Уход за лицом: жирная кожа

Утверждение тоталитарного политического режима. Предпосылки установления тоталитарных режимов Какие причины способствовали утверждению тоталитарных режимов

Утверждение тоталитарного политического режима. Предпосылки установления тоталитарных режимов Какие причины способствовали утверждению тоталитарных режимов

Нижегородский филиал

Университета Российской Академии Образования

Реферат по предмету историческая психология, на тему:

Психология тоталитарного режима

Нижний Новгород 2009


1. Причины установления тоталитарного режима

2. Тоталитарное воздействие на личность

3. Психика А.Гитлера


Причины установления тоталитарного режима

Причиной установления тоталитарного режима является уникальность и сила тоталитарного лидера на массы, вызванная психологическими особенностями лидера. Эти особенности сыграли свою роль для того, чтобы народ поверил своему лидеру и следовал его мысли. Но здесь важно посмотреть, неужели только личные качества лидера, помогли достичь контроля над людьми, и их веры в его слова? Рассмотрим Германию, и ее самого заметного авторитарного лидера Адольфа Гитлера. Что-то должно было подтолкнуть народ, поверить словам Гитлера. Поколение людей в Германии родившееся в начале 20 века пережили массу неблагоприятных психологических последствий исторических событий. Это и первая мировая война, это значит, что многие выросли в неполных семьях, и революция 1918-1919гг. в Германии, и сложное экономическое положение, за ним следует голод. Первая мировая война, послевоенное испытание этого поколения оказали решающее травматическое влияние на формирование личности молодых немцев, способствовало формированию у будущих нацистов таких психологических качеств, как слабая индивидуальность, повышенная агрессивность, гневливость, что, в конечном счете, обусловило подчинение тоталитарному лидеру.

Исторические события необходимо учитывать, так как поколение, которое выросло в ту или иную эпоху будет иметь свой индивидуальный взгляд на жизнь, и характер, обусловленный влиянием исторических событий, экономических, и культурных условий.

Для поколения немцев выросших в этих исторических, культурных и экономических условиях свойственны такие «психические отклонения»:

· кризис идентичности;

· потребность идентификации с отцом, доходящая до навязчивых состояний;

· расстройство временной перспективы;

· отождествление мужской силы с военными занятиями;

· комплекс псевдомужской роли, характеризующий отношение к женщинам с позиции ненормального аскетизма и повышенного сексуального контроля над собой, выработка чувств превосходства над ними. (Г. Гимлер, П. Левенберг)

Тоталитарное воздействие на личность

Абсолютная власть групп людей, партий, в индустриальных обществах 20 века получила название тоталитаризм. У всех тоталитарных режимов есть общие черты:

· культ народных вождей;

· разрастание аппарата репрессий;

· централизованное стягивание ресурсов нации, для державных задач и планов;

· контроль над частной жизнью человека, замена последней общественно-политическими целями режима.

При авторитарном режиме верховный правитель считается с корпорациями и сословиями, это орган власти. Корпортивно-сословная личность, тесно включена в свою среду и мало общается за ее пределами. Тоталитаризм центрирует власть, он последовательно ломает и подчиняет себе микросоциальную среду личности. По его правилам ничто не должно заслонить человека от власти: коллеги, знакомые, родственники должны стать пропагандистами или соглядателями режима.

Тоталитарный режим идет к цели совершенного человеческого устройства. Этой цели должно быть подчинено все, и частная жизнь граждан страны.

При тоталитарных правителях большую часть средств и времени отводят на постройку концлагерей, фабрики уничтожения людей, снаряжение и улучшение состояния армии, и военной промышленности. Это правительство хочет подстроить весь народ под себя, что бы все думали и делали, так как хотят «наверху». Этот плачевный пример постиг не только Германию с ее правителем А. Гитлером, но и Советский Союз при правлении Сталина.

Свою власть и свою идею вносят тоталитарные правители в каждую семью своей страны. В каждой доме висят портреты первых лиц государства, печатаются газеты со статьями о политике правителей, производятся прижизненные памятники вождя, и вся эта массовая пропаганда доходит до самых отдаленных населенных пунктов страны. И народ убеждается, что политика правительства на самом деле правильная и полезная для государства. А те, кто не принимал действующую власть и не соглашался с ней, обычно отправляли в концлагеря, выселяли из страны, или еще хуже убивали. Убийство политических противников приносит тоталитарным правителям удовольствие, так как убийство позволяет им почувствовать себя властелинами над высшей ценностью – человеческой жизнью. А это полная для них власть.

Да, именно таким жестоким и некритичным к себе является тоталитарное правительство. Это идея одного психически больного человека, массово заражала всю страну, это не означает, что народ становился больным, просто сильная и успешная пропаганда делала свое дело, и люди верили. Конечно, мнение людей здесь не учитывалось, здесь имеет место навязчивая идея лишь одного человека, который хочет власти над всем и вся.

Психика А. Гитлера

В психике фашистского вождя центральное господствующее положение занимает непреодолимое всепоглощающее чувственное побуждение – стремление к наибольшему объему власти над людьми, желание захватить все, во что бы то ни стало, под любым предлогом и любой ценой. Это патологический эмоциональный сдвиг, означающий расстройство эмоциональной сферы. Это расстройство связано с неуемлимым желанием власти, но ее полностью и сейчас невозможно утолить, и это расшатывает психику и приводит не только к эмоциональным, но и другим расстройствам. Чрезмерное возбуждение одной определенной эмоции – влечение к власти, это и есть эмоциональное расстройство.

Есть еще и проблема психопатии у фашистского вождя, он нетерпим к чужому мнению, подсознательно стремиться к конфликтам, неспособность к дружбе из-за того, что они не способны проникаться мыслями и чувствами других людей, сопереживать. Стремление к конфликтам, в которых он сбрасывает патологическое нервное возбуждение.

Паранойя, это еще одна черта Гитлера, т.е. все его планы, несут в себе внешние правдоподобие.

Эмоциональную сферу психики А. Гитлера ослабили травмы, нанесенные в детстве: пренебрежительное отношение к нему отца, ранняя потеря родителей и перенесенная болезнь. Друзей у Гитлера никогда не было, он просто не умел адекватно общаться, так как начитался националистических брошюр и наслушался расистских бредней. Гитлер платил соратникам по партии деньгами, постами, привилегиями и частью власти, все это делалось, что бы никто и не подумал сдвинуть его с поста власти.

Неумение слушать, это следствие недостаточной воспитанности, чувство ярости, когда собеседник не соглашался с мнением Гитлера, он просто теряет самообладание и орет.

Гитлер любил, когда им восхищаются, в этом тоже обозначается стремление к власти.

После захвата власти фашистским вождем, все государство превращается в сумасшедший дом, где даже психически нормальные люди должны вести себя как психопаты регулярно выражая любовь к вождю.

Гитлер требовал от других к себе безоговорочного согласия, послушания, восхищения.

Гитлер играл роль объединителя всего германского народа, всех его классов и слоев вокруг идей в борьбе за интересы Германии, в то время, как его настоящей целью была власть и одна только власть над Германией, над Европой, и над всем миром.

Как и положено психопату, Гитлер полностью выдумал угрозу, якобы грозящую Германии со стороны ее соседей и зачислил их в «смертельные враги», не потому, что они были их врагами, а потому, что он хотел их видеть их врагами.


Вывод

По моему реферату можно сделать вывод, что не учитывать исторические, культурные и экономические события, при рассмотрении народа, или отдельно взятого человека это большая ошибка. Ведь именно в этом и храниться то зерно, от которого вырастает личность и целая эпоха.

Тоталитарный режим, столько горя принес всему человечеству. Но, к сожалению, смотря на современное поколение, понимаешь, что авторитарных людей тяготеющих к власти, становится только больше и кто знает, что нас ждет в будущем. У многих людей из нашего поколения складывается впечатление, что только при наличии власти в любом ее проявлении, можно добиться всего что хочешь. У нас, как и в начале 20 века идет пропаганда по всем средствам массовой информации. Только в прошлом веке пропаганду вели вожди в пользу своих убеждений и их были единицы, а сейчас нам вбивают в головы, что власть приведет к спеху, к красивой жизни, и это уже не единичный случай, а массовость. Все стремятся подняться по карьерной лестнице, любыми путями, не взирая не на какие преграды, даже на людей. Забываются такие понятия как дружба, преданность, над этим возвышается предательство.

Но и к этому привели исторические события. У нас в стране во времена перестройки, тоже была тяжелая экономическая ситуация. Людям было тяжело и физически и психологически. Родители беспокоились о будущем своих детей. И у многих людей сработал инстинкт самосохранения и наживы, кто наворовал, тот лучше живет. С тех пор и повелось. Так что на все события, есть своя психологическая история.


Литература

1. Шкуратов В.А. « Историческая психология». Москва, 1997 г.

2. Самойлов Э.В. « Общая теория фашизма»

3. П. Левенберг - Каталог психических отклонений поколений.

4. К. Маннгейм - Психологические предпосылки нацистского режима Германии.

Страны Восточной Европы и Балканского полуострова после Второй мировой войны были разными по уровню экономического и культурного развития: от Албании - одной из самых отсталых стран Европы до Чехословакии - одной из самых развитых стран мира. Но во всех этих странах установилась однотипная политическая система, которая называлась народно-демократической. К власти пришли коммунистические партии, которые конечной целью своей деятельности провозглашали победу социализма. Это Албания, Болгария, Румыния, Восточная Германия, Польша, Чехословакия, Югославия, Венгрия.

Этапы становления режима народной демократии

полувековой истории эти страны прошли этапы становления режима народной демократии, утверждения тоталитарного режима, крушения тоталитаризма и перехода к демократии.

В период 1945-1948 гг. в этих странах господствовала народно-демократическая система с многопартийностью и плюрализмом политических взглядов. Коммунисты делили власть с социал-демократическими партиями, крестьянскими организациями, создавали платформы, отличающиеся терпимостью к чужому мнению и уважением к демократическим принципам. По форме и содержанию такая система напоминала правительство Народного фронта, сложившееся в Испании в период гражданской войны. Испанская республика была прообразом режима народной демократии.

В будущем он мог бы стать основой для новой общественно-политической формации, занимающей достойное место в мировом сообществе.

Однако вскоре коммунисты под давлением советского руководства встали на путь тоталитаризма. Из правительств начали изгоняться под различными предлогами оппозиционные партии, организации и политические деятели, которые не желали жить в условиях диктатуры. Политические конфликты в этих странах по схожим сценариям привели к победе коммунистических партий и утверждению тоталитарных режимов.

Проведение реформ и их направление

Дальнейшее развитие этих стран шло по советской модели социализма и под жестким контролем Советского Союза. Оно напоминало типовое производство на основе единого проекта. Компартии стали здесь «руководящей и направляющей силой», которые слепо повторяли путь, пройденный Советским Союзом. Правда, формально сохранились какие-то подобия других партий, чтобы создать видимость плюрализма, но они играли роль статистов, являясь ширмой однопартийной диктатуры коммунистов.

Проведенные типовые реформы привели к созданию единообразных экономических и политических структур. Путем национализации частных предприятий был создан громадный государственный сектор экономики, осуществлена коллективизация сельского хозяйства. Аппарат государственного планирования осуществлял жесткую централизованную экономическую политику. Как и в Советском Союзе, в широких масштабах проводилась индустриализация.

Объединение стран Восточной Европы и Балканского полуострова

В результате этих преобразований сформировался единый блок, получивший название социалистического лагеря. В нем проживало до 400 млн человек. До Второй мировой войны эти страны имели сходные черты и представляли собой страны с многоукладной экономикой, зависимостью от иностранного капитала, засильем помещичьего землевладения и слабо развитыми инфраструктурами.

Вхождение этих стран в социалистический лагерь под руководством Советского Союза круто изменило их положение в мировой экономике и политике.

В 1949 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи, который стал главным регулирующим органом экономического сотрудничества и развития интеграционных процессов стран Восточной Европы и СССР. Он положил начало многостороннему сотрудничеству сначала в области торговли, а затем и производства. В начале 50-х годов между Советским Союзом и странами социалистического лагеря были подписаны долгосрочные экономические соглашения. Эго привело к разрыву экономических связей с западными странами и установлению преобладающего положения Советского Союза в экономике этих стран. Это помогло им развивать отрасли хозяйства, имевшие для них приоритетное значение, а также выпускать продукцию, имеющую широкий рынок в этих странах.

Развитие экономических отношений и сближение между ними привело к оформлению и военно-политического союза. 14 мая 1955 г. в Варшаве был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР, Польшей, Чехословакией, ГДР, Венгрией, Румынией, Болгарией, Албанией.

Дальнейшая интеграция социалистических стран и ее итоги

Экономическое сотрудничество стран социалистического лагеря имело огромное значение для их развития. Они нашли для своей продукции огромный рынок в Советском Союзе, который практически поглощал все их товары широкого потребления и сельскохозяйственную продукцию. За счет импорта из СССР они удовлетворяли свои потребности в железной руде, нефти, хлопке, цветных металлах, газе и электроэнергии.

Успехи развития экономики стран социалистического лагеря привели к активизации идей интеграции этих стран. В 1971 г. СЭВ приняла комплексную программу дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической интеграции. Но вскоре выяснилось, что интеграция в условиях управляемой государством экономики и тоталитарного режима невозможна.

Социалистическая система склонна к автаркии, замкнутости хозяйства и не способствует развитию тех естественных интеграционных процессов, которые характерны для рыночной экономики. Вскоре сама система начала давать сбои, и темпы развития этих стран стали падать. К началу 80-х годов всю экономику социалистической системы охватил глубокий кризис, из которого она так и не смогла выйти. Это была агония социалистической системы. Экономический кризис в СССР ускорил развязку, углубив кризисные тенденции. Экономическая система, основанная на централизованном планировании и командно-административных методах, потерпела крах.

Пороки социалистической системы усугублялись подавлением демократии. Инакомыслящие изгонялись из страны, оппозиция уничтожалась, недовольных дискредитировали. За несколько лет тоталитаризм уничтожил многолетние традиции демократии, которые начали возрождаться после разгрома фашизма. Утверждался культ партийной иерархической бюрократии, оторванной от народа. Над всей системой господствовала Москва, утверждая наднациональный тоталитарный режим. Но увековечить эти порядки советскому руководству не удалось. Национальное сознание, национальное самолюбие и национальные интересы возобладали над абстрактными принципами пролетарского интернационализма.

Первыми восстали югославы, которые в 1948-1949 гг. вступили в конфликт со Сталиным. Югославия пошла своей дорогой. Были распущены колхозы, ликвидирована командно-административная система, Югославия стала федеративным государством с широкими правами отдельных республик. За Югославией последовала ГДР.

В мае 1953 г. в Берлине вспыхнули беспорядки, в которых участвовали молодежь, рабочие и служащие. Это выступление было подавлено силами советских оккупационных войск. В 1956 г. начались волнения в Польше на Гданьской судоверфи, которые привели к смене руководства Польской объединенной рабочей партии (ПОРП). Во главе ее стал В. Гомулка, который незадолго до этого был репрессирован как инакомыслящий. В октябре 1956 г. началось восстание венгерского народа. Новое правительство во главе с Имре Надем, которое пришло к власти в результате народной революции, потребовало вывода советских войск из Венгрии. 3-4 ноября советские танки вступили в Будапешт и подавили восстание. К власти пришел Янош Кадар, который незадолго до этого также был репрессирован. В 1968 г. чешские коммунисты также попытались прорвать железное кольцо советского тоталитарного режима. Это была знаменитая «Пражская весна».

Усиление тоталитарного режима.«доктрина Брежнева»

Советский Союз решил силовыми методами укрепить социалистическую систему.

Была разработана так называемая «доктрина Брежнева», суть которой сводилась к тому, что Советский Союз присваивал себе право вмешиваться в дела стран социалистического лагеря под видом «братской интернациональной помощи» и подавлять попытки выйти, из этой системы. Под предлогом укрепления «демократии», а на самом деле - усиления тоталитарного режима в странах социалистического лагеря начался процесс смены руководства. В Румынии к власти пришел Н. Чаушеску, в ГДР
В.Ульбрихта сменил Эрих Хонеккер, в Польше президентом стал генерал В. Ярузельский, руководителем Болгарии стал Тодор Живков, своими действиями напоминавший Н. Чаушеску.

Эти кадровые перестановки не предотвратили назревавшего конфликта, наоборот, они ускорили ликвидацию тоталитаризма в странах Восточной Европы. Новые руководители все больше отдалялись от народа, в этих странах начиналась новая волна террора. Кроме того, снижение эффективности народного хозяйства привело к обострению социальной напряженности. Росли цены на продовольственные и промышленные товары. Дефицит бюджетов достиг значительных размеров. Он покрывался за счет иностранных займов, страны Восточной Европы постепенно становились крупными должниками западноевропейских банков. В ряде стран начался постепенный демонтаж тоталитарных экономических и политических структур.

Экономический и политический кризис, обозначившийся в СССР в начале 80-х годов, усугубил положение социалистического лагеря. Промышленное производство в СССР в 1981 г. стало падать. В этом году впервые вся экономика работала с отрицательными показателями. Огромный ущерб экономике и политическому престижу страны нанесла афганская авантюра, которая дорого обошлась советскому народу.

«Перестройка» в СССР

Сохранение системы требовало ее капитального ремонта. В апреле 1985 г. в СССР начался процесс, который получил название «перестройки». Советское государство, казавшееся примером мощи, внутренней сплоченности, монолитного единения вокруг идеи светлого будущего, декларировавшего помощь угнетенным нациям, разваливалось при первом же дуновении свежего ветра перестройки и гласности. Первыми восстали национальные республики. Попытки подавить народные выступления в Алматы, Баку, Тбилиси, Вильнюсе лишь подлили масла в огонь, который уже было невозможно затушить. Он перекинулся и в другие страны социалистического лагеря.

Ликвидация тоталитарных режимов в Европе

Главной силой, свергнувшей диктаторские режимы в странах социализма, были рабочие и армия, которые когда-то помогали им прийти к власти и были верной опорой. Сама идея социализма в этих странах была полностью дискредитирована. 4 ноября 1989 г. в Берлине состоялась 500-тысячная демонстрация, которая покончила с властью коммунистов. В Румынии были расстреляны диктатор Чаушеску и его супруга.

В других странах Восточной Европы - Чехословакии, Югославии, Польше, Болгарии, Албании, Венгрии - процесс ликвидации социализма проходил менее трагически. Чехословакия, считавшаяся наиболее благополучной из этих стран, распалась на два государства - Чехию и Словакию. В Югославии вспыхнула старая вражда между сербами и хорватами, христианами и мусульманами Боснии и Герцеговины. В Болгарии бывший диктатор Т. Живков был осужден за государственные преступления, но вспыхнул начатый им процесс возрождения антитурецкого национализма, в Польше нарастал традиционный антирусский, в Венгрии - антирумынский национализм.

Социализм в Восточной Европе потерпел крах. Коммунистические партии, стремившиеся создать системы сталинского типа, перенесли на свою национальную почву все пороки советского общества, которые в условиях европейских стран приобрели еще большую разрушительную силу.

Однако нельзя представлять все сделанное в этих странах за послевоенные годы лишь в негативном виде. Здесь были проведены глубокие реформы, правда, не подкрепленные материально. Была ликвидирована безработица. Бесплатное здравоохранение и народное образование, возможность доступа широких масс к достижениям современной культуры и науки способствовали превращению этих стран из отсталых окраин Европы в передовые современные развитые страны.

В некоторых из этих стран началось обратное движение, когда общество оказалось не готовым к рыночной экономике. Народ не хочет терять того, что приобрел при социализме. В Венгрии, Болгарии и Польше обновленные коммунистические партии вновь вернулись к власти, но уже в результате свободных демократических выборов.

В странах Восточной Европы начинаются новые политические и социальные конфликты. Они являются результатом поисков альтернативных вариантов общественных систем, которые сочетали бы в себе социальные достижения социализма и высокий уровень экономики западных демократий.

Резюме

Установление однотипной политической системы - народно-демократической (Албания, Болгария, Румыния, ГДР, Польша, Чехословакия, Югославия, Венгрия)
за 50 лет пройдено три этапа:
- становление народной демократии
- утверждение тоталитарного режима
- крушение тоталитарного режима и переход к демократии
развитие стран Восточной Европы по советской модели социализма
1949 г. - создание Совета Экономической Взаимопомощи
14 мая 1955 г. - подписание Варшавского договора (СССР, Польша, Чехословакия, ГДР, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания)
1958-1962 гг. - успехи в развитии экономики
80-е годы - кризис экономики социалистических стран
кадровые перестановки в странах социалистического лагеря
с 1989 г. - начало ликвидации тоталитарных режимов

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

Утверждение Тоталитарных Режимов Обновлено: Декабрь 8, 2016 Автором: admin

Политический режим представляет собой совокупность методов, приемов, средств осуществления политической власти. Он характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в определенный период ее исторического развития.

Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями человеческой жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Понятие «тоталитаризм» (от латинского totalis) означает весь, целый, полный. Оно было введено идеологом итальянского фашизма Дж. Джитиле в начале 20 века. В 1925 г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Лидер итальянского фашизма Б. Муссолини ввел его в политический лексикон. С этого момента начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР в годы сталинизма и гитлеровской Германии с 1933 г.

Тоталитарный режим правления устанавливается в случаях:

1. Захвата власти в итоге переворота.

2. Сужения социальной базы поддержки власти.

При тоталитаризме происходят следующие изменения:

1. Политическая система структурно сужается (за счет неполного функционирования политических институтов).

2. Разрастаются репрессивные органы (полиция, военизированные организации, тюрьмы).

3. Происходит милитаризация общества, выборы проводятся под контролем армии и полиции.

4. Снижается общественный контроль над деятельностью политической системы, властью не учитываются общественные решения.

5. Усиливается давление государства на общество (сначала на оппозицию, а потом и на другие слои).

6. В крайнем случае – приостанавливается действие конституции или отдельных ее глав, гарантирующих права человека, власть передается диктатору.

В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свои особенности. Вместе с тем есть общие черты, которые характерны для всех форм тоталитаризма и отражают его сущность:

1. Высокая концентрация власти, ее проникновение во все поры жизни общества. В тоталитарном сознании проблемы « власть и общество» не существует: власть и общество мыслятся как единое неразделимое целое. Актуальными становятся совсем другие проблемы, а именно: власть и народ в борьбе против внутренних врагов, власть и народ - против враждебного внешнего окружения. В условиях тоталитаризма народ, реально отрешенный от власти, верит, что власть выражает интересы глубже и полнее, чем он см мог бы это сделать.



2. Для тоталитарных режимов характерна однопартийность. Существует единственная правящая партия, во главе которой стоит харизматический лидер. Сеть партийных ячеек этой партии пронизывает все производственно-организационные структуры общества, направляя их деятельность и осуществляя контроль.

3. Идеология всей жизни общества. В основе тоталитарной идеологии - рассмотрение истории как закономерного движения к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма и т. д.), которая оправдывает все средства. Данная идеология включает серию мифов (о руководящей роли рабочего класса, о превосходстве арийской расы и т. д.), которые отражают силу магических символов. Тоталитарное общество предпринимает широчайшие усилия для идеологической обработки населения.

4. Тоталитаризм характеризуется монополией власти на информацию, полным контролем за средствами массовой информации. Вся информация имеет одностороннюю направленность - прославление существующего строя, его достижений. С помощью средств массовой информации решается задача подъема энтузиазма масс для выполнения целей, которые ставит тоталитарный режим.

5. Монополия государства на использование всех средств ведения вооруженной борьбы. Армия, полиция, все другие силовые структуры находятся в исключительном подчинении центру политической власти.

6. Существование отработанной системы всеобщего контроля за поведением людей, системы насилия. Для этих целей создаются трудовые и концентрационные лагеря, гетто, где применяются тяжелый труд, пытки людей, подавление их воли к сопротивлению, происходят массовые убийства ни в чем неповинных людей. В СССР была создана целая сеть лагерей - ГУЛАГ. До 1941г. в нее входило 53 концентрационных лагеря, 425 исправительно-трудовых колоний и 50 лагерей для несовершеннолетних. За годы существования этих лагерей в них погибло более 40 млн. человек. В тоталитарном обществе действует тщательно разработанный репрессивный аппарат. С его помощью насаждаются страх за личную свободу и членов семьи, подозрительность и доносы, поощряются анонимки. Делается это для того, чтобы в стране не возникало инакомыслия и оппозиции. С помощью силовых и карательных органов государство контролирует жизнь и поведение населения.

7. Как общее для тоталитарных режимов следует отметить то, что они функционируют в соответствии с принципом - «запрещено все, кроме того, что приказано властью.» Руководствуясь этим принципам общество осуществляет воспитание человека. Тоталитаризму нужна скромная личность во всем: в желаниях, в одежде, в поведении. Культивируется стремление не выделяться, быть как все. Подавляется проявление индивидуальности, оригинальности в суждениях; широкое распространение получают доносительство, угодничество, лицемерие.

В экономике тоталитаризм означает огосударствление экономической жизни, экономическую несвободу личности. Личность не имеет собственных интересов в производстве. Происходит отчуждение человека от результатов его труда, и, как следствие, лишение его инициативы. Государством устанавливается централизованное, плановое управление экономикой.

Становление тоталитарного режима в СССР в 30-е годы.
Тоталитарная система подразумевала:

1. Однопартийность и всевластие правящей партии.

2. Подавление прав и свобод, всеобщая слежка.

3. Репрессии.

4. Отсутствие разделения властей.

5. Охват граждан массовыми организациями.

6. Почти полное огосударствление экономики (специфика СССР).

В качестве основных факторов, способствовавших формированию тоталитарного режима в нашей стране, можно выделить экономические, политические и социокультурные.

Форсированное экономическое развитие вело к ужесточению политического режима в стране. Напомним, что выбор форсированной стратегии предполагал резкое ослабление, если не полное уничтожение товарно-денежных механизмов регулирования экономики при абсолютном преобладании административно-хозяйственной системы. Плановой, производственной, технической дисциплины в хозяйстве, лишенном рычагов экономического интереса, легче всего было добиться, опираясь на политический аппарат, государственную санкцию, административное принуждение. В результате, в политической сфере возобладали те же формы неукоснительного подчинения директиве, на которой строилась система хозяйствования.

Усиления тоталитарных начал политической системы требовал также весьма низкий уровень материального благосостояния подавляющей части общества, сопровождавший форсированный вариант индустриализации, попытки преодоления экономической отсталости. Одного энтузиазма, убежденности передовых слоев общества было недостаточно для того, чтобы в течение четверти века мирного времени удерживать жизненный стандарт миллионов людей на уровне, который обычно существует в течение коротких промежутков времени, в годы войны и общественных катастроф. Энтузиазм, в этой ситуации, нужно было подкреплять иными факторами, в первую очередь, организационно-политическими, регулированием мер труда и потребления (суровые наказания за кражу общественного имущества, за прогулы и опоздания на работу, ограничения передвижения и т. д.). Необходимость принятия этих мер, естественно, никак не благоприятствовала демократизации политической жизни.

Становлению тоталитарного режима благоприятствовал и особый тип политической культуры, характерный для российского общества на протяжении всей его истории. Пренебрежительное отношение к закону, праву сочетается в ней с покорностью основной массы населения власти, насильственным характером власти, отсутствием легальной оппозиции, идеализацией населения главы власти и т. д. (подданнический тип политической культуры). Характерный для основной массы общества, данный тип политической культуры воспроизводится и в рамках большевистской партии, формировавшейся в основном за счет выходцев из народа. Идущая от военного коммунизма, «красногвардейской атаки на капитал», переоценка роли насилия в политической борьбе, равнодушие к жестокости ослабляли ощущение моральной обоснованности, оправданности многих политических действий, которые приходилось осуществлять партийному активу. Сталинский режим, в результате, не встретил активного сопротивления внутри самого партийного аппарата. Таким образом, можно заключить, что сочетание экономических, политических, культурных факторов способствовало тому, что в СССР в 30-е годы сформировался тоталитарный режим, система личной диктатуры Сталина.

Главной характерной чертой политического режима в 30-е годы стал перенос центра тяжести на партийные, чрезвычайные и карательные органы. Решения XVH съезда ВКП (б) значительно усилили роль партийного аппарата: он получил право непосредственно заниматься государственным и хозяйственным управлением, высшее партийное руководство приобрело неограниченную свободу, а рядовых коммунистов обязали строго подчиняться руководящим центрам партийной иерархии.

Наряду с исполнительными комитетами Советов в промышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре, функционировали партийные комитеты, чья роль на деле становится решающей. В условиях концентрации реальной политической власти в партийных комитетах Советы осуществляли преимущественно хозяйственные и культурно-организаторские функции.

Врастание партии в экономику и государственную сферу с этого времени стало отличительной особенностью советской политической системы. Выстраивалась своеобразная пирамида партийно-государственного управления, вершину которой прочно занимал Сталин как Генеральный секретарь ЦК ВКП (б). Таким образом, первоначально второстепенная должность генерального секретаря превратилась в первостепенную, давая ее обладателю право на верховную власть в стране.

Утверждение власти партийно-государственного аппарата сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства, его репрессивных органов. Уже в 1929 году в каждом районе создаются так называемые «тройки», в которые входили первый секретарь райкома партии, председатель райисполкома и представитель Главного политического управления (ГПУ). Они стали осуществлять внесудебное разбирательство виновных, вынося свои собственные приговоры. В 1934 году на базе ОГПУ образуется Главное управление государственной безопасности, вошедшее в Наркомат внутренних дел (НКВД). При нем учреждается Особое совещание (ОСО), которое на союзном уровне закрепило практику внесудебных приговоров.

Опираясь на мощную систему карательных органов, сталинское руководство в 30-е годы раскручивает маховик репрессий. По мнению ряда современных историков, репрессивная политика на данном периоде преследовала три главные цели:

1. Действительное очищение от «разложившихся» от зачастую бесконтрольной власти функционеров.

2. Подавление в зародыше ведомственных, местнических, сепаратистских, клановых, оппозиционных настроений, обеспечение безусловной власти центра над периферией.

3. Снятие социальной напряженности путем выявления и наказания врагов.

Известные сегодня данные о механизме «большого террора» позволяют говорить, что среди многих причин этих акций особое значение имело стремление советского руководства уничтожить потенциальную «пятую колонну» в условиях нараставшей военной угрозы.

В ходе репрессий чисткам подверглись народнохозяйственные, партийные, государственные, военные, научно-технические кадры, представители творческой интеллигенции. Количество заключенных в Советском Союзе в 30-е годы определяется цифрами от 3,5 млн. до 9 - 10 млн. человек.

Можно сделать вывод: с одной стороны нельзя не признать, что данная политика действительно повысила уровень «сплоченности» населения страны, которое смогло затем объединиться перед лицом фашистской агрессии. Но при этом, не учитывая даже морально-этическую сторону процесса (пытки и гибель миллионов людей), трудно отрицать тот факт, что массовые репрессии дезорганизовали жизнь страны. Постоянные аресты среди руководителей предприятий, колхозов привели к падению дисциплины и ответственности на производстве. Образовался огромный дефицит кадровых военных. Само сталинское руководство в 1938 году отказалось от массовых репрессий, произвело чистку в органах НКВД, однако в основе своей эта карательная машина осталась неприкосновенной.

  • Что способствовало его возникновение в одних странах и почему его избежали другие страны?
  • Есть ли в этом определенные закономерности?
  • Закончилась ли в XX в. эпоха тоталитаризма, или в будущем демократия не отступит перед новой волной деспотизма?
  • Где необходимо искать корни тоталитаризма: в экономике, в идеологии или в самой сознании людей?

Исследователи дают разные варианты ответов на эти вопросы. Ниже приведены наиболее типичные подходы, которые объясняют феномен тоталитаризма. Согласно первой версии, потенциальная возможность тоталитаризма скрывается в расширении функции государственного контроля и регулирования. Уже сам собой государственный капитализм, который появился на рубеже XIX-ХХ вв., является авторитарным тенденцией. Есть мнение, что если процесс регулирования со стороны государства заходит достаточно далеко, то общество теряет способность к самоконтролю и обрекает себя на тоталитаризм. Подобной точки зрения придерживался К.Поппер, который рассматривал тоталитарную систему такой, а государство присваивает себе функции управления во всех сферах, насильственно регулирует их в духе господствующей, ориентированной на идеальное будущее, идеологии. Среди других причин исследователи называют концентрации ресурсов в руках государства в период Первой мировой войны, что потенциально усилило возможности государства в управлении другими общественными процессами. На эту причину указывал в 40-х гг. Ф.Хайєк, который увидел в усилении планового регулирования "дорогу к рабству".

Некоторые исследователи рассматривают тоталитаризм как победу тоталитарных идеологий, которые оказались востребованными массами. Духовную предпосылку подобных идеологий XX в. пытаются вывести из идей прошлого, в частности, из политических идей Платона, Н.макиавелли, Ж. -Ж.Руссо, Ф.Гегеля. Устанавливается генетическую связь леворадикальной тоталитаризма с социалистической теории К.Маркса, Ф.энгельса, В.ленина, а праворадикального тоталитаризма - с теорией Гегеля.

Так, К.Поппер увидел непосредственное обоснование тоталитарного национализма в таких идеях Гегеля:

  • существование в каждой исторической эпохе выбранной нации, определенной для мирового господства;
  • извечная враждебность государств друг к другу и война как способ их утверждения;
  • свобода государства от моральных обязанностей;
  • моральная ценность войны (Гегель считал, что долгое, а тем более вечный мир "развращает нацию");
  • идеал героической жизни ("живи рискуя") в противовес буржуазном покоя.

Возникает вопрос: почему тоталитарные теории оказались востребованными в начале XX в.? Ответ на него предполагает изучение состояния самого общества, что и делают представители социально-политического подхода, согласно которому тоталитаризм - результат активности "массового человека" и расширение форм ее политического участия. Этот ракурс исследования берет начало с работ Х.Ортеги-и-Гассета, Х.Арендт, Н.бердяева. Массовое общество начинает формироваться с конца XIX - начала XX века, как результат процесса модернизации. Под модернизацией понимают процесс перехода от аграрного к индустриальному типу производства, урбанизации, развитие средств массовой коммуникации, повышение общего уровня грамотности и т.д. Одновременно модернизация привела к разного размывание традиционных структур (сельской общины, семьи и привычного уклада жизни, к эрозии традиционных культурных и моральных ценностей и вызвала подъем социально-политической активности массовой человека.

Следует обратить внимание еще на другую сторону модернизации - расширение технических возможностей контролировать сознание и поведение людей. Появление в 20-30-х гг. XX в. доступных средств массовой информации (газет, радио, а позже телевидение) предоставило тоталитарным лидерам уникальную возможность манипулировать миллионами людей.

Тоталитаризм можно рассматривать как реакцию "массового человека" на политические и социально-экономические кризиса первой половины XX вв.: революции, мировые и гражданские войны, затяжные экономические кризисы. Эти явления сопровождались массовой маргинализацией населения, то есть появлением огромного количества людей, "выбитых" из своих социальных групп (классовых, профессиональных, семейных, национальных и др.). Необходимо отметить, что под маргинальностью понимается вызвано некими обстоятельствами (например, мінрацією, урбанизацией, экономическими кризисами) нахождения индивида вне своей социальной группой, а также разрыв индивида с групповыми социокультурными нормами. Результатом распада традиционных структур стало появление атомизированных (с ослабленными социальными связями) людей, которые стали удобным объектом для манипулирования. Атомизированная масса была наиболее чувствительной на призывы тоталитарных вождей, которые предложили ей новую консолидирующую основу - идеологию, с помощью которой создавалась иллюзия привлечения индивида к классу или расы, к государству.

Признание того, что тоталитаризм опирается на определенный тип сознания и психологию "массового человека" нашло отражение в социально-психологическом трактовке причин тоталитаризма. Так, Е.Фромм сделал попытку объяснить конформизм и послушність личности при тоталитаризме не только внешним давлением со стороны лидеров, а определенными универсальными качествами бессознательного в психике человека, которые могут проявить себя при определенных условиях. Кризиса и войны первой трети XX в. привели в целых группах населения чувство потери и страха за свою безопасность, что нашло выход в специфическом психологическом феномене, который получил название - "бегство от свободы". Другими словами, этот побег имеет от ответственности, которая сопровождалась поиском вождей, способных восстановить гарантии личной безопасности порядок и уничтожены социальные связи. Это позволяет посмотреть на тоталитарную диктатуру в другой плоскости: особая духовная сущность этого режима формируется не только как результат манипулирования сознанием народа, но и основе психических импульсов, идущих от масс к вождей. Страх перед хаосом и анархией, распадом традиционных связей, которые наблюдаются в период острых кризисов и революционных преобразований, лежит в основе мотивации поиска вождей, способных "железной рукой" восстановить общественную стабильность. Культ вождей, который имеет место при тоталитаризме, также может быть объяснен психологией атомізованої массы. Масса не просто хочет подчиняться сильному лидеру, но она преподносит этих лидеров. Через подобный иррациональный связь с вождями масса чувствует себя главным субъектом истории. Х.Арендт обратила внимание на такое явление, как полная идентификация масс с лидерами. Как отметила исследователь, причина любви масс к тоталитарных вождей заключалась в том, что биографии последних воплотили в себя биографию масс той эпохи: неудачи в профессиональной и социальной жизни, несчастье в личной жизни и т.д. Поэтому величие вождей воспринималась массами как собственно подъем. Конечно, появление культа вождей имеет и другую причину. Миф о вождях-героев активно воплощается в сознание народа всеми средствами пропаганды. Что касается И.сталина, то здесь присутствовало явление, которое М.Вебер определил как функциональную харизму - перенос И.сталина авторитета В.ленина. Был создан образ Сталина как верного соратника, ученика: продолжателя дела Ленина.

Социально-политический и социально-психологический подходы могут быть дополнены версии "модернизации, что опоздала" (модернизация "вдогонку"). Ее наиболее часто используют для объяснения причины возникновения тоталитаризма в 65 некоторых современных авторитарных режимах. Модернизация, что опоздала , является формой форсированного развития, когда делаются попытки быстрого перехода общества на новый экономический, технологический и социальный уровень, который демонстрируется более развитыми странами (индустриализация в СССР, экономический рост современных стран Юго-Восточной Азии). Подобная форма модернизации содержит угрозу становления так называемых постмодернізаційних диктатур . Под этим понимается резкое усиление роли государства в осуществлении всех преобразований. В бывшем СССР это проявилось в формировании командно-административной системы, которая взяла на себя функцию мобилизации всех ресурсов общества для обеспечения плана индустриализации страны. Не случайно, что в настоящее время большинство стран, которые пытаются в экономике и технологии "догнать" развитые страны, представляют собой авторитарные политические режимы. Есть и другие причины, способствующие возникновению авторитарных режимов. Авторитаризм может стать реакцией на социальное напряжение в обществе и политическую нестабильность, которые могут быть вызваны экономическими кризисами, резкой имущественной дифференциацией населения в сочетании с проблемами бедности и голода. Правящие элиты, пытаясь сохранить общественную стабильность, делают ставку на недемократические механизмы ее обеспечения.

Другими причинами могут стать:

  • обострение противоречий в етнорелігійній сфере;
  • фрагментарная политическая культура, когда население ориентируется на различные идеологии и модели развития при одновременном отсутствии единых общенациональных ценностей;
  • неразвитость политических институтов, которые позволяют выразить интересы различных слоев населения.

Наряду с внутренним напряжением, авторитаризм может утвердиться как ответ на внешнюю (реальную или мнимую) угрозу: возможность военных конфликтов, потери независимости. Одновременно авторитаризм может вырастать из политической пассивности народа, архаичной политической культуры, из привычки подчинения властям.

Это связано с некоторыми причинами:

  • отсутствие массовой поддержки и четко выраженного источники легитимности власти;
  • дело держать общество в установленных властями пределах вызывает обратную реакцию демократической оппозиции;
  • нерешенность таких социальных проблем, как голод, абсолютная бедность населения. Например, в некоторых странах Юго-Восточной Азии и Африки отсутствуют элементарные социальные программы (в том числе и пенсионные);
  • углубление социального расслоения между богатыми и бедными, которое в некоторых странах выступает обратной стороной быстрого экономического роста.

Предлагаю вашему вниманию в несколько сокращенном виде реферат, написанный мною в 2010 году. Я думаю, что всем, кто интересуется новейшей историей он будет небезынтересен. Если кому-либо потребуется использование материалов данной работы, то условие только одно: активная ссылка на автора.
Поскольку этот реферат достаточно объемный для одно поста, я разделил его на несколько постов (любой из них можно найти в моем блоге по тэгу "тоталитаризм" ).

С уважением, Сергей Воробьев.

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении более чем тысячелетней истории в России (под каким бы названием не существовало наше государство) сменялись различные формы правления (и монархия, и республика), и различные формы государственного устройства (и средневековая конфедерация княжеств под властью Золотой Орды, и унитарные - Московское Царство и Российская Империя, и формальные по сути федерации - РСФСР и СССР).
Однако, если не считать раннесредневековых русских княжеств, к которым вряд ли применимо политологическое понятие "политический режим", а также средневековых феодальных демократий (Новгородской и Псковской боярских республик), сначала Русь, а потом и Россия на протяжении своей истории постоянно устремлялись к деспотическим методам правления.
Совершенно справедлива точка зрения большинства современных историков (См., например: Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков. Курс лекций. М., 1999), что основную роль при формировании деспотизма в России сыграла более чем двухвековая зависимость от крайне деспотичной Золотой Орды (Дешт-и-Кыпчак).
Но не следует забывать и о том, что еще за три четверти века до нашествия Батыя владимирский князь Андрей Юрьевич Боголюбский правил, как отметил летописец, "хотя самовластец быти" (за что, собственно, и поплатился, будучи убит своими холопами в 1174 г.). Деспотический характер правления русских царей и императоров объясняется многоми причинами, но это должно являться темой отдельного исследования, т. к. само понятие "тоталитарный политический режим", как и сам тоталитаризм - явление ХХ века.
Только в ХХ веке в нашей стране сформировался тот тип политического режима, который в современной исторической науке, политологии, правовых дисциплинах называется тоталитарным.

Россия (СССР) в данном случае не была одинока.
Даже само понятие "тоталитаризм" имеет итальянское происхождение. Именно под лозунгом единения нации во имя достижения определенных целей к власти в Италии в 1922 году пришла фашистская партия под руководством "дуче" - псевдосоциалиста Бенито Муссолини. Да и само слово "фашизм" итальянское (от "фашина" - пучок веток, связанных воедино). Кстати, интересно, что немцы времен Третьего рейха часто подчеркивали, что они не фашисты (кивая при этом на итальянцев, которых явно недолюбливали), а цационал-социалисты, т. е. нацисты . Впрочем, сути это не меняет. Основатель немецкого нацизма Адольф Гитлер также воспользовался социалистической фразеологией. Здесь достаточно упомянуть название партии, фюрером которой он был - National-Sozialistische Deutsche Arbeiterpartie (Национал-социалистская немецкая рабочая партия - НСДАП).

В середине ХХ века тоталитарные по своей сути режимы по разным причинам сформировались, кроме Италии, Германии и СССР, еще в ряде стран: в Испании (режим Франко), Португалии (диктатура Салазара), Японии и странах - сателлитах нацистской Германии (например, в Хорватии, Венгрии и Румынии).
После Второй мировой войны тоталитарные режимы установились в Китае (диктатура Мао) и в Северной Корее (диктатура Ким Ир Сена), на Кубе (сменивший режим диктатора Батисты режим Кастро был не менее диктаторским) и в Камбодже - Кампучии (чего стоит один только массовый геноцид собственного народа режимом Пол Пота).

В современном мире большинство тоталитарных государств прекратили свое существование благодаря внешним причинам (Италия, Япония, Германия и ее сателлиты потерпели поражение в войне), а также внутренним причинам (СССР, Китай и Куба провели преобразования, трансформировавшие тоталитарный режим в авторитарный).
Однако тоталитаризм не исчез. Он продолжает свое существование в Северной Корее, Иране; определенные признаки тоталитаризма проявляются и в ряде других государств уже в XXI веке. К примеру, в Туркмении при всеобщей нищете народа воздвигаются золотые памятники Туркменбаши - Сапармурату Ниязову.

Да и в современной Российской Федерации имеются признаки постепенного сползания провозглашенного Конституцией РФ правового демократического государства в авторитаризм :

Фактическая монополия на власть одной политической партии (как бы ее не переименовывали);
- сокращение одного из основных принципов представительной демократии - выборности органов государственной власти (главы субъектов РФ фактически назначаются президентом, при полном и часто единогласном одобрении местных законодательных собраний, составленных их представителей правящей партии);
- изменение принципа формирования Государственной Думы (отмена мажоритарной системы, опасной для правящей партии);
- увеличение срока полномочий Президента и депутатов Государственной Думы;
- фактический запрет на проведение референдума - главного института непосредственной демократии;
- регулярные нарушения прав и свобод граждан в целях консервации существующего режима;
- формирование культа личности действующих руководителей государства;
- недопущение осмысленной и конструктивной критики (глупости говорить - можно!) в адрес руководства страны.

Мне, как преподавателю истории, совершенно очевидно, что признаки тоталитаризма, как в школьных, так и в вузовских учебниках, приводятся далеко не в полном объеме и без сравнительно-исторического анализа тоталитарных режимов, существовавших одновременно в двух государствах - СССР и Германии, в которых этот режим проявился в наиболее концентрированной форме.
Ни в одном учебном издании нет научного изложения причин становления тоталитарного режима.
Единственное научное исследование, посвященное социально-психологическим причинам становления тоталитаризма, "Бегство от свободы" Эриха Фромма, несмотря на свою высочайшую научную значимость, все же носит весьма односторонний характер.
Наконец, нельзя не заметить постоянно множащиеся случаи фальсификации истории ХХ века как с правого, так и с левого флангов политического спектра, а также со стороны ряда государств, явно испытывающих свою историческую неполноценность.

В связи с этим, перед настоящей работой мною была поставлена цель : исследовать основные причины установления тоталитарного режима путем сравнительно-исторического анализа исторической ситуации в Германии и СССР накануне окончательного формирования в них тоталитаризма. В основу работы положены общенаучные методы индуктивного и дедуктивного анализа, а также принцип историзма.

ГЛАВА 1

ТОТАЛИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ, КАК ПРАВИЛО, В СТРАНЕ, НАРОД КОТОРОЙ ИСПЫТЫВАЕТ ОСТРОЕ ЧУВСТВО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИЖЕНИЯ

Национальное унижение - тема, требующая большой деликатности. Однако при теме нашего исследования без нее никак не обойтись.

На мой взгляд, главными причинами национального унижения являются:

Поражение в войне;
- недавний распад (или расчленение) в недавнем прошлом великой державы;
- вызванный этим распадом кризис имперского сознания;
- пренебрежительное отношение государств - победителей по отношению к побежденной стране и ее народу;
- полная или частичная международная изоляция;
- резкое, значительное и продолжительное падение уровня качества жизни большинства населения.

Эти причины целесообразно рассмотреть комплексно .

1.1. НАЦИОНАЛЬНОЕ УНИЖЕНИЕ ГЕРМАНИИ


Поражение Германской империи (Второго рейха 1871 - 1918 гг.) в Первой мировой войне было официально оформлено подписанием 28 июня 1919 г. Версальского договора, статьи которого для Германии были не просто тяжелыми, но и крайне унизительными.
Недовольство немцев, расценивших этот договор как крайне несправедливый, было в полной мере использовано Гитлером и его сторонниками - нацистами в целях создания массовой базы для их партии. Нацистской пропагандистской машиной упорно создавалась легенда о нанесенном стране "ударе в спину" ("Dolchstoss"), согласно которой германская армия и флот потерпели поражение только потому, что в стране действовали "внутренние враги и предатели" - евреи, коммунисты, социал-демократы и либералы, которых Гитлер в своих речах постоянно клеймил как "ноябрьских преступников" (См.: Энциклопедия Третьего рейха. М., 1996. С. 459).

Немецкий обыватель с легкостью принимал эту теорию, поскольку она давала возможность свалить вину за поражение на кого угодно, только не на себя самих. Веймарская республика и демократия в целом отождествлялись в немецком сознании именно со поражением в войне. Гитлер постоянно разжигал в массах чувство негодования и обиды, что позволило ему подготовить социальную почву для захвата власти в стране (Там же, с. 459-460).
Естественно, что и в многочисленных выступлениях Гитлера на митингах, которые от выступления к выступлению становились все более многолюдными, тема "варварского", по его выражению, Версальского договора звучала постоянно. Требование отказа от его условий наряду с требованиями "объединения всех немцев в границах Великой Германии" и "дополнительных территорий" для немецкого народа были не только включены в программу НСДАП ("25 пунктов"), но и начинали эту программу (См.: Программа НСДАП, утвержденная 24 февраля 1920 г. / Энциклопедия Третьего рейха, с. 336).

Наряду с прочей популистской риторикой Гитлера, это, несомненно, способствовало росту популярности нацистской партии. Если в момент основания НСДАП (20 февраля 1920 г.) ее численность составляла всего около 3 тысяч человек, то уже через два года она возросла в 10 раз, к осени 1923 г. - до 55 тысяч, а к моменту вступления Гитлера в должность рейсхканцлера - до 850 тысяч членов. В течение первого полугодия 1933 года НСДАП стала действительно массовой партией - в ее рядах числилось около 2,5 миллионов человек (Там же, с. 331-334).
Постоянно увеличивалось и представительство НСДАП в рейхстаге. На первых в своей истории декабрьских выборах 1924 г. (несмотря на запрет партии в Баварии после "пивного путча") нацисты получили 40 мест в парламенте страны. 31 июля 1932 г. фракция НСДАП стала самой многочисленной в рейхстаге, получив 230 депутатских мандатов. Для сравнения: второе (133 мандата) и третье (89 мандатов) заняли социал-демократы и коммунисты (Там же, с. 334),

Росту популярности НСДАП способствовало и то бедственное социально-экономическое положение, в котором оказалась после поражения в войне большая часть населения Германии. Этому способствовали и блокада страны государствами Антанты, и огромные репарации (132 миллиарда золотых марок). Страну захлестнула гиперинфляция (так, в сентябре 1923 г. 1 золотая марка стоила 38,1 миллионов бумажных марок), и массовая безработица.

И без того слабую Веймарскую республику окончательно подкосил мировой экономический кризис 1929 - 1933 годов. Общее падение производства в стране в 1932 г. по сравнению с 1929 г. превысило 40%, а безработица охватила почти 45% населения Германии (подробнее об экономическом положении Германии времен Веймарской республики см.: Ширрер У. Взлет и падение Третьего рейха. М., 1991).

Популистские лозунги Гитлера, использующего бедственное положение народных масс (например: "конфискация незаконно полученных прибылей", "национализация крупных предприятий", "участие рабочих в прибылях на всех крупных производствах", "достойная пенсия по старости", "прекращение спекуляции землей" и т.д. и т.п.) обеспечили его массовую популярность и захват власти, несмотря на то, что тоталитарная направленность его партийной идеологии мало для кого из немцев являлась секретом.

1.2. НАЦИОНАЛЬНОЕ УНИЖЕНИЕ РОССИИ


Ситуация в России была во много раз хуже, чем в Германии.
Российская империя, воевавшая в Первой мировой войне в составе Антанты, то есть, союза победителей, оказалась страной, потерпевшей поражение.

И если Германия, потеряв около 20% своей территории и все колонии, все же сохранилась как государство, то Россия как государство фактически просто прекратила существование. Гражданская война, начавшаяся еще до окончания мировой, погрузилась страну в полный экономический коллапс и политическую анархию. Внешнеполитическая изоляция Советской России, сопровождавшаяся интервенцией армиями бывших союзников, которых русская армия неоднократно спасала в самые критические моменты мировой войны, массовый голод и эпидемии, унесшие больше человеческих жизней, чем военные потери, и особенно расчленение великой Империи и унизительный сепаратный Брестский мир с недавним врагом - Германией, означавший фактическую капитуляцию на условиях победителя, все это приводило традиционно патриотическое настроенное население России в состояние крайнего отчаяния.


Необходимое отступление.
В качестве примера спасения Россией своих союзников во время Первой мировой войны можно привести наступление неотмобилизованных армий генералов Самсонова и Рененкампфа в Восточной Пруссии в августе - сентябре 1914 года, начатое по истеричной просьбе Франции во имя спасения Парижа. Русские войска в районе Мазурских болот были окружены и почти полностью уничтожены, но для этого немцам пришлось срочно перебрасывать свои войска из под Парижа в Восточную Пруссию. Ослабление наступательного порыва немецкой армии позволило французам стабилизировать линию фронта и избежать полного разгрома в самом начале войны. К концу осени 1914 года война на Западном фронте перешла в позиционную, что означало срыв немецкого плана ведения войны ("план Шлиффена"). Война стала затяжной, что и предопределило поражение в ней Германии и ее союзников. И это только один пример спасения Россией своих союзников.

Единственной реальной политической силой в этой ситуации, оказавшейся способной к наведению в стране элементарного порядка, оказалась РКП(б) - партия большевиков .

Твердой рукой удерживая власть во время Гражданской войны, пусть крайне жестко и даже жестоко, но и решительно наводя порядок на контролируемой территории, большевистская партия стала увеличивать количество своих сторонников даже среди тех людей, которым была абсолютно чужда коммунистическая идеология.
Так, на сторону РККА перешел знаменитый генерал Брусилов, увидевший (и не без причины) в большевиках силу, способную навести в стране порядок. Было бы логичным, если бы герой Первой мировой войны, автор самого крупного и успешного наступления на Восточном фронте - "Брусиловского прорыва", стал сторонником Корнилова, Краснова, Дутова, Деникина и Колчака. Однако ему было с чем сравнить: патриоту Брусилову большевики виделись более патриотичными, чем лидеры белого движения, опиравшиеся не столько на народ, сколько на помощь интервентов. Бывший царский генерал Брусилов открыто призвал к поддержке новой Советской власти всех русских патриотов, в особенности, офицерский корпус. И на призыв Брусилова откликнулись десятки тысяч русских офицеров еще во время Гражданской войны.

Первые же мероприятия "новой экономической политики", принятой в марте 1921 г. на Х съезде РКП(б), и вскоре последовавшие ее реальные результаты заставили по-новому взглянуть на большевистскую партию тех, кто к идеологии большевиков и их политике времен "военного коммунизма" не относился даже с малейшей симпатией. Так, даже в рядах белой эмиграции возникло движение "сменовеховцев". Один из лидеров и идеологов этого движения Н. Устрялов подверг серьезной критике антибольшевизм, искренне, хотя и несколько наивно, полагая, что нэп означает окончательный отход большевиков от крайностей, свойственных им во времена "военного коммунизма" и направлен на национальное возрождение страны (См.: Устрялов Н. Смена вех. Харбин, 1925). Многие из эмигрантов так называемой "первой волны" вернулись в новую Россию - СССР, разделяя подобные взгляды.

В особенности подьему национального духа способствовал процесс "собирания" большевиками распавшейся Российской империи. Да, во-многом, к этому распаду большевики имели самое непосредственное отношение: их позиция "пораженчества" во время войны, выдвижение лозунга "самоопределения наций", позорный и унизительный Брестский мир с Германией. Но власть над распавшейся страной, вольно или не вольно, заставила большевиков внести серьезные коррективы как в свои идеологические постулаты, так и в свою политическую деятельность. В результате, фактически еще во время Гражданской войны, а формально, в 1922 г. начался процесс возрождения Империи. Да, пусть под другим названием - СССР, но с постепенным восстановлением имперских границ.

Необходимое отступление.
К 1940 году Российская империя была фактически восстановлена в прежних границах. Не хватало только Финляндии и Польши, которые в в составе Империи обладали существенной автономией. Впрочем, попытки включения в состав РСФСР или СССР этих территорий предпринимались в 1920 г. (Польша), в 1939 - 1940 гг. (Финляндия). Раздел Польши согласно пакту "Молотова - Риббентропа", секретного протокола к этому пакту, а также договору "О дружбе и границах" между СССР и Германией (1939 г.) также соответствует стремлению руководства СССР восстановить Российскую империю в ее прежних (как минимум) размерах.


Мало кого из здравомыслящих людей мог обмануть формальный федерализм как РСФСР, так и СССР. В реальности в Советском Союзе была выстроена настолько жестко централизованная структура управления страной, что унитарной Российской империи было далеко до "федеративного" СССР.

Таким образом, очевидно, что и в Германии, и в СССР важнейшее значение для становления тоталитарного режима имело поражение в войне и вызванные этим социально-экономические, социально-политические и социально-психологические последствия.

Однако нельзя не отметить и существенных различий.

Так, в Германии антидемократическая, ультрапатриотическая риторика Гитлера и его нацистской партии была направлена против демократических властей в то время, когда НСДАП находилась в оппозиции. После прихода Гитлера к власти эта риторика была продолжена, хотя многие ее аспекты изменились.

В России же, напротив, во-многом из-за провозглашаемого большевиками интернационализма и идеи мировой революции, объектом критики со стороны патриотов и националистов являлись сами находящиеся у власти большевики. И только лишь их реальная деятельность, и в особенности ее результаты (т. е. прекращение постреволюционного и послевоенного хаоса и восстановление страны), заставили пересмотреть этих критиков свои взгляды.

Продолжение следует...

(Вторая глава настоящей работы называется так: "Тоталитарный режим устанавливается в государстве со слабым демократическим режимом, непродолжительное время существовавшим до установления тоталитаризма" )