Уход за лицом: полезные советы

Морфологический разбор имен существительных 6. Что такое морфологический разбор имени существительного

Морфологический разбор имен существительных 6. Что такое морфологический разбор имени существительного

План разбора

  1. Часть речи. Общее значение.
  2. Морфологические признаки.
    1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
    2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевлённое или неодушевлённое, в) род, г) склонение.
    3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.
  3. Синтаксическая роль.

Образец разбора

      Сквозь волнистые туманы
      Пробирается луна,
      На печальные поляны 3
      Льёт печально свет она.

(А. Пушкин.)

234 . Определите основную мысль и стиль текста. Первые четыре выделенных слова разберите как часть речи устно, остальные - письменно. Напишите свободный диктант по этому тексту. Назовите виды орфограмм на месте пропусков. Какие буквы вы вставите?

Отечество моё Россия

Дон - легендарная русская река. Она протекает с севера на юг по древним русским землям - Тульской, Воронежской, Ростовской областям - и вп..дает в Азовское море. Дон служил важным т..рговым путём между центральными р..йонами Руси и Приазовьем .

В него вп..дают небольшие речки, по берегам которых расп..ложились многие города и сёла. Самые крупные из них Воронеж , Ростов, Азов. На притоке Дона Непрядве в 1380 году пр..изошла Куликовская битва, пол..жившая начало освобождению Руси от иноземного ига.

Дон связан с другой русской рекой Волгой к..налом. Теперь в ст..лицу нашей родины Москву и из неё на пароходе можно попасть в Азовское море, а из Азовского - в Чёрное.

Дон красив в своём течении . Сначала путь его прол..гает по узкой д..лине с высоким правым и отлогим левым берегами, затем д..лина значительно расширяется.

Славен Дон. Он служил и продолжает служить людям.

235 . Подберите и запишите существительные, обозначающие состояние, настроение, чувства человека (радость, восторг, огорчение и т. д.). Надпишите над ними их род и склонение.

236 . Напишите о том, что вы видели, слышали впервые и что произвело на вас большое впечатление. Подумайте, о чём именно вы будете писать. Озаглавьте своё сочинение. Например, «Первый раз в музее», «Впервые в театре оперы и балета», «Первое знакомство с...» и т. д. Это может быть письмо товарищу, могут быть записи для себя в дневнике, заметки в классную (школьную) стенгазету, рассказ и т. д. Подчеркните имена существительные, обозначающие состояние, настроение, чувство.

6 класс

Учебник рыбчинкова

24.11.2017

Тема: Морфологический разбор имени существительного.

Цели деятельности учителя: пополнить знания учащихся о морфологическом разборе имени существительного, отработать умения правильно указывать морфологические признаки имени существительного.

Тип урока : урок систематизации ЗУН.

Планируемые результаты :

Предметные : Знать морфологические признаки имени существительного, порядок морфологического разбора. Уметь определять морфологические признаки имени существительного; производить его морфологический разбор.

Метапредметные :

Познавательные УУД - самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;

Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Личностные – уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.

Технологии: системно-деятельностный подход, ИКТ, элементы игровой технологии.

Формы деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая, дифференцированная.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки с заданиями для групп.

Ход урока

    Организационный момент. Мотивация.

Создание психологического настроя (мобилизация активности обучающихся)

Сели, детки, ровненько,

Улыбнулись дружно.

Дорогие дети! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите улыбку гостям, которые пришли к нам сегодня. И мы продолжим наше путешествие в страну Морфологию.

Перед каждым из вас разложены разноцветные карточки. Возьмите в руки тот цвет, который вам нравится больше всего, с которым хочется подружиться и продолжить путешествие.

Вы, сами того не замечая, выбрали тот цвет, который соответствует вашему настроению.

Красный – веселое, приподнятое настроение.

Зеленый – спокойствие.

Желтый – удовольствие.

Синий – грусть.

Белый – сложно сказать про настроение.

Итак, цвета влияют на человека, его чувства, эмоции. Поэтому принимайте мир в цвете, так как это радость для человека, позитивные эмоции и здоровье.

    Проверка домашнего задания. Выставление оценок.

    Актуализация опорных знаний учащихся.

    Блиц-опрос

Вызывается один ученик к доске, которому одноклассники задают вопросы по изученным темам. Если ученик затрудняется ответить, то отвечает тот, кто задавал вопрос. Далее приглашается следующий. И так у доски устно работают 3-4 школьника.

    Словарный диктант. (записать слова, исключив лишнее)

Скл..нение, п..деж, нескл..няемые, спр..жение, ч..сло, ро., собствен..ые, нар..цательные, одуш..вленность.

Что вы можете сказать о записанных существительных?

Где вы можете применить свои знания? (в морфологическом разборе имен существительных)

Ученики помогают сформулировать тему и цели урока.

    Работа над темой урока

Слово учителя:

Что представляет собой морфологический разбор имени существительного?

Мы ведь уже изучали порядок разбора в 5 классе. Для чего эта тема вновь предлагается нам в 6 классе?

Предположите, о чем сегодня еще будем говорить (изучение русского языка в школе развивается по спирали, т.е. будем дополнять полученные ранее сведения новыми, изученными в этом году об имени существительном).

Что же, перед тем, как перейти к теме, давайте вспомним морфологические признаки существительных, сделав несколько заданий. (задания, схожие с заданиями ЕГЭ – под буквой В)

Групповая работа.

1. Пунктуационно-орфографическая работа с заданиями.

1.1. Словарная работа

Маяк - сооружение, способствующее ориентированию судов.

    Первые м..р…плаватели, отправляясь в путь, ориентировались по оч..ртаниям б..р..гов по форме …бл…ков и волн и коне…о по звёздам. (2)Но с развитием м…реходства этих естественных ориентиров ст…новилось недостаточ…но. (3)И тогда на б…р…гах появились рук…творные пут…водные звёзды – ма...ки. (4)Служба на многих ма…ках нап…минает жизнь (Р,р)обинзона (К,к)рузо. (5)Большую часть времени см…тритель ма...ка проводит в полном уед…нении. (6)И в быту и в работе приходится ра…читывать только на свои силы.

V. Физкультминутка

Перед следующими заданиями повторим члены предложения. Главные: подлежащее и сказуемое, на какие вопросы отвечают, как подчёркиваются (показываем руками, энергично разводя в стороны) второстепенные: дополнение, определение, обстоятельство - на какие вопросы отвечают и как подчёркиваются- показываем руками пунктир или волну, или пунктир с точкой, энергично поворачиваясь в разные стороны.

1. Выпишите из текста разносклоняемые имена существительные.

2. Определите число слов «мореплаватели», «смотритель» из предложения (2, 5).

3. Выпишите из предложений (2, 3, 5, 6) имя существительное 1-го склонения (поставьте его в начальную форму).

4. Определите синтаксическую роль существительных из последнего предложения.

2. Работа с учебником

Давайте определим те морфологические признаки, которые мы не повторили, на примере морфологического разбора на странице126.

Назовите постоянные признаки?

Назовите непостоянные признаки?

Каким членом предложения может быть выражено имя существительное?

Морфологический разбор существительного «мореходства».

    Закрепление изученного.

Самостоятельная работа обучающихся: морфологический разбор существительных «в путь» и «времени» (по вариантам)

Работа в парах. Взаимопроверка.

VII . Рефлексия. «Микрофон».

Я узнал…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Оказалось неожиданным…

Вызвало затруднение…

Было сложно…

    Домашнее задание (дифференцированное)

Параграф 33 (повторить морфологический разбор), упр.246 + морфол. разбор сущ-ных «заставы, в секрет» или составить текст про ближайший маяк Крыма, два сущ-ных разобрать морфологически.

Морфологический разбор имени существительного

Сагирова Нурания Наримановна, учитель русского языка и литературы

МОУ Староермаковской СОШ Камышлинского района

Цели урока:

  • научиться производить морфологический разбор существительного с учетом знаний, приобретенных в 6 классе;
  • повторить некоторые орфограммы и пунктограммы ("Безударная гласная в корне, проверяемая ударением", "Запятая при однородных членах предложения");
  • воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование:

  • Записи на доске: спряжение, род, вид, падеж, время, склонение, лицо, число, одушевленное (неодушевленное),собственное (нарицательное).
  • Раздаточный материал.
  • Компьютерная оргтехника.
  • Презентация к уроку.

Структура урока:

  • Организационный этап.
  • Этап постановки целей урока.
  • Этап проверки домашнего задания.
  • Этап всесторонней проверки знаний.
  • Подведение итогов урока.
  • Этап оценки эмоционального состояния учащихся на уроке.

Методы контроля учебной деятельности :

  • Входящий контроль (восстановить алгоритм).
  • Фронтальный, групповой, индивидуальный.
  • Итоговый контроль по теме.

Ход урока

I.Организационный момент

  1. Слово учителя. Тема сегодняшнего урока "Морфологический разбор имени существительного". Наша задача состоит в том, чтобы научиться производить морфологический разбор существительного с учетом знаний, приобретенных в 6 классе.
  2. Что нового об имени существительного вы узнали?

Беседа - опрос по изученной теме в форме игры "Правильно - неправильно".

Предлагаю оценить каждое высказывание. Если оно правильное, то записать строчную букву п, а если неправильное - букву н.

  1. Склонение - это изменение имён существительных по падежам в единственном и множественном числе.
  2. В русском языке 5 падежей.
  3. В русском языке три склонения: женское, мужское и среднее.
  4. Склонение - это постоянный признак имени существительного.
  5. Одно и тоже существительное может относиться к разным склонениям.
  6. Имя существительное имеет склонение, а изменяется по числам и падежам.
  1. Запись даты, темы урока.
  1. II. Основная часть.
  1. Учитель. Давайте обратимся к стихотворению А.С Пушкина. А.С.Пушкин - великий русский поэт, писатель. Беседа.
  2. Релаксация "У моря" Садитесь поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте каждый себе своё лукоморье, а самое главное внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье? (Чтение учителем отрывка из поэмы на фоне музыкальной записи) (учащимся раздается текст).
  3. Работа с художественным текстом:

Беседа по первичному восприятию:

Учитель. Каким же поэт изобразил лукоморье? Каковы ваши предположения, что скрывается за существительным "лукоморье"?

Учащиеся. Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.

Учитель . Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем? Что особенно понравилось и почему?

Учитель. Какие вам встретились трудные непонятные слова?

Учитель . Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова "дол", "видений", "брег", "чредой", "витязь" и другие, автор окутывает слушателя "седой" стариной, сказочностью, волшебством.

Зарядка для глаз.

Учитель. Ребята, путешествуя по сказочному лукоморью, устроим отдых нашим глазкам:

Дети выполняют упражнения "По волнам" (движения слева направо и наоборот), "Морские качели" (движения вверх, вниз) "Выезжаем погулять, серых уток пострелять" (закрыть, открыть глаза).

Словарная работа :(на доске записаны слова)

Лукоморье

Неведомые (дорожки)

Невиданные (звери)

…и дол видений полны…

Прихлынут

Брег песчаный

Витязь Чредой

Мимоходом

Над златом чахнет

…и мёд я пил

Поведать

  • Начнем с выяснения непонятных слов. Работа с толковым словарем Даля.
  • Кто главный герой стихотворения?
  • Сколько здесь предложений, сколько существительных?
  • Проанализируйте текст с точки зрения частей речи: какие части из них отсутствуют, какие преобладают, почему?
  • Перечислите существительные, встретившиеся в последней строфе, каково лексическое значение слова "дол"?

4. Морфологический разбор существительного: (слайды 2-6)

    1. что значит - произвести морфологический разбор существительного?
    2. сколько частей включает в себя морфологический разбор?
    3. обратите внимание на слайд, прочитайте морфологические признаки; выпишите признаки, характеризующие имя существительное, распределив их на 2 столбика: постоянные и непостоянные признаки;
    4. произведите морфологический разбор слова, помеченного цифрой "3", устно.

Составление опорного конспекта и алгоритма. Создание алгоритма.

  1. Находим имя существительное.
  2. Ставим вопрос.
  3. Называем постоянные признаки
  4. Называем непостоянные признаки
  5. Определяем, каким членом предложения является.

(один у доски, остальные в тетради).

  1. Существительное - отвечает на вопросы …
  2. Обозначает … (предмет, свойства, качества, состояние человека и природы).
  3. Имеет постоянные признаки …, непостоянные … .
  4. Изменяется по … (числам, падежам).
  5. В предложении является…

Физкультпауза

Руки вверх поднять пора,

Дружно ловим комара.

Вдох глубокий, выдох полный.

Разгулялись в море волны.

В синем небе звёзды блещут,

Раз - подняться на носки и улыбнуться.

В синем море волны хлещут

Два - руки вверх и потянуться.

Туча по небу идёт,

Три - согнуться, разогнуться

Бочка по морю плывёт

Повернуться и друг другу улыбнуться.

5. Работа по орфографии и пунктуации:

  • выпишите слово в …блаках, обозначьте орфограмму на месте пропуска, сформулируйте правило (задание выполняется на доске);
  • выпишите из текста все слова с пропущенными буквами (задание выполняется на доске); какая орфограмма объединяет данные слова?
  • расставьте знаки препинания в стихотворении.
  • найдите и подчеркните грамматическую основу предложения:

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт бредёт сама собой.

Объясните знаки препинания (запятая при однородных членах)

6. Работа над понятием "синонимы":

  • какие слова называются синонимами?
  • выпишите из текста синоним слова "тропа"

7. Морфологический разбор существительного

Учитель: Произведем морфологический разбор существительного "Русью" письменно (задание выполняется на доске).

III. Итог урока

Вопросы учителя:

  • что значит произвести морфологический разбор существительного?
  • перечислите постоянные признаки этой части речи;
  • назовите ее непостоянные признаки.

IV. Оценка эмоционального состояния учащихся на уроке.

Чтобы оценить собственное психологическое состояние на уроке, учащиеся поднимают карточку того цвета, с утверждением которого они согласны:

  • желтый - на уроке было интересно, поучительно;
  • зеленый - было интересно, но не все;
  • синий - скучно, тоскливо.

V. Домашнее задание.

  • § 42.
  • Сочинение - миниатюра, построенное на основе олицетворения; главный герой творческой работы - месяц;
  • морфологический разбор 1 существительного из текста сочинения

VI. Выставление оценок.

Тема данного урока: «Морфологический разбор имени существительного». Вначале вы вспомните, как осуществляется морфологический разбор любой части речи. Затем наметите план, как можно произвести подобный анализ для имени существительного. Далее на конкретных примерах рассмотрите примеры разбора существительных разного типа.

Тема: Имя существительное

Урок: Морфологический разбор имени существительного

1. Общий порядок морфологического разбора

Морфологический разбор любой части речи состоит из трех частей:

1. Общее грамматическое значение;

2. Грамматическое значение разбираемого слова;

3. Синтаксическая роль разбираемого слова.

2. Порядок морфологического разбора имени существительного

Чтобы произвести морфологический разбор имени существительного, во-первых, необходимо выписать слово в той форме, в которой оно употребляется в предложении.

Затем произвести морфологический разбор по предложенному плану:

I. Указываем часть речи, общее грамматическое значение и вопрос, на который отвечает слово.

II. Указываем начальную форму слова (Им.п., ед.ч.).

1. Указываем постоянные морфологические признаки:

Одушевленное или неодушевленное;

Собственное или нарицательное;

Склонение;

Число (если слово имеет только одну форму - единственного или множественного числа).

2. Указываем непостоянные морфологические признаки:

Число (если слово изменяется по числам).

III. Указываем синтаксическую роль (каким членом предложения является существительное в данном предложении).

3. Образец морфологического разбора имени существительного

Климов ехал из Петербурга в Москву в почтовом поезде, в отделении для некурящих .

Сначала разберем существительное (в) поезде .

I. Существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос в чем?

II. Начальная форма - поезд .

1. Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, мужского рода, 2-го склонения.

2. Непостоянные признаки: употреблено в форме предложного падежа, единственного числа.

III. В предложении является обстоятельством места.

Произведем морфологический разбор существительного Климов .

I. Существительное, обозначает лицо, отвечает на вопрос кто?

II. Начальная форма - Климов .

1. Постоянные признаки: одушевленное, собственное, мужского рода, 2-го склонения.

2. Непостоянные признаки: употреблено в форме именительного падежа, единственного числа.

III. В предложении является подлежащим.

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
  1. Образцы разбора ().

Домашнее задание

1. Упражнение 1.

На ковре из осенних листьев отражаются солнечные блики.

2. Упражнение 2.

Произведите морфологический разбор существительных из данного предложения.

Всю ночь бушевала непогода, а к утру начался снегопад.

Введите слово без ошибок:

Введите любое слово, затем нажмите «разобрать». После этого вы получите разбор, в котором будет написана часть речи, падеж, род, время и всё остальное. Т.к. разбор производится вне контекста, то может быть предложено несколько вариантов разбора, среди которых вам нужно будет выбрать правильный. Разбор выполняется компьютером автоматически, поэтому иногда могут быть ошибки. Будьте внимательны, онлайн разбор предназначен для помощи, а не для бездумного переписывания. Замечание про букву Ё : не заменяйте её на Е.

Нажмите Ctrl+D, чтобы добавить сервис в закладки и пользоваться им в будущем.

Для того, чтобы не испытывать трудности в схеме морфологического разбора слова или в порядке разбора, не следует автоматически запоминать последовательность и принцип разбора. Эффективнее всего ориентироваться на выделение общих признаков частей речи, а затем перейти на частные признаки этой формы. При этом общая логика разбора должна быть сохранена. Также вам помогут Части речи .

Следующие примеры морфологического разбора позволят понять схему разбора слов предложения в русском языке. Однако следует помнить, что наличие текста – обязательное условие правильного разбора частей речи, ведь морфологический разбор – это характеристика слова (как части речи), учитывающая специфику его использования.

Рассмотрим примеры морфологического разбора.

Морфологический разбор существительного

  1. начальная форма (в именительном падеже, единственном числе);
  2. собственное или нарицательное;
  3. одушевленное или неодушевленное;
  4. склонение
  5. число;
  6. падеж;
  7. роль в предложении.

Существительное (образец разбора):
Текст: Малыши любят пить молоко.
Молоко – существительное, начальная форма – молоко, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.

План разбора прилагательного

  1. начальная форма – инфинитив (именительный падеж, единственное число);
  2. разряд (качественное, относительное или притяжательное);
  3. краткое или полное (только о качественном);
  4. степень сравнения (только о качественном);
  5. род (только о единственном числе);
  6. падеж;
  7. число;
  8. роль в предложении.

Прилагательное (образец разбора):
Текст: Полное лукошко грибов собрала Аленушка.
Полное – имя прилагательное, начальная форма – полный; качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в среднем роде, винительном падеже, является дополнением.

Числительное (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж для количественного, именительный падеж, единственное число, мужской род – для порядкового);
  2. разряд по значению (количественное, порядковое);
  3. разряд по составу (простое, сложное, составное);
  4. падеж;
  5. род и число (у порядковых и некоторых количественных);
  6. роль в предложении.

Числительное (образец разбора):
Текст: Пролетело четыре дня.
Четыре – числительное, начальная форма – четыре, количественное, простое, в именительном падеже, не имеет числа и рода, является подлежащим.

Местоимение (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, если изменяется по числам и родам);
  2. разряд по значению;
  3. род (если есть);
  4. падеж
  5. число (если есть);
  6. роль в предложении.

Местоимение (образец разбора):
Текст: С нее капали хрустальные дождинки.
Нее – местоимение, начальная форма – она, личное, 3-е лицо, женский род, родительный падеж, единственное число, обстоятельство места.

Морфологический разбор глагола

  1. инфинитив (начальная форма);
  2. возвратный или невозвратный;
  3. переходный или непереходный;
  4. спряжение;
  5. наклонение;
  6. время (для изъявительного наклонения);
  7. лицо (для настоящего, будущего времени и повелительного наклонения);
  8. род (для прошедшего времени и условного наклонения в единственном числе);
  9. число;
  10. роль в предложении.

Глагол (образец разбора):
Текст: Сказали правду, не побоявшись осуждения.
Сказали – глагол, начальная форма – сказать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, является сказуемым.

Причастие (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род);
  2. инфинитив;
  3. время;
  4. возвратное или невозвратное (для действительного);
  5. переходное или непереходное (для действительного);
  6. полное или краткое (для страдательного);
  7. род (для единственного числа);
  8. падеж;
  9. число;
  10. роль в предложении.

Причастие (образец разбора):
Текст: Гляжу на опадающую листву и грущу.
Опадающую – причастие, начальная форма – опадающий, от глагола опадать, несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное, в женском роде, винительном падеже, единственном числе, согласованное определение.

Деепричастие (порядок разбора):

  1. глагол, от которого образовано;
  2. возвратное или невозвратное;
  3. переходное или непереходное;
  4. роль в предложении.

Деепричастие (образец разбора):

Текст: Уезжая за границу, ты грустишь о доме.
Уезжая – деепричастие, от глагола «уезжать», несовершенного вида, невозвратное, непереходное, обстоятельство образа действия.

Наречие (порядок разбора):

  1. разряд по значению (определительное или обстоятельственное);
  2. степень сравнения (если есть).

Наречие (образец разбора):
Текст: Солнце взошло выше, и тучи рассеялись.
Выше – наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места, сравнительная степень.

Видео

Что-то непонятно? Есть хорошее видео по теме для прилагательных:

Порядок разбора в вашем классе может отличаться от предложенного, поэтому советуем уточнить у вашего учителя требования к разбору.

Всё для учебы » Русский язык » Морфологический разбор слова с примерами и онлайн

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/morfologicheskij-razbor-slova