Уход за лицом

Космология и география. Конспект урока курса 'Медицинская география. Тема: Развитие медико-географических представлений в Древней Индии, Древнем Тибете и в средние века в арабских странах (10 класс)

Космология и география. Конспект урока курса 'Медицинская география. Тема: Развитие медико-географических представлений в Древней Индии, Древнем Тибете и в средние века в арабских странах (10 класс)

Географические идеи древнего Востока

Научные географические знания или, вернее, их зачатки, появились в период рабовладельческого строя . Общество начинает делиться на классы, и оформляются первые рабовладельческие государства – Финикия, Китай, Индия, Ассирия, Египет. Люди в этот период начинают пользоваться металлическими орудиями, в земледелии применять орошение, развивать скотоводство. Затем появляются ремесла, и расширяется обмен товарами между различными народами. Но, без хорошего знания местности, все эти действия были бы невозможны.

    Некоторые географические сведения имеются в древнейших памятниках китайской письменности , появившихся в $VII-III$ веках до н.э. Так, например, в «Юйгуне» описываются горы, реки, растительность, налоговая система, транспорт и др.

    Целый ряд географических исследований провели китайские ученые – Чжан Жун выявил взаимоотношение скорости течения воды и стока. На основании этого впоследствии были разработаны мероприятия по регулированию р. Хуанхе. Китайцы имели приборы для определения направления ветра и количества осадков.

    Не только Китай, но, и Индия является древнейшим очагом культуры. «Веды» – письменные памятники древних индусов, кроме религиозных гимнов, содержат сведения о народах Индии, о природе её районов. В «Ведах» упоминаются такие объекты как Инд, Ганг, Гималайские горы. Индусы были знакомы с Цейлоном и Индонезией, знали путь через высокогорные пустыни Тибета. У них был хороший календарь, и имелись сведения о том, что наша планета вращается вокруг своей оси, а Луна светит отраженным солнечным светом.

    Вавилоняне , жившие в среднем течении Тигра и Евфрата, проникли в центральную часть Малой Азии и, как считают специалисты, могли доходить до побережья Черного моря.

    На восточном побережье Средиземного моря жили финикияне , смелые мореплаватели древнего мира. Своё главное занятие – морскую торговлю, они вели в пределах всего Средиземного моря и западного побережья Европы. Именно они совершили замечательное путешествие вокруг Африки по приказанию египетского фараона Нехо.

    Египтяне могли определять продолжительность года и ввели солнечный календарь, также им были известны солнечные часы. Тем не менее, имея реальный практический опыт, в теоретическом плане народы древнего Востока сохраняли мифологический характер. Например, Землю древние египтяне представляли в виде плоского вытянутого прямоугольника, который со всех сторон окружен горами.

Замечание 1

С учетом всего этого можно сказать, что география возникла в глубокой древности, и было это связано с практической деятельностью людей – охотой, рыболовством, примитивным земледелием. Первые рабовладельческие государства возникали вдоль больших рек и естественных природных рубежей – гор и пустынь. Появлялись первые письменные документы, в которых отражались географические познания народов древнего Востока с описанием известной тогда части Земли.

Географические идеи античных ученых

Взгляды ученых античности среди географических идей древнего мира, имеют особое значение. Своего расцвета античная география достигла в Древней Греции и Риме с $XII$ в. до н.э. – $146$ г. н.э. Объясняется это, прежде всего, очень выгодным географическим положением на путях из Передней Азии в южные и западные страны Средиземноморья.

Ранними письменными документами греков являются эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» , по которым можно составить представление о географических познаниях этой эпохи. Землю, например, греки представляли в виде острова, имеющего форму выпуклого щита. Им были известны страны, прилегающие к Эгейскому морю, некоторые сведения об Африке, о кочевых народах, обитавших к северу от Греции.

Древние греки предпринимали попытки составления географических карт известных им территорий. Парменид – греческий мыслитель, выдвигал идею о шарообразности Земли, правда, к этому заключению он пришел не опытным путем, а исходя из своей философии.

    Много сочинений географического содержания было написано Аристотелем . Одно из сочинений получило название « Метеорологика», которое явилось вершиной географической науки Античности. Рассматривая вопрос о круговороте воды, образовании облаков и атмосферных осадков, он делает вывод о том, что реки несут свои воды в моря в объеме, который равен количеству испарившейся воды, поэтому уровень моря остается стабильным. Он же писал о землетрясениях, громе, молнии, пытаясь определить причины их формирования. Не только явления природы интересовали ученого. Он делает попытку связать влияние природных факторов на человека и его поведение. В результате Аристотель приходит к выводу, что люди, обитающие в районах с холодным климатом, имеют мужественный характер, но менее развитый интеллект и художественный интерес. Они не способны к государственной жизни, дольше сохраняют свою свободу и не могут господствовать над своими соседями.

    Народности, населяющие Азию, обладают художественным вкусом и очень интеллектуальны. Их недостатком является отсутствие мужества, поэтому живут в рабском состоянии.

    Имя второго величайшего греческого ученого – Геродот . Его работы имели огромное значение для географии, ценность которых связана с его личными путешествиями и наблюдениями. Геродот не только побывал, но и описал Египет, Ливию, Палестину, Персию. Им была описана ближайшая часть Индии, Скифия, берега Каспийского и Черного морей.

    Труд Геродота под названием «История в девяти книгах» после смерти ученого был разделен на девять частей – по числу муз и каждая отдельная часть была названа их именами. «История» Геродота с одной стороны является обобщающим историко-географическим трудом, а с другой стороны – важнейшим памятником путешествий и открытий. Путешествия Геродота не способствовали открытию новых земель, но помогали накапливать более полные и достоверные сведения о Земле.

    Новое географическое направление возникло в эпоху эллинизма ($330-146$ гг. до н.э.), получившее впоследствии название математической географии. Наиболее ярким представителем этого направления был Эратосфен. В своем труде под названием «Географические записки» , он впервые употребляет термин «география». В книге ученый дает описание Ойкумены, рассматривает вопросы математической и физической географии, объединяя, таким образом, все три направления под одним названием, поэтому его считают истинным «отцом» географической науки. До нашего времени «География» Эратосфена, к сожалению, не уцелела.

Замечание 2

Помимо перечисленных ученых надо назвать имена и других античных географов, таких как Страбон, философ-материалист Демокрит, Гай Плиний Секунда Старший, Тит Лукреций Кар, Клавдий Птолемей и др.

Римские ученые этого периода создавали обобщающие географические произведения , в которых делали попытку показать все разнообразие известного мира. Очень большой материал для географии давали походы и войны, которые вели римляне. Весь накопленный материал обрабатывали в основном греческие ученые – Страбон и Птолемей. Грек по происхождению, Птолемей жил в Египте во II веке н.э. Его географические воззрения представлены в книге «Географический путеводитель». Объем географического материала, которым располагал Птолемей, был значительно шире, чем у Страбона.

Надо сказать, что вплоть до $XV$ в. географы наиболее развитых стран мира к имевшимся географическим познаниям греков и римлян, почти ничего не прибавили. С достаточной ясностью намечались два пути развития географической науки:

  1. Описание отдельных стран – Геродот, Страбон;
  2. Описание всей Земли как единого целого – Эратосфен, Птолемей, который был самым выдающимся и последним представителем античной математической географии. В его представлении главная задача географии заключалась в создании карт. Наиболее совершенная карта древнего мира была составлена именно К. Птолемеем во $II$ в. н.э. Впоследствии она неоднократно издавалась в средние века.

Оба пути сохранились до наших дней. Значительные географические знания, таким образом, были накоплены в эпоху рабовладельческого строя. Установление шарообразности Земли, измерение её размеров, составление географических карт, написание первых географических сочинений были главными достижениями географии того времени. Были сделаны попытки дать научное объяснение физическим явлениям, происходящим на Земле.

Замечание 3

Античные ученые создали первые письменные документы, в которых давались представления о географических познаниях народов древнего Востока, и описывалась известная часть Земли.

Индия. Ворота в ограде культового сооружения (называемого ступа) в Санчи украшены резьбой по камню и фигурами животных. II век до н.э.

Образец непрочитанного до сих пор письма Индской цивилизации и стеатитовая печать (стеатит - мягкий камень). Мохенджо-Даро. Середина III тысячелетия до н. э.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Одно из важнейших достижений Древней Индии - создание позиционной десятичной системы счисления с применением нуля - той самой, которой пользуемся в настоящее время и мы. В хараппские времена (цивилизация долины Инда, III-II тысячелетия до н. э., или цивилизация Хараппы и Мохенджо–Даро, - по названию одного из городов, близ которого начались раскопки) индийцы, как полагают учёные, уже считали десятками.

Сначала, свидетельствуют древнейшие санскритские тексты, для записи чисел использовались слова: единица - «луна», «земля»; двойка - «глаза», «губы»... И лишь потом появились обозначения цифр. Но самое важное состояло в том, что числа записывались позиционно, от низших разрядов к высшим, так что одна и та же цифра, например «3», в зависимости от занимаемого места, могла обозначать и 3, и 30, и 300, и 3000.

Отсутствующие разряды обозначались маленьким кружочком и назывались «шунья» - «пустота». Чтобы оценить удобство этой системы, читателю достаточно написать римскими цифрами, например, число 4888 - MMMMDCCCLXXXVIII. Становится ясно, почему сирийский епископ и учёный Север Себохт считал, что для оценки десятичной системы не хватает хвалебных слов. Внешний мир, и прежде всего Запад, обошёлся с индийским открытием несправедливо: цифры, которые мы привыкли называть арабскими, сами арабы называли индийскими.

Самым знаменитым математиком Древней Индии был живший в гуптскую эпоху (IV-VI века) Арьябхата. Он систематизировал десятичную позиционную систему счисления, сформулировал правила извлечения квадратного и кубического корней, решения линейных, квадратных и неопределённых уравнений, задач на сложные проценты, наконец, создал простое и сложное тройное правило. Значение числа «пи» Арьябхата считал равным 3,1416.

Арьябхата был и выдающимся астрономом. Он утверждал, что Земля движется вокруг своей оси, верно объяснял причины солнечных и лунных затмений, чем вызвал резкую критику со стороны индусских жрецов и многих собратьев по науке. От гуптской эпохи до нас дошло несколько астрономических трактатов, обнаруживающих помимо оригинальных разработок знакомство индийских учёных с греческой астрономией, в том числе с трудами Птолемея. Древнеиндийская астрономия и математика оказали большое влияние на арабскую науку: заслуги индийских учёных признавал великий аль-Бируни.

Значительны достижения индийцев и в химии. Они были сведущи в рудах, металлах и сплавах, умели изготовлять прочные красители - растительные и минеральные, - стекло и искусственные драгоценные камни, ароматические эссенции и яды. В философских и научных трактатах учёные разрабатывали идеи о том, что все вещества в природе состоят из «ану» - атомов. Высокого уровня развития достигла медицина, прежде всего медицинская школа, известная как «аюрведа» - буквально «наука о долголетии» (она пользуется популярностью и в наши дни). В трактатах знаменитых врачей Чараки (I-II века) и Сушруты (IV век) описано лечение с помощью растительных и минеральных лекарств, диеты и гигиенических процедур множества заболеваний, включая и те, которые на протяжении многих последующих столетий в Европе лечили лишь «изгнанием бесов».

Знания анатомии и физиологии человека были в Древней Индии на довольно высоком уровне: индийские врачи правильно объясняли назначение многих органов. При постановке диагноза и назначении курса лечения врач должен был учитывать не только физическое состояние больного, которое определялось по совокупности самых различных показателей (пульс, температура тела, состояние кожных покровов, волос и ногтей, мочи и так далее), но и психологический настрой пациента.

Хирурги с помощью 120 видов инструментов производили сложнейшие для своего времени операции: трепанацию черепа, кесарево сечение, ампутацию конечностей.

Операция по восстановлению деформированных ушей и носа вошла в историю современной медицины как «индийская» - эту технику европейские врачи позаимствовали у своих индийских коллег лишь в XVIII веке. Существовали в Индии и представления о врачебной этике: так, Чарака призывал своих учеников «всей душой стремиться к исцелению больных» и «не предавать их даже ценою собственной жизни». Речь врача, поучал он, всегда должна быть вежливой и приятной, он обязан быть сдержан, рассудителен и всегда стремиться совершенствовать свои познания. Идя в дом больного, врач, указывал Чарака, должен «направлять свои мысли, разум и чувства ни к чему иному, кроме как к своему больному и его лечению». При этом строго соблюдать врачебную тайну, не рассказывать никому ни о состоянии больного, ни об увиденном в его доме. Во многих индийских городах существовали больницы (главным образом, для бедных и путников), открытые на средства царя или богатых горожан.

Помимо медицины своя «аюрведа» существовала для растений и животных.

См. в номере на ту же

Зачатки научных географических знаний возникли в период рабовладельческого строя, который пришел на смену первобытнообщинному и характеризовался более высоким уровнем производительных сил. Возникает первое разделение общества на классы и оформляются первые рабовладельческие государства: Китай, Индия, Финикия, Вавилония, Ассирия, Египет. В этот период люди стали пользоваться металлическими орудиями, применять орошение в земледелии; в больших масштабах развивалось скотоводство, появились ремесла и значительно расширился обмен товарами между различными народами. Все это требовало хорошего знания местности. Знания людей становятся более разносторонними. В этот период появилась письменность, которая дала возможность фиксировать и систематизировать накопленные знания.

Древнейшие памятники китайской письменности («Шаньхайцзин», «Юйгун», «Диличхи») появились в VII - III вв. до н. э. В них уже имеются некоторые географические сведения. «Шаньхайцзин» содержит в себе собрание мифов, легенд и описание путешествий. В «Юйгуне» описываются горы, реки, озера, почвы, растительность, хозяйственная продукция, землепользование, налоговая система, транспорт (Китая и районы, населенные другими народами. Одна из глав книги «Диличхи» - «История Ханьской династии» дает сведения о природе, населении, хозяйстве и административных районах Китая и соседних государств.

Китайские ученые провели ряд географических исследований. Например, Чжан Жун выявил взаимоотношение скорости течения воды и стока, на основании чего впоследствии были разработаны мероприятия по регулированию р. Хуанхэ. Ученый Гуан Цзы описал зависимость растений от почвы, грунтовых вод и некоторых других географических факторов. Пэй Сюй ввел шесть принципов составления географических карт, пользование масштабом, ориентирование на местности, показ высот и др. Кроме того, китайцы в древности изобрели компас и имели приборы для определения направления ветра и количества осадков.

Древнейшим очагом культуры является также Индия. Письменные памятники древних индусов, так называемые «Веды», относящиеся ко II тысячелетию до н. э., кроме религиозных гимнов, содержат сведения о народах, живших на территории Индии, и о природе этих районов. В «Ведах» упоминаются реки Афганистана (Кабул), описываются р. Инд, р. Ганг и Гималайские горы. Индусы знали Цейлон и Индонезию. В I в. н. э. индусы проникли через Гималаи и Каракорум в южные области Центральной Азии. Они открыли верхние части бассейнов рек, берущих начало на северных склонах Гималаев - Инда, Сатледжа, Брахмапутры, и пересекли высокогорные пустыни Тибета и Цайдама. Из Бенгалии они проходили в Восточную Бирму.

Древние индусы имели хороший календарь. В трактатах по астрономии, относящихся к VI в. н. э., уже указывается, что Земля вращается вокруг своей оси и что Луна заимствует свой свет у Солнца.

В нижнем течении рек Тигра и Евфрата в IV и III тысячелетиях до н. з. жили шумеры, которые занимались земледелием и скотоводством и торговали с соседними народами. По-видимому, они вели торговлю с Критом, (Кипром и плавали в страну Элам, расположенную на побережье Персидского залива (Иран), а также в Индию.

Культуру шумеров наследовали древние вавилоняне, основавшие свое государство, которое существовало по VII в. до н. э., в среднем течении рек Тигра и Евфрата. Вавилоняне проникли в центральную часть Малой Азии и, возможно, доходили до побережья Черного моря. Для некоторых территорий вавилонянами были составлены простейшие карты.

В верхнем течении Тигра и Евфрата с конца III тысячелетия до н. э. и до конца VII в. до н. э. существовало государство ассирийцев, которые впоследствии завоевали всю Месопотамию и предпринимали военные походы в Египет, Сирию, Закавказье и Иран.

Смелыми мореплавателями древнего мира были финикияне, жившие на восточном побережье Средиземного моря. Главным занятием их была морская торговля, которая велась в пределах всего Средиземного моря и захватывала западное (атлантическое) побережье Европы. На берегах Средиземного моря финикиянами было основано много городов, среди которых в VI - V вв. до н. э. особенно выдвинулся Карфаген. В конце VI и первой четверти V в. до н. э. карфагеняне провели смелое предприятие по колонизации западного побережья Африки. Об этом событии нам известно из официального письменного документа, находившегося в храме Эля в Карфагене. В нем содержится указ об организации экспедиции и описание путешествия вдоль берегов Африки.

Финикияне совершили замечательное путешествие вокруг Африки, которое было предпринято ими по приказанию египетского фараона Нехо. Это путешествие позже было описано греческим ученым Геродотом. Подробности описания подтверждают достоверность плавания, которое было совершено в три года. Каждую осень моряки высаживались на берег, высевали зерно, собирали урожай и плыли дальше. Во время путешествия они видели солнце только с правой стороны. Финикияне огибали Африку с юга, двигаясь с востока на запад, и, следовательно, могли видеть солнце на севере, т. е. с правой стороны в полдень. Эта деталь в рассказе Геродота является доказательством плавания вокруг Африки.

Древние египтяне знали Центральную Африку, совершали плавания по Красному морю в страну Пунт (африканский берег от современного Массу а до полуострова Сомали) и посещали Южную Аравию. На востоке они имели сношения с финикиянами и вавилонянами, а на западе подчинили себе ряд ливийских племен. Кроме того, египтяне вели торговлю с Критом.

Много сделали для развития всех наук, в том числе и географии, древние греки и римляне. Положение Греции на путях из Передней Азии в южные и западные средиземноморские страны ставило ее в очень выгодные условия для торговых сношений, а следовательно, и для накопления географических познаний.

Самыми ранними письменными документами греков являются приписываемые Гомеру эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», запись которых относится к VIII - VII вв. до н. э., но описываемые в них события происходили примерно в XVI - XII вв. до н. э. По этим поэмам можно составить представление о географических познаниях эпохи. Греки представляли Землю в виде острова, имеющего форму выпуклого щита. Они хорошо знали страны, прилегающие к Эгейскому морю, о более же удаленных районах имели неясные представления. Однако им были известны крупные реки Средиземноморско-Черноморского бассейна: Рион (Фазис), Дунай (Истр), По (Падуе) и др.; а также они имели некоторые сведения об Африке и о кочевых народах, обитавших к северу от Греции.

В древней Греции делались попытки составления географических карт известной в то время территории. Греки пытались также объяснить различные природные явления с точки зрения естественнонаучных теорий. Греческим мыслителем Парменидом (V в. до н. э.) была выдвинута идея о шарообразности Земли. Однако он пришел к этому заключению не путем опытных данных, а исходя из своей философии о совершенных формах. Пармениду и Пифагору приписывается подразделение земного шара на пять кругов, или поясов: арктический, летний, экваториальный, зимний и антарктический.

Очень большое значение для развития географии имели работы величайшего греческого ученого Геродота (484-425 гг. до н. э.). Ценность этих работ заключается в том, что они составлялись на основании его личных путешествий и наблюдений. Геродот посетил и описал Египет, Ливию, Финикию, Палестину, Аравию, Вавилонию, Персию, ближайшую часть Индии, Мидию, берега Каспийского и Черного морей, Скифию (южную часть Европейской территории СССР) и Грецию (рис. 1).

По Геродоту, обитаемая Земля делилась на три части: Европу, Азию и Ливию (Африку) 1 . Средиземное море на севере переходит в Понт Эвксинский (Черное море) и Меотическое озеро (Азовское море).

Однако в описаниях Геродота содержится и много ошибочных представлений.

Ряд произведений, касающихся географии, написал философ-материалист Демокрит, Он много путешествовал и составил географическую карту, которая была использована при составлении позднейших карт. Демокрит поставил ряд географических проблем, которыми в дальнейшем занимались многие ученые: измерение известной тогда суши, а затем и всей Земли, зависимость органической жизни от климата и т. п.

Для развития географии в древней Греции важное значение имели походы Александра Македонского и морские путешествия за пределы Средиземного моря. Среди последних наибольший интерес представляет плавание Пифея из Массилии (Марсель). Пифей, пройдя Гибралтарский


пролив, поплыл вдоль берегов северо-западной Европы и предположительно достиг Норвегии. В записках Пифея упоминаются густые туманы, льды и полуночное солнце, что показывает на высокие широты, достигнутые им. Можно предполагать, что Пифей обогнул Великобританию и видел Исландию.

Во времена Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) представление о Земле как о шаре становится уже общепринятым. Доказательством шарообразности он считал круглую форму тени Земли, которую можно было наблюдать на Луне во время затмения.

Следующим, в высшей степени важным вопросом, разрешенным греческими и александрийскими учеными, был вопрос о размерах Земли. Первым исторически известным определением размеров Земли нужно считать попытку ученика Аристотеля Дикеарха (300 лет до н. э.). Об этом измерении сохранилось очень мало сведений. Гораздо больше мы знаем об измерениях, произведенных александрийским ученым Эратосфеном (276-196 гг. до н. э.). Способ, примененный Эратосфеном, очень близок к принципу современных измерений. Несмотря на малую точность инструментов и допущенные ошибки, длина земной окружности, определенная Эратосфеном, оказалась очень близкой к действительности.

Второй очень важной заслугой Эратосфена является создание одного из первых систематических трудов по географии. В первой части этого сочинения рассматривалась история географии, во второй - форма и величина Земли, океаны, суша, климатические зоны и в третьей давалось описание отдельных стран. Книга называлась «Географика». Это слово впервые было употреблено Эратосфеном, и с тех пор описание всей Земли или какой-либо части ее поверхности стало называться географией. Слово география в буквальном переводе с греческого значит землеописание.


После Эратосфена нужно отметить еще александрийского астронома Гиппарха, который первым ввел градусную сеть, основанную на делении окружности земного шара на 360°, и указал принципы точного построения карт.

Наследником культурных завоеваний Греции и Александрии сделался Рим. Нужно сказать, что крупных географов-путешественников римлян мы знаем очень немного. Походы и войны римлян дали для географии очень большой материал, но обработку этого материала производили главным образом греческие ученые. Наиболее крупными из них являются Страбон и Птолемей.

Греческий ученый Страбон родился около 63 г. до н. э. Среди работ Страбона нужно отметить его «Географию», состоящую из 17 книг. Из них две книги были посвящены математической географии, восемь - Европе, шесть - Азии и одна - Африке. Страбон подобно Геродоту был выдающимся путешественником. Прежде чем написать «Географию» он посетил Западную Европу, Грецию, Египет и известную в то время часть Азии.

Математик и географ Клавдий Птолемей, грек по происхождению, жил в Египте в первой половине II в. н. э. Крупнейшей его работой было создание «системы мира», которая господствовала в науке более тысячи лет. Географические воззрения Птолемея выражены в книге «Географический путеводитель». Свою географию он строит на чисто математических началах, прежде всего указывая географическое определение широты и долготы каждого места.

Птолемей располагал более значительным географическим материалом, чем Страбон. В его работах мы находим сведения о Каспийском море, о р. Волге (Ра) и р. Каме (Восточная Ра). При описании Африки он подробно останавливается на истоках Нила, и его описание во многом сходно с новейшими исследованиями.

В работах Страбона и Птолемея подведены итоги всех географических познаний древнего мира, которые довольно велики. Географы наиболее развитых стран Западной Европы до XV в. почти ничего не прибавили к тем географическим познаниям, которыми располагали греки и римляне до III в. Из приведенных примеров главнейших географических произведений древности уже с достаточной ясностью намечаются два пути развития географии. Первый путь - это описание отдельных стран (Геродот, Страбон). Второй путь - описание всей Земли как некоторого единого целого (Эратосфен, Птолемей). Эти два основных пути в географии сохранились и до настоящего времени. Таким образом, в эпоху рабовладельческого строя были накоплены значительные географические знания. Главнейшими достижениями этого периода были установление шарообразной формы Земли и первые измерения ее размеров, написание первых крупных географических сочинений и составление географических карт и, наконец, первые попытки дать научное объяснение физическим явлениям, происходящим на Земле.

Конспект урока курса "Медицинская география. Тема: Развитие медико-географических представлений в Древней Индии, Древнем Тибете и в средние века в арабских странах (10 класс)

Дата публикации: 06.04.2015

Краткое описание: Цель: Формирование научных представлений в различных государствах. Задачи: Сформировать знания о медико-географических представлениях в Древней Индии, Древнем Тибете и в средние века в арабских странах, установить уникальность Тибетской медицины.Сформировать з

предварительный просмотр материала

Урок 4 Слайд № 1

Тема: Развитие медико-географических представлений в Древней Индии, Древнем Тибете и в средние века в арабских странах.

Цель: Формирование научных представлений в различных государствах.

    Сформировать знания о медико-географических представлениях в Древней Индии, Древнем Тибете и в средние века в арабских странах, установить уникальность Тибетской медицины.

    Сформировать знания о развитии медико-географических представлений в Средние века, расширить кругозор о науке в Средние века.

    Продолжить развитие у учащихся познавательного интереса; стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся;

Тип урока: урок-лекция с элементами беседы.

Ход урока:

I. Этап «Орг. момент».

Проверка готовности уч-ся к уроку.

II. Этап «Изучение нового материала». Прием «Лекция». Слайд № 2

Эпиграф «Когда мы обращаемся к медицине древнего периода, то даже если она берёт своё начало от такого просветлённого источника, как Будда Медицины, наше высокомерие часто заставляет нас полагать, что всё это устарело и неприменимо в современном мире».

План лекции: Слайд № 3

    Развитие медико - географических представлений в Древней Индии. Слайды № 4-7

Народ Древней Индии раньше других стал накапливать знания о различных болезнях и способах их излечения. В великом памятнике литературы - Ведах - содержались не только мифы и предания о богах и мудрецах, но и медицинские предписания и рекомендации.

Медицинские познания были собраны в Яджур-Веде, составленной примерно в IX веке до нашей эры. Согласно им, человек в случае болезни или ранения должен обращаться к богам-врачевателям. Позже были составлены объяснения текстов, сделанные различными лекарями. Основателями медицины считались боги Шива и Дханвантари. «А бушующее море, помимо всевозможных драгоценностей, выбросило на землю первого ученого врача».

Изначально лечить могли только брамины, не бравшие плату за лечение. Постепенно появилось целое сословие - каста ведия, занимающееся исключительно медициной. Брамины же в дальнейшем только преподавали врачебное искусство и именовали себя гуру. Во время обучения ученик всюду следовал за

своим учителем, изучая священные книги, лекарства и методы лечения. Только после прохождения образования, врач получал от раджи право заниматься медициной.

Главными особенностями индийских врачей-представителей касты ведия были обязанность чисто одеваться, стричь ногти и бороду, уважительно разговаривать и приходить к пациенту по первому требованию. За свой труд лекарь брал плату, а лечились даром только брамины. Врач не обязан был

помогать неизлечимому больному. Все лекарства назначались после тщательного осмотра пациента и установления характера заболевания. Помимо браминов и представителей касты ведия, существовали народные врачи - знахари.

Широко практиковались в Древней Индии хирургические вмешательства, а сама хирургия называлась шалия. К некоторым наиболее известным в то время операциям относятся удаление камней из мочевых путей, извлечение катаракты, наложение фиксирующих давящих повязок при переломах и ранах, остановка кровотечений путем прижигания, пластические операции (например, восстановление целостности носа или уха путем пересадки тканей из здорового соседнего участка тела).

Большое количество медицинских трудов было посвящено гигиене. В них рассказывалось о том, что пища должна быть свежей, о пользе купания и применения мазей, а также о чистке зубов. Было известно огромное количество лекарственных трав. Для приготовления медикаментов использовались также различные части животных. Изучены были свойства металлов и других химических веществ, а также их соединений. Были открыты многие яды и способы борьбы с ними.

    Развитие медико - географических представлений в Древнем Тибете, уникальность тибетской медицины. Слайды № 8-10

Медицина древнего Тибета - уникальный синтез научных и философских знаний. Впервые возникнув на основе индийского учения, она продолжала развиваться и совершенствоваться. По нынешний день принципы восточной медицины пользуются большой популярностью, эффективно совмещая вековую мудрость с современными методиками диагностики и лечения.

Основой медицины древнего Тибета является сочинение «Четыре тантры» Трактат представляет собой собрание практических и теоретических знаний, рассказывает о лекарственных веществах и философии восточной медицины Тибета.

Основным источником медицинского знания в древнем Тибете считается трактат, созданный ученым-лекарем Вагбхатой-младшим на рубеже II-III веков. На тибетский язык он был переведен в VII веке по указу царя Трисонг Децены,

Основа медицины Древнего Тибета - учение о трех сущностях - ньепа, к которым относятся слизь, ветер и желчь. Человек существует путем их взаимодействия друг с другом, а при нарушении этих взаимоотношений возникают яды - тупость, гнев и привязанность. Таким образом, все заболевания организма связывались с разумом. Для того чтобы вылечить болезнь, нужно принимать во внимание состояние других органов, которые ослаблены и могут препятствовать излечению. Основными принципами терапии являлись: «лечить больного, а не болезнь», «лечить там, откуда боль приходит, а не там, где болит», «организм нужно лечить как единое целое».

К основным методам терапии, практиковавшимся в древнем Тибете, относились диета, правильный образ жизни, лекарственные препараты и различные процедуры. Они использовались как по отдельности, так и в совокупности, в зависимости от тяжести состояния больного и других факторов.

Согласно трактату «Чжуд-ши», нет таких растений, которые не могли бы использоваться в качестве лекарств. Для их изготовления использовались любые средства, а рецепты медикаментозных препаратов иногда насчитывали несколько десятков ингредиентов, смешанных в определенных соотношениях. Если отсутствовал хотя бы один компонент - лекарство считалось бесполезным.

Физминутка. Прием «Ленивые восьмерки»

Учитель предлагает выполнить упражнение, активизирующие структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания. Слайд № 11

    Развитие медицинских знаний в Средние века и в арабских странах. Слайды № 12-14

Понятие «средневековье» укрепилось за периодом, ограниченным временем между античностью и Возрождением. «Промежуточные века» - так еще называют этот исторический период. Одной из его особенностей является огромная продолжительность во времени - около тысячелетия.
Характерным для средневековья является рост городов, в которых отмечались высокая плотность населения, антисанитарные условия, низкий уровень медицинской помощи больным. Все это способствовало массовому распространению эпидемий. Судя по описаниям, это были чума, тиф, дизентерия, оспа.
Рассмотреть развитие медико-географических представлений в этот исторический период во многих странах нет возможности. Остановимся, хотя и очень кратко, лишь на арабских странах, объединенных в единое мусульманское государство - Халифат, где медицина получила значительное развитие. Этому способствовали успехи в области химии и ботаники, что продвинуло развитие лекарствоведения, способствовало созданию ранее неизвестных лекарственных препаратов. Наряду с химией и ботаникой значительное развитие получили математика, астрономия, география. Относительно меньшие успехи были достигнуты учеными Халифата в области анатомии, хирургии, акушерства в связи с религиозными запретами ислама.
Крупнейшим ученым и выдающимся врачом средневековья был Абу Али Ибн Сина (Авиценна) (980-1037 гг.). Им составлены труды по медицине, геологии, астрономии, химии, истории геологии

Однако наиболее огромен вклад Ибн Сины в медицину. В этой области им написано более 20 работ. Самое главное его медицинское сочинение «Канон врачебной науки». «Канон» состоит из пяти книг. Первая из них содержит общие вопросы медицины, сведения по анатомии, общие понятия о болезнях, их причинах, проявлениях, сохранении здоровья и способах их лечения. Во второй книге излагаются данные о лекарствах и механизмах их действия. В третьей дается описание отдельных заболеваний и способов их лечения. Четвертая книга посвящена хирургие, в пятой дано описание сложных лекарственных веществ, ядов и противоядий.

Большое место в «Каноне» отводится вопросам гигиены. Правила охраны здоровья, диететика ученого явились основой для множества работ на эти темы исследователей в последующих поколениях.
Много внимания уделял Ибн Сина взаимодействию среды и человека, роли окружающей среды в возникновении заболеваний, отмечая зависимость здоровья от географических условий местности, в которой проживает человек. Ибн Сине принадлежат следующие поэтические строки:

Подвержен всем изъянам. Природою лечись - в саду и чистом поле.
III. Этап «Закрепление учебного материала» Слайд № 16

Вопросы для беседы:

    Что вы можете сказать о способах лечения болезней в Древней Индии?

    Кто такие брамины? Назовите главную особеннлостбь индийских врачей?

    Какие медицинские процедуры широко практиковались в Древней Индии?

    Чему было посвящено большинство древнеиндийских медицинских трудов?

    Почему медицину Древнего Тибета считают уникальной?

    Назовите основной принцип древнетибетской медицины?

    Назовите крупнейшего и выдающегося врача средниких веков?

    Чему в медицине Ибн - Сина придавал огромное значение?

    Чему посвящены строки его стихотворения: Слайд № 17

Подвижный, быстрый человек С гимнастикой дружи, всегда веселым будь,
Гордится стройным станом, И проживешь сто лет, а может быть, и более.
Сидящий сиднем целый век Микстуры, порошки - к здоровью ложный путь,
Подвержен всем изъянам. Природою лечись - в саду и чистом поле?
IV. Этап «Итоговый». Выставление оценок.

V. Этап «Рефлексия». Слайд № 18

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. Сегодня я узнал… 7. Я научился…
2. Было интересно… 8. У меня получилось …
3. Было трудно… 9. Я смог…
4. Я выполнял задания… 10. Я попробую…
5. Теперь я могу… 11. Урок дал мне для жизни
6. Я приобрел…

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском