Разные разности

Мухаев Р.Т. Политология - файл n1.doc. Власть и общество: механизм и формы взаимодействия Целью всякой политической деятельности

Мухаев Р.Т. Политология - файл n1.doc. Власть и общество: механизм и формы взаимодействия Целью всякой политической деятельности
Для понимания характера изменений в политике, ее способности обеспечивать стабильность и сохранять динамическое равновесие групп интересов необходимо учитывать два обстоятельства. Во-первых, политика является относительно самостоятельной сферой и обладает чертами системы. В этом смысле, по выражению Л. фон Берталанфи, она представляет собой совокупность «элементов, находящихся во взаимодействии». Во-вторых, будучи самостоятельной, политика обретает смысл через взаимодействие с миром неполитического, являясь составной частью более широкой целостности - общества. Осознание органической взаимосвязи политической жизни и других сфер жизнедеятельности человека пришло в политологию не сразу.
Первоначально политика, по замечанию М. Вебера, сводилась к деятельности «государства как института, осуществляющего монополию законного применения силы на данной территории». Вся общественная жизнь укладывалась в рамках политической сферы и подчинялась государству. Государство, как носитель и субъект власти, единолично распределяло ценности и ресурсы. Отождествление политического с государством было справедливым до момента выделения гражданского общества.
Развитие институтов гражданского общества отразило процесс нарастающей множественности интересов различных групп населения. На этой основе происходила специализация политических ролей и функций внутри политического сообщества. Понять причины и последствия распределения власти и ценностей в обществе без учета влияния социальных общностей, ментальности и системы культуры было невозможно. Замена понятия государства концепцией политической системы дала возможность учесть влияние неформальных механизмов функционирования мира политики, отразить нарастающую взаимосвязь и взаимовлияние политических структур, политической культуры, политического поведения и гражданского общества.

Для характеристики взаимодействия власти и общества в американской политологии используется понятие «политическая система», представляющая совокупность всех общественных структур в их политических аспектах. По определению Г. Алмонда, политическая система включает помимо политических институтов социальные и экономические структуры, исторические традиции и ценности общества, культурный контекст его развития. Взаимодействие мира политики и экономической сферы, гражданского общества (социальной и духовной сфер) имеет системный характер, т. е. изменения одного из элементов непременно ведет к изменению всей целостности (общества). Это означает - мир политического можно понять лишь из взаимосвязей его с тем, что не является политикой. Как, впрочем, верно и обратное - изменения в неполитических сферах осуществляются под влиянием политики.
Известно, что целью всякой политической деятельности является власть - либо влияние на нее, либо участие в ней. Власть выступает непосредственным содержанием политики. Однако содержание власти не заключено в ней самой. Власть есть взаимодействие тех, кто ее осуществляет, с тем, что в совокупности составляет социальную среду, в которой она осуществляется. В результате их взаимодействия происходит обмен деятельностью, ресурсами, ценностями, информацией. Следовательно, власть может быть понята через связь с тем, что не является властью.
При этом не только власть влияет на социальную среду, но и среда воздействует на власть. Взаимное влияние может иметь характер прямого воздействия власти и среды друг на друга на основе выполнения политических ролей. Например, государство, как носитель и субъект власти, осуществляет управление делами общества, обеспечивает законность и правопорядок, а граждане признают правомерность принимаемых властью решений и выполняют их. Однако воздействие может быть косвенным и не иметь прямого характера. Например, повышение налога на прибыль создает возможность увеличить поддержку работников бюджетных сфер.
Следовательно, взаимодействие власти и гражданского общества определяет характер изменений социальной системы, ее стабильность и динамизм. Вот почему важно знать, как общество влияет на распределение власти. Не менее значимо также понимание форм и параметров воздействия власти на гражданское общество. Взаимодействие и взаимозависимость власти и общества выражаются понятием «политическая система».

2161. Финансовый рынок выполняет функции
I. Трансформации сбережений в инвестиции
II. Оценки рыночной стоимости финансовых активов
III. Обеспечения ликвидности финансовых активов
IV. Создания инфраструктуры для обмена финансовыми активами

2162. В ряде стран Европы короли и королевы, получающие свою власть по наследству, выполняют лишь представительские функции, не оказывая существенного влияния на деятельность законодательной, судебной и исполнительной властей. Какая форма правления установлена в этих странах?

2163. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. «Целью всякой ___________(А) является власть - влияние на неё или участие в ней. Однако содержание власти не заключено в ней самой. Власть есть взаимодействие тех, кто её осуществляет, с тем, что в совокупности составляет ___________(Б), в которой она осуществляется. В результате их взаимодействия происходит обмен деятельностью, ___________(В), ценностями, информацией. Следовательно, власть может быть понята через связь с тем, что не является властью. При этом не только власть влияет на социальную среду, но и среда воздействует на власть. Взаимное влияние может иметь характер прямого взаимодействия власти и среды друг на друга на основе выполнения ___________(Г). Например, государство как носитель и субъект власти осуществляет управление делами общества, обеспечивает законность и правопорядок, а граждане признают ___________(Д) принимаемых властью решений и выполняют их. Следовательно, взаимодействие власти и общества определяет ___________(Е) социальной системы, сё стабильность и динамизм.» Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
A Б В Г Д Е

2164. Парламент страны Z избирается всенародно по пропорциональной системе. Политическая партия или блок партий, победивший на выборах, формируют правительство. Парламент избирает президента, выполняющего только представительские функции. Какова форма правления в стране Z?

2165. Установление соотношения между спросом и предложением рабочей силы, формирование численности работников и профессионально-квалификационного состава кадров на конкретном объекте рынка труда осуществляется при помощи определенной функции, которую выполняет заработная плата в обществе, а именно:

2166. В государстве X. после парламентских выборов лидер парламентского большинства приступил к формированию правительства. Одновременно депутаты парламента начали согласование кандидатуры на пост президента, который будет выполнять представительские функции. К какому типу государств относится государство X.?

2168. В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории субъектов, которые обладают определённой политической самостоятельностью. Парламент имеет двухпалатную структуру. Найдите в приведённом списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

2169. Прочтите отрывок из исторического очерка И. А. Христофорова и определите дату реформы, о которой в нём идёт речь.
«Целью реформаторов было максимально изолировать крестьян от их бывших владельцев... Но лишение помещиков непосредственного контроля над крестьянами, а значит и над местной жизнью в целом, означало, что этот контроль должен быть передан в другие руки...
Так появилась идея мировых посредников, призванных взять на себя нелёгкое бремя реализации реформы, разъяснения её и крестьянам, и их бывшим владельцам, улаживания конфликтов и т.п.».

2170. Если переменная определена вне функции, память для нее отводится один раз в начале выполнения программы, и переменная уничтожается только тогда, когда выполнение программы завершается, то такая переменная называется

ЗАДАНИЕ 20.

ПОЛИТИКА.

Задание 1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Демократия - форма политической организации государства, основанная на признании народа источником ________(А), его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом прав и свобод. Важный признак демократии - гарантия соблюдения прав и свобод человека и ________(Б). Еще одной важной чертой демократии является возможность выражения разных политических взглядов - ________(В). Различают демократию прямую и ________(Г). Институтом прямой (непосредственной) демократии является ________(Д). В этом случае ________(Е) сам, без посредников, выносит то или иное решение».

Список терминов:

1) политический плюрализм

2) представительная

3) иностранец

4) власть

5) народ

6) исполнительная

7) референдум

8) гражданин

9) суверенитет

Задание 2.

«Целью всякой ___________(А) является власть - влияние на неё или участие в ней. Однако содержание власти не заключено в ней самой. Власть есть взаимодействие тех, кто её осуществляет, с тем, что в совокупности составляет ___________(Б), в которой она осуществляется. В результате их взаимодействия происходит обмен деятельностью, ___________(В), ценностями, информацией. Следовательно, власть может быть понята через связь с тем, что не является властью. При этом не только власть влияет на социальную среду, но и среда воздействует на власть. Взаимное влияние может иметь характер прямого взаимодействия власти и среды друг на друга на основе выполнения ___________(Г). Например, государство как носитель и субъект власти осуществляет управление делами общества, обеспечивает законность и правопорядок, а граждане признают ___________(Д) принимаемых властью решений и выполняют их. Следовательно, взаимодействие власти и общества определяет ___________(Е) социальной системы, сё стабильность и динамизм.»

Список терминов.

1) деятельность человека

2) социальная среда

3) правомерность

4) политический процесс

5) политическая деятельность

6) характер изменений

7) политические роли

8) политическое участие

9) ресурсы

Задание 3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Политическая культура как тип отношений инди вида, группы, общества включает в себя три уровня ориентации к различным ___________ (А).

Первый уровень отношения выражен в представлениях граждан о лидерах, элитах, институтах и ценностях, определяющих их поведение. Когда политическая система легитимна и способна эффективно реагировать на ___________ (Б), граждане считают себя обязанными следовать властным велениям её институтов.

Второй уровень ориентации составляет отношение к проводимому политическому курсу: совпадают ли ___________ (В) с вашими ожиданиями и каковы ваши представления о собственной роли в политике? Ответ на вопрос, какая система управления лучше справляется с существующими проблемами и вызовами, и составляет со держание ожиданий государственной политики. При этом ___________ (Г) граждан в политику может быть различ ной - активные участники, граждане, которые пассивно подчиняются власти, люди, исключённые из политики.

Третий уровень - это отношение к ___________ (Д) проводимой политики, где главным критерием оценки деятельности правительства выступают гарантии ___________ (Е) и рост благосостояния населения.»

Список терминов.

1) действия правительства

2) методы

3) политический конфликт

4) изменение потребностей

5) общество

6) личная безопасность

7) включённость

8) политические объекты

9) результаты

Задание 4.

С помощью ________________(А) правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей _________________(Б), не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, _________________(В), равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и _________________(Г). Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в __________________(Д) другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он ещё и обставляется системой ____________________(Е) властей. Подобная система устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

Список терминов.

1) «сдержки и противовесы»

2) компетенция

3) естественное право

4) разделение властей

5) импичмент

6) судебная власть

7) полномочия

8) сбалансированность

9) суспензивное вето

Задание 5. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы______(А) и главы исполнительной власти. Должность премьер-министра в такой республике, как правило, отсутствует. Президента страны избирают внепарламентским путём: или всенародным________(Б) (как, например, в Аргентине), или коллегией выборщиков (как, скажем, в США). Это обеспечивает независимость источника________(В) президента от парламента. Президент получает также право_______(Г) в отношении парламентских решений: он может вернуть на повторное рассмотрение в высший законодательный орган любой______(Д). Но если парламент вторично, квалифицированным большинством голосов -2/3 в обеих палатах - проголосует за него, то проект становится законом, обретает_________(Е), невзирая на мнение президента. Не вправе президент и распустить парламент».

Список терминов:

1) юридическая сила

2) власть

3) отлагательное вето

4) законопроект

5) государство

6) форма правления

8) политика

9) законодательный

Задание 6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Правовое государство составляет, пожалуй, величайшее политическое достижение в мировой истории. И поскольку без правового государства мы не жили бы в условиях ______(А), нужно защищать его принципы.

Решающим условием осуществления либерализма в экономической, социальной, правовой областях является проведение различий между государством и________(Б).

Либеральная демократия немыслима без дееспособной общественности. Предпосылкой этого является____(В) как выражение различных мнений и интересов. Спор имеет смысл до тех пор, пока есть какая-то форма общности. Иначе споры разжигают ещё более сложные_____(Г), которые могут разрушить и погубить общество.

Либеральное государство принимает решения в соответствии с установленной____(Д)._____(Е) гражданина - признать решения, принятые корректно и в установленном порядке, даже в том случае, если он считает их неверными...»

Список терминов:

1) система

2) общество

3) процедура

4) частная собственность

5) плюрализм

6) потребность

7) конфликты

8) свобода

9) обязанность

Задание 7. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«____ (А) - это форма правления, при которой глава государства является ____ (Б) и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Если _____ (В) избирается независимо от парламента, является главой государства и правительства, то данная форма правления определяется как ____(Г) республика. Президент сам назначает ____(Д) и руководит его деятельностью. В данной республике президент не может распустить ____ (Е) и его нижнюю палату, не может вынести вотум недоверия. Парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить президента от должности (нарушение конституции, преступление).»

Список терминов:

1) смешанная

2) президент

3) республика

4) народный

5) парламент

6) законодательный

7) правительство

8) выборный

9) президентская

Задание 8. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний).

«Политическая элита является одним из __________(А) политики. Её относят к институциональному компоненту __________(Б). Это узкий круг лиц, осуществляющих власть в обществе. В __________(В) принято делить этот общественный слой на две группы. Первая опирается на владение землёй, __________(Г), религию, происхождение, поэтому относится к традиционному типу. Основа второй, современной группы - политические знания, опыт, __________(Д) в вопросах социальной жизни. В первую группу трудно попасть, главными __________(Е) отбора людей становится их исполнительность и личная преданность. Члены второй группы также регулируют процесс прихода новых лиц, но главное требование - профессионализм».

Список терминов:

1) богатство

2) объект

3) компетентность

4) критерий

5) субъект

6) экономика

7) политическая система общества

8) социальная структура общества

9) политология

Задание 9. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Американский политолог М.Г. Херманн предприняла попытку выделить факторы, которые влияют на характер политического ____(А). К ним относятся: политические ____(Б), реакция на давление и стресс, ___(В), стиль, предшествующий опыт, обстоятельства, при которых человек оказался в положении руководителя. Изучение названных факторов позволяет дать относительно полную характеристику политика.

В общественном сознании складывается определённый ___(Г) того или иного политического деятеля, называемый его имиджем. Он может возникать ____(Д), без специальных усилий деятеля или его сторонников. Однако, нередко создаётся ____(Е) усилиями политика и поддерживающей его группы. При этом привлекается внимание к тем качествам личности, которые соответствуют ожиданиям масс, и маскируются те её черты, которые могут быть восприняты негативно».

Список терминов:

1) мотив

2) образ

3) лидер

5) целенаправленно

6) стихийно

7) убеждения

8) имидж

9) престиж

Задание 10. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования называется избирательной ___(А). Структурными компонентами являются: 1) избирательное ___(Б) – комплекс правовых норм о порядке выборов; 2) избирательный ____(В) – комплекс действий в процессе выборов. Некоторые политологи, наряду с названными элементами, относят к структурным компонентам партийную систему, а также политические ____(Г).

Международная политическая практика выработала несколько типов избирательных систем. Система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов называется ____(Д). Система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах, называется ____(Е). Политологи подчеркивают, что не существует совершенной избирательной системы, как и совершенной демократии».

Список терминов:

1) пропорциональная

2) система

3) смешанная

4) процесс

5) кампания

6) право

7) мажоритарная

8) традиции

9) идеология

Задание 11. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

______ (А) система состоит из трёх и более однопорядковых по своему влиянию политических партий. Ни одна из них не располагает достаточной поддержкой со стороны ______ (Б) и не в состоянии без вступления в коалицию победить на _______ (В) и сформировать ______ (Г). Многопартийная система имеет определённые недостатки. Она менее стабильна, создаваемые ею правительства также неустойчивы. Разногласия между партнёрами по коалиции не всегда способствуют созданию _______ (Д) и легитимного правительства. Поиски компромиссов во время формирования правительства и в периоды принятия важных решений могут привести к конфликтам и даже к его расколу или ______ (Е). Кроме того, на согласование различных вопросов уходит много времени и средств.

Список терминов:

1) избиратель

2) роспуск

3) эффективный

4) выборы

5) суд

6) многопартийный

7) преимущество

8) государство

9) правительство

Контрольная работа в 11 классе по обществознанию

по теме «Политика»

Вариант 1

Задание 1

А) Пла-тон в своих тру-дах «Го-су-дар-ство» и «За-ко-ны» из-ло-жил свои взгля-ды на устрой-ство го-су-дарств, по-ли-ти-че-ские ре-жи-мы и формы прав-ле-ния. (Б) Форма прав-ле-ния пред-став-ля-ет собой струк-ту-ру выс-ших ор-га-нов го-су-дар-ствен-ной

вла-сти, по-ря-док их об-ра-зо-ва-ния и рас-пре-де-ле-ние ком-пе-тен-ции между ними. (В) Пла-то-ном были впер-вые вы-де-ле-ны сле-ду-ю-щие формы прав-ле-ния: мо-нар-хия, ари-сто-кра-тия, ти-мо-кра-тия, оли-гар-хия, де-мо-кра-тия, ти-ра-ния. (Г) Без-услов-но,

не-воз-мож-но пе-ре-оце-нить его вклад в раз-ви-тие по-ли-ти-че-ской мысли того вре-ме-ни. (Д) Сле-ду-ет от-дать долж-ное его стрем-ле-нию пред-ста-вить в ка-че-стве глав-но-го при-о-ри-те-та для про-цве-та-ния го-су-дар-ства муд-рость его пра-ви-те-лей.

1) фак-ти-че-ский ха-рак-тер

Задание 2

Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го обо-зна-че-но опре-делённой бук-вой.

(А) Про-грам-ма со-ци-аль-но-го обу-строй-ства малых го-ро-дов — одна из наи-бо-лее ак-ту-аль-ных со-ци-аль-ных про-грамм. (Б) Одним из на-прав-ле-ний, со-дер-жа-щих-ся в этой про-грам-ме, яв-ля-ет-ся со-зда-ние в малых го-ро-дах со-вре-мен-ной ин-фра-струк-ту-ры. (В) Дру-гое на-прав-ле-ние, обо-зна-чен-ное в про-грам-ме, — со-зда-ние про-из-водств, ко-то-рые могли бы обес-пе-чить ра-бо-чие места мо-ло-дым людям. (Г) По-след-нее ста-но-вит-ся всё более зна-чи-мым по мере рас-ту-ще-го вы-сво-бож-де-ния ра-бо-чей силы в связи с тех-ни-че-ским пе-ре-во-ору-же-ни-ем со-вре-мен-но-го хо-зяй-ства. (Д) Раз-ра-бот-ка и ре-а-ли-за-ция це-ле-вых со-ци-аль-ных про-грамм — функ-ция го-су-дар-ства.

Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста имеют

1) фак-ти-че-ский ха-рак-тер

2) ха-рак-тер оце-ноч-ных суж-де-ний

3) ха-рак-тер тео-ре-ти-че-ских утвер-жде-ний

Задание 3

Про-чи-тай-те при-ве-ден-ный ниже текст, в ко-то-ром про-пу-щен ряд слов. Вы-бе-ри-те из пред-ла-га-е-мо-го спис-ка слова, ко-то-рые не-об-хо-ди-мо вста-вить на место про-пус-ков.

«Де-мо-кра-тия — форма по-ли-ти-че-ской ор-га-ни-за-ции го-су-дар-ства, ос-но-ван-ная на при-зна-нии на-ро-да ис-точ-ни-ком ________(А), его права участ-во-вать в ре-ше-нии го-су-дар-ствен-ных дел в со-че-та-нии с ши-ро-ким кру-гом прав и сво-бод. Важ-ный при-знак де-мо-кра-тии — га-ран-тия со-блю-де-ния прав и сво-бод че-ло-ве-ка и ________(Б). Еще одной важ-ной чер-той де-мо-кра-тии яв-ля-ет-ся воз-мож-ность вы-ра-же-ния раз-ных по-ли-ти-че-ских взгля-дов — ________(В). Раз-ли-ча-ют де-мо-кра-тию пря-мую и ________(Г). Ин-сти-ту-том пря-мой (не-по-сред-ствен-ной) де-мо-кра-тии яв-ля-ет-ся ________(Д). В этом слу-чае ________(Е) сам, без по-сред-ни-ков, вы-но-сит то или иное ре-ше-ние». 

Спи-сок тер-ми-нов:

1) по-ли-ти-че-ский плю-ра-лизм

2) пред-ста-ви-тель-ная

3) ино-стра-нец

4) власть

5) народ 6)государство

6) ис-пол-ни-тель-ная

7) ре-фе-рен-дум

8) граж-да-нин

9) су-ве-ре-ни-тет

Задание 4

«Целью вся-кой ___________(А) яв-ля-ет-ся власть — вли-я-ние на неё или уча-стие в ней. Од-на-ко со-дер-жа-ние вла-сти не за-клю-че-но в ней самой. Власть есть вза-и-мо-дей-ствие тех, кто её осу-ществ-ля-ет, с тем, что в со-во-куп-но-сти со-став-ля-ет ___________(Б), в ко-то-рой она осу-ществ-ля-ет-ся. В ре-зуль-та-те их вза-и-мо-дей-ствия про-ис-хо-дит обмен де-я-тель-но-стью, ___________(В), цен-но-стя-ми, ин-фор-ма-ци-ей. Сле-до-ва-тель-но, власть может быть по-ня-та через связь с тем, что не яв-ля-ет-ся вла-стью. При этом не толь-ко власть вли-я-ет на со-ци-аль-ную среду, но и среда воз-дей-ству-ет на власть. Вза-им-ное вли-я-ние может иметь ха-рак-тер пря-мо-го вза-и-мо-дей-ствия вла-сти и среды друг на друга на ос-но-ве вы-пол-не-ния ___________(Г). На-при-мер, го-су-дар-ство как но-си-тель и субъ-ект вла-сти осу-ществ-ля-ет управ-ле-ние де-ла-ми об-ще-ства, обес-пе-чи-ва-ет за-кон-ность и пра-во-по-ря-док, а граж-да-не при-зна-ют ___________(Д) при-ни-ма-е-мых вла-стью ре-ше-ний и вы-пол-ня-ют их. Сле-до-ва-тель-но, вза-и-мо-дей-ствие вла-сти и об-ще-ства опре-де-ля-ет ___________(Е) со-ци-аль-ной си-сте-мы, сё ста-биль-ность и ди-на-мизм.»

1) де-я-тель-ность че-ло-ве-ка

2) со-ци-аль-ная среда

3) пра-во-мер-ность

4) по-ли-ти-че-ский про-цесс

5) по-ли-ти-че-ская де-я-тель-ность

6) ха-рак-тер из-ме-не-ний

7) по-ли-ти-че-ские роли

8) по-ли-ти-че-ское уча-стие

9) ре-сур-сы

Задание 5

«Аме-ри-кан-ский по-ли-то-лог М.Г. Хер-манн пред-при-ня-ла по-пыт-ку вы-де-лить фак-то-ры, ко-то-рые вли-я-ют на ха-рак-тер по-ли-ти-че-ско-го ____(А). К ним от-но-сят-ся: по-ли-ти-че-ские ____(Б), ре-ак-ция на дав-ле-ние и стресс, ___(В), стиль, пред-ше-ству-ю-щий опыт, об-сто-я-тель-ства, при ко-то-рых че-ло-век ока-зал-ся в по-ло-же-нии ру-ко-во-ди-те-ля. Изу-че-ние на-зван-ных фак-то-ров поз-во-ля-ет дать от-но-си-тель-но пол-ную ха-рак-те-ри-сти-ку по-ли-ти-ка.

В об-ще-ствен-ном со-зна-нии скла-ды-ва-ет-ся опре-делённый ___(Г) того или иного по-ли-ти-че-ско-го де-я-те-ля, на-зы-ва-е-мый его ими-джем. Он может воз-ни-кать ____(Д), без спе-ци-аль-ных уси-лий де-я-те-ля или его сто-рон-ни-ков. Од-на-ко, не-ред-ко создаётся ____(Е) уси-ли-я-ми по-ли-ти-ка и под-дер-жи-ва-ю-щей его груп-пы. При этом при-вле-ка-ет-ся вни-ма-ние к тем ка-че-ствам лич-но-сти, ко-то-рые со-от-вет-ству-ют ожи-да-ни-ям масс, и мас-ки-ру-ют-ся те её черты, ко-то-рые могут быть вос-при-ня-ты не-га-тив-но».

Спи-сок тер-ми-нов:

1) мотив

2) образ

3) лидер

4) ав-то-ри-тет

5) це-ле-на-прав-лен-но

6) сти-хий-но

7) убеж-де-ния

8) имидж

9) пре-стиж

Задание 6

Как, по мне-нию ав-то-ра, мно-го-пар-тий-ность свя-за-на с по-ли-ти-че-ским по-ве-де-ни-ем масс? При-ве-ди-те любые два при-ме-ра этой вза-и-мо-свя-зи.

Го-су-дар-ство счи-та-ет-ся де-мо-кра-ти-че-ским и пра-во-вым, если пред-став-ля-ет собой по-ли-ти-че-скую ор-га-ни-за-цию граж-дан-ско-го об-ще-ства. Де-мо-кра-тия осу-ществ-ля-ет-ся на ос-но-ве прин-ци-пов идео-ло-ги-че-ско-го и по-ли-ти-че-ско-го плю-ра-лиз-ма.

Идео-ло-ги-че-ский плю-ра-лизм озна-ча-ет, что в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции при-зна-ет-ся идео-ло-ги-че-ское мно-го-об-ра-зие, ни-ка-кая идео-ло-гия не может уста-нав-ли-вать-ся в ка-че-стве го-су-дар-ствен-ной или обя-за-тель-ной (ч. 1, 2 ст. 13 Кон-сти-ту-ции РФ).

Рос-сий-ская Фе-де-ра-ция про-воз-гла-ша-ет-ся свет-ским го-су-дар-ством (ч. 1 ст. 14 Кон-сти-ту-ции РФ). Это озна-ча-ет, что ни-ка-кая ре-ли-гия не может уста-нав-ли-вать-ся в ка-че-стве го-су-дар-ствен-ной или обя-за-тель-ной. Свет-ский ха-рак-тер го-су-дар-ства про-яв-ля-ет-ся также в том, что ре-ли-ги-оз-ные объ-еди-не-ния от-де-ле-ны от го-су-дар-ства и равны перед за-ко-ном (ч. 2 ст. 14 Кон-сти-ту-ции РФ).

По-ли-ти-че-ский плю-ра-лизм пред-по-ла-га-ет на-ли-чие раз-лич-ных со-ци-аль-но-по-ли-ти-че-ских струк-тур, функ-ци-о-ни-ру-ю-щих в об-ще-стве, су-ще-ство-ва-ние по-ли-ти-че-ско-го мно-го-об-ра-зия, мно-го-пар-тий-но-сти (ч. 3 ст. 13 Кон-сти-ту-ции РФ). Де-я-тель-ность все-воз-мож-ных объ-еди-не-ний граж-дан в об-ще-стве ока-зы-ва-ет вли-я-ние на по-ли-ти-че-ский про-цесс (фор-ми-ро-ва-ние ор-га-нов го-су-дар-ствен-ной вла-сти, при-ня-тие го-су-дар-ствен-ных ре-ше-ний и т.д.). Мно-го-пар-тий-ность пред-по-ла-га-ет ле-галь-ность по-ли-ти-че-ской оп-по-зи-ции, спо-соб-ству-ет во-вле-че-нию в по-ли-ти-че-скую жизнь более ши-ро-ких слоев на-се-ле-ния. За-пре-ща-ет-ся лишь со-зда-ние и де-я-тель-ность таких об-ще-ствен-ных объ-еди-не-ний, цели или дей-ствия ко-то-рых на-прав-ле-ны на на-силь-ствен-ное из-ме-не-ние основ кон-сти-ту-ци-он-но-го строя и на-ру-ше-ние це-лост-но-сти Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции, под-рыв без-опас-но-сти го-су-дар-ства, со-зда-ние во-ору-жен-ных фор-ми-ро-ва-ний, раз-жи-га-ние со-ци-аль-ной, ра-со-вой, на-ци-о-наль-ной и ре-ли-ги-оз-ной розни (ч. 5 ст. 13 Кон-сти-ту-ции РФ)...

По-ли-ти-че-ский плю-ра-лизм ба-зи-ру-ет-ся на мно-го-об-ра-зии форм эко-но-ми-че-ской де-я-тель-но-сти. Это мно-го-об-ра-зие обес-пе-чи-ва-ет-ся тем, что ос-но-ву эко-но-ми-ки РФ со-став-ля-ет со-ци-аль-ное ры-ноч-ное хо-зяй-ство, где обес-пе-чи-ва-ет-ся сво-бо-да эко-но-ми-че-ской де-я-тель-но-сти, по-ощ-ре-ние кон-ку-рен-ции, раз-но-об-ра-зие и рав-но-пра-вие форм соб-ствен-но-сти, их пра-во-вая за-щи-та... Земля и дру-гие при-род-ные ре-сур-сы ис-поль-зу-ют-ся и охра-ня-ют-ся в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции как ос-но-ва жизни и де-я-тель-но-сти на-ро-дов, про-жи-ва-ю-щих на со-от-вет-ству-ю-щей тер-ри-то-рии. Земля и дру-гие при-род-ные ре-сур-сы могут на-хо-дить-ся в част-ной, го-су-дар-ствен-ной, му-ни-ци-паль-ной и иных фор-мах соб-ствен-но-сти (ст. 9 Кон-сти-ту-ции РФ). Го-су-дар-ство га-ран-ти-ру-ет также един-ство эко-но-ми-че-ско-го про-стран-ства, сво-бод-ное пе-ре-ме-ще-ние то-ва-ров, услуг и фи-нан-со-вых средств.

Задание 7

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политический режим». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Вариант 2

Задание 1

Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го обо-зна-че-но опре-делённой бук-вой.

(А) В пред-две-рии Но-во-го года все ве-ду-щие пар-тии стра-ны про-во-дят свои фо-ру-мы. (Б) По-ми-мо пе-ре-вы-бо-ров ли-де-ров мно-гие пар-тии об-нов-ля-ют свои идео-ло-ги-че-ские уста-нов-ки. (В) Общ-ность идео-ло-ги-че-ской плат-фор-мы вы-сту-па-ет одним из важ-ней-ших при-зна-ков пар-тии. (Г) Время про-ве-де-ния пар-тий-ных съез-дов нель-зя при-знать удач-ным. (Д) Пред-но-во-год-ние хло-по-ты, сни-же-ние ин-те-ре-са к де-я-тель-но-сти пар-тий могут по-ме-шать при-ня-тию ка-че-ствен-ных до-ку-мен-тов.

Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста имеют

1) фак-ти-че-ский ха-рак-тер

2) ха-рак-тер оце-ноч-ных суж-де-ний

3) ха-рак-тер тео-ре-ти-че-ских утвер-жде-ний

Задание 2

Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го обо-зна-че-но опре-делённой бук-вой.

(А) В ми-нув-шие вы-ход-ные в стра-не со-сто-я-лись му-ни-ци-паль-ные вы-бо-ры.

(Б) Они про-шли, по дан-ным на-блю-да-те-лей, в усло-ви-ях вы-со-кой ак-тив-но-сти из-би-ра-те-лей.

(В) По-ла-га-ем, что по-доб-ное яв-ле-ние свя-за-но с воз-рас-та-ни-ем роли и зна-чи-мо-сти ор-га-нов мест-но-го са-мо-управ-ле-ния в жизни со-ци-у-ма.

(Г) Ор-га-ны мест-но-го са-мо-управ-ле-ния пред-став-ля-ют собой си-сте-му ор-га-ни-за-ции и де-я-тель-но-сти граж-дан, обес-пе-чи-ва-ю-щую са-мо-сто-я-тель-ное ре-ше-ние на-се-ле-ни-ем во-про-сов мест-но-го зна-че-ния, управ-ле-ние му-ни-ци-паль-ной соб-ствен-но-стью, ис-хо-дя из ин-те-ре-сов всех жи-те-лей дан-ной тер-ри-то-рии.

(Д) Ре-зуль-та-ты- вы-бо-ров об-суж-да-ют-ся по-ли-то-ло-га-ми и бло-го-сфе-рой.

Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста носят

1) фак-ти-че-ский ха-рак-тер;

2) ха-рак-тер оце-ноч-ных суж-де-ний;

3) ха-рак-тер тео-ре-ти-че-ских по-ло-же-ний.

Задание 3

Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, в ко-то-ром про-пу-щен ряд слов (сло-во-со-че-та-ний). Вы-бе-ри-те из пред-ла-га-е-мо-го спис-ка слова (сло-во-со-че-та-ния), ко-то-рые не-об-хо-ди-мо вста-вить на место про-пус-ков.

«По-ли-ти-че-ская куль-ту-ра как тип от-но-ше-ний индивида, груп-пы, об-ще-ства вклю-ча-ет в себя три уров-ня ори-ен-та-ции к раз-лич-ным ___________ (А).

Пер-вый уро-вень от-но-ше-ния вы-ра-жен в пред-став-ле-ни-ях граж-дан о ли-де-рах, эли-тах, ин-сти-ту-тах и цен-но-стях, опре-де-ля-ю-щих их по-ве-де-ние. Когда по-ли-ти-че-ская си-сте-ма ле-ги-тим-на и спо-соб-на эф-фек-тив-но ре-а-ги-ро-вать на ___________ (Б), граж-да-не счи-та-ют себя обя-зан-ны-ми сле-до-вать власт-ным ве-ле-ни-ям её ин-сти-ту-тов.

Вто-рой уро-вень ори-ен-та-ции со-став-ля-ет от-но-ше-ние к про-во-ди-мо-му по-ли-ти-че-ско-му курсу: сов-па-да-ют ли ___________ (В) с ва-ши-ми ожи-да-ни-я-ми и ка-ко-вы ваши пред-став-ле-ния о соб-ствен-ной роли в по-ли-ти-ке? Ответ на во-прос, какая си-сте-ма управ-ле-ния лучше справ-ля-ет-ся с су-ще-ству-ю-щи-ми про-бле-ма-ми и вы-зо-ва-ми, и со-став-ля-ет со дер-жа-ние ожи-да-ний го-су-дар-ствен-ной по-ли-ти-ки. При этом ___________ (Г) граж-дан в по-ли-ти-ку может быть раз-личной — ак-тив-ные участ-ни-ки, граж-да-не, ко-то-рые пас-сив-но под-чи-ня-ют-ся вла-сти, люди, ис-ключённые из по-ли-ти-ки.

Тре-тий уро-вень — это от-но-ше-ние к ___________ (Д) про-во-ди-мой по-ли-ти-ки, где глав-ным кри-те-ри-ем оцен-ки де-я-тель-но-сти пра-ви-тель-ства вы-сту-па-ют га-ран-тии ___________ (Е) и рост бла-го-со-сто-я-ния на-се-ле-ния»

1) дей-ствия пра-ви-тель-ства

2) ме-то-ды

3) по-ли-ти-че-ский кон-фликт

4) из-ме-не-ние по-треб-но-стей

5) об-ще-ство

6) лич-ная без-опас-ность

7) включённость

8) по-ли-ти-че-ские объ-ек-ты

9) ре-зуль-та-ты

Задание 4

Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, в ко-то-ром про-пу-щен ряд слов. Вы-бе-ри-те из пред-ла-га-е-мо-го спис-ка слова, ко-то-рые не-об-хо-ди-мо вста-вить на место про-пус-ков.

«Пре-зи-дент-ская рес-пуб-ли-ка ха-рак-те-ри-зу-ет-ся со-еди-не-ни-ем в руках пре-зи-ден-та пол-но-мо-чий главы______(А) и главы ис-пол-ни-тель-ной вла-сти. Долж-ность пре-мьер-ми-ни-стра в такой рес-пуб-ли-ке, как пра-ви-ло, от-сут-ству-ет. Пре-зи-ден-та стра-ны из-би-ра-ют вне-пар-ла-мент-ским путём: или все-на-род-ным________(Б) (как, на-при-мер, в Ар-ген-ти-не), или кол-ле-ги-ей вы-бор-щи-ков (как, ска-жем, в США). Это обес-пе-чи-ва-ет не-за-ви-си-мость ис-точ-ни-ка________(В) пре-зи-ден-та от пар-ла-мен-та. Пре-зи-дент по-лу-ча-ет также право_______(Г) в от-но-ше-нии пар-ла-мент-ских ре-ше-ний: он может вер-нуть на по-втор-ное рас-смот-ре-ние в выс-ший за-ко-но-да-тель-ный орган любой______(Д). Но если пар-ла-мент вто-рич-но, ква-ли-фи-ци-ро-ван-ным боль-шин-ством го-ло-сов -2/3 в обеих па-ла-тах - про-го-ло-су-ет за него, то про-ект ста-но-вит-ся за-ко-ном, об-ре-та-ет_________(Е), не-взи-рая на мне-ние пре-зи-ден-та. Не впра-ве пре-зи-дент и рас-пу-стить пар-ла-мент».

Спи-сок тер-ми-нов:

1) юри-ди-че-ская сила

2) власть

3) от-ла-га-тель-ное вето

4) за-ко-но-про-ект

5) го-су-дар-ство

6) форма прав-ле-ния

7) го-ло-со-ва-ние

8) по-ли-ти-ка

9) за-ко-но-да-тель-ный

Задание 5

Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, в ко-то-ром про-пу-щен ряд слов (сло-во-со-че-та-ний).

Вы-бе-ри-те из пред-ла-га-е-мо-го спис-ка слова (сло-во-со-че-та-ния), ко-то-рые не-об-хо-ди-мо вста-вить на место про-пус-ков.

«По-ли-ти-че-ская элита яв-ля-ет-ся одним из __________(А) по-ли-ти-ки. Её от-но-сят к ин-сти-ту-ци-о-наль-но-му ком-по-нен-ту __________(Б). Это узкий круг лиц, осу-ществ-ля-ю-щих власть в об-ще-стве. В __________(В) при-ня-то де-лить этот об-ще-ствен-ный слой на две груп-пы. Пер-вая опи-ра-ет-ся на вла-де-ние землёй, __________(Г), ре-ли-гию, про-ис-хож-де-ние, по-это-му от-но-сит-ся к тра-ди-ци-он-но-му типу. Ос-но-ва вто-рой, со-вре-мен-ной груп-пы — по-ли-ти-че-ские

зна-ния, опыт, __________(Д) в во-про-сах со-ци-аль-ной жизни. В первую груп-пу труд-но по-пасть, глав-ны-ми __________(Е) от-бо-ра людей ста-но-вит-ся их ис-пол-ни-тель-ность и лич-ная пре-дан-ность. Члены вто-рой груп-пы также

ре-гу-ли-ру-ют про-цесс при-хо-да новых лиц, но глав-ное тре-бо-ва-ние — про-фес-си-о-на-лизм».

Спи-сок тер-ми-нов:

1) бо-гат-ство

2) объ-ект

3) ком-пе-тент-ность

4) кри-те-рий

5) субъ-ект

6) эко-но-ми-ка

7) по-ли-ти-че-ская си-сте-ма об-ще-ства

8) со-ци-аль-ная струк-ту-ра об-ще-ства

9) по-ли-то-ло-гия

Задание 6

Про-чи-тай-те текст и вы-пол-ни-те за-да-ния.

Автор утвер-жда-ет, что в об-ще-стве могут воз-ни-кать про-ти-во-ре-чия между эли-тар-ны-ми и не-эли-тар-ны-ми груп-па-ми. Ис-поль-зуя со-дер-жа-ние тек-ста и об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния, при-ве-ди-те три воз-мож-ные при-чи-ны воз-ник-но-ве-ния про-ти-во-ре-чий. Какая ука-зан-ная ав-то-ром функ-ция по-ли-ти-че-ской элиты при-зва-на устра-нить эти про-ти-во-ре-чия?

По-ли-ти-че-ская элита - это груп-па лиц, про-фес-си-о-наль-но за-ни-ма-ю-ща-я-ся де-я-тель-но-стью в сфере вла-сти и управ-ле-ния го-су-дар-ством (пар-ти-я-ми, дру-ги-ми по-ли-ти-че-ски-ми ин-сти-ту-та-ми). На го-су-дар-ствен-ном уров-не она кон-цен-три-ру-ет в своих руках выс-шие власт-ные и управ-лен-че-ские пре-ро-га-ти-вы в об-ще-стве, пред-опре-де-ляя за счёт этого пути и формы его по-ли-ти-че-ско-го раз-ви-тия.

По-ли-ти-че-ская элита - это лишь опре-делённая часть более ши-ро-ких эли-тар-ных слоёв об-ще-ства в целом, в ко-то-рые вхо-дят наи-бо-лее вид-ные и ав-то-ри-тет-ные пред-ста-ви-те-ли эко-но-ми-че-ских кру-гов, гу-ма-ни-тар-ной и тех-ни-че-ской ин-тел-ли-ген-ции. Боль-шин-ство учёных схо-дит-ся на том, что те не-мно-гие люди, ко-то-рые при-над-ле-жат к по-ли-ти-че-ски власт-ву-ю-ще-му кругу, не яв-ля-ют-ся ти-пич-ны-ми пред-ста-ви-те-ля-ми об-ще-ства, фор-ми-ру-ясь по пре-иму-ще-ству из пред-ста-ви-те-лей выс-ших со-ци-аль-но-эко-но-ми-че-ских слоёв. Прак-ти-ка не под-твер-ди-ла тезис о том, что де-я-тель-ность элит не-по-сред-ствен-но опре-де-ля-ет-ся ин-те-ре-са-ми на-се-ле-ния. Таким об-ра-зом, в любом об-ще-стве могут скла-ды-вать-ся серьёзные про-ти-во-ре-чия между со-ста-вом и ин-те-ре-са-ми эли-тар-ных и не-эли-тар-ных групп.

По-пол-не-ние или из-ме-не-ние со-ста-ва по-ли-ти-че-ской элиты за-ви-сит не толь-ко от по-зи-ции на-се-ле-ния или кон-крет-ной си-ту-а-ции, при ко-то-рой пред-ста-ви-те-ли ши-ро-ких со-ци-аль-ных слоёв на-чи-на-ют при-ни-мать опре-делённое уча-стие в при-ня-тии ре-ше-ний, но в зна-чи-тель-ной сте-пе-ни и от по-зи-ции самих эли-тар-ных груп-пи-ро-вок. В этом смыс-ле элита яв-ля-ет-ся ско-рее са-мо-ре-гу-ли-ру-ю-щей-ся общ-но-стью, ко-то-рая из-би-ра-тель-но до-пус-ка-ет в свою среду пред-ста-ви-те-лей массы.

В пол-ном со-от-вет-ствии с за-ни-ма-е-мым ею ме-стом в об-ще-ствен-ной жизни по-ли-ти-че-ская элита вы-пол-ня-ет ряд важ-ней-ших задач и функ-ций. Пре-жде всего, к её со-ци-аль-ным за-да-чам от-но-сят-ся при-ня-тие и кон-троль за ре-а-ли-за-ци-ей ре-ше-ний, рас-кры-ва-ю-щие её цен-траль-ную роль в управ-ле-нии го-су-дар-ством и об-ще-ством. В число ос-нов-ных функ-ций вклю-ча-ет-ся также фор-ми-ро-ва-ние и пред-став-ле-ние груп-по-вых ин-те-ре-сов раз-лич-ных слоёв на-се-ле-ния. Сле-ду-ет ука-зать и на не-об-хо-ди-мость про-ду-ци-ро-ва-ния эли-той раз-но-об-раз-ных по-ли-ти-че-ских цен-но-стей. Фор-ми-руя раз-лич-ные идео-ло-гии, мифы или со-ци-аль-ные про-ек-ты, по-ли-ти-че-ская элита пы-та-ет-ся мо-би-ли-зо-вать граж-дан, взять под кон-троль их энер-гию для ре-ше-ния не-об-хо-ди-мых об-ще-ствен-ных задач.

Задание 7

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Формы государства». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.