Уход за ногами

Конфликт с учителем в школе - как действовать. Сильные заговоры, чтобы учителя не ругали и учеба была легкой

Конфликт с учителем в школе - как действовать. Сильные заговоры, чтобы учителя не ругали и учеба была легкой

В классе всегда найдется ребенок, который у одного из учителей вызывает непреодолимое желание придираться и критиковать. Шнурки не завязаны, рубашка или юбка испачканы, предмет не знает, на вопросы не так отвечает, хороших оценок не заслуживает. Каждый урок школьник выслушивает массу отзывов и нотаций о своем неразвитом интеллекте и отвратительном внешнем виде. Каждый раз оценка за ответ не выше тройки.

Издалека ситуация выглядит неприятно. А что делать, если все это касается собственного ребенка?

Выслушайте школьника

Для начала поговорите с ребенком как следует. Не нужно на скорую руку выяснять, в чем состоят обвинения, а после этого отправляться на борьбу за справедливость. Не поддавайтесь минутному порыву хорошенько отплатить любому, кто посмел обидеть чадо. Разберитесь, действительно ли имеют место придирки или недовольство учителя обоснованно.

Лучше всего выслушать примеры конкретных ситуаций, о которых школьник должен рассказать с учетом всех обстоятельств. Как он себя вел, что делал, когда учитель высказал замечания. Как вели себя одноклассники, как ребенок отвечал учителю.

Кроме словесных обвинений нужно постараться найти доказательства предвзятого отношения учителя. Возможно, в тетради ученика найдутся задания, которые были оценены явно ниже, чем следовало.

Кстати, обратите внимание на то, чего хочет ребенок. В одном случае школьнику просто нужно, чтобы его перестали упрекать и оставили в покое. Но иногда он желает, чтобы к нему проявляли любовь и снисхождение. У учителя не останется времени на урок, если он будет со всеми ласково общаться, всех холить и лелеять. Нужно это объяснить школьнику.

Очень может быть, что в некоторых ситуациях ребенок сам провоцировал агрессию учителя. Стоит отметить, что преподаватель не имеет права оскорблять или заниматься рукоприкладством ни при каких обстоятельствах. Но лучше, если родители раз и навсегда объяснят школьнику, что выводить из себя учителя нельзя.

Если ребенок признается, что его поведение было далеко от приличного, лучше убедить его больше так не делать и извиниться перед учителем. Если же, по словам школьника, дисциплину и правила хорошего тона он не нарушал, самое время поговорить с учителем.

Разговор с преподавателем

Заранее выясните у ребенка имя и отчество будущего собеседника. Разговор по телефону или по дороге в школу не даст нужного результата. Нужно идти в школу лично. Если учитель не может поговорить сейчас, нужно договориться на определенное время и день.

Перед встречей подготовьте свои вопросы. Лучше, если они будут записаны на отдельном листе разборчивым почерком. Если выяснение отношений сильно нервирует, всегда хорошо иметь под рукой записку, которая не даст забыть важное.

Явившись на встречу, не начинайте разговор с упреков и тем более с угроз. Самое простое начало разговора: «Я хотел бы узнать об успеваемости и поведении моего ребенка на Ваших уроках». Если у учителя есть претензии, он их сам выскажет. Не нужно воспламеняться жаждой мести, когда учитель будет объяснять свою позицию. Выслушайте все, после чего спросите, есть ли у собеседника какие-нибудь предложения, которые изменят ситуацию. Очень часто преподаватели бросают фразы вроде: «Воспитывать ребенка надо было лучше! Делайте что хотите!», что говорит о непрофессионализме и нежелании решить вопрос мирно.

Если преподаватель не идет на контакт, не опускайтесь до оскорблений или открытой вражды. Вежливо попрощайтесь и уходите. Это вовсе не поражение. Теперь пора обратиться к сторонним наблюдателям.

Третья сторона конфликта

В качестве независимого судьи можно привлечь классного руководителя. Спросите его об учителе. Бывают педагоги, которые никогда никого не хвалят и не поощряют, говорят жестко. Это часть методики, которую применяют многие учителя с богатым опытом. Тогда ребенка нужно будет научить не только не хамить, но и спокойно относиться к происходящему. В конце концов, тройка по одному из предметов никого еще не убивала. А негатив со стороны преподавателя можно слушать вполуха.

В том случае, если ребенок оказался единственным объектом недовольства, нужно попросить классного руководителя помочь разобраться в ситуации, повлиять на коллегу. Нелишним будет обратиться к школьному психологу, чтобы он оценил происходящее с точки зрения психологического здоровья школьника. Совместное влияние родителя, классного руководителя и психолога может повернуть ситуацию в мирное русло.

А как быть, если классный руководитель и есть тот самый вечно придирающийся учитель?

В этом случае имеет смысл поговорить со школьным завучем. Если окажется, что учитель действительно придирается к ребенку совершенно неоправданно, высшее руководство может повлиять на подчиненного. Применить свои рычаги давления, так сказать.

Если все описанные разговоры ни к чему не привели, есть два пути: дойти до Департамента образования или перевести ребенка в другую школу. И тот и другой способ хорош. Каким из них воспользоваться? Это решают только родители, учитывая мнение ребенка.

Распространенные ошибки родителей

  • Самая основная ошибка – бросаться в бой без выяснения обстоятельств. Так делают несдержанные люди, для которых сама конфликтная ситуация интереснее, чем способ ее разрешения. На первых порах родители знают о проблеме только со слов ребенка. Имеет смысл узнать позицию противоположной стороны.
  • Не нужно учить ребенка отстаивать свою точку зрения, не соблюдая правил приличия и уважения по отношению к учителю. Да, школьник имеет полное право защищать себя, но делать это нужно сдержанно и без оскорблений.
  • Не нужно из создавшейся ситуации делать достояние общественности. Пересказав проблему родителям одноклассников, можно не заметить «доброжелателей», которые передадут учителю ваши слова в исковерканной форме. Потом и это придется расхлебывать. Одноклассникам ребенка тоже ни к чему знать о том, что родители школьника принимают меры. Это породит массу сплетен и слухов, которые так любят приукрашивать дети.
  • Иногда родители считают, что их ребенка все должны любить. Такого не было и не будет никогда. Одни люди нравятся, другие раздражают, третьи выводят из себя.
  • Ребенок, хотя он уже и школьник, еще не умеет достаточно грамотно и тактично решать спорные вопросы со взрослыми. Не стоит от него ожидать самостоятельного разрешения проблемы. Дождетесь либо усугубления конфликта, либо серьезной депрессии и нервного срыва у школьника.
  • Распространенный страх – добиться еще большего озлобления со стороны учителя, если пытаться разрешить спор. Ничего этого не произойдет, если родитель действует спокойно, грамотно, аккуратно, но решительно. Если не оскорблять и не устраивать истерик, ни у кого не будет повода отыграться на ребенке.
  • Разбираться в проблеме нужно дотошно, не делая скороспелых выводов. Если ребенку суждено еще учиться в этой школе, ни к чему устраивать сцены, едва разобравшись в проблеме.

В результате

Тактичное и вежливое общение даст нужный эффект. Конфликт с учителем можно решить собственными силами, не привлекая других людей. Чаще всего в таких ситуациях учителя идут навстречу. Но при этом умудряются-таки вставить несколько едких фраз.

Несмотря на многочисленные инновации в образовании, во многих российских школах действует принцип: «Учитель всегда прав!». С одной стороны, это оправдано: если учитывать желания всех детей в классе, не хватит времени на обучение. С другой – часто приводит к произволу со стороны педагога. Как вести себя родителям в этой ситуации? На Рамблер/Семье рассказывает психолог Мария Баулина.

Один в поле не воин

Некоторые родители считают, что нужно приучать ребенка к самостоятельному решению конфликтных ситуаций и не вмешиваться в его отношения с учителями. Но большинство школьников, особенно младшеклассников, не обладают достаточными дипломатическими навыками. Довольно часто дети не только не могут найти адекватное решение проблемы, но и усугубляют конфликт или перестают отстаивать свои права. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы показать на собственном примере, как выйти из сложной ситуации без ущерба для своего психологического состояния. Кроме того, активное поведение мамы или папы уравнивает силы конфликтующих сторон, поскольку школьник занимает подчиненное положение и не обладает необходимой свободой маневра. Видя, что родители предпочитают оставаться в стороне, ребенок ощущает себя беспомощным и одиноким.

В то же время, говоря о конфликтах с учителями, мы должны исходить из того, что педагог может быть как прав, так и не прав. Поэтому, прежде чем надевать плащ Супермена и лететь спасать обиженное чадо, необходимо выслушать позицию учителя.

Конфликт с учителем

Не стоит ловить учителя по дороге в школу или заводить разговор о ребенке, случайно встретившись в магазине. Постарайтесь соблюсти правила, принятые в школе, и заранее запишитесь на встречу с педагогом.

Не выносите конфликт ребенка с учителем на публику, поднимая вопрос о нем на родительском собрании. Постарайтесь также не обсуждать проблему с другими родителями. К сожалению, среди них могут найтись «доброжелатели», которые передадут ваши слова учителю в искаженном виде, навредив вашей репутации. Кроме того, важно, чтобы о деталях конфликта не узнали одноклассники ребенка – во избежание сплетен.

Не начинайте разговор с учителем с явных или косвенных обвинений. Лучше начать с нейтральной фразы вроде: «Мне хотелось бы узнать об успеваемости и поведении моего ребенка». Если у педагога есть какие-либо претензии, он их обязательно выскажет.

Устами младенца

Как правило, в любом конфликте точки зрения сторон сильно отличаются друг от друга. Причем это касается не только представлений о том, кто прав или виноват, но и о содержании претензий. Дети часто весьма своеобразно формулируют проблемы, возникающие в отношениях с учителем. Например, ребенок может рассказывать о том, что пользоваться на уроках математики цветными карандашами можно только «звездам», и только так вы узнаете о своеобразном разделении детей в классе.

Многие дети, оценивая отношения с учителем, оперируют такой категорией как любовь. Что поделать, если каждому ребенку хочется, чтобы учитель его любил?! Поэтому, когда школьник говорит о том, что учитель его не любит, важно понять, имеет ли ребенок в виду, что учитель не проявляет любви (что вполне нормально!) или демонстрирует пренебрежение.

Для того чтобы подготовиться к разговору с педагогом, постарайтесь собрать как можно больше фактов. Например, найдите в тетрадях ребенка работы, в которых стоят тройки за несколько помарок при отсутствии ошибок.

Ребенок в школе

Во время разговора с учителем старайтесь держаться с достоинством, каких бы усилий это ни требовало. Не заискивайте перед преподавателем, не преувеличивайте вину своего ребенка, чтобы снизить накал страстей. Не бойтесь, что учитель «испортит жизнь» сыну или дочери. Если права ребенка ущемляются, необходимо сделать так, чтобы он комфортно чувствовал себя в школе. Это гораздо более важная задача, чем заветная пятерка по русскому или английскому.

Даже если знания вашего ребенка с трудом соответствуют тройке, это не дает право учителю прилюдно называть его «бестолочью».

Беседуя с педагогом, следите за тем, чтобы разговор строился на основании конкретных фактов, а не на его эмоциональной оценке ситуации. Не стесняйтесь уточнять и переспрашивать, почему учитель сделал именно такие выводы насчет поведения школьника.

Учитывайте не только особенности действий ребенка, но и нюансы атмосферы учебного заведения: отношения в классе, стиль преподавания учителя. Они могут идти вразрез с вашими взглядами на жизнь, однако в данном случае лучше играть на поле противника и по его правилам.

Если преподаватель не производит впечатление «детоненавистника», обратитесь к нему за помощью как к профессиональному и опытному педагогу. Задайте прямой вопрос: каким он видит благополучный выход из сложившейся ситуации и что может посоветовать вам и ребенку?

Если с преподавателем не получается конструктивного разговора, не бойтесь перейти на другие уровни решения проблемы. Существуют школьный психолог, завуч, директор, представители департамента образования и т. д.

В некоторых случаях переход в другой класс или школу – это не поражение, а возможность разом избавиться от целого клубка проблем.

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

Во многих российских школах действует принцип: «Учитель всегда прав!». С одной стороны, это оправдано: если учитывать желания всех детей в классе, не хватит времени на обучение. С другой – часто приводит к произволу со стороны педагога. Как вести себя родителям в этой ситуации?

Несмотря на многочисленные инновации в образовании, во многих российских школах действует принцип: «Учитель всегда прав!». С одной стороны, это оправдано: если учитывать желания всех детей в классе, не хватит времени на обучение. С другой – часто приводит к произволу со стороны педагога. Как вести себя родителям в этой ситуации? На Рамблер.Семье рассказывает психолог Мария Баулина.

Один в поле не воин

Некоторые родители считают, что нужно приучать ребенка к самостоятельному решению конфликтных ситуаций и не вмешиваться в его отношения с учителями. Но большинство школьников, особенно младшеклассников, не обладают достаточными дипломатическими навыками. Довольно часто дети не только не могут найти адекватное решение проблемы, но и усугубляют конфликт или перестают отстаивать свои права. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы показать на собственном примере, как выйти из сложной ситуации без ущерба для своего психологического состояния. Кроме того, активное поведение мамы или папы уравнивает силы конфликтующих сторон, поскольку школьник занимает подчиненное положение и не обладает необходимой свободой маневра. Видя, что родители предпочитают оставаться в стороне, ребенок ощущает себя беспомощным и одиноким.

В то же время, говоря о конфликтах с учителями, мы должны исходить из того, что педагог может быть как прав, так и не прав. Поэтому, прежде чем надевать плащ Супермена и лететь спасать обиженное чадо, необходимо выслушать позицию учителя.

    Не стоит ловить учителя по дороге в школу или заводить разговор о ребенке, случайно встретившись в магазине. Постарайтесь соблюсти правила, принятые в школе, и заранее запишитесь на встречу с педагогом.

    Не выносите конфликт ребенка с учителем на публику, поднимая вопрос о нем на родительском собрании. Постарайтесь также не обсуждать проблему с другими родителями. К сожалению, среди них могут найтись «доброжелатели», которые передадут ваши слова учителю в искаженном виде, навредив вашей репутации. Кроме того, важно, чтобы о деталях конфликта не узнали одноклассники ребенка – во избежание сплетен.

    Не начинайте разговор с учителем с явных или косвенных обвинений. Лучше начать с нейтральной фразы вроде: «Мне хотелось бы узнать об успеваемости и поведении моего ребенка». Если у педагога есть какие-либо претензии, он их обязательно выскажет.

Устами младенца

Как правило, в любом конфликте точки зрения сторон сильно отличаются друг от друга. Причем это касается не только представлений о том, кто прав или виноват, но и о содержании претензий. Дети часто весьма своеобразно формулируют проблемы, возникающие в отношениях с учителем. Например, ребенок может рассказывать о том, что пользоваться на уроках математики цветными карандашами можно только «звездам», и только так вы узнаете о своеобразном разделении детей в классе.

Многие дети, оценивая отношения с учителем, оперируют такой категорией как любовь. Что поделать, если каждому ребенку хочется, чтобы учитель его любил?! Поэтому, когда школьник говорит о том, что учитель его не любит, важно понять, имеет ли ребенок в виду, что учитель не проявляет любви (что вполне нормально!) или демонстрирует пренебрежение.

Для того чтобы подготовиться к разговору с педагогом, постарайтесь собрать как можно больше фактов. Например, найдите в тетрадях ребенка работы, в которых стоят тройки за несколько помарок при отсутствии ошибок.


Встреча на высшем уровне

Во время разговора с учителем старайтесь держаться с достоинством, каких бы усилий это ни требовало. Не заискивайте перед преподавателем, не преувеличивайте вину своего ребенка, чтобы снизить накал страстей. Не бойтесь, что учитель «испортит жизнь» сыну или дочери. Если права ребенка ущемляются, необходимо сделать так, чтобы он комфортно чувствовал себя в школе. Это гораздо более важная задача, чем заветная пятерка по русскому или английскому.

Даже если знания вашего ребенка с трудом соответствуют тройке, это не дает право учителю прилюдно называть его «бестолочью».

    Беседуя с педагогом, следите за тем, чтобы разговор строился на основании конкретных фактов, а не на его эмоциональной оценке ситуации. Не стесняйтесь уточнять и переспрашивать, почему учитель сделал именно такие выводы насчет поведения школьника.

    Учитывайте не только особенности действий ребенка, но и нюансы атмосферы учебного заведения: отношения в классе, стиль преподавания учителя. Они могут идти вразрез с вашими взглядами на жизнь, однако в данном случае лучше играть на поле противника и по его правилам.

    Если преподаватель не производит впечатление «детоненавистника», обратитесь к нему за помощью как к профессиональному и опытному педагогу. Задайте прямой вопрос: каким он видит благополучный выход из сложившейся ситуации и что может посоветовать вам и ребенку?

    Если с преподавателем не получается конструктивного разговора, не бойтесь перейти на другие уровни решения проблемы. Существуют школьный психолог, завуч, директор, представители департамента образования и т. д.

    Если начальник делает нашу жизнь совершенно невыносимой, мы можем сменить работу, ну или в крайнем случае уволиться и жить бедно, но счастливо. Если же ребенку отравляет жизнь учитель, выхода у него нет, потому что отказаться приходить в школу он не может. Единственное, что ему остается, это обратиться за помощью к родителям. Как же можно помочь ребенку, которого учитель изводит придирками и замечаниями?

    Во-первых, надо постараться понять, что стоит за жалобами ребенка. Возможно, жалобы учителя оправданы, и ребенок действительно очень рассеян, забывчив или ленив. Очень часто родители долгое время не замечают проблемы, которые бросаются в глаза учителю. Если поведение учителя действительно можно расценить как беспочвенные придирки, важно пообщаться с родителями других учеников. Как ни печально, но есть шанс, что речь идет просто о своеобразной манере преподавания, от которой в равной мере страдают все ученики. Шансы на перевоспитание учителя очень малы, и, видимо, главным умением, которое ребенок вынесет с этих занятий будет не знание предмета, а способность подстраиваться под разные типы начальства. Тоже, кстати, совсем неплохой навык…

    Если после первичного расследования выяснится, что действительно речь идет о придирках, направленных строго на одного ребенка, родителям придется принимать определенные меры. Для начала стоит поговорить с самой учительницей. Нередко обстоятельный спокойный разговор с объяснением того, как тяжело ребенок воспринимает такое отношение и постоянные замечания, кардинально улучшает ситуацию.

    Параллельно, конечно, неплохо бы постараться выяснить, что послужило причиной такого поведения учительницы. Очень часто жертвой необоснованных претензий становятся дети, чей багаж знаний опережает эмоциональное развитие. Это умные, развитые, начитанные дети, привыкшие поражать взрослых своими рассуждениями и вызывать неизменный восторг. В классе такие дети нередко говорят без разрешения, спорят с учителем, настаивают на собственном видении вопроса, ставя учительницу в неловкое положение, а иногда и попросту срывая урок. В таком случае, разумеется, нелишним будет обучить ребенка понятиям иерархии, подчинения социальным нормам и этикета.

    Если попытка решить ситуацию напрямую не удалась, остается только жаловаться. В первую очередь надо поговорить с классным руководителем, затем со школьным консультантом ("йоэцет"), и, если все это не помогает, – с директором школы. Во многих случаях жалобы и демонстрации однозначной позиции родителей достаточно для того, чтобы учительница научилась держать себя в руках, даже если конкретный ученик ее чем-то раздражает. В некоторых случаях ситуация настолько безнадежна, что проще поговорить с руководством школы о переводе ученика в другой класс.

    Отношения в классе могут вызвать беспокойство родителей не только, когда они касаются общения со сверстниками. Куда сложнее бывает ситуация, в которой имеет место несправедливое отношение педагога к школьнику.

    Предвзятое отношение педагога к отдельному школьнику - проблема не частая, но она существует. Здесь необходимо понять причины несправедливого отношения, и сначала постараться урегулировать ситуацию своими силами.

    Постоянно ходите на собрания, как родитель вы также имеете право присутствовать на занятиях. Постарайтесь составить мнение, абстрагируясь от личных симпатий или антипатий. Здесь нужна холодная голова. Вам необходимо убедится в словах своего отпрыска самостоятельно.

    Что делать, если учитель невзлюбил ребёнка-старшеклассника

    Прежде чем решать, как защитить школьника от несправедливого учителя, следует выяснить истинную картину происходящего. Существует несколько видов непониманий между педагогом и школьником. Одно дело если наставник придирается, другое, если ученик срывает изо дня в день уроки, хамит и заводит весь класс, превращая процесс образования в балаган.

    Если вы имеете ситуацию, описанную в первом случае, то вам действительно надлежит определить, как защитить ребёнка от произвола учителя. Сначала выслушайте две стороны. С педагогом тет-а-тет разговор должен быть обязательно.

    Побеседуйте с ним открыто и откровенно, ставьте целью вашего общения достижение консенсуса, а не обвинение и угрозы. Педагог такой же человек, в большинстве случаев личный разговор с наставником помогает исправить ситуацию. С другой стороны, помните, что решая, как бороться с предвзятым отношением учителя, вы стоите на стороне интересов вашего сына или дочери. Не заискивайте перед наставником и не бойтесь, что он сможет как-то влиять на весь процесс образования в школе.

    В проблеме, что делать, если учитель заваливает сына или дочь, могут быть виновны и провоцирующие действия школьника и несправедливое отношение педагога к школьнику. С последним будет разобраться намного сложнее, как показывает практика. Но отстаивать права своего отпрыска нужно. Кто как не вы защитите маленького человека от грубости, тирании и незаслуженных двоек.

    Куда пожаловаться при конфликте с учителем в школе

    ВАЖНО: Целесообразно привести в качестве доказательств видеоматериалы или диктофонную запись, чтобы ваши обвинения не назвали огульными или беспочвенными. Вам должны ответить на жалобу и назвать срок её рассмотрения. После данной процедуры ждите результат, чиновники должны провести проверку по вашему заявлению.

    Куда же писать жалобу на учителя школы? Сначала обратитесь к директору. Если он не примет никаких мер, нужно идти выше. Существуют инстанции, контролирующие процессы образования во всех типах образовательных учреждений. Если попытка мирного урегулирования ни к чему хорошему не приводит, вы имеете право пожаловаться на учителя в департамент образования.