Мода и стиль

НОД по экологии «Этажи леса» (подготовительная группа). Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Этажи леса

НОД по экологии «Этажи леса» (подготовительная группа). Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Этажи леса

Конспект НОД

(Подготовительная к школе группа)

«Знатоки природы.»

Разработала: воспитатель:

Александрова С. В

МБДОУ д/№1г. Починка

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозен был... Кто?

Воспитатель: Волк, лиса, заяц, лось и кабан - все живуг на нижнем этаже леса. Как вы думаете, почему?

Дети: (не могут лазать по деревьям, на земле находят корм, устраивают себе жилище.)

Воспитатель: Какие еще животные живут на этом этаже?

Дети: называют и помещают их изображения на схеме: лягушки, ежи, ящерицы и др

Воспитатель: Кто из лесных животных занимает средний этаж?

Дети: (Куницы, совы, филин).

Воспитатель: Эти животные селятся в дуплах старых деревьев. Они сверху высматривают свою добычу.

Воспитатель: В наших Смоленских лесах живут и белки.

Воспитатель: Кто еще живет на верхних этажах?

Дети: (Это бабочки, жуки, лесные осы и пчелы , комары.)

Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу. Ребята скажите, из чего состоит, основа лесного дома?

Дети: Из разных деревьев.

Воспитатель: (Обращает внимание на кусочки коры. Посмотрите, кто же так безжалостно обращался с деревьями, сдирал с них кору?)

Воспитатель: Ребята давайте рассмотрим кору.

С каких деревьев эта кора?

У Маши с березы, у Димы с липы

Воспитатель: У кого из вас кора старого дерева?

Почему ты так считаешь?

Дети: Потому что она толстая.

Воспитатель: У кого из вас кора с молодого деревца?

Дети: Потому что она тонкая.

Воспитатель: Для чего кора нужна деревьям? Как вы думаете?

Дети: Кора защищает дерево.

Воспитатель: А от чего она его может защищать?

Дети: От солнца, мороза, ветра, от того, чтобы сок не вытекал.

Воспитатель: Ребята, как дерево добывает для себя воду?

Дети: Корни деревьев всасывают из почвы воду с питательными веществами необходимыми для них

Воспитатель: .Ребята сейчас вы можете посмотреть как это происходит, если проделаете такой опыт. Опыт.

В тарелочку с подкрашенной водой опускается веточка с марлей вместо корней. Дети наблюдают, как влага поднимается вверх.

Воспитатель: Так зачем же дереву нужны корни?

Дети: Растения с помощью корней «пьют» воду и получают питательные вещества из земли. Воспитатель: Корни растению нужны еще и для того чтобы удерживать растения над землей.

Воспитатель: Ребята как вы думаете , что произойдет с деревьями если будут повреждены корни дерева или его кора? Дети:Дерево погибнет. Воспитатель: Если много деревьев погибнет? Дети:Пропадет целый лес.

Воспитатель: Ребята как вы считаете что должны люди делать, что бы не гибли леса?

Дети Выполнять правила поведения в природе. . Воспитатель: А чтобы все помнили их мы придумаем свой плакат с правилами поведения в природе. Воспитатель: Какой цвет сигнализирует об опасности? Дети: Красный. Воспитатель: Этим цветом вы зачеркнете то чего нельзя делать в лесу. В конце занятия дети выкладывает свои знаки вместе, как плакат «берегите природу».

Посмотрите, сколько всего мы с вами сберегли, сколько живого нуждается в нашей помощи и заботе!

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе познавательно-речевого направления на тему «Путешествие в лес»

Предлагаю Вам конспект образовательной деятельности в детском саду для детей 5-7 лет. Этот материал будет полезен педагогам, воспитателям групп общеразвивающей направленности.
Цель: создание условий для развития творческих способностей через познавательную активность.
Задачи:
1. Продолжать закреплять знания детей о характерных особенностях весны.
2. Закреплять правила поведения в лесу.
3. Развивать умение детей работать в коллективе, уметь договариваться.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
5. Закреплять различные виды художественного труда через создание коллажа.

Ход занятия:

Воспитатель: Добрый день, ребята! Прошу вас отгадать мою загадку!
Есть у радости подруга
в виде полукруга.
На лице она живёт.
То куда-то вдруг уйдёт,
то внезапно возвратится.
Грусть-тоска её боится! Что же это? (улыбка)

Воспитатель: правильно, молодцы ребята! Давайте подарим улыбку друг другу!

Звонок
Воспитатель: ой, ребята, вы слышите, нам кто то звонит! Алло, кто это?
Слайд - Пингвин
Пингвин: Здравствуйте, это вам звонит Пингвин, из далекой и холодной Арктики. Ребята, как там у вас настроение?(ответы детей) Как погода?(ответы детей) Какое время года?
Дети: у нас тепло, весна.
Пингвин: Весна? А я никогда в жизни не видел настоящей тёплой весны и ничего о ней не знаю… Мне так хочется узнать о весне побольше и хоть немножко увидеть её…
Воспитатель: Дети, как помочь Пингвину?
Дети: мы расскажем Пингвину о весне.
Воспитатель: Хорошо, тогда мы отправимся в путешествие в весенний лес! Но для начала, нужно вспомнить правила поведения в лесу.
Слайды – правила поведения в лесу
Воспитатель: Ну вот, ребята, теперь мы готовы отправиться в путешествие!
Слайд – две тропинки
Воспитатель: Ой, дети, посмотрите! Перед нами две тропинки. Какая же из них приведет нас к весеннему лесу? Нам нужно выбрать только одну тропинку, по которой мы начнем путешествие. Я, кажется, слышу какую-то музыку! Наверное, она поможет нам определиться. Интересно, какая музыка раздается со стороны первой тропинки? (аудиозапись – музыка, неритмичная, грубая) Ребята, как вы думаете, это музыка похожа на весну?(ответы детей) Можно ли сказать, что в этой стороне находится весенний лес? (ответы детей) Почему? (ответы детей) Давайте послушаем, какая же музыка слышна у второй тропинки. (аудиозапись – музыка, красивая, легкая, нежная). Как вы думаете, можно ли сравнить эту музыку с весной? (ответы детей) Почему? (ответы детей) По какой тропинке мы пойдем?
Дети : по второй.
Слайд – весенний лес, деревья с почками
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красиво! Мы попали с вами в прекрасный весенний лес! Обратите внимание на деревья. Что вы заметили на них?
Дети: появились почки.
Воспитатель: что это значит?
Дети: значит, что скоро появятся новые листочки.
Воспитатель: ребята, дерево нам подарило несколько своих почек.(маленькие комочки из бумаги) Давайте положим их в нашу корзинку и возьмем с собой. Они нам пригодятся, чтобы рассказать Пингвину о весне. А какой же подарок мы можем преподнести лесу? Может быть весеннюю закличку, которую мы с вами знаем?
Дети: (говорят закличку и выполняют движения)
Жаворонки-жавороночки!
Перепелки-перепелочки!
Прилетите к нам,
принесите нам
весну теплую,
лето плодородное
Весну с дождем,
лето с травами.
Весну с солнышком,
лето с зернышком.

Слайд – небо, летят перелетные птицы
Воспитатель посмотрите на небо! Кого вы там видите?
Дети: птиц.
Воспитатель: а как назвать птиц, которые прилетают к нам весной?
Дети: перелетные
Воспитатель: а каких перелетных птиц вы знаете?
Дети: грачи, скворцы, ласточки, стрижи, соловьи, жаворонки, дятлы, аисты.
Воспитатель: птицы оставили нам задание. Давайте поищем его. (дети ищут, находят конверт, в нем картинки зимующих и перелетных птиц) Откройте конвертики. Как вы думаете, что нам нужно сделать?
(дети отбирают перелетных птиц от зимующих.)
Воспитатель: давайте посадим перелетных птичек в кормушку.
(висит кормушка, дети крепят на нее птиц)
Воспитатель: давайте накормим птичек
(дети сыплют в кормушку семечки)
Воспитатель: посмотрите, в знак благодарности птицы дали нам свои красивые перышки, возьмите их с собой. Они нам помогут показать Пингвину весну.
(физминутка)
Распилю пилой дощечки:
Вжик-вжик, вжик-вжик.
(Пилим дощечки).
Сколочу из них скворечник:
Тук-тук, тук-тук.
(Работаем молоточком).
Прилетайте, птицы, в гости
К нам, к нам.
(Обеими руками зовем птиц к себе).
Я скворечники развешу
Тут и там (движение вправо),
Тут и там (движение влево).

Слайд – ручей, проталины
Воспитатель: Дети, посмотрите, что нам встретилось по пути?
Дети: ручей.
Воспитатель: А как можно описать ручей? Какой он? Что он делает?
Дети: звонкий, шумный, радостный, прозрачный, журчит, струится, течёт, бежит, звенит, сверкает на солнышке.
Воспитатель: что ещё мы видим в лесу?
Дети: проталины.
Воспитатель: а как они получаются?
Дети: снег тает и в некоторых местах открывается земля.
Воспитатель: Ребята, ручеек подарил нам солнышко (из картона), а проталины отдали нам немного своего снега. (белая вата) Как мы сможем поблагодарить их? Может, вы знаете какую – нибудь подходящую игру?
(играем в Ручеёк под музыку)
Воспитатель: пора нам отправляться дальше в путь.
Воспитатель: Отправляемся дальше. Ребята, а вы сможете отгадать мою загадку?

Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый самый нежный,
Чистый маленький...

Дети: подснежник.
Слайд – подснежники
Воспитатель: почему этот цветок так называется?
Дети: Он появляется из-под снега.
Воспитатель: Подснежники появляются в лесу на проталинках, растут подснежники на полянках. Скажите, ребята, а можно ли их рвать? Почему?
Дети: Потому что подснежников в природе осталось мало. Когда сорвешь цветок, он семян уже не даст, новые цветы уже не вырастут. На земле полянок с подснежниками чуть-чуть осталось.
Воспитатель: мы с вами подснежники рвать не будем, а попробуем сделать их из бумаги для нашего друга Пингвина.
(оригами - подснежник)

(Слайд - полянка)
Воспитатель: вот мы с вами и пришли на просторную полянку, самое время заняться подарком для пингвина. У меня есть большой лист – ватман. А что же есть у вас в корзинке? (дети перечисляют все, что подарил им лес) Что мы сможем приготовить для Пингвина с помощью всего этого?
Дети: собрать все, наклеить на ватман, дорисовать, и получится коллаж.
(Все вместе делаем коллаж и отправляем его в Арктику в большом конверте.)
Воспитатель: ребята, как вы думаете, когда Пингвин увидит наш коллаж, нашу весну, ему понравится?
Дети: да!
Воспитатель: А что ему больше всего захочется сделать?
Дети: Приехать в гости!

Презентация на тему: Путешествие в лес

Обобщить представления детей о растительном мире Ленинградской области; закрепить знания детей о «этажах леса»; активизировать мышление; формировать представления о разнообразии лесов и необходимости их охраны; закрепить представления о деревьях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД ПО ЭКОЛОГИИ

«Этажи леса; лесной дом Ленинградской области»

(подготовительная группа)

Цель: Обобщить представления детей о растительном мире Ленинградской области; закрепить знания детей о «этажах леса»; активизировать мышление; формировать представления о разнообразии лесов и необходимости их охраны; закрепить представления о деревьях.

Материал: Плакат «Этажи леса» и животные; здоровое и больное дерево и природоохранные знаки; растительная карта Ленинградской области; иллюстрации деревьев Ленинградской области и их плоды.

Предварительная работа: Беседы с детьми о деревьях Ленинградской области; дидактические игры: «этажи леса», «Что для дерева хорошо, что плохо», «Деревья и плоды».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами очень интересная и полезная беседа, а о чем она, вы узнаете, отгадав загадку:

Дом со всех сторон открыт

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем!

Что же это за дом?

(ЛЕС)

Верно, это лес. Лес называют «Лесным домом», как вы думаете, почему?

Дети: Потому что там живут животные и у них каждого есть свой дом.

Воспитатель: А в любом доме есть этажи. Сколько этажей в лесу?

Дети: 5 этажей.

Воспитатель: Давайте заселим наш лесной дом.

Дети: На первом этаже – растут низкие травы, грибы, ползают муравьи, жуки, бегают звери, прыгают птицы.

На втором этаже – высокие травы, кустарники, по веткам ползают жуки, плетут паутину пауки, бабочки, кузнечики.

На третьем этаже – растут молодые деревья, кустарники, сидят птицы, белки, насекомые.

На четвертом этаже – находятся кроны деревьев и жилище птиц.

На пятом этаже – верхушки деревьев – это крыша лесного дома. Они защищают лесных обитателей от жары, от сильного дождя и ветра.

Воспитатель: А как называется эта часть дома? (показывает подвал)

Дети: Подвал

Воспитатель: Кто здесь обитает?

Дети: Кроты, дождевые черви, личинки жуков, растут корни растений.

Воспитатель: У каждого из нас есть своя квартира, так же и у обитателей лесного дома есть свое жилище. Как называется жилище у белки и дятла? У медведя? У лисы, крота и барсука? А теперь я предлагаю вам выполнить вот такое задание – посмотрите, вот два дерева: одно дерево улыбчивое, здоровое, а другое грустное, больное. Я вам раздам природоохранные знаки, а вам нужно их расставить, под одно или другое дерево. Теперь давайте, перечислим, какие условия нужны, для того чтобы дерево было здоровым.

Дети: Солнце, дождь, птицы, насекомые…

Воспитатель: Какие условия привели к тому, что дерево заболело?

Дети: Пожар, сильный ветер, яркое солнце, вырубка леса…

Воспитатель: Теперь давайте поговорим о нашем лесе. Посмотрите на карту Ленинградской области. Какого цвета больше на карте? (зеленого) Как вы думаете, что обозначает зеленый цвет?

Дети: Это лес.

Воспитатель: Какие виды леса на вы знаете?

Дети: Лиственный, хвойный, смешанный.

Воспитатель: Каких лесов у нас больше?

Дети: Лиственных.

Воспитатель: Какие деревья растут в лиственном лесу?

Дети: Береза, тополь, дуб, осина, рябина.

Воспитатель: Ребята, вы все знаете нашу русскую красавицу? (показать на березу) Сейчас Саша вам расскажет про березу, давайте послушаем.

Сообщение о березе.

Воспитатель: Какие деревья растут в хвойном лесу?

Дети: Ель, лиственница, сосна, пихта.

Воспитатель: Давайте послушаем сообщение о грациозной пихте. А в смешанном лесу, какие деревья растут?

Дети: И хвойные, и лиственные.

Воспитатель: Наш лес разнообразен и полон жизни. Он представлен многими видами растений, а под своей кроной приютил и кормит множество зверей, птиц, насекомых и помогает им вырастить потомство. Какую пользу приносит лес?

Дети: Лес очищает воздух и воду, задерживает пыль.

Воспитатель: Правильно, а для того, чтобы наши леса росли всегда, на деревьях созревают плоды, а из созревших плодов вырастают молодые деревья. Давайте поиграем в игру «Деревья и плоды». Я вам раздам кому-то деревья, а кому-то плоды от этих деревьев. Вам нужно найти пару.

Молодцы! Вы справились с заданием.

Мы убедились, что лес приносит большую пользу человеку, лес – это дом для растений, животных, грибов. Мы все должны беречь и охранять лес. Об этом даже есть пословицы, мы с вами их знаем, давайте все хором их скажем:

«Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади!»

«Лес богатство и краса, береги свои леса!»


Конспект

занятия по природному окружению и экологическому воспитанию в подготовительной группе:

«Этажи леса»

Программное содержание: Уточнить и расширить представление детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования. Дать знание о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособиться к тяжёлым зимним условиям.

Учить устанавливать связи между особенностями и условиями среды обитания. Воспитывать любовь к животным, стремление помогать лесным жителям зимой. Совершенствовать речь детей, развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение.

Методическое обеспечение: Картина «Этажи леса», комплект иллюстраций о животных, обруч, маски-шапочки для игры и набор открыток с животными. Предшествующая работа: Читали рассказы В. Бианки «В зимнем лесу», Т.А. Шорыгиной «Какие звери в лесу? !» читали сказки о животных, рассматривали иллюстрации С. Радкевича «Встреча с животными», загадывали загадки о животных, учили стихи, рисовали животных.

Ход занятия: Читаю детям стихотворение И. Сурикова «Зима»

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает ложится.

И под утро снегом

Поле забелело

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

крепко, непробудно.

Ребята, как вы думаете о каком времени года это стихотворение. О (Зиме)

Правильно ребята о зиме.

А как вы думаете, где лучше всего дышатся зимой? Где пахнет деревьями и тишину нарушает только стук дятла или хруст веточек (В лесу, на даче, за городом, в деревне).

Правильно ребята, лучше всего дышатся зимой в лесу. Деревья отдыхают под снежными шапками, земля укрыта белым покрывалом. Морозно и тихо в зимнем лесу.

А как вы думаете, что же делают животные в это время года? (сидят в норах, спят).

Да ребята, вы всё правильно говорите. Но оказывается, многие животные не спят и зимой, они активны круглый год. И вот сейчас я вам предлагаю отправиться на волшебном лифте по зимнем этажам леса, и увидим, как лесные животные проводят зимние дни. Животные с которыми мы встретимся - млекопитающие.

А почему ребята их называют млекопитающие? (пьют молоко, мама кормит своим молочком). Правильно их называют млекопитающими, потому что мать выкармливает своих детенышей своим молоком.

Нажмём на кнопку - и вот первый этаж нашего путешествия - подземный. А почему называется подземный? (потому что живут под землёй) Круглый год живёт под землёй один зверёк. Сейчас Вадим загадает нам загадку

«Сделал дыру, Вырыл нору,

солнце сияет а он и не знает»

Правильно ребята это крот. Круглый год под землёй живёт крот. В лесу очень много норок вырытых кротами. Тело крота специально приспособлено к жизни в норах и рытью. Крот роет почву сильными передними лапами они короче задних, но с мощными когтями.

Глаза крота недоразвиты, т.е. очень - очень маленькие, поэтому крот почти ничего не видит. Представляете, ребята глаза крота величиной со спичечную головку. Но хорошо развито обоняние - это нюх, по этому мордочка вытянута в небольшой хоботок. Кроты роют норы длинной в несколько сот метров. И в норках и под землёй они отыскивают личинок червей и питаются ими. Норы делают очень длинные как от нашего сада и до №17 школы. А теперь Соня загадай свою загадку

«Сам он круглый, а не мяч,

Рта не видно, а кусач,

Голой ручкой не возьмешь,

А зовётся это... (Ёж).

Теперь ребята мы сделаем следующую остановку. Вот остановился наш лифт на №2 этаже. Мы в гостях у ежа.

Ребята как вы думаете что делает ёж зимой? (спит, ползает). Зиму ёж проводит в норе, он забирается в неё поздней осенью. Сворачивается в клубок и впадает в спячку. Температура тела ежа становится очень низко, он редко дышит, сердце работает слабо и медленно и по этому ему не надо питаться. У ежа тоже маленькие глазки, и очень хорошо развит нюх. Тело его покрыто иголками а правильно по научному это называется - видоизменные волосы.

На следующим этаже нашего путешествия живут другие животные. Женя загадывай свою загадку:

«Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы» (Заяц)

А теперь послушайте другую загадку:

«Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый - краса

А зовут её... (лиса)

А теперь послушаем загадку Гены:

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

Лиса и волк это хищники. А почему они так называются. (Злые, хищные едят других животных.)

Да они хищные потому что живут не рядом с человеком, охотятся на других животных, питаются крупной добычей и имеют очень большие клыки и крупные зубы пиловидной формы. Что вы можете рассказать о волке? Волки это звери на высоких ногах тело покрыто тёплой шерстью. Они могут отыскивать добычу по следам, и долго её преследовать. Один волк весит 60-80 кг. «Это примерно четыре ребёнка встанут на весы, вот так весит 1 волк. Волки живут и охотятся стаей. В стае от 5-12 волков. Волки могут добывать крупных животных (лосей, кабанов). У волка очень хороший нюх. Живут волки в логове. Лиса похожа на волка она то же хищница. Но лисы живут не стаей а по одиночке. У них очень хорошее зрение и нюх. Мех у лисице очень густой и пушистый. Лиса может спать прямо на снегу не замерзая, живут лисы в норах. (ребята давайте отдохнем и сделаем музыкальную паузу, игра «Охотник и лиса).

И теперь ребята поговорим о зайцах.

А как вы думаете, зимуют зайцы? Зайцы живут не в норах, а в укромных местах. Это может быть заросли кустарника, валежника. Зайцы грызущие млекопитающее. У них нет клыков но очень крупные передние зубы - резцы. Они не тупятся даже от очень твёрдой пищи. По этому могут обгрызать кору с деревьев. У зайца пушистая шерстка. Летом серая, а зимой белая - незаметная на снегу-

А теперь послушаем загадку Кати:

С ветки на ветку,

быстрый как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)

Давайте отправимся на последний этаж нашего путешествия в дупло к белочке. Что вы можете рассказать о белке.

Белка грызун, у неё как у зайца развиты передние зубы.

Тело белки покрыто красивой шерстью, которая на солнце красиво переливается. У белки большой пушистый хвост который помогает ей передвигаться. Белка всегда делает запасы на зиму, (орехи, грибы, ягоды почки деревьев).

Д/игра «Чей хвост, чья голова»

Вот ребята и закончилось наше путешествие по этажам зимнего леса. А я вам приготовила ещё одну игру «Выложи животное».

Мы сегодня побывали в зимнем лесу, познакомились с жизнью разных животных. Итог.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по природному окружению и экологическому воспитанию в подготовительной группе:

«Этажи леса»

Программное содержание : Уточнить и расширить представление детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования. Дать знание о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособиться к тяжёлым зимним условиям.

Учить устанавливать связи между особенностями и условиями среды обитания. Воспитывать любовь к животным, стремление помогать лесным жителям зимой. Совершенствовать речь детей, развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение.

Методическое обеспечение: Картина «Этажи леса», комплект иллюстраций о животных, обруч, маски-шапочки для игры и набор открыток с животными. Предшествующая работа: Читали рассказы В. Бианки «В зимнем лесу», Т.А. Шорыгиной «Какие звери в лесу? !» читали сказки о животных, рассматривали иллюстрации С. Радкевича «Встреча с животными», загадывали загадки о животных, учили стихи, рисовали животных.

Ход занятия : Читаю детям стихотворение И. Сурикова «Зима»

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает ложится.

И под утро снегом

Поле забелело

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

крепко, непробудно.

Ребята, как вы думаете о каком времени года это стихотворение. О (Зиме)

Правильно ребята о зиме.

А как вы думаете, где лучше всего дышатся зимой? Где пахнет деревьями и тишину нарушает только стук дятла или хруст веточек (В лесу, на даче, за городом, в деревне).

Правильно ребята, лучше всего дышатся зимой в лесу. Деревья отдыхают под снежными шапками, земля укрыта белым покрывалом. Морозно и тихо в зимнем лесу.

А как вы думаете, что же делают животные в это время года? (сидят в норах, спят).

Да ребята, вы всё правильно говорите. Но оказывается, многие животные не спят и зимой, они активны круглый год. И вот сейчас я вам предлагаю отправиться на волшебном лифте по зимнем этажам леса, и увидим, как лесные животные проводят зимние дни. Животные с которыми мы встретимся - млекопитающие.

А почему ребята их называют млекопитающие? (пьют молоко, мама кормит своим молочком). Правильно их называют млекопитающими, потому что мать выкармливает своих детенышей своим молоком.

Нажмём на кнопку - и вот первый этаж нашего путешествия - подземный. А почему называется подземный? (потому что живут под землёй) Круглый год живёт под землёй один зверёк. Сейчас Вадим загадает нам загадку

«Сделал дыру, Вырыл нору,

солнце сияет а он и не знает»

Правильно ребята это крот. Круглый год под землёй живёт крот. В лесу очень много норок вырытых кротами. Тело крота специально приспособлено к жизни в норах и рытью. Крот роет почву сильными передними лапами они короче задних, но с мощными когтями.

Глаза крота недоразвиты, т.е. очень - очень маленькие, поэтому крот почти ничего не видит. Представляете, ребята глаза крота величиной со спичечную головку. Но хорошо развито обоняние - это нюх, по этому мордочка вытянута в небольшой хоботок. Кроты роют норы длинной в несколько сот метров. И в норках и под землёй они отыскивают личинок червей и питаются ими. Норы делают очень длинные как от нашего сада и до №17 школы. А теперь Соня загадай свою загадку

«Сам он круглый, а не мяч,

Рта не видно, а кусач,

Голой ручкой не возьмешь,

А зовётся это... (Ёж).

Теперь ребята мы сделаем следующую остановку. Вот остановился наш лифт на №2 этаже. Мы в гостях у ежа.

Ребята как вы думаете что делает ёж зимой? (спит, ползает). Зиму ёж проводит в норе, он забирается в неё поздней осенью. Сворачивается в клубок и впадает в спячку. Температура тела ежа становится очень низко, он редко дышит, сердце работает слабо и медленно и по этому ему не надо питаться. У ежа тоже маленькие глазки, и очень хорошо развит нюх. Тело его покрыто иголками а правильно по научному это называется - видоизменные волосы.

На следующим этаже нашего путешествия живут другие животные. Женя загадывай свою загадку:

«Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы» (Заяц)

А теперь послушайте другую загадку:

«Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый - краса

А зовут её... (лиса)

А теперь послушаем загадку Гены:

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

Лиса и волк это хищники. А почему они так называются. (Злые, хищные едят других животных.)

Да они хищные потому что живут не рядом с человеком, охотятся на других животных, питаются крупной добычей и имеют очень большие клыки и крупные зубы пиловидной формы. Что вы можете рассказать о волке? Волки это звери на высоких ногах тело покрыто тёплой шерстью. Они могут отыскивать добычу по следам, и долго её преследовать. Один волк весит 60-80 кг. «Это примерно четыре ребёнка встанут на весы, вот так весит 1 волк. Волки живут и охотятся стаей. В стае от 5-12 волков. Волки могут добывать крупных животных (лосей, кабанов). У волка очень хороший нюх. Живут волки в логове. Лиса похожа на волка она то же хищница. Но лисы живут не стаей а по одиночке. У них очень хорошее зрение и нюх. Мех у лисице очень густой и пушистый. Лиса может спать прямо на снегу не замерзая, живут лисы в норах. (ребята давайте отдохнем и сделаем музыкальную паузу, игра «Охотник и лиса).

И теперь ребята поговорим о зайцах.

А как вы думаете, зимуют зайцы? Зайцы живут не в норах, а в укромных местах. Это может быть заросли кустарника, валежника. Зайцы грызущие млекопитающее. У них нет клыков но очень крупные передние зубы - резцы. Они не тупятся даже от очень твёрдой пищи. По этому могут обгрызать кору с деревьев. У зайца пушистая шерстка. Летом серая, а зимой белая - незаметная на снегу-

А теперь послушаем загадку Кати:

С ветки на ветку,

быстрый как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)

Давайте отправимся на последний этаж нашего путешествия в дупло к белочке. Что вы можете рассказать о белке.

Белка грызун, у неё как у зайца развиты передние зубы.

Тело белки покрыто красивой шерстью, которая на солнце красиво переливается. У белки большой пушистый хвост который помогает ей передвигаться. Белка всегда делает запасы на зиму, (орехи, грибы, ягоды почки деревьев).

Д/игра «Чей хвост, чья голова»

Вот ребята и закончилось наше путешествие по этажам зимнего леса. А я вам приготовила ещё одну игру «Выложи животное».

Мы сегодня побывали в зимнем лесу, познакомились с жизнью разных животных. Итог.


Цель: систематизация знаний детей о лесе и его обитателях.

  1. Обобщать и уточнять знания детей о животных, растениях, птицах.
  2. Воспитывать экологическую культуру детей.
  3. Воспитывать желание по – доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать.
  4. Развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок.

Ход мероприятия

Дети рассказывают стихотворение.

Цветы в родных лесах какие,
В сосновых, лиственных лесах!
Вот стайка синих колокольчиков,
А вот ромашка на буграх.

А ягоды в лесу какие!
Весь земляникой склон порос,
Малина прячется в крапиве
Среди белеющих берёз.

А сосны, сосны корабельные,
Как часовые, стерегут
Всё то, что мне в лесу известно
И то, что радостью зовут.

Воспитатель: Дорогие ребята! Поговорим с вами о лесе. Три близко растущих друг с другом дерева – это лес? Конечно, не лес. А если четыре – пять деревьев растут довольно далеко друг от друга, представляют ли они собой лес? Эти отдельно стоящие деревья тоже не лес. Так что же такое лес?

В лесу очень много деревьев, они стоят близко друг к другу. Их кроны соприкасаются, а кое – где и плотно смыкаются. Напомню вам, что кроной дерева называется вся его разветвлённая часть. Лес – это дом для мхов и трав, грибов, кустарников и деревьев, птиц, зверей и насекомых. Учёные называют его природным сообществом. Ведь обитатели леса дружно живут бок о бок, сообща, помогая друг другу, будто соседи в большом многоэтажном доме.

Слышали ли вы что – нибудь о лесных этажах? Как вы думаете, что это такое?

Воспитатель: Дело в том, что все растения леса имеют разную высоту. Землю устилают мягкие, бархатистые ковры мхов. Они располагаются на самом нижнем, первом этаже леса. Над ними поднимаются лесные травы, раскрывают разноцветные венчики цветы – ромашки, колокольчики, ландыши, лесная герань. Эти растения занимают второй этаж леса. Здесь же живут и грибы – сыроежки, опята, рыжики, боровики. Кустарники – бересклет, лесной орешник, калина, боярышник, малина – располагаются выше грибов. Их этаж – третий. На четвёртом этаже располагаются высокие деревья.

А какие животные обитают на каждом лесном этаже?

Кого мы можем назвать главным жителем леса? (Дерево).

Сценка “У дедушки Дерева добрые руки”

Дерево: У дедушки Дерева добрые руки,
Большие зелёные добрые руки.

1- ая птица: Какая – то птица в руках суетится.

2-ая птица: Какая – то птица на плечи садится.

Белки: Дедушка дерево, славный такой,
Белок качает большущей рукой.

Жук: Жучище примчался, и сел, и качался,
И всё восхищался, и всё восхищался.

Стрекозы: Стрекозы примчались и тоже качались.

1-ая пчела: Дедушка дерево пчёл подхватил.

2-ая пчела: И на ладони свои усадил.

Хором: И все свиристели в пуховой пастели
Смеялись и пели, качались, свистели.

Дерево очень доброе. Посмотрите, сколько животных, птиц и насекомых оно укрывает, а для некоторых служит домом. Например, для белочек, которые строят в нём своё дупло. Давайте сравним дерево с человеком.

Вопросы к детям.

  • Деревья похожи на людей?
  • У человека есть туловище. А что вместо туловища у дерева? (Ствол)
  • У человека есть кожа. А что у дерева? (Кора)
  • У человека есть руки. А что у дерева? (Ветки)
  • У человека есть ноги А что у дерева? (Корни)
  • Для чего человеку туловище? Для чего дереву ствол?
  • Для чего человеку кожа? Для чего дереву кора?
  • Для чего человеку руки? Для чего дереву ветки, листья?
  • Для чего человеку ноги? Для чего дереву корни?
  • Воспитатель: Вот видите, как много общего у нас с деревьями. А главное, человек рождается, растёт и стареет. И дерево тоже рождается, растёт и стареет. И человек, и дерево – живые существа.

    “Назови одним словом”

    Волк, лиса, медведь, олень - это (звери).

    Земляника, черника, морошка, малина – это (ягоды).

    Ель, сосна, берёза, дуб – это (деревья).

    Воробей, клёст, соловей, кукушка – это (птицы).

    Подосиновик, опёнок, лисичка, подберёзовик – это (грибы).

    Комар, муха, пчела, муравей – это (насекомые).

    Физкультминутка “В лесу”

    Мы пошли по ягоды в дальний лес.
    Видимо – невидимо там чудес!
    Мы видали рыжего муравья,
    Повстречали белочку у ручья.

    Отыскали беленький мы грибок.
    Положили бережно в кузовок.
    Ну а спелой ягоды и не счесть!
    Как домой воротимся, станем есть.

    Мы в лесу гуляли бы до утра,
    Да уж вечер близится – спать пора.

    (Движения выполняются в соответствии с текстом)

    Воспитатель: Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А что, если отправиться в лес по загадки? Интересно собирать ягоды, грибы, орехи, а загадки ещё интересней.

    В этот гладкий коробок
    Бронзового цвета
    Спрятан маленький дубок
    Будущего лета. (Жёлудь)

    Жемчужный колокольчик
    Пришёл в лесу весной.
    По лесу он разносит
    Чудесный запах свой. (Ландыш)

    Очень дружные ребята,
    У пенька живут… (Опята)

    Под осиной гриб тот, дети,
    В ярко – красненьком берете. (Подосиновик)

    Самолётик не стальной
    С носом – тоненькой иглой.
    Он летает и пищит,
    Укусить нас норовит. (Комар)

    Куцехвостик, длинноушка,
    На пеньке ты как игрушка:
    Лапки ты свои поджал…
    От лисички убежал! (Комар)

    Летом знойным зацветёт -
    Сразу пчёл к себе зовёт.
    Круглые листочки,
    Жёлтые цветочки.
    Вкусен, сладок их нектар…
    Кто это дерево узнал? (Липа)

    Прямо в небо рвутся, ввысь:
    Ты внимательно всмотрись:
    Не берёзы, не осинки.
    Нет листочков, есть хвоинки (Ели)

    Эта птичка никогда
    Для птенцов не вьёт гнезда
    Сядет где- то на суку
    И кричит: “:Ку-ку! Ку-ку!” (Кукушка)

    Я на пне её застала,
    Думала, она устала.
    Я поймать её хотела.
    Но в ладошку поглядела –
    Чудеса! Вот это да!
    Ускользнула без хвоста! (Ящерица)

    Какая птица издаёт такие звуки? (Можно использовать записи голосов птиц)

    1. Кар – кар – кар! (Ворона)

    2. Чик – чирик – чив – чив! (Воробей)

    3. Синь – синь – синь! (Синица)

    4. Свир – свир – свир! (Свиристель)

    Вопросы к детям.

    Какие деревья растут в наших лесах?

    Что общего у всех этих деревьев?

    Чем деревья отличаются друг от друга?

    Каких насекомых можно встретить в лесу?

    Какие птицы там обитают?

    Зачем люди ходят в лес?

    Какой лесной зверь любит малину?

    Какие лесные обитатели впадают в зимнюю спячку?

    Для чего заяц с приходом зимы меняет шубку?

    Воспитатель: Лес – это дом для животных, птиц, растений и насекомых. Но люди иногда так жестоко к нему относятся! Ребята, я хочу показать вам Красную книгу?

    Почему она так называется? (Ответы детей).

    Красный цвет – это цвет тревоги. Люди обеспокоены тем, что некоторые виды растений и животных исчезают с нашей планеты. Их названия заносятся в Красную книгу, и это означает, что все они находятся под защитой людей и государства. Посмотрите, какая она объёмная, как много растений и животных в беде. Давайте вспомним правила поведения в лесу, чтобы не навредить ему.

    Ветки не ломать, деревья не калечить. Не сбивать палками грибы, в том числе и мухоморы.

    Старайтесь в лесу не слишком шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной его тайны.

    Нельзя разводить в лесу костёр.

    Надо проводить санитарную вырубку сухих деревьев.

    Нельзя на отдыхе в лесу оставлять после себя мусор. Его необходимо собрать в пакеты и забрать с собой.

    Не разоряйте муравейники!

    На въездах в лесной массив необходимо разместить плакаты, напоминающие о правилах поведения в лесу.

    Итог мероприятия.

    Долг каждого из нас – охранять родную природу: лес, луг, речку. И от нас зависит, будут ли расти деревья в лесу, в парке, будут ли жить лесные зверюшки, петь весёлые песни птицы.

    Ребёнок рассказывает стихотворение.

    Речку, лес, в ромашках луг
    Получай в наследство.
    Охраняй их, юный друг,
    Береги их с детства!