Уход за лицом: сухая кожа

Почему автор использует их в социологическом исследовании. Социальное и социологическое исследование. Виды социологических исследований

Почему автор использует их в социологическом исследовании. Социальное и социологическое исследование. Виды социологических исследований

Понятие исследований в социологии

Социология отличается от других общественных наук активным использованием эмпирических методов:

  • анкетных опросов,
  • интервью,
  • наблюдения,
  • эксперимента,
  • анализа статистических данных,
  • анализа документов.

Определение 1

Социологическое исследование - это процесс, в который входят логически последовательные методологические, методические и организационно-технические процедуры, связанные единой целью – получить достоверные данные об определенном изучаемом явлении, чтобы в последующем применить их на практике.

Виды исследований в социологии

Среди видов социологических исследований выделяют разведывательные (зондажные, пилотажные), описательные и аналитические.

Разведывательные исследования являются самым простым видом социологического анализа, позволяющим решать только ограниченные задачи. Когда используется данный тип исследований, то испытывается инструментарий (методические документы): анкета, опросный лист, карточка и т.д.

Программа и инструментарий подобного исследования характеризуется упрощенностью и обследуемые совокупности – небольшими размерами (20-100 человек).

Разведывательным исследованием, как правило, предваряется глубокое изучение какой-либо проблемы. В ходе него идет уточнение целей, гипотез, задач, вопросов и их формулировки.

Описательные исследования выступают более сложным видом социологического анализа. Его посредством изучается эмпирическая информация, дающая относительно системное представление о социальном явлении или процессе. Объектами такого анализа выступают, как правило, большие социальные группы, например, трудовые коллективы больших предприятий.

Замечание 1

В рамках описательного исследования может применяться один метод или несколько, последнее способствует повышению достоверности и полноты информации, формулированию более глубоких выводов и обоснованных рекомендаций.

Самым серьезным видом социологических исследований является аналитическое, делающее возможным не только описание элементов изучаемого явления либо процесса, но и выяснение причин, лежащих в его основе. Оно предполагает изучение совокупности множества факторов, которыми обосновывается определенное социальное явление. Аналитическими исследованиями, как правило, завершаются разведывательные и описательные, в рамках которых собирались данные, позволяющие предварительно представить определенные элементы изучаемого социального явления или процесса.

Этапы социологического исследования

Социологическое исследование, как правило, состоит из трех основных этапов:

  1. разработки программы и приемов исследования;
  2. проведения эмпирического исследования;
  3. обработки и анализа данных, формирования выводов, составления отчета.

Все данные этапы отличаются чрезвычайной важностью и поэтому требуют особенного внимания. Программа исследования включает два раздела:

  • методологический,
  • методический.

Методологический раздел включает теоретико-методологические основы проведения исследования.

Методический раздел состоит из таких пунктов, как цель исследования, обоснование актуальности, объект и предмет, задачи, анализ и операционализация основных понятий, выдвижение гипотез. Второй этап во многом определяется выбранным типом социологического исследования и методик.

Замечание 2

Что касается третьего этапа, то анализ данных, полученных в ходе эмпирического исследования, отражается, в большинстве случаев, в отчете, создаваемом для заказчика. Структура отчета об исследовании определяется логикой операционализации основных понятий, но при подготовке этого документа социологом часто используется дедукция, то есть постепенное сведение социологические данные в ряд показателей. Разделы в отчете, как правило, соответствует гипотезам, сформулированным в программе.

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Воронежский государственный университет Кафедра социологии и политологии Методические указания по изучению темы: "Методы сбора информации в социологическом исследовании" для студентов всех форм обучения, изучающих социологию Составитель А.И. Верецкая Воронеж 2000 2 Проведение социологического исследования, как и всякое другое важное дело, требует тщательной и серьезной подготовки. Необходимо помнить, что на- дежность и ценность информации, полученной в результате проведенного иссле- дования, прямо пропорциональны усилиям, затраченным на его подготовку. По- этому освоение методических и практических приемов сбора социологической информации - важный этап, предшествующий проведению исследования любого социального явления. Подготовка социологического исследования - процесс, в котором сочетают- ся разные виды работ, научные процедуры и операции: глубоко продуманное тео- ретическое обоснование исследования, общая логика действий социолога, разра- ботка методических документов для сбора информации, формирование состава исследовательской группы, организационное и материально-техническое обеспе- чение работы. Все эти процедуры находят полное отражение в программе социологиче- ского исследования. От четкой разработанности этого документа зависит качество проводимого исследования. Большое место в программе исследования отводится обоснованию выбора методов сбора социологической информации и процедурам их применения. Цель данного методического пособия - познакомить студентов с методами сбора информации, используемыми в социологических исследованиях. Сбор социологической информации представляет наибольший интерес по- тому, что именно на этом этапе работы добываются новые знания, которые, бу- дучи обобщены и переработаны, помогают объяснить реальные и предсказать бу- дущие события. Таким образом, достоверность и объективность новой информации зависят прежде всего от того, какими способами, приемами и средствами она была полу- чена. Приступая к изучению темы, необходимо помнить, что в социологических исследованиях применяются многочисленные методы сбора информации. Одни из них сильно распространены, другие применяются редко. Процедуры одних ме- тодов достаточно просты и понятны; другие требуют развитых навыков и тща- тельного изучения техники исполнения. Под социологическим методом принято понимать конкретные подходы, приемы, способы и инструменты, которые используются при проведении иссле- дований. Всякий сложившийся социологический метод включает в себя следую- щие элементы: 1) область применения, то есть круг объектов, ситуаций, где его применение наиболее эффективно; 2) процедуру применения; 3) инструментарий (если он необходим); 4) критерии оценки правильности применения метода и дос- товерности полученных результатов. В практике социологических исследований все используемые методы при- нято разделять на две большие группы: количественные и качественные методы. 3 К количественным методам обычно относят методы опроса (самые рас- пространенные), наблюдения, количественного анализа документальных источ- ников информации (контент-анализ), эксперимента. В группу качественных методов включают: неформализованное глубин- ное интервью, традиционный анализ документальных источников, биографиче- ский метод, метод экспертных оценок, метод неоконченных предложений, метод фокус-групп. Какой или какие из перечисленных методов будут применяться в исследо- вании, решается на этапе составления программы социологического исследова- ния, при выдвижении гипотез. Каждый из методов имеет свои особенности, предъявляет определенные требования к использованию. Знание их характери- стик, приемов и способов использования и применения в практике конкретных исследований - важный этап в работе исследователя-социолога. Методы опроса в социологическом исследовании Метод опроса не является специфическим социологическим методом. Он используется в различных отраслях знания, там, где требуется получение инфор- мации от человека и когда к нему обращаются с вопросами. Его используют вра- чи, юристы, педагоги, журналисты и др. В социологии под опросом принято понимать метод сбора первичной информации, который предусматривает письменное или устное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых, во-первых, раскрывает изучаемую проблему, во-вторых, позволяет про- вести статистическую обработку полученных результатов. Среди опросных методов наиболее часто используются анкетирование и интервьюирование. Обратимся к анкетному опросу. Это один из распространенных методов сбора социологической информации. Он основан на высказывании участниками опроса (их принято называть респондентами) мнений, оценок, суждений о каких- либо реальных фактах личной и общественной жизни, социальной деятельности. Анкетирование может быть групповым или индивидуальным; оно прово- дится как по месту работы, службы или учебы, так и по месту жительства. Анке- тирование также различается от способа распространения анкет: раздаточное (анкеты отдаются для заполнения респондентам на руки); почтовое (анкеты пере- сылаются отделениями почтовой связи по адресу респондента) или прессовые (анкета помещается в средствах массовой информации - газетах, журналах, а так- же в Интернете). Одной из методических проблем применения использования анкетирования является возврат анкет. Наиболее предпочтительным считается групповое анке- тирование исследователь работает с группой в 20-25 человек, хотя возможно большее наполнение группы - до 50 человек; у него есть возможность контроли- ровать ход работы с анкетой, объяснять правила заполнения вопросника. Здесь возврат анкет может составить 100%. 4 В случае применения почтового анкетирования возврат анкет можно дове- сти до 30% (при неоднократной посылке анкет респонденту, если он не отвечает первый раз). Наименьший процент возврата анкет в случае прессового анкетирования. В практике социологических исследований чаще всего встречается 5% возврат. Так в исследовании проблем отношения граждан СССР к введению частной собствен- ности на землю осенью 1991 года, проведенного газетой "Аргументы и факты" (почти 20 миллионов подписчиков в то время), было получено чуть более 2000 анкет. Когда используется этот метод получения информации, возникает еще од- на проблема - смещение выборки (отвечают на вопросы те, кто нашел свободное время; чаще всего одинокие люди, женщины, люди среднего и пожилого возрас- та). В этом случае требуется применить процедуры, которые помогут скорректи- ровать выборку. Требования к применению анкетного опроса. 1. Любая анкета должна состоять из трех частей: обращения к респонденту, ос- новной части и социально-демографической части. В обращении к респон- денту объясняются цели и задачи исследования, обосновывается необходи- мость участия в опросе данного респондента, указываются правила заполнения вопросника. Обращение - это вводная часть анкеты. Оно должно быть кратким и четким. Пример. Уважаемые студенты! Обращаемся к Вам с просьбой высказать свое мнение о различных сторонах студенческой жизни. Ваши искренние и точные ответы помогут сделать обобщения об особенностях образа жизни вузовской молодежи. Анкета заполняется просто. В большинстве случаев в ней даны варианты ответов на вопросы. Выберите и обведите кружком те из них, с которыми Вы согласны, или напишите ответ в отведенном месте. Заранее благодарим за помощь в работе. 2. Длительность заполнения анкеты не должна превышать 30-40 минут. Идеаль- ный случай - вопросник заполняется 20-25 минут (респондент не устает, в нем в течение этого времени поддерживается интерес к обсуждаемым проблемам). 3. Более простые вопросы (как правило о событиях недавнего прошлого, фактах из жизни респондента) ставятся в начале вопросника; более сложные вопросы (оценки, мнения, суждения) обычно находятся в середине вопросника. 4. Вопросы должны быть ясными, понятными всем без исключения респондентам (необходимо учитывать уровень интеллектуального развития опрашиваемых и, как правило, исходить из некоего среднего стандарта). 5 5. Для перехода от одной темы к другой используются так называемые "переход- ные мостики". Пример: "А теперь несколько слов о Вашем досуге" или "Немно- го сведений о Вашей семье". 6. В вопроснике необходимо использовать различные виды вопросов. Составляя анкеты, социологи используют:  вопросы о фактах (событиях в жизни респондентов)  вопросы, отражающие мнения, суждения, оценки  открытые вопросы (респондент самостоятельно формулирует и пишет свой ответ)  закрытые (респонденту предлагается выбрать ответ из приведенного пе- речня)  полузакрытые (есть перечень ответов + предлагается написать свой вари- ант ответа, если респондент не согласен с предложенными вариантами или хочет их список дополнить)  прямые (обращение к респонденту непосредственно)  косвенные (о мнении опрашиваемого можно судить по его оценке дейст- вий или суждений других людей). Вопросы выполняют различные функции в анкете: есть контрольные вопро- сы (их цель - проверить достоверность информации, даваемой респондентом); фильтрующие (их назначение - отделить одну группу респондентов от другой); прожективные (респонденту предлагается представить какую-либо ситуацию, вы- сказать свое мнение, суждение о действиях других людей). Интервью - это такой метод социологического исследования, в основе которого лежит непосредственное взаимодействие социолога с респондентом. Интервью проходит в форме беседы двух людей, при активной роли интервьюера - он ведет и беседу, задает вопросы респонденту, фиксирует его ответы. При использовании в социологическом исследовании интервью не возника- ет таких проблем, которые появляются при анкетировании, в частности, проблема возврата анкет. Но интервью - дорогостоящий метод. Он требует больших затрат времени, средств на подбор и подготовку интервьюеров, контроль качества их ра- боты. Однако эти затраты компенсируются тем, что интервьюер способен пози- тивно воздействовать на ситуацию опроса, расположить интервьюируемых к до- верительной беседе. Влияние интервьюера значительно сильнее оценивается, чем влияние анкетера. Необходимо помнить, что один интервьюер может провести не более 3-5 интервью в день. Поэтому для массовых опросов важно использовать сеть хорошо подготовленных интервьюеров. Существует несколько видов интервью: стандартизированное (формализо- ванное) и свободное, фокусированное (направленное) и телефонное и другие. Формализованное интервью с закрытыми вопросами используют при опросе значительной совокупности людей (например, от нескольких сот до полу- тора тысяч человек). Формализованное интервью с открытыми вопросами 6 предполагает большую свободу, самостоятельность в формулировке ответов рес- пондентами и требует более четкой работы интервьюера. Свободное интервью - не часто встречаемый метод сбора информации. Он предполагает, что исследователь заранее определяет основные направления бесе- ды и максимально четко фиксирует ответы на сформулированные уже в ходе бе- седы вопросы. Требуется высокий уровень подготовки интервьюера. Как правило, такой вид интервью используется на начальных этапах исследования. Направленное или фокусированное интервью обладает меньшей степе- нью стандартизации по сравнению с формализованным интервью. В нем содер- жится только необходимый перечень вопросов, касающихся определенной темы (например, вопросы о работе респондента, его мнение о новой театральной поста- новке или его суждения о программе кандидата на пост губернатора и т.п.). Таким образом, достигается цель - "фокусирования" внимания опрашиваемого на опре- деленной проблеме. Одним из самых распространенных видов интервью, применяемых социо- логами западных стран, является телефонное интервью. В нашей стране суще- ственным ограничением в использовании этого вида интервью является уровень телефонизации страны (исключение составляют столичные и крупные города). Телефонное интервью обладает рядом достоинств. В их числе оперативность, низкая стоимость, возможность осуществлять контроль за ходом интервью и ра- ботой интервьюеров. Существенным недостатком считают непродолжительность беседы по те- лефону. Иные требования предъявляются и к построению вопросника: более про- стые и конкретные формулировки, отсутствие длинных перечней в вопросах. И еще один момент. Большое значение придается инструкции для интер- вьюеров, в которой указываются все сложности вопросника, правила регистра- ции ответов респондентов, переходы от одного вопроса к другому. Прежде, чем будет проведен опрос (анкетирование или интервьюирование) на выделенном объекте, проводится предварительная апробация вопросника. Эта процедура носит название "пилотаж". Выясняется: все ли вопросы понятны рес- пондентам, какие встречаются у респондентов затруднения при ответах, какие во- просы "работают", а какие " не работают". Таким образом, процедура пилотажа позволяет определить качество разработанного инструментария, выявить его не- достатки и затем их устранить, сложности и трудности использования при прове- дении полевого этапа исследования. Метод наблюдения в социологическом исследовании Метод наблюдения часто применяется как в повседневной жизни, так и в науке. Научное наблюдение приобрело специфические формы в зависимости от объекта и предмета исследования. Наблюдение в социологии - это метод сбора информации путем непосред- ственного изучения явлений, событий в естественных условиях. 7 Наблюдение характеризуется: систематичностью планомерностью целеустремленностью Используются разные виды наблюдения. Они различаются по степени раз- работанности программы наблюдения, роли наблюдателя и его влияния на на- блюдаемый процесс, информированности наблюдаемых о том, что за ними ведет- ся наблюдение, а также в зависимости от условий проведения наблюдения. Социологическое наблюдение обладает рядом особенностей, главными из которых являются: Связь наблюдателя с объектом наблюдения, влияние его мировоззрения Субъективность наблюдения, эмоциональность восприятия наблюдателя Сложность или невозможность повторного наблюдения Стандартизированное наблюдение предполагает высокую степень разра- ботанности программы наблюдения: детальный список явлений, которые пред- стоит изучать, способы фиксирования наблюдаемых фактов, определение условий и ситуаций наблюдения, инструкции для интервьюеров. Нестандартизированное наблюдение предполагает, что исследователь за- ранее определяет только общее направление; результаты наблюдения фиксируют- ся в свободной форме. Наблюдения различаются в зависимости от роли, которую выполняют ис- следователи. Обычно выделяют наблюдения включенные (исследователь стано- вится членом изучаемой группы - наблюдение "изнутри") и невключенные (на- блюдение за объектом "со стороны"). Кроме того, различают открытое (наблю- даемая группа знает, что за ней наблюдают) и скрытое (группа не знает о наблю- дении за ней). И, наконец, используют наблюдение, проходящее в лабораторных (специально созданных) условиях и наблюдение "полевое" (в естественных ус- ловиях). Наиболее сложным представляется включенное скрытое наблюдение. Во- первых, исследователю приходится осваивать новую, непривычную для него роль (например, выполнять роль рабочего в бригаде строителей), у него может возник- нуть сложная ситуация - необходимо выполнять производственные функции и одновременно вести наблюдение за группой. Во-вторых, включенность наблюда- теля в изучаемую ситуацию влияет на его восприятие и анализ происходящих со- бытий. Исследователь рискует утратить нейтральность, объективность в оценке и объяснении фактов. Длительное пребывание в группе способно изменить систему 8 оценок наблюдателя вследствие адаптации к новым условиям. И последнее. Включенное наблюдение (особенно его скрытый вариант) сложно организовать. Оно трудоемко, требует значительных затрат времени. Результаты наблюдения фиксируются в специально разработанной карточ- ке. Это могут быть как очень подробные, так и менее подробные сведения. Необходимо отметить, что достоинство метода наблюдения состоит в воз- можности зафиксировать детали явлений, событий, которые происходят в на- стоящее время. Дешевизна этого метода также относится к его положительным характеристикам. Среди недостатков следует отметить: его используют для изучения неболь- ших совокупностей людей. Наблюдение за большими совокупностями людей трудно осуществить. Главный же недостаток - привнесение доли субъективности в существо метода. Анализ документальных источников в социологии Документальные источники дают исследователю основную часть информа- ции, необходимой для разработки программы социологического исследования, определения его проблематики, целей, задач и гипотез. Документ - средство закрепления информации о фактах, событиях, явлени- ях объективной действительности и мыслительной деятельности человека. Назна- чение документов - передавать и хранить информацию. Информация может фик- сироваться с помощью букв, цифр, рисунков, фотографий, звукозаписей и пр. В зависимости от средств, с помощью которых фиксируется информация, различа- ют: письменные документы статистические документы иконографические документы (кино-, видео- и фото документы, рисунки) фонетические документы (звуковые) В письменных документах (печатных и рукописных) содержится буквенная, словесная информация; в статистических документах - цифровая. Звуковые доку- менты - это грампластинки, аудиокассеты. Сегодня появились новые способы фиксирования информации - магнитные ленты, дискеты, лазерные диски. Существуют иные способы классификации документальных источников. Различают документы официальные и неофициальные, общественные и лич- ные. Кроме того, в зависимости от достоверности документов в исследовании мо- гут быть использованы подлинники и копии, первичные и вторичные (т.е. соз- данные на основе других, обобщенные), естественно функционирующие и спе- циально созданные (например, анкета). 9 Различны и цели использования документов. Они могут либо восполнять информацию, либо иллюстрировать то или иное событие, либо характеризовать личность автора документа. Важнейшими источниками документальной информации являются архивы. Наибольшую ценность для социологов представляют документы из архивов предприятий и учреждений (так называемые "текущие" архивы). К материалам этих архивов доступ менее затруднен, и социолог всегда может получить интере- сующие его данные. Другим важнейшим источником документальной информации выступает пресса. В ней содержатся не только фактические сведения, но и оценочные суж- дения, мнения и представления. Таким образом, в социологическом исследовании могут быть использованы разнообразные документы. Но необходимо исходить из того, что любой исполь- зуемый документ должен быть адекватным исследованию. Адекватность документа определяется как степень, в которой он отражает интересующие исследователя характеристики объекта, его соответствие целям, задачам и предмету исследования. Многообразие документов определяет и методы анализа содержащейся в них информации. Принято выделять традиционный (классический) анализ и формализо- ванный анализ документальных источников. Традиционный анализ документов относится к группе качественных ме- тодов. Он основан на глубоком проникновении в содержание документа, его пол- ном раскрытии и описании. При этом проводят внешний анализ документов - вид, объем, способ фиксации сведений, а затем переходят к внутреннему анали- зу - описанию его содержания. Социолог отвечает на ряд вопросов: когда и с ка- кой целью был создан документ, кто его автор, какие события и факты описыва- ются, какие оценки, мнения и суждения даются в нем, что можно сказать о пози- ции автора и др. Такой анализ может быть дополнен специальным анализом в за- висимости от того, какие документы анализируются: юридическим, психологиче- ским, историческим, лингвистическим и др. Традиционный анализ документов в социологии довольно сложный, трудо- емкий и дорогостоящий метод, поскольку тщательному анализу подвергаются все без исключения используемые документы. Таким методом нельзя пользоваться, если массив документов большой. На помощь приходят количественные методы, в частности метод контент-анализа. Контент-анализ - это анализ содержания массовой совокупности текстов с использованием измерительных статистических процедур с целью получения объективных количественных характеристик. С помощью этого метода не только анализируются события, факты и отношения, но и раскрываются установки, тра- диции, интересы, ориентации людей, выраженные в неявном виде. Задачи, ре- 10 шаемые с помощью контент-анализа, выражаются довольно просто: "Кто сказал, что, кому и как, с какой целью и с каким результатом?" Суть метода состоит в том, чтобы найти и использовать для подсчета такие признаки документа, которые отражали бы определенные существен- ные стороны его содержания. Для выполнения процедуры контент-анализа текстовой информации иссле- дователь выполняет ряд последовательных процедур. В начале он выделяет смы- словые единицы - социальные идеи, социально значимые темы, а затем - инди- каторы, в роли которых выступают: относящиеся к теме слова и словосочетания темы имена людей названия организаций географические названия упоминание исторических мест даты и т.д. Следующий этап - выделение единиц счета: число строк, абзацев, знаков, колонок, квадратных сантиметров площади, кадров, метров видеопленки, времени на радио, посвященных тому или иному вопросу, мнению, оценке или событию и отраженных в анализируемых документах. Частота появления темы или социаль- ной идеи в документе говорит о ее значимости с точки зрения автора документа и может быть использована в качестве показателей изучаемого явления в исследо- вании. Необходимо помнить, что важным моментом в использовании контент- анализа является соотнесение выделенных единиц анализа текстовой информации с перечнем категорий анализа, отраженном в кодификаторе. В него включают не только список наблюдаемых индикаторов, но и данные о самом документе (на- пример, название газеты, где издается, дата издания и т.д.). Контент-анализ целесообразно использовать при наличии больших объемов текстовой информации. Этот метод широко используется при изучении сообще- ний, транслируемых на массовую аудиторию газетами, радио, телевидением. Ши- роко используется этот метод в лингвистике. Кроме того, методом контент- анализа пользуются при обработке открытых вопросов в массовых опросах. Эксперимент в социологическом исследовании Эксперимент - это метод сбора и анализа эмпирических данных, направ- ленный на проверку гипотез относительно причинных связей между явлениями. Обычно эта проверка означает вмешательство исследователя в естественный ход событий: он создает или отыскивает ситуацию, приводит в действие гипотетиче- ские условия и наблюдает за ходом изменений в объекте.

Жизнь ставит очень много вопросов, ответить на которые можно только при помощи научного исследования, в частно­сти, социологического. Социологические исследования помогают обеспечивать бесперебойную работу механизма обратной связи, дополняя и конкретизируя статистическую информацию кон­кретными данными об интересах и запросах, мнениях и на­строениях людей, об их идеалах, жизненных планах, о степени удовлетворенности организацией труда, быта и досуга, состоя­нием морально-психологического климата.

Цели социологических исследований Каждое серьезное дело требует тщательной подготовки. И социологические исследования не составляют исключения. Можно считать, что надежность, а значит, и цен­ность информации, полученной в результате проведенного ис­следования, прямо пропорциональны затраченным усилиям на его всестороннюю подготовку. Вот почему освоению методиче­ских и организационных приемов социологического анализа общественных явлений и процессов предшествует глубокое ов­ладение научными правилами, способными обеспечить высо­кий научный уровень анализа.

Подготовка социологического исследования - процесс, на­сыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Надо обеспечить надежную теоретическую основу исследования, продумать его общую логику, разработать инст­рументарии сбора информации, сформировать исследователь­скую группу.

Цель любого социологического исследования - анализ та­ких проблем, которые имеют ключевое значение для жизни общества. Предмет внимания социологов должен отличаться ярко выраженной актуальностью, т.е. быть востребован жиз­нью; социолог призван помогать решать самые важные задачи и, кроме того, создавать научный задел, базу для удовлетворе­ния потребностей не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Одна из главных причин обращения к социологическим исследованиям - потребность в обширной, содержательной и актуальной информации, отражающей наиболее важные сторо­ны жизнедеятельности и взаимодействия индивидов, групп, коллективов, социальных слоев общества, которые чаще всего скрыты, представляют собой «молчание моря». Любое взаимо­действие, скрытое от «внешнего глаза» («молчание моря»), мо­жет при определенных условиях выплеснуться бурно, яростно, перечеркивая все расчеты практиков социального управления.

Вместе с тем проведение социологического исследования - не самоцель. Как бы ни была значима его роль и широки воз­можности, оно выступает в качестве лишь одного из средств получения социальной информации. Признание за социологи­ческим исследованием статуса «одного из...» не позволяет абсо­лютизировать его роль и рассматривать, как это иногда бывает, в качестве панацеи от всех бед.


Социологическое исследование, по мнению большинства серьезных специалистов-социологов, - это система логически последовательных методологических, методических и организа­ционно-технических процедур, подчиненных единой цели: по­лучить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении. Первенство в любом социологическом исследовании отдается методологии.

В научной литературе понятие «методологии» имеет до­вольно много определений. Одно из наиболее авторитетных научных изданий «Энциклопедический социологический сло­варь» определяет методологию социологического исследования как составную часть и особую область социологического познания, имеющую своим содержанием совокупность принципов и способов орга­низации, развития и оценки теоретического и эмпирического социологического знания, систему норм и регулятивов прове­дения социологических исследований. Существуют и другие определения понятия «методология». Одним из самых простых является расшифровка этого грече­ского слова: метод - способ, прием; логос - закон, главное условие, принцип. В данном случае - это способ получения но­вого знания. Если рассматриваем такой подход, то главная зада­ча методолога - помазать, как конструируются понятия и ка­кова их взаимосвязь с изучаемыми социальными процессами, человеческим взаимодействием. Значит, создавая исследова­тельские программы, социолог-методолог должен знать, что следует отбирать, наблюдать, как анализировать собранный эм­пирический материал, преобразовывать его в соответствии с теоретическими положениями. Делается это для того, чтобы повысить уровень надежности получаемых эмпирических дан­ных, следить за тем, как они вписываются в теорию, если же реальная действительность противоречит теоретическим по­строениям, то и скорректировать теорию.

В научной литературе до сих пор не утихают споры, что считать теорией и что методологией. Между этими понятиями трудно провести разграничительную черту: так тесно они взаи­модействуют. Надо запомнить главные их признаки: теория да­ет объяснение тому или иному явлению и процессу, указывая на то, что надо исследовать, какую конкретную проблемную ситуацию предстоит изучить, а методология показывает как на­до исследовать, т.е. дает объяснение ситуации и способы ее изучения.

Социологическое исследование - это процесс познания, в ко­тором проявляются два уровня социологического знания: теоретико-методологический и эмпирический. В нем сочетаются дедуктивный и индуктивный методы анализа. Социологическое исследование начинается с его подготов­ки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков проведения, способов обработки информации и т.д. Это первый его этап.

Второй этап - сбор первичной социологической ин­формации. Это собранные в различной форме необобщенные сведения - записи исследователя, выписки из документов, от­дельные ответы опрашиваемых и т.д.

Третий этап - подготовка собранной в ходе социологи­ческого исследования (анкетного опроса, интервью, контент-анализа и т.д.) информации к обработке на ЭВМ, составление программы обработки, обработка на ЭВМ.

И наконец, заключительный, четвертый этап - ана­лиз обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекоменда­ций для заказчика, субъекта управления.

Виды социологического исследования Вид социологического исследования предопределяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа социального процесса и т.д. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (зондажное, пилотажное), описательное и аналитическое.

1. Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследова­ние - самый простой вид социологического анализа, позво­ляющий решать ограниченные задачи. По сути идет «обкатка» инструментария (методических документов): анкеты, бланка-интервью, опросного листа, карточек наблюдений, карточек изучения документов и др. Программа такого исследования уп­рощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности не­велики: от 20 до 100 человек.

Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, ги­потезы, задачи, вопросы, их формулировка. Проводить такое исследование особенно важно в тех случаях, когда проблема изучена недостаточно или вообще ставится впервые. Разведы­вательное исследование позволяет получить оперативную со­циологическую информацию.

2. Описательное исследование - более сложный вид социо­логического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно обычно проводится в том случае, когда объект анализа - относительно большая со­вокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками, например, трудовой коллектив крупного предприятия, где ра­ботают люди разных профессий, пола, возраста, стажа работы и т.д. Выделение в структуре объекта изучения относительно однородных групп (например, по уровню образования, возрас­ту, профессии) дает возможность оценить, сравнить интере­сующие характеристики, выявить наличие или отсутствие свя­зей между ними. В описательном исследовании может быть применен один или несколько методов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обос­нованные рекомендации.

3. Самый серьезный вид социологического анализа - ана­литическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно-следствен­ных связей - главное назначение такого исследования. Если в описательном исследовании устанавливается связь между ха­рактеристиками изучаемого явления, то в аналитическом выяс­няется, носит ли эта связь причинный характер и что является основной причиной, определяющей то или иное социальное явление. В аналитическом исследовании изучается совокуп­ность многих факторов, обусловливающих то или иное явле­ние. Обычно их классифицируют как основные и неосновные, постоянные и временные, контролируемые и неконтролируе­мые и т.д.

Аналитическое исследование невозможно без детально раз­работанной программы и отшлифованного инструментария. Оно обычно завершает разведывательное и описательное ис­следования, в ходе которых собираются сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса. Аналитическое исследование чаще всего носит комплексный характер. По ис­пользуемым методам оно богаче, разнообразнее не только раз­ведывательного, но и описательного исследования.

В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. ()

Социологические исследования

Выпуск N1 за 2005 год

Ирина Олеговна Шевченко , Павел Владимирович Шевченко Социологические исследования. 2005. № 1. С. 95-101.

Актуальность темы обусловлена последствиями социально-экономических изменений в стране и продолжением процессов глубинных трансформаций института семьи (в России и других странах). Эмпирическая база – результаты проведенного авторами в 2003 г. исследования больших семей в г. Москве с применением методов анкетирования и свободного интервью (охвачено 198 семей). Некоторые результаты: большая семья чаще всего трехдетная (75% обследованных семей); встречаются семьи с четырьмя (18%) и пятью (6%) детьми; большее их число уже редкость. Как и раньше, для такой семьи характерны невысокие доходы, но имеется прослойка богатых многодетных родителей. Если в «среднестатистической семье» наиболее распространен примерно равный вклад родителей в семейный бюджет, то в «большой семье» преобладает вклад отца (мать осуществляет уход за детьми, их воспитание и ведет хозяйство). Помощь со стороны официальных государственных структур незначительна. Основные проблемы «больших» семей: нехватка жилплощади, денег, времени, болезни детей, невозможность «отключиться». «Стереотип» воспитания: вырастить детей хорошими людьми, но не на первом месте – дать хорошее образование. Во многом многодетная семья не рациональна (по мотивам многодетности и воспитательным ориентирам).

Петр Андреевич Михеев Социологические исследования. 2005. № 1. С. 91-94.

Представлены результаты изучения привязанности к селу как жизненной ориентации сельской молодежи и фактора воспроизводства социальной структуры. Его основа – данные опросов выпускников сельских школ, проведенных автором в 1994, 1997 и 2004 г. в одном из районов Саратовской области (опрашивались по 50 учащихся 11-х классов накануне выпуска). Согласно этим данным, в настроениях сельской молодежи в 1994 г. наиболее престижными представлялись профессии банкира и бизнесмена в городах, фермера на селе, учащиеся рассматривали как неплохую перспективу также получение неплохо (по сельским меркам) оплачиваемой работы в правоохранительных органах. В 2004 г. наметилась переориентация с возвратом к обычным трудовым профессиям (по сравнению с 1997 г. число тех, кто готовы работать охранниками в частной фирме, уменьшилось в три раза), но расчеты на работу в городе осталась ведущим мотивом жизненной перспективы большинства выпускников сельских школ. При опросе 1994 г. старшеклассники крайне редко упоминали как возможное трудоустройство традиционные специальности тракториста, доярки, скотника; по сравнению с ними предстают более предпочтительными рабочие места технички в школе, уборщика в конторе, работника отделения связи. Для широкого внедрения фермерских хозяйств нет объективных условий (низок уровень механизации и т.д.). В заключении рассматривается адаптация сельского населения к новым реалиям, отмечается появление на селе «симбиозных форм, сущность которых далека от проекта реформирования», показано, что семейные хозяйства пока самостоятельно ищат ниши выживания и нуждаются в государственном внимании как источник роста аграрной экономики.

Елена Николаевна Юдина Социологические исследования. 2005. № 1. С. 114-117.

Представлен сценарий учебной игры, апробированной автором в практических занятиях по социологии для студентов Московского педагогического государственного университета. Игра представляет собой научный диспут двух противоборствующих команд – «журналистов» и «социологов». «Журналисты» выступают с аргументацией в защиту интерактивных опросов (отмечают, к примеру, что эти передачи придают программам большую динамичность и остроту, привлекают внимание людей к проблемам общественной жизни, обеспечивают их открытое обсуждение, позволяют слушателям или зрителям открыто выразить свое отношение к событиям и т.д.). Социологи» выступают в роли критикующей стороны, что естественно, поскольку метод интерактивного опроса применяется почти исключительно журналистами, тогда как социологи в исследованиях общественного мнения пользуются иными методами. Критические аргументы "социологов": интерактивные опросы не репрезентативны, в них проявляется «эффект толпы», т.е. склонность присоединиться к мнению большинства, они могут использоваться телеведущим в целях манипулирования общественным мнением и т.д.

Ирина Федоровна Албегова Социологические исследования. 2005. № 1. С. 78-81.

Рассматриваются социальные и социально-психологические факторы, обуславливающие выбор профессии социального работника. Представлены результаты опросов студентов Ярославского государственного университета (ЯрГУ) с отделения "Социальная работа", а также Ярославского государственного педагогического университета (ЯГПУ), обучающихся по специальности "Социальная педагогика". Трудовые мотивации социальных работников автор изучает с 1994 г., ряд ее исследовательских проектов 1996-2004 гг. выполнены при поддержке Фонда Евразия, Агентства по международному развитию, Фонда Мотта, Фонда Сороса и Посольства Королевства Нидерландов. В ходе опроса студентов ЯрГУ и ЯГПУ, обучающихся по названным специальностям, установлено, что предпочтение будущей профессии отдают примерно половина девушек и лишь каждый двенадцатый юноша (профессия воспринимается в основном как женская); от младших курсов к старшим снижается стремление работать по специальности. Проведен контент-анализ содержания выполненных студентами первых курсов письменных работ (эссе) на тему: "Почему я хочу быть социальным работником?" (собрано 575 работ). Главный результат: доминирует компенсаторная мотивация выбора профессии, наряду с неадекватным представлением о ней, что проявляется в пренебрежении к содержанию профессии ("мне все равно кем быть – социальным работником, педагогом, экскурсоводом...", "мне нужно высшее образование и работа с людьми, а не с машинами"). Опрошено 800 работников социальной сферы, чья деятельность непосредственно связана с организацией и проведением социальной работы: это сотрудники администрации Ярославской области (департаменты социальной защиты и занятости населения) и специалисты структурных подразделений отделов социальной защиты в 6 районах Ярославля и 18 муниципальных округах Ярославской области. Показатели мотива материальных ценностей, а именно неудовлетворенность низкой заработной платой тем выше, чем меньше в ответах респондентов представлена альтруистическая мотивация. Отсутствие у социальных работников базовых знаний и конкретных умений приводит к тому, что в работе они в основном ориентируются на свои душевные качества и житейский опыт.

Анна Владимировна Стрельникова Социологические исследования. 2005. № 1. С. 126-131.

Рассматриваются вопросы формирования исследовательских архивов и использования их для вторичного анализа данных по социологическим исследованиям. Сообщается о подобной практике в исследовательских, научных и образовательных учреждениях Германии и США. Их архивы отличает современная техника хранения баз данных, доступность, наличие компьютерных программ просмотра, проверки и т.д. В России 20–летняя практика ведения количественных баз данных поддерживается центрами: ФОМ, ВЦИОМ, Левада-Центр, РОМИР–Мониторинг, ЦИРКОН и др. Доступ к ним сторонних исследователей, за исключением ряда баз ФОМ, сильно ограничен. В Институте Социологии РАН в течение 20 лет действует Банк данных социологических исследований; имеется база INSIS по 122 отечественным исследованиям, проведенным с 1966 по 1997 г. ВЦИОМ совместно с Независимым институтом социальной политики приступил к созданию единого национального хранилища эмпирических исследований по социологии и смежным дисциплинам (http://sofist.socpol.ru). Автор отметила ценность публикаций первичных материалов, показав их значение на классических работах начала XX в. (социальные исследования представителей Чикагской школы и работа У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке»). Среди редких российских примеров выделены случай исследования наивного письма Н. Козловой и И. Сандомирской, а также проект «Судьбы людей» (руководители В.В. Семенова и Е.Ю. Мещеркина). В заключительной части статьи рассмотрены приоритетные направления для вторичного анализа: социально–исторические и социально–демографические исследования; лонгитюдная стратегия.

Михаил Яковлевич Бобров , Инна Феликсовна Девятко , Гарольд Ефимович Зборовский , Борис Николаевич Миронов , Александр Юрьевич Рожков , J. Alsted Социологические исследования. 2005. № 1. С. 41-53.

Публикуются ответы специалистов на ряд вопросов: о сущности, содержании и месте в социологическом знании исторической социологии; ее понятийном аппарате; ее структуре, актуальных проблемах и трудностях в их решении; об историческом сознании, историческом знании, исторической памяти. Проф. Я. Алстед (Дания) отметил, что изучение социальных перемен требует и масштабного понимания, и конкретных исследований истории. Такое сочетание обеспечивает историческая социология. У нее общий с остальной социологией базовый теоретический аппарат, перед ней стоят те же теоретические проблемы, но с акцентом на историческую перспективу. Проф. М.Я. Бобров (Барнаул) рассмотрел общие и особые законы и категории исторической социологии. Проф. И.Ф. Девятко (Москва) указала на роль историографических исследований и развития социологических методов сбора данных в становлении исторической социологии. Проф. Г.Е. Зборовский (Екатеринбург) рассмотрел историческую социологию как отрасль социологического знания на стыке социологии и истории, имеющую особый предмет и объект исследования. Проф. Б.Н. Миронов (Санкт-Петербург) охарактеризовал теоретические, верификационные и прикладные задачи исторической социологии, указал ее актуальные исследовательские проблемы (включая осмысление российской истории в рамках макросоциологических теорий). Проф. А.Ю. Рожков (Краснодар) полагает, что процессы социокультурной трансформации подчинены ритмам смены поколений. Историческая социология призвана, по его мнению, исследовать модели жизнедеятельности человека и общества в генерационной и межгенерационной перспективе, продуцируя теоретические обобщения. Проф. Н.В. Романовский (Москва) предложил рассматривать историческую социологию «как часть социологии, обеспечивающую своими методами знанию об обществе / человеке единство прошлого, настоящего и будущего, дающую временной и пространственный континуум социологическому теоретизированию и эмпирическим исследованиям путем включения исторического прошлого в анализ исследуемого социологом объекта и тем самым определяющую его исторически данные параметры» .

Елена Иосифовна Кукушкина Социологические исследования. 2005. № 1. С. 151-153.

Рецензия на книгу: Елсуков А.Н. Методика преподавания социологии в высшей школе. Учебное пособие. Минск, 2002. 230 с.

Вера Владимировна Гаврилюк Социологические исследования. 2005. № 1. С. 149-151.

Рецензируется книга: Социальная стратификация российского общества (Под ред. Голенковой З.Т.). М., 2003. 365 с.

Александр Леонидович Салагаев Социологические исследования. 2005. № 1. С. 154-155.

Рецензируется книга: Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л. Наркотизация в молодежной среде: структура, тенденции, профилактика. М.: Генжер, 2003. 396 с.

Андрей Александрович Давыдов Социологические исследования. 2005. № 1. С. 131-138.

На основе поиска в Интернете (по ключевым словам) автор дает аналитический обзор материалов по компьютерной социологии (КС). Как выяснилось, в ряде университетов Западной Европы и США читаются спецкурсы по данной области знания и смежным с нею дисциплинам. Были созданы соответствующие международные ассоциации и издаются журналы типа "Social Science Computer Review". КС автор понимает как использование социологами возможностей компьютерной техники для решения возникающих в процессе научной работы теоретических, эмпирических и практических задач. Эта дисциплина предъявляет ряд требований к теоретическим понятиям, включая требование конструктивности, означающее «возможность практической реализации данного понятия или целой теории с помощью какого-либо языка программирования в реально функционирующей компьютерной системе». Сообщается об экспериментах по верификации методами КС ряда классических социологических теорий, которые «поддаются проверке путем имитационного компьютерного моделирования». Отмечается, что к настоящему времени КС получила наибольшее применение в Computational Organization Theory (теории организации). Созданные при этом модели нашли практическое приложение в коммерческих компьютерных системах DSS (поддержки принятия управленческих решений). В статье обозначен ряд методологических проблем компьютерного моделирования социальных процессов и приведена обширная библиография.

Т. Викторов Социологические исследования. 2005. № 1. С. 156-157.

Аннотируются книги: Барсукова С.Ю. НЕФОРМАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ЭКОНОМИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. 488 с. РОССИЯ: ЦЕНТР И РЕГИОНЫ. ВЫПУСК 11 (отв. ред. В.Н. Иванов и В.Н. Кузнецов). М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2003. 408 с. Кублицкая Е.А., Кузнецова А.В. МОСКВИЧИ ОБ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ ГОРОДА. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2003. Козырев Г.И. СОЦИОЛОГИЯ. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2003. Сорокина Н.Д. ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ). МОНОГРАФИЯ. М.: Экономика и финансы. 2004. 224 с.

Жан Терентьевич Тощенко Социологические исследования. 2005. № 1. С. 3-4.

Главный редактор подводит итоги работы журнала в 2004 г., сообщает о новациях и изменениях в тематике поступающих и публикуемых материалов, о важнейших событиях в жизни российского и мирового социологического сообщества в минувшем году, делится с читателями планами редакции на будущий год.

Маргарита Владимировна Вдовина Социологические исследования. 2005. № 1. С. 102-104.

Представлены данные опроса москвичей и жителей Подмосковья о причинах межпоколенных конфликтов в семьях, выполненного сотрудниками кафедры теории и методики социальной работы Московского государственного университета сервиса (N=1482; выборка случайная). Утверждается, что наиболее серьезные причины таких конфликтов – алкоголизм (57%), аморальное поведение одного из супругов (38%), несовместимость интересов и целей (49%), материальные и жилищные проблемы (44% и 35% от числа опрошенных). Другим важным источником межпоколенной конфликтности являются различия в ценностях молодого, среднего и пожилого поколений (48%). Автор типологизирует конфликты по ряду оснований: (1) степени открытости; (2) семейному статусу участников; (3) их причинам; (4) формам проявления; (5) во временном аспекте возникновения; (6) по типам семьи (патриархальная, эгалитарная, многопоколенная, нуклеарная); (7) по продолжительности; (8) по последствиям (конструктивные, деструктивные, нейтральные, смешанного типа).

Новое слово в истории социологии (о книгах: Беляева Л.А. Эмпирическая социология в России и Восточной Европе; Лапин Н.И. Эмпирическая социология в Западной Европе) [статья]

Жан Терентьевич Тощенко Социологические исследования. 2005. № 1. С. 143-148.

Обсуждается содержание двух книг: Беляева Л.А. Эмпирическая социология в России и Восточной Европе. М., 2004; Лапин Н.И. Эмпирическая социология в Западной Европе. М., 2004. Значение публикации данных книг автор усматривает в восполнении пробела в отечественных исследованиях по истории социологии, поскольку, по его мнению, в относящихся к данной области отечественных публикациях первостепенное значение придавалось анализу и описанию теоретических концепций при явно выраженном социально-философском подходе. Эмпирическая социология обычно рассматривалась "как побочный элемент данной науки, в лучшем случае – как один из вспомогательных методов апробации теоретических выводов". Ж.Т. Тощенко указывает на оригинальность обсуждаемых книг в постановке вопроса о том, как рождалась эмпирическая социология. Н.И. Лапин рассмотрел зарождение эмпирической социологии в трех странах Западной Европы в сферах, непосредственно связанных со сбором и анализом эмпирических данных о состоянии населения и развитии этих стран. В Англии это была «политическая арифметика», в Германии – государствоведение, во Франции – социальная статистика и социография. В книге Л.А. Беляевой отмечено, что сбор и анализ эмпирических данных в России стал проводиться практически одновременно с аналогичными обследованиями в других странах. Подробно излагается предыстория и история эмпирической социологии в России, СССР и странах Восточной Европы. Показано, что книги Л.А. Беляевой и Н.И. Лапина выходят далеко за рамки учебных пособий и представляют собой монографические исследования, обобщающие ход становления социологической науки.

Геннадий Петрович Бакулев Социологические исследования. 2005. № 1. С. 105-114.

Нормативные теории массовой коммуникации имеют дело с "идеальными вариантами" деятельности в области масс-медиа. Автор отмечает, что во второй половине XX в. правительства ведущих стран запада занялись разработкой принципов политики в области масс-коммуникаций. К этому их подталкивали концентрация собственности и монополизация в сфере масс-медиа, грозящие нарушением прав граждан на получение достоверной информации, рост объема мультимедийных операций, увеличение влияния на общество телевидения, а затем и Интернета "как социальной силы, превосходящей или вытесняющей другие агентства социализации и контроля". Первой попыткой сравнительного описания теорий СМИ стал труд Зиберта, Петерсона и Шрамма «Четыре теории прессы», изданный в 1956 г. Зиберт определил свой подход как нормативный, поскольку ставил задачу показать не то, как СМИ реально функционируют в обществе, но скорее то, как они могли бы функционировать, как им надо было бы функционировать, согласно некоторым критериям, отвечающим характерным для данного конкретного общества нормам и ценностям. Он выделил четыре типа теорий СМИ: авторитарные, либертарианские, социальной ответственности и советских медиа. Позднее этот подход развивали далее, дополняли и модифицировали другие авторы, с сохранением исходных положений. В 1980-е гг. Маккуэл предложил дополнить "концепцию четырех теорий" еще двумя: медиа развития, а также демократического участия (партиципаторная модель). Черты авторитарной теории прослеживаются, согласно Зиберту, в до-демократических, явно диктаторских и репрессивных обществах. Либертарианская, или теория свободной прессы рассматривает проблемы обеспечения права на информацию при соблюдении законов и ограничений, соответствующих нормам, принципам и ценностям либерально-демократического государства.

не только ростом числа преступлений, но и серьезными изменениями самой структуры преступности. В частности, резко возрос «вес» организованной преступности. Но главное, она превратилась из чисто криминальной силы в самоорганизующуюся социальную систему, интегрированную во все властно-экономические структуры и практически не подконтрольную правоохранительным органам, более того, в социальный институт российского общества. Это значит, что она породила: 1) собственные, специфические для нее организации-«крыши»; 2) особые нормы теневого поведения (такие, как «рэкет», «накат», «откат» и т. п.); 3) особые социальные роли, за которыми закреплено осуществление этих норм, и 4) особые социальные взаимоотношения между участниками преступных сообществ, в которые они вступают при осуществлении тех или иных преступных операций, а также особые взаимоотношения между криминалом и властью.

Главный процесс, свидетельствующий об институционализации преступной деятельности, - это ее все большее срастание с властью. Этот процесс идет на всех уровнях - как на отдельных предприятиях и в фирмах в регионах страны, так и в высших органах законодательной (парламент) и исполнительной (правительство) власти. Это позволяет говорить о двух новых для России процессах, которые возникли в эпоху либерализации экономики: первый процесс - теневизация общества, т. е. все больший уход различных общественных структур в тень... и второй процесс - криминализация общества, т. е. все большее усиление в нем роли преступных элементов, связанных с теми или иными политическими, правовыми, экономическими и другими структурами общества.

Рывкина Р. Б. Драма перемен. - М., 2001. -С. 37-38.

Вопросы и задания к источнику. 1) Что нового дает вам источник по сравнению с учебным текстом? 2) Что означают в тексте документа слова «уход в тень»? Как вы понимаете взятые в кавычки слова: «крыши», «рэкет», «накат», «откат»? Почему автор использует их в социологическом исследовании? 3) Как вы думаете, почему рыночные реформы в России сопровождались криминализацией общества? 4) Какая информация в этом источнике подтверждает особую опасность организованной преступности для общества и государства?

1) В учебнике излагается теоретический базис, с примерами из практики, здесь же практика, то, что на самом деле происходит в стране, В учебнике изложение фактов, в статье авторский взгляд, оценка событий. В убебнике официальная позиция "государства", в статье авторский взгряд на объективные процесы. 2) "Уход в тень" - выход за рамки правового поля, т.е. деятельность вне законов; "крыша" - оплачиваемые услуги по охране и защите интересов одной преступной деятельности с помощью другой, "рекет" - вымогание средств у предпринимателей, "накат" - угроза, "откат" - часть суммы, переходящая чиновнику или криминалу из выделенных на что-то средств. Используется для усиления, для понимания, насколько острая проблема. 3) рыночные реформы осуществлялись в период безвременья и беззкакония, госудаство - СССР прекратило свое существование, а нормативной базы новое государство еще не создало, не было четкого плана действий, ломался строй, сознание, гражданские позиции людей. Старые правила уже не действовали, а новых еще не было. Произошла с одной стороны декриминализация - что раньше было преступлениями: спекуляция, тунеядство, теперь перестало таковыми быть, это стало называться бизнес, предпринимательство, право на труд, а не обязанность. А с другой стороны появились новые преступления - тот же рэкет. 4) главная опасность в том, что преступный мир сросся с властными структурами, что царит взяточничество, криминал во власти находится. Все все знают, а никто ни с чем не борется.