Уход за руками

Мосты рима. Основные мосты рима. История и легенды

Мосты рима. Основные мосты рима. История и легенды

Об острове Тиберина я уже рассказывала- но неожиданно мне попалась интересная легенда об одном из ведущих к нему мостов.

Римские мосты я очень люблю- как и вообще мосты, поэтому и заинтересовал вопрос- а какой мост в Риме самый старый?

Официально информация называет мост Milvio, который существовал ещё в 200 году до нашей эры,


или мостSublicio, датируемый 600 годом до нашей эры,


но в целом эти мосты дошли до нас в уже измененном, перестроенном виде, они неоднократно изменялись в течение многих веков.

Мост Милвио, например, разрушали частично в 1849 году, чтобы создать препятствие продвижению французских войск.

Так мы и подобрались к мосту Фабричио - связывающим набережную с островом Тиберина, по некоторым свидетельствам этому мосту более двух тысяч лет. Из мостов, которые сохранились в Риме в наименее измененном виде он самый старый не только в Вечном городе, но, как говорят, возможно, и в мире.

Имя свой мост получил в честь Лучио Фабричио - римскому попечителю мостов, чье имя до сих пор можно различить на аркаде моста.


В те давние времена мостов было мало и переправа через Тибр иногда становилась жестоким испытанием. Поэтому управление мостами- строительство. Поддержание их в «работоспособном» виде было задачей особой стартегической важности. И люди, занимавшиеся этим делом, были в Древнем Риме знаменитыми личностями.

Есть даже трактовка наименования Римского Папы- Понтифик- от слова Pontefice -то есть «строитель моста».

Мост Фабричио называют также «мостом четырех голов», а с этим связана одна римская легенда.

В конце 1550 года, когда Папа СикстV решил восстанавливать мост Фабричио, он дал такое поручение четырем архитекторам. Но архитекоры никак не могли прийти к согласию между собой- они спорили, ругались, дело дошло до большого скандала. Папа Сист был товарищ жесткий- известны случаи, когда в полной мере проявлялась его «тяжелая рука». Вот и здесь он «принял меры»- терпеливо ожидая, когда закончится раздор между архитекторами, он так этого и не дождался,и приказал казнить их прямо намосту.А в надзидание прочим Папа приказал установить на мосту две скульптуры, которые изображают четырех архитекторов - каждая из 4 голов, составляющих единую статую, раздражительно повернута к остальным-такпогрязшие в спорах и скандалах архитекторы вынуждены разделить одно и то же место уже навечно.

И- вотони- старые и новые римские мосты, интересные и банальные:

ПонтеКавур


Duca d’Aosta

Risorgimento


Ponte Nenni

Matteotti

Regina Margherita

Ponte Umberto

Ponte Sant’Angelo (самый знаменитый)


Vittorio Emmanuele

Principe Amedeo

Ponte Mazzini

Ponte Sisto (мой любимый римский мост)

Ponte Garibaldi


Ponte Cestio

Река Тибр на карте мирапо сравнению с другими водными артериями не сильно выделяется, но в Италии занимает третье место по протяженности. Она огибает все семь холмов Рима и как бы очерчивает весь район Трастевере. Могучий Тибр делает Вечный город еще красивее и монументальнее с его знаменитыми архитектурными памятниками, которыми окружены берега водоема.

История и легенды

Исток реки располагается в горах Апеннинского региона. Название реки – Tiber чаще всего связывают с латинским происхождением, и ассоциируется он с древним городом Тиволи, который находиться в 30 км от столицы.

Также существует более яркая легенда происхождения наименования речки, по которой в 900-х годах до н. э. жил великий царь Тиберинус и его утопили в древнем водоеме Альбуле. После смерти этот царь по желанию бога Юпитера стал хранителем вод, и в его честь была переименована река, в которой его утопили. Многие итальянцы уверены, что именно из-за этой легенды все античные скульпторы изображали моря и океаны в виде сильных мужей, бороды которых представляют собой потоки вод.

Тибр – именно та река, по которой в младенческом возрасте Рем и Ромул путешествовали в корзинке, пока их своеобразный «корабль» не прибился к берегу у подножья Палатинского холма. Когда братья выросли, они основали город Рим, первые поселения которого были основаны на восточной стороне реки.

Для древних римлян Тибр играл жизненно важную роль, было три главных его предназначения:

  1. Использование в качестве главного компонента канализационной системы города.
  2. По реке переправлялись военные судна, участвующие в знаменательных битвах за Сицилию против Карфагена.
  3. Река Тибр в Риме служила торговым путем, по которому завозились продукты и стройматериалы на судах.

Из-за того, что со временем дно водоема замусорилось и кораблям стало практически невозможно по нему проплывать, судоходство прекратилось. Многочисленные попытки расчистить русло реки не увенчались успехом, и в XX веке из портового Рим преобразовался в автомобильный город.

Вдоль Тибра построены высокие набережные, они были возведены в XIX веке, как заграждения на пути сильного течения, которое бывает во время паводков и в сезон дождей, чтобы уберечь столицу от наводнений.

Мосты

Левый и правый берег Тибра связывает 26 мостов. Имеются как новые, так и хорошо сохранившиеся древние сооружения.

К монументальным старожилам относится:

  • Мульвиев мост , построенный еще в 1 веке до н.э. Он связывает Римини и Фламиеву дорогу. На нем в 4 в. н. э. сражались императоры Константин I Великий и Максенций. В основе их схватки лежали отличающиеся религиозные взгляды, каждый из них хотел доказать, что его убеждения главенствующие. В итоге ожесточенной схватки Константин победил Максенция и сбросил его прямо в Тибр, после чего в Италии стало распространяться христианство. Сейчас рядом с Мульвиевым мостом находиться Олимпийский стадион, он действующий и встречает игроков и зрителей футбольных клубов «Рома» и «Лацио»;
  • Мост Святого ангела был возведен во 2 веке н.э., по нему можно только ходить, на транспортных средствах ездить через эту переправу нельзя. Вначале сооружение было названо в честь императора Адриана, который и стал инициатором его возведения. На другом конце этого моста выстроен , который в средние века получил название Замка Святого ангела, как впоследствии и переименовали мост. В каменном замке огромных размеров теперь хранятся останки многих христианских понтификов, а также разнообразные артефакты. В 16 веке после реконструкции сооружения оно было облицовано мрамором и украшено статуями святого Петра и Павла. Затем в 17 веке знаменитый Лоренцо Бернини дополнил их еще 10 статуями;
  • представляет собой переправу для пешеходов, которая соединяет правый берег Тибра с . Он выполнен из камня в честь папы Сикста IV, в ансамбле со старинной набережной этот мост смотрится очень живописно. В теплое время на набережной около этого сооружения устанавливаются палатки с разными лакомствами для жителей и гостей столицы.

Мосты через Тибр раньше имели стратегическое значение, за их состояние отвечал определенный человек, а не так как сейчас, целые компании. В честь одного из начальников мостов была названа переправа, соединяющая (с высоты похожего на лодку рыбака) с восточным районом города. Он был возведен в 60 гг. до н.э. и называется мост Фабричо. Кроме приведенных переправ имеются еще и другие более современные, а самым первым каменным сооружением, возведенным в 142 гг. н.э. является мост Эмилия, теперь можно увидеть лишь его остатки, которые известны под названием «Разрушенный мост».

Тибр, прежде чем добраться до Рима, прокладывает свой путь через Лацио и Умбрию. В него впадают меньшие реки: Аниене и Нера, при подходе к столице вдоль берегов реки установлены укрепления из бетона и камня, водоем переходит в канал Fossa Traiani. Устье реки находиться в Тирренское море, общая протяженность водной гордости Рима составляет 406 км, ее площадь равняется 17,4 тыс. км 2 . Этот водоем является главной артерией для водоснабжения всей столицы.

В городе предусмотрены многочисленные тоннели и трубы, по которым передается чистая вода.

Среди интересных для туристов исторических и современных фактов можно выделить следующие:

  • у истока Тибра под руководством Бенито Муссолини в 1930 году была установлена мраморная колонна, на которой написаны слова, выражающие всю важность рассматриваемого водохранилища для столицы, примерный их перевод с латыни гласит: «Здесь место рождения реки, священной для судьбы Рима»;
  • в древности Тибр использовали для публичных казней, в нем топили преступников под одобрительные возгласы зрителей;
  • еще со времен религиозных противостояний, выражение «перейти Тибр» означает принять католицизм;
  • в первый день отчаянные римляне устраивают ледяные купания, прыгая в Тибр с моста Кавур, их отважности всегда радуются многочисленные зрители.

Сегодня Тибр также живописен, как и много лет назад, а местные жители успешно украшают его берега своими художественными работами, которые может купить любой турист. Его могут пригласить на увлекательную прогулку по водной глади водоема, а также угостить живой рыбой, выловленной местными рыбаками.

Вам также может понравиться:

Тибр, Tevere, Tiberis.
Без этой реки Рим - не Рим. Как и без мостов, соединяющих ее берега.
Истоки Тибра в Аппенинах, в области Эмилия-Романья, дальше путь лежит через Перуджу, Умбрию, Лацио и заканчивается в Тирренском море.
В 753 году до нашей эры именно на берегу этой реки, в 25 км от Остии (места впадения Тибра в Тирренское море), был основан Рим.


По легенде, в воды Тибра были сброшены в корзине младенцы Ромул и Рем.
«Раб положил детей в корзину и понёс к реке. В это время Тибр разлился, и вода продолжала прибывать. Раб побоялся войти в воду. Он поставил корзину на берег, у самой воды, и ушёл. Он подумал, что вода поднимется выше, подхватит корзину с близнецами, и они утонут. Но корзина с детьми зацепилась за ветви растущего на берегу дерева. Тем временем вода спала, а близнецы выпали из корзины на землю и стали кричать. Этот крик услыхала волчица, пришедшая к реке напиться воды. Волчица подошла к детям, ласково облизала их и напоила своим молоком. Затем близнецов увидел царский пастух, подобрал их и воспитал». Спустя годы, братья Ромул и Рем выбрали для нового города то место, где когда-то были выброшены Тибром - Палатинский холм.
Легенду о Ромуле, Реме и основании Рима читайте .


В пределах Рима мостов через Тибр по данным, мною найденным в сети, насчитывается двадцать один.
Как элементы мозаики, они, как и каждый римский камень, фонтан, улица или камень, создают то самое привычное лицо Рима, которое нам знакомо. Или таковым кажется.



Все мосты я вам не покажу.
Можно, конечно, задаться целью, совершить марш-бросок вдоль Тибра, осуществить фотофиксацию всех мостов и о каждом рассказать. Но Рим меня к этому не располагает. Идешь по придуманному маршруту, и вдруг поворот в какую-то улочку, а за ней еще, и так до бесконечности…
А потом, уткнувшись в карту, ты судорожно пытаешься вернуться к исходной точке. Римский творческий беспорядок.

Так, блукая из улицы в улицу, мы подошли к мосту Умберто I (Ponte Umberto I), соединяющему Площадь судов (Piazza dei Tribunali) и Дворец правосудия с Площадью моста Умберто I (piazza di Ponte Umberto I) и окрестностями Пьяцца Навона (до Пьяцца Навона от этого места 5-7 минут пешком.


Строительство продолжалось в течение десяти лет с 1885 по 1895 год.
На церемонии открытия 22 сентября 1895 года присутствовал король Умберто I, в честь которого был назван мост, с женой Маргаритой Савойской.

Мост Святого Ангела (Ponte Sant’Angelo) — пешеходный мост, построенный в 134—139 гг. римским императором Адрианом.

Начиная с XVI века для устрашения населения на нем стали вешать казненных арестантов.
И в это же время на Ponte Sant’Angelo появились изваяния апостолов Петра и Павла. Позже к ним присоединились десять ангелов работы учеников Бернини.

Современные источники сообщают, что Бернини является автором двух ангелов: с крестом и с табличкой - отсюда

Вид на Мост Святого Ангела с купола Собора Святого Петра. С использованием зума, конечно.


Ныне мост облюбован не только туристами, но и торговцами, художниками. Гости Рима со всех концов света вальяжно прогуливаются среди палаток с сувенирами, безделушками и рядами поддельных сумок, выстроившимися у стен Замка Святого Ангела.


Вид на мост Святого Ангела со смотровой площадки Замка Святого Ангела.

Мост Витторио Эмануэле II (Ponte Vittorio Emanuele II) - рядом с мостом Святого Ангела.
Почти 25 лет (1886-1911 г.г.) потребовалось для возведения нового моста, посвященного первому королю объединенной Италии Витторио Эмануэле II. Четыре крылатые Виктории и четыре группы скульптур, помещенных на мосту, символизируют объединение Италии, свободу, победу над угнетателями и преданность новому государству.

Этот же мост в ноябре 2012 года. Фото отсюда .


Вода поднялась до отметки 13,50 метров.

В 1876 году были построены высокие набережные, предотвращавшие разлитие реки.
Набережные рассчитаны на подъем воды 18,45 метров
Улицы вдоль набережной сегодня называются lungoteveri («вдоль Тибра»).


Несколько мостов пропускаем и оказываемся над островом Тиберина (Isola Tiberina) - небольшим островом на Тибре.
Фото не мое (летать не умею), а взято отсюда .
В верхней части фотографии - действующий мост Ponte Palatino и рядом с ним разрушенный мост Ponte Rotto, к которым мы вернемся чуть позже.
А сейчас внимание к тем мостам, что в центре, соединяющим остров Тиберина с противоположными берегами Тибра: Ponte Fabricio и Рonte Cestio.


Мост Фабричо (Ponte Fabricio) один из самых старейших и хорошо сохранившихся мостов Рима. Он соединяет остров Тиберина с восточной частью города. Мост был построенв 60-50 годах до н.э.
Название мост получил в честь Лучио Фабричио, римского попечителя мостов. Мосты в Риме значение имели стратегическое, поэтому начальники мостов, отвечавшие за их функционирование и сохранность, были людьми уважаемыми, имеющими вес.



Мост Честио (Ponte Cestio ) — древнейший после соседнего моста Фабричо сохранившийся мост Рима.
Мост соединяет остров Тиберина с Трастевере. Построен он был около 40 - 50 годов до н. э., возможно, Луцием Цестием (братом Гая Цестия), впоследствии несколько раз реставрировался.



Мост Эмилио или так называемый Разрушенный Мост (il Ponte Emilio - Ponte Rotto) - первый полностью каменный мост (142 год до н. э. постройки).
Поиски информации об этом мосте навели меня на упоминание о статье "Мост и город" в журнале "Архитектура СССР" за 1938 год советского инженера и архитектора Ивана Сергеевича Николаева (1901-1979).


Выдержка: «О качестве этой постройки можно судить по тому, что мост простоял 1700 лет, пока в 1575 году не был капитально реставрирован. В реставрированном виде он простоял 23 года и рухнул во время наводнения в 1598 году. При реставрации моста архитектор Маттео ди Кастелло заботился больше о скульптурном его оформлении и не доглядел за тем, что подрядчик, производивший каменные работы, заменил античный камень бутом. Почти перед самой смертью Микеланджело этому великому мастеру была поручена реконструкция моста, но вскоре заказ был отобран по той, якобы, причине, что Микеланджело тратил слишком много камня. Отсюда ясно, что Микеланджело, как опытный строитель, отдавал себе отчет в необходимости больших затрат на ремонт моста, простоявшего более полутора тысячелетия».

Глава «Мосты» подраздела «Архитектура Римской империи» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова.

Сходные задачи и близкие методы решения наблюдаются и в римском мостостроении. Несмотря на различия между обычным транспортным мостом и мостом, предназначенным для канала акведука через реку, между ними было много общего, что позволяет рассматривать их эволюцию совместно. Наиболее интересным среди дорожных мостов времени ранней империи был мост в Аримине, пересекающий реку под углом. Строительство его было начато при Августе и закончено в правление Тиберия (14-20 гг. н.э.). Этот мост хорошо сохранился до нашего времени (рис. 159).

Проезжая часть его покоится на пяти невысоких арках пролетом 8-9 м. Легкие пандусы над крайними арками заканчивают горизонтальную линию средней части моста. На устоях поле стены украшено сандриками с нишами, которые обрамлены плоско выступающими коринфскими пилястрами. Своды моста по глубине приблизительно равны пролету арок; пяты арок, как и в других римских мостах, находятся на уровне воды. Более массивные, чем обычно устои моста, составляющие здесь около 1/2 пролета арки, подчеркивают вместе с карнизом и сандриками масштаб и мощность сооружения.

Мосту в Аримине близки два моста, построенные в Испании, - мост в Августе Эмерите и мост в Альконете. Как у всех мостов, построенных через равнинные реки, их композиция развивается по горизонтали. Мост в Августе Эмерите имел ярко выраженный композиционный центр, отмеченный большей по размерам аркой центрального пролета (рис. 160). Опоры его облегчены малыми арками, как в римских мостах республиканского времени. Особенностью моста в Альконете является использование сегментной арки, мало распространенной в римской архитектуре.


160. Августа Эмерита (Мерида, Испания). Мост, II в. н.э. Фрагмент и общий вид 161. Мост Алькантара (Испания). 98-106 гг. Фрагмент и схема построения моста

Примером моста, построенного на горной реке, уровень которой может резко меняться, является мост Алькантара через реку Таг (совр. Тахо) в Испании, построенный в 98-106 гг. Он показывает развитие композиции данного типа сооружений не только по горизонтали, но и по вертикали (рис. 161).

Проезжая часть моста около 200 м длиной и около 8 м шириной находится над водой на огромной высоте - 45 м. В архитектуре моста ясно видны римские традиции позднереспубликанской эпохи, когда в качестве центра композиции выделялась центральная опора и композиция гармонично развертывалась в обе стороны от него. Симметрия композиции подчеркнута и возрастающей к середине величиной арочных пролетов, а также постановкой над средним пилоном триумфальной арки. Крутые берега и высота дорожного полотна подсказали композиционное решение, вполне логичное при горизонтальной верхней линии моста и общем уровне шелыг арок. Пролеты арок уменьшаются к концам моста благодаря рельефу берегов. Пяты соседних арок на одном и том же столбе оказались таким образом расположенными на различных уровнях, а все столбы, за исключением среднего, получились асимметричными. Эта асимметрия не так бросается в глаза благодаря введению контрфорсов на опорах моста, подчеркивающих вертикальный элемент в общей композиции. Размер арок показал (в отличие от других римских мостов, где нарастание размеров пролетов к центру шло в арифметической прогрессии), что здесь мы имеем более тонкую закономерность ритмического нарастания, обусловливающего законченность и пластику этого замечательного памятника *.

* В основу композиции всего моста положен закон гармоничного убывания пролетов соответственно делению полуокружности, построенной на диаметре, равном длине моста (с центром на оси средней опоры), на восемь равных дуг, по 22,5° каждая. Проектируя эти членения на диаметр (длина проезжей части моста), мы получим оси девяти столбов, соответствующие в ортогональной проекции осям столбов при круговой в плане форме аркад с равными пролетами.

Одним из наиболее интересных римских мостов является мост Элия, построенный в 134 г. н.э., подводивший дорогу с Марсова поля к расположенному на другом берегу Тибра мавзолею Адриана (рис. 162). Мост состоял из семи пролетов: трех больших в середине моста и четырех малых (по два на каждом конце). Воспроизводя в несколько усложненном виде схему моста в Аримине, мост Элия также производит впечатление тяжеловесности и монументальности, но основные закономерности его художественного построения определяются не столько его утилитарным назначением, сколько его местом в городском ансамбле. Так, хотя мост построен в период высшего расцвета римского мостостроения, пролеты центральных арок его меньше пролетов целого ряда мостов, построенных ранее. Поскольку мост входил в комплекс мавзолея Адриана, являясь бы его преддверием, слишком большее, арки пролетов были неуместны, ибо они придавали бы облику моста легкость и изящество, слишком резко контрастировавшие с монолитной массой мавзолея. В плане мост расположен так, что его ось ориентирована на центр мавзолея, замыкающего перспективу моста. Той же цели - связать мост с мавзолеем - служит и значительная ширина моста (11 м), большая, чем у обычных римских мостов, к тому же увеличенная мощными контрфорсами.


162. Рим. Мост Элия, 134 г. н.э. Вид моста на гравюре Пиранези; вымостка античной дороги близ моста Элия

К числу наиболее замечательных инженерных сооружений II в. н.э. относится и так называемый Гардский мост в Южной Франции, являющийся частью акведука, снабжавшего водой город Немауз. Он представляет собой могучую аркаду, несущую водопроводный канал над долиной реки Гар (рис. 163, 164). Поскольку при грандиозной высоте памятника (48, 75 м) ему не угрожали паводковые воды, здесь можно было создать многоярусную крупнопролетную аркаду, которой избегали на горных реках, чтобы не создавать препятствий для прохода воды при ее высоком уровне.

При проектировании подобного моста были возможны и другие композиционные схемы помимо осуществленной, но автор этого произведения избрал схему трехъярусной аркады, в которой крупные пролеты арок двух нижних ярусов он стремился по высоте сделать равными и завершить их вверху низкой аркадой, родственной соседней аркаде на трассе.

В этой схеме в наибольшей степени выявляются горизонтальность и масштабность, которые вместе составляют основные художественные черты сооружения. Огромную роль в создании художественного образа Гардского моста играет динамическая ритмика. Аркада, очерченная сверху горизонтальной линией водопроводного канала и пересекающая речную долину, уже в силу природных условий получает ритмическую структуру: ее средняя часть, наиболее высокая, получает значение композиционного центра, а боковые сходят на нет, служа завершением развитой композиции.

В трехъярусном Гардском мосте основная роль в композиции сооружения принадлежит средней аркаде. Низкая верхняя аркада с ее стереотипными арками, по величине пролетов, сопоставимыми со столбами, в композиции играет роль аттика. Нижняя аркада, в силу условий рельефа почти невидимая (за исключением центра) и повторяющая в уменьшенных по горизонтали размерах среднюю, также не может композиционно отчетливо выразить идею сооружения. Поэтому более важная роль принадлежит средней аркаде, определяющей собой весь образ грандиозного сооружения.

Целостная ритмическая композиция аркады и удачный выбор пропорций, связавших воедино не только разноразмерные арки одной аркады, но и все три яруса Гардского моста, определили успех архитектора, создавшего это неповторимое сооружение.

Можно думать, что при разработке проекта за основу была взята типичная для римской архитектуры трехчастная схема с ясно выраженным постепенным нарастанием к центру композиции. При симметрично отлогих берегах реки она выглядела бы таким образом:

А2-А2-А2-А1-А1-А1-А-А1-А1-А1-А2-А2-А2 *.

* А - арка с пролетом 24,5 м; А1 - тоже, 19,5 м; А2 - то же, 15,5 м.

Однако сложный рельеф берегов, более крутых с северной стороны, требовал видоизменения этой простой схемы. Изменение было проведено не только путем приспособления к рельефу, но и путем некоторого усложнения самой композиции посредством введения принципа «золотого сечения» и перенесения центра композиции ближе к северному берегу. В окончательном виде схема выглядит следующим образом:

(б-А1-А1-А1-А) / 0,382 - (А1-А1-А1-А2-А2-А2) / 0,618 *

* Почти скрытая рельефом местности арка в месте соединения аркады с акведуком.

Различный рельеф берегов и смещение ложа реки к северу относительно средней оси долины подсказали зодчему этот способ превращения элементарной симметрии в ритмическое целое.

В методе пропорционирования важнейшим элементом является выбор исходного размера. Если в аркаде Аква Марциа им была ширина канала, то в более сложном по рисунку Гардском мосте, где сочеталось значительно большее число разновеликих элементов, выбор исходного размера был неизмеримо более сложен. Архитектор Гардского моста проявил большое остроумие, избрав в качестве модуля высоту клина арки (1,55 м). Это был наиболее стандартный элемент конструкции, лучше всего подходивший для этих целей. Отсчет всех остальных размеров шел от него. Так, толщина Гардского моста поверху (ширина канала вместе со стенами) равна двум высотам клиньев. Ширина свода моста в нижних ярусах состоит из трех и четырех соседних арок, т.е. в свою очередь они кратны исходному размеру. Кратными модулю являются размеры и других элементов сооружения: толщина столбов равна 3 модулям, пролет главной арки равен 16 модулям, пролеты двух меньших арок равны 12,5 м и 10 модулям. Высотные размеры получены, по-видимому, геометрическим способом, будучи производными от «золотого сечения», хотя здесь для достижения кратности приходится дробить модуль на четверти. Высота верхнего яруса 4,75 м, высота среднего яруса 12,5 м, высота столба 4,75 м, высота тимпана 7,75 м.

Сложные цифровые отношения определяют и динамику нарастания арочных пролетов по длине моста. Здесь нет простейшей закономерности нарастания, которая встречается, например, в мосте в Альконете через р. Тахо - арифметической прогрессии, в которой следующий элемент образуется за счет постоянной разности. В Гардском мосту разность непостоянна, она меняется, образуя следующий ряд: 15,5 м - 19,5 м - 24,5 м.

Между первым и вторым элементом она равна 4 м, а между вторым и третьим - 5 м. Здесь закономерность определена тоже «золотым сечением»:

24.5 / 19.5 = 19.5 / 15.5 = 1,258 .

При выборе пропорциональных отношений между вертикальными членениями моста, а также между его вертикальными членениями, с одной стороны, и горизонтальными членениями, с другой, за основу был принят тот фрагмент фасада, который встречается наибольшее число раз, т.е. средний по размерам пролет - 19,5 м. Это г пролет стал «типовым», на основе которого разработана вся дальнейшая система пропорций моста, построенная на «золотом сечении».

Верхняя малая аркада состоит из примерно одинаковых арок. Каждый третий столб малой аркады (за исключением отрезка над средней и над крайней левой аркой) стоит на оси столба нижней аркады.

Из архитектурных деталей в Гардском мосту применены только одни гуськовые тяги, причем проведено утяжеление и увеличение размеров профилей сверху вниз: размер нижнего доходит до 60 см, что сообщает памятнику особо укрупненный масштаб и усиливает впечатление его грандиозности. Мастерство каменной кладки достигло здесь небывало высокого уровня. То же самое верно и в отношении всех технических задач, стоящих перед строителем при сооружении этого грандиозного памятника.

Гардский мост является одним из самых ярких произведений римской архитектуры. В нем достигнуто органическое выражение функциональной обоснованности в художественной форме. Мощный, лаконичный и в то же время легкий образ этого сооружения может служить символом инженерного искусства Рима.

Мост Святого Ангела был построен в 134 году Адрианом. Это один из самых древних мостов через Тибр.

Поскольку мост вёл к мавзолею Адриана (ныне замок св. Ангела), римляне называли его «мостом Адриана» или «мостом Элия». Облицован мраморными плитами.

В 1450 г. перила моста не выдержали наплыва паломников, спешивших на празднование к собору св. Петра, и обрушились в реку; множество пилигримов погибло.

В ответ папа велел снести древнюю триумфальную арку, которая якобы перекрывала выход с моста. C XVI в. установился обычай вывешивать на мосту тела казнённых преступников.

Тогда же на мосту появились статуи апостолов Петра (работы Лоренцетто, 1530) и Павла (работы Паоло Романо, 1463), к которым с подачи Бернини добавилось ещё десять статуй ангелов. Две статуи ангелов (оригиналы) хранятся в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте.

Каменный мост Фабричо -- самый древний мост Рима через реку Тибр. Свое название мост, построенный в 62 году до н. э. , получил в честь куратора дорог ЛуцияФабриция, по приказу которого он был сооружен. Мост Фабричо соединяет остров Тиберину с левым берегом Тибра.

Мост Милвио знаменит тем, что на нем произошла битва между Максенцием и Константином в 312 г. н. э. Мост перекинут через реку Тибр, непосредственно через него проходила древняя Фламиниева дорога (ViaFlaminia), направлявшаяся к Адриатическому морю и соединявшая Рим с Ариминумом, современным Римини. Мост Милвио являлся значимым оборонительным сооружением всю историю своего существования.

К примеру, в 538 году во время битвы между готами и византийским экспедиционным корпусом Велизария мост претерпел значительные разрушения. В 1335 году во время вооруженных конфликтов Орсини -- Колонна.

Мост Честио -- второй по древности (после моста Фабричо) мост Рима. Он соединяет остров Тиберину с историческим районом Трастевере. Мост, имеющий длину 54 метра, был сооружен около 60 -- 40 годо в. до н. э. предположительно ЛуциемЦестием, братом Гая Цестия, построившего пирамиду Цестия. Мост пережил несколько реставраций, первая из которых была проведена еще в 370 году при Валентиниане I, вторая -- в 1193 году, а самая масштабная произошла в 1888-1892 годах, когда в Риме прокладывали канализационную сеть. В XV веке мост назывался PonteSan.

Изначально многие мосты были деревянными и во время защиты города сжигались, что бы не дать врагу перейти реку. Затем на их месте строились каменные, которые на протяжении веков перестраивались или достраивались. Таким является пешеходный мост PonteSisto, один из самых оживленных и шумных мостов города, особенно по вечерам, так как он соединяет два важных исторических места Трастевере (Trastevere) и Кампо ди Фиори (CampodiFiori).

Другим исторически значимым мостом является PonteMilvio, свидетель важнейшей битвы между первым христианским императором Константином (Costantino) и Максенцикем (Macsenzio) 312 г.н.э., об этом сражении подробно рассказывает Арка Константина, которая находится напротив Колизея (Colosseo).

Этот мост был разрушен во время битвы под командованием Гарибальди (Garibaldi), защищая Римскую Республику от французов.

В наши дни мост стал известен по огромному количеству ключевых замочков, оставленных здесь влюбленными со всего мира.

В честь национального героя Garibaldi был назван мост (PonteGaribaldi) соединяющий Трастевере (Trastevere) с центром города. Четыре колонны по обеим сторонам моста напоминают о подвигах совершенных гарибальдийцамиво время воссоединения Италии в 1861 г.

PonteSant"Angeloбыл построен в 134 г.н.э. Императором Адрианом, что бы соединить левую часть Тибра с монументом CastelSant"Angelo.

После 1669 года папа Климент IX (Сlementio IX) доверил реставрацию моста великому итальянскому скульптору и архитектору Бернини, который превратил его в один из самых ярких и живописных примеров римского барокко. Между десятью статуями ангелов запрятаны некоторые тайны и легенды Рима. Одна из них утверждает, что вечером 11 сентября можно встретить призрака Беатриче Ченчи (BeatriceCenci) казненной здесь в 1599 году.

Самый древний мост Рима, (после Милвия) это PonteFabricio, сегодня-- Кваттро Капи (PontedeiQuattroCapi), построенный в 62 г.н.э. , соединяющий Изола Тиберина (IsolaTiberina) с левым берегом реки. QuattroCapi означает 4 головы: легенда гласит о том, что во время построения этого моста четыре архитектора поссорились из-за пустяков и дошли до драки, по окончанию cтроительства моста, Папа велел их казнить и на этом месте был воздвигнут монумент с четырьмя головами в едином мраморном блоке.

Почти 25 лет потребовалось для реализации нового моста, посвященного первому королю Италии Викторию Имануилу II. PonteVittorioEmanuele был спроектирован архитектором Ennio De Rossi, и его величественный облик подчеркивает силу и могущество Итальянского Королевства.

Четыре крылатые Виктории и четыре группы скульптур, помещенных на мосту символизируют объединение Италии, свободу, победу над угнетателями и преданность новому государству.

Одним из самых знаменитых мостов, сооруженных для военных целей, был деревянный мост, построенный по приказу Юлия Цезаря в 55 году до н.э. через Рейн. Подобные мосты были показаны в различных фильмах с историческими сюжетами.

Благодаря подробному описанию в его книге «Галльская война» мы можем составить себе точное представление об этом техническом шедевре.

Глава католической церкви папа Римский носит титул «понтифик максимус», что значит «великий строитель мостов» и указывает на его роль посредника между небом и землей, а время его правления называется «понтификат». Этот титул появился еще в Древнем Риме, когда верховный жрец одновременно служил в храме и надзирал за мостами. То есть уже в древности на мосты смотрели, как на священный символ.

Всего в Риме 23 моста. Я советую совершить экскурсию по Тибру на пароме, дающую возможность увидеть мосты, архитектурные памятники украшающие побережье.

Конструкция:

Благодаря архитектору Витрувию, современнику Юлия Цезаря и Августа, оставившему потомкам 10-ти томный труд «Об архитектуре», мы много знаем о строительной технике. Важнейшей предпосылкой было точное планирование строительства еще до начала работы, включающее обмеры местности.

Величина, форма и количество камней, необходимых для возведения моста, также вычислялись заранее и сообщались работающим в каменоломнях. Кроме строительных планов, успеху работ способствовали хорошие измерительные проборы и единая система мер.

Особым достижением римских строителей мостов был способ крепления опор на дне реки. Если не было возможности при помощи плотины временно изменить русло реки, на нужном месте насыпали искусственный остров. Скалистое дно просто расчищалось, и на него при помощи водостойкого бетона укладывали тесаные камни. Он приготавливался из смеси обожжённой извести и вулканического пепла, добывающегося неподалеку от Везувия. Такой строительный раствор затвердевал даже под водой и позволял так закреплять опоры моста, что они длительное время могли противостоять напору воды.

Примерно с I в. н. э. их начинают строить в основном из бетона с каменной облицовкой, хотя есть примеры и более раннего использования бетона в мостостроении.

Предполагают, что бетон был использован в опорах известного акведука Понт-дю-Гар, построенного в конце I в. до н. э.