Уход за волосами

Служба в бари у николая угодника. Храм и мощи Николая Чудотворца в Бари (Италия)

Служба в бари у николая угодника. Храм и мощи Николая Чудотворца в Бари (Италия)

Три с небольшим часа на самолете из Москвы в Рим, затем еще час до Бари, и вот он, долгожданный град святителя Николая. Светлые улочки залиты утренним солнцем, над ними витает аромат пиний, кофе и свежевыстиранного белья - предмет особой гордости местных хозяек. От площади дель Феррарезе вверх на крепостную стену, по одну сторону которой виден Старый город, по другую - лазурное море. Несколько поворотов и спуск по ступенькам к базилике. Можно пройти и по набережной или напрямик через старые кварталы, но мне больше полюбился именно этот путь.

На небольшой площади у входа в базилику святителя Николая оживленно: свадьба. Сентябрь - самый любимый месяц у молодоженов: по нашим меркам еще лето, но уже нет такой изнуряющей жары. Многочисленные гости с детишками-ангелочками поднимаются по ступенькам к дверям, вместе с ними тоненькими ручейками стекаются паломники. Сразу за дверями за стеклом красочная статуя святителя Николая, без которой не обходится ни одно торжество в честь святого.

Весенние празднества в честь перенесения мощей святителя длятся три дня, - рассказывает настоятель Патриаршего подворья в Бари протоиерей Андрей Бойцов. - Проводят парады, концерты… Шоу в небе напоминает полеты наших стрижей-самолетов. Что касается духовной части, то архиепископ Бари сначала совершает мессу на берегу моря, потом выливает ампулу чистого мира от мощей в море, как бы освящая его. Плюс костюмированный крестный ход, очень популярный среди жителей. Хотя его правильнее назвать парадом в исторических костюмах вместе со статуей, которая для них такой же храмовый образ, как для нас икона, - ведь с эпохи Ренессанса католики заменили живописные изображения на объемные. В одеждах XI века разных сословий, от знати до рыбаков, они устраивают очень живописную процессию. Мы тоже присоединяемся, но в качестве зрителей. Вот в позапрошлом году на этот парад специально пригласили представителей православных общин. Попросили грузин, русских, румын прийти в национальных костюмах, с флагами. И несколько наших прихожан с ребятами из хора ходили в русских вышиванках, несли флаг России. Всё же это не светское мероприятие, не молитва.

У нас святитель Николай - один из любимейших святых, а в Италии - покровитель только одного региона - Апулии

Оказывается, такие торжества характерны не для всей Италии. Это у нас святитель Николай - один из любимейших святых. А в Италии - покровитель лишь одного региона - Апулии.

В XVI веке он был даже деканонизирован, - поясняет отец Андрей. - Тогда Римские папы поручили проанализировать жития святых, положив в основу исключительно научный принцип. То есть если не было документального подтверждения, древних свидетельств о жизни святого, его могли вычеркнуть из списка. Да, в римских архивах было много разных документов из жизни мучеников, но не всех. В результате святителя Николая деканонизировали. Потом поняли, что погорячились, и вернули, только в статусе пониже - как местного святого Апулии. И только жители Апулии обязаны его чтить литургически, в остальном католическом мире - по желанию. Но здесь, конечно, празднуют на широкую ногу. В Апулии это выходной, а в Бари - день города. Мы со своей стороны всегда поздравляем и приора базилики, и братию, которые позволяют нам там совершать богослужения.

В верхнем храме потоки разделяются: под звуки органа жених с невестой занимают место перед алтарем, гости рассаживаются на скамеечки, а паломники спускаются вниз, в крипту, на Литургию. Удивительно, но здесь, несмотря на отсутствие каких-либо дверей, совершенно не слышно того, что происходит в верхнем храме.

Небольшое пространство крипты поделено на три части: центральная алтарная, где покоятся мощи святителя Николая; слева православный придел и справа - католический. Иконостас переносной импровизированный: несколько икон, закрепленных на решетках.

Мы приносим на каждую службу, - отмечает отец Андрей. - Благодаря такой структуре католического храма - без иконостаса - люди могут увидеть, что происходит в алтаре. Такой опыт молитвы и богослужения воспринимается более глубоко. Особенно если это нечастое явление. Если везде так будет, то восприятие утратит свою остроту, станет таким же, как с иконостасом. Что касается придела, он появился после II Ватиканского собора. Когда католическим епископам было рекомендовано больше внимания обращать на восточную православную традицию, традицию неразделенной Церкви, в том числе на искусство, иконы, образ пения. Это, конечно, сказалось благотворно. С тех пор многие стали ставить в храмах православные иконы и через это анализировать православную традицию. Есть такие, кто потом переходит к нам. Это касается и священнослужителей, и простых людей, которые говорят, что их влечет на нашу службу, хоть она и долгая и надо стоять - а для них это полный мазохизм. Но стоят, потому что понимают: здесь истина - и принимают Православие.

Благочестивых католиков влечет на нашу службу, хоть она и долгая и надо стоять - но стоят, потому что понимают: здесь истина

Служба в крипте, и правда, долгая - вместо привычных двух продолжается часа три-четыре. Это и за счет количества причастников, и совершенно другого темпоритма. Даже вне праздников молящихся много. По небольшому проходу вдоль задней стены одна группа туристов постоянно сменяет другую: испанцы, французы, итальянцы. Кто-то просто проходит, кто-то останавливается, присаживается, пытается вникнуть в суть происходящего, пока экскурсовод с табличкой не напомнит о том, что уже пора. В заключительный день нашего паломничества одна итальянская пара усиленно расспрашивала меня о службе. Как сказал потом отец Андрей, «на юге Италии народ очень клерикальный и по-своему благочестивый. Они хорошо относятся к православным священникам, уважают их. Католики часто просят благословения, помолиться о них».

По завершении Литургии батюшки отворяют врата, центральные или боковые, чтобы все желающие могли приложиться к мощам и о чем-то попросить святителя Николая.

Раньше впереди была балюстрада, и пройти можно было только сбоку, - говорит отец Андрей. - Те ступени, что сейчас видят паломники, появились лишь пять лет назад. Когда группа паломников совсем небольшая, открывают боковые врата, когда много людей - тогда центральные. Это технический момент. Почти каждый день кроме воскресенья я прихожу в крипту базилики к святителю Николаю и служу молебен с акафистом. А по вторникам и четвергам у нас Божественная литургия.

Оглядывая это небольшое помещение, где и при 200 молящихся уже и тесно, и душно, невольно задаешься вопросом: что же происходит в дни памяти святого, когда желающих посетить святителя Николая не сотни, а тысячи?

Для меня, как для настоятеля, эти три дня дважды в год - самое тяжелое время. Необходимо организовать приезд нескольких тысяч паломников. Плюс епископы и митрополиты, одного из которых Святейший Патриарх благословляет возглавить службу. Их нужно встретить, препроводить, организовать богослужение. Раньше служили только в крипте. Я сам это видел, когда был настоятелем прихода в Неаполе. Это очень неудобно: в крипте помещается максимум тысяча человек. Плюс жара, потому что нет кондиционера, - там просто нечем дышать. Большая часть людей оставалась наверху. Многие обижались - народ ведь разный. Кто-то со смирением воспринимал, а кто-то начинал толкаться, пролезать. Бывали разные эксцессы, людям становилось плохо из-за жары. А чтобы батюшка с Чашей для Причастия вышел, вообще всех наверх выгоняли из крипты. И там наверху сначала причащали, а потом народ становился в очередь, чтобы приложиться к мощам святителя Николая. Многие только к пяти-шести вечера доходили до мощей. Я это прекрасно помню, потому приезжал сюда на каждый праздник. Даже скандалы иногда случались, люди начинали драться. Привозят автобус, как наш из Неаполя, а там такие же гастарбайтеры, многие не церковные люди. Для них это как экскурсия, во время которой они могли и выпить. А тут их болтают: туда не ходи, сюда не заходи, потом встань в очередь на пять часов. Нет, большинство со смирением стояло и читало акафист. Но порой и карабинеры вмешивались. Поэтому после назначения в Бари я сразу задумался, как это можно исправить. И при помощи святителя Николая решили, что нужно служить наверху всем вместе, чтобы не было никакого эксклюзивизма. А то вроде как випы внизу, поближе к мощам. Я все эти нюансы подробно изложил Святейшему, и он благословил дважды в год на праздники служить на главном алтаре базилики. Теперь мы все вместе молимся наверху. Евхаристия ведь не зависит от того, в крипте она или в другом месте. Так же на Престол кладем православный антиминс, всё так же совершаем, Причастие от этого не меняется. Христос всегда Один и Тот же, как говорит Священное Писание. Каждый раз везем туда два грузовичка разных богослужебных вещей, облачений, икон, чтобы базилика приняла более-менее привычный православный вид. Ставим подсвечники. Уже с семи утра, пока идет проскомидия, внизу открыт вход к мощам - люди прикладываются и проходят наверх в храм молиться. Мы делаем специальный маршрут, чтобы никто в крипте после не оставался. Охрана очень деликатная, вежливая, следит, чтобы никто дольше пяти минут не задерживался. В результате к 12 часам уже все спокойно приложились, помолились, никому на ногу не наступили.

Постепенно крипта пустеет, есть даже возможность сделать несколько снимков и алтарной части, большой иконы напротив и колонны у одного из входов, обнесенной решетками и утопающей в записках, как Стена плача в Иерусалиме.

Считается, что святитель Николай перенес в Бари эту колонну из своего старого храма в Мирах

Когда ко мне приезжают какие-то друзья или гости, я об этой колонне даже не говорю. Но если они видят там толпу или что-то слышали про нее, тогда объясняю. Есть местное церковное предание, что эта колонна связана с чудом, совершённым святителем Николаем. Когда строили базилику, не хватало колонны, и ее нашли в море, которое, как вы видели, здесь буквально в двух шагах. Считается, что святитель Николай перенес эту колонну из своего старого храма в Мирах, который на тот момент был почти разрушен. Его святитель строил еще при жизни. И там случилось первое чудо: во время паломничества в Рим к апостолам Петру и Павлу святитель Николай, проходя мимо какого-то тоже полуразрушенного дома, увидел прекрасную колонну из дорого мрамора и порфира. Помолился, и колонна перенеслась в Миры. А оттуда впоследствии в Бари. Это уже второе чудо. Как верующие, мы понимаем, что такое вполне могло быть. Плюс у местных девиц в Бари в средние века сложилось поверье, что колонна помогает тем, кто долго не мог найти жениха. Для этого девушки строго постились на протяжении всего Великого поста. И все семь недель причащались в церквях Бари, а это серьезный подвиг, между прочим. В заключительный раз причащались в этой базилике, читали молитвы святителю Николаю и трижды обходили вокруг этой колонны, которая тогда стояла без решеток и стекла. И, как говорят, в течение года жених появлялся. Возможно, в 1990-е годы гиды рассказали об этом паломникам, а наши женщины затем за ненадобностью купировали пост, молитву, Причастие, оставили только круги вокруг колонны. Куда проще! Хотя тоже, говорят, помогает. И ладно бы просто ходили кругом, хотя и это напрягало католиков, но потом стали еще молотками кусочки отбивать. Тогда уже колонну закрыли стеклом и решетками. Теперь записки пишут, как к Стене плача. Но если слишком много об этом говорить, мы невольно будем отвлекаться на какие-то второстепенные, даже третьестепенные детали. Рядом святитель Николай и его мощи - драгоценный сосуд, храм Духа Святого, который будет восстановлен по воскресении. А источник благодати у нас один - Господь Бог. И к Нему мы должны стремиться.

Русский народ всегда нуждался в постоянной молитве у мощей святителя Николая, именно поэтому в начале XX в. Церковь, русская православная общественность и сам император озаботились возведением в Бари храма и странноприимного дома для духовного окормления русских паломников, для внимания к их повседневным нуждам. На собранные по всей России народные деньги (в течение нескольких лет все сборы в храмах Русской Православной Церкви в дни Свт.Николая шли в фонд строительства), силами Императорского Православного Палестинского Общества, по проекту лучших российских зодчих с использованием последних достижений инженерной мысли, архитектурный комплекс был в целом возведен к 20-м гг. XX в. и до 1917 г. успел принять несколько сотен русских паломников, которые прибывали в Бари даже в сложных условиях I мировой войны. Русскому храму Свт.Николая в Бари были переданы значительные вклады в виде икон и церковной утвари как от простых жертвователей, так и от представителей царствующей фамилии. Барградское Подворье Русской Православной Церкви с удобными помещениями для приема паломников, красивым храмом, прекрасным большим садом обещало стать со временем духовным оазисом для всех русских богомольцев у мощей Святителя.
Тогда этим надеждам, по попущению Божию, не суждено было сбыться. Трагические события революции 1917 г., тяжелым катком прокатившейся по судьбам миллионов людей и обрекшей Русскую Церковь и народ Божий на тяжелейшие испытания, жертвы и мученичество, отозвались и в далеком Барграде. Русские люди, по тем или иным причинам оказавшиеся в эмиграции, оказались невольными хранителями русской церковной недвижимости за рубежами Родины. Барградское Подворье оказалось заброшенным, лишенным всяких средств к существованию, паломничество к мощам Свт.Николая прекратилось.
Единственной миссией русской эмиграции в Бари должно было бы стать всемерное сохранение Подворья для будущей возрожденной России. Однако, к сожалению, управление Подворьем в 20-е гг. самонадеянно взяли на себя люди, потерявшие веру в Россию, отчаявшиеся и потому утратившие надежду на ее избавление в будущем от ига безбожной власти. Один из них - князь Николай Давидович Жевахов, представлявший тогда эмиграционное Палестинское Общество, в 1937 г. своевольно и самочинно продал городским властям всю русскую церковную недвижимость в Бари, построенную на народные пожертвования. С тех пор Барградское Подворье перестало быть собственностью России и Русской Православной Церкви.
С тех пор храм лишился практически всего имущества – из нескольких десятков икон старого письма остались немногие единицы, бесследно исчезли ценные подарки, старинная утварь, прекрасная библиотека и т.п.
В этих условиях, после подписания соглашения в ноябре 1998 г. между Русской Православной Церковью в лице Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и мэром г.Бари г-ном С.Ди Каньо Аббреша в Бари при храме Свт.Николая Чудотворца было открыто Подворье Московского Патриархата, которое имеет своей целью развитие всесторонних духовных связей с Италией и с г.Бари в частности, а также занимается духовным окормлением русских паломников, во множестве притекающих к мощам Великого Угодника Божия. К 2000 г. было во многом воссоздано убранство храма Свт.Николая, возобновлены регулярные богослужения и восстановлены основы нормальной приходской жизни.

Возвышается в самом сердце старого города Бари (Citta Vecchia). Построена она в честь Святого Николая, епископа города Мира в Малой Азии (сегодня на территории Турции) в период правления императора Константина (306-337). Святой является воплощением милосердия и человеколюбия, заботы и защиты для слабых.

BARI, BASILICA DI SAN NICOLA

Памятник Святого Николая

Здание напротив базилики называется портиком (открытой галереей) на которой со стороны площади Святого Николая находится памятник Святого Николая, дар президента Владимира Путина в 2003 г от имени Русского Народа.

Немного истории

Норманны, молодой воинственный народ стали вытеснять византийцев и 15 апреля 1071 г после трехлетней осады, в Бари вошел Роберт Гвискард. Он, не остановился в Бари, а устремился дальше на помощь своему брату Роджеру в Сицилию, и в январе 1072г они завоевали Палермо, положив конец двум векам мусульманского господства. Жители Бари, для того чтобы сохранить престиж города и оживить торговлю, перенесли в 1087г из Мир-Ликийских Мощи Святого Николая. Присутствие святых Мощей должно было привлечь многочисленных паломников, потому что Святой Николай был самым почитаемым святым того времени.



Православная капелла

является подтверждением экуменического призвания и Святителя Николая Чудотворца .. После II Ватиканского собора на фоне улучшения отношений между Като-ликами и православными, Ватикан со вниманием отнесся к мнению доминиканцев и архиепископа Бари Енрико Никодемо о необходимости сооружения в базилике восточной капеллы, где могла бы проводиться православная служба. Иконостас был расписан хорватским мастером Златко Латковичем.

Базилика города Бари

Крипта или подземная церковь, находящаяся под поперечным нефом базилики, была построена ранее других частей храма. Крестовый свод поддерживает 26 колонн, две из которых изготовлены из нумидийского мрамора, две - из коралловой крошки, одна - из красного мрамора, а остальные - из греческого мрамора.

Чудотворный столб

В правом углу находится колонна в железной ограде. До 1953г она стояла на месте второй колонны справа. Эта колонна, сделанная из красного мрамора, носит название чудодейственной и привлекает паломников на протяжении нескольких веков.

Немного истории

Согласно легенде Святой Николай совершил поездку в Рим. Здесь, проходя мимо разрушенного дома женщины легкого поведения, он увидел колонну, восхитился красотой этой колонны и столкнул её в Тибр. Чудесным образом колонна оказалась в водах порта Мир, и после своего возвращения Святой Николай поместил её в кафедральном соборе города. Столь же чудесным было её появление на поверхности моря в момент прибытия в город Бари мощей Николая Чудотворца .

Никому не удавалось вытащить её на берег. Наконец, в ночь перед захоронением Святых Мощей (30 сентября - 10 октября 1089г), сам Святой Николай помог завершить здание, начатое аббатом Ильей, и принес недостающую колонну. Барийцы услышали в ту ночь колокольный звон. Они устремились в базилику и увидели, как Святитель с двумя ангелами снесли поставленный аббатом Ильей пилястр и на его месте установили колонну.

Рака Святого

Гробница Святого Николая строгая, как языческий жертвенник. Святые Мощи Святителя (около 75 процентов) находятся ниже уровня пола и закрыты со всех сторон железобетонными блоками. Отсутствие остальных костей скелета объясняется тем, что барийские моряки очень торопились из-за боязни прихода сарацин, и, поэтому, взяли наиболее крупные кости. Недостающая часть Св. Мощей находится в различных церквях мира, прежде всего в Венеции.

ECCO IL VIDEO CHE MOSTRA LE RELIQUIE DI SAN NICOLA

Икона Уроша III Дечанского (1327г)

В глубине центральной аспиды крипты за престолом находится прекрасная икона Святого Николая. Эта икона является единственным сохранившимся в базилике даром из многочисленных вкладов сербских царей династии Неманидов. Это дар Уроша III Свв. Николаю в знак его благодарности за возвращение ему зрения, которого его лишил отец (Уроша II) в наказание за мятеж.

«Манна» Святого Николая Чудотворца

Многие богомольцы стремятся к раке Святого Николая в Мирах ради чудодейственного миро. Это вода (по-итальянски «манна»,а по-гречески «мирон») исходит от мощей Святого. «Манну» собирают один раз в год - на весенний праздник перенесения мощей из Мир в Барии. Специальным черпаком настоятель доминиканской общины достает истекающую от мощей жидкость и распределяете по флаконам. Её количество незначительно и поэтому её смешивают с благословенной водой - тем самым, пусть и разбавленное, миро доходит до тысяч богомольцев из десятков стран. Эту «манну» можно пить, а также мазать болезненные участки тела.

Извлечение миро из гробницы Св.Николая Чудотворца

Немного истории

Когда барийские моряки взломали мраморную плиту, что бы извлечь из раки мощи Святого Николая, они нашли их буквально плавающими в этой воде. Мироточение продолжалось и после перенесения мощей Святителя в Барии, на итальянскую землю.

Сокровищница

В сокровищнице базилики Святого Николая собраны драгоценные дары разных времен. Есть, например, витрина посвященная русским иконам и лампадам и витрина с древними реликвиями относящимися к XI-XII векам, которые были привезены крестоносцами на обратном пути из Святой Земли. В их числе - частицы мощей Святого Апостола Фомы, Святого Апостола Якова (правая рука с тростником) и шип из венца Иисуса Христа.

Сокровищница Св.Николая

В Бари, главный город итальянской области Апулия, можно добраться несколькими способами – на самолете, на поезде из крупных городов Италии и по морю на паромах из других стран – Албании, Греции, Хорватии и Черногории. Русских туристов привлекают в Бари прежде всего мощи одного из самых почитаемых у православных верующих святых – Николая Чудотворца, которые находятся в базилике Святого Николая (Basilica di San Nicola).

Эта базилика была специально построена для вывезенных из Мир Ликийских в конце XI века (1087 год) мощей. Активное паломничество православных людей к мощам началось примерно в XIX веке, хотя и до этого на протяжении нескольких веков сюда всеми возможными способами добирались пилигримы из России. В начале XX века в городе была построена православная церковь – Церковь Святителя Николая (Сhiesa Russa di Bari). Базилика с мощами Николая Чудотворца находится в Старом городе Бари, рядом с портом, а церковь с подворьем, которое с момента основания принимало паломников и с 2009 года принадлежит Русской православной церкви – примерно в трех километрах от базилики, в «новой» части города.

Как добраться в Бари

На самолете

В Бари находится международный аэропорт под названием Аэропорт Бари имени Кароля Войтылы (то есть папы Римского Иоанна Павла II) или Aeroporto di Palese Macchie, его обозначение на аэропортовом табло – обычно BRI (по IATA).

Из России в Бари на регулярной основе не летает ни одна авиакомпания и прямых рейсов сюда нет, поэтому придется добираться с пересадкой в каком-либо из городов Италии (Рим, Милан) или Германии (Берлин, Штутгарт). Многие европейские авиакомпании (в основном лоукостеры) выполняют рейсы в Бари сезонно, в весенне-летнее время, потому что туристы массово летят на курорты Апулии.

Аэропорт Бари находится в 8 километрах от центра города. Самый быстрый и удобный способ добраться из аэропорта в центр – на метро (линия FM 2), которое соединяет аэропорт с центральным железнодорожным вокзалом. Время в пути – всего 15 минут. Билет Bari Centrale – Bari Aeroporto стоит 5 евро (2019 год).

При наличии удобного железнодорожного сообщения автобусы уже не настолько оправданны, хотя упомяну и их: из аэропорта в город Бари с раннего утра (4.45) до 23.00 отправляются многочисленные автобусы – аэропортовые шаттлы, а также регулярные городские автобусы – AMTAB BUS 16, а также TEMPESTA BUS.

Расписание на 2019 год по маршруту Дубровник-Бари .

Отправление из Дубровника в 22.00, прибытие в Бари – 8.00. Самые дешевые билеты начинаются от 44 евро (палубные места), цена варьируется в зависимости от высокого/низкого сезона/выходных дней в высокий сезон (на эти дни билеты дороже).

Из Бара (Черногория) в Бари

С острова Корфу (Греция) в Бари

В те дни недели, когда парома нет (они ходят не каждый день даже в "высокий сезон"), а вам очень хочется попасть в Бари, теоретически можно доплыть на пароме из порта Керкиры до Игуменицы – это город-порт в северо-западной части материковой Греции, а уже оттуда - на пароме до Бари. Время в пути из Керкиры до Игуменицы от 45 минут до 2 часов в зависимости от типа парома. Но, естественно, это «скакание» с парома на паром довольно неудобно, поэтому лучше его избежать.

Если вы точно не решили, когда собираетесь съездить с Корфу в Бари, то лучше не заморачиваться с планированием заранее и просто прийти в один из офисов паромных компаний в порту Керкиры и купить билет на паром непосредственно перед поездкой.

Из Дурреса (Албания) в Бари

Паромы компаний Ventouris и Adria Ferries связывают Албанию с Италией. Время в пути из Дурреса в Бари на пароме – 9 часов.

Базилика святого Николая для многих наших туристов, направляющихся в Бари, является главной достопримечательностью и целью визита.

На входе в базилику посетителя встречают два безрогих быка, которые поддерживают колонны портала.

Быки сыграли свою роль, потому и увековечены у входа в базилику. Изначально мощи св. Николая распорядились разместить в главном кафедральном соборе Бари, но впряженные в повозку с мощами святителя быки (которые не имели рогов) остановились практически на том самом месте, где сейчас стоит базилика, и ни в какую не хотели трогаться дальше. Жители Бари увидели в этом знак свыше, и было принято решение строить специальный храм, где чудотворные мощи св. Николая займут достойное место.

Сами мощи покоятся в крипте, а в главном зале храма можно увидеть скульптуру Николая Чудотворца, выполненную в полный рост из чистого серебра.

Базилика довольно просторна внутри, имеет три нефа общей длиной 39 метров и украшена скульптурным декором, часть которого (рельефы, капители, карнизы) была заимствована от более древних византийских построек.

Потолки базилики покрыты великолепными расписными позолоченными фресками работы Карло Роза ди Битонто, которые он выполнил в XVII веке. Фрески воспроизводят сцены из жизни св. Николая.

Шедевром базилики является алтарь и киворий над ним в виде каменного балдахина, выполненные в XII веке. На капителях кивория располагаются красивые фигурки ангелов, которые держат предметы церковной утвари, что символизирует церковные таинства.

Базилика имеет подземную церковь – крипту. Вход в нее находится правее от алтаря.

Именно здесь были погребены мощи много веков, пока саркофаг не был найден во время большой реставрации храма в 1951 году.

Сейчас рака с мощами находится в самом центре крипты, отгороженной от публичного пространства высокой железной решеткой.

Открывают раку с мощами 1 раз в год – в мае. При вскрытии ее вытекает примерно полстакана многоцелебного мира. Святое миро, исходящее от мощей, можно приобрести в церковной лавке.

Священное Писание около саркофага с мощами.

Напротив саркофага, в противоположной стороне, можно увидеть икону св. Николая, подаренную храму в XII веке сербским царем.

C 1969 года, с благословения Ватикана, в знак дружбы, уважения и глубокого союза с православием, православным священникам предоставляется право служить в крипте базилики вместе с католиками. Также раз в неделю, по четвергам, в основном помещении храма совершается богослужение «по византийско-русскому обряду».

Ежегодно базилику святого Николая посещают десятки тысяч паломников и простых туристов, значительная часть которых – русские.

Именно поэтому и в самой базилике, и на окрестных старых улочках можно встретить множество надписей на русском языке, услышать русскую речь от итальянцев и встретить обитальяневших соотечественников…