Мода и стиль

Большой сфинкс. Культура: египет - гиза - пирамиды - сфинкс

Большой сфинкс. Культура: египет - гиза - пирамиды - сфинкс

Пирамиды

Большой Сфинкс и Египетские пирамиды. Пирамида Хеопса

Большой Сфинкс Гизы, которому арабы придумали название Абу Хол, или "Отец ужаса", представляет собой всемирно известный памятник, вырубленный из монолитной скалы. Он не только поражал путешественников разных времен, но и производил впечатление на любителей фантастики и археологии, которые считают это сооружение продуктом сверхдревней цивилизации, исчезнувшей за тысячи лет до строительства пирамид и не оставившей других следов.

Сфинкс — статуя 57 м длиной и 20 м высотой, ширина лица 4,1 м, высота лица 5 м — изображает фараона, который соединяет в себе могущество человека, бога и льва. В то же время Сфинкса считают начальником стражи некрополя, он отождествлялся с богом Гором. В действительности, хотя этот монумент окружает определенная атмосфера загадочности, Сфинкс не несет в себе тайны или ключа к исчезнувшему знанию погибшей цивилизации. Он вырублен из горного уступа, состоящего из материала трех формаций, одна из которых — мергельный известняк, составляющий основу плато Гизы, подвергся ветровой эрозии и принял приблизительные контуры будущей скульптуры до того, как к нему прикоснулся человек.
Египетский Сфинкс

Спустя тысячу лет после его создания в 1550-1397 гг. до н.э. Сфинкс был погребен под песками пустыни. На стеле, находящейся между передними лапами Сфинкса, вырезан рассказ. В нем описывалось, как охотившийся здесь юный принц Тутмос заснул в тени каменного туловища. Во сне к нему явился Сфинкс в образе Гора и предсказал принцу будущее восшествие на престол и попросил освободить его от песка. Когда Тутмос через несколько лет оказался на троне под именем фараона Тутмоса IV, он вспомнил свой сон и осуществил первую реставрацию. Не считая естественной эрозии, самый серьезный вред причинили Сфинксу мамлюки, которые отбили ему нос выстрелом из пушки (мусульмане крайне негативно относились к изображению человека). Окончательно статуя была очищена от песка в середине 1920-х гг.
Египетские пирамиды

"Визитная карточка" Египта - пирамиды. Пирамид здесь около сотни - больших и маленьких, ступенчатых и с гладкими боками, дошедших до нас почти в неизменном виде и больше похожих на бесформенную груду камней. Они расположены вдоль левого, западного берега Нила небольшими группами, неподалеку от того места, где в эпоху Древнего царства находилась столица страны - Мемфис. Самые известные из пирамид - на окраине Каира, на кромке пустынного плато Гиза, нависшего над зеленой долиной Нила. Здесь, в Гизе, и стоят три великие пирамиды - Хеопса, Хефрена и Микерина.

Еще в древности пирамиды Гизы считались одним из семи "чудес света". Но и сегодня они способны поразить кого угодно. Крупнейшая из них - пирамида Хеопса, второго фараона IV династии. Эта пирамида до сих пор остается самым большим архитектурным творением рук человеческих. В основании она представляет собой квадрат со стороной 227,5 метров. Высота при строительстве - 146,6 метров, а сейчас пирамида на 9 метров ниже: верхние камни упали во время землетрясений. На сооружение пирамиды (а оно было закончено около 2590 года до н.э.) ушло 2,3 миллиона каменных блоков весом две с половиной тонны каждый. Общий объем пирамиды составляет 2,34 млн. кубометров. Грани пирамиды ориентированы по сторонам света, а угол наклона их к основанию равен 51o52". Вход находится с северной стороны. Отдельные блоки, по словам арабского историка Абдель Латифа (XII в.), настолько точно подогнаны друг к другу, что между ними нельзя просунуть лезвие ножа.

На южной стороне пирамиды находится сооружение, по форме напоминающее корабль. Это так называемая Солнечная ладья - одна из пяти, на которых Хеопс должен был отправиться в потусторонний мир. В 1954 г. ладья длиной 43,6 м, разобранная на 1224 части, была обнаружена при раскопках. Она построена из кедра без единого гвоздя и, как свидетельствуют сохранившиеся на ней следы ила, перед смертью Хеопса еще плавала по Нилу.

Вторая по величине пирамида Гизы принадлежит фараону Хефрену. Она была построена на 40 лет позже первой. Иной раз кажется, что пирамида Хефрена даже больше, чем Хеопса. На самом деле она немного меньше. Сторона квадратного основания пирамиды Хефрена - 215 метров. Высота - 136 метров. Впрочем, в древности, как и пирамида Хеопса, она была на 9 метров выше. Угол наклона острее, чем у первой пирамиды: 53o8". Здесь более четко просматривается весь комплекс сооружений, состоящий из храма в долине, дороги, храма мертвых и собственно пирамиды. Нижний храм, в котором когда-то стояли 25 статуй фараонов, известен тем, что здесь, на пороге царства мертвых, была произведена мумификация Хефрена.

Другие египетские пирамиды. Великие пирамиды

Завершает ансамбль великих пирамид Гизы пирамида Микерина. Ее строительство было закончено в 2505 году до н.э. Пирамида эта значительно меньше своих предшественниц. Сторона основания - 108 метров, первоначальная высота - 66,5 метров (сегодня - 62 м), угол наклона - 51o . Единственная погребальная камера пирамиды вырублена в ее скальном основании. Пирамида Микерина подчеркивает величие пирамид Хеопса и Хефрена. Последние нетрудно отличить друг от друга: у пирамиды Хефрена возле верхушки частично сохранилась белая базальтовая облицовка.

Великие пирамиды - часть обширного некрополя Гиза. Рядом с ними - несколько маленьких пирамид, где погребены жены фараонов, гробницы жрецов и крупных чиновников. У подножия плато Гиза расположены погребальные храмы и Большой Сфинкс.

У каждой из великих пирамид существовал еще триединый комплекс: нижний погребальный храм - дорога - верхний погребальный храм. Но сохранился этот комплекс в более или менее целостном виде только у пирамиды Хефрена. Мощеная камнем дорога от нижнего храма, где проводилось бальзамирование, к верхнему, где перед погребением прощались с фараоном, протянулась более чем на полкилометра. Возле нижнего гранитного храма, лишенного кровли, лежат развалины храма Сфинкса. А за ними устремил свой взгляд на восток и сам древний хранитель пирамид - Большой Сфинкс. Сфинкс, отдыхающий лев с головой человека (мамлюкские солдаты отстрелили ему нос), представляет собой самую большую монолитную скульптуру. Его длина - 73 метра, высота - 20 метров. Считается, что сфинкс был вырублен во время строительства пирамиды Хефрена, а его лицо носит черты этого фараона.

Другие египетские пирамиды и Сфинкс

Нет убедительных объяснений, почему сын Снофру Хуфу (Хеопс в греческой транскрипции) выбрал для строительства своей пирамиды плато Гизе, а не Дашур. О Великой Пирамиде Хеопса расскажем отдельно, а пока рассмотрим сам комплекс в целом.

Пустынное, каменистое плато Гизе имеет плоскую форму, с небольшим наклоном с запада на восток на протяжении 2-х километров и с севера на юг - 1,3 километра и ныне практически поглощённом Каиром. Комплес расположенный на нём состоит трёх больших пирамид, сфинкса, и нескольких малых пирамид, храмов, гробниц жрецов и должностных лиц. Примечательно, что все стороны Пирамид практически точно ориентированы на магнитные полюса (отклонение всего 3 градуса).

Сегодня Пирамида Хеопса (Хуфу) состоит из 203 рядов каменной кладки, имеет высоту 138 м., (первоначально 146.6 метров). Облицовка на Пирамиде Хеопса не cохранилась, верхушка срезана.

На расстоянии примерно 160 метров от пирамиды Хеопса возвышается пирамида Хефрена (Хафры), высота которой 136,6 метра (ранее 143.5), а длина сторон - 210,5 метра. Визуально пирамида Хефрена, сохранившая 22 ряда облицовки, кажется выше пирамиды Хеопса. Эффект достигается за счёт того, что её основание находится на более высокой отметке. Вообще с тех точек на которые возят туристов (включая шоу Пирамид) пирамида Хефрена кажется центром всего ансамбля, хотя это моя личная точка зрения.
Пирамида Хафра

Внутренняя структура пирамиды Хафра относительно проста. Две камеры и два входа на северной стороне, один - примерно на высоте 15 метров, другой - под ним, на уровне основания. Сейчас внутрь пирамиды попадают из верхнего входа по коридору, который под самым основанием выравнивается и приводит к погребальной камере. Коридор, ведущий от нижнего входа, сначала опускается на десятиметровую глубину, а после небольшого ровного отрезка снова поднимается и приводит к верхнему коридору; сбоку у него имеется отвод в небольшую камеру, оставшуюся незавершенной. Погребальная камера находится примерно на оси пирамиды, она вытянута с востока на запад на 14,2 метра, с севера на юг - на 5 метров, высота ее - 6,8 метра. Камера вытесана в скале, только сводчатый потолок уходит в каменную массу пирамиды. В этой камере до сих пор стоит пустой саркофаг с разбитой крышкой, обнаруженный Бельцони в 1818 году; сделан саркофаг из прекрасно отшлифованного гранита. Больше в пирамиде нет никаких камер и шахт, туннель Бельцони тоже уже занесен песком. Эта пирамида представляет собой самую компактную постройку на свете: при объеме известняковых блоков 1629200 кубических метров свободное пространство в ней составляет менее 0,01%.

С восточной стороны пирамиды Хефрена, на продолжении ее оси, находится верхний заупокойный храм, имеющий в плане форму вытянутого прямоугольника, занимающий площадь 112 х 50м. Его задняя стена примыкает к стене, окружающей пирамиду. Мы имеем здесь дело со сложившимся типом заупокойного храма эпохи Древнего царства, состоящего из двух основных частей - первое, доступной для верующих и второй, куда допускались лишь избранные.

Пандус, соединявший верхний храм с нижним, при разнице уровней, составлявшей более 45м, имел длину 494м, а ширину 4,5м. Частично высеченный в скале он был выложен внутри плитами известняка, а снаружи гранитом. Первоначально это был по-видимому крытый коридор, освещавшийся через отверстия в потолке. Не исключено также, что его внутренние стены были некогда украшены рельефами.

Одним из наиболее великолепных и хорошо сохранившихся монументальных сооружений Древнего царства является нижний храм Хефрена. Этот храм, имеющий в плане форму квадрата со стороной 4,5м, построен из больших блоков гранита. Его стены имеют легкий наклон и в связи с этим он производит впечатление огромной мастабы, в особенности со стороны фасада. Перед храмом находилась пристань, куда присаливали ладьи, плывущие по каналу со стороны Нила. Два входа в храм стерегли, по-видимому, четыре сфинкса, высеченные из гранита. Посередине храма помещалось нечто вроде помоста, где возможно находилась статуя фараона. От обоих входов отходили узкие коридоры, которые вели в гипос с шестнадцатью монолитными столбами из гранита. В этом зале, имеющем форму перевернутой буквы Т, стояли двадцать три статуи сидящего фараона, выполненные из алебастра, сланца и диорита. Этот зал, ныне лишенный перекрытия, освещался первоначально с помощью небольших отверстий в потолке, через которые проходил свет, падающий отдельно на каждую статую.
Пирамида Микерина

Пирамида Микерина (Менкаура), самая маленькая, расположена в 200 метрах от пирамиды Хефрена. Ее высота 62 метра, а длина сторон - 108.4 метров. Первоначально она была на 4 метра выше, но длину сторон сохранила, ибо наносы песка защитили нижнюю часть ее облицовки. Облицовка эта - из красного асуанского гранита - первоначально покрывала пирамиду почти на треть ее высоты, дальше ее сменяли белые плиты из турского известняка, а вершина, по всей вероятности, тоже была красная, гранитная. Такой двухцветной она была еще в 16 веке, пока ее не ограбили мамелюки.

Вначале пирамида имела основание примерно 60х60 метров и только позднее оно было почти вдвое увеличено. Погребальную камеру Менкаура повелел вытесать всего в 6 метрах под основанием; но на следующей фазе строительства опустил ее на более безопасную глубину. Для строительства пирамиды он приказал использовать крупные блоки, по размерам намного большие, чем в пирамидах Хуфу или Хафра. Он хотел ускорить строительство и поэтому не заставлял рабочих тщательно обрабатывать камень. Но, не смотря на спешку, которая чувствуется и через тысячелетия, до окончания строительства пирамиды Менкаура явно не дожил. Вероятно, он умер, когда она достигала примерно двадцатиметровой высоты, т.е. уровня гранитной облицовки.

В отличие от остальных пирамида Менкаура стоит не на скальном основании, а на искусственной террасе из известняковых блоков. Погребальная камера сравнительно мала - всего 6,5х2,3 метра и высотой 3,5 метра. Потолок составлен из двух блоков, снизу вытесанных наподобие полуарки, так что создается впечатление свода. Стены погребальной камеры и входного коридора выложены отшлифованным гранитом, коридор с первоначальной усыпальницей и помещениями для погребальной утвари соединяла лестница. Схема всех этих подземных помещений довольно сложна и отражает по меньшей мере три изменения первоначального архитектурного замысла.

Вход в пирамиду расположен как раз под тем местом, где мамелюки отказались от своих поползновений. Гранитный коридор покрыт слоем песка, за ним - только пустые камеры со спертым воздухом. Саркофаг Менкаура, найденный в 1837 году Визом, ныне лежит на дне океана где-то за мысом Трафальгар. Саркофаг был сделан из базальта и украшен рельефами, изображавшими фасад царского дворца. Когда британский полковник Говард Венс проник в 1837-м году в погребальную камеру этой пирамиды, он обнаружил там базальтовый саркофаг, деревянную крышку гроба в виде человеческой фигуры и кости. Саркофаг утонул вместе с кораблём перевозившим его в Англию, а датировка крышки гроба и костей отнесла их к эпохе раннего христианства.

К югу от третьей пирамиды находятся три связанные с нею небольшие пирамиды, окруженные общей стеной. Площадь основания каждой из них по величине равна 1/3 площади основания пирамиды Микерина. Принято считать, что в этих пирамидах были похоронены жены фараона. В одном из помещений, связанных с пирамидой Микерина, американский археолог Райзнер открыл во время раскопок четыре скульптурные группы из сланца, называемые ныне триадами Микерина. Три из них находятся ныне в Каире, одна в Бостоне.

Ни в одной из Пирамид не было обнаружено никаких мёртвых тел, только пустые саркофаги.

Ещё одна странность что, в отличии от более поздних пирамид (где на стенах были "тексты пирамид") в пирамидах четвёртой династии не было никаких надписей, кроме граффити. Значит ли это, что фараоны Четвертой династии не умели писать? Нет, это не так - вокруг пирамид стоит множество сооружений, относящихся к Четвертой династии, и на них встречается немало надписей. В молельне царицы Мересанх до сих пор можно видеть множество иероглифических текстов. Поэтому их отсутствие на пирамидах Четвертой династии выглядит крайне странным. Почему создатели таких грандиозных сооружения, при всей любви египтян к восхвалениям, не стали подчёркивать индивидуальную принадлежность своих Пирамид?

Весь комплекс производит впечатление построенного по единому первоначальному плану. Вопрос только какому.

В настоящее время считается что пирамиды - усыпальницы фараонов. И если в отношении более поздних пирамид сомнений почти никаких - то пирамиды четвёртой династии вызывают много вопросов.
Сфинкс

О Сфинксе написано очень много, но он до сих пор для нас остается загадочным. Мы же хотим узнать: когда и кем он был построен и о чем он молчит.

Сейчас Большой сфинкс сильно поврежден. Лицо изуродовано. Царский урей в виде приподнявшейся на лбу кобры, безвозвратно исчез; праздничный плат, спускающийся с головы на плечи частично обломан; от бороды остались лишь обломки.
Раны на лице Сфинкса, напоминают следы от ударов долотом. В ХIV веке так изуродовал его некий набожный шейх, дабы выполнить завет Мухаммеда, запрещающий изображать человеческое лицо. Мамелюки использовали голову Сфинкса как тренировочную мишень для своих пушек.

Еще семьсот лет назад разрушение не было довершено до конца, и Абдул Латиф, врач, философ и путешественник написал о Сфинксе, что "его лицо прекрасно, а рот несет печать изящества". Похвалу того, чья работа "О человеческом теле" стала классической среди арабов на века, стоит по достоинству оценить.

Во времена ига гиксосов (1640 - 1520 гг. до н.э.) голова Сфинкса была повержена между лапами, а пески пустыни скрыли весь монумент, и Сфинкс на несколько столетий исчез от жителей Египта. Тутмос IV в конце ХV века до н. э. повелел его раскопать.

Затем его освободили из плена песков саисские правители в VII веке до н. э. После них - римский император Септимий Север в начале III века н. э. В последний раз такие раскопки производились египетской Службой древностей в 1925-1926 годах.

Обращаясь ко времени создания пирамид и Сфинкса в Гизе, можно потонуть в потоке разнообразной информации. О времени создания Сфинкса существуют различные точки зрения и египтологи не пришли к единому мнению. Так в трудах Е. Блаватской и Рерихов говорится, что создание пирамид "посвященными атлантами относится к 200 -тысячелетней давности", а Хорхе А.Ливрага, известный философ, говорит, что "потомки Атлантиды воздвигли Большую пирамиду... а через тысячелетия Большого Сфинкса". У.Хармон вычислениями определил, что "первая церемония в Пирамиде состоялась 66890 лет назад". По данным Н.Н.Сочеванова "Сфинкс начали строить 44,2 тысячи лет до н.э. и закончили через 1200 лет". Эдгар Кейси, американский ясновидящий, утверждал, что "пирамида Хеопса и Сфинкс были построены между 10490 и 10390 годами до нашей эры". Между этими датами лежат десятки и сотни тысяч лет, в которые могут уложиться по времени своего существования с интервалом примерно 3000 лет десятки таких Египетских Цивилизаций.

Многие, изучающие эту проблему, отодвигают создание Сфинкса в глубь времен из-за того, что известняковое тело Сфинкса разрушено эрозией. Доктор Роберт Шох, профессор геологии Бостонского университета, учитывая степень эрозии Сфинкса, считает, что время создания Сфинкса "лежит между 7000 и 5000 годами до н.э. [ибо в этот период] действительно шли дожди". Джон Уэст считает, что "основная эрозия произошла в более ранний дождливый период до 10000 года до н.э.".

Мы не против всех этих данных о следах дождевой эрозии на Сфинксе и в траншее. Но нас удивляет тот факт, что если львиная голова Сфинкса переделывалась в династический период в человеческую голову с атрибутами царской короны фараона, то почему эта "новая" голова также имеет следы водной эрозии? Значит, и во времена Древнего Царства (III-VI династии фараонов (ок. 2849-2150 гг. до н. э.) на Египет обрушивались проливные дожди.

Почему забывают о том времени, когда был Великий потоп (Ноевский)? А ведь Ноев потоп с проливными дождями также мог вызвать эрозию Сфинкса и приблизить дату создания этого монумента к 4000 годам до н.э. Тем более если учесть, что влажный мягкий климат после Ноева потопа не мог сразу сделаться в Египте засушливым, то дождевые ливни могли продолжаться и далее до 3000 года до н.э., а значит, дата изваяния Сфинкса также может приблизиться к 3000 г. до н.э. Если еще учесть, согласно Библейским сказаниям, что в Египте могла стоять несколько лет подряд благоприятная погода - время проливных дождей, а затем около 1800 года до н.э. несколько лет подряд стоял суховей (сон фараона, разгаданный Иосифом), то тогда мы с уверенностью сможем отнести дату сотворения Сфинкса к 2820-2620 гг. до н.э., ибо проливные дожди за 1000 лет смогут оставить эрозию на известняке.

До нападения гиксосов на Египет (1640 - 1520 гг до н.э.) Сфинкс не засыпался песком, ибо плато Гизы - было святым местом, которое содержалось в порядке и чистоте, поэтому и тело Сфинкса было доступно проливным дождям, которые постепенно приводили к эрозии известняка.

Кроме того многие египтологи разрывают время одновременного создания Сфинкса и комплекса пирамид, ссылаясь на эрозию на теле Сфинкса, забывают о том, что пирамиды были облицованы и только в XIII веке облицовочный камень с пирамид начал активно сниматься на постройку Каира. На то, что Сфинкс является неотъемлемой частью всего комплекса пирамид в Гизе, указывает и та информация, что "у халдеев, греков, римлян и даже у арабов существует древнее и весьма устойчивое предание, утверждающее, что под землей был устроен тайник и прорыт тоннель, по которому жрецы проходили от Великой пирамиды к Сфинксу", который, возможно, был сделан позже.
Обнаружатся ли в наше время эти скрытые тоннели, которые связывают Сфинкса с пирамидами на плато Гизы, мы не можем предрекать однозначно, а уповаем в смиренном спокойствии на свершение Судьбы, если это будет угодно для человечества. Мы также знаем, что если таковые тоннели существуют, то в нашу эпоху, когда все тайны раскрываются и тайное становится явным, будут открыты и эти тоннели.

Анатолий Черняев в книге "Большой Сфинкс: знак беды", а также Р.Бьювэл и Г.Хэнкок в книге "Тайна Сфинкса" пишут, что египетский Сфинкс был высечен из скалы во времена Атлантиды 12,5 тысяч лет тому назад во время перехода точки весеннего равноденствия из созвездия Девы в созвездие Льва, но тогда по логике вещей Сфинкс должен иметь женское лицо и без всякой накладной бороды в виде фаллоса. Но, увы! В человеческом лице египетского Сфинкса мы прежде всего видим мужские черты, а не женские. И неужто от Цивилизации Атлантиды остался только один Сфинкс? Вот если бы А.Ф.Черняев, Р.Бьювэл, Г.Хэнкок и другие заметили, что у египетского Сфинкса тело Тельца и лапы Льва, тогда бы он, возможно, обратил свое внимание не на эпоху Льва, а на эпоху Тельца. Ибо эпоха Тельца как раз и взаимосвязана с созвездиями Льва (летнее солнцестояние), созвездием Водолея - символ человека - лицо Сфинкса (зимнее солнцестояние), созвездием Тельца (весеннее равноденствие) и созвездием Скорпиона-Орла (осеннее равноденствие). Как раз в конце эпохи Тельца и появился комплекс пирамид в Гизе вместе со Сфинксом.

Многие египтологи утверждают, что "лицо Сфинкса напоминает лицо статуи Хафры, найденной в яме в Храме долины", теперь же этот храм называется храмом Хафры. Но, как сообщает Г.Хэнкок, "мне не удалось разглядеть ни малейшего сходства между этими лицами. Не удалось этого и судебным экспертам из полицейского управления Нью-Йорка, которых недавно специально привозили туда для "опознания".
Сфинкс и египетские боги

Сфинкс - собирательный образ, в котором отпечатана Эпоха Тельца (четыре стоянки Солнца в Зодиакальных Домах: Телец - весеннее равноденствие - тело Сфинкса; Лев - летнее солнцестояние - лапы передние и задняя часть Сфинкса; Скорпион-Орел - осеннее равноденствие - невидимые крылья Сфинкса; Водолей - зимнее солнцестояние - человеческое лицо Сфинкса). Кроме всего этого лицо Сфинкса несет в себе собирательный портретный образ Имхотепа, образ фараона, образ Павиана (связан с богом Тотом) и образ Гора (бога солнца). В этом и заключается величественная загадка Сфинкса, поэтому имя у Сфинкса "Шепес анх" - "Живой образ", связанный с богом творцом Атумом (Солнцем), Птахом, Тотом. Это и есть Божественная Троица, где Имхотеп являлся Тотом, Сыном Бога.

Сфинкс - это обожествленный Имхотеп, который оберегает сразу три большие Пирамиды на плато Гизы, а последние символизируют фаллос Ориона-Осириса. Поэтому Сфинкс отождествлялся с богом Хармахисом, фаллосным богом, имеющим имя "Хор в горизонте", а ведь бог Хор-Гор - это и есть фаллос. Ибо как только из-за горизонта на востоке появлялся фаллос Ориона (Пояс Ориона), это указывало, что через месяц начнется разлив Нила.
Тайна Сфинкса

Тайна Сфинкса - это есть тайна Имхотепа, а эта тайна обнаруживается только через три Пирамиды на плато Гизы, которые связаны с Поясом Ориона, то есть с фаллосом Осириса, ибо тайный Ключ, чтобы стать богом, сокрыт в фаллосе. Этим тайным Ключом от бессмертия и обладал Иерофант Имхотеп. Этот тайный Ключ сокрыт в трех Пирамидах Гизы. Хранителем этого тайного Ключа как раз и является Сфинкс - Учитель эпохи Тельца. Поэтому Сфинкс охраняет не одну Пирамиду Хафра, а охраняет весь Комплекс Пирамид Гизы.

Имхотеп как религиозный Учитель объединил в своем Учении всё лучшее из религии додинастической эпохи и учения династической эпохи. Эта религия Имхотепа и стала постепенно проникать в повседневную жизнь храмов Египта и египтян. Но после нашествия гиксосов эта религия Имхотепа стала претерпевать изменения. Сам Имхотеп отождествился в народе с богом Тотом, а под влиянием Греческой идеологии этот бог стал называться Тот Гермес Трисмегист. От эпохи к эпохе имя Имхотепа забылось, но через тысячелетия объявился бог Тот Гермес Трисмегист, в Учении которого можно угадать религиозно-просветительское и эзотерическое (тайное) Учение Имхотепа.

Но так как не сохранилось ни одной надписи времен Древнего Царства, где бы в древних текстах упоминалось о Сфинксе, мы уточняем, что Сфинкс, как символический образ обожествленного Зодчего Имхотепа, мог появиться как раз с того момента, когда стали возводить комплекс пирамид Гизы. Несмотря на то, что Сфинкс стоит перед пирамидой Хефрена это не говорит о том, лицо Сфинкса отображает образ фараона Хафра. Сам же образ Сфинкса не связывался ни с фараоном Хафра (Хефреном), ни с другими фараонами (Хеопса и Микерина).

На основании всего выше разобранного можно сказать, что Сфинкс мог возникнуть вначале ХХIX века до н.э. или на рубеже XXIX и XXVIII веков до н.э., во времена великого Архитектора - скульптора Имхотепа.

Сфинкс постоянно указывает всем, кто смотрит на его величественное изваяние, что Он и есть тот великий Архитектор, который сконструировал весь комплекс пирамид в Гизе вместе с храмами, и что в нем заключен ключ к расшифровке всех пирамид и пирамид-спутниц, выстроенных на плато Гизы и находящихся за спиной Сфинкса. Сфинкс, вбирая в себя образы человека, льва, тельца, говорит о себе, что он построен как раз в Эпоху Тельца, когда Телец-Апис приносился в жертву богу Солнца, то есть когда точка весеннего равноденствия пребывала в созвездии Тельца. На основании этой информации эзотерический Сфинкс будет заключать в себе четырех животных: человека, льва, тельца и орла, которые будут соответствовать четырем сторонам света: востоку, западу, югу и северу. Этими образами-символами будет пронизана вся Библия (Ветхий и Новый Заветы), ибо в этих образах будет заключена тайна цельности Человека, стремящегося уподобиться Богу. Сфинкс постоянно говорит стоящему перед ним человеку, что тайна богочеловека сокрыта в самом человеке. Покуда человек не объединит в себе все лучшие энергии от Льва, Тельца, Орла и Человека, а точнее говоря, энергии всех знаков Зодиака, человек будет смертным существом с чертами того или иного животного, пребывающим в колесе Сансары, в мире страданий, перевоплощений и смерти. И только тот человек, который будет постоянно наблюдать за Солнцем, как за Оком Божиим, и увидит, что Солнце проходит через все Зодиакальные Дома, чтобы человек смог в себе объединить все энергии этих Зодиакальных Домов, чтобы стать Цельным, Единым, тогда такой человек обретает сан бога и вырывается из колеса Сансары, попадая в Божие Царство, в мир Благодати, Радости, Счастья и Наслаждений. Либо этот человек становится Учителем-Сфинксом для других людей, чтобы указывать желающим Путь к Богу в мир Красоты и Покоя.

Пирамида Хефрена является второй по величине пирамидой Египта и расположена рядом с Великим Сфинксом. Эти два сооружения можно рассматривать вместе, так как, вероятнее всего, строились они как единая композиция. Лицо Сфинкса, по исследованиям ученых, дублирует лицо фараона

Хефрен был сыном Хуфу (Хеопса), потому его пирамида располагается недалеко от Великой пирамиды его отца. У нее более крутой угол наклона, и расположена она выше пирамиды Хуфу, потому многие её считают даже более красивой

Длина пирамиды составляет 215 метров, а высота - 136.4 метра. Каждый из блоков известняка весит по 2 тонны, а градус наклона - 53 °. Пирамида Хефрена построена на плато высотой в 10 метров, и потому кажется выше пирамиды Хеопса

Внутри пирамиды все гораздо скромнее, чем у главной пирамиды Гизы. Скромный горизонтальный коридор, откуда можно попасть в две палаты средних размеров. Погребальная камера находится в основании сооружения, саркофаг прямоугольной формы отделан отшлифованным гранитом, как и многие другие элементы пирамиды внутри и снаружи. В наше время пирамида находится в хорошем состоянии, лишь немного уменьшившись в размерах

В древние времена комплекс Хефрена включал в себя также пирамиду-спутницу меньших размеров, от которой практически ничего не сохранилось, а также заупокойный храм Хефрена, построенный из огромных блоков гранита весом до 45 тонн каждый. Неподалеку располагался еще один храм в долине, его называют нижним храмом, с множеством скульптур, около 200 экземпляров. Мало какие скульптуры сохранились до наших времен, за исключением скульптуры царя, сидящего на троне, сделанной их диорита

Великий Сфинкс расположен неподалеку от пирамиды Хефрена и от нижнего храма. Сфинкс полностью высечен из скалы и является древнейшей монументальной скульптурой, сохранившейся до наших дней. Лицу Сфинкса предано сходство с фараоном Хефреном, потому ученые предполагают, что статуя длиной в 73 метра и высотой в 20 метров была построена в период его властвования. Но это только одна из версий, которых существует огромное множество

Древние египтяне всегда изображали своих фараонов в виде льва, защищающего свои владения от врагов.Потому Сфинкса считают стражником близлежащих пирамид

Существует несколько теорий относительно даты создания Сфинкса. Самая распространенная - статую вырезали из известняка при Хефрене, так как храмы при статуе были построены их таких же блоков, что и пирамида Хефрена. Согласно другой теории, Сфинкс гораздо старше, и был создан еще до египетских фараонов, так как на нижней части статуи наблюдаются следы эрозии, характерные для долгого нахождения в воде. Но противники этой теории доказали, что эти следы сформировались под воздействием дождей на статую

Стоит отметить, что относительно Сфинкса нет абсолютно никаких точных фактов, ни одна из теорий так и не была окончательно доказана,в то время как опровержения всегда находились. Геолог их Бостона Роберт Шох предполагал, что у сфинкса изначально было лицо льва, а Хефрен приказал высечь там своё лицо

У статуи нет носа, что также послужило появлению многих гипотез. Самая необычная из них - нос отбили пушечным ядром во время битвы Наполеона с турками в 1798 году. Но достоверно известно, что носа у Сфинкса не было уже несколькими столетиями ранее

До 1925 года статуя Сфинкса была погребена под тысячелетними слоями песков. До этого неоднократно предпринимались попытки раскопать его, в 1817 году итальянцы откопали грудь Сфинкса, но окончательно раскопан он был лишь в 20 столетии

Сфинкс – греческое слово, египетского происхождения. Греки называли так мифическое чудовище с женской головой, львиным телом и птичьими крыльями. Это было порождение стоглавого великана Пифона и его жены-полузмеи Ехидны; от них же произошли и другие знаменитые мифические чудовища: Цербер, Гидра и Химера. Жило это чудовище на скале близ Фив и задавало людям загадку; кто не мог ее разгадать, того Сфинкс убивал. Так губил Сфинкс людей, пока его загадку не разгадал Эдип ; тогда Сфинкс бросился в море, поскольку судьба предопределила, что верного ответа он не переживет. (Между прочим, загадка была довольно проста: «Кто ходит утром на четырех ногах, в полдень на двух, а вечером на трех?» – «Человек! – ответил Эдип. – Во младенчестве он ползает на четвереньках, в зрелом возрасте ходит на двух ногах, а в старости опирается на клюку».)

В египетском понимании Сфинкс не был ни чудовищем, ни женщиной, как у греков, и не загадывал загадок; это была статуя правителя или бога, чью силу символизировало львиное тело. Называлась такая статуя шесеп-анх, т. е. «живой образ» (правителя). От искажения этих слов и возникло греческое «сфинкс».

Хотя египетский Сфинкс загадок не задавал, сама огромная статуя под пирамидами в Гизе – воплощенная загадка. Многие пытались объяснить его таинственную и несколько презрительную улыбку. Ученые задавались вопросами: кого статуя изображает, когда она создана, как была вытесана?

После ста лет изучения, в процессе которого не обошлось без буровых машин и пороха, египтологи раскрыли настоящее имя Сфинкса. Окрестные арабы называли статую Абу"ль Ход – «Отец ужаса», филологи выяснили, что это народная этимология древнего «Хорун». За этим названием скрывалось несколько еще более древних, и в конце цепочки стояло древнеегипетское Харемахет (по-гречески Хармахис), что означало «Хор на небосклоне». Хором назывался обожествляемый правитель, а небосклоном – место, где после смерти этот правитель сливается с богом Солнца. Полное название означало: «Живой образ Хафра». Итак, Сфинкс изображал фараона Хафра (Хефрена) с телом царя пустыни, льва, и с символами царской власти, т. е. Хафра – бога и льва, стерегущего свою пирамиду .

Загадки Сфинкса. Видеофильм

Нет и не было в мире статуи, превышающей размерами Большого сфинкса. Он вытесан из единой глыбы, оставшейся в карьере, где добывался камень для строительства пирамиды Хуфу , а затем Хафра. В нем соединены замечательное творение техники с прекрасным художественным вымыслом; внешность Хафры, известная нам по другим скульптурным портретам, несмотря на стилизованность изображения, передана верно, с индивидуальными чертами (широкие скулы и большие отстающие уши). Как можно судить по надписи у ног статуи, она была создана еще при жизни Хафра; следовательно, этот Сфинкс не только самая большая, но и самая древняя монументальная статуя на свете. От ее передней лапы до хвоста – 57,3 метра, высота статуи – 20 метров, ширина лица – 4,1 метра, высота – 5 метров, от верхушки до мочки уха – 1,37 метра, длина носа – 1,71 метра. Большому Сфинксу более 4500 лет.

Сейчас он сильно поврежден. Лицо изуродовано, как будто по нему били долотом или стреляли ядрами. Царский урей, символ власти в виде приподнявшейся на лбу кобры, безвозвратно исчез; царский немес (праздничный платок, спускающийся с затылка на плечи) частично обломан; от «божественной» бороды, символа царского достоинства, остались лишь обломки, найденные у ног статуи. Несколько раз Сфинкса засыпал песок пустыни, так что торчала одна голова, да и та не всегда целиком. Насколько нам известно, первым повелел ее раскопать фараон в конце XV века до н. э. По легенде, Сфинкс явился ему во сне, попросил об этом и в награду пообещал двойную корону Египта, что, как свидетельствует надпись на стене между его лап, впоследствии и исполнил. Затем его освободили из плена песков саисские правители в VII веке до н. э., после них – римский император Септимий Север в начале III века н. э. В новые времена Сфинкса первым откопал в 1818 году Кавилья, сделав это за счет тогдашнего повелителя Египта Мухаммеда Али , который заплатил ему 450 фунтов стерлингов – весьма крупную по тем временам сумму. В 1886 году его работу пришлось повторить знаменитому египтологу Масперо. Затем раскопки Сфинкса производились египетской Службой древностей в 1925 – 1926 годах; руководил работами французский архитектор Э. Барез, который частично отреставрировал статую и возвел ограду, защищающую ее от новых заносов. Сфинкс за это щедро его вознаградил: между передними лапами оказались остатки храма, о котором до тех пор никто из исследователей поля пирамид в Гизе и не подозревал.

Однако время и пустыня нанесли Сфинксу не такой значительный ущерб, как человеческая глупость. Раны на лице Сфинкса, напоминающие следы от ударов долотом, действительно нанесены долотом: в XIV веке так изуродовал его некий набожный мусульманский шейх, дабы выполнить завет пророка Мухаммеда , запрещающий изображать человеческое лицо. Раны, похожие на следы от ядер, тоже таковыми и являются. Это египетские солдаты – мамелюки – использовали голову Сфинкса как мишень для своих пушек.

Адрес: Египет, плато Гиза в пригороде Каира
Дата постройки: XXVI-XXIII века до н. э.
Координаты: 29°58"41.3"N 31°07"52.1"E

Там, где зелёная долина Нила сменяется Ливийской пустыней, в пригороде Каира, на плато Гиза незыблемо стоят Великие пирамиды. Взору туриста, приехавшего в Гизу, пирамиды открываются неожиданно: словно мираж «вырастают» они из раскалённых песков пустыни.

Великие пирамиды Гизы с высоты птичьего полёта

В Древнем мире пирамиды считались одним из «7 чудес света », но и сегодня они впечатляют необъятными размерами, а их тайны ещё долго будут волновать фантазию человечества. Пирамидами восхищались «сильные мира сего» - Александр Македонский, Юлий Цезарь и др.

Великие пирамиды Гизы. Слева направо: пирамиды цариц, пирамида Микерина, пирамида Хефрена, пирамида Хеопса

Желая воодушевить французскую армию перед знаменитой битвой с мамлюками, Наполеон, стоя у пирамид, воскликнул: «Солдаты, 40 веков смотрят на вас с этих вершин!» И тут же Бонапарт подсчитал: если пирамиду Хеопса разобрать, то из 2,5 миллионов каменных блоков можно было бы построить 3-х-метровую стену вокруг Франции.

Три Великие пирамиды, охраняемые Большим Сфинксом, - часть огромного некрополя Гизы . Эти пирамиды построены при фараонах IV династии, правившей в Древнем царстве в 2639-2506 гг. до н. э. Их окружают маленькие пирамиды и храмы, где погребены жёны фараонов, жрецы и чиновники.

Пирамида Хеопса

Пирамида Хеопса (Хуфу)

Крупнейшая из пирамид - пирамида Хеопса - является единственным из «7 чудес света», уцелевшим до наших дней. Более 3000 лет, до постройки в Англии Линкольнского собора (1311 год), пирамида Хеопса была самым высоким сооружением на Земле. Её первоначальная высота - 146,6 метров - соответствовала 50-ти-этажному небоскрёбу, но после землетрясения в XIII веке пирамида Хеопса уменьшилась на 8 метров - она лишилась облицовки и позолоченного камня пирамидона, венчавшего верхушку.

Пирамида Хеопса и музей Солнечной ладьи

Египтяне растащили облицовочные плиты из полированного белого известняка и использовали их в строительстве каирских домов и мечетей. Пирамида Хеопса изумляет своим величием и титаническим трудом людей, поднявших к небу каменные блоки весом по 2,5 тонны с помощью примитивных приспособлений - канатов и рычагов. А в «Камере Царя» гранитные блоки весят до 80 тонн. Арабский историк Абдель Латиф (XII в.) отмечает, что отдельные глыбы настолько плотно подогнаны друг к другу, что между ними нельзя просунуть остриё ножа.

Солнечная ладья

Солнечная ладья

Внутри пирамиды Хеопса находятся погребальные камеры, а снаружи, у её подножия стоит Музей Солнечной ладьи . На этом корабле, построенном из кедра без единого гвоздя, фараон должен был отправиться в загробный мир.

Пирамида Хефрена

Пирамида Хефрена (Хафры)

Вторая по величине древнеегипетская пирамида возведена на 40 лет позже первой фараоном Хафра - сыном Хеопса. Хотя пирамида Хефрена уступает по высоте (136,4 м) усыпальнице его отца, но благодаря расположению на более высокой точке плато она составила достойную конкуренцию Великой пирамиде.

На верхушке пирамиды Хефрена частично сохранилась белая базальтовая облицовка, напоминающая ледник на горе.

Пирамида Микерина

Пирамида Микерина (Менкаура)

Ансамбль Великих пирамид завершает относительно скромная по размерам усыпальница Микерина, построенная для внука Хеопса. Вопреки громкому прозвищу «Херу» (высокая), она достигает лишь 62 метров в высоту, но зато подчёркивает величие пирамид Хеопса и Хефрена.

Большой Сфинкс

Большой Сфинкс

У подножия плато Гизы высится монументальная скульптура длиной 73 метра и 20 метров высотой. Она высечена из монолитной известковой скалы в форме сфинкса - мифического существа с головой человека, лапами и телом льва. По мнению учёных, черты лица Большого Сфинкса сходны с обликом фараона Хефрена . Взгляд Сфинкса устремлён на восток, к восходящему солнцу. Согласно верованиям египтян, лев являлся символом солнечного божества, а фараон - наместником бога Солнца Ра на земле и после смерти сливался с сияющим светилом.

Большой Сфинкс с тыла

Львы стояли у ворот загробного мира, поэтому Сфинкса принято считать стражником некрополя. Лицо статуи сильно повреждено. Чаще всего можно услышать, что нос Сфинксу отбили наполеоновские гренадёры. По другой версии легенды, ущерб скульптуре нанёс один шах, религиозный фанатик. Причина вандализма проста: ислам запрещает делать изображения людей и животных.

Большой Сфинкс на фоне пирамиды Хефрена

Тайны древних времён: для чего строились пирамиды?

До сих пор не умолкают споры о назначении пирамид. Традиционная версия гласит, что возвышающиеся над бренным миром курганы могли быть гробницами фараонов, откуда их прах возносился ближе к небу и солнцу. Одни учёные считают пирамиды храмами, где служители культа солнца совершали религиозные обряды; другие - научными лабораториями, созданными для астрономических наблюдений. Немецкие археологи выдвинули ещё одну гипотезу: пирамиды - это естественные генераторы земной энергии.

Большой сфинкс на западном берегу Нила в Гизе - древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Высечена из монолитной известковой скалы в форме колоссального сфинкса - лежащего на песке льва, лицу которого, как издавна принято считать, придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок. 2575-2465 гг. до н. э.), погребальная пирамида которого находится поблизости. Длина статуи - 72 метра, высота - 20 метров; между передними лапами некогда располагалось небольшое святилище.

Назначение и название

Статуя Нилу и восходящему солнцу. Почти все древневосточные цивилизации видели во льве символ солнечного божества. С древнейших времён фараона было принято изображать в виде льва, истребляющего своих врагов. В свете этих данных позволительно считать сфинкса стражником вечного покоя погребённых вокруг него фараонов. Окрестные храмы были первоначально посвящены солнечному богу Ра, и только в период Нового царства скульптуру стали отождествлять с Хором (точнее - с Хоремахетом), вследствие чего Аменхотеп II посвятил ему особый храм к северо-востоку от сфинкса.

Древнеегипетское название Большого сфинкса остаётся неизвестным. Слово «сфинкс» - греческое и означает буквально «душительница», в чём кроется отсылка к известному мифу о загадке Сфинкса. Мнение о том, что это слово пришло в Грецию из древнеегипетского, неосновательно.

Время создания

Обстоятельства и точное время возведения сфинкса пока остаются загадками. Принятое в современной литературе суждение античных авторов о том, что его строителем был Хефрен (Хафра), подтверждается только тем, что при строительстве храма при статуе использовались каменные блоки того же размера, что и при возведении соседней пирамиды. Кроме того, неподалёку от сфинкса археологи обнаружили в песке диоритовое изображение Хафры.

Существуют и другие мнения относительно заказчика сфинкса. Инвентарная стела, обнаруженная в Гизе Мариетом в 1857 г. и, по всей вероятности, созданная незадолго до персидского завоевания, утверждает, что обветшавшую статую выкопал и очистил от песка отец Хефрена, фараон Хеопс (Хуфу). Большинство учёных склонны отвергать это свидетельство как позднее и ненадёжное; за достоверность приведённых в стеле сведений из исследователей старой школы высказывался лишь Гастон Масперо. Видный современный египтолог Райнер Штадельман придерживается мнения, что по своим художественным особенностям статую следует отнести к строительной деятельности Хуфу. В 2004 французский учёный Василь Добрев выступил с предположением, что статуя изображает Хуфу, а воздвиг её его сын Джедефра.

Ещё более запутывает вопрос о заказчике статуи то обстоятельство, что лицо статуи имеет негроидные черты, что расходится с другими сохранившимися изображениями Хафры и его родственников. Судмедэксперты, сопоставлявшие при помощи компьютера лицо Сфинкса с подписанными статуями Хафры, пришли к выводу, что они не могут изображать одного и того же человека.

Начиная с 1950-х гг. в популярной литературе датировка Сфинкса периодом Древнего царства стала ставиться под сомнение. Утверждалось, что нижняя часть сфинкса представляет собой классический пример эрозии, вызванной длительным нахождением камня в воде. Последний раз соответствующий уровень осадков наблюдался в Египте на рубеже IV и III тысячелетий, что, по мнению сторонников этой теории, указывает на создание статуи в Додинастический период или даже ранее. В научной литературе особенности эрозии скульптуры объясняются другими причинами - вторичной трещинноватостью, действием кислотных дождей, низким качеством известняка.

Сравнительно небольшие размеры головы побудили бостонского геолога Роберта Шоха предположить, что у статуи изначально была морда льва, из которой один из фараонов велел высечь загадочно улыбающееся человеческое лицо по своему собственному образу и подобию. Эта гипотеза не нашла признания в научной среде, равно как и предположение Грэма Хэнкока о корреляции трёх пирамид со звездами в созвездии Ориона, которая якобы наблюдалась в 11-м тыс. до н. э. (см. en:Orion Correlation Theory).

Описания

Римский историк Плиний описывал Большого сфинкса как чудовище. Средневековые арабы в «Тысяче и одной ночи» и других текстах также именовали его «отцом ужаса».

В Новое время скульптуру впервые изобразил итальянский архитектор Себастьяно Серлио, опубликовавший в 1546 году в Антверпене свой труд о памятниках древнего зодчества - его сфинкс с улыбающимся женским лицом был снабжён бюстом и причёской, соответствующей тому времени.

Состояние

За время своего существования Сфинкс оказался по самые плечи погребён в песке. Попытки откопать его предпринимались уже в древности Тутмосом IV и Рамзесом II. Первый смог освободить от песка только передние лапы, между которыми велел поставить гранитную стелу с надписью следующего содержания:

Царский сын Тутмос, по своём прибытии, во время полуденной прогулки сел в тени этого могучего божества. Когда Ра достиг вершины [неба], его одолел сон, и он увидел, как сей великий бог обратился к нему с речью, как будто отец говорит сыну: «Взгляни на меня, присмотрись, о мой сын Тутмос, я твой отец Хармахис, и я дарую тебе владычество над моей землёй и власть над всеми живущими… Узри мой подлинный вид, дабы защитить мои безупречные конечности. Меня покрыл песок пустыни, на которой я возлежу. Спаси меня и исполни всё, что у меня на сердце».

Также Сфинкс укреплялся при помощи дополнительных блоков древними греками и римлянами, в частности лапы и стены ниши.

Очистить от песка всю грудь Сфинкса удалось итальянцам в 1817 году, а полностью он был освобождён от тысячелетних песчаных наносов в 1925 году.

В 2014 году сфинкс подвергся четырехмесячной реставрации, после чего стал доступен для туристов.

Утраты

Лицо сфинкса в профиль.

У статуи отсутствует нос шириной в 1,5 метра. Его отсутствие можно объяснить как естественным разрушением камня (многовековое действие ветра и влаги), так и воздействием человека. Существует легенда, что эту деталь статуи отшибло пушечным ядром во время наполеоновской битвы с турками у Пирамид (1798); по другим версиям место Наполеона занимают англичане или мамелюки. На ложность этого мнения указывают рисунки датского путешественника Нордена, видевшего безносого сфинкса уже в 1737 году.

Средневековый каирский историк аль-Макризи писал, что в 1378 году один суфийский фанатик, застав феллахов приносящими дары Сфинксу в надежде пополнить свой урожай, исполнился гнева и отбил у «идола» нос, за что был растерзан толпой. Из рассказа аль-Макризи можно заключить, что для местных жителей Сфинкс был своеобразным талисманом, властителем Нила, от которого, как они полагали, зависел уровень разлива великой реки и, соответственно, плодородие их полей.

Сфинкс дошёл до наших дней не только без носа, но и без накладной церемониальной бороды, фрагменты которой можно увидеть в Британском и Каирском музеях. Время появления у Сфинкса бороды вызывает споры. Одни авторы относят её монтаж к Новому царству. По мнению других, бороду изготовили вместе с головой, ибо техническая сложность высотных работ по монтажу бороды превосходила возможности строителей того времени.

В произведениях искусства

  • «Узник фараонов» (1924) - рассказ Говарда Лавкрафта, построенный на предположении о миллионном возрасте египетского сфинкса, первоначально изображавшего якобы жуткое чудовище. При фараоне Хефрене черты чудовища якобы были сбиты с лица сфинкса и заменены чертами лица фараона.