Уход за ногами

Храм афины парфенон. История храма, кто построил Парфенон

Храм афины парфенон. История храма, кто построил Парфенон

Парфенон - символ западной цивилизации и одно из самых знаменитых сооружений в мире. Храм был построен в 5 столетии до нашей эры. Парфенон возвышается над Афинами с великолепной позиции на вершине священного холма Акрополь. Храм был построен в честь покровительницы города - богини Афины. Первоначально он был известен как Великий Храм, но затем получил имя Парфенон.

История Парфенона

Текущий Парфенон не был первым храмом, созданным здесь в античные времена. Сохранились следы двух более ранних храмов, немного меньших по размеру - один из них был построен из камня, а второй из мрамора. Вскоре после того, как в 480 до н.э персы разрушили все здания на Акрополе , Перикл приказал построить новый большой храм, назначив архитектора и скульптора Фидия для контроля за проектом. Дизайн Парфенона приписывают Калликрату и Иктину. Строительство началось в 447 до н.э. и храм был закончен всего девять лет спустя. До 432 года Фидий продолжал работать над великолепными скульптурами, которые украсили храм.


После античного периода Парфенон был преобразован в церковь, а во время османской оккупации Афин использовался в качестве арсенала. Он превратился в руины только в 1687 году, когда осадившие османов венецианцы атаковали Акрополь с холма Филопаппу. Во время атаки взорвались хранившиеся в Парфеноне боеприпасы, разрушив крышу, интерьер и четырнадцать колонн.

Храм Парфенон

Парфенон был создан как периптер - храм, окруженный колоннами в дорическом порядке. Храм размерами в 30.86 на 69.51 метров содержал две целлы (внутренние палаты). В восточной целле размещалась большая статуя богини Афины. Западная целла использовалась исключительно священниками и содержала казначейство Делианской Лиги (союза греческих городов-государств).


Парфенон был украшен многочисленными скульптурами и рельефами. На одних только фронтонах было приблизительно пятьдесят скульптур. Большинство сохранившихся до наших дней скульптур демонстрируется в британском Музее в Лондоне, в то время как некоторые можно увидеть в соседнем Музее Акрополя. Было два фриза: внутренний фриз в целлах и внешний фриз, который состоял из триглифов (вертикальные полосы) и метопов (прямоугольные фигуры) со вспомогательными скульптурами. Внутренний фриз был разработан Фидием и изображал Панафинеи - фестиваль в честь богини Афины. Многие метопы и части внутреннего фриза могут быть также найдены в Британском Музее.


Чтобы достигнуть визуального совершенства, создатели Парфенона использовали оптические трюки, бросая вызов законам перспективе. Колонны немного наклонены внутрь и имеют искривленную форму. В результате, горизонтальные и вертикальные линии сооружения невооруженным глазом кажутся совершенно прямыми.
Большинство людей думает, что у древних храмов всегда были естественные мраморные цвета. Но здания и статуи в Античный период часто были очень красочны. Парфенон не стал исключением: скульптуры на фризах, фронтоне и на крыше были окрашены ярко синими, красными и золотыми цветами.

Статуя Афины в Парфеноне

Главная цель храма состояла в размещении двенадцатиметровой статуи Афины Парфенос, созданной Фидием. Статуя Афины - одна из самых легендарных греческих статуй . Она была сделана из золота и слоновой кости вокруг деревянной оправы. Как и все другие скульптуры Парфенона, статуя была окрашена яркими цветами - преимущественно синими и красными. Афина была изображена в образе богини войны. На голове одет шлем, ее левая рука опиралась на щит, а в правой руке она держала статую крылатой Ники. К сожалению, оригинальная статуя потеряна, но современная полномасштабная точная копия Афины Парфенос находится в Нэшвилле (США).




Греция... При звуках этого слова представляется Олимп с сонмом богов, прекрасные и мужественные герои и многолюдные полисы. Это живописная страна с богатейшей историей, каждый уголок здесь - культурное наследие, уносящее посетивших его вглубь веков. Знаменитым памятником греческой культуры считается афинский Акрополь, краткое описание которого представлено в данной статье.

Акрополь - сердце Афин

В центре великой греческой столицы Афины возвышается холм высотой 156 метров, видимый из любой части города. Взойти на этот холм можно только со стороны моря: другие склоны обрывисты и представляют серьезное препятствие. На вершине холма находится храмовый комплекс под названием Акрополь ("Верхний город" в переводе с греческого). В Акрополь служил обиталищем городских правителей, так как был самой защищенной частью города. Сейчас же это самое популярное и знаменитое место Греции, которое так и манит к себе тысячи туристов со всего мира. Очень интересно и как памятник истории, и как памятник архитектуры. Многое повидал Акрополь за свою многовековую жизнь: и расцвет греческой культуры, и ее упадок, и завоевания римлян, и становление Османской империи, и появление современной Греции. Много раз было разрушено сердце Афин вражескими снарядами, и сейчас останки безмолвно напоминают о вечных ценностях в суете и непостоянстве этого мира.

Немного истории

Живописные постаменты и колонны с панорамным видом на столицу Греции сегодня представляет собой храмовый комплекс Акрополь (Афины), история которого начинается примерно с 16 века но нашей эры.

Основателем Акрополя считается первый афинский царь - Кекропс. В те времена это был просто холм, укрепленный огромными камнями. В 6 веке до н.э. по указанию царя Писистрата возводятся входные ворота в Верхний город - Пропилеи. В 5 веке до н.э. под руководством правителя Перикла Афины становятся центром политики и культуры Греции, а вместе с тем и в Акрополе ведется активное строительство. Построен главный храм Афин Парфенон, храм Ники Аптерос, театр Диониса, установлена статуя Афина Промахос. Останки этих сооружений и составляют афинский Акрополь, краткое описание их будет дано ниже.

Во времена на холме появился новый храм - Храм Рима и Августа. Затем начался долгий период войн, строительство больше не велось, греки пытались защитить то, что имелось.

С течением веков много бедствий испытал афинский Акрополь. Архитектура, памятники (Афины очень богаты культурным наследием) постоянно подвергались разрушениям. Византийские правители сделали Парфенон церковью, османские - гаремом. В 19 веке его почти полностью разрушили турки. Добившись, наконец, независимости, греки пытаются восстановить храмовый комплекс и вернуть ему изначальный облик.

В настоящее время каждый желающий может посетить афинский Акрополь. Краткое описание комплекса, особенности архитектуры и богатейшую историю можно узнать во время экскурсии или изучив специальную литературу.

Пропилеи - вход в Верхний город

Для посещающих афинский Акрополь краткое описание парадного входа будет очень интересным. Идея принадлежит архитектору Мнесиклу, который спроектировал парадный проход в виде портиков и колоннад, расположенных симметрично по обе стороны от тропы на холм. Вся композиция была выполнена из разных пород мрамора и включала 6 дорических колонн, 2 ионические, 5 ворот и главный коридор, а также примыкающие с западной стороны павильоны. К сожалению, до наших дней уцелели лишь несколько колонн и фрагменты коридора.

Великий Парфенон

Век Перикла - это архитектура классики. Афинский Акрополь построен по идеям скульптора Фидия. Ему, судя по всему, и принадлежит замысел Парфенона.

Название храма означает "дева", и задуман он в честь богини Афины. К сожалению, после взрыва венецианской бомбы в 17 веке уцелели лишь колонны, но по некоторым описаниям можно представить его облик. В центре храма располагалась статуя Афины в драгоценном убранстве, окруженная более скромными статуями различных греческих героев. Сам храм размером приблизительно 70х30 метров был окружен мраморными колоннами 10-метровой высоты.

Храм Эрехтейон и храм Ники Аптерос

Именно храм Эрехтейон, названный в честь царя Эрехтея, считался местом поклонения богине Афине, потому что здесь хранилась ее деревянная статуя, согласно легенде, упавшая прямо с небес. Здесь имелся и след от молнии Зевса, убившей вышеназванного царя, и соленый источник Посейдона, напоминающий о борьбе его с Афиной за властвование над Адриатикой. Очень много изваяний богини войны и мудрости хранит афинский Акрополь (архитектура, памятники). Афины, названные именем этой богини, - сердце Греции, и каждый храм, каждая статуя здесь проникнуты благоговением к покровительнице города.

Много храмов включал древний афинский Акрополь. Описание кратко повествует о храме Ники Аптерос. Это мраморное сооружение с четырьмя колоннами, в котором находилась статуя богини победы, в одной руке державшая шлем, в другой - плод граната, символизирующий мир. Греки умышленно лишили статую крыльев, чтобы Победа не смогла больше улететь от них и никогда не покидала их священный город.

Театр Диониса

Продолжим наш небольшой экскурс в афинский Акрополь (краткое описание). Для детей, пожалуй, самым интересным местом станет точнее, его сохранившиеся фрагменты. Изначально этот театр, построенный для выступлений во время Малых и Великих Дионисий (т. е. каждые полгода), был деревянным. Через два века сцену и большинство ступеней заменили на мраморные. Во времена Римской Империи вместо театральных представлений здесь проводились гладиаторские бои. Огромная сцена и множество мраморных кресел под открытым небом могли вместить весь город. Первые ряды предназначались для почетных горожан, остальные - для простых зрителей.

Даже сейчас, по прошествии стольких веков, театр Диониса впечатляет своими размерами и величественностью.

Что еще посмотреть в Акрополе?

Помимо названных знаменитых достопримечательностей, афинский Акрополь, краткое описание которого мы продолжаем, интересен и другими памятниками, практически не сохранившимися, но все же стоящими внимания. Это храмы, или святилища, Афродиты и Артемиды, храм Рима и Августа, небольшой по размеру храм Зевса. В 19 веке французский ученый обнаружил тайные запасные ворота в Верхний город. Они были названы в его честь - ворота Бюле.

Панорамный вид на великий город Афины, который открывается с вершины холма, тоже может считаться частью культурного наследия. Вся столица (с ее старыми и новыми постройками) как на ладони, белый город на фоне синего моря, виднеющегося вдали.

Что следует знать туристам?

Акрополь открыт для посещения круглогодично, с 8.00 до 18.30 в будни и в сокращенном режиме (с 8.00 до 14.30) в праздники. Есть установленные праздничные дни, когда музей закрыт для посещения. Следует внимательно ознакомиться с графиком работы, прежде чем планировать экскурсию. Входной билет стоит 12 евро и действителен 4 дня после приобретения (есть льготный тариф для студентов и пенсионеров и бесплатное посещение для школьников).

Посетить Акрополь можно либо с экскурсией, либо с индивидуальным гидом, либо самостоятельно. В последнем случае оплачивается только стоимость входного билета, но следует учесть, что без комментариев экскурсовода осмотр памятника не будет интересным. Лучше обзавестись аудиогидом или сопроводительным рассказом.

Июль и август - пик туристических поездок в Афины, поэтому нужно быть готовыми к очередям и большому количеству гостей храмового комплекса. Лучше планировать посещение на раннее утро, когда посетителей поменьше.

При посещении в летний период следует надеть головной убор и взять достаточное количество питьевой воды (на территории комплекса ее можно купить, но цена будет неоправданно высока).

Посещать Акрополь следует в удобной обуви, приготовиться к прогулкам на достаточно большие расстояния.

В храмовом комплексе ничего нельзя трогать руками, даже камни!

В 300 метрах от Акрополя находится новый археологический музей, где можно посмотреть интересные раскопки и находки прямо в земле, прогуливаясь по стеклянному полу. Стоимость посещения не высока.

На крыше музея есть открытое кафе, где предлагают очень вкусный кофе и недорогие блюда местной кухни. Вид на Акрополь оттуда просто потрясающий!

Можно приобрести, чтобы надолго оставить в памяти Акрополь, описание и фото: Греция, Афины, живописная природа и знаменитые достопримечательности будут напоминать о себе со страниц альбома.

Впечатления туристов

Никого не оставляет равнодушным афинский Акрополь: отзывы туристов в большинстве восторженные, наполненные яркими эмоциями. Величие храмового комплекса в Афинах поражает! Каждый камень, каждый обломок мрамора хранит многовековую историю, память о расцветах и разрушениях, о поражениях и победах, память о великих воинах и жестоких завоевателях.

Несмотря на то что сохранились до наших дней лишь обломки былого великолепия, здесь витает особая атмосфера культуры древних греков, и взошедшие на холм люди словно становятся чуточку ближе к этому наследию, словно попадают в окружение тех божеств, в чью честь были выстроены красивейшие храмы, святилища и колоннады!

Храм Парфенон - один из символов Греции, памятник античной архитектуры, расположенный в центральной части Афинского акрополя.

Парфенон - античный храм, главный символ столицы Греции Афин и всей страны. Вместе с другими строениями Афинского акрополя Парфенон является объектом Списка всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм посвящен покровительнице города Афине-девственнице, которая также считается покровительницей всей Аттики - области вокруг города.

В переводе с древнегреческого Парфенон означает «пречистая», «дева». Этим эпитетом Афина была награждена за свою девственность, являвшуюся одним из основополагающих качеств богини. Учеными считается, что из культа девы-воительницы Афины впоследствии вырос христианский культ Богородицы.

Храм расположен в центре Афинского акрополя - верхнего города Афин. Афинский акрополь - холм в центре города, представляющий собой скалу высотой 150 м над уровнем моря с пологой вершиной. На верхней площадке акрополя размерами 300 м на 170 м еще с архаических времен располагались различные храмы, дворцы и скульптуры.

Архитектура Парфенона

Благодаря развитой культуре Афинского полиса, история донесла до наших дней имена людей, построивших храм. О том, кто построил Парфенон, гласят мраморные таблички, на которых власти города записывали свои указы. Автором проекта является архитектор Иктин, зодчий Калликрат руководил возведением храма, великий скульптор Фидий производил внешнюю отделку здания и был автором скульптур, украшавших фронтоны и внутреннее помещение храма. Общее руководство осуществлял великий государственный деятель и отец-основатель афинской демократии Перикл.

Парфенон представляет собой классический древнегреческий храм, прямоугольный в своей основе, окруженный со всех сторон колоннадой дорического ордера. Центральные фасады имеют по 8 колонн, боковые - по 17, итоговое количество колонн в Парфеноне составляет 50.

Парфенон интересен в первую очередь своим уникальным архитектурным решением, использованным при строительстве храма. Для того чтобы избежать оптических искажений, авторы проекта прибегли к новаторским архитектурным приемам: колонны были утолщены в центральной части, а угловые к тому же были наклонены к центру храма и имели несколько больший объем. При строительстве храма использовался принцип золотого сечения. Благодаря использованным архитекторами приемам создается впечатление абсолютно прямых линий храма и его совершенного облика.

Храм практически полностью построен из дорогостоящего пентелийского мрамора, а в первоначальной отделке широко использовалось золото. Храм стоит на трех ступенях высотой полтора метра, с центрального западного фасада здания вырублены ступени, использовавшиеся для входа в здание. Общая длина здания - 70 м, ширина - 31 м, высота - 14 м.

До наших дней дошли далеко не все сокровища Парфенона: навсегда для человечества потерян такой шедевр храма, как 13-метровая статуя Афина Парфенос работы великого скульптора Фидия, некогда стоявшая в центре Парфенона. Из множества скульптурных групп, представлявших сцены из жизни античных богов и украшавших фронтоны здания, до наших дней дошли лишь 11, еще 19 скульптур в XIX веке были варварски вырублены и вывезены в Великобританию, где сейчас и хранятся в Британском музее.

История Афинского Парфенона

Мраморные таблички, на которых власти города записывали свои указы и распоряжения, сохранили для нас точную дату, когда был построен Парфенон. Время начала строительства - 447 год до н. э. Возведение храма заняло 10 лет, после чего в 438 году до н. э. он был открыт. Возведение храма, посвященного богине Афине, обошлось городской казне в 700 талантов - более 18 тонн серебра.

В III веке до н. э. Афины пережили вторжения герулов, во время которого Парфенон был разграблен и в нем произошел пожар. Пострадали крыша, перекрытия и двери храма. В ходе восстановления античные строители не стремились восстановить Парфенон в изначальном виде, поэтому в него были внесены архитектурные искажения.

Около тысячи лет Парфенон был языческим храмом , однако после распада Римской империи и образования Византии он был преобразован в христианскую церковь предположительно в VI веке н. э. В ходе бурной средневековой истории Балкан и Афин в частности, Парфенон то становился католическим храмом, то возвращался в распоряжение православного Константинопольского патриархата.

В XV веке Афины и вся Греция были завоеваны турками-османами, после чего Парфенон был превращен в мечеть, а на территории Афинского акрополя разместился военный гарнизон, дворец паши и даже гарем. Тяжелым ударом для Парфенона стала Великая турецкая война между христианскими государствами Европы и Османской империей. В ходе штурма Афин венецианцами в 1687 году Парфенон был разрушен. Территория акрополя была обстреляна из пушек, после чего храм, в котором располагался пороховой склад, взорвался.

Захватившие город венецианцы констатировали колоссальный ущерб, причиненный Парфенону собственной артиллерией. Были уничтожены три десятка колонн, обвалилась крыша, уничтожена часть скульптур, обрушилась центральная секция здания. С этого времени Парфенон был обращен в руины и больше никогда не использовался в качестве храма.

На протяжении XVIII века Парфенон медленно разрушался: местные жители использовали обломки здания в качестве строительного материала, а многочисленные европейские охотники за античными ценностями вывозили в свои страны элементы скульптур и отделки здания. Завершил картину разрушения Парфенона британский посол в Турции Томас Брюс, в начале XIX века вывезший в Великобританию более 200 ящиков со скульптурами, обломками колонн и другими артефактами Парфенона.

В итоге, нельзя дать однозначный ответ на вопрос «Кто разрушил Парфенон?». Уничтожение великого храма - дело рук множества людей: от османских правителей Греции и жителей Афин до ценителей античного искусства из Европы.

После обретения Грецией независимости в первой половине XIX века территория акрополя была очищена от позднейших построек, таких как минарет, средневековый дворец и даже скульптуры римского периода. Восстановление храма началось еще в XIX столетии, однако ему помешало землетрясение 1894 года, еще больше разрушившее здание. Реконструкция Парфенона греческими архитекторами продолжалась с начала XX века до середины столетия, после чего храм приобрел современный нам вид. Однако реставрационные и археологические работы после этого не прекратились и продолжаются по сей день.

Что сейчас

В наше время Парфенон - главная достопримечательность Афин, одна из национальных святынь Греции и достояние всего человечества. Идеальный облик храма, пусть и не сохранившегося полностью до наших дней, не только дает представление о культурных и технических достижениях античной Греции, но и является символом возможностей человеческого гения. Парфенон ежегодно привлекает в Афины миллионы туристов, а с 1987 года вместе со всей территорией Афинского акрополя внесен в Перечень всемирного наследия ЮНЕСКО.

Где находится Парфенон

Парфенон находится на территории Афинского акрополя в самом центре греческой столицы. Для того чтобы попасть на холм Верхнего города, необходимо добраться до центра Афин. При поездке наземным метро Афин необходимо выйти на станции Акрополис красной ветки афинского метрополитена. Также к холму с расположенным на нем храмом ведет крупная пешеходная улица Дионисиу Ареопагиту.

Экскурсии в Акрополь

Посетить территорию акрополя можно самостоятельно, для этого необходимо приобрести билет в кассе при входе на территорию археологического памятника.

Расписание работы Афинского акрополя: 8:00 - 20:00, без выходных дней.

Стоимость билета: 12 EUR, билет действителен в течение 4 суток со дня приобретения.

При посещении акрополя строго запрещено трогать руками древние постройки, в том числе и колонны.

Заказ индивидуальной экскурсии по акрополю и осмотр основных достопримечательностей с русскоязычным гидом обойдется в 320 EUR. Также в программу этой экскурсии входит обзорная поездка по Афинам. Продолжительность экскурсии: от 2 до 5 часов.

Предшественники Парфенона

Основные статьи: Гекатомпедон (храм) , Опистодом (храм)

Внутреннее помещение (59 м в длину и 21,7 м в ширину) имеет ещё две ступени (общая высота 0,7 м) и является амфипростилем . На фасадах имеются портики с колоннами, которые чуть ниже колонн перистиля . Восточный портик был пронаосом , западный - постикумом.

План скульптурного убранства Парфенона (север справа). Период античности.

Материал и технологии

Храм построен целиком из пентелийского мрамора, добывавшегося неподалёку. Во время добычи он имеет белый цвет, но под воздействием лучей солнца желтеет. Северная сторона здания подвергается меньшему облучению - и потому там камень получил серовато-пепельный оттенок, тогда как южные блоки отдают в золотисто-желтоватый окрас. Черепица и стилобат также выполнены из этого мрамора. Колонны сложены из барабанов, скреплённых между собой деревянными пробками и шкворнями.

Метопы

Основная статья: Дорический фриз Парфенона

Метопы входили в состав традиционного для дорического ордера триглифо-метопного фриза, который опоясывал внешнюю колоннаду храма. Всего на Парфеноне насчитывалось 92 метопы, содержавших различные горельефы . Они были соединены тематически по сторонам здания. На востоке изображалась битва кентавров с лапифами , на юге - амазономахия , на западе - вероятно, сцены из Троянской войны , на севере - гигантомахия .

Сохранилось 64 метопы: 42 в Афинах и 15 в Британском музее. Бо́льшая их часть - с восточной стороны.

Барельефный фриз

Восточная сторона. Плиты 36-37. Сидящие боги.

Основная статья: Ионический фриз Парфенона

Внешнюю сторону целлы и опистодома опоясывал поверху (на высоте 11 м от пола) ещё один фриз, ионический. Он имел 160 м в длину и 1 м в высоту и содержал около 350 пеших и 150 конных фигур. На барельефе , являющимся одним из самых знаменитых произведений этого жанра в дошедшем до нас античном искусстве, изображено шествие в последний день Панафиней . На северной и южной сторонах изображаются всадники и колесницы, просто граждане. На южной стороне есть также музыканты, люди с различными дарами и жертвенными животными . Западная часть фриза содержит множество юношей с конями, садящихся на них или уже севших. На востоке (над входом в храм) представлено окончание процессии: жрец в окружении богов принимает сотканный для богини афинянками пеплос . Рядом стоят важнейшие люди города.

Сохранилось 96 пластин фриза. 56 из них находятся в Британском музее, 40 (в основном, западная часть фриза) - в Афинах.

Фронтоны

Основная статья: Фронтоны Парфенона

Фрагмент фронтона.

В тимпанах фронтонов (глубиной 0,9 м) над западным и восточным входами помещались гигантские скульптурные группы. До наших дней они сохранились очень плохо. Центральные фигуры почти не дошли. В центре восточного фронтона в Средние века варварски было прорублено окно, что совершенно уничтожило находившуюся там композицию. Античные же авторы обходят эту часть храма обыкновенно стороной. Павсаний - основной источник в подобных вопросах - упоминает о них лишь вскользь, уделяя намного больше внимания статуе Афины. Сохранились зарисовки Дж. Керри, датируемые 1674 годом , которые дают достаточно много информации о западном фронтоне. Восточный же уже в то время находился в плачевном состоянии. Поэтому реконструкция фронтонов - это по большей части лишь догадки.

Восточная группа изображала рождение Афины из головы Зевса . Сохранились лишь боковые части композиции. С южной стороны въезжает колесница, управляемая, предположительно, Гелиосом . Перед ним сидит Дионис , затем - Деметра и Кора . За ними стоит ещё одна богиня, - возможно, Артемида . С севера до нас дошли три сидящих женских фигуры - так называемые «три фаты», - которых иногда рассматривают как Гестию , Диону и Афродиту . В самом углу находится ещё одна фигура, очевидно, управляющая колесницей, так как перед ней расположена голова коня. Вероятно, это Нюкс или Селена . Относительно центра фронтона (а точнее, бо́льшей его части) можно сказать только то, что там, определённо - в силу тематики композиции, находились фигуры Зевса, Гефеста и Афины. Скорее всего, там находились остальные олимпийцы и, может быть, ещё какие-то боги. Сохранился торс, приписываемый в большинстве случаев Посейдону .

На западном фронтоне представлен спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой . Они стояли в центре и были расположены по диагонали друг к другу. По обеим сторонам от них находились колесницы, вероятно, в северной - Ника с Гермесом , в южной - Ирида с Амфитрионом . Вокруг располагались фигуры легендарных персонажей афинской истории, но их точная аттрибуция практически невозможна.

До нас дошло 28 статуй: 19 в Британском музее и 11 в Афинах.

Статуя Афины Парфенос

Стоявшая в центре храма и являвшаяся его сакральным центром статуя Афины Парфенос была выполнена самим Фидием. Она была прямостоящая и имела около 11 м в высоту, выполнена в хрисоэлефантинной технике (то есть из золота и слоновой кости на деревянной основе). Скульптура не сохранилась и известна по различным копиям и многочисленным изображениям на монетах. В одной руке богиня держит Нику , а другой опирается на щит. На щите изображена амазономахия. Существует легенда, что Фидий изобразил на нём себя (в образе Дедала) и Перикла (в образе Тесея), за что (а также по обвинению в краже золота для статуи) попал в тюрьму. Особенность рельефа на щите состоит в том, что второй и третий план показаны не сзади, а один над другим. Кроме того, его тематика позволяет говорить о том, что это уже исторический рельеф. Ещё один рельеф был на сандалиях Афины. Там изображалась кентавромахия.

На постаменте статуи было вырезано рождение Пандоры - первой женщины.

Прочие детали отделки

Ни один из античных источников не вспоминает о пожаре в Парфеноне, однако археологические раскопки доказали, что он произошёл в середине 3 в. до н. э., наиболее вероятно, во время нашествия варварского племени герулов , которые разграбили Афины в 267 году до н. э. В результате пожара разрушилась крыша Парфенона, а также почти вся внутренняя арматура и перекрытия. Мрамор потрескался. В восточной пристройке разрушилась колоннада, обе основные двери храма и второй фриз. Если в храме хранились посвятительные надписи, они безвозвратно потеряны. Реконструкция после пожара не ставила своей задачей полностью восстановить облик храма. Терракотовую крышу провели только над внутренними помещениями, а внешняя колоннада оказалась незащищенной. Два ряда колонн в восточном зале заменили на подобные. Исходя из архитектурного стиля восстановленных элементов, удалось установить, что блоки в более ранний период принадлежали различным постройкам Афинского акрополя . В частности, 6 блоков западных дверей составляли основу массивной скульптурной группы, изображавшей колесницу, запряженную лошадьми (на этих блоках и сейчас заметны царапины в местах, где крепились копыта лошадей и колеса колесницы), а также группы бронзовых статуй воинов, которые описал Павсаний . Три других блока западных дверей - мраморные таблички с финансовой отчетностью, по которым установлены основные этапы строительства Парфенона.

Христианский храм

История

Парфенон оставался храмом богини Афины на протяжении тысячи лет. Точно неизвестно, когда именно он стал христианской церковью. В 4 веке Афины обветшали и превратились в провинциальный город Римской империи . В 5 веке храм был ограблен одним из императоров, а все его сокровища перевезли в Константинополь . Существуют сведения, что при патриархе Павле III Константинопольском Парфенон был перестроен в храм Св. Софии.

В начале 13 века была повреждена и разрушена статуя Афины Промахос в период Четвертого крестового похода . Статуя Афины Парфенос , вероятно, исчезла еще в 3 веке до н. э. во время пожара или и раньше. Римские и византийские императоры неоднократно издавали указы о запрете языческого культа, однако языческая традиция в Элладе была слишком сильной. На современном этапе принято считать, что Парфенон стал христианским храмом примерно в 6 веке нашей эры.

Вероятно, при предшественнике Хониата здание собора Пресвятой Афинской Богоматери понесло более значительные изменения. Апсида в восточной части была разрушена и отстроена заново. Новая апсида вплотную примыкала к античным колоннам, поэтому центральную плиту фриза демонтировали. Эту плиту с изображением «сцены с пеплосом », позже использованную для постройки укреплений на Акрополе, нашли агенты лорда Элджина , сейчас она экспонируется в Британском музее . При самом Михаиле Хониате внутреннее убранство храма восстанавливали, в том числе роспись Судный день на стене портика, где располагался вход, росписи с изображением Страстей Христовых в притворе , ряд росписей, которые изображали святых и предыдущих афинских митрополитов. Все росписи Парфенона христианской эпохи в 1880-х годах покрыли толстым слоем белил, однако в начале 19 века маркиз Бьютский заказал из них акварели. Именно по этим акварелям исследователи установили сюжетные мотивы росписей и приблизительное время создания - конец 12 века. Примерно в то же время потолок апсиды украсили мозаикой, которая за несколько десятилетий обвалилась. Стеклянные фрагменты ее также экспонируются в Британском музее .

24 и 25 февраля 1395 года в Афинах побывал итальянский путешественник Николо де Мартони , который оставил в своей «Книге паломника» (ныне в Национальной библиотеке Франции , Париж) первое после Павсания систематическое описание Парфенона. Мартони представляет Парфенон достопримечательностью исключительно христианской истории, однако главным богатством считает не многочисленные реликвии и почитаемую икону Богородицы, написанную евангелистом Лукой и украшенную жемчужинами и драгоценными камнями, а копию Евангелия, написанную на греческом языке на тонком золоченом пергаменте святой равноапостольной Еленой , матерью Константина Великого , первого византийского императора, что официально принял христианство. Также Мартони повествует о кресте, выцарапанном на одной из колонн Парфенона святым Дионисием Ареопагитом .

Путешествие Мартони совпало с началом правления семьи Акциайоли, представители которой проявили себя щедрыми благотворителями. Нерио I Акциайоли приказал инкрустировать двери собора серебром; кроме того, он завещал собору весь город, отдавая Афины во владение Парфенона. Наиболее значительное дополнение к собору периода латинократии - башня возле правой части портика, построенная после захвата города крестоносцами. Для ее строительства использовали блоки, снятые с задней части усыпальницы римского вельможи на холме Филопаппу. Башня должна была служить колокольней собора, кроме того, её оснастили винтовыми лестницами, которые поднимались до самой крыши. Поскольку башня преградила маленькие двери до притвора, снова начали пользоваться центральным западным входом Парфенона античной эпохи.

Во время правления в Афинах Акциайоли был создан первый, самый ранний из тех, что сохранились доныне, рисунок Парфенона. Его выполнил Чириако ди Пицциколи, итальянский купец, папский легат, путешественник и любитель классики, более известный как Кириак Анконский . Он посетил Афины в и 1444 годах и остановился в роскошном дворце, в который были превращены Пропилеи, чтобы засвидетельствовать свое уважение к Акциайоли. Кириак оставил подробные заметки и целый ряд рисунков, однако они были уничтожены пожаром 1514 года в библиотеке города Пезаро . Одно из изображений Парфенона уцелело. Оно изображает храм с 8 дорическими колоннами, точно указано расположение метоп - epistilia, верно изображен фриз с отсутствующей центральной метопой - listae parietum. Здание сильно вытянуто, а скульптуры на фронтоне изображают сцену, не похожую на спор Афины и Посейдона. Это дама 15 века с парой лошадей, вставших на дыбы, в окружении ренессансных ангелов. Само описание Парфенона довольно точное: количество колонн - 58, а на метопах, что сохранились лучше, как верно предполагает Кириак, изображена сцена борьбы кентавров с лапитами. Кириаку Анконскому принадлежит и самое первое описание скульптурного фриза Парфенона, на котором, как он считал, изображены афинские победы эпохи Перикла .

Мечеть

История

Перестройки и отделка

Наиболее подробное описание Парфенона османского периода принадлежит Эвлии Челеби , турецкому дипломату и путешественнику. Он посетил Афины несколько раз на протяжении 1630-1640-х гг. Эвлия Челеби отмечал, что преобразование христианского Парфенона в мечеть не слишком отразилось на его внутреннем виде. Основной особенностью храма оставался балдахин над алтарем. Также он описывал, что четыре колонны из красного мрамора, которые поддерживали балдахин, отполированы до блеска. Пол Парфенона изложен отполированными мраморными плитами до 3 м каждая. Каждый из блоков, которые украшали стены, мастерски совмещен с другим таким образом, что граница между ними незаметна глазу. Челеби отметил, что панели на восточной стене храма настолько тонкие, что способны пропускать солнечный свет. Эту особенность упоминали также Спон и Дж. Велер, предположив, что на самом деле этот камень - фенгит , прозрачный мрамор , который по свидетельству Плиния, был любимым камнем императора Нерона. Эвлия вспоминает, что серебряная инкрустация главных дверей христианского храма снята, а античные скульптуры и росписи покрыты белилами, хотя слой белил тонок и можно разглядеть сюжет росписи. Далее Эвлия Челеби приводит список персонажей, перечисляя героев языческой, христианской и мусульманской религий: демоны, сатана, дикие звери, дьяволы, волшебницы, ангелы, драконы, антихристы, циклопы, чудовища, крокодилы, слоны, носороги, а также Херувим, архангелы Гавриил, Серафим, Азраил, Михаил, девятое небо, на котором находится престол Господа, чаши весов, взвешивающие грехи и добродетели.

Эвлия не приводит описание мозаик, выполненных из золотых кусков и осколков разноцветного стекла, которые позже найдут в ходе раскопок на Афинском акрополе . Однако мозаику вскользь упоминают Ж. Спон и Дж. Велер, более детально описывая изображения Девы Марии в апсиде за алтарем, которое сохранилось от предыдущей христианской эпохи. Они рассказывают и о предании, по которому у турка, что выстрелил в фреску Марии, отсохла рука, поэтому османы решили больше не вредить храму.

Хотя турки и не имели желания защищать Парфенон от разрушения, не имели они и цели и полностью искажать или разрушать храм. Поскольку невозможно точно установить время затирания метоп Парфенона, турки могли продолжать этот процесс. Однако в целом они совершили меньше разрушений здания, чем христиане за тысячу лет до османского правления, которые превратили величественный античный храм в христианский собор. Все время, пока Парфенон служил мечетью, мусульманское богослужение происходило в окружении христианских росписей и изображений христианских святых. В дальнейшем Парфенон не перестраивался и настоящий его вид сохранился неизменным с 17 века.

Разрушение

Мир между туркам и венецианцами оказался непродолжительным. Началась новая турецко-венецианская война В сентябре 1687 года Парфенон потерпел самый страшный удар: венецианцы под руководством дожа Франческо Морозини захватили укрепленный турками Акрополь. 28 сентября шведский генерал Кенигсмарк, который стоял во главе Венецианской армии, отдал приказ обстрелять Акрополь из пушек на холме Филопаппу. Когда пушки выстрелили в Парфенон, который служил османам пороховым складом, тот взорвался, и часть храма моментально превратилась в руины. В предыдущие десятилетия турецкие пороховые склады неоднократно взрывались. В 1645 году в склад, обустроенный в Пропилеях акрополя, попала молния , при этом погиб дисдар и его семья. В 1687 году , когда на Афины напали венецианцы совместно с армией союзнической Священной Лиги , турки решили расположить свои боеприпасы, а также скрыть детей и женщин, в Парфеноне. Они могли рассчитывать на толщину стен и перекрытий или надеяться на то, что противник-христианин не будет обстреливать здание, которое несколько веков служило христианским храмом.

Судя по следам обстрела только на западном фронтоне, в Парфенон попало около 700 орудийных ядер. Погибло не менее 300 человек, их останки нашли в ходе раскопок в 19 веке. Центральная часть храма была разрушена, в том числе 28 колонн, фрагмент скульптурного фриза, внутренние помещения, которые некогда служили христианской церковью и мечетью; крыша в северной части завалилась. Западный фронтон оказался почти невредимым, и Франческо Морозини пожелал вывезти в Венецию его центральные скульптуры. Однако леса, которыми пользовались венецианцы, во время работ развалились, а скульптуры разрушились, упав на землю. Несколько осколочных фрагментов все-таки вывезли в Италию, остальные остались на Акрополе. С этого времени история Парфенона становится историей руин. Свидетелем разрушения Парфенона стала Анна Очерьельм , фрейлина графини Кенигсмарк. Она описала храм и момент взрыва. Вскоре после окончательной капитуляции турок, прогуливаясь по Акрополю, среди руин мечети она нашла арабский манускрипт, что был передан братом Анны Очерьельм в библиотеку шведского города Уппсала . Поэтому после своей двухтысячелетней истории Парфенон больше не мог использоваться как храм, поскольку был разрушен гораздо сильнее, чем можно представить, увидев его сегодняшний вид - результат многолетней реконструкции. Джон Пентланд Магаффи , который посетил Парфенон за несколько десятилетий до начала восстановительных работ, отметил:

С политической точки зрения, разрушение Парфенона нанесло минимальные последствия. Через несколько месяцев после победы венецианцы отказались от власти над Афинами: им не хватало сил для дальнейшей защиты города, а эпидемия чумы сделала Афины вполне непривлекательной для захватчиков. Турки снова обустроили гарнизон на Акрополе, правда меньших масштабов, среди руин Парфенона, и возвели новую небольшую мечеть. Её можно увидеть на первой из известных фотографий храма, созданной в 1839 году .

От разрушения к реконструкции

Среди первых исследователей Парфенона были британцы археолог Джеймс Стюарт и архитектор Николас Реветт . Стюарт первым опубликовал рисунки, описание и чертежи с измерениями Парфенона для Общества дилетантов в 1789 году . Кроме того известно, что Джеймс Стюарт собрал немалую коллекцию античных древностей Афинского акрополя и Парфенона. Груз отправил морем в Смирну, далее след коллекции теряется. Однако один из фрагментов фриза Парфенона, вывезенный Стюартом, нашли в 1902 году закопанным в саду поместья Колн-Парк в графстве Эссекс, который унаследовал сын Томаса Эстла, антиквара, попечителя Британского музея .

До сих пор остается невыясненной и юридическая сторона дела. Действия лорда Элджина и его агентов регулировались фирманом султана. Противоречили ли они ему, невозможно установить, поскольку оригинал документа не найден, известен только его перевод на итальянский, выполненный для Элджина при османском дворе. В итальянском варианте разрешается осуществлять измерения и зарисовывать скульптуры, используя лестницы и строительные леса; создавать гипсовые слепки, откапывать фрагменты, похороненные под почвой во время взрыва. Перевод ничего не повествует о разрешении или запрете снимать скульптуры с фасада или подбирать те, что упали. Доподлинно известно, что уже среди современников Элджина большинство критиковали по крайней мере использование резцов, пил, веревок и блоков для снятия скульптур, поскольку таким образом разрушались уцелевшие части здания. Ирландский путешественник, автор нескольких работ по античной архитектуре Эдвард Додвелл писал :

Я чувствовал невыразимое унижение, став свидетелем того, как Парфенон лишали его лучших скульптур. Я видел, как снимают несколько метоп с юго-восточной части здания. Чтобы поднять метопы, пришлось сбросить на землю защищавший их замечательный карниз. Такая же судьба постигла и юго-восточный угол фронтона.

Оригинальный текст (англ.)

I had the inexpressible mortification of being present, when the Parthenon was despoiled of its finest sculptures. I saw several metopes at the south east extremity of the temple taken down. They were fixed in between the triglyphs as in a groove; and in order to lift them up, it was necessary to throw to the ground the magnificent cornice by which they were covered. The south east angle of the pediment shared the same fate.

Независимая Греция

Зал Дювина в Британском музее, в котором экспонируются Мраморы Элджина

Крайне ограничено видеть в афинском Акрополе только место, где, как в музее, можно посмотреть только великие творения эпохи Перикла... По крайней мере, нельзя допускать, чтобы люди, которые называют себя учёными, по собственному почину причиняли бессмысленное разрушение.

Оригинальный текст (англ.)

It is but a narrow view of the Akropolis of Athens to look on it simply as the place where the great works of the afe of Perikles may be seen as models in a museum… At all events, let not men callins themselves scholars lend themselves tj such deeds of wanton destruction.

Однако официальная археологическая политика оставалась неизменной до 1950-х годов, когда предложение убрать лестницу в средневековой башне в западной части Парфенона резко отклонили. В то же время разворачивалась программа реставрации внешнего вида храма. Еще в 1840-х годах частично восстановили четыре колонны северного фасада и одну колонну южного фасада. 150 блоков вернули на место в стены внутренних помещений храма, остальное пространство заполнили современным красным кирпичом. Больше всего активизировало работы землетрясение 1894 года , которое в значительной мере разрушило храм. Первый цикл работ завершили в 1902 году , их масштабы были довольно скромными, и они проводились под эгидой комитета международных консультантов. До 1920-х годов и долгое время после главный инженер Николаос Баланос работал уже без внешнего контроля. Именно он начал программу восстановительных работ, рассчитанную на 10 лет. Планировалось полностью реставрировать внутренние стены, укрепить фронтоны и установить гипсовые копии скульптур, вывезенных лордом Элджином . В конце концов наиболее значимым изменением стало воспроизведение длинных секций колоннад, которые соединяли восточный и западный фасады.

Схема, на которой цветом обозначены блоки отдельных колонн античной эпохи, Манолис Коррес

Благодаря программе Баланоса разрушенный Парфенон приобрел свой современный вид. Впрочем, с 1950-х годов, уже после его смерти, достижения неоднократно подвергались критике. Во-первых, не осуществлялись попытки вернуть блоки на их первоначальное место. Во-вторых, и это самое важное, Баланос использовал для соединения античных мраморных блоков железные стержни и скобы. Со временем они заржавели и деформировались, из-за чего блоки растрескивались. В конце 1960-х годов в дополнение к проблеме креплений Баланоса ярко проявились результаты воздействия окружающей среды: загрязненный воздух и кислотные дожди повредили скульптуры и рельефы Парфенона. В 1970 году в докладе ЮНЕСКО предлагались самые разнообразные пути спасения Парфенона, в том числе заключение холма под стеклянный колпак. В конце концов в 1975 году учрежден комитет, который осуществляет контроль за сохранением всего комплекса Афинского акрополя , а в 1986 году начали работы по демонтажу железных креплений, примененных Баланосом, и заменили их на титановые. В период -2012 годов греческие власти планируют реставрировать западный фасад Парфенона. Часть элементов фриза заменят копиями, оригиналы перевезут в экспозиции Нового музея Акрополя . Главный инженер работ Манолис Коррес считает первоочередной задачей залатать дыры от пуль, выпущенных по Парфенону в 1821 году во время Греческой революции . Также реставраторы должны оценить ущерб, нанесенный Парфенону сильными землетрясениями и 1999 годов . В результате консультаций решено, что к моменту завершения восстановительных работ внутри храма можно будет увидеть остатки апсиды христианской эпохи, а также постамент статуи богини Афины Парфенос ; не меньшее внимание реставраторы будут уделять следам от венецианских ядер на стенах и средневековым надписям на колоннах.

В мировой культуре

Парфенон является одним из символов не только античной культуры, но и красоты вообще.

Современные копии

Нэшвиллский Парфенон

Афина покровительствует стремящимся к познанию, городам и государствам, наукам и ремеслам, уму, сноровке, помогает молящимся ей повысить свою изобретательность в том или ином деле. В свое время являлась одной из самых почитаемых и любимых богинь, соперничая с Зевсом, так как по силе и мудрости была ему равна. Она очень гордилась тем, что навсегда осталась девой.

Рождение Афины

Она родилась необычным образом, как большинство божественных созданий. По наиболее распространенной версии, Вседержитель Зевс прислушался к совету, данному Ураном и Геей, после чего произвел поглощение своей первой жены Метиды-Премудрости в момент ее беременности. Мог родиться сын, который бы в результате сверг громовержца. После поглощения из головы Зевса родилась его наследница - Афина.

Описание

Богиня-воительница отличалась от своих спутников по пантеону тем, что имела крайне необычную внешность. Другие женские божества были нежны и изящны, в то время как Афина не гнушалась использовать в ведении дел и мужской атрибут. Так, она запомнилась ношением доспехов. С ней было и ее копье.

Еще покровительница градостроения держала подле себя животное, которому отдавалась священная роль. Она надевала коринфский шлем, на макушке которого был высокий гребень. Характерно для нее ношение эгиды, что обтягивалась шкурой козы. Этот щит украшала голова, которую в прошлом потеряла Крылатая является спутницей Афины. Священным деревом древние греки считали оливу и связывали ее непосредственно с этим божеством. Символом мудрости была сова, которая не уступала в этой ответственной роли змее.

По преданиям Паллада имела серые глаза и русые волосы. Очи ее были велики. Кроме красоты имела еще и хорошую воинскую подготовку. Она тщательно полировала доспехи, всегда была готова к схватке: копье навострено, а колесница - готова нестись на битву за справедливость. В подготовке к бою обращалась за помощью к циклопам-кузнецам.

Святыни, возведенные в ее честь

Она пришла к нам из древности, но поклоняются богине и сегодня. Широко почитаема Афина. Храм является тем местом, куда все желающие могут прийти и обратиться к ней. Люди стараются сохранить эти культовые места.

Одним из самых значимых строений, прославляющих богиню, можно считать храм, созданный Писистратом. Археологи провели раскопки двух фронтонов и прочих деталей. Построен Гекатомпедон в шестом столетии Размеры целлы достигали ста футов. Он был найден в девятнадцатом веке немецкими археологами.

На стенах строения имелись картины из мифологии древних греков. Например, там можно увидеть Геракла в борьбе со страшными чудовищами. Чрезвычайно живописное место!

Когда прошла начали построение Опитодома, также посвященного воительнице. Строительство не удалось завершить, поскольку вскоре нападение осуществили персы и разграбили город. Произошло обнаружение барабанов колонн с северных стен Эрехтейона.

Одним из самых значимых памятников считается еще и Парфенон. Это уникальное строение, возведенное в честь Афины-Девственницы. Постройка датируется серединой пятого века до нашей эры. Архитектором считается Калликарт.

Старый Парфенон оставил после себя несколько деталей, которые использовали, чтобы застроить Акрополь. Этим занимался Фидий, когда шла эпоха Перикла. В связи с широким почитанием Афины храмы в ее честь были многочисленны и помпезны. Скорее всего, многие из них до сих пор не найдены и приятно порадуют нас в будущем. Хотя и сейчас есть большое количество строений, представляющих богатое историческое наследие.

В Афинах можно назвать выдающимся памятником. Его соорудили греческие архитекторы. Находится храм Афины-Паллады на севере - близ Парфенона на Акрополе. Был сооружен между 421-м и 406 годами до нашей эры, как считают археологи.

На создание прекрасного строения вдохновила людей Афина. Храм является образцом Кроме богини войны и знаний, в этих стенах можно почитать владыку морей Посейдона и даже афинского царя Эрехтея, о котором мы можем узнать из легенд.

Историческая справка

Когда умер Перикл, начала возводить Греция храм Афины, чье строительство было не такой простой задачей и завершилось в то время, когда город постигло крушение.

По преданию, на той точке, где построили строение, когда-то спорили богиня-воительница и Посейдон. Каждый хотел стать властелином Аттики. Информация про храм Афины включает отсылки на хранившиеся здесь важнейшие реликвии полиса. Раньше под это был отведен архаический Гекатомпедон, который построили во время царствования Писистрата.

Храм был уничтожен на протяжении греко-персидского противостояния. Для этого места тоже большую роль играла богиня Афина. Храм включал в себя ее деревянного идола, который, как предполагалось, упал с неба. Почитался здесь и Гермес.

В храме большое значение придавали пламени золотого светильника, что никогда не угасало. Достаточно было налить масло в него всего раз в год. Храм назвали в привязке к остаткам, которые раньше были гробом Эрехтея. Кроме всего перечисленного выше, там было множество прочих святынь, которые, впрочем, имели не такое большое значение.

Служение богине-воительнице

Храмы и статуи Афины как одного из самых важных греческих божеств многочисленны и впечатляющи. С богиней связывали дерево оливы, которое сожгли в 480 году, но оно выросло из пепла и продолжило свою жизнь.

Древо произрастало недалеко от храма-святилища, посвященного нимфе Пандросе. Зайдя в святое место, можно было заглянуть в воды колодца, пополнявшегося от соленого водного ключа. Предполагалось, что сам бог Посейдон выбил его.

Переход права владения храмом

Не всегда в этих стенах царила богиня Афина. Храм некоторое время принадлежал христианам, которые проводили здесь свои богослужения во время существования Византии.

До 17 столетия за строением следили, поддерживали его и ухаживали. Ущерб был нанесен, когда 1687 год принес в Афины войска Венеции. Во время осады святыню повредили. Когда независимость Греции была восстановлена, фрагменты, которые упали, поставили на нужные места. В данный момент ничего, кроме развалин, к сожалению, не осталось. Еще можно увидеть былые черты в портике Пандросы, что находится на северной стороне.

Лорд Элджин, который был послан британцами в Константинополь в 1802 году, получил разрешение, данное султаном Селимом III на вывоз с территории страны всех найденных частей святыни, на которых могли быть найдены надписи или изображения. Одну кариатиду храма перевезли на территорию Британии. Теперь эта реликвия, как и фриз Парфенона, является экспонатом Британского музея.

Архитектурная конструкция

Данное святилище обладает необычной асимметричной планировкой. Это вызвано тем, что имел место перепад между высотами почвы, на которой проходила постройка. С юга на север уровень земли снижается. Есть две целлы. В каждой из них должен был быть сооружен вход. Обильно наполняют строение реликвии древности. Прихожане входили с двух входов: северного и восточного. Ионические портики были их оформлением.

В восточной части Эрехтейона, что располагалась более высоко, находилось пространство, посвященное хранительнице города, которой являлась Афина-Полиада. Изображение богини из дерева хранилось именно здесь. Когда проходили Панафинеи, совершали подношение к нему нового пеплоса. В портике данной целлы имеются колонны, чье количество равно шести.

Внутренний вид храма

В западной части храма можно было увидеть вещи и элементы, которые прославляли Посейдона и Эрехтея. С лицевой стороны есть ограничение, которое создают две анты. Меж них - четверка полуколонн.

Подтверждено наличие двух портиков: северного и южного. Обрамление дверного входного проема с севера включало резьбу, включавшую розетки. Южная сторона примечательна знаменитым Портиком кариатид.

Его назвали так в честь шести статуй высотой чуть более двух метров. Они поддерживают архитрав. В состав изваяний включен пентеликонский мрамор. Сегодня вместо них стоят копии. Что касается оригиналов, их хранилищем стал Британский музей. Лорд Элджин ввез туда одну кариатиду.

Также музей Акрополя содержит остальные. Пандрозейон - таким являлось наименование портика кариатид. Пандроза была дочерью Кекропса. В честь нее и названо строение. В качестве сюжета, на основании которого построен фриз, взяли мифы, повествующие о кекропидах и Эрехтее. До наших дней дошли некоторые останки монумента. Изваяния, материалом для которых был паросский мрамор, закрепили перед темным фоном, который образовывал элевсинский материал.