Женское белье

Какое оборудование ставить на луча. Немецкий легкий разведывательный танк «Лукс» (иногда Лухс (от нем. «Рысь»)) «Luchs» PzKpfw II Ausf L. Тактика раннего обнаружения

Какое оборудование ставить на луча. Немецкий легкий разведывательный танк «Лукс» (иногда Лухс (от нем. «Рысь»)) «Luchs» PzKpfw II Ausf L. Тактика раннего обнаружения

Этот танк официально назывался Sd.Kfz.123 PzKpfw II Ausf. L, реже его именовали «Luchs» (в переводе с немецкого – «рысь»). Всего был собран 131 такой лёгкий танк-разведчик, эти машины участвовали в боях до 1945 года включительно. До нашего времени уцелели лишь два таких танка: один – в Танковом музее во французском Сомюре, второй – в Танковом музее в Бовингтоне (Англия). Об истории создания этой машины рассказывает статья Юрия Пашолока «Кошки-разведчицы» , которую дополняет фотоообзор редкого танка из коллекции в Бовингтоне.

Sd.Kfz.123 PzKpfw II Ausf. L, он же Luchs – общий вид


Вид спереди: смотровая щель механика-водителя с бронекозырьком и единственная фара, оставшаяся на танке после модернизации 1943 года


Вид слева: на левой надгусеничной полке расположен ящик ЗИП с балочным крестом (балкенкройцем)


Вид сзади


Вид справа


Левое ведущее колесо со съёмными венцами


Левая гусеница с опорными катками крупным планом


Левое направляющее колесо и заднее крыло


Левое направляющее колесо со внутренней стороны


Левая гусеница (вид изнутри) и часть днища танка


Днище: в лючке видны гофрированные шланги


Правая гусеница и днище – вид изнутри справа


Корма PzKpfw II Ausf. L, вид слева


Выхлопная труба Luchs крупным планом


Корма, вид справа. Хорошо заметны крепления для канистр на правом борту


Правое заднее крыло


Ходовая часть Luchs (детище фирмы MAN), вид справа


Правый ведущий каток крупным планом


В кадре – траки и правый буксировочный рым на носу танка


Крыша моторно-трансмиссионного отделения на корме Luchs. На фото хорошо видны решётки воздухозаборников и люк в корме башни, закрытый навесным замком


Правый борт и башня танка, на подбашенной коробке заметен бронированный стакан антенного вывода


Крепления канистр на борту башни являются указанием на принадлежность машины к 9-й танковой дивизии вермахта, точнее – к 1-й роте 9-го разведывательного батальона в составе этой дивизии

На начальном этапе Второй мировой войны с задачами разведки в интересах танковых и моторизованных частей гитлеровского вермахта неплохо справлялись бронеавтомобили. Их использованию в этой роли способствовали как разветвленная дорожная сеть Западной Европы, так и отсутствие у противника массированной противотанковой обороны (ПТО).

После нападения Германии на СССР ситуация изменилась. В России, как известно, дорог нет, есть только направления. С началом осенних дождей немецкая бронеавтомобильная разведка безнадежно застряла в русской грязи и перестала справляться с возложенными на нее задачами. Кроме того, положение усугубилось тем, что примерно в это же время в стрелковые части Красной Армии во все возрастающих количествах начали поступать противотанковые ружья (ПТР), позволившие придать противотанковой обороне массированный характер. Во всяком случае, немецкий генерал фон Меллентин отметил в своих воспоминаниях: "Русская пехота имеет хорошее вооружение, особенно много противотанковых средств: иногда думаешь, что каждый пехотинец имеет противотанковое ружье или противотанковую пушку". Выпущенная из ПТР бронебойная пуля калибра 14,5 мм легко пробивала броню любых немецких бронеавтомобилей - как легких, так и тяжелых.

Чтобы как-то поправить положение, в разведывательные батальоны стали передавать полугусеничные бронетранспортеры Sd.Kfz.250 и Sd.Kfz.251, а также использовать для этой цели легкие танки Pz.II и Pz.38(t). Однако, потребность в специальном разведывательном танке стала очевидной. Впрочем,специалисты Управления вооружений вермахта предвидели подобное развитие событий и инициировали такие работы еще накануне Второй мировой войны.

Летом 1938 года фирмы MAN и Daimler-Benz начали проектирование разведывательного танка, получившего обозначение VK 901. Формально он считался развитием танка Pz.II, но по сути представлял собой совершенно новую конструкцию. Аналогичными "двойке" остались лишь толщина броневых листов и вооружение - 20-мм пушка KwK 38. Ходовая часть с так называемым "шахматным" расположением опорных катков была разработана инженером Вильгельмом Книпкампфом и состояла из пяти опорных катков на борт. В силовом отделении располагался двигатель Maybach HL 45 мощностью 150 л.с. (109 кВт), разгонявший боевую машину массой 10,5 т до максимальной скорости по шоссе в 50 км/ч.

Прототип изготовили в 1939 году. После окончания полигонных и войсковых испытаний планировалось начать производство "нулевой" серии в 75 машин, которым присвоили обозначение Pz.II Ausf.G. Однако, с апреля 1941 по февраль 1942 года изготовили только 12 танков этого типа.

В 1940 году начались работы над модернизированной версией Pz.II Ausf.G-VK 903. Машина получила двигатель Maybach HL 66p мощностью 200 л.с. и коробку передач ZF Aphon SSG48. Максимальная скорость достигла 60 км/ч, что для разведывательной машины более чем достаточно. В 1942 году был создан вариант этого танка с башней, не имевшей крыши, что облегчало наблюдение в разведке. Эта модификация получила обозначение VK 1301 (VK903b).

Программа развития танковых войск вермахта "Panzerprogramm 1941", утвержденная 30 апреля 1941 года, предусматривала поистине фантастические объемы выпуска разведывательного танка VK 903: 10 950 машин предполагалось изготовить в разведывательном варианте, 2738 - в качестве САУ с 50-мм пушкой, а 481 - со 150-мм гаубицей sIG 33. Танки VK 903 и VK 1301 получили армейские обозначения Pz.II Ausf.H и М соответственно, но производство их не было развернуто.

Управление вооружений пришло к выводу о необходимости разработки нового разведывательного танка, в конструкции которого был бы учтен опыт первых лет войны. А опыт этот требовал увеличения числа членов экипажа,большего запаса мощности двигателя, радиостанции с большим радиусом действия и т.п.

В апреле 1942 года фирма MAN изготовила первый прототип танка VK 1303 массой 12,9 т. В июне он проходил испытания на Куммерсдорфском полигоне совместно с разработанными по аналогичному техзаданию танками Pz.38(t) фирмы ВММ и Т-15 фирмы Skoda. В ходе испытаний VK 1303 прошел 2484 км. При этом двигатель и главный фрикцион работали безотказно.

Танк VK 1303 был принят на вооружение панцерваффе под обозначением Pz.II Ausf.L Luchs (Sd.Kfz.123). Производственный заказ фирме MAN составил 800 боевых машин этого типа.

Luchs ("Лухс" - рысь) был бронирован несколько лучше своего предшественника VK 901, но максимальная толщина брони также не превышала 30 мм, что оказалось недостаточным. Сварной корпус коробчатой формы делился на три отделения: управления (оно же трансмиссионное), боевое и моторное. В передней части корпуса слева размещался механик-водитель, справа - радист. В распоряжении обоих в лобовом листе корпуса имелись приборы наблюдения, закрываемые сдвижными броневыми заслонками, и смотровые щели в бортах. В башне танка располагались командир (он же наводчик) и заряжающий.

Сварная башня имела размеры большие, чем у всех предыдущих моделей разведывательных танков, но в отличие от VK 901 и VK 903 командирская башенка на "Лухсе" отсутствовала. На крыше башни имелись два перископических прибора наблюдения: один в крышке командирского люка, другой - в крышке люка заряжающего. В распоряжении последнего - смотровой прибор и в правом борту башни. В противоположность всем модификациям линейных танков Pz.II, башня на "Лухсе" располагалась симметрично относительно продольной оси танка. Вращалась башня вручную.

Вооружение танка состояло из 20-мм пушки Rheinmetall-Borsig KwK 38 с длиной ствола 112 калибров (2140 мм) и спаренного 7,92-мм пулемета MG 34 (MG 42). Скорострельность пушки - 220 выстр./мин, начальная скорость бронебойного снаряда - 830 м/с. Бронебойный снаряд пробивал 25-мм броневой лист, размещенный под углом 30°, с дистанции 350 м. В распоряжении наводчика для стрельбы из пушки имелся телескопический однообъективный прицел Zeiss TZF 6/38 с 2,5-кратным увеличением. Этот же прицел мог использоваться и для стрельбы из пулемета. Последний, кроме того, оснащался своим штатным прицелом KgzF 2. Боекомплект состоял из 330 выстрелов и 2250 патронов. Вертикальное наведение спаренной установки было возможно в диапазоне от -9° до +18°. На бортах башни устанавливались по три мортирки NbK 39 для запуска дымовых гранат калибра 90 мм.

Еще в ходе проектирования "Лухса" стало понятно, что слишком слабая для 1942 года 20-мм пушка может существенно ограничить тактические возможности танка. Поэтому с апреля 1943 года предполагалось начать выпуск боевых машин, вооруженных 50-мм пушкой KwK 39 с длиной ствола 60 калибров. Такая же пушка устанавливалась на средних танках Pz.IIl модификаций J, L и М. Однако, разместить это орудие в штатной башне "Лухса" не удалось - для него она была слишком мала. К тому же резко сокращался боекомплект. В итоге на танк установили открытую сверху башню большего размера, в которую 50-мм пушка отлично вписалась. Прототип с такой башней получил обозначение VK 1303b.

На танке устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный четырехтактный рядный двигатель жидкостного охлаждения Maybach HL 66р мощностью 180 л.с.(132 кВт) при 3200 об/мин и рабочим объемом 6754 см3. Диаметр цилиндра 105 мм. Ход поршня 130 мм. Степень сжатия 6,5.

Двигатель запускался электростартером Bosch GTLN 600/12-12000 А-4. Возможен был и ручной запуск. Топливо - этилированный бензин с октановым числом 76 - размещалось в двух баках общей емкостью 235 л. Подача его принудительная, с помощью насоса Pallas Mr 62601. Карбюраторов два, марки Solex 40 JFF II. (Один серийный танк Pz.II Ausf.L в опытном порядке был оснащен 12-цилиндровым V-образным дизелем Tatra 103 мощностью 220 л.с.).

Трансмиссия состояла из двухдискового главного фрикциона сухого трения типа Fichtel & Sachs "Mecano", механической синхронизированной коробки передач ZF Aphon SSG48 (6+1), карданного вала и колодочных тормозов типа MAN.

В ходовую часть танка "Лухс" применительно к одному борту входили: пять обрезиненных опорных катков диаметром 735 мм каждый, расположенных в два ряда; ведущее колесо переднего расположения с двумя съемными зубчатыми (23 зуба) венцами; направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы. На первом и пятом опорных катках устанавливались гидравлические телескопические амортизаторы. Гусеница мелкозвенчатая, двухгребневая шириной 360 мм.

"Лухсы" оснащались УКВ-радиостанцией FuG 12 и коротковолновой радиостанцией Fspr "f".

Серийное производство разведывательных танков этого типа было начато во второй половине августа 1942 года. До января 1944 года фирма MAN выпустила 118 "лухсов", фирма Henschel - 18. Все эти танки были вооружены 20-мм пушкой KwK 38. Что же касается боевых машин с 50-мм пушкой, то указать точное их количество не представляется возможным. По разным данным заводские цеха покинуло от четырех до шести танков.

Первые серийные "лухсы" начали поступать в войска осенью 1942 года. Ими предполагалось вооружать одну роту в разведывательных батальонах танковых дивизий. Однако, вследствие незначительного количества выпущенных машин, новые танки получили очень немногие соединения панцерваффе. На Восточном фронте это были 3-я и 4-я танковые дивизии, на Западе - 2-я, 116-я и Учебная танковые дивизии. Кроме того, несколько машин состояло на вооружении танковой дивизии СС "Мертвая голова". В этих соединениях "лухсы" использовались вплоть до конца 1944 года. В ходе боевого применения выявилась слабость вооружения и броневой защиты танка. В ряде случаев его лобовую броню усиливали дополнительными бронелистами толщиной 20 мм. Достоверно известно, что подобное мероприятие осуществили в 4-м разведывательном батальоне 4-й танковой дивизии.

До наших дней сохранились два экземпляра легкого танка Pz.II Ausf.L "Лухс". Один находится в Великобритании, в Музее Королевского танкового корпуса в Бовингтоне, другой во Франции, в танковом музее в Самюре.

Luchs является немецким легким танком четвертого уровня, который находится в ветке, ведущей к Leopard 1 через Ru 251. Luchs игроки часто называют «Лучом», хотя, строго говоря, название данной машины с немецкого переводится как «Рысь». Вообще на низких уровнях есть несколько интересных легких танков, и Luchs один из них. Полное название этого танка — Pz Kpfw II Luchs.

Лучшая динамика

Пожалуй, главной характеристикой для легкого танка является динамика. Luchs в этом плане является одной из лучших машин в своем классе вообще. Если максимальной скорость в 60 км/ч сложно кого-то удивить (хотя это очень хороший показатель), то удельная мощность двигателя практически в 28 л.с. на тонну делает из танка настоящий гоночный болид.

Luchs является стандартным «светляком» и может эффективно светить как пассивно, так и активно.

Luchs практически моментально набирает максимальную скорость и удерживает ее даже на пологих подъемах. На низких уровня относительно немного опытных игроков, которые умеют хорошо попадать по движущимся целям, так что в некоторых боях можно носиться на полной скорости перед несколькими врагами и редко получать повреждения. Этому крайне способствуют также небольшие размеры Luchs, это довольно миниатюрная машина, попасть по ней не так-то просто.

Естественно, о каком-либо бронировании говорить при такой динамике не приходится. Luchs легко пробивается и противниками третьего уровня, например, во лбу корпуса у него всего 30 мм, причем есть плиты брони, которые расположены практически без наклона. Во лбу башни 50 мм, но наклона практически нет, так что изредка снаряды противников низкого уровня может отбивать только маска орудия.

Орудия для топа

В топовой комплектации есть выбор между двумя орудиями: 39 L/60 и М.К. 103. Не стоит смотреть на разницу в уровне: в World of Tanks уровень модулей (в том числе и орудий) является формальностью и мало что значит. 39 L/60 является стандартной пушкой для данного класса и уровня: 67 мм пробития обычным снарядом и 130 мм «голдовым» подкалиберным. Разовый урон при этом составляет 70 единиц.

О каком-либо бронировании говорить не приходится. Luchs легко пробивается и противниками третьего уровня.

Зато скорострельность высокая (24 выстрела в минуту), так что можно довольно быстро отправлять в ангар одноуровневых противников. Точность отнюдь не самая лучшая в игре (0.4), но для низких уровней это нормально. Сводится орудие для такого калибра не очень быстро (2.3 секунды).

М.К. 103 же гораздо интереснее, так как данное орудие оснащено барабаном заряжания на 5 кассет (это для топовой башни, если установить стоковую, то будет всего 4 кассеты). При этом в каждой кассете по два снаряда с уроном каждый в 30 единиц. Легко посчитать, что урон со всего барабана составляет 300 единиц, при этом перезарядка внутри барабана составляет каких-то 0.14 секунды. Урон в 300 единиц Luchs способен нанести меньше чем за секунду, и это на четвертом уровне!

Естественно, это компенсируется просто гигантским разбросом (0.5). Сведение для пушки с барабаном заряжания довольно быстрое (2.1 секунды), но все портит ужасная стабилизация орудия. Главная же проблема в том, что выстрелы снарядов одной кассеты идут друг за другом, поэтому второй выстрел получается крайне неточным. Фактически уверенно наносить урон можно только при стрельбе в упор, даже на средних дистанциях половина выстрелов практически гарантированно будут мимо.

Характеристики Luchs

Зато пробитие обычным снарядом составляет целых 95 мм (110 мм для подкалиберного снаряда), у некоторых ПТ-САУ четвертого уровня пробитие лишь немного выше. Перезарядка всего барабана составляет 18 секунд, на это время вы беззащитны. Конечно, выбор орудия зависит от личных предпочтений, но гораздо более интересным является именно орудие М.К. 103, с ним Luchs становится крайне опасен в ближнем бою и может практически моментально отправить некоторых противников в ангар.

В боях с третьими, четвертыми и даже пятыми уровня Luchs может быть неплохим «дамагером».

Запас прочности составляет 340 единиц, естественно, из-за слабого бронирования он кончается очень быстро. Обзор в 360 метров для данного уровня является хорошим. Очень радуют углы вертикальной наводки: пушка опускается вниз на 8 градусов, это очень приятная неожиданность, если сравнивать с подавляющим большинством других немецких машин. Боекомплект очень вместительный, так что без снарядов вы точно не останетесь.

Luchs — достойная машина, благодаря высокой динамике, миниатюрных размеров и орудия М.К. 103.

В целом, Luchs является довольно стандартным «светляком» и может эффективно светить как пассивно, так и активно. В пользу этого говорят и небольшие размеры, и великолепная динамика. Пассивный свет заключается в том, что вы встаете в какой-нибудь куст и светите оттуда, при этом противники вас не видят. Активный свет представляет собой активные перемещения по полю боя. Противники вас видят, но попасть по вам сложно из-за высокой скорости.

Но в боях с третьими, четвертыми и даже пятыми уровня он может быть неплохим «дамагером». Орудие 39 L/60 хорошо подходит для перестрелок на ближних и особенно средних дистанциях. Пушка же М.К. 103 действенна исключительно в ближнем бою, зато урон в 300 единиц и высокое пробитие могут отправлять в ангар противников буквально за секунду. Высокая динамика позволяет выезжать на противника с фланга, наносить урон и быстро скрываться на довольно долгую перезарядку барабана, пока члены вражеской команды не успели среагировать.

Дополнительное оборудование и экипаж

Что касается выбора оборудования, то здесь есть варианты. Досылатель на Luchs установить нельзя из-за пушки М.К. 103, которая оснащена барабаном заряжания. Обзор улучшают просветленная оптика и стереотруба, желательно брать оба модуля, в некоторых боях предпочтительнее пассивный свет, в других – активный. Для оставшегося слота придется выбирать между усиленными приводами наводки, улучшенной вентиляцией и маскировочной сетью. В целом, бонус от вентиляции малозаметен, маскировочная сеть не очень нужна на легком танке (если вы стоите за кустом, то и без сети вас смогут заметить, только если подъедут в упор), так что оптимальным выбором являются приводы наводки.

Luchs не очень подходит для новичков в World of Tanks, как и класс легких танков в целом, хотя освоить этот танк не так уж и сложно…

Состав экипажа нестандартный, он включает четыре человека, но при этом есть радист, а командир выполняет и функции наводчика. Как и для любого легкого танка, самым важными перками для Luchs является «маскировка» и «шестое чувство». Вторым можно взять «боевое братство». У радиста есть крайне полезное умение «радиоперехват».

Выводы

Luchs — достойная машина, благодаря высокой динамике, миниатюрным размерам и орудия М.К. 103. Только необходимо привыкнуть к особому стилю игры. Урон в 300 единиц является просто огромным для четвертого уровня, но для его нанесения нужно подъезжать к противнику практически в упор, а затем скрываться на довольно долгую перезарядку барабана. Поэтому Luchs не очень подходит для новичков в World of Tanks, как и класс легких танков в целом, хотя научиться на нем играть хорошо не так уж и сложно.

Post Views: 1 659

В русском комьюнити (интернет-сообщество со сходными интересами, в данном случае речь идет о геймерах) немецкий танк Luchs именуют "Лучом", однако если делать дословный перевод, то мы получим совершенно другое название — "Рысь". Несмотря на различия в значениях, оба имени прекрасно характеризуют эту легкую машину четвертого класса. Она быстрая и маневренная, а ее динамические характеристики являются одними из лучших в классе.

Согласно отзывам о танке Luchs, многие игроки воспринимают его в качестве переходной ступени во время прокачки машин средних габаритов. Хорошим примером являются случайные бои, где среднестатистические "Лучи" живут всего две минуты и при этом не оказывают своим тиммейтам (членам одной команды) никакой особой поддержки.

Фото танка Luchs, а также вся необходимая информация о нем представлены в нашем сегодняшнем материале.

Готовимся к бою: проводим модификацию игрового клиента

Перед началом игры необходимо установить дополнение к WoT. С его помощью пользователи могут получить информацию о собственных радиусах обзора, а также узнать свою максимальную видимость. Ни один стартовый матч на любом танке не обходится без этой незаменимой штуки.

Установка оборудования

Даже максимальная комплектация танка Luchs в World of Tanks выдает очень скромный показатель обзора — всего 360 м. На четвертом уровне это довольно неплохо, однако при данном раскладе нас ожидают бои с более старшими противниками — с седьмыми и девятыми. К сожалению, в таких ситуациях обзора в 360 метров недостаточно. Чтобы уравновесить шансы на поле боя, важно заранее побеспокоиться об установке стереотрубы. Примечательно, что ее цена в несколько раз выше самого "Луча", поэтому не многие игроки захотят тратить свои сбережения сразу же после покупки большого танка. Чем же так хороша стереотруба? Она позволяет увеличить обзор до 450 метров, что является максимальным показателем видимости в WoT.

Еще одно оборудование, которого требует Luchs, — это просветленная оптика. Если говорить о стереотрубе, то она расширяет обзор, только когда машина находится в неподвижном состоянии. Нам же, в свою очередь, придется часто двигаться по полю. Вдобавок, установленные вместе, стереотруба и просветленная оптика смогут выявлять расположение вражеских ПТ-САУ, затаившихся в кустах, и легких танков на большом расстоянии.

Показатель маскировки у танка Luchs хороший: небольшие габариты позволяют оставаться ему малозаметным. Если хочется быть на сто процентов уверенными в том, что противник обойдет нас стороной, то можно выполнить установку маскировочной сетки.

Экипаж и навыки его членов

Место, где в танке Luchs находится экипаж, вмещает четырех человек. Если игрок заранее побеспокоился о том, чтобы установить правильное оборудование на "Луч", то даже базовые навыки солдат не смогут ударить по его эффективности.

Также можно повысить уровень выживаемости, прокачав маскировку и "шестое чувство". Правда, на последний навык лучше не рассчитывать — заметив нас на поле, подавляющее большинство противников расправится с нами всего за несколько секунд.

Разбираемся со стратегией. Общая информация

Многие игроки придерживаются довольно простой тактики: в самом начале матча они решительно мчатся до базы соперников, а затем умирают там. Кто-то, наоборот, полагает, что Luchs должен оказаться в тылу врага, где он сможет разобраться с артиллерией. К сожалению, ни та ни другая тактика не является достаточно эффективной.

Что на самом деле должен делать "Луч" — это выживать. Танк является поддержкой для остальных тиммейтов, и именно благодаря скорости, маскировке и обзору он способен оказать переломное влияние на финальный исход битвы.

Одной из сложных задач во время игры на Luchs считается хорошее знание игровых карт. Каждая тактика боя на "Луче" зависит от того, каким рельефом обладает та или иная территория, как расположены на ней кусты и деревья. Иногда бывает полезно проиграть несколько матчей, но зато успеть поэкспериментировать с укрытиями. Подобная стратегия поможет выявить лучшие пути и направления для ведения боя.

Ниже мы рассмотрим несколько популярных тактик.

Тактика раннего обнаружения

Обычно используется в самом начале сражения, в целом не слишком эффективна. Ее смысл заключается в том, чтобы в первые минуты боя танк забрался на возвышение, откуда он сможет узнать о максимальном количестве врагов и об их передвижении.

С одной стороны, такая тактика может показаться полезной: наши тиммейты заранее оценивают комплектацию соперника, а мы обогащаемся дополнительными деньгами и опытом. И, вроде бы, все в выигрыше, однако есть несколько "но":

  • количество карт, подходящих под такую стратегию, ничтожно мало;
  • случайные бои и пользователи, которые прибегают к помощи разведки, — практически несовместимая комбинация;
  • практически все подобные позиции небезопасны и хорошо просматриваются вражеской стороной.

"Не двигаемся! Не стреляем!"

Возможно, для кого-то странная и непривычная, эта тактика является основной для подавляющего большинства территорий. Все карты, за исключением городских, имеют несколько специальных маскирующих укрытий, представленных кустами и деревьями. Они находятся вдали от каждой базы, на равных расстояниях. Если добраться до одного из таких укрытий, то можно собрать информацию об одном из флангов, а порой и обо всей карте!

Поддерживаем пустое направление

Во время случайных боев часто возникает ситуация, когда все тиммейты без предварительной договоренности начинают ломиться в одном и том же направлении. Если игроку на танке Luchs известно о хорошем и безопасном укрытии в другой стороне, то лучше его занять. В результате такой тактики враги не смогут застать всю команду врасплох. Также неплохо было бы иметь в компании хотя бы одну ПТ-САУ — при таком раскладе "Луч" сможет долго стоять под натиском.

"Осторожно, ползем"

В WoT есть несколько карт, на которых отсутствуют какие-либо открытые участки местности. Именно такие территории бросают "Лучу" неприятный вызов, ведь высидеть в укрытии там не получится.

Все, что можно предпринять на танке Luchs в подобной ситуации — это аккуратное передвижение вперед. В случае если нам удалось обнаружить врага, необходимо подъехать к нему как можно ближе и укрыться за любой попавшейся преградой. Главное — дождаться момента, когда количество вражеской техники уменьшится до 8-9 единиц. После этого можно пробовать переходить из наблюдательного режима в режим атаки.

О ближнем бое

Несмотря на то что основные занятия, отведенные "Лучу" на поле боя, заключаются в том, чтобы пассивно обнаруживать противника и наблюдать за ним, варианты прохождения этим не ограничиваются. К примеру, правильное использование барабанного орудия танка Luchs может нанести серьезный удар по врагу.

Пожалуй, главный "козырь" этой машины заключается в том, что ее часто недооценивают. Конечно, атака в лоб в нашем случае не является чем-то серьезным, однако если действовать со стороны борта или кормы, то можно с легкостью выбить 200-300 очков урона.

В конце статьи стоит подвести итоги и изложить главные правила эффективной игры на "Луче". Они таковы:

  • Если бой, то только вблизи. Барабанное орудие имеет очень высокий разброс, поэтому гарантированное попадание возможно только на сравнительно небольших дистанциях.
  • Не боимся выжидать. Атака вместе с Luchs в самом начале сражения сравнима с гарантированной смертью. Лучше дождаться, когда тиммейты сократят количество вражеской техники на поле боя до 8-9 единиц.
  • Выбираем цель. "Луч" отличается хорошей скоростью, поэтому не стоит сразу же "кидаться" на ближайший танк. Лучше проехаться по карте и отыскать равного по габаритам соперника. Рекомендуется обратить внимание на недобитую технику — обычно на ее уничтожение уходит всего один заряд.
  • Любой гайд на танк Luchs может похвастаться списком как предпочитаемых противников, так и тех, с которыми лучше не вступать в открытый бой. Первая группа включает в себя машины со следующими характеристиками: слабая защита, низкая скорость поворота башни и шасси, заднее расположение двигателя. Остальные танки лучше обходить стороной.
  • Если столкнулись с низкопрофильными танками, то лучше не пользоваться автоприцелом. Для такой ситуации лучше всего подходит ручная наводка.

  • Лучший противник — занятой противник. Нередко бывают моменты, когда игрок оказывается "третьим лишним" между двумя сцепившимся танками. В таком случае он может помочь своему союзнику, по-тихому заехав в тыл врага. Как уже упоминалось ранее, "Луч" часто недооценивают, поэтому не стоит упускать возможности лишний раз доказать обратное!

На начальном этапе Второй мировой войны с задачами разведки в интересах танковых и моторизованных частей гитлеровского вермахта неплохо справлялись бронеавтомобили. Их использованию в этой роли способствовали как разветвленная дорожная сеть Западной Европы, так и отсутствие у противника массированной противотанковой обороны (ПТО).

После нападения Германии на СССР ситуация изменилась. В России, как известно, дорог нет, есть только направления. С началом осенних дождей немецкая бронеавтомобильная разведка безнадежно застряла в русской грязи и перестала справляться с возложенными на нее задачами. Кроме того, положение усугубилось тем, что примерно в это же время в стрелковые части Красной Армии во все возрастающих количествах начали поступать противотанковые ружья (ПТР), позволившие придать противотанковой обороне массированный характер. Во всяком случае, немецкий генерал фон Меллентин отметил в своих воспоминаниях: «Русская пехота имеет хорошее вооружение, особенно много противотанковых средств: иногда думаешь, что каждый пехотинец имеет противотанковое ружье или противотанковую пушку». Выпущенная из ПТР бронебойная пуля калибра 14,5 мм легко пробивала броню любых немецких бронеавтомобилей - как легких, так и тяжелых.

Чтобы как-то поправить положение, в разведывательные батальоны стали передавать полугусеничные бронетранспортеры Sd.Kfz.250 и Sd.Kfz.251, а также использовать для этой цели легкие танки Pz.II и Pz.38(t). Однако, потребность в специальном разведывательном танке стала очевидной. Впрочем,специалисты Управления вооружений вермахта предвидели подобное развитие событий и инициировали такие работы еще накануне Второй мировой войны.

Летом 1938 года фирмы MAN и Daimler-Benz начали проектирование разведывательного танка, получившего обозначение VK 901. Формально он считался развитием танка Pz.II, но по сути представлял собой совершенно новую конструкцию. Аналогичными «двойке» остались лишь толщина броневых листов и вооружение - 20-мм пушка KwK 38. Ходовая часть с так называемым «шахматным» расположением опорных катков была разработана инженером Вильгельмом Книпкампфом и состояла из пяти опорных катков на борт. В силовом отделении располагался двигатель Maybach HL 45 мощностью 150 л.с. (109 кВт), разгонявший боевую машину массой 10,5 т до максимальной скорости по шоссе в 50 км/ч.

Прототип изготовили в 1939 году. После окончания полигонных и войсковых испытаний планировалось начать производство «нулевой» серии в 75 машин, которым присвоили обозначение Pz.II Ausf.G. Однако, с апреля 1941 по февраль 1942 года изготовили только 12 танков этого типа.

В 1940 году начались работы над модернизированной версией Pz.II Ausf.G-VK 903. Машина получила двигатель Maybach HL 66p мощностью 200 л.с. и коробку передач ZF Aphon SSG48. Максимальная скорость достигла 60 км/ч, что для разведывательной машины более чем достаточно. В 1942 году был создан вариант этого танка с башней, не имевшей крыши, что облегчало наблюдение в разведке. Эта модификация получила обозначение VK 1301 (VK903b).

Программа развития танковых войск вермахта «Panzerprogramm 1941», утвержденная 30 апреля 1941 года, предусматривала поистине фантастические объемы выпуска разведывательного танка VK 903: 10 950 машин предполагалось изготовить в разведывательном варианте, 2738 - в качестве САУ с 50-мм пушкой, а 481 - со 150-мм гаубицей sIG 33. Танки VK 903 и VK 1301 получили армейские обозначения Pz.II Ausf.H и М соответственно, но производство их не было развернуто.

Управление вооружений пришло к выводу о необходимости разработки нового разведывательного танка, в конструкции которого был бы учтен опыт первых лет войны. А опыт этот требовал увеличения числа членов экипажа,большего запаса мощности двигателя, радиостанции с большим радиусом действия и т.п.

В апреле 1942 года фирма MAN изготовила первый прототип танка VK 1303 массой 12,9 т. В июне он проходил испытания на Куммерсдорфском полигоне совместно с разработанными по аналогичному техзаданию танками Pz.38(t) фирмы ВММ и Т-15 фирмы Skoda. В ходе испытаний VK 1303 прошел 2484 км. При этом двигатель и главный фрикцион работали безотказно.

Танк VK 1303 был принят на вооружение панцерваффе под обозначением Pz.II Ausf.L Luchs (Sd.Kfz.123). Производственный заказ фирме MAN составил 800 боевых машин этого типа.

Luchs («Лухс» - рысь) был бронирован несколько лучше своего предшественника VK 901, но максимальная толщина брони также не превышала 30 мм, что оказалось недостаточным. Сварной корпус коробчатой формы делился на три отделения: управления (оно же трансмиссионное), боевое и моторное. В передней части корпуса слева размещался механик-водитель, справа - радист. В распоряжении обоих в лобовом листе корпуса имелись приборы наблюдения, закрываемые сдвижными броневыми заслонками, и смотровые щели в бортах. В башне танка располагались командир (он же наводчик) и заряжающий.

Сварная башня имела размеры большие, чем у всех предыдущих моделей разведывательных танков, но в отличие от VK 901 и VK 903 командирская башенка на «Лухсе» отсутствовала. На крыше башни имелись два перископических прибора наблюдения: один в крышке командирского люка, другой - в крышке люка заряжающего. В распоряжении последнего - смотровой прибор и в правом борту башни. В противоположность всем модификациям линейных танков Pz.II, башня на «Лухсе» располагалась симметрично относительно продольной оси танка. Вращалась башня вручную.

Вооружение танка состояло из 20-мм пушки Rheinmetall-Borsig KwK 38 с длиной ствола 112 калибров (2140 мм) и спаренного 7,92-мм пулемета MG 34 (MG 42). Скорострельность пушки - 220 выстр./мин, начальная скорость бронебойного снаряда - 830 м/с. Бронебойный снаряд пробивал 25-мм броневой лист, размещенный под углом 30°, с дистанции 350 м. В распоряжении наводчика для стрельбы из пушки имелся телескопический однообъективный прицел Zeiss TZF 6/38 с 2,5-кратным увеличением. Этот же прицел мог использоваться и для стрельбы из пулемета. Последний, кроме того, оснащался своим штатным прицелом KgzF 2. Боекомплект состоял из 330 выстрелов и 2250 патронов. Вертикальное наведение спаренной установки было возможно в диапазоне от -9° до +18°. На бортах башни устанавливались по три мортирки NbK 39 для запуска дымовых гранат калибра 90 мм.

Еще в ходе проектирования «Лухса» стало понятно, что слишком слабая для 1942 года 20-мм пушка может существенно ограничить тактические возможности танка. Поэтому с апреля 1943 года предполагалось начать выпуск боевых машин, вооруженных 50-мм пушкой KwK 39 с длиной ствола 60 калибров. Такая же пушка устанавливалась на средних танках Pz.IIl модификаций J, L и М. Однако, разместить это орудие в штатной башне «Лухса» не удалось - для него она была слишком мала. К тому же резко сокращался боекомплект. В итоге на танк установили открытую сверху башню большего размера, в которую 50-мм пушка отлично вписалась. Прототип с такой башней получил обозначение VK 1303b.

На танке устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный четырехтактный рядный двигатель жидкостного охлаждения Maybach HL 66р мощностью 180 л.с.(132 кВт) при 3200 об/мин и рабочим объемом 6754 см3. Диаметр цилиндра 105 мм. Ход поршня 130 мм. Степень сжатия 6,5.

Двигатель запускался электростартером Bosch GTLN 600/12-12000 А-4. Возможен был и ручной запуск. Топливо - этилированный бензин с октановым числом 76 - размещалось в двух баках общей емкостью 235 л. Подача его принудительная, с помощью насоса Pallas Mr 62601. Карбюраторов два, марки Solex 40 JFF II. (Один серийный танк Pz.II Ausf.L в опытном порядке был оснащен 12-цилиндровым V-образным дизелем Tatra 103 мощностью 220 л.с.).

Трансмиссия состояла из двухдискового главного фрикциона сухого трения типа Fichtel & Sachs «Mecano», механической синхронизированной коробки передач ZF Aphon SSG48 (6+1), карданного вала и колодочных тормозов типа MAN.

В ходовую часть танка «Лухс» применительно к одному борту входили: пять обрезиненных опорных катков диаметром 735 мм каждый, расположенных в два ряда; ведущее колесо переднего расположения с двумя съемными зубчатыми (23 зуба) венцами; направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы. На первом и пятом опорных катках устанавливались гидравлические телескопические амортизаторы. Гусеница мелкозвенчатая, двухгребневая шириной 360 мм.

«Лухсы» оснащались УКВ-радиостанцией FuG 12 и коротковолновой радиостанцией Fspr «f».

Серийное производство разведывательных танков этого типа было начато во второй половине августа 1942 года. До января 1944 года фирма MAN выпустила 118 «лухсов», фирма Henschel - 18. Все эти танки были вооружены 20-мм пушкой KwK 38. Что же касается боевых машин с 50-мм пушкой, то указать точное их количество не представляется возможным. По разным данным заводские цеха покинуло от четырех до шести танков.

Первые серийные «лухсы» начали поступать в войска осенью 1942 года. Ими предполагалось вооружать одну роту в разведывательных батальонах танковых дивизий. Однако, вследствие незначительного количества выпущенных машин, новые танки получили очень немногие соединения панцерваффе. На Восточном фронте это были 3-я и 4-я танковые дивизии, на Западе - 2-я, 116-я и Учебная танковые дивизии. Кроме того, несколько машин состояло на вооружении танковой дивизии СС «Мертвая голова». В этих соединениях «лухсы» использовались вплоть до конца 1944 года. В ходе боевого применения выявилась слабость вооружения и броневой защиты танка. В ряде случаев его лобовую броню усиливали дополнительными бронелистами толщиной 20 мм. Достоверно известно, что подобное мероприятие осуществили в 4-м разведывательном батальоне 4-й танковой дивизии.

До наших дней сохранились два экземпляра легкого танка Pz.II Ausf.L «Лухс». Один находится в Великобритании, в Музее Королевского танкового корпуса в Бовингтоне, другой во Франции, в танковом музее в Самюре.

Еще в ходе проектирования массового разведывательного танка фирмы MIAG и Daimler-Benz получили заказ на разработку новой боевой машины, получившей индекс VK 1602 и название «Леопард» и предназначавшейся для так называемой разведки боем.

Танк VK 1602 представлял собой развитие опытного VK 1601, изготовленного в 1940 году. Последний задумывался как машина поддержки пехоты и имел очень мощное для легкого танка бронирование - от 50 до 80 мм. Конструктивно он был подобен другим опытным машинам того периода - VK 901 и VK 903 - и имел аналогичное вооружение. VK 1601 получил армейский индекс Pz.II Ausf.J. Семь таких машин проходили войсковые испытания в 12-й танковой дивизии на Восточном фронте.

Впрочем, от своего предшественника «Леопард» позаимствовал разве что толщину броневых листов, во всем остальном это была совершенно новая боевая машина, которую иногда называют «Маленькая Пантера».

Бронирование башни «Леопарда» составляло 50 - 80 мм, корпуса - 20 - 60 мм. Боевая масса возросла до 26 т. Габаритные размеры достигли 6450 мм по длине, 3270 и 2800 мм по ширине и высоте соответственно. Карбюраторный двигатель HL 157 мощностью 550 л.с. (404 кВт) разгонял «Леопарда» до максимальной скорости 50 км/ч (по другим данным - 60 км/ч). Особенность машины - кормовое расположение трансмиссии, нетипичное для немецкого танкостроения. В сварной башне обтекаемой формы устанавливались 50-мм пушка KwK 39 с длиной ствола 60 калибров и спаренный пулемет MG 42 калибра 7,92 мм. Пушка снабжалась двухкамерным дульным тормозом. Характерными внешними чертами танка были командирская башенка и литая маска пушки типа Saukopf - «свиное рыло». Ходовая часть «Леопарда» состояла из шести опорных катков на борт, расположенных в шахматном порядке. Ширина гусениц - 350 мм. Экипаж - четыре человека.

Изготовление прототипа началось 30 апреля, а закончилось 1 сентября 1942 года. «Panzerprogramm 41» предусматривала выпуск 339 «тяжелых разведчиков». Серийное производство планировалось в июне 1943 года, однако уже в феврале заказ аннулировали. Такое решение неудивительно, ведь для разведки боем «тяжелый разведчик» оказался слишком тяжелым. При массе большей, чем у среднего танка Pz.IIl, «Леопард» был вооружен точно так же и отличался в лучшую сторону только более мощным бронированием и лучшими маневренными характеристиками. Но и то и другое не оставляло ему шансов при встрече с советским Т-34 или американским «Шерманом». Так что кроме прототипа ни один «Леопард» построен не был. Башня же, сконструированная для этого танка, использовалась на тяжелых четырехосных бронеавтомобилях Sd.Kfz.234/2 «Пума», правда, в несколько облегченном варианте - без командирской башенки.

Тактико-техническая характеристика

Pz.Kpfw.II Ausf.L Luchs

Боевая масса, т...................... ............... 11,8 Экипаж, чел............................................. 4 Габаритные размеры, мм: Длина................................................ 4630 Ширина............................................... 2480 высота............................................... 2210 клиренс............................................... 400 Толщина брони, мм: лоб корпуса............................................ 30 борт и корма........................................... 20 крыша и днище.......................................... 10 лоб башни.............................................. 30 борта.................................................. 20 Максимальная скорость движения, км/ч: по шоссе............................................... 60 по местности........................................... 30 Запас хода, км: по шоссе.............................................. 290 по местности.......................................... 175 Преодолеваемые препятствия: угол подъема, град..................................... 30 ширина рва, м......................................... 1,6 высота стенки, м...................................... 0,7 глубина брода, м...................................... 1,4 Удельное давление, кг/см 2 ............................ 0,98 Удельная мощность, л.с./т............................ 16,7