Мода сегодня

На какой планете идет кислотный дождь. О погоде на планетах солнечной системы. А что на других планетах

На какой планете идет кислотный дождь. О погоде на планетах солнечной системы. А что на других планетах

Исследование космоса - великое приключение. Его тайны всегда завораживали нас, и новые открытия будут расширять наши знания о Вселенной. Однако пусть этот список послужит предупреждением для ревностных межгалактических путешественников. Вселенная может также быть очень страшным местом. Будем надеяться, что никто никогда не застрянет в одном из этих десяти миров.

10. Углеродная планета (Carbon Planet)

Соотношение кислорода и углерода на нашей планете высоко. На самом деле углерод составляет всего 0,1% от всей массы нашей планеты (из-за этого ощущается такая нехватка углеродных материалов, как алмазы и органическое топливо). Однако неподалёку от центра нашей галактики, где углерода намного больше, чем кислорода, планеты могут обладать совсем другим составом. Именно здесь можно найти то, что учёные называют углеродными планетами. Небо углеродного мира утром было бы чем угодно, но не кристально чистым и голубым. Представьте себе жёлтую мглу с чёрными тучами копоти. С понижением вглубь атмосферы, вы заметите моря, состоящие из неочищенной нефти и смолы. Поверхность планеты бурлит вонючими метановыми испарениями и покрыта чёрной грязью. Прогноз погоды тоже не радует: идёт дождь из бензина и битума (…выбросьте сигареты). Впрочем, в этом нефтяном аде есть и позитивный аспект. Вы, наверное, уже догадались какой. Там где углерода очень много - можно найти и множество алмазов.

9. Нептун


На Нептуне можно ощутить ветра, достигающие таких ужасающих скоростей, что их можно сравнить со струёй реактивного двигателя. Ветра Нептуна несут замёрзшие облака природного газа мимо северного края Большого тёмного пятна - урагана размером с Землю, скорость ветра в котором составляет 2400 километров в час. Это в два раза больше скорости, необходимой для преодоления звукового барьера. Такие сильные ветры естественно далеко за пределами того, что может выдержать человек. Человек, оказавшийся каким-то образом на Нептуне, скорее всего, был бы быстро разорван на куски и навсегда потерян в этих жестоких и непрекращающихся ветрах. Остаётся загадкой то, откуда берётся энергия, подпитывающая самые быстрые планетные ветра в солнечной системе, учитывая то, что Нептун расположен так далеко от Солнца, иногда даже дальше чем Плутон, и то, что внутренняя температура Нептуна достаточно низка.

8. 51 Пегаса b (51 Pegasi b)


Эта гигантская газовая планета, по прозвищу Беллерофонт (Bellerophon) - в честь греческого героя, владевшего крылатым конём Пегасом, в 150 раз крупнее Земли и по большей части состоит из водорода и гелия. Беллерофонт поджаривается своей звездой до температуры в 1000 градусов по Цельсию. Звезда, вокруг которой вращается планета, в 100 раз ближе к ней, чем Солнце к Земле. Для начала, такая температура обуславливает появление сильнейших ветров в атмосфере. Горячий воздух поднимается, а холодный соответственно уходит вниз на его место, что порождает ветер, достигающий скорости в 1000 километров в час. Такая жара также обуславливает и отсутствие водяного испарения. Однако это не означает, что тут не бывает дождя. Мы подошли к самой важной особенности Беллерофонта. Высочайшие температуры позволяют железу, содержащемуся в планете, испаряться. Когда железные испарения поднимаются, они формируют облака железа, похожие по своей сущности на земные облака из водяных испарений. Только не стоит забывать одно важное отличие: когда из этих облаков польётся дождь, это будет раскалённое жидкое железо, льющееся прямо на планету (…не забывайте свой зонт).

7. COROT-3b


COROT-3b - самая плотная и тяжёлая экзопланета, известная на данный момент. По размерам она примерно равна Юпитеру, однако её масса в 20 раз больше. Таким образом, COROT-3b примерно в 2 раза плотнее, чем свинец. Масштабы давления, оказанного на человека, оказавшегося на поверхности такой планеты, были бы невообразимы. На планете массой в 20 Юпитеров человек будет весить в 50 раз больше того, сколько они весят на Земле. Это значит, что 80 килограммовый мужчина будет весить на COROT-3b целых 4 тонны! Такое давление сломает скелет человека фактически мгновенно - всё равно, что если слон сядет ему на грудь.

6. Марс


На Марсе всего за несколько часов может образоваться пылевая буря, которая за несколько дней покроет поверхность всей планеты. Это самые большие и жестокие пылевые бури во всей нашей Солнечной системе. Марсианские пылевые воронки легко превышают своих земных собратьев - они достигают высоты горы Эверест, а ветра в них мчатся на скорости в 300 километров в час. После своего образования пылевая буря может продолжаться несколько месяцев до полного исчезновения. Согласно одной теории, пылевые бури могут достигать таких больших размеров на Марсе из-за того, что пылевые частички хорошо впитывают солнечное тепло и разогревают окружающую их атмосферу. Разогретый воздух движется в сторону более холодных регионов, тем самым образовывая ветра. Сильный ветер поднимает ещё больше пыли с поверхности, которая в свою очередь подогревает атмосферу, из-за чего образовывается ещё больше ветра и круг продолжается заново. Удивительно, но большинство пылевых бурь на планете начинают свою жизнь в одном ударном кратере. Равнина Эллада - самый глубокий кратер в Солнечной Системе. Температура в нижней части кратера может быть на десять градусов выше, чем на поверхности, и кратер наполнен толстым слоем пыли. Различия в температуре являются причиной образования ветра, который подхватывает пыль, и буря начинает своё дальнейшее путешествие по планете.

5. WASP-12 b


Если вкратце, эта планета - самая горячая планета из всех открытых на данный момент. Её температура, обеспечивающее такое звание, составляет 2200 градусов по Цельсию, а сама планета находится на самой близкой орбите к своей звезде, по сравнению со всеми остальными известными нам мирами. Само собой разумеется, всё известное человеку, включая самого человека, в такой атмосфере моментально бы воспламенилось. Для сравнения, поверхность планеты всего в два раза холоднее поверхности нашего Солнце и в два раза горячее лавы. Планета также вращается вокруг своей звезды на невероятной скорости. Она проходит всю свою орбиту, расположенную всего в 3,4 миллионах километров от звезды, за один земной день.

4. Юпитер


Атмосфера Юпитера является домом для штормов в два раза больших, чем сама Земля. Эти великаны в свою очередь являются домом для ветров, развивающих скорость в 650 километров в час, и колоссальных молний, которые в 100 раз ярче земных молний. Под этой устрашающей и тёмной атмосферой расположен океан глубиной в 40 километров, состоящий из жидкого металлического водорода. Здесь, на Земле, водород это бесцветный, прозрачный газ, но в ядре Юпитера водород превращается в то, чего на нашей планете никогда не было. На внешних слоях Юпитера водород находится в состоянии газа, также как и на Земле. Но с погружением в глубины Юпитера давление атмосферы резко увеличивается. Со временем давление достигает такой силы, что оно «выдавливает» электроны из атомов водорода. В таких необычных условиях водород превращается в жидкий метал, проводящий электричество и тепло. Он также начинает отражать свет, как зеркало. Поэтому, если человек был бы погружён в подобный водород, и над ним бы сверкнула гигантская молния, он бы её даже не увидел.

3. Плутон


(Заметим, что Плутон больше не считается планетой) Не дайте изображению обмануть себя - это не зимняя сказка. Плутон - очень холодный мир, где замороженные азот, оксид углерода и метан покрывают поверхность планеты как снег на протяжении большей части года на Плутоне (равного примерно 248 земным годам). Эти льды трансформируются от белого цвета к розовато-коричневому из-за взаимодействия с гамма-излучением дальнего космоса и далёкого Солнца. В ясный день Солнце предоставляет Плутону примерно столько же тепла и света, сколько даёт Земле Луна в полнолуние. При температуре поверхности Плутона (-228 до -238 градусов Цельсия) тело человека замёрзло бы моментально.

2. COROT-7b


Температуры на стороне планеты, обращённой к её звезде, настолько высоки, что они могут расплавить камень. Учёные, смоделировавшие атмосферу COROT-7b, считают, что на планете, скорее всего, не существует летучего газа (углекислого газа, испарений воды, азота), а планета состоит из чего-то, что можно назвать расплавленным минералом. В атмосфере COROT-7b возможны такие погодные явления, во время которых (в отличие от земных дождей, когда в воздухе собираются капельки воды) на поверхность планеты покрытой лавовым океаном выпадают целые камни. Если планета всё ещё не кажется вам непригодной для жизни, она также является вулканическим кошмаром. Согласно некоторым признакам, учёные считают, что если орбита COROT-7b не идеально округлая, то гравитационные силы одной или двух её планет-сестёр могут толкать и притягивать поверхность COROT, создавая движение, разогревающее её внутренности. Этот разогрев может вызывать сильную вулканическую активность на поверхности планеты - даже более сильную, чем на спутнике Юпитера Ио, на котором активны более 400 вулканов.

1. Венера


О Венере было известно очень мало (её плотная атмосфера не пропускает свет на видимой области спектра) пока Советский Союз не запустил программу Венера во времена космической гонки. Когда первый автоматический межпланетный космический аппарат совершил успешную посадку на Венеру и начал передавать информацию на Землю, Советский Союз добился единственной успешной посадки на поверхность Венеры в истории человечества. Поверхность Венеры настолько изменчива, что самое долгое время, которое выдержал один из АМС, составило 127 минут - после чего, аппарат был одновременно раздавлен и расплавлен. Так каковой была бы жизнь на самой опасной планете нашей солнечной системы - Венере? Ну, человек почти моментально задохнулся бы токсическим воздухом, и хотя сила притяжения на Венере составляет всего 90% земной, человека бы всё же раздавило огромным весом атмосферы. Давление атмосферы Венеры в 100 раз превышает давление, к которому мы привыкли. Высота атмосферы Венеры составляет 65 километров, и она настолько плотна, что прогулка по поверхности планеты по ощущениям бы не отличалась от прогулки на глубине в 1 километр под водой на Земле. Помимо этих «удовольствий», человек бы ещё быстро загорелся из-за температуры в 475 градусов Цельсия и со временем даже его останки были бы растворены серной кислотой высокой концентрации, выпадающей в виде осадков на поверхность Венеры.

Кислотными дождями принято называть любые атмосферные осадки (дождь, снег, град), содержащие какое-либо количество кислот. Наличие кислот приводит к снижению уровня рН. Водородный показатель

Кислотными дождями принято называть любые атмосферные осадки (дождь, снег, град), содержащие какое-либо количество кислот. Наличие кислот приводит к снижению уровня рН. Водородный показатель (рН) – величина, отображающая концентрацию ионов водорода в растворах. Чем ниже уровень рН, тем больше ионов водорода в растворе, тем более кислой является среда.

Для дождевой воды среднее значение рН равно 5,6. В случае, когда рН осадков меньше 5,6 – говорят о кислотных дождях. Соединениями, приводящими к снижению уровня рН осадков, являются оксиды серы, азота, хлористый водород и летучие органические соединения (ЛОС).

Причины кислотных дождей

Кислотные дожди по природе своего происхождения бывают двух типов: естественные (возникают в результате деятельности самой природы) и антропогенные (вызываются деятельностью человека).

Естественные кислотные дожди

Причин возникновения кислотных дождей естественным путем немного:

деятельность микроорганизмов. Ряд микроорганизмов в процессе своей жизнедеятельности вызывает разрушение органических веществ, что приводит к образованию газообразных соединений серы, которые, естественно, попадают в атмосферу. Количество образуемых таким путем оксидов серы исчисляется порядком 30-40 млн. тонн в год, что составляет примерно 1/3 от общего количества;

вулканическая деятельность поставляет в атмосферу еще 2 млн. тонн соединений серы. Вместе с вулканическими газами в тропосферу попадают диоксид серы, сернистый водород, различные сульфаты и элементарная сера;

распад азотсодержащих природных соединений. Поскольку в основе всех белковых соединений есть азот, то немало процессов приводит к образованию оксидов азота. Например, распад мочи. Звучит не очень приятно, но это жизнь;

грозовые разряды дают порядка 8 млн. тонн соединений азота в год;

горение древесины и другой биомассы.

Антропогенные кислотные дожди

Раз речь пошла об антропогенном воздействии, то не надо обладать большим умом, чтобы догадаться, что речь пойдет о губительном влиянии человечества на состояние планеты. Человек привык жить в комфорте, обеспечивать себя всем необходимым, только вот «убирать» за собой не привык. То ли из ползунков еще не вырос, то ли умом не дорос.

Основной причиной кислотных дождей является загрязнение атмосферы. Если лет тридцать назад в качестве глобальных причин, вызывающих появление в атмосфере соединений, «окисляющих» дождь, назывались промышленные предприятия и тепловые электростанции, то сегодня этот список дополнился автомобильным транспортом.

Теплоэлектростанции и металлургические предприятия «дарят» природе около 255 млн. тонн оксидов серы и азота.

Твердотопливные ракеты также внесли и вносят немалый вклад: запуск одного комплекса «Шаттл» приводит к выбросу в атмосферу более 200 тонн хлористого водорода, около 90 тонн оксидов азота.

Антропогенными источниками оксидов серы являются предприятия, производящие серную кислоту и перерабатывающие нефть.

Выхлопные газы автомобильного транспорта – 40% оксидов азота, попадающего в атмосферу.

Основным источником ЛОС в атмосфере, конечно, являются химические производства, нефтехранилища, бензозаправки и бензоколонки, а также различные растворители, применяемые как в промышленности, так и в быту.

Итоговый результат следующий: человеческая деятельность поставляет в атмосферу более 60% соединений серы, около 40-50% соединений азота и 100% летучих органических соединений.

С точки зрения химии в том, что образуются кислотные дожди, ничего сложного и непонятного нет. Оксиды, попадая в атмосферу, реагируют с молекулами воды, образуя кислоты. Оксиды серы, попадая в воздух, образуют серную кислоту, оксиды азота – азотную. Следует учитывать и такой факт, что в атмосфере над крупными городами всегда содержатся частицы железа и марганца, выступающие катализаторами реакций. Поскольку в природе существует круговорот воды, то вода в виде осадков рано или поздно попадает на землю. Вместе с водой попадает и кислота.

Последствия кислотных дождей

Термин «кислый дождь» впервые появился во второй половине XIX века и был введен в употребление британским химиков, занимавшимся вопросами загрязнения Манчестера. Им было замечено, что существенные изменения в составе дождевой воды вызываются парами и дымом, попадающими в атмосферу в результате деятельности предприятий. В результате проведенных исследований было обнаружено, что кислотные дожди вызывают обесцвечивание тканей, коррозию металла, разрушение стройматериалов и приводят к гибели растительности.

Прошло около ста лет, прежде чем ученые всего мира забили тревогу, говоря о вредном воздействии кислотных дождей. Данная проблема впервые была поднята в 1972 году на конференции ООН, посвященной окружающей среде.

Окисление водных ресурсов. Наиболее чувствительными оказываются реки и озера. Происходит гибель рыб. Несмотря на то, что некоторые виды рыб могут выдерживать незначительное подкисление воды, они тоже погибают из-за утраты кормовых ресурсов. В тех озерах, где уровень рН менее 5,1, не было поймано ни одной рыбы. Объясняется это не только тем, что погибают взрослые экземпляры рыб – при рН равном 5,0, большинство не может вывести мальков из икринок, в результате происходит сокращение числового и видового состава популяций рыб.

Вредное воздействие на растительность. Кислотные дожди действуют на растительный покров прямо и косвенно. Прямое воздействие происходит в высокогорных районах, где кроны деревьев оказываются в прямом смысле погруженными в кислотные облака. Излишне кислая вода разрушает листья и ослабляет растения. Косвенное воздействие происходит за счет снижения уровня питательных веществ в почве и, как следствие, увеличение доли токсичных веществ.

Разрушение творений рук человека. Фасады зданий, памятники культуры и архитектуры, трубопроводы, машины – все подвергается воздействию кислотных дождей. Было проведено много исследований, и все они говорят об одном: за последние три десятилетия процесс воздействия кислотных дождей значительно вырос. В результате под угрозой оказываются не только мраморные скульптуры, витражные стекла старинных зданий, но и изделия из кожи и бумаги, имеющие историческую ценность.

Здоровье человека. Сами по себе кислотные дожди не оказывают непосредственного воздействия на здоровье человека – попав под такой дождь или поплавав в водоеме с подкисленной водой, человек ничем не рискует. Угрозу для здоровья представляют соединения, которые образуются в атмосфере из-за попадания в нее оксидов серы и азота. Образующиеся сульфаты переносятся воздушными потоками на значительные расстояния, вдыхаются многими людьми, и, как показывают исследования, провоцируют развитие бронхитов и астмы. Другим моментом является то, что человек питается дарами природы, гарантировать нормальный состав продуктов питания могут не все поставщики.

Решение проблемы

Поскольку данная проблема носит глобальный характер, то и решить ее можно только сообща. Реальным выходом будет сокращение выбросов деятельности предприятий, как в атмосферу, так и в воду. Вариантов решения всего два: прекращение деятельности предприятий либо установка дорогостоящих фильтров. Есть и третье решение, но оно только в перспективе – создание экологически безопасных производств.

Слова о том, что каждый человек должен осознавать последствия своих поступков, давно набили оскомину. Но и с тем, что поведение общества складывается из поведения отдельных индивидуумов, не поспоришь. Сложность состоит в том, что человек в вопросах экологии привык отделять себя от человечества: воздух загрязняют предприятия, токсичные отходы попадают в воду из-за недобросовестных фирм и компаний. Они – это они, а я – это я.

Бытовые аспекты и индивидуальные пути решения проблемы

Строго соблюдать правила утилизации растворителей и других веществ, содержащих токсичные и вредные химические соединения.

Отказаться от автомобилей. Возможно? – вряд ли.

Повлиять на установку фильтров, внедрение альтернативных способов производства может далеко не каждый, но вот соблюдение экологической культуры и воспитание подрастающего поколения экологически грамотным и культурным – не только возможно, это должно стать нормой поведения каждого человека.

Никого не удивляет множество книг и фильмов, посвященных результатам техногенного воздействия человека на природу. В фильмах красочно и с пугающей реалистичностью предстают мертвая поверхность планеты, борьба за выживание и различные мутантные формы жизни. Сказка, выдумка? – вполне реальная перспектива. Вдумайтесь, еще не так давно полеты в космос казались выдумкой, гиперболоид инженера Гарина (современные лазерные установки) – фантастикой.

Думая о будущем планеты Земля, стоит думать не о том, что ждет человечество, а о том, в каком мире будут жить дети, внуки и правнуки. Только личная заинтересованность может подвигнуть человека на реальные шаги.

Ч. 1
Викторина "Космонавтика"


. Назовите русского ученого, основоположника космонавтики. (К.Э. Циолковский)
2. Первый человек, покоривший звездное небо. (Юрий Алексеевич Гагарин)
3. Сколько длился космический полет Ю.А. Гагарина? (108 мин = 1 ч 48 мин)
4. Как назывался космический корабль Ю.А. Гагарина? («Восток»)
5. Первая в мире женщина-космонавт. (Валентина Владимировна Терешкова)
6. Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов)
7. Кто стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны? (Нил Армстронг)
8. Как называются русский и американские космические корабли многоразового использования? («Буран», «Шаттл»)
9. Как называется американский ракетоноситель, который 28 января 1986 года потерпел катастрофу – взорвался на 74 секунде с момента старта? («Челленджер»)
10. В каком году был произведен запуск первого искусственного спутника Земли? (4 октября 1957 г.)
11. Как назывался самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны? («Луноход»)
12. Как назывались автоматические межпланетные станции, которые в 1984–85 годы исследовали Венеру и комету Галлея? («Вега»)
13. Когда и кем впервые были проведены наблюдения в телескоп? (Галилео Галилей, 1610 год.)
14. Назовите планеты солнечной системы? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)
15. Можно ли наблюдать на Луне «падающие звезды»? (Нет, это атмосферное явление.)
16. Что такое астероиды? (Малые планеты, расположенные между орбитами Марса и Юпитера.)
17. Назовите ближайшую звезду. (Солнце.)
18. В каком созвездии находится Полярная звезда? (В Малой Медведице.)
19. Какие звезды называются переменными? (Блеск, которых изменяется.)
20. Какую галактику в северном полушарии можно увидеть невооруженным глазом? (Туманность Андромеды.)
21. В чем различие звезды и планеты? (Звезда – самосветящийся раскаленный газовый шар, планета – темное тело, отражающее свет звезды.)
22. Чем отличается телескоп – рефрактор от рефлектора? (У рефрактора объектив – линза, у рефлектора – зеркало.)
23. Кем открыты законы движения планет? (Иоганом Кеплером.)
24. К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики? (12 апреля 1961 года, полет Юрия Алексеевича Гагарина.)
25. Назовите первого советского конструктора ракетно-космических систем? (Академик Сергей Павлович Королев.)
26. Что такое эклиптика и по каким созвездиям она проходит? (Видимый путь Солнца среди звезд. По зодиакальным.)
27. Назовите Галилеевы спутники Юпитера. (Ио, Европа, Ганимед, Каллисто.)
28. Чем определяется цвет звезды? (Ее температурой.)
29. В каком созвездии находится Крабовидная туманность, когда и как она возникла? (В созвездии Тельца. (Возникла в результате вспышки сверхновой звезды в 1054 году.)
30. К какому типу галактик относится наша звездная система? (К спиральным.)
31. Назовите самый крупный в мире телескоп и где он находится? (БТА, 6-метровый рефлектор, Северный Кавказ, Зеленчук.)
32. В атмосфере, какой из планет, кроме Земли, обнаружен озоновый слой? (Марса.)
33. Каких два тела Солнечной системы обладают самыми напряженными магнитными полями? (Солнце и Юпитер.)
34. Может ли наблюдаться полное лунное затмение днем? (Нет. Луна, Солнце и Земля находятся при затмении на одной линии.)
35. На какой из планет бывают дожди из серной кислоты? (На Венере.)
36. В какой фазе находится Венера, когда мы видим ее в качестве утренней звезды? (В последней четверти.)
37. Как располагается ось мира относительно земной оси? (Они совпадают.)
38. Как называется самая высокая гора на Марсе? Ее высота? (Олимп. Около 25 км.)
39. Как делятся метеориты по химическому составу? (Железные, каменные, железокаменные.)
40. На какой участок спектра приходится максимум чувствительности человеческого глаза? (Зеленый, около 5500 А.)
41. Кто впервые измерил скорость света? (Майкельсон.)
42. На каких высотах (примерно) достигает максимума концентрация озона в земной атмосфере? (20–25 км.)
43. Что такое гномон? (Древнейший прибор для определения времени.)
44. Как отличить при наблюдении комету без хвоста от туманности? (По перемещению за несколько часов.)
45. В какой популярной книге какого писателя описано путешествие на Марс? (А. Толстой «Аэлита», Э. Берроуз «Марсианские хроники».)
46. Кто были первые космические путешественники? (Собаки Белка и Стрелка.)
47. Назовите русского ученого-революционера, который на плесени тюремной камеры изобразил свой проект летательного аппарата с ракетным двигателем? (Н. Кибальчич)
48. Чьи это слова: «Я верю, что многие из нас будут свидетелями первого заатмосферного путешествия»? (К.Э. Циолковский).
49. Какое число космонавтов надо высадить на Луну, чтобы перенести там контейнер с научным оборудованием весом 240 кг? (Не более двух, так как на Луне вес такого груза составит не более 40 кг.)
50. Сколько времени будет гореть спичка на Луне? (Нисколько (отсутствие кислорода).)
51. Космический спутник летит прямым курсом из Москвы и пролетает над Северным полюсом. В какую сторону света летит ракета? (Все направления над Северным полюсом южные, следовательно, спутник летит на юг.)
52. Когда мы ближе к солнцу – зимой или летом? (Зимой, в это время Земля находится в перигемии.)
53. В старину время измеряли по длине тени от вертикального шеста. Можно ли этот способ использовать на Северном полюсе? (Нет. Высота Солнца над горизонтом практически не меняется)
54. Какое астрономическое явление описал А.С. Пушкин «… не пуская тьму ночную, на голубые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса»?(Явление «белых ночей».)
55. Где сегодня день равен ночи? (Сегодня и всегда на экваторе.)
56. Где на земле бывают самый длинный день и самая короткая ночь? (На Южном и Северном полушариях.)
57. В каком созвездии находится полярная звезда? (Большая Медведица.)
58. Назовите самую яркую звезду неба? (Сириус в созвездии Гончих псов.)

Тема: "Путь в космос"
Цель: расширить знания учащихся о космосе.
Реквизиты: книги о космосе, рисунки и рефераты учащихся, высказывания о космосе, портреты космонавтов.
Для проведения классного часа необходимо класс разбить на команды, дать тематику вопросов. Команды должны придумать название своей команды, эмблему, девиз, приготовить сценку, связанную с космосом.
Конкурсы оценивает жюри.
1. Звучит песня "Земля в иллюминаторе”.
2. Ведущий: Наш классный час посвящен дню космонавтики. 12 апреля 1961года навсегда останется в памяти человечества. В этот день был совершен полет человека в космос. Совершил этот полет гражданин Советского Союза Ю.А. Гагарин. Облетев Землю и пробыв в полете 108 минут, космонавт вернулся не землю. Прошло много лет, и сейчас космонавты находятся в космосе многие месяцы.
3. Ученик читает стихотворение С.Михалкова "Посланец Земли”.
4. Ведущий: Для проведения классного часа мы разбились на команды. Вам было дано задание придумать название своей команды, у каждой команды должен быть девиз и эмблема.
Команды представляются, жюри оценивает каждый конкурс.
5. Ведущий: Предлагаю вам разгадать космический кроссворд (каждой команде свое задание или всем одинаковое, ответы проверить).
Вопросы для кроссворда:
1. Древнегреческий астроном, который в 280 году до нашей эры предположил, что Солнце, а не Земля является центром Солнечной системы.
2. Итальянский ученый XVII века, сторонник учения Коперника, утверждавший, что Вселенная бесконечна, а Солнце – только одна из звезд. Был сожжен на костре.
3. Итальянский астроном XVI века, с помощью телескопа рассмотрел на луне горы, ущелья и равнины, увидел пятна на Солнце, открыл четыре спутника Юпитера.
4. Древнегреческий математик, в 240 году до нашей эры довольно точно определил размер Земли.
5. Древнегреческий ученый, математически обосновал геоцентрическую систему мира.
6. Древнегреческий философ.
7. Древнегреческий географ и историк, автор "Географии” в 17 книгах.
8. Польский астроном и математик, автор геоцентрической системы мира.
9. Адмирал, возглавивший первую кругосветную экспедицию.
6. Ведущий: Представьте себе такую ситуацию: вы с товарищами находитесь в открытом космосе, и вдруг произошла разгерметезация, и вам срочно нужно перебраться по запасному люку в запасной отсек. Предлагаю вам без спешки и суеты (иначе можете погибнуть вы и ваши товарищи) перебраться по запасному люку (мальчики – под стульями, девочки – по стульям, стоящими в ряд, перебираются в запасной отсек).
7. Ведущий: А сейчас мы с вами проведем космический экзамен-викторину. Вам дается время подготовиться. Мы ждем ваших ответов. После подготовки один из членов жюри может по очереди задавать вопросы командам.
Вопросы для викторины:
1. Как одним словом можно назвать газовую оболочку, окружающую какое-нибудь небесное тело? Например: газовая оболочка Земли, смесь в основном кислорода и азота (атмосфера).
2. Главный космодром, с которого стартовали первые космические корабли (Байконур).
3. Одна из 9 планет Солнечной системы. В древней мифологии мать Амура, богиня любовной страсти (Венера).
4. При возвращении на Землю космический корабль врывается в плотные слои атмосферы с большой скоростью. Что происходит с поверхностью корабля? (Поверхность корабля вследствие трения об атмосферу раскаляется).
5. Кто сказал слова: "Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и преумножать эту красоту, а не разрушать ее”. (Ю. А. Гагарин)
6. Наш соотечественник, основоположник теоретической космонавтики. (Циолковский).
7. Почему в музее Звездного городка в рабочем кабинете Ю. А. Гагарина часы над дверью показывают одно и тоже время: 10 часов 31 минута (в этот миг оборвалась жизнь Ю. А. Гагарина).
8. Когда был запущен первый искусственный спутник Земли? (4 октября 1957 года)
9. Ф.И.О. главного конструктора первых советских космических ракет (Сергей Павлович Королев).
10. Место, где готовят к полету в космос и откуда запускают космические ракеты и аппараты (космодром).
11. Как одним словом можно назвать человека, которого отбирают врачи, он должен быть широко образованным, несколько лет он проходит радиотехническую подготовку, различного рода испытания и тренировки (космонавт).
12. Второй советский спутник запустили через месяц после первого, на борту его находилась… (кто?), которая не вернулась из космоса (Лайка).
13. Назовите летчика-космонавта, возглавлявшего советский экипаж корабля "Союз-19”, принимавшего участие в совместном полете с американским кораблем по программе "Союз-Аполлон”. Во время полета впервые он вышел из корабля и удалился от него на 5 метров (А. А. Леонов).
14. Спутник Земли, обращенный к ней одной и той же стороной (Луна).
15. Одна из планет Солнечной системы, похожая на Луну, на ней свирепствуют пыльные бури страшной силы, в мифологии – является богом войны (Марс).
16. Это ближайшая к Солнцу планета, температура поверхности на теневой стороне –185 градусов, на солнечной +510 градусов, в мифологии – бог торговли (Меркурий).
17. Единственная планета с сильным собственным радиоизлучением, в мифологии – бог дневного света, грозы (Юпитер).
18. Назовите планеты Солнечной системы.
8. Ведущий: Давайте немного отдохнем, т.е. устроим космический привал. А так как на привале полагается немного чем-нибудь перекусить, то и мы с вами не будем отклоняться от этого правила. Я вам предлагаю съесть яблоко, только оно находится в состоянии невесомости. В конкурсе участвует вся команда. (Один из участников стоит на стуле и держит на вытянутой руке нитку, к которой привязано яблоко; все остальные должны его съесть).
9. Ведущий: Продолжаем наш конкурс и сейчас мы проведем конкурс капитанов. Капитанам предлагается отрывок из жизни знаменитых людей, и они должны догадаться о ком идет речь.
Вопросы для капитанов.
1. Это первый человек, взглянувший на небо в увеличительную оптическую трубу – телескоп. Его открытия потрясли современников. Ему удалось первому различить темные пятна на Солнце. Под страхом пыток ученого заставили отречься от своих взглядов, до конца жизни был посажен под домашний арест. (Г.Галилей)
2. Этому человеку поставлен памятник в городе Риме. Юношей он учился в монастырской школе, вынужден был скрываться от инквизиции, скитаясь по странам, но все-таки был схвачен, брошен в тюрьму. Его жестоко пытали и казнили, т.к. он не отрекся от своих взглядов. (Дж. Бруно)
3. Этот ученый родился в Польше в семье зажиточного купца. Свою теорию о вращении Земли создавал 30 лет, заложил основы современной астрономии. На пьедестале памятника, установленного ему в Варшаве, высечены слова: "Он остановил Солнце и сдвинул Землю”. (Н. Коперник)
10. Ведущий: Переходим к домашнему заданию. (Команды показывают сценки, связанные с космосом).
Сценка для первой команды:
Участвуют: мальчик и девочка.
Д: Куда это ты собрался?
М: Человек впервые за много веков оторвался от Земли. Открылась новая космическая эра. Все – в космос! На Земле остаются одни дураки!
Д: Да ты соображаешь, что ты говоришь?
М: Вполне.
Д: Трепач, барон Мюнхгаузен.
М: Сама ты баронесса! Я с тобой вообще разговаривать не желаю. Что ты понимаешь в космических проблемах?! Темнота! Во все времена истории всякие мракобесы травили великих ученых и считали их сумасшедшими. Джардано Бруно, Коперник, Галилей…
Д: Фи!
М: Да, фи. Собаки и то летают в космос, а я не могу? Что ж я, по-вашему, хуже собак, что ли?
Д: Хуже? Собаки хоть ученые, а ты по математике и то кое-как на "3” вытянул!
М: Подумаешь математика. Ерунда. Я и без вашей математики до такого додумался, что вам и не снилось!
Я размышлял 4 дня
Луна…Луна? Луна!
В уме родилась у меня
Теория одна
Луна находится сейчас
В космической дали
Но ведь она оторвалась
Когда-то от Земли…
Вполне научен этот факт,
Не я его открыл
А раз она оторвалась,
Была куском Земли,
На том куске в тот час как раз
И люди быть могли
Логичен вывод мой вполне
И, стало быть, живет
На нашей спутнице Луне
Нам родственный народ!
Д: Слушай, то, что ты выдумываешь все время это хорошо. Только для настоящего исследователя этого мало. Ю. Гагарин первый в мире космонавт, а ремесленные на отлично окончил, и техникум, и авиаучилище – все на отлично! И спортом занимался, и интересовался всем. Чтоб в космос улететь на Земле сперва нужно двумя ногами стоять. Потом уж в космос! А ты? Учишься плохо, отрываешься от коллектива, тебе на станцию юных техников ходить надо – там как раз модели космических кораблей строят.
М: Все это ерунда. Я, между прочим, в свой телескоп лунатиков видел.
Д: Да ну!
М: Проверить я себя решил, приблизил я Луну и в тот же миг на ней открыл лунатиков.
Д: Да ну?!
М: Они похожи на людей что жили в старину. У них волос полно везде, как у горилл.
Д: Да ну?!
М: В пещерах каменных живут, не строят города, в лесах лунатики пасут своих коров.
Д: Ну да?!
М: Не в кухне, прямо на кострах готовится еда, и бродят по ночам в горах разбойники.
Д: Ну да?!
М: Ты не дакай. Сама знаешь, что луна – это кусок, который взял и оторвался. И может быть даже в тот момент, когда он отрывался, на том куске находились твои близкие родственники.
Сценка для второй команды:
Участвуют мальчик и две девочки.
1Д: Где - же он?
М: Космический привет!
2Д: Ой, мамочки, кто тебя туда повесил?
М: Я сам повесился.
1Д: Зачем?
М: В интересах науки! Приучаю свой организм к полетам в состоянии невесомости (Управляет воображаемой ракетой). Пи-пи-пи! Пролетаю над Африкой.. Пи-пи-пи! Полет пролетает нормально. Состояние невесомости переношу хорошо. Выхожу на орбиту Луны (Колотит по надетой на голову кастрюле). Б-м-м!
2Д: Что с тобой?
М: Столкновение с метеоритом (колотит по кастрюле).
1Д: Ты разобьешь себе голову.
М: (Колотит, не обращая внимания)
2Д: Может быть, он сошел с ума?
1Д: Ну, что ты, это же просто метеоритный дождь, верно?
М: Дошло?
2Д: Сейчас – же спускайся вниз!
М: Не могу, лечу на третьей космической скорости –12 тыс. км в сек.
1Д: Включить тормозные двигатели!
М: Есть, включить тормозные двигатели! (Брыкает ногами) Д-жжжж!
1Д: Входим в плотные слои атмосферы. Приготовься к посадке.
М: Есть, приготовиться к посадке.
1Д: Открыть парашюты!
М: Есть, открыть парашюты (открыв зонтик – прыгает вниз). Космический корабль благополучно прилунился в заданном районе Луны! Космический привет, дорогие лунатики!
11. Ведущий: Спасибо командам за выступление. Переходим к конкурсу: "А, вы знаете, что…?” (Учащиеся выступают с тремя приготовленными интересными моментами, связанными с космосом.)
12. Встреча с литературными героями. (Эту беседу может провести школьный библиотекарь).
Жюри в это время подводит итоги.
13. Объявляются итоги конкурса.
14. Ведущий: Благодарю всех за участие! Надеюсь, вам понравился наш конкурс, и вы многое узнали.

  1. Кто, по древнегреческой легенде, изготовил первую модель небесной сферы? (Кентавр Херон)
    2. Каково происхождение медицинской эмблемы и с каким созвездием это связано? (Асклепий (Эскулап), первый врачеватель, запечатлён в небе в виде созвездия Змееносца. Змею, ядом которой Асклепий воскрешал мёртвых, он держит в руке. Это как бы символ врачевания.)
    3. Какие созвездия в "Зверином круге" не носят названия животных? (Дева, Весы, Водолей, Близнецы. Все остальные, в том числе Рыбы и Рак, действительно относятся к животным.)
    4. Какие созвездия связаны с путешествием аргонавтов за золотым руном? (Овен, Киль, Паруса, Корма (бывшее созвездие Корабль Арго), Близнецы (участвовали в походе аргонавтов.))
    5. Какие созвездия зимнего неба никогда не появляются вместе? (Скорпион и Орион. Когда показывается один, другой скрывается за горизонтом.)
. Я - приставка дворянина
В некой западной стране;
И ещё одно во мне:
Над землею в вышине
Необъятная картина
(Исключая букву "О").
Узнаёшь ли ты его?
(Денеб)

2. Есть звезда в созвездье Дева.


Букву "с" сперва поставь,
А потом, считая слева,
К ней оружие прибавь.
(Казаки его в войне
Применяли на коне).
(Спика)

3. Первый слог мой есть везде,


Где чего-то кто-то против:
И второй мог слог найдёте -
Бог войны я в той звезде.
(Антарес)

4. И перец, и жвачки забытой листочек -


Начальная часть (подбери вариант);
Без буквы последней горячий источник -
Вторая. А вместе - звезда-сверхгигант.
(Бетельгейзе)

5. Я - сверхгигант, но всё во мне


Противно всяческой войне.
Хочу я только одного,
Узнайте всё-таки - чего?
(Мира)

6. Первый слог певучий очень,


Он как скрипка (со смычком),
А второй - он вкусен, сочен -
Ирный корень. Не знаком?
То растение узнаешь -
И меня ты угадаешь.
(Альтаир)

7. Первый слог - одна вторая;


Горький овощ - слог второй;
С буквой "С" звезду узнаешь.
Это греческий герой.
(Поллукс)

8. Первый слог - вторая нота;


Шум протяжный - слог второй.
Ну, а в целом это что-то
Называется звездой.
(Регул)

9. Я - страна без буквы "Я"


В малой Азии. Мне пара -
Украшение гусара -
(В нём вторая часть моя).
Я - ярчайшая звезда.
(Сириус)

10. Мой первый слог - в стране торосов;


Мой слог второй - игры этап.
И если ты в игре не слаб,
Ты угадаешь, нет вопросов.
(Арктур)

11. Я - предлог, мной предварится


То, о чём заговорят;
Буква "Ц"; затем - частица,
У которой есть заряд.
Я в созвездье Малый Пёс.
Ну, понятен мой вопрос?
(Процион)

12. Далеко не надо ехать.


Есть звезда, связать возьмись
Звук, участвующий в смехе,
И понятие сюрприз.
(Хадар)

13. Енисея я приток


Правый, без сомненья;
Некий труд - второй мой слог -
Чьё-либо творенье.
Композитор и поэт
Их творят, пленяя свет.
(Канопус)

Цели: привлекать детей к изучению истории космонавтики, способствовать развитию познавательных способностей детей, а также умению работать в группе, развитие внимания, воображения, мышления.
Оформление: книжная выставка, портреты космонавтов, коллекция открыток, посвященных космосу.
Форма проведения: игра-путешествие.
Ход мероприятия:
Класс делится на две команды. Каждая команда -экипаж космического корабля. Перед тем, как отправиться в далёкое межпланетное путешествие, нужно проверить знания, которые могут пригодиться вдали от Земли. Капитаны каждой команды бросают кубик, на котором написаны названия тем. Это может сделать и представитель одной из команд. Игрок может ответить на вопрос самостоятельно или обратиться за помощью к своей команде. После правильного ответа группа забирает себе карточку с номером вопроса - это его стоимость, т.е. баллы. Если ответ неправильный, карточка остаётся у ведущего. Группы отвечают по очереди.
Космическая мозаика
1. Самое близкое к нам небесное тело. (Луна)
2. Прибор для наблюдения за небесными телами. (Телескоп)
3. Тело, падающее на Землю из межпланетного пространства. (Метеорит)
4. Как называется космонавт в США? (Астронавт)
5. Как называется оборот спутника вокруг Земли? (Виток)
6. Герой древнегреческой мифологии, который поднялся вместе с сыном Икаром над землёй с помощью сконструированного им же летательного аппарата. (Дедал)
7. Слово, которое произнёс Юрий Гагарин перед стартом. ("Поехали!")
8. Партнёр Ю.Гагарина в его последнем полёте 27 марта 1968 года. (В.Серёгин)
9. Что такое световой год? (Расстояние, которое проходит световой луч за 365 земных суток)
10. Как называется газовая оболочка Земли? (Атмосфера)
11. Как называют человека, который испытывает и эксплуатирует космическую технику в космическом полёте? (Космонавт)
12. Сколько времени длился полёт Юрия Гагарина? (108 минут)
Летательные аппараты
1. Управляемый летательный аппарат с двигателем, легче воздуха. (Дирижабль)
2. Летательный аппарат тяжелее воздуха, предназначенный для полётов в атмосфере. (Самолёт)
3. Корпус летательного аппарата называется... (Фюзеляж)
4. Как назывался космический корабль, на котором совершил свой полёт Юрий Гагарин? ("Восток")
5. Название космодрома в Казахстане, с которого был запущен первый в истории искусственный спутник Земли и совершил полёт первый в истории космонавт? ("Байконур")
6. Заданное направление для самолёта или ракеты. (Курс)
7. Линия, которую описывает в пространстве летящая ракета или небесное тело. (Траектория)
8. Назовите космические корабли СССР и России. ("Восход", "Союз", "Салют", "Восток")
9. Как называется максимальная высота подъёма ракеты, самолёта? (Потолок)
10. Назовите космические корабли США. ("Челенджер", "Колумбия", "Меркурий", "Аполлон")
Живые существа и космос
1. Первая женщина-космонавт. (Валентина Терешкова)
2. Первый космонавт, который совершил выход в открытый космос в 1965г., он удалился от космического корабля примерно на 5 метров и пробыл в открытом космосе 12 минут 9 секунд. (Алексей Леонов)
3. Подопытное животное, используемое для изучения условий космического полёта. (Кролик)
4. Первое живое существо, которое в ноябре 1957г. отправилось в космос, но обратно не вернулось. (Собака Лайка)
5. Назовите клички собак, которые побывали в космосе и благополучно вернулись на Землю. (Белка и Стрелка)
6. Кто первым из живых существ на космическом аппарате 21 сентября 1968 года облетел Луну? (Черепаха)
7. Советский конструктор первых ракетно-космических аппаратов. Под его руководством был проведён первый в СССР пилотируемый полёт. (Сергей Королёв)
8. Назовите имя дублёра Гагарина, самого молодого в истории космонавта. (Герман Титов)
9. Этот учитель из города Калуги в 1912г. впервые в истории предложил использовать ракету для исследований космического пространства и межпланетных полётов. (Константин Циолковский)
10. Какие птенцы родились на первой космической птицеферме? (Птенцы перепёлки)
Планеты Солнечной системы
1. Центральное тело Солнечной системы, шарообразное и раскалённое, состоит из газов. Основной источник энергии на Земле. (Солнце. Температура его поверхности достигает 6000 градусов)
2. Единственная планета Солнечной системы, на которой существует жизнь. (Земля)
3. Сколько планет входят в Солнечную систему? (9)
4. Самая близкая к Солнцу планета. (Меркурий. Температура на поверхности этой планеты днём +430 градусов, а ночью - +170 градусов)
5. Эту планету иногда называют красной планетой, т.к. большая часть её поверхности имеет красно-оранжевый цвет. (Марс)
6. Вокруг этой планеты имеются огромные кольца из кусков камня, льда и пыли. (Сатурн)
7. Самая удалённая от Солнца планета. (Плутон. Открыта астрономами последней в 1930г.)
8. Самая большая планета Солнечной системы. (Юпитер. Диаметр экватора 142700 км)
9. У какой планеты самое длинное время обращения вокруг Солнца? (У Плутона. 247 земных лет)
10. На поверхности какой планеты самая высокая температура? (На Венере, +480 градусов)
Обо всём
1. Как называется явление, при котором Земля попадает в тень, отбрасываемую Луной? (Солнечное затмение)
2. Как называется костюм, который защищает тело космонавта? (Скафандр)
3. Как называют небесное тело, которое всё время кружится вокруг другого? (Спутник. У Земли один единственный спутник - Луна и много искусственных, сделанных руками человека. Сегодня на орбите Земли находится около 300 спутников. Первый спутник был запущен в 1957 году в СССР)
4. Космонавты какой страны первыми и пока единственными были на поверхности Луны? (Космонавты США в 1969 году)
5. Позывной первого космонавта. ("Кедр")
6. Позывной первой женщины-космонавта. ("Чайка")
7. Комплекс сооружений и технических средств для сборки, подготовки и запуска космических летательных аппаратов. (Космодром)
8. Первый самоходный космический летательный аппарат для исследования лунной поверхности. ("Луноход-1", был доставлен на Луну 17 ноября 1970 года)
9. Человек, который наблюдает за звёздным небом, фотографирует его, изучает жизнь звёзд и планет. (Астроном)
10. Какие катастрофы считаются самыми крупными в истории космонавтики? (Взрыв во время запуска американского космического корабля "Челенджер" в 1986г. унёс жизни 7 астронавтов; катастрофа шатла "Колумбия" во время возвращения на землю в2003г. также унесла жизни 7 астронавтов.)
11. Какому событию приурочено празднование Всемирного дня авиации и космонавтики? (12 апреля 1961г. состоялся первый полёт человека в космос.)
12. Как называется скопление водяных паров в атмосфере? (Облако)
13. Назовите одним словом мир звёзд и галактик. (Вселенная)
14. Чертёж звездного неба. (Карта)
15. Время полного оборота Земли вокруг Солнца. (Год)
16. Как называется замкнутая кривая, по которой одно тело движется вокруг другого: например, Луна вокруг Земли? (Орбита)
17. Что такое "солнечная корона"? (Свечение вокруг Солнца)
Космические задачи
1. Можно ли на лунной поверхности ориентироваться с помощью компаса? (Нельзя, так как у Луны отсутствует магнитное поле)
2. Сколько времени будет гореть спичка на Луне? (Вспыхнет лишь головка спички, которая в своём составе содержит кислород)
3. Можно ли на поверхности планет Венеры ориентироваться по Солнцу и звёздам? (Нельзя, так как небо Венеры покрыто мощным слоем непрозрачных облаков)
4. Космонавт, находясь на Марсе, рассматривает звёздное небо. Изменится ли рисунок созвездий, знакомый космонавту по наблюдениям с Земли? Что он может увидеть ещё? (Рисунок созвездий практически не изменится, так как расстояние между Землёй и Марсом мало по сравнению с расстоянием до звёзд. А ещё космонавт увидит Землю.)
5. Космонавту в условиях невесомости необходимо заниматься физическими упражнениями. Могут ли для этого пригодиться гантели или эспандер? (Гантели в условиях невесомости использовать нецелесообразно, так как вес они потеряют, а эспандер можно использовать и в невесомости.)
6. В чём заключается разница между метеором и метеоритом? (Метеор - это атмосферное явление, сгорание космических частиц при вторжении в атмосферу Земли, при котором образуется свечение. Метеориты - это небесные тела, падающие на Землю из межпланетного пространства.)
7. В Древности и в Средние века их появление у людей вызывало тревогу и страх. Считалось, что они предвестники войн, эпидемий и других грозных событий, так как появлялись эти объекты внезапно и были с хвостом. Что это? (Кометы)
8. Сколько весит на Луне 70-килограммовый человек? (Около 12 килограмм. Сила притяжения на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле)
9. Представьте себе, что вы оказались на Луне и вам что-то надо сказать друг другу. Как это можно сделать? (При помощи жестов и радио. На Земле звук передаётся через воздух, но на Луне воздуха нет. Поэтому на Луне полная тишина: сколько ни кричи, никто не услышит.)
10. Какова продолжительность дня и ночи на Луне? (День и ночь на Луне длятся по 2 недели)
(По материалам "Классные часы: 6 класс/Авт-сост Л.А.Егорова")
ч. 1

Для большинства людей, живущих на нашей планете, нет ничего удивительно в том, что с неба время от времени капает вода. Мы давно привыкли к разнообразным кучевым облакам, формирующимся из водяного пара, а затем обрушивающим на землю и людей дождевые ливни. А вот на других объектах Солнечной системы облака образуются все так же, и дожди выпадаю вовремя, правда, из воды они состоят далеко не всегда.

Каждая из планет обладает своей уникальной атмосферой, обуславливающей уникальную погоду. К примеру, на самой ближайшей к Солнцу планете – Меркурии дождей не бывает никогда. Это обусловлено тем фактором, что атмосфера у планеты настолько разрежена, что ее просто невозможно зафиксировать. Да и откуда там взяться дождям, если дневная температура на поверхности планеты порой достигает 430º по Цельсию.

А вот на Венере постоянно , поскольку облака над этой планетой состоят не из живительной воды, а из смертоносной серной кислоты. Правда, поскольку температура на поверхности третьей по счету планеты достигает 480º по Цельсию, то капли кислоты испаряются раньше, чем долетят к планете. Небо над Венерой пронзают большие и страшные молнии, но света и грохота от них больше, чем дождя.

На Марсе, по мнению ученых, давным-давно природные условия были такими же, как и на Земле, о чем свидетельствуют пересохшие речные русла. Миллиарды лет назад атмосфера над планетой была намного плотнее, и вполне возможно, что обильные дожди наполняли эти реки.

Но сейчас над планетой очень разреженная атмосфера, а фотографии, переданные спутниками-разведчиками, свидетельствуют о том, что поверхность планеты напоминает пустыни юго-запада США или Сухие долины в Антарктиде. Когда часть Марса укутывает зимняя пора, над красной планетой появляются тонкие облака, содержащие двуокись углерода, а иней покрывает мертвые скалы. Ранним утром в долинах бывают такие густые туманы, что кажется, что вот-вот пойдет дождь, но напрасны такие ожидания.

Юпитер сильно отличается от других планет и объектов Солнечной системы, поскольку он является гигантским газовым шаром, вращающимся вокруг своей оси и Солнца. Этот шар почти полностью состоит из гелия и водорода, но не исключено, что глубоко внутри планеты находится маленькое твердое ядро, окутанное океаном из жидкого водорода. Тем не менее, Юпитер со всех сторон окружают цветные полосы облаков. Некоторые из этих облаков состоят даже из воды, но, как правило, в подавляющем большинстве их образуют застывшие кристаллики аммиака. Время от времени над планетой пролетают сильнейшие ураганы и бури, несущие за собой снегопады и дожди из аммиака.

Также ученые определили, что на Сатурне – еще одной громадной планете Солнечной системы, погодные условия такие же, как и на Юпитере. Беспилотному кораблю «Вояджер» удалось зарегистрировать грозу над Сатурном, которая охватывала значительную территорию.

А вот на Титане – одном из самых больших спутников Сатурна, из красноватого цвета облаков выпадают бензиновые дожди (вот туда бы отправить наших автомобилистов заправляться!) либо метановые снежинки, которые, покружившись над поверхностью, погружаются в океан из азота или метана.

Уран также является газовой планетой, покрытой мощной пеленой облаков, состоящих из метана. Такие облака отдаленно напоминают земные грозовые тучи. Не исключено, что из этих туч на планету падают дожди из жидкого метана, испаряясь в слоях атмосферы.

Над Нептуном собираются точно такие же облака из замерзшего метана, а вот на эту планету – ученые пока сказать не могут, как и не могут определить погодные условия на ней.

Плутон – это и вовсе запредельное космическое тело, поэтому погода на нем, как и многие другие характеристики, доселе не разведана.

Так что, при всем богатстве выбора дождей в Солнечной системе, самыми живительными, полезными и безобидными являются наши, земные. И этот факт не может не радовать.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Представьте, что в эту самую секунду, пока вы читаете текст, где-то надвигается стеклянный шторм или идет алмазный дождь. Звучит как начало фантастического фильма, не правда ли? Но это еще не самые удивительные природные явления, которые встречаются на других планетах.

В этом году зима на Земле не радовала почти никого и отличилась всевозможными катаклизмами, поэтому сайт решил узнать, как обстоят дела с климатом на других планетах, после чего полюбил наши земные морозы и непогоду за окном.

1. Стеклянные штормы

Красивая лазурная экзопланета HD 189733b находится на расстоянии всего 63 световых лет от Солнца, поэтому ученым удалось узнать достаточно много о ней. Температура на этой планете составляет 930 °С на светлой стороне и 425 °С на темной, а ветры мчатся со скоростью 2 км в секунду. Но самое необычное природное явление на этой экзопланете - ливни, состоящие из кусочков стекла.

2. Каменные дожди

Экзопланета COROT-7b была обнаружена в 2009 году, и по размерам она в 2 раза превосходит Землю. На светлой стороне планеты находится обширный океан из лавы, а темная сторона покрыта огромным слоем обычного водяного льда. Температура на солнечной стороне - приблизительно 2 500 °С, что создает уникальные осадки. На этой экзопланете тоже есть круговорот, только не воды, а расплавленной породы.

Именно погода на COROT-7b вдохновляет многих фантастов и художников.

3. Зеленый кристаллический дождь

Самый красивый дождь идет не на планете, а на протозвезде HOPS-68 , которая находится в 1 350 световых годах от Земли. Оливин , который используют на Земле для изготовления ювелирных изделий, обрушивается на эту звезду невероятно красивым потоком блесток.

4. Сухие снежные бури

Не только на Земле есть снежные бури, но и Марс в середине ночи засыпает снегом. У этих ночных штормов есть другое название - «ледяные микропорывы», и их часто сравнивают с небольшими штормами на Земле. Метели на Марсе из сухого льда, а облака - из замороженного углекислого газа.

Зима на этой планете холодная, средняя температура составляет -63 °С. Поэтому, если соберетесь лететь на Марс, то делайте это летом - температура в это время составляет около 20 °С, что вполне комфортно для землян.

5. Плазменный дождь

Даже на Солнце бывают дожди, правда, плазменные. Такое явление более известно как солнечная вспышка, или коронарный дождь, и является следствием мощного взрыва радиации.

Уникальным является то, что плазменный дождь быстро охлаждается, когда приближается к поверхности Солнца. И внешняя атмосфера звезды намного более горячая, чем ее поверхность. Ученые еще не смогли выяснить причину такого явления.

6. Закрученные бури

Ученые выяснили, что вспышку радиации вызывает взрыв в части атмосферы, а она, в свою очередь, порождает ветер, достигающий скорости 4 км в секунду.

7. «Солнцезащитный» снег

Экзопланета Kepler-13Ab уникальна тем, что на ней идет «солнцезащитный» снег, правда, только на темной стороне. Дело в том, что на планете есть диоксид титана, который является активным ингредиентом в солнцезащитных кремах. Поэтому ученые шутят и рекомендуют набрать солнцезащитного крема на темной стороне, перед тем как позагорать на светлой.

8. Штормы размером с Землю

Коричневых карликов трудно обнаружить: им массы не хватает для того, чтобы загореться, как другим звездам. Поэтому были построены уникальные телескопы для изучения погоды на коричневых карликах. Благодаря телескопам «Хаббл» и Спитцер» ученые смогли наблюдать на поверхности карлика штормы размером с Землю. Также удалось изучить облака, которые состоят из необычных материалов, таких как песок и капли расплавленного железа.

9. Ледяной дождь для других планет

Энцелад - спутник Сатурна с гейзерами, которые регулярно извергают ледяную воду, отправляя примерно 250 кг в космос каждую секунду. Одна часть осадков теряется в космосе, а другая попадает на кольца Сатурна, в связи с чем есть предположение, что именно этот спутник является источником материи одного из колец Сатурна. Только на Энцеладе были обнаружены жидкая вода, углерод, азот в форме аммиака и источник энергии, а также предполагается существование океана под поверхностью спутника.

10. Шторм из града

NGC 1333-IRAS 4B - часть Солнечной системы, центральная звезда которой представляет собой кокон из газа и пыли. В центре этого кокона находится плотный диск из материалов, которые больше похожи на шторм из града. Количество воды, которая проливается на центральный диск, могло бы наполнить земные океаны 5 раз. Диск теплее, чем окружающее его облако материала, поэтому, когда куски льда достигают облака, они испаряются. А когда пар замерзнет, то, возможно, таким образом, родится новая комета. Благодаря телескопу «Спитцер» люди получили больше знаний о том, как формируются планетарные системы.