Уход за лицом: жирная кожа

Событие образование единого государства в долине нила. Образование государства в долине нила. Создание системы орошения

Событие образование единого государства в долине нила. Образование государства в долине нила. Создание системы орошения

Возникновение ранних государств в долине Нила (2-я пол. IV тыс. до н. э.)

Мощный скачок в развитии древнеегипетского общества происходит с началом второго додинастического периода (ок. XXXVI–XXXI вв. до н. э.; время археологических культур Герзе / Нагада II и Семайна / Нагада III). Поселения людей этого времени укрупняются, достигая уже размеров ранних городов (городища Иераконполя, современный Ком эль-Ахмар; Нагады – древний Коптос и др.). Погребения начинают различаться по богатству помещаемого в них инвентаря, что указывает на выделение в обществе имущественной элиты. На некоторых предметах можно обнаружить отдельные знаки, известные по более поздней древнеегипетской иероглифике, следовательно, внутренняя жизнь общества стала настолько сложна, что возникла необходимость фиксировать события с помощью письма.

Многие находки этого периода (цилиндрические печати, керамические сосуды с волнистыми ручками, изображения особого типа ладей) имеют столь четкие аналогии в археологических комплексах Азии, что некоторые исследователи склонялись к мысли о завоевании Египта вторгнувшимся с Востока более развитым народом (так называемой династической расой , якобы создавшей Египетское государство). В действительности эти аналогии объясняются сходной (конвергентной) эволюцией материальной культуры различных регионов, а также интенсивными торговыми контактами и обменом опытом между Египтом и Восточным Средиземноморьем (а через него – и более отдаленными странами), вызванными нехваткой в долине Нила многих необходимых материалов. Особенно ярким примером того, насколько далеко могли простираться торговые связи, служат обнаруженные в Египте предметы из лазурита, месторождения которого находятся на юге Средней Азии.

Характерные особенности памятников второго додинастического периода (размеры поселений, различия в качестве погребений, вероятное зарождение письменности) указывают на то, что уже к его началу египетское общество достигло уровня ранней государственности. На этом этапе возникает потребность в особой обширной прослойке людей, профессионально занятой делами управления. Как известно по примерам многих ранних обществ, первые государства – номы были невелики по размерам и возникли из объединений общин, которые вели на компактной территории совместную хозяйственную деятельность и тяготели к общему культовому центру (одновременно – месту хранения общих запасов, размещения ремесленных мастерских, центру местной торговли). Такими центрами и стали крупные поселения второго додинастического периода. Потребность египетских общин в объединении (как и в других странах Востока с ирригационной экономикой) возникает особенно рано из-за необходимости совместной деятельности по созданию оросительных систем. Именно этой деятельностью начинает руководить возникающая государственная власть.

В историческое время Верхний Египет делился на 22, а Нижний – на 20 небольших провинций-номов (егип. сепат). Управителей таких провинций, нередко передававших свои полномочия по наследству, исследователи обозначают греческим термином «номарх». Каждый ном был самодостаточен в хозяйственном отношении, имел собственную систему культов и при ослаблении центральной власти мог стать самостоятельным. Считается, что номы исторического времени восходят к древнейшим государствам второго додинастического периода. Вряд ли это может быть иначе, тем более что священные символы номов («штандарты») встречаются в изображениях на памятниках конца этого периода. Однако из-за отсутствия современных ему или хотя бы поздних письменных источников или преданий никаких более подробных сведений о внутреннем устройстве и истории номовых государств Египта (в отличие, к примеру, от Месопотамии) у нас нет.

Долгое время считалось, что в результате войн между номовыми государствами долины и Дельты Нила на протяжении второго додинастического периода образовались два крупных государства – Верхнеегипетское, со столицей в Иераконполе (егип. Нехен), и Нижнеегипетское, со столицей в Буто (егип. Пе-Деп, вероятно, современный Телль эль-Фараин ).

Оба этих города уже в историческое время считались древнейшими религиозными центрами. Ранее предполагалось, что к концу IV тыс. до н. э. верхнеегипетские цари завоевали Дельту Нила и объединили страну. Однако новые археологические исследования показали, что путь к объединению Египта был более сложным.

По-видимому, ко 2-й половине IV тыс. до н. э. в Верхнем Египте было несколько сравнительно крупных, состоявших из более чем одного нома, государств. Примерно к XXXIII в. до н. э. сильнейшими из них и поглотившими остальные оказались царства с центрами в городах Тинис (центральная и средняя части Верхнего Египта), Иераконполь (юг Верхнего Египта) и Нагада (район будущих городов Коптос и Омбос). Правители Тиниса принимали имена, связывавшие их с почитавшимся в образе сокола и олицетворявшим небо и солнечный диск богом Хором, и погребались вблизи будущего важного религиозного центра – города Абидос. В Иераконполе также был распространен культ Хора, а правители носили белую корону бутылкообразной формы и помещали рядом со своими изображениями знак розетки. В Нагаде чтился бог Сет – мифологический противник Хора, а в комплексах Нагады второго додинастического периода найдено древнейшее изображение красной короны в форме плетеной корзинки, в дальнейшем – парной белой короны.

Иераконпольское царство старалось подчинить себе граничившие с ним с юга области Нубии, а Тинисское – области Нижнего Египта. При этом они поддерживали между собой более тесные связи, чем с разделявшим их государством Нагада, по всей видимости, в обход него, по караванным путям за пределами долины Нила.

Какие государства существовали в это время в Нижнем Египте, трудно сказать из-за скудости археологических данных. Вероятно, интерес для верхнеегипетских правителей представляли прежде всего области вдоль двух основных русел Дельты, дававшие выход к морским торговым путям Средиземноморья (центром одной из этих областей на западе Дельты действительно мог быть Буто). Высказывалось предположение, что если условия Верхнего Египта, с узостью на всем его протяжении речной долины и высокой взаимозависимостью ирригационных систем отдельных номов, а затем и их союзов, с самого начала порождали авторитарную власть правителей и высокие темпы объединения всего региона, то в Нижнем Египте, децентрализованном благодаря наличию нескольких рукавов Нила, в додинастическое время так и не сложилось ни сильной царской власти, ни единого государства.

Правителей Тиниса и Иераконполя, известных по ряду памятников того времени, современные исследователи условно объединяют в «0-ю » династию . Имена этих правителей связаны с Хором и, судя по всему, означали, что цари – земные проявления этого бога, и при этом нередко представляли собой обозначение какого-нибудь свирепого животного или агрессивный эпитет. На памятниках их изображали одерживающими или празднующими военные победы либо совершающими важные ритуалы. Например, на навершии булавы иераконпольского царя по имени Скорпион он изображен прокладывающим первую борозду в начале сельскохозяйственных работ. Постепенно сцены военного триумфа правителей вытесняют распространенные ранее сюжеты коллективной охоты или сражений с участием целого войска.

По совокупности этих признаков можно судить, что цари конца второго додинастического периода в Египте – это правители-военачальники, не испытывающие никаких ограничений своей власти со стороны общинных и номовых органов управления – советов старейшин и собраний полноправных общинников-воинов. По общим закономерностям развития номовых государств на заре их существования власть в них должна была принадлежать как раз таким учреждениям. Однако в Верхнем Египте вследствие интенсивности его политического развития и объединения этот начальный этап очень быстро сменился единоличной властью подчинивших себе номовые органы власти военачальников. Эти правители приобрели, помимо военных полномочий, также и функции верховных жрецов – вершителей ритуала и руководителей государственно-храмовых хозяйств, управляющих экономической жизнью своих государств. Свою власть они передавали по наследству, а ее связь с ритуалом, посредством которого устанавливался жизненно необходимый контакт с богами (в рассматриваемую эпоху это качество правителей обозначалось их Хоровыми именами), привела к ее сакрализации и зарождению царского культа .

Именно отношение к культу, связанному с Хором, стало, похоже, важнейшим критерием для выделения в структуре общества объединяющегося Египта нескольких социальных слоев. В более позднее время в памятниках и текстах религиозного характера встречаются термины «пат » («знать» с оттенком привилегированного положения в религиозной сфере), «рехит » («народ» – слово, передававшееся на письме характерным изображением птицы с переломанными крыльями, что символизировало ущемленность этой категории в культовом отношении) и «хенмемет » («солнечный народ» – в мифологических текстах спутники бога солнца в его ладье, совершающей плавание по небу).

Слово «пат» является составной частью слова «репат» или «ирипат» (букв. «уста знати» либо «относящийся к знати») – по сути дела, единственного египетского термина власти, который предполагает, что она не принадлежит правителю неотъемлемо, а предоставлена ему какой-то группой людей. Возможно, первоначально термин «пат» должен был обозначать полноправное свободное население (по аналогии с другими ранними обществами, очевидно, общинников) государства, которое под знаменем своего исконного культа бога Хора вело успешные завоевания и в итоге объединило страну (т. е. Тинисского царства). Словом «рехит», вероятно, называли обитателей присоединяемых к нему областей, по крайней мере на первых порах не получавших равноправия с его первоначальными подданными (прежде всего доступа к чужим для них египетским культам).

Термин «хенмемет», согласно истолкованию отечественного египтолога XX в. О. Д. Берлева, относился к дружинникам – реальному окружению царя, сопровождавшему его подобно мифологическим спутникам солнца (в IV – начале III тыс. до н. э. бога Хора, изображавшегося, кстати, и в виде плывущего в ладье по небу сокола), т. е. людям, которые были связаны с государством и его культами через правителя независимо от их исконной принадлежности к пат или рехит.

Заметим, что подобная структура общества, переживающего пору становления государственности, характерна не только для Египта – не случайно первые интерпретаторы терминов «пат» и «рехит» сразу вспомнили о терминах ранней Римской республики «патриции» и «плебеи».

Более поздняя мифологическая традиция о борьбе Хора и Сета и победе первого, совмещение в символах власти царей единого Египта белой и красной корон, притом что «первенство» в этом едином венце явно отдавалось белой, наводят на мысль о противостоянии союза Тиниса и Иераконполя с Нагадой, окончившемся ее поражением. Уже в изображениях на навершии булавы царя Скорпиона присутствуют символы власти и Иераконполя, и Нагады. По-видимому, следующим этапом стало объединение Тиниса и Иераконполя и образование прочного единого государства в границах всего Верхнего Египта. Это должно было произойти около XXXI в. до н. э. при тинисском царе Нармере («Свирепый Сом»), который объединяет в изображениях на своих памятниках символы власти уже всех прежних верхнеегипетских государств. После этого Нармер мог с новыми силами приступить к завоеванию Дельты и лежащих к западу от нее ливийских областей. Об этом рассказывают триумфальные сцены и пиктографические записи его знаменитой монументальной палетки.

Предмет: история.

Класс: 5.

Тема: Образование государства в долине Нила.

Планируемые результаты:

    Личностные. Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию. Формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мнению.

    Предметные. Овладение базовыми историческими знаниями - учащиеся смогут определять географическое положение Древнего Египта, раскрывать значение понятий по теме. Формирование умений применять полученные знания показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства.

    Метапредметные:

Познавательная - обучающиеся смогут давать определения понятиям. Смысловое чтение.

Регулятивная – обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке.

Коммуникативная - обучающиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работая в парах.

Учебно-технологическое обеспечение: учебник Андриевская Т.П. Белкин М.В.Ванина Э.В. . «История. История Древнего мира: учебник 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций », компьютер, проектор, презентация.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Приветствует учащихся.

Приветствует учителя.

Мотивирование учащихся

- Государства, существовавшие в 4 тысячелетии до нашей эры – первой половине 1 тысячелетия нашей эры на территории Северо-Восточной Африки, Передней, Южной и Восточной Азии, в исторической литературе принято называть древневосточными. Это название условное, оно восходит к периоду древнеримского владычества, когда многие из этих стран были завоеваны Римом, по отношению к которому, они находились на Востоке. А знакомиться с цивилизациями Древнего Востока мы начнем с истории Древнего Египта. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в Древний Египет. С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. В V в. до н.э. древнегреческий историк Геродот посетил Египет и составил подробное его описание. Для греков Египет – страна чудес, родина самых древних богов. Само слово «Египет» в переводе с греческого «тайна, загадка».

Геродот назвал Египет – даром Нила.

А что вам уже известно о Египте, и что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Помогает ученикам формулировать цель и задачи урока.

Беседуют с учителем, отвечают на вопросы.

Египет – одна из первых цивилизаций, находится в Африке.

Формулируют совместно с учителем цель и задачи урока.

- Где находится Египет?

Действительно ли Египет – дар Нила.

Умение ставить цель, преобразовывать познавательную задачу в практическую. Умение планировать пути достижения цели. Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Изучение нового материала

- Для того чтобы, ответить на вопрос о местоположении Египта давайте вспомним, как нужно работать с исторической картой.

Организует работу с картой на слайдах.

- Местоположение объекта на карте определяется по сторонам света.

Назовите основные стороны света (основные географические направления).

Назовите промежуточные географические направления.

Что изображено на рисунке?

Какой объект выделен на карте зеленым цветом?

В какой части Африки находится страна Египет?

-Давайте попробуем определить границы Египта .

Показывает на карте объекты и задает вопросы.

- Водами какого моря омывается Египет на севере? А на востоке? Граница Египта на юге?

Что находится на западе и востоке Египта?

В пустыне встречаются оазисы. Оазис – расположенный около естественного водоёма островок растительности посреди пустыни.

Египет – страна в долине реки Нил . Ширина долины – 10 – 15 километров.

Низовья реки , где Нил разделяется на несколько рукавов, называется дельта – от четвертой буквы греческого алфавита, напоминающей треугольник.

На пути течения реки встречаются каменистые преграды – пороги.

Опре делите направление течения Нила.

Организует работу с историческим источником - Диодор Сицилийский.

Со слов греческого историка Диодора Сицилийского, «…во время летнего солнцестояния и в последующее время лета Нил, начиная подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет весь Египет. Таким же образом он возвращается к прежнему положению, понижаясь за равное время до тех пор, пока не вернется к прежнему состоянию».

О чем пишет историк? Аргументируйте свой ответ.

    Какое значение для Египта имели ежегодные разливы Нила?

    Что приносили воды Нила на поля?

    Как египтяне в условиях жаркого климата и отсутствия дождей удерживали влагу на полях?

Богом Нила был – Хапи

Ил – растительные остатки, плодородные частицы, которые оставалась после окончания разливов Нила.

Плодородный слой почвы в Египте достигал от 10 до 16 метров.

Ирри гация – система орошения полей при помощи каналов.

Ном - отдельное самостоятельное владение

Объединение Египта. Вопрос излагается в рамках учебника.

- Как произошло объединение Египта? Одни номы захватывали другие, так появился Верхний и Нижний Египет. В 3100 году до н.э. царь Мина покорил Северный Египет объединив страну. Основал столицу Мемфис.

Выполняют задания на слайдах, отвечают на вопросы учителя. Называют основные стороны света (основ ные географические направления), промежуточные географические направления.

Отвечают на вопросы учителя, работая с картой.

Карта

Африка

- Страна Египет находится в северо-восточной части Африки

Средиземное море. Красное море. Первый порог Нила. Пустыни и горы.

Формулируют понятие с помощью учителя. Записывают в тетрадь.

С юга на север.

Читают вслух, участвуют в беседе.

О ежегодных разливах Нила.

Отвечают на вопросы.

Разливы Нила – основа процветания сельского хозяйства. Нил с разливами приносил ил.

Влагу на полях удерживали при помощи ирригационной системы.

Соединяют короны верхнего и нижнего Египта.

Умение работать с исторической картой, определять стороны света и т.д., умение оценить выполненные задания, делать выводы на основе полученного знания, строить взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Умение осуществлять поиск решения проблемы. Умение давать определение понятиям.

Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, стоить взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Умение строить логическое рассуждение. Осуществлять взаимный контроль.

Первичная проверка

Привязанность Египта к долине Нила благоприятствовала политическому единству страны, которое обеспечивало наиболее эффективную эксплуатацию плодородных земель. Логическая цепочка: ирригационное земледелие требовало коллективного согласованного труда большого количества людей и необходимости контролировать состояние ирригационной системы, это привело к складыванию сильной власти.

Как еще египтяне использовали Нил?

- Берега Нила были покрыты зарослями тростника папируса. Как использовался папирус ? Посмотрите на слайд.

Работают с рисунками на слайдах. Делают выводы.

- Нил не только обеспечивал условия для земледелия, но был еще и главным средством сообщения.

- В водах Нила водилось большое количество рыбы, а в прибрежных зарослях – дичи.

Лодка, обувь, материал для письма.

Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Умение строить логическое рассуждение.

Динамическая пауза

Проводит физминутку

Участвуют в проведении физминутки.

Формирование ответственного отношения к своему здоровью.

Практикум

Задание на слайдах.

1) Греческий историк Диодор Сицилийский считал, что «Египет укреплен со всех сторон самой природой».

Обоснуйте это утверждение.

2) Что изображено на рисунке? Назовите не менее двух элементов.

3) Перед вами фотография из космоса. Что на ней изображено? Назовите не менее трех элементов.

4) Что объединяет эти рисунки?

5) Объясните, что изображено на этом рисунке?

6) Что символизирует это изображение?

    С востока и запада Египет защищен горами и пустынями; с севера и востока – морями.

2) На рисунке: изображение Африки; в северо-восточной части обозначен Египет.

3) На фотографии: Египет; Нил;дельта Нила – место разделения Нила на рукава;

Средиземное море; Красное море.

4) На левом рисунке изображен тростник папирус, на правом – материал для письма, изготовленный из папируса и тоже носящий название папирус.

5) Оазис –естественный водоем и зелень в пустыне.

6) Белая корона – Верхний Египет. Красная корона – Нижний Египет.Двойная корона - объединенный Египет (3 000 г. до н.э.)

Итог

Итак, согласитесь ли вы с Геродотом, что Египет – это дар Нила?

Совместно с учителем делают вывод.

    Нил – источник воды и жизни в безводной пустыне.

    Нил приносит большое количество ила и делает землю в долине очень плодородной.

    От обильности разливов Нила зависел размер урожая и благополучие жителей.

    Разливы Нила толкали людей к строительству ирригационных сооружений – каналов, дамб.

    Нил определяет распорядок жизни людей.

    Нил способствовал объединению людей и созданию государства.

    По Нилу шла перевозка грузов.

    Нил прославил Египет папирусом – материалом для письма.

Умение организовывать учебное сотрудничество, формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать его с мнением одноклассников.

Инструктаж домашнего задания

Записывают домашнее задание в дневники.

Развитие творческого потенциала, умения нестандартно представлять изученный материал, формирование устойчивого интереса к изучению истории.

Слайд 2

Слайд 3

Образование государства в долине Нила.

Слайд 4

План урока. 1.Природа Древнего Египта. 2.Образование государства.

Слайд 5

Цель урока. Почему люди объединяются в государства? Зачем оно нужно? Необходимость это или нет? Какую роль в образовании государства сыграл Нил?

Слайд 6

1. Природа Древнего Египта.

Слайд 7

На каком материке находится Египет? В какой его части? АФРИКА C З В Ю СВ Египет находится на северо-востоке Африки. Работа с атласом

Слайд 8

C З В Ю Ливийская пустыня Нил ИСТОК 1 порог - УСТЬЕ 12 - 15 км В июне - июле в Центральной Африке шли проливные дожди и таял снег на вершинах гор. Потоки воды устремлялись в реку. Начинался разлив Нила (19 июля). Река становилась мутно-зеленого цвета, а затем красного. Вода прибывала с каждым днём, заливая всю долину до самых горных обрывов. Лишь в ноябре Нил возвращался в свои берега и вода становилась голубой и прозрачной. Безжизненная пустыня превращалась в цветущий рай.

Слайд 9

Чем защищён Египет с запада? C З В Ю Ливийская пустыня К западу от Египта находится Ливийская пустыня. Какое море омывает берега Египта на востоке? С востока Египет омывается водами Красного моря. О какой реке идет речь в документе? Где она берёт своё начало и куда впадает? Нил – вторая (после Амазонки – 6992 км) по протяженности река в мире: её длина – 6670 км. Река берет начало на юге, на Восточно-Африканском плоскогорье и впадает на севере в Средиземное море. Нил ИСТОК Что такое пороги? Пороги Нила – это каменистые преграды на дне реки. 1 порог - Что такое дельта Нила? Дельта – разветвление в устье реки при её впадении в море, озеро. УСТЬЕ Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние? В период летнего солнцестояния начинался разлив Нила.

Слайд 10

C З В Ю Ливийская пустыня Нил ИСТОК 1 порог - УСТЬЕ Опишите природные и климатические особенности Египта. Узкая долина Нила (плодородные почвы). Каменистые бесплодные пустыни. Отсутствие дождей. Песчаные бури. Среднегодовая температура: + 25-30 ˚С (летом + 40-52 ˚С). Что такое оазис? Оазис – место в пустыни, где есть вода и растительность. 12 - 15 км

Слайд 11

C З В Ю Ливийская пустыня Нил ИСТОК 1 порог - УСТЬЕ Среднегодовая t: + 25-30 ˚С Опишите растительный и животный мир Египта. Растительный мир: Финиковые пальмы. Акации. Папирус (тростник). Животный мир: Крокодилы. Бегемоты. Дикие кошки. Птицы: гуси, утки, пеликаны. Рыбы.

Слайд 12

Задание для учащихся Приведите в соответствие понятия и определения: А. Оазис Б. Исток В. Пороги Г. Устье Д. Дельта 1. Место, где река берет своё начало. 2. Каменистые преграды на реке. 3. Разветвление в низовьях реки при её впадении в море, озеро. 4. Место в пустыни, где есть вода и растительность. 5. Место, где река впадает в море, озеро и т.д.

Слайд 13

Слава тебе, Нил приходящий чтобы оживить Египет. Орошающий пустыню далеко от воды, владыка рыб и птиц, и травы для скота, приносящий всякую пищу и хлеб. Если он медлит, жизнь прекращается и люди гибнут. Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости. Еда появляется после его разлива. Все живут благодаря ему и богатства обретают по его воле.

Слайд 14

Задание для учащихся 1. Какие природные условия Египта были благоприятны для земледелия? Чем? 2. Какие трудности создавала природа для первых жителей долины Нила?

Слайд 15

2. Образование государства Древний Египет.

Слайд 16

Оросительная система садов и огородов включала особые приспособления – шадуфы. Они представляли собой два столба с перекладиной. К перекладине была прикреплена качающаяся жердь, на одном конце которой был камень, а на другом кожаное ведро. Ведром черпали воду из колодца и поливали поля.

Слайд 17

Ирригация, или орошение – это искусственное привлечение воды на определенные земли, чтобы ускорить рост и созревание растений. Со временем от русла Нила были отведены большие каналы, от которых шли канавки, прорезывавшие все участки полей.

Слайд 18

Вдоль больших каналов тянулись узкие плотины, сложенные из глины и тростника. Плотины огораживали поля со всех сторон и задерживали воду. А чтобы вода не застаивалась на поле, излишки спускали в реку через специальные «воротца» в насыпях.

Слайд 19

В Долине и Дельте складываются номы – общины, связанные с местными ирригационными системами. Ном состоял из нескольких поселков, объединенных вокруг укрепленного города, в котором находился храм бога-покровителя и резиденция правителя- жреца.

Слайд 20

Множество лет назад в долине Нила возникло около сорока царств. Правители египетских царств постоянно воевали друг с другом. 1 порог -

Слайд 21

Зачем нужно государство? Объединение в государство это необходимость или добровольный выбор?

Слайд 22

1 порог - Около 3000 года до н. э. царю Южного Египта (Мина или Менес) удалось завоевать Северный Египет – образовалось единое Египетское государство, территория которого теперь простиралась от первого порога Нила до дельты. Что произошло в Египте около 3000 года до н. э.? Государство всегда имеет определенную территорию. 3000 г. до н. э. Северный Египет Южный Египет

Образование государства в долине Нила 5 класс


1.Природа Древнего Египта

  • На северо-востоке Африки протекает с юга на север полноводная река Нил. На ее берегах располагалось древнейшее государство мира – Древний Египет.
  • Около 10 тысяч лет назад в долине и дельте Нила поселились люди.
  • Территория, на которой располагался Древний Египет, была хорошо защищена от внешних врагов. Так, на юге были горные хребты и пороги Нила.

1.Природа Древнего Египта

  • В долине Нила большое хозяйственное значение имели папирус и акация. Папирус – многолетнее водное растение, из его волокон плели веревки, циновки, корзины.
  • В Ниле процветало рыболовство, из крупных животных обитали крокодилы и бегемоты. Река была средством передвижения.
  • На границе с пустыней жили хищники: львы, гиены, гепарды. Из травоядных – буйволы. Было много ядовитых змей.
  • Древний Египет был богат строительным материалом: песчаником, розовым гранитом, известняком. Добывали здесь медь, золото.

2.Образование государства

  • Постепенно возникала общность людей, живущих на определенной территории и связанных с конкретной системой ирригации. Они имели административный центр - город, окруженный стенами. В нем размещались правитель и его приближенные, а также находился храм местного божества. Такие объединения получили в науке название «номы». К моменту образования Египетского государства таких номов насчитывалось около сорока.

  • К моменту образования Египетского государства таких номов насчитывалось около сорока.
  • Появились два государства Северный и Южный Египет. В результаты борьбы в 3000 году до н.э. царь Мина (Менес) покорил Северный Египет и объединил всю страну, построив столицу – город Мемфис.

  • Загадки истории
  • Ученые, говоря о датах в истории Древнего Востока, часто употребляют слова «приблизительно», «вероятно», «примерно». Это объясняется тем, что у каждого древнего народа было свое время, свои способы его измерения, и отсчитывалось оно от разных истоков. Так, древние египтяне отсчитывали свои даты от времени вступления на престол нового правителя. Они писали, например, что такое-то событие случилось на восьмом году правления Рамсеса II.
  • ● Главным богатством Древнего Египта были вода и плодородный ил, который давал Нил. Но только люди создавали условия, благоприятные для своего проживания в этих местах.
  • ● Примерно в 3000 году до н. э. возникло единое Египетское царство.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • ПАРАГРАФ 5
  • ВОПРОЫ СТР.

Организационная карта урока

Предмет: История Древнего Мира 5 класс

Тема урока: § 5 Образование государства в Долине Нила

Цель урока:

образовательные:

1 . Рассмотреть природные условия Древнего Египта, основные занятия населения

2. Проследить процесс становления государства в Древнем Египте;

Развивающие:

  1. Развивать умения работать с исторической картой, составлять рассказ, делать выводы;

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к развитию и традициям древнего народа.

Оборудование: учебник История Древнего мира 5 класс / Т.П. Андреевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванин - М. изд. «Вентана- Граф» 2015г.; презентация «Образование государства в долине Нила», карты в учебнике.

Даты: 3100 г. до н.э.- образование единого Египетского государств а

Основные понятия: Порог, дельта, ирригации, номы,

Формы контроля: у стный опрос, работа с иллюстрациями, картой, текстом учебника.

Тип урока: Урок введения нового материала

Проблема урока: Почему Египет считается даром Нила

Вывод: Нил давал все необходимое для жизни. В хозяйстве – воду и плодородный ил , в общественном устройстве – порядок, каждый делал свое дело, в управлении – объединение племен в один народ, в одну страну, в культуре – папирус

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Учитель: приветствует учащихся, настраивает на урок

Учащиеся : приветствуют учителя, настраиваются на урок.

  1. Мотивация к учебной деятельности

Учитель:

- Мы закончили с вами изучать первый период в истории человечества.

Как он назывался?

Ученик:

Первобытный мир

Учитель:

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Прочитаем как он называется. с. 26.

Ученик:

Древний Восток

Учитель:

Что называется Древним Востоком?

Ученик:

Древний Восток – это пространство в Северной Африке и Азии в эпоху появления и развития там древнейших государств.

Учитель:

Более 5 тыс. лет назад в Африке, Азии, появляются первые государства.

По карте можно понять, что первые государства появляются вблизи крупных рек: Нил (Африка), Тигр и Ефрат (Западная Азия), Инд (юг Азии), Хуанхэ (Восточная Азия)

Районы древних государств - огромная территория от Египта до Китая

Почему именно в этих районах появляются первые государства.

Ученик:

- Здесь теплый климат.

Учитель:

Сегодня мы начнем знакомство с первой древней цивилизацией.

Включаем ролик, определяем тему урока

Ученик:

Древний Египет

Учитель:

Древний Египет на берегу, какой реки располагался?

Ученик:

Нил (Образование государства в долине Нила)

Учитель:

- Нам сегодня нужно выяснить, почему Египет считается даром Нила

III. Формулировка темы урока, постановка цели

Учитель:

Чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны будем сделать на уроке?

Ученик:

Должны узнать, где располагается Египет, какие там природные условия, занятия населения.

IV. Поиск решения проблемы

Учитель.

Познакомимся поближе с этой землей и людьми

5 тыс. лет до н.э. стали появляться первые государства. Возникали они там, где основным занятием населения было земледелие, а заниматься земледелием удобнее всего было вблизи больших рек, поэтому нет ничего удивительного, что одно из первых государств возникло в Египте на берегу Нила.

На северо-востоке Африки протекает с юга на север большая полноводная река Нил. На его берегах, между первым порогом и Средиземным морем располагается одно из древнейших государств Египет.

Взгляните на карту Египта. Египет – это, прежде всего Нил - гигантская величественная река, которая протекает с юга на север. Ее иногда сравнивают с цветком лотоса. Действительно, основное ее русло- это стебель лотоса, а перед впадением в средиземное море Нил разделяется на рукава, образуя Дельту . Население Египта проживало вдоль Нила в дельте и Оазисах.

Записать:

Дельта - это устье реки с разветвлениями на отдельные рукава и островами между ними.

Около 10 тыс. лет назад в долине и дельте Нила поселились люди.

Сейчас, я предлагаю вам попутешествовать по карте

Рассмотрите карту на с. 28, что вы можете сказать о географическом положении Египта

Поработайте в парах и договоритесь, кто из вас будет отвечать

Ученик:

Египет находится на северо-востоке Африки. Большую часть занимают пустыни. Вдоль всего Египта протекает Нил, которая впадает в средиземное море. Египет разделен на верхний Египет и Нижний.Территория Египта была хорошо защищена от внешних вторжений горными хребтами, пустынями и порогами. Верхний и Нижний Египет были тесно связаны между собой благодаря реке.

Учитель

В южной части страны в Верхнем Египте климат был сухой и жаркий. Дожди бывали крайне редко. В нижнем Египте- дельте-дожди, довольно частое явление. Верхний и Нижний Египет были тесно связаны между собой благодаря реке. Ежегодно с середины июля Нил, вспоенный дождями вздувался и растекался до тех пор, пока не затапливал всю пойму. Позже Нил возвращался обратно в русло, оставляя после себя слой плодородного Ила. Он и стал землей Египта. Эта плодородная и легкая для обработки почва давала высокие урожаи. Не удивительно, сто египтяне обожествляли Нил, называя его богом Хапи.

Готовясь к посеву, земля блестела, словно черный лак. Жители долины Нила называли свою страну Кемет , что значит «черная», «черноземная». Это отличало их землю от окружающей земли- каменисто-песчаных пустынь

Благодаря чему можно было заниматься в сухой пустыне земледелием

Ученик

Благодаря реке Нил

Учитель

А теперь самостоятельно прочитайте текст учебника на с. 29-30 . Что еще давала река людям? Какими природными богатствами обладал Египет?

Ученик:

Большое значение в хозяйственной жизни египтян имели папирус и акации. В Ниле водилось много рыбы. Из крупных животных здесь обитали крокодилы и бегемоты. По реке перевозили грузы.

Из хищников здесь обитали: Львы, леопарды, гиены, шакалы. Из травоядных животных водились буйволы и антилопы.

В Египте были залежи меди, золота и др. металлов.

Учитель:

Река Нил имела сои особенности, то вода разливалась, затапливая все поля, то наступал период отливов, и вода уходила с полей.

Как египтяне приспосабливались к таким природным условиям?

Ученик

Люди укрепляли берега и строили дамбы.

Учитель

Для того, чтобы увлажнить почву как следует и не дать воде уйти раньше времени, обратно в русло, люди строили плотины.

Учитель

Под силу ли было одной общине построить оросительную систему?

Ученик

Нет, чтобы построить плотину или дамбу люди объединяли усилия нескольких общин

Учитель

Нет, такие работы в одиночку выполнить было невозможно, люди стали делать их сообща, возникали общности

Найдите на с. 30 как называется такая оросительная система?

Ученик

Ирригация

Учитель.

Итак, давайте разберемся к каким изменениям в жизни людей могли привести эти объединения

Ученик:

На территории где работали общности, стали возникать города, огороженные стенами. В городе жили правители и окружение. Такие объединения назывались номами.

Учитель

Всего было образовано около сорока номов. Естественно сильные номы покоряли более слабые. К чему привела борьба между номами?

Ученик

Борьба привела к появлению двух царств: Нижнего и Верхнего Египта

Учитель:

- Цари верхнего Египта и Нижнего враждовали между собой и в 3100 г. до н.э. царь Мина (Менес) верхнего Египта, победил царя Нижнего Египта и объединил всю страну. Мина основал новую столицу – город Мемфис. Правителем единого Египта становится Фараон

Какой год считается датой образования Египетского царства?

Ученик

3100 г. до н.э.

V. Закрепление

Учитель

Возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока.

Почему Египет считается даром Нила?

Ученик

Нил играл огромную роль в жизни людей. Он давал воду, еду, плодородную почву. По его водам передвигали путешественники и торговцы. Без него жизнь людей в пустыне была бы невозможна.I

VI. Рефлексия

У читель

Организуем работу с листами взаимопроверки

1. Крупная и полноводная река Египта - Нил

2. Нил впадает в Красное море

3. Бог Нила и покровитель урожая - Хапи

4. Ил - плодородная почва

5. Мемфис- столица древнего Египта

3. +

Домашнее задание: § 5- читать пересказ; вопрос стр. 31- письменно