Уход за лицом

Структура и функции политической системы кратко. Политическая система общества, ее структура и функции. Группы давления или группы интересов

Структура и функции политической системы кратко. Политическая система общества, ее структура и функции. Группы давления или группы интересов

Политическая система, как уже отмечалось, состоит из подсистем, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. Различные исследователи называют разное количество таких подсистем, однако их можно сгруппировать по функциональному признаку (рис. 8.2).

Рис. 8.2.

Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними, которые в совокупности образуют политическую организацию общества. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов, обладая монополией на законное насилие, государство располагает наибольшими возможностями воздействия на различные стороны общественной жизни. Обязательность решений государства для граждан позволяет ему придавать социальным изменениям целесообразность, разумность, ориентацию на выражение общезначимых интересов. Однако не следует принижать и роль политических партий, групп интересов, влияние которых на государственную власть очень велико. Особое значение имеют церковь и СМИ, обладающие способностью существенно влиять на процесс формирования общественного мнения. С его помощью они могут оказывать давление на правительство, лидеров.

Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи. Через них политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан.

Функциональная подсистема – это методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на обеспечение функционирования, преобразования и защиту механизма осуществления власти в обществе.

Коммуникативная подсистема включает в себя все формы политического взаимодействия как внутри системы (например, между институтами государства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств.

В теории систем под функцией понимается любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечение ее жизнеспособности. Действия же, способствующие разрушению организованности, стабильности системы, рассматриваются как дисфункции.

Одна из общепризнанных классификаций функций политической системы была представлена Т. Алмондом и Дж. Пауэллом (рис. 8.3). Они выделили по значимости те функции, каждая из которых удовлетворяет определенную потребность системы, а все вместе они обеспечивают "сохранение системы через ее изменение".

Сохранение или поддержание существующей модели политической системы осуществляется с помощью функции политической социализации. Политическая социализация представляет собой процесс приобретения политических знаний, верований, чувств, ценностей, присущих тому обществу, в котором живет человек. Приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти обеспечивают поддержание существующей модели политической системы. Стабильность политической системы достигается в том случае, если ее функционирование основывается на принципах, соответствующих политической культуре общества. Так, американская политическая культура основана на ряде мифов (миф об "американской мечте"), идеалов и представлений, которые признаются большинством населения страны несмотря на религиозные и расовые различия. Среди них: 1) отношение к своей стране как к богоизбранной, предоставляющей человеку уникальную возможность для самореализации; 2) ориентация на личный успех, дающая уверенность в том, что вырваться из нищеты и достичь богатства можно, только полагаясь на свои способности, и т.д.

Рис. 8.3.

Жизнеспособность системы обеспечивается се способностью к адаптации к окружающей среде, ее возможностям. Функция адаптации может осуществляться с помощью политического рекрутирования – подготовки и отбора субъектов власти (лидеров, элит), способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.

Не менее важна функция реагирования. Благодаря этой функции политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри ее. Высокоразвитая реагирующая способность позволяет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям функционирования. Особенно это важно тогда, когда появляются новые требования групп, партий, игнорирование которых может привести к дезинтеграции и распаду общества.

Политическая система способна эффективно реагировать на возникающие требования при наличии у нее ресурсов, которые она черпает из внутренней или внешней экономической, природной и иной среды. Данная функция называется экстракционной. Полученные ресурсы необходимо распределить так, чтобы обеспечить интеграцию и согласие интересов различных групп внутри общества. Следовательно, распределение политической системой благ, услуг и статусов составляет содержание ее дистрибутивной (распределительной ) функции.

Наконец, политическая система осуществляет влияние на общество посредством управления, координации поведения индивидов и групп. Управленческие действия политической системы выражают сущность регулирующей функции. Она реализуется путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также за счет применения административных и иных мер в отношении нарушителей правил.

Принципы, о которых здесь идет речь, - это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов.

В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами, независимо от федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений. Обращает на себя внимание то положение, что частные принципы в конечном счете проистекают из общих, конкретизируя их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.

Взгляды на политическую систему :

Понятие политической системы носит многоаспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность подходов в его анализе:

Если рассматривать систему в институциональном плане, то её можно свести к совокупности государственных и негосударственных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества.

В другом варианте подчёркивается властный аспект политической системы и её определение связывается, главным образом, с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми.

В третьем — политическую систему рассматривают как систему авторитарного (при помощи власти) распределения ценностей в обществе.

Каждый из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта определения понятия.

Рациональная основа :

Следует также отметить, что политическая система не только формируется, но и действует главным образом на рациональной основе (на основе знания). Рациональность политики воплощается в таких её институтах (по Т. Парсонсу ), как лидерство, органы власти и регламентация. Признание института лидерства достаточно точно характеризует специфику политической системы, целенаправленно формирующейся и действующей. В данном контексте понятие «лидерство» означает некую нормативную модель поведения индивида или группы (элиты, партии), включающую, в силу занимаемого ими в данном обществе положения, право и обязанность осуществлять инициативу во имя достижения общей цели и привлекать к её реализации всё сообщество.

Системность :

Политическую систему можно рассматривать как социальную систему, для которой предполагается такая взаимосвязь её элементов, которая образует определённую целостность, единство. А это означает объединённость входящих в систему субъектов (общественных групп, организаций, индивидов) специфическими признаками, характеризующими систему, а не отдельные элементы. Причём эти признаки не сводимы к сумме свойств, составляющих систему элементов. В свою очередь, свойства элементов не выводимы из признаков целого.

Политической системе свойственны общие черты социальных систем. Кроме того, её характеризуют специфические признаки, вытекающие из природы политики и власти. Эта система, в отличие, скажем, от экономической, формируется в основном целенаправленно. В её фундаменте заключена совокупность соответствующих идей, ценностей — идеология, отражающая социальные интересы больших социальных групп и определяющая облик системы. Образующие политическую систему институты, как уже говорилось, представляют собой опредмеченные политические идеи и проекты. Отсюда необходимость учитывать в анализе особую роль духовного фактора в отработке механизмов функционирования и модернизации системы.

Политическая система, будучи обусловленной социально-экономическими структурами, выступает по отношению к ним и ко всей социальной среде как целое, функционирует в качестве относительно самостоятельного комплекса социальных институтов и политических отношений. Она имеет свою жизнь, свои закономерности, что определяется наличием специальных структурных связей, ролей, функций, а также закреплением и регулированием их особыми нормами — правовыми и политическими.

Как часть общества, функционируя в социальной среде, политическая система подвергается влиянию тех воздействий, которые исходят извне, от общества, а также импульсов изнутри — взаимодействий её институтов, ценностей и т. д.

Структура политической системы.

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны.

Выделяют следующие компоненты политической системы:

1) организационный (институциональный) компонент — политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.

2) культурный компонент — политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).

3) нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.

4) коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

5) функциональный компонент — политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

Структура — важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов.

Функции политической системы.

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях.

Выделяют следующие функции политической системы:

1) Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.).

2) Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).

3) Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение).

4) Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).

5) Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей).

6) Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).

7) Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).

8) Легитимация политической власти (то есть достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

Как и любая иная, политическая система имеет свои границы- Внутри этих границ находятся властные институты, отношения, виды деятельности, которые определяют политику. За пределами границ политической системы находится «среда». Здесь расположены неполитические сферы жизни общества: экономическая, социальная, сфера духовной культуры, частная жизнь человека, а также политические системы других стран и международные институты (например, ООН). В политической системе, согласно одному из подходов, существующих в политологии, выделяется пять структурных компонентов, которые называют подсистемами.

Институциональная подсистема включает государство, партии, общественно-политические движения и иные политические институты.

Нормативная подсистема включает политические принципы, правовые нормы, регулирующие политическую жизнь, политические традиции и нормы морали, воплощенные в конституциях, иных законах (эти нормы распространяются на всю политическую систему), партийных программах, уставах политических объединений (эти нормы действуют внутри определенных организаций), а также традициях и процедурах, определяющих правила поведения в политике.

Функциональная подсистема охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти.

Коммуникативная подсистема - это совокупность связей и взаимодействий как между подсистемами политической системы, так и между политической системой и другими подсистемами общества (экономической, социальной и т. п.), а также между политическими системами различных стран.

Культурно-идеологическая подсистема охватывает политическую психологию и идеологию, политическую культуру, включающие в себя политические учения, ценности, идеалы, образцы поведения, которые влияют на политическую деятельность людей.

В совокупности всех названных компонентов политическая система представляет собой сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе.

Взаимодействия политической системы со «средой» можно объединить в две группы. Первая: воздействия общества на политическую систему. Эти воздействия являются импульсами, которые должны побудить политическую систему реагировать на них. Они могут принять форму требований, идущих от общества. Так, в конце 1990-х гг. в российском обществе среди педагогов, ученых, общественных деятелей возникло беспокойство по поводу состояния системы образования в стране. На различных собраниях, в прессе, на съезде работников образования и содержания образования поднимался вопрос о необходимости модернизации этой системы. Политическая система получила мощный импульс, который положил начало процессу выработки политического решения, затрагивающего интересы населения. Вопрос о модернизации образования стал предметом рассмотрения в Федеральном Собрании, правительстве, других институтах власти (институциональная подсистема). Его решение готовилось в рамках Конституции, но потребовало изменения Закона «Об образовании» и других нормативных документов, а также принятия Закона «О государственных образовательных стандартах» (нормативная подсистема). Подготовка решений по модернизации образования проявилась в различных формах деятельности (дискуссиях, социологических опросах, собраниях учителей, экспертизах) Министерства образования, Комитетов Государственной Думы, Государственного Совета, печатных изданий, телевидения и т. п. (функциональная подсистема). Потребовалось взаимодействие политических партий, министерств образования, финансов Государственной Думы, Президента РФ (коммуникативная подсистема) и между подсистемами. Формы политической деятельности всех участников и предлагаемые проекты модернизации отражали ценности, идеалы, политическую культуру (культурно-идеологическая подсистема). В результате сложного подготовительного процесса, всестороннего анализа проблемы, обсуждения, финансовых расчетов и т. д. в политической системе созрело решение, которое приняло форму постановлений Правительства РФ о проведении экспериментальной проверки новой структуры, об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., ряда других документов.

Эти постановления - проявление второй группы взаимодействий политической системы и общества: воздействия политической системы на общество через принятие решений, осуществление мер по их претворению в жизнь.

Итак, как видим, в обществе (в «среде», в которой существует политическая система) возникают потребность в определенных изменениях, недовольство какими-либо негативными явлениями, активное отношение к тем или иным действиям властей. Они проявляются в требованиях, в различных формах поддержки или в иной информации. Под влиянием этих импульсов, идущих от общества (или рождающихся в самой политической системе), внутри политической системы развивается процесс подготовки и принятия политических решений, в которых одновременно участвуют все ее структурные компоненты. Принятые решения (законы, указы, постановления, распоряжения) и меры, обеспечивающие их выполнение, направлены на общество, на осуществление назревших изменений в нем.

В чем же проявляется роль политической системы? Каковы ее функции?

Главная из этих функций - это ее руководящая роль по отношению ко всем другим системам (сферам), образующим в совокупности общество.

Именно в политической системе определяются цели и задачи общественного развития, разрабатывается политический курс власти. Такова функция целеполагания, которую выполняет политическая система.

Еще одна функция - интегративная - состоит в сохранении целостности общества, предотвращении его дезинтеграции, распада, в согласовании многообразных интересов различных социальных групп. К числу важнейших относится и регулятивная функция, которая состоит в регламентации, упорядочении всей совокупности общественных отношений, выработке норм поведения людей во всех сферах социальной жизни.

Явления, предметы и действующие лица, ассоциирующиеся с понятием "политика", составляют сферу политической жизни общества. Функция политической системы зиждется на упорядоченной системе, системной целостности. Это, прежде всего, государство, партии, политические нормы, институты (например, монархия или избирательное право), это символы - гимн, герб и флаг, это политическая культура, все её ценности и ещё многое, многое из того, что составляет структуру политики. Функция политической системы состоит в том, что все эти элементы работают в совокупности, взаимосвязанно, и ни одна из них не существует обособленно.

Политическая система

Упорядоченная совокупность институтов, норм, идей, организаций, взаимодействий и отношений между ними, организующих политическую власть, - это и есть политическая система. Она является целым комплексом негосударственных и государственных институтов, которые осуществляют функции политической системы общества, деятельность, при помощи которой происходит вся работа государственной власти. Хотя понятие это гораздо более ёмкое, чем просто государственная власть и государственное управление.

Политическая система охватывает все институты и все лица, которые участвуют в политическом процессе и, кроме того, все неправительственные и неформальные явления и факторы, обладающие влиянием на постановку проблем, а также и выработку решений и их реализацию в государственно-властных отношениях. Если толковать наиболее широко, то в это понятие можно включить всё то, что в любой мере имеет отношение к политике. Функция политической системы - влияние на политические решения с помощью людских и материальных ресурсов.

Характеристика

Любая политическая система имеет характеристики, которые рассматриваются по следующим параметрам:

  • политическая идеология;
  • политическая культура;
  • политические нормы, традиции и обычаи.

Основные функции политической системы общества состоят в следующем:

  • преобразование общественного требования в политическое решение (конверсия);
  • приспособление политической системы к условиям жизни общества, которые постоянно меняются;
  • концентрация людских и материальных ресурсов (избирателей и денежных средств) для преследования политических целей;
  • защита базовых ценностей и исходных принципов общественно-политического строя - охранительная функция;
  • установление и развитие сотрудничества с другими государствами на взаимовыгодной основе - внешнеполитическая функция;
  • согласование требований отдельных социальных групп и коллективных интересов - консолидирующая функция;
  • создание духовных и материальных ценностей и их распределение.

С организацией институтов политической власти регулируется каждая функция политической системы, в совокупности это названо политическим режимом.

Принципы

Прежде всего, это способы принятия решений со стороны власти и пределы вмешательства их в регулирование отношений в обществе. Способы принятия властных решений могут быть демократические и авторитарные, что и определяет вид и функции политической системы власти. Ещё один признак такого деления различается по пределам вмешательства в регулирование отношений в обществе, и здесь можно назвать тоталитарные и либеральные политические режимы. Относительно социально-экономической основы режимы делятся на следующие виды.

  1. Тоталитарно-распределительный режим, где экономика подверглась огосударствлению, материальные блага тоже распределяются государством. Такая структура и функции политической системы свойственны тоталитарному режиму.
  2. Либерально-демократический, где основой является рыночная экономика. Этот политический режим демократический.
  3. Мобилизационные и конвергенционные, где в рыночную экономику существует различной степени вмешательство со стороны государства. Такие структура и функции политической системы являются авторитарным режимом.

Основные элементы

Каждое конкретное общество формирует собственную специфическую политическую систему, потому что все элементы, её составляющие, - институты и традиции, политические ценности и само понятие структура и функции политической системы - в разных общностях различны. Поскольку политика - система открытая, активно взаимодействующая со всеми сферами общественной жизни, она не только оказывает влияние на экономическую, духовную, социальную и другие составляющие, но и сама испытывает огромное ответное влияние.

Но основные элементы содержит абсолютно любая политическая система общества. Понятие, структура, функции её обрисовывают более чем наглядно, для этого нужно всего лишь рассмотреть отдельные подсистемы.

  • Организационно-институциональная подсистема. Организации (разнообразные социальные группы, оппозиционные и революционные движения и так далее), а также институты (партии, парламентаризм, судопроизводство, государственная служба, президентство, гражданство и тому подобное).
  • Нормативно-регулятивная подсистема. Правовые, политические и моральные нормы, традиции и обычаи.
  • Коммуникативная подсистема. Отношения, формы и связи взаимодействия между участниками политического процесса, а затем между обществом и политической системой.
  • Культурно-идеологическая подсистема. Политические идеи и политическая культура, идеология, политическая психология.

Организационно-институциональная подсистема

Люди, совместно действующие организованной группой для достижения какой-либо политической цели, - это политическая организация. Например, политическая партия, общественное движение или объединение, которое влияет на государственную политику, а также группа граждан с инициативой выдвижения кандидатов в депутаты, даже ячейка революционеров. Можно назвать и те организации, для которых политические цели не являются основными, - церковь или профсоюз, клубы рыбаков или нумизматов, однако в некоторых условиях и они подчас выступают как политические организации.

А вот политический институт - это гораздо более сложный элемент системы, поскольку социальное взаимодействие у него устойчиво и постоянно, где он регулирует свой участок на политической арене общества. Политическая система, понятие и функции которой значимы для всего общества, формирует упорядоченное устройство с распределением социальных ролей и чёткими правилами взаимодействия. Здесь можно назвать институт госслужбы, парламент, исполнительную власть, институт главы государства, монархию, президентство, гражданство, судопроизводство, политические партии и тому подобное.

Коммуникативная подсистема

Связи, отношения, формы общения и взаимодействия, складывающиеся при политической деятельности - коммуникативный компонент, который имеет каждое политическое общество. Функции политической системы государства охватывают все компоненты этой системы. А для реализации собственных целей организации, институты, крупные социальные общности и отдельные лица должны отношения друг с другом выстраивать, а также обрабатывать социальную среду, здесь и взаимодействие комитетов парламента, и связи между госорганами и политическими партиями, и отношения между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, и, конечно, общение государства со своим населением.

Самое важное в этих взаимоотношениях - каналы связи, вся коммуникативная подсистема на них держится. По этим каналам передаётся информация населения, предназначенная государственной власти (комиссии по расследованию, открытые слушания, результаты выборов, социологические опросы и так далее), а также и в другую сторону - от государства к населению (СМИ, из которых становится известно о политических решениях, новых законах и тому подобном). Для любого политического взаимодействия существуют нормы - правовые, политические и моральные, кроме того, не забываются и традиции, и обычаи.

Культурно-идеологическая подсистема

Сюда входят политические взгляды, идеи, убеждения, представления и чувства политических деятелей всех уровней. В этом компоненте политической системы можно выделить аспекты политико-психологический и политико-идеологический. Первый касается поведенческих черт политики, а второй сфокусирован на её теории. Политическая психология концентрируется на поведенческих чертах как целых обществ, так групп и отдельных лиц, их настроениях, мотивации, чувствах, мнениях, эмоциях, заблуждениях и убеждениях.

Значительно влияют на характеристику культурно-идеологического компонента харизма лидеров, психология толпы и манипуляции массовым сознанием. Политическая идеология находится на более высоком уровне и входит в функции политической системы государства. Сюда включаются политические учения, теории, концепции и идеи. Политическая культура - это часть духовной культуры человечества с совокупностью политических знаний, моделей поведения и общепринятых ценностей, в неё входят традиции государственности, символы и политический язык.

Основные функции

Политической системы не бывает без взаимодействия её элементов, поскольку именно оно определяет все её самые важные социальные функции.

  • Политическая система определяет перспективные направления социального развития.
  • Она же и оптимизирует движение общества к намеченным целям.
  • С её помощью происходит распределение ресурсов.
  • Она согласовывает интересы различных субъектов и приобщает граждан к активнейшему участию в политике.
  • Политическая система разрабатывает нормы и правила поведения всех членов общества.
  • Она же и контролирует выполнение правил, норм и законов.
  • Только политическая система может обеспечить стабильность и безопасность в обществе.

Политическая система функционирует в следующих институтах:

  • государство и все его органы;
  • общественно-политические движения;
  • группы давления, иначе говоря - группы интересов;
  • политические партии.

Государство

Это главный системообразующий элемент, имеющий практически все функции политической системы. Государство - объект политики наиболее сильный, поскольку обладает властью и способно принуждать. Здесь же и разворачивается самая ожесточённая политическая борьба, самые разные политические силы хотят заполучить этот приз - государственную машину. Однако далеко не всегда государство работает в политической системе слаженно.

Борьба за власть довольно часто даёт самостоятельность отдельным государственным подразделениям, например армии, затем совершающей государственный переворот. Случаются подобные конфликты между парламентом и президентом (Россия 1993 года, когда политические силы разделились именно по этому принципу). Государство и его власть получает победитель на выборах, если система взрастила развитые политические партии и у них есть контроль над органами власти.

Политические партии

Идеологическая организация, которая объединяет граждан, имеющих одинаковые политические взгляды, для реализации своей программы во власти создаёт партию. Идеология - это философия, идеи, которыми партия руководствуется в политической борьбе. По этому принципу партии можно разделить на либеральные, консервативные, социал-демократические и просто демократические, коммунистические, социалистические и националистические. У каждой из них руководящие кадры и организационная структура постоянны, есть устав и оформляется членство.

Организация, не имеющая пятидесяти тысяч членов, партией в России называться не может. Государство подразделяет партии на системные и несистемные, где системные являются частью действующей политической системы и руководствуются существующими законами. Несистемные обычно полулегальны или нелегальны и борются против существующей системы. Демократические государства обычно переходят из рук в руки: правящая партия после следующих выборов вполне может стать оппозиционной, а оппозиционная - правящей. Авторитарные и тоталитарные государства обычно однопартийны, редко двухпрартийны, а демократические многопартийны.

Другие группы

Менее значительное место в политических системах занимают общественно-политические движения и общественные организации. К выборам они допускаются редко, поскольку малочисленны. Группы интересов или группы давления - это профсоюзы, а также крупные монополии, организации промышленников, СМИ, церковь и многие другие институты, не имеющие целью приход к власти. Но оказать влияние (давление) на власть для удовлетворения тех или иных интересов (например, налоги уменьшить) такие группы могут. Все эти структурные элементы - и государственные и нет, - действуют с соблюдением особых политических традиций и норм, поскольку определённые опыт уже наработан.

Традиционно проводятся выборы, где в избирательном бюллетене менее двух кандидатов не бывает, проводятся демонстрации, митинги, встречи действительных и будущих депутатов и избирателей, далеко не одна функция политической системы способна сплотить общественные группы вокруг правильно поданной идеи. Политическая власть значительно шире власти государственной, ей подчиняется такая масса различных институтов, что в целом она выглядит даже несколько обезличенной. Функция политической системы состоит в совокупности усилий всех элементов и подразделений её, а система правления органов политической власти - механизм этой функции.

Контрольная работа

Выполнила:

студентка гр. М-61

Грицук О. А.

Гомель 2013 г.


ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Понятие, структура и функции политических систем

Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе . Понятие “политическая система” является одним из основных в политологии и позволяет представить политическую жизнь, политический процесс в определенной целостности и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, организационно-институциональной и функциональной сторонах политики.

Важнейшим фактором конструирования и консолидации элементов политической системы выступает политическая власть. Она является как бы стержнем политической системы, определяя сущность, природу, структуру и границы. Политическая система отражает состояние общества, включая экономические условия существования, социальную и национальную структуру, состояние и уровень общественного сознания, культуры, международного положения и др. Через политическую систему выявляются и аккумулируются основные группы интересов, выстраиваются социальные приоритеты, что получает затем закрепление в политике.

Политическая система представляет собой многофункционую структуру, включающую в себя компоненты различного профиля:

- институииональный , состоящий из различных социально- политических институтов и учреждений (государство, политические общественные движения, организации, объединения, разные органы представительной и непосредственной демократии, средства массовой информации, церковь и др.);

- функциональный , складывающийся из совокупности тех лей и функций, которые осуществляются как отдельными социально-политическими институтами, так и их группами (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь и др.);

- регулятивный , выступающий как совокупность политике - правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (Конституция, законы, обычаи, традиции, политические принципы, взгляды и др.);

- коммуникативный , представляющий собой совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы по поводу власти, в связи с выработкой и осуществлением политики;

- идеологический , включающий в себя совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое сознание, политическая и правовая культура, политическая социализация).

Каждый из компонентов политической системы имеет свою собственную особую структуру, формы внутренней и внешней организации и способы выражения.

Среди политических институтов, оказывающих существенное сияние на политический процесс и политическое воздействие на общество, следует выделить государство и политические партии. о собственно политические институты. К ним примыкают не являющиеся собственно политическими институтами различного рода общественные объединения и организации, профессиональные и творческие союзы и др. Основным назначением политических институтов является представительство коренных интересов различных слоев общества. Стремление к организации и реализации своих политических интересов и целей – главное в деятельности политических институтов. Центральным институтом власти в обществе является государство.

Именно государство является официальным представителем всего общества, от его имени принимаются властные решения, обязательные для общества, от его имени принимаются властные решения, обязательные для общества. Государство обеспечивает политическую организованность общества, и в этом качестве оно занимает особое место в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. По отношению к обществу государство выступает как орудие руководства и управления.

Государство играет значительную роль в выполнении задач и реализации функций политической системы. Государственная власть служит своеобразным центром притяжения социальных сил и организаций, выражающих их интересы. Характер и объем собственно государственного управления неодинаковы и зависят от природы государства и политической системы.

В состав политической системы входят также политические отношения. Они представляют собой разновидности общественных отношений, которые отражают связи, возникающие по поводу политической власти, ее завоевания, организации и использования. В процессе функционирования общества политические отношения весьма подвижны и динамичны. Они по существу своему определяют содержание и характер функционирования данной политической системы.

Развитие политических отношений зависит и определяется социально0классовой структурой общества, политическим режимом, уровнем политического сознания, идеологией и другими факторами. Одновременно политические отношения выступают формой сохранения и закрепления политического опыта, традиций, определенного уровня политической культуры. Характер взаимодействия субъектов политического процесса определяет формы политических отношений. Они могут выступать в форме принуждения, конфликта или сотрудничества, консенсуса.

По социальной направленности различают политические отношения, нацеленные на упрочение существующего политического строя, и отношения, выражающие интересы оппозиционных сил.

Существенным элементом политической системы являются политические нормы и принципы. Они составляют нормативную основу общественной жизни. Нормы регулируют деятельность политической системы и характер политических отношений, придавая им упорядоченность и направленность на стабильность. Содержательная направленность политических норм и принципов зависит от целей общественного развития, уровня развития гражданского общества, типа политического режима, исторических и культурных особенностей политической системы. Через политические принципы и нормы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. В то же время при помощи этих принципов и норм политико-властные структуры решают проблему обеспечения общественной динамики в рамках законности, доводят до сведения общества свои цели, определяют своеобразную модель поведения участников политической жизни.

К числу элементов политической системы относятся также политическое сознание и политическая культура. Отражение политических отношений и интересов, оценка людьми политических явлений выражаются в виде определенных понятий, идей, взглядов и теорий, которые в своей совокупности образуют политическое сознание. Формируясь прежде всего под влиянием конкретной социально-политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее влияние на их поведение и все политическое развитие.

Политологи разработали несколько моделей, позволяющих наглядно представить и понять функционирование политических систем. Рассмотрим модели американского ученого Г. Алмонда.

Г. Алмонд предложил свой вариант политической системы в своих работах «Политика развивающихся регионов» (1966), «Сравнительная политика: концепция развития» (1968), «Сравнительная политика сегодня» (1988). При исследовании способов сохранения и регулирования политической системы он использует функциональный метод.

С точки зрения Алмонда, политическая система – это система взаимодействия различных форм политического поведения государственных и негосударственных структур, в анализе которых выделяются два уровня – институциональный (политические институты) и ориентационный (политическая культура). Модель Алмонда (схема 11) учитывает психологические, личностные аспекты политических взаимодействий, импульсы, поступающие не только извне, от народа, но и от правящей элиты. По его мнению, при исследовании политической системы необходимо учитывать, что каждая система имеет свою собственную структуру, но все системы осуществляют одни и те же функции. Важной особенностью политической системы является ее многофункциональность и смешанность в культурном смысле.

Ввод информации, по Алмонду, складывается из политической социализации и мобилизации населения, анализа существующих интересов, их обобщения и интеграции. Эти функции называют функциями артикуляции и агрегирования интересов. В основном они реализуются политическими партиями, партийными системами, общественными организациями, различными группами интересов. С помощью этих функций формируются и распределяются по степени важности и направленности требования граждан. Такое укрупнение и интегрирование осуществляется для того, чтоб обобщить и дать всеобщее выражение частным интересам и требованиям, придать им по возможности общенациональное измерение в интересах стабильности системы.

Специфическое место занимает функция политической коммуникации, обеспечивающая распространение, передачу политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой.

Функции выхода информации (или функции конверсии) состоят из установления правил (законодательная деятельность), применения правил (исполнительная деятельность правительства), формализации правил (придание им юридического оформления), непосредственного выхода информации (практическая деятель правительства по осуществлению внутренней и внешней политики). К исходящим функциям относится также контроль за соблюдением правил и норм, предполагающий истолкование законов сечение действий, нарушающих правила, урегулирование конфликтов и наложение наказаний.

В модели Алмонда политическая система предстает как совокупность политических позиций и способов реагирования на определенные политические ситуации с учетом множественности интересов. Важнейшей является способность системы развивать популярные убеждения, взгляды и даже мифы, создавая символы и лозунги маневрировать ими с целью поддержания и усиления необходимой легитимности во имя эффективного осуществления функций.

Жизнедеятельность политической системы проявляется в процессе выполнения своих функций. Подфункцией понимается любое действие, которое способствует сохранению и развитию данного состояния, взаимодействию со средой. Функции многообразны, отличаются непостоянством и развиваются с учетом конкретно-исторической обстановки. Они взаимосвязаны, дополняют друг друга, но вместе с тем относительно самостоятельны.

Существуют различные подходы к типологии функций политической системы. На основе целевого подхода к политике они подразделяются на политическое целеполагание (определение целей, задач, программ деятельности); мобилизацию ресурсов; интеграцию общества; регулирование режима социально-политической деятельности; распределение ценностей; легитимацию. Ряд авторов различают внесистемные (политическое представительство, целеполагание, интеграция, регуляция, коммуникация) и внутрисистемные (координирующие, воспитательные и инициативные) функции. Д. Истон, Дж. Пауэлл и др. исходят из того, что политическая система должна обладать четырьмя основными функциями: регуляционной, экстракционной (мобилизационной), дистрибутивной (распределительной) и реактивной.

В современной политологии наиболее полно анализирует функции Г. Алмонд. Он рассматривает функционирование политической системы на трех уровнях.

Схема 11. Политическая система: модель Г. Алмонда

Первый уровень - это возможности системы. Причем, под возможностью он понимал власть правительства над общественными мессами, степень влияния на политическое сознание и поведение людей в интересах достижения государственных целей. По его мнению, существует пять различных типов возможностей, вероятность использования которых зависит от направленности решаемых задач, состояния социально-экономической структуры, типа политического режима, уровня легитимности и др. Это мобилизационная, регулирующая, распределительная, реагирующая и символизирующая возможности. На данном уровне анализа выявляются соответствие политической системы обществу, характер активности политической системы по отношению к другим системам.

Второй уровень отражает происходящее в самой системе, т.е. конверсионный процесс (способы превращения входящих факторов в исходящие). В данном случае функциональность системы рассматривается через призму технологии обеспечения той или иной задачи.

Третий уровень - функции поддержания модели и адаптации, к которым Алмонд относит процессы политического рекрутирования и социализации. Важным здесь является обеспечение соответствия политических акций и политического развития базовым принципам, постоянное воспроизводство нормативного поведения и образцов его мотивации. Оптимальный уровень достигается обеспечением устойчивой реакции граждан по отношению к властям и постоянной поддержки.

Политическая система, функционирующая в условиях постоянно изменения баланса сил и интересов, решает проблему обеспечил общественной динамики в рамках устойчивости и законности, поддержания порядка и политической стабильности.

Типы политических систем

Многомерность политической жизни, возможность ее анализа с позиций самых разных критериев явились основой классификации политических систем.

Основным в типологии политических систем выступает сущность осуществляемой в обществе политической власти, предопределяемые ею характер и направленность социального развития Важным при решении вопросов типологии политических систем является также учет уровня экономического развития общества объем, способы и возможности реализации прав и свобод граждан" плюрализм и наличие (или отсутствие) гражданского общества" уровень политической культуры и другие факторы.

В начале XX в. в типологизации политических систем проявилось противопоставление марксистской и веберовской традиций анализа общественных структур. Суть марксистского подхода к анализу политической системы заключалось в абсолютизации классового фактора в функционировании и развитии политической системы. Системы различались прежде всего в зависимости от того, политические интересы какого класса они выражали, от характера социально-экономической структуры и типа формации. В соответствии с этим политические системы подразделялись на рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические.

Основанием типологизации может явиться форма и способы функционирования политических систем. Основа такого анализа была заложена М. Вебером. Он отрицал экономическую детерминированность типов политических систем. Жесткая привязанность к экономической структуре общества не всегда может объяснить, почему на однотипном базисе возникают разные виды политических систем. Ключевым, с его точки зрения, является детерминирующий способ властвования, определяемый социальным характером эпохи, уровнем развития гражданского общества, ожиданиями и требованиями масс, способами обоснования власти, способностями элиты.

В зависимости от ориентации на типы господства и легитимности политические системы подразделяются на традиционные, харизматические, рациональные. Процесс политического развития представляется М. Веберу как переход от традиционных, харизматических систем к легальным, рациональным.

Веберовский подход оказал большое влияние на современное развитие типологизации политических систем. Широкой популярностью пользуется классификация французского социолог Ж. Блонделя. Он разделил политические системы по содержании формам правления на следующие типы: либеральные; радикально-авторитарные или коммунистические (характеризуются равенством социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения); традиционные (поддерживается неравномерное распределение материальных и социальных благ, управляется олигархией, управлению присущ метод консерватизма); популистские (стремление к равенству авторитарными методами и средствами управления); авторитарно-консервативные (сохраняют сложившееся неравенство “жесткими” средствами).

Системный подход позволяет классифицировать политические системы по разным основаниям в зависимости от направленности исследования.

Так, Г. Алмонд акцентирует внимание на социокультурной среде. В основу своей типологии он положил различные политические культуры. Главное - это выявление ценностей, лежащих в основе функционирования и формирования политических систем. Алмонд выделяет четыре типа политических систем: англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и частично-индустриальная, тоталитарная.

Англо-американская система характеризуется гомогенной и плюралистической политической культурой. Она гомогенна в том смысле, что подавляющее большинство субъектов политического процесса разделяют основополагающие принципы устройства политической системы, общепринятые нормы и ценности. Политическая культура основана на идее свободы человека, признании законности всех интересов и позиций, между ними преобладает толерантность, что создает условия для прочного союза общества и элиты и реалистического политического курса. Ролевые структуры - политические партии, заинтересованные группы, средства массовой информации - пользуются значительной долей свободы.

Каждый отдельный индивид может принадлежать одновременно множеству взаимно пересекающихся групп. Данному типу политической системы свойственны четкая организованность, высокая стабильность, рациональность, развитость функций и распределение власти между различными ее элементами, бюрократизированность. Англо-американская политическая культура основана также на антиэтатизме, эгалитаризме, секуляризованности и индивидуализме

Континентально-европейская система отличается фрагментарностью политической культуры, имеющей в целом общую базу. Для нее характерно сосуществование старых и новых культур, общество разделено на множество субкультур со своими ценностями, поведенческими нормами, стереотипами, иногда несовместимыми друг с другом. Возможности групп интересов, партий и др. переводить потребности и требования народа в политическую альтернативу ограничены, но усилия и возможности других социальных организаций (религиозных, национальных и т.п.) стимулируют противоречия между различными субкультурами. В результате - под угрозой политический порядок и политическая стабильность. В целом в этих системах сильно влияние этатизма, элементов авторитарности (на пример, политические системы стран Центральной Европы).

Доиндустриальные и частично-индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру: сосуществуют традиционные институты ценностей, норм, ориентации и атрибуты западной политической системы (парламент, бюрократия и др.). Причем, сами условия формирования такой политической культуры сопровождаются нарушением считавшихся священными обычаев, традиций, связей, ростом ощущения неустойчивости. Различают демократические и авторитарные политические системы.

Демократической политической системе свойственно наличие представительных органов власти, формируемых на основе все общих выборов; признание политических прав и свобод граждан в таком объеме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающим политику правительства, но и партиям и организациям оппозиционным; построение и Функционирование государственного аппарата по принципу “раз- Деления властей”, причем единственным законодательным органом считается парламент; признание и осуществление на практике принципов конституционности и законности и др.

Необходимо учитывать, что демократические системы не представляют собой некоего стереотипа, признаки которого автоматически повторяются в различных странах. Более того, при характеристике демократических систем необходимо учитывать уровень экономического и социального развития, политический курс, формы правления и т.д.

Авторитарная политическая система отличается отказом от принципа разделения властей, усилением исполнительной власти, ограничением выборности органов государства, существенным ограничением или ликвидацией основных демократических прав и свобод человека, запрещением оппозиционных партий и организаций и др. Порою авторитарные системы характеризуются милитаризацией государственного аппарата, применением политических репрессий, широким применением принципа авторитаризма в управлении. Это может быть связано с периодами обострения социальных противоречий в обществе или внутри правящей партии, с кризисом самой политической системы и, прежде всего, государственной власти.

Таким образом, в рамках каждого типа политических систем существует множество модификаций, которые объясняются своеобразием соотношения государства и общества, политических сил, ветвей власти, стиля политического руководства, формы правления и другими факторами. Причем сходные социально-экономические отношения могут обслуживаться различными по структуре и содержанию политическими системами, но и схожие политические системы могут приводить к различным результатам.

Если в основу классификации положить ориентацию на стабильность или перемены, то политические системы условно можно подразделить на консервативные и трансформирующиеся. Главной целью консервативной политической системы является поддержание традиционных структур, сложившихся в политической, экономической и культурных сферах и особенно форму и способы реализации политической власти. Трансформирующиеся политические системы ориентированы на проведение реформ, они динамичны, свою очередь, трансформирующиеся системы подразделяются на реакционные и прогрессивные в зависимости от целей и ориентиров общественного развития.

Весьма распространена классификация политических систем и традиционные и модернизированные, с точки зрения процесса политического развития. В основе традиционных систем лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей. харизматический способ обоснования власти. В модернизированных системах, напротив, существует развитое гражданское общество, диверсификация политических ролей, рациональный способ обоснования власти.

Существуют и другие варианты классификации" политических систем.


Похожая информация.