Я самая красивая

Прямая военная агрессия. Право международной безопасности. Понятие агрессии. Акты агрессии

Прямая военная агрессия. Право международной безопасности. Понятие агрессии. Акты агрессии

Наиболее опасным видом агрессии, непосредственно взрывающим мир, является прямая военная агрессия. Основное различие между прямой и непрямой агрессией заключается в том, что первая непосредственно выражается в применении вооруженной силы, вторая - к этому ведет. Советский проект резолюции об определении понятия агрессии, внесенный в августе 1953 г. в Специальный подкомитет ООН по определению агрессии, в п. 1 предусматривает шесть форм прямой военной агрессии. Виновным в прямой агрессии является государство, которое первым осуществит нападение с помощью своих вооруженных сил на территорию другого государства. Объявляло ли предварительно государство-агрессор войну или не объявляло, не меняет характера агрессии. В сообщении о Московском совещании министров иностранных дел Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Соединенного Королевства было указано: «1. В целях восстановления Кореи как независимого государства, создания условий для развития страны на демократических началах и скорейшей ликвидации пагубных последствий длительного японского господства в Корее создается Временное Корейское Демократическое Правительство... 2. Для оказания содействия образованию Временного Корейского Правительства и для предварительной разработки соответствующих мероприятий создать совместную комиссию из представителей командования американских войск в Южной Корее и командования советских войск в Северной Корее»475. Таким образом, на Московском совещании был точно определен порядок разрешения корейской проблемы. Нарушая этот согласованный порядок, действуя вопреки обязанности «поддерживать международный мир и безопасность», налагаемой Уставом ООН, «и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру» (п. 1 ст. 1 Устава ООН), вопреки всеобщему признанию агрессии тягчайшим преступлением, США начали войну против Кореи. Представитель СССР в Совете Безопасности с полным основанием квалифицировал действия США в Корее как акты агрессии: «Сухопутные, морские и воздушные силы США бомбардируют территорию Кореи, атакуют корейские морские суда и воздушные силы. Подобные действия... являются актом агрессии, а Соединенные Штаты Америки - нападающим государством, то есть агрессо- 106 ром» . Советский проект определения агрессии выделяет в качестве другой формы агрессии поддержку государством вооруженных банд, которые, будучи образованы на его территории, вторгнутся на территорию другого государства, или отказ, несмотря на требование государства, подвергшегося вторжению, принять на своей собственной территории все зависящие от него меры для лишения названных банд всякой помощи или покровительства. Угроза миру, которую несет с собой организуемый империалистическим лагерем терроризм476, усиливается в величайшей мере потому, что он неразрывно связан с организацией и поддержкой вооруженных банд, засылаемых в другие страны. Еще 8 декабря 1934 г. при обсуждении вопроса о борьбе с терроризмом в Совете Лиги Наций представитель СССР М. М. Литвинов указал «на другие родственные терроризму явления, которые могут привести к тому же печальному результату в международной жизни, как и сам терроризм. Таковы, например, организация эмигрантских вооруженных банд для проникновения на чужую территорию, допущение военных или созданных по военному образцу организаций для борьбы с другими государствами. Это не только родственные, но и тесно связанные между собой явления. Из рядов подобных организаций и банд выходят террористы, и сам терроризм является одной из функций этих организаций»108. В годы гражданской войны поддержка белогвардейских банд с целью подготовки их налетов на советскую территорию был весьма распространенным средством борьбы империалистических интервентов с Советской Республикой. Организация и импорт вооруженных банд по своей политической и правовой природе являются агрессивными актами - одной из форм косвенной агрессии; этими действиями непосредственно осуществляется посягательство на безопасность существования и мирного развития другого государства. В качестве агрессивного акта, угрожавшего миру и безопасности народов, организация вооруженных банд заклеймена в междуна- родно-правовых актах и документах. Еще в 1933 г. в Конвенции об определении агрессия, внесенной и принятой по инициативе Советского Союза, в качестве одного из агрессивных действий была предусмотрена «помощь вооруженным бандам, образованным на собственной территории и вторгающимся на территорию другого государства...» На V сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1950 г. советская делегация внесла проект определения агрессии, в который вошел пункт об оказании помощи вооруженным бандам. В Юридическом комитете Генеральной Ассамблеи ООН представитель СССР снова поставил вопрос о принятии советского определения агрессии, данного еще в 1933 г. Этот вопрос был во всем его объеме поставлен на VII сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1952 г. Таким образом, Советский Союз последовательно и твердо рассматривает организа- цию вооруженных банд с целью их переброски на территорию другого государства как агрессивный акт477.

  • 6.История международного права.
  • 7. Понятие и виды субъектов международного права.
  • 8. Правосубъектность государств и способы образования государств.
  • 9. Международно-правовое признание
  • 10. Правопреемство государств
  • 15. Международный уголовный трибунал по привлечению к ответственности лиц за преступления на территории Югославии.
  • 22. Генеральная Ассамблея оон.
  • 23. Совет Безопасности оон.
  • 24. Экономический и Социальный Совет оон.
  • 25. Международный Суд оон.
  • 26. Секретариат оон
  • 27. Специализированные учреждения оон
  • 28. Цели и главные органы международной организации снг
  • 29. Состав, цели и задачи Северо-Атлантического блока (нато)
  • 30. Понятие и порядок работы международных конференций
  • 31. Понятие международно-правовой отв-сти.
  • 32. Виды и формы международно-правовой отв-сти.
  • 33. Понятие и классификация международных правонарушений.
  • 34. Понятие и виды агрессии. Особенности отв-сти гос-в.
  • 35. Международная уголовная отв-сть индивидов.
  • 36. Международно-правовая ответственность международных организаций.
  • 38. Характеристика органов внешних сношений государств.
  • 39. Дипломатические представительства. Понятие, виды, функции.
  • 40. Порядок назаначения и основания прекращения функций дипломатического представителя.
  • 41. Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств. Личные привилегии и иммунитеты.
  • 42. Консульские представительства. Понятие, виды, функции.
  • 43. Порядок назначения и основания прекращения функций консульского представителя.
  • 44. Консульские привилегии и иммунитеты.
  • 46. Специальные принципы международной безопасности и проблема разоружения в современном международном праве.
  • 47. Обстоятельства, обуславливающие сотрудничество государств в борьбе с преступностью.
  • 48. Классификация и анализ уголовных преступлений международного характера
  • 49. Роль международных организаций и конференций в борьбе с преступностью.
  • 51. Понятие экстрадиции. Правовая помощь по уголовным делам.
  • 52. Правовое понятие территории. Виды правовых режимов территории.
  • 53. Правовые основания и способы изменения государственной территории.
  • 54. Правовой режим Антарктики и Арктики
  • 55. Понятие режим и охрана Государственной границы Российской Федерации
  • 56. Понятие и кодификация международного морского права.
  • 57. Специальные принципы международного морского права и морские организации.
  • 58. Международно-правовой режим открытого моря и континентального шельфа.
  • 59. Международно-правовой режим территориального моря и прилежащей зоны.
  • 61. Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве
  • 62. Международная организация гражданской авиации (икао).
  • 64 Правовой статус космических объектов и космонавтов
  • Вопрос 71Начало войны и его правовые последствия.
  • Вопрос72 Участники военных действий.
  • Вопрос 73 Международно-правовая защита жертв войны.
  • Вопрос 74 Права человека и междунар.Право
  • Вопрос 75 Понятие населения и гражданство.
  • 76. Международно-правовая защита прав человека и правовое положение иностранных граждан.
  • 77. Право убежища и правовое положение беженцев.
  • 78. Международная организация уголовной полиции (Интерпол)
  • 79. Международное сотрудничество по вопросам прав человека (международно-правовые стандарты).
  • 80 . Верховный комиссар оон по делам беженцев.
  • 34. Понятие и виды агрессии. Особенности отв-сти гос-в.

    Агре́ссия (от лат. aggressio - нападение ) - понятие современного МП, которое охватывает любое незаконное с точки зрения Устава ООН применение силы одним гос-вом против территориальной целостности или политической независимости другого гос-ва или народа (нации). Агрессия не может быть оправдана никакими соображения любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного, и явл-ся преступлением против международного мира.

    Понятие агрессии вкл в кач-ве обязат- признак первенства или инициативы (применение каким либо гос-вом вооруж силы первым).

    В МП обращение к войне независимо от её целей традиционно рассматривалось как неотъемлемое право каждого гос-ва (jus ad bellum), как высшее проявление егосуверенитетав международных отношениях. Этоправоохранялось всей системой принципов и норм МП. Такое отношение начало меняться вXX веке.

    Акты агрессии принято разделять на прямые и косвенные :

    Прямая агрессия

    Вторжение или нападение вооружённых силгос-ва на территорию другого гос-ва; любая военная оккупация, даже временная, являющаяся результатом такого вторжения или нападения; любаяаннексия(насильственное присоединение) территории другого гос-ва. К прямой агрессии относятся также бомбардировка или использование оружия против иностранного гос-ва; блокада портов или берегов гос-ва вооружёнными силами другого гос-ва; нападение вооружённых сил гос-ва на сухопутные, морские или воздушные силы (флоты) другого гос-ва; нарушение установленных международным соглашением условий военного присутствия на территории другого гос-ва.

    Косвенная агрессия

    Засылка гос-вом вооружённых банд и групп, иррегулярных сил или наёмников, которые осуществляют акты применения вооружённой силы против другого гос-ва, носящие столь серьёзный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.

    Актом соучастия в агрессии считаются действия гос-ва, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого гос-ва, использовалась последним для совершения акта агрессии против третьего гос-ва.

    Отв-сть гос-ва международно-правовая, правовые последствия, которые наступают в рез-те нарушения гос-вом норм МП или международных обязательств (см. также Деликт ). О. г. может возникнуть в рез-те неправомерных действий самого гос-ва (например, нарушениенеприкосновенности иностранного дипломатическогопредставителя), неправомерного бездействия или упущения, т. е. непринятия гос-вом мер, которые оно должно было бы принять для выполнения своих международных обязательств (например, нарушение обяз-сти обеспечить безопасность иностранного дипломатического представителя). Кроме того, гос-во несёт отв-сть за неправомерные действия или упущения всех своих органов, а также физических лиц (собственных граждан и иностранцев), совершённые на его территории. Однако отв-сть гос-ва за действия физических лиц наступает только в том случае, если органы гос-ва не выполнили своих обязанностей по предотвращению и наказанию неправомерных действий.

    Наиболее серьёзную отв-сть гос-во несёт за действия, составляющие международные преступления, за преступления, создающие угрозу международному миру и безопасности (апартеид, пропаганда войны и др.). Важной чертой современного МП явл-ся то, что оно предусматривает отв-сть за агрессию . Поскольку в международных отношениях нет судебной инстанции, которая могла бы рассматривать в обязательном порядке споры между гос-вами, непосредственные переговоры между заинтересованными сторонами и др. способы мирного разрешения споров играют важную роль в установлении отв-сти, её форм и объёма.

    В современном МП принято различать О. г. политическую (применение международных санкций и предоставление удовлетворения потерпевшему гос-ву) и материальную (репарации и реституции ). При простом правонарушении, наносящем ущерб отдельному гос-ву или группе гос-в, гос-во-правонарушитель обязано возместить нанесённый ущерб или предоставить удовлетворение (в форме выражения сожаления, извинения, наказания виновных, оказания почестей потерпевшему гос-ву, уплаты компенсации пострадавшим должностным лицам и гражданам и т.д.). Разногласия по поводу формы и объёма отв-сти подлежат урегулированию мирными средствами, предусмотренными Уставом ООН. Наиболее часто в таких случаях применяется арбитраж, возм также рассмотрение споров Международным судом ООН, в компетенцию которого входит определение характера и размера возмещения, причитающегося за нарушение международных обязательств.

    Если гос-во-правонарушитель отказ-ся от исполнения мер возмещения или удовлетворения, не соглашается на мирное урегулирование разногласий или не выполняет вступившего в законную силу решения компетентного международного органа, могут быть применены соотв-щие международные санкции. При наиболее тяжких межд деликтах, межд преступлениях, посягающих на коренные основы международного общения и наносящих ущерб всему международному сообществу гос-в, к гос-ву-правонарушителю должны быть немедленно применены санкции, предусмотренные Уставом ООН (т. н. принудительные меры по Уставу ООН). Международные санкции м применяться для пресечения актов агрессии и восстановления межд-го мира и безопасности только по решению Совета Безопасности ООН .

    Понятие «страна-агрессор» появилось в международной правовом поле после окончания Второй мировой войны. Когда уже стало очевидно, что война близится к своему завершению, представители стран антигитлеровской коалиции включились в работу по созданию объединения и правового обеспечения с тем, чтобы не допустить где-либо в мире появления подобного рода агрессора. Однако, несмотря на конвенции и международное право, в мире продолжаются вооруженные столкновения, в том числе с участием крупных держав, таких как США.

    Основы безопасности

    Вторая мировая война закончилась в сентябре с капитуляцией Японии, а уже 24 октября 1945 года на конференции в Сан-Франциско был утвержден устав который был подписан представителями пятидесяти государств. В документе, в частности, были прописаны полномочия при обнаружении угрозы дает рекомендации или самостоятельно принимает решения по ее устранению и восстановлению безопасности. Именно в уставных документах ООН впервые появилось полноценное определение термина «страна-агрессор»: что это такое, каковы ее основные признаки.

    Главный Устав

    В документе при определении агрессии основной акцент делается на вооруженное посягательство на суверенитет, территориальную неприкосновенность и политическую независимость. При этом реакция ООН не зависит от того, является ли атакуемое государство членом организации или нет. В Уставе также подробно расписаны действия государств, которые могут быть расценены как агрессивные. К актам агрессии относятся любые силовые вторжения, нападения, а также последствия этих действий в виде оккупации или аннексии. Кроме того, в списке таких актов применение любого оружия, блокада с помощью вооружений, а также засылка на территории отрядов наемников, присутствие которых можно расценивать как акты агрессии.

    Законные основания

    В Уставе ООН прописано и то, что агрессия никоим образом не может быть оправдана. В частности, указывается, что политические, экономические, военные и другие соображения не могут оправдывать агрессивные действия одной страны по отношению к другой. Поскольку подобное поведение расценивается как преступное, страна-агрессор в международном праве расценивается как преступник. Соответственно, совершение подобного преступления влечет за собой ответственность. Также уточняется, что любые полученные вследствие агрессии приобретения не могут быть признаны мировым сообществом и получить законный статус.

    Блок миролюбия

    По мнению многих мировых политологов, решения по устройству международного миропорядка принимались с участием Америки. Это вряд ли может быть абсолютным утверждением, но тот факт, что Устав ООН сочинялся и принимался в одном из американских городов, заставляет смотреть на этот вопрос более внимательно. Для военного противостояния любой агрессии в 1949 году был создан Военно-политический блок североатлантического альянса, известный больше как НАТО. В блок входят 28 государств: большее количество стран Европы, США и Канада. Штаб-квартира - в Брюсселе (Бельгия). По состоянию на 2010 год объединенная армия насчитывала порядка 3,8 млн. человек.

    Альянс, создававшийся главным образом для борьбы с СССР и отражения его атак, после исчезновения Советского Союза переключился на нового врага, имя которому - терроризм. Именно под эгидой борьбы с терроризмом воевали на территории Афганистана, Югославии и Ливии. Свержение режимов в этих государствах с подачи Вашингтона преподносилось как освобождение живущих там людей от тирании боевиков и наращивание на этих территориях демократических ценностей, которые могли быть достижимы только кровавым путем.

    Между тем, какие бы лозунги не воспевались в мировом сообществе, большинство понимало, что НАТО действует в интересах сверхдержавы, а именно США. Однако, имея одну из самых мощных армий, "звездно-полосатые" и сами успешно справлялись в "нагнетании" демократии в разных уголках мира.

    США как главный мировой агрессор

    Термин «страна-агрессор» в том понимании, которое было изначально заложено в постулаты ООН, явно дискредитирован. И хотя с юридической точки зрения, возможно, был выполнен полный церемониал, чтобы Америка фигурировала как сильный столп мирового порядка, спешащий на помощь при малейшем нарушении прав человека, тем не менее в конце прошлого столетия крепко укрепилась формула: «США - страна-агрессор».

    Сегодня во многих соцопросах большинство респондентов безусловными лидерами по уровню международной агрессии называют именно американцев. Социологи винят в этом СМИ, которые делают усиленный акцент на «крестовых походах» США на Балканы, Ближний Восток, Латинскую Америку, Африку. В то же время стран, которые реально могут уничтожить мир, порядка пяти-шести - это государства, в арсенале которых есть ядерное оружие.

    Необходимый противовес

    Политологи, видя результаты соцопросов, склонны смотреть на эту ситуацию несколько иначе. По их мнению, несложно представить, что будет с миром, если не будет такого лидерства - очевидного и безоговорочного. В этом случае при отсутствии явной гегемонии сверхдержавы стократ усиливаются местные конфликты и борьба за лидерство.

    Это ведет к большей неустойчивости в мире, итогом которой так или иначе становится крупный объединяющий конфликт и новый передел миропорядка. В этом смысле в системе сдержек и противовесов, в которой живет мир, лидерство одного государства гарантирует безопасность большей части мирового населения.

    Крым и украинский кризис

    В конце 2013 года на Украине стал разворачиваться сильнейший политический кризис. Протестующие вышли на Майдан, требуя отставки действующей власти. Неожиданным последствием этих событий стало присоединение Крыма и Севастополя к Российской Федерации в марте 2014 года. В феврале русскоговорящие жители Крыма вышли на улицы протестовать против пришедших к власти в Киеве в результате переворота сторонников Евромайдана. Сменившаяся в республике власть объявила новое руководство Украины нелегитимным и попросила помощи у России. Тогда же впервые прозвучало обвинение, брошенное со стороны всего Западного полушария, что Россия - страна-агрессор. Кремль обвинили в аннексии Крыма, подразумевающей насильственное включение территории в состав России, что, согласно международному праву, влечет за собой ответственность.

    С целью соблюдения международных требований в Крыму был проведен референдум, который официально обозначен как нелегитимный в большей части стран Евросоюза и США. Украина также не признает действия российского руководства и с апреля 2014 года позиционирует Крым как оккупированную территорию. Кроме того, в конце марта приняла резолюцию, согласно которой референдум в Крыму считается незаконным. За документ проголосовало абсолютное большинство.

    В конце января текущего года украинское руководство официально признало Россию страной-агрессором по отношению к своим юго-восточным территориям.

    Санкции как манипуляции

    Действия России стали причиной для организации международной изоляции. Инициатором выступили США, которые продавили свою позицию угрозой потенциального экономического ущерба, в результате Евросоюз также ввел экономические и политические санкции. К ним присоединились партнеры по «Большой семерке» и другие. Санкции предусматривали несколько заходов. Первый пакет определил заморозку активов и ограничение въезда тем персоналиям, которых Запад считает приближенными президента Владимира Путина. Среди таких оказались, в частности, бизнесмены братья Аркадий и Борис Ротенберг. Иностранные компании в разных странах начали постепенное сворачивание сотрудничества с Россией во многих Статус «Россия - страна-агрессор» многих пугал, потерять партнера в лице Вашингтона никто оказался не готов.

    Российская интерпретация агрессии

    В реалиях санкций и контрсанкций совершенно новое звучание приобрел термин «страна-агрессор». Законопроект, вводящий в правовое поле России новые реалии, предложили депутаты от «Единой России» Антон Романов и Евгений Федоров. Последний также является координатором организации «Национальное освободительное движение» совместно с Сергеем Катасоновым, членом фракции ЛДПР. Документ был внесен в правительство на рассмотрение в декабре 2014 года. В пояснении к законопроекту его авторы аргументировали необходимость такого закона агрессивным и непартнерским поведением государств, которые вводят против России и ее граждан, а также юридических лиц санкции.

    Предполагалось, что российское правительство будет наделено правом определять реестр государств, к которым может быть применим данный термин, для защиты основ конституционного строя. Необходимость законопроекта также обуславливалась обеспечением национальной безопасности, развития национальной экономики и ее защиты. Среди основных целей, которые преследует закон, - нивелирование присутствие в российском консалтинговом бизнесе иностранных компаний.

    В частности, фирмам, оказывающим консультационные услуги в области аудита, права и прочего, родиной которых является страна-агрессор, будет запрещено осуществлять свою деятельность в России. Кроме того, запрет должен был распространиться также и на аффилированные с иностранными российские компании. По мнению авторов законопроекта, рынок консалтинговых услуг представляет собой монополию зарубежных фирм. По их данным, 70% рынка, оборот которого в 2013 году превысил 90 млрд. руб., принадлежит таким крупным игрокам, как британская Ernst &Young или американская Deloitte. Разработчики законопроекта отмечают, что при нынешней международной обстановке это может нанести серьезный ущерб экономической безопасности, поскольку аудит большинства российских стратегических предприятий проводят именно зарубежные компании.

    Правительство не одобряет

    Несмотря на, казалось бы, актуальность введения такого политического статуса, как страна-агрессор, российское правительство не стало поддерживать инициативу депутатов. Как следует из заключения за подписью Сергея Приходько, главы аппарата правительства, статус «страна-агрессор», определение, которое дают ему авторы проекта, противоречат содержанию, вложенному в термин «агрессия» Генеральной ассамблеей ООН. Помимо этого, в пояснении отмечено, что положения нового законопроекта не учитывают особенностей разграничений полномочий главы и парламента государства в области защиты российского суверенитета. Кроме того, новеллы предлагаемого законопроекта противоречат нормам законодательства о закупках.

    Политологи и депутаты скептически восприняли возможность принять такой закон: «страна-агрессор» - это термин, введение которого может повлечь за собой еще большую эскалацию конфликта.

    (группы государств) против другого государства (группы государств) для его захвата, порабощения или принуждения к принятию своих условий путем нарушения его суверенитета, территориальной целостности, политической и экономической независимости.

    Определение агрессии принято в резолюции 3314 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 года. В основу этого определения положен факт первенства (инициативы) в применении вооруженной силы . Конкретно агрессия может осуществляться в форме нанесения упреждающего удара, комбинированного нападения различного масштаба, авиационного удара или вторжения.

    К актам агрессии, в частности, относятся:

  • вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства;
  • военная оккупация или аннексия с применением силы;
  • бомбардировка вооруженными силами или применение другого оружия государства против территории другого государства;
  • блокада берегов или портов вооруженными силами;
  • нападение вооруженных сил государства на сухопутные, морские или воздушные силы другого государства;
  • применение вооруженных сил , находящихся на территории другого государства , в нарушение соглашений с принимающим государством;
  • предоставление государством своей территории другому государству для совершения акта агрессии против третьего государства;
  • засылка государством военных формирований, вооруженных банд или наемников на территорию другого государства для применения вооруженной силы . равнозначной указанным выше актам.
  • По своему характеру агрессия может быть прямой и косвенной .

    К прямой агрессии относятся военное нападение, вторжение, военная оккупация (как бы долго она ни продолжалась), любая аннексия территории другого государства , военная блокада портов и берегов, продолжение пребывания вторгнувшихся вооруженных сил после прекращения военных действий на территории страны, подвергшейся агрессии. Примером прямой агрессии может служить нападение фашистской Германии на Польшу, Советский Союз и другие государства во время Второй мировой войны .

    Косвенная агрессия заключается в замаскированном применении вооруженных сил одного государства против другого, засылке на территорию другого государства вооруженных банд и террористических групп, оказании содействия в формировании враждебных иррегулярных вооруженных сил или отрядов наемников .

    Особой формой агрессивных действий является спонсорство агрессии - оказание помощи (включая непротивление) агрессору в осуществлении его планов политическими, экономическими или военными средствами (поставки вооружения и военной техники , направление военных советников, обучение специалистов).

    Определение агрессии дается Советом Безопасности ООН с учетом всех обстоятельств ее совершения. При этом никакие соображения политического, экономического, другого характера не могут служить оправданием агрессии.

    Территориальные приобретения или какие-либо другие выгоды, полученные в результате агрессии, признаются незаконными. Государство, подвергнувшееся агрессии, имеет право на индивидуальную или коллективную самооборону (статья 51 Устава ООН). При этом действия государства , даже если они являются наступательными, считаются оправданными.

    В случае агрессии Совет Безопасности ООН может принимать решения о применении против агрессора как невоенных мер (разрыв политических и экономических отношений, введение экономических санкций и т.п.), так и военных мер (применение вооруженных сил ООН , а также вооруженных сил государств-членов ООН) с проведением соответствующих военных миссий и операций .

    Может предусматриваться также временное ограничение суверенитета государства-агрессора, оккупация его территории, признание его правительственных и военных органов, а также политических партий незаконными и преступными.

    Задачи усмирения агрессии состоят в создании барьеров, пресекающих или предотвращающих агрессию, а также в культурном развитии, служащем преобразованию природного инстинкта агрессии в безопасные виды энергии.

    Право международной безопасности представляет собой систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения субъектов международного права в целях предотвращения применения военной силы в международных отношениях, ограничения и сокращения вооружений.

    Как любая отрасль современного международного права, право международной безопасности регламентирует определенный круг международно-правовых отношений, среди которых выделяются:

    а) отношения, связанные с предотвращением войны и эскалации международной напряженности;

    б) отношения, связанные с созданием систем международной безопасности;

    в) отношения по разоружению и ограничению вооружений.

    Принципами указанной отрасли международного права являются все основные принципы международного права, но отрасли права международной безопасности присущи и свои специфические принципы:

    Принцип равенства и одинаковой безопасности, который сводится к необходимости признать, что международная безопасность гарантируется системой равенства национальных мер безопасности. Любое государство будет считать себя уверенным в политических отношениях, если оно знает, что национальные меры безопасности достаточны для защиты интересов государства. Принцип ненанесения ущерба безопасности государства, который сводится к тому, что умышленное действие против безопасности государства само по себе может угрожать международному миру и безопасности.

    Среди основных источников права международной безопасности выделяются следующие акты:

    1. Устав ООН;

    2. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «О неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия» (1972 г.), «Определение агрессии» (1974 г.);

    3. Многосторонние и двусторонние договоры, которые могут быть разделены на 4 группы:

    Договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений в пространственном отношении (Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана);

    Договоры, ограничивающие наращивание вооружений в количественном и качественном отношении (Договор об обычных вооруженных силах в Европе, 1982 г.);

    Договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предписывающие их уничтожение (Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсичного оружия и об их уничтожении, 1972 г.);

    Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны.

    4. Акты международных региональных организаций (ОБСЕ, ЛАГ, ОАЕ, СНГ).

    Главной опасностью для мира и безопасности государств является агрессия, т.е. вооруженное нападение. В современном МП агрессия признается в качестве серьезного правонарушения (международного преступления). Устав ООН закрепил запрет на применение не только силы, но и угрозы силой. В резолюцию ГА ООН "Определение агрессии", принятую по инициативе СССР в 1974 г., было включено положение: "Агрессивная война является преступлением против международного мира", независимо от того, имел место факт объявления войны или нет. Государства западного цивилизационного типа всячески сопротивлялись принятию данной резолюции ГА ООП и до сих пор, по сути, отвергают имеющееся определение агрессии. ГА ООН в 1981 г. приняла Декларацию, в соответствии с которой тягчайшим преступлением против человечества является применение ядерного оружия первым.

    В Статуте Международного уголовного суда содержится указание на агрессию как на один из составов преступлений (ст. 5, ч. 2). Агрессией следует считать применение вооруженной силы против государства, когда страдает политическая независимость, территориальная неприкосновенность и суверенитет страны.

    Совету Безопасности ООН предоставлено право определять, в каком случае имеет место акт агрессии, а в каком нет. Вооруженные пограничные инциденты, как правило, не носят характера агрессии. Под квалификацию в качестве акта агрессии могут подпадать следующие действия:

    o нападение вооруженных сил, вторжение их на территорию иностранного государства;

    o нападение вооруженных сил на вооруженные силы иностранного государства;

    o применение вооруженных сил, находящихся на территории иностранного государства по соглашению, в нарушение этого соглашения;

    o продолжение пребывания вооруженных сил, находившихся на территории иностранного государства по соглашению, после прекращения этого соглашения;

    o бомбардировка территории иностранного государства;

    o применение любого (иного) оружия против государства;

    o вооруженная блокада портов, берегов;

    o предоставление национальной территории иностранному государству для совершения акта агрессии против третьего государства;

    o засылка на иностранную территорию вооруженных банд, наемников, регулярных сил, которые совершают акты применения вооруженной силы, равнозначные агрессии.

    Определение агрессии дается в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974г. Согласно этому определению под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суве­ренитета, территориальной неприкосновенности и политической незави­симости другого государства, или каким-либо другим образом несо­вместимым с Уставом ООН (статья 1 резолюции).
    В качестве особо важного признака агрессии выделяется применение вооруженной силы первым. Вместе с тем, предусматривается, что Совет Безопасности может на основе Устава ООН сделать вывод, что, несмот­ря на имевшее место применение вооруженной силы, констатация аг­рессии не будет оправданной в свете соответствующих обстоятельств, прежде всего с учетом того, что соответствующие акты или их послед­ствия не носят серьезного характера (статья 2 резолюции). Тем самым проводится различие между мелкими военными конфликтами, погра­ничными инцидентами, с одной стороны, и вооруженной агрессией - с другой.


    Похожая информация.