Мода сегодня

«На его службах ощущалось Царство Небесное. Андрей Мазур — известный Архидиакон патриарха Кирилла

«На его службах ощущалось Царство Небесное. Андрей Мазур — известный Архидиакон патриарха Кирилла
Каждый, кто хоть раз видел богослужение с участием патриархов Алексия II и Кирилла, не мог не обратить внимания на колоритного пожилого священнослужителя, вдохновенно задававшего тон молитвам. Яркий сочный и красивый бас архидиакона Андрея Мазура придавал патриаршим богослужениям особую торжественность и красоту. Главный диакон РПЦ был скромным и доброжелательным человеком. Пережив за свою долгую жизнь и время гонений на Церковь, и период небывалого духовного расцвета, он навсегда остался в памяти людей как образец самозабвенного искреннего служения Богу и людям.

Польский украинец
Архидьякон Андрей был одним из немногих, кто молился без служебника - книги, в которой собраны все православные службы и молитвы. Все их он знал наизусть, и никогда ничего не путал и не ошибался. Имея феноменальное музыкальное чутье, он пел молитвы настолько чётко, ясно и проникновенно, что каждое произносимое им слово доходило до всех молящихся в храме.
Удивительно, но факт: в детстве он умел говорить лишь на польском и украинском языках. А русский освоил и полюбил лишь в юности.
Родился Андрей 8 декабря 1926 года в польском селе Новый Кокорев. В то время его родина, Западная Украина, была частью Польши. После начала Второй мировой войны, в 1939 году село вошло в состав Тернопольской области Украинской ССР Союза Советских Социалистических Республик.
Главной трагедией детства стала смерть матери. Агафья Филипповна умерла, когда Андрею было три с половиной года. С малых лет мальчик узнал, что такое тяжёлый крестьянский труд. У церковного старосты Лазаря Прокопьевича было своё хозяйство и 8 гектаров земли. Помогая отцу, Андрей пас коров и лошадей, вместе с взрослыми косил сено, пахал, сажал и собирал урожай, ездил за дровами. А в свободное время ещё и успевал посещать службы в деревенском храме и петь в церковном хоре. Но самым любимым местом он считал расположенную неподалёку Почаевскую лавру, которую стремился посетить при первой удобной возможности.
В годы польского владычества православным приходилось нелегко - их умеренно притесняли и хотели со временем подчинить Католической Церкви. Однако те далёкие годы отец Андрей позже вспоминал с ностальгией. Абсолютно все, кто его окружал, были верующими воцерковлёнными людьми, а сельчане жили хоть и не богато, но и не бедствовали.
С приходом Советской власти на верующих начались настоящие гонения. Религию объявили пережитком прошлого и заблуждением, многие храмы закрыли, а крестьян раскулачивали, ссылали и пускали по миру, насильно загоняли в колхозы. Односельчане считали, что, видимо, заслужили это по грехам своим и воспринимали такие перемены с грустным смирением.

Ротный запевала
Вскоре после начала Великой Отечественной войны, Западная Украина была оккупирована фашистами. После её освобождения в 1944 году, Андрея призвали в Красную армию и направили в запасной полк, располагавшийся в глубоком тылу. Узнав, что у новобранца Мазура красивый и мощный голос, командир назначил его ротным запевалой - поднимать боевой дух бойцов.
В начале 1945 года Андрей попал на фронт, став командиром отделения миномётчиков. Он принимал участие в боях под Берлином и не только выжил в кровавой мясорубке, но и даже ни разу не был ранен. После победы его сослуживцы ещё три года дослуживали в армии, а его самого в 1946 году комиссовали по состоянию здоровья. Кормили солдат в то время очень плохо, приходилось есть подножный корм и картофельные очистки, и молодой солдат тяжело заболел и попал в госпиталь, где его признали инвалидом II группы.
Вернувшегося домой воина приглашали на работу в милицию, но он мечтал об ином. Уходя в армию, Андрей поклялся Богу, что если выживет и вернётся - то будет служить Церкви. И он исполнил свой обет, став послушником Почаевской лавры.
Помимо пения в лаврском хоре, юный послушник заведовал монастырской хлебопекарней и трапезным храмом. Совершенствовал свой певческий талант, учился духовной мудрости у монастырских старцев. Один из них, прозорливый схиархимандрит Николай предсказал ему, что в будущем у него будет семья, а молиться и служить он будет в самых главных и лучших храмах страны. Так оно и вышло - монахом Андрей не стал, но достиг наивысшей высоты, о которой может только мечтать семейный священнослужитель.

Благословляю жениться!
В Почаевской лавре было неспокойно. Время от времени представители власти вламывались в монастырь прямо во время служб и арестовывали священников и монахов.
В 1948 году Андрей уехал в Столицу и поступил в Московскую духовную семинарию. Стал петь в хоре Успенского храма Новодевичьего монастыря. Одна из прихожанок пригласила его в Московскую консерваторию, приведя на прослушивание к преподавателю, профессору Казакову. Мазура взяли без экзамена, и некоторое время он посещал консерваторские лекции, совмещая их с семинарской учёбой. Но когда руководство музыкального вуза узнало об этом, то ему предложили сделать окончательный выбор: или уйти из семинарии и остаться в консерватории, или наоборот. Андрей выбрал семинарию.
Два года спустя, во время каникул, Мазур вместе с другом гостил на Урале. Узнав о его выдающихся вокальных данных, местный архиерей, архиепископ Иоанн (Лаврененко) предложил ему принять участие в церковной службе. После неё между ними состоялся судьбоносный разговор:
- Андрей, вам надо срочно принять сан, идите к нам диаконом!
- Владыка, но ведь я ещё не женат, да и учиться мне надо…
- Ничего страшного. Благословляю вас на брак! Вот вам деньги, поезжайте домой, женитесь и приезжайте ко мне служить!
Невесты у Андрея не было, и теперь нужно было срочно решать эту проблему. Приехав в родную деревню, он по совету отца стал свататься к дочери местного священника. Но её мать категорически заявила: «В Сибирь не отпущу!». Отец несостоявшейся невесты тоже был против. Урал воспринимался ими как нечто далёкое и холодное, место ссылок и изгнаний. Да и сама поповна не высказывала особого энтузиазма так резко и кардинально поменять свою судьбу.
Вторая попытка также окончилась неудачей. И когда Андрей уже готов был отчаяться, он встретил любовь всей своей жизни, приметив симпатичную девушку, певшую в хоре местного храма. Юлия обещала подумать и вскоре согласилась. Её мать тоже не хотела отпускать дочь, но та была настроена решительно и настояла на своём. Сыграли свадьбу, и два дня спустя молодые супруги уехали на Урал начинать новую жизнь.
С матушкой Юлией Андрей прожил без малого 70 лет, справив все возможные свадьбы - и серебряную, и золотую, и бриллиантовую. Жили в мире, любви и согласии, являя собой пример настоящей счастливой православной семьи. У них родились два сына и дочка. Сыновья по стопам отца не пошли, один из них окончил торговый институт, другой - художественное училище. А дочка Лариса стала матушкой священника, протоиерея Андрея Клокова, ныне служащего в храме Благовещения на Пискаревском проспекте. Постоянным прихожанином этого храма был сам архидиакон Андрей в последние годы своей жизни. Сейчас семейная династия Мазур насчитывает шесть внуков и двоих правнуков.

Сбылась мечта детства
В детстве Андрею очень нравилось слушать, как поёт протодьякон Почаевской лавры отец Стратоник, обладавший замечательным мощным басом. Мальчик мечтал тоже когда-нибудь стать таким же голосистым церковнослужителем. И мечта его служить Богу исполнилась в полной мере.
17 сентября 1950 года Андрей был рукоположен в диакона (а затем в протодиакона) и 7 лет служил в Пермском кафедральном соборе.
Матушка Юлия пела в хоре, а в мирской жизни - работала в ателье. Со временем она стала шить облачения для священников и хоругви. Ныне её замечательные вышивки украшают многие российские храмы.
В 1957 году епископ Алексий (Коноплев) предложил отцу Андрею стать его личным протодиаконом и регентом будничного хора. Последующие 11 лет он служил в Троицком соборе Александро-Невской лавры, в Ленинграде. А в 1968 году митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) перевёл его к себе, в Ленинградский Никольский кафедральный собор. Новый шеф работал в Отделе внешних церковных связей и много ездил в заграничные командировки. Вместе с ним ездил и отец Андрей, приняв участие в более чем 70 поездках и объездив почти весь мир.
В 1990 году патриарх Алексий II (Ридигер) возвёл Андрея Мазура в сан архидьякона - главного диакона страны. С тех пор он служил вместе с предстоятелем Церкви и сопровождал его во время всех его архипастырских поездок по стране и за рубежом.
Нынешнего патриарха Кирилла (Гундяева) отец Андрей помнил ещё юным мальчиком Володей, иподиаконом владыки Никодима. Он лично вводил его в чтецы и в диаконы, наставлял и учил правильно служить, присутствовал при всех его хиротониях. Став Патриархом, Кирилл попросил его остаться и служить вместе с ним. А когда 80-летний старец посетовал на проблемы со здоровьем - мол, ноги болят и сердце пошаливает, Патриарх установил ему свободный график работы. Последние годы жизни отец Андрей уже не мог служить, но до конца оставался почётным архидиаконом Русской Православной Церкви.

Скромный рекордсмен
За беззаветное служение Церкви отец Андрей получил немало наград. Среди них есть орден Святого равноапостольного князя Владимира, которым обычно награждаются только главы церквей и правители. А на память о военном прошлом у него бережно хранились Орден Отечественной войны II степени, медаль «За взятие Берлина» и медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».
Среди архидиаконов мировых церквей Андрей Мазур был настоящим рекордсменом: он участвовал в епископских хиротониях 166 архипастырей, которых он выводил из алтаря к кафедре Предстоятеля для произнесения архиерейской присяги. При этом все знали его как очень доброго, чуткого и скромного человека, который никогда не гордился своим положением и ни перед кем не превозносился. Общаясь на равных и с великими, и даже с простыми алтарниками, он с радостью делился со всеми своим опытом. В его голосе никогда не было слышно приказных ноток, от него не исходило ни единого грубого слова, с каждым человеком он общался по-дружески, с трогательной детской непосредственностью и простотой.
Скромен отец Андрей был и в личной жизни. Дома любил помогать своей матушке по хозяйству, готовил, мыл посуду, помогал убирать квартиру. И просто обожал нянчится с любимыми внуками и правнуками.

Последний из могикан
На вопрос - считает ли он себя счастливым человеком, отец Андрей отвечал: «Безусловно, да! Главное счастье в моей жизни - это служить Богу и общаться с Ним в молитвах. Ну и, конечно же, счастье это - семья».
В его жизни было много радостей, но и скорбей пришлось хлебнуть немало. Они ничуть не поколебали его глубокую искреннюю христианскую веру, любые проблемы и удары судьбы он встречал со стоическим терпением и смирением.
Сыновья отца Андрея немало натерпелись в детстве во времена гонений на церковь - их клеймили как «мракобесов» и «детей попа», пытались насильно заставить вступить в комсомол, угрожали выгнать из школы с волчьим билетом. Но самое страшное случилось несколько десятилетий спустя. Их преждевременный уход из жизни стал для родителей незаживающей раной.
У старшего сына, Александра, обнаружили злокачественную опухоль на шее - меланому. Лечение, к сожалению, не помогло. Младший сын, Владимир, очень любил брата и болезненно переживал его смерть в неполные 54 года. Через 5 лет после его ухода из жизни он сам скоропостижно умер от инфаркта.
18 лет, проведённые вместе с патриархом Алексием II, были одновременно счастливым и трудным временем. Патриарх отличался особой любовью к богослужениям и служил чаще, чем большинство предстоятелей Церкви. Практически всегда рядом с ним был верный и незаменимый архидиакон. Семья его жила в Санкт-Петербурге, а сам отец Андрей большую часть времени проводил в патриаршей резиденции в Переделкино, в молитвенных службах и постоянных разъездах, видя своих родных не чаще, чем видит человек, работа которого состоит из постоянных командировок. Резиденция была своего рода монастырём, жить в котором вместе с женой не представлялось возможным. К тому же подрастали внуки и внучки, нуждавшиеся в бабушкиной ласке и помощи.
Старость брала своё, и он уже не мог водить машину, а ездить на служебной удавалось далеко не всегда. Многие из нас могли видеть его в электричке, в метро или в вагоне пассажирского поезда, и даже не подозревали, кем является этот умиротворённый батюшка, погруженный в сосредоточенную внутреннюю молитву.
Последние годы у отца Андрея болели ноги и сердце, и он уже не мог служить. Знавшие и любившие его священники при встрече, как могли, утешали его: «Вы всё равно с нами! Вы всегда в наших молитвах!»
К сожалению, так думали не все. Несколько лет назад в День победы на Поклонной горе проходила литургия, возглавляемая Патриархом. Нашедшего в себе силы приехать в Москву на праздник отца Андрея после службы… забыли пригласить на торжественный патриарший обед, и он остался коротать время возле храма. Когда же отобедавшие маститые священники и дьяконы стали разъезжаться восвояси, никто не захотел подвезти его до дома. Одни оправдывались, что, мол, нет места в машине, другие просто проходили мимо старика. Молодые иподьяконы и дьяконы ухмылялись, и в их глазах читалось: «Твоё время ушло, мы теперь тут первые!» И лишь позже кто-то из прихожан отвёз батюшку на вокзал.
Многие из нас, оказавшись в подобной ситуации, не смогли бы сдержать праведный гнев, но отец Андрей оставался абсолютно спокоен, провожая чуть грустным усталым взглядом поставивших на нём крест равнодушных представителей нового поколения. Он был похож на мудрого старого льва, которому нет дела до снующих мимо жалких шакалов…
3 мая 2018 года архидьякон Андрей Мазур перешёл в мир иной. Его отпевали пасхальным чином в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, на Никольском кладбище которой он обрёл свой последний приют. Торжественное отпевание возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков).
Поминая почившего отца Андрея, его вспоминали добрым словом. Признавая, что он был одним из очень немногих, о ком даже при желании невозможно вспомнить ни малейшего негатива. Светлый добродушный миролюбивый человек, никогда никому не завидовавший, ни с кем не ссорившийся и ни на кого не обижавшийся. Сердце его всегда переполняла любовь к Богу и к окружающим людям. Это был последний из могикан, каких уже, к сожалению, больше нет, и вряд ли будет. Наверное, теперь он молится за всех нас в Царствии Небесном, предстоя перед Всевышним, Которому он верно и самоотверженно служил всю свою сознательную жизнь.

Беседа с архидиаконом Андреем Мазуром

8 декабря – день рождения архидиакона Андрея Мазура: ему исполняется 89 лет. Вот уже почти 70 лет несет он свое служение Церкви, начатое в Почаевской Лавре послушником и певцом в лаврском хоре, продолженное протодиаконом в Пермском кафедральном соборе, а в 1957–1990 годах – в Ленинграде: в Троицком соборе Александро-Невской Лавры и Ленинградском кафедральном соборе. Служа в Лавре, отец Андрей исполнял и послушание регента будничного хора; позднее пел в хоре духовенства под руководством протодиакона Павла Герасимова. С 1990 года отец Андрей – патриарший архидиакон.

Яркий и красивый бас архидиакона Андрея, его вдохновенность придавали особую торжественность богослужениям, в которых он участвовал. Его жизнь – пример преданного служения Церкви Богом данным талантом и следования своему призванию.

Портал «Православие. Ru », его редакция и читатели сердечно поздравляют архидиакона Андрея Мазура с днем рождения, желают ему здравия и крепости. Многая лета!

Архидиакон Андрей Мазур

Накануне дня рождения архидиакона Андрея мы побеседовали с ним по телефону – о том, о чем чаще всего говорят и чего более всего желают в праздник: о счастье, любви, вере.

– Отец Андрей, в одном из своих интервью на вопрос, считаете ли вы себя счастливым человеком, вы ответили: «Безусловно, да». Что такое счастье, и как надо жить, чтобы почувствовать себя счастливым?

– Счастье в моей жизни – это служить Богу. 68 лет стоять у Престола со многими архиереями, с патриархами. Для меня счастье – богообщение. Ну и, конечно же, семья. Не всё было хорошо и гладко в жизни. У меня умерло два сына. У одного была злокачественная опухоль; другой расстроился очень, стоя над могилой брата, и долго не прожил после его смерти – скоропостижно скончался. Остальное всё хорошо. И хотя я не служу сейчас, но всё равно нет причин жаловаться. С патриархом я не служу, потому что у меня очень болят ноги. Мой зять, священник, построил храм. Я туда хожу на каждую службу. Для моих 88 лет это счастье – самому еще ходить в храм.

У меня уже пять внуков и шесть правнуков, так что, слава Богу, всё отлично.

Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в день памяти святителя Филарета. 2 декабря 2011 г.

Вы заговорили о семье. Со своей супругой вы вместе уже 65 лет…

– Больше: 68 лет. (Смеется.)

– Дайте, пожалуйста, совет молодым людям, молодым священникам, как жить так, чтобы отношения в семье были всю жизнь хорошими.

– Самое главное – любовь. Я женился в очень трудное время на Западной Украине. Я, служа в армии, защищал Родину, потом был в Лавре, потом в семинарии.

Поехал в родную деревню, чтобы жениться. Дочь местного батюшки хотела за меня выйти, но ее родители не пустили: ехать же надо было со мной на Урал. Согласилась только одна – добровольно поехала так далеко. Слава Богу, живем вместе уже 68-й год – была и серебряная свадьба, и золотая, и бриллиантовая. (Смеется.)

После женитьбы принял сан. Моя мечта сбылась. Я с детства мечтал служить Богу. Он мне дал и голос, и здоровье отличное. Богослужение – это самое большое счастье. Объездил и повидал весь мир, еще начиная с митрополита Никодима (Ротова), потом при патриархах Алексии II и Кирилле. 71 раз выезжал за границу в советское время! Мне пришлось защищать Православие. Голос привлекал людей не только православных, но и инославных – вот оно счастье.

Отец Андрей, вы сказали, что главное в семье – любовь. А что такое любовь? Как она проявляется?

– Любовь – это мир, благополучие, служение Церкви. Я это всё любил с детства. Больше ничего добавить не могу.

– Какими правилами вы руководствуетесь при воспитании своих детей, теперь уже внуков и правнуков? Что главное для родителей?

– Правилам меня научили родители – своим примером и отношением к жизни и друг к другу. Я родился в простой семье в Западной Украине – тогда это была часть Польши. У нас там гонений на веру не было, советская власть пришла позже – в 1939 году. Я старался всем, чем мог, помогать семье. А что можно еще сказать? Как украинцы говорят:

Де згода в сімействі, там мир і тишина,
Блаженні там люди, блаженна сторона.
Їх Бог благословляє, добро їм посилає
І з ними ввік живе і щастя їм дає.

По-русски:

Где согласие в семействе, там мир и тишина,
Блаженны там люди, блаженна сторона,
Их Бог благословляет, добро им посылает
И с ними вовеки живет и счастье им дает.

На жизнь, слава Богу, я не жалуюсь и переношу с любовью свои болезни и скорби. Я люблю службу. Стоять у престола – это самая большая любовь моей жизни, а потом и семья.

Патриаршее служение в Сретенском монастыре

Построили храм рядом, а ходят единицы. Помогаю воцерковить людей

– Вы наблюдали возрождение церковной жизни в нашей стране, у вас огромный опыт служения в советской России. За последние 25 лет открылось много храмов, строятся новые, возобновилась монашеская жизнь. Всё вроде бы внешне благополучно. Но… Так что же еще необходимо, чтобы нам всем быть православными?

– Надо объяснять людям. В девятиэтажном доме, где я живу, практически никто не ходит в храм. Я очень расстроен, помочь надо этим людям. Построили храм рядом, а ходят единицы. Моя цель – чем могу, помогаю воцерковить людей.

А почему люди не ходят в храм, отец Андрей?

– Так воспитаны. Я живу в новом районе, и все «непослушные» из центра, с Невского, переехали сюда. Я считаю, они не ходят в храм, потому что так воспитаны. Мне в пожилом возрасте приходится уговаривать их, помогать им, чтобы уверовали в Бога. Это моя задача.

– Батюшка, сейчас мы переживаем сложный период в отношениях между Россией и Украиной. Как вы считаете, как нам, обычным людям, русским и украинцам, надо вести себя в этой ситуации? Что мы должны поставить во главу угла?

– Я – украинец, но всю жизнь прожил в России. Не знаю, что можно сделать, чтобы всё было хорошо. Это самый больной вопрос. Я учился в семинарии с Филаретом (Денисенко). Будучи в академии, мы были с ним «на ты». Он был отличным епископом, отличным митрополитом. Столько сделал! А потом что получилось?.. Когда я приехал с патриархом Алексием II в Киев, он, Денисенко, закрыл проезд во Владимирский собор. Лежали люди. А ведь приехал Патриарх! Так я расстроился, это моя Украина… Правда, я родился в Западной Украине. Хотя там тоже сильно притесняют православных. За Украину я очень болею. Не знаю, чем всё это кончится, очень сложно.

Батюшка, правильно я понимаю, что главное, чтобы в Церкви порядок был?

Украинская Церковь в очень сложной ситуации. Надо молиться Богу, чтобы всё было хорошо

– Да, конечно. Я очень переживаю. Власти [украинские] стараются порушить храмы, при случае закрыть. В России – в Питере, в Москве, – слава Богу, все хорошо сейчас. В Киеве – страшно, что будет. Патриарх не может поехать. Украинская Церковь в очень сложной ситуации. Надо молиться Богу, чтобы всё было хорошо.

– Отец Андрей, как молодые пастыри должны относиться к своему служению? О чем ни в коем случае нельзя им забывать?

Архидиакон Андрей Мазур

– В Питере много молодых пастырей, много новых храмов есть. Они окончили академию. К службе, к сожалению, относятся нехорошо. Все накупили «мерседесов», а в храме ничего не делают. Старые храмы часто в запустении. В советское время так было, после перестройки стало лучше, а сейчас будет так же, как при СССР. Если взять службу, я прихожу в храм, там на полиелей выходят все, после полиелея все садятся в машины и уезжают. Конечно, всё зависит от настоятеля. У меня зять священник, я говорю ему, он молчит. Он родился в неверующей семье. Я его провел в семинарию…Я люблю торжественные службы, как в Александро-Невской Лавре, как в Никольском соборе. Там еще порядок. В простых храмах – не всегда. Нет благочиния, и поэтому мало народа ходит.

Отец Андрей, дайте совет нам, молодым людям, как жить в Церкви.

Надо, чтобы все дети были верующими

«СЧАСТЬЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ – ЭТО СЛУЖИТЬ БОГУ»

Беседа с архидиаконом Андреем Мазуром

Вот уже почти 70 лет несет он свое служение Церкви, начатое в Почаевской Лавре послушником и певцом в лаврском хоре, продолженное протодиаконом в Пермском кафедральном соборе, а в 1957–1990 годах – в Ленинграде: в Троицком соборе Александро-Невской Лавры и Ленинградском кафедральном соборе. Служа в Лавре, отец Андрей исполнял и послушание регента будничного хора; позднее пел в хоре духовенства под руководством протодиакона Павла Герасимова. С 1990 года отец Андрей – патриарший архидиакон.

Яркий и красивый бас архидиакона Андрея, его вдохновенность придавали особую торжественность богослужениям, в которых он участвовал. Его жизнь – пример преданного служения Церкви Богом данным талантом и следования своему призванию.

– Отец Андрей, в одном из своих интервью на вопрос, считаете ли вы себя счастливым человеком, вы ответили: «Безусловно, да». Что такое счастье, и как надо жить, чтобы почувствовать себя счастливым?

– Счастье в моей жизни – это служить Богу. 68 лет стоять у Престола со многими архиереями, с патриархами. Для меня счастье – богообщение. Ну и, конечно же, семья. Не всё было хорошо и гладко в жизни. У меня умерло два сына. У одного была злокачественная опухоль; другой расстроился очень, стоя над могилой брата, и долго не прожил после его смерти – скоропостижно скончался. Остальное всё хорошо. И хотя я не служу сейчас, но всё равно нет причин жаловаться. С патриархом я не служу, потому что у меня очень болят ноги. Мой зять, священник, построил храм. Я туда хожу на каждую службу. Для моих 88 лет это счастье – самому еще ходить в храм.

У меня уже пять внуков и шесть правнуков, так что, слава Богу, всё отлично.

Вы заговорили о семье. Со своей супругой вы вместе уже 65 лет…

– Больше: 68 лет. (Смеется.)

– Дайте, пожалуйста, совет молодым людям, молодым священникам, как жить так, чтобы отношения в семье были всю жизнь хорошими.

– Самое главное – любовь. Я женился в очень трудное время на Западной Украине. Я, служа в армии, защищал Родину, потом был в Лавре, потом в семинарии.

Поехал в родную деревню, чтобы жениться. Дочь местного батюшки хотела за меня выйти, но ее родители не пустили: ехать же надо было со мной на Урал. Согласилась только одна – добровольно поехала так далеко. Слава Богу, живем вместе уже 68-й год – была и серебряная свадьба, и золотая, и бриллиантовая. (Смеется.)

После женитьбы принял сан. Моя мечта сбылась. Я с детства мечтал служить Богу. Он мне дал и голос, и здоровье отличное. Богослужение – это самое большое счастье. Объездил и повидал весь мир, еще начиная с митрополита Никодима (Ротова), потом при патриархах Алексии II и Кирилле. 71 раз выезжал за границу в советское время! Мне пришлось защищать Православие. Голос привлекал людей не только православных, но и инославных – вот оно счастье.

Отец Андрей, вы сказали, что главное в семье – любовь. А что такое любовь? Как она проявляется?

– Любовь – это мир, благополучие, служение Церкви. Я это всё любил с детства. Больше ничего добавить не могу.

– Какими правилами вы руководствуетесь при воспитании своих детей, теперь уже внуков и правнуков? Что главное для родителей?

– Правилам меня научили родители – своим примером и отношением к жизни и друг к другу. Я родился в простой семье в Западной Украине – тогда это была часть Польши. У нас там гонений на веру не было, советская власть пришла позже – в 1939 году. Я старался всем, чем мог, помогать семье. А что можно еще сказать? Как украинцы говорят:

Де згода в сімействі, там мир і тишина,
Блаженні там люди, блаженна сторона.
Їх Бог благословляє, добро їм посилає
І з ними ввік живе і щастя їм дає.

По-русски:

Где согласие в семействе, там мир и тишина,
Блаженны там люди, блаженна сторона,
Их Бог благословляет, добро им посылает
И с ними вовеки живет и счастье им дает.

На жизнь, слава Богу, я не жалуюсь и переношу с любовью свои болезни и скорби. Я люблю службу. Стоять у престола – это самая большая любовь моей жизни, а потом и семья.

– Вы наблюдали возрождение церковной жизни в нашей стране, у вас огромный опыт служения в советской России. За последние 25 лет открылось много храмов, строятся новые, возобновилась монашеская жизнь. Всё вроде бы внешне благополучно. Но… Так что же еще необходимо, чтобы нам всем быть православными?

– Надо объяснять людям. В девятиэтажном доме, где я живу, практически никто не ходит в храм. Я очень расстроен, помочь надо этим людям. Построили храм рядом, а ходят единицы. Моя цель – чем могу, помогаю воцерковить людей.

А почему люди не ходят в храм, отец Андрей?

– Так воспитаны. Я живу в новом районе, и все «непослушные» из центра, с Невского, переехали сюда. Я считаю, они не ходят в храм, потому что так воспитаны. Мне в пожилом возрасте приходится уговаривать их, помогать им, чтобы уверовали в Бога. Это моя задача.

– Батюшка, сейчас мы переживаем сложный период в отношениях между Россией и Украиной. Как вы считаете, как нам, обычным людям, русским и украинцам, надо вести себя в этой ситуации? Что мы должны поставить во главу угла?

– Я – украинец, но всю жизнь прожил в России. Не знаю, что можно сделать, чтобы всё было хорошо. Это самый больной вопрос. Я учился в семинарии с Филаретом (Денисенко). Будучи в академии, мы были с ним «на ты». Он был отличным епископом, отличным митрополитом. Столько сделал! А потом что получилось?.. Когда я приехал с патриархом Алексием II в Киев, он, Денисенко, закрыл проезд во Владимирский собор. Лежали люди. А ведь приехал Патриарх! Так я расстроился, это моя Украина… Правда, я родился в Западной Украине. Хотя там тоже сильно притесняют православных. За Украину я очень болею. Не знаю, чем всё это кончится, очень сложно.

Батюшка, правильно я понимаю, что главное, чтобы в Церкви порядок был?

– Да, конечно. Я очень переживаю. Власти [украинские] стараются порушить храмы, при случае закрыть. В России – в Питере, в Москве, – слава Богу, все хорошо сейчас. В Киеве – страшно, что будет. Патриарх не может поехать. Украинская Церковь в очень сложной ситуации. Надо молиться Богу, чтобы всё было хорошо.

– Отец Андрей, как молодые пастыри должны относиться к своему служению? О чем ни в коем случае нельзя им забывать?

– В Питере много молодых пастырей, много новых храмов есть. Они окончили академию. К службе, к сожалению, относятся нехорошо. Все накупили «мерседесов», а в храме ничего не делают. Старые храмы часто в запустении. В советское время так было, после перестройки стало лучше, а сейчас будет так же, как при СССР. Если взять службу, я прихожу в храм, там на полиелей выходят все, после полиелея все садятся в машины и уезжают. Конечно, всё зависит от настоятеля. У меня зять священник, я говорю ему, он молчит. Он родился в неверующей семье. Я его провел в семинарию…

Я люблю торжественные службы, как в Александро-Невской Лавре, как в Никольском соборе. Там еще порядок. В простых храмах – не всегда. Нет благочиния, и поэтому мало народа ходит.

Отец Андрей, дайте совет нам, молодым людям, как жить в Церкви.

– Тем, кто в сане, – служить Богу, это главное! Семье – тоже. Надо, чтобы в семье всё было хорошо, чтобы все дети были верующими. Слава Богу, я уже говорил, что у меня пять внуков и шесть правнуков. Я рад, что у меня в семье всё хорошо. Пока я жив, всё держится отлично. Я доволен всем. Я счастлив.

Наш короткий, но необыкновенный разговор с отцом Андреем закончился. Я сердечно поблагодарил его, и уже перед тем, как положить трубку, батюшка несколько раз твердо сказал: «Молитесь, молитесь, молитесь».

С архидиаконом Андреем Мазуром
беседовал монах Рафаил (Попов)

Это человек-эпоха, чье щедрое и усердное служение Богу и людям пришлось на один из самых сложных периодов исповедничества, а после и небывалого расцвета Русской Православной Церкви. Как и в те, и в другие времена служить «в Духе и истине» (Ин. 4, 24 )?

О новопреставленном патриаршем архидиаконе Андрее Мазуре вспоминают его сослужители и ученики.

«Он остается с нами!»

Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове:

Для нас уход отца Андрея Мазура - такая ощутимая утрата! На протяжении 30 лет он был клириком Елоховского собора. В последние годы он уже не мог служить, но в нем всегда оставалось все то же самое, как и раньше, трепетное сожаление, если он по какой-то глубоко обоснованной причине - тяжелой болезни, например - не мог служить. Он очень глубоко всегда эти моменты переживал, и даже не имея возможности участвовать в богослужениях, все равно непрестанно интересовался, что и как, сокрушался, как же это он не с нами. А мы ему говорили:

Отец Андрей, вы все равно с нами! Вы всегда в наших молитвах.

Это была взаимная потребность: ощущать соборное единство, ему - чувствовать себя частью клира, нам - его наследниками и продолжателями.

Он никогда не был за штатом. Еще ранее Святейшего Алексия II, который и перевез, став Патриархом, отца Андрея в Москву, его хотел сюда перевести из Питера также тогда еще только выбранный Патриархом митрополит Пимен (Извеков), но в Совете по делам религий тогда засуетились: «Нам его не надо, он привлекает людей».

Когда митрополит Кирилл стал Патриархом, он, отец Андрей рассказывал, спросил его:

Сколько лет вы служите?

Ваше Святейшество, мне уже 80 лет, ноги болят, сердце пошаливает!

У вас свободный график: нездоровы - лечитесь, а как получше себя чувствуете - служите, пожалуйста!

Он же и нынешнего Патриарха Кирилла и в чтецы вводил, и в диаконы, да и при всех его хиротониях присутствовал. Рассказывал, что, когда Святейший был еще молодым человеком, подсказывал ему, как с посохом ходить.

Это человек, который в самый тяжелый период, когда формировался клир возрождающейся Церкви, подводил к архиерейской хиротонии более 100 будущих архиереев, которые возглавили теперь кафедры, и все они за него сейчас молятся. Такая в нем сосредоточена полнота соборного опыта Святой и Апостольской Церкви.

Отец Андрей оставался всегда скромным, любящим, трепетным человеком

Но он никогда ничем подобным не надмевался, никогда не гордился. Отец Андрей, несмотря на все свои великие достоинства, таланты, авторитет, экстремальную высоту служения, несравненную степень единственного в своем роде звания патриаршего архидиакона, оставался всегда очень скромным, любящим, трепетным человеком. Он в полной мере разделял все труды. Никогда себя никому не противопоставлял. Ни на кого не смотрел сверху. И в течение своего без малого 70-летнего служения в диаконском сане был доступным, простым и усердным тружеником. Делился со всеми всем, что получил от Бога и неустанно в опыте соборном преумножал: знания, таланты, навыки, умения он расточал любвеобильно, щедро. Всех он знал, за каждого переживал и молился.

Его отношение к службе всегда было благоговейнейшим, оно породило целую плеяду служителей Церкви, которые, глядя на него, загорались этой ревностью к богоугождению.

Самому мне на протяжении своего 17-летнего протодиаконского служения посчастливилось быть рядом с ним практически все службы, которые служил Святейший Патриарх Алексий II, а потом Святейший Патриарх Кирилл. Испытываю особое чувство сыновней привязанности и благодарности к этому человеку, который, можно сказать, меня родил для служения Богу и Церкви. На протяжении многих лет отец Андрей был для меня примером преданного, искреннего, бескорыстного служения алтарю Божию, образцом православного богослужения.

Он вообще был удивительный, можно сказать, святой человек. Сейчас часто говорят о несвятых святых, основываясь на одноименной книге владыки Тихона. Вот для нас отец Андрей был таким несвятым святым, который и в вечности с Богом пребывал, и вместе с тем на протяжении многих и многих лет служил Господу, подавая нам всем пример, и просто легко и охотно общался со всеми нами.

Он и в Москве был нашим, и в Питере своим. Сам всегда смеялся и шутил:

Я единственный клирик Русской Православной Церкви с самой длительной командировкой.

Его командировка в Москву началась в 1990-м году, когда Святейший Алексий II стал Патриархом и назначил его патриаршим архидиаконом, и продолжалась до позавчерашего дня, 3 мая, когда отец Андрей преставился. Никто его никуда не почислял за штат, не увольнял.

Господь его призвал на 92-м году жизни, именно с того поприща, о котором сам новопреставленный мечтал с детства и на которое и был поставлен, на котором во славу Божию и послужил.

Его служение двум столицам - Санкт-Петербургу и Москве - уникально. В его личности объединялись эти два все-таки таких неповторимо разных мира, эти две уникальные церковные традиции. Отец Андрей был неотъемлемой частью Санкт-Петербурга, - немыслима северная столица без архидиакона Андрея! Но также и православную Москву невозможно себе представить без этого столпа веры, без его самозабвенного служения Христу.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла отпевание 5 мая в 9:15 в Александро-Невской лавре возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Для самого отца Андрея Александро-Невская лавра была чрезвычайно дорога, так как он участвовал в первых богослужениях возрожденной обители, был ее ризничным, положил много трудов, чтобы вновь после разорения собрать лаврскую ризницу. Его путь всея земли, последнее для его души богослужение на многострадальной совершается здесь, в его любимой лавре, где он теперь и погребен.

И все равно он остается со всеми нами!

Уже в последнее время было понятно: возраст, немощи... Но он как был верным служителем Божиим, так и оставался им до самых последних дней; верим, что и у Престола Божия служит.

Это истинный праведник наших времен

Мы все соборне молимся, чтобы Господь упокоил его душу в селениях праведных, потому что это истинный праведник наших времен.

Наверно, это единственный для меня человек, о ком я с уверенностью знаю, что никто из всех служителей Церкви всей нашей страны не может вспомнить вообще даже малейшего негатива в его жизни: никаких, даже мимолетных моментов обидчивости, раздражения и т. д. Его никто никогда таким не видел! Его все помнят радостным, улыбающимся, вдохновенным, несмотря ни на что.

Спаситель взял его к Себе в пасхальный период этих светлых торжественных дней. Для нас эта кончина радостно-скорбна. По-человечески нам тяжело с отцом Андреем расставаться. Почетный настоятель нашего собора протопресвитер Матфей Стаднюк и все наши клирики, конечно, накануне были очень опечалены, когда узнали, что отец Андрей покинул нас, но в то же время все мы верим, что Господь открыл для отца Андрея Свои обители в эти пасхальные дни именно, желая возвеселить и возрадовать его душу, вознося ее в светлые Свои чертоги.

Царство Небесное!

Ко всем и каждому - только любовь

Протодиакон Владимир Назаркин, помощник председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата:

Прекрасный архидиакон и замечательный человек! Доброй души, широкого сердца. У него никогда ни к кому не было никаких ни претензий, ни зависти - только одна любовь. Ко всем и каждому.

А как он служил! Отец Андрей Мазур - это последний из могикан. Таких больше нет. Его непередаваемый голос, его особый тембр, а главное - великая любовь к Богу, людям и богослужению. Больше у него ничего не было.

Еще разве что великое смирение. Он ездил из Переделкино иногда даже на общественном транспорте: на электричке, потом спускался в метро, когда не находилось машины. Не раздражался, не рассеивался. Всегда и везде молился!

Это величайший архидиакон и подлинный христианин. Храни его Бог. Дай, Господи, ему в мире ином самое хорошее место.

Человек-эпоха

Протодиакон Геннадий Кузнецов , клирик Новоспасского монастыря Москвы:

Отец Андрей еще как протодиакон всем нам, служащим в этом чине, показывал пример. Он служил со многими архиереями. После перевода в северную столицу в 1957-м году вспоминал, что служил там с семью митрополитами! У него был огромный опыт служения, а также глубочайшие знания и в сфере музыкальной теории, и в области церковного Устава.

Одно время он даже учился в Московской консерватории, а потом начальство узнало, что он параллельно осваивает курс в только что открывшейся семинарии. Вызвали на ковер:

Вы что?! В семинарии учитесь?

Да, - подтвердил и не отрекся он.

Так нельзя: или там, или здесь, - объяснили ему.

Это, кстати, человек, который до подросткового возраста, когда внутренне окреп и сформировался, не видел ни одного безбожника, даже просто неверующего человека. Конечно, он выбрал семинарию! А Господь уже Сам в преизбыточествующей мере восполнил все!

Отец Андрей мог и форте сделать, и, понимаете ли, тут же на пиано перейти, а также с пианиссимо, он - Боже мой! - поднимался и делал та-ко-е потрясающе огромное крещендо, а потом опять спускался на пиано. У него было удивительное музыкальное чутье.

Он не расточал глаголов Божиих с небрежением

Евангелие и Апостол он читал классически. Сейчас многие диаконы и ектеньи: паки и паки... - та-та-та-та-та - тараторят! Так же, Господи упаси, и Священное Писание читают. Отец Андрей читал настолько четко и ясно, что каждое произносимое им слово доходило до всех молящихся в храме. Все, стоящие в храме, как нива Божия, были питаемы от него Словом Господним. Он не расточал глаголов Божиих с небрежением.

За его богослужениями люди всегда могли не только слушать его голос, но и, прежде всего, молиться. Он и сам говорил: «Как диакон молится, так и весь храм молится». Его собственное внутреннее состояние всегда, чувствовалось, было на высоте.

Где сейчас этот подъем и ликование о славе Божией в новых поколениях диаконов? У нас даже и протодиаконы есть, которые сейчас больше хвалятся своим голосом, а не о том пекутся, как бы донести Слово Божие пастве Христовой. Молящимся нужна пища духовная, а не только переливы и раскаты пусть и шикарных голосов.

Отец Андрей Мазур был для всех нас высочайшим примером, слушая, наблюдая служение которого, можно было расти и расти. Не скажу: равняться. Стремиться! Устремляться. Превозмогать себя.

Для нас отец Андрей был архидиаконом-старцем. Именно таким духоносным служителем на своем поприще. Носителем церковного предания. Он жил в традиции. Имел огромный опыт, отточенные к концу жизни уже почти вековым служением навыки. Служил он великолепно.

У него был свой, особый стиль архидиаконского служения, который в Церкви, как драгоценное вместилище духовной традиции, передается из поколения в поколение. Архидиакон Андрей Мазур - человек-эпоха.

Я от него, по милости Божией, тоже многое почерпнул еще со времен моего служения диаконом, а потом и протодиаконского. Я неизменно прислушивался ко всем его отзывам. Он всегда по-христиански кротко, радея о высоте и стройности богослужения, подскажет что-то, даст направление тоже в какой-то мере подвижнического, иначе и быть не может, в богоугождении, пути.

Архидиакон - это вообще-то монашеский чин, старший диакон в прославленной лавре или обители. Из белого духовенства в сан архидиакона возвести кого-то может только сам Патриарх, и то только того, кто служит при нем. Еще разве что святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, дал такой титул Константину Розову, после него Антоненко был, Прокимнов, Стефан Гавшев, а потом и отец Андрей Мазур сподобился.

У отца Андрея, надо отметить, была любимейшая семья. Правда, жили родные в Питере, а он подолгу служил в Москве. «Но главное для тех, кто в сане, - уверял, - служить Богу!» На первом месте для него всегда было богослужение - это его безраздельная любовь, а потом уже и семья, тоже нежно любимая. «Без внуков, - признавался этот любвеобильный, радостный человек, - я, наверное, не смог бы жить».

Встречались мы достаточно часто с отцом Андреем, когда владыка тогда еще Орехово-Зуевский Алексий (Фролов) сослужил Святейшему Алексию II. Отец Андрей на этих богослужениях был первым диаконом, а я вторым. Если случались совместные службы, это всегда была огромная радость.

Распределяя нас, протодиаконов, по стажу и голосовым данным, отец Андрей нас всегда так четко распределит, что каждый точно знал, какую ектенью кто и когда произносит. «Тебе вот эту ектенью произносить, тебе вот эту, тебе вот эту...» - только и слышно было от него перед богослужением, так что служба всегда проходила на одном дыхании.

Все всегда было так спокойно, размеренно, без суеты. Мы все как-то, помню, старались служить благочестиво. Часто я вместе с отцом Андреем сподоблялся вместе служить в Донском монастыре, служили и в других обителях и храмах. Слава Богу!

Святейший Алексий II к отцу Андрею относился с глубоким почтением и теплотой, не только как к великому архидиакону, но и просто по-человечески его очень ценил. Святейший Алексий II был очень чувствительным к внутреннему устроению каждого церковнослужителя, он различал тех, кто искренно возносит молитву, и тех, кто просто произносит слова, лишь бы сказать. Отец Андрей духовно был очень близок Святейшему Алексию II.

Несколько раз отец Андрей служил у нас в Новоспасском монастыре Москвы. Помню его служение и на праздник Преображения Господня в 1995-м году, когда в Преображенском соборе обители рукополагали владыку Алексия (Фролова) во епископы. Это было славнейшее торжество.

Про отца Андрея Мазура не скажешь в двух словах. Как же с ним рядом было хорошо! Я с такой радостью всегда с ним служил! Это просто духовный восторг был - молиться с ним вместе! Мы все, протодиаконы и диаконы, отдавали ему предпочтение. Это ладно. Но он-то ведь тоже нам предпочтение отдавал! Прямо по слову апостола: честию друг друга болша творяще (Рим. 12, 10).

Царство Небесное. И на самих его службах Царство Небесное ощущалось.

«Его службы - это всегда торжество Православия»

Священник Константин Корнеев, клирик Богоявленского кафедрального собора в Елохове:

В последнее время отец Андрей жил в Питере, но оформлен был у нас, в Елоховском соборе. Время от времени приезжал. А когда приезжал, тогда, конечно, обязательно служил. Обычно на вечерней службе. Это всегда было очень отрадно!

Он с радостью делился своим опытом со всеми

Он каким-то удивительным образом, при всех его заслугах и дарованиях, никогда не превозносился ни перед кем. Он и с великими общался на равных, и с ребятами-алтарниками мог запросто заговорить, или они, не терзаясь - «да кто мы такие», могли что-то спросить, обратившись к нему. Он с радостью делился своим опытом со всеми.

У нас в соборе много новорукоположенных диаконов проходят сорокоуст - это богослужебная практика. Для каждого из них, уверен, просто даже увидеть отца Андрея, а тем более сослужить ему было эпохальным событием. Он и с молодыми священниками мог поговорить. У нас с ним разница в возрасте, например, более полувека, но это не мешало общению.

Его службы видела и знала вся православная Москва, а также Санкт-Петербург и вся полнота Русской Православной Церкви: всюду он еще при Святейшем Алексии II служил. Выезжал со Святейшим и за рубеж, представляя нашу Церковь. Сам же и радовался, что собирает на богослужения не только православных, но и инославных может своим голосом за живое взять. «Мы, - говорил, - на защите Православия». Его службы - это действительно всегда было торжество Православия. Настолько он возвышенно и от души служил.

И дело тут было не только в его выдающихся голосовых данных, но, прежде всего, в устроении его души. Он всегда был собран и воодушевлен. Делал все в нужное время. Если случалось что-то непредвиденное, даже во время богослужения, он ко всему относился очень спокойно. Не раздражался. Мог улыбнуться, сказать доброе слово, ободрить того, кто что-то не так совершил. С ним было радостно и легко.

Это человек глубокой христианской веры.

Служить в последнее время ему было тяжеловато, ноги болели. А он все равно, чувствовалось, всей душой участвовал в службах. Когда уже не мог даже ходить, просто звонил, и его соприсутствие ощущалось. Он же службу знал наизусть, служить мог даже без служебника. Причем это даже запрещено, потому что враг пытается помешать, донимает, - а вот отец Андрей был настолько сосредоточен, что его было никак и никому не сбить.

Он много рассказывал про семью, которую он очень любил, про свое служение и в Почаеве, и потом в Перми, откуда его призвали в Питер, а потом, уже при Святейшем Алексии II, вернули туда, где он учился, - в Москву.

Службы у него были глубоко духовными. Внутренне они очень похожи со Святейшим Алексием II. Так же, как Святейший Алексий II всех всегда добродушно принимал, улыбался тем, кто подходил к нему под благословение, также и отец Андрей всегда ко всем был расположен. В его голосе никогда не было никаких приказных ноток. Все по-дружески. Иногда с какой-то детской непосредственностью и простотой. Таковых есть Царство Небесное (Мф. 18, 3).

Архидиакон Андрей Мазур многое успел за жизнь: участвовал в Великой отечественной Войне, был ротным запевалой, учился в консерватории, заведовал трапезным храмом и хлебопекарней, много путешествовал и служил с патриархом Алексием II.

Болезнь ног заставила отказаться от службы в храме, но в сане Андрей Мазур оставался до самой смерти в 2008 году.

Андрей Мазур родился в Польше, но позже его родные земли вошли в состав СССР

день рождения Андрея Мазура

Андрей Лазаревич Мазур родился 8 декабря 1926 в Новом Кокореве. Это село тогда принадлежало Польской республике, а сегодня оно входит в состав Западной Украины.

Он рос в окружении верующих людей. Отец был церковным старостой. А вот с матерью маленький Андрей толком не успел пообщаться - она умерла, когда ему было около 4-х лет.

Церковный староста - это мирянин, который заведует церковным хозяйством.

Через год мальчик уже учился в польской школе. Русского языка он не знал, зато изучал православие. В 1939 Западная Украина вошла в состав СССР.

Андрей Мазур

Архидиакон

«У отца была земля, хозяйство, лошади. Я пас коров, когда еще даже не ходил в школу. И в поле работал, и косил, и ездил за дровами. В школе польский язык учил, и сейчас его хорошо помню. Польский учили как основной, а украинский ― как иностранный. По-русски стал учиться только в семинарии».

Забот по дому хватало: 8 гектаров, где требовалось пасти скот, пахать и косить.


Архидиакон Андрей Мазур на службе

Помимо учёбы и труда, юный Андрей уделял время церкви. Ходил в храм отца, где пел в хоре.

Перемены, которые принесла советская власть, не радовали Андрея Лазаревича:

Андрей Мазур

Архидиакон

« Раньше все у нас были верующими, до 1939 года я не видел ни одного неверующего человека. Советская власть пришла ― и началось: гонения, раскулачивания. Высылали в Сибирь ― родственников моей матушки выслали ни за что: объявляли кулаками за пять гектаров земли, корову и лошадь…

В общем, брали всех, кто был чуть-чуть побогаче, чем бедный. Вообще у нас ни нищих, ни особо богатых не было, были бедные и средние».

Андрей Лазаревич участвовал в боях за Берлин, но его демобилизовали по здоровью

В 1943 году Андрея Лазаревича призвали в Красную Армию, но к счастью для него, советская власть относилась к полякам настороженно.

Андрей Мазур

Архидиакон

«Мне очень мало пришлось воевать. Нас, «западников», почему-то на фронт не пускали, держали в Марийской республике ― считали, что мы ненадежные, бандеровцы, если что, переметнемся на сторону врага. Под конец уже послали, когда были бои за Берлин.

Должность, которую получил будущий священник, - командир отделения миномётчиков. Также он был ротным запевалой.

Из-за плохого питания Андрей Лазаревич угодил в госпиталь. И не удивительно: ведь среди солдат считалось удачей угодить в наряд по кухне, чтобы запечь очистки от картошки. Иногда случились и удачные дни - когда посылки с едой из дома доходили, но так происходило далеко не всегда. Из-за проблем со здоровьем Андрея Мазура демобилизовали.

В армии Андрей Лазаревич освоил русский язык. Точнее, научился на нём разговаривать.

Что же касается письменности, то в ней он успехов не имел, да и вряд ли мог бы найти время для серьёзного её изучения.

Андрей Лазаревич пел в хоре Почаевской лавры, нёс другие послушания и женился перед получением сана

После госпиталя Андрея Лазаревича хотели направить в школу милиции. Такая участь ему не нравилась, и отец нашёл выход - отвёз сына в Почаевскую лавру.

У него выявили бас и взяли в хор. Одновременно назначили послушания:

  • заведовать хлебопекарней;
  • заведовать просфорней;
  • заведовать трапезным храмом.

Затем, в 1948 году, была Московская духовная семинария (тогда - «Богословский институт») при Новодевичьем монастыре - в ней-то послушник освоил русскую письменность.

Андрей Лазаревич недолго учился в Московской консерватории, но не смог совмещать с семинарией и бросил.

Не всё складывалось благополучно, советская власть напоминала о себе:

Андрей Мазур

Архидиакон

«Помню, когда учился в семинарии, во время занятий приходили красноармейцы и брали людей, сажали в тюрьму, потом отправляли в Казахстан. В Почаевской лавре прямо во время службы приходили в шапках в собор и забирали священников. Брали каждого десятого».

Но Андрей Лазаревич избежал страшной участи.

Однажды друг пригласил его в Пермь.

В те годы православию приходилось тяжело, так что никто особо не выбирал священнослужителей. Один из дьяконов местного архиепископа Иоанна Лаврененко любил выпить. Иногда доходил до такого состояния, что не мог выполнять обязанности.

Тогда архиепископ обращался к Андрею Лазаревичу - просил читать Апостол. Однажды он сказал, что послушнику пора принять сан. Но тот возразил, что ещё не женился.

Архиепископ Иоанн вручил послушнику деньги и сказал, чтобы тот ехал домой жениться.

Архиепископ Иоанн посоветовал Андрею Мазуру жениться

Андрей Мазур

Архидиакон

«Поехал я в родную деревню. Дочь местного батюшки хотела за меня выйти, но ее родители не пустили: ехать же надо было со мной на Урал. Согласилась только одна ― добровольно поехала в Сибирь».

Затем Андрей Лазаревич закончил учёбу и принял духовный сан.


Несмотря на гонения отец Андрей служил во многих храмах и пел в хоре

в этом году отец Андрей переехал служить в Ленинград

В 1950 отец Андрей стал протодиаконом Пермского кафедрального собора - служил у того самого архиепископа Иоанна, который посоветовал жениться.

В 1957 году понадобилось переехать в Ленинград. Только там стало понятно, насколько действительно тяжело приходилось священникам:

Андрей Мазур

Архидиакон

«Я увидел настоящие гонения. Митрополитам разрешали служить только в Никольском соборе, он был кафедральным. Если митрополит хотел служить в другом храме, требовалось разрешение уполномоченного по делам религий. Нам тоже запрещено было служить в других храмах.

В Крещение, когда люди стояли в очереди за святой водой, мы иногда выносили воду на улицу, чтобы сократить очередь, но если приходил уполномоченный, вынуждены были возвращаться в храм».

До 1968 года отец Андрей служил протодиаконом Троицкого собора Александро-Невской лавры. Туда его назначил митрополит Никодим. Эту деятельность протодиакон совмещал с другой - был регентом в будничном хоре.

Затем его перевели в Ленинградский кафедральный собор, где отец Андрей двадцать два года участвовал в богослужениях и пел в хоре.


Отец Андрей обращал внимания на проблемы Церкви: плохое образование, разрушенные храмы, равнодушие молодёжи

Отец Андрей много рассуждал о проблемах православной Церкви. Особо его занимала тема того, что она не популярна среди молодёжи. Но не забывал он и о других трудностях:

Андрей Мазур

Архидиакон

« Далеко не все из тех, кто называет себя православными, воцерковились, молодежь в основном далека от Церкви. В городах люди жалуются, что много работают, нет времени ходить в храмы.

В селах мало храмов, часто они находятся вдали от деревень, а живут в деревнях в основном пожилые люди, им дойти тяжело. И священников в деревнях нет богословски образованных: раньше, бывало, если человек знал «Отче наш» и «Верую», его рукополагали. <…>

Много бедных приходов с полуразрушенными храмами. В Москве и в Петербурге этого практически нет, а в провинции многие священники вынуждены работать еще и на светской работе, иначе просто не прожить».

Алексий II возвёл отца Андрея в сан архидиакона, и тот благодарно продолжал служение

В 1990 году патриарх Алексий 2 назначил Андрея архидиаконом. С тех пор тот служил с ним и сопровождал в различных поездках.

Андрей Мазур

Архидиакон

«У меня больше 80 выездов за границу. Я был и в Америке, и в Италии, и в Японии, и во многих других странах».

После смерти Алексия II Андрей стал помощником патриарха Кирилла. Однако служить Церкви в полную силу уже не мог. Болезнь ног мешала ходить в храм.

Однако этого от архидиакона и не требовали. Ему предоставили свободный график работы, лишь бы тот мог продолжать нести свою миссию.

Оглядываясь на прожитые годы, архидиакон Андрей рассуждал о счастье и называл себя счастливым человеком:

Андрей Мазур

Архидиакон

« Счастье в моей жизни – это служить Богу. 68 лет стоять у Престола со многими архиереями, с патриархами. Для меня счастье - богообщение. Ну и, конечно же, семья. Не всё было хорошо и гладко в жизни. У меня умерло два сына.

У одного была злокачественная опухоль; другой расстроился очень, стоя над могилой брата, и долго не прожил после его смерти - скоропостижно скончался. Остальное всё хорошо. И хотя я не служу сейчас, но всё равно нет причин жаловаться.

С патриархом я не служу, потому что у меня очень болят ноги. Мой зять, священник, построил храм. Я туда хожу на каждую службу. Для моих 88 лет это счастье - самому еще ходить в храм».

Со смертью архидиакона Андрея в 2018 году прошла целая эпоха православной Церкви, за преданную службу он получил много наград

день смерти Андрея Мазура

3 мая 2018 года архидиакон Андрей Мазур ушёл в иной мир. На тот момент ему было 92. Его отпевали 5 мая в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.

Когда умер архидиакон Андрей, стало ясно, что с ним ушла целая эпоха. Этот человек отдал служению православной Церкви - целых семьдесят лет жизни.

В оценке его деятельности современники не стеснялись в эпитетах и называли архидиакона легендарной фигурой. Отмечали, что он был сторонником и популяризатором «красивых богослужений». Эта традиция едва не исчезла в советские годы, когда старые батюшки торопились быстро провести службу и разойтись по домам, чтобы принять лекарства.

Архидиакон Андрей любил яркие, торжественные службы

Архидиакон Андрей был не таков, а потому приветствовал торжественность в службах. Его бас красиво выделялся и запоминался прихожанам.

Собственно, особую роль этого священнослужителя подчёркивает его сан - архидиакон.

Архидиакон - это старший иеродиакон. Получить такое звание можно в двух случаях:

  • за особые личные заслуги;
  • за многолетнюю безупречную службу.

За жизнь архидиакон получил множество наград - как военных, так и церковных. Самые значимые из них:

  • орден Отечественной войны 2-й степени (1985);
  • медаль «За взятие Берлина» (1945);
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945);
  • орден равноап. вел. кн. Владимира 3-й степени (7 декабря 1996, в день семидесятилетия, от патриарха Алексия II);
  • орден равноап. вел. кн. Владимира 1-й степени (2 декабря 2011);
  • орден прп. Серафима Саровского 3-й степени;
  • орден прп. Серафима Саровского I степени (2015);
  • орден свт. Иннокентия Московского I степени (2016).