Уход за телом

Как был устроен броненосный крейсер “Адмирал Нахимов”. Общие характеристики корабля и его перспективы. Энергетическая установка и ходовые качества

Как был устроен броненосный крейсер “Адмирал Нахимов”. Общие характеристики корабля и его перспективы. Энергетическая установка и ходовые качества

Долгое время был в числе самых мощных и быстроходных крейсеров в мире.

«Адмирал Нахимов»

«Адмирал Нахимов» в 1899 году
Служба
Россия Россия
Назван в честь Павел Степанович Нахимов
Класс и тип судна Броненосный крейсер
Порт приписки Санкт-Петербург
Организация Вторая Тихоокеанская эскадра
Изготовитель Балтийский завод
Строительство начато 1884 год
Спущен на воду 21 октября 1885 года
Введён в эксплуатацию 9 сентября 1888 года
Выведен из состава флота 15 мая 1905 года
Статус Потоплен в Цусимском сражении
Основные характеристики
Водоизмещение 8473 тонн
Длина 101,3 м
Ширина 18,6 м
Осадка 8,3 м
Бронирование компаунд борт - 254 мм,
барбеты - 203 мм,
палуба - 51…76 мм,
рубка - 152 мм
Двигатели 2 трёхцилиндровые паровые машины двойного расширения мощностью по 4000 и. л. с. Балтийского завода, 12 котлов
Мощность 7768 л. с. (5,9 МВт)
Движитель парус
два гребных винта
Скорость хода 16,74 узлов (30,2 км/ч)
Экипаж 23 офицера и 549 матросов
Вооружение
Артиллерия 4× 2-203-мм ,
10 × 152-мм ,
12 × 47-мм,
6 × 37-мм,
2 × 64-мм десантных
Минно-торпедное вооружение 3 × 381-мм торпедных аппарата
Изображения на Викискладе

Проектирование и постройка

Согласно заданию, данному Морскому техническому комитету на проектирование нового броненосного крейсера в рамках программы 1881 года, новый корабль должен был иметь броню по ватерлинии не менее 254 мм, артиллерию главного калибра 11 дюймов, большой запас угля, скорость хода не менее 15 узлов, осадку не более 7,92 м и полное парусное вооружение. В качестве прототипа был выбран английский броненосный крейсер Imperieuse , отличавшийся «ромбовидным» расположением орудий главного калибра (на носовой и кормовой оконечности и по обоим бортам).

19 ноября 1882 года проект был утверждён. По сравнению с английским прототипом: диаметр барбетов был увеличен на 1,5 м, чтобы вместить 229-мм орудия Обуховского завода; изменено расположение машинно-котельной установки, проект которой разрабатывался в Управлении главного инженер-механика флота генерал-майора А. И. Соколова. Более компактное размещение котельных отделений в средней части корпуса позволило обойтись одной дымовой трубой. Запас угля возрос в полтора раза, при этом, суммарная дополнительная нагрузка в 390 т увеличила проектное водоизмещение до 7782 т. Длина корпуса возросла на 1,83 м, осадка на 0,1 м.

В январе 1885 года, в ходе стапельных работ, было решено использовать в качестве главного калибра 203-мм орудия образца 1884 года на станках Вавассера. Перевооружение обеспечило повышение веса бортового залпа и скорострельность артиллерии главного калибра, возможность уменьшить диаметр барбетов на 62 см, что давало надежду на улучшение мореходных качеств корабля. Кроме того, барбетные установки получили тонкое круговое бронирование. В отличие от английского предшественника, проект крейсера «Нахимов» был признан удачным и в свою очередь, явился прототипом для вполне удачного американского проекта крейсера «Бруклин» [ ] . По основным параметрам «Адмирал Нахимов», даже спустя двадцать лет, к началу русско-японской войны, имел значительные резервы для технической модернизации, и при условии замены устаревших орудийных установок главного калибра, вполне соответствовал новейшим броненосным крейсерам. Он по сути стал прообразом появившихся почти через треть века многобашенных крейсеров.

Конструкция

Длина его составляла 103,3 метра, при ширине 18,6 метров. Осадка при нормальной нагрузке составляла 7,67 метра. Форштевень (29 т) и ахтерштевень (15 т) представляли собой цельные брон­зовые отливки Балтийского завода. Поперечные водонепроницаемые переборки проходили по шпангоутам 36, 60, 83 и 102; от внутреннего дна до жи­лой палубы они имели толщину 9,5 мм, а выше неё - до верхней палубы - 6,4 мм. Нормальное водоизмещение крейсера составило 7781,7 тонн. Полное - 8473 тонны.

Вооружение

Вооружение крейсера было рассчитано на максимально мощный догонный и ретирадный огонь. Он был вооружен восемью 203-мм орудиями с длиной канала ствола 35 калибров, установленных в четырёх барбетных установках и десятью 152-мм орудиями с длиной канала ствола 35 калибров, стоявших на батарейной палубе. Противоминное вооружение крейсера состояло из шести 47-мм одноствольных, четырёх 37-мм пятиствольных орудий системы Готчкисса.

Два 63,5-мм десантных орудия системы Барановского на колесных лафетах предназначались для вооружения десантных партий.

Бронирование

Борт корабля был защищен сталежелезным броневым поясом длиной 42,4 м (от 32 до 106 шпангоута). Пояс имел толщину 229 мм, утончаясь к низу до 152 мм, плиты укладывались на лиственничную подкладку толщиной 254 мм. С носа и кормы пояс замыкали 229-мм броневые траверзы, образовывая цитадель, в которой находились все жизненно важные механизмы и погреба. Все броневые плиты были брони компаунд (сталежелезная) и изго­тавливались на Ижорском заводе по тех­нологии английского завода Кэммел из Шеффилда. В пределах цитадели на 12,5 мм прокладку из корабельной стали стелился ряд 38-мм стальных плит, и общая толщина броневой палубы достигала 50,5 мм. За пределами цитадели в нос и корму простиралась 76,2-мм карапасная палуба.

Силовая установка

На корабле стояли две паровых машины двойного расширения общей проектной мощностью 8000 л. с. Машины в 1886 году изготовливались на Балтийском заводе. Каждая машина имела три цилиндра - один высокого диаметром 1524 мм и два низкого (диаметром 1981 мм) давления и работала на свой гребной винт. Ход поршня составлял 1066 мм. Гребные винты системы Грифита имели шаг 21 фут (6,4 м) и диаметр 16 футов (4,88 м). После замены лопастей диаметр увеличился до 17 футов (5,18 м).

Пар к механизмам подавался от двенадцати цилиндрических огнетрубных котлов, с рабочим давлением 5,2 атмосферы. Масса котлов с водой составляла 670 тонн.

Четыре мили были пройдены за 13 минут 36 секунд при среднем числе оборотов 112 и паре 75 фунт., выверенный ход составил 17,56 узла.

В 1894 году крейсер участвовал в манёврах на рейде китайского порта Чифу , затем посетил Владивосток , корейские и японские порты. В мае 1898 года вернулся на Балтику.

После модернизации крейсер, в 1900 году причисленный к гвардейскому экипажу, отправился в третье плавание на Тихий океан. В течение двух лет участвовал в манёврах Порт-Артурской эскадры, посетил Японию и Корею, выполнял дипломатические миссии. В мае 1903 года вернулся в Кронштадт. К сожалению, во время модернизации, не были заменены устаревшие орудия. Эта, уже намеченная замена, в ходе работ, была перенесена на следующую модернизацию, а как следствие в русско-японскую войну, в общем то ещё мощный крейсер, был почти безоружен перед своими противниками вследствие малой дальности и низкой скорострельности артиллерии. Во многом ради этой модернизации (а также планового ремонта) крейсер был возвращен в канун войны на Балтику. Однако ослабив своим отсутствием 1-ю Тихоокеанскую эскадру (несмотря на то, что старые орудия были плохо приспособлены к эскадренному бою, а скорость уже не позволяла выполнять рейдерские операции, благодаря наличию нескольких 8" орудий ГК, он являлся идеальным кораблём для защиты от миноносцев), он, не успев пройти намеченную модернизацию, лишь незначительно усилил 2-ю [ ] (низкая скорость, слабое бронирование и уже запредельно низкая для своего времени дальнобойность и скорострельность артиллерии, делала крейсер малоприспособленным кораблем линейного боя, для которого и была создана эта эскадра).

В 1902-1903 годы старшим офицером крейсера служил великий князь Кирилл Владимирович Романов .

Русско-японская война, гибель крейсера

комендоров русского броненосного крейсера [ ] , что следует из донесения командира кормовой 8-дюймовой башни мичмана Алексея Рождественского, пишущего о стрельбе по данному кораблю и данных о повреждении крейсера 8" снарядами, отсутствующими на других кораблях русского флота. Возможна ошибка в оценке повреждений (японцы могли спутать близкие по мощи 8" снаряды «Адмирала Нахимова» и 9" «Николая I»), поэтому данное утверждение можно отнести к разряду высоковероятностных.

Утром 15 мая полузатопленный корабль продолжал героическое движение кормой вперёд (из-за носовой пробоины и как следствие сильного дифферента) и был окончательно затоплен экипажем лишь при появлении японских кораблей.

Миф о затонувшем золоте

Крейсер «Адмирал Нахимов» пребывал в относительной безвестности, пока в 1933 году американец Гарри Ризберг в книге «600 миллиардов под водой» заявил о том, что на борту четырёх русских кораблей из 2-й Тихоокеанской эскадры, потопленных при Цусиме, находились сокровища на общую сумму в 5 млн долларов. По чистой случайности американец указал, что больше всего золота (2 млн долларов) пошло на дно вместе с «Адмиралом Нахимовым».

В ноябре 1980 года японский миллионер Такео Сасагава заявил, что выделил огромную сумму на спасение русского золота, поскольку затонувший «Адмирал Нахимов» был найден. Миллионер рассказывал о найденных на борту ящиках с золотыми монетами, слитками платины и золота. Позднее Сасагава позировал перед фотографами, держа в руках платиновые слитки, якобы поднятые с крейсера, однако новых находок не демонстрировал, ссылаясь на непредвиденные трудности.

Адмирал Нахимов – название тяжелого атомного ракетного крейсера, вступившего в 1988 году в боевой строй Северного флота ВМФ СССР. Какими-то особыми заслугами он не успел отметиться, десятилетие спустя его поставили на ремонт с широкомасштабной модернизацией. Процесс этот, включает применение самых современных технологий, принятых на вооружение в современном кораблестроении.

На ремонте он остается и сейчас, подробности, по понятным причинам, не слишком освещаются. Неизвестно, станет ли после этого «Адмирал» флагманом российского флота, но то, что он будет одним из лучших кораблей такого типа, это вне всяких сомнений.

Первый «Адмирал Нахимов» – отсчёт «несчастных» кораблей

Мало кто знает, но нынешний атомный крейсер, уже седьмой корабль в истории российского флота, носящий имя прославленного флотоводца. Всех его предшественников постигла печальная участь, так, словно какой-то рок преследует суда с этим названием. Моряки, народ суеверный, склонны видеть в этом мистический след – якобы, здесь не обошлось без вездесущих потусторонних сил. Такое объяснение, конечно, далеко от научного, но в трагической судьбе каждого «Нахимова» есть что-то необъяснимое.

Первым из них был броненосный крейсер (фрегат) «Адмирал Нахимов», спущенный со стапелей Балтийского судостроительного завода в 1885 г. Спроектировал судно гениальный военный кораблестроитель инженер-полковник Самойлов, добившийся потрясающих результатов.

Благодаря его стараниям, крейсер, был самым современным и эффектным военным кораблём, в момент спуска на воду. Он стал первым из судов Российского Императорского флота оборудованный оружейными башнями, палубная артиллерия играла второстепенную роль, и на нем уходила в прошлое.

Длина, м 101,3
Ширина, м 18,6
Осадка, м 8,3
Водоизмещение, тонн 8473
Мощность, л. с.
-средняя
-предельная

4000
7768
Максимальная скорость хода, узлов 16,7
Броневая защита, мм
борта
барбетов
рубки
палубы

254
203
152
51-76
Основная корабельная артиллерия 4х2 х 203-мм
10 х 152-мм
Дополнительное вооружение 12 х 47-мм
6 х 37-мм
2 х 64-мм
Торпедные аппараты 3 х 381-мм
Экипаж, человек 572

Военная история корабля оказалась не слишком продолжительной, первая и последняя война, в которой он принял участие – Русско-японская. Но броненосному крейсеру «Адмирал Нахимов» не посчастливилось показать все свои боевые качества в серьезном столкновении. Проходя Корейский пролив, русская эскадра подверглась атаке японского флота, крейсер получил 30 пробоин и начал черпать воду.

Вблизи острова Цусима он был торпедирован японскими миноносцами, получив пробоину в носовой части по правому борту. Утром 15(28) мая 1905 года, при появлении вражеских судов, он был затоплен командой.

Трагическая история судов, носящих имя прославленного адмирала

«Адмирал Нахимов» был не первым, и далеко не последним из одноименных кораблей, которые буквально преследовали несчастья. Многие связывают эти события именно с названием, приписывают какие-то тайны и пытаются найти закономерность в этом. Но ничего подобного в истории всех «Адмиралов», не прослеживается, все, что их объединяет, только именем и ограничивается.

Что касается гибели судов, ничего мистического в ней нет, она кажется естественной, хотя, не все так просто, некоторые моменты просто не поддаются объяснению.

Первым, чья гибель впоследствии дала основание говорить о роковой закономерности, был торговый пароход «Адмирал Нахимов», в 1897 г. совершавший обычный рейс в Константинополь. Он попал в шторм вблизи Босфора, и затонул с грузом зерна и всем экипажем.

Следующим из «несчастливых судов» стал крейсер Черноморского флота «Червона Україна», до Октябрьской революции называвшийся «Адмиралом Нахимовым». В ноябре 1941 г., после массированного налёта вражеской авиации, находясь у входа в Цемесскую бухту, он получил многочисленные повреждения, а спустя несколько часов затонул.

Единственный из «Нахимовых» не затонувший, а закончивший свои дни вполне мирно, был советский крейсер построенные вскоре после войны. В 1960 году его списали, и некоторое время использовали как мишень при испытании новых противокорабельных ракет, в результате этого он получил серьезные повреждения – днище крейсера было деформировано настолько, что ремонту он не подлежал.


Некоторое время вокруг него сохранялась секретность, в результате чего, у многих людей разыгралась фантазия. Но опять трудно провести параллели, между ним и броненосным крейсером «Адмирал Нахимов» затонувшим у острова Цусима.

А вот в гибели пятого и шестого «Адмиралов Нахимовых», действительно, прослеживается нечто таинственное и неприродное. Сначала несчастье постигло научно-исследовательское судно, неожиданно затонувшее в 1973 г., оно камнем ушло на дно на глазах многочисленных свидетелей, всего за минут после того как перевернулось.

Происходило это в небезызвестной роковой бухте, буквально у самого причала Новороссийска, а вместе с кораблем утонула половина экипажа. Наиболее трагической, стала судьба последнего из затонувших кораблей с именем великого флотоводца. В его истории нет взаимосвязи с броненосным крейсером «Адмирал Нахимов», но местом крушения, странно, но снова стала Цемесская бухта.

В последний день августа 1986 года, круизный теплоход «Адмирал Нахимов», при хорошей видимости столкнулся с балкером «Петр Васев» у мыса Дооб, в 13 км от Новороссийского порта.

В 23 ч. 20 мин., спустя всего 8 минут после не понятно как случившегося столкновения, теплоход полностью скрылся под водой. Это стало настоящей катастрофой, повергшей весь советский народ в шок – из почти 1000 пассажиров и членов экипажа погибло или пропало без вести 423 человека, среди них было почти 100 детей.

Последний из «Адмиралов»: новое слово в кораблестроении

Атомный крейсер пр. 1144 Орлан «Адмирал Нахимов» (ТАРКр) является одним из 4-х линкоров подобного типа. Его спустили со стапелей 29 апреля 1986 года, за 4 месяца до катастрофы одноименного круизного теплохода, а через два года он уже вступил в строй Северного флота. Правда, назывался он тогда «Калинин», переименовали его уже после распада СССР, в 1992 году. Послужной список нового «Адмирала» состоит из нескольких выходов на тактические учения со стрельбами в водах Баренцева и Белого моря.


По результатам, крейсер прекрасно себя проявил, и хотя в целом проект 1144 признали провальным, «Адмирал Нахимов» единственный из себе подобных оправдал надежды.
Первым делом «Адмирал Нахимов», тогда еще «Калинин», после спуска на воду отправился на Балтику, где проходил 2-х месячное тестирование ходовых возможностей. Техники остались довольны всеми показателями, после чего, крейсер пошел в Северное море, где создавались более сложные условия на завершительной стадии испытаний.

В общей сложности, за это время он преодолел более 5000 морских миль, никаких неполадок в работе двигателей и системе навигации, не обнаружили. Новенький ракетный крейсер признали вполне годным к службе, и в конце 1988 г. он влился в 120 Бригаду, входившую в состав Краснознаменного Северного флота, где стал самым мощным из его судов.

После учебных стрельб, с использованием главного ракетного комплекса, проводившихся в 1989 г. в акватории Баренцева моря, будущий «Адмирал Нахимов» заслуженно получил награду главкома ВМФ СССР. Спустя год, в 1990 г. он снова отличился на стрельбах в водах Белого моря, и был признан лучшим боевым судном из входящих в 7-ю оперативную эскадру Северного флота.

В начале 1991 г. уже заслуженный и признанный командованием ракетный крейсер, включенный в состав тактической группы состоящей из 4-х судов под командованием Александра Бражника, отправился на свое первое боевое дежурство в район Средиземного моря.

Здесь крейсер оказался в центре событий, в момент спасения экипажа с тонущего турецкого судна «Свероглу». Миссия его длилась полгода, после чего тяжелый крейсер в конце июля 1991 г. вернулся в Североморск.

«Адмирал Нахимов» в тяжелые годы для российского флота

С распадом Советского Союза для крейсера, тогда еще носившего название «Калинин», как и всего ВМФ России, наступили тяжелые времена. В самом конце сентября 120-я Краснознаменная бригада, одна из самых боеспособных в Северном флоте была расформирована. Из отдельных судов бригады создали 43-ю ракетоносную дивизию, и снова крейсеру повезло больше чем многим другим, отправившимся на разборку и утилизацию, его приняли в ряды новообразованной тактической флотилии.


Спустя полгода, в апреле 1992 г. корабль получил нынешнее название и стал объектом пристального внимания иностранных делегаций из Финляндии и Италии, посетивших «Адмирал Нахимов» той же осенью.

В середине осени 1994 г. атомный крейсер принял участие в тактических учениях в составе ударной группы, 7-й оперативной эскадры, вместе с эсминцами «Росторопным» и «Безудержным». Учебные стрельбы проводились при непосредственном участии командующего 43-й ракетоносной дивизии контр-адмирала Лякина,и под руководством, находившегося на борту «Адмирала Нахимова» контр-адмирала Доброскоченко.

Проводились учения в чрезвычайно сложных условиях, что указывало на их значимость, специально для этого перекрыли акваторию на площади 300 км. Как и 4-ю годами ранее, крейсер показал лучший результат и заслуженно получил награду главкома ВМФ.

В очередной раз «Адмирал Нахимов» доказал свою уникальность и состоятельность.

Из 11 учебных мишеней в виде крылатых ракет, идущих по низкой траектории с интервалом пуска в 5 секунд, тяжелый крейсер поразил 7 из них. Для стрельбы использовались ракеты комплекса «Форт» и «Оса-МА», 19 из которых было выпущено в течение 70 секунд, только 4 боезаряда прошли мимо и упали в море.

Для сравнения, эсминцы из состава оперативной группы, израсходовав намного больший боезапас, сбили всего 2 мишени. Результаты, показанные тяжелым крейсером, стали поворотным моментом, и примером для подражания при оснащении других боевых кораблей ВМФ России.

Увядающая мощь «Убийцы авианосцев»

На сегодняшний день, ракетный крейсер российских ВМФ остается самым большим из боевых кораблей, из тех, что относятся к подобному типу, во всем мире. Его боевые качества не могли не заметить представители блока НАТО, отметив ударную силу и мощь корабля, меткой и емкой характеристикой, называя крейсер «убийцей авианосцев».


Но в действительности возможности «Адмирала Нахимова» намного шире, чем думают на Западе. Он способен одинаково эффективно поражать как надводные, так и подводные цели. Отражать авиационные атаки, и совершать дальние походы, оставаясь практически незаметным для радиолокационных средств.

Для сравнения можно привести знаменитые ракетные крейсеры, поставленные на вооружение ВМС США, и ряда дружественных им стран, типа «Тикондерога». А так же, мощнейший из НАТОвских судов, теперь уже списанный ракетный крейсер «Кольбер». Это наиболее приближенной аналог проекта 1144 Орлан, они призваны выполнять те же функции:

Наименование ТАКР «Адмирал Нахимов» Ракетный крейсер типа «Тикондерога» Крейсер французских ВМФ «Кольбер»
Длинна, м 251 172,8 180,5
Ширина, м 28,5 28,5 20,3
Осадка, м 9,1 9,7 6,5
Водоизмещение:
- стандартное
- полное, тонн

24300
26190

-
9800

9085
11100
Скорость хода:
- средняя
- максимальная, узлов

17
32

-
32

-
33
Мощность, л. с. 140000 80000 87000
Дальность похода, миль Без ограничений 6000 4000
Артиллерия 1 х 2 АК-130 2 х 1 АУ Mk 45 127-мм 2 х 1 100-мм Model68
Зенитное вооружение 6 ЗРАК «Кортик» 2 х 6 Phalanx CIWS 20-мм
2 х 1 Mark-38 25-мм
6 х 2 57-мм modele 1951
Ракетное вооружение 20 ПКР П-700 «Гранит»
ЗРК С-300 «Форт»
ПУ ЗРК «Оса-М»
ПКРП «Гарпун»
УВП «Томагавк»
1 х 2 ПУ ЗРК «Масурка»
Противолодочное вооружение 1 х 10 РБУ-12000
2 х 6 РБУ-1000
- -
Авиационная поддержка 3 Ка-27 2 Bell AH-1Z Viper: 1 вертолет
Экипаж, человек 727 387 560

Вполне очевидно, что характеристики современного тяжелого и броненосного крейсера позапрошлого века «Адмирал Нахимов», не идут ни в какое сравнение. Однако в конце прошлого века, командование Северного флота ВМФ России, признало его технически устаревшим.


По срокам службы, он намного уступает предшественнику, его боевой путь оказался необычайно коротким, всего 9 лет. Ему так и не удалось выйти на заветное боевое дежурство на просторах Североатлантического стратегического сектора. Вместо этого, в 1997 г., после посещения и благословления патриарха, крейсер ушел в свой последний на сегодняшний день поход – в доки Северодвинского ремонтного завода.

Ремонт «Адмирала Нахимова» и общая модернизация устаревших систем

По начальному плану, предполагалось модернизированный атомный ракетный крейсер нового поколения «Адмирал Нахимов», спустить на воду к концу нынешнего года. Но задержки, связанные с высокой стоимостью запланированного проекта, не позволили этого сделать, он был заморожен более чем на десятилетие. С 1999 до 2012 гг. он нетронутым простоял на Севмаше в Северодвинске, за 12 лет, единственное что сделали – выгрузили отработанное ядерное топливо.

С 2011 до 2012 гг. велись работы по подготовке линкора к преобразованию, и только в 2013 году, после окончательного заключения контракта с Военным Министерством, начался переход к активной фазе модернизации.

В течение 3 лет продолжался полный демонтаж устаревшей электроники и технического оборудования. Параллельно с этим, ремонтники занимались дефектацией корпуса – единственное, что останется от старого крейсера. В конце 2014 года основательно разгруженный «Адмирал Нахимов» перевели в док с наливным бассейном, где в начале 2015 года приступили к огневой части работ.

В конце 2015 – начале 2016 гг. завершили выгрузку старого оборудования и работы по дефектации, перейдя к процессу грунтовки обновленной конструкции. В настоящий момент, уже ведутся активные работы по монтажу современных систем и технического комплекса.

Такие же кардинальные перемены, кроме технической части, коснутся и вооружения, крейсер будет полностью переоснащен. Комплексы «Кортик», «Смерч» и «Форт», разработанные еще 40 лет назад, безнадежно устарели, они малоэффективны по сравнению с современными стандартами НАТО.

Вместо старого советского вооружения, планируется установить на «Адмирале Нахимове» 10 новейших комплексов вертикального ракетного пуска «Калибр» и «Оникс».

Особенно примечательны , достигающие скорости в 8 Махов, и уничтожают даже небольшие цели на расстоянии более 1000 км. Но главные особенности такого вооружения, это полная беспомощность ПВО против них.

По новому плану, озвученному официальными представителями Севмаша, окончание модернизации намечено на 2021 год. Каким он будет, можно еще представить, даже с учетом скупых сведений об этом. А вот что ждет уже седьмой «Адмирал Нахимов» в будущем, и не повторит ли он судьбу своих предшественников, об этом приходится только гадать

Видео

История отечественного флота знает пять военных судов, носивших гордое название «Адмирал Нахимов». История каждого из них – это отдельная и знаменательная, и трагическая страница в книге боевой славы российского флота . Для русских моряков было огромной честью служить на кораблях, носивших имя героя Крымской войны и руководителя обороны Севастополя.

Славная традиция

Более 100 лет в российском ВМФ регулярно появляются военные корабли, названные в честь известного флотоводца Павла Нахимова. Сначала морскую гладь бороздили броненосные фрегаты и крейсера, одни из первых в российском флоте кораблей с мощным бронированием и с башенными артиллерийскими установками. Затем, уже в составе «красного флота» советского государства, появились легкие крейсера, носившие имя героического адмирала или имеющие к его имени непосредственное отношение. Еще позже моря и океаны под советским военно-морским флагом бороздили мощные крейсера с ракетным вооружением.

Все боевые суда, носившие имя адмирала Нахимова, начиная с конца XIX века и по наши дни, – это превосходные и уникальные по своим боевым характеристикам военные корабли. Каждый из них своим появлением ознаменовал новую главу в военно-техническом оснащении флота.

Первый корабль, получивший имя адмирала

Начало славной традиции в российском флоте положил броненосный крейсер-фрегат «Адмирал Нахимов», введенный в строй в ноябре 1885 года. Он был одним из самых мощных военных кораблей в мире. Построенный на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, новый корабль стал самым большим противоречием в мировом кораблестроении. Помимо бронированного корпуса и мощных паровых машин, он получил в наследство от былой эпохи полное парусное вооружение, хотя эра парусных военных судов уже подходила к своему логическому завершению. В то время, когда основную боевую силу на море уже представляли броненосцы с мощными паровыми двигателями, высокие мачты и паруса на военных кораблях выглядели анахронизмом.

Решение установить на судне паруса было обосновано желанием сделать сильный боевой корабль, способный длительное время крейсировать на морских коммуникациях. Паруса должны были увеличить автономность плавания. В виду своей парусной оснастки новый броненосный крейсер отнесли к классу фрегатов. Однако боевая служба корабля и стремительное развитие всех видов морских вооружений показали, что такое техническое решение было ошибочным. Возросшая дальность стрельбы морской артиллерии сделала развитый такелаж корабля хорошей мишенью. Пройдя не одну тысячу морских миль, броненосный парусно-винтовой крейсер-фрегат «Адмирал Нахимов» в 1989 году лишился своего наследства. С корабля был демонтирован весь такелаж и парусный рангоут. Теперь на мачтах размещались лишь боевые марсы для сигнальной службы и антенна для радиотелеграфа.

Корабль на момент ввода в строй имел довольно внушительные размеры. Водоизмещения суда составляло более 8 тыс. тонн. Корпус фрегата имел бронированную цитадель в центральной части. Толщина бронированного пояса составляла 152 -254 мм. Ни один фрегат, ни крейсер подобного класса не имел в то время такого мощного бронирования. Ход стальному гиганту с белоснежными парусами обеспечивала паровая установка мощностью 8000 лошадиных сил. Под парами корабль мог развивать скорость в 16 узлов, в то время как парусное вооружение гарантировало кораблю движение со скоростью 4-5 узлов. Боевая мощь российского крейсера была представлена восемью 203 мм орудиями, установленными в башенных станках на барбетах. Такой тип размещения основного вооружения был признан на тот период самым передовым и перспективным. Вспомогательным вооружением были десять орудий калибра 152 мм, размещенные в батарейных палубах по обоим бортам.

Со всем этим огромным и сложным хозяйством должен был справляться экипаж в количестве 600 человек.

Боевая служба крейсера прошла в дальних морских походах. Усложнившаяся военно-политическая обстановка на Дальнем Востоке требовала от России постоянного военно-морского присутствия в этом регионе. Находясь в составе Балтийского флота, броненосный крейсер неоднократно включался в состав отряда кораблей Императорского флота, отправляющихся на Дальний Восток для несения службы.

Дальнейшая судьба броненосного крейсера Российского Императорского флота «Адмирал Нахимов» овеяна славой. В ходе вспыхнувшей в начале XX века русско-японской войны русский корабль был включен в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, отправившейся с Балтики на помощь осажденному Порт-Артуру.

К началу русско-японской войны 1904-1905 годов русский крейсер уже считался устаревшим. Дальние морские переходы не пощадили его мощный стальной корпус. Паровые машины уже не могли обеспечивать оптимальные ходовые параметры. Устарело и вооружение корабля. Старые пушки могли вести эффективный огонь лишь на коротких дистанциях. В таком состоянии крейсер вошел в состав отряда крейсеров 2-й эскадры, дополнив ее количественно, но не качественно.

В ходе морского боя у острова Цусима крейсер продолжал оставаться в строю эскадры, отбивая атаки японских миноносцев. Получив до трех десятков попаданий в ходе дневного боя, корабль не утратил своей боеспособности. Потери русских моряков составили 25 убитых человек и до полусотни раненых. Командование корабля приняло решение в составе оставшихся боеспособных судов русской эскадры прорываться во Владивосток. Ночные торпедные атаки японцев нанесли броненосному крейсеру новые повреждения, ставшие для старого корабля фатальными. Чтобы избежать позорной сдачи в плен, экипаж принял решение взорвать корабль. Утром 28 мая 1905 года, после того как команда была эвакуирована на борт японского вспомогательного крейсера, героический броненосный крейсер Флота Его Императорского величества «Адмирал Нахимов» пошел ко дну.

Новая эпоха для кораблей, носящих имя адмирала Нахимова

Новая кораблестроительная программа в России, принятая накануне Первой мировой войны , предполагала строительство новых крейсеров, способных вести активную разведку в составе эскадры и оказывать огневую поддержку соединениям эсминцев, атакующих противника. Для действий на Балтике проектировались и строились корабли типа «Светлана». Для Черноморского морского театра на судостроительных заводах Николаева и Севастополя были заложены четыре крейсера типа «адмирал Нахимов». Снова имя легендарного адмирала должно было появиться на борту боевого крейсера.

В соответствии с условиями программы в 1913-1914 годах было заложено 8 судов этого проекта, однако Первая Мировая война внесла существенные коррективы в судьбу новых судов. Окончить постройку крейсеров типа «адмирал Нахимов» уже в ходе начавшейся войны не удалось. Сказывалась острая нехватка металла и других ресурсов. К тому же, многие механизмы были утрачены в связи с тем, что их изготовлением занимались германские предприятия. Сначала февральская революция, а затем и Октябрьская революция 1917 года положили конец участию России в войне. В условиях разгоревшейся Гражданской войны никто не собирался заниматься достройкой судов. Несмотря на разную степень готовности, заложенные суда так и остались стоять на стапелях.

Только в 1920 году решением Советского правительства оставшиеся корпуса боевых кораблей начали использовать для восстановления морских сил молодого советского государства. Два корабля были переоборудованы под танкеры. Оставшиеся шесть крейсеров было решено достраивать в соответствии с финансовой обстановкой на тот период. Послевоенная разруха и отсутствие необходимой производственной базы привели к тому, что судьбой кораблей стали заниматься только в конце 20-х годов. В результате масштабных мероприятий молодому советскому государству удалось ввести в строй один корабль на Балтике и два корабля черноморского «нахимовского» проекта.

Головной корабль черноморской серии, бывший «Адмирал Нахимов», спустили в 1927 году на воду и передали в состав ВМС РККА на Черном море. Крейсер получил новое название «Червона Украина». Последующая служба боевого судна стала славной страницей в истории советского ВМФ. Корабль встретил Великую Отечественную войну в составе отряда главных сил Черноморского флота. Крейсер активно участвовал в героической обороне Севастополя, доставляя боеприпасы и войска в осажденный немецко-фашистскими войсками город. Боевой корабль был потоплен германской авиацией в ходе налета 13 ноября 1941 года.

Следующей страницей в истории отечественного флота, связанной с именем прославленного русского адмирала, стал легкий крейсер «Адмирал Нахимов» проекта 68–бис. Мощный современный корабль вошел в строй Краснознаменного Черноморского Флота в 1953 году. Крейсер имел мощное артиллерийское вооружение и предназначался для повышения боевой эффективности других соединений флота в акватории Черного моря. Но несмотря на высокие боевые тактико-технические характеристики и молодой возраст, крейсеру была уготована иная судьба. Вскоре корабль был переоборудован и стал использоваться в качестве пусковой платформы для нового противокорабельного ракетного комплекса.

К 1960 году корабль успел морально состариться, поэтому было принято решение вывести его из состава флота. Окончил свою службу адмирал в качестве мишени, когда был потоплен в результате боевых ракетных стрельб.

Современные корабли, названные в честь адмирала П. С. Нахимова

Недолго в отечественном флоте отсутствовали корабли со славным именем. Уже в 1968 было начато строительство нового корабля, получившего имя адмирала Нахимова. Спустя четыре года ВМФ СССР пополнился кораблем нового класса, Большим противолодочным кораблем «Адмирал Нахимов», включенным 13 декабря 1971 года в состав Северного флота. Корабль проекта 1134-А имел водоизмещение 5.5 тыс. тонн и был предназначен для поиска и уничтожения вражеских подводных лодок в любом в удаленных районов мирового океана. Новый корабль по техническому оснащению и вооружению больше относился к классу ракетных крейсеров, однако в Советском Союзе на тот момент было принято классифицировать подобные корабли, как БПК (большие противолодочные корабли).

В сравнении с броненосным крейсером Императорского флота Его величества «Адмирал Нахимов» 1885 года постройки на новом корабле стояли силовые установки мощностью 90 тыс. л.с. Корабль мог развивать скорость хода до 33 узлов и обладал дальностью плавания в 5000 км.

Новый БПК гордо нес на борту имя прославленного адмирала в составе 170 бригады противолодочных кораблей Северного флота. БПК «Адмирал Нахимов» с бортовым номером 681 за 20 лет прошел десятки тысяч миль, выполняя боевые задачи. Он нес службу до 1991 года, когда и был выведен из состава флота. Однако на этом история боевых судов, связанных с именем Павла Степановича Нахимова, не закончилась. На смену Большому противолодочному кораблю в состав уже не советского, а российского ВМФ вошел другой, более мощный и совершенный боевой корабль. В 1992 году атомный ракетный крейсер проекта 1144, бывший ТАРКР «Калинин» приказом Главкома ВМФ РФ был переименован в ТАРКР «Адмирал Нахимов».

Корабль с героическим названием снова на боевой службе

Ракетный крейсер проекта 1144 «Адмирал Нахимов» был третьим кораблем в серии, состоящей из 4-х однотипных судов. Могучий стальной монстр был заложен в мае 1983 года, получив имя «Калинин». Всего по проекту 1144 «Орлан» планировалось ввести в строй 4 корабля. Строительство крейсера велось, как и ранее, на Северодвинском машиностроительном заводе.

В состав ВМФ СССР корабль вошел в 1988 году, став в один ряд со своим старшим братом — ТАРКР «Киров».

Следует отметить, что еще на стадии составления технического задания корабли с атомной энергетической установкой создавались как противолодочные корабли дальнего радиуса действия. Основная задача, которая ставилась перед новыми судами, — поиск и уничтожение атомных субмарин вероятного противника. Возрастающий состав иностранных военных флотов и растущая мощь надводных кораблей вынудили разработчиков проекта остановиться на универсальном варианте. Корабли стали проектироваться как полноценные крейсера – боевые суда океанского типа. Своим водоизмещением и размерами советские корабли превосходили все существующие до этого надводные боевые корабли, если не брать во внимание авианосцы. На Западе эти атомные крейсера получили шифр «Kirov class battlecruiser», который ставил их в разряд линейных крейсеров. Появление на океанских просторах тяжелого атомного крейсера, нашпигованного всеми видами вооружения, сразу меняло расстановку сил на морском театре.

При водоизмещении 25 тыс. тонн корабль представлял собой стремительную боевую платформу с неограниченным радиусом действия, на которой было установлено мощнейшее противокорабельное, противовоздушное и противолодочное вооружение. Каждый из кораблей отличался техническим оснащением и системами вооружений. Первые два судна — атомный ракетный крейсер «Киров» и «Фрунзе» — строились и вооружались в соответствии с первоначальным проектом. ТАРК «Адмирал Нахимов», бывший «Калинин», как и последний корабль серии, крейсер «Петр Великий», строились по усовершенствованному проекту 1144.2. Изменился состав вооружения, расширился круг боевых задач атомоходов.

Основным вооружением атомного крейсера «Адмирал Нахимов» являлись ПКР «Гранит» с вертикальным пуском, которые могли поражать любые корабли противника на большие расстояния, наносить удары по береговым объектам на большую глубину. Система ПВО «Форт» и «Оса-М» обеспечивали кораблю круговую оборону от всех видов воздушной угрозы. Не уступали противокорабельному оружию ни системы ПВО, ни средства борьбы с подводными лодками. Ракетный атомный крейсер «Адмирал Нахимов», как и его славный одноименный предок, бороздивший просторы океанов 100 лет назад, имел бронирование.

Сегодняшний день стального гиганта

Огромный боевой корабль прослужил совсем немного. Созданный для активного противоборства с надводными силами вероятного противника, корабль через шесть лет после ввода в строй был выведен в боевой резерв. Эта судьба постигла все три однотипных корабля, только последний, самый современный ракетный крейсер «Петр Великий» продолжал нести боевую службу. В 1997 году было принято решение начать ремонт корабля. ТАРКР «Адмирал Нахимов» самостоятельно совершил переход из базы Северного флота в Северодвинск, где должны были начаться плановые ремонтные работы на корабле и последующая модернизация.

Простоявший почти десять лет у заводской стенки ТАРК «Адмирал Нахимов» ожидала масштабная модернизация. На корабле планировалось заменить весь комплекс радиоэлектроники и подготовить судно к установке современного цифрового оборудования. Еще в 2008 году работы были ускорены, на крейсере осуществили выгрузку ядерного топлива из активной зоны реактора. По планам предпринятая модернизация корабля должна была завершиться в 2012 году, однако возникшие проблемы с установкой вооружения отодвинули сроки на более поздний период.

Полный цикл ремонтных работ в соответствии с государственной программой модернизации атомных ракетных крейсеров проекта 1144.2 был начат в 2013 году. Окончание восстановительных работ и последующей модернизации назначено на 2020 год, после чего планируется передать обновленный корабль Тихоокеанскому флоту.

Ожидается, что в будущем атомный крейсер получит новое вооружение. Все пусковые контейнеры будут спрятаны внутри судна. Противокорабельное вооружение будет представлено на модернизированном крейсере различными системами. Атомный крейсер будет представлять собой идеальную боевую платформу для одновременной установки трех различных ПКР: «Оникс» , «Гранит» и «Циркон». Такой подход значительно повысит универсальность корабля, так как каждая из систем способна выполнять свои определенные боевые задачи.

Славная история военных кораблей, поочередно носящих имя известного российского флотоводца и адмирала Павла Степановича Нахимова, продолжается. С того времени, когда холодных вод Балтийского моря коснулись скулы броненосного крейсера «Адмирал Нахимов» прошло уже больше 130 лет. Сегодня славное имя принадлежит одному из трех атомных ракетных кораблей, самых мощных надводных кораблей в истории флотов.

По сравнению с первым представителем династии, новый корабль имеет в три раза большее водоизмещение. Длина его корпуса равна почти 2,5 длины старого броненосца. Мощность ядерной энергетической установки составляет 140 тыс. лошадиных сил, что в 20 раз больше параметров паровой машины броненосного крейсера. Степень защищенности и мощность вооружения кораблей сравнивать некорректно. При всей колоссальной разнице у двух кораблей практически одинаковая численность экипажа. На броненосном крейсере Флота Его Императорского величества и на атомном ракетном крейсере команда насчитывает 600-700 моряков.

Сегодня ТАРКР «Адмирал Нахимов», на котором ведется масштабная модернизация, — это в будущем многофункциональный корабль, способный держать под контролем огромные площади и морские пространства.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Флота в 2018 году должен стать крейсер «Адмирал Нахимов». Модернизация его началась в 2014-м и по плану продлится четыре года. Затем настанет черед другого корабля - «Петра Великого», флагмана СФ, построенного по тому же проекту «Орлан» № 11442. Эти исполины могут нести службу вдали от родных берегов, обеспечивая военное присутствие в любом районе Мирового океана. Создавались боевые флотские единицы в соответствии с советской военной доктриной первой половины 80-х годов прошлого века, они обошлись государственному бюджету СССР в круглую сумму (всего их было спущено на воду четыре), и теперь этим наследством нужно правильно распорядиться. Следует также оценить степень необходимости этих типов кораблей и их возможную эффективность в случае вооруженного конфликта.

Общее назначение

С макроэкономической точки зрения любые затраты должны нестись в соответствии с конкретной целесообразностью. Государство, не имеющее возможности отстаивать свои интересы в глобальном масштабе, обречено на периферийное прозябание. Несмотря на обилие международных соглашений, наличие международных наднациональных структур, контролирующих соблюдение установленных правил, во многих случаях сильные в военном отношении страны применяют авиацию, флоты и наземные войска, нарушая все писаные и неписаные законы для обеспечения своего регионального доминирования. Есть резолюция Совбеза ООН - хорошо, но если она не получена, «большая дубинка» всегда наготове. Для противодействия угрозам подобного рода и существуют такие гигантские атомоходы, как «Адмирал Нахимов». Крейсер предназначен для обеспечения мощного прикрытия целой эскадры, выполняющей задачи на большом удалении. На военном языке это называется «приданием устойчивости». В сущности, такой корабль является ядром флотского соединения, лишенного возможности получать поддержку своих или дружественных береговых баз в силу большого удаления и находящегося под угрозой враждебных вооруженных воздействий. Атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов», как предполагается, будет иметь возможность раскрыть своеобразный «зонт», состоящий из средств противовоздушных, противоракетных, противолодочных и прочих систем, отбить атаки, а в случае необходимости - нанести ответный сокрушающий удар.

Архитектура корабля и технология «Стеллс»

В начале восьмидесятых годов советский военно-промышленный комплекс был развитой отраслью промышленности, включавшей в себя тысячи предприятий и научных учреждений. Успехи отечественных разработчиков оборонных систем обеспечивались щедрым финансированием. При создании новых образцов учитывались самые последние достижения в области наступательных вооружений ВПК стран - вероятных противников. Примером может служить корабль «Адмирал Нахимов». Крейсер строился по принципу малой заметности его корпуса для радаров. Очертания надстроек выполнены в виде пирамид, состоящих из наклонных плоскостей, надводная часть имеет «заваленные» борта, прямых углов практически нет. Для покраски применена особая технологически безупречная субстанция, носящая ничего не говорящее название «лак» и по виду не отличающаяся от обычного шарового покрытия военных кораблей, но имеющая важное уникальное свойство поглощать высокочастотные излучения, минимизируя их отражение. Эксперты спорят о том, насколько эффективны усилия по приданию малой радиолокационной заметности объекту длиной 250 метров, но научные наработки в этой области имеют ценность сами по себе, с учетом их дальнейшего применения. Действительно, столь крупный корабль разглядеть можно не только на экранах РЛС, но и со спутника, не говоря уже о разведывательных самолетах. Технология «Стеллс» имеет значение для возможного введения в заблуждение блоков наведения «Пятно» засветки на экране станет меньшим, к тому же крейсер может проецировать ложные цели с помощью электронных средств ПРО.

Модернизационные возможности

За прошедшие почти три десятилетия практически все технические средства и системы вооружения корабля устарели, и теперь только огромный корпус, оснащенный мощной ядерной силовой установкой, представляет ценность для флота. Однако стоимость этой «платформы» такова, что пренебрегать ею не следует. Примером бережного отношения к дорогостоящей материальной части могут служить американские военно-морские силы. Все крупнотоннажные корабли США изначально строятся с учетом возможной модернизации, кабельканалы электропитания и установочные размеры выполняются таким образом, чтобы замена любого оборудования - в случае появления более современного - не составляла проблемы. Ремонт крейсера «Адмирал Нахимов», формально начавшийся в 1998 году, затянулся именно из-за того, что возникла потребность в огромном количестве конструктивных изменений, необходимых для эффективной модернизации. ТАРК «Калинин» (под этим названием корабль был заложен в 1983 году и служил до 1993-го) не мог бы удовлетворять условиям морского боя начала третьего тысячелетия. Проект перестройки был поручен Северному ПКБ (г. Санкт-Петербург), на его проработку выделялся 21 месяц. Смета документации составила почти 2,8 млрд рублей. Предполагается, что вся модернизация корабля обойдется в десятки миллиардов. Сразу же нашлись критики, утверждающие, что за такие деньги можно построить несколько новых боевых единиц класса «фрегат» или «корвет», обладающих в сумме большими боевыми возможностями. Мнение такое, безусловно, имеет право на существование, но корабли легкого класса не предназначены для выполнения задач, для которых строился «Адмирал Нахимов». Крейсер имеет больший оперативный радиус, служит намного дольше эсминца или БПК, потому в целом его модернизация экономически оправдана.

О названии

Моряки - народ не только отважный, но и изрядно суеверный. Они под любым предлогом стремятся избежать выхода из порта по тринадцатым числам, верят в разные приметы и не любят несчастливых названий. К сожалению, основания для беспокойства в этом случае есть.

Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» был пущен на дно своим экипажем во избежание его захвата японцами в 1905 году в ходе Цусимского сражения. Сражались моряки героически, потопили несколько вражеских миноносцев, серьезно повредили крейсер «Ивате» и никоим образом не посрамили славы флота Российского. «Варяг», погибший при подобных обстоятельствах, свое грозное имя передал современному кораблю.

Менее известна судьба другого «Нахимова» - торгового парохода общества РОПИТ, затонувшего у турецких берегов в 1897 году при сильном шторме.

В 1941 году, во время героической немецкой авиацией был потоплен корабль «Червона Украина», ранее (до Гражданской войны) носивший название «Адмирал Нахимов». Крейсер затонул, получив множество пробоин.

В 1960 году был выведен из состава ЧФ еще один корабль, носивший имя прославленного флотоводца. История получилась загадочная: ракетному крейсеру было всего полтора десятка лет, и есть предположение, что его использовали для изучения влияния на корпус подводной волны, возникающей при ядерном взрыве.

В 1973 году затонул еще один «Адмирал Нахимов». Крушение научно-исследовательского судна случилось по иронии судьбы в том месте, где великий русский флотоводец совершил одну из своих самых блестящих побед, - в Цемесской бухте. Судно внезапно обледенело и ушло на дно прямо у мола.

По причине сильных повреждений, полученных при столкновении с подводной лодкой, был списан большой противолодочный корабль «Адмирал Нахимов». Крейсер (Цусима), научное судно еще один крейсер (Севастополь), торговый пароход (северное побережье Турции), РК (50 километров от Южного берега Крыма), - к этому мартирологу нельзя не добавить одну из страшнейших морских трагедий за всю историю судоходства. В ней принимали участие сухогруз «Петр Васев» и пароход, в момент спуска на воду носивший имя «Берлин». В 1986 году два больших судна не смогли разминуться в новороссийской Цемесской бухте. После Победы трофейный «Берлин» получил название «Адмирал Нахимов». Катастрофа унесла жизни сотен пассажиров и членов команды.

Как тут не поверить в злой рок, преследующий несчастливое название?

И все же, почему именно «Нахимов»?

Изложенные выше трагические эпизоды не составляют тайны для руководителей, в обязанности которых входит выбор наименования корабля. И если решение, несмотря на столь грустную статистику, все же принято, то для этого есть веские основания. К тому же при более детальном и беспристрастном анализе можно прийти к выводу о том, что боевые корабли, носившие имя прославленного флотоводца, в большинстве своем достойны доброй памяти, а судьба их вызывает гордость за родную страну и ее доблестных сынов. Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» повторил вместе со своим экипажем подвиг гордого «Варяга», в 41-м другой корабль бился с врагом до последнего снаряда.

Гибель их нельзя назвать случайной или нелепой, она была героической.

Что же касается двух других случаев, то выход из состава флотов происходил без людских жертв, в силу непреодолимых обстоятельств или по решению командования.

Адмирал

Павел Степанович Нахимов прошел весь путь русского офицера, начав карьеру кадетом морского училища и приняв геройскую смерть от вражеской пули на бастионе Севастополя с адмиральскими эполетами на плечах. В пятнадцатилетнем возрасте он участвовал в дальнем походе к берегам Дании и Швеции, получив звание мичмана, занял должность во 2-м флотском экипаже Петербургского порта (1818 г.). В 1822 году удостоился ордена Св. Владимира IV степени за участие в кругосветном плавании. Командовал палубной батареей на крейсере «Азов» во время битвы при Наварине и легендарным фрегатом «Паллада», входившим в эскадру Ф. Ф. Беллинсгаузена. На Черноморском флоте служил с 1834 года, командовал линкором «Силистрия». Участвовал в операциях на Кавказе, за что был награжден орденом Св. Владимира III степени. В октябре 1852 года получил звание вице-адмирала.

Героическая Севастопольская эпопея заслуживает отдельных слов. Высокие качества флотоводца проявились в ней наиболее ярко. Память о таком человеке заслуживает того, чтобы его имя носил самый мощный и современный ракетный крейсер. Адмирал Нахимов - русский национальный герой.

Начало модернизации

После окончательного согласования и приемки технической документации настал черед реальных действий. Для начала следовало освободить корабль от всего груза оборудования, подлежащего списанию и утилизации. Эта работа хоть и трудоемкая, но благодарная. Значительная часть стоимости работ по модернизации будет компенсирована за счет извлечения большой массы ценного металла. Атомный крейсер «Адмирал Нахимов» стал источником вторичных ресурсов общей массой 878 тонн, из которых 644 - черные (чугун), алюминиевые и медные сплавы (168 т), а также легированная высококачественная сталь с высоким содержанием углерода (66 т). Кроме этого, утилизации подлежат и драгметаллы, содержащиеся в электрическом и электронном оборудовании. На процесс разборки и сортировку потрачено всего 20 млн руб., что значительно меньше стоимости полученных ресурсов.

Помимо утилитарного значения, процесс демонтажа всего ненужного оборудования преследовал и другую цель: максимальное облегчение объекта для уменьшения его осадки. Столь крупное плавсредство не так просто завести в осушаемый док (батопорт) - для этого требуются понтоны, крепящиеся к корпусу (всего их шесть). Два из них уже были готовы, их собрали для ремонта авианесущего крейсера «Викрамадитья», купленного ранее Индией. Пригодился и полученный во время выполнения этого заказа опыт. Изготовление понтонов, их испытание и крепление требовали и времени, и материальных затрат. В настоящее время атомный крейсер «Адмирал Нахимов» находится внутри дока, его корпус освобожден от всего лишнего, ядерное топливо извлечено из реактора. Модернизация началась.

Цели модернизации

Главной целью дорогостоящих работ является придание боевой единице Северного флота желанной боевой эффективности. Для этого требуется не только полная замена устаревшего за период с 1980 года оборудования и систем вооружений, но и обеспечение возможности дальнейшей модернизации согласно требованиям предстоящих десятилетий. Электронная техника, ракеты и системы управления теряют актуальность довольно быстро, и не следует повторять ошибок конструкторов, строивших в восьмидесятые годы крейсер «Адмирал Нахимов». Модернизация, неизбежная через несколько лет, должна пройти менее болезненно и обойтись значительно дешевле.

Из наиболее трудоемких задач, поставленных перед корабелами Севмаша, на первом месте значится замена наклонных шахтных пусковых установок, предназначенных для ракет 3М45, универсальными комплексами УКСК 3С14 вертикального старта. Возможно, от наклонной схемы все же не откажутся (многие детали проекта держатся в тайне), но запуск больше не будет производиться из затопляемых позиций (необходимость в этом диктовалось «подлодочным» происхождением устаревших 3М45). Всего шахт было 20, столько же их и останется, но в каждой из них будет расположена модульная система с четырьмя ракетами. Итого, число противокорабельных реактивных снарядов возрастет в четыре раза и составит цифру 80.

Какими они будут, остается гадать, скорее всего, «Оникс» или «Бирюза». Репутация крейсера как «убийцы авианосцев» предполагает возможность оснащения ударных вооружений спецзарядами (ядерными). Такое большое количество ракет в арсенале «Нахимова» диктуется «стайным» способом их применения. Отразить групповую атаку ПКР практически невозможно.

Помимо главного калибра, ТАРК предположительно будет вооружен дозвуковыми средствами 3М14, предназначенными для наземных береговых целей. Борьбу с подводными лодками экипаж будет вести комплексами «Пакет-НК» (возможно, что в составе вооружений оставят хорошо зарекомендовавший себя и не устаревший «Водопад-НК»). Реактивные бомбометы РБУ-6000 заменят «Удавы-1», способные осуществлять надежную защиту от торпедных атак.

Противовоздушная оборона

Было бы наивно полагать, что КБ «Севмаш» не позаботится о том, как защитить от возможной атаки авиации и ракет столь крупную морскую цель, как «Адмирал Нахимов». Крейсер, несмотря на все средства, примененные для обеспечения его скрытности, остается очень заметным объектом, а в случае военного конфликта неизбежно станет мишенью для вражеских противокорабельных систем. Ранее задачу отражения воздушной атаки решали ЗРК «Форт» С-300Ф, очень неплохие, но требующие замены с учетом высокой стоимости проекта и его перспективного значения. Предполагалось, что бортовую ПВО обновят, установив подпалубные ПУ, близкие по схеме и характеристикам к наземным комплексам С-500. Они будут ячеистого типа, а не револьверные, как раньше, и, в силу большей компактности, их станет больше (в арсенале ракет ПВО будет несколько сотен). Одним типом, разумеется, дело не ограничится. Кроме С-500, для контроля неба над кораблем-флагманом и его «свитой» предназначен ракетно-артиллерийский комплекс «Панцирь-М». Впрочем, подробности флотское руководство, по понятным причинам, не разглашает.

Общие характеристики корабля и его перспективы

В прессу просочилась информация о том, что определенной модернизации подвергнется силовая установка, в том числе и атомный реактор, но, по всей видимости, конструктивные изменения не будут носить революционного характера. Улучшать хорошее - только портить, так считают военные специалисты. «Адмирал Нахимов» - крейсер, ТТХ которого и так считаются уникальными, по своим ходовым качествам не имеет себе равных. При полном водоизмещении свыше 26 тысяч тонн и длине в 251 метр, он обладает энергетической установкой, мощности которой (более 100 МВт) хватило бы для энергоснабжения города населением в четверть миллиона жителей. Помимо атомного реактора корабль обладает двумя резервными котлами. Его ход (так моряки называют скорость) - 32 узла. Дальность плавания неограниченная, полная автономность составляет два месяца. Экипаж состоит из 630 матросов и чинов младшего командного состава и сотни офицеров.

Когда корабль вновь вернется в строй Северного Флота? По плану это должно произойти в 2018 году. Возможно, возникнут некоторые непредвиденные трудности, которые несколько продлят модернизацию. Но он неизбежно выйдет на океанский простор - обновленный крейсер «Адмирал Нахимов». Фото его, опубликованное в периодических изданиях, порадует друзей нашей страны, и, скорее всего, расстроит ее недругов. И не только фото...

Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» значительно превосходил в артиллерийской мощи другие корабли русского и иностранного флотов. Удивительно, но этот удачный корабль не стал родоначальником серии башенных крейсеров с броневым поясом по ватерлинии.

В рамках кораблестроительной программы 1881 года управляющий Морским министерством вице-адмирал И. А. Шестаков, 18 мая 1882 года, сформулировал задание Морскому техническому комитету на проектирование нового броненосного корабля. По его требованию корабль крейсерского назначения должен был иметь броню по ватерлинии не менее 10 дюймов, артиллерию главного калибра 11 дюймов, скорость хода не менее 15 узлов, осадку не более 26 футов и полное парусное вооружение. В качестве прототипа выбрали английский броненосный крейсер «Имперьюз», но после модернизации «Адмирал Нахимов» существенно отличался от прототипа в лучшую сторону.

ПРОЕКТ

Проект был утвержден 19 ноября 1882 года. По сравнению с английским прототипом увеличили диаметр барбетов на 1,5 м, чтобы вместить 229-мм орудия Обуховского завода. Кроме того, было изменено расположение машинно-котельной установки, проект которой разрабатывался в Управлении главного инженер-механика флота генерал-майора А. И. Соколова. Более компактное размещение котельных отделений в средней части корпуса позволило обойтись одной дымовой трубой. Запас угля увеличили 8 полтора раза, что потребовало увеличить проектное водоизмещение до 7782 т. Увеличились длина корпуса на 1,83 м и осадка на 0,1 м.

В январе 1885 года, в ходе стапельных работ, было решено использовать в качестве главного калибра 203-мм орудия обр. 1884 года на станках Вавассера. Удалось увеличить вес бортового залпа, а также скорострельность артиллерии главного калибра. Диаметр барбетов уменьшили на 62 см. Кроме того, барбетные установки получили тонкое круговое бронирование.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Корабль был построен из путиловской стали. Наружная обшивка от киля до шельфа под броню набиралась из 14,3-мм стальных листов. Вертикальный внутренний киль шел непрерывно по всей длине корпуса. Горизонтальный киль в два слоя крепился к нему угловой сталью. Форштевень и ахтерштевень представляли собой цельные бронзовые отливки. Из бронзы была отлита и рулевая рама с рудерпостом. Руль был обшит деревом на медных болтах и медными листами. Набор корпуса имел по четыре стрингера на борт, набранных из сильных листов. Водонепроницаемое внутреннее дно между шпангоутами проходило от киля до четвертого стрингера, а также в районе погребов боезапаса в оконечностях между платформами и нижней палубой. Поперечные водонепроницаемые переборки проходили по шпангоутам от внутреннего дна до жилой палубы. «Адмирал Нахимов» стал первым русским боевым кораблем, оснащенным продольной водонепроницаемой переборкой.

Изначально корабль нес парусное вооружение брига с общей площадью парусов 2000 м². Рангоут и такелаж были стальными: мачты диаметром 890 мм из стали, такелаж — из стальных тросов. Но паруса оказались в большей степени помехой, чем полезным дополнением к паровым машинам. При ветре три-четыре балла в галфвинд скорость под парусами из-за сопротивления двух гребных винтов не достигала и четырех узлов, а маневрирование было крайне затруднено. Сначала с «Нахимова» убрали стеньги, брам-стеньги и гафели. Окончательно парусный рангоут сняли во время модернизации 1898-1899 годов, заменив его легкими сигнальными мачтами со стеньгами и одним реем.

ЗАЩИТА И БРОНИРОВАНИЕ

Броневой пояс протяженностью 45 м с концов закрывался броневыми траверзами, образуя с ними цитадель, охватывавшую котлы и машины и прикрытую сверху 50-мм бронепалубой. Высота пояса была 2,4 м, из которых при нормальной нагрузке над водой возвышались 0,876 м. Толщина — 254 мм на верхней кромке, далее сужение до 152 мм — на нижней. Высота траверзов толщиной 229 мм (на нижней кромке 152 мм) у борта была также 2,4 м.

Палубная стальная броня на уровне жилой палубы имела толщину 37,3 мм на 12,7-мм настиле. Карапасная палуба вне пояса состояла из двух слоев стали общей толщиной 76 мм.

Во время модернизации крейсера в 1898-1899 годах 203-мм орудия прикрыли круглыми щитами диаметром около 6,9 м с толщиной стен 63,5 (вокруг амбразур) — 51 мм и обтянули брезентом, из-за чего установки ГК приобрели вид настоящих башен. Бортовые командирские башенки сняли.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Обе главные паровые трехцилиндровые машины двойного расширения мощностью по 4000 л. с. изготавливали на Балтийском заводе по чертежам машин крейсера «Владимир Мономах». Каждая машина имела по одному цилиндру высокого давления диаметром 1524 мм и по два цилиндра низкого давления диаметром 1981 мм. Холодильники трубчатой системы имели площадь охлаждения 650 м². Гребные валы — из кованой стали, четырехлопастные винты диаметром 5 м — из марганцевой бронзы.

На «Адмирале Нахимове» широко применялись вспомогательные паровые механизмы — машина для проворота гребных валов, лебедки для подъема шлака и т. д.

Впервые на русском боевом корабле установили полное палубное освещение из 320 ламп накаливания. Электрическую энергию вырабатывали четыре динамо-машины Грамма мощностью по 9,1 кВт, с приводом от отдельных паровых машин.

СЛУЖБА

Большую часть службы крейсер провел в дальних плаваниях. 29 сентября 1888 года он ушел из Кронштадта на Дальний Восток и вернулся назад только через три года. После ремонта новый дальний поход — сначала в США, затем на Средиземное море, а оттуда — опять на Дальний Восток.

В 1894 году крейсер участвовал в маневрах на рейде китайского порта Чифу. В мае 1898 года вернулся на Балтику. После модернизации крейсер в 1900 году отправился на Тихий океан в третий раз. Посещал Японию и Корею, выполнял дипломатические миссии. В мае 1903 года корабль вернулся в Кронштадт.

С началом русско-японской войны «Адмирал Нахимов» под командованием капитана 1- го ранга А. А. Родионова вошел в состав 2- го броненосного отряда 2-й Тихоокеанской эскадры. 14 мая 1905 года в Цусимском сражении крейсер получил около 20 попаданий снарядами, а ночью был торпедирован в правый борт. В ходе ночного боя крейсер потопил два японских миноносца и нанес серьезные повреждения крейсеру «Ивата». При появлении японских кораблей утром 15 мая крейсер был окончательно затоплен экипажем. В тяжелейших условиях Цусимского сражения «Адмирал Нахимов» проявил себя более чем достойно.