Женское белье

Рыцарские доспехи: защита или обуза. Вес доспехов Эволюция рыцарского вооружения в западной европе

Рыцарские доспехи: защита или обуза. Вес доспехов Эволюция рыцарского вооружения в западной европе

Латный доспех уже давно уже стал одним из основных символов Средневековья, будучи визитной карточкой рыцарей и олицетворяя собой могущество и состоятельность владельца. Вокруг лат постоянно возникают самые невероятные и нелепые мифы.

Латы - доспех из крупных металлических пластин, анатомически повторяющий мужскую фигуру. По сравнению с другими видами брони, изготовление такого доспеха было наиболее сложным и требовало немалого количества стали, а потому искусство изготовления лат стало активно развиваться лишь начиная с середины XIV века.

Из-за этих трудностей латный доспех даже в XV веке стоил недешево и часто изготавливался под персональный заказ. Конечно, позволить себе такую роскошь могли только представители знати, поэтому латы и стали символом рыцарства и высокого происхождения. Так насколько же эффективен подобный доспех и стоил ли он своих денег? Давайте разбираться:

МИФ 1: ЛАТЫ ВЕСИЛИ ТАК МНОГО, ЧТО УПАВШИЙ РЫЦАРЬ НЕ МОГ ПОДНЯТЬСЯ БЕЗ ПОСТОРОННЕЙ ПОМОЩИ

Это не так. Суммарный вес полного боевого доспеха редко превышал 30 кг. Цифра может показаться вам большой, но не стоит забывать, что вес равномерно распределялся по всему телу, к тому же латники, как правило, сражались на конях. С учетом этого мы получаем приблизительный вес современной экипировки армейского пехотинца. Более тяжелые разновидности относились к доспехам турнирным, нарочно жертвующими подвижностью в пользу увеличения толщины брони, что снижало риск получить травму при ударе копья или падении с лошади.
Современные реконструкторы неоднократно доказывали, что в реплике полного доспеха можно не только быстро бегать, до даже фехтовать и карабкаться на лестницы.

МИФ 2: ЛАТНЫЙ ДОСПЕХ МОЖНО БЫЛО ЛЕГКО ПРОБИТЬ ОБЫЧНЫМ ОРУЖИЕМ

И это ложь. Основная отличительная особенность латного доспеха - великолепная сопротивляемость всем видам повреждения. Режущие удары не наносят ему никакого вреда, разве что рыцарь на полном скаку подставится под удар бердыша. Колющие удары могли пробить мягкую, плохо закаленную сталь, но более поздние доспехи неплохо держали и удар острого конца боевого молота. К тому же, доспех (вопреки мнению массовой культуры, любящей украшать латы шипами и ребрами) был исполнен максимально гладким и обтекаемым, чтобы равномерно распределять энергию от удара и увеличивать тем самым прочность всей конструкции. По-настоящему эффективными средствами против латника были кинжалы, которыми из-за максимально короткой дистанции атаки проще всего попасть в сочленения доспеха, и двуручные мечи, специально созданные в качестве контрмер против тяжелой пехоты и кавалерии.

В противовес часто приводят видеозаписи, на которых испытатель пробивает латный нагрудник моргенштерном или люцернхаммером. Здесь нужно отметить, что теоретически это и в самом деле возможно, но нанести прямой удар с широким размахом под идеально прямым углом во время боя очень тяжело, а в противном случае у латника есть все шансы полностью или частично избежать повреждений.

МИФ 3: ДОСТАТОЧНО ПРОСТО ПОПАСТЬ В УЯЗВИМОЕ МЕСТО, И ЛАТНИК БУДЕТ ПОВЕРЖЕН

Это спорный вопрос. Да, в латном доспехе существует несколько слабых точек (ременные подвязки, щели в сочленениях и суставах), попадание в которые и в самом деле нанесет ощутимый урон противнику. Но сделать это было совсем непросто:
Во-первых, под доспехом рыцари носили как минимум гамбезон, состоящий из нескольких слоев плотной льняной материи. Он обеспечивал хорошую защиту сам по себе, будучи на удивление прочным и легким, а большинство рыцарей не гнушались натянуть поверх него еще и кольчугу. Таким образом, оружию надо было преодолеть несколько слоев брони, прежде чем достигнуть тела.
Во-вторых оружейники, быстро осознавшие основную слабость лат в боевом столкновении, старались максимально обезопасить рыцаря от угрозы. Все ремни и подвязки были скрыты глубоко внутри доспеха, специальные «крылья» (продолжение литой пластины брони) служили экраном для сочленений и суставов. Все части доспеха прилегали друг к другу как можно плотнее, что в давке и суматохе крупных сражений значительно повышало шансы на выживание.

ТАК ЧЕМ ЖЕ БЫЛИ ПЛОХИ ЛАТНЫЕ ДОСПЕХИ?

Основной минус - требовательность к уходу. Из-за большой площади самого доспеха металл быстро ржавел, и его приходилось предохранять от коррозии. Со временем оружейники научились воронить латы, что делало их более темным и давало неплохую защиту от окисления. В походных условиях доспех смазывали маслом, а в мирное время хранили в изолированных условиях, как правило завернутым в несколько слоев материи. В остальном, доспех был куда эффективнее любых аналогов - перетершиеся ремешки можно быстро и просто заменить, а выправить вмятину на цельной пластине куда проще, чем ремонтировать кольчугу или заменять сегменты в ламеллярной броне.
Впрочем, самостоятельно надеть латный доспех было подчас практически невозможно, а получив ранение - так же тяжело снять. Многие рыцари успевали истечь кровью из пустяковой раны, что выводило их из строя на весь бой.

Конец золотого века лат пришел вместе с началом эпохи огнестрельного оружия. Когда огнестрел появился на вооружении регулярных армий, латы начали постепенно исчезать из обихода. Свинцовая пуля пробивала такой доспех без особых проблем, хотя на ранних этапах, когда мощь огнестрельного оружия была невелика, он все еще могли служить весьма эффективной защитой.

Скорее всего, говоря о средневековых доспехах, воображение большинства из нас рисует рисует нечто тяжелое, грузное и громоздкое. Что-то вроде этого:

И далеко не все знают, что на самом деле все было не совсем так.

Вот так уже лучше:

Этот красиво обработанный кислотным травильным раствором бронекостюм позднего средневековья уже не так похож на тяжеловесный панцирь, однако всё ещё создаёт впечатление громоздкой и неудобной брони. Тем не менее, он был создан специально для ношения и имеет определённые параметры, которые должны подходить под размеры хозяина, поэтому на человеке он будет смотреться намного лучше.

А вот это уже совсем другой разговор!

Знакомьтесь – это доктор Тобиас Кэпвелл, полностью облачённый в самодельные доспехи, созданные по подобию скульптурного изображения, датируемого 1450-ми годами. Эта прекрасно подогнанная “вторая кожа” предназначена для защиты жизни и здоровья своего владельца на турнирных состязаниях или в пешем поединке. Вот теперь видно, насколько устрашающе могут выглядеть правильные доспехи – кажется, будто он и без меча способен обратить в бегство целую армию.

“Средневековая броня стесняла движения и была тяжёлой”

Должным образом созданная броня не ограничивает движения своего носителя. Более того, вышепредставленные доспехи ещё и позволяют человеку увеличить амплитуду движения. Точный вес этого боевого снаряжения неизвестен, однако обычно средневековые воины предпочитали не надевать на себя броню тяжелее 30 килограмм. Хотя эта броня была мастерски создана из современных материалов, её дизайн полностью наследует панцирную защиту, созданную более 500 лет назад.

“Рыцари фактически дубасили друг друга, пока один из них не падал”

Методики исторического фехтования в западных и восточных странах немного разнятся. Вот, к примеру, гравюра 15 века немецкого мастера фехтования Ханса Тальхоффера, на которой демонстрируется приём “Mordschlag” (нем. смертельный удар) и противодействие ему. Конечно, колющие и режущие удары меча малоэффективны против полного комплекта закрытой брони, однако используя его в качестве молота, можно серьёзно оглушить противника рукоятью или гардой.

Вот “Mordschlag” в действии

Здесь показана как возможность этой разрушительной атаки, так и крепость брони – без неё череп человека давно бы лишился целостности. А так носитель брони (предварительно готовый к такому приёму) всего лишь потерял сознание из-за воздействия ударной мощи и не смог продолжать бой. Следует также учитывать, что рыцарей обучали приёмам рукопашной борьбы, работе с одноручными и двуручными орудиями, кинжалами, стилетами, ножами, методам для противодействия и способам противодействия противодействиям.

Вот это, наверное, является апофеозом средневекового искусства исполнения доспехов

Это боевое снаряжение было создано для английского короля Генриха VIII и его участия в пеших рыцарских состязаниях на турнирах. Возможно, кому-то эти доспехи покажутся нелепыми из-за дизайна стального зада, однако стоит лишь хорошо присмотреться, и вы поймёте, что это один из первых защитных бронекостюмов, который полностью скрывает уязвимую человеческую плоть от безжалостного острия оружия. Кстати говоря американское аэрокосмическое ведомство NASA подробнейшим образом изучала эти доспехи при создании первого космического скафандра.

И напоследок пример того, что рыцарю необязательно нужно иметь меч в руке, чтобы поразить противника щитом.

Доспехи рыцарей Средневековья, фото и описание которых представлены в статье, прошли сложный эволюционный путь. Их можно наблюдать в оружейных музеях. Это настоящее произведение искусства.

Они удивляют не только своими защитными свойствами, но и роскошью, величием. Однако мало кто знает, что монолитные железные доспехи рыцарей Средневековья датированы поздним периодом той эпохи. Это уже была не защита, а традиционная одежда, которая подчеркивала высокое социальное положение владельца. Это своеобразный аналог современных дорогих деловых костюмов. По ним можно было судить о положении в обществе. Подробнее об этом мы поговорим дальше, представим фото рыцарей в доспехах Средневековья. Но сначала о том, откуда они пошли.

Первые доспехи

Оружие и доспехи рыцарей Средневековья развивались вместе. Это и понятно. Улучшение летальных средств обязательно приводит к развитию оборонительных. Еще в доисторические времена человек старался защитить свое тело. Первыми доспехами являлась шкура животных. Она неплохо защищала от неострых орудий: кувалд, примитивных топоров и т. д. Совершенства в этом достигли древние кельты. Их защитные шкуры иногда выдерживали даже острые копья и стрелы. Удивительно, но основной упор в защите делали на спину. Логика была такая: в лобовой атаке можно было укрыться от снарядов. Удары в спину увидеть невозможно. Бегство и отступление было частью боевой тактики этих народов.

Матерчатые доспехи

Мало кто знает, но доспехи рыцарей Средневековья в ранний период были из материи. Их трудно было отличить от мирной гражданской одежды. Отличие только в том, что они склеивались из нескольких слоев материи (до 30 слоев). Это были легкие, от 2 до 6 кг, недорогие доспехи. В эпоху массовых боев и примитивности рубящих орудий - идеальный вариант. Любой ополченец мог себе позволить такую защиту. Удивительно, но такие доспехи выдерживали даже стрелы с каменными наконечниками, которые с легкостью пробивали железо. Это происходило за счет амортизации о ткань. Более зажиточные вместо них использовали стеганые кафтаны, набитые конским волосом, ватой, пенькой.

Народы Кавказа вплоть до 19-го века использовали подобную защиту. Их валяная из шерсти бурка редко разрубалась саблей, выдерживала попадание не только стрелы, но и пуль от гладкоствольных ружей со 100 метров. Напомним, такое оружие было в нашей армии вплоть до Крымской войны 1955-1956 года, когда наши солдаты гибли от нарезных европейских ружей.

Кожаные доспехи

На смену матерчатым пришли доспехи рыцарей Средневековья из кожи. Широкое распространение они получили и на Руси. Мастера по коже широко ценились в то время.

В Европе они слабо были развиты, так как применение арбалетов и луков - излюбленная тактика европейцев в период всего Средневековья. Кожаная защита применялась лучниками и арбалетчиками. Она защищала от легкой кавалерии, а также от собратьев по оружию противоположной стороны. С дальних расстояний они могли выдержать болты и стрелы.

Особенно ценилась кожа буйвола. Достать ее было практически невозможно. Только самые богатые могли себе это позволить. Были относительно легкие кожаные доспехи рыцарей Средневековья. Вес был от 4 до 15 кг.

Эволюция доспехов: ламмелярные доспехи

Далее происходит эволюция - начинается изготовление доспехов рыцарей Средневековья из металла. Одна из разновидностей - ламмелярые доспехи. Первые упоминание подобной технологии наблюдаются в Междуречье. Доспехи там делались из меди. В подобную защитную технологию стали применять из металла. Ламмелярные доспехи представляют собой чешуйчатые панцири. Они оказались самыми надежными. Пробивались только пулями. Главный их недостаток - вес до 25 кг. Надеть его одному невозможно. Кроме того, если рыцарь падал с коня, то был полностью обезврежен. Подняться было невозможно.

Кольчуга

Доспехи рыцарей Средневековья в виде кольчуги были самыми распространенными. Уже в 12-м веке они получил широкое распространение. Доспехи кольчатые весили относительно немного: 8-10 кг. Полный комплект, включая чулки, шлем, перчатки, достигал до 40 кг. Главное преимущество - доспехи не стесняли движение. Позволить их себе могли только самые зажиточные аристократы. Распространение среди среднего класса происходит только в 14-м веке, когда богатые аристократы надели латные доспехи. О них пойдет речь далее.

Латы

Латные доспехи - вершина эволюции. Только с развитием технологии ковки металла можно было создать такое произведение искусства. Латные доспехи рыцарей Средневековья своими руками сделать практически невозможно. Это был единый монолитный панцирь. Позволить себе такую защиту могли только самые богатые аристократы. Их распространение приходится на Позднее Средневековье. Рыцарь в латных доспехах на поле боя - настоящий бронированный танк. Сразить его было невозможно. Один такой ратник среди войска склонял чашу весов в сторону победы. Италия - родина такой защиты. Именно эта страна славилась мастерами по производству доспехов.

Желание иметь тяжелую защиту обусловлено тактикой битвы средневековой кавалерии. Во-первых, она наносила мощный стремительный удар сомкнутыми рядами. Как правило, после одного удара клином против пехоты битва заканчивалась победой. Поэтому в первых рядах шли самые привилегированные аристократы, среди которых был сам король. Рыцари в латах почти не погибали. Убить его в бою было невозможно, а после боя пленных аристократов не казнили, так как все друг друга знали. Вчерашний враг сегодня превращался в друга. Кроме того, обмен и продажа пленных аристократов составляли порой главную цель сражений. Фактически, средневековые битвы были похожи на На них редко погибали «лучшие люди», однако в реальных боях это все же бывало. Поэтому необходимость в совершенствовании постоянно возникала.

«Мирная битва»

В 1439 году в Италии, на родине лучших мастеров кузнечного дела, произошла битва у города Ангиари. В ней приняло участие несколько тысяч рыцарей. После четырех часов баталии погиб только один ратник. Он упал с коня и попал под его копыта.

Конец эпохи боевых доспехов

Англия положила конец «мирным» войнам. В одной из битв англичане, возглавляемые Генрихом XIII, которых было в десятки раз меньше, использовали мощные уэльские луки против французских аристократов в латах. Маршируя уверенно, они чувствовали себя в безопасности. Каково же было их удивление, когда сверху начали сыпаться стрелы. Шок был в том, что до этого они никогда не поражали рыцарей сверху. Против лобового поражения использовали щиты. Сомкнутый строй из них надежно защищал от луков и арбалетов. Однако уэльское оружие смогло пробить доспехи сверху. Это поражение на заре Средневековья, где погибли «лучшие люди» Франции, положило конец подобным битвам.

Доспехи - символ аристократизма

Доспехи во все времена были символом аристократизма не только в Европе, но и во всем мире. Даже развитие огнестрельного оружия не положил конец их использованию. На доспехах всегда был изображен герб, они были парадным мундиром.

Их надевали на праздники, торжества, официальные встречи. Конечно, парадные доспехи делали в облегченном варианте. Последний раз их боевое применение было в Японии уже в 19-м веке, во времена восстаний самураев. Однако огнестрельное оружие показало, что любой крестьянин с винтовкой намного эффективнее, чем профессиональный воин с холодным орудием, облаченный в тяжелые латы.

Доспехи рыцаря Средневековья: описание

Итак, классический комплект среднестатистического рыцаря состоял из следующих вещей:

Оружие и доспехи не были едиными за всю историю Средневековья, так как они выполняли две функции. Первая - защита. Вторая - доспехи являлись отличительным атрибутом высокого социального положения. Один сложный шлем мог стоить целые деревни с крепостными. Не каждый мог себе его позволить. Это касается и сложных доспехов. Поэтому найти два одинаковых комплекта было невозможно. Феодальные доспехи - это не унифицированная форма солдат-рекрутов в поздние эпохи. Они отличаются индивидуальностью.

Ученым стало интересно, сколько энергии тратит человек, облаченный в западноевропейские рыцарские доспехи. Современные любители реконструкции исторических баталий облачаются в более легкие латы, чем воины, которые носили их в XV столетии. Сплошные сочлененные доспехи производили только в Европе, так сказать, на собственные нужды, потому что сражались в таком облачении тоже только в Европе. В Азии оно изредка встречалось только у турецких сипахов.

В минувшие выходные на запорожском острове Хортица состоялся первый фестиваль "Перекресток времен", посвященный Дню крещения Руси, который проходил в формате рыцарского турнира. В импровизированных поединках и массовых сражениях участвовали мужчины, облаченные в рыцарские костюмы различных эпох. Весят современные доспехи от 10 до 30 килограммов. Когда столбик термометра превышает 30-градусную отметку сражаться при такой экипировке совсем непросто. Средневековым воинам приходилось и того хуже — в XV столетии вес рыцарских доспехов колебался от 30 до 50 килограммов.

Исследователи из Университета Лидса установили, что двигаться в доспехах вдвое тяжелее, чем без них. Как сообщает веб-журнал, освещающий вопросы биологии, Proceedings of the Royal Society B , участвующие в эксперименте добровольцы надевали рыцарские доспехи и становились на беговую дорожку. К ним прикрепляли датчики, чтобы фиксировать выдыхаемый воздух, частоту пульса, кровяное давление и другие физиологические параметры в то время, когда испытуемые шли пешим шагом или бежали.

Эксперимент показал, что ходьба в доспехах расходует в 2,1-2,3 раза больше энергии, чем без них. Во время бега этот показатель увеличивался в 1,9 раза. Исследователи также установили, что расход энергии при ношении доспехов выше, чем при передвижении с равным по массе грузом на руках. Это связано с преодолением сопротивления доспехов при движении конечностей.

Ответить на простой вопрос, сколько в среднем весили рыцарские доспехи, не так просто. Вся проблема заключается в эволюции, которую претерпевало это воинское облачение. Непосредственными предшественниками западноевропейских рыцарей были тяжеловооруженные конники — катафракты (в переводе: "забронированные" или "одетые в железо"). В поздней Античности и раннем Средневековье они входили в состав иранских, позднеримских и византийских войск. Соответственно, прообразом для рыцарских доспехов служило защитное облачение катафрактов.

С первой половины XII века широкое распространение получает кольчуга, сплетенная из стальных колец (иногда в два-три слоя). Кольчуга просуществовала до середины XIV века. В следующем столетии появились латы, защищавшие наиболее уязвимые места. Кроме того, кольчуга уже не могла защитить от появившейся в военном деле новинки — огнестрельного оружия.

Отдельные детали рыцарских доспехов соединялись между собой на заклепках, а части скреплялись ремешками и пряжками. Общее количество деталей западноевропейского рыцарского облачения порой достигало двухсот, а их общий вес мог составлять 55 килограммов. Русские ратники, большей частью сражавшиеся со степными кочевниками, облачались в более легкую броню, которая весила примерно столько же, сколько средняя нагрузка современного десантника, то есть около 20-35 килограммов.

Доспехи XV века надежно защищали от поражения стрелами из лука, выдерживали удары арбалетных болтов и аркебузных пуль, выпущенных с расстояния 25-30 метров. Их не могли пробить ни дротики, ни копья, ни даже мечи, за исключением более тяжелых двуручных мечей.

Во второй половине XV века искусство ковки рыцарских доспехов достигает своего наивысшего развития, не только с технологической точки зрения, но и с художественной. Рыцарские доспехи для знати оформлялись очень богато: они покрывались чернью (специальным сплавом серебра, свинца и серы), на них наносилась таушировка (инкрустация металлом по металлу) или делалась всечка (заполнение специально сделанных в доспехах "канавок" цветным металлом — золотом, серебром, алюминием). Использовались также глубокая чеканка и воронение, то есть получение на поверхности стали окислов железа. Причем последнее применялось не только в декоративных целях, но и в прагматических, так как способствовало уменьшению коррозии металла. Также употреблялся такой способ декоративного оформления доспехов, как наводка золотом, или золочение. Чтобы покрыть воинское облачение слоем этого драгметалла, золото предварительно растворяли в ртути и перемешивали графитовым стержнем до полного растворения. Полученную амальгаму выливали в воду и остужали, после чего наносили на подготовленное изделие. Наиболее красивым считалось "обмундирование" итальянских рыцарей.

В XVI столетии появляется новый "фасон" рыцарских доспехов, которые в отличие от готических стали называться максимилиановскими, в честь императора Священной Римской империи Максимилиана I Габсбурга (1459-1519), прозванного "последним рыцарем". Впрочем, в немецком языке для их названия существует другой эквивалент — Riefelharnisch , а по-английски их тоже не всегда называют Maximilian armour , а fluted armor .

Отличительной чертой этих доспехов, пик распространения которых пришелся на период с 1515-го по 1525 год, были покрывающие всю поверхность желобки, которые усиливали прочность металла и отводили в сторону холодное оружие. Доспех состоял из следующих частей: шлема с забралом и горловым прикрытием, ожерелья, нагрудника и наспинника, двух оплечий, двух наручей и двух налокотников, двух рукавиц или двух перчаток, набрюшника, набедренников, поножей и двух сапог.

В среднем вес рыцарского доспеха достигал 22,7-29,5 килограмма; шлема — от 2,3 до 5,5 килограмма; кольчуги под доспехом — около семи килограммов; щита — 4,5 килограмма. Общий вес рыцарских лат мог приближаться к 36,5-46,5 килограмма. Выбитые из седла витязи, уже не могли самостоятельно сесть на коня. Для пешего боя пользовались специальным доспехом со стальной юбкой вместо поножей и сапог.

В данной статье в самых общих чертах рассматривается процесс развития доспехов в Западной Европе в средневековье (VII - конец XV вв.) и в самом начале раннего Нового времени (начало XVI в.). Материал снабжен большим количеством иллюстраций для лучшего понимания темы. Большая часть текста переведена с английского.



Середина VII - IX вв. Викинг в вендельском шлеме. Использовались в основном в Северной Европе норманнами, германцами и др., хотя нередко встречались и в других частях Европы. Очень часто имеет полумаску, закрывающую верхнюю часть лица. Позднее эволюционировал в норманнский шлем. Доспех: короткая кольчуга без кольчужного капюшона, надетая поверх рубахи. Щит круглый, плоский, средних размеров, с большим умбоном - металлической выпуклой накладкой-полусферой в центре, типичный для Северной Европы этого периода. На щитах используется гьюж - ремень для ношения щита во время похода на шее или на плече. Естественно, рогатых шлемов в то время не существовало.


X - начало XIII вв. Рыцарь в норманнском шлеме с рондашем. Открытый норманнский шлем конической или яйцевидной формы. Как правило,
спереди крепится наносник - металлическая назальная пластина. Был широко распространен по всей Европе, как в западной, так и в восточной части. Доспехи: длинная кольчуга до колен, с рукавами полной или неполной (до локтей) длины, с койфом - кольчужным капюшоном, отдельным или представляющим единое целое с кольчугой. В последнем случае кольчуга называлась «хоуберк». Спереди и сзади у кольчуги разрезы на подоле для более удобного передвижения (да и сидеть в седле удобнее). С конца IX - начала X вв. под кольчугой рыцари начинают носить гамбезон - длинную поддоспешную одежду, набитую шерстью или паклей до такого состояния, чтобы амортизировать удары по кольчуге. К тому же в гамбезонах отлично застревали стрелы. Часто использовался и как отдельный доспех более бедными по сравнению с рыцарями пехотинцами, особенно лучниками.


Гобелен из Байё. Создан в 1070-е гг. Хорошо видно, что лучники у нормандцев (слева) вообще не имеют доспехов

Часто для защиты ног надевали шоссы - кольчужные чулки. С X в. появляется рондаш - большой западноевропейский щит рыцарей раннего Средневековья, а нередко и пехотинцев - например, англосаксонских хускерлов. Мог иметь разную форму, чаще круглую или овальную, выгнутую и с умбоном. У рыцарей рондаш почти всегда имеет заостренную форму нижней части - ею рыцари прикрывали левую ногу. Производился в различных вариантах в Европе в X-XIII вв.


Атака рыцарей в норманнских шлемах. Именно так выглядели крестоносцы, захватившие в 1099 г. Иерусалим


XII - начало XIII вв. Рыцарь в цельнокованом норманнском шлеме в сюрко. Наносник уже не крепится, а выковывается вместе со шлемом. Поверх кольчуги стали носить сюрко - длинный и просторный плащ-накидку разных фасонов: с рукавами различной длины и без, одноцветный или с узором. Мода пошла с первого Крестового похода, когда рыцари увидели подобные плащи у арабов. Как и кольчуга, имел спереди и сзади разрезы на подоле. Функции плаща: защита от перегрева кольчуги на солнце, предохранение ее от дождя и грязи. Богатые рыцари в целях улучшения защиты могли носить двойную кольчугу, а в дополнение к наноснику приделывать полумаску, закрывавшую верхнюю часть лица.


Лучник с длинным луком. XI-XIV вв.


Конец XII - XIII вв. Рыцарь в закрытом потхелме. Ранние потхелмы были без защиты лица, могли иметь наносник. Постепенно защита усиливалась, пока шлем не стал полностью закрывать лицо. Поздний потхелм - первый в Европе шлем с забралом (визором), полностью закрывающим лицо. К середине XIII в. эволюционировал в топфхелм - горшковый или большой шлем. Доспехи существенно не меняются: все та же длинная кольчуга с капюшоном. Появляются муфферы - кольчужные рукавицы, приплетенные к хоуберку. Но широкого распространения они не получили, у рыцарей были популярны кожаные перчатки. Сюрко несколько увеличивается в объеме, в самом большом варианте становясь гербовой накидкой - одеждой, надевавшейся поверх доспехов, без рукавов, на которой изображался герб владельца.

Король Англии Эдвард I Длинноногий (1239-1307 гг.) в открытом потхелме и гербовой накидке


Первая половина XIII в. Рыцарь в топфхелме с тарже. Топфхелм - рыцарский шлем, появившийся в конце XII - начале XIII в. Использовался исключительно рыцарями. По форме может быть цилиндрическим, бочкообразным или в форме усеченного конуса, полностью защищает голову. Топфхелм надевался поверх кольчужного капюшона, под который, в свою очередь, надевался подшлемник из войлока, для смягчения ударов по голове. Доспехи: длинная кольчуга, иногда двойная, с капюшоном. В XIII в. появляется, как массовое явление, кольчужно-бригантинный доспех, обеспечивающий более сильную защиту, чем просто кольчуга. Бригантина - доспех из металлических пластин, наклёпанных на суконной или стеганной льняной основе. Ранние кольчужно-бригантинные доспехи представляли собой одеваемые поверх кольчуги нагрудники или жилетки. Щиты у рыцарей, в связи с улучшением к середине XIII в. защитных качеств доспехов и появлением полностью закрытых шлемов, существенно уменьшаются в размерах, превращаясь в тарже. Тарже - разновидность щита в форме клина, без умбона, фактически обрезанная сверху версия каплевидного рондаша. Теперь рыцари больше не прячут лица за щитами.


Бригантина


Вторая половина XIII - начало XIV вв. Рыцарь в топфхелме в сюрко с айлеттами. Специфической особенностью топфхелмов является очень плохой обзор, поэтому использовались они, как правило, только в копейной сшибке. Для рукопашной схватки топфхелм подходит плохо из-за отвратительной обзорности. Поэтому рыцари, если дело доходило до рукопашной, сбрасывали его. А чтобы дорогой шлем не потерялся во время боя, его сзади крепили к шее специальной цепочкой или ремнем. После чего рыцарь оставался в кольчужном капюшоне с войлочным подшлемником под ним, что было слабой защитой против мощных ударов тяжелого средневекового меча. Поэтому очень скоро рыцари стали носить под топфхелмом сферический шлем - цервельер или хирнхаубе, представляющий собой небольшой полусферический шлем, плотно облегающий голову, похожий на каску. Цервельер никаких элементов защиты лица не имеет, лишь очень редкие цервельеры имеют наносники. В этом случае, чтобы топфхелм плотнее сидел на голове и не смещался в стороны, под него поверх цервельера надевался войлочный валик.


Цервельер. XIV в.


Больше топфхелм к голове ничем не крепился и опирался на плечи. Естественно, бедные рыцари обходились без цервельера. Айлетты - наплечные прямоугольные щитки, похожие на погоны, покрытые геральдическими символами. Использовались в Западной Европе в XIII - начале XIV вв. в качестве примитивных наплечников. Есть гипотеза, что от айлеттов произошли погоны.


С конца XIII - начала XIV вв. большое распространение получили турнирные нашлемные украшения - различные геральдические фигуры (клейноды), которые делались из кожи или дерева и крепились к шлему. У германцев большое распространение получили различного вида рога. В конечном итоге топфхелмы полностью вышли из употребления на войне, оставшись чисто турнирными шлемами для копейной сшибки.



Первая половина XIV - начало XV вв. Рыцарь в бацинете с авентайлом. В первой половине XIV в. на смену топфхелму приходит бацинет - сфероконический шлем с заострённым верхом, к которому приплетается авентайл - кольчужная накидка, обрамляющая шлем по нижнему краю и закрывающая шею, плечи, затылок и боковые стороны головы. Бацинет носили не только рыцари, но и пехотинцы. Существует огромное количество разновидностей бацинетов, как по форме шлема, так и по типу крепления забрала самых различных видов, с наносником и без. Самыми простыми, а значит, и распространенными забралами для бацинетов, были относительно плоские клапвизоры - фактически маска для лица. В это же время появляется разновидность бацинетов с забралом хундсгугель - самый уродливый шлем в европейской , тем не менее весьма распространенный. Очевидно, защищенность в то время была важнее внешнего вида.


Бацинет с забралом хундсгугель. Конец XIV в.


Позднее, с начала XV в., бацинеты стали снабжаться латной защитой шеи вместо кольчужного авентайла. Доспехи в это время также развиваются по пути усиления защиты: по-прежнему используются кольчуги с бригантинным усилением, но уже с более крупными пластинами, лучше держащими удар. Стали появляться отдельные элементы латных доспехов: сначала пластроны или плакарты, прикрывавшие живот, и нагрудники, а затем и латные кирасы. Хотя из-за своей дороговизны латные кирасы в начале XV в. были доступны немногим рыцарям. Также в массовом количестве появляются: наручи - часть доспехов, защищающих руки от локтя до кисти, а также развитые налокотники, наголенники и наколенники. Во второй половине XIV в. на смену гамбезону приходит акетон - стеганая поддоспешная куртка с рукавами, похожая на гамбезон, только не такая толстая и длинная. Изготовлялась из нескольких слоёв ткани, простёгивалась вертикальными или ромбическими швами. Дополнительно уже ничем не набивалась. Рукава изготовлялись отдельно и пришнуровывались к плечам акетона. С развитием пластинчатых доспехов, не требовавших столь толстых поддоспешников, как кольчуга, в первой половине XV в. акетон постепенно вытеснил у рыцарей гамбезон, хотя среди пехоты он оставался популярным вплоть до конца XV в., в первую очередь из-за своей дешевизны. Кроме этого, рыцари побогаче могли использовать дублет или пурпуэн - по сути тот же акетон, но с усиленной защитой из кольчужных вставок.

Этот период, конец XIV - начало XV вв., характеризуется огромным разнообразием комбинаций доспехов: кольчужные, кольчужно-бригантинные, составные из кольчужной или бригантинной основы с латными нагрудниками, наспинниками или кирасами, и даже шинно-бригантинные доспехи, не говоря уже о всевозможных наручах, налокотниках, наколенниках и наголенниках, а также закрытых и открытых шлемах с самыми разнообразными забралами. Щиты небольших размеров (тарже) рыцарями еще используются.


Разграбление города. Франция. Миниатюра начала XV в.


К середине XIV в., следуя за распространившейся по всей Западной Европе новой моде к укорачиванию верхней одежды, сюрко тоже сильно укорачивается и превращается в жупон или табар, выполнявший ту же функцию. Бацинет постепенно развился в гранд-бацинет - закрытый шлем, округлый, с защитой шеи и забралом полусферической формы с многочисленными отверстиями. Вышел из употребления в конце XV в.


Первая половина и конец XV в. Рыцарь в саладе. Все дальнейшее развитие доспехов идет по пути усиления защиты. Именно XV в. можно назвать веком латных доспехов, когда они становятся несколько доступнее и, как следствие, в массовом порядке появляются у рыцарей и в меньшей степени у пехоты.


Арбалетчик с павезой. Середина-вторая половина XV в.


По мере развития кузнечного дела конструкция латных доспехов всё более совершенствовалась, и сами латы изменялись согласно доспешной моде, но латные западноевропейские доспехи всегда обладали наилучшими защитными качествами. К середине XV в. руки и ноги большинства рыцарей уже полностью защищались латными доспехами, туловище - кирасой с латной юбкой, крепящейся к нижней кромке кирасы. Также в массовом порядке взамен кожаных появляются латные перчатки. На смену авентайлу приходит горже - латная защита шеи и верха груди. Могла комбинироваться как со шлемом, так и с кирасой.

Во второй половине XV в. появляется арме - новый тип рыцарского шлема XV-XVI вв., с двойным забралом и защитой для шеи. В конструкции шлема сферический купол имеет жёсткую заднюю часть и подвижную защиту лица и шеи спереди и с боков, поверх которой опускается закреплённое на куполе забрало. Благодаря такой конструкции арме дает отличную защиту как в копейной сшибке, так и в рукопашном бою. Арме - высшая ступень эволюции шлемов в Европе.


Армэ. Середина XVI в.


Но был он весьма дорог и поэтому доступен только богатым рыцарям. Большинство же рыцарей со второй половины XV в. носило всевозможные салады - тип шлема, вытянутый и закрывающий шею сзади. Широко использовались салады, наряду с шапелями - самыми простыми шлемами, и в пехоте.


Пехотинец в шапели и кирасе. Первая половина XV в.


Для рыцарей специально ковались глубокие салады с полной защитой лица (поля спереди и с боков ковались вертикальными и стали фактически частью купола) и шеи, для чего шлем дополнялся бувигером - защитой для ключиц, шеи и нижней части лица.


Рыцарь в шапели и бувигере. Середина - вторая половина XV в.

В XV в. происходит постепенный отказ от щитов как таковых (из-за массового появления латных доспехов). Щиты в XV в. превратились в баклеры - маленькие круглые кулачные щиты, обязательно стальные и с умбоном. Появились как замена рыцарским тарже для пешего боя, где использовались для парирования ударов и нанесения ударов умбоном или кромкой по лицу противника.


Баклер. Диаметр 39,5 см. Начало XVI в.


Конец XV - XVI вв. Рыцарь в полном латном доспехе. XVI в. историки относят уже не к средним векам, а к раннему Новому времени. Поэтому полный латный доспех - явление в большей степени Нового времени, а не средневековья, хотя и появился он еще в первой половине XV в. в Милане, знаменитом в качестве центра производства лучших доспехов в Европе. К тому же полный латный доспех всегда стоил очень дорого, и поэтому был доступен только наиболее обеспеченной части рыцарства. Полный латный доспех, закрывающий всё тело стальными пластинами, а голову закрытым шлемом, - кульминация развития европейских доспехов. Появляются полдроны - латные наплечники, обеспечивающие защиту плеча, верхней части руки, лопатки стальными пластинами за счёт своего довольно большого размера. Также для усиления защиты к латной юбке стали крепить тассеты - набедренные щитки.

В этот же период появляется бард - латные конские доспехи. Состояли из следующих элементов: шанфрьен - защита морды, критнет - защита шеи, пейтраль - защита груди, круппер - защита крупа и фланшард - защита боков.


Полные доспехи для рыцаря и лошади. Нюрнберг. Вес (общий) доспеха всадника - 26,39 кг. Вес (общий) доспеха лошади - 28,47 кг. 1532-1536 гг.

В конце XV - начале XVI вв. происходят два взаимно противоположных процесса: если доспехи кавалерии все более усиливаются, то пехота, наоборот, все больше оголяется. В этот период появляются знаменитые ландскнехты - германские наемники, служившие в период правления Максимилиана I (1486-1519 гг.) и его внука Карла V (1519-1556 гг.), оставившие себе из всей защиты в лучшем случае только кирасу с тассетами.


Ландскнехт. Конец XV - первая половина XVI вв.


Ландскнехты. Гравюра начала XVI в.