Уход за лицом: жирная кожа

Коррекционная работа педагога-психолога в начальной школе. Работа психолога в начальной школе

Коррекционная работа педагога-психолога в начальной школе. Работа психолога в начальной школе

Конфликтные ситуации в школе и проблемы, связанные с образовательным процессом, - это распространенные явления. Педагоги не всегда могут разрешить такие проблемы по причине своей загруженности, а родители не имеют достаточного количества знаний в области детской психологии, чтобы грамотно подойти к решению возникшей проблемы.

Профессия педагог-психолог

Педагог-психолог - это сотрудник образовательного учреждения, который осуществляет наблюдение за социальной адаптацией учащихся, проводит работу по коррекции отклоняющегося поведения детей, предпринимает меры, направленные на профилактику психологических отклонений.

В школе включают ведение личных дел учащихся, наблюдение за детьми и проведение мероприятий по устранению проблемных ситуаций. Личностные качества психолога играют большую роль для организации его работы. Взаимопонимание, умение слушать и принимать решения - обязательные качества, которыми должен обладать педагог-психолог.

Личностные качества психолога должны соответствовать занимаемой должности. Ребенок с большей вероятностью пойдет на контакт, если педагог-психолог будет обладать следующими качествами:

  • коммуникативность;
  • дружелюбие;
  • справедливость;
  • толерантность;
  • современность;
  • интеллигентность;
  • оптимистичность.

Стать талантливым специалистом в этой области сможет далеко не каждый, так как продуктивность работы педагога-психолога в школе зависит от личностных качеств самого человека.

Должностные обязанности педагога-психолога

Специалист может занимать данную должность только при условии наличия у него высшего или среднего специального образования по направлению "Педагогика и психология". Федеральный государственный образовательный стандарт, или ФГОС, педагога-психолога в школе регламентирован Министерством образования и науки Российской Федерации.

Функциональные обязанности педагога-психолога в школе не ограничиваются только разрешением конфликтных ситуаций и работой с проблемными детьми.

Перечислим основные должностные обязанности психолога:

  • Обеспечение благоприятных условий для развития, обучения и социализации учащихся.
  • Выявление причин возникновения проблемных ситуаций между учащимися.
  • Оказание психологической помощи детям, которые в этом нуждаются.
  • Участие в разработке развивающих и коррекционных программ.
  • Контроль образовательного процесса.
  • Консультирование педагогов и родителей по вопросам развития, социализации и адаптации детей.
  • Анализ творческих и образовательных достижений детей, их успеваемости.
  • Оценка эффективности работы педагогов.

Это только небольшая часть обязанностей педагога-психолога. Полный перечень прописывается в должностных инструкциях при приеме на работу специалиста на данную должность.

Программа педагога-психолога

Рабочая программа составляется на один учебный год в соответствии с требованиями закона "Об образовании". Каждая программа разрабатывается с определенной целью. Для достижения поставленной цели назначается список задач, выполнение которых приводит к желаемому результату.

Каждая программа имеет несколько направлений работы, а деятельность педагога-психолога в школе подразделяется на следующие направления: коррекционно-развивающее, психолого-педагогическое, аналитическое, консультирование и просвещение. По каждой категории деятельности составляется подробный план действий. Перечисляются средства и методы, которые необходимо применить для достижения поставленной цели.

Указываются прогнозируемые результаты работы для каждой категории учащихся. Программа составляется на основе индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Программа должна включать планирование работы с родителями учащихся, учитывая индивидуальные особенности семей, выявление неблагополучных, неполных семей. в школе является и наблюдение за воспитанием ребенка в семье.

Психологическое просвещение

Для того чтобы социализация и развитие личности протекали гармонично, необходимо создать для этого все необходимые условия. В частности, позаботиться о формировании положительных установок к психологической помощи ребенку у родителей, педагогов и самих детей. В большинстве случаев родители, не имеющие знаний в области детской психологии, при возникновении конфликтных ситуаций не знают, как себя вести. Иногда происходит так, что взрослые усугубляют ситуацию своей реакцией или неправильным поведением. В обязанности педагога-психолога в школе входит проведение занятий по психологическому просвещению учителей и родителей с постоянной периодичностью. При возникновении конфликтных ситуаций психолог должен начать индивидуальную работу с учащимся и его родителями.

Психологическая диагностика

На данном этапе психолог проводит диагностику психологического состояния учащихся. Выявляет особенности эмоционального состояния, уровень развития, а в некоторых случаях и степень социальной запущенности или наличие психических отклонений. проводится в разных вариациях. Это может быть тестирование, мероприятие, групповое занятие и т. д. Педагог-психолог обрабатывает полученную в ходе диагностики информацию и выделяет группу риска. В такую группу могут попасть дети, которые не имеют друзей среди сверстников, учащиеся, создающие конфликтные ситуации, дети со слабой эмоциональной устойчивостью. Любое отклонение от нормы может стать поводом для начала индивидуальной работы с ребенком и его родителями.

Психологическая коррекция

После выявления проблемы начинается этап коррекции поведения. Педагог-психолог должен подготовить программу по исправлению имеющегося отклонения. Деятельность специалиста, педагогов должна осуществляться в комплексе с деятельностью родителей. Положительным результатом психологической коррекции будет полное исправление отклоняющегося поведения.

Коррекция отклонений выполняется индивидуально или внутри группы. В 1 классе, например, практикуется групповая коррекция, которая позволяет детям познакомиться поближе и сплотиться в один коллектив. Мероприятие этой направленности проводится в форме игры.

Коррекционная работа направлена на детей, которые имеют следующие отклонения от нормального поведения:

  • гиперактивность;
  • агрессия;
  • чрезмерная тревожность;
  • чрезмерная стеснительность;
  • наличие постоянного страха;
  • дефицит внимания;
  • плохая память;
  • трудности в усвоении материала;
  • затрудненное мышление.

Если отклонение проявляется очень остро, не поддается коррекции и при этом наблюдается комплексная неуспеваемость ребенка в рамках школьной программы, тогда психолог должен поставить вопрос о переводе учащегося в специализированное образовательное учреждение.

Психологическая профилактика

Включает комплекс мер, направленных на создание благоприятных условий для развития, социальной адаптации и обучения. Педагог-психолог должен предотвратить отклонения или проблемы, которые могут возникнуть у ребенка при общении со сверстниками или педагогами.

Профилактические меры могут включать в себя следующие тактики поведения:

  • доброжелательность в общении с детьми;
  • обучение правильному поведению на личном примере взрослого;
  • проявление большего интереса и внимания по отношению к гиперактивным детям;
  • обеспечение состояния покоя детям, которые склонны к быстрому утомлению;
  • постепенное развитие у детей навыков самоконтроля.

Лояльное отношение к детям должны проявлять не только сотрудники школы, но и родители и родственники ребенка. Занятия по психологической профилактике проводятся как внутри класса, так и между параллельными классами.

Работа психолога с родителями учащихся

Если в семье ребенка происходят ситуации, которые провоцируют какие-либо отклонения, тогда педагог-психолог обязан провести беседу с родителями учащегося. Без комплексного подхода исправить отклоняющееся поведение не получится. Особое внимание психолог должен уделять детям из неблагоприятных семей. Проблемные родители не всегда готовы пойти на взаимодействие, поэтому необходимо выбрать подходящую тактику общения, обозначить доводы и перспективы эффективного сотрудничества.

Психолог должен активно взаимодействовать с родителями, помогать им разрешать спорные ситуации с ребенком. Консультирование по вопросам воспитания может происходить в индивидуальном порядке, если есть такая необходимость. Тактика поведения родителя не должна отличаться от схемы поведения педагогов в школе. Сам процесс сотрудничества со школьным психологом родители должны рассматривать как возможность восполнения своих знаний в области детской психологии и педагогики. Психолог не должен загружать работой родителей, это может отпугнуть их. Интерес к такому сотрудничеству быстро пропадет.

Работа психолога в начальной школе

Начало обучения в школе - это очень ответственный этап для ребенка и его родителей. Именно в школе малыш начинает активно развиваться и адаптироваться в социуме. Отношения со сверстниками строятся на основе определенной схемы, которую прорабатывают педагоги и родители. Перед поступлением ребенка в первый класс психолог должен определить готовность к обучению в школе.

На этапе начала обучения детей задача психолога будет заключаться в адаптации ребенка в среде своих сверстников и учителей. Одаренным детям с высоким уровнем развития нужно уделять особое внимание, чтобы у них не пропал интерес к обучению. Ученикам, испытывающим затруднения в освоении школьной программы, нужно оказывать своевременную помощь. Отслеживание школьной успеваемости детей - это одна из обязанностей педагога-психолога в школе.

Если психолог наблюдает несоответствующее поведение детей или учителей, он должен немедленно отреагировать. Деятельность педагога-психолога в начальной школе основывается на особенностях восприятия и развития детей данного возраста. Между ребенком и учителем должны складываться доверительные отношения сотрудничества.

Внеклассное мероприятие, в зависимости от его специфики, может иметь разные цели. Педагог-психолог подбирает такие задания или игры, которые могут дать необходимую информацию о детях. В этом случае целью мероприятия будет диагностика, выявление проблемных ситуаций в коллективе, наблюдение за общением детей. Для этой цели подойдут командные задания. Ребята сразу определят несколько лидеров, которые будут возглавлять команды.

Если дети уже знакомы друг с другом, но наблюдаются конфликтные ситуации между определенными представителями класса, тогда целью внеклассного мероприятия будет сплочение коллектива, формирование дружеских и доверительных отношений между учащимися. В этом случае участники конфликта должны оказаться в одной команде. Необходимо создать такую ситуацию, которая подтолкнет детей к сотрудничеству.

Программа педагога-психолога в школе должна включать разные мероприятия. Проводятся они на протяжении всего учебного года во всех классах.

Анализ работы психолога в школе

По окончании учебного года составляется подробный отчет. Анализ работы педагога-психолога в школе должен включать выводы о выполнении поставленных целей и задач. В отчете перечисляются мероприятия, которые были проведены психологом, предоставляется список проблемных детей, а также подробно расписывается ход работы с ними. В отчете психолог указывает фамилии и имена учащихся, с которыми были проведены индивидуальные занятия.

Анализ включает в себя заключение психолога о готовности учащихся старших классов к выбору профессии. Составляется список успеваемости по каждому классу и список профориентации для учеников 4 классов. Это делается в том случае, если в школе предусмотрены профориентированные классы. Также указываются перспективы развития детей на следующий учебный год.

В заключение

Продуктивность работы педагога-психолога заключается не только в сокращении случаев возникновения конфликтных ситуаций, но и в повышении успеваемости среди школьников. Это очень важный человек в учебном учреждении.

Сейчас, практически в каждой школе появилась должность детского психолога. Но далеко не все родители понимают, что именно должен делать психолог в начальной школе. Это и не удивительно, ведь раньше у нас такая профессия не была слишком распространена. Популярной работа психолога стала только в последнее десятилетие. Поэтому, отдавая своего ребенка в школу, многие задаются вопросом, чем именно может помочь ему психолог? Да и вообще, есть ли в этом необходимость. На самом деле, работа психолога в начальной школе очень важна. Ведь для детей большим стрессом является поход в первый класс. Ребенок, который привык к определенному коллективу и графику, далеко не сразу может подстроиться под школьное расписание, научиться общаться с коллективом и так далее. Вот поэтому, именно работа в школе для психолога становится самой ответственной.

2 197800

Фотогалерея: Работа психолога в начальной школе

Определение проблем

Для того, чтобы понять, в чем заключается работа психологов в начальной школе, необходимо определить, какие именно функции выполняет психолог и в каких случаях он может помочь. Для этого давайте поговорим о том, каким именно стрессам подвергаются дети в школе. Современный учебный процесс изначально дает большую нагрузку. Работа в классах и домашние задания усложнились. Поэтому, в начальной школе детям, зачастую, бывает сложно запомнить весь необходимый объем знаний. Из-за этого у них развеиваются стрессы, начинают появляться комплексы. Тем более, если педагог, работающий с классом, выбирает неправильную модель обучения: постоянно хвалит лучших, и при этом, всегда ругает худших. В этом случае в коллективах начинается своеобразное деление на «классы», которое, в итоге, может перерасти в угнетение. Кроме того, современные дети получают очень большой доступ к информации. Интернет дает возможность узнать практически все. Однако же, такое количество информации может принести не только пользу, но и вред, особенно неокрепшему детскому уму. Работа психолога в школе заключается в том, чтобы помочь детям адаптироваться, разобраться в новой информации, которую они получают и, в итоге, сформироваться как нормальная, адекватно развитая личность.

В начальной школе психолог обязан внимательно следить за детьми, чтобы предотвратить уходы из реальности или же нервные срывы. А такое, кстати, происходит намного чаще, чем нам может показаться. Просто родители не всегда это замечают, списывая на рассеянность и переутомление. А вот психолог должен вовремя определить первые симптомы подобных психологических срывов и сделать все, чтобы ребенок не чувствовал себя в школе, словно на каторге.

Игры и тренировки для детей

Чаще всего проблемы с адаптацией и психологической устойчивостью имеют дети, у которых есть проблемы в семье, дети-интроверты и ребята с неустойчивой психикой. На таких школьников психологу необходимо обращать внимание в первую очередь. Для этого проводится психологическая диагностика всех младшекласников. С помощью тестов, которые обыгрываются, чтобы ребенок заинтересовался и ответил, психолог определяет, с какими именно детьми необходима психологическая работа. Для того чтобы помочь ребенку, школьный психолог может организовывать специальные группы для общения. В них входят дети, которые имеют нестабильную психику или же проблемы в общении с одноклассниками.

Также, к таким группам ребят время от времени могут присоединяться малыши, у которых проявилось так называемое ситуативное эмоциональное расстройство. В подобных группах психологи проводят разнообразные тренинги, которые преподносят в форме различных игр. С помощью упражнений психолог может определить психологические возможности каждого ребенка, чтобы потом иметь представление, в каком именно направлении с ним необходимо работать. После этого, детей учат общаться друг с другом, основываясь на уважении к собеседнику. Если ребенок замкнутый, у него развивают эмпатию с помощью специальных тренировок и игр, которые помогают расслабиться и наладить контакт с другими участниками группы. Также, замкнутые дети, зачастую, являются некоммуникабельными. Для них у детских психологов тоже есть комплексы упражнений, которые помогают учиться легко и просто выражать мысли, свободно контактировать с другими детьми, уметь слушать.

Не смотря на то, что детским психологам приходится работать с малышами, к ним применяется множество методик, которые используются и для взрослых. Но, конечно же, с некоторыми изменениями. Детский психолог учит ребенка самостоятельно определять проблему, расставлять акценты, искать способы разрешения и делать выводы. Когда работа проходит в группе, дети все вместе думают над проблемами своих товарищей, предлагают свои варианты их разрешения. А психолог, в свою очередь, объясняет, что можно делать, что нельзя и почему. Школьные психологи, зачастую, общаются с детьми на те темы, на которые они не говорят с учителями. К ним относятся отношения с родителями, взаимоотношения с одноклассниками, поведение в стрессовой ситуации, школьная программа, нагрузка и многое другое. При правильной работе с детьми, они достаточно быстро начинают спокойно обсуждать с психологом подобные вещи, делятся своими переживаниями и мыслями. Основываясь на этом, психолог может определиться, что именно повлияло на психическую устойчивость ребенка и выработать индивидуальную программу помощи.

Основные задачи

Одна из основных задач психолога - это умение искренне интересоваться проблемами ребенка. Дети очень хорошо чувствуют фальшь и начинают закрываться, когда понимают, что их проблемы, на самом деле, никого не волнуют. Но если психолог работает грамотно, очень скоро его труды дают свои плоды. Дети становятся более устойчивыми к стрессам, умеют анализировать различные ситуации и поведение людей, принимают решения, самостоятельно делают правильные выводы. Дети, с которыми работает психолог, постепенно начинают осознанно выбирать те модели поведения, которые меньше всего смогут навредить окружающим. Поэтому, можно сделать вывод, что должность школьного психолога является необходимой, поскольку помогает детям адаптироваться к взрослой жизни.

На этапе начальной школы психолог решает следующие задачи:

1) определяет готовность к обучению в школе;

2) оптимизирует протекание адаптации к школе;

3) развивает познавательные и творческие способности учащихся;

4) выявляет и поддерживает одаренных детей;

5) обеспечивает помощь детям со школьными трудностями (с дефицитом внимания и гиперактивностью, низкой мотивацией к обучению, школьной тревожностью и др.)

Основными функциями работы психолога в школе являются:

1) гностическая – изучение специфических особенностей деятельности педагогов и их воспитанников в данном учреждении в той мере, в какой они детерминируют их психику и предъявляют к ним определенные требования, а также изучение ряда психофизиологических, индивидуально-психологических и личностных особенностей преподавателей, сотрудников, учащихся, их социального статуса, особенностей межличностных отношений как в коллективах педагогов, так и в группах учащихся. Итог этой работы - подробная психологическая характеристика личности преподавателя, сотрудника, воспитанника, составление психологических паспортов, позволяющих наметить и осуществить коррекционные психотерапевтические мероприятия;

2) конструктивно-просветительная – работа по профилактике и предупреждению конфликтов, вызванных психологическими причинами; сообщение преподавателям, и воспитателям основных сведений по социальной психологии, формирование приемов и навыков общения; планирование исследований и профилактических мероприятий; моделирование индивидуальных программ развития.

Данная функция может осуществляться в форме консультаций, внушающих воздействий, просветительских и психотерапевтических бесед с различными контингентами. Эти беседы можно проводить с администрацией учреждений на семинарах руководителей, где они получат основные сведения по психологии руководства и управления.

Занятия с преподавателями и воспитателями можно осуществить, организовав семинар или курсы повышения психолого-педагогических знаний. Реализовать психолого-педагогическое воздействие на учащихся можно через педагогов, воспитателей и наставников, непосредственно занимающихся с группами учащихся, работая с ними на постоянно действующем семинаре;

3) консультационная, включающая объяснение и психологическую интерпретацию отдельных состояний, настроений преподавателей и воспитанников или особенности их поведения в профессиональной деятельности и семейной жизни;

4) воспитательная – выбор и осуществление мероприятий, направленных на морально-волевое воспитание учащихся, формирование у них определенных личностных качеств, воздействие на социальный статус отдельных личностей, организацию адекватных межличностных отношений в педагогических коллективах и группах учащихся;

5) психопрофилактическая и психотерапевтическая - диагностика, психотерапия и психопрофилактика невротических состояний, предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии, организацию восстановительных мероприятий, а также осуществление мероприятий по управлению психическим состоянием (обучение психической саморегуляции, формирование уверенности в своих силах, развитие творческих потенций, выработка навыков мобилизации в стрессе и т. д.);

6) методическая – работа по созданию новых и адаптации старых методов обучения и воспитания, а также разработку новых методов диагностики и психопрофилактики как для нужд данного учреждения, так и для запросов других учреждений района, не имеющих подобной службы.

6)Основные направления работы психолога в начальной школе

1) диагностическая работа;

2) коррекционно-развивающая работа;

3) консультативно-просветительская работа.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Задачи деятельности психолога в начальной школе. Формы работы психолога в начальной школе.:

  1. Коррекционная и развивающая работа психолога в начальной школе
  2. Акценты в деятельности психолога в начальной школе по классам.
  3. 19. Синтаксис словосочетания. Работа над словосочетанием в на­чальной школе. Методы контроля,над, эффективностью учебно-познавательной деятельности, применяемые учителем начальных классов в работе над словосочетанием. Психодиагностика на начальном этапе обуче­ния. Работоспособность и ее динамика у учащихся младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности. 76
  4. Формы познавательной деятельности в начальной школе, их анализ
  5. 7. Системы счисления в начальном курсе математики. Теория поэтап­ного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Многообразие форм воспитательной работы при изучении систем счисления в начальной школе.
  6. 26. Глагол как часть речи, категории и формы глагола. Условия и приемы изучения глагола в начальной школе. Организация внеклассной воспитательной работы. Учитель как субъект педагогической деятельности.
  7. 17. Система частей речи в русском языке. Служебные части речи. Методы изучения служебных частей речи в начальной школе. Методы и приемы изучения служебных частей речи в начальной школе. Место мето­дов, используемых для изучения частей речи в общей классификации мето­дов обучения. Ученик как субъект учебной деятельности.
  8. 23. Сложное предложение. Работа над предложением в начальной школе. Организация исследовательской деятельности младших школьников в обучении. Память и ее виды.
  9. 21. Имя прилагательное как часть речи, категории и формы. Трудно­сти изучения имени прилагательного в начальной школе. Педагогическая поддержка ребенка в преодолении трудностей в обучении: сущность и виды педагогической поддержки учащихся. Психологические особенности ис­пользования отметок и оценок. Функциональная готовность детей к обуче­нию в школе.
  10. 12. Особенности изучения рациональных чисел в начальном курсе ма­тематики. Возрастные особенности усвоения младшими школьниками. Ис­пользование наглядных методов при изучении дробей в начальной школе.
  11. 12. Особенности изучения рациональных чисел в начальном курсе матем-ки. Возрастные особенности усвоения младшими школьниками. Ис­пользование наглядных методов при изучении дробей в начальной школе.
  12. 24. Графика русского языка. Позиционный принцип обучения чте­нию в начальной школе. Методическая составляющая в структуре педагоги­ческой культуры учителя начальных классов. Ее место и взаимосвязь с дру­гими компонентами педагогической культуры учителя. Развитие личности школьника. 80

В книге, продолжающей серию «Практическая психология в образовании», излагается система работы школьного психолога с детьми 7-10 лет.
Приводятся конкретные диагностические, коррекционно-развивающие и консультативные методики и технологии. Предлагается авторский подход к построению работы психолога в течение учебного года, основанный на идее психолого-педагогического сопровождения.
Авторы построили книгу таким образом, чтобы психологи могли воспользоваться ею как практическим руководством для организации работы с детьми, их родителями и педагогами.

ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе убедительно н достаточно (Дубровина И. В., Овчарова Р. В., Гуткина Н. И. и др.). Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.
То, по какому магистральному пути пойдет развитие школьника в ближайшие годы, будет ли в период адаптации заложен социальный и интеллектуальный фундамент дальнейшего успешного обучения, или с приходом в школу ребенок попадет в чужой, непонятный - а следовательно, и враждебный ему - школьный мир, во многом зависит от профессиональной н собственно личностной зрелости взрослых: родителей, педагогов, воспитателей, школьных психологов.

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ НА ЭТАПЕ ПРИЕМА И АДАПТАЦИИ В ШКОЛЕ
ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ
СОПРОВОЖДАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА 2. ПОСТУПЛЕНИЕ РЕБЕНКА В ШКОЛУ
2.1 Содержание психолого-педагогнческой диагностики
2.2. Содержание консультативно-просветительной работы с родителями
2.3. Содержание консультативной работы с педагогами
глава 3. первичная адаптация ребенка в школе
3.1. Консультирование и просвещение педагогов
3 2. Консультирование и просвещение родителей
3.3. Психологическая развивающая работа на этапе первичной адаптации первоклассников
глава 4. школьные трудности периода адаптации
4.1. психолого-педагогическая диагностика школьных трудностей первоклассников
4.2. Психокоррекционная работа со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении
4.3. Программа помощи детям с личностными и поведенческими проблемами
4.4. Методическая работа педагогов с первоклассниками, испытывающими трудности в обучении и поведении
4.5. Психологическое консультирование родителей первоклассников
РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВО 2-3 КЛАССАХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ВОЗМОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И
ЗАДАЧИ СОПРОВОЖДЕНИЯ
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Уровень развития и особенности внимания
2.2. Уровень развития и особенности памяти
2.3. Уровень развития и особенности
логического мышления
2.4. Педагогическая диагностика особенностей познавательной деятельности учащихся в учебном процессе
2.5. «Сборка целостной характеристики» познавательной сферы второклассника по итогам психологической и педагогической диагностики
глава 3. организация и содержание
СОПРОВОЖДАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ
РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КАНУН ПЕРЕХОДА В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
ГЛАВА 3 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОПРОВОЖДАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 3-ГО КЛАССА
РАЗДЕЛ 4. МЕТОД ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ К РАЗДЕЛУ I
ПРИЛОЖЕНИЯ К РАЗДЕЛУ 2
ПРИЛОЖЕНИЯ К РАЗДЕЛУ 3

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Работа психолога в начальной школе, Битном М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л., 1998 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ « Средняя общеобразовательная школа №6»

Г.о. Троицк, г.Москвы.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Педагог-психолог И.Б. Бардина.

На 2013-2014 учебный год.

1. Особенности психологической коррекции.

1.1. Задачи психологической коррекции.

1.2. Проблемы младших школьников.

1.3. Формы педагогической запущенности и школьной

Дезадаптации.

2. Содержание и проведение коррекционных занятий с младшими

Школьниками.

2.1. Особенности организации и проведения развивающих

Занятий.

2.2. Условия эффективности коррекционного воздействия на

Занятиях.

2.4. Комплексы упражнений по развитию познавательных

Способностей.

2.5. Примерный конспект одного коррекционного занятия.

2.6. Программа «Жизненные навыки», программа психокоррекционной помощи при недостатках развития памяти и внимания учащихся начальной школы.

(приложение)

1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.

1.1. Задачи психологической коррекции.

На первом этапе школьного обучения в развитии детей имеется множество трудностей психологического плана, требующих своевременного обнаружения и коррекции.

Появление "нежелательных" психологических новообразований создает

предпосылки для деформации личности ребенка, поэтому коррекция трудностей у младших школьников имеет важное значение для формирования психологически здоровой личности.

Квалификация тех либо иных особенностей психического развития или

поведения детей как неблагоприятных, требующих коррекции, основывается

на несоответствии их функциональной норме. Коррекция требуется детям с высокой тревожностью, нарушением межличностных отношений, трудностей в обучении, семейном воспитании и т.д.

Часто над какими-либо первичными недостатками надстраивается целый комплекс вторичных новообразований, без анализа которых психологу

трудно решить, с чего начать коррекцию.

Особенности психологической коррекции включают в себя ряд подзадач:

1) ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;

2) своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития;

3) предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психологическим здоровьем;

4) составление совместно с педагогами рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей школьника для учителей, родителей и других лиц, имеющих отношение к воспитанию ребенка;

6) коррекционная работа в специальных группах;

7) психологическое просвещение учителей и родителей с помощью

лекций и других форм работы.

В настоящее время имеется достаточно большой арсенал методик, направленных как на определение состояния, так и на формирование самых разных сторон психического развития ребенка. Это тесты Векслера, Равена, Айзенка, тесты диагностики познавательных способностей, различные проективные и личностные методики.

1.2. Проблемы младших школьников .

К проблемам или трудностям, связанным с самим фактом поступления в школу, обычно относят:

1) трудности, связанные с новым режимом дня. Наиболее значимы они для детей, не посещавших детские дошкольные учреждения. И дело не в том, что таким детям трудно вовремя вставать, а в том, что у них чаще наблюдается отставание в развитии уровня произвольной регуляции поведения, организованности;

2) трудности адаптации ребенка к классному коллективу. В этом случае они наиболее выражены у тех детей, кто не имел достаточного опыта пребывания в детских коллективах;

3) трудности, локализующиеся в области взаимоотношения с учителем;

4) трудности, обусловленные изменением домашней ситуации ребенка.

И хотя к началу школьного возраста педагоги и родители специально

готовят ребенка, указанные выше трудности порой достигают такой остроты, что встает вопрос о необходимости психологической коррекции.

1.3. Формы педагогической запущенности и школьной дезадаптации.

Наиболее часто к школьному психологу обращаются с проблемами психологической запущенности и психогенной школьной дезадаптации (далее ПШД), которые обусловлены особенностями личности ребенка и характеризуются противоречивостью развития:

1) непродуктивность деятельности и отношений;

2) особенности поведения, выражающиеся в реакции компенсации и замещения своей несостоятельности в деятельности и отношениях с окружающими, реакции ухода из под опеки, наличие неблагоприятной обстановки в семье и т.п.

3) доминирующее эмоциональное состояние ребенка, дезорганизующее его, делающее педагогически "трудным".

Педагогическая запущенность и школьная дезадаптация может фигурировать в различных формах, иметь различные причины и следствия.

Классификация случаев обращения педагогов и родителей

Детей младшего школьного возраста к психологу.

1. Несформированность элементов и навыков учебной

Деятельности.

Первичным следствием является снижение успеваемости и запрос родителей к психологу формулируется именно в этих терминах. Причиной несформированности навыков учебной деятельности могут быть как индивидуальные особенности уровня интеллектуального развития ребенка, так и педагогическая запущенность, невнимательное отношение родителей и учителя к тому, как дети овладевают приемами учебной деятельности.

2. Низкая мотивация учения, направленность на другие,

Нешкольные деятельности.

Запрос родителей в таком случае звучит примерно так: нет интереса к учебе, ему бы играть и играть, начал школу с интересрм, а теперь...

Исходной причиной может быть, например, стремление родителей "инфантилизировать" ребенка, считать его "маленьким". Необходимо различать первичную и вторичную несформированность учебной деятельности,так как вторичная происходит в результате разрушения мотивации учения

под воздействием неблагоприятных факторов.

Внешние симптомы отсутствия учебной мотивации сходны с симптомами несформированности навыков учебной деятельности: недисциплинированность, отставание в учебе, безответственность, но, как правило, на фоне достаточно высокого уровня познавательных способностей.

3. Неспособность к произвольной регуляции поведения,

Внимания, затруднения в учебной деятельности.

Проявляется в неорганизованности, невнимательности, зависимости от взрослых, ведомости. Причину недостаточного уровня произвольности поведения ребенка при отсутствии первичных нарушений чаще всего ищут в особенностях семейного воспитания: это либо потворствующая гиперпротекция (вседозволенность, отсутствие ограничений и норм), либо доминирующая гиперпротекция (полный контроль действий ребенка со сторонывзрослого).

4. Сложности в приспособлении к темпу школьной жизни.

Чаще всего это бывает у детей с минимальной мозговой дисфункцией, у соматически ослабленных детей. Однако последнее не составляет причины дезадаптации.

Причина может лежать в особенностях семейного воспитания, в "тепличных" условиях жизни ребенка. Проявляется "темповая" приспособленность детей по-разному: в длительном (до позднего вечера и в ущерб прогулкам) приготовлении уроков, иногда в хронических опозданиях в школу, часто в утомлении ребенка к концу учебного дня, вплоть до того, что родители "сокращают" ребенку рабочую неделю.

Конечно, случаи обращения учителей и родителей к психологу гораздо более разнообразны по своему содержанию и отнюдь не сводятся к проблемам школьной неуспеваемости.

1.4. Схема обследования ребенка.

Схема обследования ребенка во всех случаях строиться исходя из имеющихся классификаций неуспевающих учеников и на основе учета гипотез о причинах психогенной школьной дезадаптации.

Она включает в себя следующее.

1) Проверяется, не нарушены ли познавательные процессы (память, внимание, уровень развития речи, моторики). Могут использоваться методики диагностики интеллекта Талызиной, Амтхауэра, Векслера, различные методики диагностики познавательных способностей.

2) Проверяется обучаемость ребенка, сформированность элементов учебной деятельности, внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения.

Используются различные методики, диагностирующие уровень развития восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания. Выясняется соотношение уровня теоретического обобщения и практических действий, степень самостоятельности, чувствительность к помощи со стороны взрослых.

Изучение интеллектуальных возможностей учащегося позволяет раскрыть его актуальные и потенциальные возможности, осуществить психокоррекционную работу.

3) Анализируются особенности учебной мотивации ребенка, уровень притязаний, интересы.

Используются косвенные методики диагностики мотивации учения: метод наблюдения, свободная беседа с учеником, беседа с родителями, учителями. Прямые методики: беседа-интервью, методики "Лесенка уроков",сочинение на тему "Моя жизнь в школе". Проективные методики: рисуночная, составление расписания на неделю (С.Я.Рубинштейн), методика Матюхиной, цветовой тест отношений Эткинда, тест Люшера.

Для изучения самооценки младшего школьника можно использовать методику А.И.Липкиной "Три оценки".

4) Проверяются учебные навыки ребенка, просматриваются его тетради, делаются пробы на чтение, письмо, решение задач. Психолог может получить эту информацию от учителей по результатам контрольных срезов.

5) Выясняется эмоциональный компонент неуспеваемости:

Как ребенок относиться к плохим оценкам;

Какую получает типичную обратную связь от взрослых;

Какие у ребенка существуют способы компенсации неуспехов в обучении;

По возможности восстанавливается вся система межличностных отношений ребенка.

6) Выясняются типичные виды помощи родителей ребенку в учебной деятельности:

Кто занимается с ним, как много, какие приемы использует;

Анализируется стиль семейного воспитания в целом, роль второго родителя (помимо обратившегося в консультацию).

7) Изучается предыстория консультируемого:

Собирается подробный анамнез, случаи обращения к врачу, диагноз, как долго и чем лечили;

Выясняется, с чем сами родители связывают плохую успеваемость у ребенка;

Что явилось непосредственным поводом обращения к психологу, как давно и кем было принято решение о необходимости психологической консультации.

Психологическая коррекция - это совокупность методов, направленных на развитие и стимулирование потенциальных возможностей ребенка.

Система коррекционных занятий включает в себя развивающие упражнения и их комплексы, имеющие определенную направленность, зависящую от характера выявленных психологических трудностей школьника.

2.1. Организация и проведение развивающих занятий.

Любое развивающее занятие может проводиться по времени в двух вариантах.

Вариант 1. Занятие проводится 20 минут;

5 - 7 минут - обсуждение задачи-образца, дача

Инструкций;

10 минут - самостоятельная работа детей;

3 - 5 минут - проверка ответов к заданиям.

Вариант 2. Этот вариант более продолжительный, когда используется небольшая коррекционная программа, составленная из ряда упражнений.

Занятия можно проводить как индивидуально, так и в группе, в зависимости от имеющихся у детей трудностей.

Для проведения занятий выделяется специальное время. Эффективна частота занятий 2 - 3 раза в неделю. Занимаясь с детьми, необходимо помнить, что обучение проводится в игровой форме, интересно, увлекательно, не вызывая утомления.

2.2. Условия эффективности коррекционного воздействия

При проведении занятий.

Для детей необходима атмосфера доброжелательности, безусловного принятия, что способствует формированию у ребенка позитивной Я-концепции. Ребенок, убежденный в том, что у него все в порядке, не склонен преуменьшать своих потенциальных возможностей и охотно принимает участие в занятиях.

Необходимо ставить перед ребенком реалистические цели, требующие определенных усилий с его стороны, но не превышающие действительные возможности ребенка во избежание повышения тревожности, снижения самооценки. Во время занятий необходимо подбадривать детей, нацеливать на успех, вселять уверенность в своих силах.

Цель надлежит ставить так, чтобы мотивировать ребенка к ее достижению. Последующие занятия строить таким образом, чтобы они были реалистичны по отношению к прежним результатам. Цель должна быть такая, чтобы успех был возможен и его можно было подкреплять далее. Это способствует восприятию ребенка себя как более успешного.

Оценка результатов занятий должна основываться на сравнении с предыдущими результатами, а не на основании "нормативов", либо сравнении слабых и сильных детей. Учащихся целесообразно поощрять, заполнять индивидуальные карточки, в которых они будут отмечать прогресс и в своих достижениях, независимо от того, насколько он мал.

Ошибки детей не должны вызывать досады и раздражения. Цель развивающих занятий - не отработка какого-либо навыка, умения, а включение детей в самостоятельную поисковую деятельность. Поэтому и ошибки детей являются следствием поиска решения, а не показателем недостаточной отработки какого-то навыка.

Систематические занятия с детьми способствуют развитию у них познавательных интересов, формируют стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывают чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

2.3. Примерная схема проведения коррекционного занятия

По развитию интеллектуальных способностей.

Проведение любого занятия по развитию интеллектуальных способностей младших школьников может иметь несколько этапов.

1) До начала занятия ставится конкретная цель, подбираются задачи, разбирается их решение, подготавливаются бланки, стимульный материал и т.п.

2) В начале занятия демонстрируются задачи-образцы аналогичные тем, которые будут предложены детям во время занятия.

3) На материале задачи-образца проводится коллективное (при активном участии детей) обсуждение содержания, поиска ответа. Важно, чтобы в результате обсуждения решения дети ясно понимали, как надо решать задачи, что нужно найти и как это можно сделать.

Особая, решающая роль такого обсуждения заключается в том, что в ходе него дети получают средства управления поиском решения, учатся разбирать задачи и контролировать свою мыслительную деятельность.

4) Организуется самостоятельная работа детей на материале задач образцов. Такая работа благоприятствует умению детей применять те средства при разборе задач и поиске решения, которые они узнали во время обсуждения.

5) Проводится коллективная проверка ответов к задачам. В зависимости от наличия времени проверку можно провести кратко, указывая верные ответы, либо детально. В последнем случае психолог разбирает неверные решения, что полезно всем детям: и тем, кто ошибся, и тем, кто решил верно, поскольку в этом случае детям еще раз демонстрируются приемы разбора и решения заданий. Возникают условия для нормализации самооценки у детей.

2.4. Комплексы упражнений по развитию

Познавательных способностей.

Комплекс упражнений по развитию внимания.

Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте. На протяжении учебной деятельности развиваются свойства внимания и его произвольность, увеличивается объем внимания, его устойчивость и ряд других особенностей.

Развитие свойств и видов внимания младшего школьника существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса к учебному материалу.

Показатели внимания значительно возрастают в сюжетно-ролевых играх.

Развитие внимания тесно взаимосвязано с развитием воли и произвольности поведения, способности управлять им.

Задания на развитие устойчивости внимания и

Наблюдательности.

Упражнение1: "Проследи за направлением".

Решение такого типа заданий предъявляет повышенные требования к устойчивости внимания при восприятии сложных объектов (различных перепутанных линий, дорожек, лабиринтов и т.п.). Отвлекающими здесь являются точки пересечения. Именно в таких местах внимание ребенка может

"перескочить" на пересекающуюся или другую линию.

Такого типа задачи могут решаться на двух уровнях:

1) с помощью указки;

2) без указки (глазами).

Второй уровень намного сложнее, часто к нему можно приступать только после тренировки с указкой.

Упражнение 2: "Сравни две картинки".

В задачах этой серии ребенку предлагаются два рисунка: надо определить чего не хватает, либо что новое появилось на втором рисунке.

Этого типа задачи диагностируют внимание и кратковременную память при сравнительном восприятии двух наборов предметов, умение спланировать свои действия. Если ребенок затрудняется в выполнении такого типа заданий, психолог объясняет, что нужно вначале выбрать на первом эскизе

какой-то один объект, а затем проверить, есть ли он на другом.

Упражнение 3: "Дополнение картинок".

Ребенку предлагаются рисунки, на которых отсутствует какая-либо часть. Испытуемый внимательно смотрит на картинку и говорит, что именно на ней пропущено.

Упражнение развивает зрительную наблюдательность, способность выделять измененные признаки.

Упражнение 4: "Корректура".

Учащимся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста одну из часто встречающихся букв, например "о" или "е". Успешность оценивается по времени выполнения и по количеству до-

пущенных ошибок.

Для тренировки переключения и распределения внимания задачу можно изменить; одну букву зачеркивать вертикальной чертой, другую - горизонтальной.

Задание можно усложнять.

Упражнение 5: "Наблюдательность".

Детям предлагается по памяти подробно описать то, что они видели много раз: школьный двор, путь из дома в школу и т.п. Кто-то описывает вслух, а остальные дополняют. Тренируется внимание и зрительная память.

Комплекс упражнений по развитию аналитического

Восприятия.

Способность анализировать проявляется в возможности выделять в явлении разные стороны, вычленять в предмете разные особенности, определенные элементы и т.п. Умение мысленно расчленять воспринимаемый объект на части соответственно полученной инструкции.

Упражнение 6: "Поиск рисунков - двойников".

В каждом задании этого типа по несколько изображений одного и того же предмета. Один рисунок - основной (он выделяется). Ребенку предлагается внимательно рассмотреть рисунки и определить, какой из них повторяет основной.

Решение такого типа заданий способствует преодолению чрезмерной импульсивности при восприятии различных объектов, способности к быстрому необдуманному принятию решения. Развивается рассудительность.

Упражнение 7: "Где два одинаковых?".

Это упражнение более трудное, так как в нем отсутствует исходный рисунок-эталон. В каждой задаче шесть изображений одного и того же предмета. Два из них одинаковы. Ребенку требуется найти эту пару.

В процессе решения заданий 6,7 психолог выясняет, отличается ли ребенок повышенной импульсивностью. Для умения сознательно выполнять любое действие, можно предложить ребенку проговаривать способ решения задачи. Если ребенок отвечает неверно и очень быстро, почти не думая,

он принадлежит к группе импульсивных детей. Бывает, что ребенок отвечает неверно, несмотря на длительность принятия решения. Это говорит о недостаточной устойчивости его зрительной памяти (образ не удерживается до момента завершения процесса сравнения).

И повышенная импульсивность и неустойчивость зрительной памяти преодолеваются одинаково:

1) поэлементные сравнения основного изображения с

Другими;

2) выполнение действий вслух.

Бывает, что дети решают задания типа 6,7 верно, но очень медленно. Причины этого могут быть различны: инертный тип ВНД, чрезмерная осторожность, связанная с неуверенностью в своих способностях.

Для медлительных детей целесообразно нормирование времени решения задания; заполнение так называемой "таблицы достижений".

Для неуверенных детей необходима эмоциональная поддержка, подкрепление словами "правильно", "молодец", т.п.

Упражнение 8: "Поиск простой фигуры".

На отдельной карточке детям предлагается изображение простой фигуры. Затем раздаются другие карточки с изображениями фигур, в которые эта простая фигура включена один либо много раз. Дети ищут ее в таком пространственном изображении и размере, которые даны на образце.

Для выполнения задания данную фигуру необходимо постоянно удерживать ее перед своим мысленным взором, чему мешает восприятие других фигур и линий, включенных в орнамент. Для этого требуется определенная "помехоустойчивость" зрительной памяти. Если ребенку трудно работать, можно вооружить его карандашом для облегчения поиска.

Упражнение 9: "Загадочные картинки".

Детям предлагаются специальные картинки, чтобы определить, что на них изображено и в каком количестве.

Решение такого типа заданий требует беглости, подвижности процессов восприятия, умения анализировать сложные переплетения линий.

Комплекс упражнений на пространственное воображение

И пространственное мышление.

Оба этих процесса функционируют во взаимодействии, но в одних случаях большую роль играет пространственное воображение, в других - мышление.

Упражнение 10: "Сколько здесь кубиков?".

Смысл заданий этого типа в том, чтобы, опираясь на логическое мышление представить себе, сколько в изображаемой фигуре имеется невидимых кубиков (можно использовать кубики Кооса).

Оказывая помощь ребенку, посоветовать подсчет по отдельным рядам: горизонтальным и вертикальным.

Упражнение 11: "Сколько кубиков не хватает".

Психологически близко к упражнению 10.

Ребенку предлагается картинка, на ней нарисована фигура, составленная из определенного количества кубиков. На других карточках изображена та же фигура, но с несколькими вынутыми кубиками. Ребенку нужно посчитать, сколько кубиков не хватает.

Упражнение 12: "Вообрази, что получится".

Предназначено для тренировки пространственного воображения (способности оперировать в уме образами 2-х, 3-х-мерных объектов).

Ребенку предлагается бумажная салфетка сложенная вчетверо (т.е.дважды пополам). После того, как салфетку сложили, в ней сделали фигурный вырез. Необходимо представить вид развернутой салфетки (поиск среди готовых ответов).

Можно использовать различные игры типа "Собирание картинок из пазлов", различные развертки, коробочки и т.п.

Комплекс упражнений на умозаключения

Сопоставления предметов и событий.

Это задания с 13-22. Общее в них то, что ребенку предлагаются карточки с изображенными на них группами предметов, геометрических фигур, различных ситуаций. При этом ставится цель их анализа по определенному признаку, указанному в инструкции.

Задания типа 13-19 имеют общую цель: выделение существенного признака предмета.

Упражнение 13: "Пара к паре".

Устанавливается вид связи между заданными предметами, составление пары. Определять пару трудно, так как есть предметы объединенные с данным предметом другими связями (выработка понятий о функциональной паре).

Упражнение 14: "Подбери пару".

Психологически близко к упражнению 13.

Для одного предмета, выделенного на карточке, подбирается пара.

Все предметы как-то связаны с главным, но только один из них можно употреблять совместно с выделенным.

Упражнение 15: "Противоположности в картинках".

Выбор из предложенных предметов противоположного по своему назначению заданному. Требуется умение выделять в представленных предметах существенные признаки, в первую очередь функциональные.

Упражнение 16: "Пятый - лишний".

Вычленение существенных свойств изображенных на карточке предметов. Обобщение предметов, обладающих одним и тем же свойством.

На карточках нарисовано 5 предметов: 4 имеют сходство, а один отличается от других. Найти его.

Упражнение 17: "Составление квартета".

Психологически похоже на упражнение 16. Устанавливается признак, по которому сгруппированы предметы. Затем среди других предметов ребенок ищет тот, который соответствует выделенному признаку.

Трудности, с которыми сталкиваются дети решая такие задачи, связаны с незнанием предметов, изображенных на картинках. Это связано с бедностью его жизненных представлений.

Упражнение 18: "Развитие событий".

Используются рисунки с изображением эпизодов одного события, которые предъявляются ребенку вразброс. Определить - с чего начинаются и как развиваются далее события.

Решение такого типа задач требует от ребенка понимания реальных жизненных событий, связывания отдельных эпизодов. А далее - умения логически их анализировать. Для активизации памяти ребенка можно предложить ему рассказывать о событии без опоры на картинки.

Упражнение 19: "Расположение иллюстраций к сказкам".

Предлагаются рисунки к определенной сказке, расположенные непоследовательно. Ребенок должен вспомнить сказку и расположить эпизоды правильно (выполнение задачи предполагает знание сказки).

Задание отличается от предыдущего тем, что эпизоды не жестко следуют один за другим, а представляют собой разрозненные фрагменты сказки. Поэтому задание активизирует не только мышление, но и память ребенка.

Упражнение 20: "Анаграммы в картинках".

Упражнение предназначено для детей, умеющих читать.

Анаграмма - игра с буквами, образование из одних и тех же букв разных слов (лето - тело, куб - бук и т.п). Это упражнение особенно полезно при овладении звукобуквенным анализом слов, т.к. процесс решения требует от ребенка побуквенного анализа каждого слова с последующим по парным сопоставлением всех слов.

Упражнение 21: "Какая фигура следующая".

На карточке изображены два ряда фигур. В первом - фигуры располагаются в определенной последовательности. Если ребенок поймет смысл этой последовательности, то он выбирает из второго ряда фигуру, которая может продолжить верхний ряд.

Развивается умение анализировать изменение составных элементов при переходе от фигуры к фигуре, выделять закономерность изменения.

Упражнение 22: "Чем заполнить пробел?".

Это задания на пространственное воображение, анализ и синтез.

Можно просить объяснить ребенка, как он выполняет задания. Помогать наводящими вопросами. Используются упражнения из теста Равена.

Комплекс упражнений на формирование

Нравственных качеств личности.

Цель таких упражнений - диагностика и коррекция нравственных убеждений ребенка, его социальной зрелости.

Упражнение 23: "Как поступить?".

Задания этого типа - проективные. Решая их, ребенок проецирует себя, свою личность, свои установки на ту или иную нравственную коллизию.

Предлагаются карточки с рисунками из жизни детей. Представлены различные варианты разворачивания события.

Даже если ребенок дает положительный ответ с точки зрения нравственных норм, все равно разобрать с ним остальные варианты, дав им соответствующие оценки. Такой анализ подводит ребенка к умению самостоятельно делать нравственный выбор, принимать решение.

Упражнение 24: "Рассуждения".

Ребенку задаются вопросы типа "Что нужно делать?" Оценивается степень принятия ребенком ответственности на себя.

Психолог, работая с ребенком, анализирует его эмоциональные реакции, темп работы, словарный запас, односложность речи или многословие, тенденцию к излишней детализации, наличие жизненного опыта. Все это

имеет существенное значение при составлении коррекционной программы.

Материалами для составления планов, программ коррекционных занятий могут служить различные диагностические методики, авторские комплексы и программы отечественных и зарубежных психологов.

В построении занятий используется принцип постепенности усложнения материала, посильности занятий для данного возраста.

В целом при реализации той либо иной коррекционной программы необходимо, чтобы:

Решение заданий привлекало детей, поддерживало их интерес к занятиям;

Задания должны быть посильны для детей, не слишком легкие - чтобы вызывать стремление их решать, и не слишком трудные, чтобы привлекая сначала к себе внимание и интерес, не разочаровывать из-за невозможности их решить. Выполнение упражнений предполагает некоторое умственное напряжение в процессе поиска решения и удовлетворение при его нахождении.

2.5. Примерный конспект одного коррекционного занятия

Запрос родителей к психологу звучал следующим образом: плохо запоминает, не может воспроизвести только что выученное, не запоминает таблицу умножения, много времени тратит на уроки.

Было проведено психологическое обследование ученика Андрея Т. по интеллектуальной шкале Векслера. При достаточно высоком интеллектуальном потенциале оказался сниженным уровень произвольной концентрации внимания, слабая кратковременная память.

Индивидуальная коррекционная программа составлялась на основе имеющихся трудностей в обучении и форм их проявления с учетом потенциальных возможностей ребенка.

На коррекционном занятии использовались следующие упражнения:

1) Упражнение "Точки".

Цель: тренировка объема внимания, памяти.

Для тренировки используются наборы из 8 карточек, на которых расположены от 2 до 9 точек. От ребенка требуется в течение 1 сек. посмотреть на один из предлагаемых квадратов и заметить, сколько на нем точек и место их расположения. Затем на отдельном листе, на аналогичном квадрате ученик отмечает запомнившиеся точки. Результат оценивается по

количеству правильно воспроизведенных точек.

В процессе дальнейшей тренировки карточки меняются, вращаются вокруг своей оси для изменения расположения точек в пространстве.

Если ребенок, к примеру, воспроизвел верно шесть точек, а семь уже не может, значит объем его внимания равен 6 усл. ед. при норме 7 _+ .2усл. ед.

2) Упражнение "Проследи за направлением".

Цель: тренировка концентрации и устойчивости внимания, сосредоточенности.

Ученику предлагаются бланки с нарисованными на них перепутанными линиями, которые слева и справа пронумерованы. Задача ребенка - проследить каждую линию слева направо и определить номер начала и конца каждой линии. Следить за линиями глазами.

При определении качества выполняемого упражнения учитывается время выполнения одной таблицы и количество ошибок.

При дальнейшей тренировке таблицы уплотняются большим количеством линий, усложняется рисунок.

3) Упражнение "Корректура".

Цель: тренировка устойчивости внимания, наблюдательности.

Учащемуся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например "о" или "е".

Успешность оценивается по времени выполнения и количеству допущенных ошибок.

Для тренировки распределения и переключения внимания задача усложняется: одна буква зачеркивается вертикальной чертой, другая - горизонтальной. Могут быть другие варианты усложнения.

4) Упражнение "Визуализация".

Цель: тренировка зрительной памяти.

Для запоминания большей части коротких чисел и формул вполне достаточно сосредоточить внимание на их мысленном зрительном образе.

Инструкция ученику:

1. Сделай паузу, мысленно воспроизведи образ запоминаемого числа.

2. Представь, что оно горит желтыми неоновыми цифрами на фоне черного неба (и т.п. образы).

3. Заставь эту надпись мигать в своем воображении не мение 15 секунд.

4. Повтори вслух.

Такие упражнения тренируют различные свойства внимания, памяти. Повышается мотивация к достижению результата, ребенок обучается новым способам восприятия, контроля, внимания, учится организовывать материал при запоминании, а затем извлекать его из памяти, формируются новые

стратегии мышления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г.С. Ввдение в практическую психологию. - М., 1995.

2. Афонькина Ю.А., Урунтаева Т.А. Практикум по детской психологии. -М., 1995.

3. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. - СПб, 1996.

4. Гриндер М. Исправление школьного конвейера. - СПб., 1994.

5. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М., 1996.

6. Елфимова Н.Е. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. - М.: МГУ, 1991.

7. Зак А. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М.,1996.

8. Измерение интеллекта детей. Пособие для психолога-практика под ред.Гильбуха Ю.З. - Киев, 1992.

9. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. - М., 1993.

10. Ллойд Л. Школьная магия. - СПб., 1994.

11. Мазо Г.Е. Психологический практикум. - Минск, 1991.

12. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 1984.

13. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1993.

14. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. - Л.: ЛГУ,1990.

15. Прогрессивные матрицы Дж.Равена. - СПб.: СПГУ, 1994.

16. Психологическое консультирование в школе. Сост. Коптева Н.В. -Пермь, 1993.

17. Психодиагностическая работа в начальной школе. Сост. Архипова И.А.- СПб.: РГПУ, 1994.

18. Рабочая книга школьного психолга. Под ред. Дубровиной И.В. - М.,1991.

19. Развитие интеллекта у детей. Гильбух Ю.З. - Киев, 1994.

20. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.- М.,1995.

22. Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления у детей. - Ярославль, 1995.

23. Эткинд А.М. Цветовой тест отношений в кн. Общая психодиагностика.Под ред. Бодалева А.А. - М., 1987.

24. «Жизненные навыки» 1-4 кл.-М.Генезис, 2000г.