Уход за телом

Гласность в системе социалистической демократии. Развитие отечественной культуры в условиях политики гласности. В Российской империи

Гласность в системе социалистической демократии. Развитие отечественной культуры в условиях политики гласности. В Российской империи

Решающее значение для развития отечественной культуры имела политики гласности, начатая советским партийно-государственным руководством во главе с М. С. Горбачевым в 1985 г. В выступлениях партийного руководства и в документах КПСС классовый подход в оценке художественного творчества с его идейной непримиримостью и "борьбой с буржуазными влияниями" постепенно заменялся распространением и утверждением общедемократических и общечеловеческих принципов, "социалистическим плюрализмом", который вскоре вышел далеко за рамки "социалистического" выбора.
Расцвет гласности, выразившийся в бурном обсуждении в обществе и средствах массовой информации накопившихся за 70 лет пороков командно-административной системы государственного социализма, всесторонней беспощадной критики "деформаций" социализма в экономике, политике и духовной сфере. Лидерство в развенчании пороков сталинской модели социализма захватили так называемые "шестидесятники" - представители реформаторской части советской интеллигенции, чья мировоззренческая позиция сложилась под влиянием XX съезда. "Дети XX съезда" стали "прорабами перестройки".
На первом этапе политики гласности в публицистике преобладали мотивы возвращения к "подлинному социализму" ("с человеческим лицом"), к "чистому ленинизму". Не случайно ведущее место на трибуне "гласности" заняли драматург М. Шатров с пьесой "Диктатура совести", публицист Е. Яковлев, возглавивший газету "Московские новости", писатель-диссидент Р. Медведев, латвийский режиссер-документалист Ю. Подниекс. В рамках отказа от жесткой цензуры на V съезде кинематографистов в мае 1986 г. было принято решение снять "с полок" фильмы, ранее запрещенные к показу.
Однако вскоре процесс гласности вышел далеко за рамки заданного руководством КПСС курса демократического социализма. Особую роль в этом сыграли газеты и журналы демократической ориентации, такие как "Аргументы и факты", "Московский комсомолец", "Московские новости", "Новый мир", "Знамя", "Октябрь", "Дружба народов", "Огонек". Их возглавили новые главные редакторы - писатели С. Залыгин, Г. Бакланов, В. Коротич и др. 1988 г. стал "годом толстых журналов":
их тиражи выросли в 3-4 раза и стали соперничать с тиражами газет. В течение 1987-1989 гг. эти издания познакомили читателей практически со всеми запрещенными ранее в СССР произведениями откровенно антисоциалистического характера. Увидели свет роман А. Платонова "Котлован", повести "Собачье сердце" М. А. Булгакова, "Пушкинский дом" А. Битова, известнейший роман Б. Пастернака "Доктор Живаго", а также такие давно известные на Западе произведения, как романы Е. Замятина "Мы", "Все течет" В. Гроссмана, "Исчезновение" Ю. Трифонова и многие другие. Значительное место в периодике заняли произведения современных писателей и публицистов, посвященные критике сталинизма. Наибольшую известность среди них приобрели повести В. Распутина и В. Астафьева, романы Ч. Айтматова и Ю. Дудинцева, Д. Гранина и А. Рыбакова.
В августе 1989 г. журнал "Новый мир" начал публикацию знаменитых романов А. И. Солженицына "Раковый корпус", "В круге первом", "Архипелаг ГУЛАГ".
Поток публикаций расширял пространство гласности и одновременно в нем все отчетливее стали проявляться два направления: наряду с либерально-демократическим течением набирали силу издания консервативного, так называемого национально-патриотического направления. Центрами духовной оппозиции западному влиянию стали журналы "Наш современник" и "Молодая гвардия", "Роман-газета", партийные газеты "Правда" и "Советская Россия". Среди лидеров этого движения наибольшим влиянием пользовались писатели Ю. Бондарев, В. Распутин, В. Белов, художник И. Глазунов. Интеллигенты-патриоты решительно заявили об оппозиции по отношению к "перестроечным" журналам и начале "гражданской войны" в литературе. В ходе развернувшейся широкомасштабной полемики между "демократами" и "патриотами" антисталинский заряд публицистических выступлений (И. Клямкин, О. Лацис, Н. Шмелев и др.) перерастал в антикоммунистический. Речь шла уже не о критике системы, а о невозможности ее трансформации.
В рамках "открытости", объявленной партийным руководством в художественном творчестве, налаживались контакты с Западом. После 1988 г. стали широко развиваться культурные, научные и образовательные обмены. Советские граждане получили широкие возможности для выезда за рубеж. "Железный занавес", долгие годы отделявший Советский Союз от остального мира, наконец-то рухнул. Одновременно в нашу страну хлынул мощный поток "произведений" массовой западной культуры - боевики, фильмы ужасов, порнографические издания, бульварные романы и многие другие "продукты" западного "индустриального" шоу-бизнеса, пропагандирующие культ насилия и удовольствия.
С 1988 г. в СССР фактически была ликвидирована цензура.
Постепенно на смену идеологическому диктату КПСС в науке, литературе, искусстве приходит диктат рынка, где спрос, а не качество является основным критерием оценки научного или художественного творчества.

ТАСС-ДОСЬЕ /Кирилл Титов/. XXVII съезд Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) проходил с 25 февраля по 6 марта 1986 г. в Кремлевском дворце съездов в Москве. Основным событием партийного форума стал политический доклад генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева 25 февраля, в ходе которого советский лидер впервые заявил о необходимости гласности при проведении преобразований в стране.

Повестка съезда

На съезде присутствовало 4993 делегата от советских партийных организаций. В зале заседаний находились также 152 делегации коммунистических, рабочих, революционно- демократических, социалистических, социал-демократических, лейбористских партий и общественных организаций из 113 стран мира.

В ходе съезда состоялись выборы центральных органов партии: Центрального Комитета (ЦК) КПСС в составе 477 человек (307 членов ЦК и 170 кандидатов в члены ЦК КПСС) и Центральной ревизионной комиссии из 83 человек. Кроме того, была принята новая редакция программы КПСС, а также утверждены "Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986-1990 гг. и на период до 2000 г.".

"Гласность"

Значительная часть доклада генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева была посвящена "дальнейшей демократизации общества" и "углублению социалистического самоуправления народа". Главным инструментом такой демократизации должна была стать политика "гласности". Первоначально под этим термином понималась открытость государственных и партийных органов для критики простых трудящихся. Позднее, в 1987-1988 гг., содержание понятия "гласность" существенно расширилось. Речь шла об отмене цензурных ограничений, утверждении во внутренней политике принципов свободы слова и обмена информацией. После XXVII съезда КПСС "гласность" стала одним из главных лозунгов перестройки.

Политика "гласности"

В 1986 г. были назначены новые главные редакторы наиболее массовых периодических изданий. В частности, газету "Московские новости" возглавил Егор Яковлев, журналом "Огонек" стал руководить Виталий Коротич, "Новым миром" - Сергей Залыгин. С начала 1987 г. в СССР стали публиковаться запрещенные прежде литературные произведения (например, повесть Михаила Булгакова "Собачье сердце"), демонстрироваться снятые ранее, но не допущенные к показу фильмы (первым стал фильм Тенгиза Абуладзе "Покаяние"). Из спецхранов в открытые фонды библиотек были возвращены запрещенные к выдаче широкой публике книги, отменены ограничения по подписке на периодические издания. В 1987 г. возникли первые негосударственные телеобъединения, такие как "АТВ" ("Ассоциация авторского телевидения"). 28 сентября 1987 г. создана Комиссия Политбюро ЦК КПСС "по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х и начала 50-х годов". В 1988-1991 гг. в результате ее работы было реабилитировано более 1 млн незаконно осужденных советских граждан. 30 ноября 1988 г. в СССР было полностью прекращено глушение зарубежных радиостанций. 12 июня 1990 г. был принят закон "О печати и других средствах массовой информации", который провозгласил свободу СМИ и отсутствие цензуры.

"Ускорение"

Помимо гласности в своем докладе Михаил Горбачев подтвердил курс на "ускорение социально-экономического развития" страны, о котором впервые было заявлено на Пленуме ЦК КПСС 23 апреля 1985 г. Особый акцент в выступлении был сделан на развитии сельского хозяйства и повышении "благосостояния народа" (предполагалось увеличить доходы населения к 1990 г. в 1,6-1,8 раза). Тогда же прозвучало обещание обеспечить к 2000 г. каждую советскую семью "отдельной квартирой или домом". В докладе главы правительства Николая Рыжкова ставилась задача повысить производительность труда в СССР в 1986-1990 гг. на 23%, а к 2000 г. - в 2,3-2,5 раза. Также предполагалось обеспечить в 1986-1990 гг. ежегодный рост национального дохода на 3,5-4%, объема промышленной продукции - на 3,9-4,4%. Причем правительство рассчитывало достичь этих показателей в основном за счет интенсификации и автоматизации производства, а также мер экономии.

Внешняя политика

Во внешнеполитической части своего доклада Михаил Горбачев заявил о готовности СССР вывести свои войска из Афганистана. Кроме того, он подтвердил курс на сокращение ядерных и обычных вооружений, заявил, что противоборство между капитализмом и социализмом "может протекать исключительно в формах мирного соревнования и мирного соперничества".

С началом в середине 1986 года политики демократизации и гласности, получившей название «перестройка», в общественно-политические процессы вовлекаются широкие слои народа. По сути эта политика являлась ограниченным применением некоторых основополагающих принципов свободы и демократии: свободы слова, печати, совести, общественных организаций и некоторых других.

Расширение рамок свободы слова вело к изменению содержания статей и публикаций в прессе, вызвало невиданный интерес к журналам и газетам. Обсуждались острые вопросы текущей политики и социально-экономического развития. Публицистические статьи И. Клямки- на «Какая улица ведет к храму?», В. Селюнина и Г. Ханина «Лукавая цифра» вызвали широкий интерес свободой мысли и новизной поднимаемых проблем, непривычно острой критикой существующего строя. Критическое печатное слово стремительно размывало основы коммунистического мировоззрения.

Газеты и журналы стали касаться ранее запретных тем: истории гражданской войны, коллективизации и раскулачивания, репрессий. За возвращением в историю отдельных ранее запретных имен - Н. Бухарина, Л. Троцкого, А. Рыкова, Л. Каменева, Ф. Раскольникова и других - последовало начало процесса реабилитации жертв политического террора.

Восстановлению прерванной связи времен способствовало издание ранее запретных русских философов и писателей: Н. Бердяева, С. Соловьева, Г. Федотова, П. Сорокина, В. Розанова, И. Ильина. Увидели свет произведения А. Платонова, В. Гроссмана, А. Солженицына, В. Войновича, А. Рыбакова.

Народное хозяйство СССР в 1989 г. М., 1990. С. 216-218.

Вестник Архива Президента Российской Федерации. 1995. № 1. С. 123.

Театр одним из первых встретил перестройку как приглашение к свободе и максимально использовал ее. Свобода в театре - это отмена запретов на темы, имена и целые пласты искусства, разрешенные к исполнению спектакли, поток «возвращенной» литературы и сценической публицистики, оттеснивший на время классику. Огромный интерес вызвали спектакли М. Шатрова «Диктатура совести», «Дальше, дальше, дальше...» и другие, постановки в Театре Ленинского комсомола.

Документ

«1. Всесоюзная конференция КПСС, руководствуясь интересами социализма и перестройки, считает одной из важнейших политических задач дальнейшее развитие гласности. Конференция рассматривает гласность как развивающийся процесс и подчеркивает, что ее последовательное расширение является непременным условием выражения демократической сущности социалистического строя...»

Свобода привела и к количественному росту театров . Появляется первый частный театр: Театр Антона Чехова в Москве был организован в 1989 году.

Расширение рамок свободы творчества вело к стремительным изменениям в кинематографе. Исчезли «лакировочные» фильмы, далекие от жизненных реалий советского общества. Появились картины, в которых предпринималась попытка осмыслить острые социальные противоречия общественной жизни, устранить «белые пятна» истории в ее кинематографическом отражении. В 1986 году вышла картина Т. Абуладзе «Покаяние», пытавшаяся переосмыслить недавнее историческое прошлое, связанное с эпохой Сталина. Полудокументальные фильмы С. Говорухина «Так жить нельзя» и Ю. Подниекса «Легко ли быть молодым?» вызвали интерес публики и значительно повлияли на настроения в обществе.

Только в самом конце 80-х перемены начались и на телевидении. Появились такие передачи, как «Мир и молодежь», «12-й этаж», а чуть позже - «Взгляд». Эти передачи сильно влияли на общественное мнение.

Эпоха «перестройки и гласности» дала возможность гражданам России познакомиться с художественными произведениями деятелей литературы и искусства российского зарубежья или просто вычеркнутых тоталитарной властью из истории отечественной культуры. Открылась панорама современной мировой культуры, и оказалось, что реализм не единственно возможное художественное направление в творчестве.

Политика гласности привела к появлению новых течений общественной мысли: либералов, консерваторов, ультрарадикалов, наци-

Палитра мнений

М. Горбачев: «Необходимо воспитывать людей на примере тех, кто положил свои жизни за революцию и социализм.

Мы должны дорожить каждым годом нашей 70-летней советской истории. О делах тяжелых партия сказала. 1/1 мы не собираемся изображать их сегодня в розовом свете. Но и здесь вступает в силу непреложный социалистический закон правды. Было и то и другое, и радостное и горькое» .

Палитра мнений

Палитра мнений

А. Солженицын: «Горбачев объявил гласность всего лишь, чтобы использовать столичную интеллигенцию против своих номенклатурных врагов. Он был очень недальновидный человек, не понимал, что за внезапной гласностью дальше последуют взрывы национальные, а затем - свобода оружия, а затем свобода преступлений» .

Э. Хобсбаум: «Советский Союз все стремительнее двигался к своему концу. Происходило это из-за комбинации гласности, которая вызвала дезинтеграцию властных структур, и перестройки, нарушившей работу прежних экономических механизмов и не создавшей новых. Жизненные стандарты советских граждан ухудшались день ото дня» .

Палитра мнений

оналистов. Большинство из них стали противостоять коммунистической идеологии, а затем вступили на путь непримиримой борьбы с ней. В обществе стал все шире распространяться антикоммунизм.

Отказ компартии и государства от воинствующего атеизма создал условия для реального внедрения свободы совести. Начался процесс возрождения христианства, других религий. Стали восстанавливаться разрушенные ранее храмы. Начали строиться новые церкви, мечети, синагоги. Важным событием духовной жизни страны в 1988 году стало празднование тысячелетия крещения Руси.

Документ

Из доклада Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на Архиерейском соборе русской православной церкви. 13 августа 2000 года.

«Празднование 1000-летия крещения Руси ознаменовало закат государственно-атеистической системы и начало духовного возрождения Отечества. Сегодня с благодарением Господу можно ответственно засвидетельствовать: на наших глазах совершилось чудо Божие. Люди со всей искренностью истосковавшегося сердца потянулись ко Христу, к Его Святой Церкви» 1 .

Документ

Из доклада М. Горбачева на январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС: «...изменения происходят медленно, дело перестройки оказалось более трудным, причины накопившихся в обществе проблем - более глубокими, чем это представлялось нам раньше».

Документ

Из письма М. Федорова (Оренбургская область) в газету: «Я самый яростный сторонник перестройки. Еще в 1969 году говорил коммунистам, что во внутренней политике допускаются ошибки. Меня за это обсуждали на партийном собрании. В 1983 году я вновь с беспокойством высказал мысль о застойности общества. Один из районных руководителей пригрозил мне КГБ. Когда пришел XXVII съезд КПСС, партийный руководитель, как бы оправдываясь, сказал мне: "Я же не Ленин, чтобы предвидеть”. Я ответил ему: "Каждый должен учиться у Ленина, чтобы не ошибаться в политике”» 1 2 .

Палитра мнений

Французский историк Н. Верт: «Новое руководство выдвинуло лозунг “ускорения” (впрочем, быстро забытый), на первый взгляд выглядевший весьма традиционно - как призыв к ускорению темпов развития экономики. Венчала же все “перестройка”, определявшаяся как настоящая “реконструкция” всего здания советского общества в целом, но на деле приведшая к разрушению и распаду системы» 3 .

В 1987 году гласность была дополнена политикой демократизации. Январский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС одобрил программу политических преобразований, которые должны были дать импульс духовному и социально-экономическому развитию советского общества. Было решено максимально использовать «возможности социалистической демократии», развивать демократию в сфере производства, внедрять самоуправление и выборность руководителей производств, цехов, участков. Предполагалось освободить КПСС от функций хозяйственного управления, а Советы всех уровней превратить из декоративных в реальные органы власти, повысить роль и независимость суда. Ключевой стала идея альтернативных выборов в партии, советах, на предприятиях.

Зависит от нас. Перестройка в зеркале прессы. М., 1999. С. 39.

Верт Н. История советского государства. М., 2002. С. 490.

Политика демократизации и гласности была внедрением в существующую социально-экономическую и политическую систему несовместимых с ней свобод и демократических элементов, которые вместо укрепления существующего строя расшатывали и подрывали идеологические основы советской власти. Вместе с тем эта политика дала толчок развитию реальных демократических процессов, которые, наряду со свободой и рыночными отношениями, составляют фундамент социально-экономического строя современной России. Без осуществления политики демократизации и гласности построение нынешнего российского общества было бы в принципе невозможно.

Демократизация и гласностьстимул провал и развитие так называемого общественного «неформал ьного движения», не связанного с партией и являющегося следствием социальной активности масс. В ряде регионов страны, прежде всего в крупных городах, стали появляться дискуссионные клубы, самодеятельные объединения и группы, такие как московская «Перестройка», ленинградский «Диалектик», красноярский «Союз в поддержку перестройки». В качестве своих целей они чаще всего провозглашали поддержку проводимых реформ, однако со временем все больше дистанцировались от власти и постепенно переходили в оппозицию к ней.

Оппозиционные настроения проникают и в партию. Их выразителем в высшем партийном эшелоне стал Б. Ельцин, в то время кандидат в члены Политбюро ЦК, первый секретарь Московского горкома КПСС. Его выступление на октябрьском (1987 г.) Пленуме ЦК с критикой консервативных сил в партийном руководстве вызвало значительный резонанс в обществе. Последовавшая затем отставка и несправедливая критика в средствах массовой информации только способствовали росту его популярности и позволили вскоре вернуться в большую политику в совершенно новом для СССР качестве -лидера оппозиции.

Сахаров А.Д. Тревога и надежда. 2-е изд. М., 1991. С. 251.

  • Солженицын А.И. По минуте вдень. М., 1995. С. 114.
  • Хобсбаум Э. Эпоха крайностей: Короткий двадцатый век (1914-1991). М.,2004. С. 512.

  • Период 1987-1988 гг. является в определенном смысле ключевым, во многом предопределившим последующее развитие событий. В это время была сформулирована собственно горбачевская стратегия преобразований, и началось ее воплощение. Основные усилия были направлены на пробуждение общества, повышение активности всех, заинтересованных в обновленческих процессах. Новый план преобразований был озвучен на январском (1987) Пленуме ЦК КПСС. Принципиально новым в нем плане было то, что, по сути, впервые в советской истории основное внимание концентрировалось не на изменениях в экономике, а на преобразованиях политической системы, которые, в конечном итоге, должны были дать
    мощный импульс социально-экономическому и духовному развитию общества.
    В докладе на пленуме М. Горбачев констатировал, что к середине 1980-х годов в стране сложился «механизм торможения», сдерживающий социально-экономическое развитие и не позволяющий раскрыть преимущества социализма. Корни этого торможения - в серьезных недостатках функционирования институтов социалистической демократии, в устаревших, политических и теоретических установках, в консервативном механизме управления.
    В качестве главного средства слома «механизма торможения» предлагалось углубление социалистического демократизма, развитие самоуправления народа. Рассматривались вопросы совершенствования работы Советов, профсоюзов, комсомола, говорилось о необходимости повышения роли суда, усиления прокурорского надзора, обеспечении прав и свобод граждан. Поистине революционной была установка на реформирование избирательного процесса на всех уровнях: впервые за долгие годы предлагалось проведение выборов на альтернативной основе.
    После пленума завершается формирование нового понимания гласности. Ее начинают рассматривать и как средство пробуждения общественного сознания, и как инструмент его формирования в определенном направлении, и как форму контроля за действиями неповоротливых управленцев, и как один из путей мобилизации активных сторонников перестройки. Гласность революционизировала и политизировала общество; она резко расширила возможности общественного анализа: по диапазону доступной информации, снятию запретных тем, возможности задавать любые вопросы и предлагать варианты ответов.
    Решения январского пленума стимулировали пробуждение общественной активности, формирование инициативного социального поведения, связанного с заинтересованным обсуждением широкого круга наболевших проблем. Начавшаяся самоорганизация общества проявилась в возникновении так называемых «неформальных» движений. Во многих городах стали появляться дискуссионные клубы, самодеятельные объединения и группы, которые удовлетворяли потребности, прежде всего, рядовой интеллигенции и молодежи в свободном общении и активной полезной деятельности.
    Курс на проведение политики гласности дал толчок развитию так называемой альтернативной прессы. И хотя ее тиражи были ограничены, тем не менее, именно здесь острые проблемы общественной жизни обсуждались в достаточно откровенной и резкой форме. Издания такого рода становились не только средством выражения определенных позиций, но и сыграли важную роль в организационной консолидации «неформалов».
    Осень 1987 г. явилась определенным водоразделом в развитии общественно-политической ситуации в СССР. На нее повлияли и новые оценки истории и политики, прозвучавшие в связи с празднованием 70-летней годовщины Октябрьской революции.
    В своем докладе «Октябрь и перестройка: революция продолжается» и книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира» лидер партии отметил творческий характер ленинизма, подчеркнув способность Ленина отказываться от не отвечающих жизни догм. В историческом плане Горбачев обратил внимание на важность живого творчества масс, на необходимость смелых социальных экспериментов при созидании нового. Говорил и о значении внутрипартийных дискуссий, которые помогали выработке нужных решений; о недоиспользованных возможностях нэпа; при признании переломного характера коллективизации необычно много внимания уделил ее негативным последствиям. Был поставлен вопрос о социальной цене революционных преобразований.
    На официальном уровне было признано создание к концу х годов административно-командной системы, охватившей не только экономику, но и распространившуюся на надстройку; при признании «противоречивости» оценки Сталина, больше говорилось о беззакониях, совершенных им и «его ближайшим окружением»; указывая на необоснованность репрессий против руководителей партии, государства, а также деятелей культуры, Горбачев призвал довести до конца приостановленный в середине 1960-х годов процесс «восстановления справедливости» - реабилитировать невинно пострадавших; политическая реабилитация Н. Бухарина, прозвучавшая в докладе, положила этому начало. В докладе прозвучало имя Л. Брежнева как человека прямо ответственного за нарастание негативных процессов в жизни общества в 1970 - начале 1980-х годов.
    Доклад Горбачева привел к радикализации политики гласности, которая, в свою очередь, вела к поляризации общественных настроений и впоследствии - к политическому размежеванию. Активно велась кампания по «дебрежневизации»: в печати разоблачались факты злоупотреблений и коррупции, в которых были замешаны многие «первые лица» эпохи «застоя». Особенно большой резонанс вызвала информация по так называемому «узбекскому делу» - о крупномасштабных хищениях в республике. Новый мощный импульс получила и кампания по «десталинизации», принявшая широкий размах и имевшая различные формы. В январе 1988 г. при ЦК КПСС была создана комиссия по реабилитации жертв репрессий конца 1930-х годов. Одновременно разворачивается «десталинизация» «снизу». Учрежденное рядом творческих организаций историко-просветительское общество «Мемориал» ставило своей задачей содействие полной реабилитации жертв репрессий, оказание помощи пострадавшим от них лицам, создание на территории СССР памятника жертвам сталинизма, восстановление исторической правды о незаконных и террористических методах политической деятельности.
    Однако происходящее неоднозначно оценивалось общественным сознанием, так как под лозунгом «возрождения ленинского облика социализма» в средствах массовой информации развертывается кампания по «демифологизации» прошлого, в ходе которой начинается критика идеологических ценностей социализма. На страницах некоторых изданий ликвидация «белых пятен» постепенно превращалась в закрашивание черной краской целых исторических периодов. При этом с понятием «сталинизм» все чаще начинают ассоциировать все происходившее в стране в 1920 - середине 1950-х годов, ставить под сомнение социалистичность построенного в СССР общества.
    Все это привело к тому, что на рубеже 1987-1988 гг. начинается размежевание относительно проводимого в стране курса. При этом одни полагали, что преобразования идут слишком медленно и не дают результатов - именно в таком духе было оценено выступление первого секретаря Московской партийной организации Б. Ельцина на октябрьском (1987) Пленуме ЦК. Другие полагали, что под флагом «перестройки» идет «сдача» социализма, при том, что цели «реформаторов» остаются туманными. Эти настроения нашли отражение в нашумевшей весной 1988 г. статье Н. Андреевой «Не могу поступиться принципами». Обе позиции были резко осуждены «горбачевцами».
    Главным политическим событием 1988 г. явилась XIX партийная конференция. Она проходила в совершенно новой атмосфере, отразившей перемены последних лет. Это был первый относительно свободный за многие годы форум, на котором прозвучали действительно разные точки зрения по ключевым

    Б. Ельцин и делегаты XIX Всесоюзной партийной конференции. 1 988 г.

    проблемам. Неравнодушие аудитории проявилось в бурных овациях одним и «захлопывании» других. Влияние конференции на идейный климат в обществе было усилено трансляцией ее работы по телевидению.
    На конференции были конкретизированы идеи реформы политической системы общества, которые затрагивали два базовых института - государство и партию. Намечавшиеся перемены должны были привести к реальному разграничению функций между ними. Демократизации общества, усилению влияния граждан на принятие решений были призваны способствовать два новых государственных института - съезд народных депутатов и действующий на постоянной основе парламент. Эти решения конференции были отражены в соответствующих поправках к Конституции СССР, которые были внесены в нее осенью 1988 г. После конференции в сентябре началась крупнейшая за многие годы реорганизация аппарата ЦК КПСС. Вместо более чем двадцати «отраслевых» отделов были созданы шесть комиссий в соответствии с основными направлениями партийной работы в новых условиях. Все комиссии возглавили секретари ЦК. Значительно сократилась общая численность сотрудников аппарата, что подчеркивало стремление освободить высшие партийные органы от функций оперативного управления.
    Взятый в январе 1987 г. курс на демократизацию и гласность к концу 1988 г. привел к важным последствиям. К этому времени происходит стремительная эволюция представлений о путях, степени радикальности и конечных целях реформирования общества. И, что особенно важно, в это время перестройка приобрела автономность от своих инициаторов, что открывало и возможные альтернативы в дальнейшем развитии событий.

    Урок ___ РАЗВИТИЕ ГЛАСНОСТИ И ДЕМОКРАТИИ В СССР

    Общие цели: охарактеризовать обучающимся политику «пе­рестройки» и «гласности».

    Вспомогательные цели: охарактеризовать политику «глас­ности» М. С. Горбачева; определить направление взглядов на прошлое и будущее страны, которые наметились в средствах массовой информации.

    Дополнительные цели: сопоставить, сравнить «оттепель» Н. С. Хрущева и политику «гласности» М. С. Горбачева; выска­зать свою точку зрения о неизбежности политического раскола в период руководства М. С. Горбачевым КПСС и Советским госу­дарством.

    Основные понятия и термины: гласность, демократия, по­литический плюрализм, номенклатура, демократическая транс­формация общества, державно-патриотические взгляды, право­вое государство.

    Ход урока

    I . Проверка домашнего задания.

    Проверка составленных тезисов по теме «Сущность пере­стройки».

    II. Изучение нового материала.

      Расширение гласности.

      Переосмысление прошлого и будущего.

      Политический раскол советского общества.

    1. Расширение гласности.

    В 1986 г. XXVI съезд КПСС - обозначена идея «гласности». Предполагалось, что гласность должна быть средством укрепле­ния социализма, упрочнения веры масс в возможность искоре­нения негативных явлений в обществе и повышения активности граждан.

    Задание обучающимся: ознакомиться с учебным ма­териалом § 40 (с. 378-379) и выполнить задания:

      Перечислите события, явления, отражающие действия по­литики «гласности».

      Установите особенности политики «гласности».

      Какую роль сыграла политика «гласности» в разрушении коммунистической системы?

      Какие противоречия содержала политика «гласности»?

    С целью определения роли средств массовой информации (СМИ) в период гласности целесообразно предоставить воз­можность выступить обучающимся с подготовленным заранее сообщением «Роль средств массовой информа­ции в расширении процесса гласности».

    2. Переосмысление прошлого и будущего.

    Начинается процесс переосмысления прошлого и будущего:

    1987 г. - создана Комиссия по реабилитации жертв поли­тических репрессий 1930-1950-х гг.

    Задание обучающимся: высказать свою точку зре­ния по вопросу № 5 (с. 387): «Был ли неизбежен политический раскол общества, происшедший в период руководства М. С. Гор­бачева КПСС и Советским государством?».

    Фрагмент из книги А. Собчака «Вхождение во власть»:

    «Без радикального обновления существующих структур вла­сти движение вперед так же невозможно, как вчера без отмены шестой статьи Конституции.

    Уверен, что политик Михаил Горбачев не может не пони­мать этого. Другое дело, что у Президента СССР Михаила Гор­бачева могут быть свои резоны: яблоко должно упасть, когда оно созреет. Не раньше. И, во всяком случае, не президенту тря­сти яблоню.

    Но яблоко может сгнить и на ветке. Особенно, если оно уже с червоточиной».

    Объясните, в чем смысл предупреждения А. Собчака?

    III . Закрепление нового материала.

    Перечислите события, явления, отражающие действия по­
    литики «гласности».

    Назовите причины возникновения раскола в партийном
    руководстве, обществе.

    Домашнее задание. § 40. Знать новые понятия, термины, да­ты и события.

    Письменно ответить на вопрос № 1 (с. 387):

      Что общего у «оттепели» хрущевского времени и политике «гласности» М. С. Горбачева? Чем они различаются?

      Самостоятельно определите критерии сравнения. Ответ оформите в виде таблицы.