Женское белье

Как называют 39 день до вознесения господня. Ученики Христовы были готовы к разлуке. Тропарь Вознесению Господню

Как называют 39 день до вознесения господня. Ученики Христовы были готовы к разлуке. Тропарь Вознесению Господню

Многие из нас причисляют себя к православным христианам. В то же время о подробностях, истории становления и значении главнейших праздников христиан большинство людей все еще имеет весьма смутное представление. Пришла пора восстановить пробелы в своих знаниях и разобраться, почему же Вознесение имеет такую большую важность для подавляющего большинства верующих.

Когда отмечается это знаменательное событие

Великое множество очевидцев не оставляет и тени сомнений в том, что через сорок суток после своего воскресения Иисус Христос, будучи во плоти, вознесся на небо к Богу Отцу и сел одесную Творца. Согласно исследованиям историков, праздник Вознесения стал отдельно отмечаться лишь в четвертом веке н.э. До этого времени это событие чествовалось на пятидесятый день после наступления Пасхи, в день, когда на апостолов сошел Святой Дух. На том месте, где Христос вознесся к Богу Отцу, царица Елена воздвигла в честь этого события храм. И до сих пор эта святыня, стоящая на внушает верующим огромную радость и надежду, которую подарил нам Спаситель. До сих пор в ней находится каменный отпечаток стопы Христа - эту реликвию можно увидеть собственными глазами. Примерно в то же время (IV в. н.э.) Церковь решила посвятить этому событию отдельный день, и праздник Вознесения стал отмечаться на 40-й день после Пасхи. Прошли сотни веков, некоторые государства исчезли с лица Земли, а эта традиция до сих пор осталась неизменной и до сих пор является одной из наиболее почитаемых в христианском мире. Добавим, что праздник 2013 года пришелся на 13 июня, а в 2014 году этот день будет праздноваться 29 мая.

Что говорит Новый Завет

Данный исторический факт подробно описан в Священном Писании от Луки (глава 24, стих 50-51) и в книге о деяниях св. апостолов (глава 1, стих 9-11). Краткая суть этого события излагается в Евангелии от Марка (Гл.16, ст.19). Праздник Воскресения каждый год напоминает нам о тех днях, когда Иисус, преодолев Смерть, неоднократно являлся будущим апостолам, для того чтобы они удостоверились в истинности его телесного воскресения. Своими словами он подготавливал их к принятию Св. Духа, а его присутствие все больше и больше укрепляло их веру. Наконец, наступил момент, когда Иисус вывел своих учеников на гору Елеон в Вифании. Там он дал им свое благословение, а затем, подняв руки, стал постепенно отдаляться и подниматься в небо. Согласно описанию этого события в Деяниях св. апостолов, в конце концов, Христос скрылся за облаками, и тогда явились два ангела, возвестившие ученикам о его Втором пришествии. С этой радостной вестью апостолы вернулись в Иерусалим, где по происшествии десяти дней их сердца наполнились Св. Духом.

Праздник Воскресения: традиции и причины для радости

Поскольку этот день всецело посвящен нашему Господу, священники во время богослужения одевают исключительно белую одежду. Это является символом Божественного света, который принес с собой в наш мир Иисус. В этот день запрещено заниматься всякими трудными и черными делами. Лучше всего его провести в тихом кругу со своими близкими и родными. Праздник Вознесения дает возможность людям ощутить большую радость от того, что Господь совершил великий подвиг - он смог победить смерть, и теперь наши души смогут воскреснуть. Благодаря ему небо - вечный и новый дом - всегда открыт для человека. Вознесшись к Отцу, Христос не только не оставил Землю, но стал для нас еще ближе. Подав великий пример, он указал, как нам следует жить, чтобы быть по-настоящему счастливыми. И нам, как детям, остается лишь прислушаться к его словам и перестать отвергать давно доказанные истины.

Вознесение Господне, или, на латинском языке, ascensio, является событием из истории Нового Завета. В этот день Иисус Христос вознесся на небо, полностью завершив свое земное существование. В честь этого религиозного таинства был установлен праздник.

Он привязан к Великой Пасхе, поэтому его отмечают не в определенную дату, но строго на 40-й день после Воскресения Господня. Во многих странах мира этот святой день является выходным и государственным праздником.

Вознесение Господне - это один из двенадцати в православии. Что значит этот день? Почему христиане празднуют конец земной жизни Христа? О священном дне, его значении и пойдет речь в статье.

Праздник и его истоки

Это так называемый Господский праздник, то есть он связан с Господом Иисусом Христом. Его воскрешение свидетельствовало о том, что подошла к концу его земная жизнь. Но еще 40 дней он продолжал общаться со своими учениками, благословлял их на благие дела, давал им советы.

То есть, по сути, мы на сороковой день после смерти Иисуса Христа вспоминаем его и трагические события распятия.

В этот день собрал Христос апостолов на горе Елеон, благословил их и поднялся на небо. В Новом Завете в (глава 1:9-11) так описываются эти события:

«Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».

История Вознесения Господня описана в Деяниях святых апостолов, в Евангелие от Луки, в конце Евангелия от Марка.

После чуда Вознесения ученики его вернулись в Иерусалим счастливые и радостные, так как это событие не является днем утраты Всевышнего, а является символом преображения и восхождения всех людей в Его Царствие.

Иисус занял место по правую руку от Бога Отца и с тех пор постоянно присутствует на Земле.

Через десять дней после Вознесения Святой Дух спустился к апостолам, и дал им силы проповедовать христианскую веру среди людей. В этот день отмечается Пятидесятница (50-й день после Великой Пасхи).

История празднования

Практически до V века Вознесения и Пятидесятница были единым праздником. Это был период в календаре, который называли «Радостнейший». Но позже Пятидесятница стала отдельным праздником. Первые упоминания об этом встречаются в проповедях Иоанна Златоуста, а также у святителя Нисского Григория.

Традиция празднования

Так как праздник Вознесения посвящен Господу, то во время богослужений священнослужители облачены в белые одежды, символизирующие Божественный свет. Празднование включает в себя один день предпраздненства и восемь дней попраздненства.

За день до праздника проводится во всех храмах чин «отдания» Пасхи. В День Вознесения Христа служится торжественная литургия, а пока звонят колокола, читается та часть Евангелия, которая посвящена этому событию. Окончание праздника (длится 10 дней) наступает в следующую пятницу (то есть в пятницу седьмой недели после Великой Пасхи). В этот день читаются те же молитвы и песнопения, которые совершали на богослужении Вознесения Господня.

Иконы в честь святого религиозного события

Все иконописцы придерживаются четкой иконографии при описании таинства Вознесения Христа. На иконе всегда изображаются двенадцать апостолов, между которыми стоит Богородица. Иисус Христос возносится на небеса на облаке, в окружении ангелов. На некоторых иконах на Елеонской горе запечатлен след ноги Христа.

Самая известная икона принадлежит кисти Рублева Андрея. Он создал ее для Успенского собора города Владимира в 1408 году. Написал он святой образ Христа в соответствии с историей Нового Завета. В настоящее время икона находится в Третьяковской галерее.

Вознесенские храмы

На месте таинства, на был возведен в IV веке храм, но в 614 году он был разрушен персами. Считается, что именно он послужил образцом для Скалы Купола, мусульманского святилища. В часовне Вознесения хранится отпечаток стопы. Верующие считают, что оттиск этот принадлежит Христу.

На Руси издавна почитался христианский праздник Вознесение Господне. В честь него освящали монастыри и храмы. Самые знаменитые из них:


  • Храм Вознесение Господня «Большое Вознесение» расположен у Никитских ворот. В этой местности существовала деревянная церковь, первые упоминания о которой относятся к 1619 году, в 1629 году она сгорела. В конце XVII века царица Кирилловна приказала построить каменный Вознесенский храм, который был расположен чуть западнее современного строения. Племянник Потемкина Г. А. - Высоцкий В. П. после смерти дядюшки в конце XVIII век дали священнику Антипе доверенность и деньги на строительство нового, более величественного храма. Проектирование поручили архитектору Козакову М. Ф. В 1798 году началось строительство трапезной с двумя пределами. Но во время пожара 1812 года недостроенное помещение полностью сгорело, поэтому строительство было завершено только в 1816 году. Здесь состоялось венчание Пушкина Александра Сергеевича с Гончаровой Натальей. Строительство всего храмового комплекса было окончено в 1848 году. Иконостасы выполнены были архитектором Быковским М. Д. в 1840 году.

Официальное название - «Церковь Вознесения Господня за Никитскими воротами», в народе закрепилось наименование «Большое Вознесение», в отличие от более старой церкви «Малого Вознесения».

Прихожанами «Большого Вознесения» были многие представители интеллигенции того времени и дворян. Здесь отпевали Щепкина М. С., Ермолову М. Н. В храме погребены были сестры Потемкина Г. А. Здесь Шаляпин Федор читал «Апостола» при венчании своей дочери. В 25 году XX века в этом храме совершил свое последнее богослужение патриарх Тихон.

В 30-е годы церковь закрыли, а в здании разместились гаражи. Иконы жгли прямо в храме, стенную роспись закрасили, соорудили межэтажные перекрытия. В 1937 году снесли колокольню (строение XVII века). С 1960-х годов в здании размещалась лаборатория Энергетического института имени Кржижановского. В 1987 году ее убрали и планировали оборудовать здесь концертный зал. Но планам не суждено было сбыться. В 1990 году здание передали церкви. Начались реставрационные работы, во время которых был обнаружен фундамент колокольни, снесенной в 1937 году. На этом месте в 2004 году была построена новая 61-метровая колокольня, по проекту архитектора Журина О. И. С 2002 по 2009 год шла реставрация фасада, были восстановлены трапезная и лестница со стороны улицы Малая Никитская, а также ограда. В настоящее время регулярно проводятся в храме Вознесения Господня службы и действует Воскресная школа.

Старообрядческие Вознесенские храмы

Старообрядцы продолжают древнеславянскую традицию строительства храмов во имя Вознесения Христа. В настоящее время праздник чтят общины старообрядческой Православной церкви в поселке Баранчинский Свердловской области, в селе Новенькое Ивнянского района Белгородской области, в городах Тыргу Фрумос, Тульча. В честь Вознесения Господня храмы освящены в США в городе Вудбурна и в Литве в местечке Турмантас, Зарасайский район.

Народные традиции

Праздник за многие века существования христианства на Руси вобрал в себя как аграрные, так и языческие обычаи. Сложились народные верования и приметы, которые не имели никакого отношения к религиозному смыслу праздника, но хорошо иллюстрировали отношение народа к Святому дню и обычаи русских крестьян.

С этого дня в народе считается, что весна переходит в лето. Под вечер разжигали костры, как символ лета, водили хороводы, начинали совершать обряд «кумления» - это старинный славянский обряд, после которого покумившиеся становились близкими людьми, как сестры или как братья.

На этот день пекли пироги и «лесенки», на которых обязательно должно было быть семь перекладин (семь небес апокалипсиса). Их освящали в церкви, а затем сбрасывали с колокольни. Так люди гадали, если все ступеньки целы, то человек ведет праведную жизнь, а если лестница разбилась на мелкие кусочки, то грешную.

С лесенками также ходили в поле, где молились и бросали их в небо, чтобы урожай рос высоко.

Также в поле обязательно украшали березы, которые оставались в таком убранстве до конца жатвы. Вокруг них устраивали гулянья, кидали вареные яйца и просили Христа помочь в росте урожая.

В народном календаре этот день считается днем поминовения умерших предков и родителей. Чтобы их помянуть и умилостивить, пекли блины, жарили яичницу, а затем все съедали либо в поле, либо дома.

Смысл Вознесения Господня

Протоирей, настоятель храма Александра Невского Фомин Игорь так разъясняет смысл данного религиозного действа. Он говорит, что Вознесением своим на небо Христос наставляет каждого из нас. Он осуществляет это через апостолов, своих учеников. Они стали свидетелями этого таинства. До своего Вознесения Иисус Христос сорок дней являлся им, укрепляя их веру и даруя им опору и надежду на Царствие Небесное. И своим уходом Христос ставит точку в своей человеческой форме существования и возносится на Небо. Его жертва искупления оканчивается. Но Господь не оставляет нас одних. Христос посылает Духа Святого, который сопровождает и утешает нас. заключается в смысле следующего религиозного праздника - Пятидесятница, который православные отмечают через 50 дней после Пасхи.

Вознесение Господне особо почитается верующими. Это один из 12 главных православных праздников. Что же можно делать в этот день и что строго запрещено?

  • Произносить религиозное приветствие «Христос Воскрес!», так как из храмов в этот день выносят Плащаницу.
  • Заниматься грязной или тяжелой работой.
  • Ссориться с близкими и другими людьми.
  • Думать о плохом. Лучше всего вспомнить в этот день всех умерших родственников и знакомых.
  • Бросать мусор и плевать, так как можно попасть в Иисуса Христа, который может проходить мимо в любом облике.

Кроме запретов, есть предписания того, что можно делать в этот день. Религиозные традиции тесно переплетаются с народными, поэтому приметы играют очень важную роль.

Можно делать:

  • Ходить в гости к родным и близким, в народе это называется «ходить на перепутье».
  • Сохранять в душе мир и спокойствие.
  • Печь блины, булки, пироги. Приготовить любое блюдо из яиц.
  • Радоваться и веселиться.

В праздник верили примете: если в этот день хорошая погода, то вплоть до Дня святого Михаила (21 ноября) будет тепло и сухо. Если шел дождь, то будет неурожай и болезни.

В Вознесение Господне девушки гадали, заплетая в косу веточки березы. Если они до Троицы (то есть 10 дней) не завянут, значит в этом году быть свадьбе.

Утром обязательно собирали лечебные травы, считалось, что они обладают чудотворной силой и способны излечить даже от самой запущенной болезни.

Что обязательно необходимо сделать в этот день

  • Попросить помощи у Господа. Считается, что в этот день он слышит каждого и все, о чем его просят. Необходимо помолиться и попросить то, что жизненно необходимо. Однако богатства и денег лучше в этот святой день не просить, если только они не нужны для выживания или на лекарственные препараты.
  • Испечь специальные булки, печенье или пироги «Лестница». Их обязательно следует освятить в церкви. Считается, что они после этого становятся оберегом для дома и семьи. Эту выпечку хранят за иконами.
  • Помянуть всех умерших родственников и знакомых. Необходимо пожарить блины и отварить яйца и посетить кладбище, если есть такая возможность.
  • Раздать милостыню. Это может быть одежда, обувь, еда - не важно, главное отдать что-то неимущим.
  • Умыться утренней росой. Считается, что она обладает чудотворной силой, помогает девушкам сохранить красоту, а старикам дарит здоровье и силы.
  • Необходимо задуматься о вере, себе, доброте, мире.
  • Помолиться Господу Богу, считается, что в этот день Он прощает даже самых больших грешников. Принято в честь Святого праздника читать Тропарь, Кондак и Величание.

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

[Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, обрадовав учеников обещанием Святого Духа, после того, как Твое благословение утвердило их в вере, что Ты - Сын Божий, Искупитель мира].

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Перевод с церковно-славянского на русский язык:

[Исполнив весь замысел о нашем спасении, и соединив земнородных с небожителями, Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, не оставляя земли, но пребывая неразлучно с нею и взывая к любящим Тебя: «Я с вами, и никто не одолеет вас!»]

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с пречистою Твоею плотию Божественное вознесение.

Перевод с церковно-славянского на русский язык:

[Прославляем Тебя, Податель жизни Христе, и почитаем на небеса с пречистою Твоею плотию Божественное вознесение]

Даты празднования Святого дня в ближайшие годы

Православные христиане отмечают Вознесение на сороковой день после Великой Пасхи, всегда в четверг. В 2018 году праздник выпадает на 17 мая, через год все православные его будут отмечать 6 июня, в 2020 году - 28 мая, а через год - 10 июня.

В Интернете можно найти огромное количество заговоров и обрядов, которые рекомендуют проводить в этот святой день, но лучше этого никогда не делать. Возможно, желаемого результата и удастся достичь, но кара за этот грех падет не только на самого человека, но и на его детей и внуков. Церковь запрещает такие действия, поэтому не стоит ради славы и богатства брать грех на свою душу.

По материалам статьи А. А. Ткаченко, А. А. Лукашевича, Н. В. Квливидзе, «Православная энциклопедия». т.9.

Вознесение Иисуса Христа на небо - одно из главных событий Священной истории. После Вознесения видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. В церковной традиции Вознесению Господню посвящен отдельный праздник.

Новый Завет о Вознесении Господнем

Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки () и Деяниях св. апостолов (). Краткое изложение этого события приводится в окончании Евангелия от Марка ().

Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Св. Духа (ср.: ). Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца ( ; ), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (), и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо. В Деяниях св. апостолов описано, что, начав возноситься, Христос был сокрыт облаком, и тогда явились «два мужа в белой одежде», которые возвестили Его Второе пришествие. Ученики же поклонились Ему и с радостью вернулись в Иерусалим (), где через несколько дней на них сошел Св. Дух ().

Некоторые различия в рассказе о Вознесении. в Евангелии от Луки и в Деяниях св. апостолов объясняются тем, что в первом случае все внимание сосредоточено на окончании земного служения Спасителя, тогда как во втором - на начале апостольской проповеди. Отдельные элементы рассказа о Вознесении в Деяниях св. апостолов указывают на связь со следующим за ним рассказом о Сошествии Св. Духа на апостолов (напр., согласно ветхозаветным пророчествам, с горы Елеон, о которой говорится в должно начаться наступление Дня Господа - ).

В др. местах Нового Завета говорится о явлениях Христа ученикам после Воскресения «в продолжение многих дней» ( ; ). В Евангелии от Иоанна Сам Христос указывает на временной промежуток между Его Воскресением и Вознесением, говоря, обращаясь к Марии Магдалине, что Он «еще не восшел к Отцу» ().

Вознесение Господне как прославление Сына Божия

Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения (о «вхождении во славу» говорится в ; ; ; ; ; ; ; о «прославлении» после Воскресения - в ; о «седении одесную Бога» - в ; ; ). Нередко эти указания представляют собой прямые цитаты из Ветхого Завета или аллюзии на ветхозаветные прообразы. Так, Сам Спаситель еще прежде Крестных страданий, толкуя говорит о Своем «седении одесную Бога» (). В со-восседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы, а в Послании к Евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и седение одесную Бога входят в Первосвященническое служение Христа ().

Богословие Вознесения

Уже в древнейших вероисповедных формулах I-II вв. о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа ( ; Barnaba. Ep. 15. 9; Iust. Martyr. 1 Apol 1. 21. 1; 1. 31. 7; 1. 42. 4; 1. 46. 5; Dial. 63. 1; 85. 2; 126. 1; 132. 1). В большинстве древних Символов веры Вознесение упоминается вслед за Воскресением (напр., в Никео-Константинопольском Символе). Важность события Вознесения подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв (анафор).

После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Св. Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Св. Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви (евхаристический аспект Вознесения Господня просматривается уже в беседе о «хлебе небесном» ()).

Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании к Евреям (). Искупление завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей Кровию в небесное святилище ().

Главным следствием Вознесения Господня стало то, что с этого момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (), говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (ср.: ), но уже «с силою и славою великою» ( ; ).

Вознесение Господне имеет особое значение и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал свт. Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям - все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены («восхищены на облаках»; ср.: ) будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию» (Greg. Pal. Hom. 22 // PG. 151. Col. 296).

Установление праздника Вознесения Господня

А. А. Ткаченко, А. А. Лукашевич (Из статьи «Вознесение Господне» IX тома «Православной энциклопедии»)

До кон. IV в. празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы не разделялось. При этом Пятидесятница понималась как особый период церковного года, а не праздничный день (напр., Тертуллиан называет ее «laetissimum spatium» (радостнейший период) - Tertull. De orat. 23). В IV в. Пятидесятница окончательно оформилась не только как особый период после Пасхи (ср.: 20-е прав. I Всел.), но и как праздничный день (напр., 43-е прав. Эльвирского Собора (300 г.)). Вслед за Пятидесятницей в особый праздник выделилось и Вознесение Господне.

На Востоке

Несмотря на то что уже стараниями св. имп. Елены на горе Елеон была построена церковь, в Сирии и Палестине до кон. IV в. Вознесение Господне и Пришествие Св. Духа, вероятно, еще праздновались вместе на 50-й день после Пасхи (Euseb. Vita Const. 4. 64). Одной из последних, видимо, об этой практике пишет зап. паломница Эгерия, сообщая, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, «в том месте, с которого Господь вознесся на небо», называемом Имвомон, и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении Господнем. (Eger. Itiner. 43. 5). Впрочем, Эгерия отмечает и совершение праздничной службы в Вифлееме на 40-й день после Пасхи (Eger. Itiner. 42); по мнению исследователей, в данном случае речь идет не о празднике Вознесения, а об иерусалимском празднике вифлеемских младенцев 18 мая (если это предположение верно, паломничество Эгерии следует относить к 383 г., когда эта дата приходилась на 40-й день после Пасхи - Devos. 1968). По мнению Ж. Даньелу, разделение 2 праздников произошло после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе (381) и имело целью подчеркнуть особую роль Св. Духа в домостроительстве спасения.

Указания на отдельное празднование Вознесения Господня встречаются у свт. Григория Нисского (Greg. Nyss. In Ascen. // PG. 46. Col. 689-693) и в антиохийских проповедях свт. Иоанна Златоуста (Ioan. Chrysost. De st. Pent. I, II // PG. 50. Col. 456, 463; In Ascen. // PG. 50. Col. 441-452; De beato Philogonio. 6 // PG. 50. Col. 751-753). Прямо о праздновании 40-го дня после Пасхи как Вознесения Господня говорится в «Апостольских постановлениях» (ок. 380) (Const. Ap. V 19). Высказывались не получившие полного подтверждения предположения о том, что под «четыредесятницей» (tessarakost"), о которой идет речь в 5-м прав. I Вселенского Собора, следует понимать праздник Вознесения. Источники V и последующих веков уже однозначно выделяют Вознесение Господне в отдельный праздник на 40-й день после Пасхи.

На Западе

Первые сведения о праздновании Вознесения Господня встречаются в проповедях еп. Хроматия Аквилейского (388-407) (CCSL. 9A. P. 32-37) и в «Книге о различных ересях» еп. Филастрия Брешианского (383-391) (CCSL. 9. P. 304, 312), где среди великих господских праздников названы Рождество, Богоявление, Пасха и «день Вознесения», в который «Он взошел на небо около Пятидесятницы», что может указывать на неразделенность 2 праздников (Вознесения. и Пятидесятницы). В др. месте он говорит, что Вознесение Господне справляется именно на 40-й день, причем ему предшествует и последует пост.

Видимо, появление нового рубежа в пасхальном периоде (Вознесения, празднуемого на 40-й день) вызвало недоумение относительно времени начала поста - до или после Пятидесятницы; к VI в. было признано правильным начинать поститься только после Пятидесятницы, хотя символически 40-дневный период радости противопоставлялся 40 дням Великого поста (Ioan. Cassian. Collat. 21. 19-20; Leo Magn. Serm. 77. 3). К V в. практика празднования Вознесения Господня утвердилась на Западе окончательно - например, блж. Августин называет «четыредесятницу Вознесения» (Quadragesima Ascensionis) праздником «древнейшим и повсеместным» (Aug. Ep. 54; ок. 400 г.).

Святоотеческие проповеди на праздник Вознесения Господня

Известны в числе неск. десятков; они были написаны сщмч. Мефодием Олимпийским (CPG, N 1829), св. Афанасием Александрийским (CPG, N 2280), Григорием Нисским (CPG, N 3178), Епифанием Кипрским (CPG, N 3770), Иоанном Златоустом (CPG, N 4342, 4531-4535, 4642, 4737, 4739, 4908, 4949, 4988, 5028, 5060, 5065, 5175. 18, 5180. 21), Проклом Константинопольским (CPG, N 5820, 5836), Кириллом Александрийским (CPG, N 5281), Софронием Иерусалимским (CPG, N 7663), свт. Григорием Паламой (PG. 151. Col. 275-286); др. древними церковными авторами (CPG, N 2636, 4178, 5733, 6078. 3-5, 6107, 7037 и т. д.), прп. Иоанном Дамаскиным (CPG, N 8091) (возможно, составление этих проповедей приписывается выше перечисленным отцам Церкви). Некоторые из этих проповедей вошли в богослужебную традицию Православной Церкви и приводятся в патристических Лекционариях или Торжественниках - сборниках святоотеческих слов, расположенных по принципу литургического года. Большинство из них надписано именем свт. Иоанна Златоуста, свт. Афанасия Великого или архиеп. Василия Селевкийского. Нек-рые Типиконы (напр., Мессинский) наряду с иными предписывают чтение слова имп. Льва Мудрого. В славянских рукописях Торжественника также встречаются произведения славянских церковных писателей - свт. Кирилла Туровского и свт. Иоанна, экзарха Болгарского.

Радость разлуки

Слово митрополита Сурожского Антония, произнесенное 29 мая 1968 г. на всенощной под праздник Вознесения Господня в храме свв. мчч. Адриана и Наталии в Бабушкино (Москва)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Радость нам оставил Господь, радость Он нам завещал, и сегодня мы празднуем праздник таинственной радости,- радости разлучения. И радуемся мы сегодня также встрече на земле. Господь нам дал сегодня встретиться. Встретиться не значит просто оказаться где-то в одном и том же месте, лицом к лицу. Радоваться встрече можно только тогда, когда встретишь и посмотришь другому в глаза и в душу, когда уйдешь взором души в глубины человека: тогда встреча совершилась. Иначе мы только столкнулись и прошли мимо. А в храме, когда мы молимся, когда мы сердцем устремлены вместе, к одной цели, с тем же чувством - как легко встретиться.

Но есть радость и в разлуке. Вспомните слова Спасителя на Тайной вечери. Говоря о том, что Ему надлежит умереть, и воскреснуть, и уйти от Своих учеников, Он увидел, что они стали скорбны, и сказал им: Если бы вы Меня действительно любили, вы радовались бы, что Я иду к Отцу… И вот сегодня мы вспоминаем этот день, когда, совершив трудом, подвигом, кровью дело нашего спасения, Господь почил от трудов Своих в великую, благословенную субботу, воскрес в славный день Воскресения, а теперь возвращается во славу Отчую, в ту славу, которую Он имел от начала мира и прежде чем мир стал. А нам Он все же оставляет радость. И радость не только о том, что Он теперь в славе, которая Ему принадлежит, что нет больше перед Ним крестного пути, нет скорби земной, а есть прославленность вечная, - не только об этом радость нам дана. Радость нам дана в том, что теперь, в совокупности всего случившегося, мы понимаем путь спасения, и мы видим, чтo для Бога значит наша земля, как она Ему дорога, и какие непостижимые в ней возможности.

Мы редко задумываемся над тем, что значит для твари, для той самой земли, на которой мы живем, для всего того, что окружает нас, и для людей, которые нас окружают, воплощение Господне. Бог стал человеком. Теперь среди человеческих имен - Имя Вечного Бога. Разве это не дивно? Разве мы не дивимся, не ликуем, когда в нашем роде и в нашей семье можем прочесть имя, достойное любви, почитания, благоговения? И вот в нашей человеческой семье одно Имя вписано, Имя Бога, Который так возлюбил нас, что Он породнился с нами, стал одним из нас, и не на время, а навсегда, на веки вечные. Потому что воскресший Господь воскрес плотью человеческой, и возносящийся Господь вознесся человеческой плотью Своей. И не только мы можем радоваться об этом, но радуется вся тварь. Ведь подумайте о том, что представляет собой просто человеческое тело. В нем сосредоточено, можно сказать, все то, из чего состоит вселенная. Все материалы не только земли, но и неба мы находим в этом человеческом теле, и вот со всем этим соединился Господь. В Его теле соединилось с Божеством неразлучно и навсегда все, что видимо и невидимо. Разве этого не достаточно для того, чтобы ликовать? Мы можем думать с радостью, что Господь Бог не только нашу человеческую судьбу взял на Себя, не только так породнился с нами, что Он один из нас, человек среди нас, но что вся тварь, все породнилось через воплощение с Живым Богом. Наша земля, на которой мы живем, уже не та земля, какой она была до воплощения, земля, которая как бы лицом к лицу стояла перед Богом - в грехе, в трепете, в борении, в вере, в искании Господа. Нет, теперешняя земля - та, которую Господь таинственно Себе соединил, она пронизана Его присутствием, она призвана вся без остатка стать как бы богоприимной: так же как богоприимными делаются хлеб и вино, которые на литургии освящаются Духом Святым и делаются Телом и Кровью Христа, так же как воплотился Господь. Разве это не радость?

А дальше? Христос жил, Христос учил, Он на Себе понес все ограничения земли, Он на Себя принял всю человеческую ненависть, Он был отвергнут - и за что? За то, что Он разочаровал людей. Люди надеялись, что Он придет водворить временное царство, победу Своего народа над другими народами. А Господь не для этого пришел. Он пришел для того, чтобы собственный Свой народ призвать, вместе с Ним и подобно Ему, быть готовым жить и умирать ради других. Они надеялись на победу, а им было сказано: Я вас посылаю, как овец среди волков, идите, проповедуйте слово Господне, благую весть любви Господней всей твари. Как Меня послал Отец, так и Я вас посылаю, - говорил Господь. Это страшно; так любить - страшно нам. Разочаровались люди: они хотели землю,- Господь предложил небо на земле и крест. Он нас призвал любить, притом так, как никто на земле любить не может; любить, как Он любит, Его любовью; любить, не ища взаимности, любить, не ища награды; любить не для себя, а для другого.

Ведь часто мы любим друг друга и держим друг друга в плену нашей любви. Как часто людям хочется освободиться от гнетущей любви, которой мы их порабощаем. Нет, этой любви Господь нам не оставил. Он нам сказал, чтобы мы любили, как Отец Небесный любит: и злых и добрых равно. Не одинаково, но равно; не одинаково, потому что на одних радуешься, а о других разрывается сердце; но любишь - так же. Ликуешь, потому что один добр и светел, и плачешь, потому что другой не таков; но любишь равно. И эта любовь должна идти очень и очень далеко. Господь нам дал пример (Он Сам это говорит), чтобы мы ему последовали: так любить, чтобы жизнь отдать и смерть подарить людям, тому, кто захочет их взять; но вместе с этим, отдав, не поколебаться в любви. Вот почему столь многие отвергают Господа и не могут Его принять: потому что так любить значит согласиться на смерть. Всякий, кто любит, в какой-то мере умирает. Кто любит, уже не живет для себя, а для дорогого, любимого, родного. Тот, кто любит совершенно, себя забывает до конца, и живет только в том, кого любит, для того, кого любит. Такой любви и тогда испугались, и теперь боятся: страшно!.. А вместе с тем, это одна из дивных радостей, которую нам оставил Господь: уверенность в том, что мы можем так любить, что человек настолько велик, что он даже на это способен.

И еще радость о том, что Господь - вот сегодня мы вспоминаем это событие - вознесся на небо. С одной стороны, казалось бы, горе, разлука… Нет! Не горе, не разлука - что-то другое. Вознесся Господь плотью Своей, вошел во славу Отчую, сел одесную Бога и Отца, и теперь мы с ужасом и удивлением, как говорит святой Иоанн Златоустый, смотрим и видим, что в сердцевине, в самых глубинах тайны Святой Троицы - человек. Человек Иисус Христос. Да, Сын Божий, но и нам родной - человек. Человечество наше теперь покоится в недрах Господних. Разве не можем мы об этом ликовать?

А на земле? Господь нам обещал на земле не оставить нас сиротами, послать Духа Святого в сердца наши. Кто Этот Святой Дух? Что Он нам принесет, приносит,- уже принес и дал? Это Дух сыновства. Через Него мы приобщаемся духу Христову. Кто открывает Ему свое сердце, тот приобщается всему, чем жил Христос; этой вере без предела, этой надежде всепобеждающей, этой дивной и ничем не колеблемой любви. Дух этот нас делает вместе со Христом детьми Божиими, дает нам возможность говорить Небесному Отцу, Богу нашему: Отец! Не называть Его больше «Вседержитель», а родным словом Его называть: Отец, и так к Нему относиться, так обращаться с Ним. Этот же Дух нас учит, что всякий человек - нам брат, родной, для которого мы должны быть готовы - нет, «должны» плохое слово, оно означает долг, а мы говорим о радости - для которого мы поистине готовы дать свою жизнь, чтобы только он ожил, чтобы и у него возликовала душа, чтобы и он вошел в Господню светлую вечность.

Праздник разлуки… Какая разлука! Восходит Господь на Небо, и с Собой в тайну Божественной жизни вносит всю тайну человека. Вот мера нашего призвания, вот, что человек представляет собой. Но тогда понятно, почему апостолы могли выйти на проповедь, радуясь и ликуя, не боясь ни гонений, ни преследований, ни мук, ни смерти, ни изгнания - ничего. Радостью они шли, потому что все у них было уже: было Небо на земле, была вечность в них самих, и они были в вечности. Вот куда нам надо врастать. Верой, устремленностью мы, может быть, с ними вместе, а на деле нам надо вырасти в их меру, стать такими, какие они на самом деле были: любящими всем сердцем, всем умом, находчивым, трезвым, творческим умом, всей волей - закаленной, крепкой, самозабвенной волей, всей жизнью нашей, а если нужно - и всей смертью, и не только по любви к Богу, но и по любви к ближнему, ко всякому человеку. Ближний - тот, кто в нас нуждается. Проявим же эту любовь к каждому отдельному человеку, кто рядом с нами, и сами вырастем в меру истинной церковной радости. Аминь!

Вознесение Господне 2019 приходится на четверг, 6 июня. Оно имеет переходящую дату и отмечается на 40-й день после Пасхи. Это великий двунадесятый церковный праздник. Он посвящен вознесению Сына Божьего на небеса. Его отмечают православные христиане, славяне, германцы и кельты. В народе в этот день справляют проводы весны и встречу лета (пролетье).

История праздника

В Новом Завете рассказывается о том, как Иисус после чудесного воскрешения не раз представал перед своими учениками. На 40-й день он попросил их собраться в Иерусалиме. Там они стали свидетелями очередного чуда. Спаситель поднялся в небо, а ученикам явились два одетых в белые одежды ангела. Они успокоили апостолов и сказали, что их Учитель вернется к ним так же, как только что вознесся.

О своем вознесении на небеса Спаситель задолго до смерти рассказывал ученикам. Об этом великом дне есть упоминания в Евангелиях от Марка и Луки.

До конца IV века Вознесение и Троица были единым праздником, после чего их разделили на два отдельных торжества.

Традиции и обряды праздника

Вознесение Господне празднуется десять дней. Среда накануне является днем предпразднства, в который в храмах совершается обряд отдания Пасхи - Светлого Воскресения Христова. Вечером в церквях проходит служба всенощного бдения. На ней зачитываются стихиры и паремии из богослужебной книги - Цветной триоди. На утрени читается Евангелие от Марка.

Восемь последующих дней являются днями попразднества. В храмах проходят богослужения, прославляется событие Вознесения на небо Иисуса Христа. В пятницу на седьмой неделе после Пасхи совершается отдание Вознесения Господня. Во все сорок пасхальных дней и в дни празднования Вознесения Господня церковнослужители облачаются в белое одеяние.

Во многих регионах в этот праздник принято поминать умерших. На Руси женщины лепили из теста «поминальные хлебцы» и «небесные лесенки», в помощь предкам, чтобы им удобнее и быстрее было добраться до райских ворот. Люди относили эти лесенки на могилы родственникам или в поле, чтобы зерно тянулось к солнышку и небу.

Также женщины готовили особые блины, которые назывались «Христовы лапотки». По преданиям, Спаситель от Пасхи до Вознесения Господня обходит всю православную Русь. Эти блины считались Христу «на дорожку».

В этот день было принято не работать. Люди ходили в гости к родным и друзьям или приглашали их к себе.

В этот праздник полагается уважительно и с большим вниманием относиться к убогим. Легенда гласит, что в это время по миру в облике нищего гуляет Иисус Христос.

Что нельзя делать на Вознесение Господне

В этот день запрещается работать и заниматься делами по дому. Свободное время необходимо посвящать молитвам и членам семьи.

Нельзя кидать мусор и плевать на улицу, чтобы не попасть в Иисуса Христа. По преданиям, он в это время приходит к домам под видом нищих.

Приметы и поверья

  • Сухая погода на Вознесенье - не будет дождя еще шесть недель, мокрая - дождь будет еще шесть недель идти.
  • Идет дождь - на Илью (2 августа) будет гроза.
  • Если в Вознесение Господне загадать желание, то оно обязательно сбудется.
  • Нельзя в этот день убирать в доме, иначе счастье можно нечаянно «убрать».
  • Яйцо, снесенное курицей на Вознесенье, будет охранять дом от бед.

Праздник Вознесения Господнего отмечается на сороковой день после Пасхи, в четверг, и является важным религиозным праздником. В некоторых странах Вознесение объявляется выходным днем. Праздник превозносит вознесение Христа на небо и важность этого события для всех нас.

Вознесение Господне: история праздника

После своего воскресения Христос пребывал на земле ещё в течение сорока дней. Неоднократно он являлся апостолам, чтобы открыть им тайну Царства Небесного. Затем он собрал апостолов в Иерусалиме и сказал, чтобы они не расходились, и что через несколько дней они будут крещены Святым Духом. После этого Иисус вознесся на небеса.
Число сорок – не случайное, оно несет в себе особый смысл. Это время было окончанием великих подвигов во всей Священной истории. По закону Моисееву, в сороковой день родители должны были приносить младенцев в храм. А Иисус в сороковой день после своего Воскресения должен был подняться на небеса, как Спаситель всего человечества.

Вознесения: обычаи и традиции

В этот праздник важно помнить, что Христос вознесся на небо со следами страданий за наши грехи. По традиции, этот день считается полным расцветом весны, её окончанием и наступлением лета.
Наши предки вечером разжигали большой костер, символизирующий расцвет природы.
С праздником Вознесения Господнего связано много традиций и обычаев:
Наши предки на праздник пекли «особые» блины. Делали их «Христу на дорожку». Эти блинчики имели много названий: «Онучки», «Божья окутка», «Христовы лапотки».
Считается, что со дня Пасхи и до Вознесения Господнего врата рая и ада открыты. До самого праздника грешники в аду не мучаются, а могут веселиться и радоваться с праведниками. Поэтому Вознесение считается поминальным днем.

В старину существовал обычай печь пироги с зеленым луком и готовить особое кушанье – ржаные «лесенки». Делали их с семью ступеньками. Число семь соответствовало семи небесам Апокалипсиса.
Лесенки и пироги освещали в церкви, несли на колокольню и там бросали их на землю. Гадали о том, на какое из небес попадет человек после своей смерти:

  • если все семь ступенек оставались целыми, то гадающий должен будет попасть прямо на небеса;
  • если же «лесенка» разлетелась на мелкие кусочки, то это указывало, что этот человек – страшный грешник, и ни на одно из небес он не попадет.

Позже процесс гадания упростили – «лесенки» бросали прямо на пол возле печи, где их испекли.
Ещё существовало поверье, что если эти «лесенки» вынести на ниву и по одной поставить в каждом углу загона, то рожь будет очень хорошо расти, и может вырасти выше человеческого роста. Только делать это нужно было втайне от всех, читая при этом специальную молитву.
Также «лесенки» относили на кладбище, поминая тем самым усопших. Считалось, что такие «лесенки» помогут душам умерших быстрее попасть на небеса.

Существовал обычай на Вознесение Господне ходить в гости к родным и близким. Называлось это «ходить на перепутье». Гости приносили хозяевам «лесенки», сделанные из пшеничного теста с медом и с сахаром.
Со дня Пасхи и до Вознесения отказывать нищим и убогим в милостыне считалось большим грехом.
В старой Москве в этот день проводилось веселое весеннее гулянье. Народ выходил на площади, ходили к церкви.
В этот день молодежь водила хороводы. Парни и девушки, берясь за руки, становились лицом друг к другу, таким образом делая «живой мост». По этому «мосту» проходила девочка, на голове которой был надет венок. После чего она становилась в конец хоровода, а её сменяла другая. Таким образом, хоровод двигался от околицы к полю.

Вознесение Господне: что за праздник?