Уход за руками

Международный валютный фонд: история создания и деятельность. Смотреть что такое "МВФ" в других словарях Международный валютный фонд мвф создан

Международный валютный фонд: история создания и деятельность. Смотреть что такое

Международный валютный фонд, МВФ (International Monetary Fund, IMF) — специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, решение о создании которого было принято на по валютно-финансовым вопросам в 1944 г. Соглашение о создании МВФ было подписано 29 государствами 27 декабря 1945 г., а свою работу Фонд начал 1 марта 1947 г. По состоянию на 01.03.2016 г. членами МВФ являются 188 государств.

Основными целями деятельности МВФ являются :

  1. содействие международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере;
  2. содействие расширению и сбалансированному росту международной торговли, достижению высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;
  3. обеспечение стабильности валют, поддержка упорядоченных валютных отношений и предотвращения обесценивания национальных валют с целью получения конкурентных преимуществ;
  4. помощь в создании многосторонних систем расчетов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;
  5. предоставление государствам-членам Фонда средств в иностранной валюте с целью устранения диспропорций в их платежных балансах.

Основными функциями МВФ являются :

  1. содействие международному сотрудничеству в сфере денежной политики и обеспечения стабильности ;
  2. кредитование стран-членов Фонда;
  3. стабилизация обменных валютных курсов;
  4. консультирование правительств, органов монетарных властей и регуляторов финансового рынка;
  5. разработка стандартов международной финансовой статистики и тому подобное.

Уставный капитал МВФ формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых платит 25% своей квоты в или в валюте других стран-членов, а остальные 75% — в национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ. По состоянию на 01.03.2016 г. уставный капитал МВФ составлял 467,2 млрд. СПЗ. Квота Украины составляет 2011,8 млрд. СПЗ, что составляет 0,43% совокупной квоты МВФ.

Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих (Board of Governors), в которой каждая страна-член представлена ​​управляющим и его заместителем. Как правило, это министры финансов или руководители центральных банков. Совет решает ключевые вопросы деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения о МВФ, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр их квот в капитале Фонда, выборы исполнительных директоров. Сессия Совета происходит, как правило, один раз в год. Решение Совета управляющих принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам — «специальным большинством» (70 или 85%).

Другим руководящим органом является Исполнительный совет, который определяет политику МВФ и состоит из 24 исполнительных директоров. Директоров назначают восемь стран с наибольшими квотами в Фонде — Соединенные Штаты, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Остальные страны организованы в 16 групп, каждая из которых выбирает по одному исполнительному директору. Вместе с Нидерландами, Румынией и Израилем Украина входит в Голландскую группу стран.

В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать влияние на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины ее взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СПЗ суммы этого взноса.

Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет (International Monetary and Financial Committee), который является совещательным органом Совета. Его функции заключаются в выработке стратегических решений, относящихся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ, разработке предложений о внесении поправок в Статьи Соглашения о МВФ и тому подобное. Подобную роль играет также и Комитет по развитию — Объединенный министерский комитет Советов управляющих Всемирного банка и Фонда (Joint IMF — World Bank Development Committee).

Часть своих полномочий Совет управляющих делегирует Исполнительному совету (Executive Board), который отвечает за текущую работу МВФ, решает широкий спектр оперативных и административных вопросов, в том числе предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой .

Исполнительный совет МВФ на пятилетний срок выбирает директора-распорядителя (Managing Director), который возглавляет штат сотрудников Фонда. Как правило, он представляет одну из европейских стран.

В случае возникновения проблем в экономике страны МВФ может предоставлять кредиты, которые, как правило, сопровождаются определенными рекомендациями, направленными на улучшение ситуации. Такие кредиты, например, были предоставлены Мексике, Украине, Ирландии, Греции и многим другим странам.

Предоставление кредитов может осуществляться по четырем основным направлениям.

  1. На основе резервной доли (Reserve Tranche) страны-члена МВФ в пределах 25% квоты страна может получить кредит практически беспрепятственно по первому запросу.
  2. На основе кредитной доли доступ страны к кредитным ресурсам МВФ не может превышать 200% ее квоты.
  3. На основе кредитов стэнд-бай (Stand-by Arrangements), которые предоставляются с 1952 г. и обеспечивают гарантию того, что в пределах определенной суммы и при соблюдении определенных условий страна может беспрепятственно получить кредит от МВФ в обмен на национальную валюту. На практике это осуществляется путем открытия стране . предоставляются на срок от нескольких месяцев до нескольких лет.
  4. На основе механизма расширенного кредитования (Extended Fund Facility) с 1974 г. МВФ предоставляет кредиты на длительные сроки и в размерах, превышающие квоты стран. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьезное нарушение равновесия , вызванное неблагоприятными структурными изменениями. Такие кредиты, как правило, предоставляются на несколько лет траншами. Главное их назначение — содействие странам в осуществлении стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны выполнения определенных условий. Обязательства страны-заемщика, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в Меморандуме об экономической и финансовой политике (Memorandum of Economic and Financial Policies) и направляются в МВФ. Ход выполнения обязательств периодически контролируется путем оценки предусмотренных целевых критериев реализации Меморандума (Performance Criteria).

Сотрудничество Украины с МВФ осуществляется на основе регулярных миссий МВФ, а также сотрудничества с представительством Фонда в Украине. По состоянию на 01.02.2016 г. общая задолженность Украины по кредитам перед МВФ составляла 7,7 млрд. СПЗ.

(См. Специальные права заимствования; Официальный сайт МВФ:


Уже 25 лет Российская Федерация является членом Международного валютного фонда (МВФ). Первого июня 1992 года Россия вошла в состав одной из крупнейшей финансовых организация мира.
За это время Россия прошла путь от заемщика, получившего от МВФ примерно $22 млрд, до кредитора.

История взаимоотношений России и МВФ — в материале ТАСС .


Что такое Международный валютный фонд? Когда он появился и кто в него входит?
Официальной датой создания МВФ считается 27 декабря 1945 года. В этот день первые 29 государств подписали Хартию МВФ — главный документ фонда. На сайте организации указана главная цель ее существования: обеспечение стабильности международной валютной системы, то есть системы обменных курсов и международных расчетов, которая позволяет странам и их гражданам вести операции друг с другом.
Сегодня в МВФ входят 189 государств. По каким принципам работает МВФ?
Фонд выполняет множество функций. Например, он следит за состоянием международной валютной и финансовой системы как в общемировом разрезе, так и в каждой конкретной стране. Кроме того, сотрудники МВФ консультируют страны , входящие в состав организации. Еще одна функция фонда — кредитование стран с существенными проблемами в экономике.
Каждая страна — член МВФ имеет свою квоту, влияющую на размер взносов, количество "голосов" при принятии решений и доступ к финансированию. Действующая формула расчета квот в МВФ состоит из четырех компонентов: валовый внутренний продукт, открытость экономики и ее изменчивость, а также международные резервы страны.
Каждое государство-участник передает взносы в фонд в определенных валютных пропорциях — четверть на выбор в одной из следующих валют: доллар США, евро (до 2003-го — марка и французский франк), японская иена, юань КНР и фунт стерлингов. Оставшиеся три четверти — в национальной валюте.
Поскольку у стран — членов МВФ разные валюты, с 1972 года для общего удобства финансы фонда конвертируют во внутреннее платежное средство, оно называется SDR ("специальные права заимствования"). Именно в SDR МВФ ведет все расчеты и выдает кредиты, причем только по "безналу" — ни монет, ни купюр SDR нет и никогда не было. Курс плавающий: по состоянию на 1 июня 1 SDR был равен $1,38, или 78,4 рубля.
Впрочем, в момент вступления России в МВФ сложилась любопытная ситуация. У нашей страны в 1992 году не было возможности внести свою долю в валюте. Проблему решили оригинально — страна взяла на один день беспроцентный кредит у США, Германии, Франции и Японии в валютах этих стран, внесла свой взнос в МВФ и сразу же попросила свою "резервную долю" (кредит в размере четверти от квоты, которую страна-член имеет право попросить у фонда в любой момент в иностранной валюте). После чего вернула предоставленные средства. Насколько велика российская квота в современном МВФ?
Квота России составляет 2,7% — 12 903 млн SDR ($17 677 млн, или почти триллион рублей).
Почему Советский Союз не входил в МВФ?
Некоторые эксперты считают, что это просчет руководства СССР. Например, нынешний дуайен Совета директоров фонда (термин МВФ, дословно переводящийся как "старейшина") Алексей Можин рассказал ТАСС, что советская делегация участвовала в Бреттон-Вудской конференции, на которой разрабатывалась Хартия МВФ. Ее участники обращались к руководству Советского Союза с рекомендацией вступить в МВФ, но тогдашний нарком иностранных дел Вячеслав Молотов написал отказную резолюцию . По мнению Можина, причиной были особенности советской экономики, иная статистика и нежелание властей выдавать иностранным государствам некоторые экономические данные, например размер золотовалютных резервов.
Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Дмитрий Смыслов, автор книги "История отношений России с международными финансовыми организациями", приводит другое объяснение: "Догматические идеологические стереотипы, которые были присущи прежнему политическому руководству СССР". Почему же Россия начала занимать деньги у фонда?
После развала Советского Союза остались многомиллиардные долги, ликвидировать которые удалось только в этом году. По разным данным, они составляли от 65 до 140 млрд долларов. Изначально планировалось, что отдавать займы будут 12 республик бывшего Союза (кроме стран Прибалтики). Однако в конце 1992 года президент РФ (1991-1999) Борис Ельцин подписал соглашение о "нулевом варианте", при котором Российская Федерация соглашалась выплачивать долги всех республик СССР, а взамен получала право на все активы бывшего Союза.
МВФ и Соединенные Штаты (в качестве обладателя самой большой квоты в фонде) приветствовали это решение (по одной из версий — потому что другие республики попросту отказались возвращать займы и в 1992 году деньги отдала только Россия). Больше того, по версии Смыслова, МВФ едва ли не ставил подписание "нулевого варианта" условием вступления в фонд.
Фонд позволял получать средства на длительные сроки и под очень низкие проценты (в 1992 году ставка была 6,6% годовых и с тех пор она неуклонно снижается). Таким образом, Россия "рефинансировала" долги перед кредиторами СССР: их "процентная ставка" была существенно выше. Обратной стороной медали были требования, которые МВФ выставлял к России. И сколько мы получили от фонда?
Есть две цифры. Первая из них — размер одобренных кредитов, он составляет 25,8 млрд SDR. Однако по факту Россия получила только 15,6 млрд SDR. Эта существенная разница объясняется тем, что кредиты выдаются частями и с определенными условиями. В случае если, по мнению МВФ, Россия их не выполняла, дальнейшие транши просто не приходили.
Например, по итогам 1992 года Россия должна была обеспечить сокращение бюджетного дефицита до 5% ВВП. Но он оказался в два раза выше, и поэтому транш не был отправлен. В 1993 году МВФ должен был выдать кредит более чем на 1 млрд SDR, однако его руководство не было удовлетворено результатами проводимой в России финансовой и макроэкономической стабилизации. По этой причине, а также из-за перемен в составе правительства РФ вторая половина кредита в 1993 году так и не была предоставлена. Наконец, в 1998 году Россия объявила дефолт, и поэтому объем финансовой помощи в размере более $10 млрд предоставлен не был. В 1999-2000 годах МВФ должен был дать в кредит около $4,5 млрд, но перечислил только первый транш. Кредитование прекратилось по инициативе России — поднялась цена на нефть, в 2000 году существенно изменилась политическая конъюнктура в стране и необходимость влезать в долги исчезла. После этого Россия вплоть до 2005 года погашала займы. С того момента наша страна не занимала у МВФ средства.
В любом случае Россия была крупнейшим заемщиком МВФ, и, например, в 1998 году количество выданных кредитов превышало квоту более чем в три раза.

На что тратились эти деньги?
Однозначного ответа нет. Часть из них шла на укрепление рубля, часть — в бюджет России. Очень много денег из кредитов МВФ ушло на погашение внешнего долга СССР перед другими кредиторами, в том числе Лондонским и Парижским клубами. МВФ помогал только деньгами?
Нет. Фонд оказывал России и другим постсоветским странам комплекс экспертных и консалтинговых услуг . Особенно актуально это было сразу после распада СССР, поскольку в то время Россия и другие республики еще не умели эффективно управлять рыночной экономикой. По мнению Алексея Можина, фонд сыграл решающую, ключевую роль в создании казначейской системы в России. Кроме того, взаимоотношения с МВФ помогали России получать и другие займы, в том числе от коммерческих банков и организаций. Какие взаимоотношения у России с МВФ сейчас?
"Россия участвует в финансировании наших усилий — будь то в африканских странах, где у нас сейчас много программ, или в некоторых европейских странах, где мы работаем. И деньги к ней вернутся, с процентами" — так охарактеризовала роль нашей страны директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард в интервью ТАСС.
В свою очередь, Россия периодически проводит консультации с МВФ по всем аспектам экономического положения в нашей стране и развития экономики.
Сергей Круглов

P.S. Бреттон-Вудс. июль 1944 года. Именно здесь банкиры англосаксонского мира окончательно отстроили очень странную и противоречащую здравому смыслу финансовую систему, неизбежный закат которой мы сегодня наблюдаем. Почему неизбежный? Потому что система, придуманная банкирами, противоречит законам природы . В мире ничто не исчезает в никуда и не появляется из ничего. В природе действует закон сохранения энергии. А банкиры решили нарушить фундаментальные основы бытия. Деньги из воздуха, богатство из ничего, без труда — это скорейший путь к деградации и вырождению. Именно это мы сегодня и наблюдаем.

Великобритания и США активно направляли события в нужное им русло. Ведь новый мир можно было построить только… на костях старого. А для этого и была нужна мировая война. По ее итогам доллар должен был стать мировой резервной валютой. Эта задача была решена путем Второй мировой войны и десятков миллионов смертей. Только так европейцы согласились расстаться со своим суверенитетом, неотъемлемым признаком которого является выпуск собственной валюты.

А ведь англосаксы всерьез собирались нанести ядерный удар по России-СССР в случае несогласия Сталина «сдать» свою финансовую независимость. В декабре 1945 года Сталину хватило мужества не ратифицировать Бреттон-Вудские соглашения. C 1949 года начнется гонка вооружений.

Борьба завязывается потому, что Сталин отказался сдать государственный суверенитет России. Его на пару сдадут Ельцин и Горбачев.

Главным итогом Бреттон-Вудса стало клонирование американской финансовой системы на весь мир , с созданием в каждой стране филиала ФРС, подчиненного мировому закулисью, а не правительству этой страны.

Эта структура является для англосаксов карманной и управляемой.
Не сам МВФ, а правительство США решает, что и как должен решать Международный валютный фонд. Почему? Потому, что у США «контрольный пакет» голосов МВФ, что было определено еще при его создании. А «независимые» центральные банки как раз и входят в Международный валютный фонд, выполняют нормы этой организации. Под пленкой красивых слов о стабильности мировой экономики, о желании избежать кризисов и катаклизмов скрывалась структура, призванная раз и навсегда привязать весь мир к доллару и фунту.

Работники МВФ никому в мире не подсудны, при этом сами имеют право требовать любую информацию. Отказать им нельзя.
Прямо в преа мбуле устава МВФ красуется надпись: «Международный валютный фонд. Вашингтон, округ Колумбия, США»

Автор: Н.В. Стариков

В этой статье мы расскажем о функциях Международного валютного фонда (МВФ), принципах работы, финансирования и его взаимодействии с Россией.

Для каких целей создаются международные фонды

Основная их роль – это финансовая и консультационная помощь странам-участникам в экономическом развитии.

Международному банку реконструкции и развития отводится ведущая роль в стабилизационной функции. В состав МБРР или Мирового банка входит Ассоциация развития и финансовая корпорация. Есть также различные международные банки, обслуживающие свои регионы – азиатские, африканские и европейские государства.

МВФ – история создания

МВФ – это валютно-кредитная организация, которая действует как специализированная структура ООН.

МВФ был создан 1944 году на Бреттон-Вудской конференции. В декабре 1945 года 29 государств подписали Устав Фонда.

Основные задачи Фонда – это:

  • содействие мировой торговле;
  • стабилизация курсовых скачков;
  • оказание помощи странам-членам МВФ в исправлении дефицита их платёжного баланса и другие.

На сегодняшний день в состав МВФ входят 188 государств.

Как формируется уставной капитал МВФ

Первоначальный Уставной капитал составил 7,6 млрд дол. США. Сейчас МВФ использует собственные резервные и платёжные средства, так называемые СДР – специальные права заимствования. Они не отпечатываются, а представлены в виде записей на балансовых счетах.

С помощью СДР регулируется остаток платёжных балансов, пополняются резервы, а также происходят расчёты за Фонда. Сегодня стоимость 1 СДР равна 1,4 долл. США, а примерная величина Уставного капитала МВФ оценивается в 238 млрд СДР или 327 млрд долл. США.

Фонд пополняется за счёт взносов государств согласно установленным квотам. Они определяют размер заимствования, а также право голоса страны-участницы.

Структура платежа примерно такова:

  1. 25% суммы поступает на счета МВФ – в виде СДР или другой иностранной валюты;
  2. 75% обязательств погашаются национальной денежной единицей.

Российская доля квот составляет примерно 2,5%. Процент голосов нашего государства, в общем количестве голосующих в МВФ, составляет 2,4%.

Транш МВФ

Краткосрочное или долгосрочное кредитование стран-членов МВФ осуществляется порционно – траншами.

Размер финансирования может соответствовать обычным кредитным долям (максимум 125% квоты) или же быть значительно увеличен. Получить увеличенную сумму средств государство может в случае серьёзных трудностей с платёжным балансом.

Транши выплачиваются каждые полгода, три месяца, месяц или чаще. Ресурсы МВФ должны быть направлены на проведение реформ и стабилизацию макроэкономических или структурных показателей.

Условия предоставления кредита МВФ

Кредитование осуществляется совместно с выдвижением ряда требований. Несоблюдение условий Фонда может повлечь за собой отказ в дальнейшем предоставлении траншей либо в ограничении кредитования.

С каждым новым траншем требования МВФ ужесточаются. Такими условиями могут быть:

  • приватизация государственного имущества;
  • обеспечение свободного движения капиталов;
  • оптимизация или ликвидация расходов бюджета на социальную сферу (здравоохранение, образование, жильё, общественный транспорт);
  • сокращение заработной платы;
  • увеличение размера налогов и другое.

При помощи системы траншей МВФ может оказывать экономическое влияние на страну-заёмщицу.

Как погашаются долги МВФ

Страны-дебиторы погашают каждый кредитный транш в течение 4-10 лет. Благодаря реформам МВФ 2010-2011 гг. лимиты доступа к были удвоены. Был также увеличен размер кредитования беднейших стран мира без необходимости уплаты %% до 2016 года включительно.

Российская Федерация стала членом МВФ в мае 1992 года. Согласно информации МИД в начале 2005 года Россия досрочно погасила все кредитные обязательства перед Фондом в сумме примерно равной 3,3 млрд дол. США.

Сегодня РФ стремится самостоятельно разрабатывать и реализовывать экономические программы, без привлечения ресурсов МВФ.

Совет от Сравни.ру: следить за официальными новостями организации можно на официальном сайте.

Общие сведения

Международный валютный фонд (МВФ) – ведущая организация международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере.

МВФ был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. в целях повышения стабильности мировой валютно-финансовой системы. СССР принял участие в работе по созданию МВФ, однако по ряду причин политического характера отказался войти в число его учредителей.

  • Управляющим от Российской Федерации в МВФ является Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов.
  • Заместитель Управляющего от России в МВФ - Председатель Банка России Э.С. Набиуллина.
  • Исполнительный директор от России в МВФ – А.В. Можин.

Цели и задачи

Цель деятельности – поддержание стабильности мировой финансовой системы.

Задачами МВФ, в соответствии со Статьями соглашения (Уставом), являются:

  • расширение международного сотрудничества в денежно-кредитной сфере;
  • поддержание сбалансированного развития международных торговых отношений;
  • обеспечение стабильности валютных курсов, упорядоченности валютных режимов в странах-членах;
  • содействие созданию многосторонней системы расчётов и устранению валютных ограничений;
  • помощь странам-членам в устранении диспропорций платёжного баланса за счет временного предоставления финансовых средств;
  • сокращение внешних дисбалансов.

Основными вопросами, обсуждаемыми в ходе регулярно проводимых Ежегодных заседаний Совета директоров МВФ и заседаниях Международного валютно-финансового комитета (МВФК), являются: реформа международной финансовой архитектуры и, в первую очередь системы управления, квот и голосов, изменения денежно-кредитной политики развитых стран и их влияние на мировую экономику в целом, повышение роли стран с формирующимся рынком, реформа финансового регулирования и т.д.

Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы МВФ формируются главным образом за счет взносов квот стран-членов в капитал Фонда. Квоты рассчитываются по формуле, исходя, в числе прочего, из относительных размеров экономики стран-членов. Размер квоты определяет объем средств, который страны-члены обязуются предоставить МВФ, а также ограничивает объем финансовых ресурсов, который может быть предоставлен данной стране в качестве кредита.

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ

В настоящее время МВФ насчитывает 189 стран-членов (включая Российскую Федерацию). Россия является членом МВФ с 1992 года. За период членства Россия привлекла средства МВФ для поддержания устойчивости своей финансовой системы на общую сумму около 15,6 млрд. СДР. В январе 2005 г. Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, в результате чего приобрела статус кредитора МВФ. В связи с этим решением Совета директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых операциях МВФ.

В связи с состоявшимся 17 февраля 2016 года Четырнадцатым пересмотром квот квота Российской Федерации в МВФ была увеличена с 9945 до 12903,7 млн. СДР.

Учитывая постоянный характер операций по предоставлению Банком России средств МВФ в рамках квоты Российской Федерации, а также ввиду бессрочности обязательств стран-участников МВФ по предоставлению средств МВФ курс на поддержание финансирования Российской Федерацией МВФ сохраняется, а сроки действия кредитных механизмов (новые соглашения о заимствовании (NAB), а также двусторонние соглашения о заимствовании) пролонгируются на предлагаемых МВФ условиях.

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ охарактеризовано активной консультационной деятельностью Фонда и проведением с его участием работы по предоставлению технической поддержки (в рамках тематических миссии экспертов Фонда, семинаров, конференций, учебных мероприятий).

Сотрудничество Банка России с МВФ

Управляющий в МВФ от России - Министр финансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителем управляющего в МВФ от России. В 2010 году функции по финансовому взаимодействию с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России. Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.

Банк России выполняет функцию депозитария средств МВФ. В частности, в Банке России открыты два рублевых счета МВФ №1 и №2. Кроме того, в Банке России открыто несколько счетов депо, на которых учитываются векселя Минфина и Банка России в пользу МВФ. Данные векселя являются обеспечением обязательств Российской Федерации по внесению взносов в капитал МВФ.

В настоящее время Банк России от имени Российской Федерации участвует в предоставлении МВФ финансирования в рамках кредитных соглашений, информация о которых приведена в справке, размещённой по следующей ссылке: О кредитных соглашениях с МВФ .

Центральный банк Российской Федерации сотрудничает с МВФ по различным трекам международной работы. Представители Банка принимают участие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертном уровне в составе ряда рабочих групп, а также в ходе проведения рабочих встреч, консультаций и видеоконференций с экспертами МВФ.

Начиная с 2010 года в отношении России (как страны, имеющей глобально системно значимый финансовый сектор), проводится оценка состояния финансового сектора в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP), реализуемой МВФ совместно с Всемирным банком. При проведении оценочных мероприятий программы роль Банка России является ключевой. В этой связи необходимо отметить, что программа FSAP 2015/2016 годов стала самой объемной с начала ее реализации в Российской Федерации. При участии Банка России проводится работа по подготовке оценок соблюдения международных стандартов и кодексов (ROSCs), в частности, в сфере денежно-кредитной политики, банковского надзора и корпоративного управления. В этой связи наиболее актуальными ROSC по Российской Федерации в настоящее время является оценка соответствия российского банковского регулирования принципам БКБН (ROSC ВСP) и оценка соответствия регулирования финансового рынка принципам МОКЦБ (ROSC IOSCO) в 2016 году.

Представители Банка России принимают участие в ежегодных консультациях с миссиями МВФ в рамках Статьи IV Устава Фонда, а также в работе по подготовке соответствующих итоговых докладов Фонда.

Важным направлением работы является участие Банка России в подготовке Ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютных ограничениях (AREAER).

Дополнительно необходимо отметить участие Банка России в реализации Инициативы «Группы 20» по устранению информационных пробелов в финансовой статистике и взаимодействие с МВФ по реализации рекомендаций указанной инициативы в России.

В соответствии со Специальным стандартом на распространение данных (ССРД) в МВФ предоставляются данные по платежному балансу, внешнему долгу, динамике валютных резервов.

Во взаимодействии с ведомствами и организациями Банком России обеспечивается участие в аналитической и исследовательской деятельности МВФ, при подготовке публикаций МВФ и при проведении профильных семинаров, конференций.

В настоящее время Банк России стремится привлечь экспертизу Фонда в целях имплементации ряда рекомендаций по итогам программы FSAP 2015/2016 годов в области развития методов стресс-тестирования в Банке России, а также в целях повышения качества и эффективности денежно-кредитной политики Банка России и уровня подготовки соответствующих специалистов.

МВФ — межправительственная валютно-кредитная организация по содействию международному валютному сотрудничеству на основе консультаций его членов и представления им кредитов.

Был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. при участии делегатов из 44 стран. Функционировать МВФ начал в мае 1946 г.

Международный валютный фонд занимается сбором и обработкой статистических данных по вопросам международных платежей, валютных ресурсов, величины валютных резервов, и др. Устав МВФ обязывает страны при получении кредитов давать информацию о состоянии экономики страны, золотовалютных резервов и т.п. Кроме того, страна, взявшая кредит, должна выполнять рекомендации МВФ по оздоровлению своей экономики.

Главная задача МВФ — поддержание стабильности мировой . Кроме того, в задачи МВФ входит информирование всех членов МВФ об изменениях финансовой и других стран-членов.

Членами МВФ являются более 180 стран мира. При вступлении в МВФ каждая страна вносит в качестве членского взноса определенную сумму денег, которая называется квотой.

Внесение квоты служит для:
  • образования для кредитования стран-участниц;
  • определения суммы, которую может получить страна в случае финансовых затруднений;
  • определения количества голосов, которые получает страна-участница.

Квоты периодически пересматриваются. Самую высокую квоту и соответственно число голосов имеют США (она составляет чуть более 17%).

Порядок предоставления кредитов

МВФ предоставляет кредиты только на стабилизацию экономики, выведение ее из кризиса, но не для экономического развития .

Порядок предоставления кредита следующий: предоставляются на срок от 3 до 5 лет под чуть ниже рыночного. Перечисление кредита осуществляется по частям, траншами. Промежуток между траншами может быть от одного до трех лет. Такой порядок разработан с целью контроля за использованием кредита. Если страна не выполняет обязательств перед МВФ, то перечисление следующего транша откладывается.

Прежде чем предоставить кредит, МВФ проводит систему консультаций. Несколько представителей фонда выезжают в страну, которая подала заявку на предоставление ей кредита, собирают статистическую информацию по различным экономическим показателям (уровню цен, уровню занятости, налоговым поступлениям и т. д.) и составляют Отчет по результатам исследования. Затем Отчет обсуждается на собрании Исполнительного совета МВФ, который вырабатывает рекомендации и предложения по улучшению экономического положения страны.

Цели международного Валютного Фонда:
  • Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами.
  • Способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли и за счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов всех государств-членов.
  • Содействовать стабильности валют , поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции.
  • Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений , препятствующих росту .
  • За счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.