Уход за лицом: сухая кожа

Лягушка, конспект занятия по ознакомлению дошкольников с природой. Краткая информация о лягушке

Лягушка, конспект занятия по ознакомлению дошкольников с природой. Краткая информация о лягушке

Лягушки - это животные из отряда бесхвостых земноводных, или амфибий. Встречаются по всему земному шару, кроме пустынь и холодных районов - Гренландии, Таймыра, Арктики и Антарктиды. Главное, что необходимо для их жизни - пресноводные водоёмы, а во взрослом возрасте - возможность находиться на суше. Передвигаются по суше прыжками, но некоторые могут ходить и бегать, а также рыть подземные норы. Хорошо плавают в воде. Древесные квакши умеют лазить по деревьям.

Виды лягушек

Отряд бесхвостых земноводных очень многочисленный - более 2000 видов. Учёные делят отряд на семейства:

  • настоящих лягушек (около 600 видов);
  • настоящих жаб (более 500 видов);
  • древесных квакш (более 900 видов).

Жабы отличаются отсутствием зубов и бугристой кожей, а квакши - наличием на пальцах присасываемых дисков, с помощью которых они легко забираются на дерево по гладким стволам и листьям.

Большинство видов семейства настоящих лягушек обитает в Африке - предполагаемой родине этих животных, других регионах с влажным тропическим и субтропическом климатом. Перечислить все виды в этом сообщении невозможно, поэтому назовём самые распространенные виды на территории России:

  • травяная;
  • прудовая;
  • остромордая;
  • озёрная;
  • сибирская;
  • малоазиатская.

Самые крупные из них - озёрные. Их длина может достигать 15 см. Самцы этого вида знамениты громким кваканьем.

Внешний вид и строение тела

Размеры лягушек очень разные - от 8 мм до 32 см. Окраска кожных покровов также отличается многообразием. Она может быть зелёной, бурой, коричневой, красной, синей, желтой, пятнистой, полосатой. Зависит это от температуры воздуха, освещения, влажности, эмоционального состояния амфибии. Кроме того, окрас кожи помогает маскироваться. Древесные квакши имеют очень яркую окраску.

Строение тела имеет ряд особенностей:

  • короткие туловище и шея;
  • отсутствие хвоста;
  • короткие передние и длинные задние конечности;
  • плавательные перепонки на задних конечностях;
  • беззубая нижняя челюсть;
  • длинный захватывающий язык.

Глаза у лягушек уникальны - они выдвинуты вперед и могут одновременно видеть происходящее впереди, вверху и сбоку. Глаза защищают веки: верхнее - кожистое, нижнее - прозрачное. За каждым глазом расположена барабанная перепонка. Внешнего уха нет.

Дышат лёгкими. Дыхание под водой осуществляется с помощью кожи. Дело в том, что кожа у этих земноводных пропускает воду, и кислород проходит из воды через кожу прямо в кровь. Это позволяет находиться под водой длительное время. Лёгкие используются не только для дыхания - с их помощью из гортани пропускается воздух и раздается громкое кваканье.

Жизненные циклы

Кваканье - это способ привлечь к себе самку. Размножаются лягушки с помощью икры, которую откладывают в воду. Из икры потом появляются головастики. Головастики - это личинки, живущие только в воде. У них есть хвост, хрящевой скелет, жабры. Питаются водорослями. Во время процесса метаморфоза, длящегося около суток, головастик превращается во взрослую особь.

Взрослые особи питаются жуками, пауками, гусеницами, червяками, улитками. Некоторые крупные виды ловят , . Чаще всего охотятся с помощью длинного липкого языка.

В холодных районах на зиму амфибии впадают в спячку. Они забираются в норы грызунов, прячутся в сухую листву, залегают на дно водоёмов. Спячка длится несколько месяцев и заканчивается к марту-апрелю.

В среднем эти земноводные живут около 10 лет, но представители некоторых видов могут прожить более 30 лет.

Самые удивительные лягушки

  1. Бразильская рогатая. Её окраска похожа на листья. Размер достигает 20 см. Некоторые люди держат их как домашних животных.
  2. Пурпурная. Обитает на юге Индии. Имеет окрас фиолетового цвета, живет под землей. Нос похож на свиной пятачок.
  3. Суринамская пипа. Ее главная особенность - очень плоское тело и маленькие глаза.
  4. Стеклянная. На нижней части тела такая прозрачная кожа, что можно увидеть внутренности.
  5. Лягушка-голиаф - самая большая в мире. Размер может достичь 32 см, а вес - 3 кг.

Образ лягушки в культуре

Отношение к этим земноводным разное. Многие считают их непривлекательными и опасными, но некоторые с удовольствием держат их дома.

Уже с древности лягушки выступали как мифологические и литературные персонажи:

  • в египетской мифологии богиня-лягушка Хекат - символ плодородия;
  • в комедии Аристофана «Лягушки»;
  • в русской сказке «Царевна-Лягушка»;
  • в мультфильмах «Шрек 2» и «Шрек Третий»;
  • в телепередаче «Улица Сезам» лягушонок Кермит.

К сожалению, численность лягушек в мире стремительно сокращается. Это связано с разрушением среды обитания, использованием химикатов, климатическими изменениями.


- Привет, поставишь лайк?

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Алтынай Мурзабаева
«Рассказ О Лягушке» для детей старшего дошкольного возраста.

«РАССКАЗ О ЛЯГУШКЕ » для детей старшего дошкольного возраста .

Виды деятельности

коммуникативная,

познавательно-исследовательская,

восприятие художественной литературы.

Цели :

повторить и расширить представления детей о земноводных ;

обогатить знания новыми сведениями о жизни лягушек , жаб;

учить сопоставлять и сравнивать основные признаки животных;

продолжать формировать умение высказываться;

развивать любознательность.

Воспитывать бережное и экологически грамотное отношение к земноводным.

В лесу мы и в болоте,

Нас везде всегда найдете ,

На полянке, на опушке,

Мы – зеленые

(лягушки )

Ребята, но наша гостья – лягушка необычная .

Посмотрите. У нее на голове корона. Что же это за лягушка ? Царевна-лягушка – персонаж русской народной сказки.

Что это за стрела возле лягушки ?

Кто была царевна-лягушка ? Как ее звали? Какая она была? (Умная, доброжелательная, умелая) .

Лягушки бывают сказочные , а какие они настоящие? Скажите, что вы знаете о лягушках .

Кожа лягушек гладкая и скользкая , и прикреплена к телу только в нескольких местах, то есть лягушка как бы одета в свободный халат. Четыре раза в году лягушки , «переодеваются» - меняют кожу.

В жаркие сухие дни, как вы думаете, где находится лягушка ?

Дело в том, что лягушки дышат и легкими и кожей, а кожа у них голая и покрыта слизью, поэтому если слизь высохнет – лягушка погибнет .

У лягушки очень интересный язык.

Как вы думаете, какой он?

Да : широкий и липкий. Когда лягушка видит летящее мимо нее насекомое, она выбрасывает язык вперед и жертва прилипает к нему.

Чем питается лягушка ?

Ответы детей (комары, мухи, стрекоза) .

Лягушка питается насекомыми в огромном количестве.

Как называются детеныши лягушки ?

Да, он называется лягушонком . Свою жизнь он начинает в воде.

Из чего он развивается? Сначала из икринок, отложенных в воду, развивается головастик, который становится затем лягушкой .

Куда спешат головастики?

Вихрем мчится под водой

Головастик молодой.

А за ним – еще пяток,

А за ним сплошной поток :

Тот – без ног, а тот с ногами,

Кто налево, кто направо,

Так и носится орава

Вдоль пруда, вокруг пруда…

Почему? Зачем? Куда?

Головастики спешат

Превратиться в лягушат !

Б. Заходер

Какие лягушки бывают по окрасу ?

Они бывают разные : зеленые, бурые, краснобрюхие, белые и др. Они есть и в Азии, и в Африке, и в Америке. В Южной Америке лягушки бывают размером с арбуз.

Есть лягушки массой более 3 кг .

Самая маленькая лягушечка – кокоа умещается на ногте большого пальца. Несмотря на свой маленький размер, она обладает сильным ядом.

Физминутка

Вот озёрная лягушка ,

По прыжкам моя подружка. (прыжки на месте)

Только цаплю увидала,

Под кусточек ускакала. (присесть)

Посидела там немножко,

Поскакала по дорожке. (прыжки с продвижением вперёд)

Вот сколько много мы узнали о лягушках . А сейчас послушайте рассказ В . Бианки «Голубые лягушки » .

Как в тексте объясняется лягушачий цвет ?

Как звали этих лягушек ?

Почему голубую лягушку называют турлушкой ?

Слово «лягушка » родственно слову «лягаться» . Так звали лягушку за ее прыжки .

Чтение стихотворения.

Очень трудно застенчивой,

Скромной лягушке ,

Проживающей в луже на

Зеленой опушке.

Отличить ее просто :

Все болото кричит.

Только эта лягушка сидит и молчит .

Речь в этом стихотворении идет не совсем о лягушке , точнее о жабе. Лягушки прыгают , а жабы ходят. У лягушки голова приподнята вверх, так как она охотится за летающими насекомыми, а у жабы голова ближе к земле, так как насекомые, которыми она питается, ползают по земле. У лягушки спинка гладкая , а у жабы – шероховатая. Жабы – животные ночные, днем они отдыхают, прячутся под листьями в прохладном и влажном месте, а ночью охотятся.

Если в вашем огороде поселилась жаба, то проживет здесь всю жизнь и уничтожит много вредных насекомых. Живет жаба 40 лет, но ей редко удается прожить столько. Слишком много врагов у жабы – хищные птицы, ежи, ужи. Как же защищается она от врагов. На спинке у жабы есть ядовитые железы, которые выделяют жидкость, отпугивающую врагов.

Рефлексия

Озорные запятые

Плавают под мостиком –

Черные, проворные,

С тонким, гибким хвостиком.

Запятые подрастут –

Прыгать по лугам начнут. (Головастики)

Это кто? Из чего развивается головастик?

Представьте, что вы лягушки .

Ты лягушка , расскажи про свою кожу . Легко тебе или трудно в жаркую погоду? Чем ты дышишь лягушка ?

Расскажи , лягушка , какой у тебя язык и что ты кушаешь?

Скажи, лягушка , какая ты по окрасу, каким цветом могут быть твои подружки? Какие они еще бывают?

Как отличить жабу от лягушки ?

Где живет жаба? Сколько лет может жить? Кто у нее враги? Как она от врагов защищается?

Из какой сказки ты к нам лягушка пришла ? Кто ты там была? Как себя вела?

Из какого рассказа ты , лягушка ? Ты помнишь, кто о тебе рассказ написал ? Расскажи о себе .

Публикации по теме:

Циклограмма для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) I половина дня Прогулка II половина дня Индивидуальная работа Понедельник 1. Приём и осмотр детей. 2. Беседы с целью развития мыслительных.

Настольно-печатная игра «Составь рассказ по картинке» (Эту игру можно использовать как дополнительный материал к занятиям по развитию.

Игры для детей старшего дошкольного возраста. Игры для детей старшего дошкольного возраста. 1. Представления о сверстниках и о себе. Цель: расширение представления детей о сверстниках.

Шёл декабрь – первый зимний месяц. На дворе по-зимнему было бело, в этот год снег шёл очень часто. Его было много. Он так и искрился, сверкал.

Сказка «Лягушата и цапля». Сценарий для детей старшего дошкольного возраста. Показ спектакля детям раннего возраста Сказка «Лягушата и цапля» сценарий для детей старшего дошкольного возраста. Показ спектакля детям раннего возраста. Цели и задачи: продолжать.

Цели занятия:

Расширить и уточнить знания детей о лягушках. Словарь: земноводное, линять, линька. Познакомить с загадками, поговоркой о лягушке и фразеологизмом «развязался язык». Упражнять детей в звукоподражании. Развивать мелкую мускулатуру кистей рук. Воспитывать у детей интерес и гуманное отношение к природе.

Оборудование:

Картинки и фотографии лягушек, карточки с изображением икринки, головастика, малька, лягушонка, цветная бумага, оборудование к занятию конструированием из бумаги.

Лягушка

Лягушка

Ход занятия:

Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного о хорошо известном вам обитателе нашего Крыма. О ком пойдет речь вам подскажет загадка.

Загадка про лягушку

Не зверь, и не птица,
Всего боится.
Половит мух –
И в воду – плюх!

(Ответы детей). Что в загадке навело вас на мысль о лягушке? Что вы можете рассказать о жизни лягушек? (Ответы детей).

По всему нашему полуострову расселились лягушки. В реках, озерах, прудах живут они.
Зимуют лягушки в компаниях на дне водоемов или где-нибудь под камнями, в трухлявых пнях, в норах грызунов. Бывает, зимой лягушки вмерзают в лед, а весной все равно пробуждаются живыми и здоровыми.
Скажите, знаете ли вы, как мы дышим? (Ответы детей). Вдыхаем воздух носом, набираем его в легкие и выдыхаем. Вот и лягушки так же дышат, но только не зимой. В состоянии зимнего покоя они дышат не легкими, а кожей. Именно это помогает им пережить трудное и холодное время. Ну, а если зима в Крыму выдалась теплая, то лягушки могут и вовсе в зимнюю спячку не впасть.

В начале весны все заснувшие лягушки просыпаются и начинают кормиться. Как только подкормятся и наберут вес, начинают готовиться к свадьбам. Свадьбы и песни лягушачьи начинаются чаще всего после первой весенней грозы и народная поговорка подмечает: «Первый гром развязал язык лягушкам и кукушкам». Как вы понимаете эту поговорку? Что означает выражение «развязал язык»? (Ответы детей). «Развязал язык» – это когда после молчания начинают много говорить, или, как лягушки, петь. А как мы называем лягушачье пение? (Ответы детей). Кваканье.
Послушайте, как поют наши лягушки: «а-а-а», «бре-ке-ке…уорр-уорр…кру». Поют только самцы и поют на совесть, громко и старательно. Давайте попробуем сами исполнить лягушачьи песни. Повторяйте за мной. (Звукоподражание по образцу воспитателя).

К пению лягушек относятся люди по-разному. Одним оно нравится и доставляет удовольствие. В Японии, например, лягушек держат в доме и слушают их кваканье. А во Франции в старину богатые люди заставляли своих слуг всю ночь колотить по воде палками, чтобы прекратить кваканье лягушек. Но не долго лягушки дают концерты, как только вымечут самки икру, так и поутихнут самцы лягушки. К этому времени все невесты и вся территория уже разделена самцами и нет нужды орать: «Здесь моя кочка, а не твоя!», «Это моя невеста, а не твоя!».
Лягушачьи свадьбы проходят обязательно в воде, поскольку самка мечет икру только в воде. Икринок очень много. Сначала из икринок появляются головастики, потом они вырастают вот в таких мальков, ну а когда у мальков отваливаются хвостики, они становятся настоящими лягушатами.
Про это даже загадка есть:

Подрастала –
Хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла –
Зеленой стала,
Хвост на весла поменяла.

Как вы понимаете выражение «хвост на весла поменяла»? (Ответы детей). Расставьте по порядку картинки, что было сначала, а что потом. (Работа одного ребенка с картинками у доски «икринка-головастик-малек-лягушонок»).

Пока лягушонок вырастет, он четыре раза полиняет. Что значит «полиняет», «линька»? (Ответы детей). Линять – значит менять кожу, а время смены кожи называется – линька. Кожа сходит сначала с лапок, потом с туловища, а когда лягушки от нее освобождаются, то тут же ее и съедают.

Давайте немного подвигаемся, поиграем в веселую игру «Две лягушки».

Игра «Две лягушки»

Видим, скачут по опушке
(Повороты в стороны)

Две зеленые лягушки.
(Полуприседания вправо-влево)

Прыг-скок, прыг-скок,
(Переступание с носка на пятку)

Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
(Руки на поясе, полуприседания вправо-влево)

Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
(Выполнять движения в соответствии с текстом)

Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись.
Вот здоровья в чем секрет,
(Ходьба на месте)

Всем друзьям физкультпривет!

Питаются лягушки насекомыми, но при случае поедают головастиков (и своих и чужих), рыбьих мальков, улиток. Но главное их питание – комары и всяческая мошкара. Послушайте еще одну загадку о лягушке:

Загадка про лягушку

Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка.

Лягушки – замечательные охотники. За ночь они поедают целые тучи комаров и мошек. Вот какие они помощники людям! А ведь некоторые люди не любят лягушек. Считают, что если взять ее в руки, то на руках появятся бородавки. Во-первых, это неправда, а во-вторых, зачем хватать лягушек руками. Температура тела у них холоднее и наши руки кажутся им горячими, как печки. А некоторые, совсем неразумные люди, считают, что если убить лягушку, пойдет дождь. Что вы можете сказать по этому поводу? (Ответы детей). Все в природе создано не случайно, и каждое создание имеет право на жизнь. А убивать кого-либо, значит не только делать зло, но и озлоблять свое сердце, делать его холодным и черствым. Но я уверена, что вы никогда так не поступите, потому что сердца у вас добрые и вы любите природу.

А врагов у лягушек и кроме человека хватает: Хищные птицы, ласки, кабаны, куницы, змеи и, конечно, водные птицы. Каких из них вы знаете? (Ответы детей). Журавли, цапли, аисты.

Лягушка относится к земноводным животным. Давайте попробуем сами разобраться, что значит «земноводное» животное. Из каких слов состоит это слово? Как эти слова относятся к лягушке? (Ответы детей). Послушайте поговорку про лягушку: «Может потому лягушка земноводная, что не поймет, где лучше?». Все верно, земноводными называют тех животных, которые живут и в воде, и на земле. Может вы вспомните еще каких-нибудь земноводных? (Ответы детей). Черепахи, жабы.

Послушайте рассказ Н. Сладкова «Жалейкин и лягушонок».

«Жалейкин и лягушонок»

Под кочкой в сыром болотце заметил Жалейкин маленького слабенького лягушонка.
- Бедный, несчастный малыш! – воскликнул Жалейкин.

– Как же плохо тебе, бедняжка, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно.

Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, поставил шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялся от радости.

Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в тепле, сухости и чистоте. Не то, что в твоем грязном болоте!

А лягушонок не радуется. А лягушонку не до веселья. Ему очень плохо, он чуть жив. Он перегрелся на солнце, засох и запутался в вате.

Как увидел его Жалейкин, так и заревел. Всего лягушонка облил слезами, и вовремя: еще немножко – и лягушонок бы околел (погиб). Помчался Жалейкин с лягушонком к болоту. Тому самому, где сыро, грязно и холодно, но где лягушонку так же хорошо, как Жалейкину в своей теплой и чистой комнате.

В наше время в некоторых странах лягушки стали уже редкостью. Это является для людей предостережением: лягушек надо беречь! И уж во всяком случае не брать их из природы к себе домой как будто из жалости. На самом деле этим человек губит живое безобидное существо. Все, что есть в природе, должно быть сохранено, независимо от того, нравится нам это растение или животное, или не нравится. Нет в природе полезных и вредных, каждый важен, у каждого своя роль и место. Народная мудрость гласит: «Где родился, там и пригодился».

Сейчас мы сделаем с вами лягушку из цветной бумаги. А для того, чтобы все у нас получилось замечательно, немножко потренируем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Две веселые лягушки
(Дети сжимают руки в кулаки и кладут их на стол пальцами вниз)

Ни минуты не сидят
(Резко распрямляют пальцы руки как бы подпрыгивают над столом)

Ловко прыгают подружки.
(Кладут ладони на стол)

Только брызги вверх летят.
(Резко сжимают кулаки и опять кладут их на стол)

Конструирование из бумаги «Лягушка».

Вопросы:

1. Где живут лягушки?
2. Как зимуют лягушки?
3. Расскажите о лягушачьих свадьбах.
4. Когда лягушки квакают? Все ли лягушки квакают?
5. Как люди относятся к лягушачьему пению?
6. Как появляются на свет лягушачьи детки?
7. Линяют ли лягушки? Когда?
8. Чем питаются лягушки?
9. Почему лягушки – земноводные животные?
10. Назовите врагов лягушек.

Во второй половине дня:

Проводятся подвижная игра «Лягушки и цапля», музыкальная игра «Про лягушек и комара».

Разучивание стихотворения «Лягушки-хохотушки»

(расскажи стихи руками)

Цели: Развить память, внимание, моторику, ритмичность движений.

Две лягушки-хохотушки
(Показывают указательный и средний пальцы, остальные подбирают)

Прыгали, скакали.
(Изображают прыжки в воздухе пальцами)

Лапкой – хлоп,
Другой – хлоп,
(Ладонью ритмично хлопают по ноге)

Щеки раздували.
(Показывают округлость пальцами вокруг щек)

Увидали комара,
(Делают щепотку из трех пальцев руки, изображают траекторию полета комара, прослеживают ее глазами)

Закричали:«Ква-ква-ква!»
(Большой палец руки ставят против всех остальных, изображают открывание и закрывание рта)

Улетел комар, как ветер.
(Производят резкое движение руки вперед, вытянув указательный палец)

Хорошо пожить на свете!
(Поглаживание ладонью по груди)

Сначала дети только повторяют движения (медленно), затем договаривают отдельные слова, затем целые фразы.

Внеклассное занятие для младших школьников 2-3 класса «Поговорим о лягушках»

Цель : расширить знания детей о лягушках; развивать внимание, воображение,

Оборудование: у учителя — конверты с «рассыпавшимися» загадками для каждой группы детей, рисунок лягушки; у учащихся — тетради в клетку, цветные карандаши.

Учитель. Тему сегодняшнего занятия вы, ребята, сможете назвать сами, как только разгадаете «рассыпавшиеся» загадки.

Работа в группах . Каждая группа (3—4 человека) получает конверт со своей «рассыпавшейся» загадкой, собирает ее, прочитывает, отгадывает, называет отгадку.

ПРИМЕР «РАССЫПАВШЕЙСЯ» ЗАГАДКИ

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка,

Попадет в ловушку

И комар, и мушка.

Что за странная охота?

Языком стреляет кто-то,

Мух и мошек у пруда

Добывая без труда.

Не зверь, не птица,

Всего боится.

Половит мух -

И в воду плюх!

Озорные запятые

Плавают под мостиком -

Черные, проворные,

С тонким, гибким хвостиком.

Запятые подрастут -

Прыгать по лугам начнут.

Зайку спрашивает еж:

— Что ты, заинька, ревешь?

— Очень я перепугался —

С диким зверем повстречался,

Он зеленый, пучеглазый,

Не видал таких ни разу.

Итак, речь пойдет о лягушках. Услышав слово «лягушки», некоторые из вас поморщились, выражая тем самым свою неприязнь к этим существам. К сожалению, у многих людей такое, незаслуженное, отношение к данным животным, хотя, всем достоверно известно, что лягушки — полезнейшие существа, так как поедая насекомых, в том числе — вредных, регулируют их численность, спасая наши огороды от слизняков, жуков, улиток.

Говоря — «лягушки», мы имеем в виду и жаб в том числе, потому что лягушки и жабы относятся к одному семейству. Они — земноводные, или амфибии. Слово «земноводные» состоит из двух корней — «земн» и «вод», ведь жизнь этих животных тесно связана и с землей, и с водой. Большинство земноводных начальную часть своей жизни проводят в воде, а затем перебираются на сушу. Слово «амфибия» в переводе с греческого означает примерно то же. Расшифруйте его значение:

Ответ . Живущий двойной жизнью. Читаем строчками.

Прежде чем познакомиться поближе с лягушками, давайте изобразим предмет нашего разговора.

На доску помещается рисунок лягушки на клетчатой бумаге.

Соберите все свое внимание и изобразите то же самое у себя в тетрадях на клеточках.

Самостоятельная работа.

Взаимопроверка.

Закончите рисунок, раскрасьте его. Придумайте кличку лягушке. Каков, по вашему мнению, ее характер?

Отклики детей. Обмен впечатлениями.

Иногда бывает трудно отличить лягушку от жабы. Они действительно очень похожи, у них много общего, но есть и различия. Внимательно послушайте два текста и попробуйте догадаться, в каком из них речь идет о лягушке, а в каком — о жабе.

ТЕКСТ 1. «Она коренастая, неуклюжая. Зубов у нее нет. Кожа сухая, грубая, бородавчатая. Лапки короткие, прыгать высоко не может. Голова небольшая. Откладывает икринки, соединенные в цепочку и обвитые вокруг растений в воде. Ведет ночной образ жизни. Для жилья ищет не совсем мокрые места, обычно расположенные ближе к жилью человека. Защищаясь, распространяет неприятный запах, отпугивая тем самым других животных. Неприятна, но совершенно безопасна для человека». (Жаба)

ТЕКСТ 2. «Ее тело удлиненное, грациозное. Кожа скользкая и гладкая. Лапки длинные, поэтому она может высоко прыгать. Голова большая. Имеются зубы. Откладывает икринки, склеенные между собой и напоминающие желеобразную массу. Для жилья выбирает мокрые места». (Лягушка)

Какие различия между жабой и лягушкой вы запомнили?

Ответы детей.

На земле существует огромное количество различных видов лягушек и жаб (около 2500). Они расселились почти по всему миру и приспособились к различным условиям — и к водоемам, и к пустыням. Это довольно интересные существа. Лягушки, например, переодеваются, то есть меняют свою кожу (сразу вспомнили царевну-лягушку?) четыре раза в год, при этом каждый раз съедая свой поношенный наряд. Они являются единственными животными, которые могут дышать тремя способами — кожей, легкими и только ртом. Лягушки ловят свою жертву липким языком. Когда насекомое прилипнет к языку, они втягивают его в рот. Удивляют нас также и лягушачьи концерты. Причем, заметьте: кваканье, которое мы слышим по ночам, производится только самцами. Таким образом они привлекают внимание самок. Необычно и то, что во время прыжка лягушка втягивает в себя свои глаза. Кстати, видит она только движущиеся предметы. А мировой рекорд прыгучести лягушки — 409 см!

Интересно также, что молоденький лягушонок вступает в самостоятельную жизнь, пройдя 30 стадий превращений. Послушайте стихотворение Бориса Заходера «Куда спешат головастики?».

Под водой

Головастик молодой.

А за ним -

Еще пяток,

А за ним сплошной поток:

Тот — без ног,

А тот с ногами,

Кто — налево,

Кто — направо,

Так и носится орава

Вдоль пруда,

Вокруг пруда...

Зачем? Куда?

Головастики Спешат

Превратиться в лягушат!

А вот как в стихотворении Генриха Сапгира «Лягушонок и мышонок» лягушонок рассказывает о начале своей жизни:

Сначала икринкою

Плавал я в ряске.

Но вдруг у меня

Обозначились глазки.

Я стал головастиком.

Долго потом

В воде я резвился,

Виляя хвостом.

Но лапки затем

У меня появились,

Я громко заквакал

И на берег вылез.

А сейчас очень внимательно послушайте рассказ Г. Юдина «Лисенок и лягушонок».

«В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.

Вылезет из лужи, наберет глины и сидит — лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого — льва на лыжах и лошадь в лодке.

Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился:

— Зеленее всех зеленок — лупоглазый лягушонок!

И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос.

Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:

— Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня не получалось...

— Ничего! — сказал лягушонок. — Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы».

Ребята, вам понравился этот лягушонок? Чем?

А теперь — игра! Назовите слова из этого рассказа, в которых есть буква Л. Последний, назвавший слово с Л, — победитель!

Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...»