Мода сегодня

В.Г.Белинский о театре. Элегия в прозе

В.Г.Белинский о театре. Элегия в прозе

Страница 2 из 14

Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины? И в самом деле, не сосре-доточиваются ли в нем все чары, все обаяния, все обольщения изящных искусств? Не есть ли он исключительно самовластный властелин наших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их, как воздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии?.. Какое из всех искусств владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями и играть ею самовластно... Лиризм, эпопея, драма: отдаете ли вы чему-нибудь из них решительное предпочтение, или все это любите одинаково? Трудный выбор? Не правда ли?.. И, однако же, я люблю драму предпочтительно и, кажется, это общий вкус. Лиризм выражает природу неопределенно и, так сказать, музыкально; его предмет — вся природа во всей ее бесконечности предмет же драмы есть исключительно человек и его жизнь... Между искусствами драма есть то же, что история между науками. Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека, а драма представляет этого человека... в его вечной деятельности... Сама эпопея драмы занимает свое достоинство: роман без драматизма вял и скучен. В некотором смысле эпопея есть только особенная форма драмы...

Что же такое театр, где эта могущественная драма облекается столочь, до ног в новое могущество, где она вступает в союз со всеми искусствами, призывает их на свою помощь и берет у них все средства, все оружия, из коих каждое, отдельно взятое, слишком сильно для того, чтобы вырвать вас из тесного мира сует и ринуть в безбрежный мир высокого и прекрасного? Что же такое, спрашиваю вас, этот театр?.. О, это истинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, освобождаетесь от житейских отношений! Эти звуки настраиваемых в оркестре инструментов томят вашу душу ожиданием чего-то чудесного, сжимают ваше сердце предчувствием какого-то неизъяснимо сладостного блаженства; этот народ, наполняющий огромный амфитеатр, разделяет ваше нетерпеливое ожидание, вы сливаетесь с ним в одном чувстве; этот роскошный и великолепный занавес, это море огней намекает вам о чудесах и дивах, рассеянных по прекрасному божию творению и сосредоточенных на тесном пространстве сцены! И вот грянул оркестр — и душа ваша предощущает в его звуках те впечатления, которые готовятся поразить ее; и вот поднялся занавес — и перед взорами вашими раз-ливается бесконечный мир страстей и судеб человеческих!

Вот умоляющие вопли кроткой и любящей Дездемоны мешаются с бешеными воплями ревнивого Отелло; вот, среди глубокой полночи, появляется леди Макбет, с обнаженной грудью, с растрепанными волосами, и тщетно старается стереть с своей руки кровавые пятна, которые мерещатся ей в муках мстительной совести; вот выходит бедный Гамлет с его заветным вопросом: бить или не быть; вот проходит перед вами... весь роскошный и безграничный мир, созданный плодотворною фантазиею Шекспиров, Шиллеров, Гёте, Вернеров... Вы здесь живете не своей жизнью, страдаете не своими скорбями, радуетесь не своим блаженством, трепещете не за свою опасность; здесь ваше холодное я исчезает в пламенном эфире любви. Если вас мучит тягостная мысль о трудном подвиге вашей жизни и слабости ваших сил, вы здесь забудете ее; если душа ваша алкала когда-нибудь любви упоения, если в вашем воображении мелькал когда-нибудь, подобно легкому видению ночи, какой-то пленительный образ, давно вами забытый, как мечта несбыточная, здесь эта жажда вспыхнет в вас с новою неукротимою силою, здесь этот образ снова явится вам, и вы увидите его очи, устремленные на вас с тоскою и любовию, упьетесь его обаятельным дыханием, содрогнетесь от огненного прикосновения его руки... Но возможно ли описать все очарования театра, всю его магическую силу над душою человеческою?.. О, как было бы хорошо, если бы у нас был свой, народный, русский театр!.. В самом деле, — видеть на сцене всю Русь, с ее добром и злом, с ее высоким и смешным, слышать говорящими ее доблестных героев, вызванных из гроба могуществом фантазии, видеть биение пульса ее могучей жизни... О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете!..

Литературные мечтания, 1834

Театр! Театр! Каким магическим словом был ты для меня во время оно! Каким невыразимым очарованием потрясал ты тогда все струны души моей и какие дивные аккорды срывал ты с них!.. В тебе я видел весь мир, всю вселенную, со всем их разнообразием и великолепием, со всею их заманчивою таинственностью! Что перед тобою был для меня и вечно голубой купол неба с его светозарным солнцем, бледноликою луною и мириадами томно блестящих звезд, — и угрюмо безмолвные леса, и зеленые рощи, и веселые поля, и даже само море с его тяжко дышащей грудью, с его немолчным говором валов и грустным ропотом волн, разбивающихся о неприступный берег? Твои, о театр, тряпичные облака, масляное солнце, луна и звезды, твои холстинные деревья, твои деревянные моря и реки больше пророчили жадному чувству моему, больше говорили томящейся ожиданием чудес душе моей! Так сильно было твое на меня влияние, что даже и теперь... этот еще неполный, но уже ярко осве-щенный амфитеатр и медленно собирающаяся в него толпа, эти нескладные звуки настраиваемых инструментов, даже и теперь все это заставляет трепетать мое сердце, как бы от предчувствия какого-то великого таинства, как бы от ожидания какого-то великого чуда, сейчас готового совершиться перед моими глазами... А тогда!..

Вот с последним ударом смычка быстро взвилась таинственная занавесь, сквозь которую тщетно рвался нетерпеливый взор мой, чтоб скорее увидеть скрывающийся за нею волшебный мир, где люди так не похожи на обыкновенных людей, где они или так невыразимо добры, или такие ужасные злодеи, и где женщины так обаятельно, так неотразимо хороши, что, казалось, за один взгляд каждой из них отдал бы тысячу жизней!.. Сердце бьется редко и глухо, дыхание замерло на устах, — и на волшебной сцене все так чудесно, так полно очарования; молодое, неискушенное чувство так всем довольно, и — Боже мой! — с какою полнотою в душе выходишь, бывало, из театра, сколько впечатлений выносишь из него!.. Даже и днем, если случится пройти мимо безобразного и неопрятного театра в губернском городе, — с каким благоговейным чувством смотришь, бывало, на этот «великолепный» храм искусства, — снять перед ним шапку как-то стыдно при людях, а остаться с покрытой головою казалось непростительною дерзостью. В каждом актере я думал видеть существо высшее и счастливое — жреца высокого искусства, служению которого он предан бескорыстно и усердно и служением которому он счастлив...

Ему, — думал я, — улыбается слава, ему гремят рукоплескания; он, словно чародей какой-нибудь, мановением руки, взором, звуком голоса, по воле своей, заставляет и плакать и смеяться послушную ему толпу; он возбуждает в ней благородные чувства, высокие помыслы; он рождает в ней любовь к добру и отвращение от зла...

Велико его призвание, высок его подвиг, — и как ему не смотреть с благоговейным уважением и на искусство, которому он служит, и на самого себя, которого возвышает служение искусству... Сделаться актером — значило для меня сделаться великим человеком,— и я чуть было в самом деле не сделался им — то есть актером, а не великим человеком...

Александринский театр, 1845

Вы меня еще в прежнем письме упрекали в том, что я был в театре, а не был во всех соборных и приходских церквах. Театр мне необходимо должно посещать для образования своего вкуса и для того, чтобы, видя игру великих артистов, иметь толк в этом божественном искусстве.

Из письма к родителям, январь, 1830

Кто не любит театра, кто не видит в нем одного из живейших наслаждений жизни, чье сердце не волнуется сладостным, трепетным предчувствием предстоящего удовольствия при объявлении о бенефисе знаменитого артиста или о поставке на сцену произведения великого поэта? На этот вопрос можно смело отвечать: всякий и у всякого, кроме невежд и тех грубых, черствых душ, недоступных для впечатлений искусства, для которых жизнь есть беспрерывный ряд счетов, расчетов и обедов.

Московский театр, 1838

то есть всеми силами души своей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому способна пылкая молодость?!

Мы переступаем порог театра, оставляя за спиной слякотную городскую унылость, и оказываемся во власти Талии и Мельпомены. Нас неодолимо влечет вглубь мимо заслуженно-народных ликов на актерском иконостасе, мимо музыкальной залы со старинным роялем и парадными креслами с грациозно изогнутыми ножками, выстроившимися вдоль стен с ниспадающими тяжелыми портьерами из пурпурного бархата, и вот, мы достигаем театрального буфета.
Время еще есть и можно подготовиться к встрече с прекрасным.

Где еще можно в столь утонченной и изысканной обстановке напоить душу восхитительной амброзией вечного искусства! Разве можно сравнить мир театра с полуподвальной пивнушкой, находящейся тут неподалеку, на углу Пушкинской со Столешниковым, где сначала надо непременно отстоять очередь на заплеванной лестнице, пока не приткнёшься, наконец, к липкому столику, расстелишь на нем обрывок газетки с костлявой рыбкой и будешь потом ревниво оберегать своё место, отлучаясь к автопоилке за новой порцией пива и отбиваясь от сумрачных личностей, вожделенно глядящих на вашу кружку с извечным российским вопросом: «Мужик, ты повторять будешь?»

Душа наша, жадная и страстная до впечатлений изящного, готова переплачивать гривенник за бутылку с благородным содержимым, столь же далеким от мутного пойла из автомата, как салон мадам Главари от той пивнушки.

Мы поднимаемся к себе в ложу на самый верхний ярус. Звучит увертюра, соседи спустились в партер в поисках свободных мест, никто теперь не мешает наслаждаться искусством, и в предвкушении прекрасного вечера мы открываем первую бутылку...

Оркестр играет для нас бессмертную музыку Легара, и мы помогаем дирижеру пивной бутылкой.
"Пойду к Максиму я, там ждут меня друзья... " – поёт на сцене граф Данило, поглядывая на нас, – и его чувства просты и понятны.
"Тут смех, тут блеск огней, веселый круг друзей... " – подпеваем мы и салютуем графу полным стаканом.

Ей богу, все на сцене со своими бутафорскими кубками в руках завидуют нам, сидящим с бутылкой настоящего пива, и с радостью променяли бы свой аристократический круг на нашу галерку, чтобы вместе размять под пивко бочок воблы.
"… И на душе-е светле-ей! " – завершаает свою арию граф Данило, – и мы чувствуем его подлинное переживание, живой процесс создания образа в момент творчества на сцене, в полном соответствии с системой Станиславского. Наши сердца бьются одним чувством, грудь задыхается от упоения пенным бокалом, и мы сливаемся в одно общее целое Я в гармоническом сознании беспредельного блаженства.

О, ступайте, ступайте в театр, живите и упейтесь в нем, если можете!

В. Г. Белинский

ЛИТЕРАТУРНЫЕ МЕЧТАНИЯ

ЭЛЕГИЯ В ПРОЗЕ

(Отрывок)

Теперь мне остается сказать об одном поэте, не похожем ни на одного изо всех упомянутых мною, поэте оригинальном и самобытном, не признавшем над собою влияния Пушкина и едва ли не равном ему: говорю о Грибоедове. Этот человек слишком много надежд унес с собою во гроб. Он был назначен быть творцом русской комедии, творцом русского театра.

Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его , то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины? И в самом деле, не сосредоточиваются ли в нем все чары, все обаяния, все обольщения изящных искусств? Не есть ли он исключительно самовластный властелин наших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их, как воздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии?.. Какое из всех искусств владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями и играть ею самовластно... Лиризм, эпопея, драма: отдаете ли вы чему-нибудь из них решительное предпочтение или все это любите одинаково? Трудный выбор? Не правда ли? Ведь в мощных строфах богатыря Державина и в разнообразных напевах Протея-Пушкина предображается та же

самая природа, что и в поэмах Байрона или романах Вальтера Скотта , а в сих последних та же самая, что и в драмах Шекспира и Шиллера ? И, однако же, я люблю драму предпочтительно, и, кажется, это общий вкус. Лиризм выражает природу неопределенно и, так сказать, музыкально; его предмет - вся природа во всей ее бесконечности; предмет же драмы есть исключительно человек и его жизнь, в которой проявляется высшая, духовная сторона всеобщей жизни вселенной. Между искусствами драма есть то же, что история между науками. Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека, а драма представляет этого человека в его вечной борьбе со своим я и с своим назначением, в его вечной деятельности, источник которой есть стремление к какому-то темному идеалу блаженства, редко им постигаемого и еще реже достигаемого. Сама эпопея от драмы занимает свое достоинство: роман без драматизма вял и скучен. В некотором смысле эпопея есть только особенная форма драмы. Итак, положим, что драма есть если не лучший, то ближайший к нам род поэзии. Что же такое театр, где эта могущественная драма облекается с головы до ног в новое могущество, где она вступает в союз со всеми искусствами, призывает их на свою помощь и берет у них все средства, все оружия, из коих каждое, отдельно взятое, слишком сильно для того, чтобы вырвать вас из тесного мира сует и ринуть в безбрежный мир высокого и прекрасного? Что же такое, спрашиваю вас, этот театр?.. О, это истинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, освобождаетесь от житейских отношений! Эти звуки настраиваемых в оркестре инструментов томят вашу душу ожиданием чего-то чудесного, сжимают ваше сердце предчувствием какого-то неизъяснимо сладостного блаженства; этот народ, наполняющий огромный амфитеатр, разделяет ваше нетерпеливое ожидание, вы сливаетесь с ним в одном чувстве; этот роскошный и великолепный занавес, это море огней намекают вам о чудесах и дивах, рассеянных по прекрасному божию творению и сосредоточенных на тесном пространстве сцены! И вот грянул оркестр - и душа ваша предощущает в его звуках те впечатления, которые готовятся поразить ее; и вот поднялся

занавес - и перед взорами вашими разливается бесконечный мир страстей и судеб человеческих! Вот умоляющие вопли кроткой и любящей Дездемоны мешаются с бешеными воплями ревнивого Отелло; вот, среди глубокой полночи, появляется леди Макбет, с обнаженной грудью, с растрепанными волосами, и тщетно старается стереть с своей руки кровавые пятна, которые мерещатся ей в муках мстительной совести; вот выходит бедный Гамлет с его заветным вопросом: быть или не быть ; вот проходят перед вами и божественный мечтатель Поза и два райские цветка - Макс и Текла - с их небесною любовию, словом, весь роскошный и безграничный мир, созданный плодотворною фантазиею Шекспиров, Шиллеров, Гете , Вернеров ... Вы здесь живете не своею жизнию, страдаете не своими скорбями, радуетесь не своим блаженством, трепещете не за свою опасность; здесь ваше холодное я исчезает в пламенном эфире любви. Если вас мучит тягостная мысль о трудном подвиге вашей жизни и слабости ваших сил, вы здесь забудете ее; если душа ваша алкала когда-нибудь любви и упоения, если в вашем воображении мелькал когда-нибудь, подобно легкому видению ночи, какой-то пленительный образ, давно вами забытый, как мечта несбыточная, здесь эта жажда вспыхнет в вас с новою неукротимою силою, здесь этот образ снова явится вам, и вы увидите его очи, устремленные на вас с тоскою и любовию, упьетесь его обаятельным дыханием, содрогнетесь от огненного прикосновения его руки... Но возможно ли описать все очарования театра, всю его магическую силу над душою человеческою?.. О, как было бы хорошо, если бы у нас был свой, народный, русский театр!.. В самом деле, - видеть на сцене всю Русь, с ее добром и злом, с ее высоким и смешным, слышать говорящими ее доблестных героев, вызванных из гроба могуществом фантазии, видеть биение пульса ее могучей жизни... О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете...

Но, увы! все это поэзия, а не проза, мечты, а не существенность! Там, то есть в том большом доме, который называют русским театром, там, говорю я, вы увидите пародии на Шекспира и Шиллера , пародии смешные и безобразные; там выдают вам за трагедию корчи

воображения; там вас потчуют жизнью, вывороченною наизнанку; словом, там

Мельпомены бурной
Протяжно раздается вой,
Там машет мантией мишурной
Она пред хладною толпой!..

Говорю вам: не ходите туда; это очень скучная забава!.. Но не будем слишком строги к театру: не его вина, что он так плох. Где у нас драматическая литература, где драматические таланты? Где наши трагики, наши комики? Их много, очень много; их имена всем известны, и потому не хочу перебирать их, ибо мои похвалы ничего не прибавят к той громкой славе, которою они по справедливости пользуются. Итак, обращаюсь к Грибоедову.

Грибоедова комедия или драма (я не совсем хорошо понимаю различие между этими двумя словами; значение же слова трагедия совсем не понимаю) давно ходила в рукописи. О Грибоедове, как и о всех примечательных людях, было много толков и споров; ему завидовали некоторые наши гении, в то же время удивлявшиеся «Ябеде» Капниста; ему не хотели отдавать справедливости те люди, кои удивлялись гг. АВ, CD, EF и пр. Но публика рассудила иначе: еще до печати и представления рукописная комедия Грибоедова разлилась по России бурным потоком.

Комедия , по моему мнению, есть такая же драма , как и то, что обыкновенно называется трагедиею ; ее предмет есть представление жизни в противоречии с идеею жизни; ее элемент есть не то невинное остроумие, которое добродушно издевается над всем из одного желания позубоскалить; нет: ее элемент есть этот желчный гумор , это грозное негодование, которое не улыбается шутливо, а хохочет яростно, которое преследует ничтожество и эгоизм не эпиграммами, а сарказмами. Комедия Грибоедова есть истинная divina comedia! Это совсем не смешной анекдотец, переложенный на разговоры, не такая комедия, где действующие лица нарицаются Добряковыми, Плутоватиными, Обираловыми и проч.; ее персонажи давно были вам известны в натуре, вы видели, знали их еще до прочтения «Горя от ума», и, однако ж, вы удивляетесь им, как явлениям, совершенно новым для вас: вот

высочайшая истина поэтического вымысла! Лица, созданные Грибоедовым, не выдуманы, а сняты с натуры во весь рост, почерпнуты со дна действительной жизни; у них не написано на лбах их добродетелей и пороков, но они заклеймены печатию своего ничтожества, заклеймены мстительною рукою палача-художника. Каждый стих Грибоедова есть сарказм, вырвавшийся из души художника в пылу негодования; его слог есть par excellence разговорный. Недавно один из наших примечательнейших писателей , слишком хорошо знающий общество, заметил, что только один Грибоедов умел переложить на стихи разговор нашего общества; без всякого сомнения, это не стоило ему ни малейшего труда; но тем не менее это все-таки великая заслуга с его стороны, ибо разговорный язык наших комиков... Но я уже обещался не говорить о наших комиках... Конечно, это произведение не без недостатков в отношении к своей целости, но оно было первым опытом таланта Грибоедова, первою русскою комедиею; да и сверх того, каковы бы ни были эти недостатки, они не помешают ему быть образцовым, гениальным произведением и не в русской литературе, которая в Грибоедове лишилась Шекспира комедии...

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню театра.

Любите ли вы театр?

Цель

  • Объединить детей в творческом процессе, помочь раскрыть им интересный мир театрального искусства.
  • Активизировать деятельность каждого ребёнка в поиске и передаче сценического образа с помощью разнообразных выразительных средств.
  • Воспитывать готовность к творчеству.

Исполнители : учащиеся 2 «а» , 6 «а» и 10 «а» классов.

Оформление.

Маски, ленточная карусель, портрет Волкова, фотография Александринки, фотографии пермских театров, стенгазета «Знаете ли вы?».

Звучит музыка

01 Раймонд Паулс «Театр»

Вед. 1 Театр.

Вед. 2 Театр?

Вед. 3 Театр!

В театре.

Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли тёплые платки.
Нам в театре, в раздевалке
Дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете!
Я забыла всё на свете!
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не могла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала!

Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы.
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу - нету номерка.
Фея кружится на сцене -
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени -
Номерка не нахожу.

Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!
Всё сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.

Укатился он куда-то...
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
- Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала -
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.
А тут как раз зажёгся свет,
И все ушли из зала.
- Мне очень нравится балет, -
Ребятам я сказала.

А.Барто

02 Звучит музыка «Бродячие артисты»

Ленточная карусель

Выходит бродячий театр.

Петрушки (2) уходят на сцену, выносят ширму.

1-й скоморох. (входя)

Мы по всей земле кочуем,
На погоду не глядим,
Где придется заночуем,
Что придется поедим.

Театральные подмостки
Для таких, как мы, бродяг -
Cвежеструганные доски,
Занавески на гвоздях.


03 Звучит «Бродячие артисты»

ПОЮТ ВСЕ
Мы бродячие артисты
Мы в дороге день за днем
И фургончик в поле чистом
Это наш привычный дом
Не великие таланты
Но понятны и просты
Мы певцы и музыканты
Акробаты и шуты.

Скоморох 1. Дорогая публика, кто сидит с утра не весел, кто до пола нос повесил? Сегодня перед вами выступят в программе: жонглеры, акробаты и танцоры.

Жонглеры демонстрируют искусство.

04 Акробаты

05 Танец

Показывается из-за ширмы только голова Петрушки.

Петрушка . Музыкант, скажи, голубчик, меня сейчас кто-нибудь спрашивал?

Музыкант . Капрал приходил за тобой, брать в солдаты, да такой сердитый!

Петрушка . Ай, батюшки! Музыкант! скажи ему, если он вернётся, что я уехал в Париж, в Тмутаракань. (Показывается капрал.)

Капрал . Я тебе покажу Париж, что ты у меня угоришь, я не уедешь в Тмутаракань, а попадешь головой в лохань, что станет жарко. Ты все шутишь, буянишь, с людьми благородными грубиянишь! Вот я тебя возьму в солдаты без срока. Живо собирайся!

Петрушка . Господин капрал-генерал! Какой я солдат, калека с горбом и нос с крючком.

^ Капрал . Врёшь. Покажи, не хитри, где у тебя горб? У тебя никакого горба нет. Зачем нагибаешься? Встань прямо.

Петрушка . Я горб потерял.

Капрал . Как потерял? Где?

Петрушка . На Трубе [ На Трубе - т.е. на Трубной площади в Москве.].

Капрал . Ну, брат, не отделаешься этим. Сейчас принесу тебе ружье и стану учить солдатской науке. (Скрывается.)

Петрушка (плачет) . Вот тебе и фунт меду с патокой… Музыкант, батюшка, не погуби мою головушку. Где же это видано, чтобы живых в солдаты брали! Вот так клюква с изюмом… Музыкант! Ступай за меня в солдаты! Я тебе заплачу за это!

Музыкант . А много ли дашь?

Петрушка . Хочешь гривенник с алтыном, да полушку с осьмушкой!

Музыкант . Только-то! Нет, не велик барин, сам отслужишь.

^ Капрал . Вот тебе ружье! Учись! (Подает Петрушке палку.) Смирно! Равняйся! К но-о-о-ге!

Петрушка . Недавно спать все полегли.

Капрал . Слушай команду! На плечо!

Петрушка . Что так горячо!

Капрал . Правое плечо вокруг!

Петрушка . Как хвачу тебя я вдруг! (Бьет капрала палкой.)

Капрал . Что ты делаешь, дурачина? Ты не получишь чина.

Петрушка . Чуть-чуть споткнулся, ваше скородие.

Капрал . Слушай команду! Кругом марш! Левой-правой, раз-два; левой-правой, раз-два! Шагом марш! (Петрушка идет сзади капрала и бьёт его палкой. Капрал убегает.)


2-скоморох.
Никогда не расстаются
С нами музыка и смех,
Если зрители смеются,
Значит празднуем успех

Мы приедем и уедем
Летом, осенью, зимой,
И опять приснится детям
Наш фургончик расписной.

06 «Бродячие артисты» Артисты уходят под музыку


ВСЕ.

Мы бродячие артисты,
Мы в дороге день за днем,
И фургончик в поле чистом -
Это наш привычный дом.
Не великие таланты,
Но понятны и просты
Мы, певцы и музыканты
Акробаты и шуты.

Вед. 1 . Вот так с выступлений веселых скоморохов, бродячих циркачей и ярмарочных Петрушек начинался русский театр.

Вед. 2. А в 17 веке царь Алексей Михайлович открыл в Москве две театральные школы. Для иноземцев - при Посольском дворе.

Для русских – в Мещанской слободе.

Его сын, царь Петр 1, сделал театр общедоступным

Вед. 3 . Родоначальником же русского театра считают Федора Григорьевича Волкова, ярославского актера, который возглавил первый публичный театр в Петербурге. Это Александринский театр, названный так в честь жены императора Николая 1.

Вед. 1. Увлечение театром было столь велико, что свои любительские театры появлялись и в учебных заведениях, и в помещичьх усадьбах, и в больших, и в малых городах.

Вед.2

Театр – это мысли свободный полет,
Театр - здесь фантазия щедро цветет.
В театре сердец расплавляется лед.
И чудо рождается здесь
с третьим звонком.

Вед. 3
Театр - здесь искусства в едино сплелись.
Театр - здесь мечта и реальность слились.
Театр - здесь все помыслы тянутся ввысь.
И чудо рождается здесь
с третьим звонком.

Вед. 1

Во всех театрах всей страны
Работы разные важны.
Но все же, как тут ни крутись,
А главный человек - артист.

07 Песня «Посвящение артисту»

И снова в темноте партер,

И мирно пыль лежит на сцене.

Рукой усталой сброшен грим,

И перед зеркалом большим

Сидит актер, обмана пленник.

В бреду придуманных страстей

Он чьи-то жизни проживает.

Чужие говорит слова,

Но по щеке течет слеза

Своя, горючая, живая.

Какой фантом влетел сюда,

И в жизнь, и в смерть огонь вселяя,

И из какой бутылки джин

Заставил верить этой лжи,

Сердца за час испепеляя.

И после третьего звонка

Иная жизнь придет обильно.

И он, актер, на малый миг

Богатых, бедных и больных

Разубедит, что зло всесильно.

И будет Свет, и будет лед,

и дикий лес, и берег дальний.

И из-за падуги Шекспир глядит

На свой несущий мир,

Увы, не зная, что реальней.

Эдуард Асадов

АРТИСТКА

Концерт. На знаменитую артистку,
Что шла со сцены в славе и цветах,
Смотрела робко девушка-хористка
С безмолвным восхищением в глазах.

Актриса ей казалась неземною
С ее походкой, голосом, лицом.
Не человеком - высшим божеством,
На землю к людям посланным судьбою.

Шло "божество" вдоль узких коридоров,
Меж тихих костюмеров и гримеров,
И шлейф оваций гулкий, как прибой,
Незримо волочило за собой.

И девушка вздохнула:- В самом деле,
Какое счастье так блистать и петь!
Прожить вот так хотя бы две недели,
И, кажется, не жаль и умереть!

А "божество" в тот вешний поздний вечер
В большой квартире с бронзой и коврами
Сидело у трюмо, сутуля плечи
И глядя вдаль усталыми глазами.

Да, ей даны восторги, крики "бис",
Цветы, статьи "Любимая артистка!",
Но вспомнилась вдруг девушка-хористка,
Что встретилась ей в сумраке кулис.

Вся тоненькая, стройная такая,
Две ямки на пылающих щеках,
Два пламени в восторженных глазах
И, как весенний ветер, молодая...

Наивная, о, как она смотрела!
Завидуя... Уж это ли секрет?!
В свои семнадцать или двадцать лет
Не зная даже, чем сама владела.

Ведь ей дано по лестнице сейчас
Сбежать стрелою в сарафане ярком,
Увидеть свет таких же юных глаз
И вместе мчаться по дорожкам парка...

Ведь ей дано открыть мильон чудес,
В бассейн метнуться бронзовой ракетой,
Дано краснеть от первого букета,
Читать стихи с любимым до рассвета,
Смеясь, бежать под ливнем через лес...

Она к окну устало подошла,
Прислушалась к журчанию капели.
За то, чтоб так прожить хоть две недели,
Она бы все, не дрогнув, отдала!

Вед. 2

Внимание! Внимание!

Открывается театральная мастерская!

Начнем занятия с того, что восстановим правильное дыхание. Садитесь все поудобнее, выпрямите спину, положите руку на живот.

Вед.3.

Вдохнули носом и медленно выдыхаем через рот. (1 раз)

  • Вдохнули – выдыхаем со звуком с-с-с-с-с (так свистит ветер).
  • Вдохнули – выдыхаем со звуком ш-ш-ш-ш (так шумят деревья).

Представим, что на ладошке перышко. Вдохнули и медленно выдыхаем так, чтобы перышко осталось на ладошке.

Вед. 1

А сейчас мы сделаем гимнастику для губ и язычка. Приготовились.

Для губ.

  • Сомкните губы, вытяните вперед, как пяточек у поросенка; губы растянуть в улыбке, не обнажая зубов.
  • Сомкнутые губы (пятачок) двигаются то вверх, то вниз; то вправо, то влево.

Для языка.

  • “Уколы”. Острым язычком касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.
  • “Болтушка”.

Вед.2

А теперь речевой аппарат готов к работе. Но чтобы речь была четкой, яркой и понятной зрителю будущие актеры занимаются сценической речью, те есть произносят

Скороговорки.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа тупа.

  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
  • На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
  • Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека – в pеке pак. Сунул Грека руку в реку рак за руку греку цап.
  • Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет. Клара строго карала Карла за кражу коралла.
  • Пришел Прокоп – кипит укроп, ушел Прокоп – кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, и без Прокопа кипит укроп.
  • Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  • Ткет ткач ткани на платье Тане.

Вед. 3

И наконец, урок сценического движения.

Игра с жестами. Покажите, что услышите.

Только в лес мы вошли, появились комары.


- Вдруг мы видим: у куста птенчик выпал из гнезда.
Тихо птенчика берем и назад в гнездо кладем.


- На полянку мы заходим, много ягод мы находим.
Земляника так душиста, что не лень и наклониться.


- Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса.
Мы лисицу обхитрим, на носочках побежим.


- На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Лапками шлепали, лапками хлопали.
Лапки вместе, лапки врозь, лапки прямо, лапки вкось,
Лапки здесь и лапки там, что за шум и что за гам!

Вед.1

Ребята, вы видите, театр – это всегда чудо. Быть актером, человеком, творящим это чудо, пусть даже на маленькой, скромной сцене – что может быть увлекательней? Не верите?

08 «Ах, этот вечер, лиловый маг...»


Музыка Максима Дунаевского
Слова Леонида Дербенева

Днем город как город, и люди как люди вокруг.
Но вечер приходит - и все изменяется вдруг,
На лица актеров кладет он таинственный грим,
И Гамлет страдает, и снова поет Лоэнгрин.

Ах, этот вечер, лукавый маг,
Одетый вечно в лиловый фрак.
Погаснут свечи, уйдет любовь,
Но в этот вечер вернется вновь.

И вечер-волшебник запомнит нас всех навсегда,
И новые люди в далекой неведомой мгле,
Когда нас не будет, нас будут играть на земле.

Припев.


В театре для детей

Народу-то! Народу!
Куда ни кинешь взгляд,
По каждому проходу
Идет волна ребят.


Сажают их на стулья
И просят не шуметь,
Но шум стоит, как в улье,
Куда залез медведь.


Из длинного колодца –
Невидимо для глаз –
То флейта засмеется,
То рявкнет контрабас.


Но вдруг погасли лампы,
Настала тишина,
И впереди за рампой
Раздвинулась стена.


И увидали дети
Над морем облака,
Растянутые сети,
Избушку рыбака.


Внизу запела скрипка
Пискливым голоском –
Заговорила рыбка
На берегу морском.


Все эту сказку знали –
О рыбке золотой, –
Но тихо было в зале,
Как будто он пустой.


Очнулся он, захлопал,
Когда зажгли огонь.
Стучат ногами об пол,
Ладонью о ладонь.

И занавес трепещет,


И лампочки дрожат –


Так звонко рукоплещет
Полтысячи ребят.
ВМЕСТЕ

С.Я.Маршак

ВЕД. 2.

Ребята, вы знаете, какие бывают театры?

(оперы и балета, оперетты, драматические …)

Вед. 3

Ребята, посмотрите на фотографии, вы узнаете пермские театры?

В каких из них вы бывали? Что смотрели?

Вед.1

Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно,
Всегда готовый утверждать,
Всё, что на свете человечно.
Здесь всё прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра!

09 музыкальная пантомима «Волк и семеро козлят»

ВЕД.3

Что за прелесть эти сказки!

Волшебство и вдохновенье!

Сколько в них душевной краски,

Силы, мудрости, ученья!

Сказка «Кому горшок мыть»

За высокими горами,

За зелеными лесами,

Не на небе, на земле

Жил старик с женой в селе.

Целый день в делах старуха,

А старик не чешет уха.

На завалинке сидит,

Балалаечкой бренчит.

Старик.

Тренди-бренди

Тренди-брень...

Старуха.

Дед, бренчать тебе не лень?

Старик.

Тренди-бренди,

Тренди-брень...

Старуха.

Так бренчит вот целый день...

(Вздыхает, обращается к старику.)

Хватит уж, садись обедать!

Старик.

Кашки мне не грех отведать

(Садятся за стол, едят кашу).

Старуха.

Каша славная была,

Прибирайся со стола

Нынче очередь твоя,

Кашу-то варила я!

Так что мой горшочек смело.

Старик.

Не мужичье это дело.

Мыть горшок не стану я,

Значит, очередь твоя.

Старуха.

Слушай, дед, давай играть.

Будем мы с тобой молчать,

Кто вперед заговорит,

Тот горшок и будет мыть.

Старик.

Я согласен, так и быть,

Прекращаем говорить.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы молчать...

Старики молча садятся на лавку, в комнату вбегают их в н у ч к и.

Настя.

Здравствуй, бабушка-

Старуха молчит, девочка удивляется. ...

И дед!

Катя.

Что у вас тут на обед?

Да у них обеда нет!

Печь не топлена, гляди,

И в кадушке нет воды,

А в хлеву мычит корова.

Что случилось тут такого?

Девочки догадываются, в чем дело, подмигивают друг другу.

Настя.

Видно, спят они тут сладко.

Катя, глянь, какая шапка!

Снимает с головы старика шапку, отдает Кате.

Катя.

А какая балалайка! На-ка, Настя, поиграй-ка!

Настя берет балалайку.

Настя.

На очки, Катюша, глянь!

Вещь хорошая, не дрянь!

Снимает со старухи очки и надевает их Кате.

Ты, Катюша, в них - красотка,

Хоть висят до подбородка.

Старики молчат из последних сил.

Катя.

Что б еще тут, Настя, взять?

Погляди-ка на кровать...

Настя.

Это ж дедова дубленка

С прошлогоднего теленка.

Катя. Нам дубленочка сгодится.

Н а с т я. А не будет дед сердиться?

Катя. Пока спят они - мы в дверь...

Старик.

Нет уж, не смолчу теперь!

Выхватывает из рук Насти свой тулуп.

Что б тулупчик свой отдать?

Нет! Такому не бывать!

Настя. Не возьмем уж, так и быть.

Старуха. Старик, вставай горшочек мыть!

Старик. Проиграл, придется мыть...

Моет горшок.

Старуха.

Значит, так тому и быть!

Все весело смеются.

Настя. Сказка - ложь, да в ней - намек,

Катя. Всем, кто слушал нас - урок!

Старик. Лень нам с вами не дружок!

Старуха. Что, старик, помыл горшок?


Вед. 2

В мире много разных сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди,

10 Мистическая музыка

Вурдалак

На первом плане слева кусты и справа кусты. Посреди сцены покосившийся крест. На втором плане ночное кладбище, освещенное полной луной. Вдалеке раздается протяжный вой и другие зловещие звуки. Из-за кулисы вылетает Нетопырь и садится посреди сцены.

Нетопырь

Трусоват был Ваня бедный:
Раз он позднею порой,
Весь в поту, от страха бледный,
Чрез кладбище шел домой.

Из-за кустов слева выходит Ваня.

Нетопырь пролетает прямо у него над головой и скрывается за кулисой. Ваня в ужасе машет руками.

Вдалеке снова раздается протяжный вой. Ваня боязливо оглядывается по сторонам и делает несколько шагов вперед.

За его спиной со зловещим хохотом появляется Призрак. Ваня оборачивается, но Призрак исчезает и снова появляется за его спиной. Так несколько раз. Ваня идет дальше, Призрак за ним.

Призрак

Бедный Ваня еле дышит,
Спотыкаясь, чуть бредет
По могилам; вдруг он слышит, -
Кто-то кость, ворча, грызет.

Призрак с хохотом исчезает. Ваня оборачивается, но никого нет. Из-за кустов справа доносится ворчание и чавканье. Ваня останавливается и прислушивается.

Ваня

Чу!

Чавканье становится громче, куст шевелится. Ваня дрожит.

Ваня (в ужасе)

Спаси - не выдай, Боже!
Невезучий я бедняк!
Это верно кости гложет
Красногубый вурдалак.
Горе! Малый я не сильный;
Съест упырь меня совсем,
Если сам земли могильной,
Я с молитвою не съем.

Ваня падает на колени, крестится, бьет поклоны и пихает в рот землю горстями.

Ваня (испуганно молится)

Боже! Господи Исусе!
Иж еси на небеси!
Коль упырь меня отпустит,
Ты взамен, что хошь проси:
Все свои раздам обновы,
Сам жить буду в нищите,
В хате приючу больного
И женюсь на сироте!

Ваня подымается с колен и оглядывается. Вокруг всё спокойно. Ваня выдергивает покосившийся крест.

Ваня (неуверенно)

Может это хоть немного
Защитит меня от зла…

Из-за кустов снова доносится громкое чавканье.

Ваня (собираясь с духом)

Ну, как говорится, с Богом!
Эх, была да не была!

Ваня, выставив крест перед собой, решительно направляется к подозрительным кустам и раздвигает их. Раздается рычание и на него с громким лаем выбегает шавка. Рассерженный Ваня бегает за ней по сцене, стараясь огреть ее крестом. Побегав туда-сюда, они скрываются за кулисой. Посреди сцены появляется Призрак.

Призрак (весело)

Никакого вурдалака!

Рядом с Призраком появляется Нетопырь.

Нетопырь

Вы представьте Вани злость!
Испугался он собаки,
Что во тьме глодала кость!

Нетопырь и Призрак зловеще хохочут и исчезают.

ВЕД. 1.
Коль спектакль завершился,
Слышно: «Браво!», комплименты;
Всем актёрам, в благодарность,
Дарим мы…(АПЛОДИСМЕНТЫ!)

Вед. 2

Годы проходят,
Но не беда.
Театр не мода -
Вечен всегда.
На столе в гримерной парик лежит,
Все волненьем дышит.
Театр - жизнь.

Вед. 3

Театр! Как много значит слово
Для всех, кто был там много раз!
Как важно и порою ново
Бывает действие для нас!

Вед. 1
Мы на спектаклях умираем,
С героем вместе слезы льем...
Хотя порой прекрасно знаем,
Что все печали ни о чем!
Вед.2
Забыв про возраст, неудачи,
Стремимся мы в чужую жизнь
И от чужого горя плачем,
С чужим успехом рвемся ввысь!

Вед.3
В спектаклях жизнь как на ладони,
И все откроется в конце:
Кто был злодеем, кто героем
С ужасной маской на лице.

Вед. 1
Театр! Театр! Как много значат
Для нас порой твои слова!
И разве может быть иначе?
В театре жизнь всегда права!

Друзья, благодарим за внимание.


11 скрипачи Раймонд Паулс «Театр»


    Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины? И в самом деле, не сосредоточиваются ли в нём все чары, все обаяния, все обольщения изящных искусств? Не есть ли он исключительно самовластный властелин наших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их, как воздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии?.. Что же такое, спрашиваю вас, этот театр?.. О, это истинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, освобождаетесь от житейских отношений!..

    Но возможно ли описать все очарования театра, всю его магическую силу над душою человеческою?.. Вот вы, спрашиваю вас, понимаете ли театр, мой добрый и, возможно, юный читатель? Осознаёте ли, что он начинается с вешалки? Догадались ли, что если в первом акте висит ружьё, в последнем оно выстрелит? Спрашивали ли себя, быть или не быть? Засекали ли время, когда начинались мхатовские паузы? Короче: ты вообще был в театре, пацанчик? В каком-нибудь? Хоть на экскурсии? По Большому ходил? По Малому ходил? В театре Сатиры - просыпался и пел? Хотя бы в Губернском театре был, суко? Который под управлением Безрукова? На съёмках передачи «Романтика романса» был ты в Губернском театре, я тебя спрашиваю, падло? А в театре Российской армии? Был, салабон? Со всем взводом? Или ты и в армии не служил? Жизни не знаешь? Воспитания не получил? Слышь, ты по ходу в курсе, что такое театр? Рядом шлялся? Афиши видел? Хренли не зашёл? Ломало, да, ломало тебя? «Три сестры» это тебе типа много? Запутаться боишься, да, тупица? А «Одиннадцать друзей Оушена» - это ничего? Всех различаешь? И «Триста спартанцев» осилил? Попкорна тебе в театре не хватает? Билет тебе в театр дорогой? А сколько билет стоит? Не интересовался? Чего молчишь? Был в театре, падло, хоть раз? Вспоминай, скотина, был в театре? Вздрагивал, когда Карандышев Ларису грохнул? А когда Костя Треплев застрелился? Кто чайку шмальнул, знаешь? Нет? Кто вишнёвый сад купил, помнишь? А кто Фирса забыл? Небо в алмазах не видел ещё? Не отдыхал, суко, не отдыхал, не слышал ангелов? Ваще не в теме? В Ленкоме не подпевал - «аллилуйя любви»? Первый раз слышишь? Повторяй, гнида: аллилуйя любви, аллилуйя любви, аллилуйя, падло. Может, по пьянке в театр забрёл? Нет? Не пьёшь, сучара? Совсем не пьёшь? Только водку? Немировича от Данченки не отличишь, да? Стыдно тебе? Качалова знаешь? Собаку Качалова знаешь? Ни хрена не знаешь, да? Чего молчишь? Чего косишь? Не был в театре, падло? Не был, гад? Чего сопишь? Чего, а? Заныл, гад? Заныл, падло? Больно? Больно тебе? А театру не больно? Ннна! Ннна! У меня для тебя пренеприятнейшее известие. Иди, падло, в театр. Иди и умри в нём, если можешь.