Уход за ногами

Иоанн дамаскин годы жизни. Иоанн дамаскин. Работы и труды святого

Иоанн дамаскин годы жизни. Иоанн дамаскин. Работы и труды святого

П реподобный Иоанн Дамаскин родился около 680 года в столице Сирии Дамаске. Родители его были знамениты древностью рода и христианским благочестием. Покрываемые Промыслом Божиим, они сохраняли пламенную веру во Христа, хотя мусульмане, завоевавшие ту страну, не дозволяли никому открыто исповедовать веру Христову. Его отец, Сергий Мансур, был главным логофетом (распорядителем казны и сборщиком податей) при дворе халифа Дамасского. Пользуясь своим высоким положением, он выкупал пленных христиан, избавлял от грозившей им смерти и оказывал необходимую помощь. Отец Иоанна заботился о его воспитании и образовании. Усердно просил он Бога послать человека мудрого и благочестивого, который был бы для сына учителем и наставником в добрых делах. На Дамасском рынке в числе пленных христиан увидел Сергий инока Косму, который оказался ученым старцем из Италии. Выпросив у халифа пленного инока, привел он блаженного старца домой и поручил ему Иоанна и приемного сына, которого также звали Космой. Отроки обнаружили необыкновенные способности: легко усвоили грамматику, философию, астрономию и геометрию, а через некоторое время сравнялись с наставником в знании Священного Писания. После смерти отца святой Иоанн по желанию халифа стал его ближайшим советником.

В то время в Византии возникла и быстро распространилась ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром (717 - 741). Став на защиту православного иконопочитания, святой Иоанн написал три трактата «Против порицающих святые иконы». Доказывая догмат иконопочитания, он приводил слова святого Василия Великого, который учил, что почитание иконы восходит к ее Первообразу. Мудрые, Богодухновенные писания святого Иоанна и влияние их на сознание людей привели императора в ярость. Но, так как автор их не был византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить. Император прибег к клевете. По его приказанию от имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором последний будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо император Лев Исавр отослал халифу. Халиф, не подозревая подлога, приказал отстранить Иоанна от должности, отсечь ему кисть правой руки и повесить ее в центре города на всеобщее обозрение. Вечером по просьбе святого Иоанна халиф повелел вернуть ему отсеченную руку. Приложив ее к суставу, преподобный стал молиться пред иконой Пресвятой Богородицы и просить исцеления. Обессиленный, он задремал на молитве и увидел Божию Матерь. Пречистая сказала, что рука его здорова, и повелела усердно трудиться ею во славу Божию. Проснувшись, святой Иоанн ощупал свою руку и увидел ее исцеленной. В память об этом дивном чуде преподобный Иоанн носил на голове плат, которым была обвита его отсеченная рука, и всю дальнейшую жизнь с благодарностью и любовью воспевал в своих произведениях Пречистую Богородицу.

Узнав о чуде, халиф понял, что святой Иоанн не виновен, просил у него прощения и хотел вернуть ему прежнюю должность. Но преподобный раздал свое богатство и вместе с приемным братом Космой отправился в Иерусалим. Они были приняты простыми послушниками в Лавру преподобного Саввы Освященного. Никто из монастырской братии, зная, что послушник Иоанн человек мудрый и знатный, не соглашался быть его духовным наставником. На это согласился лишь один простой старец, который стал строжайшим образом воспитывать в ученике дух послушания и смирения. Он запретил святому Иоанну писать и наставлял забыть все мирские науки. Однажды старец собрал много корзин, изготовленных иноками обители, и послал преподобного в Дамаск продать их по чрезмерно высокой цене. Проделав мучительный путь под знойным солнцем, бывший вельможа, одетый в бедные одежды, ходил по рынку Дамаска. Желающие купить корзины, услышав их цену, бранили и оскорбляли Иоанна. Преподобного узнал его бывший слуга, удивился его нищенскому виду и смирению и купил все корзины по назначенной цене.

По прошествии некоторого времени в монастыре скончался один из иноков. Брат его просил преподобного Иоанна написать для утешения надгробную песнь. Преподобный Иоанн долго отказывался, боясь нарушить запрет старца, но из милосердия уступил просьбам и написал свои знаменитые надгробные тропари: «Кая житейская сладость бывает печали непричастна...»; «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть...» и другие. За ослушание старец изгнал преподобного Иоанна из своей келии, но монахи стали просить за него. Тогда старец наложил на преподобного Иоанна тяжелую епитимию: вычистить в монастыре все отхожие места. Преподобный со старанием выполнял это послушание; даже суровый наставник удивился такому смирению. Через несколько дней в ночном видении старцу явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Зачем ты заградил источник, могущий источать сладкую и изобильную воду... Не препятствуй источнику течь... он всю вселенную протечет и напоит...»

С того времени преподобный Иоанн начал беспрепятственно писать церковные песнопения и духовные книги, из которых особенно известны: «Источник знания» («О ересях», «О правой вере и о воплощении Предвечного Слова», «Точное изложение Православной веры»), Пасхальная служба, каноны на Рождество Христово, на Богоявление, на Вознесение Господне и другие. В этих трудах преподобного поощрял и помогал ему приемный брат Косма, впоследствии поставленный во епископа Маюмского Иерусалимским Патриархом. Тот же Патриарх рукоположил преподобного Иоанна во священника и назначил его проповедником при своей кафедре. Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в Лавру святого Саввы, где трудился до конца своих дней.

На Константинопольском Соборе 754 года преподобный обличал иконоборчество. Его подвергли заключению и пыткам, которые преподобный Иоанн стойко перенес и, по милости Божией, остался жив. Преставился преподобный Иоанн Дамаскин около 780 года в возрасте 104 лет и был погребен в Лавре святого Саввы.

При византийском императоре Андронике II (1282-1328) его святые мощи были перенесены в Константинополь.

Преподобный Иоанн Дамаскин родился около 680 года в столице Сирии, Дамаске, в христианской семье. Его отец, Сергий Мансур, был казначеем при дворе халифа. У Иоанна был приемный брат, осиротевший отрок Косма, которого Сергий принял к себе в дом. Когда дети подросли, Сергий позаботился об их образовании. На Дамасском невольничьем рынке выкупил он из плена ученого монаха Косму из Калабрии и поручил ему учить детей. Мальчики обнаружили необыкновенные способности и легко освоили курс светских и духовных наук. После смерти отца Иоанн занял при дворе должность министра и градоправителя.

В то время в Византии возникла и быстро распространялась ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром (717-741). Став на защиту православного иконопочитания, Иоанн написал три трактата «Против порицающих святые иконы». Мудрые, Богодухновенные писания Иоанна привели императора в ярость. Но, так как автор их не был византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить. Тогда император прибег к клевете. По его приказанию от имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и свой лицемерно-льстивый ответ на него Лев Исавр отослал халифу. Тот немедленно приказал отстранить Иоанна от должности, отрубить ему кисть правой руки и повесить ее на городской площади. В тот же день к вечеру Иоанну вернули отрубленную руку. Преподобный стал молиться Пресвятой Богородице и просить исцеления. Заснув, он увидел икону Божией Матери и услышал Ее голос, сообщивший ему, что он исцелен, и вместе с тем повелевший без устали трудиться исцеленной рукой. Проснувшись, он увидел, что рука его невредима.

Узнав о чуде, свидетельствовавшем о невиновности Иоанна, халиф просил у него прощения и хотел вернуть ему прежнюю должность, но преподобный отказался. Он роздал свое богатство и вместе с приемным братом и товарищем по учению Космой отправился в Иерусалим, где поступил простым послушником в монастырь Саввы Освященного. Нелегко было найти ему духовного руководителя. Из монастырской братии на это согласился лишь один очень опытный старец, который стал умело воспитывать в ученике дух послушания и смирения. Прежде всего старец запретил Иоанну писать, полагая, что успехи на этом поприще станут причиной гордыни. Однажды он послал преподобного в Дамаск продавать корзины, изготовленные в монастыре, причем поручил продать их гораздо дороже их настоящей цены. И вот, проделав мучительный путь под знойным солнцем, бывший вельможа Дамаска очутился на рынке в рваных одеждах простого продавца корзин. Но Иоанна узнал его бывший домоправитель и скупил все корзины по назначенной цене.

Однажды в монастыре скончался один из иноков и брат покойного попросил Иоанна написать что-нибудь в утешение. Иоанн долго отказывался, но из милосердия, уступив просьбам удрученного горем, написал свои знаменитые надгробные тропари. За это непослушание старец изгнал его из своей келлии. Все монахи начали просить за Иоанна. Тогда старец поручил ему одно из самых тяжелых и неприятных дел - убирать из монастыря нечистоты. Преподобный и здесь явил образец послушания. Через некоторое время старцу в видении было указано Пречистой и Пресвятой Девой Богородицей снять запрет с писательства Иоанна. О преподобном узнал Иерусалимский Патриарх, рукоположил его во священника и сделал проповедником при своей кафедре. Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в Лавру преподобного Саввы, где до конца своих дней проводил время в писании духовных книг и церковных песнопений, и покинул монастырь только для того, чтобы обличить иконоборцев на Константинопольском Соборе 754 года. Его подвергли тюремному заключению и пыткам, но он все перенес и по милости Божией остался жив. Преставился около 780 г., в возрасте 104 лет.

Преподобный Иоанн Дамаскин родился около 680 года в столице Сирии, Дамаске, в христианской семье. Его отец, Сергий Мансур, был казначеем при дворе халифа. У Иоанна был приемный брат, осиротевший отрок Косма, которого Сергий принял к себе в дом. Когда дети подросли, Сергий позаботился об их образовании. На Дамасском невольничьем рынке выкупил он из плена ученого монаха Косму из Калабрии и поручил ему учить детей. Мальчики обнаружили необыкновенные способности и легко освоили курс светских и духовных наук. После смерти отца Иоанн занял при дворе должность министра и градоправителя.

В то время в Византии возникла и быстро распространялась ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром (717-741). Став на защиту православного иконопочитания, Иоанн написал три трактата "Против порицающих святые иконы". Мудрые, Богодухновенные писания Иоанна привели императора в ярость. Но, так как автор их не был византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить. Тогда император прибег к клевете. По его приказанию от имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и свой лицемерно-льстивый ответ на него Лев Исавр отослал халифу. Тот немедленно приказал отстранить Иоанна от должности, отрубить ему кисть правой руки и повесить ее на городской площади. В тот же день к вечеру Иоанну вернули отрубленную руку. Преподобный стал молиться Пресвятой Богородице и просить исцеления. Заснув, он увидел икону Божией Матери и услышал Ее голос, сообщивший ему, что он исцелен, и вместе с тем повелевший без устали трудиться исцеленной рукой. Проснувшись, он увидел, что рука его невредима.

Узнав о чуде, свидетельствовавшем о невиновности Иоанна, халиф просил у него прощения и хотел вернуть ему прежнюю должность, но преподобный отказался. Он роздал свое богатство и вместе с приемным братом и товарищем по учению Космой отправился в Иерусалим, где поступил простым послушником в монастырь Саввы Освященного. Нелегко было найти ему духовного руководителя. Из монастырской братии на это согласился лишь один очень опытный старец, который стал умело воспитывать в ученике дух послушания и смирения. Прежде всего старец запретил Иоанну писать, полагая, что успехи на этом поприще станут причиной гордыни. Однажды он послал преподобного в Дамаск продавать корзины, изготовленные в монастыре, причем поручил продать их гораздо дороже их настоящей цены. И вот, проделав мучительный путь под знойным солнцем, бывший вельможа Дамаска очутился на рынке в рваных одеждах простого продавца корзин. Но Иоанна узнал его бывший домоправитель и скупил все корзины по назначенной цене.

Однажды в монастыре скончался один из иноков и брат покойного попросил Иоанна написать что-нибудь в утешение. Иоанн долго отказывался, но из милосердия, уступив просьбам удрученного горем, написал свои знаменитые надгробные тропари. За это непослушание старец изгнал его из своей келлии. Все монахи начали просить за Иоанна. Тогда старец поручил ему одно из самых тяжелых и неприятных дел - убирать из монастыря нечистоты. Преподобный и здесь явил образец послушания. Через некоторое время старцу в видении было указано Пречистой и Пресвятой Девой Богородицей снять запрет с писательства Иоанна. О преподобном узнал Иерусалимский Патриарх, рукоположил его во священника и сделал проповедником при своей кафедре. Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в Лавру преподобного Саввы, где до конца своих дней проводил время в писании духовных книг и церковных песнопений, и покинул монастырь только для того, чтобы обличить иконоборцев на Константинопольском Соборе 754 года. Его подвергли тюремному заключению и пыткам, но он все перенес и по милости Божией остался жив. Преставился около 780 г., в возрасте 104 лет.

*На русском языке издано:

1. Изложение православной веры / Слав. пер. Преосв. Амвросия (Зертиса-Каменского). М., 1765-1781. То же / (Неполн. пер.) // Христианское чтение. 1830. 1840. 1841. То же / (2-й пер.). М., 1844. То же / Пер. А. Бронзова. СПб., 1894. То же. / Пер. Н. Сагарды // Полное собрание сочинений. Вып. 1. СПб., 1913. С. 157-345.

2. Философские статьи / Пер. Н. Сагарды // Полное собрание творений. Вып. 1. СПб., 1913. С. 45-121.

3. Против ересей // Там же. С. 122-155.

4. Против тех, кто выбрасывает святые изображения / Пер. Н. Сагарды // Там же. С. 347-441. То же / Пер. А. Бронзова. СПб., 1893. С. ХХXVIII - 168 - ХХIХ. То же. (Третий трактат) / Пер. И. Колоколова // Христианское чтение.

5. Проповеди // Христианское чтение. 1827. 1828. 1835-1837. 1840. 1841.*

Иконописный подлинник

Новгород. XV.

Преподобные Иоанн Лествичник, Иоанн Дамаскин, Арсений. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей.

Афон. XIV.

Прп. Иоанн. Икона. Византия. XIV в. 40 х 29. Афон (Скит св. Анны).

Византия. XIV.

Врата (фрагмент). Икона. Византия. XIV в. Монастырь св. Екатерины на Синае.

Афон. XIV.

Прп. Иоанн Дамаскин. Мануил Панселин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате. Афон. Начало XIV в.

Святой Иоанн Дамаскин - защитник икон, богослов и проповедник слова Божьего, который глубоко почитается в православии. Его иконы помогают верующим в самые тягостные и мучительные минуты их жизни.

Икона святого Иоанна Дамаскина, которая обладает чудодейственной силой , обрела особое уважение и благоговение со стороны православных верующих. Святой праведник является верным и непогрешимым священнослужителем, посвятившим всю свою жизнь служению Господу и богоугодным деяниям.

История иконы

Иоанн Дамаскин жил в 9 веке на территории халифата Дамаска, занимая высокую должность при дворе. Святой исповедовал христианство. Его сердце было переполнено добротой и безграничным состраданием. Христианин помогал каждому, кто нуждался в помощи, не придавая значения религиозным взглядам людей.
Всю свою жизнь святой Иоанн посвятил борьбе за православие, борясь с гонениями христиан язычниками и проповедуя Слово Господне. Сторонник Иисуса Христа был одним из первых, кто призывал к поклонению и почитанию священных икон , постоянно вступая из-за этого в противоборство с христианской церковью. Несмотря на жестокое притеснение православных верующих, благоверный проповедник никогда не скрывал свою истинную веру и любовь к Христу.

Византийский император, получивший письмо о защите христианства Иоанном Дамаскиным, пришел в ярость и велел жестоко покарать послушника Господа. Но сделать это было невозможно: богослов был гражданином другой страны. Поэтому, чтобы наказать сторонника христианства, правитель решил оклеветать Иоанна, обвинив его в помощи при завоевании Дамаска. Святого призвали на суд, где отсекли руку, которой он якобы написал признание о совершенном предательстве власти. Отрубленную кисть вывесили на площади в поучение другим. Спустя некоторое время ее вернули проповеднику — чтобы тот смотрел на нее и вспоминал о своей измене.

Согласно преданию, мучающийся от боли Иоанн не переставал читать молитвы Богородице , и помощь Ее не заставила себя долго ждать. На следующий день после того, как ему вернули отрубленную кисть, она вновь приросла к руке. В благодарность за это богослов сделал из серебра слепок руки и приставил к иконе Божией Матери, которая сейчас известна как «Троеручица» .

Где находится святой образ и мощи Иоанна Дамаскина

Образ Божьего угодника украшает многие православные и католические храмы. Согласно историческим источникам, он скончался в возрасте 104 лет, примерно в 755 году
нашей эры, однако данные расходятся, и где-то можно встретить и более поздние упоминания о кончине защитника икон, датируемые 780 годом. Все дело в том, что историкам мало что известно о житии праведника, ведь он жил в очень неспокойное время, когда в Византии разразилась война мусульман с последователями Христа.

В России икона и ковчег с частью мощей преподобного Иоанна хранится в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре. Также святой образ хранится в армянской церкви города Ростов-на-Дону.

В чем помогает икона Ионна Дамаскина

Икона преподобного Иоанна Дамаскина — незаменимый образ, который обязательно должен находиться в каждом доме. Он помогает буквально во всем, что касается поиска своего предназначения , укрепления веры и обретения духовности. Молитва о прощении грехов перед такой иконой поможет вам избавиться от тяжелых болезней души и тела. Помощь Иоанна Дамаскина — всеобъемлющая. Молитва к преподобному — надежная защита вашего личного счастья. Такую икону можно подарить мужчине с именем Иван, так как святой является покровителем и заступником людей с таким именем.

День памяти и годы жизни преподобного

Точных данных о жизни и кончине святого неизвестны. Историки строят лишь предположения, довольствуясь косвенными признаками: с кем Иоанн встречался, в каких событиях принимал участие, кто из исторических личностей был с ним знаком. На сегодняшний день принято считать, что святой был рожден в 625, а погиб не позже 754 года.

Описание иконы

Святой образ Иоанна очень просто отличить от других икон великомучеников. На иконе проповедник изображен не в классическом одеянии, как большая часть преподобных, а в арабском тюрбане. Так при написании образа иконописцы решили подчеркнуть происхождение святого Иоанна. Угодник изображен в виде старца, в руках которого находится священное писание как символ веры и заповедей Божьих .

Молитва святому Иоанну перед его иконой

«Преподобный Иоанн! Будь милостив по отношению ко всем людям, просящим о Твоей помощи. К Тебе взываем, о благочестивый угодник Божий, ибо грешны мы и сбились с пути праведного. Вразуми нас, о святой Иоанн, наставь на путь истинный и передай слова наши Господу. Попроси за каждого ныне грешного спасения и мудрости, чтобы сдержать все удары судьбы и не пасть под влиянием дьявольским. Помоги Своим ходатайством обрести веру крепкую, в благих делах утверждение, в болезнях исцеление, в печалях утешение, в обиде заступничество, в беде помощь. Не оставляй нас, с верой к Тебе прибегающих, ибо слабы мы и нуждаемся в помощи. Заступник христианства, последователь Христов, услышь молитвы наши и замоли перед Господом прегрешения наши. Избавь от страстей да путь верный покажи. Уповаем на силу Твою и скорую помощь Твою, продолжая славить имя Твое денно и нощно. Аминь».

Вся наша жизнь — череда случайностей, которые порой имеют плохие последствия. Неприятности поджидают нас везде, независимо от возраста, пола и религии. Бог един, и только в Его руках заключается вся наша жизнь. Столкнувшись с проблемами, важно понять, что Он хочет донести до вас, и постараться исправить свои ошибки. Только тогда вы сможете избавиться от всех неприятностей раз и навсегда . Мы желаем вам мира в душе, берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

Пре-по-доб-ный Иоанн Да-мас-кин ро-дил-ся око-ло 680 го-да в сто-ли-це Си-рии Да-мас-ке, в хри-сти-ан-ской се-мье. Его отец, Сер-гий Манс-ур, был каз-на-че-ем при дво-ре ха-ли-фа. У Иоан-на был при-ем-ный брат, оси-ро-тев-ший от-рок Кос-ма, ко-то-ро-го Сер-гий при-нял к се-бе в дом. Ко-гда де-ти под-рос-ли, Сер-гий по-за-бо-тил-ся об их об-ра-зо-ва-нии. На да-мас-ском неволь-ни-чьем рын-ке вы-ку-пил он из пле-на уче-но-го мо-на-ха Ко-с-му из Ка-лаб-рии и по-ру-чил ему учить де-тей. Маль-чи-ки об-на-ру-жи-ли необык-но-вен-ные спо-соб-но-сти и лег-ко осво-и-ли курс свет-ских и ду-хов-ных на-ук. По-сле смер-ти от-ца Иоанн за-нял при дво-ре долж-ность ми-ни-стра и гра-до-пра-ви-те-ля.

В то вре-мя в Ви-зан-тии воз-ник-ла и быст-ро рас-про-стра-ня-лась ересь ико-но-бор-че-ства, под-дер-жи-ва-е-мая им-пе-ра-то-ром Львом III Ис-ав-ром (717-741). Став на за-щи-ту пра-во-слав-но-го ико-но-по-чи-та-ния, Иоанн на-пи-сал три трак-та-та "Про-тив по-ри-ца-ю-щих свя-тые ико-ны". Муд-рые Бо-го-дух-но-вен-ные пи-са-ния Иоан-на при-ве-ли им-пе-ра-то-ра в ярость. Но так как ав-тор их не был ви-зан-тий-ским под-дан-ным, его нель-зя бы-ло ни за-клю-чить в тюрь-му, ни каз-нить. То-гда им-пе-ра-тор при-бег к кле-ве-те. По его при-ка-за-нию от име-ни Иоан-на бы-ло со-став-ле-но под-лож-ное пись-мо, в ко-то-ром да-мас-ский ми-нистр буд-то бы пред-ла-гал им-пе-ра-то-ру свою по-мощь в за-во-е-ва-нии си-рий-ской сто-ли-цы. Это пись-мо и свой ли-це-мер-но-льсти-вый от-вет на него Лев Ис-авр ото-слал ха-ли-фу. Тот немед-лен-но при-ка-зал от-стра-нить Иоан-на от долж-но-сти, от-ру-бить ему кисть пра-вой ру-ки и по-ве-сить ее на го-род-ской пло-ща-ди. В тот же день к ве-че-ру Иоан-ну вер-ну-ли от-руб-лен-ную ру-ку. Пре-по-доб-ный стал мо-лить-ся Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-це и про-сить ис-це-ле-ния. За-снув, он уви-дел ико-ну Бо-жи-ей Ма-те-ри и услы-шал Ее го-лос, со-об-щив-ший ему, что он ис-це-лен, и вме-сте с тем по-велев-ший без уста-ли тру-дить-ся ис-це-лен-ной ру-кой. Проснув-шись, он уви-дел, что ру-ка его невре-ди-ма.

Узнав о чу-де, сви-де-тель-ство-вав-шем о неви-нов-но-сти Иоан-на, ха-лиф про-сил у него про-ще-ния и хо-тел вер-нуть ему преж-нюю долж-ность, но пре-по-доб-ный от-ка-зал-ся. Он роз-дал свое бо-гат-ство и вме-сте с при-ем-ным бра-том и то-ва-ри-щем по уче-нию Кос-мой от-пра-вил-ся в Иеру-са-лим, где по-сту-пил про-стым по-слуш-ни-ком в мо-на-стырь Сав-вы Освя-щен-но-го. Нелег-ко бы-ло най-ти ему ду-хов-но-го ру-ко-во-ди-те-ля. Из мо-на-стыр-ской бра-тии на это со-гла-сил-ся лишь один очень опыт-ный ста-рец, ко-то-рый стал уме-ло вос-пи-ты-вать в уче-ни-ке дух по-слу-ша-ния и сми-ре-ния. Преж-де все-го ста-рец за-пре-тил Иоан-ну пи-сать, по-ла-гая, что успе-хи на этом по-при-ще ста-нут при-чи-ной гор-ды-ни. Од-на-жды он по-слал пре-по-доб-но-го в Да-маск про-да-вать кор-зи-ны, из-го-тов-лен-ные в мо-на-сты-ре, при-чем по-ру-чил про-дать их го-раз-до до-ро-же их на-сто-я-щей це-ны. И вот, про-де-лав му-чи-тель-ный путь под зной-ным солн-цем, быв-ший вель-мо-жа Да-мас-ка очу-тил-ся на рын-ке в рва-ных одеж-дах про-сто-го про-дав-ца кор-зин. Но Иоан-на узнал его быв-ший до-мо-пра-ви-тель и ску-пил все кор-зи-ны по на-зна-чен-ной цене.

Од-на-жды в мо-на-сты-ре скон-чал-ся один из ино-ков, и брат по-кой-но-го по-про-сил Иоан-на на-пи-сать что-ни-будь в уте-ше-ние. Иоанн дол-го от-ка-зы-вал-ся, но из ми-ло-сер-дия, усту-пив прось-бам удру-чен-но-го го-рем, на-пи-сал свои зна-ме-ни-тые над-гроб-ные тро-па-ри. За это непо-слу-ша-ние ста-рец из-гнал его из сво-ей кел-лии. Все мо-на-хи на-ча-ли про-сить за Иоан-на. То-гда ста-рец по-ру-чил ему од-но из са-мых тя-же-лых и непри-ят-ных дел - уби-рать из мо-на-сты-ря нечи-сто-ты. Пре-по-доб-ный и здесь явил об-ра-зец по-слу-ша-ния. Через неко-то-рое вре-мя стар-цу в ви-де-нии бы-ло ука-за-но Пре-чи-стой и Пре-свя-той Де-вой Бо-го-ро-ди-цей снять за-прет с пи-са-тель-ства Иоан-на. О пре-по-доб-ном узнал Иеру-са-лим-ский пат-ри-арх, ру-ко-по-ло-жил его во свя-щен-ни-ка и сде-лал про-по-вед-ни-ком при сво-ей ка-фед-ре. Но пре-по-доб-ный Иоанн вско-ре вер-нул-ся в Лав-ру пре-по-доб-но-го Сав-вы, где до кон-ца сво-их дней про-во-дил вре-мя в пи-са-нии ду-хов-ных книг и цер-ков-ных пес-но-пе-ний, и по-ки-нул мо-на-стырь толь-ко для то-го, чтобы об-ли-чить ико-но-бор-цев на Кон-стан-ти-но-поль-ском Со-бо-ре 754 го-да. Его под-верг-ли тю-рем-но-му за-клю-че-нию и пыт-кам, но он всё пе-ре-нес и по ми-ло-сти Бо-жи-ей остал-ся жив. Пре-ста-вил-ся око-ло 780 г., в воз-расте 104 лет.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь преподобному Иоанну Дамаскину, глас 8

Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче,/ мона́шествующих Богодохнове́нное удобре́ние, Иоа́нне прему́дре,/ уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́, цевни́це духо́вная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Православия наставник, учитель и чистоты, светильник вселенной, монашествующих украшение, Иоанн премудрый, учениями твоими ты всех просветил, лира духовная; моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак преподобному Иоанну Дамаскину, глас 4

Песнопи́сца и честна́го Богоглаго́льника,/ Це́ркве наказа́теля и учи́теля,/ и враго́в сопротивобо́рца, Иоа́нна воспои́м:/ ору́жие бо взем, Крест Госпо́день,/ всю отрази́ ересе́й пре́лесть,/ и я́ко те́плый предста́тель к Бо́гу,// всем подае́т прегреше́ний проще́ние.

Перевод: Песнописца и почитаемого проповедника Божия, Церкви наставника и учителя, врагов противоборца, Иоанна воспоем, ибо взяв оружие, Крест Господень, отразил все заблуждения и, как горячий ходатай перед Богом, всем подает прегрешений прощение.

Молитва преподобному Иоанну Дамаскину

О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Иоа́нне! Не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й нас всегда́ во святы́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу: помяни́ ста́до твое́, е́же сам упасл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад твои́х моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не премолчи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя: помина́й нас недосто́йных у Престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши, не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами, у Престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся, ве́дуще у́бо тя вои́стину и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о нас Всеси́льному Бо́гу, о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от земли́ на Не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в возду́шных князе́й и от ве́чныя му́ки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́: Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Песнь 1

Ирмос: Во глубине постла иногда фараонитское всевоинство преоруженная сила, воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть: препрославленный Господь славно бо прославися.

Твоя похвалы начати хотящу ми, подаждь твой ныне глас медоточный, преподобне, имже православную уяснил еси Церковь песньми, отче Иоанне, яже твою почитает память.

Яко мудр и остроумен судия, изряднейше сущих естество смотряя, нестоящих предразсудил еси вечнующая: привременными бо изменил еси пребывающая, отче Иоанне, идеже тя и ныне Христос прослави.

Богородичен: Превышши явилася еси, Чистая, всякия твари, видимыя же и невидимыя, Приснодево: Зиждителя бо родила еси, якоже благоволи воплотитися во утробе Твоей, Егоже со дерзновением моли спасти поющия Тя.

Песнь 3

Ирмос: Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая, Церковь пришествием Твоим, в нейже утвердися мое сердце.

Расточил еси богатство, Богу взаим дая, темже тебе на Небесех уготовася Царство; но и ныне воздаяние, Иоанне, приял еси многократное.

Премудрости талант прием, деяньми украшая, уяснил еси, Иоанне, Церковь Христову, егоже многоусугубляеши, и житие оставив.

Богородичен: Чини удивишася Ангельстии, Пречистая, и человеческая устрашишася сердца о Рождестве Твоем. Темже Тя, Богородицу, верою чтим.

Кондак, глас 4

Песнописца и честнаго Богоглагольника, Церкве наказателя и учителя и врагов сопротивоборца Иоанна воспоим: оружие бо взем — Крест Господень, всю отрази ересей прелесть и яко теплый предстатель к Богу всем подает прегрешений прощение.

Икос

Церковному наставнику, и учителю, и жерцу, яко таиннику неизглаголанных, возопием согласно: иже к Богу твоими молитвами отверзи уста наша и сподоби глаголати словеса учений твоих, ты бо Троице явился еси сопричастник, яко другое солнце облистая в мире, чудесы и учении просияв, яко Моисей, в законе Господни поучаяся всегда, словом и делом был еси светильник и моля непрестанно всем подати прегрешений прощение.

Песнь 4

Ирмос: Пришел еси от Девы не ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, воплощся, и спасл еси всего мя, человека. Тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи

Повелению Христову повинувся, оставил еси мирскую красоту, богатство, сладость, светлость, Егоже ради, взем твой крест, последовал еси, Иоанне мудре.

Сообнищав обнищавшему Христу человеческаго ради спасения, спрославился еси, якоже Той обещася, и сцарствуеши же присноцарствующему, Иоанне.

Богородичен: Тя, пристанище спасения и стену необориму, Богородице Владычице, вси вернии вемы: Ты бо молитвами Твоими от бед избавлявши души наша.

Песнь 5

Ирмос: Ходатай Богу и человеком был еси, Христе Боже: Тобою бо, Владыко, к Светоначальнику, Отцу Твоему, от нощи неведения приведение имамы.

Страхом Христовым, отче, утверждаемь к Божественней жизни, плотское мудрование все покорил еси духу, твоя, Иоанне, чувства очищая.

Очистив всякия скверны тело, и ум, и душу тщаливо, Богомудре, зарю приял еси трисолнечную, Иоанне, светлыми тя богатящую даровании.

Богородичен: Моли Твоего Сына и Господа, Дево Чистая, плененным избавление от противнаго обстояния, на Тя надеющимся, мирное даровати.

Песнь 6

Ирмос: Во глубине греховней содержимь есмь, Спасе, и в пучине житейстей обуреваемь, но, якоже Иону от зверя, и мене от страстей возведи и спаси мя.

Просветився Духа благодатию, Божественных и человеческих знанием вещей ясно обогатився, требующим, Иоанне, независтно преподал еси.

Подобне ликом Небесным, мудре, Церковь православно украсил еси, ликостоянныя песни приглашая Троице Боговещанныя.

Богородичен: Неискусомужно, Дево, родила еси и вечнуеши Дева, являющи истиннаго Божества, Сына и Бога Твоего, образы.

Песнь 7

Ирмос: Богопротивное веление беззаконнующаго мучителя высок пламень вознесло есть. Христос же простре Богочестивым отроком росу духовную, Сый благословен и препрославлен.

Ревностию разжигаемь, богоборных ересей всякое злоумие возразил еси светлыми писании, убелив всем ясно древле сеянная, мудрыми, о Иоанне, написанныя тонко.

Тепле обличил еси злоименных учеников Манента хульное нечестие, развратити покусившееся Церковь Христову, словесы и догматы твоими, о Иоанне, яже счинил еси.

Богородичен: Святых святейшую поразумеваем Тя, яко Едину рождшую Бога непременнаго, Дево нескверная, Мати безневестная: всем бо источила еси верным нетление Божественным Рождеством Твоим.

Песнь 8

Ирмос: Пещь иногда огненная в Вавилоне действа разделяше Божиим велением, халдеи опаляющая, верныя же орошающая, поющия: благословите, вся дела Господня, Господа.

Обличил еси яве, треблаженне Иоанне, Несториево разделение, Севирово слияние, единовольное пребезумие, веру же единодейственну сияние Православия всем облистав концем.

Всея враг плевелы обычно еретическия в Церкви Христове, сего поклонения отметатися во иконах честных, но обрете не дремлюща тя, всеблаженне Иоанне, всякое семя злое искореняюща.

Богородичен: Ты от Отца неразлучнаго, во чреве богомужно пожившаго, безсеменно зачала еси и несказанно родила еси, Богородительнице Пречистая: темже Тя, спасение всех нас, исповедаем.

Песнь 9

Ирмос: Безначальна Родителя Сын, Бог и Господь, воплощся от Девы, нам явися, омраченная просветити, собрати расточенная. Тем Всепетую Богородицу величаем.

Научил еси вся церковныя пети сыны православно Единицу в Троице Честную, воплощение же Слова Божественное богословити яве, Иоанне, уясняя неудобопостижная многим во Священных Писаниих.

Святых чины песнословив, преподобне, Чистую Богородицу, Христова Предтечу, таже апостолы, пророки с постники и мудрыя учители, праведники и мученики, в тех ныне водворяешися скиниих.

Богородичен: Чертог была еси иже паче ума воплощения Слова, Дево Богородительнице, одеяна славою добродетелей и испещрена. Тем Тя, Всенепорочная, Богородицу возвещаем.