Мода и стиль

Лукреция Борджиа (Lucretia Borgia) - биография, информация, личная жизнь. Личная жизнь Лукреции Борджиа

Лукреция Борджиа (Lucretia Borgia) - биография, информация, личная жизнь. Личная жизнь Лукреции Борджиа


Участие в войнах: Междоусобная война
Участие в сражениях:

(Giovanni Borgia, Джованни Борджиа) Герцог Гандия и Сесса, старший сын Родриго Борджиа (римский папа Александр VI) и его любовницы Ванноццы деи Каттанеи

В сентябре 1493 г. он женили на испанке Марии Энрикес де Луна — нареченной сводного брата, Педро Луиса, скончавшегося незадолго до этого. Её отцом был брат королевы Хуаны Энрикес , а мать — внучка герцога Трухильо. Хуан и Мария оставили двое детей: Изабель (1498—1557 гг.), приняла постриг в монастыре св. Клары, Гандиа , Хуан Борджиа Энрикес - третий герцог Гандийский.

Его отец, римский папа Александр VI , растил сына воином и рассчитывал сделать из него величайшего военачальника Папской области , а его брата Чезаре кардиналом. Хуан получил титул князя Сессии и Гандии, был коннетаблем Неаполя, носившим гордое звание «Папский знаменосец и генерал капитан Церкви».

Хуан Борджиа погиб в возрасте двадцати двух лет в ночь на 14 июня 1497 г. неподалеку от пьяццы делла Джудекка. Его труп выловили из Тибра с девятью колотыми ранениями. Враги Борджиа пустили слух, что убийство заказал его младший брат,

Эта златовласая итальянка была современницей Леонардо да Винчи, Франсуа Рабле и Христофора Колумба. Она не владела кистью, не писала романов и не открывала новых, земель. И тем не менее осталась в истории на века.

Роковой клубок

Согласно историческим хроникам, род Борджиа произошел из Испании, однако в этой стране никакими лаврами увенчан не был. Зато громкой славой отмечен в Италии, где эта семья «подарила» католикам двух крайне неоднозначных римских пап — Каликста III и Александра VI. По одной из версий, первый из них, именовавшийся в миру Альфонсо, имел скандальную репутацию, поскольку много лет был гражданским мужем своей сестры Иоанны Борджиа, и якобы этой связи обязан появлением на свет Родриго Борджиа — будущий Римский Папа Александр VI.

По другой — Родриго приходился Альфонсо-Каликсту племянником, изучал в Италии юриспруденцию и успешно занимался адвокатурой. Затем неожиданно стал военным, но с восшествием Альфонсо на папский престол также принял решение посвятить себя церкви.

Его прирожденное красноречие, а также необычайная ловкость в ведении дел быстро возвели предприимчивого неофита на ключевые посты. Хотя многие из его окружения были убеждены, что стремительным продвижением по карьерной лестнице Родриго обязан прежде всего протекции Папы Каликста. Когда Родриго получил кардинальское звание, а вместе с ним и новые материальные возможности, его алчность стала беспредельной: он охотно проворачивал выгодные дела как с маврами, так и с евреями, вопреки всем предрассудкам века и принятым тогда обычаям. Таким образом он сколотил огромное состояние, которое и помогло ему достичь папского престола. Кроме стяжательства была у Родриго еще одна страсть — женщины. Его любовные похождения обсуждались обывателями с не меньшим азартом, чем рост его благосостояния.

Еще живя в Испании, Родриго сошелся с престарелой вдовой, а потом влюбил в себя младшую из ее дочерей (по одним источникам — Розу-Ванессу, по другим — Розу Ваноцци). И когда отец-дядя Альфонсо вызвал сына-племянника к себе в Ватикан, тот сразу же перевез из Валенсии и свою даму сердца. К тому времени Роза-Ванесса уже имела от Родриго двоих сыновей, Джованни и Чезаре, а в 1480 году родила девочку, которую нарекли Лукрецией.

О детстве Лукреции достоверных сведений мало. Очевидно, она получила хорошее образование, разбиралась в музыке, живописи и поэзии, что, собственно, и требовало ее социальное положение. Что же касается увлечений историей и алхимией, то тогда это было модным поветрием и занимались этим практически все. Ну а владение несколькими иностранными языками (кроме основного, латинского) свидетельствовало не столько о широкой эрудиции, сколько об объективном положении вещей — в ту эпоху Италия, Франция, Португалия, Испания, раздробленные на отдельные княжества, существовали в смешанном языковом пространстве.

Главными же «университетами» Лукреции стали придворные интриги и дворцовая жизнь, насыщенная сугубо раблезианским колоритом. А яркая красота, горячая испанская кровь и рано пробудившаяся чувственность уже к 11 годам сделали ее пусть и полураспустившимся, но притягательным созданием.

Нравы в те времена были незамысловаты и кровавы. Видимо, поэтому никто не удивился, когда два первых кавалера Лукреции один за другим отправились на тот свет. Имена убийц также не являлись тайной, поскольку едва ли не всем было очевидно, что и Джованни, и Чезаре питали к своей сестре не совсем братские чувства. И если старший, красивый и вальяжный Джованни, унаследовал незлобивый характер матери, то Чезаре, гордящийся сходством с отцом, обнажал кинжал по любому поводу. Быть может, поэтому кардинал Родриго поспешно отправил своих сыновей учиться подальше от сестры и друг от друга — одного в Пизанский, другого в Падуанский университеты. Но это не помогло...

В 1492 году Лукреция Борджиа родила от Джованни девочку, которую тут же отдали на воспитание в крестьянскую семью. А юную грешницу незамедлительно обвенчали хоть и с титулованным, но небогатым арагонским дворянином доном Эстебаном. Это «мероприятие» было также призвано положить конец разговорам о кровосмесительной связи Лукреции с собственным отцом, который и на шестом десятке умудрялся источать неуемную жизненную энергию и сохранять живой ум. Когда же нашелся более выгодный марьяжный вариант, Борджиа просто откупились от сыгравшего свою роль бутафорского мужа.

Достойная святейшего

По случаю перерождения в том же 1492 году кардинала Родриго в Римского Папу Александра VI семья первым делом упрочила положение своих незаконнорожденных детей: Джованни получил герцогство Гандийское, Чезаре — Валенсию и Романью, а Лукреция — нового, куда более подходящего ей по положению, жениха, брак с которым обеспечивал клану Борджиа необходимый политический союз с могущественным родом миланских герцогов. В то время как богатый вдовец граф Джованни Сфорца решил обрести новую супругу, Лукреции не исполнилось еще и тринадцати. Впрочем, тогда это обстоятельство было не столь важно: будь она и старше — ее желанием все равно никто не стал бы интересоваться. К тому же ходили упорные слухи о том, что отец выгодно использовал красоту своей дочери и, по всей видимости, далеко не всегда руководствуясь ее согласием. Свадьбу с Джованни Сфорца сыграли через год, с подобающим событию размахом. Но уже через неделю сиятельного мужа и след простыл, а Лукреция вопреки обычаям за ним не последовала. Сама ли новобрачная разобралась с дражайшей половиной или ее родня указала ему надлежащее место — неизвестно. Но Сфорца редко напоминал Борджиа о своем существовании, видимо, не желая иметь дела с семьей, за которой уже тогда тянулся шлейф недоброй славы. Пребывая в таком замужестве, Лукреция вела совершенно свободную и беззаботную жизнь. Отец обеспечил любимую дочь огромным состоянием, подарил ей собственный дворец в дорогом квартале Рима. Дом Лукреции поражал роскошью. Был здесь и светский салон с целым сонмом поэтов, художников и музыкантов — меценатствовать считалось хорошим тоном во все времена.

Когда же отец семейства воцарился в Ватикане, приняв имя Александра VI, Лукреция фактически поселилась в покоях Папы, ведь проживание в ватиканском дворце сулило самый большой соблазн — возможность властвовать. С тех самых пор святая обитель превратилась в эпицентр изощренного разгула, немалая роль в котором отводилась, по мнению современников, и Лукреции. Нетрудно представить, какое раздражение должны были испытывать подданные понтифика, когда, помимо прочего, его дочь принялась заправлять делами святого отца: читать папскую корреспонденцию, созывать кардиналов на коллегии, решать — кого награждать, а кого наказывать. Поведение Лукреции, равно как и попустительствовавшего ей Папы, не могло не шокировать: каково было, скажем, послу иностранного государства или провинциальному епископу, добившимся приема у главы Церкви, увидеть вместо почтенного старца юную кокетку в вызывающих туалетах? — вопрошают современники. Интересно, была ли Лукреция таковой на самом деле? Почему отец доверял ей настолько, что позволял от своего имени решать едва ли не любые вопросы? Известен факт, что в скором времени Александр VI назначил Лукрецию губернатором городов Сполетто и Фолиньо, поправ непреложное доселе правило, гласившее, что столь высокий пост мог занимать лишь мужчина с кардинальским титулом. Однако, если верить историческим свидетельствам, Лукреция показала на этой стезе весьма недюжинные способности. Например, когда вражда между городами Терни и Сполетто грозила перерасти в кровавое противостояние, юная губернаторша в качестве «посла доброй воли» изыскала способ примирить противников. Очевидно, Александр VI направил свою дочь в бунтующие города не случайно — был уверен в уме и исключительных деловых и организационных качествах Лукреции...

«Святое» семейство

Впрочем, качества эти были присущи всему семейству Борджиа. Собственные планы Александра VI — подчинить своей власти не только все земли Италии, но и ближней Европы — требовали золота. И в этом вопросе его фантазия была неистощима. Поначалу понтифик привычно пользовался опытом предшественников: объявлял новый крестовый поход против мусульман, дабы окончательно отвоевать Гроб Господень. Это давало возможность рассылать по всему христианскому миру монахов, в обязанности которых вменялось всемерно содействовать пожертвованиям на святое дело — понятно, что собранное золото оседало в кладовых семьи Борджиа. А когда все более неконтролируемые потребности как самого Папы, так и его любимых чад перешли все границы, он изобрел собственное «ноу-хау»: на праздники приглашались знатные вельможи и богатые священники, для которых этот пир должен был стать последним: их попросту убивали, а имущество жертв — конфисковывали. «Александр VI с лихорадочной алчностью обирал и живых, и мертвых, — свидетельствует современник. — Величайшим наслаждением для него было лицезрение человеческой крови». К тому же под рукой всегда находился виртуозно владевший кинжалом Чезаре. Однако, справедливости ради, нужно сказать, что предпочтение Борджиа отдавали все-таки «бескровным методам убийства».

Яд Борджиа давно стал притчей во языцех — сотни лет про него слагались легенды. Папские химики изготовляли для Александра VI целый арсенал чрезвычайно сильной отравы. Тут и открытие Америки пришлось как нельзя кстати: во многих составах использовались неизвестные в Европе растения и коренья, специально привезенные из Нового Света. Знаменитое вино Борджиа благодаря различной «дозировке» оказывало свое действие спустя разное время — от месяца до нескольких лет. Последствия отравления таким напитком по симптомам напоминали лучевую болезнь: у обреченного выпадали волосы и зубы, отслаивалась кожа, а смерть наступала в результате паралича дыхательного центра. В случае особой надобности в качестве быстродействующего и вернейшего средства клан Борджиа пользовался своим излюбленным ядом — без цвета и запаха и не имевшим противоядия. Особо же преуспели в изощренности обращения с отравой Чезаре и Лукреция. Чезаре носил смертоносный перстень, с внутренней стороны которого выступали два львиных когтя, вот они-то при необходимости и смазывались ядом. В момент рукопожатия Чезаре легко царапал руку собеседника внутренней стороной перстня и тут же его выбрасывал. Собеседник же отправлялся в мир иной. Утверждали, что помимо перстня Чезаре владел искусством разрезать отравленным ножом персик так, чтобы самому, съев одну половинку, оставаться невредимым, в то время как отведавший другую часть плода погибал в страшных мучениях.

Что касается Лукреции, то она, как утверждала молва, вручала надоевшим любовникам обыкновенный вроде бы ключ к тугому замку ее спальни — нетерпеливый кавалер в спешке ранил пальцы о едва заметный на рукоятке острый шип и через сутки расставался с жизнью. Сколько поклонников заплатили таким образом за свою страсть к зеленоглазой красавице, точно не известно, однако говорили, что счет велся на десятки.

Впрочем, пословица, утверждающая, что тот, кто роет яму другому, сам в нее и попадет, — оказалась для Борджиа более чем реальной. Главный отравитель в итоге сам отведал своего варева! Под конец жизни Папа решил разом поквитаться с неугодными ему кардиналами и пригласил их на званый обед. Для чего заранее были приготовлены две бутылки особого вина, в хранении и обращении с которым надлежало принимать повышенные меры предосторожности. Но слуга, который не был введен в курс дела, случайно подал яд самим заговорщикам. Александр, несмотря на возраст, привычно выпил свой кубок залпом, а Чезаре разбавил поданный ему напиток водой. Отведав своего вина, оба сразу почувствовали сильные рези в желудке. У понтифика тотчас начались конвульсии, и врачи были бессильны даже хоть как-то облегчить его страдания — Папа умер, не прожив и суток. А Чезаре несколько дней находился между жизнью и смертью, однако разбавленный водой напиток потерял смертельную силу — проболев почти год, он выкарабкался. Но до этого судного часа у Папы было еще целое десятилетие безраздельной власти над всей страной.

Укрощение строптивой

Графу Джованни Сфорца, коему союз с юной красавицей принес сплошное разочарование и всеобщие насмешки, можно было только посочувствовать. Хотя судьба его хранила — он все еще продолжал жить, в то время как многим другим избранникам Лукреции везло гораздо меньше. А 5 лет спустя некие высшие соображения снова побудили Папу Александра VI выдать любимую дочь замуж — теперь ради упрочения связей с Неаполитанским королевством. Правда, на сей раз безропотный вариант не прошел — Лукреция совершенно неожиданно заявила, что в прежнем качестве возвращаться к отцу не намерена. Тогда он применил силу: ватиканские гвардейцы арестовали строптивицу и заточили в монастырь Святого Сикста. С окончательно униженным графом Сфорца поступили еще более неприглядно, объявив его больным и вследствие этого супружески несостоятельным — причина для развода более чем очевидная.

Тем временем семнадцатилетняя Лукреция, ожидавшая официального расторжения супружеских уз в монастырских стенах, сошлась с камергером Педро Кальдесом, который был приставлен к ней для надзора. Любовникам довольно долго удавалось скрывать свои отношения. Связь их выдала лишь явная беременность Лукреции. Когда же ее заметил брат Чезаре, он в ярости набросился на совратителя с ножом прямо на глазах Папы. Но, забрызгав кровью и ватиканский трон, и восседавшего на нем родителя, лишь ранил Кальдеса. И тем не менее шансов выжить у провинившегося камергера все равно не было — через несколько дней его труп выловили в Тибре вместе с телом любимой камеристки Лукреции, поплатившейся за недоносительство.

Дальше — больше: ревность Чезаре к брату Джованни и прежде была нескрываемой, а когда в начале 1497 года он узнал, что отец видит своим преемником первенца, Джованни был обречен — ему перерезали горло и утопили в том же Тибре. Спешное бегство Чезаре из города навело безутешного отца на мысль о его виновности. Александр «запытал до смерти многих знатных нотаблей, выбранных наугад», и по их показаниям убедился в этом. «Тогда, — пишет папский церемониймейстер Бурхард, — он осушил слезы и, запершись в своих покоях, утешался в объятиях Лукреции». Прошло совсем немного времени, и домой возвратился милостиво прощенный Папой Чезаре.

В знак примирения отца с сыном была устроена грандиозная охота, масштабы которой, судя по свидетельству современников, с трудом поддавались описанию.

Калейдоскоп замужеств

В мае 1498 года Лукреция родила мальчика, нареченного Джованни. На семейном совете было решено, что мать никогда не сможет взглянуть на сына, рожденного от презренного Педро Кальдеса. Но тем не менее младенца решили узаконить. Таким образом, на свет появились сразу две папские буллы: в одной Александр VI утверждал, что Джованни — сын Чезаре от связи с некой незамужней женщиной.

Вторая булла — тайная — признавала, что в действительности «римский инфант» не кто иной, как ребенок самого Папы. Этот документ Александр велел оставить якобы стой целью, чтобы узаконить передачу внуку герцогства, на которое претендовал неуемный Чезаре. Когда стало известно о буллах, семья Борджиа в очередной раз подверглась всеобщему порицанию. А спустя год после развода с графом Сфорца Лукрецию выдали замуж за Альфонсо Арагонского, герцога Бисалью, из царствующего неапольского дома. Кроме политической перспективы породниться с арагонской династией, брак с 17-летним побочным сыном короля Альфонсо II сделал Лукрецию хозяйкой состояния, которому могла позавидовать любая европейская принцесса. Впрочем, так же, как и в прежние времена, герцог Бисалья отправился к себе в Неаполь, а его супруга... вновь осталась при Папе, продолжая вести привычный образ жизни.

Получилось так, что выполнить задуманное — присоединить посредством очередного брака дочери Неаполь к римским владениям — Папе не удалось. Тогда он, приложивший к этому важному делу столько усилий, объявил зятя изменником. Относительно плачевной судьбы очередного официального супруга Лукреции исторические хроники разнятся. По одной версии, Чезаре по какому-то малозначительному поводу придрался к Альфонсо на семейном приеме и тут же заколол его кинжалом. По другой — старший Борджиа послал к нему наемных убийц, но покушение не получилось: Лукреция несколько месяцев заботливо выхаживала супруга. И Альфонсо совсем уже было поправился, но вот окончательно выздороветь ему не удалось. Все тот же Чезаре, разметав охрану, ворвался в его покои и собственными руками задушил несчастного принца.

После неудачи с Неаполем интересы Александра VI сосредоточились на севере Италии. В связи с чем он в который уже раз подобрал для овдовевшей дочери новый «политический» вариант — герцога Феррары Альфонсо д"Эсте.

Очередная свадьба Лукреции состоялась в 1501 году. Действо было организовано вполне в традициях тогдашнего Ватикана, как свидетельствовали очевидцы, «с такой пышностью и развратом, какового не знала даже языческая древность». Спустя недолгое время Лукреция вместе со своим мужем Альфонсо д"Эсте покинула Вечный город и, как оказалось, — навсегда.

Казнь «главного врага» Савонаролы совпала с торжествами по случаю рождения у Александра VI очередного отпрыска, после чего, по словам современника, «он предался самым необузданным страстям, словно сожжение врага-обличителя сняло последнюю узду с похотливости и властолюбия Папы»...

Метаморфозы

Покинув Рим, Лукреция вела в провинциальной Ферраре более чем скромный образ жизни. Словно в наказание, последний муж оказался жутким ревнивцем и постоянно вел за женой неприкрытую слежку: в герцогском дворце она жила безвыездно, как в почетном заточении. И хотя молва по-прежнему приписывает «кровавой Лукреции» жестокие деяния (например, смерть шестерых представителей знатных феррарских семей), фактами это не подтверждается.

Достоверно известно, что к новому мужу она была безразлична. Что сохранила прежнюю красоту. «Она среднего роста, стойкими чертами, немного удлиненным лицом, у нее слегка вытянутый нос, золотые волосы, рот крупноват, сверкающие белые зубы; грудь белая и гладкая, но достаточно пышная. Все ее существо проникнуто добродушием и веселостью», — писал один из очевидцев приезда Лукреции в Феррару.

Известно также, что интереса к жизни Лукреция не потеряла — герцогский замок быстро стал одним из самых блистательных дворов Европы. Она по-прежнему щедро поощряла деятелей искусства, особенно художников, отдавая предпочтение тем, кто писал картины на религиозные темы. И похоже, что страшная слава, витавшая над кланом Борджиа и самой Лукрецией, пугала немногих — в ее доме бывали великий итальянский живописец эпохи Ренессанса Лоренцо Лотто (кстати, создавший прекрасный портрет хозяйки), известные поэты того времени Никколо де Корреджо и Пьетро Бембо. А один из них — Лудовико Ариосто — в «Неистовом Роланде» посвятил Лукреции хвалебную октаву.

Между тем клан Борджиа шел к своему закату. В 1503 году жертвой своего коварства пал Александр VI. Всего на год пережила своего мужа мать Лукреции, графиня Кастильская (для получения этого титула ей пришлось вступить в фиктивный брак с комендантом Ватиканского дворца). Со смертью всесильного Папы померкла и звезда Чезаре — родственники ограбленных княжеских семей восстали и с помощью оружия вернули себе законные владения, лишив наследника Александра VI всего нажитого ценой крови. Брак Чезаре с Шарлоттой Наваррской, родственницей французского короля, не спас положения — по свидетельствам того времени, Чезаре вел довольно жалкое существование, он даже вынужден был пойти на королевскую службу, где и был убит в очередной межклановой разборке — даты разнятся: либо в 1507-м году, либо в 1513-м... Лукреция, по свидетельству современников, приняла эти известия равнодушно. За несколько лет до кончины она вдруг стала очень набожной, вступила в ассоциацию мирян при Ордене Святого Франциска. Она окончательно перестала принимать гостей, вместо роскошных нарядов носила искупительную власяницу. И едва ли не сутками пропадала в городском храме — возможно, предчувствовала скорую смерть.

Весной 1519 года она почти не вставала с постели: очередная беременность иссушила последние ее силы. Врачи решили вызвать досрочные роды, но у роженицы внезапно начались произвольные схватки и на свет появилась недоношенная девочка, умершая в тот же день. Из-за родильной горячки не удалось спасти и мать: 24 июня 1519 года Лукреция Борджиа умерла в возрасте 39 лет.

Отпевал усопшую последний любовник Лукреции — кардинал, живший при дворе ее мужа герцога Альфонсо д"Эсте.

На ее могильной плите высекли такие слова: «Здесь покоится Лукреция Борджиа, дочь, жена и невестка Папы Александра VI».

Послесловие

Если учесть все вышеизложенное, может показаться странным тот факт, что власти расположенного на севере Италии городка Феррара, где Лукреция Борджиа провела оставшиеся годы жизни и где находится место ее упокоения, каждый год 5 февраля устраивают в ее честь торжества, сопровождаемые красочными представлениями, карнавальным шествием и танцами. Помимо этого, осенью прошлого года в римском Палаццо Росполи открылась выставка, на которую фонды 54 музеев представили 234 экспоната, посвященные династии Борджиа. Организаторы действа признавали, что история этого семейства связана с различными заговорами, убийствами и инцестом, но при всем этом сама Лукреция, по их мнению, должна быть реабилитирована. И произойти это, по их мнению, может на том простом основании, что она никого не травила и, скорее всего, не состояла в кровосмесительных связях со своими ближайшими родственниками. Версий, призванных возвратить прекрасной итальянке доброе имя, было выдвинуто несколько. По одной из них, Лукрецию — в отместку за обвинение в супружеской несостоятельности — оклеветал ее бывший муж Джованни Сфорца, повсюду твердивший, будто Римский Папа потому расторг брак своей красавицы дочери, что намерен был оставить ее для себя. После чего слухи об этом пошли гулять по свету, обрастая немыслимыми подробностями. По другой — утверждалось, что у Лукреции было несколько неудачных беременностей, и она вообще осталась бездетной...

Так это или иначе, но даже сейчас, по прошествии пяти веков, вряд ли кто-то станет спорить с тем, что Лукреция, несомненно, была частью и орудием политических интриг Папы Александра VI и дворцовых перестановок, которыми «увлекался» ее брат Чезаре, распространивший влияние семьи Борджиа на всю Италию. Подлинных же документальных свидетельств, способных пролить свет на эту историю, осталось не очень много. И тем не менее жители Феррары не оставляют надежду на то, что в один прекрасный день им все-таки удастся доказать миру, что прекрасная Лукреция стала жертвой наветов, зависти, а также непомерного честолюбия и нечеловеческой гордыни собственных отца и брата.

Георгий Елин

В поисках истины
История убеждает, что в деятельности каждого правителя существуют свои сильные и слабые стороны, просто у кого-то их больше, а у кого-то — меньше. С кланом Борджиа вроде бы давно все ясно: на протяжении нескольких лет это семейство, погрязшее в преступлениях, беззастенчиво расхищало казну и позволяло себе то, что непозволительно в принципе. И тем не менее современного читателя, возможно, озадачит вопрос — почему Лукреция Борджиа не считала нужным скрывать скандальную связь с отцом и братьями? Почему католическая церковь закрывала глаза на тот факт, что Римский Папа официально признал очередного рожденного Лукрецией мальчика (своего внука) своим сыном? А главное — как со всеми этими реалиями жила Италия?

Так вот, на самом деле и народ — не молчал, и праведники — негодовали. Например, Савонарола, неистовый флорентийский проповедник, неустанно призывал итальянцев к реформе нравов, а католическую церковь — к самоочищению. С ним дело обстояло следующим образом. Вначале Александр VI не имел никаких причин ненавидеть Савонаролу, но начиная с 1495 года Папе стали приходить письма из Флоренции и Милана, обличающие монаха: что-де настоятель собора св. Марка раздувает ненависть не только к семейству Медичи — королевскому дому Франции, — но и к самому папскому престолу. Борджиа-старшего охватил гнев: о его скандальных похождениях опять стали много говорить по случаю предстоящего появления у него очередного, шестого или седьмого по счету, отпрыска, Савонарола же — не уставал призывать к жизни чистой и добродетельной. И 21 июля 1495 года Папа Римский Александр VI послал Савонароле хитрое письмо: «Любезный сын, спасение тебе и апостольское благословение! Мы слышали, что среди всех, кто трудится в винограднике Божием, ты отличаешься особенной ревностию. Этим мы чрезвычайно довольны и возносим за это хвалу Всемогущему Богу. Слышали также, что ты утверждаешь, будто все, тобой предсказываемое о будущем, исходит не от тебя, а от Бога. Мы желаем, поэтому... поговорить с тобой о том лично, чтобы, узнавая через тебя, чего хочет Господь, мы могли исполнять волю Его. А посему, в силу святого послушания, убеждаем тебя по возможности скорее прийти к нам. Ты найдешь у нас встречу любовную и милостивую». Савонарола, премного наслышанный о нравах клана Борджиа, сказался больным и в Ватикан благоразумно не поехал. И тем не менее уберечь себя не смог... Когда убили герцога Джованни, все открыто говорили, что это — дело рук его брата Чезаре. Казалось, это неслыханное преступление тронуло наконец-то сердце отца — вроде бы Александр VI в первый и едва ли не единственный раз в жизни начал раскаиваться в своих бесчисленных прегрешениях и даже назначил комиссию из шести кардиналов «для расследования убийства и реформы церкви, чтобы избавить ее от скверны». Заодно этой же комиссии было поручено расследовать и дело Савонаролы, который в своих проповедях будто бы насмехался над постигшим Папу отцовским горем. На самом же деле Савонарола написал тогда свои обличительные «Письма к государям», одно из которых попало к Борджиа, и у семьи наконец-то появился конкретный «компромат» на дерзкого монаха. Истинного убийцу комиссия так и не нашла, но вот с главным врагом поквитались — Савонарола был арестован, подвергнут жестоким пыткам и 23 мая 1498 года публично сожжен на флорентийской площади Синьории.

Sex. Power. Murder. Amen (с)

Ранней осенью 1498 года в Вечный город прибыла свадебная делегация из Флоренции. Официальная помолвка единственной дочери понтифика Лукреции Борджиа и младшего брата Пьеро II Флорентийского - Людовико де Медичи должна была состояться в апартаментах Александра VI в Ватикане. Жениха сопровождал глава флорентийского посольства - Никколо Макиавелли.

Самый роскошный и просторный из пяти залов, зал понтификов, готов был принять в прохладу сводчатых стен всех высокородных гостей, собравшихся по столь радостному поводу. Помимо стен, расписанных самим Бернардино Пинтуриккьо, золотых потолков, лепных и мраморных украшений, все убранство состояло из восточных ковров и мягких драпировок. Тут были кресла, диваны и парчовые подушки, но самым важным являлся возвышающийся над всем трон Папы, обитый пурпурным бархатом. Расположившийся на нем понтифик Александр VI, облаченный в сверкающие непорочной белизной одежды и увенчанный высокой тиарой, милостливо протягивал входящим руку для пасторского благословения. Белое на красном.

Впрочем, благословение Папы получили только пришедшие первыми дон Макиавелли, Ванноцца деи Каттанеи и прекрасная Джулия Фарнезе. Тепло улыбнувшись женщинам и кивнув послу, понтифик отвлекся на пришедшего подписать бумаги поверенного семьи Борджиа, Камилло Бенеймбене. Остальные гости и члены семьи, не желая мешать делам священного Ватикана, почтительно поцеловали перстень кардинала Чезаре Борджиа, одетого по такому случаю в красную мантию священника, ярким пятном выделявшуюся на фоне светлой драпировки стен. Красное на белом.

Стоявший у папского трона инкрустированный яшмой столик, невольно привлекал любопытные взгляды собравшихся. На нем стояла довольно необычная шахматная доска. Византийские шахматы, подаренные Папе Александру VI султаном Баязидом, представляли собой круглое поле с клетками, изготовленными из порфира и драгоценного хотанского нефрита, с чудными фигурками в виде небольших кубков, искусно вырезанных из таких же самоцветов, во время игры наполнявшиеся вином. По слухам, такое двухцветие олицетворяло конфликт между духовными силами света и тьмой, ангелами и демонами, борющимися за господство над миром, а круглая шахматная доска символизировала бесконечность этой борьбы. Белое на красном и красное на белом.

Припозднившаяся, и потому вошедшая последней, невеста была как всегда хороша собой. Обступившие ее дамы, замирая от восхищения, принялись обсуждать ее наряд, расшитый золотом и жемчугами. В узор на платье были затейливо вплетены изображения гербов дома Медичи и рода Борджиа. На изящной, словно выточенной из алебастра, шее Лукреции загадочно мерцали рубины. Красное на белом.

После торжественной церемонии, когда с делами было практически покончено, Александр VI предложил дону Макиавелли партию в шахматы, а остальные гости разбрелись по залам в ожидании пока нотариус, дон Бенеймбене, подготовит соответствующие документы для официального заключения брачного соглашения.Через некоторое время залы апартаментов понтифика огласились истошными криками. Сбежавшиеся люди увидели баронессу Урсулу Банадео, стоявшую на коленях возле распростертого на полу Людовико Медичи, которого она безуспешно пыталась привести в чувство. Его посеревшее лицо с заострившимися чертами было искажено предсмертной мукой, и на фоне пышного наряда баронессы из алого шелка, казалось еще бледнее. Рядом с бездыханным телом несчастного на полированном мраморе пола виднелось кровавое пятно.

Белое на красном или все же красное на белом?

Семья Борджиа стала олицетворением безжалостной беспринципной политики и сексуальной беспринципности, якобы характерных для папства эпохи Возрождения. Лукреция была охарактеризована как роковая женщина во многих произведениях искусства, романах и фильмах.

В г. Мельбурне, (National Gallery of Victoria Art School) хранится портрет молодой женщины, работы художника Доссо Досси. Доказано, что данная картина является прижизненным портретным изображением Лукреции Борджиа. Тем не менее, имеются сомнения в указанном заявлении. Некоторые иные картины, такие как портрет выполненный Бартоломео Венециано в настоящее время не признаны официальным и действительным изображением Лукреции.

На большинстве портретах она изображается как молодая девушка со светлыми волосами, ниспадающими на грудь, с красивым цветом лица, глаза светло-коричневого цвета, полная, высокая грудь, и природная красота и изысканность. Эти внешние данные были высоко оценены в Италии в период Возрождения.

На данный момент, нет достоверных источников, подтверждающих участие Лукреции в преступлениях Александра VI и Чезаре Борджиа.

Брат и отец манипулировали Лукрецией, выдавая её замуж за представителей наиболее влиятельных фамилией и родов Европы эпохи Возрождения. Эти браки были политическими амбициями семьи Борджиа. Лукреция трижды была замужем: Джованни Сфорца (герцог Пезаро), Альфонса Арагонского (Герцог Bisceglie) и Альфонсо д"Эсте (Принц Феррарский). Считается, что наиболее счастливый брак Лукреции был с Альфонсо Арагонским, незаконнорожденным сыном короля Неаполя. Считается, что Альфонсо был убит по приказу Чезаре, после того, как перестал быть полезен семейству Борджиа.

Первый брак: Джованни Сфорца

К 13 годам, Лукреция была обручена дважды, но эти две помолвки не были доведены до свадьбы из-за решений Александра VI. После того, как Родриго Борджиа стал Папой Александром VI, он выдал Лукрецию замуж за Джованни Сфорца, представителя династии Сфорца, с целью создать крепкий политический союз с наиболее сильной и богатой семьей в Милане. Свадьба имела экстравагантный характер, присущий эпохе Возрождения, в настоящее время расценивалось лишь как эпатажное событие.

Вскоре политический союз с семьей Сфорца стал не выгоден семье Борджиа. Папе необходимы были новые политические союзы, более выгодные, для укрепления его положения. Возможно это было причиной для устранения Джованни. Общепризнанная версия заключается в том, что Лукреция предупредила Джованни о том, что его хотят убить. Джованни в спешке покинул Рим.

Возможно, приказ об убийстве Джованни был лишь слухом - целью которого было заставить Джованни бежать. Новый претендент был уже подобран и ситуация требовала устранения Джованни Сфорца.

Александр VI убедил дядю Джованни, кардинала Асканио Сфорца в необходимости согласия Джованни на развод. Джованни отказался от развода и обвинил Лукрецию в отцовском и братском инцесте. По доводам Александра VI, не был консуммирован (между супругами не было сексуальных отношений) что, согласно средневековому праву, было достаточной причиной для развода. В противном случае Папа имел право расторгнуть брак своей властью и тогда семья Борджиа потребовала бы назад приданое Лукреции. Семья Сфорца поставили перед Джованни условия, или он принимает предложения Александра VI, или они лишают его протектората.

Не имея выбора, Джованни Сфорца подписал документы о своем бессилии при свидетелях и брак официально перестал иметь силу. Возможное появление слухов о инцесте приписывается первому супругу - Джованни Сфорца. Он утверждал будто Римский Папа потому расторг брак своей красавицы дочери, что намерен был оставить ее для себя. После чего слухи об этом пошли гулять по свету, обрастая немыслимыми подробностями.

Интимные отношения с Перотто

В период затянувшегося развода с Джованни, а так же многочисленных обсуждений, сплетен и слухов на эту тему, Лукреция, возможно, имела интимные отношения с камерарием папы - Педро Кальдероном по прозвищу Перотто, который служил посыльным между отцом и дочерью. Результатом этой связи явилась беременность. Лукреция под присягой свидетельствовала на папской комиссии, что к ней не прикасался ни один мужчина. Самое смешное, говорила она это, будучи на сносях. Перед кардиналами она предстала такой невинной овечкой, что никто ничего и не заподозрил, или, что вероятнее, сделал вид. «Девственница» - гласило заключение комиссии.

Эта беременность дала возможность еще раз упрекнуть Лукрецию в непристойном поведении. Ребенок, названный Джованни, родился в тайне в 1498 перед заключением брака с Альфонсо Арагонского. Известно, что этот ребенок позднее был назван римским инфантом.

Есть мнение, что этот ребенок был итогом связи между Чезаре и Лукрецией. Перотто, имея романтические чувства к Лукреции, назвал себя отцом этого ребенка. Чтобы о беременности знало как можно меньше людей, Лукреция уехала из Рима и на протяжении всей беременности оставалась в монастыре Сан-Систо.

В 1501 г. были выпущены две папские буллы в отношении родившегося ребенка, Джованни Борджиа. Для сокрытия факта отсутствия девственности, первая булла называл отцом ребенка Чезаре, до его вступления в брак. Вторая булла называл отцом самого Александра VI. Две буллы противоречат друг другу. Лукреция не упоминалась нигде, и никогда не было доказано, что она была матерью этого ребенка.

Вторая булла сохранялась в тайне долгое время. В 1502 году Джованни Борджиа стал герцогом Камерино - территорий, завоеванных Чизано и передающихся по наследству. Однако, через некоторое время после смерти Александра VI, Джованни переехал к Лукреции в Ферраре, где был принят в качестве сводного брата.

Действительно, современники рассказывали об отношениях в папской семье более чем пикантные истории: будто Лукреция председательствовала на папских оргиях, прикрыв наготу лишь куском прозрачной ткани, будто однажды на двор перед папским дворцом было пригнано стадо жеребцов и кобыл, папа с дочерью из окна смотрели на буйные лошадиные случки, а потом надолго уединились в папской опочивальне.

Исторические хроники утверждают, что Чезаре зарезал Перотто прямо в папских покоях. Узнал об их связи и, обнажив меч, гнался за Перотто по залам дворца. Когда несчастный добежал до Папы и тот раскрыл объятия, чтобы защитить своего слугу, Чезаре сделал выпад - и мантия Александра VI обагрилась кровью.

Второй брак: Альфонсо Арагонского (герцог Бисалья)

Лукрецию выдают замуж за Альфонса, герцога Бисалья и принца Салерно - побочного сына Альфонса II, короля Неаполя. Лукреция становится хозяйкой состояния, которому могла позавидовать половина принцесс Европы.

Вначале внешность и характер Альфонсо произвели на Чезаре самое благоприятное впечатление, но затем они вызвали в нем зависть и ненависть, тем более, что внешность самого Чезаре была обезображена сифилисом. Позже к этому прибавляется еще и ревность, так как счастливая в браке Лукреция уделяет мужу все больше времени и внимания, что постепенно отдаляет ее от брата и отца. Но вот политические интересы вновь требуют свободы Лукреции. Кроме того, неприязнь Чезаре все труднее скрыть.

Во время визита в Рим, в ночь на 2 января 1500 года, на площади Святого Петра, герцог подвергается нападению четырех замаскированных убийц, которые наносят ему пять ударов кинжалом. Альфонсо ранен в шею, руку и бедро, но все же остается в живых - его спасает вовремя подоспевшая стража. Лукреция целый месяц преданно выхаживает и охраняет раненного мужа. Приближенные Альфонсо, узнав, что виновником покушения был Чезаре, решают отомстить ему, подстрелив из арбалета, однако это покушение проходит безуспешно. В конце концов неизвестным все же удается задушить герцога в его собственной постели. Его хоронят тайно, без мессы и отпевания. В память о покойном герцоге Бисалья у Лукреции остается сын - Родриго Арагонский. Впрочем, этот ребенок скончается в 1512 году в возрасте 13 лет, не оставив заметного следа в жизни матери.

Третий брак: Альфонсо д’Эсте (Принц Феррарский)

После смерти своего второго мужа, отец Лукреции, Александр VI, устраивает третий брак из политических расчетов. Она выходит замуж за Альфонсо д"Эсте, принца Феррары. В третьем браке она родила несколько детей и оказалась вполне респектабельной княгиней. Известно, что, покинув Рим, Лукреция вела в Ферраре довольно скромный образ жизни. Словно в наказание, последний муж оказался жутким ревнивцем и постоянно вел за женой неприкрытую слежку: в герцогском дворце она жила безвыездно, как в почетном заточении. И хотя молва снова приписывает «кровавой Лукреции» несколько преступлений - скорее всего, это легенда. Достоверно известно, что к новому мужу она была безразлична. И что сохранила прежнюю красоту.

Известно также, что интереса к жизни Лукреция не потеряла - замок герцога д’Эсте быстро стал одним из самых блистательных дворов Европы. Она по-прежнему щедро поощряла деятелей искусства, особенно художников, отдавая предпочтение тем, кто писал картины на религиозные темы. И похоже, что страшная слава, витавшая над кланом Борджиа и самой Лукрецией, пугала немногих - в ее доме бывали великий итальянский живописец эпохи Ренессанса Лоренцо Лотто (кстати, создавший прекрасный портрет хозяйки), известные поэты того времени Никколо де Корреджо и Пьетро Бембо (с которым, по всей вероятности у нее был роман). А великий поэт Лудовико Ариосто посвящает ей хвалебную октаву в своем «Неистовом Роланде». Ей удалось удержаться на итальянском политическом Олимпе даже после падения своей семьи и смерти отца и брата. Сестра Альфонсо Изабелла д"Эсте весьма прохладно относилась к Лукреции по причине многолетней романтической связи последней с ее мужем-бисексуалом, Франческо Гонзага, маркизом Мантуи. Многочисленная переписка Лукреции и Франческо подтверждает страстность их отношений. Но этот роман прервался, когда Франческо заболел сифилисом.

Дети

Лукреция была матерью семи или восьми детей:

Джованни Борджиа, «infans Романус» («ребенок из Рима», C. 1498-1548). Отцовство признано Перотто, однако Александр и Цезарь были также определены в качестве отца. Возможно также, что этот ребёнок (определено в более поздний период жизни, как сводный брат Лукреции) является результатом взаимоотношений между Родриго Борджиа (Папа Александр VI,отца Лукреции), и неизвестной женщины, указано в Папской булле, и он не был ребенком Лукреции.

Ипполито II д’Эсте (25 августа 1509 - 1 декабря, 1572). Архиепископ Милана, а затем кардинал.

Алессандро д’Эсте (1514-1516).

Мария Изабелла д’Эсте (родилась и умерла 14 июня 1519). Осложнения при родах повлекли смерть Лукреции десять дней спустя.

Смерть

Незадолго до смерти, Лукреция стала очень набожной. Вместо роскошных нарядов носила искупительную власяницу, проводила много времени в храме. Она произвела тщательную опись имущества и драгоценностей - одних украшений насчитывалось 3770 единиц, - и, дабы отойти от суеты жизни, постриглась в монахини францисканского братства, отписав обширные дары многочисленным церквям и монастырям. Сама же Лукреция перед смертью просила только об одном - чтобы не забыли о ее цветнике из амарантов, которые она выращивала в память обо всех убиенных мужчинах ее жизни. Древние считали амарант символом бессмертия.

Весной 1519 года она почти не вставала с постели: очередная беременность истощила ее последние силы. Врачи решили вызвать досрочные роды, но у роженицы внезапно начались произвольные схватки и на свет появилась недоношенная девочка, умершая в тот же день. Из-за родильной горячки не удалось спасти и мать: 24 июня 1519 года Лукреция Борджиа умерла в возрасте 39 лет. Лукрецию отпевал придворный кардинал ее мужа, герцога Альфонсо д’Эсте.

Слухи

Некоторые слухи сохраняются на протяжении многих веков, прежде всего они спекулируют на характере экстравагантных отношений между членами семьи Борджиа. Многие из них касаются утверждений инцеста, отравления, убийства. Реальных подтверждений этих слухов не найдено, помимо заявления конкурентов Борджиа. Так же ходят слухи, что Лукреция имела набор полых колец, где хранился яд, чтобы незаметно отравлять пищу.

Мнения

«Борджиа стали жертвой искаженных представлений, основанных на злобных слухах, - заявил Леарко Андало, один из ведущих мировых экспертов по семейству Борджиа - Лукреция не отравила ни одного человека. Она сама пала жертвой пера историков».

«Лукреция была талантливым государственным деятелем, - подчеркнул Андало. - Она даже руководила Ватиканом в отсутствие своего отца».

«Вопреки сложившимся представлениям, Лукреция никого не отравила, хотя в те времена это было очень распространено. Она убивала только мечом».

«Вероятно, не являются достоверными и утверждения о том, что она вступала в сексуальные контакты с собственным отцом. Ее первый брак с Джованни Сфорца был расторгнут, поскольку муж оказался импотентом. Вполне возможно, чтобы защитить свою репутацию, он начал распространять слухи об инцесте».

«Отравительница и безжалостная убийца. Кровосмесительница, прелюбодейка, -исчадие ада и отродье гремучей змеи, дочь шакала и гиены», как называл ее мятежный Савонарола!

Виктор Гюго написал пьесу «Лукреция Борджиа», в которой описывается жизнь Джованни, сына Лукреции. Его отцом был брат Лукреции Джованни, убитый Чезаре из ревности, и Лукреция, опасаясь, что последний расправится также и со своим незаконнорожденным племянником, распорядилась, чтобы ребенка растили вдали от общества. Годы спустя жизнь сводит мать и сына, причем последний, не подозревая о кровных узах с герцогиней Феррары, воспринимает ее внимание за влюбленность. Друзья Джованни становятся помехой их отношениям, и тогда Лукреция обманом заманивает их на пир, где угощает отравленными яствами. По нелепой случайности, Джованни, оказавшийся среди приглашенных, также становится жертвой отравления. Узнав правду, он отказывается принять противоядие и перед смертью убивает свою мать. По мнению Гюго, Лукреция, также как ее и отец и братья, пользовалась уникальным фамильным ядом катанея, название которого произошло от фамилии их матери испанской куртизанки Ваноцци деи Катанеи, которая преподнесла этот яд папе.

Дэвид Оукс исполнитель роли Хуана Борджиа. Фото 2015

К неоспоримым плюсам скандального сериала «Борджиа» относят интригующий сюжет, великолепную игру актеров, реалистичные костюмы и декорации, а вот недостатками критики считают излишнюю жестокость, цинизм и насилие. Но как иначе, ведь речь идет о реальной семье, служившей церкви, но прославившейся далеко не святыми деяниями, создатели пытались передать тот дух борьбы за власть, со всей её жестокостью и беспринципностью.

Дэвид Оукс и Хуан Борджиа – два в одном

Папа Родриго Борджиа славился своей любовью к женскому полу, и успел произвести на свет не мало наследников, однако, все его официально признанные дети были рождены от одной женщины – Ванноцци Деи Каттанеи, с которой его связывали самые продолжительные отношения, более 15-ти лет. Старший сын и командующий папской армией Хуан Борджиа, он горд и высокомерен, ведет себя вызывающе и не всегда разумно. Английский актер Дэвид Оукс, воплотивший этого героя на экране отлично справился со своей задачей, он передал образ этого надменного, не обремененного никакими талантами человека. Поначалу он покоряет своей миловидной внешностью, но когда во всей красе раскрывается его скверный характер, вся симпатия сразу же сходит на «нет».

Джоффре Борджиа и Санча Арагонская – брак без любви

Джоффре Борджиа был младшим из детей Папы, в тринадцатилетнем возрасте его женой стала Санча Арагонская – незаконнорожденная дочь короля Неаполя Альфонсо II, которая была на три года старше своего супруга. Брак был заключен из политических соображений и помог укрепить отношения между понтификом и королем Неаполя. Роль юного Джоффре исполнил начинающий американский актер Эйдан Александр, а вот роль его супруги досталась уже известной кинозвезде Эммануэль Шрики, известной своими работами в фильмах «Не шутите с Зоханом», «Поворот не туда» и еще несколькими десятками фильмов и телесериалов. Примечательно, что в отличии от сюжета, где разница в возрасте между супругами была не более трех лет, в реальной жизни актриса на целых 20 лет старше своего сериального мужа, но зрителю эта разница не была так уж очевидна, ведь Эммануэль выглядит на удивление молодо и свежо и не раз входила в число самых красивых и желанных женщин планеты.

Хотя сериал «Борджиа» уже давно не новинка, он продолжает удерживать лидирующие позиции по популярности и считается одним из самых скачиваемых фильмов. Ведь он повествует не только о папской семье, но и о самом смутном периоде в истории Европы и католической церкви.