Первоначально политика, по замечанию М. Вебера, сводилась к деятельности «государства как института, осуществляющего монополию законного применения силы на данной территории». Вся общественная жизнь укладывалась в рамках политической сферы и подчинялась государству. Государство, как носитель и субъект власти, единолично распределяло ценности и ресурсы. Отождествление политического с государством было справедливым до момента выделения гражданского общества.
Развитие институтов гражданского общества отразило процесс нарастающей множественности интересов различных групп населения. На этой основе происходила специализация политических ролей и функций внутри политического сообщества. Понять причины и последствия распределения власти и ценностей в обществе без учета влияния социальных общностей, ментальности и системы культуры было невозможно. Замена понятия государства концепцией политической системы дала возможность учесть влияние неформальных механизмов функционирования мира политики, отразить нарастающую взаимосвязь и взаимовлияние политических структур, политической культуры, политического поведения и гражданского общества.
Для характеристики взаимодействия власти и общества в американской политологии используется понятие «политическая система», представляющая совокупность всех общественных структур в их политических аспектах. По определению Г. Алмонда, политическая система включает помимо политических институтов социальные и экономические структуры, исторические традиции и ценности общества, культурный контекст его развития. Взаимодействие мира политики и экономической сферы, гражданского общества (социальной и духовной сфер) имеет системный характер, т. е. изменения одного из элементов непременно ведет к изменению всей целостности (общества). Это означает - мир политического можно понять лишь из взаимосвязей его с тем, что не является политикой. Как, впрочем, верно и обратное - изменения в неполитических сферах осуществляются под влиянием политики.
Известно, что целью всякой политической деятельности является власть - либо влияние на нее, либо участие в ней. Власть выступает непосредственным содержанием политики. Однако содержание власти не заключено в ней самой. Власть есть взаимодействие тех, кто ее осуществляет, с тем, что в совокупности составляет социальную среду, в которой она осуществляется. В результате их взаимодействия происходит обмен деятельностью, ресурсами, ценностями, информацией. Следовательно, власть может быть понята через связь с тем, что не является властью.
При этом не только власть влияет на социальную среду, но и среда воздействует на власть. Взаимное влияние может иметь характер прямого воздействия власти и среды друг на друга на основе выполнения политических ролей. Например, государство, как носитель и субъект власти, осуществляет управление делами общества, обеспечивает законность и правопорядок, а граждане признают правомерность принимаемых властью решений и выполняют их. Однако воздействие может быть косвенным и не иметь прямого характера. Например, повышение налога на прибыль создает возможность увеличить поддержку работников бюджетных сфер.
Следовательно, взаимодействие власти и гражданского общества определяет характер изменений социальной системы, ее стабильность и динамизм. Вот почему важно знать, как общество влияет на распределение власти. Не менее значимо также понимание форм и параметров воздействия власти на гражданское общество. Взаимодействие и взаимозависимость власти и общества выражаются понятием «политическая система».
2161.
Финансовый рынок выполняет функции
I. Трансформации сбережений в инвестиции
II. Оценки рыночной стоимости финансовых активов
III. Обеспечения ликвидности финансовых активов
IV. Создания инфраструктуры для обмена финансовыми активами
2162. В ряде стран Европы короли и королевы, получающие свою власть по наследству, выполняют лишь представительские функции, не оказывая существенного влияния на деятельность законодательной, судебной и исполнительной властей. Какая форма правления установлена в этих странах?
2163. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. «Целью всякой ___________(А) является власть - влияние на неё или участие в ней. Однако содержание власти не заключено в ней самой. Власть есть взаимодействие тех, кто её осуществляет, с тем, что в совокупности составляет ___________(Б), в которой она осуществляется. В результате их взаимодействия происходит обмен деятельностью, ___________(В), ценностями, информацией. Следовательно, власть может быть понята через связь с тем, что не является властью. При этом не только власть влияет на социальную среду, но и среда воздействует на власть. Взаимное влияние может иметь характер прямого взаимодействия власти и среды друг на друга на основе выполнения ___________(Г). Например, государство как носитель и субъект власти осуществляет управление делами общества, обеспечивает законность и правопорядок, а граждане признают ___________(Д) принимаемых властью решений и выполняют их. Следовательно, взаимодействие власти и общества определяет ___________(Е) социальной системы, сё стабильность и динамизм.» Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.A | Б | В | Г | Д | Е |
2164. Парламент страны Z избирается всенародно по пропорциональной системе. Политическая партия или блок партий, победивший на выборах, формируют правительство. Парламент избирает президента, выполняющего только представительские функции. Какова форма правления в стране Z?
2165. Установление соотношения между спросом и предложением рабочей силы, формирование численности работников и профессионально-квалификационного состава кадров на конкретном объекте рынка труда осуществляется при помощи определенной функции, которую выполняет заработная плата в обществе, а именно:
2166. В государстве X. после парламентских выборов лидер парламентского большинства приступил к формированию правительства. Одновременно депутаты парламента начали согласование кандидатуры на пост президента, который будет выполнять представительские функции. К какому типу государств относится государство X.?
2168. В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории субъектов, которые обладают определённой политической самостоятельностью. Парламент имеет двухпалатную структуру. Найдите в приведённом списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.
2169.
Прочтите отрывок из исторического очерка И. А. Христофорова и определите дату реформы, о которой в нём идёт речь.
«Целью реформаторов было максимально изолировать крестьян от их бывших владельцев... Но лишение помещиков непосредственного контроля над крестьянами, а значит и над местной жизнью в целом, означало, что этот контроль должен быть передан в другие руки...
Так появилась идея мировых посредников, призванных взять на себя нелёгкое бремя реализации реформы, разъяснения её и крестьянам, и их бывшим владельцам, улаживания конфликтов и т.п.».
2170. Если переменная определена вне функции, память для нее отводится один раз в начале выполнения программы, и переменная уничтожается только тогда, когда выполнение программы завершается, то такая переменная называется
ЗАДАНИЕ 20.
ПОЛИТИКА.
Задание 1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Демократия - форма политической организации государства, основанная на признании народа источником ________(А), его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом прав и свобод. Важный признак демократии - гарантия соблюдения прав и свобод человека и ________(Б). Еще одной важной чертой демократии является возможность выражения разных политических взглядов - ________(В). Различают демократию прямую и ________(Г). Институтом прямой (непосредственной) демократии является ________(Д). В этом случае ________(Е) сам, без посредников, выносит то или иное решение».
Список терминов:
1) политический плюрализм
2) представительная
3) иностранец
4) власть
5) народ
6) исполнительная
7) референдум
8) гражданин
9) суверенитет
Задание 2.
«Целью всякой ___________(А) является власть - влияние на неё или участие в ней. Однако содержание власти не заключено в ней самой. Власть есть взаимодействие тех, кто её осуществляет, с тем, что в совокупности составляет ___________(Б), в которой она осуществляется. В результате их взаимодействия происходит обмен деятельностью, ___________(В), ценностями, информацией. Следовательно, власть может быть понята через связь с тем, что не является властью. При этом не только власть влияет на социальную среду, но и среда воздействует на власть. Взаимное влияние может иметь характер прямого взаимодействия власти и среды друг на друга на основе выполнения ___________(Г). Например, государство как носитель и субъект власти осуществляет управление делами общества, обеспечивает законность и правопорядок, а граждане признают ___________(Д) принимаемых властью решений и выполняют их. Следовательно, взаимодействие власти и общества определяет ___________(Е) социальной системы, сё стабильность и динамизм.»
Список терминов.
1) деятельность человека
2) социальная среда
3) правомерность
5) политическая деятельность
6) характер изменений
9) ресурсы
Задание 3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Политическая культура как тип отношений инди вида, группы, общества включает в себя три уровня ориентации к различным ___________ (А).
Первый уровень отношения выражен в представлениях граждан о лидерах, элитах, институтах и ценностях, определяющих их поведение. Когда политическая система легитимна и способна эффективно реагировать на ___________ (Б), граждане считают себя обязанными следовать властным велениям её институтов.
Второй уровень ориентации составляет отношение к проводимому политическому курсу: совпадают ли ___________ (В) с вашими ожиданиями и каковы ваши представления о собственной роли в политике? Ответ на вопрос, какая система управления лучше справляется с существующими проблемами и вызовами, и составляет со держание ожиданий государственной политики. При этом ___________ (Г) граждан в политику может быть различ ной - активные участники, граждане, которые пассивно подчиняются власти, люди, исключённые из политики.
Третий уровень - это отношение к ___________ (Д) проводимой политики, где главным критерием оценки деятельности правительства выступают гарантии ___________ (Е) и рост благосостояния населения.»
Список терминов.
1) действия правительства
2) методы
3) политический конфликт
4) изменение потребностей
5) общество
6) личная безопасность
7) включённость
9) результаты
Задание 4.
С помощью ________________(А) правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей _________________(Б), не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, _________________(В), равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и _________________(Г). Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в __________________(Д) другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он ещё и обставляется системой ____________________(Е) властей. Подобная система устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.
Список терминов.
1) «сдержки и противовесы»
2) компетенция
3) естественное право
4) разделение властей
5) импичмент
7) полномочия
8) сбалансированность
9) суспензивное вето
Задание 5. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы______(А) и главы исполнительной власти. Должность премьер-министра в такой республике, как правило, отсутствует. Президента страны избирают внепарламентским путём: или всенародным________(Б) (как, например, в Аргентине), или коллегией выборщиков (как, скажем, в США). Это обеспечивает независимость источника________(В) президента от парламента. Президент получает также право_______(Г) в отношении парламентских решений: он может вернуть на повторное рассмотрение в высший законодательный орган любой______(Д). Но если парламент вторично, квалифицированным большинством голосов -2/3 в обеих палатах - проголосует за него, то проект становится законом, обретает_________(Е), невзирая на мнение президента. Не вправе президент и распустить парламент».
Список терминов:
2) власть
3) отлагательное вето
4) законопроект
5) государство
6) форма правления
8) политика
9) законодательный
Задание 6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Правовое государство составляет, пожалуй, величайшее политическое достижение в мировой истории. И поскольку без правового государства мы не жили бы в условиях ______(А), нужно защищать его принципы.
Решающим условием осуществления либерализма в экономической, социальной, правовой областях является проведение различий между государством и________(Б).
Либеральная демократия немыслима без дееспособной общественности. Предпосылкой этого является____(В) как выражение различных мнений и интересов. Спор имеет смысл до тех пор, пока есть какая-то форма общности. Иначе споры разжигают ещё более сложные_____(Г), которые могут разрушить и погубить общество.
Либеральное государство принимает решения в соответствии с установленной____(Д)._____(Е) гражданина - признать решения, принятые корректно и в установленном порядке, даже в том случае, если он считает их неверными...»
Список терминов:
1) система
2) общество
3) процедура
4) частная собственность
5) плюрализм
6) потребность
7) конфликты
8) свобода
9) обязанность
Задание 7. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«____ (А) - это форма правления, при которой глава государства является ____ (Б) и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.
Если _____ (В) избирается независимо от парламента, является главой государства и правительства, то данная форма правления определяется как ____(Г) республика. Президент сам назначает ____(Д) и руководит его деятельностью. В данной республике президент не может распустить ____ (Е) и его нижнюю палату, не может вынести вотум недоверия. Парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить президента от должности (нарушение конституции, преступление).»
Список терминов:
1) смешанная
2) президент
3) республика
4) народный
5) парламент
6) законодательный
7) правительство
8) выборный
9) президентская
Задание 8. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний).
«Политическая элита является одним из __________(А) политики. Её относят к институциональному компоненту __________(Б). Это узкий круг лиц, осуществляющих власть в обществе. В __________(В) принято делить этот общественный слой на две группы. Первая опирается на владение землёй, __________(Г), религию, происхождение, поэтому относится к традиционному типу. Основа второй, современной группы - политические знания, опыт, __________(Д) в вопросах социальной жизни. В первую группу трудно попасть, главными __________(Е) отбора людей становится их исполнительность и личная преданность. Члены второй группы также регулируют процесс прихода новых лиц, но главное требование - профессионализм».
Список терминов:
1) богатство
2) объект
3) компетентность
4) критерий
5) субъект
6) экономика
7) политическая система общества
8) социальная структура общества
9) политология
Задание 9. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Американский политолог М.Г. Херманн предприняла попытку выделить факторы, которые влияют на характер политического ____(А). К ним относятся: политические ____(Б), реакция на давление и стресс, ___(В), стиль, предшествующий опыт, обстоятельства, при которых человек оказался в положении руководителя. Изучение названных факторов позволяет дать относительно полную характеристику политика.
В общественном сознании складывается определённый ___(Г) того или иного политического деятеля, называемый его имиджем. Он может возникать ____(Д), без специальных усилий деятеля или его сторонников. Однако, нередко создаётся ____(Е) усилиями политика и поддерживающей его группы. При этом привлекается внимание к тем качествам личности, которые соответствуют ожиданиям масс, и маскируются те её черты, которые могут быть восприняты негативно».
Список терминов:
1) мотив
2) образ
3) лидер
5) целенаправленно
6) стихийно
7) убеждения
8) имидж
9) престиж
Задание 10. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования называется избирательной ___(А). Структурными компонентами являются: 1) избирательное ___(Б) – комплекс правовых норм о порядке выборов; 2) избирательный ____(В) – комплекс действий в процессе выборов. Некоторые политологи, наряду с названными элементами, относят к структурным компонентам партийную систему, а также политические ____(Г).
Международная политическая практика выработала несколько типов избирательных систем. Система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов называется ____(Д). Система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах, называется ____(Е). Политологи подчеркивают, что не существует совершенной избирательной системы, как и совершенной демократии».
Список терминов:
1) пропорциональная
2) система
3) смешанная
4) процесс
5) кампания
6) право
7) мажоритарная
8) традиции
9) идеология
Задание 11. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
______ (А) система состоит из трёх и более однопорядковых по своему влиянию политических партий. Ни одна из них не располагает достаточной поддержкой со стороны ______ (Б) и не в состоянии без вступления в коалицию победить на _______ (В) и сформировать ______ (Г). Многопартийная система имеет определённые недостатки. Она менее стабильна, создаваемые ею правительства также неустойчивы. Разногласия между партнёрами по коалиции не всегда способствуют созданию _______ (Д) и легитимного правительства. Поиски компромиссов во время формирования правительства и в периоды принятия важных решений могут привести к конфликтам и даже к его расколу или ______ (Е). Кроме того, на согласование различных вопросов уходит много времени и средств.
Список терминов:
1) избиратель
2) роспуск
3) эффективный
4) выборы
5) суд
6) многопартийный
7) преимущество
8) государство
9) правительство
Контрольная работа в 11 классе по обществознанию
по теме «Политика»
Вариант 1
Задание 1
А) Пла-тон в своих тру-дах «Го-су-дар-ство» и «За-ко-ны» из-ло-жил свои взгля-ды на устрой-ство го-су-дарств, по-ли-ти-че-ские ре-жи-мы и формы прав-ле-ния. (Б) Форма прав-ле-ния пред-став-ля-ет собой струк-ту-ру выс-ших ор-га-нов го-су-дар-ствен-ной
вла-сти, по-ря-док их об-ра-зо-ва-ния и рас-пре-де-ле-ние ком-пе-тен-ции между ними. (В) Пла-то-ном были впер-вые вы-де-ле-ны сле-ду-ю-щие формы прав-ле-ния: мо-нар-хия, ари-сто-кра-тия, ти-мо-кра-тия, оли-гар-хия, де-мо-кра-тия, ти-ра-ния. (Г) Без-услов-но,
не-воз-мож-но пе-ре-оце-нить его вклад в раз-ви-тие по-ли-ти-че-ской мысли того вре-ме-ни. (Д) Сле-ду-ет от-дать долж-ное его стрем-ле-нию пред-ста-вить в ка-че-стве глав-но-го при-о-ри-те-та для про-цве-та-ния го-су-дар-ства муд-рость его пра-ви-те-лей.
1) фак-ти-че-ский ха-рак-тер
Задание 2
Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го обо-зна-че-но опре-делённой бук-вой.
(А) Про-грам-ма со-ци-аль-но-го обу-строй-ства малых го-ро-дов — одна из наи-бо-лее ак-ту-аль-ных со-ци-аль-ных про-грамм. (Б) Одним из на-прав-ле-ний, со-дер-жа-щих-ся в этой про-грам-ме, яв-ля-ет-ся со-зда-ние в малых го-ро-дах со-вре-мен-ной ин-фра-струк-ту-ры. (В) Дру-гое на-прав-ле-ние, обо-зна-чен-ное в про-грам-ме, — со-зда-ние про-из-водств, ко-то-рые могли бы обес-пе-чить ра-бо-чие места мо-ло-дым людям. (Г) По-след-нее ста-но-вит-ся всё более зна-чи-мым по мере рас-ту-ще-го вы-сво-бож-де-ния ра-бо-чей силы в связи с тех-ни-че-ским пе-ре-во-ору-же-ни-ем со-вре-мен-но-го хо-зяй-ства. (Д) Раз-ра-бот-ка и ре-а-ли-за-ция це-ле-вых со-ци-аль-ных про-грамм — функ-ция го-су-дар-ства.
Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста имеют
1) фак-ти-че-ский ха-рак-тер
2) ха-рак-тер оце-ноч-ных суж-де-ний
3) ха-рак-тер тео-ре-ти-че-ских утвер-жде-ний
Задание 3
Про-чи-тай-те при-ве-ден-ный ниже текст, в ко-то-ром про-пу-щен ряд слов. Вы-бе-ри-те из пред-ла-га-е-мо-го спис-ка слова, ко-то-рые не-об-хо-ди-мо вста-вить на место про-пус-ков.
«Де-мо-кра-тия — форма по-ли-ти-че-ской ор-га-ни-за-ции го-су-дар-ства, ос-но-ван-ная на при-зна-нии на-ро-да ис-точ-ни-ком ________(А), его права участ-во-вать в ре-ше-нии го-су-дар-ствен-ных дел в со-че-та-нии с ши-ро-ким кру-гом прав и сво-бод. Важ-ный при-знак де-мо-кра-тии — га-ран-тия со-блю-де-ния прав и сво-бод че-ло-ве-ка и ________(Б). Еще одной важ-ной чер-той де-мо-кра-тии яв-ля-ет-ся воз-мож-ность вы-ра-же-ния раз-ных по-ли-ти-че-ских взгля-дов — ________(В). Раз-ли-ча-ют де-мо-кра-тию пря-мую и ________(Г). Ин-сти-ту-том пря-мой (не-по-сред-ствен-ной) де-мо-кра-тии яв-ля-ет-ся ________(Д). В этом слу-чае ________(Е) сам, без по-сред-ни-ков, вы-но-сит то или иное ре-ше-ние».
Спи-сок тер-ми-нов:
1) по-ли-ти-че-ский плю-ра-лизм | 2) пред-ста-ви-тель-ная | 3) ино-стра-нец |
4) власть | 5) народ 6)государство | 6) ис-пол-ни-тель-ная |
7) ре-фе-рен-дум | 8) граж-да-нин | 9) су-ве-ре-ни-тет |
Задание 4
«Целью вся-кой ___________(А) яв-ля-ет-ся власть — вли-я-ние на неё или уча-стие в ней. Од-на-ко со-дер-жа-ние вла-сти не за-клю-че-но в ней самой. Власть есть вза-и-мо-дей-ствие тех, кто её осу-ществ-ля-ет, с тем, что в со-во-куп-но-сти со-став-ля-ет ___________(Б), в ко-то-рой она осу-ществ-ля-ет-ся. В ре-зуль-та-те их вза-и-мо-дей-ствия про-ис-хо-дит обмен де-я-тель-но-стью, ___________(В), цен-но-стя-ми, ин-фор-ма-ци-ей. Сле-до-ва-тель-но, власть может быть по-ня-та через связь с тем, что не яв-ля-ет-ся вла-стью. При этом не толь-ко власть вли-я-ет на со-ци-аль-ную среду, но и среда воз-дей-ству-ет на власть. Вза-им-ное вли-я-ние может иметь ха-рак-тер пря-мо-го вза-и-мо-дей-ствия вла-сти и среды друг на друга на ос-но-ве вы-пол-не-ния ___________(Г). На-при-мер, го-су-дар-ство как но-си-тель и субъ-ект вла-сти осу-ществ-ля-ет управ-ле-ние де-ла-ми об-ще-ства, обес-пе-чи-ва-ет за-кон-ность и пра-во-по-ря-док, а граж-да-не при-зна-ют ___________(Д) при-ни-ма-е-мых вла-стью ре-ше-ний и вы-пол-ня-ют их. Сле-до-ва-тель-но, вза-и-мо-дей-ствие вла-сти и об-ще-ства опре-де-ля-ет ___________(Е) со-ци-аль-ной си-сте-мы, сё ста-биль-ность и ди-на-мизм.»
1) де-я-тель-ность че-ло-ве-ка | 2) со-ци-аль-ная среда | 3) пра-во-мер-ность |
4) по-ли-ти-че-ский про-цесс | 5) по-ли-ти-че-ская де-я-тель-ность | 6) ха-рак-тер из-ме-не-ний |
7) по-ли-ти-че-ские роли | 8) по-ли-ти-че-ское уча-стие | 9) ре-сур-сы |
Задание 5
«Аме-ри-кан-ский по-ли-то-лог М.Г. Хер-манн пред-при-ня-ла по-пыт-ку вы-де-лить фак-то-ры, ко-то-рые вли-я-ют на ха-рак-тер по-ли-ти-че-ско-го ____(А). К ним от-но-сят-ся: по-ли-ти-че-ские ____(Б), ре-ак-ция на дав-ле-ние и стресс, ___(В), стиль, пред-ше-ству-ю-щий опыт, об-сто-я-тель-ства, при ко-то-рых че-ло-век ока-зал-ся в по-ло-же-нии ру-ко-во-ди-те-ля. Изу-че-ние на-зван-ных фак-то-ров поз-во-ля-ет дать от-но-си-тель-но пол-ную ха-рак-те-ри-сти-ку по-ли-ти-ка.
В об-ще-ствен-ном со-зна-нии скла-ды-ва-ет-ся опре-делённый ___(Г) того или иного по-ли-ти-че-ско-го де-я-те-ля, на-зы-ва-е-мый его ими-джем. Он может воз-ни-кать ____(Д), без спе-ци-аль-ных уси-лий де-я-те-ля или его сто-рон-ни-ков. Од-на-ко, не-ред-ко создаётся ____(Е) уси-ли-я-ми по-ли-ти-ка и под-дер-жи-ва-ю-щей его груп-пы. При этом при-вле-ка-ет-ся вни-ма-ние к тем ка-че-ствам лич-но-сти, ко-то-рые со-от-вет-ству-ют ожи-да-ни-ям масс, и мас-ки-ру-ют-ся те её черты, ко-то-рые могут быть вос-при-ня-ты не-га-тив-но».
Спи-сок тер-ми-нов:
1) мотив | 2) образ | 3) лидер |
4) ав-то-ри-тет | 5) це-ле-на-прав-лен-но | 6) сти-хий-но |
7) убеж-де-ния | 8) имидж | 9) пре-стиж |
Задание 6
Как, по мне-нию ав-то-ра, мно-го-пар-тий-ность свя-за-на с по-ли-ти-че-ским по-ве-де-ни-ем масс? При-ве-ди-те любые два при-ме-ра этой вза-и-мо-свя-зи.
Го-су-дар-ство счи-та-ет-ся де-мо-кра-ти-че-ским и пра-во-вым, если пред-став-ля-ет собой по-ли-ти-че-скую ор-га-ни-за-цию граж-дан-ско-го об-ще-ства. Де-мо-кра-тия осу-ществ-ля-ет-ся на ос-но-ве прин-ци-пов идео-ло-ги-че-ско-го и по-ли-ти-че-ско-го плю-ра-лиз-ма.
Идео-ло-ги-че-ский плю-ра-лизм озна-ча-ет, что в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции при-зна-ет-ся идео-ло-ги-че-ское мно-го-об-ра-зие, ни-ка-кая идео-ло-гия не может уста-нав-ли-вать-ся в ка-че-стве го-су-дар-ствен-ной или обя-за-тель-ной (ч. 1, 2 ст. 13 Кон-сти-ту-ции РФ).
Рос-сий-ская Фе-де-ра-ция про-воз-гла-ша-ет-ся свет-ским го-су-дар-ством (ч. 1 ст. 14 Кон-сти-ту-ции РФ). Это озна-ча-ет, что ни-ка-кая ре-ли-гия не может уста-нав-ли-вать-ся в ка-че-стве го-су-дар-ствен-ной или обя-за-тель-ной. Свет-ский ха-рак-тер го-су-дар-ства про-яв-ля-ет-ся также в том, что ре-ли-ги-оз-ные объ-еди-не-ния от-де-ле-ны от го-су-дар-ства и равны перед за-ко-ном (ч. 2 ст. 14 Кон-сти-ту-ции РФ).
По-ли-ти-че-ский плю-ра-лизм пред-по-ла-га-ет на-ли-чие раз-лич-ных со-ци-аль-но-по-ли-ти-че-ских струк-тур, функ-ци-о-ни-ру-ю-щих в об-ще-стве, су-ще-ство-ва-ние по-ли-ти-че-ско-го мно-го-об-ра-зия, мно-го-пар-тий-но-сти (ч. 3 ст. 13 Кон-сти-ту-ции РФ). Де-я-тель-ность все-воз-мож-ных объ-еди-не-ний граж-дан в об-ще-стве ока-зы-ва-ет вли-я-ние на по-ли-ти-че-ский про-цесс (фор-ми-ро-ва-ние ор-га-нов го-су-дар-ствен-ной вла-сти, при-ня-тие го-су-дар-ствен-ных ре-ше-ний и т.д.). Мно-го-пар-тий-ность пред-по-ла-га-ет ле-галь-ность по-ли-ти-че-ской оп-по-зи-ции, спо-соб-ству-ет во-вле-че-нию в по-ли-ти-че-скую жизнь более ши-ро-ких слоев на-се-ле-ния. За-пре-ща-ет-ся лишь со-зда-ние и де-я-тель-ность таких об-ще-ствен-ных объ-еди-не-ний, цели или дей-ствия ко-то-рых на-прав-ле-ны на на-силь-ствен-ное из-ме-не-ние основ кон-сти-ту-ци-он-но-го строя и на-ру-ше-ние це-лост-но-сти Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции, под-рыв без-опас-но-сти го-су-дар-ства, со-зда-ние во-ору-жен-ных фор-ми-ро-ва-ний, раз-жи-га-ние со-ци-аль-ной, ра-со-вой, на-ци-о-наль-ной и ре-ли-ги-оз-ной розни (ч. 5 ст. 13 Кон-сти-ту-ции РФ)...
По-ли-ти-че-ский плю-ра-лизм ба-зи-ру-ет-ся на мно-го-об-ра-зии форм эко-но-ми-че-ской де-я-тель-но-сти. Это мно-го-об-ра-зие обес-пе-чи-ва-ет-ся тем, что ос-но-ву эко-но-ми-ки РФ со-став-ля-ет со-ци-аль-ное ры-ноч-ное хо-зяй-ство, где обес-пе-чи-ва-ет-ся сво-бо-да эко-но-ми-че-ской де-я-тель-но-сти, по-ощ-ре-ние кон-ку-рен-ции, раз-но-об-ра-зие и рав-но-пра-вие форм соб-ствен-но-сти, их пра-во-вая за-щи-та... Земля и дру-гие при-род-ные ре-сур-сы ис-поль-зу-ют-ся и охра-ня-ют-ся в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции как ос-но-ва жизни и де-я-тель-но-сти на-ро-дов, про-жи-ва-ю-щих на со-от-вет-ству-ю-щей тер-ри-то-рии. Земля и дру-гие при-род-ные ре-сур-сы могут на-хо-дить-ся в част-ной, го-су-дар-ствен-ной, му-ни-ци-паль-ной и иных фор-мах соб-ствен-но-сти (ст. 9 Кон-сти-ту-ции РФ). Го-су-дар-ство га-ран-ти-ру-ет также един-ство эко-но-ми-че-ско-го про-стран-ства, сво-бод-ное пе-ре-ме-ще-ние то-ва-ров, услуг и фи-нан-со-вых средств.
Задание 7
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политический режим». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Вариант 2
Задание 1
Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го обо-зна-че-но опре-делённой бук-вой.
(А) В пред-две-рии Но-во-го года все ве-ду-щие пар-тии стра-ны про-во-дят свои фо-ру-мы. (Б) По-ми-мо пе-ре-вы-бо-ров ли-де-ров мно-гие пар-тии об-нов-ля-ют свои идео-ло-ги-че-ские уста-нов-ки. (В) Общ-ность идео-ло-ги-че-ской плат-фор-мы вы-сту-па-ет одним из важ-ней-ших при-зна-ков пар-тии. (Г) Время про-ве-де-ния пар-тий-ных съез-дов нель-зя при-знать удач-ным. (Д) Пред-но-во-год-ние хло-по-ты, сни-же-ние ин-те-ре-са к де-я-тель-но-сти пар-тий могут по-ме-шать при-ня-тию ка-че-ствен-ных до-ку-мен-тов.
Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста имеют
1) фак-ти-че-ский ха-рак-тер
2) ха-рак-тер оце-ноч-ных суж-де-ний
3) ха-рак-тер тео-ре-ти-че-ских утвер-жде-ний
Задание 2
Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го обо-зна-че-но опре-делённой бук-вой.
(А) В ми-нув-шие вы-ход-ные в стра-не со-сто-я-лись му-ни-ци-паль-ные вы-бо-ры.
(Б) Они про-шли, по дан-ным на-блю-да-те-лей, в усло-ви-ях вы-со-кой ак-тив-но-сти из-би-ра-те-лей.
(В) По-ла-га-ем, что по-доб-ное яв-ле-ние свя-за-но с воз-рас-та-ни-ем роли и зна-чи-мо-сти ор-га-нов мест-но-го са-мо-управ-ле-ния в жизни со-ци-у-ма.
(Г) Ор-га-ны мест-но-го са-мо-управ-ле-ния пред-став-ля-ют собой си-сте-му ор-га-ни-за-ции и де-я-тель-но-сти граж-дан, обес-пе-чи-ва-ю-щую са-мо-сто-я-тель-ное ре-ше-ние на-се-ле-ни-ем во-про-сов мест-но-го зна-че-ния, управ-ле-ние му-ни-ци-паль-ной соб-ствен-но-стью, ис-хо-дя из ин-те-ре-сов всех жи-те-лей дан-ной тер-ри-то-рии.
(Д) Ре-зуль-та-ты- вы-бо-ров об-суж-да-ют-ся по-ли-то-ло-га-ми и бло-го-сфе-рой.
Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста носят
1) фак-ти-че-ский ха-рак-тер;
2) ха-рак-тер оце-ноч-ных суж-де-ний;
3) ха-рак-тер тео-ре-ти-че-ских по-ло-же-ний.
Задание 3
Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, в ко-то-ром про-пу-щен ряд слов (сло-во-со-че-та-ний). Вы-бе-ри-те из пред-ла-га-е-мо-го спис-ка слова (сло-во-со-че-та-ния), ко-то-рые не-об-хо-ди-мо вста-вить на место про-пус-ков.
«По-ли-ти-че-ская куль-ту-ра как тип от-но-ше-ний индивида, груп-пы, об-ще-ства вклю-ча-ет в себя три уров-ня ори-ен-та-ции к раз-лич-ным ___________ (А).
Пер-вый уро-вень от-но-ше-ния вы-ра-жен в пред-став-ле-ни-ях граж-дан о ли-де-рах, эли-тах, ин-сти-ту-тах и цен-но-стях, опре-де-ля-ю-щих их по-ве-де-ние. Когда по-ли-ти-че-ская си-сте-ма ле-ги-тим-на и спо-соб-на эф-фек-тив-но ре-а-ги-ро-вать на ___________ (Б), граж-да-не счи-та-ют себя обя-зан-ны-ми сле-до-вать власт-ным ве-ле-ни-ям её ин-сти-ту-тов.
Вто-рой уро-вень ори-ен-та-ции со-став-ля-ет от-но-ше-ние к про-во-ди-мо-му по-ли-ти-че-ско-му курсу: сов-па-да-ют ли ___________ (В) с ва-ши-ми ожи-да-ни-я-ми и ка-ко-вы ваши пред-став-ле-ния о соб-ствен-ной роли в по-ли-ти-ке? Ответ на во-прос, какая си-сте-ма управ-ле-ния лучше справ-ля-ет-ся с су-ще-ству-ю-щи-ми про-бле-ма-ми и вы-зо-ва-ми, и со-став-ля-ет со дер-жа-ние ожи-да-ний го-су-дар-ствен-ной по-ли-ти-ки. При этом ___________ (Г) граж-дан в по-ли-ти-ку может быть раз-личной — ак-тив-ные участ-ни-ки, граж-да-не, ко-то-рые пас-сив-но под-чи-ня-ют-ся вла-сти, люди, ис-ключённые из по-ли-ти-ки.
Тре-тий уро-вень — это от-но-ше-ние к ___________ (Д) про-во-ди-мой по-ли-ти-ки, где глав-ным кри-те-ри-ем оцен-ки де-я-тель-но-сти пра-ви-тель-ства вы-сту-па-ют га-ран-тии ___________ (Е) и рост бла-го-со-сто-я-ния на-се-ле-ния»
1) дей-ствия пра-ви-тель-ства | 2) ме-то-ды | 3) по-ли-ти-че-ский кон-фликт |
4) из-ме-не-ние по-треб-но-стей | 5) об-ще-ство | 6) лич-ная без-опас-ность |
7) включённость | 8) по-ли-ти-че-ские объ-ек-ты | 9) ре-зуль-та-ты |
Задание 4
Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, в ко-то-ром про-пу-щен ряд слов. Вы-бе-ри-те из пред-ла-га-е-мо-го спис-ка слова, ко-то-рые не-об-хо-ди-мо вста-вить на место про-пус-ков.
«Пре-зи-дент-ская рес-пуб-ли-ка ха-рак-те-ри-зу-ет-ся со-еди-не-ни-ем в руках пре-зи-ден-та пол-но-мо-чий главы______(А) и главы ис-пол-ни-тель-ной вла-сти. Долж-ность пре-мьер-ми-ни-стра в такой рес-пуб-ли-ке, как пра-ви-ло, от-сут-ству-ет. Пре-зи-ден-та стра-ны из-би-ра-ют вне-пар-ла-мент-ским путём: или все-на-род-ным________(Б) (как, на-при-мер, в Ар-ген-ти-не), или кол-ле-ги-ей вы-бор-щи-ков (как, ска-жем, в США). Это обес-пе-чи-ва-ет не-за-ви-си-мость ис-точ-ни-ка________(В) пре-зи-ден-та от пар-ла-мен-та. Пре-зи-дент по-лу-ча-ет также право_______(Г) в от-но-ше-нии пар-ла-мент-ских ре-ше-ний: он может вер-нуть на по-втор-ное рас-смот-ре-ние в выс-ший за-ко-но-да-тель-ный орган любой______(Д). Но если пар-ла-мент вто-рич-но, ква-ли-фи-ци-ро-ван-ным боль-шин-ством го-ло-сов -2/3 в обеих па-ла-тах - про-го-ло-су-ет за него, то про-ект ста-но-вит-ся за-ко-ном, об-ре-та-ет_________(Е), не-взи-рая на мне-ние пре-зи-ден-та. Не впра-ве пре-зи-дент и рас-пу-стить пар-ла-мент».
Спи-сок тер-ми-нов:
1) юри-ди-че-ская сила | 2) власть | 3) от-ла-га-тель-ное вето |
4) за-ко-но-про-ект | 5) го-су-дар-ство | 6) форма прав-ле-ния |
7) го-ло-со-ва-ние | 8) по-ли-ти-ка | 9) за-ко-но-да-тель-ный |
Задание 5
Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, в ко-то-ром про-пу-щен ряд слов (сло-во-со-че-та-ний).
Вы-бе-ри-те из пред-ла-га-е-мо-го спис-ка слова (сло-во-со-че-та-ния), ко-то-рые не-об-хо-ди-мо вста-вить на место про-пус-ков.
«По-ли-ти-че-ская элита яв-ля-ет-ся одним из __________(А) по-ли-ти-ки. Её от-но-сят к ин-сти-ту-ци-о-наль-но-му ком-по-нен-ту __________(Б). Это узкий круг лиц, осу-ществ-ля-ю-щих власть в об-ще-стве. В __________(В) при-ня-то де-лить этот об-ще-ствен-ный слой на две груп-пы. Пер-вая опи-ра-ет-ся на вла-де-ние землёй, __________(Г), ре-ли-гию, про-ис-хож-де-ние, по-это-му от-но-сит-ся к тра-ди-ци-он-но-му типу. Ос-но-ва вто-рой, со-вре-мен-ной груп-пы — по-ли-ти-че-ские
зна-ния, опыт, __________(Д) в во-про-сах со-ци-аль-ной жизни. В первую груп-пу труд-но по-пасть, глав-ны-ми __________(Е) от-бо-ра людей ста-но-вит-ся их ис-пол-ни-тель-ность и лич-ная пре-дан-ность. Члены вто-рой груп-пы также
ре-гу-ли-ру-ют про-цесс при-хо-да новых лиц, но глав-ное тре-бо-ва-ние — про-фес-си-о-на-лизм».
Спи-сок тер-ми-нов:
1) бо-гат-ство | 2) объ-ект | 3) ком-пе-тент-ность |
4) кри-те-рий | 5) субъ-ект | 6) эко-но-ми-ка |
7) по-ли-ти-че-ская си-сте-ма об-ще-ства | 8) со-ци-аль-ная струк-ту-ра об-ще-ства | 9) по-ли-то-ло-гия |
Задание 6
Про-чи-тай-те текст и вы-пол-ни-те за-да-ния.
Автор утвер-жда-ет, что в об-ще-стве могут воз-ни-кать про-ти-во-ре-чия между эли-тар-ны-ми и не-эли-тар-ны-ми груп-па-ми. Ис-поль-зуя со-дер-жа-ние тек-ста и об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния, при-ве-ди-те три воз-мож-ные при-чи-ны воз-ник-но-ве-ния про-ти-во-ре-чий. Какая ука-зан-ная ав-то-ром функ-ция по-ли-ти-че-ской элиты при-зва-на устра-нить эти про-ти-во-ре-чия?
По-ли-ти-че-ская элита - это груп-па лиц, про-фес-си-о-наль-но за-ни-ма-ю-ща-я-ся де-я-тель-но-стью в сфере вла-сти и управ-ле-ния го-су-дар-ством (пар-ти-я-ми, дру-ги-ми по-ли-ти-че-ски-ми ин-сти-ту-та-ми). На го-су-дар-ствен-ном уров-не она кон-цен-три-ру-ет в своих руках выс-шие власт-ные и управ-лен-че-ские пре-ро-га-ти-вы в об-ще-стве, пред-опре-де-ляя за счёт этого пути и формы его по-ли-ти-че-ско-го раз-ви-тия.
По-ли-ти-че-ская элита - это лишь опре-делённая часть более ши-ро-ких эли-тар-ных слоёв об-ще-ства в целом, в ко-то-рые вхо-дят наи-бо-лее вид-ные и ав-то-ри-тет-ные пред-ста-ви-те-ли эко-но-ми-че-ских кру-гов, гу-ма-ни-тар-ной и тех-ни-че-ской ин-тел-ли-ген-ции. Боль-шин-ство учёных схо-дит-ся на том, что те не-мно-гие люди, ко-то-рые при-над-ле-жат к по-ли-ти-че-ски власт-ву-ю-ще-му кругу, не яв-ля-ют-ся ти-пич-ны-ми пред-ста-ви-те-ля-ми об-ще-ства, фор-ми-ру-ясь по пре-иму-ще-ству из пред-ста-ви-те-лей выс-ших со-ци-аль-но-эко-но-ми-че-ских слоёв. Прак-ти-ка не под-твер-ди-ла тезис о том, что де-я-тель-ность элит не-по-сред-ствен-но опре-де-ля-ет-ся ин-те-ре-са-ми на-се-ле-ния. Таким об-ра-зом, в любом об-ще-стве могут скла-ды-вать-ся серьёзные про-ти-во-ре-чия между со-ста-вом и ин-те-ре-са-ми эли-тар-ных и не-эли-тар-ных групп.
По-пол-не-ние или из-ме-не-ние со-ста-ва по-ли-ти-че-ской элиты за-ви-сит не толь-ко от по-зи-ции на-се-ле-ния или кон-крет-ной си-ту-а-ции, при ко-то-рой пред-ста-ви-те-ли ши-ро-ких со-ци-аль-ных слоёв на-чи-на-ют при-ни-мать опре-делённое уча-стие в при-ня-тии ре-ше-ний, но в зна-чи-тель-ной сте-пе-ни и от по-зи-ции самих эли-тар-ных груп-пи-ро-вок. В этом смыс-ле элита яв-ля-ет-ся ско-рее са-мо-ре-гу-ли-ру-ю-щей-ся общ-но-стью, ко-то-рая из-би-ра-тель-но до-пус-ка-ет в свою среду пред-ста-ви-те-лей массы.
В пол-ном со-от-вет-ствии с за-ни-ма-е-мым ею ме-стом в об-ще-ствен-ной жизни по-ли-ти-че-ская элита вы-пол-ня-ет ряд важ-ней-ших задач и функ-ций. Пре-жде всего, к её со-ци-аль-ным за-да-чам от-но-сят-ся при-ня-тие и кон-троль за ре-а-ли-за-ци-ей ре-ше-ний, рас-кры-ва-ю-щие её цен-траль-ную роль в управ-ле-нии го-су-дар-ством и об-ще-ством. В число ос-нов-ных функ-ций вклю-ча-ет-ся также фор-ми-ро-ва-ние и пред-став-ле-ние груп-по-вых ин-те-ре-сов раз-лич-ных слоёв на-се-ле-ния. Сле-ду-ет ука-зать и на не-об-хо-ди-мость про-ду-ци-ро-ва-ния эли-той раз-но-об-раз-ных по-ли-ти-че-ских цен-но-стей. Фор-ми-руя раз-лич-ные идео-ло-гии, мифы или со-ци-аль-ные про-ек-ты, по-ли-ти-че-ская элита пы-та-ет-ся мо-би-ли-зо-вать граж-дан, взять под кон-троль их энер-гию для ре-ше-ния не-об-хо-ди-мых об-ще-ствен-ных задач.
Задание 7
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Формы государства». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.