Я самая красивая

Какие еще есть про георгия победоносца. Георгий победоносец - святой, которого почитают в разных религиях

Какие еще есть про георгия победоносца. Георгий победоносец - святой, которого почитают в разных религиях

С вятой великомученик Георгий Победоносец, родом из Каппадокии (область в Малой Азии), вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии. Поступив на службу в римское войско, святой Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклитианом (284-305) и принят в его стражу со званием комита - одного из старших военачальников. Император-язычник, много сделавший для возрождения римского могущества и ясно понимавший, какую опасность представляет для языческой цивилизации торжество Распятого Спасителя, в последние годы правления особенно усилил гонения на христиан. На совете сената в Никомидии Диоклитиан предоставил всем правителям полную свободу в расправе над христианами и обещал свою всемерную помощь.

Святой Георгий, узнав о решении императора, раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат. Мужественный воин Христов открыто выступил против императорского замысла, исповедал себя христианином и призвал всех признать истинную веру во Христа: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине». «Что есть Истина?» - повторил вопрос Пилата один из сановников. «Истина есть Сам Христос, гонимый вами»,- отвечал святой. Ошеломленный дерзновенной речью доблестного воина, император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, но принести, по обычаю римлян, жертву богам. На это последовал решительный ответ исповедника: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу». Тогда, по приказу разгневанного императора, оруженосцы стали копьями выталкивать святого Георгия из зала собрания, чтобы увести в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, и не причиняла ему боли. В темнице мученику забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем. На другой день на допросе, обессиленный, но твердый духом, святой Георгий вновь отвечал императору: «Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою».

Тогда Диоклитиан повелел подвергнуть Георгия самым изощренным пыткам. Великомученика привязали к колесу, под которым были устроены доски с железными остриями. При вращении колеса острые лезвия резали обнаженное тело святого. Сначала страдалец громко призывал Господа, но вскоре затих, не испуская ни единого стона. Диоклитиан решил, что истязаемый уже умер, и, распорядившись снять истерзанное тело с колеса, отправился в капище вознести благодарственную жертву. В этот момент вокруг потемнело, грянул гром, и был слышен глас: «Не бойся, Георгий, Я с тобою». Затем воссиял дивный свет и у колеса появился Ангел Господень в образе светоносного юноши. И едва возложил он руку на мученика, сказав ему: «Радуйся!» -как святой Георгий восстал исцеленным.

Когда воины отвели его в капище, где был император, последний не верил глазам своим и думал, что пред ним другой человек или призрак. В недоумении и ужасе всматривались язычники в святого Георгия и убеждались в том, что действительно произошло чудо. Многие тогда уверовали в Животворящего Бога христиан. Два знатных сановника, святые Анатолий и Протолеон, тайные христиане, тотчас открыто исповедали Христа. Их тут же, без суда, по приказу императора, усекли мечом. Познала истину и царица Александра, супруга Диоклитиана, находившаяся в капище. Она тоже порывалась прославить Христа, но ее удержал один из слуг императора и увел во дворец. Император еще более ожесточился. Не теряя надежды сломить святого Георгия, он предавал его на новые страшные пытки. Сбросив в глубокий ров, святого мученика засыпали негашеной известью.

Через три дня его откопали, но нашли его радостным и невредимым. Святого обули в железные сапоги с раскаленными гвоздями и с побоями погнали до темницы. Утром же, когда его привели на допрос, бодрого, со здоровыми ногами, он сказал императору, что ему понравились сапоги. Его били воловьими жилами так, что тело и кровь смешались с землей, но мужественный страдалец, подкрепляемый силой Божией, оставался непреклонным. Решив, что волшебство помогает святому, император призвал волхва Афанасия, чтобы тот сумел лишить святого чудодейственной силы, или отравил его. Волхв преподнес святому Георгию две чаши со снадобьями, одно из которых должно было сделать его покорным, а другое - умертвить. Но и зелья не действовали - святой по-прежнему обличал языческие суеверия и славил Истинного Бога. На вопрос императора, какая же сила помогает мученику, святой Георгий отвечал: «Не думай, что не вредят мне муки благодаря человеческому усилию,- я спасаюсь только призыванием Христа и Его силою. Верующий в Него ни во что вменяет мучения и способен сотворить дела, которые сотворил Христос». Диоклитиан спросил, каковы же дела Христовы.- «Слепых просвещать, прокаженных очищать, подавать хромым хождение, глухим - слух, изгонять бесов, воскрешать умерших». Зная, что еще никогда ни волхвование, ни ведомые ему боги не могли воскресить мертвого, император, чтобы посрамить упование святого, велел ему на его глазах воскресить умершего. На это святой сказал: «Ты искушаешь меня, но ради.спасения народа, который увидит дело Христово, Бог мой сотворит это знамение».

И когда святого Георгия подвели к гробнице, он воззвал: «Господи! Покажи предстоящим, что Ты Бог Единый по всей земле, да познают Тебя, Всесильного Господа». И потряслась земля, гробница отверзлась, мертвец ожил и вышел из нее. Воочию увидев явление всемогущей силы Христовой, народ рыдал и прославлял Истинного Бога. Волхв Афанасий, припав к ногам святого Георгия, исповедал Христа Всесильным Богом и просил прощения за грехи, совершенные в неведении. Однако закоснелый в нечестии император не вразумился: он в ярости приказал обезглавить уверовавшего Афанасия, а также воскрешенного человека, а святого Георгия опять заточил в темницу. Люди, обремененные недугами, разными способами стали проникать в темницу и там получали от святого исцеление и помощь. Обратился к нему в скорби и некий земледелец Гликерий, у которого пал вол. Святой с улыбкой утешил его и заверил, что Бог возвратит вола к жизни. Увидев дома ожившего вола, земледелец по всему городу стал прославлять Бога христианского. По приказу императора святой Гликерий был схвачен и обезглавлен. Подвиги и чудеса великомученика Георгия умножали число христиан, поэтому Диоклитиан решил сделать последнюю попытку заставить святого принести жертвы идолам. Начали готовить судилище при капище Аполлона.

В последнюю ночь святой мученик усердно молился, а когда задремал, увидел Самого Господа, Который поднял его Своей рукой, обнял и поцеловал. Спаситель возложил на главу великомученика венец и сказал: «Не бойся, но дерзай и сподобишься царствовать со Мною». Наутро в судилище император предложил святому Георгию новое испытание - он предлагал ему стать своим соправителем. Святой мученик с мнимой готовностью ответил, что императору с самого начала следовало не мучить его, а оказать подобную милость, и при этом выразил желание немедленно идти в капище Аполлона. Диоклитиан решил, что мученик принимает его предложение, и последовал с ним в капище в сопровождении свиты и народа. Все ждали, что святой Георгий принесет жертву богам. Он же, подойдя к истукану, сотворил крестное знамение и обратился к нему как к живому: «Ты ли хочешь принять от меня жертву как Бог?» Бес, обитавший в идоле, закричал: «Я не Бог и никто из подобных мне не Бог. Един Бог только Тот, которого ты проповедуешь. Мы из служащих Ему Ангелов сделались отступниками и, одержимые завистью, прельщаем людей». «Как же дерзаете вы быть здесь, когда сюда пришел я, служитель Истинного Бога?»-спросил святой. Послышался шум и плач, идолы пали и сокрушились. Поднялось всеобщее смятение.

На святого мученика в неистовстве накинулись жрецы и многие из толпы, связали его, стали бить и требовать немедленной казни. На шум и крики поспешила святая царица Александра. Пробираясь через толпу, она кричала: «Бог Георгиев, помоги мне, так как Ты Един Всесилен». У ног великомученика святая царица славила Христа, уничижая идолов и поклонявшихся им. Диоклитиан в исступлении немедленно вынес смертный приговор великомученику Георгию и святой царице Александре, которая без сопротивления последовала за святым Георгием на казнь. По дороге она изнемогла и без чувств прислонилась к стене. Все решили, что царица скончалась. Святой Георгий возблагодарил Бога и молился, чтобы и его путь окончился достойно. На месте казни святой в горячей молитве просил Господа, чтобы Он простил мучителей, не ведавших, что творят, и привел их к познанию Истины. Спокойно и мужественно святой великомученик Георгий преклонил свою главу под меч. Это было 23 апреля 303 года. В растерянности взирали на своего Победителя палачи и судьи. В кровавой агонии и бессмысленных метаниях бесславно кончалась эра язычества. Прошло всего десять лет - и святой равноапостольный Константин, один из преемников Диоклитиана на римском престоле, прикажет начертать на знаменах Крест и завет, запечатленный кровью Великомученика и Победоносца Георгия и тысяч неведомых мучеников: «Сим победиши». Из многих чудес, совершенных святым великомучеником Георгием, наиболее известное запечатлено в иконографии. На родине святого, в городе Бейруте, было много идолопоклонников. Около города, близ Ливанских гор, находилось большое озеро, в котором жил громадный змей. Выходя из озера, он пожирал людей, и жители ничего не могли поделать, так как от одного его дыхания заражался воздух. По научению бесов, живших в идолах, царь принял такое решение: каждый день жители должны были по жребию отдавать в пищу змею своих детей, и, когда очередь дойдет до него, он обещал отдать свою единственную дочь. Прошло время, и царь, нарядив ее в лучшие одежды, отправил к озеру. Горько плакала девушка, ожидая смертного часа. Неожиданно к ней подъехал на коне великомученик Георгий с копьем в руке. Девушка упрашивала его не оставаться с ней, чтобы не погибнуть. Но святой, увидев змея, осенил себя крестным знамением и со словами «во Имя Отца и Сына и Святого Духа» устремился на него. Великомученик Георгий пронзил гортань змея копьем и попрал его конем. Затем он велел девушке связать змея своим поясом и, как пса, вести в город.

Жители в страхе разбегались, но святой остановил их словами: «Не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам, чтобы спасти вас». Затем святой убил змея мечом, а жители сожгли его за городом. Двадцать пять тысяч человек, не считая женщин и детей, крестились тогда, и была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы и великомученика Георгия. Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30-ти лет. Спеша соединиться с воинством Небесным, он вошел в историю Церкви как Победоносец.

С этим именем прославился он с самого начала христианства и на Святой Руси. Святой Георгий Победоносец был ангелом и покровителем нескольких великих строителей русской государственности и русской военной мощи. Сын святого равноапостольного Владимира, Ярослав Мудрый, во святом Крещении Георгий (+1054), много способствовал почитанию святого в Русской Церкви. Он построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия Победоносца в Киеве. День освящения киевского Георгиевского храма, совершенного 26 ноября 1051 года Иларионом, митрополитом Киевским, вошел в литургическую сокровищницу Церкви как особый церковный праздник, Юрьев день, любимый русским народом «осенний Георгий». Имя святого Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий (+1157), создатель многих Георгиевских храмов, строитель города Юрьева-Польского. В 1238 году героическую борьбу русского народа с монгольскими ордами возглавил великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович (+1238; память 4 февраля), сложивший голову в битве на Сити. Память о нем, как о Егории Храбром, защитнике родной земли, отразилась в русских духовных стихах и былинах. Первым великим князем Московским, в период, когда Москва становилась центром собирания земли Русской, был Юрий Данилович (+1325) - сын святого Даниила Московского, внук святого Александра Невского. С того времени святой Георгий Победоносец - всадник, поражающий змия - стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства. И это еще глубже укрепило связи христианских народов России с единоверной Иверией (Грузией- страной Георгия).

Имя: Георгий Победоносец (Святой Георгий)

Дата рождения: 275 г.

Возраст: 28 лет

Деятельность: христианский святой, великомученик

Семейное положение: не был женат

Георгий Победоносец: биография

Один из наиболее известных и чтимых христианских богомучеников носит имя Георгий Победоносец. Бытует множество версий жизни святого. По каноническому житию пострадал во время Великого гонения. Знаменитая история о Георгии Победоносце называется «Чудо о змие».

Детство и юность

Византийский вариант бытия изложил Симеон Метафраст. По данным записей, Георгий появился на свет в III веке в Каппадокии. Отец мальчика – Геронтий – служил сенатором, мать Полихрония имела большое поместье. Родители ребенка считались богатыми и богобоязненными людьми.


Когда отец Георгия ушел из жизни, мать вместе с ребенком перебралась в Лидду. Георгия воспитали христианином. Он получил хорошее образование. Будущий святой вырос сильным молодым человеком, поэтому поступил на воинскую службу. Он за короткое время завоевал славу и стал любимым военнослужащим императора Диоклетиана.

Когда Георгию исполнилось двадцать лет, ушла из жизни мама юноши. Ему досталась в наследство крупная сумма денег.


Повелитель империи Рима чтил языческих богов и был противником христианской веры. Когда Георгий узнал, что по велению императора разрушают церкви и жгут священные книги, он раздал имущество бедным и пришел в Сенат. Там юноша во всеуслышание заявил, что Диоклетиан – правитель, который не заслуживает быть во главе страны. Молодой человек славился красотой и храбростью, люди просили Георгия не губить жизнь и отказаться от слов, но юноша остался непреклонен. После произнесенной речи и неповиновения Георгия бросили в темницу и приступили к пыткам.

Смерть

После произнесенной Георгием в Сенате пламенной речи юношу схватили стражники и бросили в темницу. Там молодого человека подвергли страшным пыткам, вынуждали отречься от христианства и принять язычество. Георгий мужественно выдержал терзания и не отрекся от Бога. Пытки длились 8 дней. Во время жестоких истязаний тело Георгия исцелялось и укреплялось.


Император сделал вывод, что бывший командир войска использует магию, и отдал приказ убить юношу ядом. Но и это не сработало. Потом Диоклетиан велел Георгию оживить умершего человека. Он думал так осрамить бывшего военного и вынудить отказаться от веры. Но после произнесенной Георгием молитвы земля сотряслась, а умерший воскрес.

Георгий мужественно вынес пытки и не отказался от . После безрезультатных уговоров принять язычество юношу приговорили к смерти. В ночь перед казнью молодому человеку во сне явился Спаситель. Он поведал, что за перенесенные испытания и стойкость перед силой мучителя юноша отправится в Рай. После пробуждения Георгий позвал слугу и продиктовал тому под запись увиденное в сновидении.


В ту же ночь к юноше в подземелье пришел сам император. Он вновь воззвал к разуму Георгия с просьбой покаяться и признать язычество. Юноша в ответ пожелал, чтобы узника привели в храм . Когда просьбу выполнили, он встал перед статуей бога и перекрестил себя и идола. Проживавший в идоле бес покинул пристанище, и языческие статуи раскололись. Разозленные жрецы избили Георгия.

Тогда на шум примчалась супруга Диоклетиана, преклонила колени перед мучеником и стала молить о прощении мужа. В тот же момент она обратилась в православную веру, увидев произошедшее. Правитель, поняв, что случилось, приказал казнить девушку вместе с юношей. Георгий помолился и положил голову на плаху.


23 апреля, по-новому – 6 мая Георгия казнили. Так как юноша вынес испытания и не отказался от веры, его причислили к лику святых. Точная дата канонизации Георгия Победоносца неизвестна.

По поверью, святого похоронили в церкви в городе Лод, а отсеченную голову и меч сохранили в Риме. В 1821 году указывается о нескольких головах, хранящихся в Венеции, Праге, Константинополе и других городах. Каждую из этих глав искренне принимали за голову Георгия Победоносца. Часть мощей хранится в Сент-Шапели в Париже. Другая часть мощей – десница – находится на святой горе Афон.


Сегодня в день убийства страстотерпца чествуется память Георгия, в соборах проходят службы, возносятся молитвы к христомученику. Эта дата считается и днем памяти царицы Александры – молодой супруги Диоклетиана. По другим сведениям, жена правителя носила имя Приска.

Христианское служение

Реальная биография священномученика стоит под знаком вопроса, как и описания житий других древнехристианских святых. В истории Евсевия Кесарийского упоминается молодой человек, давший отпор узурпатору. Считают, что этим героем был Георгий. Имеет место версия, что на самом деле жили два Георгия. Но один попал под гонение в Лидде, а второй – в Каппадокии.


Чудеса, совершенные мучеником, произошли после кончины Георгия. Самая популярная история - о поражении богомучеником страшного змия. Чудище бесчинствовало во владениях царя в Берите, проповедовавшего язычество. Написано, что когда выпал жребий отдать змию дочь повелителя, явился Георгий на коне и убил чудище копьем. Возникновение святого так поразило горожан, что они уверовали в Бога и обратились в христианство.

Происшествие со змием иногда трактуется иначе: царевна означает церковь, коварный змий – язычество. В таком воплощении – на коне с копьем, разящим змия – святой великомученик изображается в иконописи.


Еще один вариант развития событий: Георгий с помощью молитвы усмиряет дракона, а спасенную принцессу приводит в город, жители которого сразу принимают христианство. Затем юноша убивает змия мечом. На месте, где возвели храм Георгия Победоносца, из земли пробился живой источник. Это то место, где по сказанию юноша убил змия.

Описывается еще одно чудо, случившееся после смерти мученика. Оно произошло тогда, когда арабы напали на Палестину. Один из солдат вошел в христианский храм и увидел священнослужителя за молитвой Георгию Победоносцу. Проявив пренебрежение к иконе и богослужению, араб достал лук и выстрелил в образ.


Но вышло так, что стрела вонзилась в руку стрелявшего, а образу не нанесла никакого вреда. Тогда боец обратился к священнику, и тот рассказал захватчику легенду про Святого Георгия. Араб настолько был впечатлен рассказом, что принял христианскую веру.

Память

Святого Георгия чтят со времен раннего христианства. Первые храмы преподобномученику воздвигли в Римской империи в IV веке. Культ Святого Георгия возник взамен культа . На местах святилищ бога язычества воздвигли соборы великомученику православия.

Святой Георгий стал примером храбрости и мужества. В особенности мученика почитают в Грузии. Первый храм, воздвигнутый в память страстотерпца, датируется 335 годом. Со временем число церквей и молельней стало расти. В Грузии насчитывается 365 святых зданий, столько же, сколько дней в году. В стране не найдется ни одного собора, в котором бы не стояла икона Святого Георгия.


В Грузии популярно давать мальчикам имя Георгий. Считается, что носителя такого имени сопровождают удача и победа. С древнерусских времен Георгий известен как Юрий и Егорий. Великий в 1030-х годах основал в Киеве и Новгороде Георгиевские монастыри и указал отмечать день мученика 26 ноября.

Центральным христианским храмом в Северной Осетии является Свято-Георгиевский. А из 56 работающих часовен 10 значатся Георгиевскими.


В 1769 году императрицей утвержден Орден Георгия Победоносца. Награда вручалась за заслуги в бою и выслугу в воинских званиях. В 1917 году новая советская власть упразднила Орден. В нулевых Орден восстановили как военную награду Российской Федерации. К Георгиевскому Ордену прикладывается двухцветная Георгиевская лента. А Георгиевская ленточка служит символом празднования Дня Победы.

С правления Святой Георгий считается покровителем Москвы. В геральдике изображение всадника, пронзающего крылатого змия копьем, появилось с XIV-XV веков. Эта фигура расположена в гербе Российской Федерации, но прямого указания, что рыцарь – это Святой Георгий, нет. На гербе показан именно змий, а не дракон, потому что в геральдическом соглашении змий – отрицательный персонаж, а дракон – положительный. Отличаются они друг от друга количеством лап: у дракона две конечности, у змия – четыре.


В XIII веке человек с копьем на скакуне изображался на монетах. В 1997 году на российской копейке расположили рисунок всадника, копирующий лик иконы Святого Георгия XV века.

Образ Святого Георгия используется в современном искусстве. Художники любят воплощать на холсте всадника с копьем в руке, убивающего змия. Несмотря на похожесть рисунков, каждая картина указывает на особенное видение творцом.

Памятные даты

  • 23 апреля - День памяти великомученику Георгия Победоносца в Католической церкви
  • 6 мая – День памяти великомученику Георгия Победоносца в Православной церкви
  • 16 ноября - обновление (освящение) храма Святого Георгия в Лидде (IV век)
  • 23 ноября - колесование великомученика Георгия;
  • 9 декабря - освящение церкви великомученика Георгия в Киеве в 1051 году (празднование Русской православной церкви, известное в народе как осенний Юрьев день)

Святой Георгий хорошо известен всему миру - воин, сидящий верхом и поражающий огромного дракона (змия). Икона Георгия Победоносца изображает его именно в таком виде. Почитается мужественный воин не только в России - молятся ему католики, лютеране и восточные церкви, особо известен в Англии и Грузии. Чем же святой заслужил такое уважение, идущее из глубины веков?


История Георгия Победоносца

Жил святой очень давно, в III в., когда Израиль существовал как провинция Рима. Родился в палестинском г. Лидде (сегодня - Лод), смерть принял в Малой Азии (Вифиния), тогда тоже находившейся под пятой римлян. Точная дата рождения Георгия неизвестна, но принял он смерть, будучи вполне взрослым человеком (ведь истории известны много мучеников детского возраста и даже младенцев).

Диоклетиан, при котором произошли данные события, был идолопоклонником, особо почитал Аполлона. У его идола он узнавал будущее, хотя и неточно. Бес однажды сказал, что пророчествам мешают праведные люди - христиане. Царь собрал совет, велел каждому предлагать, как надо наказывать тех, кто ушел из язычества.

Святой был воспитан в христианской вере, его отца убили за исповедничество. Георгий был красив, хорошо сложен и силен, мужество, проявленное в военной службе, позволило ему получить хорошую должность в римском войске. Одна из икон Георгия Победоносца изображает его в виде цветущего молодого воина в облачении.

Мать святого к моменту мученичества сына уже умерла. Узнав о гонениях, Георгий сам явился на собрание, где обсуждались методы уничтожения христиан. Ему чужд был страх человеческий, он боялся лишь Бога и обратился к собранию с обличительной речью.

Царь и его подданные просто потеряли дар речи при виде такой дерзости. Но св. Георгия заботила только верность Христу. Царь узнал своего полководца и посоветовал Георгию принести жертву языческим богам, пообещав ему еще больше почестей. Исповедник Христов ответил, что хочет только одного - чтобы все узнали истинного Бога.

Диоклетиан повелел копьями изгнать мученика вон, посадить его в темницу. Тогда начались жестокие и продолжительные муки, которые тоже стали сюжетом для иконы великомученика Георгия Победоносца. Такие образы называются житийными, вокруг крупного изображения святого располагают более мелкие медальоны (или клейма, от 9 до 16 штук), сюжетом для которых становятся фрагменты жития.

  • Св. Георгия связали, положив на грудь камень, он же только благодарил Бога. На другой день царь повелел привязать святого к колесу. Пытка продолжалась долго, Георгий пришел в бесчувственное состояние. Тогда император стал насмехаться над Богом, велел отвязать мученика, думая, что тот уже умер. Ангел в образе юноши появился возле воина, после чего Георгий сам сошел с пыточного орудия, он оказался совершенно здоров.
  • Засыпали мученика известью на трое суток. Святого нашли невредимым, он благодарил Бога. Тогда его в железных сапогах провели до темницы. К утру ноги его, изувеченные пыткой, снова оказались здоровы.
  • Император велел избивать мученика плетьми до тех пор, пока плоть не начнет прилипать к земле, но он снова оказался исцелен силой Божией. Тогда был приведен колдун, чтобы разоблачить «фокусы» пленника, которые посчитали колдовством. В продолжение издевательств, Георгия заставили выпить магическое зелье. Мученик остался цел даже после того, как принял целую чашу с ядом.
  • Чтобы поиздеваться над верой христианской, мучители предложили св. Георгию воскресить мертвеца, обещая, что в таком случае и они будут поклоняться Господу. После продолжительной молитвы раздался гром и мертвый восстал. Но сердце императора осталось каменным - он сказал, что Георгий просто колдун. Правитель повелел умертвить и воскресшего, и волхва, который покаялся.
  • Святого вернули в темницу, где он продолжал творить чудеса, исцеляя страждущих. При капище Аполлона соорудили судилище, где должны были продолжиться пытки. Супруга Диоклетиана, видя силу Христа, исповедовала свою веру, припав к ногам святого. Царь велел обоих казнить. Царица испустила дух еще по дороге.

Мученик же Георгий сам преклонил голову, безропотно отдав жизнь за Христа. Значение житийных икон Георгия Победоносца бывает сложно понять, если не знать о подвигах святого, поэтому желательно ознакомиться со сказаниями, которыми богато церковное предание.

Богословский смысл общий - взирая на сцены мученичества или посмертных чудес, наблюдатель может видеть всю жизнь праведников, святителей, мужей апостольских в общей перспективе. Невзирая на испытания, которые Господь приготовил избранным своим на протяжении жизни, они неизменно выходят из битвы с дьяволом победителями, стойко держась исповедания веры Христовой.

Носили такие иконы еще одну функцию - как и росписи, они служили живописными книгами, которых в те времена было очень мало. Поэтому простой люд посредством изображений мог знакомиться с евангельскими притчами, историями из жизни святых. А назидательная роль историй о мученичестве понятна без дополнительных комментариев.


История иконы Георгия Победоносца

Не оскудевает милость Божия над верующими, не иссякли и чудеса, которые творил славный великомученик, они продолжились даже после того, как земной путь его был завершен. Здесь берет начало история самой известной иконы Георгия Победоносца. По сказаниям, в одном из палестинских озер жил змей, который поедал жителей ближнего города. По велению царя-язычника, люди поочередно отдавали чудищу своих детей. Пришел черед и царской дочери.

Богато разодетая царевна пошла к змею и встретила на пути воина, который спросил, о чем она плачет. Узнав о предстоящей ужасной участи девушки, святой решил спасти ее. Помолившись Богу, он копьем ударил змея, конь топтал тварь копытами. Усмиренное чудовище привели на привязи в город. Народ был в недоумении, а узнав, какой силой св. Георгий победил чудовище, уверовали в Христа. Змей был убит и сожжен, множество людей приняли крещение, в том числе царь.

Хотя за столетия почитания святому посвящены разные иконы, самой известный в России образ - где святой верхом на коне. Однако, таких образов известно три: без змея (поднятое копье, щит за плечами, левой рукой держит поводья); змееборец («Чудо о змие»), чудо со спасенным отроком (юноша сидит на лошади за спиной святого).

Значение иконы Георгия Победоносца, побеждающего змея, не только в том, чтобы напомнить о данном великом чуде. Существует и символический смысл. Царевна может восприниматься как Церковь, змей как враждебное язычество. Святой, повергнув чудовище, избавил веру от язычества. Также может восприниматься этот сюжет, как победа над змеем-искусителем, то есть дьяволом, соблазнившим первых людей в раю.


Как выглядят иконы мученика Георгия и в чем ее значение

Хотя в России наиболее почитаем образ, где святой сокрушает змея, он далеко не единственный. Православная иконография знает немало описаний икон Георгия Победоносца. Уже упоминался образ, где святой изображен как воин. Есть и образ мученика - в руке он держит крест, одет в плащ поверх хитона (традиционная одежда страдающих за веру). На голове может быть венок.

Внешние черты - кудрявый юноша без бороды, волосы до ушей, завитки круглой формы, расположены рядами. В византийской традиции, однако, черты лица могли быть иными. Присутствовал образ святого не только на иконах - фронтальные изображения делались на монетах, рядом с императорским, возле креста; на мозаиках; переплетах.

Начиная с 6 в. св. Георгий изображается вместе с Федором Стратилатом, Дмитрием Солунским, Федором Тироном. Конечно, при жизни они никогда не встречались, объединяет всех мученическая кончина, также все несли воинскую службу. Очень распространена икона святого Георгия Победоносца вместе с великомучеником Дмитрием Солунским. Возможно, похожая внешность натолкнула иконописцев на то, чтобы изобразить этих святых вместе.

Образы Георгия в России

Великий князь Ярослав, приняв крещение с именем Георгий, положил традицию сугубого почитания отважного воина в нашей стране. Как византийские императоры, Ярослав стал чеканить образ своего небесного покровителя на монетах, украшал им печати. Самая ранняя икона св. Георгия хранится в Кремле и относится к 11 в. Поясное изображение святого держит меч в левой, копье в правой руке.

Икона большого размера (примерно 2,5 на 1,5 метра) написана для новгородского Георгиевского собора в начале 12 в. Святой, помимо копья и меча, вооружен щитом, на голове - венец из золота. Здесь также отсутствует сюжет о поверженном змее.

Московские храмы имеют собственную традицию: здесь чаще можно встретить не вооруженного, а одетого в мученический хитон Георгия, в паре с Димитрием Солунским. Обоих воинов московские князья считали заступниками за свои земли. В качестве примера можно привести иконостас Благовещенского собора (Кремль).

Как правильно молиться иконе святого Георгия

Ошибкой было бы считать, что иконы святого Георгия Победоносца почитались лишь царями и князьями. Народному сознанию образ его был настолько близок, что часто объединялся со всенародно почитаемым свт. Николаем. Причиной могла послужить и близость расположения церковных праздников (23 апреля - день мученичества св. Георгия, 9 мая - один из праздников св. Николы).

Двусторонние иконы «Николы и Егория» были распространены в новгородской и московской областях. Святые изображались как в рост, так и по пояс. Свт. Николай традиционно держит в руке Евангелие, а св. Георгий - копье и щит (иногда опирается на меч). В фольклоре часто св. Георгий сопоставляется с архангелом Михаилом, который должен победить змия апокалипсиса (в заключительной книге Библии).

Несмотря на военную атрибутику, святой считается покровителем земледельцев. Возможно, потому что этот труд требует огромных сил, а в случае неурожая многим грозила гибель от голода. Народ верит, что небесный воин придет за защиту всех слабых, невинных, угнетаемых. Молиться возле иконы Георгия Победоносца необходимо также, как у остальных икон - с верой в сердце, называя свои конкретные бытовые нужды, прежде не забывая и о духовных.

Что значит появления иконы Георгия Победоносца во сне?

Разные сонники дают противоположную информацию о том, к чему снится икона Георгия Победоносца. Кто-то считает, что это хорошо, а для некоторых подобный сон - к тяжелым испытаниям. Но что вообще говорит Православие о снах?

Святые отцы делят сны на обычные, от нечистого и Бога. Типичное сновидение бывает о том, что делал человек на протяжении дня. Например, водителю может сниться, что он находится за рулем своей машины. От Бога могут посылаться откровения, такие примеры часто приводятся в Священном Писании. Какова вероятность подобные снов для обычного человека, который далек от праведности Авраама или Иосифа? Ответ очевиден.

Может сны напускать и бес, чтобы запутать, напугать человека. Что делать в таком случае? Основанием для всей жизни христианской должно быть Слово Божие, молитва, храм. Там надо искать ответы на все вопросы, посоветоваться с духовником, если его нет - то помолиться, чтобы Господь послал духовного руководителя.

Увлекаться сонниками, гаданиями - большой грех, о чем надо помнить. Верующий должен трезвиться, молиться, искать вечной жизни, а не думать о предсказаниях.

В чем помогает икона св. Георгия

Поскольку при жизни св. Георгий был военным, он считается покровителем всех, кто имеет отношение к армии - военнослужащим, участникам боевых действий. Молитва перед иконой Георгия Победоносца поможет:

  • защититься от врагов:
  • одержать победу в сражении (военном, спортивном, духовной брани с дьяволом);
  • содействие в установлении мира между членами семьи;
  • избавиться от телесного недуга (неважно, какого именно);
  • известны случаи, когда бесплодные женщины смогли зачать ребенка.

Конечно, многие матери молятся Георгию Победоносцу о том, чтобы сыновья благополучно вернулись с военной службы. Для этого необязательно покупать икону, святой услышит молитвы и так. Но если есть возможность, можно приобрести для дома образок, тем более если потребность обращаться к великомученику возникает регулярно.

Молитва святому великомученику Георгию Победоносцу

О всехвальный святый великомучениче и чудотворче Георгие! Призри на ны скорою твоею помощию и умоли человеколюбца Бога, да не осудит нас грешных по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у Христа Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же душевное и телесное, земли плодородие и во всем изобилие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам тобою от всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго твоего заступления, да подаст Он православному народу нашему на супостаты одоление и да укрепит нас непременяемым миром и благословением. Изряднее же да оградит нас святых Ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам, по исходе нашем из жития сего, от козней лукаваго и тяжких воздушных мытарств его, и неосужденным предстати престолу Господа славы.
Услыши нас, страстотерпче Христов Георгие, и моли за ны непрестанно триипостасного Владыку всех Бога, да благодатию Его и человеколюбием, твоею же помощию и заступлением, обрящем милость со Ангелы и Архангелы и всеми святыми одесную правосуднаго Судии стати, и того выну славити со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Как по-бе-ди-тель в ду-хов-ной бра-ни име-ну-ет-ся По-бе-до-нос-цем. Позд-нее этот эпи-тет был пе-ре-ос-мыс-лен в свя-зи с по-бе-дой Георгия Победоносца над зме-ем (сравнить сю-жет ска-за-ния «Чу-до о змие»).

Осо-бым по-чи-та-ни-ем Георгия Победоносца обу-слов-ле-но на-ли-чие боль-шо-го чис-ла ва-ри-ан-тов его жи-тия - «Му-че-ни-че-ст-ва», рас-па-да-ю-щих-ся в основные на 2 груп-пы: ка-но-ни-че-скую и апок-ри-фи-че-скую. Текст апо-кри-фического «Му-че-ни-че-ст-ва» со-хра-нил-ся в 6 ре-дак-ци-ях, сис-те-ма-ти-зи-ро-ван-ных К. Крум-бахе-ром. Со-глас-но апок-ри-фичким жи-ти-ям, Георгий Победоносец пре-тер-пел му-че-ния при ле-ген-дар-ном персидском ца-ре Да-диа-не (Да-киа-не, Да-тиа-не) в городе Лид-да (Ди-ос-по-ле Па-ле-стин-ском). При пе-ре-хо-де от ран-не- к сред-не-ви-зантийской эпо-хе в текст «Му-че-ни-че-ст-ва» был вне-сён ряд су-ще-ст-вен-ных из-ме-не-ний: персидский царь Да-ди-ан пре-вра-щён в римского императора Ди-ок-ле-тиа-на , Лид-да за-ме-не-на на Ни-ко-ми-дию. Со-глас-но средне-ви-зантийской агио-гра-фической тра-ди-ции, Георгий Победоносец ро-дил-ся в Кап-па-до-кии в се-мье хри-сти-ан-ки По-ли-хро-нии и языч-ни-ка Ге-рон-тия, со-ци-аль-ное про-ис-хо-ж-де-ние ко-то-ро-го варь-и-ру-ет-ся в раз-ных жи-тий-ных ре-дак-ци-ях от персидского вои-на до се-на-то-ра-стра-ти-ла-та из Се-ва-сто-по-ли-са Ар-мян-ско-го (в северной час-ти Ма-лой Азии). В юном воз-рас-те Георгий Победоносец по-сту-пил на во-енную служ-бу в римскую ар-мию и от-ли-чил-ся в вой-не с пер-са-ми (296-297 годах); позд-нее стал три-бу-ном и ко-ми-том. При императоре Ди-ок-ле-тиа-не, ко-гда на-ча-лись го-не-ния на хри-сти-ан, Георгий Победоносец, ви-ди-мо, ос-та-вил служ-бу, раз-дал иму-ще-ст-во ни-щим и явил-ся на императорский со-вет в Ни-ко-ми-дию, где об-ли-чал язы-че-ские за-блу-ж-де-ния им-пе-ра-то-ра. Даль-ней-шая ис-то-рия Георгия Победоносца, соб-ст-вен-но ис-то-рия его сви-де-тель-ст-ва и стра-да-ний за Хри-ста, со-дер-жит три сю-жет-ных бло-ка: пер-вые пыт-ки и за-клю-че-ние в тюрь-му - чу-дес-ные спа-сение и ис-це-ле-ние свя-то-го по во-ле Бо-жией; об-ли-че-ние язы-че-ст-ва при императоре жерт-во-при-но-ше-нии, уве-ре-ние близ-ких и при-бли-жён-ных им-пе-ра-то-ра, но-вые пыт-ки - чу-дес-ные спа-се-ние и ис-це-ле-ние свя-то-го; уго-во-ры от им-пе-ра-то-ра при-нес-ти жерт-вы языческим бо-гам, вос-кре-ше-ние по во-ле Бо-жи-ей не-кое-го усоп-ше-го как до-ка-за-тель-ст-во ис-тин-но-сти хри-сти-ан-ской ве-ры, со-де-ян-ное ра-ди свя-то-го, по-срам-ле-ние им-пе-ра-то-ра, по-след-нее за-клю-че-ние в тюрь-му, нис-про-вер-же-ние свя-тым языческих бо-гов, му-че-ни-че-ская кон-чи-на свя-то-го (от-се-че-ние го-ло-вы по при-ка-зу им-пе-ра-то-ра).

На пра-во-слав-ном Вос-то-ке культ святого Георгия Победоносца за-сви-де-тель-ст-во-ван с IV века. Кро-ме главного цен-тра по-чи-та-ния свя-то-го в городе Лид-да, церкви Святого Ге-ор-гия на-чи-ная с IV века стро-ят-ся во многих го-ро-дах Па-ле-сти-ны, Кап-па-до-кии , в других об-лас-тях Ма-лой Азии, в Гру-зии, на полуострове Пе-ло-пон-нес, в Кон-стан-ти-но-по-ле, а так-же в хри-сти-ан-ском Егип-те. В южно-славянских зем-лях (Бол-га-рия, Ма-ке-до-ния, Сер-бия) культ свягото Георгия Победоносца утвер-дил-ся под не-по-сред-ст-вен-ным ви-зантийским влия-ни-ем; в 1-й половине XI века он так-же ут-вер-жда-ет-ся в Ки-ев-ской Ру-си бла-го-да-ря дея-тель-но-сти князя Яро-сла-ва Вла-ди-ми-ро-ви-ча Муд-ро-го . При этом на-чи-ная с XI века в южно-славянских зем-лях и в Ки-ев-ской Ру-си культ свя-то-го, как пра-ви-ло, бу-ду-чи ас-со-ции-ро-ван-ным с кня-же-ской, цар-ской или ко-ро-лев-ской вла-стью, не-раз-рыв-но свя-зан со ста-нов-ле-ни-ем го-су-дарст-вен-но-сти, со-би-ра-ни-ем и за-щи-той зе-мель, по-бе-дой в кла-но-вых и ди-на-стических меж-до-усо-би-цах (сравнить, направление, Не-ма-ни-чи). В IV-VI веках культ свя-то-го рас-про-стра-ня-ет-ся и на латинском За-па-де, где уже в конце VI века Гри-го-ри-ем Тур-ским и Ве-на-ци-ем Фор-ту-на-том (умершим около 600 года) бы-ли соз-да-ны пер-вые литературные про-из-ве-де-ния по мо-ти-вам жи-тия свя-то-го. В XII - начале VIII веков от ара-бов-хри-сти-ан по-чи-та-ние святого Ге-ор-гия (араб. Джирд-жис) пе-ре-шло к ара-бам-му-суль-ма-нам; в начале VIII века жи-тие свя-то-го - од-ной из главных не-ко-ра-нических фи-гур - бы-ло пе-ре-ве-де-но на арабский язык и в апок-ри-фической ре-дак-ции вклю-че-но в «Ис-то-рию про-ро-ков и ца-рей» ат-Та-ба-ри (умер в 923 году). Со-глас-но ему, Джирд-жис, не-од-но-крат-но под-вер-гав-ший-ся пыт-кам и каз-ни по при-ка-зу ца-ря Мо-су-ла, но вся-кий раз воз-вра-щав-ший-ся к жиз-ни по во-ле Ал-ла-ха, был од-ним из уче-ни-ков апо-сто-лов Исы (Ии-су-са). На Ближ-нем Вос-то-ке святой Ге-ор-гий не-ред-ко ас-со-ции-ру-ет-ся и ото-жде-ст-в-ля-ет-ся так-же с аль-Ха-дром - од-ним из 4 бес-смерт-ных (на-ря-ду с Исой-Ии-су-сом, Иль-я-сом-Илией про-ро-ком и Ид-ри-сом, ото-жде-ст-в-ляе-мым с биб-лей-ским про-ро-ком Ено-хом). В ви-зантийской агио-гра-фической тра-ди-ции святому Георгию Победоносцу по-свя-ще-но зна-чительное чис-ло ска-за-ний, сре-ди ко-то-рых наи-бо-лее из-вест-ны «Чу-до о змие», «Чу-до о ко-лон-не вдо-вы», «Чу-до об об-ра-ще-нии са-ра-ци-на» и др. День па-мя-ти - 23 апреля (6 мая).

Ико-но-гра-фия Георгия Победоносца в основных ва-ри-ан-тах сло-жи-лась к VI веку. Его изо-бра-жа-ли юным, с ко-рот-ки-ми вью-щи-ми-ся во-ло-са-ми, ино-гда в длин-ном хи-то-не и пла-ще, как му-че-ни-ка (эн-кау-сти-че-ская ико-на «Бо-го-матерь на пре-сто-ле, с ар-хан-ге-ла-ми и пред-стоя-щи-ми свя-ты-ми Фео-до-ром и Ге-ор-ги-ем», VI век, монастырь Святой Ека-те-ри-ны на Си-нае), ино-гда - в ко-рот-кой ту-ни-ке, дос-пе-хах и пла-ще, как вои-на (фре-ска на стол-пе Се-вер-ной церк-ви в Бауи-те, Еги-пет). В пер-вом слу-чае его ико-но-гра-фическими ат-ри-бу-та-ми слу-жи-ли крест или паль-мо-вая ветвь, во вто-ром - ко-пьё, меч, щит, позд-нее зна-мя. Жи-тий-ные цик-лы Георгия Победоносца, поя-вив-шие-ся в ми-ниа-тю-рах ви-зантийских ми-но-ло-ги-ев в XI веке, по-лу-чи-ли зна-чительное рас-про-стра-не-ние в мо-ну-мен-таль-ной жи-во-пи-си (фре-ски Ге-ор-ги-ев-ско-го при-де-ла Со-фий-ско-го со-бо-ра в Кие-ве, 1040-е годы) и в ико-но-пи-си (ико-на «Святой Ге-ор-гий с жи-ти-ем в 20 клей-мах», XIII век, монастырь Святой Ека-те-ри-ны на Си-нае). С XII века из-вест-ны изо-бра-же-ния Георгия Победоносца си-дя-щим на тро-не-пре-сто-ле и вы-ни-маю-щим меч из но-жен (рель-еф из со-бо-ра Святого Мар-ка, Ве-не-ция), а так-же Георгия Победоносца - всад-ни-ка, ска-чу-ще-го на ко-не (ино-гда со спа-сён-ным от-ро-ком) или по-ра-жаю-ще-го дра-ко-на. В ис-кус-ст-ве ви-зантийского кру-га свя-той об-ла-чён в ус-лов-ные ан-тич-ные дос-пе-хи; чу-до-ви-ще име-ет вид ас-пи-да с дву-мя ла-па-ми и змеи-ным ту-ло-ви-щем. По-след-ний сю-жет, по-лу-чив-ший в русской тра-ди-ции на-зва-ние «Чу-до Ге-ор-гия о змие», поль-зо-вал-ся ис-ключи-тель-ной по-пу-ляр-но-стью в искусстве Ма-лой Азии, Ру-си и Западной Ев-ро-пы. Ком-по-зи-ци-он-ная схе-ма ис-поль-зо-ва-лась поч-ти без из-ме-не-ний вплоть до на-ших дней (ред-кий при-мер пе-ре-ком-по-нов-ки - с ца-рев-ной на пер-вом пла-не - на кар-ти-не Я. Тин-то-рет-то, около 1560 года, Национальная га-ле-рея, Лон-дон). В западно-ев-ропейской жи-во-пи-си Георгия Победоносца обыч-но изо-бра-жа-ли в ры-цар-ских ла-тах, сра-жаю-щим-ся с чу-до-вищ-ным дра-ко-ном: «Бит-ва святого Ге-ор-гия с дра-ко-ном» П. Уч-чел-ло (около 1470 года, Национальная га-ле-рея, Лон-дон), цикл кар-тин В. Кар-пач-чо для Скуо-ла-Сан-Джорд-жо-де-льи-Скья-во-не в Ве-не-ции (1502-1507 годы), «Бит-ва святого Ге-ор-гия с дра-ко-ном» Ра-фа-эля (1505-1506 годы, Национальная га-ле-рея ис-кусств, Ва-шинг-тон), «Святой Ге-ор-гий, по-ра-жаю-щий дра-ко-на» П.П. Ру-бен-са (1606-1607 годы, Пра-до, Мад-рид), «Бит-ва святого Ге-ор-гия с дра-ко-ном» Г. Мо-ро (1889-1890 годы, Национальная га-ле-рея, Лон-дон).

В скульп-ту-ре встре-ча-ют-ся рос-то-вые рель-е-фы и ста-туи Ге-ор-гия-вои-на (рель-еф-ная де-ревянная ико-на из церкви Святого Ге-ор-гия в Омор-фок-ли-сья, Кас-то-рия, XIII века; ста-туи До-на-тел-ло в церкви Ор-сан-ми-ке-ле, Фло-рен-ция и др.), ре-же - Ге-ор-гия-всад-ни-ка (ста-туи со Спас-ских во-рот Московского Крем-ля , 1464 год, фраг-мен-ты - в му-зе-ях Московского Крем-ля, ГТГ и др.). В мел-кой пла-сти-ке Георгия Победоносца изо-бра-жа-ли на на-тель-ных об-раз-ках, кре-стах, мо-не-тах, пе-ча-тях и пр.

СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ

Великий исповедник и чудный воин Христов святой Георгий родился в городе Бейруте (в древности ‑ Белит), в Каппадокии, не позднее 276 г. в семье богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере.

Отец его Геронтий был военачальником Каппадокии, замученным за исповедание Христа, когда Георгий был еще ребенком.Мать, Полихрония, дочь знатных и богатых родителей, имеющих обширные именья близ города Лидды в Палестине, куда она переехала с сыном после кончины мужа.

Георгий получил блестящее образование и, отличаясь физической силой, красотой и мужеством, в юном возрасте поступил на воинскую службу.

За отличное знание военного дела Георгий уже в двадцать лет был назначен начальником прославленной когорты инвиктиоров (непобедимых).

Во время войны римлян с персами (296-297 гг.), Георгий выказал удивительную отвагу, за что был императором назначен комитом (спутником) – приближенным императора, сопровождающим его во время путешествий и получавшим содержание.

Император Диоклетиан правил с 284 по 305 год и был ярым приверженцем древней римской религии, расходуя огромные суммы денег на строительство языческих храмов. Он обвинял христианских священников в колдовстве, которым, по его мнению, они срывали все его начинания. 23 февраля 303 г. император издал первый эдикт против христиан: «разрушать церкви до основания, сжигать священные книги и лишать христиан почетных должностей».

Вскоре после этого императорский дворец в Никомидии дважды охватывал пожар. Это совпадение послужило поводом для бездоказательного обвинения христиан в поджогах.Началось величайшее из гонений в истории христианства. Диоклетиан обнажил свой меч на праведных людей Божьих. Вместо преступников темницы наполнялись исповедниками истинного Бога. Первыми жертвами стали христиане, служившие в императорской армии.

Именно в это время, подобно яркой звезде, появился чудный воин Христов Георгий. Несмотря на молодость, Георгий обладал мудростью старца.

Находясь однажды в судилище и слыша беззаконный и страшный суд об истреблении христиан, Георгий воспылал святой ревностью за веру. Он раздал нищим все, что имел: золото, серебро, драгоценные одежды (мать Георгия к этому времени умерла), освободил рабов в своих имениях и решил насмерть стоять за Христа: отвергнув человеческий страх, препоясал чресла свои истиной и, облекшись в броню праведности, надев шлем спасения, взяв щит веры и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6:14-17) вступил на путь борьбы с императором Диоклетианом, поняв, что наступило время, которое послужит для спасения его души.

На последнем совещании императора с единомышленниками Георгий смело выступил: «Долго ли тебе, царь, и вам, князья и советники, совершать злые дела? Вы заблуждаетесь, поклоняясь идолам. Истинный Бог есть Иисус Христос, гонимый вами. Я раб Христа, Бога моего и пришел сюда свидетельствовать об истине».Разъяренный царь приказал своим оруженосцам заключить Георгия в темницу, забить ноги в колоды, а на грудь положить тяжелый камень. Перенеся пытку с Божьей помощью, Георгий отвечал царю, когда тот стал убеждать его раскаяться: «Неужели ты думаешь, царь, что страдания отвлекут меня от веры? Скорее ты устанешь мучить меня, нежели я – терпеть мучения».

После этих слов Диоклетиан приказал принести новоизобретенное орудие пытки – колесо с вбитыми в него железными остриями. Когда после колесования все признали праведника мертвым, вдруг раздался удар грома и услышаны были слова: «Не бойся Георгий! Я с тобою!» Георгий, исцеленный Ангелом, сам сошел с колеса, прославляя Бога. Увидев чудесное спасение Георгия, царские сановники Антоний, Протолеон и царица Александра захотели принять христианство. За исповедование Христа царь приказал схватить сановников, вывести за город и отсечь головы. Царицу Александру было приказано запереть во дворце, а святого Георгия засыпать негашеной известью на три дня. Через три дня император велел выкопать кости мученика, но слуги нашли святого Георгия невредимым и привели к царю.

«Скажи Георгий, – спросил Диоклетиан, – откуда в тебе такая сила и каким волшебством ты пользуешься?» ‑ «Царь, – ответил Георгий, ты хулишь Бога. Прельщенный дьяволом, ты погряз в заблуждениях язычества и называешь чарами чудеса Бога моего, совершенные на твоих глазах». Диоклетиан приказал надеть на ноги Георгия сапоги с гвоздями внутри и гнать до самой темницы с побоями и руганью.

Вельможа Магненций предложил Диоклетиану обратится к известному волхву Афанасию. Когда волхв явился во дворец, император сказал ему: «Или победи и уничтожь волхвование Георгия и сделай его покорным нам, или лиши его жизни».

Утром в суде Афанасий показал два сосуда и велел привести осужденного. «Если безумец выпьет из первого сосуда, – сказал колдун, – будет покорным царской воле; от второго же питья он умрет». Выпив из обоих сосудов, Георгий остался невредимым, а Афанасий сам уверовал и перед всеми исповедовал Христа как всесильного Бога. За это он был казнен императором.

Святого Георгия вновь заключили в темницу. Народ, уверовавший в чудеса и обратившийся к христианству, подкупает стражников, чтобы увидеть святого и получить наставление и помощь. Бедный землепашец Гликерий пришел к святому, оплакивая быка, который пал у него под плугом. Святой улыбнулся и сказал: «Иди, брат, и не печалься. Мой Бог Христос дал жизнь твоему быку».

Гликерий убедившись, что бык жив, окончательно уверовал во Христа, хотя был самарянином. По приказу императора Гликерию отсекли голову. Так блаженный Гликерий закончил земную жизнь крещенный собственной кровью. И многие за исповедование Христа приняли мученическую смерть. Среди них святые мученики Валерий, Донат, Ферин.

Царские советники просили осудить Георгия за то, что множество людей отвращается от их языческих богов. Ночью перед новым испытанием Георгий усердно молился, а когда задремал, увидел в сонном видении Господа. Христос обнял его, возложил на голову мученика венец и произнес: «Не бойся, но дерзай. Ты скоро придешь ко Мне в Небесное Царство».

Святой проснулся и попросил стражу впустить к нему слугу Пасикрата. Поведав ему, что Господь скоро призовет его к себе, просил после смерти перенести его тело в Палестину и не отступать от веры во Христа, обнял и поцеловал Пасикрата на прощание.

Диоклетиан приказал привести Георгия в храм Аполлона и стал убеждать принести жертвоприношение идолам. Святой Георгий обратился к изваянию Аполонна: «Ты ли хочешь принять от меня жертву, как бог?» Злой демон, обитавший в идоле, возвестил всю правду о себе: «Я не бог. Истинный Бог - Христос, которого ты исповедуешь». «Как вы смеете оставаться здесь, когда пришел служитель истинного Бога?!» - произнес Георгий.После того, когда святой Георгий сотворил крестное знамение, храм наполнился стонами, демоны покинули идолов и статуи рухнули.

Ревностные язычники и жрецы бросились бить святого и требовали от императора убить Георгия. Царица Александра, услышав шум и крики, поспешила в храм и бросилась в ноги Георгия со словами: «Бог Георгиев, помоги мне! Ты один всесилен».Диоклетиан. увидев царицу Александру у ног осужденного, с изумлением спросил: «Что с тобой, Александра? Почему ты присоединяешься к волхву и чародею и бесстыдно отрекаешься от наших богов?» Святая Александра отвернулась и ничего не ответила императору. Разгневанный Диоклетиан тотчас же вынес смертный приговор обеим.

Воины повели мучеников за город к месту казни. Благороднейшая царица с радостью последовала за святым Георгием. Она усердно молилась, призывая имя Господа, устремляя глаза к небу. В пути царица изнемогла, присела на дороге у стены и предала свой дух Богу.

Когда святого Георгия привели к месту казни, он попросил освободить от оков и стал вслух молиться. Затем святой Георгий преклонил голову и был усечен мечом. Кончина святого великомученика Георгия произошла 23 апреля 303 года, в пятницу, в семь часов вечера.

Блаженный Пасикрат в точности исполнил завещание святого. Он перенес и похоронил драгоценное сокровище - тело великомученика - в Палестине в городе Лидде. Мощи святого Георгия были разделены, и большая часть их перенесена в другие города. Ныне части мощей святого Георгия находятся в Лидде, Ремле, Риме (в храме, посвященном великомученику; хранится его голова, копье хоругвь), Иерусалиме, Каире, в монастырях Святой Горы Афон, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и в Москве - в храме Воскресения Христова в Сокольниках и в храме Великомученика Георгия на Поклонной горе.

Страстотерпец Георгий исповедовал Христа, когда тьма безумного идолопоклонства разлилась по всей Вселенной и мужественно претерпел самые тяжелые пытки, которым когда-либо подвергалась человеческая плоть, и вышел из этой брани победителем над врагом рода человеческого, за что и наречен святой Церковью Победоносцем.

Милосердному и человеколюбивому Богу для нашей пользы, назидания и спасения было угодно возвеличить имя Георгия Победоносца необычными чудесами и знамениями, совершаемыми святым после своей блаженной кончины. Из множества чудес, совершенных святым великомученикам Георгием, самым знаменитым является его победа над порождением дьявола – громадным змеем.

На родине святого, у города Бейрута, находилось озеро, в котором жил огромный и страшный змей, по облику напоминавший дракона. Выходя из озера, он пожирал людей, овец, опустошал окрестности, наполнял воздух ядовитым смрадом, от которого люди отравлялись и умирали. Чтобы умилостивить чудовище, жители по совету жрецов-язычников стали бросать жребий, отдавать своих детей в жертву змию. Дошла, наконец, очередь и до единственной дочери царя. Девушку, отличавшуюся невиданной красотой, привели к озеру и оставили на обычном месте.

В то время, когда народ издали смотрел на царевну и ожидал ее смерти, вдруг появился святой Георгий на белом коне с копьем в руке и сказал царице: «Не бойся девица, я именем моего Бога, Иисуса Христа спасу тебя и твой народ от змея».

Увидев змея, он осенил себя крестным знамением и со словами «Во имя Отца и Сына и Святого Духа!» устремился на чудовище, потрясая копьем. Всадник прижал копьем гортань змея к земле, а конь стал топтать чудовище, словно смирного пса. Жители же обратились в бегство. Но святой Георгий остановил их: «Не бойтесь и уповайте на Всемогущего Бога. Веруйте во Христа. Он послал меня избавить вас от змея». После этих слов святой Георгий вынул меч и убил змея, а жители сожгли чудовище. Видя великое чудо, царь и горожане уверовали во Христа, приняв святое крещение.

На этом месте, где святой умертвил змия, была построена церковь в память о Георгии Победоносце. При освящении храма по молитвам святого Георгия случилось новое чудо ‑ около церкви забил источник.

На основании этого древнего предания великомученика Георгия изображают сидящим на белом коне, под ногами коего лежит страшный змей, взирающий на святого всадника, который мужественно поражает чудовище копьем в пасть. Имя святого великомученика Георгия – одно из наиболее почитаемых. Святой великомученик Георгий является покровителем воинства. С именем Георгия Победоносца связаны многие победы русского воинства, он особо любим и почитаем народом.

Изображение Георгия Победоносца принадлежит гербу Российской империи, и российскому знаку отличия, возлагаемому на грудь воинов за службу и подвиги, с 26 ноября 1769 года.

Великомученик Георгий (имя в переводе с греч. означает «земледелец») почитается также особенным покровителем пастухов и стад, так как при жизни он неоднократно оказывал им помощь, являясь на коне. Для пользы нашей Богу было угодно не скрыть под спудом подвиги святого Георгия. Мы уже многое знаем о земной жизни великомученика, поразительной тяжести испытаний перенесенных им за исповедание Христа, и о невероятных чудесах, которые совершил Бог через Своего угодника благодаря достоверному свидетельству Пасикрата, который присутствовал при всех деяниях и записал их.

Вот еще кратко о чудесах святого великомученика Георгия (более полно в книге А.В. Бугаевский, игумен Владимир Зорин «Житие, страдания и чудеса святого великомученика Победоносца Георгия и святой мученицы царицы Александры.)

О колонне, пожертвованной вдовой для храма святого Георгия в городе Рамель

Благочестивая вдова, усердно почитавшая святого Георгия, купила для храма за свои деньги колонну, но царский сановник отказался взять ее на корабль. Заплаканная вдова обратилась к святому Георгию. Он явился ей и спросил, где бы она хотела видеть свою колонну в храме. «Второй справа, господин», ‑ ответила вдова.

Царский сановник был поражен, что колонна оказалась на месте строительства храма раньше, нежели прибыл корабль. Святой Георгий явился к нему в сонном видении и обещал простить его, если он выполнит просьбу вдовы. В течение нескольких столетий многие видели колонну и надпись святого на ней.

О вразумлении сарацина святым Георгием

В церкви святого Георгия в Рамеле знатный сарацин в сопровождении друзей вошел и увидел священника, который молился перед иконой святого Георгия. Взяв лук, сарацин выпустил стрелу в икону. Стрела же вернулась и вонзилась в руку сарацина. Рука очень болела, причиняя нестерпимую боль. Сарацин вызвал священника и спросил, что делать. «Провести всю ночь с иконой, помазать рану маслом от лампады», ‑ был ответ. На утро сарацин был здоров. Так благодаря чудесам великомученика Георгия сарацин принял Святое Крещение.

О коне, пожертвованном воином святому Георгию

Всадник прибыл в Лидду, где собирались воины перед отправкой в поход. Воин вошел в храм и обратился к образу святого Георгия. «Если мы по милости Божьей невредимыми вернемся из похода, я обещаю в дар тебе моего коня, которого очень люблю».

Вернувшись живым, воин хотел откупиться перед иконой святого Георгия деньгами, золотом. Но до тех пор, пока он не отдал коня, тот стоял как вкопанный.Обет, данный Богу, свят, и всякое нарушение его является большим грехом.

Чудесное перенесение образа святого Георгия на Афон

Три брата, Моисей, Аарон и Василий, покинули Болгарию и для иноческих подвигов выбрали Святую Гору Афон. Построили церковь и обратились ко Господу с вопросом, кому из святых посвятить храм. По утру войдя в храм на приготовленной доске увидели образ святого Георгия. Одновременно в Фануиле в монастыре великомученика Георгия отделилось от доски, поднялось и исчезло изображение святого Георгия. Его опознали игумен Евстратий с иноками, которые прибыли да так и остались на горе Афон.

Епископ Водинский посещал гору Афон, услышал о чудесном перенесении образа святого Георгия, но не поверил в это. «Это ли у вас чудотворная икона?» ‑ насмешливо спросил владыка и небрежно коснулся лика указательным пальцем; его палец прирос к иконе. Архиерею пришлось сделать мучительную операцию. Свидетельство об этом чуде сохранилось до наших дней ‑ на лике святого видна часть пальца епископа, приросшая к иконе.

Пирог мальчика

Один мальчик постоянно проигрывал своим сверстникам, которые играли вблизи храма святого Георгия, повернувшись к храму он сказал: «Святой Георгий, помоги выиграть, за это я принесу тебе пирог». И стал выигрывать много раз.

Мать испекла пирог, и мальчик отнес его в храм. Четыре купца зашли в храм и съели пирог, но не смогли найти выход из храма. Положив большие деньги, они нашли выход. Деньги стали первыми для ремонта храма. Узнав об этом событии, много людей пожертвовало деньги на восстановление.

О юноше, укравшем ягненка у бедной вдовы

Юноша продал за три серебряника ягненка вдовы, и. когда она спросила, где ягненок, он ответил, что съел волк, и при этом произнес: «Клянусь святым Георгием, волк съел твоего ягненка».

Юноша погнал отару в горы, и там его укусила змея. От укуса змеи он умирал. Монах Софроний, пришедший на помощь пастуху, был послан святым Георгием. Спасая юношу, он прямо из креста дал испить ему воды и произнес: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, силой Христовой исцеляет тебя святой великомученик Георгий, встань и паси». Мальчик был спасен. Монах Софроний спросил его, украл ли он ягненка и клялся ли он святым Георгием. Юноша удивился и спросил, откуда он знает про это. Монах Софроний ответил, что об этом ему сказал святой Георгий. Юноша признал свой грех и обещал искупить свою вину.

Спасение мореплавателй у побережья Крыма

Греческий корабль с ценным грузом попал в страшную бурю в Черном море у берегов Крыма. Несчастные моряки обратились к Георгию Победоносцу с просьбой спасти их, и святой не замедлил прийти к ним на помощь. Он внезапно появился на камне и остановил корабль, буря стихла. На камне мореплаватели обнаружили икону святого Георгия. Впоследствии греки образовали в 801 году на этом месте пещерный монастырь.

Святой Георгий освобождает Мануила от разбойников

Благочестивый юноша Мануил, глубоко верующий во Христа, беспокоился о храме святого Георгия в Дидии. Каждый год ходил он на крестильный праздник Архистратига Михаила в Хонях и относил туда деньги, пожертвованные верующими храму, где он служил.

Однажды он собрал много золота и отправился в Хони. На пути он остановился на постой у разбойников, которые хотели его ограбить, но святой Георгий спас его.Всю оставшуюся жизнь Мануил провел в покаянии, славя Господа Иисуса Христа и его угодника великого страстотерпца Георгия.

Древние византийские рукописи сообщают нам случаи освобождения из плена святым великомучеником Георгием благочестивых людей, просивших его о помощи. Множество чудес святого Георгия видела Русь после своего Крещения. Сотни монастырей и храмов были посвящены великомученику начиная с княжения Ярослава Мудрого. На протяжении тысячелетия святой Георгий был и остался величайшим покровителем России, нашего православного отечества, и столицы нашей Москвы.

Тропарь, глас 4:

Яко пленных свободитель и нищих защититель, немощствующих врач, православных поборниче, победоносче, великомучениче Георгие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4:

Возделан от Бога, показался еси благочестия делатель честнейший, добродетелей рукояти собрав себе: сеяв бо в слезах, веселием жнеши, страдальчествовав же кровию, Христа приял еси, молитвами, святе, твоими всем подаеши прегрешений прощение.