Женское белье

Все события русско японской войны 1904 1905. Ход войны. Карта военных действий

Все события русско японской войны 1904 1905. Ход войны. Карта военных действий

Русско-японская война 1904-1905 гг. имела важное историческое значение, хотя многие думали, что она абсолютно бессмысленна.

Но эта война сыграла немалую роль в формировании новой власти.

Кратко о причинах русско-японской войны 1904-1905 гг.

В начале прошлого века интересы российской и японской держав столкнулись в закреплении на морях Китая.

Основной причиной являлась внешняя политическая деятельность государств:

  • стремление России в закреплении на дальневосточном регионе;
  • стремление Японии и западных государств помешать этому;
  • стремление Японии захватить Корею;
  • строительство военных объектов русскими на арендованной китайской территории.

Также Япония старалась приобрести превосходство в области вооруженных сил.

Карта военных действий русско-японской войны


На карте обозначены главные моменты и ход войны.

Ночью 27 января японцы осуществили нападение на флотилию русских в Порт-Артуре без предупреждения. Потом последовало блокирование порта Чемульпо на территории Кореи остальными японскими судами. На карте эти действия показаны синими стрелками в области Желтого моря. На суше синими стрелками показано движение японской армии по суше.

Годом позже, в феврале 1905 г., на суше под Мукденом (Шеньяном) произошло одно из главных сражений. На карте это обозначено знаком.

В мае 1905 г. проиграла битву 2-я русская флотилия около острова Цусимы.

Красными пунктирными линиями обозначен прорыв 2-й русской эскадры к Владивостоку.

Начало японской войны с Россией

Русско-японская война не являлась неожиданностью. Ведение политики на территории Китая предполагало такое развитие событий. Около Порт-Артура дежурили русские суда для предотвращения возможных атак.

Ночью 8 японских миноносцев разбили суда русских у Порт-Артура. Уже утром другая флотилия японцев атаковала русские суда у порта Чемульпо. После этого началась высадка японцев на сушу.

Хронологическая таблица русско-японской войны 1904-1905 гг.

События разворачивались на суше и море. Основные этапы войны:

На море На суше
26-27 янв. (8-9 фев.) 1904 г. – нападение на Порт-Артур японцев. Фев. – апр. 1904 г. – высадка войск Японии в Китае.
27 янв. (9 фев.) 1904 г. – атака японской эскадры 2-х русских судов и их уничтожение. Май 1904 г. – японцы отрезали крепость Порт-Артур от русских войск.
31 мая (13 апр.) 1904 г. – попытка вице-адмирала Макарова выйти из гавани Порт-Артура. Судно, на борту которого был адмирал, попало на одну из расставленных японцами мин. Макаров погиб практически со всем экипажем. Но вице-адмирал остался героем русско-японской войны. Авг. 1904 г. – сражение под городом Ляоян с генералом Куропаткиным во главе войск. Было безуспешным для обеих сторон.
14-15 мая (по другим источникам 27-28 мая) 1905 г. – крупнейшее сражение у острова Цусима, в котором победили японцы. Почти все корабли были разбиты. Только три прорвались к Владивостоку. Это было одно из решающих сражений. Сент. – окт. 1904 г. – битвы на реке Шахэ.
Авг. – дек. 1904 г. – осада Порт-Артура.
20 дек. 1904 г. (2 янв. 1905 г.) – сдача крепости.
Янв. 1905 г. – возобновление обороны русскими войсками на Шахэ.
Фев. 1905 г. – победа японцев под городом Мукден (Шеньян).

Характер русско-японской войны 1904-1905 гг.

Война имела захватнический характер. Противодействие 2-х империй осуществлялось за главенство на Дальнем Востоке.

Целью Японии был захват Кореи, но Россия стала развивать инфраструктуру на арендованных территориях. Это мешало стремлениям Японии, и она приняла решительные меры.

Причины поражения России

Из-за чего Россия проиграла – из-за неправильных шагов русской армии, или у японцев изначально были все условия для победы?

Российская делегация в Портсмуте

Причины поражения России:

  • нестабильное положение в государстве и заинтересованность правительства в быстром заключении мира;
  • большой резерв войск у Японии;
  • для переброски армии Японии требовалось около 3-х дней, а Россия могла осуществить это примерно за месяц;
  • вооружение и корабли у Японии были лучше, чем у России.

Западные страны поддерживали Японию и оказывали ей содействие. В 1904 году Англия предоставила Японии пулеметы, которых у последней раньше не имелось.

Итоги, последствия и результаты

В 1905 г. в стране началась революция. Антиправительственные настроения требовали прекращения войны с Японией, даже на невыгодных условиях.

Все силы необходимо было бросить на урегулирование положения в государстве.

Хотя для победы у России хватало ресурсов и возможностей. Если бы война продлилась еще несколько месяцев, Россия могла бы победить, т. к. силы японцев стали ослабевать. Но Япония попросила Штаты повлиять на Россию и склонить ее к переговорам.

  1. Обе страны выводили свои армии из области Маньчжурии.
  2. Россия отдавала Порт-Артур и часть железной дороги.
  3. Корея оставалась в сфере интересов японского государства.
  4. Часть Сахалина отныне относилась к японскому государству.
  5. Также Япония получила доступ к ловле рыбы вдоль берегов России.

В обеих странах война отрицательно сказалась на материальном положении. Наблюдался рост цен, налогов. Кроме того, значительно вырос долг японского государства.

Россия сделала выводы из проигрыша. В конце десятилетия были реорганизованы армия и флот.

Значение русско-японской войны

Русско-японская война выступила как толчок для революции. Она открыла множество проблем действующей власти. Многие не понимали, зачем вообще нужна эта война. В итоге настроения против власти только обострились.

8 февраля японский флот напал на русские военные корабли, которые находились в Порт-Артура. В результате такого неожиданного хода со стороны армии Японии были полностью уничтожены самые мощные и сильные корабли русского флота. После этого Япония официально объявила войну. Военное объявление прозвучало 10 февраля. По историческим данным со стороны Японии, главнейшей причиной неожиданной войны стало присвоение к своим владениям Россией востока, а также захват японского Ляодунского полуострова. Неожиданное нападение Японии и объявление военных действий относительно России вызвали волну негодования в русском, но не в мировом обществах. Сразу же на сторону Японии встали Англия и Соединенные Штаты Америки, в их журналах и газетах появились резкие антирусские выпады. Союзница России, Франция, заняла дружескую нейтральную позицию, поводом для этого послужил страх перед усиливающейся Германией. Однако длилось это недолго: Франция перешла на сторону Англии 12 апреля 1905 года, тем самым охладив свои отношения с русским правительством. В это же время Германия, воспользовавшись положением, объявила относительно России теплый дружеский нейтралитет.

Несмотря на начальные победоносные действия и множество союзников, захватить крепость у японцев не получилось. Была предпринята повторная попытка 26 августа – генерал Ойяма, командуя войском, на счету которого было 46 тысяч солдат, напал на крепость Порт-Артура, но, встретив 11 августа достойное сопротивление и понеся огромные потери, был вынужден отступиться. 2 декабря скончался русский генерал Кондратенко, командующими был подписан акт, и крепость, несмотря на оставшиеся силы и возможность держаться дальше, была отдана японцам вместе с 30-ю тысячами пленных и русским флотом.
Победа была почти на стороне японцев, но, истощив экономику долгой и изнурительной войной, император Японии был вынужден подписать мирный договор с Россией. 9 августа правительство России и Японии начали мирные переговоры. В Токио этот договор приняли холодно и с протестом.

В российской политике эта война показала много брешей, которые было необходимо заделать. Многие солдаты и офицеры предали страну и дезертировали, а русская армия была неподготовлена к внезапной войне. Также была выявлена слабость царской власти, на основании чего впоследствии и была устроена революция в 1906 году. Однако было и хорошее последствие войны: благодаря открывшимся в ходе русско-японской войны прежним ошибкам, Россия прекратила исследовать восток и активно начала преобразовывать и проводить реформы старых порядков, что после увеличило как внутреннюю, так и внешнюю политическую мощь страны.

Династия и государство Шан

Династия Шан или Шан-Инь (1600 – 1650 года до н.э.) – единственная доисторическая китайская династия, при которой образовалось государство, которое было официально признано существовавшим: реальные археологические раскопки доказали это. В результате раскопок были найдены каменные плиты с древними иероглифами, описывающими жизнь и правительство императоров той эпохи.

Существует мнение, что род Шан-Инь пошел от императорского сына Сюань-Сяо, который сверг с престола своего отца Хуан-ди с помощью приближенного ему министра И-Инь. После этого инцидента древнекитайский астролог, историк и писатель, известный тем, что он написал «Ши дзи» — историческую летопись от мифических веков до его времени, бежал из столицы пять раз, однако его возвращали назад правители Шан.

Государство Шан было немногочисленным – всего около 200 тыс. человек. Жили они в бассейне китайской реки Хуанхэ, что повлияло на образ жизни жителей государства Шан-Инь. Так как в этом государстве практически не было войн (происходили только редкие набеги кочевников соседних стран), одни мужчины занимались в основном земледелием и охотой, другие изготавливали орудия труда и оружия. Женщины занимались собирательством, следили за домом и обучали детей. В основном, мальчиков на обучение брали мужчины, а девочек на дому обучали матери всем житейским женским мудростям.

Жители государства Шан были очень религиозны. Их главным божеством являлось Небо или Шанди, которое отождествлялось с домом душ верховных правителей и императоров. Император, который принимал дары и подношения, а также исполнявший ритуалы поклонения духам умерших назывался в народе Сыном Неба и являлся святой неприкосновенностью. Покушение на жизнь Сына Неба считалось богохульством и каралось смертной казнью.

Дворец императоров династии Шан-Инь был богато украшен фресками и росписями на стенах. Под потолками располагались высокие золоченные колонны, которые изображали сцены из древнекитайской мифологии и истории. На картинах были нарисованы маслом моменты из войн и заграничных походов.

В отличие от богатых дворцов императоров, обычные жители обитали в землянках, построенных из высушенных деревянных «кирпичей», которые скреплялись меж собой глиной.

Династия Шан-Инь прервалась, когда впоследствии мятежа император Ся Цзе Шан был убит и на престол вступил Тан Чжоу, следующий император Китая и основатель династии Чжоу. Началась новая эра в истории Древней Китайской Империи.

Елизавета II

Старшая дочь короля Георга VI (изначально принца Альберта) Елизавета (Александра Мария) Йоркская (сокращенно Елизавета II) является обладательницей титула «Самый долгоживущий правящий монарх Британии». Елизавете II 21 апреля 2018 года исполнилось ровно 92 года, правит страной она с двадцати пяти, то есть на престоле она уже 67 лет, что является рекордом в истории Англии. Помимо Великобритании она также является королевой 15-ти государств. Правительница Великобритании является потомком многих королей Англии, что означает ее чистейшее королевское происхождение.

В основном, Елизавета выполняет внешнеполитические действия, практически никак не влияя на внутреннее управление Британией. В ее королевские обязанности входят приемы иностранных министров и послов, вручения наград, посещения стран по дипломатическим делам и т.д. Однако она хорошо справляется со своей ролью. Именно при ней, благодаря развитым компьютерным технологиям, королева может общаться с народом вне замка. Так, правительница Великой Британии уже который год участник и пользователь таких социальных сетей, как Instagram, Facebook, Twitter и даже YouTube.

Несмотря на свой высокий статус, монархиня обожает садоводство и разведение собак (в основном она выводит спаниелей, догов и лабрадоров). С недавних пор она также увлеклась фотографией. Она фотографирует те места, где побывала за свою жизнь. Следует знать, что королева побывала в 130 странах, а на ее счету более 300 зарубежных поездок — помимо родного английского, она в совершенстве знает французский. Также она очень пунктуальна, но это не делает ее менее вежливой и доброй.

Но, несмотря на все эти хорошие качества, королева Англии четко соблюдает королевский церемониал: в газетах иногда появлялись статьи о том, как королева, посещая больницы, была со всеми предельно вежлива и учтива, но не позволяла никому прикасаться к ней и даже не снимала перчаток. Наверняка это покажется странным, но даже при принятии особо важных гостей на чаепитии (например, чиновников и важных лиц из других стран), специально для Елизаветы, ее семьи и приближенных ставят отдельный шатер, в который не допускается никто из посторонних.

Согласно опросам населения Великобритании, все жители довольны своей правительницей и очень ценят и уважают ее, что точно заверяет в ее добродушных и радушных чертах характера, которые так полюбились всем ее королевским подданным.

Цель: изучение событий русско-японской войны и отображение их в литературе; выяснение причины поражения России в войне с Японией.

  • Знать причины, характер, основные этапы войны, условия Портсмутского мира.
  • Уметь извлекать из различных источников информацию по данной теме, находить на карте историко-географические объекты.
  • Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гуманизма даже на примере трагических страниц отечественной истории.

Предварительное задание.

  • Прочитать рассказ Л. Андреева “Красный смех”, выбрать для выразительного чтения эпизоды об “ужасах этой войны” (по 1 мин.);
  • Подготовить исторические справки об основных событиях войны (по 5 мин.).

Формы работы. Сообщения учителя и учащихся; чтение фрагментов художественных произведений (Л. Андреев “Красный смех”; А. Степанов “Порт-Артур”; статья Л. Толстого “Одумайтесь!”; Новиков-Прибой “Цусима”, В. Брюсов “Цусима”, Вяч. Иванов “Цусима”), работа с картой.

Оформление урока:

  • портреты Куропаткина А. Н., Макарова С. О., Кондратенко Р. И., Алексеева Е. И.
  • настенная карта “Русско-японская война 1904-1905 гг.”;
  • выставка книг “Слава и горечь русского флота в русско-японской войне”: Новиков-Прибой “Цусима”, Худяков П. К. “Путь к Цусиме”, Семёнов В. “Расплата”, Степанов А. “Порт-Артур”, Озерецкая Е. “Доблесть русского флота” и др.;
  • таблица “Основные события войны”, где будут записаны даты основных событий и число погибших в этих сражениях:

“Основные события войны” (заполняется по ходу урока)

Ход урока

I. Слово учителя.

На рубеже веков, с началом стадии империализма, усилилась неравномерность развития капиталистических стран. Обгоняя по темпам и уровню развития старые колониальные державы: Англию, Францию, молодые капиталистические страны – США, Германия и Япония – стремились к территориальным приобретениям и новым рынкам сбыта. Создалась чрезвычайно сложная и напряженная международная обстановка. Ее определяли франко-германское и англо-германское соперничество, а также противоречия России с Англией, Германией и Японией. Политика России на Балканах и Ближнем Востоке не была активной. Она направлялась на поддерживание сложившегося соотношения сил с Австро-Венгрией, Германией и Англией в этих регионах. На среднем Востоке Россия действовала активнее, распространяя свое влияние на север Ирана.

Самой деятельной была русская политика на Дальнем Востоке. В этот период внимание Англии, США и Японии привлекают Китай, Корея, Маньчжурия (Северо-восточный Китай). Россия тоже вступает в борьбу за влияние на них. После японо-китайской войны 1894 г. Китай уступил Японии Ляодунский полуостров. Россия, сознавая угрозу своим интересам на Дальнем Востоке, предложила Японии отказаться от аннексии Ляодунского полуострова. Россию поддержали Франция и Германия, после чего Япония вынуждена была уступить. В 1896 г. Россия заключила с Китаем оборонительный союз против Японии и соглашение о строительстве Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). В 1898 г. Россия получила от Китая в аренду Порт-Артур с правом превращения его в военную базу. Через год началась открытая колониальная экспансия капиталистических государств в Китай. В Китае вспыхнуло народное восстание (1900 г.), которое было подавлено совместными силами империалистических государств. Русское правительство под предлогом охраны КВЖД ввело войска в Маньчжурию, тем самым резко обострив противоречия между Россией, с одной стороны, и Японией и Англией – с другой. Союзный договор Японии и Англии в 1902 г. против России был поддержан США. В конце лета 1902 г. Япония направила требование к России о признании полного японского протектората над Кореей в обмен на признание Японией права за Россией свободы действий в Маньчжурии в зоне КВЖД. 31 декабря 1903 г. русской стороне вручены новые требования: Япония настаивала на безраздельном господстве в Корее и признании равных с Россией прав в Маньчжурии. Требования были приняты, но японский телеграф намеренно не передавал их русскому посланнику до 25 января.

25 января 1904 г. Япония разорвала дипломатические отношения с Россией и в ночь на 26 января без объявления войны напала на русскую эскадру в Порт-Артуре. Началась русско-японская война.

П. Беседа с классом о причинах войны.

– Определите причины русско-японской войны исходя из характеристики внешней политики России в конце XIX – начале XX вв. и положения на Дальнем Востоке.

Столкновение русских и японских интересов в Корее и Маньчжурии.

Причину войны записать на доске.

– Нужна ли эта война была России, несмотря на то, что войну начала Япония? Какие цели преследовало царское правительство в этой войне? При ответе используйте эпиграф.

Во-первых, Россия к началу века являлась империалистической державой и Маньчжурия и Корея входили в сферу ее колониальных интересов.

Во-вторых, из слов В. Плеве становится понятно, что царскому правительству выгодно участие в этой войне, потому что в России к началу века сложилась революционная ситуация, следовательно, победа в войне подняла бы престиж власти и помогла бы избежать революции.

Соотношения сил и планы сторон:

Основные планы Японии Японское командование основными военными целями ставило: достижение полного господства на море, на суше – овладение Порт–Артуром и затем распространение своих военных успехов на Корею и Маньчжурию, вытесняя из этих районов русских.

Из воспоминаний А.И.Деникина:

К началу 1904 года находилось всего 108 батальонов, 66 конных сотен и 208 орудий, т.е. около 100тыс. Офицеров и солдат подкрепления могли подвозиться из России с громадных расстояний, причем пропускная способность Сибирской магистрали равнялась всего 3 парам в сутки. Но, самое главное, мы недооценили военной силы Японии… Так, максимальным напряжением Японии считалось нами постановка под ружье 348тыс. человек, причем на театр военных действий 253тыс. Между тем Япония призвала 2727000, из которых использовано было на войне 1185000, т.е. в три раза больше предположенного.

Общее соотношение морских сил к началу войны

Корабли Россия Япония
Эскадренные броненосцы 7 6
Броненосные крейсера (крейсера I ранга) 4 8
Легкие крейсера (крейсера II ранга) 7 12
Эскадренные миноносцы 27 27
Малые миноносцы 10 19
Минные заградители 2 -
Канонерские лодки 6 8
Всего 63 80
Общий тоннаж, тыс. т. 190 260

III. Характеристика военачальников.

1. Слово учителя. Главнокомандующим сухопутными и морскими силами России был назначен вице-адмирал Алексеев Евгений Иванович (1903-1905 гг. царский наместник на Дальнем Востоке).

Его помощник – командующий Маньчжурской армии генерал-адъютант Куропаткин Алексей Николаевич.

2. Сообщение учащегося.

Куропаткин Алексей Николаевич. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. проявил себя храбрым офицером, был начальником штаба у генерала Скобелева, который якобы сказал ему: “Помни, что ты хорош на вторые роли. Упаси тебя бог когда-нибудь взять на себя роль главного начальника; тебе не хватает решительности и твердости воли”. В 1898-1904 гг. – военный министр, входил в политическую группу СЮ. Витте, стремившуюся к экономической экспансии на Дальнем Востоке. Куропаткин один из виновников неподготовленности России к войне с Японией. Во время русско-японской войны после отставки Алексеева стал командующим всеми вооруженными силами на Дальнем Востоке. Показал себя безвольным и бездарным военачальником, смещен с этого поста в марте 1905 г. после поражения русской армии под Мукденом.

3. Слово учителя.

Командовать Тихоокеанским флотом в ходе русско-японской войны был назначен вице-адмирал Макаров Степан Осипович.

4. Сообщение учащегося.

Макаров Степан Осипович. Флотоводец, изобретатель, теоретик военно-морского дела, написавший более 50 научных работ, мореплаватель, дважды обогнувший земной шар, исследователь Арктики. Участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг., во время которой немало способствовал активизации русских морских сил на Черном море. В 1897-1898 гг., будучи уже вице-адмиралом, построил по собственному проекту ледокол “Ермак”, на котором плавал в морях Арктики. С 1899 г. главный командир Кронштадтского порта и военный губернатор Кронштадта. 1 февраля 1904 г. назначен командующим I Тихоокеанской эскадрой и 24 февраля прибыл в Порт-Артур. Он вдохнул энергию в моряков, заставил флот начать активные боевые действия. Погиб 31 марта 1904 г. на броненосце “Петропавловск”, который подорвался на минной банке. А ведь никто не уделял большего внимания развитию минного оружия, никто так не предупреждал об его всё возраставшей опасности, как сам Макаров! После его гибели флот ограничился оборонительными действиями.

IV. Хронологическое освещение хода войны. Основные сражения.

Слово учителя. Русско-японскую войну делят на 3 хронологических периода

Предлагается временные рамки этих периодов записать в тетрадь (см. табл.).

1. Сообщение об основных событиях первого периода:

26 января 1904 г. одновременно с нападением на Порт-Артур японцы атаковали находящиеся в корейском порту Чемульпо крейсер “Варяг” и канонерскую лодку “Кореец”. Японцы послали на захват крейсера и лодки целую эскадру – шесть крейсеров, восемь миноносцев. После неравного ожесточенного боя, не желая сдаваться врагу, русские моряки потопили свои корабли.

2. Чтение эпизода из романа А. Степанова “Порт-Артур”. “...Между тем “Варяг” медленно опрокидывался на левый бок.

Сотни глаз с затаенным дыханием следили за гибелью героического корабля. Русские матросы, эвакуированные на иностранные суда, с тоской и болью в сердце смотрели на родной “Варяг”, которым они привыкли гордиться и на котором только что пережили трагические минуты неравного боя, ежесекундно рискуя своей жизнью... Медленно погружавшийся корабль вдруг на мгновение замер и, вздрогнув всем своим огромным телом, быстро пошел под воду. Все матросы сняли фуражки и закрестились. Многие плакали, не стыдясь своих слез...”

3. Слово учителя. Впоследствии о подвиге “Варяга” была написана песня, в которой есть такие слова:

Не скажут ни камень, ни крест, где легли Во славу мы русского флага, Лишь волны морские прославят вовек Геройскую гибель “Варяга”!

4. Сообщение учащегося у карты. 5 мая 1904 г. пять японских дивизий высадились на побережье Порт-Артура и атаковали близлежащий холм; после нескольких атак при поддержке морской артиллерии 27 мая холм был занят. Таким образом, генерал Ноги смог окружить Порт-Артур с суши и обстреливать русские корабли в гавани. Порт-Артур был отрезан от Маньчжурии. Началась длительная семимесячная осада.

5. Слово учителя. В августе 1904 г. в Маньчжурии 3 японские армии, продолжая наступление, соединились у Ляояна.

6. Сообщение ученика у карты. Здесь с 11-21 августа произошло сражение между 152-тысячной русской армией генерала А. Н. Куропаткина и японскими войсками маршала Оямы (130 000 чел.).

Японцы планировали решительное наступление с обходом обоих флангов русской армии, однако их силы были недостаточны для решения такой задачи.

В этих условиях все атаки японцев были отбиты, и командующий японскими войсками дал приказ об отступлении, но Куропаткин опередил Ояму на 2 часа, также дав приказ об отступлении. Хотя русская армия превосходила по численности и была лучше оснащена, ей с большим трудом удавалось сдерживать натиск противника по причине незнания местности, отсутствия карт, данных разведки. Преувеличенные сведения о силах противника заставили Куропаткина принять решение об отступлении к Мукдену

1. Сообщение об основных событиях второго периода: После поражения под Ляояном судьбу войны решала оборона Порт-Артура, который оттягивал значительные силы японцев. 7 месяцев длилась осада, японцы предпринимали многократные штурмы, не прекращали бомбардировок.

Задание. Прослушав отрывки из воспоминаний, сделайте вывод о соотношении сил.

Из воспоминаний БЛ. Романова. (Очерки дипломатической истории русско-японской войны. 1895 – 1907. М., Л., 1955, с. 303.)

“В техническом отношении армия начинала кампанию с 8 пулеметами; пополнялась полевой артиллерией вместо горной, хотя с 1900 г. можно было воочию видеть гористый характер будущего театра военных действий; не располагала точными картами, без которых часто плутали и попадали не туда, куда шли. Порт-Артур начинал кампанию с 153 снарядами для 12-дюймовых орудий, тогда как во Владивостоке таких снарядов лежало 1037 и не было ни одного 12-дюймового орудия...

Сухопутные войска насчитывали 100 тыс. человек, в составе военно-морского флота на Дальнем Востоке были 7 броненосцев, 4 бронекрейсера, 32 миноносца. Япония к началу военных действий имела сухопутную армию, считая и резервные силы в 330 тыс. человек, на вооружении армии имелись 1068 орудий разных калибров”.

Мнение Л. И. Деникина, в годы русско-японской войны – молодого офицера: “... очень плохо обстояло дело со знакомством с качествами и моральным духом японской армии... о которой генерал Куропаткин после первых боев доносил государю: “Мы имеем дело с весьма серьезным противником, отлично подготовленным, обладающим обширными и самыми усовершенствованными силами и средствами, многочисленным, весьма храбрым и отлично руководимым”.

Обороной руководил генерал Роман Кондратенко.

2. Сообщение учащегося.

Кондратенко Роман Исидорович. Генерал-майор, военный инженер. Перед русско-японской войной командовал Седьмой Восточносибирской стрелковой бригадой в Порт-Артуре. С началом войны назначен командующим сухопутной обороной крепости Порт-Артур, организатор и герой ее защиты. Погиб в декабре 1905 г., защищая крепость.

3. Слово учителя. После гибели Романа Исидоровича командование принял генерал Стессель Анатолий Михайлович, который принял решение о сдаче крепости, хотя возможности обороны исчерпаны не были.

4. Сообщение учащегося. За сдачу Порт-Артура японцам был отдан в 1906 г. под суд вместе с другими виновниками сдачи крепости – генералами Фоком, Рейсом, Смирновым. Следствие выявило полную бездарность Стесселя, сознательно подготовившего крепость к сдаче. Верховный военно-уголовный суд 7 февраля 1908 г. приговорил Стесселя к расстрелу, замененному десятилетним заключением в Петропавловской крепости, но уже в мае 1908 г. он был освобожден по распоряжению Николая II и уехал за границу.

5. Слово учителя. После падения Порт-Артура Куропаткин попытался разбить главные японские силы под Мукденом до прибытия им на помощь войск из-под Порт-Артура. Решающая битва произошла в феврале 1905 г.

6. Сообщение ученика у карты. По плану Куропаткина русские войска должны были, прикрывая Мукден с севера и запада, подтянуть резервы и перейти в наступление. Но японцы сорвали русский план своим наступлением на правом фланге, обошли Мукден с севера, прорвали фронт и вышли к железной дороге, после чего Куропаткин отдал приказ об отступлении. Мукденское сражение, беспрецедентное по напряженности, длительности и масштабам (ширина фронта до 150 км), явилось крупной неудачей русских, повлиявшей на дальнейший ход войны.

3-й период (март-август 1905 г.)

1. Слово учителя. После сдачи Порт-Артура Война уже была проиграна, однако царизм настаивал на продолжении бессмысленного похода 2-ой Тихоокеанской эскадры под командованием Рожественского из Кронштадта во Владивосток.

Рожественский Зиновий Петрович (1848 – 1909)– Родился в семье военного врача, получил разностороннее образование. В 1864 поступил в Морской корпус, затем в Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге и в 1873 был выпущен по первому разряду лейтенантом. Работал в Комиссии морских артиллерийских опытов, увлекался электротехникой. В 1898 был произведен в контр-адмиралы и назначен командующим учебно-артиллерийским отрядом Балтийского флота. В 1904 произведен в вице-адмиралы и занимался подготовкой 2-й Тихоокеанской эскадры к походу из Балтийского моря на Дальний Востоке поддержку 1-й Тихоокеанской эскадры, запертой японцами в Порт-Артуре. Рожественский, раненный в этом бою, был оправдан военно-морским судом. В 1906 уволен в отставку.

2. Сообщение ученика у карты.

Последним сражением русско-японской войны стало морское сражение, произошедшее 14-15 мая 1905 г. в Корейском проливе у острова Цусимы. В нем участвовали русская 2-я Тихоокеанская эскадра (11 броненосцев, 10 крейсеров, 9 эсминцев) под командованием адмирала 3. П. Рожественского и японский флот (4 броненосца, 48 крейсеров, 21 эсминец и 42 миноносца) под командованием адмирала Того.

Задание учащимся: чтобы нагляднее представить себе силы сторон, составьте таблицу.

Русская эскадра вошла в Корейский пролив, пытаясь прорваться во Владивосток, но была обнаружена японцами, после чего русские корабли перестроились в две колонны. При появлении главных сил японского флота Рожественский начал перестраивать корабли в одну колонну, задержав открытие огня.

Чтение фрагмента “Гибель "Ослябя"” из книги Новикова-Прибоя “Цусима”.

“Когда 14 мая после перестрелки с неприятельскими разведочными крейсерами... показалась японская эскадра, на броненосце “Ослябя” пробили боевую тревогу...

Но вот здесь-то и случилось то, чего никто не ожидал от командующего 2-й эскадрой адмирала Рожественского, в боевые способности которого так слепо верили в Петербурге. С первого же момента благодаря несуразным манёврам адмирала “Ослябя”, как мы знаем, был поставлен в такое положение, что вынужден был застопорить машины, чтобы не протаранить впереди идущее судно. Противник воспользовался этим и, делая последовательный поворот на шестнадцать румбов и ложась на параллельный с нами курс, открыл по нему сильнейший огонь...

Японцы быстро пристрелялись к стоячей мишени... Снаряды начали сыпаться градом... А броненосец покорно подставлял свои борта и ничего не предпринимал, чтобы выйти из-под обстрела Когда ему представилась возможность двинуться вперёд и когда внутри его заколотились все три машины в четырнадцать тысяч пятьсот индикаторных сил, а за кормой зарубили все три винта, он уже имел несколько пробоин в носовой части...

По всем палубам, по всем многочисленным отделениям пронеслись отчаянные выкрики:

– Броненосец опрокидывается!

– Погибаем! -Спасайся!

Командир Бэр, без фуражки, с кровавой раной на лысой голове, но с папиросой в зубах... сказал своим офицерам:

– Да, тонем, прощайте!

Потом в последний раз затянулся дымом и громко скомандовал:

– Спасайтесь! За борт! Скорее за борт!

Но время было упущено. Корабль стал быстро валиться на левый борт. Все уже и без приказа командира поняли, что наступил момент катастрофы. Из погребов, кочегарок, отделений минных аппаратов по шахтам и скобам полезли люди, карабкаясь, хватаясь за что попало, срываясь вниз и снова цепляясь. Каждый стремился скорее выбраться... рассчитывая выскочить наружу, за борт...

Командир Бэр, несмотря на разгорающийся вокруг него пожар, не покидал своего мостика. Для всех стало ясно, что он решил погибнуть вместе с кораблём. Казалось, все его заботы теперь были направлены только к тому, чтобы правильно спасались его подчинённые. .. Он командовал, стараясь перекричать вопли других:

В этот момент, перед лицом смерти, он был великолепен...

Из машинистов и механиков ни один не выпрыгнул за борт. Все они, в числе двухсот человек, остались задраенными в своих отделениях. Каждый моряк может себе представить, что произошло с ними... В жаркой тьме вопли смешались с грохотом и треском падающих тяжестей. Но одна из трёх машин и после этого продолжала некоторое время работать, разрывая попадавших в нее людей на части. Это были последние судороги погибающего корабля. Водой эти закупоренные отделения корабля заполнились не сразу. Значит, те, которые не были ещё убиты, долго оставались живыми, проваливаясь в пучину до самого морского дна. И, может быть, прошёл не один час, прежде чем смерть покончила с ними”.

4. Слово учителя. Превосходство японских кораблей в скорости движения, бронировании и скорострельности решило исход сражения: 4 русских броненосца были потоплены, остальные корабли получили повреждения. Ночью, в темноте, русские корабли потеряли связь между собой, и к утру русская эскадра перестала существовать как боевая единица. Во Владивосток сумели прорваться лишь один крейсер и два эсминца. Никогда ещё русский флот не подвергался такому разгрому. Лучшие корабли были потоплены, сам Рожественский со своим штабом попал в плен, погибло 5000 моряков. После этого сражения воюющие стороны пошли на заключение перемирия, предложенного президентом США Теодором Рузвельтом.

V. Работа с учебником., с документом

Из воспоминания Деникина

Ко времени заключения мира русские армии на Сипингайских позициях Имели 446тыс. бойцов (под Мукденом – около 300 тыс.); располагались войска не в линию, как раньше, а эшелонированно в глубину, имея в резерве общем и армейском более половины

cвоего состава, что предохраняло от случайностей и обещало большие активные возможности; Фланги армий надежно прикрывались корпусами генералов Ренненкампфа и Мищенки; Армия пополнила и омолодила свой состав и значительно усилилась технически;

Связь с Россией поддерживалась уже не 3-мя парами поездов, как в начале войны, а 12 парами. Наконец, дух армии не был сломлен…

Японская армия, стоявшая против нас, имела на 32%меньше бойцов. Страна была истощена. Среди пленных попадались старики и дети. Былого подъема в ней не наблюдалось. ..

Россия отнюдь не было побеждена. Армия могла бороться дальше. Но… Петербург “устал” от войны более, чем армия. К тому же тревожные признаки надвигавшейся революции, в виде участившихся террористических актов, аграрных беспорядков, волнений и забастовок, лишили его решимости и дерзания, приведя к заключению преждевременного мира.

Вопрос классу: Какой вывод вы можете сделать, анализирую документ?

1. Чтение раздела в учебнике “Портсмутский мир”.
2. Выводы после прочтения.

– Когда был подписан Портсмутский мир? Дату записать в тетрадь.

Перечислите условия этого мирного договора. В результате “Портсмутского мира” Россия

1) уступила Японии южную часть Сахалина;
2) разрешила бесконтрольный рыболовный промысел в российских дальневосточных водах;
3) признала Корею и Маньчжурию сферой влияния Японии;
4) передала права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и портом Дальним Японии.

Определите, какое условие было наиболее тяжелым для России?

Я считаю, что первое условие договора было наиболее тяжелым, так как это территориальные потери.

– А какие условия считаете вы?

VI. Художественная иллюстрация событий русско-японской войны.

1. Слово учителя. И всё-таки самым тяжёлым для страны оказалась гибель русских людей. Ради чего стоило затевать войну?

Обращение к эпиграфу.

Многие писатели откликнулись на русско-японскую войну. Свое “простое слово” сказал В. Гаршин, который сам был на войне. В Англии была опубликована антивоенная статья Л. Толстого “Одумайтесь!”.

Своей бессмысленной жестокостью поразила русско-японская война Леонида Андреева, своё негодование он выразил в рассказе “Красный смех” (первоначально “Война”).

Действительно, “Красный смех” – сильнейшая из проповедей, которыми человечество порывается “умертвить бессмертного, загадочного духа войны” (В. Иванов). Леонид Андреев воспроизвел не только ужасы маньчжурской резни, но и беспримерное жестокосердие власть имущих, которые увеличивали эти ужасы. Нужна ли война человеку? Конечно же, нет. Не случайно антивоенное произведение Андреева имело такую популярность во всём мире. Рассказ был переведен на английский, испанский, болгарский, французский, финский, польский, румынский, венгерский, сербский языки и даже эсперанто.

VII. Подведение итогов урока.

Оцените шансы русской армии и флота на победу. Русская армия перед войной насчитывала около 1 млн человек, но на Дальнем Востоке их было немногим более 120 тыс. человек. Японские вооружённые силы в 2 раза превышали по численности и в несколько раз превосходили русские войска по числу стволов в артиллерии. Соотношение военно-морских сил было практически равным. Поэтому изначально шансы на победу были невелики

– Проанализируйте роль географического фактора в предстоящей войне.

Общепризнано, что геополитический фактор влияет на развитие страны, равно как и на ведение военных действий. Далеко находящаяся Япония, трудность с доставкой личного состава, боеприпасов, продовольствия, отсутствие карт местности, плохое знание противника – всё это не оставляло возможности для победы в этой войне.

Какие основные сражения были в этой войне? {Этапы). Были ли примеры русского героизма? Каково было общественное мнение на ведение Россией предстоящей войны?

Общественное мнение не было единодушным. Однако, по-моему, определяющими были слова “Зачем это нужно?” Статья Толстого “Одумайтесь!”, произведения Л. Андреева, В. Иванова, В. Брюсова и есть тому подтверждение.

Домашнее задание.

1. Учитывая сделанные на уроке выводы, ответьте письменно в тетради на вопрос: почему при очевидной невозможности победить в войне Россия начала её?

2. Выскажите предположение о том, какими будут последствия поражения России для внутреннего положения в стране.

Русско-японская война 1904-1905 гг. – одно из главных событий царствования Николая II. Это война, к сожалению, завершилась поражением России. В этой статье кратко изложены причины, основные события русско-японской войны и ее итоги.

В 1904-1905 гг. Россия вела ненужную ей войну с Японией, закончившуюся поражением из-за ошибок командования и недооценки противника. Основное сражение – оборона Порт-Артура. Война завершилась Портсмутским миром, по которому Россия теряла южную половину о. Сахалин. Война обострила революционную ситуацию в стране.

Причины войны

Николай II понимал, что дальнейшее продвижение России в Европе или Средней Азии невозможно. Крымская война ограничила дальнейшую экспансию в Европе, а после покорения среднеазиатских ханств (Хива, Бухара, Коканд) Россия вышла к границам Персии и Афганистана, которые находились в сфере влияния Британской империи. Поэтому царь решил сосредоточиться на дальневосточном направлении внешней политики. Отношения России с Китаем складывались удачно: с разрешения Китая была построена КВЖД (Китайско-Восточная железная дорога), соединившая земли от Забайкалья до Владивостока.

В 1898 г. Россия и Китай заключили договор, по которому крепость Порт-Артур и полуостров Ляодун переходили к России на 25 лет на правах безвозмездной аренды. На Дальнем Востоке Россия встретилась с новым противником – Японией. Эта страна провела стремительную модернизацию (реформы Мейдзи) и теперь настраивалась на захватническую внешнюю политику.

Главными причинами русско-японской войны являются:

  1. Борьба России и Японии за доминирование на Дальнем Востоке.
  2. Японцев возмущало строительство КВЖД, а также усиление экономического влияния России на Маньчжурию.
  3. Обе державы стремились, чтобы Китай и Корея попали в их сферу влияния.
  4. Японская внешняя политика носила ярко выраженный империалистический тон, японцы мечтали установить свое господство во всем Тихоокеанском регионе (т.н. «Великая Япония»).
  5. Россия же готовилась к войне не только из-за внешнеполитических целей. В стране существовали внутренние проблемы, от которых правительство хотело отвлечь народ, устроив «маленькую победоносную войну». Это название придумал министр внутренних дел Плеве. Оно означает, что, победив слабого противника, возрастет доверие народа к царю и противоречия в обществе ослабнут.

К сожалению, эти ожидания вовсе не оправдались. Россия не была готова к войне. Лишь только граф С.Ю. Витте выступал противником грядущей войны, предлагая мирное экономическое освоение дальневосточной части Российской империи.

Хронология войны. Ход событий и их описание


Война начинались с неожиданного удара японцев на русский флот в ночь с 26 на 27 января 1904. В тот же день в корейской бухте Чемульпо состоялся неравный и героический бой между крейсером «Варяг», который командовал В.Ф. Руднев, и канонерской лодкой «Кореец» против японцев. Корабли были взорваны, чтобы не достаться врагу. Однако японцам удалось заполучить морское превосходство, что позволило им в дальнейшем перебрасывать войска на континент.

С самого начала войны обнаружилась главная для России проблема – невозможность оперативно перебрасывать новые силы на фронт. Население Российской империи было в 3,5 раза больше Японии, но оно было сосредоточено в европейской части страны. Транссибирская магистраль, построенная незадолго до войны, не могла обеспечивать своевременной отправки свежих сил на Дальний Восток. Японцам было значительно легче пополнять армию, поэтому у них было превосходство в численном составе.

Уже в феврале-апреле 1904 г . японцы высадились на континенте и начали теснить русские войска.

31.03.1904 произошла страшная, роковая для России и дальнейшего хода войны трагедия – погиб адмирал Макаров – талантливый, выдающийся флотоводец, который командовал Тихоокеанской эскадрой. На флагманском корабле «Петропавловск» он подорвался на мине. Вместе с Макаровым и «Петропавловском» погиб В.В. Верещагин – известнейший русский художник-баталист, автор знаменитой картины «Апофеоз войны».

В мае 1904 г . командование войском принимает генерал А.Н Куропаткин. Этот генерал совершил множество фатальных ошибок, а все его боевые действия отличались нерешительностью и постоянными колебаниями. Итог войны был бы совершенно иным, если бы во главе войска не оказался этот бесталанный полководец. Ошибки Куропаткина привели к тому, что важнейшая в регионе крепость Порт-Артур оказалась отрезана от остального войска.

В мае 1904 г . начинается центральный эпизод русско-японской войны – осада Порт-Артура. Русские войска героически обороняли эту крепость от превосходящих сил японских войск 157 дней.

Первоначально обороной руководил талантливый генерал Р.И. Кондратенко. Он предпринимал грамотные действия, а личной храбростью и доблестью воодушевлял солдат. К сожалению, он погиб в начале декабря 1904 г ., а его место занял генерал А.М. Стессель, позорно сдавший Порт-Артур японцам. Стессель не раз за войну отметился подобными «подвигами»: до сдачи Порт-Артура, который мог еще сражаться с врагом, он сдал порт Дальний, не оказав никакого сопротивления. Из Дальнего японцы снабжали остальную армию. Удивительно, но Стесселя даже не осудили.

В августе 1904 г . состоялось сражение под Ляояном, в котором русские войска во главе с Куропаткиным потерпели поражение, а затем отступили к Мукдену. В октябре того же года состоялся неудачный бой на р. Шахэ.

В феврале 1905 г . русские войска потерпели поражение под Мукденом. Это было крупное, тяжелое и очень кровопролитное сражение: оба войска понесли огромные потери, нашим войскам удалось отступить в полном порядке, а японцы окончательно исчерпали свой наступательный потенциал.

В мае 1905 г. состоялся последний бой русско-японской войны: Цусимское сражение. Вторая Тихоокеанская эскадра во главе с адмиралом Рожественским была разгромлена при Цусиме. Эскадра проделала долгий путь: она вышла из Балтийского моря, обогнула всю Европу и Африку.

Каждое поражение болезненно сказывалось на состоянии русского общества. Если в начале войны произошел всеобщий патриотический подъем, то с каждым новым поражением доверие к царю все падало. Более того, 09.01.1905 началась Первая Русская революция, и Николаю II нужны были немедленный мир и окончание военных действий, чтобы подавить выступления внутри России.

23.08.1905 г . в городе Портсмут (США) был заключен мирный договор.

Портсмутский мир

После Цусимской катастрофы стало очевидно, что нужно заключить мир. Российским послом стал граф С.Ю. Витте. Николай II настойчиво требовал Витте, чтобы тот на переговорах непреклонно отстаивал интересы России. Царь хотел, чтобы по мирному договору Россия не пошла ни на территориальные, ни на материальные уступки. Но граф Витте осознавал, что уступить все-таки придется. Более того, еще незадолго до окончания войны японцы оккупировали остров Сахалин.

Портсмутский мирный договор был подписан на следующих условиях:

  1. Россия признавала Корею в японской сфере влияния.
  2. Крепость Порт-Артур и полуостров Ляодун были уступлены японцам.
  3. Япония оккупировала Южный Сахалин. Курильские острова остались за Японией.
  4. Японцам предоставлялось право на ведение рыбных промыслов по берегам Охотского, Японского и Берингово моря.

Стоит сказать, что Витте сумел заключить мирное соглашение на достаточно мягких условиях. Японцы не получили ни копейки контрибуции, а уступка половины Сахалина была малозначимой для России: в то время этот остров активно не осваивался. Примечательный факт: за эту территориальную уступку С.Ю. Витте получил прозвище «граф Полусахалинский».

Причины поражения России

Основными причинами поражения послужили:

  1. Недооценка противника. Правительство было настроено на «маленькую победоносную войну», которая завершится быстрой и триумфальной победой. Однако этого не случилось.
  2. Поддержка Японии США и Англией. Эти страны поддерживали Японию материально, а также поставляли ей оружие.
  3. Россия не была готова к войне: на Дальнем Востоке не было сосредоточено достаточно войск, а переброска солдат из европейской части страны была долгой и затруднительной.
  4. У японской стороны было определенное превосходство в военно-технической оснащенности.
  5. Ошибки командования. Достаточно вспомнить о нерешительности и о колебаниях Куропаткина, а также о Стесселе, который предал Россию, сдав японцам Порт-Артур, который еще мог обороняться.

Эти пункты и определили проигрыш войны.

Результаты войны и ее значение

У русско-японской войны следующие итоги:

  1. Поражение России в войне, в первую очередь, «подлило масла» в огонь революции. Народ увидел в этом поражении неспособность самодержавия к управлению страной. Не получилось устроить «маленькой победоносной войны». Доверие к Николаю II существенно упало.
  2. Влияние России в дальневосточном регионе ослабло. Это привело к тому, что Николай II решил переместить вектор российской внешней политики на европейское направление. После этого поражения царская Россия больше не принимала никаких операций по укреплению своего политического влияния на Дальнем Востоке. В Европе же Россия участвовала в Первой Мировой войне.
  3. Неудачная русско-японская война привела к нестабильности внутри самой России. Усилилось влияние наиболее радикальных и революционных партий, дававших критическую характеристику самодержавной власти, обвинявших ее в неспособности руководить страной.
Событие Участники Значение
Атака японцами русского флота 26-27.01.1904. Бой у Чемульпо В.Ф.Руднев. Японцы добились морского превосходства, несмотря на героическое сопротивление русского флота.
Гибель русского флота 31.03.1904 С.О.Макаров. Гибель талантливого русского флотоводца и сильной эскадры.
Май-декабрь 1904 – оборона Порт-Артура. Р.И.Кондратенко, А.М. Стессель. Порт-Артур был взят после долгой и кровопролитной борьбы
Август 1904 – сражение у Ляояна. А.Н.Куропаткин. Поражение русских войск.
Октябрь 1904 – сражение у р. Шахэ. А.Н.Куропаткин. Поражение русских войск и их отступление к Мукдену.
Февраль 1905 – Мукденское сражение. А.Н.Куропаткин. Несмотря на поражение наших солдат, японцы исчерпали свой наступательный потенциал.
Май 1905 – Цусимское сражение. З.П.Рожественский. Последнее сражение в войне: после этого поражения был заключен Портсмутский мир.

Русско-Японская война — это война, которая велась между Российской и Японской империями за контроль над Маньчжурией и Кореей. После перерыва в несколько десятков лет стала первой большой войной с применением новейшего оружия : дальнобойной артиллерии, броненосцев, миноносцев, проволочных заграждений под током высокого напряжения; а также с использованием прожекторов и полевой кухни.

Причины войны:

  • Аренда Россией Ляодунского полуострова и Порт-Артура как военно-морской базы.
  • Строительство КВЖД и российская экономическая экспансия в Маньчжурии.
  • Борьба за сферы влияния в Китае и Коpee.
  • Средство отвлечения от революционного движения в России («маленькая победоносная война»)
  • Усиление позиций России на Дальнем Востоке угрожало монополиям Англии, США и милитаристским устремлениям Японии.

Характер войны : несправедливый с обеих сторон.

В 1902 г. Англия заключила военный союз с Японией и вместе с США встала на путь ее подготовки к войне с Россией. За короткий срок Япония построила на верфях Англии, Италии, США броненосный флот.

Базы русского флота на Тихом океане - Порт-Артур и Владивосток - отстояли друг от друга на 1100 миль и были плохо оборудованы. К началу войны из 1 млн 50 тысяч российских солдат на Дальнем Востоке было дислоцировано около 100 тысяч. Дальневосточная армия была удалена от основных центров снабжения, Сибирская железная дорога имела низкую пропускную способность (3 поезда в сутки).

ХОД СОБЫТИЙ

27 января 1904 г. Нападение Японии на русский флот. Гибель крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» в бухте Чемульпо у берегов Кореи. Блокированные в Чемульпо «Варяг» и «Кореец» отвергли предложение о сдаче в плен. Пытаясь прорваться в Порт-Артур, два русских корабля под командованием капитана 1-го ранга В. Ф. Руднева вступили в бой с 14-ю кораблями противника.

27 января - 20 декабря 1904 г . Оборона военно-морской крепости Порт-Артур . Во время осады впервые были применены новые виды вооружения: скорострельные гаубицы, пулемёты Максима, ручные гранаты, миномёты.

Командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал С. О. Макаров готовился к активным операциям на море и защите Порт-Артура. 31 марта он вывел свою эскадру на внешний рейд, чтобы вступить в бой с противником и заманить его корабли под огонь береговых батарей. Однако в самом начале боя его флагманский корабль «Петропавловск» подорвался на мине и в течение 2 минут затонул. Погибла большая часть команды, весь штаб С. О. Макарова. После этого русский флот перешел к обороне, так как главнокомандующий дальневосточными силами адмирал Е. И. Алексеев отказался от активных действий на море.

Наземную оборону Порт-Артура возглавлял начальник Квантунского укреплённого района генерал А. М. Стессель . Основная борьба в ноябре развернулась за гору Высокую. 2 декабря погиб начальник сухопутной обороны, её организатор и вдохновитель генерал Р. И. Кондратенко . Стессель 20 декабря 1904 г. подписал капитуляцию . Крепость выдержала 6 штурмов и была сдана только в результате предательства коменданта, генерала А. М. Стесселя. Для России падение Порт-Артура означало потерю выхода в незамерзающее Жёлтое море, ухудшение стратегической ситуации в Маньчжурии и существенное обострение внутриполитической обстановки в стране.

Октябрь 1904 г. Поражение русских войск на реке Шахэ.

25 февраля 1905 г. Поражение русской армии под Мукденом (Маньчжурия). Крупнейшее сухопутное сражение в истории до Первой мировой войны.

14-15 мая 1905 г. Сражение в Цусимском проливе. Разгром японским флотом 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского, направленной на Дальний Восток из Балтийского моря. В июле японцы заняли остров Сахалин.

ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ РОССИИ

  • Поддержка Японии со стороны Англии и США.
  • Слабая подготовка России к войне. Военно-техническое превосходство Японии.
  • Ошибки и непродуманность действий командования России.
  • Отсутствие возможности быстрой переброски резервов на Дальний Восток.

Русско-японская война. ИТОГИ

  • Корея признавалась сферой влияния Японии;
  • Япония получила во владение Южный Сахалин;
  • Япония получила право рыбного промысла вдоль русских берегов;
  • Россия передала Японии в аренду Ляодунский полуостров и Порт-Артур.

Русские полководцы в этой войне: А.Н. Куропаткин, С.О. Макаров, А.М. Стессель.

Последствия поражения России в войне:

  • ослабление позиций России на Дальнем Востоке;
  • общественное недовольство самодержавием, проигравшим войну с Японией;
  • дестабилизация политической обстановки в России, рост революционной борьбы;
  • активное реформирование армии, значительное повышение её боеспособности.