиностроения», которое выступило со своим проектом создания системы стратегического вооружения принципиально нового типа.

Разработка ракетного комплекса «Альбатрос» была задана НПО машиностроения Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 173-45 от 9 февраля 1987 года в рамках программы ассиметричного ответа Советского Союза на разработку в США программы Стратегической оборонной инициативы (СОИ) с выходом на ЛКИ в 1991 году. Заданием предписывалось создание боевого ракетного комплекса в трех вариантах базирования, спо¬собного преодолевать перспективную многоэшелонированную систему ПРО США, о создании которой было объявлено администрацией президента Р. Рейгана.

Трехступенчатая твердотопливная ракета «Альбатрос» должна была оснащаться планирующим крылатым блоком с ядерным зарядом, способным подлетать к целям на достаточно низкой высоте и маневрировать у цели. Все элементы ракеты, а также пусковой установки должны были обладать повышенной защищенностью от ПФЯВ и лазерного оружия, чтобы обеспечить нанесение гарантированного ответного удара при любом противодействии вероятного противника.

Как отмечают специалисты КБ «Южное»: «вызывало удивление то, что создание такого сложного ракетного комплекса было поручено организации, практически не имеющей опыта разработки твердотопливных ракет и подвижных ракетных комплексов. К тому же разработка планирующего крылатого блока, совершающего межконтинентальный полет в атмосфере с большой скоростью, по сути дела, был качественно новой задачей, не соответствующей имеющемуся у НПОмаш опыту создания тактических крылатых ракет».

В начале 1989 года стало совершенно ясно, что создание РК «Альбатрос» как по техническим показателям, так и по срокам его выполнения находятся под угрозой срыва. К тому же со второй половины 1980-х гг., между СССР и США велись интенсивные переговоры об ограничении и сокращении стратегических вооружений, завершившиеся 31 июля 1991 г. подписанием в Москве Договора о сокращении наступательных вооружений (СНВ-1).

В нем американская сторона настояла не только на количественном сокращении советских тяжелых МБР, но и на запрете их модернизации и создании новых типов таких ракет для любого вида базирования. В отношении новых стратегических разработок Договором СНВ-1 разрешалась только модернизация и только одного типа твердотопливной ракеты легкого класса, при условии ее оснащения лишь одним боевым блоком.

В связи с этим возникла необходимость в корректировке общего направления разработок и, как следствие, замене головного разработчика РК. В конечном счете, планы создания новой техники были пересмотрены, ведущая роль перешла МИТ и КБЮ, точнее к их совместной разработке ракете «Универсал».

Решением ВПК № 323 от 9 сентября 1989 года (приказ МОМ №222 от 22 сентября 1989 года) предписывалось создание вместо РК «Альбатрос» двух новых РК: подвижного грунтового и стационарного шахтного на базе универсальной для обоих комплексов трехступенчатой твердотопливной ракеты РТ-2ПМ. Тема получила название «Универсал», а ракета — индекс РТ-2ПМ2 (15Ж65).

Разработка подвижного грунтового РК с ракетой РТ-2ПМ2 поручалась МИТу (генеральный конструктор Б.Н.Лагутин), а стационарного шахтного — КБ «Южное» (генеральный конструктор В.Ф.Уткин).

Борис Лагутин / Фото: gruzdoff.ru

Владимир Уткин / Фото: tsnii-link.raystudio.ru

На МИТ была возложена разработка ракетных блоков и соединительных отсеков второй и третьей ступеней, неуправляемого боевого блока, герметичного приборного отсека, платформы для размещения боевого блока и системы преодоления(СП) ПРО, межступенных коммуникаций. КБ «Южное» должно было разработать ракетный блок первой ступени, СП ПРО, головной аэродинамический обтекатель для НББ. Проектно-конструкторские работы по ракете и отработка ее элементов осуществлялись коллективами МИТ и КБЮ в тесном взаимодействии при полном взаимопонимании.

С учетом более жестких ограничений со стороны подвижного комплекса компоновочная схема новой ракеты в значительной мере соответствовала МБР «Тополь». Разработка СУ ракеты возлагалась на НПО АП.

В конце 1989 года был разработан эскизный проект по ракете и шахтному комплексу, в середине 1990 года - по подвижному грунтовому. Универсальная ракета 15Ж65 должна была стать «массовой» советской МБР, как американские «Минитмен-2» и «Минитмен-3». Ракетный комплекс РТ-2ПМ2 «Универсал» в шахтном и мобильном варианте должен был стать основой группировки будущего облика РВСН. Разработка ШПУ и технического комплекса 15П365 для «Универсала» проводилась КБСМ (гл. конструктор А.Ф.Уткин), в 1991 году выпустили рабочие чертежи по ШПУ 15П765 в составе: защитное устройство - 15У178, оборудование ПУ - 15У179, аппаратурный отсек 13М33, оборудование специальное 15У180.

Кроме этого, к этому времен были проведены наземные стендовые испытания ракеты. Для подвижного комплекса в СКБ МАЗ в 1990 году были созданы экспериментальные образцы восьмиосных колесных шасси «7922» и «7923».

Ракетное шасси МАЗ-7922 «Зубр» (16x16) с 780-сильным дизелем V12 на военном показе 1992 года / Фото: www.e-reading.club

Ракетное шасси МАЗ-7923 «Бизон» с 1000-сильным ГТД и электрической трансмиссией. 1990 год / Фото: www.e-reading.club

В декабре 1991 года для ЛКИ шахтного варианта была изготовлена первая ракета 15Ж65, первый пуск МБР должен был состояться 15 февраля 1992 года, но из-за распада Советского Союза Россия была вынуждена проводить модернизацию комплекса «Тополь» самостоятельно с учетом наработок по РК «Универсал», все работы по универсальной МБР были переведены в Россию. В апреле 1992 года решением Главкома Вооруженных Сил СНГ и Министерства промышленности РФ КБ «Южное» и ПО ЮМЗ были освобождены от функций головного разработчика и изготовителя универсальной ракеты РТ-2ПМ2 (15Ж65) с передачей их в организации России.

В связи с подписанием Договора ОСВ-2 работы по «Универсалу» были приостановлены. Работы по РК РТ-2ПМ2 с единой универсальной ракетой стационарного шахтного и подвижного грунтового ракетных комплексов были продолжены МИТ под шифром «Тополь-М», тогда было принято решение о размещении моноблочной ракеты «Тополь-М» в шахтах комплексов УР-100Н и Р-36М (15А18). В 1994 году на полигоне «Плесецк» макет ракеты «Универсал» демонстрировался президенту России Борису Ельцину.

С принятием Украиной статуса безъядерного государства, с разрешения ее правительства первая летная ракета РТ-2ПМ, изготовленная ПО ЮМЗ, 14 января 1995 года была передана Российской Федерации.

«Тополь-М» для шахт

С начала 1990-х годов в России для РВСН велась разработка только одной ракетной системы — “Тополь-М” с шахтными ПУ типа ОС и подвижными грунтовыми ПУ. После 1991 года технический облик ракеты был уточнен, в кооперации остались только российские организации и предприятия. К разработке первой ступени МБР подключилось пермское НПО «Искра».

В 1992 году МИТ выпустил дополнение к эскизному проекту, отразившее изменившейся облик ракеты и комплекса в целом. В 1993 году Указом президента РФ перед МИТ была поставлена задача создания унифицированной МБР силами российских предприятий.

К ракете «Тополь-М» были предъявлены практически те же требования, что к ракетам четвертого поколения. Сегодня можно сказать, что МБР «Тополь-М» характеризуется большой степенью преемственности от ранее созданного комплекса «Тополь».

Возможности по совершенствованию ракеты «Тополь-М», по отношению к существовавшей ракете «Тополь», были определены Договором СНВ-1, согласно которому новой считалась ракета, отличающаяся от существующей хотя бы по одному из определенных признаков.

Массогабаритные характеристики и некоторые принципы конструктивного исполнения МБР «Тополь-М» этим договором были ограничены.


Компоновочная схема МБР РК «Тополь - М» / Изображение: bastion-karpenko.ru

Тем не менее, ракету «Тополь-М» удалось существенно изменить по сравнению со своей предшественницей. Условия модернизации определены Договором СНВ-1, согласно которому новой считается ракета, отличающаяся от существующей (аналога) по одному из следующих признаков: числу ступеней; виду топлива любой из ступеней; стартовой массе более чем на 10%; длине либо собранной ракеты без головной части, либо по длине первой ступени ракеты, более чем на 10%; диаметру первой ступени более чем на 5%; забрасываемому, весу более чем на 21% в сочетании с изменением длины первой ступени на 5% или более.


15П785-18Э. Экспериментальная ПУ для ракеты 15Ж65 / Изображение: bastion-karpenko.ru

В соответствии с договором СНВ-2 допускается переоборудование 90 ШПУ ракет 15А18 под ракету "Тополь-М", при обеспечении гарантий невозможности установки в такую переоборудованную ПУ тяжелых МБР. Доработка этих ШПУ включает заливку 5м слоя бетона на дно шахты, а также установку специального ограничительного кольца в верхней части пусковой установки. Внутренние габариты шахты тяжелой ракеты избыточны для размещения ракеты "Тополь-М", даже с учетом заливки нижней части ПУ бетоном.


Стартовая позиции РК 15П165 с ШПУ для ракеты 15Ж65 / Фото: bastion-karpenko.ru

Масса ракеты "Тополь-М", ее наружный диаметр и длина меньше массово-геометрических размеров ракеты 15А18М соответственно примерно в 5, 1.5 и 1.5 раза. Чтобы сохранить и применить при переоборудовании агрегаты и системы тяжелой ШПУ, потребовалось провести целый ряд комплексных исследований схемы нагружения ШПУ при ЯВ и старте, системы обслуживания, влияния на газодинамику старта большого внутреннего свободного объема шахты, ограничительного кольца и массивной и крупногабаритной крыши, вопросам загрузки ТПК с ракетой в ПУ и др. При этом ТПК с ракетой должны быть унифицированы для обоих видов ШПУ.


Защитная крыша ШПУ для ракеты 15Ж65 / Фото: bastion-karpenko.ru

Ресурсосберегающая технология при создании серийных ПУ предусматривает сохранение защитной крыши, барбета, барабана, шахтного ствола с днищем непосредственно на объекте и повторное использование большей части оборудования ПУ 718 - приводов защитной крыши, системы амортизации, лифтов и др. оборудования - после их демонтажа, отправки на заводы-изготовители, проведения РВР на заводах с испытаниями на стендах.

Проблема реализации ресурсосберегающей технологии тесно связана с установлением новых гарантийных сроков для повторно используемого оборудования, в том числе и для шахтного ствола.


Размещение ракет 15Ж65 в доработанной ШПУ / Фото: bastion-karpenko.ru


Размещение ракет "Тополь-М" в доработанные таким образом существующие ШПУ позволяет существенно сократить затраты на разработку и развертывание комплекса.

Транспортно-установочный агрегат комплекса 15Т414, созданный в КБ "Мотор", совмещает в себе функции установщика и транспортно-перегрузочной машины.

15Т414 - транспортно-установочный агрегат для транспортировки, временного хранения и установки в ШПУ МБР РТ-2ПМ2(15Ж65) "Тополь-М" / Фото: www.russianarms.ru

Успешные летные испытания позволили Государственной комиссии рекомендовать принятие на вооружение в составе ракетного комплекса ШПУ, переоборудованную из ШПУ тяжелых ракет и уже летом 2000 г. такой комплекс указом Президента РФ был принят на вооружение.

В процессе боевого дежурства ракета "Тополь-М" находится в транспортно-пусковом контейнере.


ТПК ракеты 15Ж65 (на нем размещается наземная аппаратура подготовки и пуска) / Фото: bastion-karpenko.ru



ТПК ракеты 15Ж55 / Фото: bastion-karpenko.ru


В новой ракете были применены самые передовые научные и технические решения: материалы, конструкции, твердые топлива Ракета “Тополь-М” выполнена по схеме с тремя маршевыми и боевой степенями. В маршевых ступенях используется высокоплотное смесевое топливо повышенной энергетики разработки НПО “Союз”.

На ракете применены органы управления высокой эффективности и быстродействия. Боевой блок оснащается мощным термоядерным зарядом, отвечает самым жестким требованиям по ядерной взрывобезопасности и обладает особо высокой стойкостью к воздействию ядерных и других средств поражения.

Разработчиками ракетного комплекса «Тополь-М» были успешно решены задачи эффективного противодействия эшелонированным перспективным системам ПРО со средствами космического базирования.

В соответствии с основными задачами разработки ракета “Тополь-М” обладает высокими возможностями по преодолению перспективной системы ПРО с элементами космического базирования и может применяться в условиях массированного ракетно-ядерного удара по позиционному району базирования комплексов РВСН.

Ракета не имеет выступающих частей, в том числе аэродинамических рулей. Тем самым, наряду с применением соответствующих конструкционных материалов и покрытий обеспечивается повышенная стойкость к воздействию пылегрунтовых образований и других поражающих факторов ядерного взрыва лазерного и другого лучевого оружия.

Двигательные установки ракеты характеризуются сокращенной продолжительностью работы. В результате чего большая часть активного участка траектории находится в пределах атмосферы, препятствующей применению ракетных средств ПРО космического базирования и снижающей интенсивность воздействия на ракету лучевых средств поражения.

По оценке специалистов, ракетный комплекс “Тополь-М”, первый чисто российского производства ракетный комплекс, который по своим тактико-техническим характеристикам будет значительно превосходить комплексы, находящиеся в эксплуатации.

С марта 1997 года работы по комплексу “Тополь-М” возглавил директор и генеральный конструктор МИТ Юрий Соломонов.


Юрий Соломонов / Фото: Пресс-служба МИТ

Вспоминая о работе над шахтным вариантом комплекса «Тополь-М» он говорит: «При проектировании ракеты «Тополь-М» нам необходимо было создать конструкцию, которая впервые в отечественной и мировой практике позволила бы решить ряд сложнейших задач. Требовалось разработать универсальную по отношению к видам базирования ракету, которая имела бы: одинаково высокие боевые качества как в составе стационарного шахтного комплекса, так и в составе подвижного грунтового комплекса на базе самоходной пусковой установки; высочайшую точность стрельбы и возможность длительного боевого дежурства в различных боевых готовностях; высокий уровень стойкости к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва в полете; адаптивность к развертыванию возможным противником систем противоракетной обороны различного состава. …Удалось значительно улучшишь один из основных показателей боевого оружия — точность стрельбы, снизить степень уязвимости ракеты при воздействии на нее ПРО, повысить стойкость ракеты в полете к воздействию поражающих факторов различных видов оружия, включая ядерное, обеспечить повышенную ядерную взрывобезопасность. Гарантийный срок хранения новой ракеты больше, чем у созданных ранее. Была решена еще одна важная задача: комплекс, от разработки и изготовления до поставки в войска, создан российской кооперацией».

В кооперацию смежников МИТ по РК «Тополь-М» вошли ФГУП «НПЦ АП им. академика Н.А. Пилюгина», ФГУП «РФЯЦ — ВНИИЭФ», ФГУП «ФПДТ «Союз», НПО «Искра», ФГУП «Воткинский завод», ФГУП ОКБ «Вымпел», ОАО «КБСМ» и другие предприятия.

Шахтный вид базирования с высокой стойкостью ШПУ предполагал минимальные расходы при развертывании, по этому он стал разрабатываться в первую очередь. Одним из главных достоинств структуры ракетных полков с РК «Тополь-М» стало использование ресурсосберегающих технологий. Исчезла необходимость в изменении диаметра или глубины старых «стаканов» шахтных ПУ — меняется лишь система крепления контейнера к ракете.

Разработка шахтного комплекса, учитывая тот факт, что на полигоне две шахтные пусковые установки — «Южная-1″ и «Южная-2″ — готовились тогда под ракеты КБ «Южное», стала проводиться под ракету «Тополь-М». Необходимо было переоборудовать эти ШПУ под новую ракету, что и было сделано в достаточно короткие сроки. Первый пуск ракеты «Тополь-М» был произведен из переоборудованной ШПУ «Южная-1″ разработки ОКБ «Вымпел».

Первоначально для МБР «Тополь-М» было предложено использовать ШПУ типа ОС разработки ОКБ «Вымпел» для ракет среднего класса УР-100НУТТХ (15А35). В процессе проработок выявились определенные проблемы. Если для подвижного грунтового варианта комплекса «Тополь-М» такой проблемой был вопрос выбора шасси для пусковой установки — семи или восьмиосное, то для стационарного варианта «критическим моментом» стало применение ранее построенных шахт. При этом без доработок остались их защитные устройства с приводами открытия, аппаратурный отсек, ствол, входной люк и вводные устройства. С минимальными доработками используется система амортизации при переосведетельствовании.


15П785-18. ШПУ для ракеты 15Ж65 / Изображение: bastion-karpenko.ru


Командный пункт для РК создан в ЦКБТМ под руководством Александра Леонтенкова. Он является дальнейшим развитием КП шахтного типа и имеет некоторые отличия от своих предшественников. В КП применена аппаратура и другие средства нового поколения с увеличенной защищенностью от поражающих факторов ядерного взрыва и улучшенными характеристиками информационных каналов.


Александр Леонтенков / Фото: todd.vpk-media.ru


Все составляющие КП изготовляются предприятиями России, до этого до четверти оборудования производилось на Украине, в Белоруссии, Латвии и др. Основное оборудование для стационарного КП РК «Тополь-М» проектировалось и изготовлялось на ФГУП «Государственный Обуховский завод» (генеральный директор А.Ф.Ващенко, главный конструктор Н.Ф.Илюшихин).


Макет командного пункта ракетного полка. Обитаемыми являются два нижних отсека: 12-й, бытовой; и 11-й, откуда осуществляется управление / Фото: komariv.livejournal.com

Огневые испытания маршевых РДТТ МБР «Тополь-М» проводились в ЦНИИ «Геодезии». Ее летные испытания ракеты начались успешным пуском, выполненной из шахтной пусковой установки полигона Плесецк 20 декабря 1994 года. В дальнейшем до 26 сентября 2000 года было произведено еще 10 испытательных пусков ракет “Тополь-М” стационарного комплекса. Второй запуск произведен в сентябре 1995 г., третий — 25 июля 1996 г. Четвертый пуск модернизирован-ной МБР «Тополь-М» был успешно выполнен 8 июля 1997 г. с полигона «Плесецк».

Только пятый пуск, выполненный 22 октября 1998 г. оказался аварийным из-за ошибочного срабатывания нештатных системы аварийного подрыва, не устанавливаемой на боевой ракете, которая прервала полет вполне исправной ракеты. Все испытательные пуски произведены со стартовой площадки «Южная» из ШПУ.

Для проведения дальнейших испытаний была построена вторая стартовая площадка — «Светлая» для размещения ШПУ комплекса «Тополь-М». Председатель Государственной комиссии заместитель ГК РВСН генерал-полковник В.А.Никитин. 8 декабря 1998 года с Плесецкого полигона был произведен шестой испытательный пуск ракеты «Тополь-М», при котором была показана высокая надежность техники. Седьмой пуск состоялся 3 июня 1999 года, он прошел успешно. 3 сентября 1999 года был выполнен восьмой пуск МБР, при котором боеголовка за 23 минуты достигла полигона «Кура» на Камчатке, затем 14 декабря 1999 года.


Пуск ракеты 15Ж65 из ПУ 15П765-18Э (февраль 2000 года) / Фото: bastion-karpenko.ru

В 1999 году по проекту КБСМ было завершено создание экспериментальной боевой стартовой позиции 15П765-18Э на площадке «Юбилейная» космодрома «Плесецк» с использованием оборудования, демонтируемого в соответствии с Договором СНВ-2 из ШПУ МБР Р-36М. 9 февраля и 26 августа 2000 года (по цели в районе Камчатки) состоялись два успешных пуска ракеты «Тополь-М» из этой ШПУ. Успешно осуществленные очередные испытательные пуски «Тополь-М» подтвердили основные летно-технические характеристики ракеты.

Еще до окончания испытаний РК, 24 декабря 1997 года в Таманской ракетной дивизии под Татищево (Саратовской обл.) на боевое дежурство заступило две ШПУ с ракетами «Тополь-М» (одна из них учебная), а 27 декабря 1998 г. на боевое дежурство был поставлен головной 104-й ракетный полк (командир Ю.Петровский) с 10 МБР «Тополь-М» в переоборудованных шахтных пусковых установках высокой защищенности снимаемых с дежурства МБР УР-100Н.

Вся модернизация ракетной инфраструктуры под новый комплекс проводится по ресурсосберегающей технологии и обходится намного дешевле по сравнению с тем, если бы пришлось заново строить ракетные шахты, командные пункты и системы управления.

На пусковых установках обошлись минимумом строительно-монтажных работ, так как ни глубина, ни диаметр шахт не изменялись. На командном пункте заменили только сам контейнер с аппаратурой, изготовленный на ФГУП «Государственный Обуховский завод».

Все это, по словам начальника оперативного управления Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения генерал-майора С.Пономарева, позволило сэкономить на каждой ракетной шахте по 18,5 миллионов рублей, а полное переоборудование шахт под новую ракету принесет экономию в 3,38 миллиарда, растянутых на несколько лет.

Кроме ракетных шахт и стационарных командных пунктов, в полку были модернизированы подъездные пути, проложены новые кабельные сети энергоснабжения и связи, модернизирована система управления. Построены жилой и учебный комплексы для дежурных боевых смен. В течение 1999 г. с полигона Плесецк боевыми расчетами РВСН из этих шахтных пусковых установок успешно осуществлено несколько учебно-боевых пусков МБР «Тополь-М».

Эти пуски выполнялись с целью накопления статистических данных о тактико-технических характеристиках, работе всех систем МБР в полете и точности выполнения заданных программ.

Успешные старты летных испытаний ракеты 15Ж65 / Фото: bastion-karpenko.ru


Успешные старты позволили Государственной комиссии по проведению летных испытаний ракеты «Тополь-М» позволили рекомендовать 25 апреля 2000 г. принятие на вооружение нового ракетного комплекса стационарного базирования, а 13 июля 2000 г. Указом президента РФ №1314 комплекс «Тополь-М» в шахтном варианте был принят на вооружение РВСН.

Данным Указом открывалась дорога новому этапу развития РВСН. 26 декабря 2000 г. на боевое дежурство заступил третий полк комплекса «Тополь-М» шахтного вида базирования. По первоначальным планам темпы ввода новых комплексов могли после 2000 года составить 40-50 пусковых установок (4-5 ракетных полков) в год.

Но по скорректированным планам и реальным выделяемым средствам Минобороны РФ каждый год должны были ставить на вооружение один полк — десять ракет, однако из-за финансовых проблем смогли закупать не более шести машин в год. А в 2001-2002 годах подобных закупок вообще не было.

Как заявил генеральный конструктор Юрий Соломонов: «На 2004 год объем госинвестиций для изготовления нашего «Тополя-М» без какого-либо обсуждения и согласования с нами урезали почти вдвое, хотя именно нам эту работу поручал президент России» .

В 2005 году на вооружение вместо шести ракет «Тополь-М» поступило лишь четыре. С 1997 года и до конца 2006 года в РВСН поступило 42 комплекса «Тополь-М». Согласно утвержденной госпрограмме вооружений на 2007-2015 гг. для РВСН будет закуплено 50 стратегических ракетных комплексов “Тополь-М”. Создание МБР «Тополь-М» от эскизного проекта до первого опытного пуска обошлось в 142,8 млрд. рублей (в ценах 1992 года).

На начало 2010 года на ракетный комплекс пятого поколения «Тополь-М» стационарного (шахтного) базирования были перевооружены 5 ракетных полков дивизии — в 1998, 1999, 2000, 2003 и 2005 гг.

С 2010 года в Татищевском ракетном соединении ведутся работы по перевооружению на ракетный комплекс «Тополь-М» очередного, шестого по счету ракетного полка. До конца 2012 года этот полк был доведен до полного штатного состава. После окончания перевооружения этого полка программа оснащения РВСН ракетным комплексом «Тополь-М» была завершена.

Как неоднократно отмечалось в российских СМИ, при выхода США из Договора по ПРО в рамках гособоронзаказа обсуждаются планы установки на комплексе «Тополь-М» трех боеголовок индивидуального наведения. Пока это запрещено договором СНВ-1, однако 5 декабря 2009 года срок действия этого документа истекает, что открывает перед Москвой возможность оснащения «Тополей-М» многозарядными боеголовками.

Подвижный грунтовый комплекс «Тополь-М» 15П155 с МБР 15Ж55

Преодолевая трудности экономического, организационного и кадрового характера, параллельно с созданием комплекса «Тополь-М» стационарного базирования, коллектив МИТ продолжал напряженную работу по созданию мобильного варианта этого комплекса.

Как недавно отметил Директор и генеральный конструктор МИТ Юрий Соломонов «Принципиально то, что ракета для стационарного и подвижного комплексов является на 100% унифицированной. Достигнуто это благодаря решению сложнейших научных, инженерных и технологических задач. Кроме того, для разработчика и Минобороны это дало весомый экономический эффект.»

По его словам, за счет 100-процентной унификации ракеты, при ее разработке достигнута экономия средств порядка 12-15 млрд рублей.


ПГРК «Тополь-М» 15П155 с МБР 15Ж55 / Фото: bastion-karpenko.ru

Как уже отмечалось, боевое оснащение МБР «Тополь-М» адаптировано к перспективным системам противоракетной обороны, повышены характеристики мобильности и защищенности от технических средств разведки противника. Несколько десятков вспомогательных двигателей и аппаратура управления обеспечивают полет, непредсказуемый для противника. Разработчики «Тополя-М» утверждают, что он полностью невосприимчив к воздействию электромагнитного импульса. Эффективность поражения цели по сравнению с предыдущими ракетами в 1,6 — 4 раза выше.

В состав подвижного грунтового комплекса «Тополь-М» кроме МБР входят пункты управления, автономные пусковые установки, а также средства, обеспечивающие эксплуатацию и боевое применение комплекса. Новая МБР вызвала необходимость создания новой пусковой установки. СПУ разработана волгоградским ФГУП «ЦКБ «Титан» (генеральный директор и генеральный конструктор В.А. Шурыгин) на базе восьмиосного колесного полноприводное шасси 79221 с центральной микропроцессорной системой управления Минского завода колесных тягачей.


Виктор Шурыгин / Фото: topwar.ru

Технические характеристики МЗКТ-79221 исключительно высокие, не имеющие мирового аналога по сочетанию грузоподъемности и маневренности. Отдельные узлы СПУ изготавливаются на ПО «Баррикады», г. Волгоград. При создании систем и агрегатов автономной пусковой установки (АПУ) комплекса «Тополь-М» использованы принципиально новые технические решения.

Значительно расширены возможности использования СПУ при пуске ракет со стартовых позиций со слабонесущим грунтом. Так, система неполного вывешивания дает возможность развертывать АПУ «Тополь-М» даже на мягких грунтах.

Улучшены проходимость и маневренность установки, что повышает ее живучесть. Системы шасси обеспечивают контроль, диагностирование, поиск неисправностей на борту, выдачу рекомендаций по эксплуатации, а также управление в автоматическом режиме.

При разработке СПУ основное внимание уделялось внедрению новых конструктивных решений, повышающих эксплуатационную надежность агрегата, были повышены маневренность, проходимость и автономность СПУ.


С-4 Проекция ПГРК «Тополь-М» 15П155 с МБР 15Ж55 / Изображение: bastion-karpenko.ru


Другие машины обеспечивающие эксплуатацию комплекса размещены на шасси МЗКТ-793013, в том числе и машина обеспечения боевого дежурства МОБД.

Машина имеет единую трехместную кабину и два дизель-генератора Российской сборки. Отследить мобильный «Тополь-М» потенциальный противник не в силах. Стоит пусковой установке комплекса уйти в бескрайние российские леса, как ее след практически потерян.


Машина обеспечения боевого дежурства (МОБД) комплекса «Тополь-М» на шасси МАЗ-543М / Фото: www.fas.org

Стрелять «Тополь-М» может с любой точки маршрута. При этом ответный ядерный удар в случае агрессии гарантирован. Однако, принятие на вооружение и ввод в боевой состав мобильной составляющей группировки Ракетных войск подвижного варианта «Тополя-М», несомненно, повлечет за собой изменение в теории и практике действий войск.

Характеристики РК «Тополь-М» позволяют значительно повысить готовность РВСН к выполнению поставленных боевых задач в любых условиях, обеспечить маневренность, скрытность действий и живучесть частей, подразделений и отдельных пусковых установок, а также надежность управления и автономное функционирование в течение длительного времени (без пополнения запасов материальных средств).

Первый пуск ракеты «Тополь-М» с подвижной пусковой установки состоялся 25 сентября 2000 года с Плесецкого полигона и был успешным. 20 апреля 2004 г. был проведен второй пуск с мобильной ПУ на максимальную дальность (порядка 11000 — 11 500 км), который оказался очень сложным с организационно-технической точки зрения.

Это было связано, в первую очередь, с тем, что точка падения находилась за пределами территории Российской Федерации, в Тихом океане, что требовало присутствия в этом районе специальных измерительных средств для фиксации результатов пуска. В качестве такого средства использовалось судно «Маршал Крылов» Тихоокеанского флота.

Подобного рода работа не проводилась с 1988 года. Такие пуски не проводились около 20 лет. Успешный пуск подтвердил боеготовность целой партии серийных ракет, изготовленных за два года для шахтных пусковых установок. Одновременно были защищены тактико-технические характеристики этой унифицированной ракеты для комплексов подвижного и шахтного вариантов базирования. На одной этой процедуре удалось сэкономить порядка миллиарда рублей.

Об этом пуске президенту России Владимиру Путину лично сообщил, занимающий в то время пост главы Минобороны Сергей Иванов, тогда он заявил: «предстоит еще один пуск, после чего можно будет принимать решение о постановке этого комплекса на вооружение. Испытательный пуск был осуществлен на максимальную дальность 11,5 тыс. километров, ставилась задача - подтвердить работоспособность систем комплекса и оценить летно-технические характеристики ракеты. Все прошло успешно».

Владимир Путин в свою очередь отметил, что испытания баллистической ракеты мобильного базирования «Тополь-М», «это — важное событие в Вооруженных силах, в некотором смысле — даже этапное».

В ноябре с полигона «Капустин Яр» в Астраханской области был проведён успешный испытательный пуск ракеты «Тополь-М» с новой головной частью. Этот запуск стал уже шестым в рамках испытания системы, создаваемой для преодоления американской ПРО. Отвечая на вопрос президента, министр обороны подтвердил, что пуск аналогичен проведенному минувшей зимой в Плесецке, когда президенту было продемонстрировано супероружие — гиперзвуковой летательный аппарат (ГЛА): новейшая боеголовка для ракет типа «Тополь-М».

Ее полет производится по «неклассической схеме»: ГЛА способен летать не только по баллистической траектории с гиперзвуковой скоростью, но и в атмосфере, произвольно изменяя траекторию полета. Это позволяет ему преодолевать любые системы ПРО. Например, ни современная, ни перспективная система НПРО США (сегодня собственные системы ПРО создают еще и Германия, Франция и Япония) не в состоянии отследить полет «Тополя-М».

Второй дивизион, вооруженный подвижным грунтовым ракетным комплексом (ПГРК) «Тополь-М», в декабре 2007 года заступит на боевое дежурство в Ивановской области. В составе ракетного дивизиона ПГРК «Тополь-М» три пусковых установки. Программа развертывания подвижного комплекса «Тополь-М» была синхронизирована по срокам с постепенным выводом из состава РВСН его предшественника — ракетного комплекса «Тополь».

В 2008 г. в РВСН поставлены на боевое дежурство 11 пусковых установок (ПУ) ракетного комплекса «Тополь-М» стационарного и мобильного базирования, сообщил командующий РВСН «Темпы ввода в боевой состав РВСН нового ракетного комплекса «Тополь-М» как стационарного, так и мобильного базирования, будут нарастать, — уточнил командующий РВСН. — В 2008 г. будут поставлены на боевое дежурство 11 пусковых установок — две шахтных и девять мобильных».

В 2009 году завершилось перевооружение на подвижный грунтовый ракетный комплекс «Тополь-М» второго по счету полка Тейковского ракетного соединения. В Татищевском соединении были продолжены подготовительные работы по перевооружению на ракетный комплекс «Тополь-М» шахтного базирования очередного, шестого по счету, ракетного полка.

По состоянию на начало 2009 г. в боевом составе РВСН находились 50 пусковых установок ракетного комплекса «Тополь-М» шахтного базирования и 12 — мобильного базирования.

На боевом дежурстве во Владимирском ракетном объединении находятся ракетные комплексы с МБР мобильного базирования РС-12М «Тополь», стационарного базирования РС-18, мобильного и стационарного базирования РС-12М2 «Тополь- М». 14 декабря 2010 года на боевое дежурство заступил шестой полк Татищевской ракетной дивизии в Саратовской области, вооруженный комплексом «Тополь-М» шахтного базирования. В конце ноября 2010 года командующий РВСН генерал-лейтенант Сергей Каракаев объявил, что ракетные войска будут постепенно перевооружаться с подвижных ракетных комплексов РС-12М2 «Тополь-М» на новые мобильные комплексы РС-24 «Ярс».

По его словам, новый комплекс наравне с уже принятыми на вооружение «Тополями» составит «основу ударной группировки РВСН на обозримую перспективу, до 2020 года». В 2012 году завершилось перевооружение Тейковского ракетного соединения (Ивановская область) на новейшие подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК) пятого поколения «Тополь-М» и «Ярс». Тейковская ракетная дивизия стала первым в РВСН соединением, полностью перевооруженным на ПГРК пятого поколения.

В 2012 году начались работы по перевооружению на ракетный комплекс «Ярс» Новосибирского и Козельского (Калужская область) ракетных соединений. Президент Владимир Путин заявил, что комплекс «Тополь-М» является существенным вкладом в повышение боеспособности России.

Президент отметил, что «Тополь-М» является новейшим мобильным комплексом, имеющим особые качества повышенной живучести, стартовой скорости и другими параметрами, сообщает. В.В.Путин ранее неоднократно называл «Тополь-М» в числе «разработок, которых нет, и в ближайшие годы не будет у других ядерных государств».

«Эти ракетные комплексы не являются ответом на систему ПРО, но им безразлично, есть ли она или ее нет, — подчеркивал Путин, оценивая боевое оснащение ракеты. — Эти системы работают на гиперзвуке, меняют траекторию по курсу и по высоте, а ПРО рассчитана на баллистические траектории».

РВСН будут получать до шести МБР «Тополь-М» в год, сообщил командующий РВСН. По его словам, кроме трех ракет «Тополь-М», поступивших 10 декабря в Тейковское соединение, в текущем году РВСН получили две МБР шахтного базирования «Тополь-М», которые поставлены на боевое дежурство в Татищево.

В настоящее время в Татищевском соединении на ракеты «Тополь М» шахтного базирования перевооружены пять полков, общее число ракет, состоящих на боевом дежурстве, доведено до 44 единиц. Новые подвижные комплексы должны заменить старые «Тополя», состоящие на вооружении с конца 1980-х годов и выработавшие уже продленный технический ресурс.

Планируется, что мобильные и стационарные комплексы «Тополь-М» станут основой боевого состава РВСН после того, как с боевого дежурства будут сняты выслужившие установленные и продленные сроки службы ракетные комплексы «Тополь», УР-100Н УТТХ и Р-36М2 «Воевода».

В соответствии с госпрограммой вооружения (ГПВ) в Стратегические ядерные силы в 2007-2015 годах поступит 69 пусковых установок МБР «Тополь-М» в шахтном и мобильном вариантах. «В ближайшее время мы начнем заменять моноблоки на межконтинентальных ракетах «Тополь-М» разделяющимися головными частями», — сказал главком РВСН.

ПГРК «Тополь-М» отличается повышенными эксплуатационными характеристиками, в частности в 1,5 раза повышен гарантийный срок эксплуатации и повышена ядерная безопасность за счет внедрения новых технических решений и реализации мер противопожарной защиты оборудования АПУ. При создании ПГРК «Тополь-М» реализован комплекс мер, обеспечивших значительную экономию финансовых средств, в том числе за счет использования такой же ракеты, как для комплекса шахтного базирования.

Это позволило применить систему экспериментальной отработки с сокращенным в 3-4 раза объемом испытаний.

Кроме того, высокая степень использования имеющейся инфраструктуры позиционных районов РВСН и совместимость с существующей системой боевого управления и связи позволили снизить примерно в 2 раза затраты на ввод комплекса в группировку РВСН.

Как недавно высказался директор и генеральный конструктор МИТ Юрий Соломонов: «В 2005-2006 годах была проведена скрупулезная оценка возможностей кооперации из более 600 предприятий, задействованных в ракетно-ядерной индустрии России. Можно с уверенностью сказать, что задача по перевооружению отечественного ракетно-ядерного щита выполнима. »

По словам Ю. Соломонова, развитие СЯС финансируется государством в полном объеме, что и позволяет надеяться, что к 2015-2020 году наземная и морская группировка стратегических ядерных сил РФ будет полностью обновлена.

Характеристики - "Тополь-М"

,
Максимальная дальность стрельбы,км 11000
Количество ступеней 3
Стартовая масса, т 47.1 (47.2)
Забрасываемая масса, т 1,2
Длина ракеты без головной части, м 17.5 (17.9)
Длина ракеты, м 22.7
Максимальный диаметр корпуса, м 1,86
Тип головной части моноблочная, ядерная
Эквивалент боезаряда, мт 0.55
Круговое вероятное отклонение,м 200
Диаметр ТПК (без выступающих частей), м 1.95 (для 15П165 - 2.05)
МЗКТ-79221 (МАЗ-7922)
Кoлеcная фopмула 16x16
Радиуc пoвopoта, м 18
Дopoжный пpocвет, мм 475
Маccа в cнаpяженнoм cocтoянии (без боевого оснащения),т 40
Гpузoпoдъемнocть,т 80
Максимальная скopocть,км/ч

"Albatros-Aspide" - всепогодный зенитный ракетный комплекс (ЗРК) ближнего радиуса действия, предназначенный для обороны надводных кораблей от низколетящих маневрирующих противокорабельных ракет, самолетов и вертолетов. Состоит на вооружении ВМС Италии, Аргентины, Бразилии, Малайзии и ряда других стран.

Немаловажным преимуществом комплекса является способность функционировать в сложной помеховой обстановке, в условиях интенсивного применения противником средств РЭБ.

Производится фирмами "Alenia-OTO Sistemi Missilistici" и "Alenia Elsag Sistemi Navali" - обе подразделения "Alenia Marconi Systems" (Италия).

В состав комплекса входит многоцелевая твердотопливная ракета "Aspide" различных модификаций, которая используется также в ЗРК "Spada" .

Состав

Ракета "Aspide", входящая в состав комплекса "Albatros", создана на базе планера и комплектующих ракеты RIM-7H "Sea Sparrow". В отличии от прототипа "Aspide" имеет новую радиолокационную полуактивную инверсионную моноимпульсную ГСН X(I)-диапазона (3.75 - 3 cm) и отличается улучшенными характеристиками работы в условиях помех. При наведении на цель используется метод пропорциональной навигации. Боевая часть осколочно-фугасного типа оснащена модернизированным допплеровским радиовзрывателем, исключающим ложное срабатывание от морской поверхности.

Морская версия ракеты "Aspide" имеет несколько меньший размах крыльев по сравнению с базовым вариантоми более мощный твердотопливный двигатель (производства SNIA-BPD SpA).

ЗРК "Albatros" может быть, в принципе, интегрирован в любую существующую систему управления огнем, включая "Alenia Difesa - Naval Systems Division" (подобные "NA-21" и "NA-30" "Dardo E"), Signaal (Mk.2 Mod.9) и другие системы производства "Marconi", "Ceisus Tech" и "Thomson". В каждой из этих конфигураций "Albatros" может использоваться одиночно или парой (в последнем случае требуются два передатчика подсветки цели).

Базовый вариант состоит из cистемы управления, аппаратуры стыковки с корабельной системой управления огнем, пусковой установки,обеспечивающей хранение, контроль и перезарядку боекомплекта.

Пусковые установки ЗРК "Albatros" могут быть двух типов:

    облегченные ПУ на 4 контейнера (см. фото - устанавливались на некоторые корветы, построенные на экспорт)

    тяжелые стандартные ПУ на 8 контейнеров (обеспечивают хранение, запуск и одновременную перезарядку 4-х ракет, вес - 7тонн, углы установки 5°- 65°)

ЗРК " Albatros" входит в состав вооружения кораблей ВМС Италии в следующей комплектации:

    Авианосец "Garibaldi" - две ПУ по 8 контейнеров и боезапасом в 48 ракеты, тремя системами управления "NA-30 Dardo-E"

    Многоцелевые эсминцы типа "Durand de la Penne" - одна ПУ 8 контейнеров с автоматической перезарядкой 16 ракет, и четыре "NA-30 Dardo-E" для управления ЗУР, артиллерией

    Многоцелевые эсминцы типа "Audace" - одна ПУ - 8 контейнеров и общим боезапасом в 16 ракет:

    Многоцелевые фрегаты типа "Maestrale" - одна ПУ - 8 контейнеров и общим боезапасом в 24 ракеты:

    Патрульный фрегат типа "Soldat" - одна ПУ - 8 контейнеров две СУО "NA-21"

    Корвет типа "Minerva" - одна ПУ - 8 контейнеров и СУО "NA-30 Dardo-E".

Система управления огнем NA-30S (Dardo-E) включает современный модульный радар и оптоэлектронную систему управления огнем, предназначенную для управления зенитными ракетами и артсистемами корабля в сложной помеховой обстановке. NA-30S способна в автоматическом режиме управлять ЗРК "Albatros" и тремя зенитными артиллерийскими установками (например, OTOBreda 76мм "Super Rapid") и координировать их действие против воздушных целей.

В состав NA-30S входят:

    универсальная система отображения информации (два растровых цветных монитора с высоким разрешением), объединенная с боевой системой управления "IPN-S"" C2.

    мощный компьютерный комплекс;

    оптический, телевизионный, инфракрасный и лазерный каналы наблюдения и управления.

В качестве РЛС обнаружения, сопровождения и подсветки цели используется когерентно-моноимпульсная РЛС "Alenia Orion" RTN-30X с закодированной формой волны. Увеличенный диапазон поиска и точность слежения в сложной помеховой обстановке обеспечиваются высокой мощностью излучения, микропроцессорным управлением и использованием ряда передовых технологий радиолокации. РЛС подсветки цели работает в импульсном режиме.

Встроенные в антенный пост РЛС RTN-30X телевизионно-оптические средства обнаружения целей повышают помехозащищенность комплекса и могут использоваться в качестве альтернативного канала управления.

Все итальянские корабли, оснащенные ЗРК "Albatros", оборудованы универсальной РЛС AESN RAN-10S (SPS-774), разработанной фирмой "Alenia Marconi Systems", которая используется для наблюдения за воздушной и надводной обстановкой. Это мощная станция "E"-"F" диапазона, с дальностью действия около 150 км, допускающая установку на кораблях среднего водоизмещения типа эсминцев, фрегатов и корветов.

Ее главные особенности:

    широкий сектор обзора;

    увеличенная мощность излучения и высокая разрешающая способность;

    использование закодированной формы волны, которая, в совокупности с цифровой обработкой сигнала, обеспечивает функционирование системы в условиях помех и радиоэлектронного противодействия противника;

    способность работать в широком диапазоне частот, в зависимости от помеховой обстановки.

Вращающаяся стабилизированная антенна РЛС совмещена с антенной системы опознавания "свой-чужой", которая размещена на верхней части отражателя.

Разработка межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Альбатрос» велась специалистами НПО машиностроения из города Реутова. Работы были инициированы постановлением Совета министров СССР от 9 февраля 1987 года. Главным конструктором стал Герберт Ефремов. В 1991 году планировалось приступить к испытаниям комплекса, а в 1993 году начать серийное производство данной МБР, однако данные планы так и не были реализованы.

Разработка в Советском Союзе нового ракетного комплекса, обладающего возможностью преодоления эшелонированной системы противоракетной обороны, должна была стать нашим асимметричным ответом на создание в США системы ПРО в рамках программы СОИ. Новый комплекс должен был получить маневрирующие, планирующие (крылатые) боевые блоки, обладающие гиперзвуковой скоростью. Данные блоки должны были иметь возможность совершать маневры до 1000 километров по азимуту при входе в атмосферу на «линии Кармана» на скоростях около 5,8-7,5 км/с или 17-22 Маха. В основе всего проекта «Альбатрос» находились предложения по управляемому боевому блоку (УББ), который был в состоянии совершать маневр уклонения от противоракет. УББ должен был зафиксировать запуск противоракеты противника и осуществить запрограммированный маневр уклонения от нее. Проработка подобных УББ началась еще в 1979-1980 годах, в СССР велись работы по проектированию системы автоматики выполнения подобного противоракетного маневра.


Новая ракета должна была стать трехступенчатой, планировалось ее оснащение крылатым блоком с ядерным зарядом, который был в состоянии подойти к цели на небольшой высоте и маневрировать возле нее. Большую часть элементов самой ракеты и установки для ее запуска планировалось оснастить серьезной защитой от лазерного и ядерных взрывов, чтобы обеспечить максимальную вероятность нанесения удара по противнику при любом уровне противодействия с его стороны. Система управления и наведения МБР «Альбатрос» была автономной инерциальной.

Как уже отмечалось выше, разработчиком проекта был назначен Г. А. Ефремов. При этом советское правительство придавало проекту особое государственное значение, так как на тот момент серьезной проблемой представлялось преодоление противоракетной обороны, над созданием которой работали в США. На этом фоне удивительным представляется тот факт, что работы по созданию нового стратегического комплекса были поручены предприятию, которое никогда ранее не работало с подвижными ракетными комплексами и твердотопливными ракетами. Создание же крылатого боевого блока вообще было совершенно новым делом.

Первоначально советские конструкторы занимались поиском возможности создания боевого блока, который смог бы уклоняться от противоракет, именно из этой идеи и родился проект разработки ракеты «Альбатрос». Боевой блок данной МБР не просто нес ядерный заряд, но и должен был вовремя засечь старт противоракеты противника и активировать собственный комплекс уклонения. При этом маневры должны были быть самыми разнообразными, что должно было обеспечить достаточную непредсказуемость траектории движения. Отличительной особенностью новой межконтинентальной ракеты должно было стать то, что ее курс формировался на высотах, которые не превышали 300 км. При этом пуск вполне возможно было зафиксировать, однако точно предсказать траекторию и проложить адекватный путь для противодействия боевым блокам ракеты было невозможно. Ракета должна была оснащаться одним или несколькими (точной информации нет) планирующими крылатыми блоками (ПКБ) с ядерными зарядами. ПКБ по инерции совершал управляемый полет в атмосфере (планирование) и был в состоянии выйти на объект атаки в большом диапазоне высот и с любого направления.

К концу 1987 года эскизный проект МБР комплекса «Альбатрос» был готов, но он вызвал критику Минобороны страны. Проектирование комплекса продолжалось до начала 1989 года. Основной причиной прекращения разработок по этой теме стало сомнение в сроках реализации данного проекта, в том числе из-за проблем, которые сопровождали заложенные в проект технические решения. Также на проекте негативным образом отразился развал СССР.

В июне 1989 года на совещании, которое прошло в НПО машиностроения, гендиректор НПО Г. А. Ефремов выдвинул предложение по превращению комплекса «Альбатрос» в универсальный комплекс для РВСН страны - для мобильного и шахтного видов базирования. Однако такое предложение вызвало сильное противодействие со стороны других разработчиков МБР в стране - Московского Института Теплотехники (МИТ) и КБ «Южное» из Днепропетровска. И уже 9 сентября в дополнение к Постановлению Совета министров СССР от 9 февраля 1987 года вышло новое решение, которое предписывало создание вместо комплекса «Альбатрос» двух новых ракетных комплексов - стационарного шахтного и подвижного грунтового на базе универсальной для обоих комплексов трехступенчатой твердотопливной ракеты, созданной МИТ для подвижного грунтового комплекса «Тополь-2». Данная тема научно-исследовательских работ получила шифр «Универсал» (ракета РТ-2ПМ2 /8Ж65, позднее - «Тополь-М»). Комплекс с базированием в шахтной пусковой установке создавался в КБ «Южное», а разработкой подвижного грунтового ракетного комплекса занимался МИТ. Активная же разработка комплекса «Альбатрос» в интересах РВСН Советского Союза была остановлена после заключения в 1991 году договора СНВ-1, однако испытания опытных образцов УББ все же продолжились. По другой, неподтвержденной официально информации, работы по комплексу «Альбатрос» были остановлены еще после рассмотрения эскизного проекта представителями Минобороны ориентировочно в 1988-1989 годах.

Так или иначе, с большой долей вероятности можно говорить о том, что летные испытания опытных образцов УББ данного комплекса были проведены в 1990-1992 годах. Пуски осуществлялись с полигона Капустин Яр с применением ракеты-носителя К65М-Р. Первый пуск был осуществлен 28 февраля 1990 года «без отделения» боевой нагрузки. Позднее с применением наработок по комплексу «Альбатрос» НПО машиностроения приступило к работам по созданию аэробаллистического гиперзвукового боевого оснащения (АГБО) проект 4202.

Отчасти МБР «Альбатрос» вместе с гиперзвуковыми блоками для нее стала жертвой общего упадка ВПК страны в начале 1990-х годов, который произошел на фоне распада СССР. Но, в конце 1990-х годов с использованием имеющегося задела по данному проекту были начаты работы, которые в итоге привели к появлению «Тополя-М» и гиперзвуковых блоков для его более совершенной модификации «Ярс», а также для других баллистических ракет, относящихся к новому поколению - «Булавы» и «Сармата».

Рисунок аппаратов СЛА-1 и СЛА-2 системы "Призыв"

Наработки по маневрирующим боевым блокам комплекса «Альбатрос» пытались использовать и сугубо в мирных целях. Так совместно со специалистами ЦНИИМАШ инженеры НПО машиностроения предлагали создать на базе МБР УР-100НУТТХ ракетно-космический комплекс скорой помощи под названием «Призыв». Комплекс, который должен был быть создан к 2000-2003 годам, планировалось использовать для оказания скорой экстренной помощи морским судам, которые терпели бедствие в акватории мирового океана. В качестве полезной нагрузки на данную МБР планировалось монтировать специальные воздушно-космические спасательные летательные аппараты СЛА-1 и СЛА-2. Благодаря использованию данных аппаратов, оперативность доставки аварийного комплекта к судну, терпящему бедствие, могла составить от 15 минут до 1,5 часов, а точность посадки ±20-30 метров. Масса груза в зависимости от типа СЛА составляла 420 и 2500 кг соответственно.

Так, спасательный летательный аппарат СЛА-1 был в состоянии доставить до 90 спасательных плотов или аварийный комплект. А спасательный летательный аппарат СЛА-2 мог доставить аварийно-спасательное оборудование для морских судов (водоотливной модуль, противопожарный модуль, водолазный модуль). В другом варианте - робота-спасателя или дистанционно пилотируемый летательный аппарат.

Источники информации:
http://militaryrussia.ru/blog/topic-844.html
http://nevskii-bastion.ru/albatross-rk
http://www.arms.ru/stati/raketno-kosmicheskaja-oborona/proekt-albatros.htm


БОЕВОЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «АЛЬБАТРОС» С МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНОЙ БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ РАКЕТОЙ

COMBAT MISSILE COMPLEX «ALBATROSS» WITH AN INTERCONTINENTAL BALLISTIC MISSILE

Разработка ракетного комплекса «Альбатрос» была начата по постановлению правительства № 173-45 от 9 февраля 1987 года в НПО машиностроения под руководством Герберта Ефремова. Комплекс был должен стать ассиметричным ответом СССР на разработку в США программки СОИ. Этим постановлением предписывалась разработка боевого ракетного комплекса «Альбатрос», способного преодолевать многообещающую многоэшелонированную систему ПРО США, о разработке которой было объявлено администрацией президента Рейгана. Предусматривалось три варианта базирования этого комплекса: подвижный грунтовый, стационарный шахтный и перебазируемый шахтный. Предполагалось выйти на летные испытания комплекса в 1991 году.
В соответствии с Постановлением правительства в подмосковном «НПО Машиностроение» (Генеральный конструктор Г.А. Ефремов) в городе Реутов были начаты работы по созданию МБР «Альбатрос» с маневрирующим и планирующим гиперзвуковыми блоками, которые, входя в атмосферу по баллистическим траекториям и со скоростями, сравнимыми с первой космической (17-22M на высоте «линии Кармана» соответствуют абсолютной скорости в 5,8-7,5 км/с), могли бы осуществлять неожиданный гиперзвуковой манёвр до 1000 километров по горизонтали - и поражать цели в непредсказуемых местах и с неожиданных направлений.
Правительство дало проекту особую государственную важность, так как все были серьёзно обеспокоены проблемой преодоления противоракетной защиты США.
Идея создания ракеты «Альбатрос» вышла из предложений по разработке боевого блока (ББ), способного совершать маневр уклонения от противоракеты. Таковой ББ начали прорабатывать еще в конце 1970-х годов. Боевой блок, несущий ядерный заряд, был должен засекать старт противоракеты противника и уклоняться от неё путём совершения специального всеохватывающего маневра.
Комплекс мог базироваться в шахтах, как стационарный и перемещаемый, а также в качестве подвижного грунтового комплекса.
Трехступенчатая твердотопливная ракета «Альбатрос» должна была оснащаться планирующим крылатым блоком (ПКБ) с ядерным зарядом, способным подлетать к целям на довольно низкой высоте и совершать манёвры в районе цели. Все элементы ракеты, также пусковой установки должны были владеть завышенной защищенностью от ядерных взрывов и лазерного орудия, чтоб обеспечить нанесение гарантированного ответного удара при любом противодействии возможного противника.
Большинство элементов ракеты и установки для пуска предполагалось оснащать защитой от ядерных взрывов и лазерного оружия для обеспечения максимальной вероятности нанесения удара при любом противодействии противника.
Изначально конструкторы искали возможность создания боевого блока, способного уклонятся от противоракет и из этой идеи вышел замысел создания ракеты «Альбатрос». Боевой блок, который нес ядерный заряд, должен был вовремя засечь старт вражеской ракеты и запустить комплекс уклонения. Маневры должны были быть самыми разнообразными, что дало бы достаточную непредсказуемость движения. Отличительной особенностью ракеты было то, что курс формировался на высотах не превышающих 300 километров. При этом сам пуск вполне можно было зафиксировать, но предсказать траекторию и проложить адекватный путь противодействия невозможно.
В НПО Машиностроения разрабатывались системы коррекции траектории боевых поражаемых элементов ракетных системы. При их отработке системы коррекции по радоконтрасту местности оказались гораздо сложнее рельефометрических из-за зависимости радиоконтраста от сезона (листья, трава, снег и т.д.), от влажности и т.д. А поверхность воды спокойная, гладкая или волнующаяся вообще давала инверсию на РЛ-изображении. К концу 80-х решение было найдено в выделении и распознавании контуров контрастных изображений, но статистику по испытаниям на 3М25 не успели получить. Хотя решение было признано перспективным и планировалось к применению на «Альбатросе» и УББ 15Ф178.
Разработанный в конце 1987 г. эскизный проект РК «Альбатрос» вызвал неудовлетворение Заказчика, так как выполнение ряда заложенных в ЭП технических решений представлялось довольно проблематическим. Все же, работы по реализации проекта длилось весь последующий год. Но сначала 1989 г. стало совсем ясно, что создание этого РК как по техническим показателям, так и по срокам его выполнения находятся под опасностью срыва.
В те годы существовала большая конкуренция между двумя министерствами для престижные ракетные заказы для РВСН между МОМ (Министерство общего машиностроения)и МОП (Министерство оборонной промышленности). В июне 1989 года состоялось широкое совещание в Реутово, в НПО «Машиностроения». На нем Генеральный директор НПО ГА. Ефремов с азартом рассказывал о былом величии конструкторского бюро, о его сохранившихся громадных возможностях, о больших, перспективных заделах. Здесь присутствуют и морские, и авиационные начинания, показывает целый набор различного рода спутников. Но главное – мечта НПО, Министерства общего машиностроения – новая ракета под шифром «Альбатрос», которая обладает универсальными качествами. По словам авторов, она в перспективе способна была заменить все существующие ракеты, находящиеся в шахтных пусковых установках, на подвижных шасси. Одним словом, унифицированная, надежная и ко всему прочему самая дешевая. В таком виде прозвучала эта заявка, которая открыто провозглашена в пику Министерства оборонной промышленности, как реальная угроза. В то время, вероятно, именно эта опасность для других разработчиков ракетной техники – КБ «Южное» и МИТ и стала одним из главных факторов противодействия созданию комплекса «Альбатрос». Конкуренты зашевелились и вышли со встречными предложениями, которые вскоре и закрыли разработку новой МБР «Альбатрос».
И поэтому, 9 сентября 1989 года в развитие постановления правительства от 9 февраля 1987 года вышло Решение ВПК № 323, которым предписывалось создание вместо РК «Альбатрос» 2-х новых РК: подвижного грунтового и стационарного шахтного на базе универсальной для обоих комплексов трехступенчатой твердотопливной ракеты, разработанной МИТ для подвижного грунтового комплекса «Тополь-2». Тема получила заглавие «Универсал», а ракета-индекс РТ-2ПМ2 (8Ж65). Разработка подвижного грунтового РК с ракетой РТ-2ПМ2 поручалась МИТ, а стационарного шахтного – КБ «Южное». Потом, этот ракетный комплекс получил название «Тополь-М».
На МИТ была возложена разработка ракетных блоков и соединительных отсеков второй и третьей ступеней, неуправляемого ББ, герметичного приборного отсека, платформы для размещения ББ и СП ПРО, межступенных коммуникаций. КБ «Южное» должно было разработать ракетный блок первой ступени, СП ПРО, головной аэродинамический обтекатель для НББ. Разработка СУ ракеты возлагалась на НПО АП.

Тем не менее, отработка компонентов комплекса «Альбатрос» была продолжена. Летные испытания маневрирующего блока системы «Альбатрос» проводились в 1990-1992 годах на ракете-носителе К65 с полигона Капустин Яр (ГЦП). К тому времени от самого ракетного комплекса «Альбатрос» уже отказались. Первые два летных испытания были выполнены 28 февраля 1990 г. и 5 марта 1990 г. «без отделения» боевой нагрузки.

В начале 1990-х годов работы над МБР «Альбатрос» и гиперзвуковыми блоками для неё, на фоне общего упадка ВПК в России и распада Советского Союза, были прекращены.
Однако, в конце 1990-х годов с использованием задела по закрытой темы «Альбатроса» были начаты работы, приведшие в итоге к созданию «Тополя-М» и гиперзвуковых блоков для его модификаций (МБР «Ярс»), а также и для других ракет нового поколения - «Сармата» и «Булавы».


Ракета УР-100НУТТХ комплекса «Призыв» со спасательным летательным аппаратом

Наработки по маневрирующим боевым блокам системы типа «Альбатрос» пытались применить и в мирных технологиях. Так НПО Машиностроения совместно с ЦНИИМАШ предлагает к 2000-2003 годам создать на базе МБР УР-100НУТТХ ракетно-космический комплекс скорой помощи «Призыв» для оказания экстренной помощи морским судам терпящим бедствие в акватории мирового океана. В качестве полезной нагрузки на ракету предлагается устанавливать специальные воздушно-космические спасательные летательные аппараты СЛА-1 и СЛА-2. При этом оперативность доставки аварийного комплекта может составить от 15 минут до 1,5 часа, точность посадки +20-30 м, масса груза 420 и 2500 кг в зависимости от типа СЛА.


Спасательный летательный аппарат СЛА-1 и СЛА-2 комплекса «Призыв»

Спасательный летательный аппарат СЛА-1 способен доставить до 90 спасательных плотов или аварийный комплект. Спасательный летательный аппарат СЛА-2 – может доста-вить аварийно-спасательное оборудование для судов (противопожарный модуль, водоотливной модуль и водолазный модуль); в другом варианте – дистанционно-пилотируемый летательный аппарат или робот-спасатель.

А.В.Карпенко, ВТС «Невский Бастион», 22.03.2015

Источники:
Призваны временем. От противостояния к международному сотрудничеству
Под общей редакцией Генерального конструктора, академика НАН Украины С. Н. Конюхова. КБЮ
Карпенко А.В. Отечественные стратегические ракетные комплексы. Издание второе СПб, рукопись
Комплекс «Призыв» со спасательным летательным аппаратом. Рекламный проспект НПО Машиностроения
Первов М. Ракетное оружие Ракетных войск стратегического назначения. М: «Виоланта», 1999
«Хороший самолёт должен быть крепким» на блоге alex-anpilogov.livejournal.com/35271.html
Проект «Альбатрос», www.arms.ru
Ракетный комплекс «Альбатрос», www.rusarmy.com
Проект МБР «Альбатрос» (СССР), survincity.ru
Казыдуб «Семь главкомов РВСН без ретуши и грима»
novosti-kosmonavtiki.ru, military.tomsk.ru, www.dogswar.ru и др