Уход за лицом

Указ президента о подключении к интернету. Информация Администрации сети RSNet. О мерах по обеспечению информационной безопасности российской федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена

Указ президента о подключении к интернету. Информация Администрации сети RSNet. О мерах по обеспечению информационной безопасности российской федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена

"О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена"

В целях обеспечения информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей, позволяющих осуществлять передачу информации через государственную границу Российской Федерации, в том числе при использовании международной компьютерной сети "Интернет", постановляю: 1. Установить, что: а) подключение информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и средств вычислительной техники, применяемых для хранения, обработки или передачи информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, либо информации, обладателями которой являются государственные органы и которая содержит сведения, составляющие служебную тайну, к информационно-телекоммуникационным сетям, позволяющим осуществлять передачу информации через государственную границу Российской Федерации, в том числе к международной компьютерной сети "Интернет" (далее - информационно-телекоммуникационные сети международного информационного обмена), не допускается; б) при необходимости подключения информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и средств вычислительной техники, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, к информационно-телекоммуникационным сетям международного информационного обмена такое подключение производится только с использованием специально предназначенных для этого средств защиты информации, в том числе шифровальных (криптографических) средств, прошедших в установленном законодательством Российской Федерации порядке сертификацию в Федеральной службе безопасности Российской Федерации и (или) получивших подтверждение соответствия в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю. Выполнение данного требования является обязательным для операторов информационных систем, владельцев информационно-телекоммуникационных сетей и (или) средств вычислительной техники; в) государственные органы в целях защиты общедоступной информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях международного информационного обмена, используют только средства защиты информации, прошедшие в установленном законодательством Российской Федерации порядке сертификацию в Федеральной службе безопасности Российской Федерации и (или) получившие подтверждение соответствия в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю; г) размещение технических средств, подключаемых к информационно-телекоммуникационным сетям международного информационного обмена, в помещениях, предназначенных для ведения переговоров, в ходе которых обсуждаются вопросы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется только при наличии сертификата, разрешающего эксплуатацию таких технических средств в указанных помещениях. Финансирование расходов, связанных с размещением технических средств в указанных помещениях федеральных органов государственной власти, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на содержание этих органов. 2. Признать утратившим силу. 3. Признать утратившим силу. 4. Признать утратившими силу: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2004 г. N 611 "О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 20, ст. 1938); пункт 12 приложения N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 22 марта 2005 г. N 329 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 13, ст. 1137); Указ Президента Российской Федерации от 3 марта 2006 г. N 175 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2004 г. N 611 "О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 10, ст. 1090). 5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации
В. Путин Москва, Кремль
17 марта 2008 г.
N 351

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ против анонимности в сети и "об урегулировании похожих на СМИ сервисов".

Об этом говорится в документе "Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы", опубликованном на сайте администрации Путина.

До конца текущего года российскому правительству необходимо заниматься поддержкой традиционных СМИ и урегулированием похожих на них сервисов. В частности, речь идет о новостных агрегаторах, социальных сетях, интернет-телевидении, мессенджерах, а также "сайтах в сети интернет".

"Подобные меры необходимы для формирования в России информационного пространства, учитывающего потребности граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений", – говорится в тексте документа.

Соответствующий указ также призван исключить анонимность пользователей сети и их "безответственность и безнаказанность". Кроме того предусмотрено создание системы, которая будет гарантировать "личную безопасность пользователей и конфиденциальность их информации".

В целях противодействия угрозам информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации постановляю:
1. Преобразовать сегмент международной компьютерной сети "Интернет" для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, находящийся в ведении Федеральной службы охраны Российской Федерации, в российский государственный сегмент информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), являющийся элементом российской части сети "Интернет" и обеспечивающий:
а) подключение к сети "Интернет" предназначенных для взаимодействия с ней государственных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей государственных органов, а также информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
б) размещение (публикацию) в сети "Интернет" информации государственных органов и названных в подпункте "а" настоящего пункта организаций.
2. Утвердить прилагаемый порядок подключения информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет” и размещения (публикации) в ней информации через российский государственный сегмент информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Федеральной службе охраны Российской Федерации обеспечивать поддержание, эксплуатацию и развитие российского государственного сегмента сети "Интернет".
4. Администрации Президента Российской Федерации, Аппарату Правительства Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществить до 31 декабря 2017 г. подключение находящихся в их ведении государственных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей к российскому государственному сегменту сети "Интернет" и обеспечить размещение (публикацию) информации в сети "Интернет" в соответствии с порядком, утвержденным настоящим Указом.
5. Рекомендовать Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, судебным органам Российской Федерации, органам прокуратуры Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, а также организациям, созданным для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, осуществить подключение находящихся в ведении названных органов и организаций информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей к российскому государственному сегменту сети "Интернет" и обеспечить размещение (публикацию) информации в сети "Интернет" в соответствии с порядком, утвержденным настоящим Указом.
6. Признать утратившими силу:
пункты 2 и 3 Указа Президента Российской Федерации от 17 марта 2008 г. № 351 "О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 12, ст. 1110);

пункт 22 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 21 октября 2008 г. № 1510 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации в связи с образованием Следственного комитета при прокуратуре Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2008, №43, ст. 4919);
пункт 26 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. № 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 4, ст. 572);
пункт 23 приложения № 1 к Указу Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 г. № 483 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2014, №27, ст. 3754);
пункт 24 приложения № 1 к Указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2014 г. № 529 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2014, №30, ст. 4286).
7. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

УТВЕРЖДЕН Указом Президента Российской Федерации
от 22 мая 2015 г. № 260
ПОРЯДОК подключения информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещения (публикации) в ней информации через российский государственный сегмент информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
1. Подключение информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей к информационно¬
телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") через российский государственный сегмент сети "Интернет" (далее - российский сегмент) осуществляется по каналам передачи данных, защищенным с использованием шифровальных (криптографических) средств (далее - защищенные каналы).
2. Защита информации в информационных системах и информационно-телекоммуникационных сетях, подключаемых к сети "Интернет" через российский сегмент, в том числе с использованием средств государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России):
а) разрабатывает и утверждает положение о российском государственном сегменте сети "Интернет", в котором определяются процедура и технические условия подключения информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей к сети "Интернет" и размещения (публикации) в ней информации через российский сегмент;
б) осуществляет создание, поддержание и развитие сетей шифрованной связи, предназначенных для защиты информации от несанкционированного доступа и для обеспечения ее целостности при передаче через российский сегмент, а также управление указанными сетями;
в) осуществляет подключение государственных
информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей государственных органов, а также информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (далее - организации), к сети "Интернет" через российский сегмент;
г) разрабатывает и утверждает перечень государственных
информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, находящихся в ведении Администрации Президента
Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской
Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционного Суда Российской
Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации (далее - перечень), который согласовывается с указанными государственными органами в части, их касающейся.
4. Подключение государственных информационных систем и
информационно-телекоммуникационных сетей, предусмотренных перечнем, к сети "Интернет" через российский сегмент
осуществляется:
а) по защищенным каналам, создание, содержание и развитие которых обеспечивается ФСО России;
б) за счет и в пределах бюджетных ассигнований,
предусмотренных в федеральном бюджете ФСО России.
5. Подключение находящихся в ведении государственных
органов государственных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, не предусмотренных перечнем, к сети "Интернет" через российский сегмент
осуществляется:
а) по защищенным каналам, создание, содержание и развитие которых обеспечивается государственными органами за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете этим органам;
б) за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете ФСО России.
6. Подключение информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, находящихся в ведении организаций, к сети "Интернет" через российский сегмент осуществляется:
а) по защищенным каналам, создание, содержание и развитие которых обеспечивается этими организациями за счет собственных средств;
б) за счет собственных средств организаций.
7. Размещение (публикация) в сети "Интернет" информации государственных органов и организаций через российский сегмент осуществляется с использованием программно-технических средств этих органов и организаций или ФСО России.
8. Размещение (публикация) в сети "Интернет" через российский сегмент с использованием программно-технических средств ФСО России информации государственных органов осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете ФСО России, а информации организаций - за счет собственных средств.

Чем обернется неоднозначная инициатива Кремля

Путин . Такой вывод сделали многие СМИ, ознакомившись с его очередным майским указом (от 09.05.2017 №203) «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы. Это вызвало настоящий информационный взрыв в блогосфере. Однако эксперты «МК» полагают, что «Стратегия» была истолкована прессой неверно. Предоставим слово специалистам.

Но начнем с того, что всех насторожило. Это пункт «д» статьи 34, в котором говорится буквально так: «создать систему доверия в сети «Интернет», гарантирующую конфиденциальность и личную безопасность пользователей, конфиденциальность их информации и (тут внимание. - М.З.) исключающую анонимность, безответственность пользователей и безнаказанность правонарушителей». В принципе этот пункт просто «выносит мозг», поскольку в одном предложении сливаются противоположности: конфиденциальность и отсутствие анонимности. Всего в «Стратегии» 65 пунктов с главками, много страниц.

Большинство пунктов дублируют законы об Интернете, которые уже приняты, но некоторые при этом содержат противоречия. Например, действующий закон говорит о том, чтобы все серверы с персональными данными находились только в России. «Стратегия» это подтверждает, но добавляет, что нужно развивать международное сотрудничество в сфере хранения информации. Как это понять? И кто вообще писал эту «Стратегию»? Мы решили начать с ответа на второй вопрос и позвонили заместителю министра связи и массовых коммуникаций Алексею Волину. Ответ был честным, но поразительным.

- Кто писал эту «Стратегию»?

Не знаю. Такие документы пишет коллектив авторов.

То есть это не ваше ведомство писало?! Хорошо, кто тогда читал этот документ перед тем, как его подписал Путин?

Я не верю в то, что Путин подписывает документы не глядя. Сам он читал, конечно.

То есть ответственных за эту «Стратегию» со всеми ее противоречиями просто нет. Точнее, только один... Просто какой-то «казус Путина».

Впрочем, многие специалисты предлагают прессе не выдергивать «лакомые куски» из документа, а отнестись к нему с пониманием.

То, что люди должны нести ответственность за распространяемую ими информацию в Сети, говорится всего лишь в одном подпункте. Это меньше процента от всего текста «Стратегии», - сказал «МК» главный специалист по защите информации Алексей Щучкин . - Так что страшного ничего в этом нет. Более того, по факту практически все пользователи социальными сетями и мобильными телефонами уже теперь не являются анонимами, поскольку указывают свои персональные данные при регистрации. А подавляющее большинство и не желает ни от кого прятаться, выступая в Сети под своими настоящими именами.

Да, после выхода указа в Сети разгорелись жаркие споры на предмет соблюдения баланса между обеспечением безопасности работы в Интернете и соблюдением гарантированных свобод граждан РФ на получение и обмен информацией. Но эта дискуссия и не утихала последнее десятилетие, просто сегодня появился новый информационный повод. А я бы обратил внимание на реальные приоритеты «Стратегии». В ней сеть Интернет обозначена в качестве информационного ресурса, который де-факто является на сегодняшний момент не только медийной площадкой, но и жизненно необходимым для осуществления ежедневной деятельности управленческих, промышленных и бизнес-структур. Соответственно, при переводе многочисленных функций управления в Сеть, а данных в «облако» неизмеримо возрастает важность обеспечения информационной безопасности, на что и указывает «Стратегия».

В пункте, касающемся анонимности в Сети, упомянуто о безответственности пользователей и безнаказанности правонарушителей. Здесь в достаточно мягкой форме говорится о создании механизмов партнерства для выработки системы доверия. Таким образом, на сегодняшний момент нет никаких оснований говорить о том, что свобода в российском сегменте сети Интернет запрещена. Надо понимать, что всегда между свободой и безопасностью существует некий баланс сил и в случае повышения уровня ответственности и цены вопроса безопасность всегда находится в приоритете. Пока эта проблема просто ОБОЗНАЧЕНА президентским указом, и никакие последствия, ограничивающие свободы граждан, не просматриваются.

Поверим опытному эксперту. Но добавим, что на основании президентского указа должны приниматься новые законы и подзаконные акты. И вот их содержание и последствия предсказать сложно.

Указ Президента РФ от 22.05.2015 N 260 "О некоторых вопросах информационной безопасности Российской Федерации" (вместе с "Порядком подключения информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещения (публикации) в ней информации через российский государственный сегмент информационно-телекоммуникационной сети "Интернет")

ПОДКЛЮЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ

К ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ"

И РАЗМЕЩЕНИЯ (ПУБЛИКАЦИИ) В НЕЙ ИНФОРМАЦИИ ЧЕРЕЗ РОССИЙСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕГМЕНТ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ


Судебная практика и законодательство - Указ Президента РФ от 22.05.2015 N 260 "О некоторых вопросах информационной безопасности Российской Федерации" (вместе с "Порядком подключения информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещения (публикации) в ней информации через российский государственный сегмент информационно-телекоммуникационной сети "Интернет")


1.7. Выставление и получение счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи осуществляется продавцом и покупателем в зашифрованном (пункты 1 и Порядка подключения информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещения (публикации) в ней информации через российский государственный сегмент информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 22 мая 2015 г. N 260 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 21, ст. 3092)) или в незашифрованном виде.