Уход за лицом

Деревья относятся к живой природе или неживой. Уроки окружающего мира: что из предметов относится к неживой природе

Деревья относятся к живой природе или неживой. Уроки окружающего мира: что из предметов относится к неживой природе

Определение неживой природы

Все, что нас окружает, если, конечно, это не техника или любой другой элемент, созданный руками человечества, является природным компонентом, который принято разделять на живой и неживой. Первый подразумевает растения, животных, а также непосредственно самого человека. То есть это все то, что двигается, развивается, для его жизни требуются определенные ресурсы. Неживая природа, в свою очередь, представляет собой все элементы, которые не дышат, не растут и не развиваются. В отличие от всех живых организмов, они имеют более простую структуру. Им не нужно воздуха, еды или любого другого жизненно необходимого ресурса. Проще говоря, они не живут. Более того, на протяжении нескольких сотен, тысяч и даже миллионов лет вся неживая природа остается неизменной.

Действительно ли неживая?

Многие годы ни один философ не мог дать точного определения понятию жизнь. Более того, современные и устаревшие словари весьма расплывчато описывают это слово. Итак, жизнь представляет собой несколько определенных явлений, которые следуют друг за другом в одном организме или предмете и прекращаются по истечении времени. Стоит отметить, что неживая природа тоже существует по этим законам. Если быть точнее, она им не противоречит. Это уже было не один раз доказано на примере кристаллов. Многие ученые, которые с ними работали, перестали их воспринимать в качестве компонентов природы неживого типа. Дело в том, что кристаллы обладают определенным набором чувств. Они могут стареть, издавать звуки (по большей части недовольства), отдыхать, развиваться или уставать. Для многих металлов или сплавов характерна память. Под различными действиями они могут деформироваться, но затем постепенно возвращаются к своему первоначальному состоянию. Однако среди остальных эксперимент с ионами серебра наиболее точно показывает, как схожи компоненты живой и неживой природы. Они начинают восстанавливаться, когда вступают в контакт с активными металлами. Когда наблюдаешь за процессом в микроскоп, а не на примерах уравнений или химических формул, можно заметить сходство между ними и растениями - развиваются те и другие одинаково. Таким образом, о «бездушности» неживой природы еще можно поспорить. Однако эта гипотеза так и остается только предположением, покуда конкретных доказательств нет.

Смена неживой природы по временам года

Каждый сезон представляет нам новые природные элементы. Некоторые из них взаимно заменяются друг другом, остальные характерны только для определенного времени. Например, неживая природа зимой дополняется снегом, сосульками, льдом. Ими покрываются живые природные элементы, а также творения человечества. Затем сезон сменяется весной, и зимние компоненты природы превращаются в воду. Когда приходит лето, она испаряется, становится мелкими капельками, поднимающимися в воздух. После этого, осенью, вода снова возвращается на землю в виде дождевых осадков. Зима, в свою очередь, опять превращает ее в кристаллики льда.

Неживая, но важная

Нет смысла спорить о том, является ли неживая природа по-настоящему таковой, или она развивается точно так же, как и ее живая сестра, только намного медленнее. Одно можно сказать точно, она играет важную роль в жизни планеты.

Оглянитесь вокруг. Как красиво! Ласковое солнышко, голубое небо, прозрачный воздух. Природа украшает наш мир, делает его радостнее. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое природа?

Природа – это всё, что нас окружает, но при этом НЕ создано руками человека: леса и луга, солнце и облака, дождь и ветер, реки и озёра, горы и равнины, птицы, рыбы, звери, даже сам человек относится к природе.

Природа делится на живую и неживую.

Живая природа: животные (в том числе звери, птицы, рыбы, даже черви и микробы), растения, грибы, человек.

Неживая природа: солнце, космические объекты, песок, почва, камни, ветер, вода.

Признаки живой природы:

Все объекты живой природы:

Растут,
- питаются,
- дышат,
- дают потомство,
а еще они рождаются и умирают.

В неживой природе все наоборот. Её объекты не способны расти, питаться, дышать и давать потомство. Тела неживой природы не умирают, а разрушаются или переходят в другое состояние (пример: лед тает и становится жидкостью).

Как отличить, к какой природе относится тот или иной объект?

Давайте попробуем вместе.

Частью какой природы является подсолнух? Подсолнух рождается - из семечка проклевывается росточек. Росток растёт. Корни достают из земли питательные вещества, а листья из воздуха берут углекислый газ - подсолнух питается. Растение дышит, поглощая из воздуха кислород. Подсолнух дает семена (семечки) - значит он размножается. Осенью он засыхает - умирает. Вывод: подсолнух - часть живой природы.

Человек рождается, растет, ест, дышит, заводит детей, умирает, значит нас тоже можно смело отнести к живой природе. Человек - часть природы.

Луна, Солнце, родник, камни не растут, не питаются, не дышат, не дают потомство, значит это тела неживой природы.

Снеговик, дом, машины сделаны руками человека и не относятся к природе.

Но существуют и тела неживой природы, которые обладают отдельными признаками живых организмов.

Например, кристаллы рождаются, растут, разрушаются (умирают).
Река рождается из таяния ледника, растет, когда в нее впадают мелкие речки, она умирает, впадая в море.
Айсберг рождается, растет, движется, умирает (тает в теплых морях).
Вулкан рождается, растет, умирает с прекращением извержений.

Но все они НЕ питаются, НЕ дышат и НЕ дают потомство.

Если сломать кусочек мела пополам, получится 2 кусочка мела. Мел остался мелом. Мел - предмет неживой природы. Если сломать деревце или разделить на части бабочку, они погибнут, потому что дерево и бабочка - предметы живой природы.

В начальной школе возникают трудности в определении принадлежности предмета не только к живой и неживой природе, но и к природе вообще. Сможете ли вы правильно выполнить задание?

Найдите группу, в которой все предметы относятся к неживой природе:

а) солнце, вода, земля, камни.
б) луна, воздух, луноход, звёзды.
в) лёд, земля, вода, корабль.

Правильный ответ а). Луноход и корабль не относятся к неживой природе, они не относятся ни к какой природе, потому что созданы руками человека.

Связь живой и неживой природы

Несомненно, живая и неживая природа связаны между собой. Давай убедимся вместе.

Например, СОЛНЦЕ: без тепла и солнечного света не смогут жить ни человек, ни растения, ни птицы, ни даже рыбы.

Продолжаем. ВОЗДУХ. Все живое дышит. И никто не может без него жить.

И, наконец, ПИЩА. Человек питается разными предметами живой природы: растениями, грибами и продуктами, которые он получает от животных.

С другой стороны, живые организмы тоже неизменно влияют на объекты неживой природы. Так, микроорганизмы, рыбы и животные, обитающие в воде, поддерживают ее химический состав; растения, умирая и сгнивая, насыщают почву микроэлементами.

На основании наших с вами наблюдений мы делаем вывод, что вся наша жизнь тесно связана с природой.

Человек многому учится у природы и даже создает предметы, похожие на природные объекты. К примеру, наблюдая за стрекозой, человек создал вертолет, а птицы вдохновили на создание самолета. В каждом доме есть искусственное солнышко - это лампа.

Заключение

Природа – это всё, что нас окружает и не сделано руками человека. Природа имеет две формы: живая природа и неживая природа. Живая и неживая природа тесно связаны между собой, потому что всё живое дышит воздухом, всё живое пьёт воду, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения. Природа - наш дом. Человек должен беречь и охранять его, разумно использовать природные богатства.

Неживая и живая природа

Ответы к стр. 24 - 25

Задания

1. Вспомни, что относится к природе.

Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Солнце, воздух, вода, растения, животные - всё это объекты природы.

2. Что необходимо растениям и животным для жизни?

Животные - живые существа. Они растут, развиваются, приносят потомство. Животные питаются, передвигаются, строят жилища. Животным необходимы для жизни пища, воздух, вода, тепло и свет. Растение - живое. Оно растёт, развивается, приносит потомство. Каждое растение когда-нибудь умирает. Но многие растения живут очень долго. Растениям необходимы для жизни вода, воздух, свет и тепло.

  • Рассмотри фотографии на с. 24 - 25. На какие две группы можно разделить объекты природы, изображённые на них?

Все объекты природы можно разделить на две большие группы: живую и неживую природу.

  • С помощью фишек разного цвета обозначь, что относится к неживой, а что - к живой природе.

Солнце, камень (полезные ископаемые), облако, сосульки - это НЕЖИВАЯ ПРИРОДА .
Дерево, человек, бабочка, медведь - ЖИВАЯ ПРИРОДА .

  • С помощью книги "Энциклопедия путешествий. Страны мира" приведи примеры объектов неживой и живой природы разных стран.

Венгрия:

Австрия:

Греция:

Объединённые Арабские Эмираты:

Аргентина:

  • Подумайте, чем живые существа отличаются от объектов неживой природы.

ЖИВАЯ ПРИРОДА: растёт, питается, дышит, умирает, приносит потомс тво.

Природа – это окружающий нас мир со всеми его обитателями и явлениями. Именно она всегда выступала главным объектом для исследований и научных экспериментов, за счет чего многие школьники сегодня изучают естественные науки.

Однако с малых лет каждому ребенку необходимо донести, что такое объекты неживой природы, чтобы он мог правильно воспринимать окружающую действительность. О методах, описаниях и примерах такой трактовки мы поговорим в этой статье.

Что такое неживая и живая природа?

В привычном понимании человека природа – это цветы, солнце, животные, растения и ископаемые. В общем, это естественный мир, который был создан без участия человека или инновационных технологий. Однако в научном понимании этот термин объясняется гораздо шире: природой обозначают все явления и предметы, которые нас окружают. И для того, чтобы разграничить понятия, следует подробно разобрать каждое из них.

Компоненты природы – это атмосферный воздух, околоземное космическое пространство, земля, поверхностные воды, почва, растительный мир, недра, животный мир, подземные воды, озоновый слой атмосферы и прочие организмы, которые в совокупности создают благоприятные условия для обеспечения постоянной жизни на планете Земля.

При этом объекты живой природы – это вся флора и фауна: все животные на планете, растения всех классов и видов, бактерии, грибы. Также в это понятие включен человек. При этом природа без человека может существовать в первозданном виде, примерами чему выступают необитаемые острова со своей экосистемой, а также астрономические объекты (планеты, спутники и пр.).


Что такое неживая природа?

Неживой мир – это различные вещества, а также поля, обладающие энергией. Она представлена несколькими уровнями организации: от элементарных частиц, химических элементов и атомов до небесных тел и Вселенной. Под этим термином понимают все объекты, образовавшиеся без человеческого вмешательства и состоящие из материи или поля. Важным отличием является то, что объекты неживой природы устойчивы, статичны и слабо изменчивы. Камни, горы, вода, атмосфера – это все существует миллиарды лет и крайне медленно подвергается изменениям.


Как объяснить ребенку 2 класса различия?

Чтобы наглядно рассказать и показать школьнику примеры и объекты живой и неживой природы можно опираться на такие факты:

  1. Чтобы поддерживать процессы жизнедеятельности, представители живого мира нуждаются в получении энергии извне – например, растениям и животным нужен солнечный свет, чтобы правильно развиваться.
  2. Живые организмы сложно устроены, их биологическая система поддерживает жизнедеятельность благодаря важным процессам. Они могут развиваться, дышать, размножаться, стареть и умирать. Несмотря на то, что трудно заметить, как дышит растение, этот процесс все равно присутствует на молекулярном уровне.
  3. Объекты живого мира могут передвигаться, проявлять реакции на внешние раздражители. К примеру, если тронуть животное – оно убежит либо нападет, в отличие от каменных пород, которые не сдвинутся с места.
  4. В конце концов, многие представители живого мира могут мыслить и имеют рефлексы, помогающие им выжить.

Таким образом, мы рассмотрели, что представляет собой мир живой и неживой природы. Главное что стоит помнить, что обе сферы тесно взаимосвязаны. Материя, вещества, энергия – все это позволяет развиваться и жить всем организмам на Земле, создавая единую экосистему.

Правила этикета в обществе. Как вести себя в магазине, на улице, транспорте

Говорить и писать о живой природе принято с начальной школы: звери, птицы, растения, насекомые составляют объект самого пристального наблюдения. Неживые же тела как-то обойдены вниманием и менее интересны, поэтому иногда даже взрослые не могут определить, что относится к неживой природе. Давайте наконец разберемся в этом вопросе природоведения, тем более что тесты ЕГЭ и ГИА периодически возвращаются к детским вопросам!

В понятие «природа» с точки зрения естественных наук входит все, что не создано людьми. К живой природе относят все живые организмы, к неживой – все материальные тела, появившиеся без сознательного участия человека. Довольно легко отличить живую кошку, к примеру, от неживого камня, однако с частностями нередко возникает путаница. Вот булыжник – материальное тело неживой природы. А кирпич – уже не природное тело, а искусственное. Глыба мрамора – природное тело, а Давид из-под резца Микеланджело – искусство и, соответственно, природа его одноименная.

Если отличить природные объекты от искусственных вполне реально, зная их происхождение, то различия между живыми и неживыми иногда могут быть совершенно неочевидными. Для их определения необходимо знать строение и функционирование объекта изучения. Тела неживой природы:

  • не обмениваются с окружающей средой веществом, энергией и информацией (не питаются, не дышат, не выделяют энергию и вещества);
  • не способны к самовоспроизведению;
  • не развиваются;
  • не реагируют на раздражители;
  • обладают простой структурой.

Совокупность этих признаков позволяет говорить о предмете как о неживом.

Кроме того, имеется определенная закономерность существования систем неживой природы: для них актуален принцип наименьшего действия. Система всегда стремится от менее устойчивого состояния к более устойчивому, сохраняя минимум энергии поверхности. Неживое не сопротивляется воздействию окружающей среды, тогда как живое борется с ним ради продолжения нормального функционирования организма.

Неживая природа: интересные примеры

Камень, звезда, вода, лед, воздух, земля – все это тела неживой природы, обладающие всеми ее признаками. Их определение затруднений не вызывает. А вот, к примеру, дерево: несомненно, живой организм, который растет, развивается, размножается, реагирует на окружающий мир и со временем умирает. А упавшее в лесу дерево? Когда корни перестали качать питательные вещества, а листва – обновляться, лежащее дерево перестало быть организмом и стало телом – неживой природой. Конечно, изменения и с ним происходят, однако под влиянием живых организмов или внешних факторов: бактерии заставляют древесину гнить, насекомые ею питаются, ветер ломает.

В любой дискуссии о том, какие объекты относятся к неживой природе, упоминаются как примеры вирусы – то ли живые организмы, то ли комплекс органических молекул. Дело в том, что они не обладают сложной клеточной структурой, а размножаются только в чужих клетках, собираясь из молекул наподобие кристалла. Обмена веществ у вирусов тоже нет. Однако они подвержены естественному отбору и несут собственный генетический код, что свойственно только живым организмам.

Коралловые рифы по всем признакам похожи на камень, однако создают их простейшие беспозвоночные коралловые полипы. Это, однако, не делает кораллы (и их колонии – рифы) живыми объектами: полипы – живые организмы, после отмирания которых остается известковый (иногда органический) скелет, образующий коралл. Полипы, которые питаются, размножаются, развиваются и умирают, – живая природа, а коралл – неживая.

На занятиях по природоведению у детей спрашивают, что относится к объектам неживой природы: солнце – да, дерево – нет, Луна – тело неживое, спутник ГЛОНАСС – объект искусственный, вода – да, пень – … Вот с пнем проблемы: он словно бы и почти дерево, но вместе с тем питается, дышит и размножается как-то совсем незаметно (а когда появляются новые ростки – он вроде бы и не пень уже, а снова дерево). Мертвый пень, высохший – тело неживое, свежий – искалеченное живое дерево. Грибы, хоть и не растения, тоже живые, цветы на клумбе – живые, в вазе – умирающие, в гербарии – неживые.

Как видим, промежуточные состояния объектов между живой и неживой материей бывают: функционирование организма после смерти уже невозможно, но отдельные клетки и ткани все еще живые. А вот семена растений проявляют все свойства неживых тел: обмен веществ в них до предела замедлен, они не реагируют на раздражители, не размножаются (к примеру, в пакете в холодильнике). Многие растения зимой выглядят мертвыми. Это называется состоянием скрытой жизни, и от мертвого отличается тем, что в благоприятных условиях организм оживает.