Уход за лицом

Субсидии для начало производства. Ограничения государственной программы помощи. На какие цели выделяется

Субсидии для начало производства. Ограничения государственной программы помощи. На какие цели выделяется

Открыть собственное дело мечтают многие люди. Однако очень часто любые стремления или начинания могут разбиться о банальное отсутствие средств для начала работы. Поиск стартового капитала может стать огромной проблемой, ведь для получения кредита или займа необходимо предоставить серьезное обеспечение, которым большинство начинающих бизнесменов просто не располагают. Однако отчаиваться в этой ситуации не стоит. Ведь всегда можно воспользоваться государственной субсидией.

Понятие «субсидия» предполагает получение определенной суммы средств на определенные цели. Как правило, они предоставляются на безвозмездной основе и не предполагают возврата. Целью государственных программ субсидирования малого бизнеса является поддержка предпринимателей и развитие в стране малых предприятий.

Хорошие шансы на субсидии у сельских жителей. Например, может рассчитывать на них.

Составление бизнес-плана ускорит получение субсидии. Зачем и для кого делается бизнес план?

Кто осуществляет субсидирование малого бизнеса?

Выдачей субсидий для начинающих предпринимателей занимаются различные государственные органы. Есть субсидии безработным на открытие бизнеса, есть возможность получить средства в местных центрах занятости. Регистрируясь в качестве безработного, можно рассчитывать, что государство может единовременно выплатить всю сумму пособия единоразово, если человек предложит реальный бизнес-план и подготовленные расчеты.

Целевые же субсидии для начала предпринимательской деятельности или развития существующего бизнеса выдают Центры поддержки предпринимательства, которые открыты в каждом регионе. Как правило, они работают в тесном сотрудничестве с органами муниципального самоуправления.

Разновидности субсидий

На сегодняшний день в РФ существует несколько разных видов субсидий и программ, по которым они предоставляются. Между собой они различаются по своему назначению. Субсидии предоставляются строго для конкретных отраслей и определенных целей. Обычно это отрасли и сферы хозяйства, которые государство стремится поддерживать и развивать в краткосрочной или среднесрочной перспективе. Что касается программ для малого или среднего бизнеса, то они отличаются для каждого отдельного региона. Основным документом, которых их регламентирует, является Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Кроме того, необходимо учитывать также требования местного законодательства. Наиболее распространенными и популярными являются субсидии для начала или развития бизнеса.

Кто может получить субсидию на открытие или развитие бизнеса

Для получения субсидии на открытие бизнеса необходимо зарегистрироваться в отделении Центра занятости по месту жительства. После этого желающий получить средства должен написать соответствующее заявление. Следующим этапом становится подготовка бизнес плана. Его рассматривает и оценивает специальная комиссия. Если она находит бизнес план соответствующим действующим критериям, то одобряется выдача субсидии. После этого получатель субсидии регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя. Субсидия на развитие малого бизнеса выдается после предоставления пакета документов, выданных отделением ФНС.

Чтобы получить субсидию на развитие бизнеса, нужно быть владельцем действующего предприятия в форме ИП или ООО. Могут существовать отдельные субсидии для ИП. При этом возраст фирма не должен быть более одного года. При этом некоторые программы допускают выдачу субсидий фирмам, которые работают до двух лет. Хорошо, если сфера деятельности предприятия является приоритетной для того региона, в котором выдается субсидия. В противном случае чиновники могут отказать в предоставлении материальных средств на развитие. На официальных сайтах местных территориальных центров по поддержке малого предпринимательства часто публикуются списки приоритетных для региона видах деятельности.

Одним из наиболее значимых условий будет являться использование полученных выделенных средств исключительно по целевому назначению. Это означает, что предприниматель не сможет распоряжаться деньгами по своему усмотрению.

В качестве стандартных целей для использования субсидии могут выступать следующие:

  • оплата необходимого для производства сырья;
  • оплата станков или другого оборудования, а также расходных материалов. Которые нужны для осуществления деятельности предприятия;
  • покупка необходимых технологий или средств программного обеспечения, а также патентов или других видов нематериальных активов.

Как правило, срок пользования деньгами ограничивается во времени. Обычно это один – два года. Однако могут быть исключения.

Большая часть программ по предоставлению субсидий включают условие, согласно которому вложенные самим предпринимателем в проект средства должны составлять определенную долю по сравнению с суммой субсидии. К примеру, вложенные со стороны самой организации средства должны составлять порядка 60% от запрашиваемой у государства суммы. Конкретный процент будет устанавливаться в соответствии с условиями каждой отдельной программы.

Необходимо знать также, что некоторые предприятия не могут получить субсидию в принципе. Так, государство не помогает в развитии компаниям, которые занимаются производством или торговлей алкогольной или табачной продукцией. Не могут получить субсидию также фирмы, которые занимаются прокатом оборудования.

Бизнес план для получения субсидии на развитие бизнеса

При составлении бизнес плана для получения субсидии на открытие бизнеса необходимо помнить о том, что оценивать его будут по определенным критериям. Главным из них является безубыточность бизнеса. Чем меньше риск, тем больше шансов на то, что план будет одобрен. Важное значение имеет то, будет ли новое предприятие создавать рабочие места.

Будущий предприниматель должен проявить со своей стороны заинтересованность в развитии предприятия и готовность инвестировать в это собственные средства. Чем больше денег человек готов вложить сам, тем на большую он может рассчитывать.

Все статьи предполагаемых расходов должны быть расписаны максимально подробно. Чиновники, которые будут принимать решение, должны четко понимать, на что будут потрачены предоставленные средства.

Стоит учитывать и ту сферу, в которой будет работать предприниматель. Оптимально, если эта сфера входит в список приоритетных в данном регионе.

Государство всячески старается стимулировать предпринимательскую деятельность граждан. Малый бизнес, к числу которого, относится подавляющее большинство индивидуальных предпринимателей, требует неустанной заботы государства. Ведь не секрет, что предприниматели занимают весомый сектор экономики, обеспечивают занятость многим тысячам наемных работников, и своими налогами вносят вклад в бюджет страны. Правительство заинтересовано в том, чтобы предпринимателей было как можно больше, а в трудные времена, как можно меньше малых предприятий прекратило свой бизнес.

В предлагаемой статье рассмотрим, какая оказывается помощь индивидуальным предпринимателям от государства.

Какие виды помощи индивидуальным предпринимателям бывают

Как уже было сказано, чем больше граждан страны занимаются индивидуальной предпринимательской деятельностью - тем лучше. Одновременно, требуется, чтобы предприниматель, вступивший на этот путь, окреп, «встал на ноги» и создал полноценный бизнес. Соответственно, будет замечательно, если со временем его предприятие вырастит до значительных размеров, и предприниматель сможет обеспечить занятостью как можно больше человек. А возможно, когда либо, вырастит и до национального чемпиона. Благо, зарубежная практика знает такие случаи.

Но даже если предприниматель обеспечит занятость только себе, останется самозанятым лицом, то и от этого будет польза государству. Этот гражданин не будет претендовать на получение пособия по безработице, а возможно, даже и небольшим вкладом, будет пополнять бюджет страны путем уплаты налогов.

Далеко не все начинающие и действующие предприниматели знают, что в стране действует множество программ направленных на поддержку малого бизнеса. Отношения, связанные с поддержкой самих предпринимателей и инфраструктуры созданной для поддержки малого и среднего предпринимательства регулируются законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данный закон устанавливает основные принципы оказания помощи предпринимателям, определяет механизмы поддержки и источники её финансирования. Так же законом установлены следующие виды помощи, на которые может рассчитывать предприниматель:

  • информационная,
  • консультационная
  • имущественная,
  • финансовая.

Законом также определены источники финансирования помощи и исполнители мероприятий направленных на помощь субъектам малого и среднего бизнеса. Рассмотрим помощь оказываемую предпринимателям, в разрезе видов этой помощи, подробнее.

Информационная помощь индивидуальным предпринимателям

Фраза «кто владеет информацией, тот владеет миром» достаточно стара, но, тем не менее, не утратила своей актуальности. И хотя речь идет не о владении миром, а всего лишь об информации, которая позволяет правильно создать свой бизнес и довести его до успеха, в данном случае она так же актуальна.

Предприниматель, на всех этапах своей деятельности, сталкивается с нехваткой информации. Будь то, на этапе создания своего дела, либо в процессе ведения бизнеса. Кто-то обращается за помощью квалифицированных специалистов - консультантов, кто-то получает дополнительное образование. Но мы сейчас живем в мире информационных технологий и государственная информационная поддержка предпринимательства в первую очередь направлена на обеспечение доступности необходимых предпринимателям знаний через сеть Интернет. Реализуется это посредством создания специализированных интернет - ресурсов, а так же адаптации уже имеющихся сайтов органов государственной власти и госслужб для нужд предпринимателей.

В качестве специализированного ресурса направленного на информационную поддержку предпринимателей можно отметить - Федеральный портал малого и среднего предпринимательства (smb.gov.ru). А среди хорошо адаптированных сайтов государственных служб - это официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ (nalog.ru).

Консультационная помощь индивидуальным предпринимателям

Не во всех случаях, самостоятельный поиск необходимой информации может помочь в решении проблем, которые встречаются на пути предпринимателей. Бывают нестандартные ситуации, в которых предприниматель не сможет самостоятельно разобраться и найти выход. В такие моменты, информационной поддержкой не обойтись.

Когда предприниматель сталкивается со сложной ситуацией, выход из которой в сети Интернет не найти, ему требуется помощь квалифицированного специалиста - консультация. Законом предусмотрено два способа оказания предпринимателям консультационной помощи.

В первом случае, предусматривается создание инфраструктуры (сети), состоящей из отдельных единиц (организаций) которые оказывают поддержку субъектам малого предпринимательства. Это могут быть, например, отделы администраций муниципальных образований, одной из функций которых является оказание консультативной помощи предпринимателям. Либо, так называемые, юридические клиники, при учебных заведениях, в которых готовят правоведов, которые в свою очередь, в порядке стажировки, вникают в проблемы конкретных предпринимателей, и помогают их решить. С другой стороны, возможно привлечение предпринимателем платных специалистов, расходы на чьи услуги в дальнейшем, возмещаются из бюджета.

Имущественная помощь индивидуальным предпринимателям

Одной из существенных проблем, с которой сталкиваются начинающие предприниматели, является недостаток материальной базы. Здесь может быть как отсутствие оборудования для производства продукции, земельных участков или помещений для ведения деятельности. Либо, просто отсутствие активов, под которые можно было бы осуществить кредитование в банке.

Частично решить эту проблему помогает реализация закона о развитии предпринимательства. Согласно его положениям, во владение или пользование субъектам малого предпринимательства может передаваться различное государственное или муниципальное имущество. Среди такого имущества могут быть:

  • здания, строения, иные нежилые помещения,
  • земельные участки,
  • транспортные средства и иные машины и механизмы,
  • оборудование, инструменты и инвентарь.

Предусмотрена передача, как на возмездной основе, так и на безвозмездной. Основное требование, которое должен соблюдать предприниматель при использовании этого имущества - это сохранение его целевого назначения. Кроме этого, в большинстве случаев запрещается отчуждение этого имущества, передача его в залог, внесение в уставной капитал и так далее. В случае нарушения правил пользования таким имуществом, оно, в судебном порядке, может быть изъято. Обратится в суд, с таким иском, могут государственные органы и органы местного самоуправления, оказавшие такую имущественную поддержку.

Дабы сделать процесс предоставления имущественной помощи открытым, государственные и муниципальные органы, согласно закону, обязаны создавать и размещать для публичного сведения перечни имущества, которое может быть предоставлено для осуществления предпринимательской деятельности, на долгосрочной основе. В отношении имущества находящегося в федеральной собственности, уполномоченным органом, по составлению таких перечней, выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Финансовая помощь индивидуальным предпринимателям

Финансовая поддержка, вне сомнения, является одним из самых желанных видов помощи предпринимателям. Осуществляться она, как говорится в законе о поддержке предпринимателей, может из средств бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов. Предусмотрены следующие формы оказания финансовой помощи предпринимателям:

  • субсидии,
  • бюджетные инвестиции,
  • государственные и муниципальные гарантии.

Рассмотрим их более подробно. И начнем с субсидий. В этом плане она отличается от кредитов и займов, которые, как правило, тоже бывают целевыми, но подлежат возврату, либо к моменту истечения установленного срока, либо периодически и равными частями в пределах этого срока.

Мнение эксперта

Мария Богданова

Так как эти денежные средства выделяются из бюджета, и сами действия по их предоставлению носят некоммерческий характер, то к их получателю предъявляются строгие требования. Субсидия не может быть предоставлена без прохождения строгой процедуры отбора кандидатов на освоение бюджетных денежных средств. Как правило предпринимателю нужно доказать серьезность своих намерений. Одним из таких доказательств выступает подробный и обоснованный бизнес-план. Установленного образца, по которому составляется такой документ, не существует.

Важно иметь в виду, что получая государственную поддержку, ИП берёт на себя конкретные обязанности. В первую очередь они заключаются в сдаче отчётности. В последствии ИП обязан предоставить отчёт о расходовании полученных денежных средств.При этом важно приложить к нему чеки, платёжные поручения, квитанции и другие документы, подтверждающие направление расходования средств. Не исключено, что государство может затребовать деньги назад. Например, если выявлена нецелевая реализация финансов, то вся сумма запрашивается обратно. Если по отчетам видно, что доля помощи осталась нереализованной, то она также возвращается.

Целевое предназначение субсидий может быть различным, но, как правило, они направляются на следующие цели:

  • приобретение инструментов, оборудования, и инвентаря,
  • приобретение материалов, сырья и комплектующих,
  • приобретение объектов интеллектуальной собственности - лицензий, патентов.

Бюджетные инвестиции, являются менее распространенным видом финансовой помощи предпринимателям. Как правило, денежные средства, направляемые на поддержку бизнеса таким способом, конвертируются в участие в уставном капитале компаний. В связи с этим, помощь индивидуальным предпринимателям от государства в такой форме недоступна.

Если предприниматель претендует на получение государственных или муниципальных гарантий, то он должен предоставить инвестиционный проект ведения деятельности и подтвердить желание заключить договор с кредитной организацией на условиях соответствующих требованиям выдачи государственных (муниципальных) гарантий. После получения согласия на предоставление такой поддержки, под гарантии государства, или органов местного самоуправления, предпринимателю предоставляется кредит (заём) в банковском учреждении.

Мнение эксперта

Мария Богданова

Стаж более 6 лет. Специализация: договорное право, трудовое право, право социального обеспечения, право интеллектуальной собственности, гражданский процесс, защита прав несовершеннолетних, юридическая психология

Существует одно важное условие - бизнес, организованный при государственной поддержке, должен существовать минимум два года. Такое условие является некой гарантией и позволяет исключить финансирование компаний однодневок.

Для paзвития мaлoгo бизнeca в Poccии нa 2019 гoд Mинэкoнoмики пpeдлaгaeт cфopмиpoвaть нoвыe, eщe бoлee лoяльныe пpoгpaммы пo льгoтнoму финaнcиpoвaнию. Эти пpoгpaммы будут кacaтьcя лизингa, кpeдитoв, нaлoгoв и. т. д. Пo cлoвaм пpeзидeнтa cтpaны, вce мepoпpиятия гocудapcтвa дoлжны быть opиeнтиpoвaны нa умeньшeниe финaнcoвoй нaгpузки нa бизнecмeнoв и пooщpeниe мaлoй пpeдпpинимaтeльcкoй дeятeльнocти.

Предприниматели России могут рассчитывать на ощутимые объемы государственной поддержки своей деятельности в виде субсидий. Исходя из каких критериев органы власти определяют бизнесы, в отношении которых может быть оказана соответствующая помощь?

Бизнесу полагаются субсидии?

Да. Субсидии для малого бизнеса, а в особенности для начинающих предпринимателей, в России могут предоставляться как на государственном, так и на муниципальном уровне. При этом структура соответствующих программ может сильно разниться от одного региона к другому. Все зависит, главным образом, от ресурсов бюджета конкретного субъекта федерации или же муниципального образования. национального уровня, направленных на прямое субсидирование малых бизнесов, пока не разработано, несмотря на наличие федеральной программы поддержки бизнеса. Однако есть сценарии, предполагающие компенсацию расходов связанных с оказанием мер соответствующей поддержки предпринимателям. Поэтому федеральные органы власти - главным образом, это Минэкономразвития - хотя и опосредованно, но все же участвуют в субсидировании бизнеса.

Варианты финансовой поддержки

В зависимости от конкретной региональной программы, могут определяться самые разные виды субсидирования. Например, в Москве есть несколько базовых форматов оказания поддержки бизнесам. Например, в Москве существуют программы, адаптированные для субсидирования предпринимательских инициатив для граждан, не трудоустроенных официально. В рамках данного рода мер поддержки величина государственной помощи относительно небольшая - порядка 60 тыс. рублей. В некоторых случаях столичные власти готовы компенсировать расходы бизнесов, связанные с регистрацией предприятий - в этом случае владельцы фирм могут получить помощь порядка 25 тыс. рублей.

В Москве, вместе с тем, предусмотрены и более масштабные объемы финансирования предпринимательских инициатив. Помощь в размере 500 тыс. рублей в качестве субсидии для поддержки малого бизнеса могут получить предприниматели, планирующие приобретение основных производственных средств, снабжение необходимыми ресурсами рабочих мест, покупки ПО или же аренду офиса. В рамках отдельных статей расходов возможна компенсация издержек в размере 100%, но практикуется также вариант с частичным возмещением.

Примечательно, что налогообложение субсидий для малого бизнеса не предусмотрено. Это большой плюс для предпринимателей, которые во многих случаях испытывают и без того высокую нагрузку в аспекте различных сборов и платежей в государственную казну.

Компенсации по кредитам

В некоторых случаях субсидии для малого бизнеса выражаются в компенсации части расходов по обслуживанию банковских кредитов. Как правило, это возмещение издержек, связанных с погашением займов в части процентной ставки. Такого рода компенсация предоставляется в виде разницы между величиной процентов, которые подлежат к уплате по договору с банком, и размером взноса, указанного в бизнес-плане.

Предельный размер возмещения, о котором идет речь, во многих случаях привязан к ставке рефинансирования ЦБ РФ. Если срок выплат по графику кредита - более трех лет, то компенсируются 2/3 ставки рефинансирования Центробанка. Если 2-3 года - то 1/2. Если менее двух лет - то 1/3. Указанные цифры фигурируют в московских программах помощи бизнесу.

Содействие в поручительстве

Субсидии для малого бизнеса могут также предоставляться с целью выполнения обязательств, связанных с поручительством, а также Правда, величина соответствующей компенсации не может превышать 90% от предполагаемых расходов предпринимателя.

Компенсация лицензий и сертификатов

Во многих случаях бизнес требует оформления особого рода лицензий и сертификатов. Например, довольно часто такие документы нужны для предприятий пищевой промышленности. Государственные субсидии для малого бизнеса в этом направлении могут быть представлены в виде компенсаций расходов, связанных с оформлением необходимых источников (как правило, здесь подразумевается оплата услуг посреднических организаций). Предельная величина возмещения в большинстве случаев не превышает 50%. Суммы, о которых идет речь, вместе с тем, могут быть существенными. В московских программах помощи бизнесу это порядка 400 тыс. рублей.

Компенсация лизинга

Достаточно часто предприятия приобретают технику и иные ресурсы в лизинг. В отношении расходов, связанных с этим направлением деятельности, также могут применяться государственные субсидии. Как правило, предельная величина компенсаций здесь, так же как и в случае, например, с оплатой кредита, привязана к ставке рефинансирования ЦБ. В некоторых случаях может иметь место ограничение в периоде начисления субсидий. Например, по одной из московских программ поддержки предпринимателей, компенсации за лизинг выплачиваются, вне зависимости от срока действия договора между бизнесом и поставщиком машин, три года.

Суммы, о которых может идти речь при исчислении субсидий за лизинг, могут быть значительными. Например, в ряде столичных программ поддержки бизнеса это 5 млн рублей. Правда, при этом компенсируется не более 30% от затрат предпринимателя по оплате лизинговых контрактов. В то же время в расчет "формулы" может браться также и НДС - 18%. В этом случае фактическая помощь от государства будет чуть меньше, но НДС, исходя из некоторых особенностей налогообложения, предприниматели могут впоследствии возвращать или взаимно засчитывать соотносительно с другими обязательствами перед казной.

Условия и требования

Исходя из каких критериев назначаются субсидии для малого бизнеса? Все, опять же, зависит от политики конкретного региона. Но, если попытаться обобщить соответствующие критерии, то все же можно выделить некую общность требований к предприятиям. Например, во многих регионах базовое условие, при котором возможно получение субсидий для малого бизнеса - срок работы организации на момент обращения за поддержкой должен быть не более 2 лет. Также в числе часто встречаемых условий - количество сотрудников не должно превышать 250 человек. Еще один критерий, применяемый во многих регионах, - размер выручки. Например, для Москвы это 1 млрд рублей в год.

В большинстве случаев предприятие, которому нужна субсидия для развития малого бизнеса, не должно иметь непогашенных обязательств перед ФНС и внебюджетными фондами. Как правило, предоставление государственной и муниципальной поддержки подразумевает, что бизнес будет располагать некоторым объемом собственных финансовых ресурсов. В большинстве случаев это как минимум 50% от общей суммы целевого финансирования.

Исходя из каких еще требований возможно получение субсидий для малого бизнеса? Вновь отметим, что соответствующие правила разнятся от одного региона к другому. Рассмотрим варианты с требованиями, которые определены властями Москвы.

Законы столицы, регулирующие субсидирование малого бизнеса, прежде всего, предписывают организациям, которые претендуют на меры поддержки, регистрацию в налоговых органах Москвы.

Следующее требование - у бизнесов не должно быть отдельных структурных подразделений вне территории столицы. Если такие есть, то они должны обеспечивать поступления в бюджет Москвы в размере не менее 50% от всех уплачиваемых налогов за год.

Если речь идет о желании предпринимателя, к примеру, получить компенсацию за лизинг - то соответствующий договор с поставщиком должен быть заключен не ранее 1 января того года, в котором фирма подала заявку на субсидирование. Также обязательное условие, если речь идет о лизинге, - фактическое присутствие основных средств на мощностях организации, то есть задействование предмета компенсации в реальном производстве. Машины и оборудование должны быть в строю.

В некоторых случаях получение субсидии возможно, только если в течение календарного года аналогичные меры поддержки бизнеса московские власти предпринимателю не оказывали. То есть, например, если речь идет о том же лизинге - соответствующие компенсации предоставляются в целевом порядке на определенный

Часто субсидии начисляются, только если предприниматель сможет подтвердить соответствующие расходы. Например, в случае с лизингом это должны быть платежи в соответствии с графиком, что прописан в контракте с поставщиком.

Когда субсидию не дадут

Какие субсидии для малого бизнеса существуют, мы изучили. Рассмотрим теперь аспект, касающийся случаев, когда соответствующие меры государственной или муниципальной поддержки предприятию оказаны быть не могут. Вновь отметим, что политика разных регионов может отличаться. В каких случаях предприниматель может не рассчитывать на получение субсидии для открытия малого бизнеса или же на компенсацию расходов по кредиту, лизингу и иным Для московских программ поддержки предпринимательства свойственны следующие нормы.

Один из ключевых барьеров бизнеса к получению субсидии мы уже отметили выше - это наличие долгов по налогам и иным платежам в казну. Соответствующие обязательства должны быть предприятием выполнены на момент подачи заявки на государственную поддержку.

Фирме не будет предоставлено субсидий, если в отношении нее инициированы процессы банкротства либо ликвидации, а также приостановки деятельности в силу законодательных предписаний.

Предпринимателю будет отказано в субсидии, если он ранее получал ее, но выполнил условия, касающиеся ее использования, с нарушениями. Правда, для некоторых программ поддержки бизнеса установлен срок, в течение которого подобные действия аннулируются - это три года.

На момент подачи заявки у предпринимателя должны быть исполнены все предыдущие договоры с Правительством Москвы, касающиеся предоставления и использования субсидий того типа, которые запрашиваются в текущий момент.

Как назначается субсидия?

В процессе каких процедур происходит назначение субсидий? Соответствующее решение принимает орган власти - местный или региональный, который ответственен за работу в направлении помощи бизнесам. Как правило, с целью принятия решения по отбору бизнесов, подходящих по критериям, в список тех, кому будет назначена субсидия. Как только соответствующие процедуры проведены, в срок, который, согласно нормам, принятым столичными властями, равен 25 дням, заключаются договора с предпринимателями, прошедшими отбор. В установленные соглашением сроки финансовые компенсации перечисляются на расчетные счета бизнесов.

Документы

Для того чтобы принять решение об оказании помощи коммерческой фирме, власти должны понять, что бизнес-план для субсидии, а также все необходимые документы у предпринимателя в порядке. Какого рода бумаги компания, рассчитывающая на государственное содействие, должна предоставить в орган власти, ответственный за направление работы, о котором идет речь? Мы можем для разнообразия рассмотреть перечень документов, установленный для предпринимателей по одной из программ, принятых в Иркутской области.

Прежде всего, бизнесмены должны заполнить заявление на получение соответствующей помощи согласно утвержденной форме.

Следующий важнейший документ - тот самый бизнес-план для получения субсидии. В нем должны отражаться ожидаемые источники выручки, издержки бизнеса, окупаемость, анализ рынка и т. д.

Также предприниматель должен предоставить в компетентный орган смету затрат (иркутскими властями также разработана специальная форма для этого). К ней следует приложить копии релевантных первичных документов.

Если деятельность предприятия требует лицензирования или сертификации, необходимо подготовить копии соответствующих разрешительных источников.

Далее - заполненный по утвержденной форме реестр предполагаемых расходов. Если речь идет о программе, предусматривающей компенсацию уже имеющихся издержек, нужно приложить документы, подтверждающие оплату соответствующих поставок или сервисов.

Следующая группа документов - справки и прочие документальные источники, подтверждающие, что у предприятия нет долгов перед ФНС и внебюджетными фондами. Все эти документы должны быть свежими, заказанными не ранее, чем за 30 дней до момента подачи заявки.

Если по законодательству фирме нужно вести бухгалтерский баланс и отчет по прибылям и убыткам, то соответствующие документы также нужно представить на рассмотрение комиссии, принимающей решения по субсидиям.

Также в числе необходимых для - выписка из ЕГРЮЛ, а также копии, заверенные у нотариуса, свидетельства о регистрации юридического лица или ИП, а также документа о постановке на налоговый учет.

Как мы видим, нужен далеко не только бизнес-план для получения субсидии. Предпринимателю придется постараться собрать достаточно большое количество дополнительных документов.

Отрасли

В каких сегментах экономики должны быть заняты предприниматели, чтобы рассчитывать на субсидии для малого бизнеса? По мнению некоторых экспертов, наиболее охотно государственные органы и муниципалитеты предоставляют поддержку компаниям, функционирующим в инновационной сфере, образующим промышленную единицу, в медицине, фармецевтике, реализующим научно-исследовательские проекты с перспективами коммерческого внедрения разработок.

Что касается регионального аспекта - действующие программы помощи бизнесам присутствуют в очень многих субъектах федерации. Например, в таком городе, как Пермь, субсидии для малого бизнеса по одной из программ в 2011 году (по итогам трехлетней программы) получили 245 предприятий. Краевой бюджет на оказание соответствующих мер поддержки затратил порядка 19,7 млн рублей. То есть власти в целом содействуют предпринимательским инициативам - работа не сводится к формальностям.

Программа помощи индивидуальным предпринимателям – предоставление государственной субсидии в форме госфинансирования. Это обозначенная денежная сумма, которая выдается единоразово в виде поощрения начинающим бизнесменам на целевое расходование. Она может быть потрачена на приобретение необходимого оборудования, помещения, закупки сырья и других товаров и услуг, предусмотренных бизнес планом. Финансовая помощь на открытие/развитие бизнеса – мера, которая используется государством в борьбе с безработицей. Кроме того, успешный бизнес – дополнительные взносы в государственный бюджет в виде налоговых выплат.

Особенности начисления субсидии для ИП

Юридическое лицо вправе оформить субсидии для ИП на безвозвратной основе. Полученную сумму возвращать не придется, если средства будут расходованы в четком соответствии с целями бизнес-плана. Это помощь государства, которая выдается с целью перекрытия финансовых затрат и недополученной прибыли бизнесмена в ходе производства и реализации товара, оказания услуг. Сведения о порядке начисления и выплате, ограничениях и причинах отказов, целях получения можно найти в ст. 78 Бюджетного кодекса. Также эти вопрос регулируются законодательным актом № 209-ФЗ (24.07.2007).

Цели субсидирования

Субсидии начинающим предпринимателям могут быть выданы на:

  • уплату арендных платежей;
  • покупку помещения;
  • оформление патента и покупку других нематериальных активов;
  • организацию и модернизацию рабочих мест;
  • проведение ремонта;
  • закупку сырьевых и расходных материалов, на эти расходы предусмотрено порядка 20% от полагаемой суммы;
  • оплату программ обучения сотрудников;
  • обновление основных средств, приобретенное оборудование нельзя продавать на обозначенном временном промежутке, от 1 до 3 лет имущество должно состоять на балансе предприятия;
  • погашение банковского кредита;
  • открытие нового предпринимательского дела в соответствии с утвержденным бизнес планом.

Все соответствующие траты должны быть подтверждены отчетами и документами о тратах. Получатель помощи должен дать согласие на соответствующие проверки, организовываемые распорядителем средств бюджета. В этих рамках проводится анализ соблюдения условий, целей, порядка траты полученных предпринимателем средств.

Важно! Субсидирование деятельности связанной с выпуском, распространением продажей табачной/алкогольной продукции, арендой недвижимости и прокатом оборудования, российским государством не предусмотрено.

Виды помощи индивидуальным предпринимателям

На развитие малого/среднего бизнеса предусмотрены такие виды помощи:

  1. Поддержка существующего бизнеса. Сумма в рамках 25 000 рублей.
  2. Открытие нового бизнеса, с возможностью регулирования суммы материальной выплаты, до 60 000 рублей.
  3. Открытие бизнеса инвалидом, нетрудоустроенным и одному воспитывающим ребенка. Это сумма в пределах 300 000 рублей.

Условия оформления финансовой помощи на открытие дела

Субсидия на реализацию бизнес-идеи оформляется в разовом порядке. Выдается она той категории лиц, которые не трудоустроены Центром занятости. К претенденту предъявлены следующие требования:

  • статус безработного;
  • наличие в трудовой книжке статуса «уволен»;
  • отсутствие статуса ИП;
  • нельзя быть учредителем и соучредителем предприятия.

Процедура оформления, пошаговая инструкция :

  1. Подача заявления на пособия по безработице.
  2. Получение консультации у специалиста Центра занятости. Выяснение условий.
  3. Заявление, подтверждающее желание открыть собственное дело.
  4. Прохождение тестирования.
  5. Разработка и написание бизнес-плана. Тут предусмотрено несколько вариантов. Можно заказать готовый проект у специалиста или самостоятельно изучить вопрос с целью написания профессионального бизнес-плана.
  6. Подача документов на субсидию.
  7. Проверка поданных претендентом документов и анализ ситуации специалистами Центра занятости. Решение о выплате либо отказ принимается директором организации в соответствии с решением комиссии.
  8. Заключение договора на финансирование малого бизнеса, в случае принятия положительного решения.
  9. Регистрация ИП/ООО.
  10. Предоставление в отделение Центра занятости документов, подтверждающих регистрацию предпринимательства.

Документы. Субсидии будущим предпринимателям могут быть выданы после предъявления претендентом пакета документов и заполнения и подписания бланков заявлений. Помимо документа удостоверяющего личность, нужна справка с предыдущего места работы. ИНН, трудовая книжка, свидетельство об образовании также потребуются. Заявление для постановки на учет плюс заявление на открытие ИП претенденту предложат написать на месте.

После того, как обратившийся за субсидией гражданин получит статус безработного, сотрудники Центра занятости предложат ему оформить сберегательную книжку. Также они назначат следующую встречу и расскажут план ожидаемых мероприятий. Далее претендент должен предложить и защитить бизнес-план. Он должен представить проект в электронном и печатном виде. В документе должны быть изложены все аспекты будущей предпринимательской деятельности.

В бизнес-плане должны четко прослеживаться такие моменты, как:

  • цели предоставления субсидии;
  • рентабельность проекта, обязательно должны быть предусмотрены глава расходов и окупаемость;
  • планируемые рабочие места;
  • возможность привлечения собственных средств претендента в развитие дела.

В назначенную дату комиссия заседает по вопросу оформления субсидии конкретному кандидату. Решение о целесообразности выплаты финансовой поддержки выносится в течение 60 дней. В случае положительного решения претендент обязан будет подписать договор о целевом расходовании финансов. После одобрения заявления руководством организации, гражданин может начинать оформление ИП. После того как в Центр занятости будут предоставлены копии налоговых документов, они произведут соответствующие начисления на сберегательную книжку. Договор можно будет закрыть лишь после того, как предприниматель предоставит для ознакомления отчеты и подтверждение целевого расходования денег.

Важно! Субсидия оформляется, если сотрудники Центра занятости подтвердят факт невозможности трудоустройства претендента. Анализ производится с учетом профессиональных навыков и уровня образования.

Стоит отметить, что субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства полагаются, если:

  • срок регистрации ИП не больше одного года;
  • необходимость расходования денежных средств в течение года;
  • необходимость расходования средств исключительно на реализацию целей, предусмотренных бизнес планом.

Важно! Если при проверке выяснится, что выплаты были потрачены предпринимателем на нужды непредусмотренные бизнес-планом, его могут обязать возвратить выплаченную ему ранее сумму.

По истечении года после начислений ИП обязан предоставить отчеты о трате полученных в рамках программы средств. Если он не сможет подтвердить целесообразность использования, какой либо суммы, то он будет вынужден ее вернуть. Во избежание негативных последствий нужно правильно спланировать реализацию оговариваемых целей, следить за отчетностью и собирать документы, подтверждающие траты.

Перечень документов, которые нужно подготовить для получения субсидии

Полный набор документов – одно из первых оснований для выдачи субсидии. Только на таком основании обратившегося за финансовой помощью гражданина могут внести в список претендентов. Получить государственную поддержку можно только на конкурсной основе. Итак, обратившемуся индивидуальный предприниматель предоставляет:

  • заявление соответствующего образца;
  • бизнес-план;
  • выписку из ЕГРИП;
  • технико-экономическое обоснование, сокращенно ТЭО – документ, что может быть использован вместо бизнес-плана;
  • смету будущих затрат;
  • анкету, содержащую информацию о виде бизнеса;
  • паспорт гражданина РФ;
  • банковскую справку-подтверждение о наличии счета предпринимателя;
  • справки из налогового органа, иных внебюджетных фондов подтверждающих факт отсутствия задолженности.