Уход за волосами

Глобальные кризисы: понятие и философия глобальных проблем современности. Глобальный этнический кризис Другие глобальные проблемы

Глобальные кризисы: понятие и философия глобальных проблем современности. Глобальный этнический кризис Другие глобальные проблемы

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 им. А.И. ИСАЕВОЙ»

УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ «СОШ №2

им. А.И. Исаевой»

Линник И.А. _________

протокол методсовета №

от «______»_________

ПРОГРАММА

«Глобальная география»

Элективный курс для учащихся 11-х классов, 17 часов

учитель географии

Ильичева Г.Д._____________

«____»_________________

Глобальная география

(35 ч)

Пояснительная записка

Курс «Глобальная география» - сравнительно новое и быстро развивающееся направление в географической; науке, изучающее пространственное проявление обще­планетарных процессов и явлений. Можно сказать, что мы имеем дело с особой ветвью глобалистики - учения о глобальных проблемах человечества - географической, включающей экологический, энергетический, продо­вольственный, сырьевой, демографический и другие аспекты развития природы и общества.

Сама по себе глобалистика носит ярко выраженный междисциплинарный характер и изучается многими науками: философией, социологией, экономикой, био­логией, правом и т. д. Глобальная география - это «географическая глобалистика», и изучение ее особенно важно и перспективно, так как речь идет об овладении знаниями на рубеже науки о природе и обществе. Гео­графия остается единственной дисциплиной, синте­зирующей естественное и общественное направления в науке. Глобальные проблемы различны по своему ха­рактеру, но все они пронизаны идеей географическо­го единства человечества и его выживания. Если в про­шлом кризисные явления угрожали лишь отдельным культурам и территориям, то современный мегакризис охватывает весь мир, все основные формы и сферы жиз­ни человека.

К числу наиболее острых относятся такие глобальны проблемы, как ядерное разоружение и сохранение мир на Земле; экологические, связанные с усиливающимся разрушением природной среды; демографические, порожденные быстрым ростом численности населения в развивающихся странах, их неспособностью обеспе­чить людей нормальными условиями жизни; энергети­ческая и сырьевая проблемы, вызванные ограниченно­стью минерально-сырьевых ресурсов планеты; продо­вольственная проблема, связанная с хроническим недо­еданием миллионов людей и голодом в развивающихся странах; ужасающая бедность десятков государств, преж­де всего в Африке; проблемы Мирового океана, причины которых в первую очередь объясняются уменьшением биологической продуктивности, загрязнением аквато­рий и др.

«Глобальная география» занимает все более стабиль­ное место в системе образования в различных странах ми­ра, что связано с большим познавательным, нравствен­ным и воспитательным значением этого курса.

Цель: Формировать мировоззренческую идею о взаимосвязанности глобальных проблем человечества, о возможности их решения только при комплексном подходе в условиях международного сотрудничества и взаимопомощи.

Он призван способствовать решению следующих за­дач:

    Овладению системой знаний о глобальных пробле­мах современности, что исключительно важно для цело­стного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества.

    Понимание места России в мире, специфики проявления глобальных проблем в каждой стране.

    Развитию познавательного интереса учащихся к приобретающим все большее звучание проблемам со­циального характера - межнациональных отношений, культуры и нравственности, дефицита демократии и т. п.

    Вооружению учащихся специальными и общеучебными знаниями, позволяющими им самостоятельно до­бывать информацию географического характера по дан­ному курсу.

Изучение курса «Глобальная география» в старших Классах позволяет интегрировать знания, полученные по Другим предметам, максимально использовать общеоб­разовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, сочетать линейно-ступенчатый и концентрический принципы обучения.

Введение (2 ч)

Глобалистика и глобальная география: терминология и содержание

Глобалистика - учение о глобальных проблемах совре­менности: естественнонаучных и общественных. «Пакет» этих проблем. Междисциплинарный характер глобалисти­ки и основные направления в ее изучении: философское, экономическое, социологическое, экологическое, юриди­ческое, прогностическое, географическое и др. Необходи­мость мобилизации совместных усилий экономистов, со­циологов, экологов, юристов, химиков, физиков, медиков, географов и других специалистов для исследования гло­бальных проблем.

Глобальные проблемы, создающие непосредственную угрозу человечеству. Нерешенность проблем освоения космоса, исследования внутреннего строения Земли, долгосрочного прогнозирования погоды и климата и их влияние на будущее человечества.

Предмет изучения глобальной географии. Перво­начальное проявление многих процессов и явлений глобального характера на более низких географиче­ских уровнях - континентальном, региональном, зо­нальном, национальном, локальном. Пример с пробле­мой голода, практически неизвестной в Западной Евро­пе, США или Японии. Параллель между зарождением отдельных негативных общепланетарных процессов и появлением злокачественных клеток в человеческом ор­ганизме.

Утопичность идей о полном решении когда-либо всех глобальных проблем и уместность тезиса о необходимос­ти смягчения их остроты.

Систематизация глобальных проблем

Смысл систематизации, позволяющей составить наи­более наглядное представление об анализируемых пробле­мах, четче зафиксировать существующие связи между раз­личными их группами. «Старые» и «новые» глобальные проблемы, «главные» и «неглавные», появившиеся благо­даря человеку и существующие вне зависимости от него.

Проблемы политического и социально-экономиче­ского характера (угроза ядерной войны и сохранение ми­ра на планете; обеспечение расширенного воспроизвод­ства; преодоление отсталости развивающимися странами; обеспечение устойчивого развития; проблема управля­емости мировым сообществом и др.).

Проблемы преимущественно природно-экономического характера (экологическая; энергетическая; продо­вольственная; сырьевая; проблемы Мирового океана).

Проблемы преимущественно социального характера (демографическая; межэтнических и межрелигиозных от­ношений; кризиса культуры, нравственности и семьи; де­фицита демократии; урбанизации; охраны здоровья и др.).

Проблемы научного характера (освоение космическо­го пространства; исследование внутреннего строения Земли; долгосрочное прогнозирование климата и др.).

Проблемы смешанного характера, нерешенность кото­рых нередко приводит к массовой гибели людей (проблемы региональных конфликтов, производственных аварий, преступности, стихийных бедствий, самоубийств и др.).

Малые глобальные проблемы преимущественно пси­хологического и аутоэкологического характера (бюрокра­тии, эгоизма и др.).

Односторонность освещения в литературе глобальных проблем человечества. Постоянное нахождение в поле 3 Рения таких проблем, как экологическая, демографиче­ская, продовольственная, энергетическая, сырьевая, по­скольку именно с ними в первую очередь ассоциируются Процессы, подвергающие наиболее мощному воздейст­вию основы существования человечества.

Методы исследования глобальных проблем.

Демографическая проблема

Неконтролируемый рост населения в развивающихся странах и неспособность современной цивилизации обес­печить нынешнее и особенно будущее население нор­мальными условиями жизни. Теория Мальтуса, ее сторонники и противники в прошлом и сейчас.

Способность Земли теоретически прокормить не один десяток миллиардов людей. Существующие возможности увеличения площади обрабатываемых земель и повыше­ния средней урожайности благодаря «зеленой револю­ции». Одновременное нарастание угрозы необратимого загрязнения окружающей среды, скопление гигантского числа людей в больших городах, увеличение опасности массовой гибели от голода и болезней в случае ряда не­урожайных лет и т. п.

Связь демографической проблемы с сохраняющимися социально-экономическими условиями в странах «третье­го мира». Понятие о теории «демографического перехода» и ее применимость к условиям слаборазвитых стран. Пред­почтение аграрным обществом большой семьи. (Уясне­ние этого феномена требует рассмотрения следующих по­нятий: 1) дети: экономическое подспорье или обуза; 2) га­рантии в старости (отсутствие в развивающихся странах социальных систем пенсионного обеспечения); 3) полож е ние женщины в обществе; 4) религиозные установки, 5) доступность противозачаточных средств.)

Демографическая политика, ее направленность и пути активизации. Демографическая политика КНР, Индии, стран Африки и Латинской Америки: успехи и разочаро­вания. Демографическая политика в бывшем СССР и современной России.

Глобальная демографическая ситуация и комплекс со­циально-экономических задач современности.

Проблема отсталости

Корни отсталости некоторых стран современного ми­ра. Примитивизм марксистской точки зрения, согласно которой вина за отсталость слаборазвитых стран целиком возлагалась на колониализм. Историческое запаздывание (стадиальность) в развитии социально-экономических структур как основная причина отсталости. Роль колони­ализма и так называемого неоколониализма в консерва­ции и преодолении слаборазвитости.

Масштабы и критерии отсталости. Бедность, неграмот­ность населения, хроническое недоедание и голод, высо­кая смертность, эпидемии и т. д. как атрибуты неразвитос­ти общества. Критерии отсталости, применяемые в ООН. Наименее развитые страны мира (в соответствии с класси­фикацией ООН), их типичные признаки. Слаборазвитые государства Африки, Азии и Латинской Америки.

Рост стоимости готовой промышленной продукции и стагнация стоимости сырья и топлива (или несовпадение темпов роста стоимости).

Проблема внешней задолженности развивающихся стран. Понятие о «новом международном экономическом порядке», перспективы его установления. Связь отсталос­ти с другими глобальными проблемами.

Продовольственная проблема

Продовольствие как важнейший фонд жизненных средств человечества. Источники питания в прошлом и сейчас. Структура пищевых рационов. Главные раститель­ные источники пищи. Мясо и рыба - важнейшие источ­ники белков. Молоко и жиры животного происхождения.

Сущность продовольственной проблемы в современ­ном мире и ее основные параметры: производство, спрос, распределение и потребление. Причины и формы прояв­ления продовольственного кризиса в развивающихся странах. Влияние голода и недоедания на воспроизводст­во рабочей силы. Понятие о «скрытом голоде».

Дифференциация стран и регионов по остроте прояв­ления продовольственного кризиса. Затяжной, хрониче­ский характер продовольственного кризиса в аридных и семиаридных областях Африки. Скромный агроприродный потенциал, повышенная хрупкость и пониженная Г «эластичность» местных экосистем. Повышенный естественный прирост населения, значительно опережающий производство продовольствия. Страны Сахеля как «полюс» мирового голода.

Некачественное, неполноценное питание как наибо­лее типичная форма проявления продовольственной про­блемы в отдельных странах муссонной Азии. Успехи «зе­леной революции» и улучшение продовольственной ситу­ации в Азии. Продовольственная проблема в странах Латинской Америки.

Обострение продовольственной ситуации в странах - Преемниках бывшего СССР.

Пути выхода из продовольственного тупика. Связь продовольственной проблемы с другими глобальными проблемами современности. Роль ликвидации голода в решении проблемы отсталости.

Обеспечение продовольствием растущего населения Земли. Роль пахотных угодий, лугов, Мирового океана и искусственных продуктов в решении продовольственной проблемы.

Энергетическая проблема

Сущность и масштабы энергетической проблемы. Рост энергоемкости современной экономики. Растущий раз­рыв между высокими темпами развития энергоемких производств и запасами невозобновимых энергоресурсов (нефти, газа, угля). Негативные экологические последствия развития энергетики при сохранении традиционной структуры топливно-энергетического баланса.

Энергетический кризис 70-х гг. XX в.: его предпосылки и последствия. Экономические, политические и социаль­ные аспекты энергокризиса. Конец эпохи дешевых источ­ников энергии. Страны ОПЕК и их роль в формировании конъюнктуры цен на энергоресурсы.

Традиционная и альтернативная энергетика. Обеспе­ченность углеводородным сырьем стран и регионов мира и переход к энергосберегающему типу экономики. Атомная энергетика, современные масштабы ее развития, достоин­ства и недостатки. Проблема технической надежности АЭС и захоронения радиоактивных отходов. Использование энергии Солнца (гелиоэнергетика), ветра (ветроэнер­гетика), внутриземного тепла, волн, течений и т. д.

Энергетика и экология.

Контуры энергохозяйства будущего, прогнозы и сце­нарии развития энергетики на XXI в. Пределы роста про­изводства энергии.

Глобальная энергетическая ситуация и другие глобаль­ные проблемы.

Сырьевая проблема

Сущность глобальной сырьевой проблемы. Понятие о сырье. Современные масштабы использования минераль­ного сырья. Виды сырья, более и менее близкие к исчер­панию. Оптимистические и пессимистические прогнозы использования сырьевых ресурсов в будущем.

Относительная ограниченность и невосполнимость минеральных ресурсов как главная составляющая гло­бальной сырьевой проблемы. Другие составляющие: от­ставание технологии освоения и переработки сырья, низкая обеспеченность отдельных стран минеральным сырьем. Переход к эксплуатации менее продуктивных месторождений минеральных ресурсов в труднодоступ­ных районах со сложными или экстремальными природ­ными условиями. Повышение себестоимости добычи практически всех видов минеральных ресурсов.

Производство отходное - малоотходное - безотход­ное. Цель и задача малоотходной технологии - создание производства с минимальным количеством отходов вредные воздействия, которых не превышают допустимый санитарно-гигиенический уровень. Цикл «сырьевые ре­сурсы - производство - потребление - вторичные сырьевые источники».

Оборотное использование невозобновимых ресурсов - один из путей ресурсосбережения. Утилизация бытовых отходов (мусора).

Региональные аспекты сырьевой проблемы в совре­менном мире. Попытки радикального решения проблемы отходов в Японии и странах Западной Европы.

Россия и глобальный сырьевой кризис. Минерально-сырьевой характер российского экспорта и проблема ис­тощения месторождений углеводородного сырья. Недо­статочное использование вторичных ресурсов. Малая эф­фективность политики ресурсосбережения.

Глобальная сырьевая ситуация и ее связь с другими глобальными проблемами.

Проблемы Мирового океана

Кажущаяся искусственность постановки данных проб­лем, вытекающая из нежелательного противопоставления территории суши акватории океана. Специфика освоения и экологии океана, позволяющая говорить об известной самостоятельности данных проблем.

Мировой океан как «колыбель» всего живого на плане­те. Защита океанической средой зарождающейся жизни от губительного воздействия ультрафиолетовой радиации. Роль Мирового океана в обеспечении жизни на Земле.

Мировой океан как ресурсная база. Структура морских ресурсов. Морское хозяйство. Биологические ресурсы. Мировое рыболовство, его современные масштабы и воз­можные пределы. Марикультура. Морская горнодобы­вающая промышленность. «Тощая руда». Ресурсы и до­быча нефти и газа. Твердые полезные ископаемые со дна океана. Океан как источник пресной воды.

Проблемы использования энергии океана. Проблема развития морского транспорта. Мировое судоходство. Морской флот. Порты, каналы. Нетрадиционные виды морского транспорта.

Проблема морского транспорта.

Экология Мирового океана.

Океан - общее достояние человечества. |

Проблемы Мирового океана и их связь с другими гло­бальными проблемами.

Глобальный этнический кризис

Растущая экономическая и техническая взаимозависи­мость государств и ускорение процессов интернациона­лизации социальной жизни. Параллельно проявляющее­ся стремление отдельных стран и этносов к самоиден­тификации. Проявление в различных регионах мира неконтролируемых национальных эмоций, обретающих формы обоснованного национального самоутверждения или агрессивного национализма.

Конфликтообразующие факторы и их географическая интерпретация: 1) отстаивание принципа тождественнос­ти государственных и этнических границ; 2) движение наций к самоопределению; 3) стремление наций к обра­зованию супернаций; 4) экономическая борьба за землю, жилье, совместно нажитые основные фонды и т. д.; 5) не­управляемое демографическое развитие в слаборазвитых странах; 6) ассимиляционные процессы и депопуляция этноменьшинств; 7) «старение» наций в странах с разви­той экономикой; 8) экологический фактор; 9) психологи­ческие установки на защиту культурно-нравственных традиций этноса, вера в его особые отношения с верхов­ным божеством и др.

Ярко выраженная географическая специфика таких Факторов, как неуправляемое демографическое развитие, «старение» наций, ассимиляционные процессы, экологи­ческий фактор.

География межэтнических конфликтов в современном мире. Межплеменные распри (трайбализм) - старая болезнь Африки, где все еще сохраняются архаичные институты и организации, связанные с родоплеменным стро­ем. Межэтнические и межрелигиозные трения в Южной Азии и Латинской Америке.

Россия и глобальный этнический кризис. Межэтниче­ские конфликты в странах бывшего СССР. Нагорно-Карабахский конфликт, конфликты на территории Грузии приднестровский кризис и др.

Глобальный этнический кризис и его связь с другими глобальными проблемами.

Проблемы здоровья и долголетия человека

Здоровье человека как синтетическая категория, вклю­чающая в себя кроме физиологической нравственную, интеллектуальную и психическую составляющие. Одна из наиболее старых глобальных проблем человечества. Про­должительность жизни населения как один из важнейших критериев цивилизованности любой страны (наряду с развитием новейших отраслей экономики, уровнем наци­онального дохода на душу населения и т. д.).

Понятие о медицинской географии, изучающей рас­пространение болезней и патологических состояний человека; причины этого распространения и влияние гео­графической среды на здоровье человека.

География инфекционных заболеваний (эпидемиоло­гическая география). Учение Е. Н. Павловского о природ­ной очаговости так называемых трансмиссивных болез­ней. Прогнозирование вероятности возникновения той или иной болезни в зависимости от приуроченности ее природных очагов к определенному географическому ландшафту (чума, клещевой энцефалит и др.). Малярия, шистозоматоз, трипаносомоз (или «сонная болезнь») - типичные инфекционные заболевания африканских тро­пиков. Другие эпидемиологические заболевания: грипп, туберкулез, холера и т. д.

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) - новая глобальная смертельная болезнь. Стремительное распространение эпидемии СПИДа, охватившей

стран мира, прежде всего африканских, азиатских, амери­канских. Безнравственность (половая распущенность и наркомания) и бездуховность как первичные факторы \ распространения болезни. Роль медицины в расширении географии СПИДа. СПИД в России.

Распространение злокачественных новообразований и их связь с географическими факторами. Зависимость здо­ровья человека от режима и качества питания (квашиоркор, бери-бери, диабет и др.).

«Интернациональность» сердечно-сосудистых, психи­ческих и некоторых других заболеваний.

Глобальное значение вопроса об увеличении средней продолжительности жизни человека. Геронтологическая наука.

Связь проблемы здоровья и долголетия человека с дру­гими глобальными проблемами.

Проблема стихийных природных явлений

Роль трагедий, вызванных силами природы, в истории человечества. Систематизация стихийных природных яв­лений (СПЯ) по условиям возникновения (космические, метеоролого-климатические, гидрологические и геологи­ческие, геолого-тектонические, гляциально-гидрологические и др.). Виды стихийно-разрушительных явлений (падение метеоритов и астероидов, наводнение, цунами, извержение вулкана, землетрясение, сель, оползень, смерч, жара, засуха, суховей, пыльная буря, метель, пурга, молния, торнадо, мороз, ливень, град, туман и др.).

Эволюция человеческого поведения в отношении СПЯ: 1) «бегство» от СПЯ; 2) поиск способов защиты от стихийных бедствий, позволяющих бороться по крайней мере с некоторыми из них; 3) разработка механизма предотвра­щения некоторых из СПЯ на базе научных открытий.

Рост числа человеческих жертв и материального урона от СПЯ в связи с интенсивным ростом населения, его Концентрации в областях, подверженных влиянию наи­более разрушительных СПЯ. Наибольшая уязвимость перед лицом природной стихии развивающихся стран (Бангладеш, муссонная Азия, Андские страны, государст­ва Сахеля и др.).

Географический характер проблемы СПЯ. Роль гео­графов в разработке мер по предупреждению СПЯ.

Проблема технологических аварий

«Цепная реакция» катастроф производственного ха­рактера последних десятилетий как подтверждение гло­бальности проблемы (взрыв на химическом заводе в Бхо­пале в Индии, гибель американского космического корабля «Челленджер», трагическое затопление советской подводной лодки «Комсомолец», гибель парома «Эсто­ния», самая тяжелая катастрофа последнего времени - Чернобыль и многие другие).

Систематизация технологических аварий в зависимос­ти от характера отраслей материального производства. Роль автомобильного, морского и авиационного транс­порта в статистике смертельных случаев. Роль угледобы­вающей промышленности мира в гибели рабочих. Геогра­фия угольных шахт (бассейнов) с повышенной метано-обильностью.

Математическая теория катастроф, помогающая вы­числять параметры, при которых наступает неустойчивое состояние системы. «Защита от дураков», т. е. контроли­рование технологического процесса системой автомати­ки, которая сама охраняет производство от сбоев, оши­бочных решений, выключает процесс в случае возможной опасности.

Географические аспекты проблемы технологических аварий.

Проблема дефицита демократии и свободы

Всеобщая декларация прав человека как важнейший международный документ - концентрированное вы­ражение демократического опыта человечества. Права человека - наше естественное, неотчуждаемое достоя­ние, а не дар государства, за который следует благодарить его руководителей.

Анализ ранжирования государств по группам - «сво­бодные», «частично свободные», «несвободные», «реак­ционные» - режимы, отказывающиеся предоставить своим гражданам основные политические и социальные права. Различие понятий «авторитаризм» и «тоталита­ризм».

Положение с правами человека в СССР, России и странах, образовавшихся после распада СССР.

Другие глобальные проблемы современности (4 ч)

Реестр глобальных проблем человечества. Проблема преступности, присущая всем государствам без исключе­ния. Классификация нарушений законности и порядка: преступления против личности (убийство, телесные по­вреждения, изнасилование и др.); преступления против личной собственности граждан (грабеж, разбой, кража, мошенничество, вымогательство и др.); государственные преступления (измена Родине, шпионаж, политический террор, диверсия и др.); воздушный терроризм, или «хайджекинг», и др. Варьирование форм преступлений от страны к стране, от региона к региону. Понятие «геокри­миногенная обстановка» и роль географии в изучении преступности.

Кризис культуры, нравственности, семьи (проблема «экологии души») - специфическая глобальная пробле­ма. Любой народ как живой организм особого, высшего порядка. Плоды многовекового духовного отбора и вели­кие социальные потрясения, войны и т. д.

Глобальные научные проблемы, связанные с исследо­ванием космоса, внутреннего строения Земли, долгосроч­ным прогнозированием погоды и др.

Проблема урбанизации мира, создающая сложнейший Узел противоречий, совокупность которых и служит ве­ским аргументом для рассмотрения ее под глобальным уг­лом зрения.

Анализ других глобальных проблем (см. классифика­цию глобальных проблем).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Кол-во часов

Глобальные проблемы: понятие и классификация

Классификация глобальных проблем

Систематизация глобальных проблем

Демографическая проблема

Демографический взрыв: причины и последствия. Теория демографического перехода. Развитые и развивающиеся страны: причины демографических различий. Демографическая политика. Демографическая обстановка в России.

Проблема отсталости

Корни отсталости. Параметры отсталости. География отсталости.

Практическая работа. Характеристика отсталых стран в Африке, Азии и Латинской Америке.

Продовольственная проблема

Источники питания в прошлом и сейчас. Качество питания. География голода. Региональные типы питания. Причины голода

Энергетическая проблема

Обеспеченность нефтью и переход к энергосберегающей экономике. Природный газ. Гидроэнергетика. Альтернативные источники энергии. Атомная энергия. Энергетические проблемы России.

Практическая работа. Определение наиболее оптимальных территорий и акваторий планеты для сооружения электростанций, работающих на альтернативных источниках энергии, и обозначение их на контурной карте.

Сырьевая проблема

Истощение земных недр. Дисперсность месторождений. Роль лесных ресурсов. Вторичные ресурсы. Утилизация мусора. Россия и глобальный сырьевой кризис.

Практическая работа. Характеристика проявлений глобальной сырьевой проблемы в разных странах.

Проблемы Мирового океана

Накопление знаний об Океане. Проблема освоения биологических ресурсов. Проблема освоения минеральных ресурсов. Проблема использования энергии Океана. Другие проблемы Океана.

Глобальный этнические кризис

Конфликтообразующие факторы и их географическая интерпретация. Движение наций к самоопределению и стремление к образованию супернаций. «Старение» наций и дестабилизация межэтнических отношений. Ассимиляция и депопуляция этноменшинств. Экология и этнические распри. Трайбализм – болезнь Африки. Россия и глобальный этнический кризис.

Проблема здоровья человека

Нозогеография. Эпидемиологическая география. Пространственная экспансия СПИДа. Распространение злокачественных новообразований. Здоровье и долголетие

Проблема терроризма и региональных конфликтов

Возникновение проблемы терроризма. Распространение терроризма. География региональных конфликтов.

Проблема урбанизации

Сущность урбанизации. Урбанизированность. Агломерации и мегаполисы. Экологические, экономические и социальные проблемы городов. «Трущобная» урбанизация.

Проблема стихийных природных явлений

Классификация стихийных природных явлений. География стихийных природных явлений.

Проблема технологических аварий

Опасные профессии. Теория катастроф.

Проблема космоса и исследования внутреннего строения Земли

Актуальность проблемы освоения космоса. Засорение околоземного пространства. Проблема исследования внутреннего строения Земли.

Дискуссия

Обобщение знаний учащихся

Обобщающий урок

Обобщение и контроль знаний учащихся, защита проектов, презентаций.

Литература:

    Алексеев Н.А. Стихийные явления в природе. М., 2004.

    Интернационализация хозяйственной жизни и глобальные проблемы человечества. М,2001.

    Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. М., Просвещение, 2010 .

    Кондратьев К.Я. Ключевые проблемы глобальной экологии. М., 2000.

    Развивающиеся страны в борьбе за преодоление отсталости. М, 2007.

    Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М., 2001.

    Скиннер Б. Хватит ли человечеству земных ресурсов? М., 2003.

    Слевич С.Б. Океан: ресурсы и хозяйство. Л., 2001.

    Гладкий Ю.А., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. М., Просвещение, 2010.

    Исторические и географические энциклопедии

    Страны мира: Статистический справочник. Весь мир, 2011.

В своей максимальной полноте, тотальности объективная реальность раскрывается в сущностной сердцевине мира, на базе универсальной матрицы социального субстрата, социальной предметности, бесконечно углубляющейся в себя. На уровне чувственного отображения объективный мир репрезентируется непосредственно во всей своей бесконечной содержательной полноте и, поэтому, слитности с «Я». На уровне логического ядра субъективности сущность того или иного предмета, объективного мира схватывается как целое, но в отношении к определенному, актуализированному уровню сложности индивида-субстанции, в отношении к некоторому «внепространственному» эталону и, следовательно, абстрактно, в понятии и посредством языка. Логическое мышление актуализирует то действительное противоречие предметного мира, природы как неполной всеобщности и «Я» как полной всеобщности, которое постоянно генерируется и снимается трудом. В глубинном плане это противоречие есть внутреннее противоречие социальной предметности (как персонифицированной сущности мира), противоречие между актуализированным содержанием субстанции и тем содержанием, которое еще только предстоит актуализировать. Схватываемый на уровне логического ядра

субъективности идеальный абстракт «Я» (подкрепляемый чувственным синкретичным само-отражением индивида) выступает интегратором тех логических содержаний, которые выявляются только в отношении друг к другу и в целостной системе самосознания.

Литература

1. Береснева Н.И. Язык и реальность. - Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2004. - С. 182.

2. Панфилов В.З. Гносеологические аспекты философских проблем языкознания. - М.: Наука, 1982. - С. 357.

3. Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. -М.: Наука, 1985. - С. 137.

4. Атаян Э.Р. Язык и внеязыковая действительность. Опыт онтологического сравнения. - Ереван: Изд-во Ереван. ун-та, 1987. - С. 384.

5. Гамкрелидзе Т.В. Бессознательное и проблема структурного изоморфизма между генетическими и лингвистическими кодами // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. - Тбилиси: Мецниереба, 1985. Т. 4. - С. 261-264.

6. Разумное поведение и язык. Вып. 1. Коммуникативные системы животных и язык человека. Проблема происхождения языка / Сост. А.Д. Кошелев, Т.В. Черниговская. -М.: Языки славянских культур, 2008. - С. 416.

7. Корякин В.В. Труд и единый закономерный исторический процесс. - Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2008. Ч.

8. Попович М.В. Философские вопросы семантики. -Киев: Наук. думка, 1975. - С. 299.

Маслянка Юлия Владимировна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии Пермского государственного университета, г. Пермь, [email protected].

Data on authors:

Maslyanka Julia Vladimirovna - PhD, associate professor of philosophy at Perm State University, Perm, [email protected].

УДК 101.1:316

А.Л. Сафонов, А.Д. Орлов ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ДИВЕРГЕНЦИЯ: КРИЗИС НАЦИИ И «РЕНЕССАНС» ЭТНОСА

Констатируя глобальные дивергентные тенденции в этнокультурной сфере, авторы рассматривают этнос и нацию как устойчиво сосуществующие социальные группы, имеющие существенно различные механизмы воспроизводства и функционирования - непосредственную социальную наследственность, транслирующую этничность через образ (способ) жизни и структуры повседневности для этноса и взаимодействие индивида с политическими институтами - для нации. Порожденный экономической глобализацией, системный кризис нации ведет к компенсирующей активизации этнических социальных структур и этнического сознания.

Ключевые слова: глобализация, этнос, этничность, нация, национальность, государство, социальная группа, идентичность, структуры повседневности.

A.L. Safonov, A.D. Orlov

GLOBALIZATION AS DIVERGENCE:

CRISIS OF THE NATION AND “RENAISSANCE” OF THE ETHNOS

Ascertaining global divergent tendencies in ethnocultural sphere, authors consider ethnos and the nation as steadily coexisting social groups, having essentially various reproduction and functioning mechanisms - the direct social heredity broadcasting ethnicity by means of way of life and structures of daily occurrence for ethnos and by means of

interaction with political institutes for the nation. The system crisis of the nation generated by globalization conducts to compensating activity of ethnic social structures and ethnic consciousness.

Keywords: globalization, ethnos, ethnicity, nation, nationality, the state, social group, identity, structures of everyday life.

Доминирующий взгляд на глобализацию как всеобъемлющий и однонаправленный процесс конвергенции и унификации исходит из превалирующего в научном сообществе экономического детерминизма. Сложившаяся на пике индустриализма теория конвергенции исходила из представления о «едином индустриальном обществе», общая технологическая основа которого предопределяла конвергентное развитие социальных систем как частей единой глобальной надсистемы, объективно стремящейся к слиянию. С этой точки зрения все значимые в современном мировом процессе социальные группы формируются почти исключительно экономическими отношениями и интересами. Такими группами признаются гражданские нации, локальные (национальные) и глобальные элиты.

Что касается этнической идентичности членов политических наций, то в рамках конвергентной парадигмы она либо отрицается, либо признается в качестве «пережитка», социальноисторического фантома. В виде исключения «настоящая» этничность признается, как правило, за малоразвитыми маргинальными этносами, ведущими традиционный образ жизни. Более того, конструктивизм как одно из направлений теории этноса, отрицает и непрерывную культурную преемственность, объявляя современный подъем этничности плодом политической пропаганды со стороны маргинальных элит. Вынужденно признавая наличие этнизма и этнической идентичности вне архаичных сообществ, конструктивизм отказывает в праве на существование самим современным этносам как реальным социальным группам .

Сторонники конвергентного подхода полагают, что глобализация, превращая замкнутые национальные экономики в открытые экономические и социальные системы, ведет к кризису и «отмиранию» национальных государств и гражданских наций, утрачивающих свою экономическую основу. Мощным фактором культурной конвергенции является глобализация национальных медиарынков и сферы образования в сочетании с созданием глобального цифрового пространства.

Из чего делается внешне логичный вывод о неизбежности конвергентного развития, возникновении некоего глобального «сверхобщества», глобального «плавильного котла», где культур-

ные, национальные и религиозные особенности низводятся до уровня маргинальных субкультур и в перспективе стираются, формируя некую глобальную, «общечеловеческую» общность.

Однако после триумфа западного сценария конвергенции мировых систем в 1991 году, реальные процессы глобализации, вопреки разрушению экономических и географических границ, формирующих локальные общности, неожиданно пошли в сторону цивилизационной, этнической и конфессиональной дивергенции. Давно ожидаемый кризис гражданских наций состоялся, но стал не конвергентным синтезом глобальной общности, а распадом гражданских наций на этноконфессиональные группы, причем на фоне действительно глобального экономического пространства.

Вопреки ожиданиям, глобальный экономический «плавильный котел» так и не сформировал однородной социальной общности с единой идентичностью. Соответственно, ни одна из сложившихся в 20 веке теорий этноса не объясняет постиндустриального всплеска этничности и религиозности. Таким образом, налицо нарастающее расхождение социальной теории с практикой глобализации.

Примером несостоятельности модели «плавильного котла» в ходе глобализации могут служить сами США, породившие как термин «плавильного котла» (melting pot), так и саму идею полиэтнической («мультикультурной») «нации иммигрантов». Собственно говоря, «плавильный котел» не работал, начиная с миграционной волны конца 19 века, размывшей англосаксонскую основу США, в результате чего американский социум состоит из устойчивых этнических (ирландская, итальянская, китайская, афроамериканская и т.д.) общин, сохраняющих свою обособленность в городской среде, вплоть до анклавного расселения. Этническая неоднородность американского общества сохраняется и нарастает, несмотря на гораздо более высокую, чем в Старом Свете, территориальную мобильность рабочей силы.

По мнению Эдуарда Лозанского, автора монографии «Этносы и лоббизм в США» (2004), этнические диаспоры и меньшинства США все больше обособляются и конкурируют, формируя в органах власти влиятельные лоббистские группировки, сопоставимые с корпоративным

лобби (ТНК) и партийной системой. Более того, этнические лобби США все активнее лоббируют интересы государств происхождения, превращая иммигрантские общины в колонии, проводящие интересы заокеанских метрополий. Этнические диаспоры «в себе» превратились в диаспоры «для себя».

«Ориентация Америки на формирование не единого сплава в «тигле» многих национальностей, а на формирование пестрого многоцветья мультикультурализма привела к логическим результатам - к закреплению позиций этническими меньшинствами» . Более того, Э. Лозан-ский отмечает озабоченность других американских исследователей перспективами этнической фрагментации американской политической нации, вплоть до угрозы «балканизации».

Так, Сэмюэль Хангтингтон подчеркивает усиление влияния «цивилизаций» в мировой политике и неожиданную устойчивость сохранения иммигрантами связей со странами происхождения. «Соединенные Штаты и Советский Союз напоминают друг друга в том, что не являются нацией-государством в классическом смысле этого слова. Обе страны в значительной степени определили себя в терминах идеологии, которая, как показал советский пример, является более хрупким основанием единства, чем единая национальная культура... Если мультикультура-лизм возобладает и если консенсус в отношении либеральной демократии ослабнет, Соединенные Штаты присоединятся к Советскому Союзу в груде исторического пепла» .

Учитывая, что Соединенные Штаты являются ведущим центром силы в глобальной мир-системе и могут рассматриваться, как достаточно корректная модель постиндустриального мирового социума, мы имеем еще одно доказательство того, что тенденции к регенерации этнич-ности, этнизации политики и превращению диаспор в акторов мировой политики - не случайный парадокс, а одна из ведущих тенденций глобализации.

При этом вопреки ожиданиям именно сама экономическая глобализация с ее конвергентной направленностью ведет к нарастанию этнокультурной дивергенции, отражающей обострение социальной конкуренции за жизненно важные ресурсы, объективно обусловленное углублением мирового ресурсно-демографического кризиса.

Размывание границ национальных экономик и национальных государств вызвало компенсационный процесс регенерации и реконструкции этносов, в том числе давно похороненных теориями этноса крупных государствообразующих

этносов Старого Света.

Этнизацию политики и массового сознания «новых государств» Восточной Европы и экс -СССР можно считать «реконструкцией» этноса, то есть воссозданием этноса «сверху» в интересах локальных элит, создающих базис для национально-государственного строительства (как правило, крайне неудачного).

Однако широко обсуждаемый этнокультурный кризис в Германии, спровоцированный нарастающей нелояльностью инокультурных диаспор к принимающему социуму, - пример регенерации, то есть стихийного восстановления государствообразующего этноса «снизу», под давлением абсолютного большинства и вопреки интересам политических элит Германии, по известным причинам избегающих любых обвинений в этнизме.

Вынужденное признание этнокультурного кризиса и краха политики «мультикультурализ-ма» в Германии - это официальная констатация нарастания дивергентных явлений в этнокон-фессиональной и культурной сферах, как общей тенденции глобализации.

В итоге упрощенная логика привязки этнического и национального сознания к экономическому строю , вполне адекватная для реалий 20 века, не согласуется с практикой глобализации, при которой «пережитки» и «атавизмы» раннебуржуазной (нация) и даже догосу-дарственной (этнос) эпох оказывают все большее влияние на массовое сознание и мировое развитие. Ожидаемая «глобализация ТНК» оказалась глобализацией этносов и диаспор: «последние» неожиданно стали «первыми».

Характерно, что убеждение в быстром «отмирании» этнической и национальной идентичности и быстром формировании глобально усредненного, хотя и стратифицированного мирового социума, характерно как для левых, так и для правых исследователей.

Этнос игнорируют и глобалисты, и «антиглобалисты», видящие в глобализме и глобализации угрозу «сохранению культурно-цивилизационного разнообразия», которое мыслится как прямой аналог экологического «биоразнообразия». На ложном постулате об экономически и технологически (информатизация) предопределенном «отмирании» наций и этносов настаивает наиболее радикальное направление экономического редукционизма - неолиберализм.

Между тем, практика показывает, что по мере углубления глобализации и кризиса национальных государств этническая принадлежность не «сглаживается», не «ассимилируется» и не

интегрируется в глобальную «мультикультур-ную» среду. Напротив, на фоне кризиса институтов национального государства все формы этнизма переживают период небывалого подъема и активно востребуются еще вчера пассивными, деидеологизированными и атомизиро-ванными массами. На смену «атомизации» 20 века идет не осознанная научным сообществом «полимеризация» и «кристаллизация» в социальные структуры, плохо совместимые с теорией конвергенции.

Несмотря на вынужденное признание факта «этнического ренессанса» маргинальных этносов, продолжает игнорироваться главная проблема современной теории этноса - вопрос о бытии крупных государствообразующих этносов как массовых социальных групп, составляющих независимую от политической и идеологической оболочки (надстройки) подоснову социума.

Своеобразным ответом на пробелы и противоречия экономического редукционизма стал конструктивистский подход.

Характерная особенность конструктивизма -политический редукционизм, в основе которого также лежит убеждение в том, что «этнос умер», но искусственно возрожден в виде политтехно-логической иллюзии.

И действительно, все более интенсивная политическая эксплуатация этничности создает впечатление, что современная этничность - не более чем навязанный локальными элитами искусственный идеологический конструкт, продукт современных политических манипуляций, не имеющий глубоких исторических и социальных корней в связи с отсутствием, «отмиранием» самого этноса как живой и активной социальной общности.

Таким образом, окрепший на волне успехов социальной инженерии и политтехнологий конструктивизм объясняет этнокультурную дивергенцию политическими манипуляциями элит, игнорируя очевидный факт избирательности действия этнической пропаганды, прямо указывающей на объективное существование социальных общностей, обладающих выраженным этническим самосознанием.

Собственно, эффективность этнической пропаганды, якобы «конструирующей» этническое сознание чуть ли не с чистого листа, обусловлена именно тем, что целенаправленно апеллирует к наиболее острым интересам массовой, сплоченной, однородной и способной на коллективные действия социальной группы, то есть к объективно существующему этносу, успешно пере-

жившему череду социальных трансформаций. Соответственно, фактором, объединяющим локальные элитные группы для «конструирования» этничности, также является сама первичная этничность этих элитных групп.

Таким образом, вопреки категорическому убеждению конструктивистов в «смерти этноса», конструирование этнического самосознания на поверку оказывается не более чем управлением уже существующим этносом, активизацией группового сознания объективно существующей этнической группы, в результате чего латентный в условиях сильного государства «этнос в себе» превращается в «этнос для себя».

По сути, конструктивизм доказывает лишь то, что этнос, в условиях развитого национального государства и гражданского общества вытесненный на периферию политической жизни и ставший «невидимым», способен актуализироваться, создавая иллюзию произвольного творения этноса заинтересованными политическими демиургами.

Несостоятельность экономического и политического редукционизма позволяет сделать вывод, что этническая и национальная (национально-государственная) идентичность, этнос и политическая нация - тесно связанные, но не тождественные социальные явления, которые развиваются параллельно, но достаточно независимо и друг от друга, и от экономической сферы.

Ситуация дополнительно усложняется традиционным определением и нации, и этноса через характеристики принадлежности - общность языка, территории и культуры и др., из чего выводится мнимая тождественность данных понятий и даже явлений.

Вместе с тем, нетождественность этнической и национально-государственной идентичности общепринята в социологии, рассматривающей этнос и нацию как различные социальные группы. Таким образом, в отсутствие междисциплинарного синтеза или даже единого категориального аппарата этнология глобализации остается полем политических манипуляций.

Этнос и нация - не сменяющие друг друга стадии развития, но параллельные, сосуществующие и часто конкурирующие сферы социального бытия: доминирование этнической идентичности оттесняет на второй план национальногосударственную (национально-политическую) и

наоборот. Этносы сохраняются, несмотря на глобализацию, и сохраняют культурноисторическую преемственность при смене общественных формаций, охватывая большинство населения. Государствообразующие этносы продолжают латентное (скрытое) функционирование, уходя в тень наций, и вновь проявляются при кризисе институтов национального государства - локальном или глобальном.

Этнос и нация - качественно различные социальные группы, связанные с различными социальными позициями (социальными ролями), имеющие разный генезис и динамику развития.

Различие феноменов этноса и нации заключается не во внешних атрибутах, а в механизме воспроизводства и функционирования этноса и нации, как социальных групп. Механизм воспроизводства этноса - непосредственная меж-поколенная социальная наследственность,

транслирующая этничность через образ (способ) жизни и структуры повседневности. Механизм воспроизводства нации - взаимодействие индивида с институтами государства и гражданского общества, формирующее нацию как общность, осознающую себя через наличие общих (национальных) интересов, опосредованных национальным государством.

Устойчивый параллелизм сосуществования этносов и наций (этнический и национальный компонент) на протяжении ряда социальноэкономических формаций, включая современный период глобализации, далеко не очевиден.

С одной стороны, осознанию совместного существования этноса и нации, как самостоятельных социальных институтов, мешает категориальная неопределенность, связанная с эволюцией соответствующих понятий (нации и национального, этноса и этнического).

Однако основным препятствием для осознания устойчивого бытия этничности в условиях индустриализма и постиндустриализма является убеждение в «остаточности» и, соответственно, все меньшей актуальности этничности, якобы быстро и необратимо уничтожаемой в ходе дивергентных социальных процессов - изменения образа жизни (урбанизация, миграция), унификации массовой культуры. С точки зрения традиционной этнографии и фольклористики, этносы, особенно государствообразующие, «исчезли» в результате дивергентных процессов еще в середине прошлого века.

Более того, декларируя равенство граждан, как основной конституционный принцип, национальное государство целенаправленно отрицает все параллельные властные и социальные

институты, включая не только религию и сословность, но и этническую принадлежность.

Таким образом, этнос не исчез в ходе трансформации в нацию, а был вытеснен из сферы политических и производственных отношений на бытовой, латентный уровень, в сферу частной и семейной жизни. В то же время, полевые социологические исследования, включая переписи, уверенно фиксируют наличие у подавляющего большинства населения, включая население мегаполисов, отчетливой и устойчивой этнической идентичности, отличной от национально-государственной.

По мнению авторов, суть феномена этнично-сти и его независимости от государственногражданской сферы не столько во внешних атрибутах, сколько в механизме воспроизводства этничности - непосредственной социальной наследственности, не опосредованной внешними социально-политическими институтами и включающей в себя трансляцию этнической идентичности и характерных для этноса образа жизни, ценностей и моделей социального поведения через механизмы длительного, повседневного повторяющегося взаимодействия, подражания и социально-ролевого поведения в ближайшем, как правило, родственном и соседском социальном окружении.

На социальную основу современной этнич-ности, принципиально отличную от политических институтов гражданского общества, обратила внимание школа Фернана Броделя, который ввел понятие «структур повседневности» . С понятием структур повседневности сближается понятие образа жизни (способа жизни), как типичных для конкретно-исторических условий способов, форм и условий индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, формирующего типичную для социальной группы (в том числе - для этноса и нации) индивидуальность.

Структура повседневной жизни, взаимодействие с окружающей социальной и природной средой вырабатывает уникальный способ жизни, который является сущностной характеристикой этноса. Способ жизни подвергается изменениям, но эти изменения психологически незаметны для членов этноса и осознаются только через достаточно большие интервалы времени, не влияя на коллективное ощущение общности. А повседневная структура жизни воспринимается как некое постоянное и надличностное, что, в свою очередь, приводит к ощущению психологической стабильности и неразрывности социальной жизни этнической группы. Соответст-

венно, историческая память этноса воспринимает время как непрерывность, исключая времена кризисов и катаклизмов.

Соответственно, внешние атрибуты этноса (этническая территория, язык, религия, культура) оказываются лишь производными от основы этничности - непосредственной межпоколенной социальной наследственности, основанной на длительном и тесном социальном взаимодействии в рамках «структур повседневности» и образа жизни.

Соответственно, из природы этничности, основанной на образе жизни, массовых и повседневных горизонтальных социальных взаимодействиях, вытекают характерные для этноса, как социальной группы, свойства - высокая инерционность, эволюционный, непрерывный и преемственный характер изменения, сохраняющий не только символическую, но и прямую преемственность современных этносов по отношению к исходным этносам далекого исторического прошлого.

Это означает, что и в эпоху глобализации этнос с его механизмами горизонтальных децентрализованных связей и социальных сетей далек от исчезновения, хотя бы в силу того, что составляет повседневную социальную среду индивида и охватывает большие массы людей. Этнос существует, оставаясь основным механизмом воспроизводства образа (способа) социальной жизни.

Таким образом, объективное разграничение сфер этнического и национального вытекает из принципиального различия механизмов воспроизводства социальных групп: непосредственной межпоколенной социальной наследственности, горизонтальных социальных сетей для этноса и государственных институтов для нации и сходных политических образований.

Вне поля зрения теории остается механизм и движущие силы этнокультурной дивергенции, и ее связь с кризисом национального государства и национальной идентичности.

На наш взгляд, объективной движущей силой трансформаций этноса и нации является их способность (в том числе - потенциальная) удовлетворять наиболее существенные потребности и интересы своих членов, обеспечивая кооперацию в условиях конкурентной среды.

Предпосылкой распада современных наций на этнокультурные составляющие стало резкое сужение социальных функций государства, связанное с экономической глобализацией. В достаточно короткий период государство в одностороннем порядке ликвидировало целый ряд

жизненно важных для граждан функций и социальных гарантий. В частности, государство в значительной степени утратило роль работодателя, социального гаранта и социального регулятора, в том числе - роль регулятора этнокон-фессиональных отношений.

Не менее значима утрата национальным государством функции социального лифта, реализующего принципы равноправия и равного старта и обеспечивающего такой фактор интеграции, как общая социальная перспектива. Если европейские нации 19-20 вв. в значительной степени сформированы государственными системами всеобщего фундаментального образования, то приватизация, коммерциализация и глобализация образования означает не только снижение достигнутого в прошлом веке уровня, но и разрушение, и деградацию наций, как социальных общностей.

Важную роль в распаде наций играет все более открытый отказ бывших национальных элит от социальных обязательств в отношении сограждан, лежащих в основе социального государства и гражданского общества. Соответственно, утрата государством системообразующих социальных функций ведет к обесцениванию нации, как некогда привлекательной социальной общности, сбалансированно обеспечивающей индивидуальные и групповые интересы своих граждан. Широко декларируемый «отказ от государственного патернализма», ставящий членов нации в ситуацию тотальной индивидуальной конкуренции друг с другом, обернулся вынужденным отказом от лояльности государству и от потерявшей смысл гражданской солидарности.

Исключенные из системы социальной кооперации и поддержки в рамках нации, индивиды вынуждены искать новые социальные группы, новые способы кооперации, повышающие их конкурентоспособность и безопасность, постоянно адаптироваться, меняя идентичность . «В широком смысле наступает эпоха нормализации неустойчивых социально-идентификационных состояний личности» . Однако диапазон выбора новой ведущей идентичности в условиях социальной нестабильности предельно узок и ограничен теми социальными группами, с которыми индивид и его окружение уже связаны непосредственно и повседневно.

Практика показывает, что результат выбора заранее предрешен наличием у индивидов второй, этнической идентичности, которая выходит из тени национальной и становится ведущей.

С.П. Штумпф. К истокам феномена духовности. Анализ понятия «душа» в контексте западноевропейского философского знания

Утратив доверие к национальному государству, его гражданин почти автоматически осознает себя членом этноса - непрерывно и неразрывно сосуществующей с нацией социальной общности, в которой де факто существует с рождения и с которой связывает будущее потомков независимо от трансформаций социальной среды. Соответственно, выбор религии в большинстве случаев определяется этнической принадлежностью.

Иначе говоря, глобализация, ослабляя формирующие нацию и национальное сознание гражданские и политические институты, ведет к распаду политических наций на этносы, которые все чаще становятся «политическими этносами».

Представления о глобализации как всеобщей конвергенции, сформированные экономическим детерминизмом, опровергаются социальной практикой, в ходе которой разложение гражданских наций, как ведущих социальных групп 20 века, вызывает компенсационные социальные процессы дивергентного характера, в том числе активизацию латентной этничности, консолидацию глобальных этнических диаспор и религиозных конфессий.

Обращая внимание на непрерывное сохранение этноса при смене экономических формаций, авторы подчеркивают, что этническая дивергенция несет угрозу не только национальному государству, но и самому этносу, утрачивающему политическую надстройку, необходимую для выживания и конкуренции в постиндустриальном мире.

Сохранение достаточно крупных государств как единственной формы управления обществом, адекватной уровню развития производительных сил и в то же время обеспечивающей сосуществование этносов, требует преодоления кризиса гражданских наций, как социальных групп, определяющих ведущую идентичность и тем самым гармонизирующих межэтнические и социальные отношения.

Литература

1. Тишков В.А. Этнос или этничность? /Этнология и политика. Научная публицистика. - М.: Наука, 2001 -С.240.

2. Лозанский Э.Д. Этносы и лоббизм в США. О перспективах российского лобби в Америке. - М.: Международные отношения, 2004. - С. 272.

3. Huntington S. The Erosion of American National Interests// Foreign Affairs. - 1997. Sept./Oct. - P.35.

4. Бромлей Ю.В. К вопросу о сущности этноса - «Природа», 1970, №2. - С. 51-55.

5. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. 3-е изд., исправленное. - М.: Книжный дом "Либроком", 2009. -С.440.

6. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. т. 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. - М.: «Прогресс», 1986 -С.624.

7. Тишков В. А. Множественные идентичности между теорией и политикой (пример Дагестана) (в соавт. с

Э.Ф.Кисриевым) / Этнографическое обозрение. - 2007. -№5. - С. 96-115.

8. Данилова Е.Н. Ядов В.А. Нестабильная социальная идентичность как норма современных обществ // Социс. -2004. - №10. - С.30.

Сафонов Андрей Леонидович - кандидат технических наук, проректор по международным отношениям Московского государственного индустриального университета, доцент кафедры истории и социологии, e-mail: [email protected].

Орлов Александр Дмитриевич - кандидат технических наук, доцент кафедры «Гуманитарные науки» филиала Московского государственного индустриального университета, e-mail: [email protected].

Safonov Andrey Leonidovich - cand. of technical science, Vice-Rector for International Relations, assistant professor History and sociology Department of Moscow State industrial university, e-mail: [email protected].

Orlov Aleksandr Dmitrievich - cand. of technical science, assistant professor of History and sociology Department of Moscow State industrial university, e-mail: [email protected].

С.П. Штумпф

К ИСТОКАМ ФЕНОМЕНА ДУХОВНОСТИ. АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ДУША»

В КОНТЕКСТЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

В статье рассматривается генезис проблематики духовности. На материалах западноевропейской философии проведён обоснованный теоретико-методологический анализ его интуитивно-образной формы, выражаемой в понятии Душа. Выявлена диалектическая взаимосвязь в категориальном ряду душа-духовность, которая в свою очередь определяет систему смысложизненных ценностных ориентиров человека и общества.

Ключевые слова: духовность, душа, дух, западноевропейская философия, методология, генезис, нравственность, социальность, ценностное содержание.

Введение……………………………………………………………………………3 1.Глобальные проблемы человечества.………………………………………...5 1.1. Понятие глобализации и глобальных проблем………………………………5 1.2. Классификация глобальных проблем человечества…………………………7 2. Описание глобального этнического кризиса……………………………….8 2.1. Определение глобального этнического кризиса…………………………......8 2.2. Факторы глобального этнического кризиса………………………………….9 2.3. Россия и глобальный этнический кризис……………………………………13 3. Пути урегулирования глобального этнического кризиса……..................14 3.1.Стратегия устойчивого развития……………………………………………..14 3.2. Подходы к стратегии устойчивого развития………………………………..15 Заключение………………………………………………………………………..20 Список используемых источников……………………………………………….22 Приложение№1 Приложение№2

Введение

Растущая экономическая и технологическая взаимозависимость государств, ускорение процессов интернационализации социальной жизни, политики, культуры делают современный мир целостным и в определенном смысле неделимым. В современную эпоху происходит глобализация проблем человечества. Их актуальность связана с целым рядом факторов: ускорение процессов общественного развития; увеличение антропогенного воздействия на природу; обнаружение исчерпаемости природных ресурсов; предельное обострение задачи выживания человечества; всепроникающее воздействие современных технических средств и средств массовой информации и т.д. Возникает необходимость к осознанию жизненной необходимости гармонизации связей и отношений человека, техники и природы. В связи с этим особое значение приобретает осмысление глобальных проблем современности, их причин, взаимосвязи, путей их решения. Особого внимания требует проблема возникновения глобального этнического кризиса. В масштабе всего человечества национальный вопрос встает в противоборстве двух общих тенденций: 1) движения наций к самоопределению и независимости и 2) стремления к образованию крупных полиэтнических общностей, к формированию мощных супернаций, где органично были бы соединены этносы, различные традиции и культуры. Таким образом, целью работы является изучение глобального этнического кризиса. Объект исследования – глобальные проблемы человечества, их взаимосвязь и причины возникновения. Предмет исследования – глобальный этнический кризис. Исходя из цели исследования, мы можем сформулировать следующие задачи: 1. Осуществить теоретический анализ источников по выбранной теме; 2. Проследить взаимосвязь всех глобальных проблем человечества; 3. Сформулировать понятие о глобальном этническом кризисе; 4. Определить признаки глобального этнического кризиса; 5. Изучить причины возникновения проблемы; 6. Оценить степень влияния глобального этнического кризиса на современный мир; 7. Предложить способы решения проблемы. В данной работе мы предлагаем выявить влияние глобальных проблем на формирование глобального этнического кризиса и показать его обобщенную, целостную и системную структуру. В этом – новизна нашей работы. Методы исследования - изучение литературных источников и анализ графического материала. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в разработке семинаров, посвященных глобальным проблемам человечества. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и двух приложений.

Заключение

В условиях быстроменяющегося мира первостепенное значение приобретает решение глобальных проблем человечества и, как следствие, преодоление глобального этнического кризиса. С полной уверенностью можно утверждать о том, что с улучшением экологической обстановки, повышением уровня жизни и качества образования, внедрением новейших технологий во все процессы жизнедеятельности человечества, предотвращением войн и остановкой ныне существующих вооруженных конфликтов население Земли станет гораздо ближе к выходу из глобального этнического кризиса. Естественно, это очень длительный и чрезвычайно кропотливый процесс, в который должны быть вовлечены в равной мере все страны и государства нашей планеты, поскольку только объединив усилия каждой нации в отдельности, можно решить глобальные проблемы в целом. Ни одна, даже самая развитая страна мира, не в состоянии в одиночку решить хотя бы одну проблему, которая так или иначе затрагивает будущее существование всего населения нашей планеты. Понимание причин возникновения глобальных проблем, их структуры и индивидуальных особенностей, и самое главное, путей решения – пожалуй, единственный ключ к успеху, который будет заключаться в гармонизации взаимоотношений человеческого общества и окружающей среды, преодолением экономического и социального неравенства между высокоразвитыми странами и отстающими по ряду социально-экономических показателей странами. Хотелось бы добавить то, что ориентируясь на преодоление глобального этнического кризиса, население каждой страны земного шара в погоне за достижением всеобщей цели, не должно забывать о своей, подчас самобытной и неповторимой, культуре, заключающейся в уникальнейших особенностях быта, образа жизни, фольклора и народных искусств, гармоничная совокупность которых придает особенный облик данному этносу на карте населения мира. Только так – будучи вовлеченным в общемировой процесс интегрированного решения глобальных проблем и, в то же время, не забывающего о сохранении своих исторических особенностей, накопленных за многовековую, а то и тысячелетнюю историю, государство будет способно полноценно развиваться и соответствовать всем нормам и требованиям, которые выдвигает современный мир по отношению ко всем странам без исключения.

Список литературы

1. Бгажников Б. Х. Адыгская культура. Этнический кризис. География и природные ресурсы./ Институт географии им. В.Б. Сачавы.- Иркутск.- 1998.-с.158-173. 2. Глобальная география: Учебное пособие./Ю. Н. Гладкий, С. Б. Лавров.- М.: «Дрофа», 2009.-320с. 3. Грицанов А.А. Новейший философский словарь.- М.:1999.- 944с. 4. Земля и человечество. Глобальные проблемы. Серия «Страны и народы». - М.: «Мысль», 1985.- 260с. 5. Красин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Эксмо, 2008.- 944с. 6. Максаковский В.П. Географическая картина мира.- М.: Дрофа, 2008.- Книга 1.-495с.


Урок 1 Глобальный этнический кризис

Урок 1

Глобальный этнический кризис

Задачи:

1. Сформировать представление об этническом кризисе как глобальной проблеме человечества.

2. Рассмотреть анатомию этнического кризиса через призму географии.

3. Развивать навыки работы с текстом учебника: разделять главную информацию и второстепенную, переформулировать своими словами, систематизировать.

4. Развивать навыки работы в группе: обмен информацией, выработка совместного решения, представление классу.

5.Воспитывать интерес к окружающему миру и событиям, в нем происходящим.

Как же такое стало возможно: просвещенный XXI век,

мультикультурный мир, глобальная сеть Интернета,

«Аль-Джазира», Си-эн-эн, кварки, плазма, тайны ДНК

и космоса, а человечество не стало ни толерантнее,

ни гуманнее, ни умнее, и религия не смягчает нравы,

а становится дополнительной линией раскола социума.

Валерия Новодворская, журналист

«Новое время», № 6, 2006.

Активизация познавательной деятельности

Учащимся предлагается вспомнить ранее изученный материал

Что представляет собой современный мир?

Какой он? Какие тенденции для него характерны?

Тенденции:

1. «Сужение мира» - возможность более быстрого перемещения в пространстве, временное «сокращение» расстояний за счет технических возможностей современного транспорта.

2. Формирование устойчивых экономических связей между странами мира на двух уровнях: международном и транснациональном. Международные связи осуществляются между государствами на уровне глав государств, правительств и других государственных организаций. Транснациональные связи осуществляются на уровне транснациональных корпораций через сеть их дочерних компаний и филиалов.

3.Глубокое развитие и проникновение систем коммуникаций (связи) во все сферы жизни человека.

Вывод: Данные тенденции приводят к тому, что мир становится компактным, доступным, прозрачно-просматриваемым. Мир сжимается до точки.

Наряду с тенденциями объединения и интеграции, в мире наблюдаются процессы регионализации: подъем национализма и «суверенизации». Прослеживается тенденция к самоопределению, самоидентификации стран и народов. Наблюдается разрастание и углубление национально-этнических проблем.

Новый материал

Приведите примеры «горячих точек» планеты.

Работа с картой «Горячие точки планеты».

Проблема этнического кризиса носит глобальный характер.

Подтвердите, что проблема действительно носит глобальный характер. (Для нее характерны все три черты: она возникла в результате развития общества, она препятствует дальнейшему развитию человечества и угрожает существованию мирового сообщества, она может быть решена только усилиями всех стран мира.).

Докажите, что проблема этнического кризиса касается каждого человека.

(Терроризм стал одной из форм проявления глобального этнического кризиса. Жертвами террористических актов становятся люди разных национальностей, вероисповедования и жизненных принципов.).

Организация работы в группах.

Работа в группах.

В каждой группе по 5 человек.

Продолжительность работы в группах 15-17 минут.

Каждая группа получает задание.

1. Познакомьтесь с текстом учебника с.226-233. Задания между членами группы распределите самостоятельно:

Текст «Принцип тождественности государственных и национальных границ» и «Движение наций к самоопределению и стремление к образованию супернаций», с.226-227.

Текст «Старение» наций и дестабилизация межэтнических отношений», с.228-229.

Ассимиляция и депопуляция этноменьшинств», с.229-230.

- «Экология и этнические распри», «Другие факторы, «провоцирующие» вспышки национализма», с.230-232.

- «Трайбализм - старая болезнь Африки», с.232-233.

2. По ходу чтения выделите главное в тексте, установите взаимосвязи и закономерности, при необходимости сделайте записи в тетради.

3. Приготовьтесь представить результаты своей работы группе.

4. Рассмотрите рисунок 41 на с.224. Ответьте на вопросы.

Какие причины, по-вашему мнению, чаще всего в современном мире провоцируют этнические конфликты? Попытайтесь систематизировать причины конфликтов по регионам. Имеет ли значение при этом уровень развития стран?

Можно ли систематизировать формы проявления по регионам? Имеет ли значение при этом уровень развития стран?

Обобщение

На обсуждение в классе выносятся вопросы о возможности систематизации факторов и форм проявления этнических конфликтов. Заслушиваются варианты систематизации, аргументы.

Возможные выводы:

1. Фактор во многом определяется возрастом населения, что зависит от демографической ситуации в стране, этнической мозаикой территории, новейшими политическими процессами, происходящими на данной территории.

2. В развитых странах формы проявления этнического кризиса носят преимущественно «мирный» характер, тогда как в развивающихся странах – вооруженное противостояние. Обсуждается вопрос, почему в Европе формы выражения перерастают из мирных в вооруженные. (Возможно, это объясняется высокой численностью иностранных граждан. Вместе с миграцией иностранцев «мигрируют» и формы выражения.).

Один из вариантов систематизации


Домашнее задание:

Группа 1.

Внимательно ознакомьтесь с текстом темы 12 «Глобальный этнический кризис». Составьте как можно более полный словарь понятий и терминов. Используйте дополнительную литературу и возможности Интернета.

Группа 2.

Составьте каталог Интернет-ресурсов по «горячим» точкам планеты. Составьте краткую аннотацию к ссылкам. Систематизируйте информацию. Способ систематизации выберите сами.

Группа 3.

Составьте библиографический каталог информационных материалов (статей, сообщений) по теме «Глобальный этнический кризис», подтверждающих существование проблемы в мире. Составьте краткую аннотацию к каждой библиографической ссылке.

Группа 4.

Подтвердите, что этнические конфликты существуют на территории России. Информационные сообщения оформите в виде таблицы (форму и содержание определите сами).

Группа 5.

Составьте перечень способов урегулирования этнических конфликтов в мире. Оцените их достоинства и недостатки. Результаты работы оформите в удобной для работы форме.

Урок 2

Глобальный этнический кризис. Презентация результатов работы в группах.

Задачи:

1. Расширить знания по теме, используя результаты работы групп.

2. Развивать навыки работы с устной информацией: восприятие, выделение главного, фиксирование.

Представление результатов работы группы

Порядок сообщения:

1. Представьте классу задание.

2. Действия по выполнению задания.

3. Результаты выполнения задания.

Порядок представления групп:

1. Словарь понятий и терминов.

2. Библиографический список информации СМИ.

3. Каталог Интернет-ресурсов.

Более подробно рассматриваются результаты работы групп по выявлению территорий этнического напряжения в России. Каждый член группы делает подробное сообщение. Отвечает на уточняющие вопросы.

Особое внимание обращается на способы урегулирования этнических конфликтов, систематизация которых у учебнике отсутствует. Результаты работы группы обсуждаются.

Комментирование домашнего задания

Каждому ученику предлагается рассмотреть один из этнических конфликтов более подробно и занести информацию в таблицу.

Урок 3

Россия и глобальный этнический кризис

Задачи:

1. Расширение знаний по теме через работу с дополнительной информацией.

2. Развитие навыков анализа информации, ее сворачивания и представления аудитории.

3. Подведение учащихся к осознанию проблемы этнического кризиса как личностно значимой.

Вот один из самых мрачных прогнозов будущего:

если «белые» и «небелые» не научатся жить бок о бок,

унизятся до взаимных обвинений и сведения счетов,

не поймут ценности взаимопонимания, если расовые войны войдут в нашу жизнь, то XXI век станет ещё трагичнее, чем пережитый нами век минувший. Хотя, казалось бы, куда уж трагичнее.

Аполлон Давидсон, профессор МГУ

Представление классу результатов индивидуальной работы по опережающему заданию.

Сообщение «Исламизация современного мира».

Задача: по ходу сообщения сделать записи в тетради. Причины исламизации мира, центры, пути распространения, методы решения. Касается ли данная проблема России? Какие меры необходимо предпринять государству?

Организация работы в группах

Группы получают задания

Группа 1.

Задание этой группы не представляется классу,

Будет проверено учителем по окончании урока.

Группа 2.

Группа 3.

Ознакомьтесь с предложенной информацией. Приведите аргументы в пользу тех, кто считает проблему надуманной. Предложите меры по сохранению Калининградской области в составе Российской Федерации и воспитания калининградцев верными гражданами страны.

Группа 4.

Рассмотрите рисунок 42 на стр. 234 учебника. Определите, пользуясь условными знаками, остроту межнациональных отношений в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе Иркутской области. Как вы считаете, в какой мере предстоящий референдум по объединению двух субъектов – Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа – поможет решению проблемы межнациональных отношений. Обоснуйте свою точку зрения. Результаты работы оформите в удобной форме.

Группа 5.

16 апреля 2006 года состоится референдум по объединению двух субъектов – Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Изучите предложенную информацию. Предположите, какими будут итоги голосования. Возможно ли в дальнейшем, в случае положительных итогов голосования, обострение национальных проблем? Какие меры необходимо предпринять для сохранения стабильной ситуации. Результаты оформите в удобной форме.

Группы представляют результаты своей работы.

Обсуждение результатов работы групп.

Рефлексия

Напишите эссе из 5-7 предложений на тему «Может ли стать XXI век для мира и России веком национализма и сепаратизма? Что делать?». Изложите свою точку зрения, постарайтесь ее аргументировать.

Группа 4

Рассмотрите рисунок 42 на стр. 234 учебника.

Определите, пользуясь условными знаками, остроту межнациональных отношений в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе Иркутской области.

Как вы считаете, в какой мере предстоящий референдум по объединению двух субъектов – Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа – поможет решению проблемы межнациональных отношений.

Обоснуйте свою точку зрения. Результаты работы оформите в удобной форме.

Для справки:

Сведения о субъектах

Иркутская область

Национальный состав:

Русские – 88,5 %

Буряты – 3,1 %

Национальный состав:

Буряты – 39,6 %

Русские – 54,4 %

Группа 1.

Вам предлагается исходная ситуация (страна, группа стран и др.), где может произойти этнический конфликт. Спроектируйте факторы, которые могут стать причиной конфликта, предположите формы проявления и предложите методы урегулирования. Ответ оформите в виде схемы (их может быть несколько по одной ситуации). По возможности приведите реальные примеры конфликтных ситуаций, проходящих по предложенным вами схемам.

Ситуация 1. Развивающаяся страна, имеющая полиэтнический состав населения.

Ситуация 2. Развитая страна мира, в которой быстро растет число иностранцев.

Ситуация 3. Страна, образованная в результате распада более крупной державы. Имеет многонациональный состав населения, характерно двуязычье.

Группа 5

16 апреля 2006 года состоится референдум по объединению двух субъектов – Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Изучите предложенную информацию.

Возможно ли в дальнейшем, в случае положительных итогов голосования, обострение национальных проблем? Какие меры необходимо предпринять для сохранения стабильной ситуации.

Результаты оформите в удобной форме.

Сведения о субъектах

Иркутская область

Численность населения 2 миллиона 582 тыс. человек, включая Усть-Ордынский Бурятский автономный округ.

Национальный состав:

Русские – 88,5 %

Буряты – 3,1 %

Другие национальности – 8,4 %

Из числа всех бурятов на территории Усть-Ордынского бурятского округа проживает 66,6 %, остальные размещены по всей территории области.

Уровень безработицы в Иркутской области составляет 15,1 % (2002). Среднедушевой доход на одного человека составляет 1682 рубля (2002). Бедные составляют 29,9 %.

Усть-Ордынский Бурятский автономный округ

Численность населения 135 тысяч человек.

Национальный состав:

Буряты – 39,6 %

Русские – 54,4 %

Другие национальности – 6,0 %.

Уровень безработицы составляет в автономном округе – 14,9 %. Среднедушевой доход на одного человека составляет 473 рубля (2002). Бедные составляют 89,4 %.

Группа 2.

Существует мнение, что Калининградская область может стать территорией этнического конфликта.

Ознакомьтесь с предложенной информацией. Приведите аргументы в пользу тех, кто считает возможным конфликт в Калининградской области. Предположите, какой фактор может стать конфликтообразующим. Предложите меры по недопущению обострения ситуации.

Группа 3.

Существуют полярные точки зрения на возможность возникновения этнического конфликта в Калининградской области: одни высказываются «за», другие – «против».

Ознакомьтесь с предложенной информацией. Приведите аргументы в пользу тех, кто считает проблему надуманной. Предложите меры по сохранению Калининградской области в составе Российской Федерации и воспитания калининградцев верными гражданами страны.