Я самая красивая

Правила перевозки различных видов грузов. Новые правила перевозки грузов. Приложение как плюс

Правила перевозки различных видов грузов. Новые правила перевозки грузов. Приложение как плюс

С огласно статистическим данным перевозка более половины всех грузов на территории РФ осуществляется автомобильным транспортом. Однако правовое регулирование грузового автотранспортного сообщения в нашей стране до недавнего времени оставляло желать лучшего, поскольку утвержденные много лет назад нормативные акты оказались малоэффективными в современных реалиях. И вот наконец-то Правительство РФ утвердило новые Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Рассмотрим, каким образом теперь будут складываться отношения между перевозчиками, грузоотправителями, грузополучателями и другими участниками процесса транспортировки.

25 июля 2011 года вступила в силу основная часть Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272.

Ранее вопросы перевозки грузов автотранспортом регулировались Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, которые были утверждены Минавтотрансом РСФСР в далеком 1971 г. (точнее - 30.07.1971), а также приказом Минтранса РФ от 08.08.1995 № 73 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом».

Старые правила базировались на нормах, установленных Уставом автомобильного транспорта РСФСР, утратившим свою силу в 2009 г. После принятия нового Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон № 259-ФЗ от 08.11.2007) старые Правила на территории России применялись в части, не противоречащей главе 40 ГК РФ и новому Уставу. То есть, по существу, до принятия новых Правил.

Теперь же порядок перевозки различных видов грузов автотранспортом, а также обеспечения сохранности грузов и транспорта установлен. В частности, урегулирована процедура заключения договоров перевозки груза и фрахтования транспорта, установлены предельно допустимые массы, осевые нагрузки и габариты машин. Также указаны сроки, в течение которых груз должен быть доставлен в место назначения, порядок составления актов и предъявления претензий перевозчику.

Рассмотрим более подробно, как регулируют эти и некоторые другие вопросы новые Правила.

Важные параметры

Правила, вступившие в силу с 25 июля 2011 года, устанавливают новые предельно допустимые параметры автомобилей, перевозящих грузы. Речь идет о габаритах, массе транспортных средств, а также об их осевых нагрузках.

Предельно допустимые габариты должны соответствовать следующим цифрам (указанные параметры включают в себя размеры съемных кузовов и тары для грузов, в том числе контейнеры):

  1. по длине:
    • одиночное транспортное средство - 12 метров;
    • прицеп - 12 метров;
    • автопоезд - 20 метров;
  2. по ширине:
  3. по высоте: все транспортные средства - 4 метра.

Предельно допустимые массы транспортных средств таковы:

  1. для автомобилей:
    • двухосных - 18 тонн;
    • трехосных - 25 тонн;
    • четырехосных - 32 тонны;
  2. для автопоездов:
    • трехосных - 28 тонн;
    • четырехосных - 36 тонн;
    • пятиосных и более - 40 тонн.

Договор перевозки

Как известно, перевозка груза осуществляется на основании договора. Новые Правила устанавливают определенные требования к порядку действий при его заключении и исполнении.

Договор заключают посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозки груза - заявки грузоотправителя (п. 6 Правил).

Последовательность действий при этом следующая: грузоотправитель подает перевозчику заказ (заявку), оформленный в свободной письменной форме. Перевозчик обязан рассмотреть поданный документ и в срок до трех календарных дней с момента его получения сообщить грузоотправителю о принятии или об отказе в принятии заказа (заявки).

В случае отказа от принятия перевозчик должен вернуть грузоотправителю поданный им документ и письменно разъяснить причины отказа. Если же заказ (заявка) принят, то перевозчик по согласованию с грузоотправителем определяет условия перевозки груза.

К сведению

Свернуть Показать

До заключения договора грузоотправитель вправе потребовать, а перевозчик обязан представить ему документ (прейскурант), содержащий сведения о стоимости услуг перевозчика и порядке расчета провозной платы (п. 8 Правил).

После определения и согласования всех условий перевозки груза стороны подписывают договор.

Заключение договора подтверждает транспортная накладная, которую составляет грузоотправитель (если иное не предусмотрено договором перевозки груза). Ее форма указана в приложении № 4 к Правилам.

Накладную, если другое стороны не предусмотрели в договоре перевозки груза, составляют на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном транспортном средстве. Ее оформляют в трех экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

К сведению

Свернуть Показать

В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные автотранспортные средства необходимо составить такое количество накладных, которое соответствует количеству используемых машин.

Составляя накладную, нужно по возможности заполнить все ее разделы. В случае же отсутствия всех или каких-либо отдельных записей в разделе транспортной накладной «Условия перевозки» подлежат применению условия перевозки грузов, предусмотренные Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», а также новыми Правилами. При этом отсутствие той или иной записи в накладной подтверждается прочерком в соответствующей графе.

Транспортную накладную в обязательном порядке подписывает грузоотправитель и перевозчик. Ее заверяют печатями перевозчик и грузоотправитель.

Любые исправления в накладной заверяют подписями и печатями как грузоотправителя, так и перевозчика.

Договор фрахтования

В новых Правилах упоминается еще один договор, связанный с перевозкой грузов, - фрахтования транспортного средства. В старых Правилах, регулирующих перевозки грузов, такой договор не фигурировал.

Фрагмент документа

Свернуть Показать

П. 1 ст. 787 ГК РФ

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

В соответствии с новыми Правилами (п. 13) перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца, а также перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, осуществляется на основании договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза. Такой договор заключают в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства. При этом стороны могут установить иную форму договора, например, в виде отдельного соглашения.

Заказ-наряд составляют по унифицированному образцу, приведенному в Приложении № 5 к Правилам.

Инициатором заключения договора фрахтования транспорта для перевозки груза выступает фрахтователь. Он подает фрахтовщику заказ-наряд, в котором сам же заполняет следующие пункты:

  • «Фрахтователь»;
  • «Наименование груза»;
  • «Сопроводительные документы на груз»;
  • «Указания фрахтователя»;
  • «Маршрут и место подачи транспортного средства»;
  • «Сроки выполнения перевозки».

Фрахтовщик обязан рассмотреть заказ-наряд и в срок до трех календарных дней с момента его получения проинформировать фрахтователя о его принятии или об отказе в принятии. При отказе фрахтовщик обязан в письменном виде обосновать причины отказа и возвратить заказ-наряд фрахтователю.

При рассмотрении заказа-наряда фрахтовщик по согласованию с фрахтователем определяет условия соглашения и заполняет следующие пункты заказа-наряда:

  • «Фрахтовщик»;
  • «Условия фрахтования»;
  • «Информация о принятии заказа-наряда к исполнению»;
  • «Транспортное средство»;
  • «Прочие условия»;
  • «Размер платы за пользование транспортным средством».

Если в заказе-наряде не будет всех или отдельных записей, касающихся условий фрахтования, сторонам придется руководствоваться нормами, предусмотренными Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», а также новыми Правилами. При этом отсутствие той или иной записи в заказе-наряде подтверждается прочерком в соответствующей графе.

К сведению

Свернуть Показать

Если в процессе перевозки груза изменились условия фрахтования, фрахтовщик (водитель) обязан отразить это, сделав запись в графе «Оговорки и замечания фрахтовщика» заказа-наряда.

Заказ-наряд составляют в трех оригинальных экземплярах. Они должны быть подписаны фрахтователем и фрахтовщиком, а также скреплены их печатями. Первый экземпляр заказа-наряда остается у фрахтователя, второй и третий передаются фрахтовщику (водителю). Третий прилагают к счету за фрахтование и направляют фрахтователю (п. 18 Правил).

Если груз будут перевозить несколько различных транспортных средств, нужно составить такое количество заказов-нарядов, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.

Любые исправления в заказе-наряде необходимо заверить подписями и печатями как фрахтователя, так и фрахтовщика.

Отказ от исполнения договора

Новые Правила предусматривают ряд случаев, когда грузоотправитель (фрахтователь) вправе отказаться от исполнения договора (п. 29 Правил). Перечислим их:

  • перевозчик предоставил транспорт и (или) контейнер, не пригодный для перевозки соответствующего груза;
  • транспорт и контейнеры в пункт погрузки поданы с опозданием;
  • водитель не предъявил грузоотправителю (фрахтователю) документ, удостоверяющий личность, и путевой лист в пункте погрузки.

При этом пригодными для перевозки груза признаются транспортные средства и контейнеры, соответствующие назначению, типу и грузо­подъемности, установленные договором (п. 23 Правил). Такие автомобили должны быть оснащены соответствующим оборудованием. Несоответствие транспортного средства одному из этих условий может служить основанием для отказа грузоотправителя или фрахтователя от договора. Более того, подача транспортного средства и контейнера, не пригодных для перевозки груза, приравнивается к неподаче.

Опозданием считается подача транспортного средства в пункт погрузки с задержкой более чем на два часа от времени, установленного в заказе (заявке) или заказе-наряде (п. 25 Правил). Это положение действует, если стороны своим соглашением не установили иной срок.

Сроки доставки груза

Перевозчик обязан доставить груз в срок, установленный договором. Однако стороны не всегда прописывают этот момент в соглашении. В таких случаях действуют следующие сроки доставки (п. 63 Правил):

  • в городском, пригородном сообщении груз должен быть доставлен в суточный срок;
  • в междугородном или международном сообщениях груз должен быть доставлен в срок из расчета одни сутки на каждые 300 км расстояния перевозки.

О задержке доставки перевозчик обязан проинформировать грузоотправителя и грузополучателя.

Грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным, если он не был выдан грузополучателю по его требованию (п. 64 Правил):

  • при перевозке в городском и пригородном сообщениях - в течение 10 календарных дней со дня приема груза для перевозки;
  • при перевозке в междугородном сообщении - в течение 30 календарных дней со дня, когда груз должен был быть выдан грузополучателю.

В таких случаях грузоотправитель и грузополучатель имеют все основания потребовать возмещения ущерба за утраченный груз. Это положение действует, если стороны своим соглашением не установили другое правило.

Переадресовка груза

Нередки случаи, когда получатель отказывается принимать груз по своим, ведомым лишь ему причинам, не зависящим от перевозчика. Согласно п. 66 Правил в подобных ситуациях перевозчик вправе доставить груз по указанному отправителем новому адресу, то есть переадресовать груз.

Переадресовка груза происходит в следующем порядке (п. 67 Правил). Водитель звонит перевозчику и сообщает о дате, времени и причинах отказа принять груз. Затем перевозчик письменно либо по телефону уведомляет грузоотправителя об отказе получателя принять груз и просит сообщить новый адрес доставки. Если перевозчик в течение двух часов не получает новую «вводную», то он письменно уведомляет отправителя о возврате груза и дает соответствующее указание водителю.

В случае, когда переадресовка пришла до доставки груза получателю, указанному в транспортной накладной, перевозчику будет достаточно позвонить водителю и сообщить ему новый адрес.

К сведению

Свернуть Показать

Расходы на перевозку груза при его возврате или переадресовке возлагаются на грузоотправителя.

Составляем акты

При определенных обстоятельствах участники транспортного процесса (перевозчики, грузоотправители, грузополучатели, фрахтовщики, фрахтователи) вынуждены оформлять акты. В соответствии с Правилами акты составляются в случаях если (п. 79 Правил):

  1. груз не вывезен по вине перевозчика;
  2. транспортное средство и контейнер под погрузку не предоставлены;
  3. утрата или недостача груза, повреждения (порчи) груза;
  4. груз для перевозки не предъявлен;
  5. фрахтователь отказался от пользования транспортным средством;
  6. доставка груза просрочена;
  7. задержаны или простаивают:
    • транспортные средства, предоставленные для погрузки и выгрузки;
    • контейнеры перевозчика, предоставленные для погрузки.

К сведению

Свернуть Показать

Акт должен быть составлен заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, которые должны быть оформлены актом. При невозможности составить акт в этот срок его следует оформить в течение следующих суток.

Если контрагент уклоняется от составления акта, пострадавшая сторона вправе составить акт без его участия. В этом случае «уклониста» нужно предварительно письменно уведомить о подготовке акта (если иная форма уведомления не предусмотрена договором).

К сведению

Свернуть Показать

О составлении акта необходимо сделать отметки в транспортной накладной, заказе-наряде, путевом листе и сопроводительной ведомости. Такие отметки должны содержать краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта, а также размер штрафа (п. 86 Правил). Отметки в вышеуказанных документах вправе делать должностные лица, уполномоченные на составление актов (п. 81 Правил).

Акт должен содержать (п. 82 Правил):

  • дату и место составления;
  • фамилии, имена, отчества и должности лиц, участвующих в составлении акта;
  • краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;
  • описание и фактический размер груза - в случае его утраты, недостачи или повреждения (порчи);
  • подписи сторон, участвующих в составлении акта.

Если акт составляется в связи с утратой, недостачей, повреждением (порчей) груза, то к нему нужно приложить результаты экспертизы. Ее проводят для определения размера фактических недостачи и повреждения (порчи) груза. Такой акт составляют в присутствии водителя (п. 83 Правил).

В случае отказа от подписи лица, участвующего в оформлении акта, в акте следует указать причину отказа.

Количество экземпляров акта должно соответствовать числу лиц, участвующих в его составлении. В любом случае экземпляров акта не может быть менее двух. Исправления в составленном акте недопустимы.

Пишем претензии

См. статью Р. Аваляна «Предъявляем претензию перевозчику » на стр. 34 журнала № 7’ 2011

Если обстоятельства сложились так, что придется судиться с недобросовестным перевозчиком или фрахтовщиком, то сначала нужно написать ему претензию.

Согласно ст. 39 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» до предъявления к перевозчикам исков, вытекающих из договоров перевозок грузов, к таким лицам в обязательном порядке предъявляются претензии.

Предъявить претензию к перевозчику (фрахтовщику) может лицо, заключившее с ним соответствующий договор, или грузо­получатель.

Претензия должна быть составлена в письменном виде. Единой формы претензии на все случаи жизни не существует, поэтому ее излагают в свободной форме. Из ее содержания должно быть понятно, кто, что и на каком основании требует.

Претензии к перевозчикам и фрахтовщикам можно предъявить в течение срока исковой давности, который составляет один год. Он исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, в том числе в отношении:

  • возмещения ущерба, причиненного недостачей, повреждением (порчей) багажа, груза - со дня выдачи багажа, груза;
  • возмещения ущерба, причиненного утратой багажа, - со дня признания багажа утраченным;
  • возмещения ущерба, причиненного утратой груза, - со дня признания груза утраченным;
  • просрочки доставки багажа, груза - со дня выдачи багажа, груза.

Претензии подают в письменном виде по месту нахождения ответчика.

Согласно п. 88 Правил претензия в обязательном порядке должна содержать следующую информацию:

  • дату и место составления;
  • полное наименование (фамилия, имя и отчество) и адрес места нахождения (места жительства) лица, подавшего претензию;
  • полное наименование (фамилия, имя и отчество) и адрес места нахождения (места жительства) лица, к которому предъявляется претензия;
  • краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии;
  • обоснование, расчет и сумму претензии по каждому требованию;
  • перечень прилагаемых документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в претензии (акт и транспортная накладная, заказ-наряд с отметками и др.);
  • фамилию, имя и отчество, должность лица, подписавшего претензию, его подпись, заверенную печатью.

Претензию составляют в двух экземплярах. Один отправляется перевозчику (фрахтовщику), а другой остается у лица, подавшего претензию (п. 89 Правил).

Перевозчик (фрахтовщик) обязан рассмотреть предъявленную ему претензию и о результатах принятого решения письменно уведомить заявителя в течение 30 календарных дней со дня ее получения.

Претензию можно составить, например, так:

Пример 1

Свернуть Показать


Правила перевозок грузов на автотранспорте конкретизируют и дополняют положения Устава АТ. Основные пункты Правил могут быть использованы при составлении договоров с грузовладельца­ми, так как основаны на большом практическом опыте выполне­ния перевозок. Разделы Правил содержат основные обязанности и права участников транспортного процесса (перевозчика, грузо­отправителя и грузополучателя). В этом плане следует более под­робно рассмотреть следующие разделы Правил.

Правила заключения договоров на перевозку грузов. В соответ­ствии с Гражданским кодексом РФ договор перевозки грузов - это договор, по которому перевозчик обязуется доставить груз, полу­ченный от отправителя (грузоотправителя), в пункт назначения уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату.

Договоры перевозки подразделяются на долгосрочные (регу­лярные перевозки) и краткосрочные (разовые заказы).

Долгосрочные договоры чаще всего заключаются с грузоотпра­вителем сроком на год (годовой договор) и при необходимости могут продляться на следующий год. С грузополучателем долго­срочные договоры заключаются при вывозе грузов с транспорт­ных узлов и доставке продукции на заготовительные или перера­батывающие предприятия. При заключении договора с грузопо­лучателем, так же как и при принятии от него разового заказа, грузополучатель пользуется правами, выполняет обязанности и несет ответственность, предусмотренные для грузоотправителя.

Долгосрочный договор на перевозку груза должен содержать:

объем перевозок и номенклатуру грузов;

условия перевозок (режимы работы, обеспечение сохранности груза, условия выполнения погрузочно-разгрузочных работ и т. п.);

порядок расчетов за перевозки;

маршруты и схемы грузопотоков.

Разовый заказ должен соответствовать установленной форме и со­держать наименование и адрес грузоотправителя, время прибытия ПС к заказчику, точные адреса мест погрузки и разгрузки, наимено­вание и количество груза, количество грузовых мест, сведения о лице, ответственном за использование выделяемого ПС, условия выполнения погрузочно-разгрузочных работ и порядок оплаты пе­ревозок. Факт заключения договора по разовому заказу подтвержда­ется получением грузоотправителем транспортной накладной.



Правила приема грузов к перевозке. Для выполнения перевозок грузовладелец предоставляет АТО при наличии долгосрочного договора заявку, а при его отсутствии - разовый заказ.

В случае, если грузовладелец не заказывает конкретную модель ПС, тип и количество АТС, выделяемых для осуществления пе­ревозок, определяется АТО.

Перевозчик обязан предоставлять грузоотправителю исправный ПС в состоянии, пригодном для перевозки данного вида груза и отвечающим санитарным требованиям. При прибытии на погруз­ку водитель предъявляет грузоотправителю служебное удостове­рение и оформленный должным образом путевой лист.

Грузоотправитель обязан до прибытия ПС под погрузку подго­товить груз к перевозке и оформить товарно-транспортные доку­менты, пропуска для проезда к месту погрузки, сертификаты и другие необходимые для перевозки данного груза документы и принадлежности.

Если груз должен перевозиться в сопровождении экспедитора грузовладельца, грузоотправитель обязан обеспечить его прибы­тие до момента подачи ПС под погрузку.

При предъявлении грузов, перевозимых навалом, россыпью, наливом и в контейнерах, грузоотправитель должен в товарно-транс­портной накладной указать массу этих грузов. Тарные и штучные грузы принимаются к перевозке с указанием массы груза и коли­чества грузовых мест. При предъявлении к перевозке грузов с объяв­ленной ценностью грузоотправитель обязан составить опись гру­зовых мест в трех экземплярах.

Перевозник имеет право отказаться от приема груза к перевозке в следующих случаях:

груз предъявлен к перевозке в ненадлежащей таре или упа­ковке, не обеспечивающей его сохранность;

предъявленный груз не предусмотрен заявкой или разовым заказом, а при междугородных перевозках - с назначением в дру­гой пункт;

масса груза, предназначенного для перевозки на одном АТС, превышает грузоподъемность ПС, поданного под погрузку согласно заявке или заказа;

груз не может быть доставлен в пункт назначения в связи с форс-мажорными обстоятельствами.

Правила пломбирования грузов. Загруженные крытые АТС, кон­тейнеры и цистерны, отправляемые одному грузополучателю, долж­ны быть опломбированы грузоотправителем. В неопломбированном ПС опломбированию или обандероливанию подвергаются отдель­ные грузовые места. При обандероливании грузовое место обвя­зывается бумажной лентой или тесьмой, которые скрепляются в местах соединения печатью или штампом изготовителя или гру­зоотправителя.

Пломбы навешиваются в соответствии со следующими прави­лами:

на фургонах и контейнерах на всех дверях по одной пломбе. Перед пломбированием обе двери должны быть скреплены за­крутками из отожженной проволоки диаметром не менее 2 мм и длиной 250...260 мм;

на цистернах на крышке заливного люка и сливного отвер­стия по одной пломбе, если иного не предусмотрено условиями перевозок отдельных видов грузов;

на грузовом месте от одной до четырех пломб в точках соеди­нения окантовочных полос или других увязочных материалов.

Пломбы не должны допускать возможности доступа к грузам и снятия пломб без нарушения их целости. Для пломбирования мо­гут применяться свинцовые или полиэтиленовые пломбы с каме­рой или с двумя параллельными отверстиями и мягкая проволока диаметром 0,6 мм. Пломбы должны навешиваться на проволоку, предварительно скрученную в две нити. Скручивание проволоки производится из расчета четырех витков на сантиметр длины.

Факт опломбирования груза и контрольные знаки пломбы ука­зываются в товарно-транспортной накладной.

Перевозка с неясными оттисками на пломбах, а также с не­правильно установленными пломбами запрещается.

Правила выдачи грузов. Груз выдается в пункте назначения, указанном в товарно-транспортной накладной. Обязанность извес­тить грузополучателя о прибытии груза возлагается на грузо­отправителя.

Грузополучатель обязан:

принять груз и разгрузить ПС, прибывший до окончания вре­мени работы грузополучателя;

принять груз в обязательном порядке при международных и централизованных перевозках;

очистить ПС и при необходимости произвести его санитарную обработку.

Грузополучатель может отказаться от принятия груза лишь в случае, когда качество груза вследствие порчи или повреждения, за которые перевозчик несет ответственность, изменилось настоль­ко, что исключает возможность полного или частичного исполь­зования груза по прямому назначению, о чем составляется акт.

Выдача грузов перевозчиком производится в том же порядке, в каком груз был принят к перевозке (пересчетом мест, взвеши­ванием или без взвешивания, обмером и т.п.). Грузы, прибывшие с неповрежденными пломбами грузоотправителя, выдаются гру­зополучателю без проверки количества, массы и состояния груза.

При централизованном обслуживании железнодорожных стан­ций, портов и аэропортов прием и выдача грузов производится по правилам, действующим на данных видах транспорта.

Правила переадресовки грузов. Грузовладелец имеет право пере­адресовать груз до момента выдачи его грузополучателю. Распоря­жение грузоотправителя перевозчику о переадресовке может быть передано по факсу, электронной почте или в другом виде, но оформляется в письменном виде и должно содержать:

номер первого заказа и товарно-транспортной накладной; адрес и наименование первоначального грузополучателя; адрес и наименование нового грузополучателя. В случае отказа грузополучателя от приема груза и невозмож­ности получить указания от грузовладельца о другом получателе перевозчик имеет право:

сдать груз на хранение в ближайшем месте фактического на­хождения груза;

передать груз другой организации, если характер груза требует его срочной реализации;

возвратить груз грузоотправителю с полным возмещением ус­луг по перевозке и выплатой предусмотренных штрафов.

Правила перевозки грузов автомобильным транспортом утверждены правительством РФ в 2011 году. Именно они регламентируют все нюансы доставки различных грузов по территории страны.

Правила перевозки грузов автомобильным транспортом – нововведения

С 2011 года в транспортном законодательстве появилось несколько очень важных нововведений, которые регулируют вопросы организации автомобильных грузовых перевозок. К таковым причисляют далее указанные новшества:

  • Включение в правила понятия чартера. Дано полное описание того, как необходимо оформлять контракт на фрахт транспортного средства, который защищает интересы обеих сторон соглашения.
  • Установление ключевых предельно допустимых технических характеристик транспортных средств, занятых в грузоперевозках. Согласно ПДД, правила перевозки грузов автотранспортом (легковым автомобилем, грузовиками) определяют максимально возможную массу применяемых ТС, их нагрузки (осевые) и габариты.
  • Переадресовка грузов. Если получатель товара по тем или иным причинам не желает принимать его, компания-перевозчик может сообщить об этом тому, кто отправлял груз, и получить от него новый адрес доставки. Он должен быть сообщен транспортной фирме на протяжении двух часов. При невыполнении данного условия товар транспортируется назад – в тот пункт, откуда он отправлялся.
  • Особенности договора перевозки. Допускается его заключение и в письменной форме с указанием обязательств сторон, и посредством принятия к исполнению заказа транспортной фирмой. Важно лишь то, чтобы была правильно заполнена товарная накладная, которая должна оформляться в соответствии с описываемыми правилами.
  • Сроки доставки грузов. Одним из ключевых условий соглашения о доставке товаров являются примерные сроки выполнения заказа. Многие забывают отдельно оговорить этот пункт, особенно часто такое наблюдается тогда, когда договор на услуги заключается устно.

Перевозка грузов – правила дорожного движения

Чтобы у работников ГИБДД не было «неудобных» вопросов к водителям, осуществляющим грузоперевозки, им стоит позаботиться о соответствии габаритов своих транспортных средств новым требованиям. На территории России автотранспорт, перевозящий товары, должен иметь параметры, не превышающие установленные допустимые величины:

  • по ширине: не более 2,25 метров (2,6 – для машин с изотермическим кузовом);
  • по длине: до 12 метров (как для прицепов, так и для одиночных автомобилей);
  • по высоте: не более 4 метров.

А вот масса ТС должна соответствовать таким требованиям:

  • не более 18 тонн для двухосных авто, не более 25 для трехосных, не более 32 для четырехосных;
  • не более 28 тонн для автопоездов с тремя осями, не более 36 для четырехосных, не более 40 для пятиосных.

За нарушение правил перевозки грузов штрафы выписываются не только водителям, но и транспортным фирмам, и должностным лицам, которые позволили осуществлять перевозку.

Специальные правила перевозки негабаритных грузов автотранспортом

Правила перевозки крупногабаритных грузов (негабаритных, тяжеловесных) имеют место в тех случаях, когда транспортируемые товары с нестандартными размерами:

Основные понятия

Правила применяются при перевозке различных штучных грузов, металлогрузов всех разновидностей, подвижной техники, железобетонных изделий и конструкций, контейнеров, тарно-штучных грузов, грузов в транспортных пакетах, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, лесных грузов.

Для грузов, рассматриваемых в правилах и одновременно внесенных в перечень должны также соблюдаться требования к морской перевозке опасных грузов. Правила устанавливают общие требования к погрузке-разгрузке судов, обеспечивающие безопасность при перевозке генеральных грузов. В том числе опасных веществ в упакованном виде, крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке морем создать угрозу для жизни и здоровья людей, привести к повреждению судов и перевозимых грузов.

Требования, применяемые к отправителям контейнеров:

  • Грузы, нуждающиеся в таре и упаковке должны предъявляться для перевозок в исправной таре и упаковке;
  • Тара и упаковка, на которые установлены государственные стандарты или для которых установлены технические условия, должны соответствовать им.

Информационные особенности передачи груза

Грузоотправитель должен своевременно передать перевозчику все документы, касающиеся груза, требуемые правилами. Грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком за убытки, причиненные вследствие несвоевременной передачи, недостоверности таких документов.

Отправитель обязан надлежащим образом маркировать груз и предоставить перевозчику необходимые сведения о нем. С этой целью грузоотправителем заблаговременно до погрузки предоставляется информация о грузе в письменном виде. (Рис.1)

Рис. 1 Маркировка при упаковке груза
1 — Знак опасности;
2 — Манипуляционные знаки;
3 — Серийный номер ООН;
4 — Классификационный шифр;
5 — Транспортное наименование.

С целью обеспечения достоверности и полноты информации о грузах, представляющих наибольшую опасность при морской транспортировке, грузоотправитель поручает разработку информации о грузе признанной организации.

Информация о грузе может использоваться в течение срока действия, устанавливаемого разработчиком в зависимости от характера и динамики изменения транспортных характеристик и свойств груза.

Груз, грузовые места и грузовые транспортные единицы, включая контейнеры, должны быть погружены, уложены и закреплены на судне в течение всего рейса в соответствии с наставлением по креплению грузов.

Погрузочно-разгрузочные работы на судне выполняются в соответствии с наставлением по креплению грузов по рабочей технологической документации, разрабатываемой и утверждаемой в установленном порядке. (Рис.2)


Погрузо — разгрузочные работы на судне

Отправитель грузов, представляющих наибольшую опасность при морской транспортировке, организует контроль выполнения требований информации о грузе. Так же выдачу капитану судна документа о безопасной укладке и креплении груза. В случае перевозки груза на палубе и выполнения работ по его креплению, получение документа, подтверждающего проявление должной заботы для обеспечения безопасной перевозки груза, возлагается на перевозчика.

Для получения разрешения на выход судна с грузами, представляющими опасность при морской транспортировке, капитан судна представляет капитану порта информацию о грузе. Так же, документ о его безопасной укладке и креплении, выданные признанной организацией.

Требования к грузу, таре, упаковке и маркировке

Предъявляемый к перевозке морем, должен быть подготовлен с учетом требований стандартов на груз, а также соответствовать требованиям условий морской транспортировки и стандартов в части:

  • Исправности тары и упаковки;
  • Наличия и исправности пломб, замков, контрольных лент;
  • Отсутствия течи жидких грузов в таре;
  • Соответствия тары нормативным документам;
  • Наличия на таре ясно видимой маркировки, в том числе предупредительных надписей;
  • Отсутствия подмочки грузов, боящихся таковой;
  • Отсутствия запахов или других признаков, свидетельствующих о порче груза.

Упакованный опасный груз

При подготовке генерального груза к перевозке необходимо учитывать:

  1. Возможность его смещения под воздействием качки;
  2. Опасность, связанную с возможностью его возгорания, взрыва и неблагоприятного воздействия на человека и окружающую среду (токсичность, радиационное излучение);
  3. Возможность потери качества или порчи от воздействия влаги, пыли, загрязнений, тепла, коррозии, испарений и различных видов бактерий;
  4. Выделение влаги, пыли, тепла и различных запахов;
  5. Необходимость обеспечения определенных температурных, влажностных и вентиляционных режимов перевозки.

По признакам совместимости генеральные грузы делятся на три категории:

  1. Обладающие агрессивными свойствами;
  2. Подверженные воздействию агрессивных факторов;
  3. Нейтральные.

Судно, перевозящее генеральный груз

Тара грузовых мест массой в одну тонну и более должна иметь приспособления (обуха, рымы, гаки, и т. п.), для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и крепления грузов на судне. Прочность указанных приспособлений должна соответствовать массе грузового места и нагрузкам, возникающим при морской транспортировке. Подъемные приспособления не должны выступать за наружные поверхности тары. При обнаружении недостатков, связанных с опасностью утраты, порчи или повреждения груза или нанесения ущерба судну, грузоотправитель должен привести тару в соответствие с требованиями действующих нормативных документов.

Подготовка грузовых помещений и судовых устройств к приему груза

Суда, подаваемые перевозчиком под погрузку, должны быть в мореходном состоянии, а грузовые помещения подготовлены к приему груза.

Подготовка судна к приему груза должна включать:

  1. Приведение грузовых помещений в соответствующее для данного груза состояние и проверку систем, проходящих через грузовые помещения;
  2. Проверку исправности действия грузовых устройств;
  3. Проверку надежности закрытия отверстий, доступ к которым после загрузки судна будет невозможен, и отверстий, которые в соответствии со своим назначением должны быть закрыты;
  4. Проверку исправности устройств, служащих для наблюдения за уровнем воды в льялах, а также осушительных систем;
  5. Проверку исправности противопожарных систем и оборудования;
  6. Проверку герметичности люковых крышек и системы гидравлики привода люковых закрытий.

Грузовые помещения должны быть очищены от остатков ранее перевозимых грузов, при этом характер уборки помещений зависит от вида груза, подлежащего к перевозке:

  • Перед перевозкой строительных материалов, металлопродукции, подвижной техники, грузов без упаковки и других грузов, не подверженных воздействию пыли, запахов и т. д., производится сухая уборка трюмов;
  • Перед перевозкой пищевых и растительных грузов, хлопка, тканей и других промышленных товаров в мелкой расфасовке или пакетах грузовые помещения должны быть вымыты, просушены и проветрены;
  • При наличии запахов грузовые помещения должны быть дезодорированы;
  • После перевозки соленой рыбы, мокро-соленых шкур, жидких жиров, соли, скота и других подобных грузов трюмы должны быть обязательно вымыты, а после перевозки мокро — соленых шкур и продезинфицированы;
  • После перевозки пылящих, загрязняющих грузов, например, угля насыпью, трюмы должны быть промыты водой из шлангов.

Уборка судна после перевозки груза

Для предохранения от ударов грузом судовые системы (трубы) в грузовых помещениях судна должны быть ограждены металлическими или деревянными кожухами. Трюмные льяла должны быть вскрыты и вычищены. При наличии запаха в льялах они должны быть после мойки просушены и опрысканы известковым молоком, марганцовокислым калием, 1 % аммиачным раствором или другими дезодорирующими средствами. Горловины всех цистерн должны быть проверены на герметичность. Приемные отростки осушительной системы и мерительные трубки должны быть осмотрены и очищены. Судовые стрелы и краны должны быть подняты и закреплены таким образом, чтобы не мешать работе береговых кранов.

При использовании судовых грузоподъемных средств они должны быть заблаговременно проверены и приведены в готовность в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации и судовой технической документации.


Судно, со встроенным грузоподъемным краном

Перед укладкой палубного груза необходимо выполнить следующее:

  1. Предусмотреть и установить достаточное число прочных рымов и обухов для крепления найтовов;
  2. Защитить от возможного повреждения грузом трубопроводы, идущие по палубе;
  3. Проверить надежность люковых закрытий;
  4. Очистить шпигаты и штормовые портики от грязи и проверить их исправность;
  5. Подобрать необходимые устройства для крепления и разместить их в местах погрузки;
  6. Подготовить необходимые материалы с повышенным коэффициентом трения и разместить их в местах погрузки;
  7. Обозначить на палубе места, которые должны быть оставлены свободными от груза для обеспечения доступа к пожарным постам, люкам, дверям и т. д.

Готовность грузовых помещений для перевозки конкретного вида груза проверяется администрацией судна, о чем делается запись в судовом журнале.

Новые правила перевозки грузов многими трактуются, как некая «система», противостоящая имеющемуся хаосу. В статье освещены основные пункты новых правил.

Правила перевозки грузов автомобильным транспортом состоят из восьми положений, в первом из которых раскрыта основная их суть. Кроме того, в общих положениях указывается на пункты, входящие в правила, а именно:

Порядок перевозки грузов в международном сообщении;

Порядок перевозки груза категории «опасный» в пределах междугородного, пригородного и городского сообщения;

Порядок перевозки груза категории «скоропортящийся» в пределах междугородного, пригородного и городского сообщения, а также международных перевозок.

В общих положениях разъяснены также значения сопроводительной ведомости, грузового места, партии груза, тяжеловесного, крупногабаритного и делимого груза.

Во втором положении содержится информация, касающаяся заключения грузовых (фрахтования) договоров для транспорта, предназначенного для грузовых услуг. Данное положение, включенное в правила перевозки грузов автомобильным транспортом, определяет порядок подачи перевозчику заявки (заказа), условия заполнения являющейся подтверждением заключения договора на грузовую перевозку. Кроме того, положение предусматривает предоставление сведений, содержащих условия, стоимость и порядок оплаты грузовых услуг. Особое внимание уделяется перевозке груза категории «ценный» и перевозке с лицом, представляющим интересы грузовладельца. При отсутствии учета движения перевозка производится предоставленным в соответствии с договором фрахтования или заказом-нарядом транспортом.

В третьем положении разъясняется понятие предоставления контейнеров и иных транспортных средств, приема для перевозки груза, а также погрузки грузов в контейнеры и иные транспортные средства. При этом разъясняются условия и сроки, а также определяются показатели пригодности средства транспорта для перевозки. При приеме груза перевозчик вправе внести в пункты транспортной накладной свои оговорки и замечания. Все изменения, связанные с условиями перевозки, в том числе адресные изменения, также должны быть внесены в документ. В отдельных случаях грузоотправитель вправе отказать в исполнении Правила перевозки грузов автомобильным транспортом предусматривают нанесение соответствующих грузу маркировочных и манипуляционных надписей и знаков. Правилами устанавливается порядок погрузки груза и выбор средств его крепления.

Четвертое положение, включенное в правила перевозки грузов автомобильным транспортом, разъясняет порядок определения грузовой массы и опломбирования транспорта.

В пятом положении освещены сроки доставки и порядок выдачи грузов, а также очистки использованного транспорта. При этом неотъемлемым условием является наличие транспортной накладной.

Шестое положение разъясняет особенности перевозки груза отдельного вида, определение и учет его массы. Правила перевозки продуктов питания (скоропортящегося груза) осуществляется при обязательном соблюдении определенных для каждого вида условий. При этом должна обеспечиваться полная его сохранность.

В завершение седьмым положением разъясняется порядок и условия составления претензий и оформления актов. При этом допускается составление вышеуказанной документации без участия одной из сторон при письменном уведомлении. Отметки о составлении претензий или оформлении акта производят уполномоченные лица. Количество составленных экземпляров должно быть равно количеству задействованных лиц.