Я самая красивая

Входит ли таджикистан в. Когда таджикистан войдет в таможенный союз

Входит ли таджикистан в. Когда таджикистан войдет в таможенный союз

Ирина Денисова, Андрей Малокостов и Наталья Турдыева

История вопроса: Таджикистан

Таджикистан является одной из беднейших стран Центральной Азии. Согласно данным Всемирного банка, номинальный ВВП на душу населения Таджикистана в 2012 г. составлял 872 долл. США. Таджикистан - это горная страна, не имеющая выхода к морю, где в результате разрушительной пятилетней гражданской войны, разразившейся вскоре после провозглашения независимости в 1992 г., сильно пострадала существовавшая во времена СССР хозяйственная инфраструктура. В настоящее время основу экономики Таджикистана составляют хлопковая, текстильная и легкая промышленности, производство электроэнергии, алюминия, добыча природных ресурсов (золото, серебро, сурьма и уголь), а также производство некоторых товаров народного потребления.

Эффект низкой базы может частично объяснить недавние высокие показатели роста Таджикистана: темп роста реального ВВП составил 7,4% в 2011 г., темп роста реального ВВП на душу населения - 5,9%. Одними из основных факторов увеличения ВВП Таджикистана являются денежные переводы от соотечественников, уехавших на заработки в соседние страны (в особенности в Россию), и рост экспорта (основными экспортными товарами являются алюминий и хлопок). Структура экспорта Таджикистана в 2011 г. представлена на , а структура объема промышленного производства страны в 2010 г. - на .

Таджикистан и Таможенный союз

Вхождение Таджикистана в состав Таможенного союза и Единого экономического пространства возможно лишь после присоединения Кыргызстана к этим наднациональным структурам, так как в настоящее время у Таджикистана нет общей границы с Таможенным союзом.

Расширение Таможенного союза посредством включения в свой состав Таджикистана может иметь значительное влияние на экономику этой страны, так как Россия, Беларусь и Казахстан в настоящее время обсуждают комплекс мероприятий в сфере торговли, миграции и инвестиционной политики.

Торговля

В сфере торговли можно сказать не так много: большинство тарифов, применяемых в двусторонней торговле между странами Таможенного союза и Таджикистаном равны нулю благодаря договорам Евразийского экономического сообщества. Таможенный тариф Таможенного союза несколько выше, чем действующий в Таджикистане: средневзвешенный таможенный тариф Таможенного союза составляет 7,55% по сравнению с 6,41% в Таджикистане (по состоянию на начало 2014 года).

Таджикистан является членом ВТО с марта 2013 г., что означает, что любое региональное торговое соглашение должно соответствовать статье XXIV ГАТТ-1994, в которой говорится, что «региональное торговое соглашение должно быть направлено на развитие торговли между ее станами-членами и не создавать барьеры в торговле с другими членами ВТО». Принимая во внимание правила ВТО, увеличение числа членов в Таможенном союзе не должно привести к росту торговых барьеров Таджикистана, и в этой связи возникают вопросы о том, каким образом будет формироваться единый внешний таможенный тариф в новом расширенном Таможенном союзе.

Величину возможных последствий присоединения Таджикистана к Таможенному союзу можно оценить с помощью вычисляемой модели общего равновесия GLOBE . Если предположить, что Таджикистан будет использовать внешний таможенный тариф Таможенного союза, то изменение ВВП, вызванное расширением, составит 0,2% для Таджикистана, 0,1% для России. Эффект для Беларуси и Казахстана будет незначительным. Стоит отметить, что данные расчеты проведены в предположении о вхождении в Таможенный союз только Таджикистана, в то время как реальный экономический процесс предполагает предварительное вхождение в состав этого регионального объединения Кыргызстана.

Один из экономических механизмов, не отраженный в вычислимой модели общего равновесия (CGE), - это динамическое изменение в структуре экспорта за счет реализации экспортного потенциала, которое можно расчитать в рамках подхода Хаусманна и Клингера. Этот подход фокусируется на отношениях между существующей структурой экспорта страны и возможностями ее будущего развития. В качестве индикатора структуры экспортной корзины, Хаусманн и Клингер использовали «сложность» экспортных товаров. Уровень «сложности» определяется уровнем развития в странах, которые имеют аналогичную структуру экспорта. Оценивая изменения в структуре экспортных товаров и соответствующую динамику развития стран-экспортеров, Хаусманн и Клингер предложили методику прогнозирования развития существующего экспорта страны. Эта методика основывается на предположении, что эволюция экспортной корзины, образованная выявленными сравнительными преимуществами рассматриваемой страны, в значительной степени определяется «близостью» этих товаров к существующей корзине экспорта.

В настоящее время таджикскому экспорту определенно не хватает «сложности», однако увеличить ее возможно. Согласно результатам исследования «Оценка экономического эффекта присоединения Республики Таджикистан к ТС и ЕЭП », проведенного Центром интеграционных исследований Евразийского банка развития, торговля со странами Таможенного союза позволит Таджикистану увеличить «сложность» своего экспорта больше, чем это было бы без интеграции.

Все промышленные товары можно разделить на четыре больших группы: «сырьевые», «низкотехнологичные», «технологии среднего уровня» и «высокотехнологичные». Результаты применения модели Хаусманна в отношении Таджикистана показывают, что в настоящий момент эта страна может увеличить производство следующих товаров, имеющих самый высокий экспортный потенциал:

    • Товары технологии среднего уровня: например, холодильное оборудование;
    • Низкотехнологичные товары:

Строительные материалы из камня, цемента и дерева;

Изделия из алюминия;

Текстиль и швейные изделия;

Молоко и молочные продукты;

Рыбные продукты.

Трудовая миграция

Инвестиционный потенциал Таджикистана высок. Основными секторами для инвестиций являются цветные металлы, гидроэнергетика, а также пищевая и легкая промышленность (в основном текстильная). Таджикистан может стать интересной инвестиционной возможностью для компаний Таможенного союза, однако исследование Всемирного банка, посвященное оценке деловой и предпринимательской среды, проведенное в 2009 г., обозначило множество препятствий на пути к предпринимательской деятельности. Среди препятствий для ведения бизнеса в Таджикистане были названы: плохой инвестиционный климат, высокие налоги, отключения электроэнергии, коррупция, обременительное таможенное администрирование и регулирование торговли. Улучшение инвестиционного климата является ключевым компонентом успеха и поможет реализации преимуществ для Таджикистана при интеграции с Россией, Беларусью и Казахстаном.

Выводы и последствия для экономической политики

Подводя итоги, можно сказать, что анализ возможных последствий для Таджикистана при вступлении в Таможенный союз предполагает, что основные экономические выгоды для этой страны лежат в заключении дополнительных соглашений, в основном в сфере трудовой миграции. Экономические выгоды для Таджикистана от торговой интеграции весьма скромны, а движущая сила процесса интеграции лежит в политической области.

Приведенные данные также рождают ряд политически значимых пунктов: интеграция должна быть всесторонней, чтобы быть взаимовыгодной; торговые последствия являются незначительными; актуальной проблемой является регулирование миграции в странах-членах Таможенного союза и инвестиционные возможности в Таджикистане.

Регулирование миграции является одним из краеугольных камней возможной интеграции: российский интерес лежит в области легализации миграционных потоков, а интерес Таджикистана заключается в стабилизации потока денежных переводов.

Для Таджикистана чрезвычайно важно повысить доверие к своей банковской системе, что возможно с помощью инвестиций из других стран-членов Таможенного союза.

Улучшение инвестиционного климата является ключевым компонентом успеха, который поможет Таджикистану реализовать ряд преимуществ при присоединении к Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана.

С полным текстом исследования можно ознакомиться на сайте Евразийского банка развития: http://www.eabr.org/r/research/centre/projectsCII/Tajikistan_CU_SES/

Ирина Денисова - ведущий научный сотрудник ЦЭФИР

Андрей Малокостов - научный сотрудник ЦЭФИР

Наталья Турдыева - старший научный сотрудник ЦЭФИР

Scott McDonald, Karen Thierfelder, and Sherman Robinson. (2007) "Globe: A SAM Based Global CGE Model using GTAP Data", United States Naval Academy Department of Economics, Working Paper No. 14, May 2007.

Hausmann R., Klinger B. (2006) Structural Transformation and Patterns of Comparative Advantage in the Product Space. CID Working Paper . No. 128. Hausmann R., Klinger B. (2007) The Structure of the Product Space and the Evolution of Comparative Advantage, CID Working Paper . No. 146.

Lall S. (2000) The Technological Structure and Performance of Developing Country Manufactured Exports, 1985-1998. QEH Working Paper . No. 44.

Евразийский банк развития (2013) Оценка экономического эффекта присоединения Республики Таджикистан к ТС и ЕЭП. Рабочий документ № 14, Санкт-Петербург: Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития.

Аналитические материалы по теме торговля и устойчивое развитие доступны в публикации "Мосты" .
Подписка бесплатная

Еще зимой в 2015 году Президент РФ Владимир Путин в который раз рассказал о своих размышлениях относительно вступления в Таможенный союз Таджикистана . Официально прозвучало пожелание увидеть страну в списке объединения во время встрече с Президентом Таджикистана Эмомали Рахмон в Душанбе.

Однако власти Таджикистана дали четко понять, что каких-либо громких заявлений от них ждать в ближайшем будущем не стоит. Несмотря на довольно-таки дружественную встречу, она прошла сдержано. Однако со временем, представители депутатского корпуса Таджикистана все-таки выразили свои одобрения и высказали ключевые преимущества относительно положительного решения.

Говоря об основной проблеме, которая может стать существенной преградой для долгожданного вступления в Таможенный союз, стоит отметить отсутствие четких границ с иными государствами. По причине того, что последние уже включены в рассматриваемый союз, то в сложившейся ситуации стоит видеть возможность развития взаимоотношений между ТС и Кыргызстаном .

РФ и на сегодняшний день является одним из ключевых инвесторов в сфере экономики Таджикистана, а также неизменным союзником в процессе осуществления различных международных торговых сделок.

На сегодня уже известно, что по состоянию на 2018 год Таможенный союз остался неизменным и новых участников обрести не смог . Недавно был проведен форум, который прошел в Душанбе.

Он обозначил четкие мнения некоторых аналитиков, которые все еще уверенны в немалых экономических рисках для Таджикистана, однако параллельно с этим многие считают эти опасения более чем ошибочными.

В начале октября 2016 года состоялась повторная встреча Президента РФ в Душанбе, в которой повторно речь шла о перспективах вступления Таджикистана в Таможенный союз. По ее завершению Владимир Владимирович Путин заявил, что ему вновь не удалось получить внятного ответа относительно желания принимающей стороны вступить в союз.

С его слов представители Таджикистана не говорят четкого «нет», однако параллельно с этим не делают каких-либо четких шагов к скорейшему решению вопроса.

Стоит заметить, что вся эта «эпопея» продолжается уже с далекого 2011 года, на 2018 год ничего конкретного достигнуто не было. Иными словами, Таджикистан еще взвешивает все «за» и «против».

Преимущества

Российская Федерация по результатам исследования смогла обнародовать цифры, которые показывают будущую возможную не только экономию, но и существенную прибыль в финансовом плане Таджикистана, если он решится на вступление в Таможенный союз.

В частности речь идет о таких преимуществах , как:

  1. Мгновенное снижение цен на топливо / ГСМ, в результате чего республика моментально получит выгоды в размере 200-350 миллионов долларов.
  2. Возможная легализация хотя бы 1% приезжих граждан особо выгодна для всех стран, поскольку налоговые поступления составят порядка 42 миллиардов (минимум).
  3. Существенное понижение себестоимости электроэнергии.
  4. Существенное повышение спроса на товары сельскохозяйственного сектора. У Таджикистана, по статистике, лучше всего получается выращивать отборные фрукты и овощи, что автоматически позволит их фермерам импортировать свою продукцию в .

Указанные преимущества являются только частью того, что может получить республика в случае воссоединения с ТС.

В недавнем интервью представитель Международного Движения развития Юрий Крупнов сообщил, что высокий уровень интереса Российской Федерации к Таджикистану объясняется многими причинами .

Со слов представителя Российской Федерации для возможности выдерживать лидерские позиции в конкуренции по отношению к глобальным игрокам в обязательном порядке нужно стараться расширять свою экономический потенциал.

«В Китайской Народной республике свыше 1 миллиарда жителей, а Северная Америка приближается к этому показателю. В Евросоюзе порядка полумиллиарда население, что приводит в невыигрышное положение Российскую Федерацию, поскольку у нее насчитывается менее 200 миллионов жителей.».

Помимо этого он предположил, что возможность выхода на Центральную Азию способна предоставить Российской Федерации не только увеличение торгового пространства, но и возможность быстрыми темпами повышать уровень развития проблемных своих территорий.

Одними из подобных районов по праву можно назвать Западную Сибирь. Со слов того же Крупнова отмечается, что Сибирь от Западного моря отдаляет порядка 4000 километров и столько же до выхода в Тихий океан . В подобной ситуации району просто необходимо начать предпринимательскую деятельность с представителями Центральной Азии.

Стоит отметить тот факт, что импорт из стран, которые не входят в Таможенный союз (в первую очередь это касается Китая, Ирана, Турции) существенно возрастет в цене. Более того, это может в дальнейшем перекрыть перспективы развития торговли и иных экономических отношений в южном направлении , на которые особенно делает ставки Америка.

В настоящий момент таможенные ставки в Таджикистане составляют порядка 7, 5% , а если взять тарификацию Таможенного союза, то это повлечет за собой дополнительно повышение ставки на 3% .

В случае использования таких ставок можно существенно снизить товарооборот с государствами дальнего зарубежья, причем большая часть из которых являются непосредственными членами ВТО.

Интересным остается тот факт, что недавно Таможенный союз объявил о том, что имеющиеся требования ВТО будут обладать приоритетом над прямыми требованиями ТС.

Еще в октябре 2011 года специальная комиссия Таможенного союза смогла привести все имеющиеся нормы ТС в полное соответствие с теми, которые утверждены в ВТО.

Более того, было принято непростое решение, относительно которого, в случае вступления в ВТО, действующие нормы организации будут обладать большей силой чем ТС. Однако до сегодня еще не ясно, как это в реальной жизни можно осуществить, особенно, когда речь идет о Кыргызстане.

До сих пор еще не ясно, когда именно Таджикистан вступит в Таможенный союз , поэтому ничего не остается делать, как только догадываться. Большая часть жителей республики, по статистике, с недоверием относится к вопросу о возможном вступлении. Более того, для них этот вопрос уже давно закрыт.

В период с 2011 по 2018 год каких-либо реальных видоизменений не последовало. Российская Федерация по-прежнему пытается получить внятный и аргументированный ответ возможного будущего партнера, и, если он вдруг последует, российские представители в обязательном порядке подпишут необходимое соглашение по вопросу сотрудничества.

Остается только наблюдать за всеми видоизменениями, которые есть в отношении Таможенного союза. По крайней мере, Россия и Таджикистан на протяжении многих лет способны своими силами справляться со всеми взлетами и падениями и вести успешные торгово-экономические взаимоотношения.

В то время как Россия продолжает повторять мысль о своей заинтересованности во вступлении Таджикистана в Евразийский экономический союз, внутри объединения накапливаются нерешенные проблемы.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров 20 ноября в ходе встречи в дипломатической академии Азербайджана в Баку, отвечая на вопрос о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), сообщил, что вопрос о членстве Таджикистана в ЕАЭС рассматривается. «Будем приветствовать новых членов. К работе ЕАЭС присматривается Таджикистан, ряд других заинтересованных стран, в том числе не обязательно из числа государств СНГ. Будем рады и готовы приветствовать в этих рядах Азербайджан. Сейчас прорабатывается возможность учреждения института наблюдателей при Евразийской экономической комиссии», — сказал министр иностранных дел России.

​«ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ» РОССИИ, ПРЕПОДНОСИМАЯ КАК «СОБЫТИЕ»

Это не первое высказывание министра иностранных дел России относительно возможного членства Таджикистана в Евразийском экономическом союзе. В ходе визита в Душанбе в 2014 году (в том году было подписано соглашение о ЕАЭС), Сергей Лавров сказал, что Россия открыта для таких «близких соседей», как Таджикистан. Душанбе, в свою очередь, продолжает давать уклончивые ответы, ссылаясь на то, что вопрос требует изучения и что Таджикистан должен обдумать плюсы и минусы вероятного вхождения в союз.

На вопрос Таджикской редакции Азаттыка в связи с недавним высказыванием Лаврова министерство экономики и торговли Таджикистана ответило 22 ноября, сообщив, что изучает опыт Кыргызстана и Армении, которые последними вступили в ЕАЭС.

Таджикский эксперт Зафар Абдуллаев отмечает, что Россия хочет преподнести «свою заинтересованность» как событие. В интервью Таджикской редакции Азаттыка эксперт говорит, что Москва через Лаврова дает сигнал Таджикистану ускорить процесс вступления в союз.

— Москва хочет контролировать такие слабые экономики, как Таджикистан. Потому что России не нравится, что Китай и другие конкуренты инвестируют в экономику Таджикистана. Через привлечение в этот союз она хочет избавиться от инвестиций конкурентов. Москва прилагает все виды давления, политические и «мягкую силу», — говорит он.

По словам Зафара Абдуллаева, Россия через финансирование исследовательских учреждений создала Центрально-Азиатский экспертный клуб «Евразийское развитие», объединивший группу таджикских экспертов. При поддержке посольства России в Таджикистане этот клуб часто проводит свои заседания. На них больше всего говорится о том, какую выгоду получит Таджикистан от присоединения к ЕАЭС. Этот клуб был открыт в 2014 году – в год подписания соглашения о ЕАЭС.

В последнее время средства в экономику Таджикистана начали вливать Китай и Саудовская Аравия. За последний месяц в Душанбе побывали делегации из Тегерана, наметились шаги по восстановлению охладевших таджикско-иранских отношений. Однако Россия считает себя лидирующим инвестором экономики Таджикистана.

ХРОМАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И СЛАБАЯ ЭКОНОМИКА

Эксперт Зафар Абдуллаев, намекая на последние события на казахско-кыргызской границе, говорит, что ЕАЭС не в силах решить политические споры между членами союза.

— Этот союз стал такой же «мертвой» организацией, как и СНГ, — говорит он.

Некоторые эксперты считают, что, если Таджикистан станет членом ЕАЭС, то трудовые права около миллиона таджикских мигрантов, находящихся в России, уравняются с правами граждан России. Поэтому таджикские мигранты заинтересованы в членстве своей страны в этой организации. Однако по некоторым подсчетам, бюджет Таджикистана в этом случае может лишиться 30 процентов поступлений.

Казахстанский политолог Азимбай Гали говорит, что безработица в Таджикистане подталкивает граждан этой страны к поискам работы в России.

— Вне зависимости от того, будут союзниками Таджикистан и Россия или нет, очевидно, что поток мигрантов не иссякнет. Во многих случаях мигранты едут в Россию незаконно и сталкиваются с различными проблемами. Если Таджикистан вступит в ЕАЭС, безусловно, ездить в Россию станет легче, — говорит эксперт Азаттыку.

После визита президента России Владимира Путина в Душанбе таджикским мигрантам в России разрешили проходить регистрацию в России в течение месяца.

В ответ на вопрос о том, что могут означать периодические высказывания официальных представителей России о скором вступлении Таджикистана в союз, Азимбай Гали говорит, что Москва заинтересована в увеличении числа союзиков

— В действительности Москва хотела бы иметь побольше стран, которые бы от нее зависели. В этой связи у Таджикистана со слабой экономикой нет другого выхода, кроме как вступить в союз. Предполагаю, что в нынешней ситуации вступление Таджикистана в ЕАЭС надолго не затянется, — считает политолог.

Другой казахстанский политолог Толганай Умбеталиева скептически относится к вступлению Таджикистана в ЕАЭС.

— Таджикистан не проявляет серьезного интереса к этому Союзу и не думаю, что интерес скоро проснется, — полагает эксперт.

Умбеталиева считает, что призыв Узбекистана к интеграции в Центральной Азии вызывает беспокойство у России.

— Импульсы, которые пошли от Узбекистана, возможно, несколько встревожили Россию, которая рассматривает эти изменения как противоречащие ее интересам как на постсоветском пространстве в целом, так и в центральноазиатском регионе, – отмечает эксперт.

Толганай Умбеталиева обращает внимание на тот факт, что в состав ЕАЭС привлекаются бывшие страны СССР.

— В действительности не просматриваются экономические выгоды от новых участников и для новых участников. Кроме того, внутри ЕАЭС уже очень много проблем, которые не решены, — говорит Толганай Умбеталиева Азаттыку.

По ее словам, еще в объединение не интегрированы полностью Армения и Кыргызстан, не говоря уже о проблемах, которые имеются между Россией, Беларусью и Казахстаном. Такие проблемы будут накапливаться, если их не решать, а заниматься привлечением в союз новых экономически слабых государств.

Соглашение о создании ЕАЭС главами России, Казахстана и Беларуси было подписано в 2014 году. Союз начал свою работу в 2015 году. Позднее к союзу присоединились Армения и Кыргызстан. Однако между членами союза – Минском и Москвой, Астаной и Бишкеком – есть разногласия. Россия находится под санкциями Запада после аннексии Крыма и поддержки сепаратистов на востоке Украины.

Куанышбек Кари, казахская служба Радио Свобода

«Copyright (C) 2010 RFE/RL, Inc. Перепечатывается с разрешения Радио Свободная Европа/Радио Свобода»

ДУШАНБЕ, 30 апр - Sputnik. Вступление в силу нового Таможенного кодекса стран ЕАЭС планируется с 1 января 2018 года, сообщила пресс-служба Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

"На Совете ЕЭК принято решение о синхронизации процедур ратификации Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Это позволит ему вступить в силу 1 января 2018 года", - говорится в сообщении, сообщает РИА Новости.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - международное интеграционное экономическое объединение, созданное на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства и функционирующее с 1 января 2015 года. Сейчас членами ЕАЭС являются Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан.

Таможенный кодекс ЕАЭС - один из основных документов нормативно-правовой базы союза.

Белоруссия не присутствовала на заседании Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств ЕАЭС в Санкт-Петербурге, где в декабре был подписан Таможенный кодекс ЕАЭС.

Ранее министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей заявил, что основные цели создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) к настоящему времени не достигнуты.

Глава МИД подчеркнул, что "не выработан механизм функционирования ЕАЭС в условиях применения одним из государств- членов союза односторонних мер защиты рынка в отношении третьих государств, а с ним не решен и принципиальный вопрос обеспечения свободы транзитных перевозок грузов из третьих стран через государства-члены ЕАЭС".

Министр ЕЭК по торговле Вероника Никишина отметила, что в 2016 году коллегия ЕЭК оценила выгоды и риски торговли со странами, не входящими в ЕАЭС.

Оценив выгоды и риски для наших пяти стран, мы поняли, что выгод гораздо больше, чем рисков. Мы к этому готовы", - заявила она. Министр подчеркнула, что выгода будет заключаться в том, что ЕЭК снизит конкуренцию на внутреннем рынке за счет создания льготных режимов выпуска экспортной продукции на рынки третьих стран.

Присоединение Таджикистана к Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана (ТС) станет, как ожидается, одной из тем переговоров во время визита президента РФ Владимира Путина в Душанбе, намеченного на 5 октября. Таджикистан не раз заявлял о своем интересе к ТС, но реальных шагов пока не предпринимал.

Готовь сани летом

21 сентября соседняя с Таджикистаном Киргизия приступила к подготовке документов для вступления в Таможенный союз. К 15 ноября 2013 года Бишкек должен представить свою дорожную карту участия в интеграционном объединении ТС. Все это свидетельствует о том, что общее таможенное пространство вскоре приблизится к границам Таджикистана. В таких условиях Душанбе пора задуматься о собственных перспективах считают эксперты.

контекст

Опрос, проведенный летом 2012 года международным агентством "Евразийский монитор", показал, что 72 процента таджикистанцев выступают за вступление в ТС. Депутат Госдумы РФ Василий Лихачев считает этот результат серьезным аргументом. "Решение Таджикистана войти в Таможенный союз получит общественную поддержку в стране", - заявил Лихачев на заседании форума "Таможенный союз и Таджикистан: перспективы интеграции", проходившего 26 сентября в Душанбе.

По его словам, Душанбе не следует ждать вступления Киргизии в ТС, а уже сейчас работать над своим таможенным законодательством. "У Таджикистана, в отличие от многих других стран, есть предстартовый статус, и он закреплен в Основном законе страны. В статье 11-й говорится, что страна может входить в региональные содружества и международные организации. Этим смягчается вопрос деятельности наднациональной структуры", - констатировал российский политик.

За ТС - бизнесмены и гастарбайтеры

Представители крупного и среднего бизнеса в Таджикистане выступают за интеграцию с постсоветскими государствами. Вступление Душанбе в Таможенный союз значительно оживит торговлю с Россией и другими участниками ТС, отметил коммерческий директор фабрики "Нафиса" Абдулло Мухаммадиев, который заодно посетовал на сегодняшние препятствия ведению бизнеса: "Мы недавно отправили партию носков в один из российских регионов. Груз подвергся повторному досмотру на казахстано-российской границе. Потеряли 10 дней, партнеры понесли убытки".

За вступление в ТС ратуют и таджикские трудовые мигранты. Создание общего рынка труда в Таможенном союзе позволит им легально трудиться в России. Это весомый довод, если учесть, что на заработки в Россию ежегодно выезжают около одного миллиона таджикистанцев. Сумма их денежных переводов на родину в 2011 году была эквивалентна двум государственным бюджетам республики.

Много мифов

Эксперты говорят, что в Таджикистане вокруг Таможенного союза существует много мифов. Один из них связан с отсутствием общей границы с каким-либо из членов ТС. Этот аргумент часто приводят специалисты в Душанбе, говоря о существовании барьеров, однако экономист из России Бехруз Химо считает его необоснованным. "Таджикистан сможет получать товары из России и Казахстана так же, например, как это делает Калининградская область", - подчеркивает Химо, указывая на территориальные особенности этого российского региона.

Власти в Душанбе неоднократно выражали обеспокоенность тем, что вступление в ТС ударит прежде всего по мелким торговцам, которые ввозят товар из КНР и Турции. Эксперт Экономического совета при президенте РФ Александр Павлов считает, что выход из этой ситуации есть, и советует Таджикистану заменить китайский ширпотреб собственными изделиями, став "швейным цехом" Таможенного союза. "Неужели таджики будут шить хуже, чем в Китае? Нет, они будут шить лучше и более качественно", - уверен Павлов.

Преимущества ТС для Таджикистана

Россияне убеждают партнеров в преимуществах Таможенного союза. "А почему не подсчитывают, что вступление Таджикистана в Таможенный союз понизит цены на ГСМ в республике? Выигрыш от этого составит от 200 до 350 миллионов долларов. Почему никто не подсчитывает, что легализация только одного процента трудовых мигрантов, которые находятся на территории России, даст нам с вами 42 миллиарда?" - риторически спросил депутат Госдумы Василий Лихачев.

Таджикистан, став членом Таможенного союза, получит ряд преимуществ, которыми сможет воспользоваться в полной мере: "В первую очередь это энергетика. Достаточно сравнить цены на электроэнергию здесь и в России. Здесь они ниже за счет того, что электроэнергия вырабатывается на ГЭС. В России и Казахстане электричество в основном получают на тепловых станциях, сжигая топливо". Вторая ниша, в которой Таджикистан может быть конкурентоспособен, - аграрный сектор, считает Павлов. "Это дает возможность экспорта фруктов и овощей в страны Таможенного союза", - считает Павлов.

Россия нуждается в партнерах

Интерес Москвы к Таджикистану обусловлен многими причинами, сообщил в интервью DW руководитель международного Движения развития Юрий Крупнов. По его словам, России, чтобы выдержать конкуренцию с глобальными игроками необходимо расширять экономический потенциал. "В Китае - более миллиарда жителей, Северная Америка приближается к миллиарду. Евросоюз имеет полмиллиарда. Россия на этом фоне - не в выигрышном положении. У нас нет и 200 миллионов. В одиночку без партнеров нам не выжить", - полагает Крупнов.

По его мнению, выход на Центральную Азию даст России возможности не только расширить торговое пространство, но и развивать проблемные регионы. Одним из них Крупнов называет Западную Сибирь. "Сибирь от западных морей отделяют 4000 километров, такое же расстояние - до выхода в Тихий океан. В этой ситуации региону уготовано работать с Центральной Азией", - считает Юрий Крупнов.