Уход за руками

Чем покрывают церковные купола. Идею подсказал колокольчик. Значение количества куполов

Чем покрывают церковные купола. Идею подсказал колокольчик. Значение количества куполов

Оцинкованная сталь

Одним из самых популярных металлических на сегодня является оцинкованная сталь с различными видами покрытий. Плюсами данного материала можно считать широкий спектр цветов, типов покрытий, а также самую низкую из всех видов кровельных металлов стоимость. Минусы – в том, что оцинкованная сталь уступает по долговечности и отчасти
по эстетическим свойствам своим более дорогим собратьям – , меди, цинк­титану и стали с покрытием из нитрид­титана.

Цинктитан

Кровельный цинк­титан – это материал на основе цинка, в который для пластичности и долговечности добавляют медь и титан, очень надежен в эксплуатации. За высокие эстетические свойства его очень любят архитекторы: цинк­титан имеет натуральную поверхность серых оттенков. Однако этот металл требует правильного обращения при работе с ним, т. к. имеет ряд особенностей, ради изучения которых необходимо посетить специальные семинары. В частности, наилучшие условия для монтажа цинк­титана создаются при температуре окружающей среды не менее плюс пяти градусов.

Кровельный алюминий

Алюминий для кровли поставляется как в рулонах, так и в виде готовых изделий – ромбов, листов или гонтов. Самым известным поставщиком на российском рынке является австрийская компания Prefa, которая помимо материала поставляет широкий спектр аксессуаров. Также широкий ассортимент цветов в рулонном исполнении предлагают немецкий концерн Novelis и итальянский Mazonetto.

Достоинствами алюминия являются его пластичность, большая цветовая гамма (более тридцати оттенков, в том числе цвета, имитирующие камень, классическую и патинированную медь) и широкий ассортимент аксессуаров для кровли, включая системы и системы для снегозадержания. Работать с этим материалом можно и при температуре ниже минус десяти градусов. Срок службы алюминия составляет от 70 до 100 лет. Этот вид металла дороже оцинкованной стали с покрытием, но в два­три раза дешевле меди и титан­цинка.

Нержавеющая сталь

Нержавеющая сталь – один из самых неприхотливых и долговечных материалов для кровли. Однако работать с ним сложнее, чем с остальными металлами, из­­за его жесткости. Это качество особенно сильно проявляется в холодную погоду. Российскими кровельщиками нержавейка применяется крайне редко, а вот в Европе этим материалом охотно покрывают крыши – и служат такие крыши не менее ста пятидесяти лет.

Сталь с покрытием из нитрида титана

В современном храмоздательстве большую популярность имеет сталь с покрытием из нитрида титана, имитирующего цвет золота.

К свойствам нержавеющей стали с напылением нитридом титана относятся:

– высокая износостойкость к коррозийному и атмосферному воздействию;

– высокая отражающая способность покрытия;

– разнообразие цвета – «золото», медь, синий.

В журнале Московской Патриархии № 4 от 2014 года опубликована статья эксперта Николая Георгиева под названием «Купола: нитрид титана или сусальное золото?», в которой ставится вопрос, достоин ли современный и более дешевый заменитель украсить купола и кресты православных храмов. В статье приводятся примеры использования нитрида титана в покрытии куполов таких знаковых храмов, как Храм Христа Спасителя и Елоховский собор в Москве. Отмечается, что атмосферные загрязнения, которые осаждаются на пористую структуру нитрида титана, со временем могут исказить его первоначально золотистый цвет. Но даже в случае благоприятной экологической обстановки на устойчивость покрытия оказывают влияние несколько факторов.

1. Качество проката основы – нержавеющей стали. Лучшей считается нержавейка марок AISI 304 и AISI 321, имеющих стандартную 0,5­мм толщину. К сожалению, на рынке встречается много предложений с толщиной основы 0,4 мм и менее. Применение такого материала приводит к тому, что изделия на кровле выглядят измятыми после монтажа и снежных зим.

2. Качество очистки поверхности стали, лучшей из которой считается очистка электроимпульсной полировкой.

3. Выбранная технология напыления, лучшей из которой считается конденсация с ионной бомбардировкой.

4. Качество компонентов напыления.

Применение меди в покрытии куполов

Для современной практики храмоздательства в покрытии куполов и глав наиболее характерно применение меди. В дальнейшем медные листы могут быть покрыты позолотой.

Благодаря отличным техническим характеристикам, высоким эстетическим качествам, долговечности и сведенным к минимуму эксплуатационным расходам медные кровли пригодны для использования при строительстве храмов во всех климатических зонах, в том числе храмов, представляющих историческую и художественную ценность. Привлекательность меди состоит в том, что этот материал сохраняет пластичность даже при отрицательных температурах и не становится хрупким со временем. Эти свойства меди особенно важны при эксплуатации кровель в наших климатических условиях.

Медь отличается гибкостью, прочностью и высокой химической устойчивостью. Покрываясь под воздействием атмосферных осадков тонким и прочным слоем окисла (патины), медь со временем приобретает зеленоватый оттенок. Это происходит только через 10­15 лет, в первые годы медь коричневеет, а потом становится темно­коричневого цвета.

Медные кровли не требуют особого ухода и наблюдений в процессе их эксплуатации, а при любых механических повреждениях быстро ремонтируются, так как легко паяются. Минимальный срок службы материала составляет 100–150 лет.

Из меди, так же как и из других материалов, можно изготавливать и штучные изделия, такие как ромбы и гонты.

Монтаж кровли из меди можно производить как небольшими листами/ромбами/гонтами стандартных размеров со стыковкой их в двух направлениях одинарными фальцами, так и с применением современной технологии, предусматривающей раскатку рулонов материала на всю длину ската, с последующей стыковкой полотен двойным стоячим фальцем с помощью закаточного оборудования, обеспечивающего высокую герметичность кровли.

Листовая и рулонная медь крепится к основанию с помощью жестких и плавающих кляммеров из нержавейки. Медь прекрасно поддается пайке, что особенно важно при производстве на кровлях, но применять ее нужно с большой осторожностью и только в случаях, когда нельзя решить задачу более технологичными методами. Отличительной особенностью проведения ремонтов является возможность осуществления их на локальных участках без замены листов или полос материала. Для выполнения ремонта медной кровли достаточно вырезать медную заплату и запаять швы по ее периметру. Заплата очень быстро покрывается патиной, и различить отремонтированный участок становится практически невозможно.

Медь для кровель поставляется на отечественный рынок российского и зарубежного производства. Крупнейшим отечественным производителем материалов для медной кровли является Гайский завод по обработке цветных металлов «Сплав». Из­­за рубежа к нам поставляются немецкая медь KME, финская Aurubis, болгарская Sofia med.

Стоит отметить, что европейские производители предлагают больший ассортимент типоразмеров рулонов и листов меди, а также аксессуаров в медном исполнении. Гарантированная степень чистоты меди составляет 99,9%, чем вызывает особое доверие у потребителей. Немецкий и финский производители предлагают помимо классического варианта оксидированную и патинированную медь, а также сплавы под золото и под . Сплав меди и алюминия, производимый европейскими заводами, позволяет получить неокрашенный натуральный материал под цвет золота. Например, у немецкого завода КМЕ он получил название TECU Gold.

По качественным показателям меди наивысшую оценку среди российской имеет материал марки М1ф, в составе которого отсутствует кислород, вызывающий неравномерность окисления наружной поверхности материала и появление на кровле так называемых подтеков и разводов. Устранение кислорода достигнуто путем введения в расплав меди фосфора, который соединяется с последним и выводится вместе со шлаком.

Использование любого из вышеперечисленных металлов в качестве предъявляет определенные требования к конструктивным решениям покрытий. В состав покрытия должны входить сплошная качественная обрешетка, эффективный толщиной не менее 200 мм, современный подкровельный гидро­ и ветрозащитный изоляционный материал, обеспечивающий пропуск через него пара, поступающего из помещений, и воздушный зазор, необходимый для подкровельного пространства. Изнутри помещения обязательно применение надежного пароизоляционного материала с проклейкой всех стыков и примыканий.

При выборе кровельного покрытия стоит обратить внимание на следующие важные факторы.

1. Качественная комплектация кровли с учетом всех аксессуаров, соответствующих друг другу по качеству и внешнему виду (водосточные системы, снегозадержание, изоляционные материалы, кляммера, крепеж).

2. Правильный выбор монтажной бригады, имеющей опыт работы с данным материалом. Эксперименты со строителями могут привести к тому, что даже самый хороший материал может быть загублен!

3. Применение современных технологий монтажа и использование профессионального инструментария.

Михаил Кеслер, Андрей Солнцев.

Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Церковный Строитель» № 44, 2014 г.

Золочение – одно из древнейших ремесел в истории человечества. Известно, что отделку сусальным золотом впервые применили в Египте и Древней Индии. Оттуда сусальное ремесло распространилось на Ближний Восток.

Вскоре изготовление сусального золота было освоено в Греции и с Х века получило широкое распространение в Киевской Руси. По свидетельству Лаврентьевской летописи, в Киеве по повелению князя Святополка (Михаила) Изяславовича была вызолочена церковь Святого Михаила, получившая название Златоверхой.

Существует несколько способов золочения.

Амальгамное, или огневое, золочение применялось относительно недолго, и технология не получила распространения, несмотря на феноменальную стойкость. Причина - чрезвычайно вредное производство. В Петербурге есть только один пример применения этой технологии - купол Исаакиевского собора. При огневом золочении происходит диффузия (проникновение на атомном уровне) золота в металл основы. Золото растворяли в ртути, потом над горящими углями устанавливали медный лист, на который наносили амальгаму, и все время ее растирали. Когда ртуть выпаривается, золотая пленка настолько крепко схватывается с основой, что удалить ее можно только при физическом воздействии.

Гальванический метод удобен при золочении крестов, но для золочения куполов практически не применим. Недостаток технологии гальваники при работе с куполами заключается в том, что для получения хорошего результата - равномерной толщины покрытия и тональности золота, практикуется погружение в гальваническую ванну всего объекта. В силу размеров куполов это невозможно.

Покрытие сусальным золотом - главный метод золочения куполов на сегодня. Сусальное золото - это тончайшие пленки золота всегда одного размера, 91,5 х 91,5 мм, и разной толщины - от нее зависит так называемый лигатурный вес сусального золота. Для золочения куполов используется золото с лигатурным весом 3-5 г. В России делают сусальное золото обычно выпускают в виде «книг», состоящих из 60 листов.

Производится сусальное золото нескольких цветов, зависящих от того, какие добавки делаются к чистому золоту. Чем чище золото, то есть чем больше количество каратов драгоценного металла, тем менее чувствительна позолота к влиянию погодных и климатических условий. Для наружного золочения могут быть использованы лишь сорта более 23,75 карата (это значит, что в сплаве содержится 23,75 части золота и 0,25 части добавок).

Технология золочения металлических поверхностей сусальным золотом состоит из трех этапов:

Подготовка поверхности под золочение;

Подготовка материалов и нанесение грунтовочных слоев;

Золочение.

Для приготовления грунтов используются такие материалы, как: свинцовый сурик, тонкотертый свинцовый крон, лак ЯН-54, лак ЯН-153 или ГФ-166. Грунт наносится три раза. Перед нанесением последующего слоя грунта просушенную поверхность шлифуют водостойкой шкуркой среднего зерна, затем промывают водой и обезжиривают спиртом. Высушенный слой грунта тщательно протирают суконкой для выравнивания полировки. Если есть недостатки на поверхности, проводят повторную грунтовку и полировку.

Подготовленную поверхность золотят масляным способом на лак МА-594 (мордан) и оставляют на просушку, которая длится 6, 12 или 24 часа, в зависимости от сорта мордана. Окончательно понять, готова ли поверхность для золочения, можно проверив ее «на отлип» от пальца: легко притронуться к покрытию и, если палец чувствует отлип, а на нем не остается лака - он готов к восприятию позолоты. Очень важно поймать нужное время для нанесения сусального золота: в жидком покрытии золото может «утонуть», к сухому - прикрепится слабо или вообще не прикрепится.

Процесс золочения выглядит так: позолотчик специальной кистью за счет естественного электрического заряда подцепляет предварительно раскроенный кусок золота, кисть с висящим в воздухе листиком золота подносится к липкой поверхности и от легкого касания одним краем он приклеивается к поверхности. После накладки золото прижимают, затем располировывают тампоном из ваты. Золото наносят обязательно внахлест, места разрывов и трещины «фликуют». По окончании золочения лак МА-594 должен окрепнуть в течение 20-25 суток. Затем поверхность консервируется, то есть покрывается защитным лаком.

Купола золотят в шатрах - то есть лесах, обтянутых полиэтиленом, которые защищают от пыли, основного врага позолотчика. После того как выполнено золочение, купол должен хотя бы пару месяцев постоять под шатром, чтобы сродниться с климатом. Конструкция лесов должна обеспечивать доступ к каждому участку поверхности двух специалистов-позолотчиков. Леса должны быть многоуровневыми и давать доступ ко всем участкам купола. Высота яруса не менее 100 и не более 150 см, расстояние от поверхности купола до пола лесов - от 20 до 35 см. Главная особенность лесов - двойная полиэтиленовая оболочка, защищающая от влаги и ветров. Внешняя оболочка делается из плотного армированного полиэтилена, внутренняя - из тонкого, склонного к растяжениям. Важна максимальная прозрачность полиэтилена, так как сусальное золото можно наносить только при естественном освещении.

При начале работ с новым куполом или новой партией золота рекомендуется делать тестовые фрагменты, так называемые вызолотки. Эти пробные фрагменты площадью в 1-3 дм2 позволяют проверить качество подготовительных работ и материалов.

При реставрации золоченых куполов поверхность вначале расчищают, причем работают в респираторах, так как раньше при подготовке к золочению использовали свинец, затем шкуркой наносят антикоррозионное покрытие - свинцовый сурик на натуральной олифе. Последовательно ошкуривают и обезжиривают поверхность. Затем, если необходимо, идет тонкая шпаклевка, накладывается второй тонкий слой свинцового сурика, выполняется промывка, наносится слой свинцового крона с добавлением свинцового сурика для подцветки и два слоя лака. Потом купол натирают морданом, на него накладывают золотые листы, притирая их тампоном к поверхности.

В отличие от нитрида титана, золото является пластичным материалом. Оно исключает появление микротрещин при перепаде температур и морозах. Химическая нейтральность золота не допускает адсорбции веществ из окружающей среды. В совокупности с антистатическими свойствами любые осадки не оставляют загрязнений, а делают поверхность более чистой и блестящей.

Покрытие куполов золотой смальтой . Покрытие куполов золотой смальтой применялось в Византии и затем на долгие годы прекратилось ввиду дороговизны материала. В настоящее время этот способ покрытия глав храмов возрождается, как и мозаичное искусство декорации храма в целом. Примером могут служить храм в Опалихе и собор в Зачатьевском монастыре Москвы, где кусочки смальты приклеивались к бетонному основанию глав.

Михаил Кеслер.

Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Церковный Строитель» № 44, 2014 г.

Архитектор Кеслер М.Ю.

Золотом характерно для православной церкви так же. Золотые на Руси всегда были символом вечности, покоя, постоянства и небесной славы.

И сотни церковных построек с величественными куполами украшают славянские города. Обычай украшать храмы и церкви золотыми куполами пришел к нам из Византийской империи. И по сей день золоченые остаются важной традицией для любого православного человека.

Православные храмы обычно имеют круглый по форме купол. Такая тенденция наблюдалась при строительстве первых церквей и храмов, эта традиция остается актуальной и до сих пор. Красивый могущественный купол возвышается над зданием как символ преодоления и одухотворения мертвой материи.

Покрытие куполов золотом всегда было крайней ответственной и трудоемкой работой. А еще пару веков назад труд мастеров золотильщиков был даже опасным. В то время облицовка купола проводилась старинным методом огневого золочения. Для этого бралась ртуть, в ней растворялось золото, и затем над горящими углями устанавливался медный лист, на который способом тщательной растирки наносилась амальгама.

Опасность работы заключалась в том, что выделяющая вредные испарения ртуть постепенно убивала мастеров. Во время золочения куполов Исаакиевского собора, на которые ушло 100 кг золота, погибло 60 мастеров.

Покрытие куполов нитридом титана.

Конечно технологии, подобные огневому золочению куполов, давно остались в прошлом. Современные методы безопасные и гораздо более совершенные. Натуральная позолота, в связи с высокой стоимостью и недолговечностью материала, в наши дни используется все реже. Зато все более популярными становятся кровельные материалы из нержавеющей стали с покрытием из нитрида титана. Такой материал в точности имитирует цвет золота и вплоть до 100 лет сохраняет свою первоначальную красоту.

Нитрид-титановое покрытие куполов стойко выдерживает атмосферные осадки и не подвержено воздействию кислот и щелочей.

Как делают золотые купола June 4th, 2018

Существует такая редкая и ответственная профессия - золотник. На примере Собора Рождества Пресвятой Богородицы в Солотчинском женском монастыре, что в славной Рязанской области я вам покажу, как и из чего сделаны современные купола церквей, но не простые купола, а золотые.


В последнее время, покрытие куполов золотом стало характерной и отличительной чертой для российской православной церкви. Золотые купола на Руси всегда были символом вечности, покоя, постоянства и небесной славы, величия религии. И сотни церковных построек с величественными золотыми куполами украшают славянские города. Древний обычай украшать храмы и церкви золотыми куполами пришел к нам из далекой Византийской империи, где золотом и ярким декором подчеркивалась архитектура храмов.

Православные храмы обычно имеют круглый по форме купол. По одной из версий, в России стали делать купола вытянутой формы, чтобы снег скатывался с кровли, и не образовывался на куполе лед. Кроме того, чтобы лучше сохранять тепло, потребовалось утепленное подкупольное пространство. Куполная тенденция в архитектуре храмов и церквей на Руси наблюдалась при строительстве первых церквей и храмов, эта традиция остается актуальной и до сих пор. Красивый могущественный купол возвышается над храмом, как символ преодоления и одухотворения мертвой материи.

Но самое сложное и кропотливое в купольной постройке - декорирование самих куполов, а покрытие куполов золотом - крайне ответственная и трудоемкая работа. Еще пару веков назад труд мастеров золотильщиков считался - одним из самых опасных, сопряженных с высоким уровнем риска и требующий определенных скалолазных навыков строительной работы и работы с вредными химическими элементами. В то время облицовка купола проводилась старинным методом огневого золочения - бралась ртуть, в ней растворялось золото, и затем над горящими углями устанавливался медный лист, на который способом тщательной растирки наносилась золотая амальгама. Опасность работы заключалась в том, что выделяющая вредные испарения ртуть постепенно убивала мастеров. Например, во время золочения куполов Исаакиевского собора, на которые ушло 100 кг золота, погибло 60 мастеров золотильщиков.

Конечно технологии, подобные огневому золочению куполов, давно остались в прошлом. Современные методы безопасные и гораздо более совершенные. Натуральная позолота, в связи с высокой стоимостью и недолговечностью материала, в наши дни используется все реже. Зато все более популярными становятся кровельные материалы из нержавеющей стали с покрытием из нитрида титана. Такой материал в точности имитирует цвет золота и вплоть до 100 лет сохраняет свою первоначальную красоту. Нитрид-титановое покрытие куполов стойко выдерживает атмосферные осадки и не подвержено воздействию кислот и щелочей.

1.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы изначально был деревянный, перестроен в начале XVI - XVII веков. Храм пятиглавый, с востока примыкает трехчастная апсида, с запада - двухэтажная пристройка 1691 года (вверху - ризница и библиотека, внизу - трапезная). В советское время частично был разрушен и восстановлен в начале XXI века.

2.
В 1552 году в Солотчинском монастыре останавливались войска Ивана Грозного, которые шли на покорение Казани. В 1570 — 1580 годах монастырь считался одним из главнейших монастырей Руси. Он вошел в число самых крупных и значимых обителей России. В 1618 году Солотчинский монастырь подвергся опустошительному нападению войск польского королевича Владислава и запорожского гетмана Петра Сагайдачного, после чего деревянную постройку собора решено было перестроить.

3.
Пятиглавый Собор Рождества Пресвятой Богородицы располагается на территории Солотчинского действующего женского монастыря. Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь является крупнейшим на Рязанской земле памятником архитектуры нарышкинского барокко, расположен монастырь в курортном районе Солотча на берегу старицы Оки в Советском округе города Рязани.

4.
Новые золотые купола из нитрид-титанового покрытия. Золотник - профессия золотых мастеров

5.
Не смотря на то, что современные технологии не стоят на месте и материалы стали качественнее и современнее, без высоких стропил на храм для установки декора золотых куполов - не добраться

6.
Высокие стропила

7.
Отходы золотых куполов - из нержавеющей стали с покрытием из нитрида титана

8.
Золотые отходы куполов

9.
Тем не менее, изготовление золотых пластин из нитрид-титана происходит на месте

10.
Панель из нитрид-титана - материал в точности имитирует цвет золота и вплоть до 100 лет сохраняет свою первоначальную красоту. Нитрид-титановое покрытие куполов стойко выдерживает атмосферные осадки и не подвержено воздействию кислот и щелочей.

11.
Воз из таких квадратных панелей и крепится декор купола

12.
Вот как выглядят золотые панели из титана

13.
Такой материал в точности имитирует цвет золота и вплоть до 100 лет сохраняет свою первоначальную красоту

14.
Нитрид-титановое покрытие куполов стойко выдерживает атмосферные осадки и не подвержено воздействию кислот и щелочей

15.
Отдельно панелями декорируется и основание креста

16.
Такие купола видно за версту

17.
На ярком солнце купола переливаются золотом

18.
Солотчинский монастырь и Собор Рождества Пресвятой Богородицы с новыми золотыми куполами

19.
Золотые купола Собора Рождества Пресвятой Богородицы

20.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы

21.
Золотые купола - как они есть

22.
Фрагмент вохода в храм Рождества Пресвятой Богородицы

23.
Теперь монашки возрадуются вместе с прихожанами новым золотым куполам храма Рождества Пресвятой Богородицы, что на исторической для России Солотчинской земле

Такие дела

Максим Новиковский/Canon
Все предоставленные фотографии являются собственностью автора.
При использовании любых материалов ссылка на этот сайт обязательна -

Добавить в друзья и подписаться на мой журнал можно тут.

Найти православный храм в любом городе легко по форме купола и его окраске. Интересно, что барабаны бывают световые и декоративные, а купола, расположенные на декоративном основании, называют главками.

Купола и их количество

Главой церкви принято называть покрытие купола, расположенного на так званом барабане. Количество глав над храмом также не является случайным числом.

33-купольный храм в честь Преображения Господня в Усть-Медведицком монастыре, Волгоградская область

Количество, символика и цвета куполов - посвящение храма Богу, Святой Троице, Богоматери или кому-то из святых или мучеников.

  • один купол - символ Единого Всевышнего Творца;
  • три - Святая Троица;
  • пять глав символизируют Спасителя и приближенных к Нему апостолов;
  • семь куполов над храмом - символ семи церковных Таинств;
  • девять чинов Ангелов - семь глав;
  • Иисус и 12 апостолов - прообраз тринадцатиглавого храма.
На заметку! Количество глав может доходить до 33 - число земных лет Иисуса.

Специфическая форма куполов православных храмов

У историков нет единого мнения по поводу появления на Руси храмов с верхом сферической формы и вытянутой верхушкой. Килевидный верх напоминает древнерусский шлем и подобен постройкам византийских архитекторов.

На исторических рисунках видно, что церковные постройки в домонгольской Руси были покрыты посводными куполами, которые были заимствованы с Византии. Такие главы встречались в Киеве, Чернигове, Смоленске.

Шлемовидная форма купола напоминала о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла

Шлемовидными главами церквей в XIV-XVI веках был богат Владимиро-суздальский край, затем они стали появляться в княжествах Москвы и Твери, а затем и по всей Руси.

С середины XVI века русские храмы стали покрываться луковичными главами. Простому христианину, не обладающему глубокими архитектурными знаниями, трудно с первого взгляда увидеть разницу между этими верхами.

Луковичные главы отличаются от шлемовидных только соотношением диаметров купола и барабана.

У первых диаметры барабанов меньше диаметра купола, а у шлемовидных - наоборот. Высота луковичного верха равняется его диаметру, а у глав, подобных шлему, ширина больше высоты.

Позаимствованная с Византии сфероподобная форма покрытия храмов со временем вытягивалась, преобразуясь в подобие шлема - символ защиты и луковичные купола, напоминающие форму огня или свечи.

Луковичные главы храма - символ пламени свечи

Как по цвету купола определить его посвящение

Православные зодчие сходятся на том, что сфера главы храма - прообраз небес, поэтому важна не только форма верха, но и его цвет:

  • Золотом, символом славы Господней, покрываются главы церквей, посвященных Иисусу и 12 великим православным праздникам. Такое покрытие в храме Христа Спасителя. Три дара принесли мудрецы в подарок новорожденному Иисус, ладан, миро и золото, символ вечности, царствования и славы.
  • Серебряные купола означают, что это постройка имеет покровителя в виде святого, белыми покрытиями славятся постройки в честь Преображения Господнего и Его Вознесения.
  • Синие покрытия с желтыми звездами напоминают о рождении Иисуса в рождественскую ночь, храмы Пресвятой Богородицы легко узнаваемые по голубому цвету куполов, символу чистоты и непорочного зачатия.
  • Цвет вечной жизни зеленый - посвящение Духу Святому, Святой Троице.
  • Редко можно встретить церкви с красным покрытием, символом крови и мученичества, святой мученик - хранитель такой церкви.
  • Яркая окраска и замысловатые формы, украшающие храм Василия Блаженного, символизируют Небесный Иерусалим.
  • В монастырях принято главы окрашивать в черный цвет, примером может служить Покровский монастырь, хранитель мощей Святой Матронушки Московской.
Важно! Все цвета являются условными, храмы, купола которых не имеют цветного покрытия, а изготовлены из дерева, наполнены тем же Божьим присутствием, что и церкви с великолепными главами.

Символика православных накупольных крестов