Уход за лицом: сухая кожа

Образование и профессиональная подготовка. Тема: «Социальная структура общества»

Образование и профессиональная подготовка. Тема: «Социальная структура общества»
  1. Почему молодежь стали рассматривать в качестве самостоятельной социальной группы лишь с переходом к индустриальному обществу?
  2. Каковы основные психологические особенности юношеского возраста?
  3. Какие права и обязанности обретает гражданин нашего государства, достигнув совершеннолетия?
  4. Как меняются в молодые годы социальные роли и статус человека?
  5. Приведите примеры, показывающие возможности индивидуального выбора молодого человека в различных сферах жизни.
  1. Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?
  2. Какие факторы нынешней социально-экономической ситуации в нашей стране способствуют, а какие - препятствуют трудоустройству молодежи?
  3. Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних?
  4. Что свойственно неформальным молодежным объединениям?
  5. Охарактеризуйте основные черты современной молодежной субкультуры.

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится, а делает вид, что работает.

Как вы относитесь к такой точке зрения? Поясните свою позицию.

2. Татьяне 18 лет. Два года назад она ушла из дома. Главная причина - неприятие образа жизни родителей, которые, по ее словам, «только работают, а в свободное время «зависают» у телевизора». Прокомментируйте эту ситуацию.

3. Доля молодежи среди безработных в крупных городах ниже общероссийского показателя. В то же время в отдельных регионах молодые безработные составляют половину всех потерявших работу. Чем можно объяснить эти факты?

4. «Человек, не состоящий в браке и не владеющий профессией, продолжает оставаться ребенком в самом широком смысле слова», - пишет социолог. Согласны ли вы с этим выводом? Почему?

5. Сравните два определения понятия «молодежь», приведенные в современных научных изданиях: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции»; «Молодежь - социально -демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения».

Противоречат ли эти определения друг другу или дополняют одно другое? Свой вывод поясните.

6. По данным социологов, в начале XIX в. средний возраст ребенка на момент смерти отца составлял примерно 20 лет. Молодые люди автоматически занимали рабочие места своих отцов. В конце ХХ - начале XXI в. у двадцатилетних оказывались в живых и работали не только оба родителя, но часто и бабушки, и дедушки. При этом научно-технический прогресс вел к сокращению числа рабочих мест. Оказывает ли эта ситуация, на ваш взгляд, влияние на положение молодых на рынке труда? Каковы конкурентные преимущества и недостатки молодых в сравнении со старшими поколениями на рынке труда?

Поработайте с источником

Прочитайте отрывок из книги немецкого философа и социолога К. Манхейма (1893-1947) «Диагноз нашего времени», написанной в 1943 г., и ответьте на поставленные вопросы.

Молодежь - один из скрытых ресурсов общества Первая проблема, с которой мы сталкиваемся, заключается в следующем: стабильно ли значение молодежи в обществе? Очевидно, нет. Существуют общества, где пожилые люди пользуются большим уважением, чем молодые. Так было, например, в Древнем Китае. В других же обществах, например в США, человек после сорока лет считается слишком старым для работы и требуется только молодежь. Общества различаются не только по престижу молодых людей, но и в зависимости от того, объединена ли молодежь в группы и движения, которые влияют на ход событий...

Проблема состоит в том, что хотя всегда есть новое поколение и молодежные возрастные группы, тем не менее вопрос их использования зависит каждый раз от характера и социальной структуры данного общества. Молодежь - это один из скрытых ресурсов, которые имеются в каждом обществе и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность...

Нетрудно догадаться, в каких обществах наибольший престиж имеют пожилые люди, а обновляющие силы молодежи не объединены в движение и остаются лишь скрытым резервом. Я полагаю, что статичные общества, которые развиваются постепенно и при замедленном темпе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений.

Они сопротивляются реализации скрытых возможностей молодежи. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиций, а методами обучения являются воспроизведение и повторение. Такое общество сознательно пренебрегает жизненными духовными резервами молодежи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции.

В противоположность таким статичным, медленно меняющимся обществам динамичные общества, стремящиеся к новым стартовым возможностям, независимо от господствующей в них социальной или политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью... В этом отношении разница существует только между обществами, добивающимися изменений с помощью реформ и революций. И в том и в другом случае это должна быть молодежь. Пожилое и среднее поколения могут только предсказывать характер грядущих изменений, однако новой жизнью будет жить только молодое поколение. Оно будет воплощать в жизнь те ценности, которые старшее поколение признает лишь теоретически.

Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994. - с. 454-455.

Вопросы и задания к источнику

  1. Как, по мнению автора, различаются общества с точки зрения места и роли в них молодежи?
  2. Приведите примеры существовавших в разных странах молодежных организаций: а) возникших стихийно, по инициативе «снизу»; б) созданных и направляемых государством.
  3. Разделяете ли вы вывод автора о том, что главной движущей силой революций и реформ выступает молодежь? Обоснуйте свою точку зрения, привлекая известные вам факты прошлого и современности.

Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают соб­ственную культурную нишу - субкультуру, которая может быть достаточно замкнута и автономна по отношению к господствующей культуре (от лат. sub - частица, указыва­ющая на нахождение под чем-либо, около чего-либо) либо противостоит ее фундаментальным ценностям (контр­культура). Об особой молодежной субкультуре заговорили в странах Запада после Второй мировой войны. Молодежная культура далеко не однородна; в ней проявляются половые, этнические, социально-классовые различия. Так, для сооб­ществ молодых мужчин характерен дух соревновательности, установка на собственный успех. Для девушек важен не столько результат совместной деятельности, сколько харак­тер складывающихся межличностных отношений. Они более избирательны в общении.


В то же время молодежную культуру можно рассматри­вать как некое целое, которому присущи определенные чер­ты. Прежде всего это особый характер отношений, сосредо­точенный скорее на дружбе и приятельстве в группах сверстников, чем на семье. Потребность в общении с ровес­никами возникает, как известно, очень рано. Юношескому возрасту свойственно как стремление к обособлению, преж­де всего от старших (учителей, родителей), так и желание принадлежать к какой-либо общности сверстников. Склады­ваются так называемые неформальные молодежные группы (слово «неформальные» в данном случае употребляется, что­бы подчеркнуть принципиальное различие с официально за­регистрированными общественными молодежными органи­зациями).

Потребность в общении у каждого преобразуется в свои, особые мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодежному направлению. Кто-то, как вы знаете, надеется найти здесь понимание и эмо­циональную поддержку, которой лишен в обществе взрос­лых. Другой чувствует, что групповая принадлежность умножает его силы и делает более защищенным в безжало­стном мире острой конкуренции и соперничества. Есть и те, кто жаждет испытать чувство власти над другими.



Многим молодежным группам свойственно противоречи­вое сочетание единообразия и непохожести, особости. Еди­нообразие (в стиле поведения, музыкальных пристрастиях, модной атрибутике) поддерживается внутри группы. Вместе с тем само сообщество стремится (прежде всего внешне) вы­делиться в общем потоке молодежных движений.

Некоторые неформальные молодежные объединения не только обособляют себя от общества, но и в известных пре­делах противостоят ему, отвергая сложившиеся ценности и культуру (в этом случае можно говорить о молодежной контркультуре). Такое демонстративное неприятие общест­венных устоев, морали, образа жизни большинства особен­но ярко проявилось в молодежных движениях в западных странах в 60-е гг. Некоторые выступления студентов и мо­лодых рабочих проходили даже под политическими лозун­гами (новые левые). В дальнейшем протест стал выражать­ся не столько в прямом противостоянии обществу, сколько в попытках «уйти» от него, создав новые формы человечес­кого общежития (колонии хиппи).

В нашей стране временем появления неформальных мо­лодежных объединений стали 80-е гг. Наиболее влиятель­ным направлением стало рок-движение, объединенное, по­мимо увлечений определенным музыкальным стилем, общими идейными установками: антибюрократизмом, паци­физмом, антитоталитаризмом. В 1987 г. прошли первые фе-


Стивали популярных рок-групп на больших концертных площадках.

Сегодня в нашей стране существует множество групп и направлений в молодежной культуре. Деятельность большинства из них охватывает сферу досуга (музыка, спор­тивно-технические увлечения и т. п.). Есть объединения, проникнутые общественными интересами, например эколо­гическое движение. Сегодня свое влияние на молодежь стре­мятся усилить политические партии. Свои молодежные под­разделения имеют партии разной направленности.

Есть молодежные группы, бросающие вызов обществен­ному мнению. Чаще всего это выражается в особенностях одежды и модных дополнениях к ней. Иногда, однако, со­вершаются и прямые антиобщественные действия (хулиган­ство, драки), например группами футбольных или хоккей­ных фанатов. В этом случае общество сталкивается с негативным, отклоняющимся поведением. Одна из ради­кальных группировок, выражающая антиобщественные на­ционалистические, порой профашистские взгляды, - это так называемые скинхеды. Это направление зародилось в конце 60-х гг. прошлого века в Англии. Основной внешний признак - бритая голова. Особенность поведения - откры­тая агрессия. Спустя десятилетия группировки скинхедов появились в ряде стран, в том числе и у нас. Их действия из эпатажных (возмущающих общественное мнение) неред­ко переходят в преступные (нарушающие нормы уголовного права).

Крайнее и самое опасное проявление отклоняющегося по­ведения - преступность, к сожалению, встречается в моло­дежной среде. (Вспомните: каковы причины преступности? В чем состоят главные направления борьбы с ней?) Вы зна­ете, что молодежные криминальные группировки отличают жесткая иерархия и подчинение, строгое распределение функций, круговая порука. Они замкнуты и закрыты.

Большую роль в возникновении и распространении моло­дежной культуры играют средства массовой информации. Склонность следовать моделям увиденного по телевидению и в кино имеют не только подростки, но и молодежь. Про­иллюстрируем это примерами. В начале 90-х гг. в США был показан кинофильм «Программа». В одном из его эпизодов студент университета с целью демонстрации собственного мужества лежал на разделительной полосе оживленного шоссе, в то время как тяжелые грузовики со свистом про­носились рядом с ним. В течение двух недель после демон­страции фильма двое молодых парней в разных штатах по­пытались проделать тот же трюк. Последствия оказались трагичными: оба были задавлены насмерть не заметившими их водителями. Демонстрация по нашему телевидению


Сериала «Бригада» также вызвала волну подражателей: мо­лодые люди в различных регионах страны стали объеди­няться в свои «бригады», имеющие явно криминальную на­правленность.

Подводя итоги, выделим основные черты молодежной культуры: это вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни; своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке; это скорее культура досуга, чем работы.

ИИ Основные понятия: молодежь как социальная группа.

ИИТермины: тинейджеры, инфантилизм, субкультура, контркультура.

1) Почему молодежь в качестве самостоятельной социаль­ной группы стали рассматривать лишь с переходом к инду­стриальному обществу? 2) Каковы основные психологичес­кие особенности юношеского возраста? 3) Какие права и обязанности обретает гражданин нашего государства, до­стигнув совершеннолетия? 4) Как меняются в молодые го­ды социальные роли и статус человека? 5) Приведите при­меры, показывающие возможности индивидуального выбора молодого человека в различных сферах жизни. 6) Что сви­детельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе? 7) Какие факторы нынешней социально-экономи­ческой ситуации в нашей стране способствуют, а какие пре­пятствуют трудоустройству молодежи? 8) Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних? 9) Что свойственно неформальным молодежным объединени­ям? 10) Охарактеризуйте основные черты современной мо­лодежной субкультуры.

I юдумаите, оосудите, сделайте

1. Некоторые представители старшего поколения счита­
ют, что значительная часть современной молодежи не жи­
вет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудит­
ся, а делает вид.

Как вы относитесь к такой точке зрения? Поясните свою позицию.

2. Татьяне 18 лет. Два года назад она ушла из дома.
Главная причина - неприятие образа жизни родителей, ко­
торые, по ее словам, «только работают, а в свободное время
«зависают» у телевизора». Прокомментируйте эту ситуа­
цию.

3. Доля молодежи среди безработных в крупных городах
ниже общероссийского показателя. В то же время в отдель­
ных регионах молодые безработные составляют половину
всех потерявших работу. Чем можно объяснить эти факты?


4. «Человек, не состоящий в браке и не владеющий про­
фессией, продолжает оставаться ребенком в самом широком
смысле слова», - пишет социолог. Согласны ли вы с этим
выводом? Почему?

5. Сравните два определения понятия «молодежь», при­
веденные в современных научных изданиях:

«Молодежь - поколение людей, проходящих стадию со­циализации, усваивающих образовательные, профессиональ­ные, культурные и другие социальные функции».

«Молодежь - социально-демографическая группа, выде­ляемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения».

Противоречат ли эти определения друг другу или допол­няют одно другое? Свой вывод поясните.

6. По данным социологов, в начале XIX в. средний воз­
раст ребенка на момент смерти отца составлял примерно 20
лет. Молодые люди автоматически занимали рабочие места
своих отцов. Во второй половине XX в. у двадцатилетних
оказывались в живых и работали не только оба родителя,
но и нередко оба деда. При этом научно-технический про­
гресс вел к сокращению числа рабочих мест.

Оказывает ли эта ситуация, на ваш взгляд, влияние на положение молодых на рынке труда? Каковы: а) конкурент­ные преимущества; б) недостатки молодых в сравнении со старшими поколениями на рынке труда?

Поработайте с источником

Прочтите отрывок из книги немецкого философа и социолога К. Ман-хейма (1893-1947) «Диагноз нашего времени», написанной в 1943 г., и ответьте на поставленные вопросы.

Молодежь - один из скрытых ресурсов общества

Первая проблема, с которой мы сталкиваемся, заключа­ется в следующем: стабильно ли значение молодежи в обще­стве? Очевидно, нет. Существуют общества, где пожилые люди пользуются большим уважением, чем молодые. Так было, например, в Древнем Китае. В других же обществах, например в США, человек после сорока лет считается слиш­ком старым для работы, и требуется только молодежь. Об­щества различаются не только по престижу молодых людей, но и в зависимости от того, объединена ли молодежь в груп­пы и движения, которые влияют на ход событий... Пробле­ма состоит в том, что хотя всегда есть новое поколение и молодежные возрастные группы, тем не менее вопрос их ис­пользования зависит каждый раз от характера и социальной структуры данного общества. Молодежь - это один из скры­тых ресурсов, которые имеются в каждом обществе и от мо­билизации которых зависит его жизнеспособность...


Нетрудно догадаться, в каких обществах наибольший престиж имеют пожилые люди, а обновляющие силы моло­дежи не объединены в движение и остаются лишь скрытым резервом. Я полагаю, что статичные общества, которые раз­виваются постепенно и при замедленном темпе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Они сопротивляются реализации скрытых возможностей мо­лодежи. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиций, а методами обучения являются воспро­изведение и повторение. Такое общество сознательно прене­брегает жизненными духовными резервами молодежи, по­скольку не намерено нарушать существующие традиции.

В противоположность таким статичным, медленно меня­ющимся обществам динамичные общества, стремящиеся к новым стартовым возможностям, независимо от господству­ющей в них социальной или политической философии, опи­раются главным образом на сотрудничество с молодежью... В этом отношении разница существует только между обще­ствами, добивающимися изменений с помощью реформ и ре­волюций. И в том и в другом случае это должна быть мо­лодежь. Пожилое и среднее поколения могут только предсказывать характер грядущих изменений, однако новой жизнью будет жить только молодое поколение. Оно будет воплощать в жизнь те ценности, которое старшее поколение признает лишь теоретически.

Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994. - С. 454-455.

Вопросы и задания к источнику. 1) Как, по мнению автора, раз­личаются общества с точки зрения места и роли в них молодежи? 2) Приведите примеры существовавших в разных странах молодеж­ных организаций: а) возникших стихийно, по инициативе «снизу»; б) созданных и направляемых государством. 3) Разделяете ли вы вывод автора о том, что главной движущей силой революций и ре­форм выступает молодежь? Обоснуйте свою точку зрения, привле­кая известные вам факты прошлого и современности.

МОУ Ново-Усмановская СОШ Трусова Светлана Ивановна

Конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе

Тема « Молодежь в современном обществе»

Цели и задачи: 1) показать основные психологические осо­бенности юношеского возраста, проследить процесс социализации среди молодежи, охарактеризовать основные черты современной молодежной субкультуры;

2) развивать умения анализировать соци­альные проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук;

3) формировать у учащихся отношение к проблеме молодежи и ответственности молодого поколения.

Оборудование: схемы, раздаточный материал, проектор.

Тип урока: урок-проблема.

Дата проведения урока: 23.10.08.

Ход урока

1.Организационный момент.

Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привле­кают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей...

Это сказал древнегреческий философ Сократ, который жил в 470-399 гг. до н. э. Как сегодня живется молодежи? Как к ней относятся окружающие? Некоторые представители старшего по­коления считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится, а делает вид. Так ли это? Попробуем разобраться с данной про­блемой на сегодняшнем уроке.

Тема урока: «Молодежь в современном обществе».

План урока.

    Молодежь как социальная группа.

    Процесс социализации молодежи.

    Молодежная субкультура.

2.Политинформация.

А сейчас проведем политинформацию. Политические, экономические, культурные новости.

3.Изучение нового материала.

Слово учителя

1. Молодежь как социальная группа

В самом общем виде молодежь - это социально-демографи­ческая группа, 11 выделяемая на основе:

совокупности возрастных характеристик;

особенности социального положения;

социально-психологических свойств, которые определяются
общественным строем, религией, культурой, особенностями
воспитания и т. д.

При изучении молодежи как социально-демографической группы в центре внимания стоят особенности ее сознания и дея­тельности.

Почему молодежь как особая социальная группа стала вос­приниматься обществом только с переходом в индустриаль­ную фазу развития? Найдите ответ на этот вопрос на с. 125учебника.

- (Примерный ответ. 1. Углубление труда, вызван­ное промышленной революцией, отделило семью от про­цесса производства и управления общественными процес­сами. Это делало семейное воспитание недостаточным для овладения социальными ролями. 2. Усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения необ­ходимыми знаниями навыками удлинения периода общего образования, поэтому молодые люди на рынок труда стали выходить позже. 3. Рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изме­нений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться.) Молодежь как специфическая социально-демографическая группа имеет свою социальную структуру.

Рассмотрим схему:

ИКТ. (1 слайд)

Социальная структура молодежи

Основанием для разделения молодежи могут являться

различные виды деятельности


Молодежь, работающая в промышлен­ности

Молодежь, работающая в сельском хо­зяйстве

Молодежь, работающая на транспорте

Молодежь, работающая в сфере обслу­живания

Каждая из указанных групп молодежи, составляя целое структурное образование, характеризуется, в свою очередь, внутренней дифференциацией профессионально-квалификационные различия;

семейное положение и т. д.

Предположите, какие основные психологические особенно­сти имеет молодежь.

-(Примерный ответ. \1. Заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верх­ние - мировоззренческие - этажи.

2. Происходит осознание своего Я. 12

3. Происходит осмысление своего места в жизни, родителей, друзей, окружающего социума.

4. Наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни.

5. Подростки осознают свою неповторимость и уникальность.

6. Гипертрофированная са­мостоятельность находит выражение в подчеркнутой резко­сти собственных оценок: для многих тинейджеров «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.)

Слово учителя

2. Процесс социализации молодежи

Как же идет процесс социализации, т. е. взросления?

С какими проблемами сталкиваются молодые люди на своем пути?

(группы заранее распределены)

Разделитесь на три группы и, работая с учебником, охарактери­зуйте и проанализируйте процесс социализации молодежи; опре­делите проблемы, с которыми приходится сталкиваться молодежи.

Первая группа - гражданское совершеннолетие (пункт 2 § 18).

Вторая группа - образование и профессиональная подготовка (пункт 3 § 18).

Третья группа - начало трудовой деятельности (пункт 4 § 18).

Вопросы для первой группы

    С какого периода согласно Конституции РФ гражданин мо­жет самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?

    Какие права и свободы получает молодой человек?

    С какого возраста молодые люди могут вступать в брак? Бывают ли исключения?

    Что означает полная правоспособность?

    Какие гражданские обязанности должен выполнять молодой гражданин РФ?

    Как изменяется статус молодого человека с гражданским совершеннолетием?

    Приведите примеры, показывающие возможности индиви­дуального выбора молодого человека в различных сферах жизни.

    Легко ли быть молодыми?

    Справедливо ли, на ваш взгляд, обвинение молодежи в ин­фантилизме? Позицию аргументируйте.

    Какие позитивные моменты имеет для молодого человека наступление гражданского совершеннолетия?

Вопросы для второй группы

    Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?

    На каких принципах строится образование в нашем обще­стве? Считаете ли вы их справедливыми? 13

    Как вы относитесь к появлению частных учебных заведений и частичному действию государственных учебных заведений на платной, коммерческой основе?

    Подберите аргументы «за» платное образование в России и «против» него.

    Какие риски поджидают первокурсников, поступивших в вузы? Можно и нужно ли с этим бороться?

    Легко ли быть молодым?

Вопросы для третьей группы

    Когда подростки начинают задумываться о трудовой дея­тельности?

    Как вы думаете, что лежит в основе их выбора будущей профессии?

    Докажите, что нынешняя ситуация с точки зрения возмож­ностей трудоустройства весьма непроста и противоречива.

    Какие факторы нынешней социально-экономической си­туации в нашей стране способствуют, а какие препятствуют трудоустройству молодежи?

    Какие льготы на производстве предусмотрены для несовер­шеннолетних?

    Легко ли быть молодым?

    Молодежная субкультура

Слово учителя

Итак, не так уж легко быть молодыми. Трудности социализа­ции связаны с тремя главными обстоятельствами:

ИКТ (2 слайд)

    несовпадением высокого уровня притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низкого социального статуса тинейджеров, который задан их возрастом;

    несовпадением старого стиля руководства «родительства», ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остаются ребенком, и новых потенциальных возможностей тинейджеров, заданных их психофизическим взрослением;

    противоречием между усилившейся ориентацией на са­мостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.

Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную куль­турную нишу - субкультуру. Молодежь не стала исключением - она тоже создала свою собственную субкультуру.

    Молодежная субкультура обладает:

    своим языком;

    особой модой;

    искусством и стилем поведения.

Ее носителями чаще всего выступают неформальные подро­стковые группы.

Как вы думаете, что побуждает молодежь к созданию суб­культуры?

- (Примерный ответ. Внутренне одиночество. По­требность в друзьях. Конфликты в школе и дома. Недоверие к взрослым. Протест против вранья. Бегство от 14 социальной действительности или неприятие ее.

Попробуем нарисовать основные черты молодежной суб­культуры.

Особый характер отношений

Стремление к обособлению от старших (неформальный стиль поведения)


Молодежная субкультура

Защита в безжалостном мире конкуренции и соперничества

Стремление найти понимание и эмоциональную поддержку


Власть над другими

Противостояние официальному обществу


Физминутка

В нашей стране существует множество групп и направлений в молодежной культуре:

    рок-движение (антибюрократизм, пацифизм, антитоталита­ризм);

    сфера досуга (музыка, спорт и т. д.);

    экологические движения;

    молодежные политические партии;

    молодежные группы, бросающие вызов общественному
    мнению (фанаты в футболе и хоккее);

Радикальные националистические движения - скинхеды.

Познакомьтесь с дополнительным материалом и докажите, что эмо-киды - представители молодежной субкультуры.

ИКТ(3 слайд)

Эмо-кид - кто это? Эмо - эмоции, кид - ребенок: буквальное объяс­нение на пальцах - каждый из нас ребенок. Ребенок воспринимает все в окружающем мире иначе. Он может найти радость в любой мелочи, но даже самая незначительная неудача может сильно расстроить его. Эмо-кид - человек, который чувствует окружающий мир, не боится своих эмоций, не боится быть собой.

История эмо берет свое начало в далеком 1985 г. Эмо - так шутливо называли 15 часть новых вашингтонских групп, которые начали играть стран­ную музыку, несколько не похожую на обычный тогдашний панк.

Стиль эмо предполагает наличие ярких эмоций, как позитивных, так и негативных. Для эмо выражение своих чувств - не проявление слабости. Эмо - это образ жизни и мышления человека. Вот некоторые атрибуты внешнего вида эмо-кида:

    Толстые, выкрашенные в черный цвет сальные волосы должны быть коротко срезаны спереди бритвой и прикрывать половину лба.
    Таким же образом волосы срезают высоко над ушами... Фактиче­ски любые сальные, выкрашенные в черный цвет волосы. Кусками спереди, пейсами сзади и по ушам, плюс взлохмачены.

    Бакенбарды.

    Очки в роговой, или, по крайней мере, в толстой черной оправе.

    Тяжелые слаксы (широкие брюки), обычно очень плотные и ко­роткие.

    «Стариковские» штаны из полиэстера.

    Тонкие кофты из полиэстера, очень маленького размера с верх­ним рядом пуговиц и воротником. Также майки детского размера со случайными лозунгами на них или со спортивными номерами на спине.

    Узкие майки с хеви-метал-дизайном («1гоп Ма1ёеп», «Ме1аШса», «Мойэгнеао1»). Желательно немного заношенные.

    Теннисная обувь.

  1. Классическая верхняя одежда для улицы, в виде пальто.

    Заколки для ребят.

    Тесные жакеты и свитера с у-образным вырезом. Свитера темных тонов с поперечной полосой.

    Штаны из черного денима должны быть подвернуты не более чем в два раза.

    Эмо-куртки из серии «рабочая одежда», выдержанные в земляных тонах, а также коричневого, серого и темно-синего цвета. Одна-две нашивки.

    Бумажники с цепью, но еще круче - большое кольцо для ключей(стиль швейцара).

    «Кенгурушки» с металлической застежкой-«молнией».

    Проклепанные ремни разных цветов и напульсники.

    Анорексичная худоба.

Эмо-стиль не имеет ничего общего с позерством. Чтобы быть эмо, нужно в первую очередь быть искренним. Эмо-стиль предполагает непо­вторимость, исключительность

Как вы думаете, почему в молодежной среде так развита преступность?

Что собой представляют молодежные криминальные груп­пировки?

Предлагаю обсудить роль средств массовой информации в возникновении и развитии молодежной культуры. Выска­жите свое мнение о влиянии СМИ на16 молодые умы - «за» и «против» Мнение аргументируйте.

III. Итог уроков

Разделитесь на группы.

Участники групп получают листки с выражениями, отражающими отношение к молодежи различных социальных групп:

    «Яйца курицу не учат» («Родители»);

    «Молодо-зелено» («Старшее поколение»);

    «Алло, мы ищем таланты!» («Учителя»);

    «Молодым везде у нас дорога!» («Молодежь»).

1. Вы должны определить, какой группе соответствует данное выражение.

В результате образуются четыре группы: «Родители», «Моло­дежь», «Учителя» и «Старшее поколение».

2. Интерактивное упражнение. Группы получают задание:

    изобразить схематично или с помощью рисунка портрет со­временного молодого человека в

    соответствии со взглядами,характерными для данной социальной группы («родители»,«учителя», «старшее поколение», «молодежь»);

    подготовить выступление по своей схеме или рисунку, в кото­ром указать, чем руководствовались при создании портрета.

Итак, презентации позволили нам сделать следующие выводы:

    нельзя однозначно судить о современной молодежи;

    молодежь в нашем обществе неоднородна, имеет разные цели и ценностные ориентации;

    проблема молодежи была актуальна во все времена;

    в жизни современных молодых людей много проблем, ко­торые требуют внимания и разрешения.

4. Домашнее задание

Выучите § 18, составить синквейн на тему «Современная мо­лодежь - какая она?».

Конспект урока для 10 класса «Государственная молодежная политика в РФ»

Цели урока: определить статус современной молодежи, ее проблемы и особенности, а также молодежную политику государства; осознать особенности юношеского возраста, изменение социальных ролей и статуса человека; развивать умения анализировать социальные

проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения; 3) формировать у обучающихся отношение к проблеме молодежи и ответственности

молодого поколения; формировать у обучающихся познавательные и регулятивные универсальные учебные действия.

Тип урока: урок-дискуссия.

Ход урока.

Активизация познавательной деятельности.

Изобразите схематично устройство понятия молодежь, если известно определение:

- это социально-демографическая группа, выделяемая на основе:

совокупности возрастных характеристик;

особенности социального положения;

социально-психологических свойств, которые определяются

общественным строем, религией, культурой, особенностями

воспитания и т. д. Слайд 1

Что мы понимаем под государственной молодежной политикой?

Молодежная политика: является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики Российской Федерации и Белгородской области, объектом деятельности государства; основной целью имеет создание социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, реализации интересов молодых граждан, их социального становления, максимального раскрытия потенциала молодежи в интересах развития общества, а также для поддержки молодежных объединений, движений и инициатив; содействует обеспечению политического и культурного развития; направлена на формирование у молодых граждан патриотизма, уважения к истории, культуре Отечества и других народов; содействует обеспечению прав человека.

Объекты молодежной политики

Молодежная политика проводится в отношении: граждан в возрасте от 14 до 30 лет; молодых семей, т.е. семей в первые 3 года после заключения брака (а в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста; молодежных и детских объединений.

Субъекты молодежной политики . Молодежная политика проводится:

Государственными органами и должностными лицами;

Молодежными объединениями, их ассоциациями;

Молодыми гражданами.

Программа заостряет внимание на необходимости законодательного включения в список субъектов молодежной политики органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России. Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и органами местного самоуправления при участии молодежных общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц.

Главной молодежной программой на территории Российской Федерации является целевая программа «Молодежь России», разрабатываемая с периодичностью в пять лет и корректируемая ежегодно по итогам ее реализации. Целевая программа «Молодежь России» – федеральная молодежная программа, которая утверждается распоряжением Правительства Российской Федерации и включает в себя комплекс социально-экономических, правовых, организационных и других мероприятий, призванных обеспечить реализацию молодежной политики в Российской Федерации и направленных на решение различных молодежных проблем, поддержку инициативы молодых граждан и их объединений.

Вопросы для обсуждения:

Как же идет процесс социализации, т. е. взросления? Произведите ранжирование критериев «взрослости», начиная с наиболее важного.

    Создание семьи

    Получение паспорта

    Возраст

    Постоянная работа

    Окончание учебного заведения (4,1,5,3,2) Слайд 2

С какими проблемами сталкиваются молодые люди на своем пути?

Проблемы молодежи: получению образования, соответствующего современному мировому уровню, позволяющему найти гарантированную работу с высоким заработком и возможностью карьерного роста;

самостоятельности и финансовой независимости от родителей;

Получению (дотируемых и бесплатных) услуг учреждений социальной инфраструктуры (спорт, культура и др.), участию в молодежных программах и проектах;

Самостоятельному решению своих проблем внутри образовательных учреждений, в своем районе, округе, городе, селе;

Информированности о возможностях дополнительного заработка;

Освоению новых знаний на основе современных образовательных технологий;

Сохранению здоровья;

Общению и получению информации посредством технологий мобильной связи и Интернета;

Развитию и совершенствованию своих лидерских способностей, к самореализации в различных областях хозяйства, в том числе на государственной и муниципальной службе.

Учитель. Развитию лидерских способностей, самореализации в различных областях хозяйства, в том числе на государственной и муниципальной службе способствует участие молодежи в молодежных организациях.

Молодежные общественные организации – объединения граждан в возрасте от 14 до 35 лет, целью которых является осуществление и защита своих прав и свобод и удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и других общих интересов. Индивидуальными членами молодежных общественных организаций могут быть лица в возрасте от 14 до 35 лет. А какие молодежные организации действуют на территории Белгородской области? (Ответы обучающихся)

Вопросы:

1. С какого периода согласно Конституции РФ гражданин может

самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?

2. Какие права и свободы получает молодой человек?

Теория социальной стратификации позволяет произвести деление общества на социальные слои по одному или нескольким признакам. Давайте произведем стратификацию учеников 10 класса по следующим признакам.

Возраст

Вид деятельности

Место жительства

Уровень доходов родителей

По увлечениям

По психологическим особенностям

Предположите, какие изменения в вашей жизни могут произойти в течение 10 лет.(Слайд 3)

С какого возраста молодые люди могут вступать в брак? Бывают ли исключения?

Какие гражданские обязанности должен выполнять молодой гражданин РФ?

Как изменяется статус молодого человека с гражданским совершеннолетием?

Какие позитивные моменты имеет для молодого человека наступление гражданского совершеннолетия?

Приведите примеры, показывающие возможности индивидуального выбора молодого человека в различных сферах жизни.

Легко ли быть молодыми? Запишите в тетради, что дает молодость вам лично? Что требует или имеет недостаток? Слайд 4

Справедливо ли, на ваш взгляд, обвинение молодежи в инфантилизме?

Позицию аргументируйте.

Учитель. В процессе реформирования России предпринимаются попытки применить опыт зарубежных стран к российской действительности. Появилось осознание того, что значительно дешевле и безопаснее поддерживать эффективную социальную работу, чем содержать огромный полицейский аппарат подавления. Главный аспект в социальной работе с молодежью делается не на предоставлении необходимой помощи, а на минимальной стартовой поддержке. Тем самым государство снимает с себя обязательство всемирной опеки, что уменьшает материальные затраты и стимулирует раскрытие способностей молодых людей, творческих начал посредством развития сети социальных центров. Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления.

Итак, основными целями социальной работы с молодежью являются:

создание системы социального обслуживания молодежи как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека;

выявление факторов, обусловливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи;

оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;

увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы.

Давайте рассмотрим, как реализуется молодежная политика в нашем регионе.

Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах региона и страны.

Государственная молодежная политика разрабатывается и реализуется в Белгородской области с учетом социально-экономического развития региона на основе следующих принципов :

выделение приоритетных направлений;

учет интересов и потребностей различных групп молодежи;

участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики;

взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса;

информационная открытость;

независимость оценки результатов реализуемой Программы.

Цель настоящей Программы: создание условий для благоприятной адаптации молодежи к жизни в обществе с учетом индивидуальных особенностей и социального статуса молодого человека.

предполагается, что государственная молодежная политика будет реализовываться в рамках приоритетных проектов:

1. Вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития:

1.1 . Белгородская молодежная информационная сеть «Новый взгляд».

1.2. Проект «Молодой доброволец региона»

1.3. Проект «Карьера»

1.4. Проект «Молодая семья Белгородчины»

2. Развитие созидательной активности молодежи:

2.1. Проект «Команда»

2.2. Проект «Успех в твоих руках»

3. Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества:

3.1.Проект «Шаг навстречу» Слайд 5

Нормативно-правовую основу Программы составляет Конституция Российской Федерации, Устав Белгородской области, федеральные и областные законы и нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере реализации государственной молодежной политики.

Ожидаемые результаты реализации государственной молодежной политики в регионе, оценка ее эффективности на уровне Белгородской области.

Учитель. Итак, главным результатом реализации государственной молодежной политики и, соответственно, Программы, должно стать улучшение положения молодежи в обществе и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие области. Что предполагает социальную ответственность молодежи, т. е. вас. Я прочитаю вам притчу. О чем она? с.121

Общий вывод. К ожидаемым результатам улучшения положения молодежи относятся повышение уровня здоровья и качества образовательных услуг; доходов молодых людей в сравнении с предыдущим периодом и доходами взрослого населения.

Результатами вклада молодежи в социально-экономическое, общественно-политическое и социокультурное развитие Белгородчины стали:

Количественное пополнение и повышение качества трудовых ресурсов региона;

Рост лидерского потенциала молодежи;

Рост профессиональной конкурентоспособности молодых специалистов и их вклада в экономическое развитие области;

Рост удельного веса инновационных решений и технологий, реализуемых молодыми специалистами народнохозяйственного комплекса региона;

Сокращение финансовых и организационных издержек, порождаемых низким уровнем здоровья молодежи, распространением в молодежной среде различных зависимостей и вредных привычек;

Распространение в молодежной среде региона установки на самостоятельное, инициативное решение собственных проблем;

Формирование позитивной, внутренне интегрированной культуры, улучшающей имидж области и, соответственно, тем самым повышающей ее инвестиционную привлекательность;

Поддержание и укрепление социальной и общественно-политической стабильности, укрепление экономического роста региона и его муниципальных образований;

Повышение числа молодых людей, получивших образование (не ниже среднего профессионального);

Сокращение числа молодых людей, имеющих крайне низкий уровень доходов и живущих ниже прожиточного минимума;

Сокращение уровня безработицы в молодежной среде;

Снижение уровня правонарушений среди молодежи;

Повышение деловой, предпринимательской, творческой, спортивной активности молодежи;

Повышение уровня самоорганизации и самоуправления молодежи в жизни общества;

Рост электоральной активности молодежи, увеличение числа молодых людей, участвующих в выборах органов власти и местного самоуправления всех уровней.

В качестве основного критерия оценки эффективности государственной молодежной политики рассматривается влияние предпринимаемых мер на улучшение положения молодежи в обществе, динамику и качество ее общественной и социально-экономической активности в региональном социуме.

Д/з Конспект. Повторить п.30-33. Написать эссе « Дело – за юношей, совесть – за взрослым, молитва – за стариком». (Л. Питер) Слайд 6

вуза? Молодежная культура: быть похожим или отличаться?
Этот параграф написан не только для вас, но и о вас. Именно вы,
16--17-летние, еще сидящие за школьной партой, но уже устремленные в иную,
большую жизнь, находитесь в той замечательной и очень ответственной поре
жизни, которую и назы-

    209

вают молодостью или юностью. Это взгляд на вас и ваши проблемы с
позиций людей старших поколений. Возможно, он не полностью совпадает с вашим
собственным представлением "о времени и о себе". Однако задумайтесь над
приведенными здесь фактами и суждениями: это раздвинет границы личного
опыта, а возможно, внесет и определенные изменения в ваши взгляды и оценки.
ОТ ДЕТСТВА -- К ВЗРОСЛОСТИ
Обычно на пути взросления выделяют два этапа: подростковый период и
юность. Однако возрастные рамки каждого из этапов довольно расплывчаты. В
современной отечественной психологии подростковым чаще всего считается
возраст 11 --15 лет, а ранним юношеским -- 16--18 лет, однако в ряде случаев
верхним пределом выступает 20-летний возраст. Из западной психологии к нам
пришел термин тинейджер, охватывающий молодых людей от 13 до 19 лет, т. е. в
возрасте, обозначаемом числительными, заканчивающимися на "teen" (thirteen
-- nineteen).
Молодежь как социальную группу выделяют чаще всего социологи и относят
к ней людей в возрасте от 16 до 25 лет (некоторые исследователи включают в
нее людей до 30 лет).
Но не так существенны возрастные границы, как характерные специфические
черты молодежного сознания и поведения.
Ж.--Ж. Руссо называл юность вторым рождением человека, подчеркивая тем
самым глубину и значимость происходящих на этом жизненном этапе перемен; в
юности завершается физическое созревание человека, развиваются его интеллект
и воля.
Одно из главных, по мнению психологов, обретений этого периода --
открытие собственного "Я". Если для подростка важны в первую очередь внешние
события, поступки, то со вступлением в пору юности все большую значимость
для человека приобретает его внутренний мир. Собственные мысли и чувства
становятся не меньшей реальностью, чем окружающая действительность.
Человек все отчетливее и глубже осознает свою индивидуальность,
неповторимость. И если в отрочестве у многих преобладало стремление быть
такими, как другие, то в юности собственная уникальность осознается как
ценность; ее развивают, ее демонстрируют.

    210

    ГРАЖДАНСКОЕ СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ

С 18 лет в соответствии с Конституцией нашего государства гражданин
России может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и
обязанности. Сегодня наш основной закон гарантирует каждому, как вы уже
знаете, широкий спектр прав и свобод: гражданские и социально-экономические
права (право на собственность, свободный труд, образование, охрану здоровья
и др.), политические права (право на объединение, участие в управлении
государством, право избирать и быть избранным), личные права (право на
жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на свободу передвижения и
др.), а также свободу совести, мысли и слова, средств массовой информации.
Достигнув 18-летнего возраста, гражданин может вступить в законный
брак. Вместе с тем при наличии уважительных причин (беременность, рождение
ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон) местные органы
власти вправе снизить брачный возраст.
Полная правоспособность предполагает не только возможность использовать
права, но и необходимость выполнять определенный круг гражданских
обязанностей. В соответствии с Конституцией РФ к ним относятся: соблюдение
Конституции и законов страны, забота родителей о детях, а также детей, если
они достигли 18 лет и трудоспособны, о своих нетрудоспособных родителях,
своевременная уплата законных налогов и сборов, охрана природы, памятников
истории и культуры. Обязательным является получение основного общего
образования. Долгом граждан России является защита Отечества. Законом
предусмотрено, что призыву на военную службу подлежат мужчины -- граждане
Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на
освобождение или отсрочку от призыва на военную службу.
Обретение всей полноты прав и обязанностей меняет положение молодого
человека и существенно расширяет его возможности. Роли ребенка и подростка в
основном связаны с семьей (сын, дочь, брат, сестра, внук), школой (ученик),
различными формами досуговой деятельности (участник спортивной секции). В
дальнейшем при сохранении некоторых прежних социальных позиций (сын, брат и
др.) появляются новые: студент, рабочий, военнослужащий, избиратель, член
политической партии, родитель, участник одной из общественных организаций и
многие другие.
Однако в юности, как отмечают психологи, многие из новых ролей не
усваиваются всерьез и окончательно, а как бы

    211

примериваются, испытываются. Молодости свойственно искать, выбирать,
пробовать. И старшие поколения как бы резервируют за молодыми "право на
ошибку", на некий необдуманный поступок или рискованное предприятие:
"Молодому ошибка -- улыбка, старому -- горькая слеза", "Молодо-зелено --
погулять велено", "Молод бывал -- и со грехом живал". Но такая широта выбора
социальных ролей и высокая степень свободы молодых утвердились в обществе
сравнительно недавно.
В прошлом переходный период от детства к взрослости был существенно
короче.
На протяжении многих веков опыт, накопленный старшими поколениями,
передавался молодежи путем включения ее непосредственно в трудовую
деятельность, которая начиналась очень рано.
В крестьянских семьях детям уже с пятилетнего возраста поручалась
посильная работа. Младшие в семье учились не столько "говоря и слушая",
сколько участвуя. Многие стороны жизни были жестко регламентированы, и даже
в молодые годы оставалось мало простора для независимых и самостоятельных
действий.
Так, еще в XIX в. выбор супруга не был личным делом, касавшимся только
молодых людей, собравшихся вступить в брак. Подготовка к супружеству
регулировалась родственниками. Нередко браки заключались через посредников
-- свах: зная "подходящих" (по материальному положению, происхождению)
кандидатов, они за соответствующее вознаграждение устраивали нужный брак.
В нынешних условиях самостоятельная взрослая жизнь для многих
начинается довольно поздно: удлинился период учебы, профессиональной
подготовки молодежи, немало и тех, кто откладывает на будущее и создание
собственной семьи.
Молодых нередко обвиняют в инфантилизме (от лат. infantilis --
младенческий, детский), т. е. в стремлении к иждивенчеству, требованиях
постоянной заботы других о себе, пониженной критичности по отношению к себе.
Очевидно, что такие проявления не редкость в молодежной среде. Вместе с
тем сам факт обретения молодым человеком всей полноты гражданских прав и
обязанностей свидетельствует о том, что общество уже признает за ним высокую
степень социальной зрелости, развитое чувство ответственности, способность
принимать решения, руководствуясь не только личными интересами, но и
гражданскими чувствами.

    212

    ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Значительная часть молодежи -- это учащиеся и студенты. Ежедневно в
нашей стране открывают двери, помимо десятков тысяч школ, почти 4000
профтехучилищ, более 2600 средних профессиональных учебных заведений, около
600 вузов. В учебных заведениях, осуществляющих профессиональную подготовку
молодежи, обучается около 5,5 млн человек -- почти треть молодых людей в
возрасте от 16 до 24 лет.
Значение образования в современных условиях понимают многие. Оно и
сегодня рассматривается как важнейший показатель социального статуса
человека. Если раньше родители связывали достойное будущее своих детей с
удачной женитьбой, то теперь все чаще -- с престижным университетом. По
прогнозам в текущем столетии, которое уже назвали веком знаний и информации,
образование приобретет еще большую ценность.
На каких принципах строится образование в нашем обществе? В Законе РФ
"Об образовании" говорится, что государство гарантирует гражданам
общедоступность и бесплатность общего среднего и начального
профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность
среднего профессионального и высшего образования в государственных учебных
заведениях.
Наряду с государственной системой образования возникли и набирают силу
частные гимназии и лицеи, колледжи и вузы (последних уже более 300).
Большинство негосударственных учебных заведений действуют на платной,
коммерческой основе.
Отношение к платному образованию в нашем обществе двойственно: есть те,
кто его поддерживает, однако высказываются и критические оценки. Рассмотрим
аргументы каждой из групп.
Сторонники платного образования указывают прежде всего на недостатки
государственных образовательных учреждений: низкие зарплаты преподавателей,
переполненность школьных классов и студенческих аудиторий, не позволяющая
учитывать индивидуальные особенности учащихся, недостаток технических
средств, устаревшее лабораторное оборудование. Такое положение вызвано тем,
что от оскудевшего государственного "пирога" образованию достаются просто
"крохи". Но не только этим. Как показывает опыт развитых стран, частные
школы и вузы и в богатом государстве привлекательнее и престижнее
государственных. К минусам государственных вузов и техникумов относят также
и то, что они слабо ориентированы на новые специальности, востребованные
рынком. Следствием этого является

    213

высокий уровень безработицы среди выпускников профессиональных учебных
заведений: в середине 90-х годов около 40% молодых безработных имели высшее
и среднее специальное образование.
Среди аргументов, выдвигаемых противниками расширения платных
образовательных услуг, выделим следующие. Коммерциализация образования
нарушает законодательно закрепленные принципы его гуманизации и
демократизации, поскольку разрушает равенство шансов в приобщении к знаниям
и культуре, углубляет имущественное и социальное неравенство в обществе.
Частные учебные заведения в нынешнем виде -- это школы для богатых, а
богатство у нас часто связано с властью. Это значит, что возрождается
сословный характер школы. Кроме того, превращение образования в товар
затрудняет доступ к нему, оставляя способных и перспективных за бортом. В
таких условиях мы вряд ли получим новых Ломоносовых.
А какова ваша позиция в этом вопросе? Обсудите его в классе.
Многие из тех, кому довелось в свое время учиться в институте,
вспоминают студенчество как лучшую пору своей жизни. Творческая активность,
открытость в общении, большие жизненные планы и вера в собственные силы и
возможности окрашивают жизнь в оптимистические тона. В то же время не всем,
особенно на первых курсах, удается правильно распорядиться возросшей
степенью свободы, в том числе и в учебной деятельности. Неспособность к
систематическим умственным усилиям, работа урывками могут стать причиной
неуспеха и разочарования в учебе.

    НАЧАЛО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В пору юности, как мы уже отмечали, для многих молодых людей ведущей
деятельностью остается учеба. При этом проблемы выбора будущей профессии или
непосредственного трудоустройства уже выходят на первый план. Сама учеба
(даже в старших классах школы, не говоря о высшем учебном заведении)
воспринимается не как самоценность, а как ступень к овладению профессией.
Начало трудовой деятельности после окончания школы, училища, института
всегда было серьезным испытанием для молодого человека. Не легче обстоит
дело и сегодня.
Нынешняя социально-экономическая ситуация с точки зрения возможностей
трудоустройства молодежи весьма противоречива.

    214

Во-первых, последнее десятилетие было периодом спада отечественного
производства, снижения уровня оплаты труда на многих государственных
предприятиях. Это неизбежно вело к сокращению рабочих мест.. Имеющиеся же
вакансии далеко не всегда привлекают молоделсь по причине недостаточной
оплаты труда. Наибольшее количество отказов приходится на молодых людей в
возрасте до 18 лет, не имеющих ни профессии, ни опыта работы. Иначе говоря,
ориентация на высокий заработок далеко не всегда подкрепляется собственными
возможностями.
Во-вторых, государство перестало быть единственным монопольным
работодателем. Появились частно-индивидуальные, акционерные, кооперативные
предприятия, где труд работников оплачивается, как правило, выше, чем в
государственном секторе. Эти предприятия охотно принимают на работу
молодежь, хотя в последние годы требования к профессиональной подготовке
работника и наличию трудового стажа ужесточились.
В-третьих, осуществляемые в стране реформы привели к изменению
характера трудовых отношений. Закон о занятости населения, принятый в 1991
г., закрепил право собственности граждан России на свою рабочую силу. Это
означало отказ от ранее действовавшего и законодательно закрепленного
принципа всеобщей занятости. Было отменено централизованное распределение
выпускников учебных заведений. Последствия такого шага оказались
противоречивыми. С одной стороны, появилась возможность свободно выбирать
подходящую работу и вид деятельности тем, кто впервые выходит на рынок
труда. С другой стороны, в сложившихся условиях это неизбежно вело к росту
безработицы среди молодежи. Во второй половине 90-х годов молодежь в
возрасте от 15 до 24 лет составляла примерно пятую часть трудоспособного
населения. Среди безработных на долю молодых приходилось более 30%.
Российское законодательство предусматривает возможность устройства на
работу с 15-летнего возраста. При этом для работников, не достигших 18 лет,
вводятся различные льготы на производстве: запрещается использовать их труд
на тяжелых работах, опасных или вредных производствах, а также в тех видах
деятельности, которые могут причинить вред нравственному развитию (в игорном
бизнесе, ночных клубах, в производстве, перевозке, продаже спиртных
напитков). Закон предусматривает также ежегодные медицинские осмотры
несовершеннолетних, занятых в производстве, запрещает привлекать их к ночным
и сверхурочным работам, устанавливает ежегодный оплачиваемый отпуск
протяженностью не менее 31 дня. Все эти меры с точки зрения охраны здоровья
молодежи абсолютно правомерны. В то

    215

же время в условиях сокращения занятости они препятствуют найму
несовершеннолетних работников: руководители предприятий не хотят нести
экономические убытки из-за предоставляемых льгот. Учитывая это, государство
закрепляет в законе норму, обязывающую работодателя принимать на работу
выпускников школ и профучилищ, а также некоторые категории лиц моложе 18
лет, в счет квоты, устанавливаемой региональными и местными органами власти.

    МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА

Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания,
поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу --
субкультуру, которая может быть достаточно замкнута и автономна по отношению
к господствующей культуре (от лат. sub -- частица, указывающая на нахождение
под чем-либо, около чего-либо) либо противостоять ее фундаментальным
ценностям -- контркультура.
Об особой молодежной субкультуре заговорили в странах Запада после
Второй мировой войны. Молодежная культура далеко не однородна; в ней
проявляются половые, этнические, социально-классовые различия. Так, для
сообществ молодых мужчин характерен дух соревновательности, установка на
собственный успех. Для девушек важен не столько результат совместной
деятельности, сколько характер складывающихся межличностных отношений. Они
более избирательны в общении.
В то же время молодежную культуру можно рассматривать как некое целое,
которому присущи определенные характерные черты. Прежде всего это особый
характер отношений, сосредоточенный скорее на дружбе и приятельстве в
группах сверстников, чем на семье. Потребность в общении с ровесниками
возникает, как известно, очень рано. Юношескому возрасту свойственно как
стремление к обособлению, прежде всего от старших (учителей, родителей), так
и желание принадлежать к какой-либо общности сверстников. Складываются так
называемые неформальные молодежные группы (слово "неформальные" в данном
случае употребляется, чтобы подчеркнуть принципиальное различие с официально
зарегистрированными и руководимыми взрослыми общественными молодежными
организациями).
Потребность в общении у каждого преобразуется в свои, особые мотивы,
побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодежному
направлению. Кто-то наде-

    216

ется найти здесь понимание и эмоциональную поддержку, которой лишен в
обществе взрослых. Другой чувствует, что групповая принадлежность умножает
его силы и делает более защищенным в безжалостном мире острой конкуренции и
соперничества. Есть и те, кто жаждет испытать чувство власти над другими.
Многим молодежным группам свойственно противоречивое сочетание
единообразия и непохожести, особости. Единообразие (в стиле поведения,
музыкальных пристрастиях, модной атрибутике) поддерживается внутри группы.
Вместе с тем само сообщество стремится (прежде всего внешне) выделиться в
общем потоке молодежных движений.
Некоторые неформальные молодежные объединения не только обособляют себя
от общества, но и в известных пределах противостоят ему, отвергая
сложившиеся ценности и культуру (в этом случае можно говорить о молодежной
контркультуре). Такое демонстративное неприятие общественных устоев, морали,
образа жизни большинства особенно ярко проявилось в молодежных движениях в
западных странах в 60-е годы. Некоторые выступления студентов и молодых
рабочих проходили даже под политическими лозунгами (новые левые). В
дальнейшем протест стал выражаться не столько в прямом противостоянии
обществу, сколько в попытках "уйти" от него, создав новые формы
человеческого общежития (колонии хиппи).
В нашей стране временем появления неформальных молодежных объединений
стали 80-е годы. Наиболее влиятельным направлением стало рок-движение,
объединенное, помимо увлечений определенным музыкальным стилем, общими
идейными установками: антибюрократизмом, пацифизмом, антитоталитаризмом. В
1987 г. прошли первые фестивали популярных рок-групп на больших концертных
площадках.
Сегодня существует множество групп и направлений в молодежной культуре.
Деятельность большинства из них охватывает сферу досуга (музыка,
спортивно-технические увлечения и т. п.). Вызов общественному мнению чаще
всего выражается в особенностях одежды и модных дополнениях к ней. Иногда,
однако, совершаются и прямые антиобщественные действия (хулиганство, драки),
например, группами футбольных или хоккейных фанатов. В этом случае общество
сталкивается с отклоняющимся поведением.
Крайнее и самое опасное проявление отклоняющегося поведения --
преступность -- тоже, к сожалению, встречается в молодежной среде.
(Вспомните, что вы знаете об отклоняющемся поведении. Каковы причины
преступности? В чем состоят

    217

главные направления борьбы с ней?) Молодежные криминальные группировки
отличает жесткая иерархия и подчинение, строгое распределение функций,
круговая порука. Они замкнуты и закрыты.
Большую роль в возникновении и распространении молодежной культуры
играют средства массовой информации. Склонность следовать моделям увиденного
по телевидению и в кино испытывают не только подростки, но и молодежь.
Проиллюстрируем это таким примером. В 1993 г. в США был показан кинофильм
"Программа". В одном из его эпизодов студент университета с целью
демонстрации собственного мужества лежал на разделительной полосе
оживленного шоссе, в то время как тяжелые грузовики со свистом проносились
рядом с ним. В течение двух недель после демонстрации фильма двое молодых
парней в разных штатах попытались проделать тот же трюк. Последствия
оказались трагичными: оба были задавлены насмерть не заметившими их
водителями.
Подводя итоги, выделим основные черты молодежной культуры:
-- вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни;
-- включение в различные группы сверстников;
-- своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке;
-- это скорее культура досуга, чем работы.
Основные понятия
Молодежь как социальная группа.
Термины
Тинейджеры. Инфантилизм. Субкультура. Контркультура.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Каковы основные психологические особенности юношеского возраста?
Какие права и обязанности обретает гражданин нашего государства,
достигнув совершеннолетия?

    3

Как меняются в молодые годы социальные роли и статус человека?
4 Приведите примеры, показывающие возможности индивидуального выбора
молодого человека в различных сферах жизни.
rj; Что свидетельствует о сохранении престижа образова-%J ния в нашем
обществе?
В чем преимущества и недостатки государственной системы образования?
Какие факторы нынешней социально-экономической ситуации в нашей стране
способствуют, а какие препятствуют трудоустройству молодежи?
Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних?
Охарактеризуйте основные черты современной молодежной культуры.

    О

Что свойственно неформальным молодежным объединениям?

    ЗАДАНИЯ

1 Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная
часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а
подрабатывает, не делает, а делает вид.
Как вы относитесь к такой точке зрения? Поясните свою позицию.
2 Татьяне 18 лет. Два года назад она ушла из дома. Главная причина --
неприятие образа жизни родителей, которые, по ее словам, "только работают, а
в свободное время "зависают" у телевизора". Прокомментируйте эту ситуацию.
ЗДоля молодежи среди безработных в крупных городах ниже общероссийского
показателя. В то же время в отдельных регионах, например в некоторых
северокавказских республиках, молодые безработные составляют половину всех
потерявших работу. Чем можно объяснить эти факты?

    218

    219

4С какими из приведенных ниже характеристик молодежной культуры вы
согласны? Почему? Молодежная культура -- это:
-- поиск возбуждения, автономии и индивидуальности;
-- стремление создавать новое, а не просто принимать имеющееся;
-- особые одежда, музыка, досуг, которые поощряются коммерчески.
5 Один исследователь так писал о подростковых неформальных группах:
"Собираясь в кучу, чувствуя в ней безнаказанность... умственно незрелые в
силу возраста подростки повторяют историю варваров, рушивших все, что
превышало их понимание и эстетический уровень. В них бушует агрессивный
инстинкт".
Согласны ли вы с такими оценками? Свойственна ли какая-либо из
указанных черт молодежным неформальным группам?

    О МОЛОДОСТИ ВСЕРЬЕЗ И НЕ ОЧЕНЬ

"Молодость счастлива тем, что у нее есть
будущее". Н. В. ГОГОЛЬ (1809--1852), русский писатель.
"Начиная свое поприще, не теряй, о юноша, драгоценного времени!"
КОЗЬМА ПРУТКОВ, коллективный псевдоним, под
которым выступали в середине XIX в. поэты
А. К. Толстой и братья Жемчужниковы.
їі1Q Нации и межнациональные отношения
Чем обусловлено существование нации? Какую роль в становлении личности
и нации играет национальное самосознание? Что характерно для межнациональных
отношений в современном мире? В чем причины межнациональных конфлик-

    220

тов и каковы пути их цивилизованного преодоления? Какой должна быть
национальная политика?
Помимо классов и других социальных групп, социальную структуру общества
составляют исторически сложившиеся общности людей: племена, народности,
нации. Современное человечество представлено примерно тремя тысячами
различных народов, а в нашей стране их больше ста. В то же время независимых
государств в мире насчитывается около 200. Следовательно, большинство
народов проживает в многонациональных государствах.
Как бы ни была дорога нам историческая память о своих национальных
корнях, важно понимать и другое: все мы живем и всегда будем жить вместе с
людьми разных национальностей. Это требует от каждого из нас особой личной
деликатности и ответственности в отношениях с людьми других национальностей.
Следует помнить, что у разных народов больше общих черт, чем различий,
и их общность постоянно нарастает, поскольку усиливаются взаимозависимость,
взаимосвязанность и целостность мира.
Но, позволяя человечеству сохраняться во всей присущей ему многоликости
и своеобразности, сближение народов не означает отрицания их национальных
особенностей. Напротив, именно своеобразие их культуры служит живым