Женское белье

Председатель 2 государственной думы 1906. Деятельность первой и второй государственной думы. Учреждение государственной думы

Председатель 2 государственной думы 1906. Деятельность первой и второй государственной думы. Учреждение государственной думы

Неудача правительства Столыпина

Почему Вторая Дума проработала всего три месяца

Вторая Дума просуществовала с 20 февраля по 3 июня 1907 года. Её председателем был Фёдор Головин, земский деятель, один из основателей либеральной партии кадетов.

Выборы на фоне революции

Выборы проходили по тем же правилам, что и в первую Думу (многоступенчатые выборы по куриям). При этом сама избирательная кампания проходила на фоне продолжающейся революции . Вот почему правительство стремилось обеспечить удобный для себя состав Думы. Так, от выборов отстранялись крестьяне, не являющиеся домохозяевами. А по городской курии не могли избираться рабочие, даже если они имели требуемый законом квартирный ценз.

Кстати, новоиспечённый премьер-министр Пётр Столыпин предлагал ещё более ужесточить избирательное законодательство. Но в итоге члены правительства не решились на такой шаг, опасаясь обострения революционной борьбы.

Боролись четыре течения

На этот раз в выборах участвовали представители всего партийного спектра. Боролись четыре течения: 1) правые , стоявшие за укрепление самодержавия ; 2) октябристы , принявшие программу экономических реформ Столыпина; 3) партия кадет ов; 4) левый блок, объединивший социал-демократов , эсеров и другие социалистические группы.

Предвыборная кампания была шумной, с огромным числом дебатов между кадетами, социалистами и октябристами. В результате выборов вторая Дума оказалась ещё левее (то есть ещё более оппозиционной), чем первая. Таким образом, власть здесь потерпела неудачу.

Но поначалу ничто не предвещало скорого роспуска Думы. Кадеты попытались создать думское большинство, сблокировавшись с трудовиками, октябристами и некоторыми другими фракциями. Они выдвинули лозунг «бережения Думы», поэтому снизили требования к властям. Так, они сняли с обсуждения вопросы о смертной казни и политической амнистии. Они добились принципиального одобрения бюджета.

Споткнулись об аграрную реформу

Но камнем преткновения стала аграрная реформа Столыпина. В частности, думские фракции никак не могли договориться о порядке отчуждения помещичьих земель. На этом фоне Вторая Дума начала всё острее критиковать правительство, которое, в свою очередь, не желало считаться с Думой. В конечном итоге эти конфликты стали одной из причин того, что 3 июня 1907 года вторая Дума была распущена царём.

Предлогом для разгона парламента стало обвинение (по всей видимости, ложное) социал-демократической фракции в военном заговоре. В ночь на 3 июня все члены этой фракции были арестованы и преданы суду.

Вслед за этим был издан новый избирательный закон, значительно урезавший избирательные права населения. Поэтому роспуск второй Думы вошёл в историю под названием «Третьеиюньского переворота».

Вторая Дума оказалась еще более оппозиционной, чем первая.

Госуда́рственная ду́ма второго созыва - высший российский законодательный и представительный орган, палата Федерального собрания Российской Федерации в 1996-1999 годах. Государственная дума второго созыва была избрана 17 декабря 1995 года сроком на четыре года и заседала с 16 января 1996 по 24 декабря 1999 года. Ее председателем с 17 января 1996 года был Геннадий Селезнев .

В Государственную думу второго созыва прошли следующие избирательные объединения : Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ, 22, 3% голосов, 99 мандатов), Либерально-демократическая партия России (ЛДПР, 11, 18%, 50 мандатов), «Наш дом - Россия» (10, 13%, 45 мандатов), «Яблоко» (6.89%, 31 мандат). По одномандатным округам КПРФ провела в Государственную думу 58 депутатов, Аграрная партия - 20 депутатов, «Яблоко» - 14 депутатов, «Наш дом - Россия» - 10 депутатов, «Власть - народу!» - 9 депутатов, «Демократический выбор» - 9 депутатов, «Конгресс русских общин» -5 депутатов. Семнадцати избирательным объединениям удалось провести в думу от 3 до 1 депутата. 77 депутатов в одномандатных округах выдвигались самостоятельно, не опираясь на поддержку какого-либо избирательного объединения.

В Государственной думе второго созыва были сформированы четыре фракции: КПРФ (Г. Зюганов , 139 депутатов), «Наш дом - Россия» (А. Шохин, 65 депутатов), ЛДПР (В. Жириновский, 49 депутатов), «Яблоко» (Г. Явлинский, 45 депутатов) и зарегистрированы три депутатские группы: «Российские регионы» (О. Морозов, 44 депутата), «Народовластие» (Н. Рыжков, 41 депутат), Аграрная группа (Н. Харитонов, 35 депутатов). Среди депутатов были Ж.И. Алферов, В.А. Рыжков, Н.И. Рыжков, В.И. Севастьянов, И.М. Хакамада, Н.М. Харитонов, С.М. Шахрай. Левые силы (КПРФ, «Народовластие», аграрники) располагали в Государственной думе второго созыва голосами половины депутатов и при желании могли бы добиться вотума недоверия правительству, чего упорно добивались в Государственной думе первого созыва. Однако после избрания Ельцина на второй президентский срок руководители левых сил отказались от тактики тотальной конфронтации - президент Российской Федерации в случае вынесения вотума недоверия правительству имел право распустить Государственную думу, назначив новые парламентские выборы, итоги которых могли сложиться для левых уже не столь благоприятно.

Поддержку левого большинства депутатов Государственной думы второго созыва получали законы, связанные с увеличением размеров пенсий, пособий, расширением категорий населения, получающих те или иные льготы. Легко принимались законы, вводящие новые положения в уголовный, уголовно-процессуальный кодексы, кодекс об административных правонарушениях, ужесточающие нормы ответственности и расширяющие круг наказуемых деяний. При этом тяжело проходило утверждение экономических законов; те из них, которые принимались, были преимущественно направлены на усиление вмешательства государства в экономику (законы о хлебной индустрии, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности) или же принимались в результате давления со стороны правительства. Государственная дума второго созыва принимала законы, увеличивающие государственные расходы, блокируя принятие законов, способствующих росту доходов.

Множество решений Государственной думы не имели практических последствий, заведомо носили политический характер, были рассчитаны на общественный резонанс (о государственной символике, о реорганизации правительства, об объявлении 4 марта днем памяти защитников конституции, о перезахоронении тела В.И. Ленина). В то же время были приняты Уголовный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Бюджетный кодекс, первая часть Налогового кодекса, вторая часть Гражданского кодекса, Лесной, Воздушный, Градостроительный кодексы, Кодекс торгового мореплавания. Значительное внимание Государственная дума уделяла политической жизни России. В связи с чередой правительственных кризисов депутатам пришлось девять раз голосовать по кандидатуре главы правительства (летом 1996 - по кандидатуре В. Черномырдина после президентских выборов, трижды в апреле 1998 - по утверждению С. Кириенко, трижды в сентябре-августе 1998 - сначала по утверждению В. Черномырдина, а затем Е. Примакова, в мае 1999 по утверждению С. Степашина и в августе 1999 по утверждению В. Путина). Особенно острой была ситуация весной и осенью 1998 года, когда реальной была перспектива роспуска Государственной думы и назначения досрочных выборов. После дефолта 1998 года левое большинство парламента заставило президента Б.Н. Ельцина пойти на компромисс и внести на утверждение Государственной думы кандидатуру на пост премьер-министра - Е. Примакова.

Думское большинство поддерживало правительство Примакова, на работу в правительство пригласили ряд депутатов Государственной думы - первым вице-премьером стал Ю. Маслюков из фракции КПРФ. Лидеры всех думских фракций и Е. Примаков согласились с необходимостью формирования правительства на основе думского большинства и внесения соответствующих изменений в законодательство о выборах. Рост политического рейтинга Примакова, как потенциального кандидата в президенты Российской Федерации совпал с активизацией подготовки процесса импичмента против Б.Н. Ельцина, что вызвало у последнего большую обеспокоенность. В мае 1999 года правительство Примакова было отправлено в отставку. К тому времени приближались выборы в Государственную думу третьего созыва и утверждение премьер-министром С. Степашина, а затем и В. Путина прошло относительно легко.

В преддверии выборов Государственной думы третьего созыва избирательное законодательство было изменено в сторону сужения числа избирательных объединений, имеющих право участвовать в выборах (таковые должны были не менее чем за год до выборов перерегистрироваться в «общественные политические организации») и усложнения процедуры выдвижения и регистрации кандидатов (введение требования о предоставлении кандидатом сведений об имуществе и доходах за год, предшествующий году назначения выборов, причем представление неверных данных вело к отказу в регистрации; снятие с выборов партийного списка, если в него не включен кто-либо из трех лидеров политической организации). В то же время появилась возможность регистрироваться через внесение избирательного залога. В отличие от выборов 1995 года на выборах 1999 года общефедеральная часть партийного избирательного списка не могла содержать более 18 кандидатов, другие кандидаты списка разбивались на региональные группы. За четыре года работы депутаты рассмотрели 1730 законопроектов, приняли 1036 федеральных законов, ратифицировали 212 международных договоров, соглашений, конвенций. Государственная дума второго созыва приняла пять федеральных конституционных законов: «О судебной системе Российской Федерации», «О правительстве Российской Федерации», «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации».

Программа I Государственной думы

Программой деятельности I Государственной думы стал «адрес», составленный депутатами в ответ на тронную речь императора. Он содержал следующие требования:

Введение всеобщего избирательного права;

Ответственное перед Думой министерство:

Амнистия;

Отмена смертной казни и освобождение страны от военного положения;

Право Думы пересматривать законы;

Свобода слова, совести, собраний;

Решение аграрного и рабочего вопросов;

Ликвидация Государственного совета;

Введение всеобщего бесплатного обучения;

Реформа местного управления;

Равномерное распределение налогов.

Это был вызов власти, который не мог остаться без последствий. Вопрос роспуска Думы стал делом времени. Очевидный перевес левых сил в составе Думы, следовавшая из этого явная оппозиционность власти, быстро прогрессировавший конфликт между законодательной и исполнительной властью предопределили ее судьбу: короткая и бурная ее жизнь завершилась на 72-м дне существования. 8 июля 1906 г. император подписал указ о роспуске Думы.

«Выборгское воззвание»

Около 200 депутатов, в основном члены кадетской фракции, не согласившись с императорским указом, собрались в Выборге и приняли «Выборгское воззвание», в котором содержался призыв к избирателям в знак протеста против разгона Государственной думы не платить налогов и не посылать новобранцев в армию вплоть до созыва нижней палаты. Авторы воззвания были наказаны по всей строгости: все они, включая председателя Думы С.А. Муромцева, были осуждены, приговорены к разным срокам тюремного заключения и лишены впредь права избираться в органы народного представительства.

Разогнав первую Думу, власть тем не менее не решилась на отказ от народного представительства в системе государственной власти вообще. Этого не позволяла ни внутренняя, ни внешняя обстановка.

I Государственная дума, начавшая свою работу 20 февраля 1907 г., оказалась еще более пестрой и более радикальной по своему составу Выборы, прошедшие в январе, показали усиление как левых, так и правых партий. И тем не менее, говоря о составе этой Думы, нельзя не отметить ее «полевение» по сравнению с первой. Значительная часть голосов избирателей, поддерживавших броские предвыборные обещания кадетов на первых выборах, отошла к представителям социалистических партий, впервые принимавших участие в выборах.

Процесс размежевания политических сил продолжался весь недолгий период работы II Думы, оказавшейся расколотой на крайне правых (октябристы, черносотенцы), левых (социал-демократические депутаты) и кадетов, занимавших промежуточное и поэтому очень неустойчивое положение. Следствием этого стало постепенное сближение кадетов с октябристами ради сохранения Думы «любой ценой».



Однако далеко не все депутаты были настроены на сотрудничество с правительством. Кадетско-октябристской тактике «беречь Думу» противостояли революционные настроения депутатов левого фланга. Наиболее отчетливо это проявилось при обсуждении в Думе аграрного законопроекта, внесенного за 104 подписями фракцией трудовиков и предусматривавшего принудительное отчуждение частных земельных поместий. Правительство П.А. Столыпина, который возглавил Кабинет после роспуска I Думы, безусловно, не могло допустить такого поворота, и конфликт вновь стал неизбежен. Нарастало и раздражение министров, вызванное деятельностью Думы. Премьер-министр Столыпин, предлагая членам своего Кабинета как можно резче отвечать на нападки депутатов, сам вплотную занялся подготовкой роспуска Думы.

Поводом для разгона II Государственной думы стало обвинение 55 членов социал-демократической фракции в подготовке военного переворота. 1 июня 1907 г. в закрытом заседании Думы Столыпин потребовал немедленной выдачи депутатов-заговорщиков и предания их суду. Дума не дала согласие на привлечение их к судебной ответственности и постановила передать дело в специальную думскую комиссию, которая должна была рассмотреть заявление правительства в течение 24 часов. Правительство не стало дожидаться разоблачения явно сфабрикованного дела и, подгоняемое требованиями Николая II немедленно разогнать Думу, приступило к решительным действиям. В ночь со 2 на 3 июня 37 депутатов социал-демократической фракции были арестованы, остальные перешли на нелегальное положение, а утром 3 июня 1907 г. из высочайшего указа страна узнала о разгоне II Государственной думы.

Итак, вторая Дума разделила судьбу своей предшественницы. Однако силовое решение не погасило конфликта между исполнительной и законодательной властью. Перед верховной властью встал вопрос о целесообразности самого существования института Государственной думы, но отказаться от народного представительства вообще, вернуться к управлению страной через систему высших учреждений, существовавшую до 1905 г., самодержавие уже не могло и вынуждено было искать другие варианты приспособления парламентаризма к российской действительности.

Втора́я госуда́рственная ду́ма, российский представительный законодательный орган , действовавший с 20 февраля по 2 июня 1907 года в течение одной сессии. Вторая Государственная дума была созвана согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 года. В состав Второй Государственной думы вошло 518 депутатов: 104 трудовика, 98 кадетов, 65 социал-демократов, 37 эсеров, 22 монархиста, 32 октябриста, 76 автономистов, 17 представителей казаков, 16 народных социалистов, 50 беспартийных, один представитель партии демократических реформ. Председателем думы был избран один из лидеров кадетов Федор Александрович Головин .

По составу депутатов Вторая дума оказалась значительно радикальнее своей предшественницы, хотя по замыслу царской администрации должна была быть более лояльной к самодержавию. Кадеты пытались создать думское большинство, сблокировавшись с трудовиками, октябристами, Польским коло, мусульманской и казачьей группой. Выдвинув лозунг «бережения думы», кадеты отказались от лозунга «ответственного министерства», пошли на сокращение своих программных требований. Они сняли с обсуждения вопросы о смертной казни, политической амнистии; добились принципиального одобрения бюджета, таким образом, укрепив доверие к царскому правительству со стороны его западноевропейских кредиторов.

Как и в Первой Государственной думе, центральным во Второй Государственной думе стал аграрный вопрос. Правые депутаты и октябристы поддержали указ 9 ноября 1906 года о начале Столыпинской аграрной реформы. Кадеты пытались найти компромисс по земельному вопросу с трудовиками и автономистами, сведя к минимуму требования по принудительному отчуждению помещичьих земель. Трудовики отстаивали радикальную программу отчуждения помещичьих и частновладельческих земель, превышавших «трудовую норму», и введения уравнительного землепользования по «трудовой норме». Эсеры внесли проект социализации земли, социал-демократическая фракция - проект муниципализации земли. Большевики защищали программу национализации всей земли.

Большинство заседаний Второй Государственной думы, как и ее предшественницы было посвящено процедурным вопросам. Это стало формой борьбы за расширение компетенции депутатов думы. Правительство, ответственное только перед царем, не желало считаться с думой, а дума, рассматривавшая себя в качестве народной избранницы, не хотела признать узкие рамки своих полномочий. Такое положение дел стало одной из причин роспуска Государственной думы. Предлогом для разгона думы стало обвинение социал-демократической фракции в военном заговоре, сфабрикованное агентами охранки. В ночь на 3 июня социал-демократическая фракция была арестована, а затем предана суду. Роспуск Второй Государственной думы 3 июня 1907 года и издание нового избирательного закона, значительно урезавшего избирательные права населения, вошел в историю под названием «Третьеиюньского переворота».

Во II Думе интенсивно работало свыше 20 комиссий, рассматривавших вносимые правительством и депутатами законопроекты. Почти в десять раз по сравнению с I Думой сократилось количество депутатских запросов правительству, вызывавших, как правило, негативную реакцию представителей власти. В то же время депутаты-социалисты, видевшие в Думе прежде всего всероссийскую агитационную трибуну, место критики правительства и либералов, по-прежнему старались обострить обстановку в Таврическом дворце, вступить в конфронтацию с правительством.
Кабинет Столыпина за время более чем полугодовой паузы в работе Думы (июль 1906 - февраль 1907 года) подготовил для депутатов большое количество самых разных законопроектов и ходатайств об отпуске средств на нужды тех или иных ведомств и учреждений. Среди этих законопроектов было много так называемой законодательной "вермишели". Направляя такие законопроекты в Думу, правительство пыталось создать в обществе видимость полного контакта власти с парламентариями и в то же время всячески оттягивало решение ряда острых политических вопросов.
6 марта 1907 года в Думе был "большой день": с правительственной декларацией выступил П.А.Столыпин, развернувший перед депутатами обширную программу будущих реформ (правда, большинство из них никогда не было проведено в жизнь). Речь премьера положила начало обсуждению в Думе важнейших внутриполитических вопросов. Характерно, однако, что, если не считать социал-демократов, сразу же бросившихся в атаку на правительство, остальные фракции воздержались от конфронтации с кабинетом и ограничились тем, что приняли декларацию Столыпина к сведению.

Впервые в истории России весной 1907 года в Думе прошло парламентское обсуждение бюджета страны - так называемой росписи государственных доходов и расходов. Социал-демократы и эсеры предлагали отклонить проект министерства финансов, представленный депутатам министром финансов В.Н.Коковцовым, но Дума провела предварительное обсуждение, документ был сдан в бюджетную комиссию, что фактически было равносильно его принятию. Бюджетная комиссия провела 16 заседаний, но полностью бюджет так и не был рассмотрен, хотя и не по вине Государственной Думы. Резкой критике была подвергнута действовавшая в России система косвенных налогов, падавших в первую очередь на малоимущие слои населения. Много говорилось и о явном несоответствии между колоссальными тратами на содержание раздутого государственного аппарата и мизерными расходами на народное образование. Левые депутаты пытались привлечь внимание общественности к росту ассигнований на полицейское ведомство и чрезмерным, по их мнению, расходам на армию и флот. Говоря о бюджете, следует помнить, что бюджетные права Думы были сильно ограничены: она не могла изменить ни одной статьи росписи, предусмотренной действующим законодательством или личными распоряжениями императора.

Но главным камнем преткновения для сотрудничества Думы с правительством, как и год назад в I Думе, стал аграрный вопрос, обсуждение которого заняло два с половиной месяца. Основной материал для прений дали законопроект трудовой группы (фактически в него была заложена идея национализации всей земли и ее радикального перераспределения в пользу крестьян) и внесенные Н.Н.Кутлером предложения кадетской фракции о принудительном отчуждении части помещичьих земель за выкуп и передаче их сельским труженикам, в основном повторявшие, хотя и с некоторыми отступлениями, кадетский проект 1906 года Для П.А.Столыпина идеи трудовиков и кадетов были совершенно неприемлемы, т.к. они ущемляли права помещиков. Но поставить на обсуждение II Думы свой проект закона (разрушающий крестьянскую общину), введенный в действие в ноябре 1906 года в период "междодумья", премьер не рискнул, понимая, что при том составе депутатов, который был во II Думе, добиться его утверждения будет невозможно. В итоге обсуждение аграрного вопроса практически зашло в тупик.
В соответствующие комиссии после предварительного обсуждения были переданы вопросы о помощи голодающим и безработным, отмене военно-полевых судов, а также о политической амнистии, внесенные левыми депутатами. Предложение трудовиков об отмене смертной казни Дума решила вообще не обсуждать, чтобы не обострять отношений с правительством. Вместе с тем Дума уклонилась и от прямого осуждения "красного террора", к чему ее усиленно подталкивали правые, играя на приверженности кадетов к мирным, ненасильственным методам политической борьбы.
Еще одной важной стороной деятельности II Государственной Думы стала работа над Наказом. К трем уже принятым I Думой главам Наказа комиссия под председательством В.А.Маклакова подготовила к началу мая 1907 года еще две. Новые главы меняли порядок рассмотрения законопроектов.
Последним большим законопроектом, который начала рассматривать Государственная Дума второго созыва, стал законопроект Министерства юстиции о преобразовании местного суда. Комиссия под председательством И.В.Гессена внесла серьезные изменения в представленный министерством законопроект, но никакого решения по этому законопроекту Дума принять не успела.
Вопреки отрицательному мнению левых фракций II Думой были приняты, а затем, после утверждения Государственным Советом и царем, обрели силу закона контрольные цифры по контингенту солдат-новобранцев, подлежавших призыву на военную службу в 1907 году. Сравнительно гладкое и, главное, быстрое решение этого вопроса должно было продемонстрировать государственный подход депутатов к проблеме обороны страны.
Итак, 102 дня II Государственной Думы закончились 2 июня 1907 года. Из более чем 200 законопроектов, внесенных различными ведомствами, Дума сумела рассмотреть лишь 31, отклонив 6. Через Государственный совет прошло 3 законопроекта из Государственной Думы. Законопроект об отмене военно-полевых судов Государственный совет отклонил. Два законопроекта поступили к Николаю II и были им подписаны: об ассигновании 6 млн.руб. на помощь пострадавшим от неурожая и голода и о контингенте новобранцев в армию на 1907 год. Безусловно, депутаты Государственной Думы второго созыва продвинулись вперед по пути ее превращения в настоящую законодательную палату, хотя окончательные результаты выглядели более чем скромно.