Правила макияжа

Потерянные цивилизации. Боги Древнего Египта – список и описание

Потерянные цивилизации. Боги Древнего Египта – список и описание

Без реки Нил Египет был бы безжизненной пустыней. Египтяне отлично это понимали, поэтому с глубоким почтением относились, как к самой реке, так и божеству, олицетворяющему её. Отвечал за Нил бог Хапи.

Нил играл важную роль в жизни Египта. Поэтому неудивительно, что в представлении египтян бог Нила исполнял много полезных функций. В первую очередь он был покровителем урожая. Ежегодный разлив Нила, приводивший к появлению плодородного ила, считался пришествием Хапи.

Египтяне верили, что благодаря стараниям этого божества берега не засыхали, поля давали щедрые урожаи, а на лугах росла сочная трава. Именно Хапи считался творцом зерна. А ещё он поддерживал космос в равновесии.

У Хапи было много почетных титулов. Его называли: «отец богов», «повелитель рыб и болотных птиц», «повелитель реки». О происхождении имени Хапи известно мало. По одной из версий, в глубокой древности так именовали реку Нил.

В отличие от многих других представителей египетского пантеона Хапи считался щедрым и добрым богом. Он символизировал изобилие, богатство, благополучие и плодородие. Назвать человека «богатым, как Хапи» означало признать его влияние, достаток и силу.

Согласно легенде этот бог возник из первобытного океана Нун. Женой бога Нила являлась покровительница земли. В Верхнем Египте эту роль исполняла богиня Нехбет, а в Нижнем Египте – богиня Уаджит.

Как изображали бога?

Обычно Хапи изображали как полноватого мужчину с большим животом и свисающей грудью. Эти особенности указывали на плодородие Нила. Голову этого египетского божества украшало водяное растение. Единственной одеждой бога была набедренная повязка. В руках он держал сосуд с водой.

Хапи имел несколько ипостасей. К примеру, если он выступал в образе бога Верхнего Нила, его изображали в головном уборе из лилий и лотосов. В Нижнем Египте Хапи украшали изображениями лягушек и папирусов. Его цветами считались синий и зеленый. Назваными оттенками художники окрашивали кожу божества, намекая таким образом на цвета речной воды.

В период правления в Древнем Египте 19-й династии Хапи начали рисовать в виде парной фигуры. Таким образом, подчеркивалась связь Верхнего и Нижнего Египта. Поскольку данный символ имел политическую подоплеку, его обычно изображали на троне фараона.

Свое представление о Хапи имели и греческие художники. Они изображали его крупным мужчиной с бородой и кудрями. Божество окружали 16-ю детьми. Именно на 16 локтей обычно поднимался уровень воды в Ниле во время разлива. Одно из изображений можно лицезреть в Луксорском храме. Это прекрасный рельеф, размещенный на троне статуи Рамсеса II.

Как почитали Хапи?

Обиталищем бога считалось ущелье Гебель-Силсилэ, расположенное у первых порогов Нила. Вблизи этого места находится остров Элефантин. В древности именно здесь располагался центр культа Хапи.

Чтобы обеспечить стабильные ежегодный разлив Нила, жрецы проводили специальные ритуалы. Неоценимую помощь им оказывал «нилометр» – измерительный прибор, позволяющий предсказывать уровень прибывающей воды. В Древнем Египте религия нередко шла рядом с наукой.

Хапи часто прославляли в гимнах. Его праздником считался день разлива Нила. Активное участие в торжествах принимал фараон. Во время праздника приносились тысячи жертв в виде сосудов, наполненных маслом, вином или молоком. Их бросали в реку с пожеланиями урожайного года.

В египетской мифологии трудно найти более положительного персонажа, чем Хапи. Возможно, именно по этой причине он практически не известен современной массовой культуре, отдающей предпочтение «плохим парням».

Имя бога Нила - Хапи - обычно не входит в пантеон великих богов Египта. Однако это не означает, будто у древних египтян он не пользовался особым уважением и почетом. Причина такого невнимания к Хапи объясняется, по-видимому, тем, что в распоряжении исследователей находятся почти исключительно тексты и рисунки, связанные с погребальным культом, а Нил отождествлялся с земной жизнью.

Ранее, говоря об Осирисе, мы подчеркивали в его образе слияние черт бога и человека. Кроме того, Осирис являлся владыкой царства мертвых, и в этом качестве ему сопутствовал покровитель умерших Анубис - бог в образе шакала или с головой шакала (собаки) Однако нельзя забывать еще об одной ипостаси Осириса - как умирающего и воскресающего бога. И если Анубис был его спутником среди мертвых, то среди живых с ним сопоставлялся божественный Нил.

Хапи почитался как бог Нила, даритель влаги, покровитель урожая. Он был не только могучим природным телом, но и космически божеством, порождением первозданного Нуна. Центром его культа был район порогов - ущелье Гебель-Сильсиле и остров Элефантина. Здесь он обычно изображался человеком с бараньей головой. Однако поклонялись ему и в Верхнем и Нижнем Египте; их эмблемы - лотос и папирус соответственно - были его атрибутами.

Наиболее часто Хапи выступал в образе крупного жирного мужчины с большим животом и женской грудью, с тиарой из папируса на голове и с сосудами, наполненными водой, в руках.

Отождествлялся он, как это вообще характерно для египетского пантеона, о другими богами Амоном, Осирисом, но чаще всего - с Себеком, богом воды и разливов Нила. Популярность Се-бека была особенно велика в нильской дельте, кишевшей крокодилами, поэтому этот бог изображался человеком с крокодильей головой. Правда, порой Себек выступал как божество, враждебное Ра и Осирису, как представитель темных сил зла. Но подобные противоречия не беспокоили египтян, умевших отличать мифологические персонажи от реальных объектов.

В этой связи следует упомянуть еще одного бога - Хнума, считавшегося хранителем истоков Нила и богом плодородия (бараноголовым). Считалось, что он обладает властью над человеческой судьбой, и это не удивительно, если учесть, как много значили для благополучия египтян воды Нила и его ежегодные разливы, удобряющие поля плодородным илом.

О том, что Нил и его ил - залог устойчивости жизни в нильской долине (а также, добавим, необычайной стабильности египетской цивилизации, которая не испытала катастрофического истощения почв), египтяне поняли очень давно. Об этом свидетельствует, в частности, гимн Нилу, фрагменты которого приводятся ниже:

Слава тебе, Нил, выходящий из земли,

Идущий, чтоб Египет оживить.

Орошающий поля, сотворенный Ра,

Чтобы всех животных оживить.

Наполняющий пустыню, чуждую воде.

Роса его спускается с небес…

Если медлит он, дыханье прерывается

И люди все беднеют.

Если гневен он, беда по всей стране,

Великий и малый беднеют.

А восходит он - и ликует земля,

И все живое в радости.

Спина каждого сотрясается от смеха,

Зуб каждый усиленно жует.

Приносящий хлеба, обильный пищей,

Творящий все прекрасное.

Наполняющий амбары, расширяющий закром,

Заботящийся и о бедняках.

Производящий деревья по желанию любому,

И нет недостатка в них.

Не знают места, откуда он,

И не нашли пещер его в писаниях.

Ликуют тебе юноши и дети твои

И приветствуют тебя как царя.

Постоянный в обычаях,

Выходящий перед югом и севером.

Свет, выходящий из мрака!

Жир для скота его!

Сила это, творящая все,

И нет живущих в неведении его.

В этом гимне Нил предстает не столько в обличий божества, сколько великим творением природы (кстати, река эта - самая протяженная в мире). За некоторыми поэтическими оборотами скрываются ссылки на природные явления. Так, выражение «если медлит он» означает задержку разлива Нила, а гнев Нила связан не с мощными его разливами, как можно было бы предположить, а напротив, с невысоким подъемом воды, что воспринималось как наказание людям.

Когда разлив Нила уподобляется восходу Солнца, река обретает сходство с животворным небесным светилом. Совершенно справедливо восхваляется «постоянство в обычаях» Нила (его разливов) и то, что благодаря этому для скота имеется обильное питание.

Особого внимания заслуживает ссылка на обилие деревьев. По всей вероятности, в те времена долина Нила не была скудна рощами, а то и лесными массивами. С развитием судоходства, а затем и монументального строительства леса в долине Нила стали исчезать, а вместе с тем началось наступление пустынь. И только регулярные разливы Нила спасли египетскую цивилизацию от поглощения Сахарой, как это было с доисторическими культурами того гигантского региона, который ныне является величайшей пустыней мира.

Хапи – бог полного Нила, покровитель урожайного года в древней египетской мифологии. Божество олицетворяло периодичный и ежегодный разлив священной реки Нил, как проявления высшей благодати богов.

Благодать имела очень практическое применение, воды Нила богаты илом, поднятие уровня воды в период полной реки выбрасывал ил со дна как окрестные территории, что позволяло египтянам получать высокие урожаи пшеницы, так как ил хорошее органическое удобрение.

Именно по этому Хапи – «Единственно текущий» – как олицетворение главной жизненно важной египетской реки – великого Нила.

Образ Хапи – это полноватый мужчина с большим животом и синей кожей. Хапи имел свисающую, женскую грудь и ходил в набедренной повязке. Большой живот и грудь – это показатель плодородия.

Сегодня существует миф, что минеральная вода недоступна для обычного человека, ведь большинство людей живет за пределами крупных городов, но это только миф ведь сегодня существует множество интернет – магазинов, которые занимаются доставкой минеральной воды в любой украинский город. Теперь доставка воды в ваш город не проблема, вам просто нужно найти сайт http://ids-service.com.ua и вам доставят минеральную воду в любую точку Украины.

Разлив Нила египтяне связывали с сошествием Хапи на землю. В честь Хапи устраивали празднества и обряды, пытаясь задобрить божество, чтобы Нил разлился как можно дальше, обогатив неплодородную пустыню илом.

Так же Хапи считала покровительством отцовства и воспитателем богов.

Исследователи египтологи не нашли истинного происхождения имени . Строятся догатки что возможно это одно из названий Нила. Но в свою очередь, Хапи не был просто божеством Нила. Он был одним из проявлений Нила – в период его разлива. Поэтому прямую связь между названием реки и Именем бога установить сложно.

На небесном пантеоне Хапи дружил с Гебом (божеством плодородной земли) и с повелителем Непер (богом зурна и урожая злаков).

При изображении пантеона парами у божества Хапи иногда появлялась супруга по имени Мерет, в переводе с египетского «Любимая». Не смотря на это в одно из мифов Хапи говорит о том, что он станет мужем покровительницы земли. То есть богине Нехбет в Верхнем Египте и Уаджит в Нижнем Египте.

Считается что бог Хапи жил у истока Нила в маленькой пещере, недалеко от Асуана. Не все территории Египта почитали Хапи как божество. Особо почитаем, он был на территории Элефантины. Именно Элефантины являлись хранителями уровня воды священной реки. Использую специальный «прибор нилометр» они замеряли уровни воды и делали прогнозы о благосклонности Хапи. Для того чтобы заслужить благодать жрецы бога Хапи производили странные, специфичные обряды, для того чтобы обеспечит Египет стабильным урожаем.

Божество Хапи имело очень практичную миссию на земле и существовало во благо людей.

Бог Хапи. Египетская мифология

Хапи - Бог Нила, супруг богини Нехбет, покровительницы Верховья. Это пожилой ожиревший мужчина с пухлым отвислым брюшком и женскими грудями (рис. 47). Он одет в набедренную повязку рыбака, а на голове носит водяные растения, чаще всего папирус. Статуэтки Хапи окрашены или в голубой цвет - цвет небес и символ божества, или в зелёный - цвет воскресающей после разлива Нила природы.

Рис. 47. Хапи. В руках у бога сосуд,
из которого изливается вода.

Бронзовая статуэтка; VII в. до н. э.; ГМИИ.

Хапи - добрый и щедрый бог, повелитель наводнений, приносящих на поля плодородный ил. Он заботится о том, чтобы берега не засыхали, чтобы пашни давали обильные урожаи, а на лугах была сочная трава для скота. Поэтому Хапи - один из самых любимых богов, и благодарные египтяне воздают ему великие почести (рис. 48).

Рис. 48. Пение благодарственного гимна Хапи
в день начала разлива.

Иногда различают две ипостаси Хапи - богов северного и южного Нила. В том случае, когда Хапи считается богом Верхнего Нила, он изображается в головном уборе из лилий и лотосов (рис. 49). Хапи отождествляется с Нуном как воплощение водной стихии и с Осирисом как бог плодородия.

Рис. 49. Хапи в короне из лилий и лотосов,
с водяными растениями и сосудами,
символизирующими северный и южный Нил.

Река Нил тоже называется Хапи - по имени бога. Египтяне называют её и просто «Рекой» или «Великой Рекой». Великая Река берёт начало в Загробном Царстве - Дуaте; её исток охраняет змей (рис. 50). Бог Хапи живёт в ущелье Гебель-Силсилэ (арабск.; египетск. Хену) у первых порогов Реки.

Великая африканская река, вторая в мире по своей длине, - Нил , зарождаясь в областях Экваториальной Африки, устремляет свое течение к Средиземному морю, впадая в него двумя устьями. В древности, как об этом повествует великий историк античности Геродот, устьев было семь. Своими разливами река создавала благоприятные условия не только для создания оседлых поселений, роста их населения и развития земледелия и, но и для установления централизованной власти. Разливы Нила временами бывали столь же разрушительны, сколь и благоприятны, и людям требовались определенные усилия для обуздания водной стихии. Одной семье было не под силу выполнять эту задачу, и великая река сама указывала обитателям ее берегов на необходимость объединения усилий. Нил и беспощадно палящее Солнце - вот два божества, от которых зависела жизнь египтян. Александр Морэ выразил эту мысль образно и лаконично: «Нил требовал от египтян объединить усилия, а Солнце открыло им, что миром правит единая сила».

Египтяне называли этот водный поток просто «Великая река» (itr-âa ) или «река», иногда, вероятно, во время пика разлива, - «Море» (iumâ ), арабы - Эль-Бари («река»). Название, под которым египетская река стала известна всему миру, - Нейлос, Нил, впервые появляется у Гесиода и происхождение его неизвестно. Сами египтяне представляли себе реку «богом в человеческом обличье» и называли его Хапи, именем, значение которого тоже неизвестно. Древнегреческий историкГеродот приводит следующее мнение египетских жрецов, узнавших, что эллинская земля орошается дождями: «эллины когда-нибудь обманутся в своих твердых упованиях [на небесную помощь] и испытают страшный голод». Такое мнение красноречиво свидетельствует о том, что плодородие египтяне считали даром не неба, а подземного мира, в котором был скрыт источник живой воды Нила. И хотя вера в загробный звездный Дуат, где находятся истоки небесного Нила, объясняла, что «эта священная вода приходит на землю с неба», преобладало мнение, что она приходит «тайными путями - из Нижнего мира». А. Морэ приводит отрывок из гимна Нила, относящегося к Фиванскому периоду: "Привет тебе, Хапи, приходящему, чтобы подарить жизнь Египту; тому, кто тайно приходит в темноте в тот день, когда мы воспеваем твой приход; волна, покрывающая сады, созданные Ра, дарующая жизнь всем испытывающим жажду и отказывающаяся напоить пустыню льющейся с неба водой!". Во всяком случае, все фараоны продолжали адресовать Нилу, а не небу, приказы начать разлив, торжественно бросая в речную воду свитки с царским указом.

Долгие тысячелетия местонахождение истоков Нила было тайной для египтян. Геродот, интересовавшийся этим вопросом во время пребывания в Египте, написал: «Об истоках же Нила никто ничего определенного сказать не может». Римляне даже придумали поговорку, обозначающую напрасные усилия: «Caput Nili quaerere - «Искать истоки Нила». Предполагалось, что они вытекают из двух сосудов зодиакального Водолея, часто изображавшегося в древности именно так - с двумя звездными сосудами, или из двух пещер в области Первых Порогов: «Хапи выходит из двух пещер, чтобы напитать жертвенными хлебами богов. Когда он разливается, то ему удваивают жертвы», - сообщают строки гимна Хапи времен XIX династии.

Пройдя Первые Пороги, река «вступает на территорию Египта». Ширина ее русла при этом составляет уже более 457 метров, доходя ниже по течению до 804. «Этот гигантский поток воды держит путь между двумя бескрайними безводными пустынями, тянущимися вдоль реки на всем ее протяжении до самого моря... черный ил, который несет река, постепенно захватывает рыжевато-коричневую почву, одевая ее в зелень. ...Везде, куда достают воды Нила, почва покрыта слоем этого гумуса, образующего Черную землю kem - t ...». Вся почва долины Нила и его дельта были образованы этими наносами. В самый разгар лета, когда солнце грозило сжечь землю, превратить ее в окаменевшую массу, начинала разворачиваться грандиозная картина разлива Хапи, защищающего ее своими водами от огненной гибели. По словам Диодора: «Разлив Нила - это явление, изумляющее тех, кто видит его, и представляется совершенно невероятным тем, кто слышит о нем. Ибо в отличие от остальных рек, пересыхающих к летнему солнцестоянию и все более и более уменьшающихся с этого момента, один Нил начинает расти, его воды поднимаются день за днем до тех пор, пока не разливаются, заливая почти весь Египет».

Олицетворением Нила был антропоморфный бог Хапи, изображавшийся с женской грудью и отвислым животом. Сидя обнаженным в тайной пещере, обвитой змеем, с венком из стеблей лотоса на голове, Хапи, совмещающий в себе признаки двуполого божества, держал в обеих руках по кувшину, как и звездный Водолей. Между тем, представление Хапи двуполым божеством, по мнению Макса Мюллера, было ошибочным: «Хапи не является гермафродитом, как обычно утверждают египтологи (у него было две жены). Отвислая грудь повторяется на многих египетских изображениях тучных мужчин; а чрезмерная полнота Хапи символизирует плодородие, которое приносит дающая жизнь река».

Одной из двух супруг Хапи считалась Нехбет, в древнейшую эпоху почитавшаяся под именем «Водная», которую считали «влагой, первобытным началом Вселенной и матерью всего сущего». Нехбет была богиней-грифом, связанной с доисторической столицей Верхнего Египта. Ее постоянно представляли «летающей над царем и держащей кольцо или другие царские эмблемы». Она носила белую корону Верхнего Египта, поэтому ее называли «та, что белая», и ее города Нехбет и Нехен тоже называли «белыми городами». Представление о Нехбет как о жене бога-Нила является «очень древней традицией». Считалось, что «она стоит у входа в преисподнюю», принимая умерших. Супругой Нила также считалась Му(у)т (или Муит), «Водный поток». Обе жены Хапи не уступали ему в тучности, и сам «океан» Нун (букв. «Великий Зеленый»), старейший и мудрейший бог, считавшийся отцом Нила и «таинственных богов», изображался тучным мужчиной, временами с лягушачьей головой (однажды - с воловьей), позднее - с двумя плюмажами, венчающими человеческую голову.

Хапи не всегда изображался тучным, но всегда мужчиной с женской грудью, что «может указывать на пережитки матриархата» и свидетельствовать в пользу возможного существования женского образа реки в древнейшую эпоху. Не только наличие женской груди может служить доводом, подкрепляющим подобное предположение (к примеру, в шумерской традиции считалось, что Тигр и Евфрат вытекали из сосков Тиамат), но и изменение цвета нильской воды, объяснявшееся связью с родами, которые никак не могли соотноситься с мужским божеством. Простое наблюдение за разливом могло привести к мысли об олицетворении божества реки в женском образе: первая прибывающая вода была окрашена в зеленый цвет, затем вода меняла свой цвет на красный. Древние египтяне, не подозревавшие о том, что зеленый цвет был вызван остатками растений, а красный происходил от железистых пород Эфиопии, объясняли смену цвета тем, что зеленая вода была отходящими при родах водами, а красной она становилась от крови, проливаемой во время родов богиней-матерью, «ежегодно приносившей младенца Хора, дающего обновление жизни». Добавить к этому можно также то, что всех коров, посвященных Исиде, топили в реке, тогда как костные останки быков свозили со всей страны на остров в Дельте и там хоронили. Священных же быков мумифицировали и тоже хоронили в гробницах.

В действительности нильская вода была обязана зеленым цветом Белому Нилу, медленно протекавшему по болотам экваториальной Африки. А Голубой Нил, стремительный и быстрый, обязанный своим происхождением таянию снегов на Абиссинском плоскогорье, нес с собой железистые грязи, оторванные от горных пород, которые окрашивали воду в кроваво-красный цвет. Зеленая волна, доходя до Мемфиса 15 июня, возвещала скорое наступление разлива, а через месяц Голубой Нил посылал красную волну, с прибытием которой 19 июля разлив вступал в полную силу. В период половодья масса воды увеличивалась в 10 раз, Нил выходил из берегов и затоплял всю местность вокруг. Приход Большого Хапи отмечался всенародным праздником - ведь именно наносы из ила позволяли выращивать сказочные урожаи. Гимны Фиванского периода так славят Нил: «Привет тебе, Хапи, Выходящий из этой земли, Приходящий, чтобы напитать Египет... Когда он восходит - земля ликует, Все люди в радости...».

Использованные материалы:

  1. Геродот. История. Книга 2;
  2. Н.В. Мамуна. Зодиак мистерий;
  3. А. Морэ. Нил и египетская цивилизация;
  4. Макс Мюллер. Египетская мифология;
  5. А.М. Самозванцев. Мифология Востока.