Уход за лицом: жирная кожа

Основные причины возникновения ролевых конфликтов. Ролевой конфликт

Основные причины возникновения ролевых конфликтов. Ролевой конфликт

Фрейд, Адлер, Юнг и Фромм рассматривали конфликты личности «изнутри». Этих выдающихся ученых объединяла не только теоретическая общность (все они связаны с психоанализом), но и профессиональная судьба. По образованию и роду деятельности они были врачи, а значит, преимущественное внимание уделяли отдельному человеку. Иной подход характерен для тех психологов, которые стали подходить к человеку «извне» - из сферы социальной жизни. Сама логика исследования подразумевала, что сперва постулировался факт человеческих взаимоотношений, а затем уже внимание фокусировалось на личности. Основополагающее значение имели работы американских ученых Дж. Мида и Ч. Кули - основателей того направления в психологии, которое называется интеракционизмом (от англ. interaction - взаимодействие).

Разработка проблем личности у интеракционистов тесно связано с изучением законов социальной психологии. Человек получает свою личную определенность через взаимодействие с другими в группе. Сила группы не равна силе одного из ее участников, помноженной на их количество, потому что группа неоднородна. Разные члены группы выполняют в групповом взаимодействии разные функции, которые именуются ролями (водитель, пешеход, покупатель, продавец, друг, соперник - это виды ролей). Участник группы не похож на слепого, нащупывающего свой путь и хаотически сталкивающегося с соседями. Он зряч и действует под пристальным взглядом окружающих. Они своими ожиданиями (экспектациями) как бы прокладывают тот путь, по которому ему следует двигаться. Согласие в групповом действии и обеспечено тем, что каждый действует с учетом ожиданий остальных. Разнообразнейшие виды групповых поощрений и наказаний подкрепляют поведение каждого, направленное на достижение эффективного общего результата. Прямая физическая реакция на поведение личности редко наблюдается в жизни группы. Чаще используются символические, имеющие знаковый характер действия: улыбка благодарности или презрительный взгляд, венчание лавровым венком или предание анафеме. Но даже «вещественное» действие символизируется до уровня ритуала или нормы вежливости: вручение брильянтов, но на ордене, в торжественной обстановке с должностным лицом. Чтобы содержательно зафиксировать полезное взаимодействие, группа насыщает реальные контакты символическим смыслом и закрепляет в знаках. Значение включает не только абстрактные смыслы, но и чаще всего способы их осмысления в групповом взаимодействии: например, любовь или ненависть помимо субъективного переживания проявляется и в поведенческих актах (заботы или соперничества, помощи или противодействия).

Вполне логично, что личность выступает прежде всего как система ролей, которые исполняет человек в группах разной степени общности (гражданин - студент - игрок волейбольной команды - внук - друг). Каждая роль имеет свое содержание: шаблон действий, реакций на поступки других членов группы, конкретные навыки и умения.

Возникает опасение: не стирает ли подобный подход к личности ее индивидуальные черты? Ведь большинство мужчин - отцы, братья, пешеходы, покупатели, налогоплательщики, и нет сему перечню конца. Но личность не погребена под этикетками шаблонных функций, потоку что ее роли составляют систему. Для каждого существуют наиболее важные роли, которые именуются эталонными. Через них человек реализует себя в первую очередь, с полной серьезностью и отдачей. А вокруг этих ролей располагаются остальные - и прежде всего по степени соответствия центральным, эталонным ролям. Кроме того, каждая роль подразумевает права и обязанности, то есть связана с вертикалью власти внутри группы (этот аспект называется статусом). И статусный момент также определяет разыгрывание ролей в целом. Как говорят французы, положение обязывает.

Если роли можно сравнить с буквами алфавита, то личность выражается как высказывание, слова которого сложены из этих букв. И слова эти в предложении имеют разный статус: подлежащее определяет форму сказуемого, определение зависит от определяемого слова (в роде, числе, падеже и т. д.).

Таким образом, уникальность личности не исчезает под гнетом шаблонных ролей, а скорее проявляется в вариативности их узора. Важным следствие этого является то, что, осознавая свои роли, личность пользуется социальным языком, то есть переносит социальный контроль внутрь себя, ибо пользуется знаками, несущими надличностный смысл. Личность может соотнести логику своего поведения с логикой социальных норм и ожиданий. И здесь кроется источник внутриличностного конфликта.

На социальные роли в обществе, безусловно, наложены ограничения в сочетаемости. Личность же в определенных ситуациях может столкнуться с тем, что ее потребности приводят разыгрывание ролей к противоречию. Возникает ролевой конфликт - столкновение между несочетающимися ролями .

Великие художественные произведения посвящены тому, как ролевые противоречия отягощают душу человека и толкают его на самые необычные поступки. Спасая от голода семью, Соня Мармеладова нарушает один из важнейших семейных принципов - принцип целомудрия. Она становится проституткой из любви к ближнему. Великий мастер Данила стремится познать тайну каменного цветка, но сталкивается с требованием отказаться от своей возлюбленной - Настеньки. В обоих случаях налицо конфликт семейной роли и профессиональной.

Мировая антология комических сюжетов (новеллы, комедии, басни, анекдоты) буквальЕ0 пестрит ситуациями, когда согласованное исполнение ролей невозможно. Но удачное разрешение конфликта вызывает у читателя вздох облегчения и улыбку. Герои успевают спрятаться, переодеться, выдать себя за другого, изобразить болезнь или сумасшествие, навести соперника на ложный след или разрядить напряжение остроумным словцом, а иногда и просто разыграть неведение.

Но если ролевой конфликт затрагивает зону эталонных ролей, ситуация становится трагичной.

Примером тому служит история о Тристане и Изольде - одно из самых популярных повествований средневековой Европы. Сюжет буквально пронизан глубокими ролевыми конфликтами. Тристан убивает великана Морольда, но заболевает от заражения кровью убитого. Находясь в неведении, сестра Морольда, белокурая Изольда, вылечивает Тристана, но затем узнает правду. Как сестра погибшего она должна отомстить Тристану. Но она врачевала его. Как женщина она любуется им. Как дочь короля она знает, что Тристан к этому моменту избавил ее страну от страшного и кровожадного чудовища. Bee душе сестра столкнулась с врачева-тельницей, девушкой, жительницей города. И они победили. Испив волшебный напиток, Тристан и Изольда полюбили друг друга вечной любовью. Но она стала женой дяди Тристана короля Марка. Все они друг друга нежно любили. Но король Марк оказался обесчещенным правителем и милосердным, добрым родственником (мужем и дядей). Тристан - верным влюбленным и нарушившим клятву вассалом. Изольда - неверной женой и преданной возлюбленной. Чаще всего случайности спасают героев. Например, король Марк застает спящими в шалаше Тристана и Изольду, но между ними лежит меч. Тристан положил его рядом с собой, чтобы иметь оружие в случае нападения какого-нибудь хищника на них, но король истолковал это как признак непорочных отношений. Поразителен эпизод божьего суда. Психологизм средневековой литературы далек от детализации чувств и мыслей, знакомых нам по роману и драме нового времени. Поэтому общение с богом в средневековой литературе частично проецировало и обращение личности к совести: здесь нельзя было лгать. Изольда должна была произнести клятву и дотронуться до раскаленного железа. Прибыв на место суда, она захотела, чтобы с корабля до берега ее донес нищий, стоящий у воды. Это был переодетый Тристан, явившийся сюда по просьбе Изольды. Он отнес ее на берег, и она шепотом приказала ему упасть вместе с ней. Дальше начался суд.

«Она оставила на теле только тунику без рукавов. Вокруг бароны смотрели на нее молча и плакали. Возле мощей горел костер. Дрожа, протянула она правую руку к мощам святых и сказала:

Короли Логрии и Корнуэльса, сеньоры Говен, Кей, Жирфлет и вы все, будьте моими поручителями: я клянусь этими святыми мощами и всеми святыми мощами на свете, что ни один человек, рожденный от женщины, не держал меня в своих объятиях, кроме Марка, моего повелителя, да еще этого бедного паломника, который только что упал на ваших глазах. Годится ли такая клятва, король Марк?
- Да, королева. Пусть же Господь явит свой правый суд!
- Аминь! - сказала Изольда.

Она приблизилась к костру, бледная, шатаясь. Все молчали. Железо было накалено. Она погрузила свои голые руки в уголья, схватила железную полосу, прошла десять шагов, неся ее, потом, отбросив ее, простерла крестообразно руки, протянув ладони, и все увидели, что тело ее было здорово, как слива на дереве. Тогда из всех грудей поднялся благодарственный клик Господу».

Но как бы ни была благосклонна судьба к этим двум влюбленным, жизнь их была печальной. Только смерть развязала узлы их противоречивого поведения.

Интеракционистами была разработана теория зеркального «Я». Реакции и установки окружающих, становясь внутренним содержанием личности, определяют ее самоопределение.

«Говоря о Я-концепции, имеют в виду не некую субстанцию, ограниченную кожей, а комплекс форм поведения - систему организованных действий человека по отношению к самому себе. Я-концепции, следовательно, - это значения, которые формируются в процессе участия в совместных действиях. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представления человека о себе самом, сложившихся на основе последовательного обращения с ним окружающих» .

Каждая Я-концепция определяется степенью интегрированности ее элементов - ролей. При чрезмерной интегрированности любое рассогласование поведения и личностных установок воспринимается личностью очень болезненно, а потому возникает опасность вытеснения в бессознательное любой неожиданной информации о себе. При «разболтанной» Я-концепции личность размягчает стержень своего поведения, становится рабом ситуаций. Так, Пушкин сказал об Александре I: «К противочувствиям привычен, в лице и в жизни арлекин».

Нормальный человек обладает достаточно гибкой Я-концепцией. В конкретных ситуациях активизируется тот или иной блок ролей, который может временно даже доминировать. Но при неблагоприятном стечении обстоятельств возможно образование нескольких конфигураций ролей, которые находятся в слабой согласованности, а иногда даже в конфликте, который не осознается из-за действия защитных механизмов. В кризисном же положении возможна смена Я-концепции.

В состоянии гипноза некоторые люди демонстрируют поведение, разительно отличающееся от их обычного (могут меняться даже половые ориентации). После мозговой травмы человек начинает жить так, как будто бы в нем есть незримый переключатель: пациент называет себя разными именами и действует по разным стандартам, с различными стилями исполнения, с разным мировосприятием.

В критических случаях жесткого обращения или большого несчастья иногда наблюдается деперсонализация. Так как большинство ролей взаимодополняемо, то неисполнение партнером своей роли затрагивает личную определенность всех участников совместного действия. Если человек узнает о предательстве друга, то начинает тревожиться, является ли он сам другом. Если юноша теряет в катастрофе родителей, то он лишается возможности активно выполнять роль сына. Иногда редукция или выделение роль столь невыносимы, что человек как бы теряет себя. Офелия сходит с ума, узнав, что ее возлюбленный (Гамлет) убил ее отца (Полония).

Но у проблемы есть и светлая сторона. Коль скоро Я-концепция не приклеена к телу, возможно восстановление ролевого баланса. Смена ожиданий, направленных на человека, может изменить его поведение, сделав его более продуктивным. Одну из двух несовместимых ролей можно заменить на другую - эквивалентную, но совместимую с сохранившейся: роль пирата значительно меньше подходила дворянину Дрейку, чем сменившая ее роль спасителя Англии, разгромившего испанский флот. Изменение ролевого репертуара входит в терапию многих психических заболеваний и в сценарии тренингов, проводимых с людьми, которые испытывают внутренний разлад.

Автор обращает внимание на то, что весь ролевой репертуар живет в каждом из нас одновременно. Опираясь на знания и социальный опыт, покажите, как одни социальные роли могут вступать в противоречие с другими. Приведите три примера возможных ролевых конфликтов.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Социальные роли - термин, активно используемый как социальной психологи¬ей, так и социологией. Он концентрирует внимание на универсальных, всеобщих требованиях, предъявляемых к поведению человека, находящегося в определенной социальной позиции.

Социальный статус и социальная роль представляют собой две стороны одного и того же явления. (...) Статус описывает общество в неподвижности, то есть раскрывает статистическую картину мира. Роль описывает общество в движении, то есть раскрывает динамическую картину мира. (...)

Социальная роль - модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе - как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. Роль описывает то, как обладатели статусов взаимодействуют друг с другом.

В связке понятий «статус-роль» ведущее место принадлежит первому. Именно поэтому в литературе встречается выражение «статусная роль», но никогда не попадается «ролевой статус».

Термин «роль» позаимствован из театральной сферы, где он призван был под¬черкнуть различие между актером и исполняемой партией. Множество известных актеров пробовало себя в роли Гамлета подобно тому, как множество выпускников медицинского института становятся врачами.

Люди не могут вести себя так, как им заблагорассудится. Они подчиняются тому, что все считают правильным для данной роли. В значительной мере поведение ученика предсказуемо, ибо ученик - это определенная роль. То же касается учителя, продавца или государственного деятеля. Все мы знаем, что должны делать эти люди, и не важно, как много индивидуального своеобразия вкладывают они в свою роль. В целом все учителя или продавцы ведут себя сходным образом.

(...) «Весь мир - театр, все люди в нем - актеры, и каждый не одну играет роль», - сказал великий Шекспир. И если рассматривать мир как сцену, то нам действительно приходится играть на этой сцене великое множество ролей. Мы все - сыновья и дочери, мужья и жены, подчиненные и руководители, ораторы и слушатели, пассажиры, зрители, специалисты и т.д. Причем весь этот репертуар живет внутри нас одновременно, и каждая следующая роль включается по мере того, как мы переходим из одной ситуации в другую. В каких-то из этих ролей нам приходится находиться более длительное время, в каких-то - относительно незначительное; с какими-то из ролей мы справляемся без труда, другие едва выносимы для нас. 

Люди выполняют в обществе множество социальных ролей. Их отличительная черта заключается в том, что роль отца или учителя остается той же самой, если поменяются люди, выполняющие эти роли. Именно таким способом достигаются предсказуемость и порядок в обществе.

(А.И. Кравченко)

Пояснение.

Правильный ответ может содержать следующие элементы:

Приведены примеры возможных ролевых конфликтов.

Ролевой конфликт в пределах одной роли, например, ученик одновременно пытается учиться в музыкальной и спортивной школе, что невозможно при отсутствии времени;

С одной стороны роль родителей требует строгого наказания в отношении ребенка, совершившего проступок, но с другой стороны любому родителю жалко его;

Иногда требования одной роли могут противоречит требованиям другой, например, женщина, занимающая высокий и ответственный пост на работе, не успевает выполнять свои домашние обязанности;

Конфликтная ситуация может возникнуть, когда требования роли противоречат устремлениям личности, например, однообразная работа на конвейере не позволяет реализовать тому свои творческие художественные способности.

Могут быть указаны другие примеры.

Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль, Социальные отношения. Социальный конфликт


Ролевой конфликт - ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями. Ситуация ролевого конфликта вызывается тем, что индивид оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования.
го
В ролевых теориях принято выделять конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые. К межролевым относят конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много различных ролей и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, либо потому, что для этого у него нет достаточно времени и физических возможностей, либо различные роли предъявляют ему несовместимые требования. В исследованиях межролевого конфликта следует выделить работу американского роциального психолога У. Г. Гуда «Теория ролевой напряженности». Он называет ролевой напряженностью состояние индивида в ситуации межролевого конфликта и предлагает теорию, суть которой сводится к выявлению способов снятия этой напряженности. Для этого надо освободиться от ряда ролей, а затрату времени и энергии на выполнение остальных поставить в зависимость от значимости данной роли для индивида, положительных и отрицательных санкций, которые может вызвать невыполнение определенных ролей; реакции окружающих на отказ от определенных ролей.
Когда речь идет о межролевых конфликтах, в качестве примера чаще всего приводится маргинальная личность.
Анализ внутриролевого конфликта выявляет противоречивые требования, предъявляемые к носителям
си"ческим в данной области считается исследование М. Комаровской, которое было проведено среди студенток одного из американских колледжей. Результаты исследования показали противоречивость ожиданий-требований, предъявляемых к студенткам колледжа со стороны родителей и студентов колледжа.
Ролевые конфликты являются частым явлением. Это объясняется сложностью общественных отношений, возрастающей дифференциацией социальной структуры и дальнейшим разделением общественного труда.
Ролевые конфликты, по мнению исследователей, отрицательно влияют на осуществление взаимодействия, поэтому социальные психологи пытаются выработать какие-то общие концепции, обосновывающие пути устранения ролевых конфликтов. Одна из таких концепций - теория ролевой напряженности У. Гуда. .
Сходный подход можно обнаружить и в работах Н. Гросса, У. Мэйсона. Они выделяют три группы факторов, имеющих отношение к проблеме устранения ролевых конфликтов.
Первая связана с субъективным отношением к роли ее исполнителя.
Вторая группа включает санкции (положительные и отрицательные), которые могут быть применены за исполнение или неисполнение роли.
К третьей группе факторов авторы относят тип ориентации исполнителя роли, среди которых они выделяют две: ориентацию на моральные ценности и прагматическую ориентацию.
Исходя из анализа этих факторов можно предсказать, какой способ решения ролевого конфликта предпочтет тот или иной исполнитель роли.
Многие социальные роли усваиваются легко, некоторые требуют особых усилий и способностей. Смысловая сторона социальной роли заключается в принятии человеком роли для себя.
Иногда складывается ситуация, когда содержание роли вполне усвоено, но есть внутренние препятствия для ее принятия. Человек стремится доказать себе и другим, что он нечто большее, чем роль.
С другой стороны, роль может настолько сильно увлечь, что индивид полностью подчиняет себя ей. Возникают три проблемы усвоения социальной роли: проблема трудности усвоения роли, проблема неприятия роли, проблема нарушения меры в ее усвоении.
Всю жизнь человек занимается освоением новых ролей, поскольку меняются его возраст, позиция в семье, профессиональный статус, межличностные отношения и т. д. Освоение может быть простым и легким, а может сопровождаться значительными трудностями.
Уровень принятия человеком социальной роли для себя тоже может быть разным. Роль может быть использована как средство достижения определенной цели, так же она может и сама стать целью, конечным результатом, к которому субъект стремится на протяжении длительного времени. В этом случае роль может «покорить» личность: за ролью личность уже не будет видна.
Овладение широким спектром социальных ролей является наиболее адаптивным для человека, поскольку способствует его развитию.
12)набор норм, определяющих, как должен вести себя
человек данного социального положения.
Социальная роль трактуется*как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция.
Многообразие представлений о социальной роли свидетельствует о том, что в психологии идея Дж. Мида оказалась весьма удобной для описания поведения личности в ее различных социальных функциях.
Т.Шибутани полагал, что социальные роли несут функцию закрепления оптимальных способов поведения в определенных обстоятельствах, выработанных человечеством на протяжении длительного времени.
Упорядоченность повседневной жизни обусловливается последовательностью выполнения человеком тех или иных социальных ролей, которые связаны с правами и обязанностями. Обязанность - это СМ то, что человек вынужден делать исходя из социаль- СМ ной роли вне зависимости от того, нравится ему это или нет.
Выполняя СВОИ обязанности в соответствии с социальной ролью, каждый человек имеет право предъявить и свои требования к другому. Обязанности всегда сопровождаются правами.
Гармония прав и обязанностей предполагает оптимальное выполнение социальной роли, любой дисбаланс в этом соотношении может свидетельствовать о том, что социальная роль не совсем усвоена. Социальная роль имеет два аспекта изучения: ролевое ожидание и ролевое исполнение.

Ролевой конфликт - ситуация, когда человек сталкивается с двумя или более одновременными требованиями, при которых выполнение им одной из ролей делает невозможным исполнение других ролей.

В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: меду ролями и в пределах одной роли. Часто две или более роли (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей; или женатый студент должен примирять требования к нему как мужу с требованиями, предъявляемыми к нему как студенту; или работник милиции иногда должен выбирать между выполнением им своего должностного долга и произведением ареста близкого друга. Подобного рода конфликты относятся к ролевым конфликтам между ролями.

Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам.

Существует несколько видов действий, с помощью которых может быть снижена ролевая напряженность и человеческое "Я" защищено от многих неприятных переживаний. Сюда относят обычно рационализацию, разделение и регулирование ролей. Первые два вида действий считаются неосознанными защитными механизмами, которыми личность пользуется чисто инстинктивно. Однако, если эти процессы осознаются и используются преднамеренно, их эффективность значительно повышается. Что касается третьего способа действий, то он используется в основном осознанно и рационально.

Рационализация ролей - один из способов защиты против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны. Классической иллюстрацией этого считается случай с девушкой, которая не может найти жениха и убеждает себя в том, что она будет счастлива, если не выйдет замуж, потому что все мужчины обманщики, грубияны и себялюбцы.

Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли. История дает нам многочисленные примеры жестоких правителей, палачей и убийц, которые одновременно были добрыми и заботливыми мужьями и отцами. Их основная деятельность и семейные роли были полностью разделены.

Типы ролевых конфликтов[править | править исходный текст]

В разных источниках насчитывается от 4 до 16 типов ролевых конфликтов, наиболее часто встречаются такие: а) интраролевой - внутренний конфликт между разными компонентами или разновидностями одной и той же роли; б) интерролевой - внутренний конфликт между несовместимыми (дивергентными) ролями, которые играет один индивид; в) интраперсональный - внутренний конфликт между различными моделями одной и той же роли; г) интерперсональный – внешний конфликт между несовместимыми (дивергентными) ролями разных людей.

В основе внутренних ролевых конфликтов лежат противоречия между ролевым поведением человека и его представлением о себе как о субъекте этой роли. Он возникает тогда, когда человек принимает психологическую роль только внешне, на уровне поведения, но не может принять ее внутренне, на уровне переживания, считать своей. Ситуация внутреннего ролевого конфликта может возникать, когда человек вынужден принять психологическую роль под давлением внешних обстоятельств. Внутренний ролевой конфликт может возникать и в ситуации, когда к одной и той же роли предъявляются противоречивые ожидания со стороны различных субъектов или групп, которые невозможно удовлетворить одновременно.

В основе внешних ролевых конфликтов чаще всего лежат противоречия между реальным ролевым поведением человека и ролевыми ожиданиями со стороны окружающих. Он возникает в ситуациях, когда человек не хочет или не может исполнять ту социальную роль, которую он должен играть согласно своему положению в группе, или не принимает социальные ролевые стереотипы и нормы, принятые в обществе. В результате такого нарушения со стороны социума могут следовать санкции разной степени строгости. Внешний ролевой конфликт может возникать также при изменении человеком ролевого поведения. Стремление играть новую роль наталкивается на старые ожидания, сформировавшиеся в группе, которые заставляют человека возвращаться в предыдущую роль.

Внутренний и внешний конфликты могут переходить один в другой. Поддаваясь групповому давлению и изменяя свое ролевое поведение на социально желательное, человек «загоняет» конфликт вовнутрь. Наоборот, если он по внутреннему побуждению «сбрасывает» с себя неугодную роль, то конфликт переходит во внешний. Конформные и гиперсоциализированные личности тяготеют к внутреннему ролевому конфликту, что, по сути, являетсяневротическим реагированием на ситуацию. Личности, отличающиеся психопатической дезадаптацией, наоборот, склонны к внешнему.

Ролевые конфликты возникают из противоречий между тремя группами факторов:

а) организационными (ролевыми предписаниями, или социально заданными ролевыми позициями);

б) межличностными (стилем взаимодействия, взаимными ролевыми ожиданиями);

в) личностными (мотивами, ценностями, опасениями, Я-концепцией человека).

Все ролевые конфликты можно разделить на две большие группы:

1) внешние, или межличностные (зависящие от объективных характеристик - реальных ролевых ожиданий, ролевого поведения, ролевых норм и т.п.);

2) внутренние, или внутриличностные (зависящие от компонентов когнитивной структуры индивида, например, его представлений о ролевых ожиданиях).

Внешние и внутренние конфликты могут переходить друг в друга. Поддаваясь групповому давлению и изменяя свое ролевое поведение на социально желательное, человек "загоняет" конфликт вовнутрь. Наоборот, если он начинает строить свое поведение в соответствии с собственной Я-концепцией и по внутреннему побуждению "сбрасывает" с себя неугодную роль, то внутренний конфликт переходит во внешний.

Разрешение ролевого конфликта часто сопряжено с личностным выбором: между значимыми людьми, между несовместимыми ролями; между собой и окружающими. Иногда нужно внутренний конфликт перевести во внешний, а далее производить его коррекцию, используя различные прямые и косвенные методы угашения конфликта.

Один из способов разрешения конфликта- это изменить (переломить) ролевые ожидания группы, навязать ей свое новое ролевое поведение. Сделать это очень непросто, особенно если личность остается в прежнем официальном статусе, ибо ролевые ожидания имеют инерцию, и группа будет стараться "вернуть" человека в старую роль.

Наиболее эффективный способ устранения внешнего ролевого конфликта - "разрушить ситуацию": уйти из группы, изменить социальное окружение и т.д. Именно поэтому, тем, кто хочет "начать новую жизнь", следовало бы не только принять на себя новые роли, но и по возможности сменить группы общения, в которых сформировать новые ожидания по отношению к себе (зарекомендовать себя).

Одним из вариантов разрушения конфликта является частичная изоляция от социума. Возможна и полная изоляция, фактически, "бегство из роли": отшельничество, уход в монастырь и т.п. Своеобразным способом такого бегства является алкоголизм и наркомания. Еще один способ изоляции от общества - уход в себя, в свой внутренний мир при помощи творчества, увлечения (от хобби до веры в бога). Такой способ устранения ролевого конфликта с обществом получил в 60-е годы в среде диссидентов название "внутренней эмиграции".

Для преодоления ролевых конфликтов часто нужна взаимная коррекция ролевых ожиданий индивида и группы или партнеров по общению. Такая помощь актуальна, например, в семейных отношениях, когда возникает ролевая несовместимость супругов или родителей и детей. Это ведет к взаимному принятию ролей других людей, то есть принятию каждого человека таким, какой он есть. Последнее условие особенно важно, ибо непринятие человека и его ролей - это одна из основных причин возникновения всех ролевых конфликтов.

В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: между ролями и в пределах одной роли. Часто две или более роли (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности.. . Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжения и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу от данной роли, внутреннему стрессу.

Общение и взаимоотношения для человека важны так же, как и дыхание. Ведь без них мы не сможем научиться даже самому элементарному. С самого начала жизни мы общаемся с родными, затем с детьми, взрослыми, потом и сами взрослеем. Отношения с каждой страничкой жизни видоизменяются: сначала мы дети, сестры, братья, потом для кого-то друзья, одноклассники, коллеги, подчиненные или руководители. В зависимости от выполняемых нами функций мы играем разные социальные роли.

Место социальной роли в нашей жизни

Человек, входя в социум, что-то с собой несет и берет для себя. Являясь членом и непосредственным участником какой-то из общественных социальных групп, он обладает некоторым статусом.

Конфликт - что за явление?

Нужно отметить, что для выполнения социальной роли человеку необходимы определенные навыки и время, чтобы научиться это делать. Иногда получается так, что один и тот же субъект должен выполнять противоречивые обязанности. Ярким примером является жена-директор. Она дома должна быть в подчинении у мужа, а на работе указывать подчиненным. Из-за этого появляются противоречия внутри самой личности (внутренние конфликты) и напряженные отношения с окружающими. Именно по причине статуса, положения в обществе к человеку предъявляются определенные требования. Социальная роль - это поведение людей в зависимости от разных требований к ним. Один и тот же человек может одновременно быть братом, отцом, зятем, рабочим, другом.

Эти разновидности ролевых конфликтов существенно различаются между собой. Межролевые конфликты проявляются при несоответствии ожиданиям окружающих поведения человека, выполняющего разные роли. Эти ожидания, требования в большинстве случаев не зависят от самого субъекта. Они сформированы общественным мнением, традициями, стереотипами. Внутриролевые противостояния зависят от восприятия человеком своего поведения с точки зрения ожиданий, которые имеет к нему его окружение. Происходит процесс наслаивания представлений людей и их групп на роль, выполняемую одним субъектом.

Виды ролевых конфликтов дополняются еще одним: личностно-ролевым. Он предполагает несоответствие роли и потребностей, ценностей личности. Этот вид столкновения еще относятся к внутриличностному. Такие примеры ролевых конфликтов из жизни встречаются часто. Так, честный молодой бухгалтер, пытаясь правильно выполнять свою работу, будет постоянно бороться внутри себя, если начальство ожидает от него финансовых махинаций для своей выгоды.

Почему возникает конфликт ролей?

Столкновения людей между собой, их ожиданий и представлений, в большей мере зависят от сформированных норм и правил общества. Если человек не соответствует закрепившимся стереотипам и правилам, а также правовым нормам регулирования поведения, у него возникает ролевой конфликт. Нужно понимать, что он не появляется на пустом месте. Сначала происходит действие человека (в рамках его деятельности), затем анализ его поведения извне на основе перечисленных механизмов, потом дается оценка.

Специфика конфликтов ролей

Есть несколько специфических моментов, которые относятся только к ролевым противостояниям:

  • тесная связь такого конфликта с занимаемой человеком позицией в обществе (его взаимодействие и взаимоотношения с окружающими);
  • зависимость от характера психологических ожиданий социума (противоречивость, неоднородность, которая обусловлена деятельностью индивида, его положением в обществе и содержанием действий).

Механизмы психологической защиты при столкновениях ожиданий

Ролевой конфликт приносит человеку дискомфорт, ведь любое вмешательство в его внутренний мир расценивается как посягательство на безопасность и признание личности. Поэтому во время таких столкновений срабатывают защитные механизмы психики, помогающие субъекту сохранить внутреннюю гармонию.

  1. Разделение ролей. Человек сознательно временно прекращает выполнять одну из ролей, тем самым он дает себе возможность отдыха и "перезагрузки". Но, в то же время, он продолжает реагировать на требования, которые относятся к выполнению данной роли.
  2. Рационализация. Возникает тогда, когда субъект желает, но в силу определенных обстоятельств не может вести себя согласно ожиданиям окружающих. Защищаясь от значимой роли, психика человека ищет ее отрицательные стороны, чтобы не допустить ролевой конфликт. Примеры такой защиты встречаются часто у школьников, людей, которые не могут добиться своей цели.

Отличие между напряжением и конфликтом в рамках выполняемой роли

Мы все проходим определенный процесс социализации. Еще с маленького возраста дети повторяют действия за взрослыми, тем самым перенимая опыт и ролевое поведение. У каждого по-разному проходит процесс социализации, одни хороший опыт получили с детства, другие ничего положительного не видели. Когда человек взрослеет, он начинает вести себя соответственно занимаемому положению, роли. И здесь может возникнуть ролевое напряжение - субъект просто не готов к требованиям, которые к нему предъявляет общественность. Для исключения такого напряжения студенты проходят практику, подростки обучаются навыкам ведения домашнего быта и так далее.

Напряжение возрастает и ведет к конфликтам, когда противоположные роли наслаиваются друг на друга. Например, девушка сдает экзамены, будучи успешной студенткой, и пытается ухаживать за ребенком, недавно приняв на себя роль мамы.

Готовность к выполнению социальной роли как путь к предотвращению ролевых конфликтов

Мы уже знаем, что социальные роли и ролевые конфликты тесно связаны друг с другом. Но как в медицине есть понятие профилактики болезней, так в психологии есть направление предотвращения ролевых конфликтов. Все весьма просто - нужно всего лишь быть подготовленным к выполнению социальной роли, чтобы избежать напряжения и конфликтов, связанных с ней.

Способы разрешения ролевых конфликтов

Они делятся на два вида:


Первый вид заключается в том, что человек имеет возможность сам себя оградить от ролевых конфликтов. Он может уйти с работы, перестать общаться с прежними друзьями, поменять место отдыха и так далее.

Второй вид на бессознательном уровне хранит нас от лишних стрессов, связанных с ролевым напряжением и конфликтом. Здесь на первое место выступают классические защитные механизмы: вытеснение, изоляция, рационализация, идентификация и некоторые другие. Он начинает активно действовать, когда нет возможности решить ситуацию по-другому, человек либо не умеет это делать, либо не может. В этом случае меняется не ситуация конфликта или напряжения, а отношение человека к ней, его восприятие окружающей обстановки.