Мода и стиль

Образование временного правительства год. Сформировано II коалиционное Временное правительство. Корнилов на государственном совещании

Образование временного правительства год. Сформировано II коалиционное Временное правительство. Корнилов на государственном совещании

Временное правительство - название правительственного органа, сформированного 2 марта 1917 г. Временным комитетом Государственной думы по соглашению с Исполнительным комитетом Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. С августа 1915 г. лидеры буржуазной оппозиции царизму составляли списки нового правительства, ответственного перед Государственной думой или прямо назначенного царем «правительства спасения страны», где большинство постов принадлежало бы популярным буржуазным политикам. Однако Николай II упорно отказывался от политического компромисса с Думой и буржуазными общественными организациями. Только поздно вечером 1 марта 1917 г., когда в столице уже победила Февральская революция, он подписал манифест о передаче власти ответственному перед Государственной думой правительству и поручил сформировать его председателю Думы М. В. Родзянко. При этом министров двора, иностранных дел, внутренних дел и военного он собирался по-прежнему назначить сам. Эта уступка запоздала лет на десять. Революция поставила ребром вопрос о судьбе монархии и самого царя.

Поскольку руководимый меньшевиками Петроградский Совет не хотел брать власть, так как считал, что происходившая революция является буржуазной и власть должна формировать поэтому русская буржуазия, то персональный состав правительства был предложен Временным комитетом Думы. В правительстве большинство принадлежало кадетской партии и октябристам (см. Политические партии). Однако с самого начала там образовалось радикальное крыло, тайно руководимое Верховным Советом «Великого Востока народов России» (см. Масонство в России). Его Генеральный секретарь (и в то же время заместитель председателя Совета) эсер А. Ф. Керенский самовольно вошел во Временное правительство в качестве министра юстиции, хотя Исполком совета был против вхождения его членов в министерство. Керенского поддерживали министр финансов М. И. Терещенко, министр путей сообщения Н. В. Некрасов и министр торговли и промышленности А. И. Коновалов. На Керенского равнялся министр-председатель и министр внутренних дел князь Г. Е. Львов. Консервативное крыло в правительстве возглавлял министр иностранных дел, лидер кадетской партии П. Н. Милюков, активно поддерживаемый военным министром лидером партии октябристов А. И. Гучковым. Это правительство первого состава было однородно-буржуазным, и только Керенский представлял, как тогда говорили, «революционную демократию», т. е. Советы и социалистические партии.

На волне первых успехов революции Временное правительство пользовалось всенародной поддержкой и доверием. Его политика основывалась на добровольном подчинении граждан, поскольку ни репрессивного аппарата, ни верных ему вооруженных сил правительство не имело. Советы страны, по примеру Петроградского, заявили о поддержке правительства постольку, поскольку оно шло по пути обещанных им демократических реформ. Временное правительство ввело равенство всех граждан перед законом, упразднило посты губернаторов, ликвидировало старую полицию, жандармерию и охранку, реформировало тюремное ведомство, суд и прокуратуру, приняло законы о производстве всеобщих выборов в органы местного самоуправления (городские думы и земства), признало фактически завоеванные народом демократические права и свободы. Особое значение имело распространение прав и свобод на солдат десятимиллионной армии, начало ее демократизации путем признания выборных солдатских комитетов.

Однако Временное правительство первого состава не торопилось объявить о сроке созыва и выборов в Учредительное собрание, провести земельную и другие социальные реформы, начать переговоры о прекращении войны (см. Первая мировая война). Если солдаты и рабочие Петроградского Совета заявили о необходимости прекращения войны на основе мира без аннексий и контрибуции и самоопределения народов, то министр иностранных дел Милюков от имени Временного правительства заявлял о решимости довести войну до победного конца в тесном единении с союзными Англией, Францией, Японией и США. Это противоречие, обозначившееся после публикации 20 апреля ноты Милюкова союзным державам, привело к демонстрациям и уличным столкновениям в Петрограде 20-21 апреля. В ходе апрельского кризиса Временного правительства большевики впервые выдвинули лозунг передачи всей власти Советам.

Но меньшевики и эсеры, которым в Советах тогда принадлежало большинство, выступили против этого и пошли на создание 5 мая 1917 г. первого «коалиционного Временного правительства». Было образовано несколько новых министерских постов. На 9 лиц, принадлежавших к буржуазным партиям, в этом правительстве приходилось пять представителей социалистических партий. В министерство вошли популярнейшие лидеры меньшевиков (И. Г. Церетели), эсеров (В. М. Чернов), народных социалистов (А. В. Пешехонов). Керенский стал военным министром вместо Гучкова, а Терещенко - министром иностранных дел вместо Милюкова. Коалиция на время расширила социальную базу Временного правительства и вернула ему народную поддержку. Только большевистская партия осталась во внепарламентской оппозиции. Но выполнение обещаний, данных социалистическими лидерами, натолкнулось на сопротивление буржуазных министров. Керенский подготовил, выполняя обещания перед союзниками, наступление на фронте, чем вызвал недовольство солдатских масс, особенно в тыловых гарнизонах. Это привело к июньскому политическому кризису, показавшему рост симпатий в столицах и промышленных центрах к большевикам и их программе. 2-6 июля разразился еще более острый и кровавый июльский кризис. Коалиционное правительство распалось. Военные власти в Петрограде попытались применить силу к участникам демонстрации 4 июля 1917 г.

7 июля правительство сместило своим решением князя Львова и назначило новым министром-председателем А. Ф. Керенского. Он начал более широко пользоваться диктаторскими правами, так как Временное правительство после Февральской революции получило не только исполнительную, но и законодательную власть вплоть до созыва Учредительного собрания. Керенский начал судебное дело против лидеров большевистской партии, обвинив их в подготовке заговора с целью захвата власти и сотрудничестве с Германией. 22 июля 1917 г. Керенский объявил о создании второго коалиционного правительства. В нем социалисты имели уже половину мест.

Вторая коалиция распалась в конце августа после военного выступления генерала Л. Г. Корнилова, направленного против Керенского и революции. Поражение Корнилова породило надежды на формирование подлинно революционно-демократического правительства, без участия буржуазных партий. Но после неудачной попытки сплотить силы на «Демократическом совещании» в середине сентября лидеры ведущих социалистических партий социал-демократов - меньшевиков и эсеров вынуждены были одобрить созданное Керенским 24 сентября 1917 г. третье коалиционное Временное правительство, где представителям этих партий принадлежало уже 10 мест из 16. В. И. Ленин в письмах в ЦК большевистской партии, а Л. Д. Троцкий открыто - в речи и резолюции Петроградского Совета, новым председателем которого он был избран, объявили о недоверии этому правительству и подготовке его насильственного свержения. Оно было осуществлено в ходе вооруженного восстания в Петрограде 24 - 25 октября 1917 г. (см. Октябрьская революция 1917 г.).

Неудача Временного правительства в попытке мирным путем реформировать Россию объясняется многими причинами. Все министры являлись общественными деятелями, интеллигентами, они не имели никакого опыта управленческой деятельности. Они по моральным соображениям избегали использовать насилие в борьбе против анархии. Торможение в деле проведения земельной реформы и других социальных мероприятий, затягивание созыва Учредительного собрания, начала переговоров о мире вызывали недовольство широких масс солдат, крестьян и рабочих. Это недовольство умело использовалось большевиками, строившими свою пропаганду на обещании немедленного мира, передачи земли крестьянам, власти народу в лице Советов.

ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО, высший орган государственной власти в России, возникший в ходе Февральской революции 1917 года (временный - до созыва Учредительного собрания). Образовано в отсутствие императора Николая II в Петрограде 1(14) марта Временным комитетом Государственной думы для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами [создан 27 февраля (12 марта) Советом старейшин по поручению Частного совещания членов Государственной думы]. Более распространённой в историографии датой образования Временного правительства считается 2(15) марта, в ночь на которое полномочия Временного правительства подтвердил игравший роль революционного центра Петросовет. Временное правительство действовало в условиях «двоевластия» наряду с так называемыми общественными комитетами, а также советами во главе с Петросоветом (в июле их Всероссийский центральный исполнительный комитет передал Временному правительству всю полноту власти). Сложившуюся ситуацию современники воспринимали иногда и как «десятивластие», и как «двоебезвластие». Первоначально [до 5(18) мая] Временное правительство состояло главным образом из представителей либеральных партий - кадетов и октябристов. Впоследствии персональный и партийный состав Временного правительства менялся (таблица). Ряд министров Временного правительства являлись членами масонских лож (вопрос о степени влияния масонских организаций на политику Временного правительства остаётся дискуссионным). 2(15) марта император Николай II отрёкся от престола за себя и за сына, передав корону брату - великому князю Михаилу Александровичу, который, вопреки планам некоторых членов Временного правительства, 3(16) марта отказался принять власть, заявив, что вопрос об устройстве России должно решать Учредительное собрание.

Для выполнения своей главной задачи Временное правительство образовало 25 марта (7 апреля) Особое совещание для изготовления закона о выборах в Учредительное собрание (работало в мае - сентябре; председатель - кадет Ф. Ф. Кокошкин), в которое вошли представители политических партий, советов, общественных и национальных организаций. Разработанное им Положение предоставляло избирательное право всем гражданам обоего пола, достигшим 20 лет, впервые в мировой практике наделило правом голоса военнослужащих (с 18 лет). В июне Временное правительство объявило сроки выборов в Учредительное собрание - 17(30) сентября и его созыва - 30 сентября (13 октября). В августе начались заседания Всероссийской по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии, образованной Временным правительством (председатель - кадет Н. Н. Авилов), сроки выборов перенесены на 12(25) ноября, а созыва - на 28 ноября (11 декабря).

Политика в области государственного устройства и управления. По решению Временного правительства отрёкшийся от престола император Николай II, императрица Александра Фёдоровна и их дети с 9(22) марта содержались под арестом в Царском Селе, 1(14) августа отправлены в Тобольск. В апреле Временное правительство воспрепятствовало возобновлению работы Государственной думы, в октябре распустило её. В области законодательства оно оставило в силе большую часть норм Свода законов Российской империи. Временное правительство сохранило большинство центральных ведомств. Некоторые из них подверглись реорганизации. Временное правительство санкционировало ликвидацию Департамента полиции (его органы были фактически уничтожены в ходе революции), 17(30) апреля утвердило положение о милиции, в соответствии с которым руководство городской и уездной милицией осуществлялось городской и уездными земскими управами. В мае образованы новые министерства: по делам Финляндии, труда, продовольствия, государственного призрения, почт и телеграфов. Коренной реорганизации Временное правительство подвергло судебную систему. В марте - апреле оно объявило амнистию политическим заключённым, отменило смертную казнь, ссылки и поселения. 4(17) марта упразднило прежние особые суды - Верховный уголовный суд и особые присутствия Сената, судебных палат и окружных судов с участием сословных представителей. Тогда же образовало новый особый орган - Чрезвычайную следственную комиссию Временного правительства для расследования «противозаконных по должности действий бывших высших должностных лиц». В Петрограде и некоторых других городах учредило временные суды, которые состояли из мирового судьи, представителей армии и рабочих, они решали уголовные дела. Постановлением от 4(17) мая повсеместно вводился мировой суд. В июне упразднены военно-полевые суды, однако вскоре для восстановления порядка в тылу и на фронте Временное правительство учредило аналогичные им военно-революционные суды. Одновременно Временное правительство восстановило смертную казнь на фронте , упразднило временные суды , разрешило проводить внесудебные аресты лиц, «угрожающих обороне государства, его внутренней безопасности и завоеванной революцией свободе» .

Для утверждения своей власти на местах в марте Временное правительство отстранило губернаторов и вице-губернаторов от исполнения обязанностей, управлять губерниями назначило председателей губернских земских управ (присвоило им наименование «губернские комиссары»). В уездах главами администрации стали председатели уездных земских управ («уездные комиссары»; в дальнейшем МВД при их назначении учитывало рекомендации местных комитетов общественных организаций и советов). Временное правительство приостановило деятельность земских начальников . В области местного самоуправления осуществило земскую и городскую реформы [законы от 15(28) апреля и 21 мая (3 июня)]. В 43 губерниях, где к 1917 году существовали уездные земства, были образованы и волостные земства. В июне - октябре земские учреждения (губернские, уездные и волостные) были созданы в Астраханской и Архангельской губерниях, в Сибири и Средней Азии. Летом 1917 года начаты перевыборы земств и органов городского самоуправления на основе всеобщего избирательного права.

Временное правительство стремилось по возможности сохранить сложившийся статус национальных окраин. Оно отменило акты, противоречившие основным финляндским законам , однако объявило о роспуске финляндского Сейма сразу после того, как он провозгласил себя носителем верховной власти в Великом княжестве Финляндском. Ввиду того, что с 1915 года Привислинские губернии были оккупированы германскими войсками, Временное правительство 17(30) марта заявило о согласии на создание в будущем польского государства при условии его военного союза с Россией и включения в него территорий Германии и Австро-Венгрии, населённых поляками. 3(16) июля заключило соглашение с украинской Центральной радой, в котором признало её Генеральный секретариат краевым органом власти.

В армии Временное правительство санкционировало существование солдатских комитетов (возникли в соответствии с приказом №1 Петросовета), предписало организацию таких комитетов от роты и выше (вплоть до Ставки), одновременно попыталось ограничить их полномочия хозяйственными и культурно-просветительскими вопросами, ввести в их состав офицеров. Для политического контроля за армией Временное правительство направляло в её части своих комиссаров, летом они были наделены правом ареста любого генерала и офицера «для поддержания идей революции и закрепления её основ». Ввиду быстрого падения дисциплины в войсках в июне 1917 года сформировало из добровольцев ударные батальоны, которые использовались на наиболее опасных участках фронта.

1(14) сентября Временное правительство провозгласило Россию республикой. В качестве государственных символов использовались лишённый монархических атрибутов герб Российской империи, государственная печать с изображением государственного герба над зданием Таврического дворца (где заседала Государственная дума) и круговой надписью «Российское Временное правительство», революционное красное знамя и песня «Марсельеза» (с текстом П. Л. Лаврова) в качестве гимна.

Социально-экономическая политика. Временное правительство отменило все ограничения, обусловленные принадлежностью граждан к тому или иному вероисповеданию или национальности .

Постановлениями от 16(29) марта, 27 марта (9 апреля) Временное правительство объявило государственной собственностью удельные земли и кабинетские земли. Решение важнейшего вопроса о частновладельческой земле отложило до созыва Учредительного собрания. В воззвании от 17(30) марта осудило захваты земли крестьянами. В соответствии с постановлением Временного правительства от 21 апреля (4 мая) для подготовки проекта земельной реформы созданы Главный земельный комитет, губернские, уездные и волостные земельные комитеты (выработанный ими проект предусматривал отчуждение за выкуп всех частновладельческих земель, кроме некоторых категорий крупных хозяйств). Постановление Временного правительства «Об охране посевов» от 11(24) апреля предусматривало меры по возмещению частным владельцам затрат на посевы в случае их гибели в результате «народных волнений». Для предотвращения «распыления» земли 12(25) июля было ограничено совершение сделок по купле-продаже земли до решения земельного вопроса на Учредительном собрании.

Развивая фабричное законодательство в условиях революционного времени, Временное правительство 23 апреля (6 мая) санкционировало возникшие ранее фабрично-заводские комитеты. Оно учредило институт местных комиссаров труда , примирительные комиссии , биржи труда , запретило работу женщин и подростков в ночное время , взимание штрафов с рабочих промышленных предприятий .

Пытаясь ограничить размеры потребления дефицитного хлеба, 25 марта (7 апреля) Временное правительство провозгласило введение государственной хлебной монополии - отчуждение хлеба у производителей по фиксированным (твёрдым) ценам и его последующее равномерное распределение среди населения (в полной мере не была реализована). Осенью Временное правительство прибегло к массовым вооруженным реквизициям хлеба. Провозгласило также государственную монополию на уголь и сахар .

Временное правительство признало 8(21) марта финансовые обязательства российского императорского правительства перед внешними и внутренними кредиторами. Увеличивавшийся дефицит государственного бюджета покрывался за счёт займов - внутреннего (на сумму 12,321 миллиардов рублей) и внешних (на сумму 2,03 миллиарда рублей), а также за счёт денежной эмиссии (5 раз расширяло эмиссионное право Госбанка; каждый раз на 2 миллиарда рублей). В результате к октябрю находившаяся в обороте денежная масса увеличилась вдвое, а покупательная способность рубля сократилась в 4 раза. Стремясь ускорить выпуск бумажных денег, Временное правительство приступило в августе к массовому выпуску упрощённым способом казначейских знаков в 250 и 1000 рублей («думские»), а в сентябре - в 40 и 20 рублей («керенки»). Совокупный государственный долг России к 25 октября (7 ноября) составил 49 миллиардов рублей .

Внешняя политика. Временное правительство объявило о продолжении участия России в 1-й мировой войне . Временное правительство было признано союзниками России в войне - США , Великобританией, Италией и Францией . Дипломатический корпус был в основном сохранён. Пойдя навстречу требованиям союзников, а также стремясь реанимировать патриотические настроения и тем самым отвлечь население от внутренних проблем, Временное правительство предприняло июньское наступление 1917 года на Юго-Западном фронте, неудача которого способствовала дальнейшей дестабилизации политической ситуации в стране.


Правительственные кризисы.
Временное правительство пережило несколько кризисов - периодов фактического отсутствия правительства. Апрельский кризис был вызван нотой министра иностранных дел П. Н. Милюкова, направленной союзным державам 18 апреля (1 мая); в ней заявлялось «о всенародном стремлении довести мировую войну до решительной победы». Нота спровоцировала антиправительственные выступления в Петрограде. Кризис был разрешён отставкой Милюкова и военного министра А. И. Гучкова и созданием 1-го коалиционного правительства , в котором 6 из 15 мест заняли социалисты, главным образом эсеры и меньшевики - представители Исполнительного комитета Петросовета. Причинами июльского кризиса стали возникшие в правительстве разногласия по поводу законопроекта о запрещении сделок с землёй, сроков выборов и созыва Учредительного собрания, а также обострение конфликта с украинской Центральной радой. Кризис начался с ухода из Временного правительства 2(15) июля кадетов, обострился в результате июльских событий 1917 года и отставки 7(20) июля председателя правительства Г. Е. Львова. 8(21) июля Временное правительство возглавил А. Ф. Керенский, основные политические партии предоставили ему свободу в выборе членов нового состава правительства [сформировано 24 июля (6 августа)]. Все министры 2-го коалиционного правительства были ответственны только перед его председателем. В целях «единения государственной власти со всеми организованными силами страны» Временное правительство созвало в Москве Государственное совещание . Вслед за этим Верховный главнокомандующий Л. Г. Корнилов и А. Ф. Керенский договорились о подавлении революционной анархии силами армии. Новый кризис Временного правительства начался в результате поражения Корнилова выступления 1917 года. Неудача этого выступления была связана со сменой позиции Керенского, который опасался, что генералы лишат его власти. После начала движения войск на Петроград он объявил Корнилова мятежником и обратился за помощью к революционно настроенным солдатам и матросам. Большая часть министров Временного правительства подала в отставку и передала власть «Директории» - коллегии из 5 министров во главе с Керенским . Вопрос о характере нового состава Временного правительства должно было решить Демократическое совещание 1917 , созванное лидерами советов, в которых в то время ещё преобладали эсеры и меньшевики. Выделенный из его состава Предпарламент одобрил создание 3-го коалиционного правительства [образовано 25 сентября (8 октября)].

24-26 октября (6-8 ноября), в ходе Октябрьской революции 1917 года, отряды солдат, матросов и красногвардейцев под руководством Петроградского военно-революционного комитета захватили власть в Петрограде и свергли Временное правительство. Все его члены (кроме выехавшего к войскам А. Ф. Керенского) в ночь с 25 октября (7 ноября) на 26 октября (8 ноября) были арестованы в Зимнем дворце. Тогда же 2-й Всероссийский съезд советов сформировал временное революционное правительство - Совет народных комиссаров во главе с В. И. Лениным. Попытка войск, оставшихся верными Временному правительству, овладеть Петроградом, предпринятая 26 октября (8 ноября) - 1(14) ноября в ходе Керенского - Краснова выступления 1917, окончилась неудачей. Освобождённые из-под стражи министры Временного правительства (социалисты К. А. Гвоздев, П. Н. Малянтович, С. Л. Маслов, А. М. Никитин, беспартийные Д. Н. Вердеревский и С. С. Салазкин) и товарищи министров провели несколько подпольных заседаний . В воззвании от 17(30) ноября члены Временного правительства объявили о сложении с себя полномочий и призвали сплотиться вокруг Учредительного собрания. Большинство подписавших воззвание были вновь арестованы. Все министры Временного правительства освобождены из заключения весной 1918 года.

Источн.: Экономическое положение России накануне Великой Октябрьской социалистической революции: Документы и материалы: В 3 ч. М.; Л., 1957-1967; The Russian Provisional government. 1917: Documents: In 3 vol. Stanford, 1961; Журналы заседаний Временного правительства (март - октябрь 1917): В 4 т. М., 2001-2004.

Лит.: Волобуев П. В. Экономическая политика Временного правительства. М., 1962; Старцев В. И. Внутренняя политика Временного правительства первого состава. Л., 1980; Черняев В. Ю. Гибель думской монархии. Временное правительство и его реформы // Власть и реформы: От самодержавной к советской России. СПб., 1996; Белошапка Н. В. Временное правительство в 1917 г.: Механизм формирования и функционирования. М., 1998.

Февральская революция. Начало 1917 г. ознаменовалось массовыми стачками и антиправительственными демонстрациями. Они проходили под лозунгами: «Долой войну!», «Хлеба!», «Долой самодержавие!» Во второй половине февраля резко обострилась обстановка в столице страны Петрограде. Поводом к всплеску массового недовольства послужил конфликт между администрацией и рабочими Путиловского завода. 23 февраля, в Международный женский день (8 марта по новому стилю), на улицы Петрограда вышли рабочие и работницы. Число стачечников достигло 128 тыс. человек. 23 февраля 1917 г. обычно считается началом февральской революции.

25 февраля забастовка в Петрограде переросла во всеобщую. Николай II в это время находился в Ставке, в Могилеве. Оттуда он направил телеграмму командующему войсками Петроградского военного округа С.С. Хабалову с категорическим требованием прекратить беспорядки. Тогда же был принят указ о перерыве заседаний Государственной думы. Попытки властей с помощью полиции и войск подавить революционные выступления в столице не дали результата. 27 февраля начался массовый переход войск на сторону восставшего народа, последовали аресты министров. Императорская власть в Петрограде перестала суще-ствовать.

27 февраля Николай II предпринял попытку переломить ситуацию в свою пользу. Он распорядился отправить в Петроград войска под командованием генерала Н. И. Иванова, а на другой день сам выехал в Царское Село. Однако ни карательная экспедиция Иванова, ни царский поезд не достигли намеченных целей, так как не были пропущены революционно настроенными солдатами и рабочими.

Образование новых органов власти. Днем 27 февраля Таврический дворец, где ранее заседала Государственная дума, превратился в центр восстания. Здесь при участии меньшевиков, эсеров, профсоюзных лидеров возник Временный исполнительный комитет Советов рабочих депутатов. Он обратился к коллективам заводов и фабрик с призывом выбрать своих представителей в Петроградский совет. К концу дня были зарегистрированы первые десятки депутатов. Для руководства Петроградским советом было решено избрать Исполнительный комитет. Его председателем стал меньшевик Н.С. Чхеидзе, заместителями — А.Ф. Керенский (эсер) и М. И. Скобелев (меньшевик). В состав исполкома вошли представители всех социалистических партий, включая большевиков . Но руководящая роль в нем принадлежала эсерам и меньшевикам .

Исполком Петроградского совета взял на себя поддержание общественного порядка и снабжение населения продовольствием. 1 марта Петроградский совет пополнился делегатами от солдат и матросов и был преобразован в Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, который в тот же день издал «Приказ № 1» о демократизации армии. Солдаты уравнивались в гражданских правах с офицерами, запрещалось грубое обращение с нижними чинами, легализовывались солдатские комитеты, вводилась выборность командиров. Петроградский гарнизон был подчинен Совету. Последний, таким образом, приобрел реальную военную и политическую опору.


Организация властных структур левой частью политического спектра заставила лидеров думских фракций поспешить с формированием нового правительства. На частном совещании думцев, состоявшемся 27 февраля, было решено образовать Временный комитет Государственной думы во главе с М. В. Родзянко. Комитет получил задачу восстановить государственный и обществен-ный порядок. С этой целью он попытался установить свой контроль над министерствами, а также вступил в переговоры со Ставкой, Николаем II и исполкомом Петроградского совета.

Отречение Николая П. В ночь на 1 марта М. В. Родзянко направил телеграммы в Ставку и в штаб Северного фронта, в которых сообщал, что если Николай II не отречется от престола, то Временный комитет Государственной думы не сможет удержать столицу и страну от анархии. 2 марта, удостоверившись в отсутствии поддержки в армии, Николай II приказал Ставке составить проект манифеста о своем отречении в пользу сына Алексея и назначении регентом великого князя Михаила Александровича.

В 15 часов 2 марта манифест был подписан. Но после приезда в Псков, где находился Николай II, представителей Временного комитета А.И. Гучкова и В.В. Шульгина манифест об отречении было решено переделать. В его новом варианте Николай II отрекался от престола в пользу Михаила. И хотя манифест был составлен поздно вечером, в нем указывалось прежнее время — 15 часов. Одновременно Николай II подписал указ о формировании Временно-го правительства. Указ был помечен — 14 часов 2 марта.

На другой день, 3 марта 1917 г., великий князь Михаил Александрович после консультаций с Временным правительством отказался занять престол, передав решение вопроса о будущей форме правления в России Учредительному собранию.

Временное правительство. Состав и программа Временного правительства были согласованы в ходе переговоров Временного комитета Государственной думы и исполкома Петроградского совета. Подписание Николаем II указа о формировании Временного правительства было формальностью, на которой настаивала часть думцев, полагавших таким способом придать революционной власти легитимный характер.

Временное правительство было сформировано 2 марта 1917 г. Его возглавил князь Г.Е. Львов, в прошлом активный деятель земского движения. В правительство вошли: П. Н. Милюков (министр иностранных дел), А. И. Гучков (военный и морской министр), М.И. Терещенко (министр финансов), А.И. Шингарев (министр земледелия), Н.В. Некрасов (министр путей сообщения), А. И. Коновалов (министр торговли и промышленности), А. А. Мануйлов (министр народного просвещения), А. Ф. Керенский (министр юстиции), И. В. Годнев (государственный контролер) и В.Н. Львов (обер-прокурор Синода). Пост министра внутренних дел достался главе правительства Г.Е. Львову.

Из 11 министров десять относились к буржуазно-либеральному лагерю (шестеро были кадетами или примыкали к ним, двое — октябристами, один — прогрессист и один — беспартийный). Лишь А. Ф. Керенский представлял партии социалистической ориентации и вошел в правительство от Петроградского совета. Подобный партийный расклад не отражал реального соотношения сил в русской революции, но отвечал доктринальным установкам эсеров и меньшевиков, имевших большинство в Петроградском совете и полагавших, что буржуазная революция должна привести к власти буржуазию, и потому отказавшихся от всей полноты правительственной ответственности.

Новое правительство провозгласило себя временным, так как должно было довести страну до созыва Учредительного собрания, перед которым обязывалось сложить с себя властные полномочия. Декларация Временного правительства, обнародованная 3 марта, содержала программу первоочередных мер: амнистия по политическим и религиозным делам, включая террористические покушения, военные восстания и аграрные преступления; свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек; отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений; подготовка созы-ва Учредительного собрания; замена полиции народной милицией; выборы в органы местного самоуправления. Решение фунда-ментальных вопросов: о форме правления, о государственном устройстве, аграрной реформе и т. д. — откладывалось до созыва Учредительного собрания, хозяина земли Русской.

Двоевластие. Февральская революция свергла монархию, но не решила главного вопроса любой революции — вопроса о власти. Несмотря на создание общероссийской власти в лице Временного правительства, в стране фактически установилось двоевластие, т.е. наличие одновременно двух систем власти. Одна власть была представлена Временным правительством и его учреждениями, другая — Советами. Петроградский совет наблюдал за деятельностью Временного правительства, вмешивался в процесс принятия им решений, участвовал в формировании его новых составов. Такое положение сохранялось до начала июля 1917 г., когда Со-веты утратили реальные рычаги воздействия на Временное правительство.

Кризисы власти. Впериод со 2 марта по 25 октября 1917 г. в России сменилось четыре Временных правительства. Первое Временное правительство, получившее название однородно-буржуазного, просуществовало ровно два месяца (2 марта — 2 мая 1917 г.). Причиной его отставки стал кризис, вызванный нотой П.Н. Милюкова, в которой он подтверждал обязательства России перед союзниками по Антанте и в завуалированной форме признавал необходимость аннексий при заключении мира. После ее опубликования по стране прокатилась волна антивоенных митингов и демонстраций, заставивших П.Н. Милюкова и А.И. Гучкова уйти из правительства.

5 мая 1917 г. Временное правительство и исполком Петроградского совета достигли соглашения о создании коалиции между буржуазно-либеральными и социалистическими партиями. Так было сформировано первое коалиционное правительство. В его составе оказалось шесть министров-социалистов (из 16). Возглавил правительство Г.Е. Львов. Первое коалиционное правительство продержалось до 2 июля 1917 г. Провал июньского наступления на фронте и разногласия по вопросу о предоставлении автономии Украине привели к развалу коалиции.

Политический кризис был осложнен антиправительственными демонстрациями и кровопролитием 3-5 июля. 8 июля 1917 г. Г.Е. Львова на посту премьера сменил А. Ф. Керенский. 24 июля им было сформирова-но второе коалиционное правительство. Впервые оно было создано без санкции Советов. В правительстве А. Ф. Керенского изменилось соотношение между буржуазно-либеральными и социали-стическими элементами в пользу последних. Однако второе коалиционное правительство смогло удержаться у власти еще меньше, нежели первое; после начала корниловского выступления 26 августа 1917 г. оно распалось.

Поскольку новый кризис власти грозил затянуться, А. Ф. Керенский 1 сентября сформировал переходный кабинет из пяти министров — Директорию. В тот же день Россия была официально провозглашена республикой. 24 сентября 1917 г. было создано третье коалиционное (и четвертое по счету) Временное правительство, которому суждено было стать последним. Возглавлял его все тот же А. Ф. Керенский. Через месяц, 25 октября 1917 г., оно было свергнуто большевиками.

Государственные учреждения Временного правительства. Формально Временному правительству принадлежала вся полнота законодательной и исполнительной власти в стране. Оно заменило свергнутого монарха, Государственный совет и Государственную думу, а также Совет министров. Другие высшие органы — Сенат, Синод, Особые совещания были поставлены в зависимое от него положение. С 5 марта стал выходить официальный орган «Вестник Временного правительства».

Из центральных ведомств было упразднено лишь Министер-ство императорского двора и уделов. Находившиеся в его управлении дворцы, земли и предприятия перешли в ведение других министерств. Серьезной реорганизации подверглось Министерство внутренних дел. Были ликвидированы Штаб отдельного корпуса жандармов, Департамент полиции и ведавшее цензурой Главное управление по делам печати. В целях обеспечения личной и иму-щественной безопасности граждан вместо полиции создавалась милиция.

В мае 1917 г. появились четыре новых министерства: труда, продовольствия, государственного призрения, почт и телеграфов, в августе еще одно — Министерство исповеданий. Важное значение имело учрежденное Временным правительством Юридическое совещание. Оно должно было давать предварительные заключения на все правовые акты Временного правительства и превратилось в промежуточную инстанцию между ним и министерствами при разработке новых законопроектов. Для расследования деятельности высокопоставленных чиновников прежнего режима была учреждена Чрезвычайная следственная комиссия (март 1917 г.).

Органами власти на местах стали губернские и уездные земские собрания и городские думы. Они работали под руководством комиссаров Временного правительства, которые обычно назначались из председателей земских и городских управ. В мае 1917 г. был принят закон о волостном земстве, система земских учреждений стала трехзвенной (губернское, уездное и волостное земство). Изменения затронули судебную систему. Сразу после революции была отменена смертная казнь (восстановлена в августе 1917 г.), расширены полномочия мировых судей, создана административная юстиция, в юрисдикцию которой входило разрешение конф-ликтов между государственными органами, с одной стороны, об-щественными организациями и гражданами, с другой.

В августе 1917 г. в Москве открылся церковный Собор, в котором принимали участие представители черного и белого духовенства и миряне. Он в корне изменил систему церковного управления. Высшая власть в церкви перешла к Поместному собору. Во главе Синода, осуществлявшего высшую церковную власть в межсоборное время, был поставлен патриарх. Однако выборы нового патриарха про-изошли уже после свержения Временного правительства. В ноябре 1917 г. патриархом Московским и всея Руси был избран Тихон (в миру В. И. Белавин).

Главной своей задачей Временное правительство считало проведение выборов в Учредительное собрание, которое должно было определить будущее государственное и общественное устройство страны, принять конституцию, решить другие вопросы — аграрный, рабочий, национальный и т.д. Подготовка к выборам в него началась сразу после свержения монархии. 25 мая 1917 г. Временное правительство образовало Особое совещание по подготовке закона о выборах в Учредительное собрание. Его возглавил видный юрист Ф. Ф. Кокошкин, позднее занявший пост государственного контролера во втором коалиционном правительстве.

Был подготовлен один из самых демократических на тот период времени избирательных законов в мире. Впервые в истории страны право голоса получили женщины. В августе 1917 г. приступила к работе Всероссийская по делам о выборах в Учредительное собрание комиссия, подготовившая списки избирателей. 11 октября решением Временного правительства была создана Особая ко-миссия по составлению проекта Основных государственных законов Российской республики. Разработанный ею проект конституции предполагалось передать на рассмотрение Учредительного собрания. Но дальнейшее развитие революции в России перечеркнуло этот конституционный процесс.

С целью расширить свою социальную базу, добиться консолидации общества и выработать меры по выходу из политического, экономического и социального кризиса Временное правительство периодически созывало многолюдные политические совещания. 12-15 августа в Большом театре в Москве прошло Государственное совещание. В его работе приняли участие около 2 тыс. представителей буржуазных и социалистических партий, профсоюзов, кооперации, военных, духовенства, интеллигенции, делового мира. Однако примирить различные политические силы не удалось. Пра-вительство подвергалось критике и справа и слева.

14 сентября в Мариинском театре в Петрограде открылось Демократическое совещание. На него были приглашены 1,5 тыс. че-ловек. Его работа проходила в условиях очередного правительствен-ного кризиса. 21 сентября было принято решение об избрании постоянно действующего Временного совета республики, или Предпарламента, который состоял из 313, позднее — 555 человек и должен был выполнять роль органа контроля за деятельностью Временного правительства. Первое его заседание состоялось 7 октября.

Однако к этому времени Временное правительство уже утратило контроль за развитием политической ситуации в стране. Буржуазно-демократическая республика доживала свои последние дни.

Советы

Советы, как об этом говорилось выше, после Февральской революции превратились в параллельную систему власти. В течение трех месяцев они были созданы в городах, поселках, селениях. Полным ходом шло формирование губернских, уездных и волостных советов. Советы были также образованы в воинских частях и на фронте. Советы являлись выборными представительными органами рабочих, солдат и крестьян. Политическое руководство ими оказалось в руках социалистических партий, прежде всего — эсеров и меньшевиков. Большевики входили в советы всех уровней, но весной и летом 1917 г. составляли в них меньшинство.

3 июня 1917 г. в Петрограде открылся I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. На нем рассматривались различные вопросы: отношение к Временному правительству, проводимой им политике, к войне и т.д. Съезд завершил создание системы советских органов. Он образовал Всероссийский централь-ный исполнительный комитет (ВЦИК) во главе с Н.С. Чхеидзе.

Несколько раньше в Петрограде состоялся I Всероссийский съезд крестьянских депутатов, основное внимание на котором было уделено вопросу о земле. Крестьянские депутаты избрали свой Центральный исполнительный комитет. Его председателем был выбран правый эсер Н.Д. Авксентьев. Система крестьянских сове-тов существовала обособленно от советов рабочих и солдатских депутатов.

В июле 1917 г. Временному правительству удалось освободиться от опеки со стороны Советов. После провала корниловского мятежа большевики начинают вытеснять меньшевиков и эсеров из руководящих органов местных советов. Этот процесс получил назва-ние большевизации Советов. 25 сентября 1917 г. сменилось политическое руководство самого влиятельного в стране Петроградского совета. Его председателем стал большевик Л.Д. Троцкий .

Получив большинство в Петроградском совете, большевики использовали его в качестве легального прикрытия для подготовки вооруженного восстания в целях свержения Временного правительства. Выполняя волю ЦК большевистской партии и ее лидера В. И. Ленина , исполком Петроградского совета 12 октября 1917 г. вынес решение о создании при Петросовете Военно-революционного комитета. 24-25 октября 1917 г. Военно-революционный комитет сверг Временное правительство, захватил власть и передал ее открывшемуся в Петрограде II Всероссийскому съезду Советов рабочих и солдатских депутатов.

Либерально-буржуазные и правосоциалистические партии, находившиеся у власти с марта по октябрь 1917 г., не сумели понять всей глубины социальной напряженности в стране и не удовлетворили основные требования народа. Они не вывели Россию из войны, не решили аграрный, рабочий и национальный вопросы. Демократический строй в тех исторических условиях ока-зался бессилен перед разрухой, угрозой голода и дальнейшим обнищанием народа. Экономический и социальный кризис, ра-зочарование масс в результатах деятельности Временного правительства, паралич государственного аппарата усилили тоску по «сильной руке» в различных слоях общества. На этом социально-политическом фоне произошел переход от буржуазно-демократической республики к диктатуре пролетариата, диктатуре большевиков.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите новые органы власти, появившиеся в результате победы Февральской революции.

2. Когда, как и кем было образовано Временное правительство? Ка-кие политические силы были в нем представлены?

3. Расскажите о кризисах власти в марте-октябре 1917 г.

4. Перечислите важнейшие государственные учреждения Временного правительства.

5. Какие меры были осуществлены Временным правительством по подготовке выборов в Учредительное собрание?

6. Какую роль играли Советы в период буржуазно-демократической республики?

Деятельность Временного правительства (февраль-июнь 1917 года).

После отречений Николая 2 и Михаила (Александровича?) единственным законным органом центральной власти стало Временное правительство, пришедшее 2 марта на смену думскому Комитету.В России сложилась своеобразная политическая ситуация. Одновременно существовали два органа власти – Временное правительство и Совет рабочих и солдатских депутатов. Эту ситуацию называют двоевластием. Создание Временного правительства явилось тем компромиссом, к которому были вынуждены прибегнуть Временный комитет и Петроградский Совет. Первый олицетворял собой умеренные силы общества, которые одни только к этому времени являлись более или менее организованной силой. Второй представлял реальную, но совершенно не организованную силу толпы и поэтому мог диктовать условия Комитету, но был не в состоянии организовать управление государством.

Возникнув, Временное правительство заявило о своей приверженности принципами демократии, отменило си­стему сословий, национальных ограничений, осуществи­ло ряд других мероприятий, чем, безусловно, снискало уважение и признательность своих сограждан. Однако окончательное решение этих и других вопросов было от­ложено до созыва Учредительного собрания. Народу предлагалось довести войну до победного конца. Первый кризис правительства возник в апреле в связи с нотой ми­нистра иностранных дел П.Н. Милюкова. В ней он писал, что «продолжая питать полную уверенность в победонос­ном окончании настоящей войны в полном согласии с союзниками, Временное правительство совершенно уве­рено в том, что поднятые этой войной вопросы будут раз­решены в духе создания прочной основы для длительного мира». Кризис был преодолен путем формирования в мае 1917 г. нового правительства. В его состав вошли б ми­нистров - социалистов (А.Ф. Керенский, М.И. Скоблев, Г.И. Церетели, А.В. Пешехонов, В.И. Чер­нов, П.Н. Переверзев) в качестве представителей Советов.

Предполагалось, что данный тактический ход усилит по­зицию правительства, повысит авторитет Советов путем усиления контроля над деятельностью правительства. Идея нашла свое дальнейшее развитие в решениях I Съезда Со­ветов (июнь 1917 г.). Съезд сформировал ВЦИК, санк­ционировал давно готовящееся наступление на фронте. В вопросе о власти подтверждалась необходимость коа­лиции. Преодоление кризиса в экономике делегатам съезда виделось на пути усиления централизации управ­ления народным хозяйством, в «умеренном» обложении налогами предпринимателей.

Свержение Временного правительства. Приход большевиков к власти.

Провал летнего наступления на фронте стал причиной нового политического кризиса. В столице прошли демонстрации с требования­ми передачи всей полноты власти в руки Советов, отставки правительства. Выступления вызвали замешательство в рядах умеренных социалистов. В организациях меньшевиков и эсеров стали формироваться леворадикальные фракции. Ситуация ос­ложнилась ухудшающимся экономическим положением. 2 июля министр продовольствия А.В. Пешехонов инфор­мировал о продовольственном кризисе, охватившем столи­цу и ее окрестности. Топливный комитет сообщил о надви­гавшейся остановке фабрик и заводов из-за отсутствия топлива. Подобное наблюдалось и в других промышленных центрах.

Выход из кризиса виделся на пути более жесткого курса в отношении революционного движения. 3 июля партия кадетов объявила об отзыве своих министров из состава правительства. Искусственно созданный прави­тельственный кризис преследовал цель подтолкнуть уме­ренных социалистов к более решительным действиям. Идея нашла поддержку и понимание. В тот же день Оргкомитет партии меньшевиков постановил сформировать новое пра­вительство «по возможности с преобладанием в нем пред­ставителей буржуазии». Предложение поддержали ЦК партии эсеров, ЦИК Советов. Принятые вслед за этим меры по стабилизации обстановки - подавление демонст­раций силой оружия, закрытие левой прессы, введение смертной казни на фронте, отсрочка выборов в Учредитель­ное собрание - характеризуют выбранный курс, но его ре­ализация имела и негативные последствия. Из сферы поли­тического диалога между различными политическими си­лами борьба все более переходила в сферу насилия и оже­сточения, поляризуя российское общество. Партия боль­шевиков на своем VI съезде (август, 1917) приняла решение о вооруженном восстании, конечной целью которого явля­лось свержение правительства и завоевание политической власти.

В конце августа 1917 г. правыми силами была пред­принята попытка осуществления государственного пере­ворота, установления военной диктатуры в стране. В ка­честве диктатора был избран Л.Г. Корнилов. Им было сформировано и направлено на усмирение столицы 33 ударных батальона. Заговор потерпел поражение. Поведение кадетов накануне и в ходе кризиса привело к резкому падению авторитета партии сре­ди народа. Из-за внутренних разногласий о форме и структуре нового пра­вительства, путях выхода страны из кризиса углубляется раскол среди социалистов, в партиях эсеров и меньшеви­ков.

Неудачный военный переворот генерала Л. Корнилова остановил процесс ста­билизации обстановки в стране и армии, достигнутый Вре­менным правительством летом 1917 г. Советы, все более контролируемые большевиками, вышли из кризиса с воз­росшей популярностью среди народа. Если в Петроградском Совете 2 марта за резо­люцию большевиков против передачи власти в руки Вре­менного правительства было подано 19 голосов против 400, то 31 августа абсолютное боль­шинство Совета поддерживало большевиков. 1 сентября Временное правительство под влиянием выступления Л.Г. Кор­нило­ва, провозгласило Россию республикой. В этот же день А.Ф. Керенский информировал ЦИК о создании Дирек­тории из 5 человек как временного органа для оперативно­го руководства страной. 2 сентября ЦИК Советов одоб­рил идею созыва Демократического совеща­ния, которому и предстояло решить вопрос о власти, а пока ЦИК призывал к поддержке сформиро­ванного Керенским правительства.

14 сентября 1917 г. начало работу Демократическое совещание. Основным вопросом его заседаний стал ха­рактер будущей власти и правительства. Демократическое совещание одобрило возможность коалиции с буржуазией, оконча­тельное решение вопроса о правительстве возлагалось на Предпарламент, создаваемый из делегатов совещания. В резолюции подчерки­валось, что правительство будет стремиться к заключе­нию мира между воюющими государствами и выражать волю народа. Затянувшийся правительственный кризис завершился созданием 25 сентября третьего коалицион­ного правительства. В его состав вошли 4 кадета, Керен­ский остался главой и верховным главнокомандующим. Здесь же было принято решение о созыве 20 октября Все­российского съезда Советов. После завершения работы Демократического совещания большевики выступили за скорейший созыв съезда Советов и провозгласили лозунг «Вся власть Советам».

После Демократического совещания «левые больше­вики» (В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий и др.) начали активную подготовку вооруженного восстания. Эта активность в зна­чительной степени определялась тем, что в руках больше­виков оказалось значительное число вооруженных сил и формирований отрядов Красной гвардии. Активность большевиков нарастала на фоне усиления экономического кризиса. 10 октября ЦК большевиков принял предложе­ние левых о подготовке вооруженного восстания. С при­нятием решений имевшие место противоречия среди большевиков по вопросам тактики не исчезли. Против восстания выступают Л. Каменев и Г. Зиновьев.

В последующие дни принятия решения о восстании большевики стремятся, надо отметить - не без успеха, расширить поддержку своей программы на предстоящем съезде Советов. В свою очередь правительство в лице А.Ф. Керенского предпринимает некоторые усилия по подавлению возможного выступления левых сил. В сто­лицу стягиваются верные правительству войска, но их немного. 24 октября А.Ф. Керенский выступил в Пред­парламенте с анализом ситуации в стране. Итогом обсуж­дения стало принятие резолюции, предложенной левыми фракциями меньшевиков и эсеров. Она предлагала под­держку правительства при условии немедленного осуще­ствления радикальной программы «земли и мира», созда­ние комитета общественного спасения с участием представителей Советов. Предложение было отклонено А.Ф. Керенским, ибо в нем в завуалированной форме вы­ражалось недоверие правительству.

Вечером 24 октября большевики начали вооруженное восстание. В течение ночи и последующего дня - ген­штаб, телеграф, вокзалы и другие объекты - находились в руках восставших. Утром 25 октября Военно-революци­онный комитет Петроградского Совета рабочих и солдат­ских депутатов объявил Временное правительство низло­женным. Позднее того же дня начал работу II Всерос­сийский съезд Советов. Из 670 делегатов 507 поддержали переход власти в руки Советов.

Съезд принял два основных документа. «Декрет о мире» содержал предложение всем воюющим народам и правительствам немедленно начать переговоры о спра­ведливом и демократическом мире. «Декрет о земле», согласно которому вся земля передавалась в обще­народное достояние, частная собственность на землю отменялась, каждый мог обрабатывать землю только сво­им трудом на основе уравнительного землепользования. Съезд подтвердил гарантии созыва Учредительного со­брания, обеспечение права наций на самоопределение. Власть на местах передавалась в руки местных Советов. На съезде был сформирован новый состав ВЦИК - 101 человек. В него вошли 62 большевика, 29 левых эсе­ров. Сформировано правительство из большевиков, на однопартийной основе - Временный Совет Народных Комиссаров во главе с В.И. Лениным. Первыми совет­скими наркомами стали Л.Д. Троцкий, А.И. Рыков, В.П. Милютин, И.В. Сталин и другие, всего 13 человек.

Временное правительство Вре́менное прави́тельство

в России, сформировано после Февральской революции 1917 и отречения императора Николая II Временным комитетом Государственной думы с согласия лидеров Петросовета на период до созыва Учредительного собрания. Высший исполнительно-распорядительный орган, выполняло также законодательные функции. Действовало с 2(15) марта по 25 октября (7 ноября) 1917; сменилось 4 состава Временного правительства: 1-й состав (2 октябриста, 8 кадетов и примыкающих к ним, 1 трудовик, затем - эсер; председатель - кадет Г. Е. Львов) до 6(19) мая; 2-й (1 октябрист, 8 кадетов и примыкающих, 3 эсера, 2 меньшевика; председатель - Львов) - до 24 июля (6 августа); 3-й (7 кадетов и примыкающих, 5 эсеров и народных социалистов, 3 меньшевика; председатель - эсер А. Ф. Керенский) - до 1(14) сентября (передал власть «Директории»); 4-й (6 кадетов и примыкающих, 2 эсера, 4 меньшевика, 6 беспартийных; председатель - Керенский) - с 25 сентября (8 октября). В своей программе, изложенной в декларации [опубликована 3(16) марта] и обращении к гражданам России 6(19) марта, провозгласило принцип «преемственности власти» и «непрерывности права», заявило о стремлении довести войну «до победного конца» и выполнить все договоры и соглашения, заключённые с союзными державами Антанты. Узаконило разгром аппарата полиции, арест членов Совета министров, упразднило политическую каторгу и ссылку, объявило политическую амнистию. Обещало ввести политические свободы, созвать Учредительное собрание, заменить полицию народной милицией. Приняло закон о свободе собраний и союзов; издало указы о передаче государству земель, принадлежавших императорской фамилии, о рабочих комитетах на промышленных предприятиях; объявило о введении хлебной монополии. 1(14) сентября провозгласило Российскую республику. Свергнуто в ходе вооруженного восстания, организованного большевиками в октябре 1917.

ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

ВРЕ́МЕННОЕ ПРАВИ́ТЕЛЬСТВО - высший орган государственной власти и управления в России (см. РОССИЯ (государство)) со 2 (15) марта по 25 октября (7 ноября) 1917 года; возникло в дни Февральской революции в ходе переговоров членов Временного комитета Государственной думы и Исполнительного комитета Петроградского совета. Являясь высшим исполнительно-распорядительным органом, Временное правительство выполняло и законодательные функции. Местными органами власти Временного правительства были губернские и уездные комиссары.
Идея создания правительства (см. ПРАВИТЕЛЬСТВО) «общественного доверия» или «национальной обороны» появилась в середине 1915 года, когда под впечатлением от поражений русской армии на фронте в Государственной думе и Государственном совете оформился оппозиционный царскому режиму Прогрессивный блок. Только в августе 1915 года было составлено шесть списков кандидатов в это правительство, в четырех из которых его главой значился князь Г.Е. Львов, председатель Всероссийского земского союза. Предполагалось, что правительство, составленное из представителей парламентских партий, будет более дееспособным, чем министры, назначаемые императором Николаем II Александровичем по собственному выбору.
Образование Временного правительства
В первый состав Временного правительства вошли министр-председатель и министр внутренних дел - князь Г.Е. Львов (см. ЛЬВОВ Георгий Евгеньевич) , министры: иностранных дел - П.Н. Милюков (кадет), военный и морской - А.И. Гучков (октябрист), путей сообщений - Н.В. Некрасов (кадет), торговли и промышленности - А.И. Коновалов (прогрессист), финансов - М.И. Терещенко (внепартийный), просвещения - А.А. Мануйлов (кадет), земледелия - А.И. Шингарев (кадет), юстиции - А.Ф. Керенский (трудовик, с марта - эсер), обер-прокурор Синода - В.Н. Львов (центр), государственный контролер - И.В. Годнев (октябрист). Ведущую роль в нем играли лидер партии кадетов П.Н. Милюков и лидер октябристов А.И. Гучков. Уже в ходе формирования Временного правительства пришлось учитывать мнение возникшего в Петрограде Совета рабочих и солдатских депутатов. В частности, рассматривался вопрос о введении должности министра труда, который бы занял лидер Петроградского совета Н.С. Чхеидзе. В ходе Февральской революции руководство Советов согласилось передать власть Временному правительству, но на практике в стране сразу сложилась ситуация двоевластия, причем реальная власть постепенно перетекала в руки Советов. Без поддержки Советов Временное правительство не могло существовать и действовать первые четыре месяца. 9 (22) марта первым его признало правительство США, 11 (24) марта - Великобритании и Франции.
Свою программу Временное правительство изложило в декларации (см. ДЕКЛАРАЦИЯ (документ)) , опубликованной 3 (16) марта, а затем в обращении к гражданам России 6 (19) марта. Временное правительство провозгласило начало подготовки к созыву Учредительного собрания, ряд демократических свобод, политическую амнистию, замену полиции народной милицией. Временное правительство заявило о стремлении довести войну «до победного конца» и выполнять договоры и соглашения, заключенные царем с союзными державами. Ничего не было сказано о восьмичасовом рабочем дне, об аграрной реформе, что сделало позицию власти удобной для критики со стороны леворадикальной оппозиции.
12 (25) апреля был принят закон (см. ЗАКОН (в праве)) о свободе собраний и союзов. В аграрной политике Временное правительство ограничилось указом о передаче государству кабинетских земель (12 (25) марта) и удельных земель (16 (29) марта). 9 (22) марта было издано распоряжение о привлечении крестьян к уголовной ответственности за участие в «аграрных беспорядках». 19 марта (1 апреля) в специальном воззвании Временное правительство признало необходимость земельной реформы, но объявило всякие самочинные захваты земли противозаконными. 11 (24) апреля был издан закон «Об охране посевов», гарантировавший возмещение убытков в случае «народных волнений». Временное правительство обещало поставить аграрный вопрос на решение Учредительного собрания. В целях подготовки материалов по земельному вопросу для Учредительного собрания постановлением от 21 апреля (4 мая) создавались главные, губернские, уездные и волостные земельные комитеты.
Стремясь сохранить единство Российского государства Временное правительство отказалось признать право на самоопределение и на автономию за отдельными народами (Финляндия, Украина) до решения этого вопроса Учредительным собранием (см. УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ) . Право на государственное отделение было признано по внешнеполитическим соображениям в воззвании от 17 (30) марта за Польшей. Закон от 23 апреля (6 мая) о рабочих комитетах на промышленных предприятиях, формально легализовал повсюду возникшие фабрично-заводские комитеты. В продовольственной политике Временное правительство 25 марта (7 апреля) декларировало введение хлебной монополии. В финансовой области оно заявило 8 (21) марта о принятии на себя всех внутренних и заграничных финансовых обязательств царского правительства. В области внешней политики проводился курс на укрепление связей с союзниками, в особенности с США.
Августовский и Июльский кризисы
Внутренние противоречия, недовольство населения политикой Временного правительства обусловили правительственные кризисы. Апрельский кризис (см. АПРЕЛЬСКИЙ КРИЗИС) привел к созданию 5 (18) мая первого коалиционного правительства. 2-3 (15-16) мая из состава Временного правительство вышли П.Н. Милюков и А.И. Гучков, а в правительство, по соглашению с исполкомом Петроградского совета, были включены шесть министров-социалистов. В коалиционное правительство вошли министр-председатель и министр внутренних дел - Г.Е. Львов, министры: военный и морской - А.Ф.Керенский, юстиции - П.Н. Переверзев (трудовик), иностранных дел - М.И. Терещенко, путей сообщения - Н.В. Некрасов, торговли и промышленности - А.И. Коновалов, народного просвещения - А.А. Мануйлов, финансов - А.И. Шингарев, земледелия - В.М. Чернов (эсер), почт и телеграфов - И.Г. Церетели (меньшевик), труда - М.И. Скобелев (меньшевик), продовольствия - А.В. Пешехонов (народный социалист), государственного призрения - князь Д.И. Шаховской (кадет), обер-прокурор Синода - В.Н. Львов, государственный контролер - И.В. Годнев.
Отказ Временного правительства возобновить деятельность Государственной думы (см. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА Российской империи) , противостояние с Временным комитетом Государственной думы породило проблему легитимности правительства. Вынужденное разрушить правоохранительную систему, Временное правительство не сумело выстроить новый аналогичный механизм, при посредстве которого оно могло бы проводить в жизнь свои постановления. Оно не смогло опереться на возникшие повсеместно после Февральской революции общественные исполнительные комитеты, в состав которых входили делегаты от различных политических сил. Временное правительство передало местную власть специально созданному институту комиссаров. В апреле Г.Е. Львов издал циркуляр, в котором прямо говорилось, что губернскому комиссару присваиваются права и обязанности бывших губернаторов. Новые назначенцы часто не имели необходимого опыта административной работы в обществе. Новая власть изначально не вызывала доверия, а социальная дифференциация общества и обострение политической борьбы вели к поляризации сил между левыми и правыми флангами, постепенно усиливая главных оппонентов Временного правительства - Советы.
18 июня (1 июля) Временное правительство бросило в наступление на Юго-Западном фронте не желавшую воевать армию. Временное правительство не смогло эффективно бороться с разрухой и голодом, ограничившись бюрократическими мерами регулирования отдельных ведущих отраслей промышленности. Рост недовольства политикой коалиционного правительства проявился во время июньской демонстрации 1917 года. Обострение внешней и внутриполитической обстановки в результате провала июньского наступления на фронте, разногласия среди министров по вопросу отношения к украинской Центральной раде (см. ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАДА) , неудачная попытка большевиков перехватить власть во время демонстраций вооруженных солдат, матросов и рабочих 3-5 июля вызвали новый правительственный кризис.
Июльский кризис привел к ликвидации двоевластия в стране. 2 (15) июля группа министров-кадетов - А.И. Шингарев, А.А. Мануйлов и Д.И. Шаховской подали в отставку. Вслед за кадетами 7 (20) июля ушел в отставку глава Временного правительства - князь Г.Е. Львов. Министром-председателем был назначен А.Ф. Керенский, с сохранением за ним постов военного и морского министра. Эсеро-меньшевистское руководство ЦИК Советов объявило правительство Керенского «правительством спасения революции», признав за ним неограниченные полномочия. Петроград был объявлен на военном положении, начались репрессии и аресты большевиков. 7 (20) июля Временное правительство издало указ об аресте и привлечении к суду В.И. Ленина. В тот же день было принято постановление о расформировании воинских частей Петроградского гарнизона, принимавших участие в июльской демонстрации. 12 (25) июля на фронте введена смертная казнь и учреждены военно-революционные суды по образцу царских военно-полевых судов. В декларации от 8 (21) июля Временное правительство обещало приступить к социально-экономическим реформам, но выполнить обещания не смогло.
24 июля (6 августа) было сформировано второе коалиционное правительство. В состав его вошли министр-председатель, военный и морской министр - А.Ф. Керенский (см. КЕРЕНСКИЙ Александр Федорович) , заместитель председателя и министр финансов - Н.В. Некрасов (радикально-демократическая партия); министры: внутренних дел - Н. Д. Авксентьев (эсер), иностранных дел - М.И Терещенко, юстиции - А.С. Зарудный (народный социалист), просвещения - С.Ф. Ольденбург (кадет), торговли и промышленности - С.Н. Прокопович (нефракционный социал-демократ), земледелия - В.М. Чернов, почт и телеграфов - А.М. Никитин (меньшевик), труда - М.И. Скобелев, продовольствия - А.В. Пешехонов, государственного призрения - И.Н. Ефремов (радикально-демократическая партия), путей сообщения - П.П. Юренев (кадет), обер-прокурор Синода - А.В. Карташев (кадет), государственный контролер - Ф.Ф. Кокошкин (кадет).
Корниловский мятеж и Октябрьская революция

3 (16) августа новый верховный главнокомандующий генерал Л.Г. Корнилов (см. КОРНИЛОВ Лавр Георгиевич) потребовал от Временного правительства милитаризации фабрик, заводов, железных дорог и введения смертной казни в тылу. Великобритания, Франция, США оказывали давление на Временное правительство, требуя от него восстановления порядка в тылу и на фронте. Пытаясь найти политическую опору, Временной правительство созвало 12 (25) августа Государственное совещание в Москве. Лидером правых контрреволюционных сил стал Л.Г. Корнилов, который 25 августа (7 сентября) двинул войска на Петроград. Корниловский мятеж был подавлен с привлечением отрядов Красной Гвардии. Новый кризис правительственный кризис стал самым острым и продолжительным. В поисках выхода было решено 1 (14) сентября 1917 года временно передать власть Совету пяти, или Директории. В ее состав вошли министр-председатель - А.Ф. Керенский, министр иностранных дел - М.И. Терещенко, военный министр - А.И. Верховский, назначенный 30 августа (12 сентября), морской министр - Д.Н. Вердеревский, назначенный 30 августа (12 сентября), министр почт и телеграфов - А.М. Никитин. Демократические совещание 14-22 сентября (27 сентября - 5 октября) было созвано с целью решить вопрос об организации власти, но не смогло это сделать.
25 сентября (8 октября) было сформировано третье коалиционное правительство, в которое вошли министр-председатель и верховный главнокомандующий (см. ВЕРХОВНЫЙ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ) - А.Ф. Керенский, заместитель министра-председателя, министр торговли и промышленности - А.И. Коновалов (кадет), министры: иностранных дел - М.И. Терещенко, военный - А.И. Верховский, морской - Д.Н. Вердеревский (оба беспартийные), труда - К.А. Гвоздев (меньшевик), юстиции - П.Н. Малянтович (меньшевик), продовольствия - С.Н. Прокопович, финансов - М.В. Бернацкий, просвещения - С.С. Салазкин, призрения - Н. М. Кишкин (кадет), почт и телеграфов - А.М. Никитин, государственного контроля - С.А. Смирнов (кадет), исповеданий - А.В. Карташев, путей сообщения - А.В. Ливеровский, председатель экономического совета - С.Н. Третьяков. 3 (16) октября на пост министра земледелия был назначен эсер С.Л. Маслов. 7 (20) октября был созван Временный совет Российской республики (Предпарламент), который имел целью предотвратить развал государственной власти, направить развитие страны по пути парламентаризма.
Находясь в перманентном кризисе, Временное правительство опаздывало в принятии необходимых для укрепления власти решений. «Временное положение о губернских (областных) и уездных комиссарах» было опубликовано лишь 25 сентября. Принятые законы в области государственного строительства задерживались в исполнении. Например, выборы в уездные земские учреждения на основе закона от 21 мая завершились лишь в начале декабря 1917 года, а открытие новых губернских земских учреждений было намечено лишь на 1 марта 1918 года. Медлительность и половинчатость социально-экономических реформ, просчеты в государственном строительстве способствовали нарастанию общенационального кризиса, который привел к Октябрьской революции (см. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917) и переходу власти в руки Советов.
Осенью 1917 года усилилась хозяйственная разруха в стране. Правительство активно печатало бумажные деньги; в начале марта в обращении находилось 9,9 млрд. рублей бумажных денег, в начале сентября уже 15,4 млрд. рублей. Государственный долг (см. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ) к октябрю 1917 года достиг 50 млрд. рублей. В условиях кризиса власти партия большевиков во главе с В.И. Лениным приступила к насильственному захвату власти. В ходе Октябрьского вооруженного восстания в ночь на 26 октября (8 ноября) в 2 ч 10 мин Временное правительство было арестовано в Зимнем дворце. Лишь А.Ф. Керенскому удалось бежать из столицы утром 25 октября (7 ноября). Открывшийся 25 октября (7 ноября) Второй всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов провозгласил переход всей власти к советам и создал первое советское правительство во главе с Лениным.
Состав министров Временного правительства
Все составы Временного правительства формировались на коалиционной основе. Всего во всех составах правительства участвовало 39 человек. В целом преобладали либерально мыслящие деятели, что отражалось на всем курсе внутренней и внешней политики. Пребывание на министерских постах было кратковременным, 23 человека исполняли свои обязанности не более двух месяцев. За столь короткий срок они могли решать лишь неотложные текущие дела и никакой работы на перспективу выполнить не могли.
Шестнадцать министров Временного правительства ранее были депутатами Государственной думы разных созывов (И.В. Годнев, А.И. Гучков, И.Н. Ефремов, А.Ф. Керенский, Ф.Ф. Кокошкин, Ф.И. Родичев, П.Н. Милюков, И.Г. Церетели, В.Н. Львов, А.И. Шингарев), руководили фракциями и думскими комиссиями. Восемнадцать человек избирались гласными (см. ГЛАСНЫЕ (в истории)) земств и городских дум. 31 человек имели высшее образование, из них 24 окончили университеты. Двое - С.С. Салазкин и А.И. Шингарев - имели два высших образования, окончив физико-математический и медицинский факультеты. Среди членов правительства были академик С.Ф. Ольденбург, три профессора (А.А. Мануйлов, Н.В. Некрасов, С.С. Салазкин), пять приват-доцентов (М.В. Бернацкий, И.В. Годнев, А.В. Карташев, Ф.Ф. Кокошкин, П.Н. Милюков).
Большинство министров были юристами - 11 человек, врачей, экономистов и инженеров - по четыре, военных - трое, пять человек закончили историко-филологический факультет. По роду занятий на первом месте стояли преподаватели вузов - 8 человек, далее шли промышленники (5), адвокаты (4), землевладельцы (3). Для шестерых министров главным делом жизни была нелегальная партийная работа. Большинство членов Временного правительства находилось в конфликте с самодержавной властью. Десять человек (Н.Д. Авксентьев, К.Л. Гвоздев, П.П. Маслов, П.Н. Милюков, А.М. Никитин, С.Н. Прокопович, С.С. Салазкин, М.И. Скобелев, И.Г. Церетели, В.М. Чернов) прошли через тюрьмы и ссылки, шестеро исключались из учебных заведений (Н.Д. Авксентьев, А.И. Верховский, П.П. Маслов, А.В. Пешехонов, И.Г. Церетели, В.М. Чернов), пять человек лишались права преподавания или были вынуждены оставлять работу в учебных заведениях (А.В. Карташев, Ф.Ф. Кокошкин, А.А. Мануйлов, П.Н. Милюков, С.С. Салазкин), трое (Ф.Ф. Кокошкин, А.В. Пешехонов, Ф.И. Родичев) подвергались административным преследованиям.
По сословной принадлежности 21 человек были дворянами (см. ДВОРЯНСТВО) , в том числе трое (Г.Е. Львов, И.Г. Церетели, Д.И. Шаховской) имели титул князя. Выходцами из крестьян были К.Л. Гвоздев и А.В. Карташев. Средний возраст министров составлял 46 лет. Самыми старшими (61 год) были И.В. Годнев и Ф.И. Родичев, самыми молодыми (31 год) - А.И. Верховский и М.И. Терещенко. Двенадцать министров входили в состав масонских организаций.
Дальнейшая судьба членов Временного правительства отразила отношение к революции российской интеллигенции. Шестнадцать бывших министров в той или иной форме сотрудничали с Советской властью, 23 человека эмигрировали и первоначально вели антисоветскую деятельность. В дальнейшем некоторые из них изменили свои взгляды. Контр-адмирал Д.Н. Вердеревский незадолго до своей смерти принял советское гражданство, А.В. Пешехонов работал консультантом в торговом представительстве СССР в Прибалтике, С.Н. Третьяков сотрудничал в эмиграции с советской разведкой и был казнен фашистами.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Временное правительство" в других словарях:

    Современная энциклопедия

    Временное правительство - в России, первое демократическое правительство, образованное после свержения императора Николая II. Сформировано после Февральской революции Временным комитетом членов Государственной думы с согласия лидеров Петросовета на период до созыва… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО, сформировано в ходе Февральской революции, после отречения императора Николая II, Временным комитетом членов Государственной думы с согласия лидеров Петроградского совета на период до созыва Учредительного собрания.… … Русская история

    Высший орган власти и управления в России со 2 марта по 25 октября 1917. Возникло в дни Февральской революции в ходе переговоров членов Временного комитета, Государственной думы и Исполнительного комитета Петроградского Совета. Политическая наукаПолитология. Словарь.