Уход за телом

Истребитель 7 поколения. Сша раскошелились на истребитель шестого поколения. КНР продолжает милитаризацию

Истребитель 7 поколения. Сша раскошелились на истребитель шестого поколения. КНР продолжает милитаризацию

А главнокомандующий Воздушно-космическими силами вообще объявил о разработках истребителя 7-го (!) поколения. Не слишком ли наши командиры оторвались от своей армии? И что это за поколения такие, ведь самолеты, в отличие от людей, детей пока что не рожают?

Поколения И

Деление истребителей на поколения достаточно условно и касается только турбореактивных машин, появившихся после Второй мировой войны. Хотя это как сказать: немецкий «Мессершмитт-262», считающийся первым самолетом 1-го поколения, успел повоевать. В основном на Западном фронте, но и советские пилоты столкнулись с ними в 1945-м.

Второе поколение — это советский МиГ-15 и американский F-86 «Сэйбр», вооруженные по-прежнему пулеметами и авиапушками, но уже вплотную подобравшиеся к звуковому барьеру. К третьему относятся МиГ-21 и F-4 «Фантом», несущие ракетное вооружение и свободно летающие на сверхзвуке. Четвертое — это вообще наши современники: Су-27, МиГ- 29, американские F-15 и F-16. Их характеризует обильное применение электроники и возросшая универсальность. Представителей 5-го поколения можно пересчитать по пальцам одной руки: американские F-22 «Рэптор» и F-35 «Лайтнинг II», российский Т-50 и китайский J-20 «Чэнду». Причем из «американцев» на вооружение из экономических соображений принят только «Рэптор», а российский и китайский самолеты находятся на стадии испытаний и весьма далеки от серийного производства. Двигатель, способный нести самолет без форсажа на сверхзвуке (одно из основных отличий «пятерочников» от предшествующих поколений, остальные — гиперзвуковые ракеты в качестве основного вооружения, сверхманевренность и малозаметность) у нас появится не ранее 2020 года. В Китае — и того позднее.

Американские «шестёрки»

Предположить, каким будет 6-е поколение, пытаются и у нас, и в США. И все сходятся в том, что для пилота места в нем скорее всего не найдется — истребитель будет дроном. Первый эскизный проект в инициативном порядке представила корпорация «Нортроп Грумман». Получился плоский и «зализанный» для снижения радиолокационной заметности самолет, построенный по схеме «летающее крыло», то есть без хвоста. На 6-м поколении предполагается отказ от ракетного вооружения с заменой его лазерным. Это не фантастика: в СССР такие разработки велись в НПО «Алмаз», ныне входящем в Концерн ВКО «Алмаз-Антей». В прошлом году было сообщено о возобновлении этой темы после длительного перерыва. Кроме того (кстати, о фантастике!) «шестерки», вероятно, получат способность выходить в ближний космос. Однако когда все это реализуется — бог весть: темпы принятия на вооружение новой техники явно замедляются. Между первым и вторым поколениями истребителей прошло всего 5 лет, а между четвертым и пятым — 35!

Самолет-небылица

Если шестое поколение находится глубоко на дне чернильницы, то для седьмого еще чернила не изобретены. На что будет похож истребитель 7-го поколения — это вопрос не к инженерам, а к писателям-фантастам. Впрочем, они на него уже ответили.

Идея того, что мы сейчас назвали бы нанооружием, впервые появилась в романе «Непобедимый» польского писателя Станислава Лема. В романе «Мир на Земле» она получила дальнейшее развитие. Суть в том, что на определенном этапе гонки вооружений средства нападения начинают производить из огромного количества летучих элементов, которые долгое время способны к независимому существованию. Например, ракета или бомбардировщик при подлете к цели представляет собой облако или рой довольно-таки безвредных железно-кремниевых «мух». Уничтожить такое облако классическими средствами ПВО невозможно, поскольку в единое средство поражения оно собирается лишь непосредственно над целью. Лем бросил идею походя, в его воображении подобный боевой наноробот научился сводить людей с ума («Непобедимый»). Во втором романе он же стремительно эволюционировал в совсем уже пылевидное оружие, уничтожающее электронику. Но почему бы истребителю 7-го поколения не быть «наноистребителем»? Только что его не было на экранах радаров, и вдруг — нате! Пожалуй, по аналогии и самолетом-невидимкой, такой стоило бы назвать истребителем-небылицей.

Российский оборонно-промышленный комплекс приступил к разработке истребителя седьмого поколения. Об этом, как сообщает РИА Новости, заявил главком ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев, отметив, что «много говорить не имеет права». Подробности нового проекта пока неизвестны. Не уточняется также и то, какие требования предъявляют военные к самолетам седьмого поколения.

Сегодня и пятое поколение истребителей пока еще освоено не полностью. Единственной страной, имеющей на вооружении такие самолеты, являются США. Они располагают истребителями F-22 Raptor и F-35 Lightning II. Кроме того, разработкой боевых самолетов пятого поколения занимаются Россия, Китай и Япония. Они создают истребители Т-50 (ПАК ФА), J-20 и X-2 соответственно.

Между тем, как заявил вице-премьер России Дмитрий Рогозин, Объединенное конструкторское бюро имени Сухого 2 марта 2016 года представило проект перспективного истребителя шестого поколения. По словам Рогозина, которые передает ТАСС, проект истребителя шестого поколения был представлен конструкторским бюро «очень кратко». Другие подробности проекта пока неизвестны.

Российские военные пока не обнародовали требования, которые планируется предъявить к боевому самолету шестого поколения. Первыми о начале проработки списка пожеланий к новому истребителю еще в 2011 году заявили ВВС США. В частности, американские военные объявили тогда, что истребители шестого поколения, возможно, будут опционально пилотируемыми.

Военные также заявили, что новые самолеты, возможно, смогут выполнять полеты на гиперзвуковой скорости (более пяти чисел Маха, 6,2 тысячи километров в час). Боевые самолеты также должны быть малозаметными и сверхманевренными. Истребители планируется применять в так называемых зонах с ограничением и воспрещением доступа и маневра (anti-access/area denied environment, зоны A2/AD).

В понятие A2/AD американские военные закладывают не только противодействие систем противовоздушной обороны и авиации противника, постоянное спутниковое наблюдение, но и условия, при которых поставка запчастей и провизии значительно затруднена или вовсе невозможна. К условиям A2/AD также относится и отсутствие американского политического и финансового влияния в регионе.

Наконец, по данным командования ВВС США, истребители нового поколения получат на вооружение несколько типов боевых лазеров, при помощи которых они смогут обнаруживать цели и наводить на них оружие, защищаться от ракет противника, а также сбивать другие самолеты. Разработка некоторых из этих лазеров уже ведется.

Традиционно военные разных стран мира предъявляют различающиеся требования к боевым истребителям в рамках одного поколения. Так, согласно требованиям ВКС России истребитель пятого поколения должен быть малозаметным в оптическом, инфракрасном и радиолокационном спектрах, быть многофункциональным, всепогодным, круглосуточным и сверхманевренным.

Кроме того, он должен уметь совершать полеты на сверхзвуковой скорости без использования форсажа и иметь бортовые информационно-управляющие системы с элементами искусственного интеллекта. Этот список отчасти совпадает с американским.

Появилась информация о создании истребителя 6-го и 7-го поколения, но на данный момент еще нет никакой конкретики. А если проанализировать некоторые факторы, это больше напоминает грамотно продуманную пиар-компанию, чем достоверные данные. Целью этой компании является поднятие престижа российской оборонной промышленности в глазах граждан.

Мы можем судить по примеру США о том, насколько масштабные работы нужно проделать для создания подобной техники, потому что российские инженеры держат всю информацию об успехах в создании истребителей нового поколения в строжайшем секрете. В. Бондарев - главнокомандующий ВКС РФ, в обсуждении перспектив истребительной авиации Российской Федерации сказал, что ни в коем случае нельзя разглашать подробности и что уже ведутся активные работы по созданию истребителей 6- го и 7- го поколения, которые займут особую нишу в оборонном комплексе России.

Вице-премьер Д. Рогозин предоставил информацию о сотрудниках конструкторского бюро «Сухой», которые уже презентовали первые результаты разработок истребителя 6- го поколения. Государство проявляет активный интерес и ответственность к вопросам усовершенствования военной техники, особенно воздушной. На сегодняшний момент в мировой истребительной авиации выделились 2 направления. Первое заключается в усовершенствовании традиционных качеств техники, которые можно обозначить формулой Покрышкина «высота – скорость – маневр – огонь». Россия развивает именно это направление. Хотя, некоторые специалисты оборонной промышленности считают, что оно прорабатывается избыточно.

По их мнению, сверхманевренность должна регулироваться в соответствии с потребностями государства, то есть нужно учитывать тот факт, что все эти разработки могут пригодиться в конкретных военных действиях. А не создавать технику для зрелищных шоу на авиаучениях. Наличие на борту лишнего веса, выходящего за рамки полезной нагрузки, возникающей из-за создания новых функций, которые могут не пригодиться при ведении боя, негативно сказывается на маневренности самолета и его готовности к успешным боевым действиям.

2-е направление заключается в создании «высокоумных» истребителей для ведения молниеносного боя с противником, находящимся на дальних дистанциях, независимо от скорости полета и того, на какой высоте он находится. По такому пути пошли специалисты военной промышленности США при создании истребителя F-35, который является самым инновационным самолетом 5- го поколения.

Кстати, деление на поколения весьма условные, потому что главком ВКС России не обладает компетенцией рассказывать о разработках российских истребителей 6-го и 7-го поколений. Остается лишь обратиться к другим информационным источникам и данным о том, какими характеристиками должна обладать такая техника. Посмотрим опыт американцев, которые в отношении данных вопросов более открыты.

Лазерный, адаптивный, модернизируемый, беспилотный

По материалам американского интернет-ресурса Nationalinterest.org истребитель 6-го поколения должен иметь 5 качеств:

· Высокоэнергетическое лазерное оружие на борту;

· Двигатель изменяемого цикла со специальной адаптивной технологией. Такой двигатель сможет работать как турбовентиляторный при совершении длительных и трансокеанских полетов, а когда нужно и как турбореактивный в тех случаях, когда необходимо развить большую скорость;

· Высокую радиолокационную малозаметность «стелс». Отсюда возникают очень взыскательные требования к форме самолета. То есть, он должен представлять собой летающее крыло – бесхвостку. Такую схему строения воплотить в бомбардировщике, с его большими крыльями не составить труда. А вот в короткокрыльном самолете это реализовать очень сложно. Истребитель получится неуправляемым. Но, тем не менее, есть один выход: внедрить на борт истребителя 6-го поколения систему «стелс». Она отлично подавляет работу низкочастотных радаров, способных распознавать самолеты «невидимки»;

· Возможность трансформации, в том числе способность к оснащению современным вооружением и бортовым радиоэлектронным оборудованием;

· Функцию беспилотного управления. Хотя она менее востребована, чем предыдущие четыре пункта.

При создании истребителя F-35 главной проблемой было то, что он задумывался как универсальный ударный многоцелевой самолет, который мог бы решать разноплановые задачи всех видов войск. Сотрудники «мозгового» треста США «Rand» уже в 1994 г. утверждали об ошибочности этой концепции для конструкции истребителя. Учтя допущенные ошибки, американские разработчики больше не пытаются создать универсальный многофункциональный истребитель 6- го поколения. По существующему плану все эти функции будут распределены в рамках двух моделей самолетов. И в их основу лягут схожие технологии. Один из этих самолетов создан специально для ВВС и он получил название NGAD, что переводится как истребитель следующего поколения для завоевания господства в воздухе.

Второй истребитель (F/A –XX) создан для ВМС. Это многоцелевой самолет, для которого нанесение ударов по морским и наземным объектам будут не менее значимы, чем по воздушным противникам. Оба самолета в первую очередь создаются для ведения военных действий в воздухе и только после этого для ведения боя с сухопутными или морскими противниками. Как показывает опыт - намного проще создать из истребителя штурмовик или бомбардировщик, чем проделать трансформацию в обратном порядке.

Современный истребитель – это дорогое удовольствие

Может ли СССР сделать «Mercedes»? Именно такой вопрос И. В. Сталин как-то задал Берии. На что Берия ответил, что сможет, но только один. Объективно оценивая производственную мощь и экономические возможности СССР, Берия полагал, что Советский Союз запустит серийное производство высокотехнологичных автомобилей.

Этот факт всплывает в сознании, когда вспоминаешь об утверждении Зам. Министра обороны Ю. Борисова. Год назад он сказал о том, что военные могут закупить истребители 5-го поколения (ПАК ФА Т-50) в меньшем количестве, чем зафиксировано в государственной программе вооружения, рассчитанной до 2020 г. По данным газеты «КоммерсантЪ» представители вооруженных сил приобретут всего лишь двенадцать истребителей и только после их эксплуатации решат - сколько таких самолетов еще нужно закупить. Хотя ранее планировали приобретение 52-х истребителей. В течение 2016-2018 г. российские военно- воздушные силы должны получать по восемь самолетов в год, а в 2019 – 2020 г. по четырнадцать самолетов. По мнению источника из Министерства обороны это программа могла быть успешно реализована, если бы не экономические проблемы, возникшие в стране.

Истребитель шестого поколения должен быть технологически усовершенствован, следовательно, его стоимость будет выше, чем у истребителя пятого поколения. Таким образом, если экономические сложности в стране не будут успешно преодолены, они негативным образом скажутся на процессе создания истребителя 6- го поколения. По мнению американцев, которые совершили ряд ошибок в процессе разработки F-35, создать один универсальный многофункциональный истребитель не достаточно. Нужно разрабатывать как минимум две модели самолета, что еще сильнее осложнит решение этой задачи для России в финансовом плане. Но даже, если не учитывать пробелы в экономике страны, то информация о начале разработки истребителей 6-го и 7-го поколения вызывает недоверие. Это ощущение похоже на то, когда слышишь в телевизионных новостях сообщения о необходимости продвижения на рынки продукции российских производителей, которые якобы превосходят по качеству известные мировые бренды. При этом названия российских компаний не называются.

Какими функциями будут снабжены российские истребители 6-го и 7-го поколения представители оборонной промышленности «не имеют права разглашать информацию». С каждым днем размытость комментариев к созданию новых моделей истребителей специалистами российского военного комплекса усиливается. В конечном итоге складывается ощущение, что все данные о разработке и создании в Российской Федерации истребителей призваны усилить в сознании граждан нашей страны четкое понимание того, что истребительная авиации России – самая сильная и стремительная в мире. Но при этом, не приводится каких-либо доказательств этим данным. Примерно такие же эмоции возникают от истории полета скандально известного барона Мюнхгаузена на Луну на пушечном ядре.

Возможно, в ближайшем будущем важнее сосредоточить силы на тотальном введении в строй ПАК ФА. Это касается как качественного, так и количественного фактора. Такие меры помогут Российской Федерации избежать ситуации вооружения «полуготовыми» истребителями Т-50 и их аналогами.

Еще до завершения конструкторских работ по своему самолету-невидимке пятого поколения Т-50 ПАК ФА Россия приступила к разработке следующих машин шестого и даже седьмого поколения. ОКБ Сухого уже представило российскому правительству первоначальную концепцию истребителя шестого поколения.

«Они действительно представили задумки по созданию истребителя шестого поколения, — сказал в среду информационному агентству ТАСС заместитель премьер-министра России Дмитрий Рогозин. — Речь сейчас идет и о новых задельных работах, которые были очень кратко представлены КБ Сухого и генеральным конструктором, назначенным по всем самолетным комплексам и вооружениям».

Между тем, основные усилия конструкторов российского авиастроения направлены на проверку и испытания истребителя пятого поколения ПАК ФА. Как и Пентагон, российские военные строят планы на десятилетия вперед. Во многом российская концепция самолета шестого поколения похожа на американскую программу ВВС F-X по замене F-22 Raptor и на программу ВМС F/A-XX .

Подобно США, Россия изучает возможности по созданию пилотируемых и беспилотных вариантов. «Этот самолет будет модифицированным — и такой, и такой вариант», — сказал главнокомандующий воздушно-космическими силами Виктор Бондарев. Но каких-то дополнительных подробностей о действиях России в этом направлении очень мало.

Контекст

КНР продолжает милитаризацию

Yomiuri 26.02.2016

Боевое крещение Су-35С в Сирии

El Confidencial 10.02.2016

Зачем Китай купил у России Су-35

Carnegie Moscow Center 07.02.2016
Москва реализует амбициозный план перевооружения армии, включающий масштабные усилия в сфере новых разработок. Среди них есть танки, корабли, подводные лодки и несколько новых самолетов, включая бомбардировщик-невидимку. Но непонятно, как Кремль намерен оплачивать эти разработки, если учитывать состояние российской экономики и устойчиво низкие цены на нефть на мировом рынке.

Так или иначе, Россия не намерена останавливаться на модели следующего после ПАК ФА поколения. Москва заглядывает далеко за горизонт. «Если мы сейчас остановимся, мы остановимся уже навсегда, — сказал Бондарев. — Поэтому работы идут — и шестого, и, наверное, седьмого (поколения) истребителей».

Ни Бондарев, ни Рогозин не стали называть сроки, но как сообщают российские государственные СМИ, работа в рамках этой программы начнется через несколько лет.

Дейв Маджумдар — редактор National Interest по военным вопросам.

Для начала хотелось бы немного рассказать о том, что такое «поколение». В мире авиаконструкторов «поколение» означает некий набор характеристик, которым должны отвечать самолеты, чтобы выполнять определенные функции на поле боя. Большинство стран сегодня обладают технологиями серийного производства самолётов 4++ поколения. Этому поколению уже десятки лет, и «+» означает глубокую модификацию. Это самолеты максимально приближенные по своим характеристикам к 5 поколению, поэтому их характеристики рассматривать мы не будем. Что же до истребителей 5 поколения, то они пока что стоят только на вооружении у США. Многие верят в сказки о том, что 4++, особенно российский истребитель, может спокойно сбить новенькие «Рапторы». Если посмотреть на результаты тестов, то действительно, в ближнем бою наши 4++ легко сбивают истребители Штатов, за счет превосходящей маневренности. Однако многие забывают, что современный истребитель не вступает в ближний бой, а всячески его избегает. Это связано с тем, что защита кроется не в маневренности, а в превосходящей технологии стелса. По статистике тот, кто первый обнаружит врага и вступит в бой, выйдет из него победителями, поэтому «Раптор» превосходит все 4++ из-за более современной электроники, позволяющей подобраться к противнику незаметно.

Предыдущее поколение

Что же такое самолет 5ого поколения? Что умеет американский Ф-22, и что в скором будущем сможет Су-57? Требования к этой машине были сформированы еще в 1981 году, одновременно в США и СССР. Истребитель должен:

  • иметь сверхзвуковую крейсерскую скорость;
  • быть малозаметным для радаров;
  • сам обладать сверхсовременным радаром;
  • нести современное вооружение.

Такой самолет уже не просто истребитель. Это многофункциональной авиационный комплекс, который может выполнять множество функций, как штурмовика, так и противокорабельного бомбардировщика. Может вести разведку, наводить другие самолеты на цели, атаковать с 400км и все это под прикрытием стелса. Несмотря на то, что существование подобной машины уже звучит как нечто футуристическое, требования к 6 поколению в скором времени будут разрабатываться в конструкторских бюро США. Учитывая какое время уходит на создание новых самолетов, это выглядит вполне логичным.

6 поколение

Что же может быть в этом списке требований? Начнем с очевидного.

  1. Каждый истребитель нового поколения летает все быстрее без форсажа. Возможно, в будущем будут разработаны принципиально новые двигатели, поэтому истребитель 6 поколения легко преодолевать два-три маха;
  2. Возможно, шестому поколению придется выходить из атмосферы, что создаст потребность в двигателях, способных преодолевать первую космическую скорость (7,9 км/с). Возможно, для подобных маневров понадобятся отдельные разгонные блоки;
  3. Также однозначно изменится конструкция планера. Уже сейчас конструкторы думают об отсутствии необходимости устанавливать вертикальное оперение. Так как воздушный бой сейчас проходит на запредельных углах атаки, и этот тренд скорее всего сохранится, то вертикальное оперение теряет всякий смысл;
  4. Сокращение площади самолета – это мечта любого конструктора. Меньше площадь – меньше шанс, что радар его заметит. Уже сейчас мы можем видеть ряд, пусть и творческих работ, но не нарушающих законов физики и аэродинамики, на которых нет вертикального оперения.

Одна из основных отличительных черт новых истребителей — это переработанная электроника. Стелс технология и АФАР — это визитная карточка 5 поколения и основное отличие от 4++, которые Россия имеет на вооружении. Даже сейчас установка таких систем на самолет — это очень дорогостоящая процедура и поистине венец творения инженеров. С помощью такой системы истребитель может начинать ведение 30 целей уже на 380км. Скорее всего в будущем эти цифры увеличатся. Возможно, истребителям 6 поколения не нужно будет покидать границы авиабазы. Просто взлетать, находить цели в нескольких километрах, выпускать ракеты и спокойно садится обратно. Конечно, это немного преувеличенно, но суть обновления ясна.

Интересным изменением может стать система вооружения. Уже сейчас есть перспективные образцы лазерного вооружения для авиации и флота, а также так называемых рельсотронов - пушек, способных разгонять снаряд магнитным полем, вместо порохового заряда. Пока что такая пушка может быть установлена только на корабль, но в будущем сможет заменить авиапушки для ближнего боя, при условии что функция штурмовика останется актуальной через десятилетия. Что же до лазерного оружия, то есть реальные прототипы как для атаки, так и для защиты от ракет. Нужно понимать, что настоящее лазерное оружие не имеет ничего общего с киношным, поэтому ждать «звездных войн» и «стар трека» конечно не стоит. Еще долгое время ракеты будут основой противостояния в воздухе, как когда-то были авиапушки, поэтому для конструкторов будущего важной задачей будет создание вооружения под стать истребителю 6 поколения.

Будущее пилотов

Теперь перейдем к самой важной системе, которая в будущем безусловно подвергнется большой переработке, так называемый «второй пилот». Искусственный интеллект самолета, который помогает пилоту управлять машиной.

Истребитель шестого поколения будет обладать продвинутым ИИ, без сомнения, но кто должен управлять истребителем в будущем? Пилот в компании продвинутого ИИ, способного не просто на машинные вычисления, а на серьезную помощь в принятии решений, и, возможно, на принятие управления на себя, если вдруг с пилотом что-то случается или он катапультируется. Что же до полного отсутствия пилота, то такой вариант был бы очень предпочтителен для многих. Вопрос лишь в том, смогут ли инженеры будущего создать ИИ-воина - пилота, способного превзойти современных асов.

Несмотря на астрономические стоимости современных истребителей («Раптор» обойдется в 150млн. Долларов), самой ценной частью самолета является его кабина, потому что там находится пилот. Обучить пилота, способного выделывать фигуры высшего пилотажа и применять продвинутое вооружение и электронику в бою, стоит больших денег и много времени. Время тут будет самым важным. Потеря пилота — это трагедия не только для его семьи, но и для вооруженных сил государства, ведь заменить его можно будет лишь через десятилетие, в лучшем случае.

В случае с ИИ при потере самолета нужно будет лишь пойти на склад с самолетами, загрузить в новенький Су-157 пилота и готово. Если вам знаком сериал «Звездный крейсер Галактика», то вы в курсе, что в этом сериале разум пилотов-роботов возвращался в центральную базу данных и загружался в новое тело, вместе со всем опытом и сражениями, которые они пережили за время своего существования. Представьте пилота со 100-летним опытом пилотирования и миллионами часов за штурвалом, способного адаптироваться к новым приборам и конфигурациям истребителей за время загрузки обновления для своей операционной системы.

Вряд ли это будет реализовано в 6 поколении, все же подобные технологии не появятся в ближайшие десятилетия, а ведь «шестерку» стоит ожидать в 2040-50 годах, если брать в расчет время разработки нового поколения. Что же до более реальных модификаций кабины пилота, то ее можно будет сделать гораздо больше. Размером с дом или квартиру. Как? Просто вернув пилота с небес на землю. Возможно 6 поколение будет управляться с земли, как более современная и совершенная версия дрона. Это также поможет сохранять жизни пилотов, уводя их с линии фронта. Однако это станет возможным, только если повысить отдачу при пилотировании с дистанции. Необходимо создать нейроборудование, чтобы пилот мог чувствовать себя как в небе, иначе это будет просто дорогущий дрон, легкая цель для предыдущего поколения летательных машин.

Подобное решение откроет новые двери конструкторам. Планер без кабины пилота означает серьезное облегчение всего истребителя. Скорость теперь может быть ограничена лишь фантазией конструкторов и наличием нужных материалов и технологий для создания двигателя. Также это позволит умелым пилотам, не способным физически управлять самолетом из-за перегрузок, встать на защиту родины.

В заключение соберем все вместе. Что же нам готовит 6 поколение? В будущем нас ждет истребитель способный летать со скоростью нескольких махов и возможностью выходить в космос. Боевая машина будет по-прежнему использовать ракеты, но возможно, арсенал будет дополнен лазерным оружием. Основное изменение коснется, скорее всего, способа пилотирования машины, будь то продвинутый «ИИ-второй пилот» или же дистанционное управление «аля-дрон». Однако в ближайшее время ожидать новинку не приходится, поэтому не стоит опасаться восстания истребителей. Современный день авиации все так же будут отмечать пилоты и техника, а не инженеры и программисты.